Урок по психологии – —

Урок по общей психологии «Восприятие»

Цель: студенты должны иметь представления о психическом процессе «восприятие»; уметь применять полученные знания; знать: виды, свойства восприятие и его особенности; расширении знаний по разделу «Самопознание»

(На протяжение урока используются материалы презентации. См. приложение 2)

1 слайд (Используйте музыку предложенного файла (Приложение 1) или любую инструментальную, релаксационную музыку)

— Закройте глаза и вспомните сегодняшнее утро, когда вы впервые переступили порог дома. Что первое вы увидели, услышали, или почувствовали? (идет фронтальный опрос, делятся впечатлениями. Например: увидел снег, почувствовал холодный воздух, услышал лай собаки)

— Все что вы сейчас перечислили — это и есть ваш способ восприятия мира. И мы подошли к теме нашего урока «Восприятие» 2 слайд.

Тему записываем в тетрадь

3 слайд

(идет опрос):

Что? Какой вопрос мы можем задать.

Из названия темы мы можем сформулировать вопрос: Что такое восприятие, и какие виды восприятия существуют?

Где (какой вопрос здесь напрашивается):.. находятся анализаторы восприятия у человека и как они работают?

Когда человеку необходимы знания о восприятии?

— И так мы сформулировали цель нашего урока. Давайте к концу урока попробуем ответить на вопросы: Что? Где? Когда?

— В начале урока вы проговорили, как вы восприняли утро. Что же такое восприятие? Увидев, услышав или почувствовав, этот объект или явление отразили в своих органах восприятия в целом. Например, мы почувствовали запах апельсина и представили в целом апельсин, даже если его не видели. В результате воздействия определенных предметов и явлений (Собака, солнышко, холодный воздух, лай, сигнал машины) на наши органы чувства формируется

предметность восприятия, а каждая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение, лишь при соотнесении ее с целым. Это говорит о целостности восприятия.

Итак: Попробуйте сами сформулировать, что такое восприятие.

4 слайд

Восприятие — это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии (записываем в тетрадь)

Поэт Леонид Мартынов так написал о чувствах:

Тоньше и тоньше становятся чувства,
Их уж не пять, а шесть,
Но человек уж не хочет иного-
Лучше того, что есть.
Знать о причинах, которые скрыты,
Тайные ведать пути,-
Этому чувству-шестому на смену,
Чувство седьмое расти!

— Чтобы быть в гармонии с миром человек использует все виды восприятия. А какие вы знаете? (зрение, слух, ощущение, обоняние, осязание, и возможно подсознание — ясновидение и т.д.) но у каждого из нас есть ведущий тип восприятия и вы его проговорили — кто-то услышал, кто-то почувствовал, а кто-то увидел.

То есть мы выделили основные виды восприятия:

5 слайд

Аудиалный (слуховой), визуальный (зрительный), кинестетический

(ощущения).

Из названия видов восприятия выделите, где находятся основные анализаторы, то есть, с помощью чего мы воспринимаем.

(Глаз, ухо, руки)

— А как же это происходит?

6 слайд

-Мы что-то увидели. Анализаторы глаза, которые состоят из рецепторов, получают раздражение. В нервных клетках возникает возбуждение, которое передается в соответствующие участки мозга и этот физиологический процесс превращается в психический и человек воспринимает тот или иное явление.

Понятно?

7 слайд

Давайте проверим, как вы это поняли. Расставьте в правильной последовательности, то есть, поставьте в нужном порядке, как происходит процесс восприятия.

Перед вами на экране и на раздаточных листах - задание.

Расставьте в правильной последовательности
1.Раздражение в нервных клетках  
2. Сигналы в участках мозга  
3. Анализаторы  
4. Воздействие  
5. Рецепторы
 
6. Возбуждение в мозге  
7. Восприятие  

-Проверяем, показываю правильное решение. 8 слайд

— А как можно узнать какой ведущий тип восприятия у человека без диагностики?

-По его речи, тем словам и оборотам, которые он использует и по его действиям. Попробуйте сами их произнести.

9 слайд

Зрители: Используют следующие выражения - смотри сюда, посмотри на меня, я вижу, я гляжу, наблюдаю, замечаю, взгляни и т.д.речевым

10 слайд

Слушатели: послушай, услышишь, прислушайся, расслышишь, вслушайся, заслушаешься и т.д.

11 слайд

Ощущение: чувствую, ощущаю, сентиментальный, чувствительный, расчувствовался, описание ощущений — твердо, мягко, легкий, жесткий и т. д.

— А какой деятельностью предпочитают заниматься люди с разными видами восприятия?

Зрители: смотрят телевизор, газеты, журналы. Воспринимают информацию — лучше в письменном виде, или когда сами самим напишут (например, конспект)

Слушатели: послушать радио, поговорить по телефону. Воспринимают информацию лекции, личное разъяснение, прослушивание информации.

Ощущение: потрогать что-либо, создать самому. Воспринимают информацию — через схемы, алгоритмы действия, когда сами создают что-либо.

— То есть мы выяснили, что можем по поведению, речи человека, выяснить какой у него ведущий тип восприятия. А зачем нам это надо знать?

(Идет обсуждение)

— Из полученной информации о себе можно выделить информацию как продуктивнее готовиться к экзаменам(зрители — написать конспект, слушатели — записать лекцию на магнитофон и затем прослушать, кинестетик — составить схему или алгоритм ответа)

— В быту — бесконфликтное общение. Например, мама-зритель будет приятно удивлена порядку на вашем столе, папа — кинестетик обрадуется помощи в ремонте, а подружка- слушатель с удовольствием поболтает с вами по телефону.

— А в вашей будущей профессии это может пригодиться?

(Идет обсуждение). Будущие менеджеры по туризму клиентам-слушателям подробно расскажут о путешествии, зрителям покажут буклеты с фотографиями, а кинестетикам дадут подержать в руках сувениры из разных стран. Так ваши клиенты лучше воспримут информацию.

И так. Мы выяснили:

12 слайд

Что такое восприятие (повторяем) это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии.

Где находятся анализаторы восприятия? (глаза, уши, руки)

Когда человеку могут пригодиться эти знания? (бесконфликтное общение, при подготовке к экзаменам, в будущей профессии)

— Одна из самых острых жизненных потребностей человека — потребность в нормальном потоке ощущений, которые буквально питают мозг человека. И чем ярче у вас восприятие, тем ярче и красочнее у вас жизнь. Присоединяюсь к стихам поэта Солоухина.

Пусть будет все. И горечь тоже.
Приемлю мед, приемлю соль.
От одного меня, о боже,
По милосердию, уволь:
Когда ни вьюги и не меда,
Когда ни ночи и не дня,
Когда ни вкуса и не цвета,
Когда ни льда и не огня!

Желаю и вам яркого насыщенного восприятия жизни!

А чтобы закончить наш урок и подвести итоги предлагаю обраться к японской поэзии.

13 слайд

У японцев есть определенный стиль поэзии, который называется СИНКВЕЙН. Смысл этой поэзии - подведение итогов восприятия чего-либо. Предлагаю, и вам подвести итог урока в стиле синквейн. Стих состоит из 5 строк.

Первая — Название темы — состоит из 1 существительного.

Вторая — Описание темы — 2 прилагательных.

Третья — Описание темы в рамках этой темы — 3 глагола.

Четвертая — фраза или предложение, показывающая ваши чувства и подводящая итоги.

Пятая — позитивное слово, которое ставит точку.

Варианты: 1-восприятие, ощущение, зрители, слушатели, анализаторы

2-проницателное, созерцательное, оглушительное, ощущаемое,

3- вспоминали, представляли, обобщали, сочиняли, рассуждали

4- узнали много нового

5- отлично!

Приложение.

urok.1sept.ru

План-конспект урока по психологии (10 класс) на тему: Поурочные планы к предметам по курсу дополнительного образования «Основы психологии и педагогики».

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

Профессия: «Основы психологии и педагогики» (10 класс)

Предмет: Основы психологии

Урок №15                                                                 Дата: 21.10.2014г.

Тема: Характер. Понятие характер.

Цель и задачи урока:

  • Образовательная: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению темы; обеспечить закрепление понятий «характер», черта характера», «структура характера»; обеспечит применение учащимися полученных знаний на практике.
  • Развивающая: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;  содействовать развитию умений общаться.
  • Воспитательная: воспитание активной жизненной позиции, нравственных качеств, пространственного мышления, культуры речи, положительного интереса к получаемой профессии, специальности, чувства ответственности за свой труд, чувства гордости за свою профессию.

Тип урока: урок изучения нового материала, смешанный.

Методы: словесные, наглядные.

Оборудование: классная доска, списки черт характера.

Ход урока:

1) Организационный момент (3 минуты).

Подготовка учащихся к работе на уроке: по звонку все на своих местах, взаимное приветствие, определение отсутствующих, настрой учащихся на работу, организация внимания, проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид).

2) Актуализация знаний (7 мин).

На прошлых уроках мы рассматривали темы «Личность» и «Темперамент». Давайте вспомним:

— Что такое личность? Что влияет на формирование личности?

— Каждого ли человека можно назвать личностью?

— Объясните факт существования «детей-маугли»?

— Что такое темперамент? Темперамент является врожденным или приобретенным?

Темперамент является одним из компонентов структуры личности, какие еще компоненты вам известны.

В качестве подсказки я расскажу притчу.

Одним из компонентов структуры личности является ХАРАКТЕР.

Тема урока: Характер. Понятие характера.

3) Первичное усвоение новых знаний (20 мин).

План урока:

  • Понятие характера.
  • Структура характера.
  • Черты характера.

4) Закрепление полученных знаний (10 мин)

  • Упражнение «Чемодан в дорогу».

6) Подведение итогов занятия (5 мин)

Выводы, оценка работы учащихся.

 

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

Профессия: «Основы психологии и педагогики» (10 класс)

Предмет: Основы психологии

Урок №16                                                                 Дата: 21.10.2014г.

Тема: Характер. Условия формирования характера. Акцентуации характера.

Цель и задачи урока:

  • Образовательная: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению темы; обеспечить закрепление понятия «акцентуации характера»; сформировать представление об условиях формирования характера.
  • Развивающая: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;  содействовать развитию умений общаться.
  • Воспитательная: воспитание активной жизненной позиции, нравственных качеств, пространственного мышления, культуры речи, положительного интереса к получаемой профессии, специальности, чувства ответственности за свой труд, чувства гордости за свою профессию.

Тип урока: урок изучения нового материала, смешанный.

Методы: словесные.

Оборудование: классная доска.

Ход урока:

1) Организационный момент (3 минуты).

Подготовка учащихся к работе на уроке: по звонку все на своих местах, взаимное приветствие, определение отсутствующих, настрой учащихся на работу, организация внимания, проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид).

2) Актуализация знаний (7 мин).

Как мы говорили, личность человека формируется в социуме, то есть в процессе общения с родителями, со сверстниками и т.д. Нам часто приходится слышать: Какой у него скверный характер? У этого человека очень сложный характер? А этот человек такой покладисты!

Как вы думаете, от чего зависит характер человека? Чтобы понимать природу характера, необходимо понимать условия его формирования.

Тема урока: Характер. Условия формирования характера. Понятие акцентуации.

3) Первичное усвоение новых знаний (20 мин).

План урока:

  • Условия формирования характера.
  • Понятие акцентуации характера.

4) Закрепление полученных знаний (10 мин)

Игра «Крестики нолики»

5) Подведение итогов занятия (5 мин)

Выводы, оценка работы учащихся.

        

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

Профессия: «Основы психологии и педагогики» (10 класс)

Предмет: Психология дошкольника

Урок №8                                                                 Дата: 21.10.2014г.

Тема: Игровая деятельность.

Цель и задачи урока:

  • Образовательная: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению темы; сформировать представление об особенностях развития игры в младенчестве, раннем детстве и дошкольном возрасте.
  • Развивающая: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;  содействовать развитию умений общаться.
  • Воспитательная: воспитание активной жизненной позиции, нравственных качеств, пространственного мышления, культуры речи, положительного интереса к получаемой профессии, специальности, чувства ответственности за свой труд, чувства гордости за свою профессию.

Тип урока: урок изучения нового материала, смешанный.

Методы: словесные.

Оборудование: классная доска.

Ход урока:

1) Организационный момент (3 минуты).

Подготовка учащихся к работе на уроке: по звонку все на своих местах, взаимное приветствие, определение отсутствующих, настрой учащихся на работу, организация внимания, проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид).

2) Актуализация знаний (7 мин).

К.Д. Ушинский отмечал: «Вы купите для ребёнка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы купите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать, и перестраивать купленные вами игрушки не по их значению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, — и вот об этом-то материале должны больше всего заботиться родители и воспитатели».

Как вы думаете, что он имел ввиду?

Не игрушки определяют ход игры и её познавательное значение, а те знания, наблюдения об окружающей жизни, которые ребёнок получает под чутким руководством взрослого.

Игра для детей дошкольного возраста — своего рода школа, в которой ребёнок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения в обществе, отношение к труду, друг к ДРУГУ.

Тема урока: Игровая деятельность.

3) Первичное усвоение новых знаний (20 мин).

План урока:

  • Развитие игры в младенчестве и раннем детстве.
  • Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.
  • Характеристика других видов игровой деятельности дошкольника.
  • Роль игрушки в психическом развитии ребенка.

4) Закрепление полученных знаний (10 мин)        

Создать кроссворд.

6) Подведение итогов занятия (5 мин)

Выводы, оценка работы учащихся.

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

Профессия: «Основы психологии и педагогики» (10 класс)

Предмет: Творческая проектная деятельность

Урок №15                                                                 Дата: 21.10.2014г.

Тема: С чего начну свою деятельность в качестве лидера

Цель и задачи урока:

  • Образовательная: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению темы; сформировать умение разрабатывать индивидуальный план развития лидерских качеств.
  • Развивающая: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;  содействовать формированию лидерских качеств.
  • Воспитательная: воспитание активной жизненной позиции, нравственных качеств, пространственного мышления, культуры речи, положительного интереса к получаемой профессии, специальности, чувства ответственности за свой труд, чувства гордости за свою профессию.

Тип урока: урок совершенствования ЗУН, практическая работа.

Методы: словесные, наглядные.

Оборудование: классная доска.

Ход урока:

1) Организационный момент (3 минуты).

Подготовка учащихся к работе на уроке: по звонку все на своих местах, взаимное приветствие, определение отсутствующих, настрой учащихся на работу, организация внимания, проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид).

2) Актуализация знаний (7 мин).

Составление индивидуального плана развития лидерских качеств — важная часть любой успешной стратегии развития лидера. Следуя этому плану, вы сможете сконцентрировать усилия на том, что действительно необходимо для непрерывного личностного роста. Такой план содержит в себе оценку вашего стиля руководства, ценностей и требований, а также определение целей развития, связанных с ними задач и конкретных действий, необходимых для их реализации.

Вы узнаете, как оценить свои лидерские качества, сформировать видение желаемого будущего и определить, какие препятствия могут возникнуть в процессе его реализации, каким критериям должен соответствовать ваш план развития лидерских качеств.

Тема урока: С чего начну свою деятельность  в качестве лидера?

3) Выполнение учащимися различного рода заданий обобщающего и ситсематизирующего характера (10 мин).

План урока:

  • Анализ себя и окружающей обстановки
  • Определение целей, задач и действий
  • Оценка плана развития лидерских качеств

4)Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости) (15 мин)

Учащиеся презентуют план индивидуального развития лидерских качеств, обсуждение, дискуссия.

5) Формулирование выводов по изученному материалу (5 мин).

Итак, как мы видим, каждый из нас обладает разными личностными качествами, ставит перед собой разные цели и задачи. Поэтому, для достижения высоких результатов необходимо разрабатывать собственный план развития, с учетом своих индивидуальных особенностей, особенностей жизни, способностей и прочее.

6) Подведение итогов занятия (5 мин)

Выводы, оценка работы учащихся.

 

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

Профессия: «Основы психологии и педагогики» (10 класс)

Предмет: Творческая проектная деятельность

Урок №16                                                                 Дата: 21.10.2014г.

Тема: Что не буду делать в качестве лидера. Как буду удерживать престиж лидера. На кого буду опираться. С кем буду советоваться. Будут ли у меня секреты?

Цель и задачи урока:

  • Образовательная: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению темы; сформировать умение разрабатывать индивидуальный план развития лидерских качеств.
  • Развивающая: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;  содействовать формированию лидерских качеств.
  • Воспитательная: воспитание активной жизненной позиции, нравственных качеств, пространственного мышления, культуры речи, положительного интереса к получаемой профессии, специальности, чувства ответственности за свой труд, чувства гордости за свою профессию.

Тип урока: урок совершенствования ЗУН, практическая работа.

Методы: словесные, наглядные.

Оборудование: классная доска.

Ход урока:

1) Организационный момент (3 минуты).

Подготовка учащихся к работе на уроке: по звонку все на своих местах, взаимное приветствие, определение отсутствующих, настрой учащихся на работу, организация внимания, проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид).

2) Актуализация знаний (7 мин).

Вопросы:

— Кого можно назвать лидером?

— Какими качествами должен обладать лидер?

Тема урока: Что не буду делать в качестве лидера. Как буду удерживать престиж лидера. На кого буду опираться. С кем буду советоваться. Будут ли у меня секреты?

3) Выполнение учащимися различного рода заданий обобщающего и ситсематизирующего характера (10 мин).

План урока:

Учащиеся разбиваются на группы. Каждая группа получает задание разработать рекомендации/советы по  одному из вопросов: Что не следует делать лидеру / Как удержать престиж лидера / С кем советоваться лидеру, кому доверять / Секреты лидера.

4)Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости) (15 мин)

Учащиеся презентуют свои наработки, дискуссия.

5) Формулирование выводов по изученному материалу (5 мин).

Обратная связь: каждый учащийся отвечает на вопрос: Что полезного я извлек из занятия?

6) Подведение итогов занятия (5 мин)

Выводы, оценка работы учащихся.

nsportal.ru

Урок по психологии «Мой образ Я»

Школа – гимназия № 30

Открытый Урок

«Психологии саморазвития»

5 класс

Мой образ «Я»

Психолог ШГ № 30: Мякушко Г.К.

Астана

Мой образ «Я»

Цель: способствовать формированию позитивного образа “Я”

Задачи:

— развивать позитивное самовосприятие;

— развивать коммуникативные навыки;

— развивать у учащихся навыки самоанализа.

Оборудование. Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, классная доска, Текст сказки О.Хухлаевой “Федунчик”, толковые словари, листы белой бумаги А 4,ватман с нарисованным облаком, карандаши, фломастеры, готовые звезды, Буква Я.

Организационный момент 5 – 7мин.

Слово психолога. – Здравствуйте, ребята и наши гости!

В начале нашего урока давайте подарим улыбку себе, соседу по парте, гостям мне и всем одноклассникам. Перед тем как мы свами продолжим наш урок мы с вами познакомимся.Я очень надеюсь, что у нас сегодня не будет грустных лиц. И молчать мы не будем. Ведь мы собрались на час психологии. Мне 
очень важно мнение каждого, не бойтесь его высказывать. Порадуйте нас своими умными мыслями. 

Ритуал приветствия. Знакомства. Знакомство начинаю с себя. Ребята называют свое имя и одно прилагательное хорошее качество свое. И оформляют бейджики.

Сообщение темы занятия. 7мин
Мозговой штурм
» Кто ты? «.

Вот видите, сколько разных мнений и все они разные, но если все это объединить, то вы, прежде всего:  – Я – человек! 
Сегодня мы с вами будем говорить, размышлять о человеке. Ещё древние люди говорили, что Человек – самый загадочный Сфинкс на земле. Человек – это самое простое  и самое сложное. Что же представляет собой это маленькое, но такое ёмкое слово  Я? Человек – клубок тайн. Мы постараемся сегодня распутать этот клубок, раскрыть  тайны человека. С каждой раскрытой тайной будем узнавать себя всё больше и больше. (Сфинкс – это фараон самый главный в древности был человек)

– Обратите внимание на слайд (Показ слайдов).

На доске «Я». А теперь прочитайте это.

– Что обозначает эта запись?

Индивидуальная работа. В центре листа напишите Я и стрелочками укажите, кем вы являетесь. (Работают на листочках или в тетрадях).3мин.

«Кто Я?»

Примечание. Это упражнение при всей его внешней простоте достаточно глубокое и сложное даже для взрослых. Однако оно необходимо в целях осознания себя как личности. Вы можете предложить желающим прочитать свои записи вслух, не настаивая, ведь в начале урока вы говорили о конфиденциальности. Если в классе сложилась атмосфера интереса и безопасности, можно предложить ребятам отгадать, кому принадлежат ответы на вопрос «Кто я?» В этом случае вы собираете листочки и зачитываете ответы. Этот вариант позволит ребятам соотнести свою оценку с оценкой других, что важно для формирования реалистичного самовосприятия.

Ответы могут отражать ваши увлечения (музыкант, спортсмен, фанат, геймер…) или человеческие качества (ответственный, ленивый, добрый, веселый…). Какие из них можно отнести к положительным, а какие – к отрицательным? Каких характеристик больше?

Обратите внимание детей, что это упражнение помогает человеку лучше понять себя, свое место в жизни.

В психологии синонимом слова “я” является слово “эго”.

– Найдите в словаре толкование слова “эго” (работают с толковыми словарями. Ищут толкование слова “эго” в словаре. Читают найденную статью.)

Эго – латинское выражение, применяемое в психологии для обозначения “Я”.

– Какие однокоренные слова вы знаете с корнем “эго”?

(эгоист, эгоизм, и т.д.)

– Что они обозначают?

– С каким оттенком эти слова?

Если в отрицательном смысле эти слова, говорят о том, что человек такой может быть в своем поведении.

В положительном смысле слово “эго” не всегда плохо. Умение понимать себя, знать свои сильные и слабые стороны, анализировать свои действия и поступки – очень важное умение для человека.

– Развивать это умение мы сегодня и будем.

Тайна. Имя человека. 3мин.

Что дают каждому человеку, когда рождается?

  • Имеют ли имена значения?

  • Знаете, ли вы, почему вам дали ваши имена? И что они обозначают?

  • Влияет ли имя человека на его судьбу?

(Ответы детей)

Цитата урока

«Один человек отличается от другого, как виноград от урюка».

(Арабская пословица)

Работа со сказкой О. Хухлаевой “Федунчик» 2мин.

Чтение (Слушают сказку)

Федунчик

(автор – О.Хухлаева)

Жил на свете Федунчик. Все у него было хорошо, вот только с недавних пор ему не давал покоя вопрос: «Кто я такой?»

Пошел Федунчик гулять по всему белому свету, чтобы поискать ответ на свой вопрос. Шел он, шел и увидел незнакомого мужчину.

— Не знаете ли вы, кто я? – спросил у него Федунчик

— Кто ты, я не знаю, ты сам должен это знать. – ответил тот. – Я-то про себя знаю. Я – мужчина, отец, тракторист, а сейчас вот огород копаю, значит, еще и огородник.

Пошел Федунчик дальше, прошел еще кусок белого света. Видит – идет девочка.

— Не знаешь ли ты, кто я? – спросил Федунчик.

— Нет, не знаю. Я про себя знаю. Я – девочка, школьница, отличница, мамы с папой дочка, своего брата сестра и собачкина хозяйка. Видишь, собачку несу к доктору. Вот кто я. А раз ты не знаешь, кто ты такой, иди себе дальше.

Погрустнел Федунчик и никуда дальше не пошел, лег на землю и глаза закрыл. Вдруг кто-то его за плечо тронул.

— Эй, ты кто? – спросил его чей-то голос.. Федунчик открыл глаза, видит: солнышко его лучиком щекочет.

— В том-то и дело, что я не знаю, кто я, — ответил Федунчик.

— Ну, это очень просто, — ответило солнышко. – Для того, чтобы ответить на вопрос «кто я такой?», нужно знать …

Работа в парах. – А теперь – работа по ролям. 3мин.

Задайте по два вопроса друг другу? Сначала один задает собеседнику вопрос, собеседник на него отвечает. Потом меняетесь ролями.

-Что искал Федунчик?

-Как вы думаете зачем он это делал?

Работа в группах. 5мин

Теперь составьте, напишите схематичное характеристику личности Федунчика.

Я

Федунчика

Кто хочет озвучить свои записи классу? Читают характеристики по желанию вслух.

Какой у нас получился герой сказки? Вот видите он у нас позитивный герой. Как и все вы.

Игра «Моё позитивное Я» 5- 7 мин.

Психолог просит учащихся ответить на вопросы держа в руке букву Я:

В ходе дискуссии психолог подводит учащихся к выводу о том, что их позитивное Я играет в жизни человека важную роль и самое главное в общении нужно учиться, чтобы оно приносило не только радость, но и пользу. А также объясняет, зачем нужно знать себя, что могут дать нам навыки самопознания и рефлексии.

Упражнение «Найди свою звезду» 7- мин.
Цель
: даёт возможность расслабиться и набраться оптимизма, уверенности в себя.
Инструкция: Закройте глаза. Сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха…(музыка)
А теперь представьте себе звёздное небо. Звёзды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звёзд, для других — бесчисленное

множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстояние вытянутой руки.
Посмотрите внимательно на звёзды и выберите самую прекрасную звезду себе. Быть может, она похожа на вашу мечту детства, а может быть, она вам напоминает о минутах счастья, радости, удачи. Ещё раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до неё дотронуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите её с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает. 
А теперь сладко потянитесь, откройте глаза, возьмите свою звезду. Напиши в ней свои достоинства, чем вы можете гордиться. И приклейте их на небо. (Можно, чтоб ребята сами вырезали свои звезды)
Стимульный для упражнения:
На доске вывешивается плакат с позитивными качествами. Учащимся

предлагается, опираясь на эти качества, изобразить звезду своего самоуважения следующим образом. Они разукрашивают свою звезду, выбирают из списка качества, которые находят у себя, и записывают их в звезде. Звезду можно каким-либо способом украсить.

(Звездочки можно заранее вырезать из бумаги и раздать ребятам.)
На плакате или виде слайда могут быть указаны следующие качества: активность, альтруизм, артистичность, бескорыстие, благородство, великодушие, воля, доброжелательность, дружелюбие, жизнелюбие, заботливость, интеллигентность, искренность, любознательность, мудрость, оптимизм, остроумие, отважность, отзывчивость, правдивость, приветливость, решительность, романтичность, собранность, способность созидать, трудолюбие, терпимость, тактичность, точность, улыбчивость, умение быть благодарным, умение понимать, умение слушать, упорство, уступчивость, честность, щедрость.

Итог урока: Психолог подводит учащихся к выводу, что “звёздная небо” ваша показывает, сколько у вас возможностей, насколько вы уникальны, что является общим для всех, что помогает человеку достичь успеха в жизни.

И теперь ваши звезды будут вам светить вашем классе, излучать добро, дружбу, взаимопомощь, поддержку.

Посмотрите на звёзды: среди них нет ни одной одинаковой. Они все разные, как и мы с вами.

— «Если звёзды зажигаются, значит это кому – нибудь нужно!» Они наполнены нашей энергией, добротой, оптимизмом, верой в завтрашний день. Пусть ваши звёздочки подскажут верный путь и помогут решить ваши проблемы.

Обратная связь. Пишут на стикерах листочках обратную связь. И вешают на доску.

Анализ урока. Давайте оценим наше занятие: покажите на счёт “три” количество пальцев одной руки, которое соответствует оценке нашего занятия (по мнению учащихся).

multiurok.ru

Урок по психологии «Учимся быть успешными» (7 класс)

Урок по психологии

«Учимся быть успешными» 7 класс.

(К.Фопель «Как научить детей сотрудничать»).

Педагог-психолог Т.А.Никулочкина

Тема: «Учимся быть успешными».

Цель: укрепить веру детей в то, что они сами могут управлять своей жизнью.

Задачи:

  1. учить детей в ходе ролевой игры ставить конкретную цель и описывать её;

  2. развивать в детях умение вести позитивный внутренний разговор о самом себе;

  3. воспитывать способность радоваться успехам других.

Ход занятия.

  1. Организационный момент:

  1. Приветствие. «Ладошки». Психолог подходит к каждому ребёнку, поднося развёрнутые ладони. Если ребёнок готов к работе, открыт для общения, он показывает открытые ладони. Если настроение нейтральное, устал, точно не знает готов заниматься или нет, то одна развёрнута, а другая тыльной стороной. Если на работу не настроен, плохое настроение, показывает на обеих руках тыльную сторону.

  2. Основная часть.

Упражнение «Хвасталки».

Материалы: клубок ниток.

Инструкция.

Встаньте в один большой круг. Сейчас мы будем рассказывать друг другу о своих успехах. Ничего, что это будет похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что всегда найдётся сфера, где вы успешны. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для нас и тем легче каждому из нас быть успешными.

Сейчас каждый из нас подумает о своём достижении, не важно большое оно или маленькое. Важно, что оно значимо для вас. Начну я. Затем я зажму конец нити, а клубок брошу кому-нибудь из вас. Этот человек скажет мне: «Я рад за Вас».

Посмотрите, какая паутинка у нас получилась. Что она символизирует?

Теперь будем разматывать паутинку. Расскажите о достижении того, кто бросил вам клубок, и верните его.

Анализ упражнения.

  • Легко ли было говорить о своих успехах?

  • Узнали вы что-то новое о ком-то?

  • Легко ли было радоваться за других?

Упражнение «Без ложной скромности».

Материалы: лист бумаги и карандаш каждому.

Инструкция.

Обычно людям нравится, когда их хвалят. Чья похвала для вас важна? Говорите ли вы сами что-то хорошее о себе?

Когда мы говорим о себе что-то хорошее, это помогает нам добиться в жизни успеха, переживать сложные ситуации и доводить до конца сложные дела.

Я хочу, чтобы вы сейчас подумали о трёх вещах, которым вы хотели бы научиться или которые хотели бы делать лучше. Потом представьте, что вы этого уже достигли. Сформулируйте это в утвердительной форме. Например: «Я очень хорошо плаваю». Теперь возьмите лист бумаги и запишите это крупными буквами, украсьте, можно сделать красивую рамку и т.д.

После этого каждый ребёнок презентует свой «плакат».

Анализ упражнения.

  • Что чувствовали, когда говорили о себе?

  • Окружающие вас чаще хвалят или недовольны вами?

  • Что вы при этом чувствуете?

  • А вы чаще себя хвалите или недовольны собой?

Упражнение «Достижение цели».

Инструкция.

Посидите несколько мгновений в тишине и подумайте о том, чего бы вы хотели достичь в этом учебном году, чему научиться. Подумайте, как без слов вы могли бы показать это группе. Можно объединяться в группы и помогать друг другу. Остальные будут угадывать.

Анализ упражнения.

  • Трудно ли было выбрать важную цель?

  • Верите ли вы, что можете достичь этой цели в поставленные сроки?

  • Это будет легко?

  1. Рефлексия.

В конце занятия ещё раз проводится упражнение «Ладошки». Желающие могут прокомментировать свое состояние.

infourok.ru

Урок по психологии «Самопознание»

МКОУ Малышевское казенное общеобразовательное учреждение Малышевская средняя школа

План – сценарий урока на тему «Самопознание»

в 6 классе

Тренинг разработала: педагог – психолог :

Курбанова Наталья Хабировна

С. Малышевка, 2016 г.

План-сценарий урока по теме «Самопознание»

Урок психологии для 6 класса

Тема: что такое самопознание.

Цель урока: Дать детям представления о самопознании

Задачи:

  1. познакомиться с понятием самопознание

  2. знакомство с областями самопознания

  3. определение способов и средств самопознания

  4. закрепление материала в виде творческого упражнения – изготовление коллажа

Структура урока:

  1. организационный этап

  2. основной этап

  3. рефлексия

Материалы и оборудование: бумага формата А3, журналы, фломастеры, клей, ножницы, скотч.

«Здравствуйте! Вначале давайте познакомимся. Меня зовут Марина Владимировна. А вам я предлагаю сделать визитки, написать на листочках ваши имена и поставить листочки на парты». Дети выполняют задание.

«Сегодня темой урока будет самопознание. Кто из вас знает что такое самопознание?» Ответы ребятишек.

«Молодцы, ребята. Итак, самопознание – это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. А как вы думаете, когда начинается самопознание?» Ответы.

«Правильно, ребята. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя. А вы знаете какие бывают области самопознания?» ответы детей.

«К областям самопознания относят сознание и бессознательное, а так же Я-концепция. Знаете ли вы что такое Я-концепция?» ответы.

«Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.

Я-концепция характеризуется, помимо прочего, адекватностью или неадекватностью: человек может создать такой образ самого себя (и поверить в него), который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней; напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям. А как вы думаете, какие могут быть способы и средства самопознания?» ответы детей

«Верно/неверно, ребята. Самопознание как процесс может быть представлено в виде последовательности следующих действий: обнаружение в себе какой-либо личностной черты или поведенческой характеристики, её фиксация в сознании, анализ, оценка и принятие. Целесообразно учесть, что при высоком уровне эмоциональности и непринятия себя самопознание может превращаться в «самокопание», порождающее не объективное знание о себе, а разного рода комплексы, поэтому в самопознании, как и в других делах, важна мера.

К наиболее распространённым способам самопознания относятся:

  • Самонаблюдение. Как вы думаете, что это такое? Ответы

  • Верно. А еще есть Самоанализ. (Вопрос — ответ) Сравнение себя с некоторой «меркой». (Вопрос — ответ) Моделирование собственной личности. (Вопрос — ответ) Осознание противоположностей в том или ином качестве или поведенческой характеристике. (Вопрос — ответ).

А вы знаете какие бывают средства самопознания? ответы

К средствам самопознания относятся:

  • Самоотчёт, в том числе в форме дневника.

  • Просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Обращая внимание на психологические портреты героев, их поступки, отношения с другими людьми, человек вольно или невольно сравнивает себя с этими героями, а писатели (особенно классики) считаются непревзойдёнными психологами.

  • Изучение психологии, в частности таких её разделов, как психология личности, социальная психология.

  • Использование психологических тестирований; К специальным средствам познания себя относятся различные современные формы работы психолога:

  • индивидуальное консультирование, при котором психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашёл внутренние ресурсы для их разрешения;

  • работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится так, что группа способствует интенсификации процессов познания других и себя.

Молодцы, ребята! Вы все молодцы! А теперь я хочу предложить вам сделать коллаж на тему «Я…» и вам нужно придумать какие вы. Я раздам вам журналы, листы, ножницы и клей.

Изготовление коллажа

Обсуждение коллажа

Рефлексия урока. Обратная связь

infourok.ru

Конспект урока по психологии. Тема «Доброта»

Конспект открытого занятия по психологии.

Тема занятия: «Доброта».

Участники: обучающиеся 5 «А» класса 6 человек. (Подгруппа)

Форма занятия — групповая

Цель занятия:  формирование  духовно-нравственных качеств обучающихся через изучение понятия «доброта»

Задачи:

— Расширять знания обучающихся  о понятии  «доброта»  и её роли в жизни человека;

— Мотивировать обучающихся  к совершению добрых дел и поступков;

— Развивать  у обучающихся социальные и коммуникативные  умения, необходимых для установления межличностных отношений.

— Активизировать  процессы самопознания и самораскрытия обучающихся.

— Способствовать развитию ответственности за порученное дело.

— Способствовать развитию самостоятельного поиска необходимого материала в разных источниках.

Формирование УУД

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников.

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать свои действия.

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

6. Учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

6. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.

Личностные УУД

1.Формировать уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим.

2.Давать позитивную моральную самооценку и моральное  чувство-чувство гордости.

Оборудование: мультимедийная доска, проектор, колонки, ватман с изображением дерева, карточки с пословицами, цветы бумажные с липучками, маркеры, бумага для пожеланий, небольшая корзинка (коробка), дети сидят полукругом, оформлена зона из столов для групповой работы.

1.Организационный

момент

Включается песня о доброте.

Включается презентация. 

Учитель приветствует обучающихся и гостей.

Обучающиеся заходят в зал и садятся полукругом.

2.Подготовка к активной познавательной деятельности.

Учитель: «Сегодня у нас необычное занятие. У вас сегодня ответственная миссия, каждый из вас побывает в роли учителя. Каждый из вас чему-то нас научит, что-то нам расскажет.

-Вы готовы?».

Ответ обучающихся:

«Да, готовы!»

3.Установка познавательной задачи

-Учитель:

«Давайте вспомним, какое у вас было домашнее задание?»

— Учитель: Какое главное слово в вашем домашнем задании?

-Учитель: «Правильно, давайте вместе сформулируем тему нашего занятия»

— «Доброта».

— Учитель: «Что мы должны узнать на занятии?» формулирование цели занятия. 

-Обучающиеся:

Каждый озвучивает свое домашнее задание.

-1-й обучающийся: «Найти определение, знаменитые высказывания слову «Доброта».

— 2-й  обучающийся: Найти картинки о доброте.

— 3-й  обучающийся: «Найти песню про доброту».

-4-й  обучающийся:  Что такое «Добрые дела» Привести примеры.

-5-й обучающийся: Что такое «Добрые слова». Перечислить добрые слова.

-6-й обучающийся: Найти поговорки на тему «Доброта»

-Обучающиеся: «Доброта»

-Обучающиеся: «Что такое доброта?»

4.Усвоение новых знаний

1.Учитель:

—  Когда я была маленькой, мне казалось, что доброта – это такое цветущее дерево.

 — Я нарисовала для вас это дерево таким, каким его представляла. Посмотрите (все внимание на плакат с изображением дерева). Лишь одно огорчает: дерево не цветет. Чтобы его оживить, чтобы оно расцвело, чтобы стало добрым, нам  поможет наша доброта. Оно будет расцветать в течение нашего занятия, благодаря вашим добрым делам.

2.Учитель: Доброта. Добро. Что же это такое?

«А какое определение доброты нашел (имя обучающегося, который готовил этот вопрос)»

-Учитель: « Молодец! А теперь скажи, что такое доброта, своими словами»

-Учитель: «Ты сделал доброе дело, нашёл материал, рассказал нам о доброте, можешь взять цветок и приклеить его на наше «Дерево доброты».

   3.Учитель:

« Доброта – это наши добрые поступки, добрые дела». (Имя обучающегося), расскажет нам, что такое «Добрые дела».

-Спасибо, ребенку предлагается приклеить цветок на «Дерево доброты»  за доброе дело.

-Выходит ребенок, представляет найденный материал. 

-Ответ обучающегося.

-учающийся приклеивает цветок на дерево.

-Ответ обучающегося с демонстрацией слайда.

5.Первичная проверка понимания

Учитель:

-Давайте вспомним, какую задачу мы поставили в начале урока?

— Какие мы уже сможем сделать выводы?

— Давайте сравним ваши выводы с предложенным в презентации. 

-Ответы обучающихся

6.Закрепление знаний

Учитель:

«А сейчас мы с вами проведем практическое упражнение «Сложи поговорку).  Проводит его (называется имя обучающегося).

Учитель:

 -ребенку предлагается приклеить цветок на «Дерево доброты».

 -Учитель: « Доброта- это не только добрые поступки, но и добрые слова»

-(Имя ребенка) проведет с вами практическое   упражнение

«Добрые пожелания».

-Спасибо, все вы сделали доброе дело, написали добрые пожелания друг другу и нашим гостям. А сейчас, предлагаю каждому взять по одному цветку и приклеить на наше дерево доброты.

-Обучающийся:

«В конверте  у вас лежат пословицы и поговорки о доброте, но они перепутаны. Вам необходимо их собрать правильно.

-Обучающийся приклеивает цветок

-Обучающийся зачитывает добрые пожелания.  Предлагает детям написать по 2 пожелания. Пожелания кладет в коробку и раздает по одной гостям и ребятам.

Обучающиеся клеят цветочки.

7.Итог урока

Учитель: «Посмотрите, наше «Дерево доброты» распустилось, зацвело благодаря вашим добрым делам, добрым словам. Такому дереву никогда не будет одиноко. К нему полетят птицы, чтобы петь и вить свои гнезда, насекомые прилетят   за пыльцой. Под пышную крону от зноя или дождя спрячутся звери и люди. Доброта притягивает к себе. У доброго человека всегда много друзей. Доброта это солнце, которое согревает наши души.

Давайте вспомним нашу тему занятия. 

Учитель:

Цель нашего занятия: 

Учитель:

— Скажите кратко своими словами  «Что такое доброта?

Обучающиеся: «Доброта»

Ответы обучающихся: Узнать, что такое доброта. 

Ответы обучающихся.

8.Рефлексия

Учитель:

«Дайте  оценку сегодняшнему занятию. Красный шарик – отлично, все понравилось, зеленый шарик — хорошо,  желтый  шарик – удовлетворительно. Шарики помещают  в стеклянную вазу, делается анализ.

Обучающиеся делают выбор.

9.Домашнее задание

Будьте добрыми! А что для этого надо делать, вы теперь знаете.

Используемая литература:

  1. skfkis.ucoz.ru›metod/polozh-otkr.urok.pdf
  2. Как проектировать универсальные  учебные действия в начальной школе:от действия к мысли: пособие для учителя/под ред. А. Г. Асмолова.-  М.:Просвещение,2010
  3. Организация психологической работы в школе./М. Р. Битянова- М.: Совершенство,1997
  4. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4)»:/ О. В. Хухлаева.-М.:Генезис,2010
  5. Внеурочная деятельность школьников. Методический  конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П. В. Степанов.- М.: Просвещение,2010.
  6.  «Практическая психология в начальной школе», Р.В.Овчарова Москва, «Сфера», 2001

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по психологии. Тема «Доброта» »

Конспект открытого занятия по психологии.

Тема: «Доброта»

Выполнил: педагог-психолог

МБС(к)ОУ « С(к)ОШ для детей

С ОВЗ№155» г. Перми

Волгутова Наталья Григорьевна

2014 г.

Конспект открытого занятия по психологии.

Тема занятия: «Доброта».

Участники: обучающиеся 5 «А» класса 6 человек. (Подгруппа)

Форма занятия — групповая

Цель занятия: формирование духовно-нравственных качеств обучающихся через изучение понятия «доброта»

Задачи:

— Расширять знания обучающихся о понятии «доброта» и её роли в жизни человека;

— Мотивировать обучающихся к совершению добрых дел и поступков;

— Развивать у обучающихся социальные и коммуникативные умения, необходимых для установления межличностных отношений.

— Активизировать процессы самопознания и самораскрытия обучающихся.

— Способствовать развитию ответственности за порученное дело.

— Способствовать развитию самостоятельного поиска необходимого материала в разных источниках.

Формирование УУД

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников.

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать свои действия.

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

6. Учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

6. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.

Личностные УУД

1.Формировать уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим.

2.Давать позитивную моральную самооценку и моральное чувство-чувство гордости.

Оборудование: мультимедийная доска, проектор, колонки, ватман с изображением дерева, карточки с пословицами, цветы бумажные с липучками, маркеры, бумага для пожеланий, небольшая корзинка (коробка), дети сидят полукругом, оформлена зона из столов для групповой работы.

Этап занятия

Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный

момент

Включается песня о доброте.

Включается презентация. (Слайд 1)

Учитель приветствует обучающихся и гостей.

Обучающиеся заходят в зал и садятся полукругом.

2.Подготовка к активной познавательной деятельности.

Учитель: «Сегодня у нас необычное занятие. У вас сегодня ответственная миссия, каждый из вас побывает в роли учителя. Каждый из вас чему-то нас научит, что-то нам расскажет.

-Вы готовы?».

Ответ обучающихся:

«Да, готовы!»

3.Установка познавательной задачи

-Учитель:

«Давайте вспомним, какое у вас было домашнее задание?»

— Учитель: Какое главное слово в вашем домашнем задании?

-Учитель: «Правильно, давайте вместе сформулируем тему нашего занятия.

— «Доброта» Слайд 2

— Учитель: «Что мы должны узнать на занятии?» формулирование цели занятия. (Слайд 3)

-Обучающиеся:

Каждый озвучивает свое домашнее задание.

-1-й обучающийся: «Найти определение, знаменитые высказывания слову «Доброта».

— 2-й обучающийся: Найти картинки о доброте.

— 3-й обучающийся: «Найти песню про доброту».

-4-й обучающийся: Что такое «Добрые дела» Привести примеры.

-5-й обучающийся: Что такое «Добрые слова». Перечислить добрые слова.

-6-й обучающийся: Найти поговорки на тему «Доброта»

-Обучающиеся: «Доброта»

-Обучающиеся: «Доброта»

-Обучающиеся: «Что такое доброта?»

4.Усвоение новых знаний

1.Учитель:

— Когда я была маленькой, мне казалось, что доброта – это такое цветущее дерево.

— Я нарисовала для вас это дерево таким, каким его представляла. Посмотрите (все внимание на плакат с изображением дерева). Лишь одно огорчает: дерево не цветет. Чтобы его оживить, чтобы оно расцвело, чтобы стало добрым, нам поможет наша доброта. Оно будет расцветать в течение нашего занятия, благодаря вашим добрым делам.

2.Учитель: Доброта… Добро… Что же это такое?

«А какое определение доброты нашел (имя обучающегося, который готовил этот вопрос)»

-Учитель: « Молодец! А теперь скажи, что такое доброта, своими словами»

-Учитель: «Ты сделал доброе дело, нашёл материал, рассказал нам о доброте, можешь взять цветок и приклеить его на наше «Дерево доброты».

3.Учитель:

« Доброта – это наши добрые поступки, добрые дела». (Имя обучающегося), расскажет нам, что такое «Добрые дела».

-Спасибо, ребенку предлагается приклеить цветок на «Дерево доброты» за доброе дело.

-Выходит ребенок, представляет найденный материал. (Слайд 4,5)

-Ответ обучающегося.

— Обучающийся приклеивает цветок на дерево

-Ответ обучающегося с демонстрацией слайда.(6 слайд)

5.Первичная проверка понимания

Учитель:

-Давайте вспомним, какую задачу мы поставили в начале урока?

— Какие мы уже сможем сделать выводы?

— Давайте сравним ваши выводы с предложенным в презентации. (Слайд 7)

-Ответы обучающихся

6.Закрепление знаний

Учитель:

«А сейчас мы с вами проведем практическое упражнение «Сложи поговорку). Проводит его (называется имя обучающегося).

Учитель:

-ребенку предлагается приклеить цветок на «Дерево доброты».

-Учитель: « Доброта- это не только добрые поступки, но и добрые слова»

-(Имя ребенка) проведет с вами практическое упражнение

«Добрые пожелания».

-Спасибо, все вы сделали доброе дело, написали добрые пожелания друг другу и нашим гостям. А сейчас, предлагаю каждому взять по одному цветку и приклеить на наше дерево доброты.

-Обучающийся:

«В конверте у вас лежат пословицы и поговорки о доброте, но они перепутаны. Вам необходимо их собрать правильно»

-Обучающийся приклеивает цветок

-Обучающийся зачитывает добрые пожелания. Предлагает детям написать по 2 пожелания . Пожелания кладет в коробку и раздает по одной гостям и ребятам.

Обучающиеся клеят цветочки.

7.Итог урока

Учитель: «Посмотрите, наше «Дерево доброты» распустилось, зацвело благодаря вашим добрым делам, добрым словам. Такому дереву никогда не будет одиноко. К нему полетят птицы, чтобы петь и вить свои гнезда, насекомые прилетят за пыльцой. Под пышную крону от зноя или дождя спрячутся звери и люди. Доброта притягивает к себе. У доброго человека всегда много друзей. Доброта это солнце, которое согревает наши души.

Давайте вспомним нашу тему занятия. (Слайд 7)

Учитель:

Цель нашего занятия: (Слайд 8)

Учитель:

— Скажите кратко своими словами «Что такое доброта?»

Обучающиеся: «Доброта»

Ответы обучающихся: Узнать, что такое доброта.

Ответы обучающихся.

8.Рефлексия

Учитель:

«Дайте оценку сегодняшнему занятию. Красный шарик – отлично, все понравилось, зеленый шарик — хорошо, желтый шарик – удовлетворительно. Шарики помещают в стеклянную вазу, делается анализ.

Обучающиеся делают выбор.

9.Домашнее задание

Будьте добрыми! А что для этого надо делать, вы теперь знаете.

(Слайд 9)

Используемая литература:

  1. skfkis.ucoz.ru›metod/polozh-otkr.urok.pdf

  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе:от действия к мысли: пособие для учителя/под ред. А. Г. Асмолова.- М.:Просвещение,2010

  3. Организация психологической работы в школе./М. Р. Битянова- М.: Совершенство,1997

  4. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4)»:/ О. В. Хухлаева.-М.:Генезис,2010

  5. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П. В. Степанов.- М.: Просвещение,2010.

  6. «Практическая психология в начальной школе», Р.В.Овчарова Москва, «Сфера», 2001

kopilkaurokov.ru

Открытый урок по психологии внеурочной деятельности » Мир учителя

Психологический тренинг: «загадочные чувства»

 «Технологии формирования коммуникативных УУД у младших подростков на занятиях внеурочной деятельностью»

Цель:

  1. развитие эмоциональной грамотности и навыков невербального общения подростков.
  2. стимулирование творческого самовыражения, повышение уверенности в себе

Задачи:

¾    Закрепить основные понятия психологии общения: «мимика», «невербальное общение», «эмоции»;

¾    Развивать умение выражать эмоции и правильно   распознавать эмоциональные состояния другого человека;

¾    Развивать навыки сотрудничества и взаимодействия в группе;

¾      Воспитывать эмпатию.

Участники: 15 человек

Оборудование: карточки с названием чувств, бусинки, ленточки, музыка.

План занятия:

Вступительное слово: Здравствуйте ребята, уважаемые коллеги и гости нашего сегодняшнего занятия. Мы продолжаем заниматься с вами по программе психологического тренинга «Я – творец своей жизни». Давайте вспомним:

  1. О чем мы с вами говорили на прошлом занятии?
  2. Какие стояли перед нами задачи?

Ответы:

  • каждый из нас интересен сам по себе, неповторим
  • уникален обладает разными качествами характера.
  • у человека нет ненужных или плохих качеств, каждое из них — полезное, необходимое, хорошее.
  • если ваш друг, одноклассник как-то отличается от вас, это не значит, что он — плохой и его нужно обижать. Просто он — другой, и если его понять, то с ним может очень интересно дружить.

Правильно, мы говорили об индивидуальности, А какие задачи стояли перед нами на предыдущем занятии:

Задачи предыдущего урока:

повышение уверенности в себе

  1. развитие коммуникативной компетентности, креативности у воспитанников
  2.  снятие барьеров в общении;
  3. подкрепление позитивного восприятия себя;
  4. развитие групповой сплоченности.
  5. повышение уверенности в себе

Перед тем как приступить к новой теме спросить у ребят: «А как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать с вами?»

Ответы:

— Об общении? нет, мы уже в целом разобрали, что такое общение

— О видах общения? почти, сегодня мы коснёмся видов общения

— Ну, раз мы говорили об индивидуальности, и уникальности в общении, предположу, что о формах самовыражения.

Правильно, сегодня мы будем с вами говорить и разбирать формы и виды самовыражения, и тема нашего сегодняшнего занятия «Загадочные чувства» 1 слайд

Но чтобы начать наше занятия с ритуала приветствия, я предлагаю вам ответить на вопрос, что же такое чувство…..

2 слайд

— Правильно, чувства это – это эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира

Переходим к ритуалу приветствия.

3 слайд

Вступительная часть.

Разминка.

 Упражнение «Чудное приветствие».

Каждый участник по кругу предаёт приветствие в сопровождении тактильного контакта

— Здравствуй друг! – при этом происходит рукопожатие. 
— Как дела? — разводят руки в стороны. 
— Где ты был? — берут аккуратно за ушко своего партнера. 
— Я скучал! — правая рука к сердцу, глаза в глаза. 
— Ты, пришел…- руки на плечи друг другу. 
—  Хорошо! – объятия.

— Я так рад тебя видеть? взять за руку

— Сколько лет, сколько зим? тесное рукопожатие

Вопросы: почему так важно при общении смотреть человеку в лицо, называть его имя, повернуться к нему?

Упражнение «Настроение».

4 слайд

Ребята, а как вы себя чувствуете, какое у вас настроение? С какой погодой можно сравнить ваше настроение, ваши чувства? Назовите чувство, которое вы сейчас испытываете.

Основная часть.

 Сейчас вы описывали свое настроение с помощью слов. А можем ли мы говорить без слов? (Ученики высказывают предположения).

5 слайд

Хорошо! Представьте, что  ученики шумно играли на перемене в классе, разбросали фантики, не подготовили доску к уроку.  И вот — звонок на урок. Заходит учительница, видит беспорядок…

Вопрос: Что чувствует учительница? Как об этом могут догадаться ученики, если она ничего не сказала? А бывало у вас так, что вы без слов понимали, что вам сейчас может сказать человек?

Ответ: Правильно, наше выражение лица – мимика — помогает выразить наши мысли, а другим — понять наши чувства

6 слайд

Упражнение «Скульптура чувств»

 Сейчас вы будете работать в по 3 человека. Один человек — скульптура, другие-скульпторы. Скульпторы в тайне от скульптуры получают задание вылепить эмоцию, без слов. Они ставят статую в нужную позу, придают лицу нужное выражение. От скульптуры требуется только одно: назвать себя, т.е. указать какое чувство выражается данной позой и мимикой. Если ответ совпадет с заданием, то «скульптура» отправляется на выставку шедевров. Если зрители тоже угадали название скульптуры, то авторы получают звание «Лучшие выразители чувств». Музыка

Список чувств:

  1. Вина
  2. Гордость
  3. Злость
  4. Грусть
  5. Любопытство
  6. Радость

Вопросы для анализа: Какую эмоцию было легче угадать? Трудно ли было выполнять задание?

Оказывается, ребята, умение разбираться в чувствах других людей помогает человеку читать мысли и даже предвидеть будущее. Хотите знать, как это умение  работает? Для этого эксперимента  нам понадобятся два стула.

7 слайд

Сейчас я зачитаю ситуации из жизни, а вы их представьте. (изобразить на стульях, а потом поменяться)

Задание «Два стула»

  1. Коля пришел из школы, увлекся новой компьютерной игрой и забыл про уроки и поручение мамы помыть посуду. Мама пришла поздно, задержалась на работе, в руках у нее огромные пакеты с продуктами. Что чувствовал Коля, когда пришла мама? Что чувствовала мама? Что будет происходить дальше?

Ответы:

  1. Зимнее утро. Семья собирается в садик, школу, на работу. Посмотрели в окно: выпало много снега. Все вокруг белым бело: деревья, дороги, машина папы. Что почувствовали и о чем подумали дети? Мама? Отец?

Ответы:

Какой вывод вы можете сделать?

Ответ:  в общении очень важно уметь ставить себя на место другого человека, распознавать его чувства, уметь предвидеть реакцию другого человека,  сопереживать ему.

У

worldofteacher.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *