Урок какой я самопознание 4 класс – Урок самопознания в 4 классе на тему: «Какой Я?»

Урок самопознания в 4 классе на тему: «Какой Я?»

  1. Рассказывание истории (подарок от учителя).

Притча «Три типа человека»

 Одному царю из соседнего государства прислали три совершенно одинаковых золотых фигурки. В сопроводительном письме говорилось, что каждая из них имеет свое значение и ценность.

Царь представил фигурки своим придворным и потребовал определить, чем они отличаются друг от друга.

Придворные мужи взвешивали их, замеряли длину, проверяли пробу золота, но никаких внешних и внутренних отличий найдено не было. Люди, осмотревшие эти фигурки, только разводили руками, признавая свою беспомощность. Лишь мудрый визирь не сдавался. Обнаружив в ушах фигурок маленькие отверстия, он просунул в них тоненькую золотую проволочку и увидел следующее: у первой фигурки конец ее вышел из другого уха, у второй – изо рта, а у третьей – через отверстие в груди, в том месте, где находиться сердце.

Подумав немного, визирь сказал…

 – Как вы думаете, что сказал визирь?

Версии детей.(работа в группах)

 Подумав немного, визирь сказал: «Ваше величество, я думаю, что решение загадки найдено. Первая фигурка подобна человеку, у которого «в одно ухо влетает, а в другое вылетает». Вторая фигурка напоминает человека, который, едва дослушав новость, спешит рассказать ее другим, не утруждая себя ее осмыслением. Третья фигурка символизирует того, кто запоминает услышанное и старается пропустить это через свое сердце. Она наиболее ценная из трех».

— О чем притча?

– Как вы думаете, почему третий тип человека самый ценный из трех?

 – Какие черты характера вы хотели бы изменить в себе? Почему? 

. Посмотрите на два бокала (один прозрачный с водой, другой не прозрачный пустой). Что вы видите? А если сравнить бокалы с человеком. Опишите: какие это два типа человека, что вы можете рассказать о них?

Чем схожи, а чем отличаются? Какие по характеру? Нарисуйте и раскажите о них.

Игра:

Произнести в разных интонациях слово Я

(каждая группа по очереди: ласково, строго, задумчиво, гордо, демонстративно и т. д.)

multiurok.ru

Конспект урока самопознания «Какой я?»

Тема: Какой я?    Цель: расширять представления учащихся о самих себе через постижение общечеловеческой ценности истина.

Задачи:-способствовать пониманию того, что нужно делать только то, что хорошо и необходимо в данный момент тебе и другим;

-развивать умение видеть хорошее в других;

-воспитывать скромность и желание видеть хорошее в окружающих.

Ценность: истина 

Качества: делать только то, что хорошо и необходимо; видеть хорошее в других; скромность.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока самопознания «Какой я?»»

План урока самопознания

Тема: Какой я? Цель: расширять представления учащихся о самих себе через постижение общечеловеческой ценности истина.

Задачи:-способствовать пониманию того, что нужно делать только то, что хорошо и необходимо в данный момент тебе и другим;

-развивать умение видеть хорошее в других;

-воспитывать скромность и желание видеть хорошее в окружающих.

Ценность: истина

Качества: делать только то, что хорошо и необходимо; видеть хорошее в других; скромность.

ХОД УРОКА.

  1. Позитивный настрой.

  2. Игра «Чем мы похожи?» :-В человеке очень много разных качеств, которые можно сравнить. В чём-то люди похожи, чем-то отличаются. Итак, встаньте те

-у кого карие глаза;

-голубые;

-зелёные;

-те, у кого чёрные волосы;

-те, у кого день рождения осенью.

-В каждом человеке можно найти близкие качества, но невозможно найти полностью похожего на себя. Чем глубже узнаёшь человека, тем больше понимаешь какие все мы разные.

3. Работа с цитатой: Каждый человек отличается от другого как урюк от винограда. (араб.пословица)

4. Подарок от учителя: мультфильм «Чуня».

Вопросы:-Почему поросёнок больше не захотел быть поросёнком? (его обижало то, что все думают что поросята невоспитанные грязнули)

Что заставило его передумать? (он был добрым и воспитанным)

Чему научил вас этот мультфильм?

Вывод:-Как бы ни выглядел человек, важно стремиться обладать чистой душой, чистыми помыслами, совершать чистые, добрые дела.

Творческая работа: на каждом пальчике написать свои качества, ответив на вопрос «Какой я?» Приклеить работы.

Хоровое пение: «Быть человеком»

Заключительная минута урока.

kopilkaurokov.ru

Какой Я? Урок по самопознанию

Урок самопознания 4 Г классе

Учитель: Бузауова А.А.

Тема: Какой Я?

Цель: расширять представления учащихся о самих себе, своих потенциальных способностях и возможностях их развития.

Задачи:

-раскрывать роль созидательной активности человека в процессе его самопознания и самореализации:

— развивать потребность в самопознании и служении обществу:

— воспитывать трудолюбие и стремление к творческому самовыражению.

Ожидаемый результат: учащиеся познакомятся терминами талант, творчество, способности смогут дать оценку своим способностям.

Ресурсы: слайдовая презентация , фотографии оригинальных изобретении человека, учебник, стикеры, маркеры, плакаты.

Этапы урока, время

Вид работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг. момент

1мин

Приветствие.

Приветствует учащихся, настраивает на урок чтение стихотворения « Почему я не

Такой?

Приветствуют учителя.

Актуализация знаний.

4 мин

Мозговой штурм.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы.

1.Представте, что все вокруг стали похожими друг на друга, как близнецы: у всех одинаковые одежда, прическа, увлечения. Хотели бы вы жить в таком мире? Почему?

2. Чем отличается один человек от другого?

3.Какими способностями, по вашему мнению вы обладаете?

4.Как проявляются ваши способности?

5Для чего нужно развивать способности?

6.Как бы вы определили свой характер? Почему?

7.Как вы понимаете смысл выражения « способность быть человеком»?

Прочитайте определения. О чем в них идет речь?

1.Индивидуальные особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенным видом деятельности. Например , творческие ( музыкальные, литературные, художественные) или научные ( математические, гуманитарные)

2. Создание нового, ранее не существовавшего, а значит оригинального и уникального. Например, изобретения Леонардо да Винчи (парашют, водолазный костюм)

3.

Врожденные выдающиеся способности, необычная одаренность в какой- либо области. Например, спортивный, художественный.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы и высказывают свои мнения по поводу своих способностей. Каждый старается ответить.

В группах читают определения и используя слова подсказки находят ответы.( талант, творчество, способности)

Сообщение темы урока.

1 мин

Постановка проблемного вопроса

Задает вопрос на прогнозирование темы урока:

-Как вы думаете, как звучит тема нашего урока?

Сообщает тему урока: Какой Я?

Делают предположения

Высказывают мнения

Усвоение новых знаний.

15 мин

1.Прочитайте. Запомните понравившийся вам афоризм.

2.Работа с ситуациями.

3.Что такое характер?

Согласны ли вы с утверждением « Людей неинтересных в мире нет!»

Разберите ситуации и напишите советы. Как развивать эти качества

Назовите качества своего характера, которыми вы гордитесь.

Высказывают мнения

Учащиеся работают в группах. Читают и пишут советы .

Обмен полученной информацией.

Учащиеся отвечают на вопросы в паре делают друг другу комплименты.

Затем обмениваются пожеланиями друг другу

Учащиеся читают пожелания одноклассников.

Динамическая пауза

2мин

Современный танец

— Ребята, давайте отдохнем и станцуем.

Учащиеся выполняют движения танца под музыку

Творческая работа

15мин

Подготовка флипчартов о том как думаете, что значит «быть чистым,как родник»

Напиши письмо самому себе.

Дает задание каждой группе прочитать притчу « У родника» подготовить флипчарт о каком либо эпизоде или высказывание, которое им понравилось.

Наблюдает за работой учеников.

Что вы хотели бы в себе изменить

Ученики выполняют задания и презентуют флипчарты.

Каждый себе пишет письмо.

Обобщение

5мин

Выступление экспертов из каждой группы.

Обобщает ответы учащихся.

В группах обсуждения.

Рефлексия

2мин

Продолжите фразу: Сегодня на уроке…

Было интересно..

Я понял, что ..

Мне захотелось …

Урок дал мне для жизни ..

Трудно было ..

Я почувствовал …

Я научился …

Я смог …

Учащиеся отвечают на вопросы и пишут рефлексию урока.

1. Индивидуальные особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенным видом деятельности. Например, творческие ( музыкальные, литературные, художественные) или научные

( математические, гуманитарные)

Слова — подсказки ( талант, творчество, способности)

2. Создание нового, ранее не существовавшего, а значит оригинального и уникального. Например, изобретения Леонардо да Винчи (парашют, водолазный костюм)

Слова — подсказки ( талант, творчество, способности)

3. Врожденные выдающиеся способности, необычная одаренность в какой- либо области. Например, спортивный, художественный.

Слова — подсказки ( талант, творчество, способности)

infourok.ru

Классный час (4 класс) на тему: Познай самого себя

Классный час на тему: «Познай самого себя».

Цели: познакомить детей с некоторыми приёмами самопознания, дать детям представление о том, как находить в себе главные черты, определять свои личные особенности; развивать у детей умение правильно оценивать себя и других; способствовать формированию веры в свои силы, в возможность стать лучше; побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию.

Оборудование. У каждого ученика – альбомные листы, тетрадные листы.

План классного часа.

  1. Вступительное слово.
  2. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»
  3. Определение знаний детей о себе:

— дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

— создание автопортретов;

— игра в группах «Кто я? Какой я?»

4. Мини – лекция «Что такое самооценка?»

5. Тест «Самооценка».

6. Подведение итогов.

Ход классного часа.

  1. Вступительное слово.

Слова «Познай самого себя» принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди?Этот процесс называется самопознанием.

  1. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

— Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?

— Что лучше: переоценить или недооценить себя?

— Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоанализ», «самоиспытание».

— Как вы думаете, знаете ли вы себя?

Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он может развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы: самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание, самооценка.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. Будем проводить самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание и самооценку.

  1. Определение знаний детей о себе.

Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

Включается тихая музыка. Дети, разделившиеся на группы, обсуждают ответы.

— Это яркий, талантливый, незаурядный человек.

— Отличается от других людей.

— Это необычный, странный человек, чудак.

— Это любой человек, даже самый обыкновенный. Он отличается от других людей даже отпечатками своих пальцев.

Создание автопортретов.

Каждый человек в мире уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам нарисовать свой портрет на альбомном листе.

У вас получились уникальные автопортреты. А теперь мы подпишем автопортреты. Для этого поиграем в игру «Кто я?», «Какой я?»

Игра в группах «Кто я?». «Какой я?»

Напишите слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопрос «Кто я?», «Какой я?» Это может быть суждение о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете.

Включается тихая музыка. Дети работают 3-5 минут. Затем в группах рассказывают о себе.

  1. Мини – лекция «Что такое самооценка?

Знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка – это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной. Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят её до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять своё достоинство и жить в ладу со всеми и с самим с собой.

  1. Тест «Самооценка».

Мы сегодня учимся оценивать самих себя. Пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка. У каждого на парте лежит листок бумаги. Нарисуйте на нём 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину. Быстро напишите букву «я»в

любом кружочке. А теперь вы можете узнать какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка. Те, кто поставил букву «я» посередине, имеют правильную самооценку.

Результат, который вы получили необязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет ваша жизнь.

  1. Подведение итогов.

Подведём итоги нашего классного часа:

— Была ли интересна тема познания себя?

— Что вы узнали о различных вариантах самооценки?

— Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?

— Что нового вы узнали о себе?

— Думаете ли вы продолжить наблюдение за собой?

— Понравился ли вам классный час?

Вывод:узнали о том, что пока у некоторых не такая самооценка, как вам хочется. Нужно оценивать себя правильно, чтобы люди тебя уважали, чтобы быть уверенным в себе. Необходимо изучать себя, чтобы верно оценивать свои силы.

nsportal.ru

Урок самопознания №7 (4 класс)

Урок № 7
План урока самопознания

Школа__Архиповская средняя школа___

Тема: «Какой я?».Часть 1
Ценность: Истина
Качества: Служение обществу, самопознание, самоанализ.
Класс: __4___

Цeль: Углубить представления учащихся об общечеловеческой ценности истина.

Задачи:
 — Расширять представления учащихся о самих себе, своих потенциальных способностях и возможностях их развития;

— развивать способности анализировать свои чувства, потребность в самопознании и служению обществу;

— воспитывать нравственную культуру к самому себе.


Ресурсы : презентация, тексты с песней, цитата урока, конверты с пословицами, видеоролик, аудиозаписи.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Позитивный настрой.

Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Закройте, пожалуйста, глаза.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Медленно опускается вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам. Уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз. Глаза будут смотреть только на хорошее и видеть только хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в свете…Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

Анализ состояния:

Какие чувства вы испытали?

Что интересного и необычного увидели?

Кто сумел почувствовать прикосновение света?

Каким оно было?

— Ребята, как вы думаете, что сомое ценное в нашей жизни?

— А мы сами? Ведь самое ценное и самое дорогое у человека – это он сам. Каждый человек в первую очередь должен любить самого себя и только тогда он сможет полюбить окружающий его мир и завоевать любовь всех вокруг к самому себе. Каждый из вас должен знать себе цену и понимать, что вы – это самое дорогое, что у вас есть.

  1. Проверка домашнего задания

— Вам было задано прочитать стихотворение в учебнике.

— О чем оно?

— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Каждый из вас – это индивидуальность, неповторимая личность. Мы часто задаемся вопросом, какой я на самом деле? Как я выгляжу со стороны? Каким меня видят другие? Мы то, что мы говорим и делаем. Сегодня на уроке мы с вами будем изучать тему: «Какой я?»

  1. Цитата урока

Давайте обратим внимание на доску и прочитаем цитату нашего сегодняшнего урока.

«Познай самого себя и ты познаешь весь мир» (Сократ)

— Ребята, как вы понимаете эти слова?

— Познания мира начинается с познания самого себя, вы в первую очередь должны познать и разобраться в себе. Познание себя – это очень сложный и длительный процесс, который автор сравнивает с познанием целого мира. В каждом из нас заложен мир, каждый из нас по своему мыслит и представляет себе окружающую действительность. И если человеку удастся познать самого себя, свой внутренний мир, значит ему удасться познать и весь окружающий мир.

— Познание самого себя – это трудный и долгий путь. Но он стоит того, чтобы его пройти. Человек, который стремиться познать себя, по настоящему счастлив. Познать самих себя – это главное предназначение в жизни каждого. Работать над собой, становиться лучше, открывать в себе новые качества, новые способности и таланты – это то, к чему должен стремиться абсолютно каждый. Когда человек стремиться познавать себя – он безусловно развивается и становится лучше, с каждым днем.

Задание

— Итак, ребята, как вы думаете, вы хорошо знаете сами себя? Скажите мне какие вы?

— А как вы думаете видят ли вас окружающие такими же какими вы себя представляете?

На ваших столах лежат листочки. Эти листочки поделены на три колонки. Итак, сейчас каждый из вас должен записать в первой колонке хотя бы 3 своих положительных качеста.

Во второй колонке напишите хотя бы 3 своих отрицательных качества.

-А теперь скажите, сложно ли было писать о себе? Сложнее положительные или отрицательные?

— Но у нас с вами осталась 3 колонка и сейчас туда мы с вами запишем качеста и умения, которыми вы еще не обладаете, но очень хотите. Может вы хотите чему то научиться или приобрести какое нибудь качество.

— Итак, ребята, в нашей таблице видно от каких качеств вы должны избавляться – они во второй колонке и видны те качества, которые вы хотите заиметь. Для этого вы должны работать над собой. А что значит работать над собой?

— А сейчас давате послушаем мой рассказ о мальчике, который решил избавиться от своих недостатков и начал работать над собой. Послушайте и скажите, все ли он сделал правильно?

4. Рассказ учителя

Юра лежал на диване, смотрел в потолок и мысленно ругал себя: «Давно пора взяться за уроки, а я лежу себе, и хоть бы что! Абсолютно никакой силы воли! Так и жизнь пройдёт, а я ничего не успею сделать. Никаких открытий, никаких рекордов… Помню, где-то читал, что Моцарт уже в три года музыку сочинял. А я? Я даже бабушке письмо сочинить не могу! И в школе сплошные неприятности. Взять хотя бы последний месяц. Два раза проспал. По физкультуре — «пара»: забыл дома кеды. По литературе – трояк: не мог вспомнить, почему поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем… Нет, так дальше не пойдёт! Пора начинать новую жизнь. Прямо с завтрашнего дня. Что у нас завтра? Пятница? Нет, лучше с новой недели! Пропускаю два дня и сразу — с понедельника! И никаких себе поблажек!»

Юра решительно вскочил с дивана, вырвал из тетради лист бумаги и стал писать:

 

«План действий № 1:

1. Начать новую жизнь (с понедельника).

2. Ежедневно вставать в 6 часов 15 минут.

3. Купить гантели и делать зарядку с последующим обливанием ледяной водой.

4. Исправить двойку по немецкому и изучить ещё два иностранных языка.

5. Приходить в школу за 10 минут до прихода учителя.

6. Ответить бабушке на прошлогоднее письмо.

7. Выяснить, почему поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Юра отложил авторучку и внимательно изучил план. Хоть пунктов получилось маловато, он всё же остался доволен:

– Ну, что ж, доживём до понедельника!

В понедельник Юра опоздал в школу. Нет, он не проспал. Наоборот, встал на полчаса раньше, чтобы начать новую жизнь. По плану. Но легко сказать: «По плану»! А где он?

На столе его не было, на диване тоже. Юра искал его под кроватью, на шкафу, перевернул всю комнату — никаких результатов: «План действий № 1» как сквозь землю провалился!

«Ничего, — успокоил себя Юра, — трудности только закаляют силу воли!»

Он решительно вырвал из тетради лист бумаги и написал:

«План действий № 2:

1. Найти «План действий № 1».

2. Начать новую жизнь (со следующего понедельника)».

 

– Как вы думаете, что стало причиной невыполнения плана действий у героя?

– Какие качества характера нужно воспитать мальчику?

– Как вы думаете, от чего зависит осуществление поставленной цели?

Размышления детей.

  1. Творческая деятельность, групповая работа.

1. Мы с вами уже пробовали писать качества, которые нас характеризуют, а теперь давайте попробуем еще лучше узнать самих себя. На ваших столах лежат анкеты, сейчас я дам вам 7 минут на то, чтобы прочитать вопросы, устно ответить на них и попробовать по этим вопросам рассказать о себе. Для тех, кому будет удобно можете записать ответы на листочках.

Учащимся предлагается анкета “ Вот я какой!”. Вопросы могут быть следующими:

1. Меня зовут…

2. Мне… лет.

3. У меня…глаза

4. Мой любимый цвет…

5. Мое любимое животное…

6. Мои друзья…

7. Мои увлечения…

8. Моего лучшего друга зовут…

9. Лучше всего я умею…

10. Меня огорчает…

11. Меня радует…

12. Больше всего мне нравится в людях…

13. Самая главная моя цель…

— Ребята, какие вопросы оказались для вас самыми сложными?

— Вот видите, мы с вами – это самые неизвестное и неопознанное, мы с вами можем узнавать о себе все новые и новые вещи каждый день, можем раскрывать в себе новые качества и таланты.

1. Ребята, на ваших столах лежат листочки с незаконченными предложениями.

Сейчас мы попробуем представить себя в совсем необычных образах и закончить их.

1. Если я музыка, то я….

2. Если я цветок, то я…

3. Если я город, то я…

4. Если я книга, то я…

5. Если я игрушка, то я…

6. Если я время года, то я…

2. А сейчас возьмите на своих партах человечков и представьте, что это вы. Закройте на минуточку глаза и мысленно представьте себя раскрашенными в разные цвета. Теперь постарайтесь запомнить в какие цвета вы разукрасили свои части тела, потому что сейчас вам предстоит сделать это на шаблонах человечков. Возьмите цветные карандаши и раскрасьте себя так, как захотите, так как чувствуете себя. Подумайте какие цвета вам больше всего подходят и почему. Вам дается 5 минут.

  1. Групповое пение

«Кто тебя выдумал, звездная страна»

Кто тебя выдумал,
Звёздная страна?
Снится мне издавна,
Снится мне она.
Выйду я из дому,
Выйду я из дому —
Прямо за пристанью
Бьётся волна.

Ветреным вечером
Смолкнут крики птиц.
Звёздный замечу я
Свет из-под ресниц.
Тихо навстречу мне,
Тихо навстречу мне
Выйдет доверчивый
Маленький принц.

Самое главное —
Сказку не спугнуть,
Миру бескрайнему
Окна распахнуть.
Мчится мой парусник,
Мчится мой парусник,
Мчится мой парусник
В сказочный путь.

Где же вы, где же вы,
Счастья острова?
Где побережия
Света и добра?
Там, где с надеждами,
Там, где с надеждами
Самые нежные
Дружат слова.

В детстве оставлены
Давние друзья.
Жизнь — это плаванье
В дальние края.
Песни прощальные,
Гавани дальние,
В жизни у каждого
Сказка своя.

  1. Домашнее задание

  1. Обобщение

— Ребята, посмотрите на доску – это ваши человечки, посмотрите, они все разные…

— Представьте, что все вокруг стали похожими друг на друга, как близнецы: у всех одинаковые одежда, прическа, увлечения. Хотели бы вы жить в таком мире? Почему?

— Мы все уникальны. Таких как вы больше нет, вы такие одни. Именно поэтому вы должны ценить себя и любить себя.

  1. Заключительная минутка тишины

  • А сейчас, ребята, мы с помощью нашей волшебной палочки отправимся в путешествие в сказочную страну. Эта страна особая, потому что она удивительная и красивая (пауза). В этой стране много разных городов. В каждом городе живет свой маленький волшебник (пауза). Маленькие волшебники: Саша, Арман, Даша, Алмагуль… (учитель перечисляет имена всех детей) очень заботливые. Они любят творить добрые дела (пауза). Все волшебники ходят по улицам, залитым солнечным светом, улыбаются людям и дарят им добрые дела (пауза). Они помогают пожилым людям перейти через дорогу, сделать покупки в магазине, сделать что-то по дому: прибраться, напоить чаем; маленьким же детям – помогают одеться, гуляют и играют с ними. Взрослые люди очень любят маленьких волшебников за их добрые сердца, взрослые дела и большую заботу.

  • Почувствуйте, как приятно быть маленьким волшебником и дарить людям радость, свою заботу (пауза). Добрые и заботливые волшебники – это вы, дорогие мои дети!

infourok.ru

Конспект урока по Самопознанию 4 класс

Урок № 9 УЧИМСЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЮ

Салыгина А. В.

КГУ «Гимназия № 97»

Номинация: Лучший открытый урок в начальной школе

Фамилия, имя, отчество (полное): Салыгина Алла Васильевна

Наименование организации образования: КГУ «Гимназия № 97»

Тема: Учимся взаимопониманию

Класс: 4 «А» класс

Интегрируемый предмет: литературное чтение, трудовое обучение

Ценность: покой

Качество: взаимопонимание, любовь к ближнему, проявление терпения, понимания себя и окружающих

Цель: углубить представления учащихся о ценности внутренний покой через познание самого себя.

Задачи:

1. Раскрытие значимости для человека ценности внутреннего покоя.

2. Развитие стремления и желания жить во внутреннем покое через взаимопонимание и любовь к ближнему.

3. Воспитание стремления проявлять терпение, понимания себя и окружающих.

Ход урока

Примечания к ходу урока

  1. Организационный момент. Позитивный настрой.

Мысленная прогулка в лесу. (Джеймс Ласт «Одинокий пастух»)

— Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!

  1. Проверка домашнего задания.

Опережающее задание, страница 26. Чтение и осмысление стихотворения «Почему я не такой?».

Вопросы:

• Представьте все вокруг стали похожи друг на друга. Хотели бы вы жить в таком мире? Почему?

• Чем отличается один человек от другого?

• Вот, какие мы разные. Но очень многое нас объединяет. Подумайте, что объединяет?

• Вы назвали качества, которые ведут к познанию себя, как Человека.

• Если человек будет следовать этим качествам, что он обретет? (счастье, радость)

• А это приведет его к гармонии, значит, он обретет внутренний покой.

  1. Позитивное высказывание (цитата).

«Принцип «око за око» может сделать слепым весь мир»

Махатма Ганди

— Как вы понимаете это высказывание?

— А вот как об этом говорит сам Махатма Ганди.

«Невозможно победить зло злом. Вы всегда сами выбираете, как отнестись к чему-то. Когда вы начнете все больше и больше прибегать именно к такому образу мышления, вы сможете относиться к происходящему так, как это полезнее для вас и других людей.

Вы осознаете, что прощение и забвение прошлого сослужит хорошую службу для вас и для тех людей, которые рядом с вами. А трата времени на плохие воспоминания ничем вам не поможет после того, как вы извлекли урок из этой ситуации. Вы всего лишь причините себе лишние страдания и не дадите себе правильно действовать в настоящий момент.

Если вы не прощаете, то вы позволяете прошлому и другому человеку держать под контролем свои чувства. Простив, вы освободите себя от этих пут. И затем вы сможете сосредоточиться на чем-нибудь другом.»

Именно так Махатма Ганди говорит о взаимопонимании, которое ведет к внутреннему покою.

— Махатма Ганди и мы живем в разные века, в разное время, но принципы взаимопонимания, уважения, любви, доверия друг к другу остались актуальны до сих пор.

  1. Рассказывание истории (беседа).

Мудрая притча про отношение к жизни. 

Устав от шумного и беспокойного города, где всё отвлекало от медитации и самосозерцания, человек решил найти тихое спокойное место. Он пришёл в лес, где не было ни единого человека, но не смог сосредоточиться, потому что ему мешало стрекотание кузнечиков. Он углубился дальше в лес, но там очень громко пели птицы, отвлекая его от контакта с внутренним «я». В поисках тишины, человек залез в пещеру, там было очень тихо, но звуки капающей воды его раздражали. Тогда он построил себе маленький коттедж со звукоизоляцией, запер все окна и двери, но в полной тишине всё громче и громче слышалось «тик-так, тик-так…». Тогда он сорвал часы с руки и разбил их о стену. Сел, успокоился, глубоко вздохнул… Довольный, что вот сейчас, наконец-то, будет тихо, но… «Тук-тук, тук-тук…», — стучало его сердце в груди всё громче и громче…

Беседа по притче.

— Почему человек решил покинуть шумный и беспокойный город?

— Где искал человек тишины и покоя?

— Нашел ли человек такое место?

— Почему такого места на Земле не существует?

— Можно ли уйти от самого себя?
Мораль притчи: Все проблемы, как и их решения, находятся не где-то снаружи, а внутри нас самих. Нет смысла искать хорошее там, где нас нет, есть смысл учиться находить хорошее там, где мы есть…

Позволь СЕБЕ:
Не столь искать утешения, сколь утешать…
Не столь искать понимания, сколь понимать…
Не столь искать любви, сколь любить…
Ибо отдавая, мы обретаем!
Прощая, получаем прощения!
Умирая, рождаемся для жизни…

  1. Творческая деятельность, групповая работа.

Звучит спокойная музыка

Детям раздается по листу бумаги. Учитель просит обвести свою ладошку и вырезать.

— 5 пальцев – если мы соберем кулачек, обозначают единство. Это наш внутренний покой. 5 пальцев – это качества, ведущие к покою. Напишите на каждом пальце качество, через которые человек достигает внутреннего покоя.

• Подпишите с обратной стороны и сдайте.

  1. Групповое пение.

Есть только миг (муз. А.Зацепина, сл. Л.Дербенёва) 

Призрачно всё в этом мире бушующем, 
Есть только миг, за него и держись. 
Есть только миг между прошлым и будущим, 
Именно он называется жизнь! 

Вечный покой сердце вряд ли обрадует, 
Вечный покой — для седых пирамид. 
А для звезды, что сорвалась и падает, 
Есть только миг, ослепительный миг. 

Пусть этот мир вдаль летит сквозь столетия, 
Но не всегда по дороге мне с ним. 
Чем дорожу, чем рискую на свете я? 
Мигом одним, только мигом одним. 

Счастье дано повстречать иль беду ещё, 
Есть только миг, за него и держись. 
Есть только миг между прошлым и будущим, 
Именно он называется жизнь! 

  1. Домашнее задание.

Стр. 31-32 прочитать притчу «У родника» и составить по ней вопросы.

  1. Заключительная минута тишины.

— Закройте глаза. Вспомните урок, что вам понравилось, особенно запомнилось. Сохраните это в своем сердце. Откройте глаза, спасибо вам за работу.

На музыку Джеймс Ласт «Одинокий пастух»

Учебник «Самопознание» 4 класс

10 основных принципов изменения мира Махатмы Ганди

Клод Дебюсси

Есть только миг (муз. А.Зацепина, сл. Л.Дербенёва) 

Учебник «Самопознание» 4 класс

Клод Дебюсси

infourok.ru

Урок по самопознанию в 4 классе

План урока самопознания 

Тема: Учимся взаимопониманию 

Школа: КГУ «Гимназия №2» акимата города Рудного

Дата: ___________

№ 10 
Ценность: Праведное поведение 
Качества: долг, совесть, благодарность, управление желаниями 
Педагог: Халтурина Е.С.. 
Класс: 4

Цель: 
Углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких. 
Задачи: 
-раскрывать значение понятия «взаимопонимание» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы о близких, проведения праздников и организации совместного отдыха; 
-развивать навыки ответственного поведения в семье; 
-показать необходимость уважительного отношения к родным и близким. Ресурсы: (материалы, источники) 
Презентация, муз. оборудование 
Ход урока: 
1. Орг.момент. Позитивный настрой. 
Мысленная прогулка по лесу.
Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы пойдём гулять в лес. Представьте, как вы идёте к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идёте, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая всё, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, пение птиц и негромкое жужжание насекомых. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. (Пауза) А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг ещё раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, вздохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на своё место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворения. Откройте глаза и улыбнитесь! 
Анализ хода урока 
2. Позитивное высказывание (цитата). 
Взаимопонимание – начало согласия. 
Бенедикт Спиноза 
1. Как вы понимаете слово взаимопонимание? 
2. Как вы думаете легко ли с вами общаться? 
3. Какие трудности возникают у вас в общении с незнакомыми людьми? 
4. Понимают ли вас близкие и друзья? 
5. Какие чувства вы испытываете, когда вас не понимают? Обсуждение в группах 
3. Рассказывание истории (беседа). 
Семья 
В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная — сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие Молва об этой семье долетела до верховного правителя. И решил он посетить эту семью, чтобы узнать секрет, почему в этой семье такие дружные и счастливые люди. Когда правитель убедился, что все услышанное, правда, то он спросил старца, главу семьи: «Как вам удастся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тогда старец взял бумагу, написал на ней одно слово, а затем отдал это правителю. Прочитал правитель написанное на бума¬ге, и на лице его выразилось удивление. 
• Подумайте, какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ. (Ответы учащихся). 
(На листе было написано слово ВЗАИМОПОНИМАНИЕ) 
Беседа 
• Каждый человек нуждается в поддержке родных и близких людей и стремится создать свою семью. Не у всех это получается. 
• Как вы находите взаимопонимание с близкими? 
• Как вы думаете, из чего складывается счастье семьи? 
• Бываете ли вы грубы, раздражительны по отношению к родным и близким? 
• Какую семью вы хотели бы создать? (Ответы учащихся). 

От взаимопонимания и поддержки друг друга зависит мир в семье. 
Взаимопонимание – это умение слушать, слышать и понимать друг друга. Взаимопонимание достигается в искреннем общении, при внимательном и уважительном отношении друг к другу. 
Взаимопонимание – основа добрых отношений между людьми. Приятно общаться с собеседником, который умеет слушать, слышать и понимать другого. 
Чтение текста «Зимний дуб» 
1. О чём этот рассказ? 
2. Что помогло Анне Васильевне понять своего ученика? 

Подумайте о тех людях, с которыми вам не удалось достичь взаимопонимания. Попытайтесь найти причины этого. Сделайте всё от вас зависящее, чтобы общение стало приятным. Слово учителя 

Обсуждение в группах 

4. Творческая деятельность. 
1 существительное 
2 прилагательных 
3 глагола 
4 слова – моё отношение 
1 слово — синоним 
пятистишие 
5. Групповое пение. 
«Родительский дом» 
6. Домашнее задание. 
С.27, задание 1 «Увлечения членов моей семьи» 

7. Заключительная минута тишины. 
Садитесь поудобнее. Я приглашаю вас в мир «минутки тишины». Если же вам хочется, то вы можете закрыть глаза. (Звучит музыка). Я приглашаю вас совершить путешествие. Оно будет несомненно приятным. Представим себе, что мы идем на высокую-высокую гору (пауза). Яркое солнышко своими золотыми лучиками радостно освещает дорогу на пути к высокой горе. Нам радостно и легко идти (пауза). На пути встречаются необычной и редкой красоты цветы, деревья, травушки-муравушки. Любуясь ими, мы медленно поднимаемся ввысь (пауза). Мы оказались на самой вершине горы (пауза). Мы пришли на эту вершину с другом/подругой. Мы помогали друг другу подниматься. Наши руки заботливо, надежно и бережно поддерживали друга/подругу. Мы каждую минуту чувствовали плечо и руки друг друга (пауза). Нам легко и радостно вместе с другом/подругой. Почувствуйте, как хорошо, когда рядом друг/подруга (пауза). Запомните это чувство (пауза). Пожмите друг другу руки. Запомните тепло дружеских рук (пауза). Сейчас мы будем возвращаться в свой класс. Солнышко своими лучиками осветило нам дорожку в родную школу. Мы счастливые и радостные идем по солнечной дорожке. Входим в двери. Садимся. 

Живут в соседних домах две разных семьи. Одни всё время ссорятся, а у других всегда тишина и взаимопонимание. 
Однажды, позавидовав мирной соседской семье, жена говорит мужу: 
– Сходи к соседям и посмотри, что такого они делают, что у них всегда все хорошо. 
Пошел, спрятался и наблюдает. Вот видит, женщина моет полы в доме, вдруг что-то ее отвлекло, и она побежала на кухню. В это время ее мужу надо было срочно в дом. Он не заметил ведро с водой, зацепил его и вода разлилась. 
Тут пришла жена, извиняется перед мужем, говорит: 
– Прости, дорогой, я виновата. 
– Нет, это ты прости, я виноват. 
Расстроился мужчина,и пошел домой. Дома жена спрашивает: 
– Ну, что, посмотрел? 
– Да! 
– Ну что? 
– Все понял! У нас ВСЕ ПРАВЫ, а у них ВСЕ ВИНОВАТЫ.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *