А бандура психолог – Альберт Бандура биография психолога кратко

Альберт Бандура — Практическая психология на Aboutyourself.ru

Автор Татьяна в . Опубликовано История и Биографии Последнее обновление: 04/05/2015

«Люди с твёрдой уверенностью в своих возможностях рассматривают сложные задачи как вызовы, которые нужно принять, а не как угрозы, которых следует избегать».

Альберт Бандура

Наибольшую известность Альберту Бандуре принесли:

Альберт Бандура родился 4 декабря 1925.

  • 1949 — окончил Университет Британской Колумбии со степенью в области психологии;
  • 1952 — получил степень доктора философии в области клинической психологии в Университете
  • штата Айова;
  • 1953 — начал преподавать в Стэнфордском университете;
  • 1974 — возглавил АПА;
  • 1980 — получил премию АПА за выдающийся вклад в развитие науки.

Ранние годы жизни

Альберт Бандура родился в небольшом канадском городке, расположенном примерно в 50 милях от Эдмонтона. Он был младшим из шести детей, школьное образование его заключалось в посещении небольшой школы, в которой работали всего два учителя. Как говорил сам Бандура, из-за столь ограниченного доступа к образовательным ресурсам «студенты должны были взять на себя ответственность за собственное образование» (Стоукс, 1986).

Он понял, что тогда как «содержание большинства учебников устаревает… инструменты самонаправлености служат человеку и с течением времени» (Стоукс, 1986). Эти ранние переживания, возможно, способствовали его дальнейшему вниманию к важности личной деятельности.
Bandura вскоре после зачисления в Университет Британской Колумбии увлекся психологией.

Сначала он специализировался в области естественных наук, и его интерес к психологии проснулся совершенно случайно. Работая по ночам, он догонял программу вместе с группой студентов; он заметил, что стал приходить в университет задолго до начала занятий. Чтобы скоротать время, он начал заниматься дополнительно в эти утренние часы, и, в конечном итоге, заинтересовался психологией.

Бандура вспоминал: «Однажды утром я проводил время в библиотеке. Кто-то забыл сдать перечень курсов, и я полистал его, чтобы найти факультатив, который можно было бы посещать рано утром. Я заметил курс психологии, он бы подошёл идеально. Я загорелся интересом; так и я выбрал свою профессию».

Отучившись всего три года, он пошёл в аспирантуру при Университете штата Айова. Это учебное заведение подарило миру Кларка Халла и других именитых психологов — Кеннета Спенса и Курта Левина. Основной акцент программа делала на теории социального научения, и Бандура считал, что она была слишком сосредоточена на бихевиористской точке зрения.

Степень магистра Альберт Бандура получил в 1951 году, а степень доктора наук — в 1952.

Карьера

После получения докторской степени он получил предложение занять должность в Стэнфордском университете. Бандура принял это предложение (хотя это обстоятельство и означало отставку с должности, которую он уже занимал в то время) и продолжает работать в Стэнфордском университете по сей день. Именно в период, когда он занимался изучением подростковой агрессии, Бандура особенно заинтересовался вопросами викарного научения (обучения на чужих ошибках), моделирования и имитации.

Теоретические взгляды Альберта Бандуры

Теория социального научения Альберта Бандуры подчеркивает важность обучения через наблюдение, подражание и моделирование. «Обучение было бы чрезвычайно трудоёмким, не говоря уже об опасности, если бы люди полагались исключительно на последствия своих собственных действий, чтобы определить, что им следует делать, а чего нет», — объяснил Бандура (1977). Его теория подразумевает постоянное взаимодействие поведения, познания и окружающей среды.

Его самый известный эксперимент — «Кукла Бобо» (1961). Для исследования он смонтировал видеозапись, на которой женщина била куклу Бобо и выкрикивала агрессивные слова. Затем плёнку показали группе детей, после чего детям разрешили поиграть в комнате, в которой была также кукла Бобо. Дети сразу же начали бить куклу, имитируя действия и слова женщины в записи, созданной для исследования.

Данное исследование имело большое значение, поскольку оно позволило отойти от бихевиористских представлений о том, что абсолютно все проявления поведения обусловлены подкреплением или наградой. Дети не получали поддержку или стимул, избивая куклу; они просто подражали поведению, которое они наблюдали. Бандура назвал это явление обучением через наблюдение и охарактеризовал элементы эффективного обучения через наблюдение, к которым причислил внимание, память, моторику и мотивацию.

Альберт Бандура — бихевиорист?

В большинстве учебников по психологии теории Бандуры помещаются в один раздел с идеями бихевиористов, однако сам Бандура отметил, что он «…никогда не соглашался с базовыми идеями бихевиоризма». Даже в своих ранних работах Бандура утверждал, что описание поведения через цикл стимул-реакция является слишком упрощённым. Хотя в своих работах он и использует такие бихевиористские термины, как «обусловливание» и «подкрепление», как объяснил сам Бандура, он «…рассматривал эти явления через призму когнитивных процессов».

«Авторы учебников по психологии продолжают неправильно интерпретировать мой подход, загоняя его в рамки бихевиоризма», — объяснил Бандура, описывая свою собственную точку зрения как «социальный когнитивизм».

Вклад в развитие психологии

Идеи Бандуры считаются частью когнитивной революции в психологии, которая началась в конце 1960-х годов. Его теории оказали огромное влияние на развитие психологии личности, когнитивной психологии, обучения и психотерапии.

Теги: биография


Есть что сказать? Оставть комментарий!:

aboutyourself.ru

Бандура Альберт, канадский психолог

Краткая биография

Альберт Бандура родился в Манделе на севере Канады $4 декабря 1925 года$. Альберт был единственным сыном в большой канадской семье, у него было пять сестер старше его. Бандура учился в школе, полный курс в которой преподавали всего два учителя, перегруженные работой. Ответственность за получение и усвоение знаний, лежала на учениках. Но это не помешало выпускникам школы поступать в университеты мира.

Бандура после окончания школы работал в Юконе, занимаясь восстановлением шоссе штата Аляска. Проработав так год, Бандура поступил в университет Британской Колумбии. В этом учебном заведении он получил степень бакалавра в области психологии. Образование Бандура продолжил уже в университете штата Айова. В $1951$ году он получил степень магистра, а в $1952$ году защитил докторскую диссертацию. В дальнейшем Бандура преподавал в Стэнфордском университете и здесь же получил профессорскую степень. Во времена студенчества в Айове Альберт познакомился с Вирджинией Варнс и женился на ней. У них родились две дочери – Мэри и Кэрол. В $1969$ году свет увидела работа Альберта Бандуры «Принципы модификации поведения».

В $1974$ году Альберт Бандура стал президентом Американской психологической ассоциации и Почетным президентом психологической канадской ассоциации.

Научный вклад в развитие психологии

В области психологии работы Бандуры, касающиеся моделирования, самоэффективности, подростковой агрессии известны достаточно широко. Он является автором более шести книг и создателем теории социального научения.

Бандура считал, что наказания и награды недостаточно, чтобы научить человека новому поведению. Ребенок обретает новое поведение только благодаря имитации модели. Одним из проявлений имитации является идентификация.

Определение 1

Идентификация – это процесс, в котором индивид заимствует чувства и мысли.

Теория Бандуры объясняет способы, которыми люди приобретают в условиях социального окружения различные виды сложного поведения. Главная идея теории находит свое выражение в термине обсервационного научения, то есть научения посредством наблюдения.

Бандура утверждал, что существует реципрокная связь между поведением, средовыми и субъектными переменными. Человек приводится в движение не только внутренними силами, поведение диктуется не только сложившимися обстоятельствами. На человека влияет окружение, а он также оказывает влияние на него.

Замечание 1

Научение определяется процессами наблюдения, моделирования и подражания.

Большая часть научения человека согласно теории Бандуры реализуется без традиционного подкрепления, требуемого принципами классического и оперантного обусловливания. Человек может научаться при отсутствии как наказания, так и вознаграждения. Следует отметить, что это не значит, что подкрепление не играет никакой роли. Как только поведение освоено, подкрепление начинает играть значительную роль в определении, будет ли возникать данное поведение. Научение посредством наблюдения не является ни автоматическим, ни постоянным. Будет ли происходить научение в определенной ситуации зависит от многочисленных факторов. К числу которых относятся:

  • возраст модели,
  • компетентность,
  • уровень мотивации.

Людьми наблюдается и далее осваиваются разнообразные социальные реакции, такие как сексуальное поведение, агрессия, способы эмоционального реагирования и другие.

При объяснении феноменов обсервационного научения Бандура опирается на факт широкого использования человеком символических репрезентаций различных событий в окружающей среде. Это объясняет удивительную гибкость человеческого поведения. Бандура сформулировал тезис, который гласит, что изменения в поведении, вызываемые классическим и инструментальным обусловливанием, а также наказанием, очень активно опосредуются когнициями. Важную роль в поведении человека, по мнению Бандуры, играют также процессы саморегуляции, то есть человек регулирует свое поведение посредством наглядного представления последствий его реализации. Образование связи между реакцией и стимулом находится под влиянием процессов самоконтроля. Линию акцентирования когнитивных факторов продолжил Уолтер Мишел в своем анализе некоторых когнитивных переменных социального научения у человека. Он считает, что все люди различаются по нескольким субъектным переменным, которые порождают разнообразие индивидуальных особенностей. К ним относятся:

  • компетентности, представляющие собой наборы способностей, оказывающих влияние на мысли и действия;
  • стратегии кодирования, которые отвечают за то, что люди по разному репрезентируют, символизируют средовую стимуляцию;
  • субъективные вероятности или ожидания, отражающие уровень правдоподобия того, что конкретные способы поведения или события приводят к конкретным исходам;
  • субъективные ценности, согласно которым люди различаются по цене, придаваемой различным исходам;
  • планы и системы саморегулирования, так как поведение человека регулируется на основе индивидуально устанавливаемых стандартов.

Замечание 2

Труды Бандуры в области психологии сыграли важную роль в работе над новыми подходами к терапевтическому вмешательству. В частности применение процедур моделирования для формирования новой поведенческой и когнитивной компетентности.

spravochnick.ru

Альберт Бандура – биография, книги, отзывы, цитаты

Альберт Бандура — канадский и американский психолог (украинско-польского происхождения), известный своими работами по теории социального обучения (или социального когнитивизма), а также экспериментом с куклой Бобо (суть этого эксперимента заключалась в том, что дети копировали увиденные ими на экране телевизора агрессивные действия, следуя не командам, а лишь копируя эти действия).

Родился в Манделе, небольшой деревне на севере Канады. Он был единственным сыном в большой семье, у него было пять старших сестер. Школьные годы Бандура провел в большой школе, весь курс которой вели всего два учителя, очень сильно перегруженные работой. Вся ответственность за получение знаний, фактически, лежала…

Альберт Бандура — канадский и американский психолог (украинско-польского происхождения), известный своими работами по теории социального обучения (или социального когнитивизма), а также экспериментом с куклой Бобо (суть этого эксперимента заключалась в том, что дети копировали увиденные ими на экране телевизора агрессивные действия, следуя не командам, а лишь копируя эти действия).

Родился в Манделе, небольшой деревне на севере Канады. Он был единственным сыном в большой семье, у него было пять старших сестер. Школьные годы Бандура провел в большой школе, весь курс которой вели всего два учителя, очень сильно перегруженные работой. Вся ответственность за получение знаний, фактически, лежала на самих учениках. Это, однако, не помешало многим выпускникам школы поступить в университеты по всему миру.

После окончания средней школы Бандура работал в Уайтхорсе в Юконе на восстановлении шоссе штата Аляска. Его товарищи по работе представляли собой пестрое сборище разного рода деликвентных личностей. Здесь, наверное, Бандура получил первые знания по психопатологии.

Проработав таким образом один год, Бандура переместился в более теплый климат и поступил в университет Британской Колумбии. Там он получил степень бакалавра по психологии. В 1949 году Бандура переезжает в США и продолжает образование в Айовском университете. Здесь в 1951 году он защитил магистерскую, а в 1952 — докторскую диссертацию. Далее Бандура работал преподавателем в Стэнфордском университете, где получил профессорскую степень. В 1956 году он принял американское гражданство.

Ещё будучи студентом в Айове Бандура познакомился с Вирджинией Варнс, после свадьбы у них родились две дочери — Кэрол и Мэри, подарившие ему внуков Энди и Тима.

11 августа 1969 была опубликована книга Альберта Бандуры «Принципы модификации поведения» («Principles of Behavior Modification»). К 1979 году эта книга была упомянута в более чем 1215 других работах, а журнал «Current Contents» отметил её, как «классику цитирования».

www.livelib.ru

Альберт Бандура (1925-). История современной психологии

Альберт Бандура (1925-)

Альберт Бандура родился в Канаде, в городке настолько маленьком, что в местной школе было всего двадцать учеников и два учителя. После окончания школы он работал с бригадой строителей на территории Юкона на починке дорог Аляски. Бандура искренне восхищался теми людьми, с которыми ему пришлось работать на Севере. «Оказавшись среди разношерстной компании интересных личностей, большинство которых составляли те, кто прятался от кредиторов или уплаты алиментов, или условно осужденные, у Бандуры быстро развились способности оценивать психопатологию повседневной жизни, которая пышным цветом цвела посреди суровой тундры» («Выдающиеся ученые» 1981. P. 28).

Бандура получил степень доктора философии в университете штата Айова в 1952 году и поступил на факультет Стэнфордского университета. Еще в начале шестидесятых годов он предложил свою версию бихевиоризма, которую исходно определил как социальный бихевиоризм, а позднее назвал социальной когнитивной теорией (Banciura. 1986).

Социальная когнитивная теория

Социальная когнитивная теория Бандуры является менее экстремальной формой бихевиоризма, чем бихевиоризм Скиннера; она отражает возобновление интереса психологии к когнитивным факторам. Общий подход Бандуры основан на бихевиоризме. Его исследования базируются на наблюдении за поведением испытуемых людей в процессе их взаимодействия. Он не использует интроспекцию и отдает должное значению подкрепления в формировании или модификации поведения.

Однако система Бандуры является не только бихевиоральной, но и когнитивной. Он подчеркивает влияние на внешние схемы подкрепления таких установок, как вера, ожидания, инструкции. Согласно Бандуре, поведенческая реакция не включается автоматически внешним раздражителем, как это происходит у роботов или машин. Напротив, реакции на раздражители являются самоактивизирующимися. Человек сознательно воспринимает положительное подкрепление, он предвидит его получение в случае соответствующего поведения.

Несмотря на то, что Бандура соглашается со Скиннером, что человеческое поведение можно модифицировать посредством подкрепления, а также верит в то — и даже доказывает это эмпирическим путем, — что человек может освоить практически все виды поведения без непосредственного получения какого — либо подкрепления.

Нам далеко не всегда требуется подкрепление; мы можем учиться на чужом опыте, посредством косвенного подкрепления[96], наблюдая за поведением других людей и последствиями этого поведения.

Такая способность обучаться на примерах и на основе косвенного подкрепления предполагает, что человек обладает способностью прогнозировать и оценивать последствия того, что он наблюдал у других людей, что еще не пережито им на личном опыте. Мы можем регулировать и направлять наше собственное поведение, представляя или воображая себе еще не пережитые его последствия. Бандура полагает, что связь между стимулом и реакцией, поведением и подкреплением не прямая, как это предусматривается системой Скиннера. Он вводит понятие промежуточного механизма между стимулом и реакцией, этим механизмом являются когнитивные процессы личности.

Таким образом, когнитивные процессы играют важнейшую роль в социальной когнитивной теории, их рассматривание является основным отличием взглядов Бандуры от системы Скиннера. Как полагает Бандура, не сама по себе схема подкрепления является эффективным фактором модификации поведения, а то, что именно человек думает об этой схеме подкрепления. Вместо того, чтобы учиться на собственном опыте полученных подкреплений, мы учимся при помощи моделирования, наблюдая за другими людьми и примеривая на себя их модели поведения. Согласно взглядам Скиннера, тот, кто контролирует подкрепление, контролирует и поведение. Согласно взглядам Бандуры, тот, кто контролирует <модели> в обществе, контролирует и поведение.

Бандура провел широкомасштабные исследования характеристик тех моделей, которые оказывают влияние на наше поведение. Он обнаружил, что мы склонны моделировать поведение людей того же пола, примерно такого же возраста — то есть человека, равного нам, который с успехом решает проблемы, сходные с нашими. Кроме того, на нас производит сильное впечатление поведение «моделей», занимающих высокое положение в обществе. Различные типы поведения служат образцом для подражания в разной степени. Более простые типы поведения имитируются намного чаще, чем более сложные. Агрессивное и враждебное поведение имитируется с наибольшей готовностью, особенно детьми (Bandura.1986). Таким образом, то, что мы видим в реальной жизни и в средствах массовой информации, и определяет наше поведение.

Подход Бандуры получил название теории социального научения, поскольку он занимается изучением поведения на уровне его формирования и модифицирования в социальных ситуациях. Бандура критиковал исследования Скиннера, который использовал только отдельные виды подопытных животных, в основном крыс и голубей, а не людей, взаимодействующих друг с другом. Лишь немногие люди проживают в условиях полной социальной изоляции. Бандура утверждал, что не стоит ожидать новых научных открытий в психологии, если будет игнорироваться изучение социального взаимодействия, столь характерного для современного мира.

Эффективность личности

Бандура провел серьезные исследования такого понятия, как эффективность личности[97], которую он описал как чувства самоуважения и собственного достоинства, адекватность и проявление умения решать жизненные проблемы (Bandura.1982). Его работа показала, что люди, обладающие высокой личной эффективностью, считают, что они в состоянии справиться с неблагоприятными событиями и обстоятельствами жизни. Они ожидают от себя способности преодолевать препятствия. Они сами ищут испытаний, усложняют свои задачи и в своем стремлении к успеху поддерживают высокий уровень уверенности в своих силах.

Напротив, люди с низкой личной эффективностью при столкновении с различными жизненными ситуациями чувствуют свою беспомощность; они считают, что у них слишком мало или совсем нет сил для того, чтобы повлиять на сложившуюся ситуацию. Если они наталкиваются на проблему или препятствие, и первая попытка преодоления не увенчивается успехом, то они быстро отказываются от дальнейших попыток. Такие люди уверены в том, что от них ничего не зависит.

Исследования показали, что представления, связанные с эффективностью личности, оказывают существенное влияние на многие стороны человеческой деятельности. Люди с высокой личной эффективностью рассматривают больше вариантов выбора карьеры и чаще добиваются успеха; они получают более высокие оценки при обучении, ставят перед собой более высокие цели и в целом обладают лучшим физическим и душевным здоровьем, чем люди с низкой личной эффективностью. В общем случае, мужчины действуют с более высокой эффективностью, чем женщины. И у мужчин, и у женщин личная эффективность достигает максимального уровня в середине жизни и постепенно снижается после шестидесяти лет.

Модификация поведения

Задача, которую поставил перед собой Альберт Бандура при разработке социального когнитивного подхода к бихевиоризму, была чисто практической и прикладной: каким образом можно модифицировать те виды поведения, которые общество рассматривает как нежелательные или ненормальные. Согласно его рассуждениям, если все виды поведения — включая и ненормальное поведение — изучаются на основе наблюдений за другими людьми и моделирования их поведения, значит поведение можно <выучить заново> или хотя бы частично изменить его.

Подобно Скиннеру, Бандура сосредоточил свое внимание на внешних проявлениях ненормальности — то есть на поведении — а не на предполагаемых внутренних сознательных или подсознательных конфликтах. Лечение симптомов, по Бандуре, является одновременно и лечением самого расстройства, поскольку симптом и заболевание считаются единым целым.

При модификации поведения используется моделирование: испытуемые должны наблюдать за моделью в таких ситуациях, которые кажутся им пугающими или провоцируют у них чувство тревоги. Например, дети, которые боятся собак, наблюдают, как ребенок такого же возраста подходит к собаке и начинает играть с ней. С безопасного расстояния эти дети видят, как их сверстник постепенно приближается к собаке, гладит собаку сквозь прутья и наконец входит внутрь манежа и весело играет с ней. В результате такого обучения на наглядном примере страх, вызываемый у ребенка собакой, будет значительно ослаблен.

В качестве примера такого показательного обучения можно привести случай, когда испытуемые наблюдали игру с пугающей их змеей. Спустя какое — то время они постепенно приближались к змее и даже брали ее в руки.

Методы бихевиоральной терапии, разработанные Бандурой, широко применяются в клинической практике, в бизнесе, в сфере образования. Они получили подтверждение в сотнях экспериментальных исследований. Эти методы доказали свою эффективность при избавлении от различных фобий — страхов перед змеями, замкнутыми пространствами, открытыми пространствами, высотой. Кроме того, они полезны при лечении навязчивых неврозов, сексуальных дисфункций, некоторых форм тревожных состоянии, а также способствуют повышению эффективности личности.

Комментарии

Социально — когнитивный подход к бихевиоризму, разработанный Альбертом Бандурой, вызвал критику со стороны приверженцев традиционного бихевиоризма, которые утверждали, что когнитивные процессы не могут оказывать каузального воздействия на поведение. Бандура отвечал на это следующим образом: «Очень забавно видеть радикальных бихевиористов, которые верят в то, что мысль не оказывает каузального воздействия, и в то же время отдают столько времени и сил выступлениям, статьям и книгам в попытках обратить людей в свою веру» (цит. по: Evans. 1989. P. 83).

Социально — когнитивная теория получила широкое признание в психологии в качестве эффективного способа исследования поведения в лабораторных условиях и модификации поведения в клинических. Вклад Бандуры в современную психологию признается многими его коллегами. В 1974 году Альберт Бандура являлся президентом Американской психологической ассоциации и в 1980 году получил награду «За выдающийся вклад в науку». Разработанная им теория созвучна американской психологии XX века как с функциональной, так и с практической точки зрения. Его подход является объективным; он пригоден для применения в лабораторных исследованиях; соответствует нынешнему интеллектуальному климату, в котором большое значение придается изучению внутренних когнитивных процессов; и вполне применим к тем задачам, которые ставит реальная жизнь. По мнению многих психологов, работы Альберта Бандуры представляют собой интересное и плодотворное новое веяние в длительной истории бихевиоризма.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Альберт Бандура (Albert Bandura) | Биография

метки: Научение, Агрессия, Человек, Последствие, Исследование, Образец, Social, Наблюдение

Годы жизни:1925 -1988

Родина: Мундаре (Канада)

Альберт Бандура — канадско-американский психолог, автор теории социального научения. В 1949 г. закончил ун-т в Британской Колумбии (бакалавр искусств), после этого приехал в США (гражданство в 1956 г.), проходил обучение клинической психологии в ун-те Айовы (магистр философии, 1951; доктор философии, 1952).

С 1953 г. работал в Стэнфордском ун-те в качестве профессора психологии, с 1973 г. — профессора социальных наук в области психологии. Здесь познакомился с трудами Дж. Миллера и Дж. Долларда, значительное влияние на него также оказал К.У. Спенс.

Начав с методологии «стимул-реакция», Б. пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение. На основании многочисленных исследований дал новую формулировку инструментального обусловливания, отведя в нем центральное место научению путем наблюдения за образцом. При этом подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор. Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения (стандарты самоподкрепления, которые демонстрируют другие люди).

Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания (это — и возможность непосредственного общения, и сложность представляемого поведения) и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым или даже фатальным последствиям. Основываясь на своей теории социального научения, попытался дать новую интерпретацию агрессии.

7 стр., 3070 слов

Проблема поведения в психологии

… психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения … новыми (условными) стимулами. Практически поведение является результатом научения. Научение, по Уотсону, — это накопление … человек никогда не может быть до конца уверен, к каким именно последствиям … опосредованность поведения внутренними психическими факторами. В связи с философией Декарта …

Первоначально Б. под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической, реакцию на фрустрацию. Однако затем убедился, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, обнаружил, что отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии. Проводя исследование на маленьких детях, в котором им показывали фильмы с поощрением вербальной агрессии, Б. обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное (1965).

На основании этих исследований он пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться лишь только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций. Б. автор психотерапевтического метода «систематической десенсибилизации». В рамках традиции изучения личности вклад Б. заключается прежде всего в том, что в его экспериментальных исследованиях в центре внимания оказывается не изучение обобщенных черт характера, но исследование ситуационно специфических форм поведения.

Автор трудов: «Social Learning and Personality Development, N.Y., 1965 (совм. с R.H. Walters), в рус. пер.: (частично) «Принципы социального научения» // «Современная зарубежная социальная психология», М., 1984; «Psychotherapy based upon modeling principles» / A.E. Berdin (ed.) et al, «Handbook of psychotherapy and Behavior change», N.Y., 1971; «Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change» / Psychological Review, 1977, 84; «Self-referent thought: A development analysis of self-efficacy» / Flavell J.H. (ed.), Ross L, «Social cognitive development: Frontiers and possible futures», N.Y., 1981; «Social Foundations of Thought and Action: A Social Cognitive Theory», 1986.

10 стр., 4527 слов

1. Понятие агрессии, агрессивности и агрессивного поведения в психологии

… создают видимость существования тесной взаимосвязи между гормонами и агрессией или склонности к криминальному поведению как черты фамильного сходства. Хотя в свое время … с коллегами, импульсивность коррелирует с различными видами агрессии, измеряемыми соответствующими субшкалами. Наибольшие фенотипические корреляции обнаружены между импульсивностью и таким измерением агрессивности, как …

_________________________

История психологии в лицах. Персоналии / под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко. под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005

forpsy.ru

Альберт Бандура. Вера в человека

Наиболее характерная черта в теории Альберта Бандуры — это способ научения посредством наблюдения и повторения действий других. Философское понятие зла ассоциируется с деструктивным поведением и человеческой агрессией. В истории человечества неоднократно возникали споры, является ли зло в человеке врожденным или приобретенным.

Но все же исследования показывают влияние окружающих факторов на агрессивность человека. К таким факторам относятся воспитание, наказания, социальная изоляция, унижения, запрет эмоциональных проявлений, плотность населения. Последний фактор особо актуален в наши дни в условиях крупных городов и большой скученности населения. Также остается актуальной проблема культуры и воспитания в целом, дестабилизирующего влияния окружающего мира.

Альберт Бандура: биография

В небольшой Канадской деревне Манделе, 4 декабря 1925 года родился мальчик. Это Альберт Бандура. Единственный сын в окружении пяти сестер, которые были старше него. Окончив школу, уехал работать на Аляску, участвовал в восстановлении шоссе. Через год Альберт Бандура поступил на учебу в университет. По окончании учебы по специальности психология, ему была присвоена степень бакалавра университета Британской Колумбии. В 1951 году получил степень магистра в университете Айовы, а через год там же защитил докторскую диссертацию. Во время учебы в университете, он познакомился со своей будущей женой, Вирджинией Варнс. Позже она родила ему двух дочерей, Мэри и Кэрол.

После окончания учебы, Альберт Бандура преподавал в Стэнфорде, там же получил диплом профессора. В 1969 году была опубликована его первая книга «Принципы модификации поведения».

Теория научения

Согласно теории Альберта Бандуры, человек всегда был агрессивен, и еще долго будет оставаться таковым. Но что делает его таким? Теории человеческой агрессии можно разделить на четыре категории: 1) врожденная или наследственная агрессия; 2) активация агрессии внешними стимуляторами; 3) эмоциональный и познавательный процесс; 4) проявление социума.

В период с 40-х по 70-е годы, исследования Долларда, Миллера и работы Бандуры, привели к продолжению теории подражания и агрессии. Так появился новый научный термин, который создал Альберт Бандура — теория социального научения.

В 1974 году Альберта Бандуру выбрали президентом ассоциации психологов Америки, также он являлся президентом ассоциации психологов Канады.

Теория Альберта Бандуры гласит, что для того, чтобы научить детей совершенно новому поведению, недостаточно только наказания и поощрения. Новое поведение возникает при помощи имитации моделей поведения. Одно из таких проявлений — это процесс идентификации, при котором заимствуются чувства, мысли. Таким образом, происходит научение, посредством наблюдения и копирования.

Влияние наблюдаемого на поведенческие черты наблюдателя

Согласно теории личности, Альберт Бандура считает что, образец поведения может быть приобретенным посредством наблюдения за другими или же через личные опыты. Существует три возможных влияния наблюдаемого на наблюдателя: новая реакция приобретается посредством визуального наблюдения за моделью; через созерцание последствий возникших в результате действия модели; ослабление ранее приобретенных реакций в процессе наблюдения за поведением модели.

Анализ агрессии

С точки зрения Альберта Бандуры, можно регулировать ранее приобретенные реакции, посредством действий моделей. Пытаясь показать на практике ранее сформулированные принципы исследований агрессивности, Альберт Бандура провел работу «Агрессия: анализ с позиции теории социального научения». Его теория предполагает оптимистичный взгляд на человеческую деструктивность. Он вычленил проблему поведения при деструктивном потенциале и факторы, определяющие реализацию приобретенного поведения.

По мнению Бандуры, фрустрация является одним из важнейших факторов, которые влияют на человеческую агрессивность. Иными словами, чем хуже обхождение с человеком, тем более агрессивно его поведение.

Личность способна приобретать новые реакции, посредством наблюдения за моделью. Но вот реализация данных приобретенных реакций зависит от личного опыта. Освоение данной проблемы до сих пор не до конца изучено. Основное внимание уделялось подражанию, как одному из факторов агрессивности, но исследования не дали однозначного результата.

Радикальность бихевиоризма

Альберт Бандура подверг резкой критике бихевиоризм, так как он отрицает детерминанту человеческого поведения, возникающую из когнитивного процесса. Также бихевиоризм подразумевает, что индивид не является самостоятельной системой, способной влиять на свою жизнь.

Альберт Бандура считал, что причины человеческого функционирования нужно искать во взаимодействии окружения, поведенческой и познавательной сферах. Таким образом, факторы ситуационные и предрасположенность — это две взаимозависимые причины человеческого поведения. Двойная направленность взаимодействия окружающих обстоятельств и открытого поведения показывает, что человек является как производителем, так и продуктом своего окружения. В социально–когнитивной теории описывается модель взаимопричастности, где аффективные, познавательные и прочие частные факторы и действия представляются как взаимосвязанные детерминанты.

Возможности изменения поведения индивидуумов

Признавая всю важность подкрепления извне, Бандура все же не рассматривает это как единственную возможность изменения человеческого поведения. Люди способны менять свое поведение, наблюдая за поведением других моделей. Результаты опытов показали, что человек может ожидать последствия своего поведения и в зависимости от ожидаемых последствий регулировать свое поведение. Таким образом, это показывает, что психические способности индивидуума позволяют предвидеть и изменить поведение.

fb.ru

Кривая процесса обучения (А. Бандура)

Посмотрите на график. От точки «Начало» вверх идет плавная зеленая пунктирная линия – кривая ожидаемой компетентности. То есть, человек ожидает, что его мастерство в каком-то деле будет увеличиваться равномерно и с хорошей динамикой. А на деле получается картина, которая на графике показана синей кривой.

Вначале, когда человек только начинает заниматься, идет скачок – много нового узнает, чему-то простому быстро научился. Первые успехи, оптимизм, связанный с ними. Потом, когда первый энтузиазм спадает, происходит регрессия, откат назад. Некоторые дистантники говорят: «Не вижу изменений, не понимаю, как эти упражнения улучшают мою жизнь». Это – именно про период регрессии, отката. И тут возникает точка бифуркации, которая на графике названа «Барьер преодоления». Человек либо прекращает обучение и возвращается к уровню первоначальной компетентности (ничего в жизни у него не меняется), либо делает усилие и продолжает обучение, день за днем выполняя упражнение. И его уровень растет.

Темп личностного развития индивидуален. Кто-то избавился от мусорных отрицаний за неделю, кто-то четвертый месяц продолжает прокалываться на этом детском упражнении. А с более сложными и неочевидными, такими, как «Ошибочка» и «Не играем в жертву» процесс вообще творческий. Поэтому не нужно давать строгую оценку тому, как быстро человек научился. Лучше оценивать количество усилий, которые он прикладывает в работе. Если человек честно прикладывает много усилий, а результаты неочевидны, то ему лучше задуматься о смене стратегии и способов работы, а не цели.

Вернемся к графику. В какой-то момент дистантнику кажется, что навык встроился, упражнение пора сдавать. Он чувствует себя профессионалом, делится опытом с коллегами. Упражнение сдаётся на бодрой ноте, после чего, как правило, постепенно снова начинается регрессия. Ведь концентрация внимания перемещается с этой задачи на другую. В какой-то момент нужно снова сделать усилие, пройти барьер преодоления, чтобы навык действительно встроился. Тогда наступит точка, где начнет проявляться синергетический эффект, то есть, эффективность возрастает, возникает новое понимание смысла упражнения, новые умения работают в комплексе.

Личностное развитие состоит в открытии новых возможностей и формировании новых навыков. Таким образом, можно рассматривать весь процесс личностного развития с оглядкой на Кривую Бандуры и оценивать затруднения как естественные периоды регрессии, которые позволят перейти на новый уровень компетентности только если приложить некоторые усилия.


Метафора в тему…

Работа над собой похожа на работу на огороде. Если пустить на самотек, всё зарастет сорняками по пояс. Потому что пыльца и семена сорняков (негативные внушения), к сожалению, в нашей полосе всё время летают в воздухе и падают на плодородную почву человеческих душ. И прорастают и размножаются со страшной силой, если за огородом не следить.

Но если ежедневно мониторить и калибровать свое душевное состояние на наличие сорняков и убирать ненужное, то в душе будут аккуратные грядочки.

Большинство людей пропалывают свой огород лишь время от времени. Тогда чувствуется облегчение, и какое-то время огород имеет приличный вид. Возникает иллюзия, что так будет всегда. К сожалению, это не так. Чисто бывает только там, где убирают. Каждый день. И человек, каждое утро просыпаясь, неосознанно принимает решение, что будет расти на его огороде и, соответственно, какой урожай он будет собирать.

www.psychologos.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *