Урок самопознания с радостью в сердце 8 класс – Урок по самопознанию «С РАДОСТЬЮ В СЕРДЦЕ» 8 класс

С радостью в сердце - Самопознание - В помощь учителю - Наша библиотека

Открытый урок на тему:
«С радостью в сердце»
в 8 классе «Д»

Подготовила: учитель самопознания
Кулакова А.С.

г. Семей - 2017

План урока «Самопознание»
Школа КГУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
Дата 20.10.17г. Педагог: Кулакова А.С. Класс: _8 Кол-во учащихся: ___
Тема: «С радостью в сердце»
Ценность: Любовь
Качества: бескорыстие, сострадание, чуткость, милосердие, любовь ко всему.
Цель: расширить и углубить представления учащихся о любви как об общечеловеческой ценности через стремление к ежедневной радости общения с родными и окружающими людьми.
Задачи:
- углубление знаний о значении чувства радости для людей;
- развитие умения и способности радовать других и радоваться самому;
- воспитание стремления приносить радость родным, близким, друзьям.
Ресурсы:
Учебник Самопознания в 8 класс
1. Орг. момент. Позитивный настрой под музыку «Хрустальная печаль» текст о свете и добре.
- Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза. Представьте, солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами солнца бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию, желание.

Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут творить только добрые дела, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести только по хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду, и только добрые слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом и в вашей голове только добрые мысли. Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: людей, животных, растения, на все живое, повсюду… посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня…. Я есть свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…
Теперь поместите этот свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.
Анализ:
1. Что вы ощутили? Какие образы представили?

2. Проверка домашнего задания.
Учащимся дается опережающее задание прочитать рассказ Г.Андерсена «Пятеро из одного стручка».  

3. Цитата урока.
«Учитесь находить в жизни радости – вот лучший способ привлечь счастье».
Хун Цзычен – китайский писатель
-Как вы понимаете цитату?
-Что для вас значит счастье?

4. Рассказывание истории (подарок учителя).
Притча «Уважение к матери» А. Лопатина, М. Скребцова.
Первый богач города устроил праздник в честь рождения сына. Были приглашены все знатные горожане. Только мать богача не приехала на праздник. Она жила далеко в деревне и, видимо, не смогла приехать. По поводу замечательного события на

центральной площади города поставили столы и приготовили угощение для всех желающих. В разгар праздника в ворота богача постучала старая женщина, покрытая покрывалом.
— Все нищие угощаются на центральной площади. Иди туда, — велел слуга нищенке.
— Мне не нужно угощения, разреши только одну минуту на младенца посмотреть, — попросила старая женщина, а потом добавила:
— Я тоже мать, и у меня тоже когда-то родился сын. Теперь я уже давно живу одна, и много лет не видела своего сына.
Слуга спросил хозяина, как ему быть. Богач выглянул в окно и увидел плохо одетую женщину, покрытую старым покрывалом.
— Ты же видишь — это нищенка. Гони ее прочь, — сердито приказал он слуге. — У каждого нищего есть своя мать, но я не
могу всем им разрешить на моего сына смотреть.
Заплакала старая женщина и грустно сказала слуге:
— Передай хозяину, что я желаю своему сыну и внуку здоровья и счастья, а еще скажи: «Кто свою мать уважает, чужую не обругает».
Когда слуга передал слова старой женщины, понял богач, что это его мать к нему приходила. Выскочил он из дома, но матери
уже нигде не было видно.
Анализ:
Почему пожилая женщина сразу не сказала, что она мать и
пришла к сыну?
Как вы понимаете слова: «чужую не обругает»?
Как нужно воспитывать детей, чтобы они проявляли
уважение к другим людям?
Что в общении с близкими людьми доставляет вам наибольшую радость?
Почему нужно заботиться о людях? Расскажите о своем личном опыте? Чем недавно вы радовали близких или знакомых?

5. Творческая деятельность, групповая работа.
Для выполнения творческой работы, класс делится на 4 подгруппы:
Каждой группе раздается свое индивидуальное задание. Первая группа должна будит подготовить коллаж на тему «Чувства и состояния человека», которые сопутствуют радости. Вторая группа – нарисовать рисунок «Как выглядит в вашем виденье «СЧАСТЬЕ»». Третья группа – вам нужно найти аффирмации и пословицы, поговорки, которые подходят к нашей теме. Четвертая группа сочиняет притчу о счастье. Обсуждение.

6. Групповое пение.
Lowa «Улыбайся»
Я птицу счастья свою отпускаю на юг
Теперь сама я пою, теперь сама летаю
А-аа
В открытый космос лечу, кометы огибая
Тебя мечтать научу,теперь одна мы стая

Аа-аа
Только улыбайся, улыбайся
Невесомости поверь и отдайся
Улыбайся, улыбайся
Аа-аа
Закинув лескив дали, ловим мы корабли
Рисуем время в пыли, мы Сальвадоры Дали
Аа-аа
Над этой бездной во ржи мне глаза завяжи
Танцуем с ветром, дыши, его за крылья держи
Аа-аа
И улыбайся, улыбайся
Невесомости поверь и отдайся
Улыбайся, улыбайся
Аа-аа
Я птицу счастья свою отпускаю на юг
Теперь сама я пою, теперь сама летаю
А-аа
Твои сигналы ловлю, на пальцах понимая
Сейчас стоим на краю, что дальше – точно знаю
Аа-аа

7. Домашнее задание.
Прочитать отрывок из разговора двух собеседников. Выскажите свою точку зрения по данной проблеме. Стр. 44 учебник.

8. Заключительная минута урока.
Вспомните все, что вы узнали сегодня на уроке, подумайте о смысле слова счастье. По желанию выскажите свое мнение. Урок окончен.

collegy.ucoz.ru

Открытый урок по Самопознанию (8 класс)


Областной лицей имени Ж.Досмухамбетова для одаренных детей
с интернатным учреждением
Открытый урок по самопознанию
на тему: «С радостью в сердце»
8г класс

Учитель самопознания Сисенова М.К.
Атырау 2016 г.
Утверждаю-------------------------
Зам.дир.по учеб.раб.Мустафина А.Я.
«12 » октября 2016 учебный год
Поурочный план урока самопознания
Школа: областной лицей им.Ж.Досмухамбетова для одаренных детей
Урок № 8
Тема: « С радостью в сердце »
Ценность: любовь
Качества: радость, забота о родных, близких и окружающих, отзывчивость
Педагог: Сисенова М.К.
Класс: 8 Г Количество: 18 учащихся
Цель:  расширять представления учащихся о любви как об общечеловеческой ценности через стремление к ежедневной радости общения с родными и окружающими людьми.
Задачи: углублять представления учащихся об ответственности перед людьми, умение проявлять любовь и заботу;

развивать умения и способности радовать других и радоваться самому;
воспитывать желание проявлять отзывчивость, внимание и доброту по отношению к людям. Ресурсы:(материалы, источники)
Интерактивная доска, презентация,
ватман, маркеры
Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой.
Путешествие в подводное царство
Пожалуйста, сядьте удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.
Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно

weburok.com

Открытый урок по самопознанию 8 класс

Открытый урок посвященный декаде самопознания в 8 классе

 На тему: Волшебная сила добра.

Цель: расширить представления учащихся о значимости добра и его созидательной силы.

Задачи:

- раскрытие сущности взаимосвязи добра и любви;

-развитие умения творить добро, отличать истинное добро от ложного;

- воспитание чувства сопереживания, бескорыстия, внимательного отношения к людям.

Ресурсы: конверты с вложенными в них изречениями и пословицами о добре по числу учащихся в группе. Например: «Доброта украшает жизнь, разрешая все противоречия, запутанное делает ясным, трудное - легким, мрачное - радостным» {Л. Толстой).

«Истинный благодетель не тот, кто заранее имеет в виду отплату, ;i тот, кто беспрестанно хочет делать добро» (Демокрит). «Нет ничего выше и прекраснее, чем делать счастье многим людям» (Л. Бетховен).

Ход урока

1.      Организационный момент.

Круг радости

  Учитель  приглашает учащихся  в «круг радости». Давайте встанем дружно в круг. И скажем вместе:

Здравствуйте, все, кто к нам пришел сегодня!

Здравствуйте, все, кто верит доброте!

Здравствуйте, все, кто не жалея сил,

Делится счастьем своим.

Рады мы всем, кто к нам пришел сегодня,

Рады мы всем, кто верит доброте,

Рады мы всем, кто не жалея сил,

Делится счастьем своим.

Ассоциации к слову «добро».

Давайте подберем к слову доброта прилагательные:

Д- добрый, драгоценный, дорогой

О – обожаемый, очаровательный

Б – бодрый, богатый

Р – радостный, робкий

О – очаровательный, общительный

Сообщение темы и целей урока.

2.      Беседа

-                      Можно ли утверждать, что добро обладает волшебной силой? Почему?

-                      Как и в чем проявляется волшебная сила добра?

-                      Приходилось ли вам сталкиваться с настоящим, активным проявлением добра? Расскажите об этом.

-                      Перечислите явления повседневной жизни, которые ассоциируются у вас с понятием «добро».

-                      Делаете ли вы добро? В чем это проявилось?

3. Разминочна «Кто самый добрый?»

         Ребята, как вы считаете, а вы добрые? (Ответы детей).

Давайте проверим. Мы сыграем в игру «Кто самый добрый». Часто в жизни случаются ситуации, когда людям, и не только людям, то есть всему вокруг: и животным, и растениям необходимы наши доброта и отзывчивость. Давайте представим себе, что наступил такой момент. Сейчас я буду зачитывать вам различные ситуации, а вы должны будете предложить свои варианты решения. Как вы поступите, если:

-  «Вы услышали плач ребенка во дворе…»

-  «Ваш друг получил плохую отметку…»

-  «Ваша мама пришла с работы очень усталая…»

-  «Ваш дедушка попал в больницу…»

-  «Вашего товарища обидели…»

-  «Вы увидели собачку с раненной лапой…»

-  «Вы видите мальчика с рогаткой…»

-  «Дети из соседнего двора залезли на черешню, и безжалостно ломают ветки, срывая ягоды…»

Молодцы, ребята. Каждый из вас очень добр. Самое главное не быть добрым только на словах, а совершать как можно больше хороших поступков.

4.      Чтение

Прочитать письмо Д.Лихачева из книги «Письма о добром».  

1.Согласны ли с мнением автора о том, что самая большая цель жизни связана с творением добра?

2.Как вы думаете, где истоки добра?

3.На ваш взгляд, в чем суть творения добра?

5. Учебная информация

Источник добра находится внутри нас. Хорошие мысли любовь в сердце порождают добро. Доброжелательное отношение к окружению, действия, свободные от предрассудков, честность и порядочность в поступках не только создают атмосферу добра, но и увеличивают пространство добрых дел вокруг человека.

6.Минутка тишины.

Всегда приятно видеть, как дети улыбаются друг другу. Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие на прекрасный остров, который называется «Остров Доброты и Отзывчивости». Если вам хочется, то вы можете закрыть глазки и послушать музыку. (Звучит музыка. Пауза).

Представьте себе красивый, зеленый остров, вокруг которого плещутся волны теплого моря (пауза). На этом острове живут мальчики и девочки. Мальчики сильные и смелые, а девочки – нежные и ласковые (пауза). Они очень дружные и веселые ребята. Всем девочкам и мальчикам хорошо вместе. Они умеют дружить и никогда не ссорятся (пауза). Всем мальчикам и девочкам радостно и хорошо вместе. Они улыбаются солнышку и держат друг друга за руки. Они – настоящие друзья, потому что добрые и отзывчивые (пауза).

Я скажу: «Хорошо быть добрым! Хорошо быть отзывчивым!», и вы откроете глазки. Вздохните глубоко. Потянитесь ручками вверх. Хорошо. Молодцы

7. Самостоятельная работа. Выполнение тестовых заданий.

Тест «Добры ли вы?»

1.    У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?

2.    Товарищ  рассказывает вам о своих невзгодах, которые вас мало интересуют. Дадите ли вы ему это понять?

3.    Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы ему иногда поддаваться, чтобы сделать приятное?

4.    Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

5.    Любите ли вы злые шуточки?

6.    Вы злопамятны?

7.    Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?

8.    Умеете ли вы на практике применять свои способности?

9.    Бросаете ли вы игру, если начинаете проигрывать?

10.  Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

11.  Вы охотно выполняете просьбы?

12.  Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

А теперь вы можете засчитать себе одно очко за ответ «да» на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Вы набрали больше 8 очков.

Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми — всем не угодишь, да и на пользу вам это не пойдет.

Вы набрали от 4 до 8 очков.

Ну что же, ваша доброта — вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 очков.

Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.

8. Разминочка «День и ночь»

Ø  А теперь отдохнем. Я приглашаю вас на разминочку, которая называется «День и ночь». Играть будем так: когда я говорю «День», вы должны изображать то, как вы делаете добрые дела. Какие добрые дела мы можем делать? (Ответы детей: помогать по дому, подмести, помыть посуду и т.д.)

А когда я скажу «Ночь», вы должны спать. Будьте внимательны

9. Творческая деятельность «Планета доброты»

Звучит мелодия из альбома П.И.Чайковского «Времена года».

Учитель предлагает детям представить планету, на которой живут добрые и отзывчивые люди. Работа в группе.

– Выразите цветом ваше представление об этой планете. Придумываете название вашей планеты.

Что надо делать, чтобы каждый уголок нашей планеты Земля, каждый город, село, улица, дом были наполнены добротой? (Ответы учащихся).

10. Домашнее задание.

Задание № 3 в тетрадях.

11. Итог урока.

 « Доброе царство»

У каждого ребенка силуэт цветка, который нужно «раскрасить» добрыми словами.

12. Круг «От сердца к сердцу».

Учащиеся становятся в круг и исполняют песню «Дорогою добра»

infourok.ru

Конспект урока: "Наполним радостью сердца"

Самопознание № 1

Тема: НАПОЛНИМ РАДОСТЬЮ СЕРДЦА

Цель: расширить представление о значимости предмета «Само­познание».

Задачи:

  • раскрыть значение понятий «радость», «общечеловеческие цен­ности», «самопознание», способствовать формированию навыков по­зитивного общения;

  • развивать умение размышлять, высказывать собственное мне­ние, обобщать, делать выводы;

  • воспитывать стремление делиться радостью, обмениваться доб­рыми впечатлениями, хорошим настроением.

Круг радости

Учитель поздравляет учащихся с началом нового учебного года и предлагает исполнить куплет песни «Здравствуйте» (слова В. Кострова, музыка Л. Квинт).

Здравствуй, день, здравствуй, друг,

Здравствуй, песен щедрый круг!

Здравствуй, мир, здравствуй, век,

Здравствуй, добрый человек!

Беседа

Учитель делится с учащимися своими впечатлениями о лете и предлагает учащимся рассказать об их наиболее ярких впечатле­ниях о лете.

-Где вы были этим летом? Что вы видели интересного?

-Чем вы занимались?

-Чему вы научились этим летом?

Какие события этого лета вы хотели бы пережить на своих сле­дующих летних каникулах?

Творческая деятельность.

Класс делится на 3-4 группы. Учи­тель предлагает рассмотреть рисунки в учебнике и составить по ним короткий рассказ на тему «Веселые каникулы». Каждая груп­па составляет свой вариант. Затем представители групп зачитыва­ют свои рассказы.

Наедине с собой

(Учитель использует стихотворение А. Хаита «Радостно жить».)

Всегда приятно видеть, когда ребята радуются, улыбаются друг другу. Закройте глаза и представьте свою школу, своих друзей, вспомните радостные события из школьной жизни, вслушайтесь в строки стихотворения и подумайте, для чего вы живете на этой

Земле.

Мы на свет родились, чтобы радостно жить.

Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить.

Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.

Так давайте устроим большой хоровод,

Пусть все люди Земли с нами встанут в него.

Пусть повсюду звучит только радостный смех,

Пусть без слов станет песня понятной для всех.

Мы хотим кувыркаться в зеленой траве

И смотреть, как плывут облака в синеве,

И в прохладную речку нырять в летний зной,

И в ладоши ловить теплый дождик грибной.

Упражнение. Перед выполнением упражнения учащиеся от­вечают на вопрос: для чего они живут на этой Земле. Далее учи­тель предлагает рассмотреть внимательно рисунок в Тетради, по­добрать к нему название и раскрасить его так, чтобы передать ра­достное настроение ребят.

Чтение

Учитель предлагает учащимся прочитать рассказ и ответить на вопросы.

Радость встречи

Н. Сагшпова

Айдын с нетерпением ждал первое сентября. Накануне он весь день готовился к школе. Айдын сложил ученические принадлеж­ности в школьный рюкзак. Купил большой красивый букет цве­тов. Он с удовольствием представлял встречу с учительницей и одноклассниками.

Наступило долгожданное утро. Дети с радостью спешили в школу.

Первым Айдын увидел Дамира. Дамир радостно бросился к Айдыну. Они крепко обнялись.

Собрались все одноклассники. Вокруг только и слышалось:

- Я с отцом побывал в Париже!

И только Жасия молчала. Вдруг она тихо сказала: «Летом роди­лись мои братья-близнецы. Я никуда не смогла поехать».

Наступила тишина. Дети с восторгом окружили Жасию и заго­ворили все разом: «Здорово!», «Счастливая, два брата!», «Мы очень рады!», «Как назвали братьев?». Жасия гордо улыбалась.

Айдын понял, что одноклассники для него очень дороги! Каждый из них занимает своё место в его сердце. Радость друзей стала и его радостью.

  • Что чувствовал Айдын перед началом учебного года?

  • Почему новость Жасии вызвала радость у одноклассников?

  • К какому выводу пришел Айдын?

  • Вспомните ситуации, когда вы чувствовали радость за других.

Разминка

Учитель предлагает учащимся отвечать на вопросы словами «Вот так! Вот так!» и выполнять при этом определенные движения.

  • Как живешь? Вот так! (показать большой палец).

  • Как идешь? Вот так! (прошагать двумя пальцами на ладони).

  • А бежишь? Вот так! (бег на месте).

Упражнение. Учитель предлагает учащимся назвать слова, кото­рые ассоциируются у них со словом «радость». Он записывает на дос­ке слова: радость, смех, счастье, подарки, друзья, игра, победа, поезд­ка, встреча, хорошая оценка, выполненная работа, похвала и т.д. Затем учитель дает задание - дать определение слову «радость». Радость -это... Когда учащиеся прочитают свои определения слова «радость», учитель знакомит их с определением, данным в толковом словаре.

Радость - это светлое и доброе чувство, ощущение удовольствия.

Чтение Добрых советов Алпамыса и Махаббат

Учитель предлагает учащимся прочитать советы.

  • Радуйтесь тому, что догадались, сообразили, сделали маленькое открытие.

•Радуйтесь тому, что можете поделиться своей радостью. Затем учитель задает вопрос:

-Какие советы вам понравились? Почему?

Творческая деятельность «Мир радости».

Учащимся предла­гается составить коллаж на тему «Мир радости». Для выполнения

данного задания класс делится на две группы. У каждого учени­ка лист бумаги, на который ему необходимо наклеить незатейли­вую картинку или просто цветовые пятна, а затем передать эста­фету следующему ученику из своей группы для продолжения кол­лажа и т.д. В итоге каждый рисунок возвращается к своему пер­вому автору. Коллаж можно прикрепить к стене: создается свое­образная выставка.

По окончании работы каждая группа демонстрирует свое творче­ство. Учащиеся объясняют, как им удалось выразить на рисунке тему «Мир радости».

Упражнение. Учитель знакомит учащихся с содержанием Тетра­ди по самопознанию и обращает внимание на задание 3. Учащиеся читают пословицы. Вспоминают и рассказывают о ситуациях, когда и как они доставляли радость другим людям. Делают запись в Тет­ради о том, как можно доставить радость друзьям и близким людям.

Круг «От сердца к сердцу»

Б. Ахмешев

В Круге радости стою,

На уроках каждый день я себя познаю,

И учиться мне не лень, па-ра-ра, ту-ру.

Быстро время пролетит, от звонка до звонка,

Нас автобус к дому мчит, ту-ру-ру, па-ра.

Припев:

В Круге радости стою -Па-ра-ра-ра-ра-ра, ту-ру.

Песню добрые пою -Па-ра-ра, ту-ру.

В стране Самопознания и мира, и себя

Ведут нас люди славные дорогою добра!

Ту-ру-ру, па-ра-ра, па-ра-ра, ту-ру-ру,

Ту-ру-ру, па-ра-ра, па-ра-ра, ту-ру-ру.

Самопознание № 2

Тема: НАПОЛНИМ РАДОСТЬЮ СЕРДЦА

Цель: расширить представление о значимости предмета «Само­познание».

Задачи:

  • раскрыть значение понятий «радость», «общечеловеческие цен­ности», «самопознание», способствовать формированию навыков по­зитивного общения;

  • развивать умение размышлять, высказывать собственное мне­ние, обобщать, делать выводы;

  • воспитывать стремление делиться радостью, обмениваться доб­рыми впечатлениями, хорошим настроением.

Круг радости

Учитель держит в руках ромашку (предварительно изготовлен­ную из бумаги) и предлагает учащимся произнести слова:

Лети, лети, лепесток,

Через запад и восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Затем он отрывает лепестки и дарит их ученикам. Дети читают пожелания, написанные на них. Например: «Радуйся и улыбайся!», «Помогай другим!», «Здоровайся!», «Не забывай говорить «Спаси­бо!» и т.д.

Упражнение «Мое сердце радуется...». Учитель предлагает уча­щимся открыть Тетради, посмотреть свои записи и ответить на вопрос: «Чему может радоваться ваше сердечко?».

(Дети, передавая по кругу мягкую игрушку в виде сердечка, говорят, что они радуются: «когда получают подарки», «когда вся семья вместе», «когда вместе едем отдыхать», «когда никто не боле­ет», «когда нет войны», «когда готовят и дарят кому-то подарки», «когда помогают тем, кому трудно было что-то сделать», «когда получают хорошие оценки», «когда узнают что-то новое и интерес­ное» и т.д.)

Беседа

  • С какими добрыми советами Алпамыса и Маххабат вы позна­комились?

  • Приносят ли новые знания вам радость? Почему?

  • О каких общечеловеческих ценностях вы узнали на уроках самопознания в первом классе?

  • Чему вы научились на уроках самопознания?

  • Изменилось ли ваше отношение к себе, к другим людям, к природе? Как?

  • Что вы хотели бы изменить в себе?

Чтение

Учитель предлагает детям прочитать стихотворение Т. Лукашевой «Урок самопознания» и ответить на вопросы.

Урок самопознания

Есть такой урок - самопознание. Добрый, удивительный, простой! Отклик он нашел и понимание У ребят с открытою душой.

Как найти себя в огромном мире? Как узнать хрустальный свой родник? Руки распахнуть как можно шире, Чтобы солнца луч в меня проник?

Сто вопросов, мыслей, откровений. Сто минуток нежной тишины, Путешествий, трепетных волнений, Кто же, кто же в этом мире ты?!

Озаренье: я - дитя природы! Каждый раз познающий себя вновь. Человек счастливый и свободный, Всем несущий радость и любовь.

  • О чем это стихотворение?

  • Какие вопросы волнуют ребят?

  • А какие вопросы интересуют вас?

Далее учитель записывает эти вопросы на доске. Например: Как стать смелым и сильным? Что надо делать, чтобы было много дру­зей? Как надо заботиться о животных? Как воспитывать в себе трудолюбие? и т.д.

Разминка

Учитель выразительно читает текст, соблюдая паузы. Дети по­вторяют каждую вторую строчку, как эхо, приложив руки «рупо­ром» к губам.

Видеть солнце - это радость? Радость, радость, радость... Улыбнутся маме - это радость? Радость, радость, радость... Помириться с другом - это радость? Радость, радость, радость... Получить подарок - это радость? Радость, радость, радость... Отправиться в путешествие - это радость? Радость, радость, радость... Быть крепким и здоровым - это радость? Радость, радость, радость...

Творческая деятельность

1. Тропинка к своему «Я»

Учитель раздает карточки (размером 20x40 см) со словами: ува­жение, открытие, поиск, познание, дружба, доброжелательность, радость, учение, знания, любознательность, трудолюбие, ложь, лень, зависть, целеустремленность, настойчивость, терпение, чест­ность, смелость, опыт и т.д.

Учащиеся выбирают слова, которые помогают в самопознании, объясняют свой выбор и составляют на столе (или на полу, на дос­ке) «тропинку» при помощи карточек.

Учитель, подводя итог, сообщает о том, что на уроках они будут знакомиться с этими ценностями подробнее.

2. Работа с рисунками

Учитель предлагает учащимся рассмотреть рисунки в учебнике и определить, на какие вопросы они смогут найти ответы, что они бу­дут изучать, о чем говорить и что делать на уроках самопознания во втором классе.

Обобщая ответы учащихся, учитель кратко характеризует каж­дый раздел учебника. После выполнения творческой работы, когда учащиеся определят, что они будут изучать на уроках самопозна­ния, учитель еще раз читает записанные вопросы и акцентирует вни­мание детей на том, при изучении каких разделов и тем они получат ответы на свои вопросы. Этот прием работы будет способствовать повышению мотивации к изучению предмета «Самопознание».

Упражнение. Для закрепления нового понятия «общечеловечес­кие ценности» учащиеся записывают название нравственных ценно­стей в тетрадь.

Цитата урока

Учитель предлагает ученикам прочитать высказывание Рене Де­карта «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир» и ответить на вопрос: «Как вы понимаете это выражение?».

Обобщая ответы детей, учитель подчеркивает, что прежде всего человек должен изучать себя, свои интересы, возможности, и это по­может ему в изучении окружающего мира.

Чтение

Учитель может прочитать или пересказать содержание притчи.

Мудрость шаха

Притча

Сын падишаха спросил своего отца, которого народ почитал как самого мудрого правителя:

-Скажи, отец, откуда твоя великая мудрость? В каких книгах ты обрел ее? Какие учителя учили тебя?

Шах ответил сыну:

-Сын мой, я читал те же самые книги, что и ты читаешь сейчас. И учителя мои были во всем подобны твоим учителям. Но то, что все называют мудростью, я получил не только от них. Я получил ее у самой жизни, у природы.

Наблюдая за муравьем, я научился трудолюбию, терпению, стрем­лению к достижению цели.

У орла - наблюдательности, быстрому принятию решения. У барса - ловкости и выносливости. У перепелки - любви, умению заботиться о близких.

Истинная мудрость - всегда рядом с нами. Пусть только глаз, слух и сердце будут открыты ей.

  • Почему падишаха называли мудрым правителем?

  • У кого и чему он научился?

  • Чему учит нас эта притча?

Творческая деятельность. Учащимся предлагается подумать о своих целях, желаниях, мечтах, которые связаны с учебой, жиз­нью и нарисовать рисунок «Чего я хочу достичь?».

Круг «От сердца к сердцу»

Звучит фонограмма песни «Маленькая страна» (слова и музыка И. Николаева). Учащиеся вместе с учителем поют песню.

Есть за горами, за лесами

Маленькая страна.

Там звери с добрыми глазами,

Там жизнь любви полна,

Там чудо-озеро искрится,

Там зла и горя нет,

Там во дворце живет жар-птица

И людям дарит свет.

Маленькая страна, маленькая страна.

Кто мне расскажет, кто подскажет,

Где она, где она?

Маленькая страна, маленькая страна.

Там, где душе светло и ясно,

Там, где всегда весна.

Эта страна мне только снится,

Но светлый миг придет.

И на крылатой колеснице

Я совершу полет.

Самопознание №3

Тема: МЫ КАК РАДУГИ ЦВЕТА

Цель: формирование у учащихся понимания уникальности себя и каждого человека.

Задачи:

- способствовать осознанному пониманию различий и сходства между людьми;

- развивать способности видеть и чувствовать настроение окружающих; воспитывать ценностное отношение к дружбе и взаимопониманию в классе.

Круг радости

Учитель приветствует учеников и приглашает всех в круг радос­ти. Дети хором говорят слово «Мы!», а учитель читает стихотворную строчку.

  • Мы!

  • Звонче слова в мире нет!

  • Мы!

  • Это песня и рассвет!

  • Мы!

  • Это значит ты и я!

  • Мы!

  • Значит, встретились друзья!

Чтение

Рассказ рекомендуется читать по ролям. Слова автора читает учи­тель.

Кто самый лучший

Заспорили малыши - кто лучше всех? Совенок говорит:

-Нет, я! - проревел медвежонок, стараясь походить на своего папу.

-А вот и нет, косолапый! Я лучше всех! - сказал воробей. Тут в спор ввязались ежонок, зайчонок, бельчонок, вороненок, волчонок, лисенок... Лесная поляна наполнилась маленькими кри­чащими «якалками». Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы мимо не проходил Гном Гномыч с бубенчиками на шляпе.

- Для начала давайте сядем в круг, - сказал он, - посмотрим друг на друга и увидим, какие мы разные. У зайчонка - длинные уши и быстрые лапы. Он отличный бегун. Бобер - лучший пловец. В воде никто его не догонит. Бельчонок - самый лучший прыгун.

Каждый из вас может делать что-то, что не под силу другому, и этим помогает в лесной жизни! Зверята посмотрели друг на друга, засмеялись. Взялись за лапки и начали прыгать, танцевать. Все были счастливы и довольны, что родились именно в этом лесу.

(По Е. Жаровой)

•Объясните смысл слов «Каждого можно назвать лучшим».

Упражнение. Ученикам необходимо рассказать о своих одно­классниках, при помощи представленных в учебнике фрагментов предложений. Начинать свои предложения нужно словами: «Мы все разные, но я знаю, что ...».

  • ... умеет петь.

  • у ... есть домашнее животное.

  • ... играет на музыкальных инструментах.

  • ... умеет плавать.

  • ... сочиняет стихи.

  • ... умеет вышивать.

Обобщая ответы, учитель подводит детей к выводу, что каждый человек уникален, имеет свои интересы, способности, таланты, по­этому каждого можно назвать лучшим. Этот вывод является отве­том на вопрос, поставленный в чтении предыдущего рассказа.

Разминка «Домино»

Процедура игры:

Ребята! Я предлагаю вам поиграть в «Домино». А секрет этой игры кроется в том, что я называю свое одно значимое качество, например: я доброжелательная. Кто похож на меня в этом? С этим человеком мы беремся за руки. Но у меня есть еще одна рука, которой я тоже хочу придать значение. Поэтому я проговорю следующие слова: «У меня карие глаза». Затем кто-то один, у кого тоже карие глаза, берет меня за правую руку. Дальше ученик, стоящий слева, говорит: «Я люблю играть в футбол...», к нему присоединяется кто-либо из вас, кто тоже любит играть в футбол и т.д. (В ходе этой игры учащиеся образуют круг.)

Ребята! А теперь посмотрите на то, какие мы «похожие» и вместе с тем «разные» люди. Запомните, что люди на Земле всегда связаны друг с другом. Зная и помня об этом, они всегда могут и должны найти общий язык между собой, договориться друг с другом по раз­личным вопросам и обстоятельствам, чтобы не было ссор и конфлик­тов, печали, грусти и войн на нашей солнечной и прекрасной плане­те Земля.

Упражнение. Детям необходимо заполнить анкету «Вот я какой!». Выполнение данного задания направлено на формирование положительной самооценки учеников. Можно попросить детей

сравнить ответы, найти различия между ними. Это поможет каж­дому ученику осознать собственную уникальность и непохожесть на других.

Цитата урока

Цитата отражает ключевую идею урока. Учитель поясняет, кто такой Сократ (древнегреческий мыслитель).

В каждом человеке солнце, только дай ему светить.

Сократ

Творческая деятельность. Детям предлагается прочитать стихо­творение и нарисовать свой портрет. Учитель обращает внимание на то, что в портрете надо отразить свои увлечения. Например, нарисо­вать себя в образе футболиста, читателя, певицы, танцора и т.д.

Веснушки

Солнце, осветив верхушки,

Из-за леса вышло к нам,

Сыпануло мне веснушки

И на нос, и по щекам.

Надо мною незлобиво

Потешаются друзья.

Не понять им, это - диво!

Мне без них никак нельзя!

Ведь веснушки - это праздник!

Дар, подаренный весной.

Говорит он: «Ты - избранник! Ты для счастья выбран мной!»

|

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель благодарит всех за урок и приглашает в круг «От серд­ца к сердцу». Он зачитывает стихотворение Л. Барроуз, а ученики хором повторяют каждую строчку.

Я такой, какой я есть

Я такой, какой я есть,

И я очень счастлив здесь.

Я могу быть мальчиком.

Могу быть большим.

Могу быть толстым или худым.

Мне это не страшно.

Я такой, какой я есть,

И я очень счастлив здесь.

Самопознание № 4

Тема: МЫ КАК РАДУГИ ЦВЕТА

Цель: формирование у учащихся понимания уникальности себя и каждого человека.

Задачи:

- способствовать осознанному пониманию различий и сходства между людьми;

- развивать способности видеть и чувствовать настроение окружающих;

-воспитывать ценностное отношение к дружбе и взаимопониманию в классе.

Круг радости

Учитель приветствует учащихся. Он приглашает всех встать с ним в круг и читает следующее стихотворение. При чтении второго чет­веростишия дети выполняют движения по тексту.

М. Ахметова

В нашем классе все ребята

Умные, красивые,

Добрые, веселые,

А еще здоровые.

Все мы за руки возьмемся,

Дружно улыбнемся,

В круге соберемся

И назад вернемся.

Упражнение. Учитель предлагает ученикам рассмотреть ри­сунки в учебнике и ответить на вопрос: что объединяет людей луч­ше всего? (См. рисунки на стр. 20.) Учителю необходимо подвести учащихся к выводу, что одноклассников объединяет лучше всего совместная деятельность - общие игры, общие интересы, общий труд, общее учение.

Далее учитель предлагает учащимся придумать и сказать друг другу слова, которые объединяют всех ребят класса. Возможные варианты ответов: ученики, веселые, дружные, одноклассники, дру­зья, малыши, второклашки и т.д.

Учебная информация

Учебная информация является выводом, содержащим в себе краткое определение того, что объединяет детей между собой.

Одноклассников объединяют учение и школьные дела.

Друзей объединяют игры, общие интересы.

Учитель предлагает придумать и назвать слова, которые объ­единяют всех ребят класса.

Чтение

Для закрепления полученной информации о дружбе в классе учитель предлагает учащимся прочитать стихотворение «Мы -разные». Ученики читают по две строчки.

Мы- разные

На огромном белом свете

Очень разные есть дети:

Тихие и шумные,

Скромные и умные,

Есть худые, есть толстушки,

Молчуны и хохотушки.

Кто-то ростом невелик,

Кто-то сильный ученик.

У одних - большие ушки,

У других - кругом веснушки.

Кто-то рыж, а кто-то бел,

Кто-то в играх неумел.

Ни над кем нельзя смеяться,

Никого нельзя дразнить,

Нужно очень постараться,

Словно братьев всех любить.

И тогда на белом свете

Так чудесно будет жить.

  • Как вы понимаете слова «любить всех, как братьев»?

  • Хотели бы вы, чтобы все люди на земле были одинаковыми?

Почему?

Игра

Учитель начинает первым. Он берет в руки мяч со словами: «У меня в руках мячик. Тот, кому этот мячик достанется, бросает его любому товарищу, и, обратившись по имени, говорит: «Я такой же, как ты, потому что...» и объясняет, почему он такой же».

Упражнение. Учитель предлагает записать в тетради имена ре­бят, которых они считают самыми вежливыми, веселыми, добрыми, справедливыми и т.д. После выполнения упражнения дети по жела­нию читают свои записи и объясняют, почему они считают этих ре­бят самыми...

Цитата урока

Один за всех, и все за одного.

Русская пословица

- Как вы понимаете смысл пословицы?

Пословица, данная в рубрике «Мудрые слова», поможет детям осознать, что дружба зависит от каждого из нас и каждый должен быть готов прийти друг другу на помощь.

Чтение

Про Дамира и его друзей

Во втором классе вывесили большую красивую газету «Наш друж­ный класс». На ней поместили фотографии из жизни класса, детские сочинения, рассказы о школьных делах. А внизу подписали: «Где дружба прочна, там хорошо идут дела».

Прочитали газету второклассники и закричали:

-Правильно! Мы дружные! Только Дамир сказал учителю:

-А если дружить не с кем?

-Как не с кем? В классе двадцать пять ребят, а ты говоришь — не с кем.

-А если они не нравятся?

-Все двадцать пять не нравятся? — спросила учительница.

-Ну, не все, а те, с кем дружить хотел. Чего хорошего в Вовке? Один раз я шел с ним из школы, а он говорит: «Давай поборемся. Я тебя одной рукой уложу». Вот я и не захотел с ним дружить. Решил с Ахметом Болатовым подружиться. А он почти каждую неделю тройки да двойки получает. Будешь с ним дружить - и сам хуже учиться станешь. Не с кем у нас в классе дружить. У каждого недо­статки есть.

-А ты сам всё хорошо делаешь? - спросил Вовка.

-Всегда всё исподтишка! - И помочь товарищу не хочешь, - сказал Ахмет.

-Просил я тебя, а ты так и не объяснил задачку. Тут и все ребята закричали:

-Ты хоть и отличник, а хуже двоечника - ты плохой товарищ! Покраснел Дамир.

А учительница сказала:

- Понял, что ты сам не всегда хорошо поступал? А кто тебе ска­зал об этом? Ребята! Значит, дни твои настоящие друзья. Они хотят, чтобы ты лучше стал.

Задумался Дамир над словами учителя: «И вправду, - дружба строится на взаимопонимании, поддержке и уважении друг друга». Дамир решил подружиться с Вовой и Ахметом.

  • Почему Дамир ни с кем не дружил?

  • Какой вывод сделал для себя Дамир?

  • Кто из вас считает себя хорошим другом? Почему?

После обсуждения вопросов учитель обращает внимание учени­ков на Добрые советы Алпамыса и Махаббат, которые содержат вы­вод об отношениях учеников в дружном классе.

Чтение Добрых советов Алпамыса и Махаббат

Ребята, помните, что ученики дружного класса всегда:

  • помогают друг другу;

  • поддерживают;

  • ценят друг друга.

Ребята, уважайте и принимайте друг друга такими, какие вы есть!

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель предлагает детям вспомнить, как из отдельных пазлов составляется картина. Он обращает внимание детей на то, что один пазл не похож на другой, но вместе они составляют одну красивую картину. Так же и школьники, которые вместе составляют одно це­лое - класс.

•Подумайте о том, что объединяет вас всех, таких разных. Дети по очереди высказывают свои мнения.

Дополнительный материал

У кого какой хвостик

В Лесной школе учатся разные звери: Белочка, Зайчонок, Волчо­нок, Лисенок, Медвежонок и другие. Они помогают друг другу, ведь у каждого что-то получается лучше, чем у другого: Медвежонок са­мый сильный, он всегда помогает слабым, Лисенок лучше всех умеет решать задачки, он помогает другим с математикой, Белочка чище всех вытирает доску. Все звери дружили между собой и никогда не ссорились.

К зиме некоторые звери поменяли свои шубки. Белочка тоже по­меняла свой наряд и никак не могла им налюбоваться, а особенно пушистым хвостом. На перемене Зайчонок, пробегая мимо, случайно наступил Белочке на хвостик. Раздался громкий крик. Белочка зап­лакала, а Зайчонок извинился дрожащим голосом:

  • Я нечаянно, прости меня, пожалуйста.

  • Нет, не прощу, — с обидой ответила Белочка.

  • Но почему? — испугался Зайчонок.

  • Потому что ты это сделал нарочно! Да, да. Ты... завидуешь мне. Ведь у тебя нет такого красивого пушистого хвостика!

  • Это неправда! — закричал Зайчонок, — я не завидую, и мне очень нравится мой хвостик.

  • Но ведь у Белочки и у меня хвост лучше, чем у тебя, Зайчонок. Признайся в этом! — вмешался Лисенок.

  • Зайчонку не нужен длинный хвост, — пытался убедить всех Медвежонок.

  • А у тебя, Медвежонок, тоже хвост не удался, — в один голос крикнули Белочка с Лисенком.

  • Начался настоящий спор. Все звери защищали свои хвосты, каж­дый кричал, что его хвост лучше, чем у всех. Тут прозвенел звонок на урок, и вошел учитель Еж.

  • Что случилось? — спросил учитель. — Почему вы пересели на чужие места?

  • Я не буду сидеть с Зайчонком, потому что у него хвост малень­кий, — сказала Белочка.

  • И я не буду сидеть с Волчонком, потому что он обижает мой хвостик, — произнес Медвежонок.

  • Мы не дружим с бесхвостыми! — крикнул Лисенок.

  • А, так значит, с сегодняшнего дня в классе учатся «хвостатые» и «бесхвостые»? — не спеша продолжал Еж. — Но только вы непра­вильно поделились.

  • Почему? — удивились звери.

  • Вам надо было делиться на больших и маленьких, на хищников и травоядных. Не забудьте также про цвет шерсти, цвет глаз и дру­гие различия.

  • Еж внимательно посмотрел каждому ученику в глаза. — И много останется у вас друзей?

  • Школьный день продолжался. В классе продолжали звучать на­смешки и обидные прозвища. Домой «хвостатые» и «бесхвостые» уче­ники пошли разными дорогами.

  • Волчонок ушел из школы позже всех. Он шел не спеша, наслаж­даясь солнцем и теплым ветром. Проходя мимо кустарника, он ре­шил поближе рассмотреть красивые цветы, которые росли на нем. Вдоволь налюбовавшись цветами, Волчонок уже хотел идти дальше, но понял, что накрепко зацепился хвостом за колючие ветки куста. Что же делать, - загоревал Волчонок. Он попытался высвободиться и сделал резкий рывок. Волчонок выбрался из кустарника, однако хвостик так и остался висеть на кусте.

  • «А хвост? Как же я буду бесхвостым?». Рыдая, Волчонок с ужа­сом представлял, как в школе над ним будут смеяться друзья. «Как же быть? С кем мне теперь дружить? А с кем я завтра сяду за парту?» — с этими мыслями Волчонок поплелся домой.

  • На следующий день, опустив глаза, Волчонок молча сел к «бес­хвостым» зверям.

  • Иди к нам! — позвал друга Лисенок. В классе наступила тиши­на. «Что с Волчонком? Почему он так странно себя ведет?» — подума­ли ученики.

  • В полной тишине Волчонок рассказал, как он потерял свой хвос­тик. Тут «хвостатые» и «бесхвостые» звери бросились обнимать свое­го друга.

  • Разве важно, какой у тебя хвостик? Мы тебя любим таким, ка­кой ты есть, а все остальное не имеет значения.

  • Давайте снова все вместе играть, вместе учиться, помогать друг другу и поддерживать в трудную минуту, — весело сказал Лисенок.

  • «Как хорошо, что мы все такие разные. Нам есть чему поучиться друг У друга», — подумали звери.

(По М. Панфиловой)

Фотография

Е.Дюк

Нас сфотографировали классом.

Я на фотографию гляжу:

Таню с бантом, Павлика с Тарасом

И себя, конечно, нахожу!

Это Жора — математик первый,

Это Вовка — первый озорник,

Слева Коля — тихий и примерный,

Справа Юра — лучший ученик.

Вот Лариска — главная красавица,

Рядом Юля, та, что лучше всех...

Вот Смирнов. Он мне не очень нравится:

У него какой-то глупый смех.

Ну а это — друг мой верный Петя!

Анна Львовна (в центре среди нас).

Лучше всех учительниц на свете!

Да и мы, мы — лучший в мире класс!!!

Самопознание№ 5-6

ЗНАНИЯ ОСВЕТЯТ ТЕБЕ ПУТЬ

Цель: расширить представление о ценности знаний. Задачи:

  • способствовать осознанию детьми ценности знаний-

  • развивать стремление к обретению знаний;

  • воспитывать ответственное отношение к учебе, уверенность в себе, своих способностях.

  • Урок 5

  • Круг радости

  • Учитель приглашает детей в круг и предлагает подарить свои улыбки - улыбнуться друг другу. Затем учитель читает стихотворе­ние Ы. Алтынсарина, которое поможет ввести в тему урока.

  • Дитя, когда учиться станешь ты, То знание средь полной темноты

  • Могу быть большим. Могу быть толстым или худым. Мне это не страшно. Я такой, какой я есть, И я очень счастлив здесь.

Светлее ламп осветит путь тебе, И станут явью все твои мечты. Давайте же, дети, учиться начнем И знания светлые нити навек В свою благодарную память вплетем!

После чтения детям предлагается ответить на вопрос: «Как зна­ния могут осветить путь?». Обобщая ответы детей, акцентируется внимание на том, что знания делают непонятное - понятным, недо­ступное - доступным, также делают жизнь интересной.

Упражнение. Упражнение помогает осмыслить, какими знания­ми дети уже обладают и какие знания еще хотят получить.

  • В школе я уже научился ...

  • В школе у меня хорошо получается ...

  • Я хожу в школу, чтобы научиться ...

Подводя итог, учитель может сказать о том, что все ученики по-разному закончили предложения, но объединяет ответы одно: все хотят научиться чему-то полезному, хорошему.

Чтение

Предлагается рассказ К. Жусупова «Сабыр и Сара», который чи­тается учителем с остановкой перед последним абзацем.

Сабыр и Сара

К Жусупов

Сабыр учится во втором классе. Его сестренка Сара - в первом классе. Сабыр - мальчик с ленцой, поэтому с учебой у него не все ладится. Вернется он после уроков, забросит портфель подальше, пообедает наспех и скорей на улицу играть в футбол.

Начался учебный год. Втрроклассники уже читать хорошо на­учились, а Сабыр еле-еле по слогам разбирает слова.

Как-то заглянула к Сабыру домой учительница и говорит его маме:

  • Если ваш сын и дальше будет продолжать так относиться к учебе, то останется на второй год. Бедная мама не знала, куда деть себя от стыда. А Сара - сестренка-шутница - возьми и ска­жи:

  • Вот и хорошо! Если Сабыр на второй год останется - вместе учиться будем.

Сабыр прямо заполыхал до самых ушей. И сразу как-то поскуч­нел, а в глазах слезы заблестели. Тем временем Сара вытащила из

портфеля букварь и начала громко читать.

infourok.ru

План урока по самопознанию на тему "Радость созидательного труда" 8 класс

План урока самопознания

Школа: Маяковская средняя школа

Дата: 30.01.2016 г

21

Тема: Радость созидательного труда

Ценность: Праведное поведение

Качества: трудолюбие, добросовестность, ответственность.

Педагог : Щитенко Т.В

Класс: 8 «Б»

Кол-во уч-ся: 2

Цель: расширить представления учащихся о значимости труда в жизни человека как способе созидания добрых, прекрасных дел для себя и других через ценность «Праведное поведение».

Задачи: раскрытие смысла понятия « созидательный труд», значения труда в гармоничном развитии человека;

развитие умения выполнять любое дело с ответственностью, радостью и любовью, развивать интерес к познанию, учению;

воспитание трудолюбия и добросовестного отношения к порученному делу.

Ресурсы: рабочая тетрадь, презентация , музыка для позитивного настроя и для заключительной минутки тишины, фонограмма песни «О труде»

Ход урока:

1.Орг.момент. Позитивный настрой на «Свет».

Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Закройте, пожалуйста, глаза.

Представьте, солнечный свет и как свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Медленно опускается вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам. Уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз. Глаза будут смотреть только на хорошее и видеть только хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

Теперь поместите этот Свет в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

Анализ состояния:

Какие чувства вы испытали?

Что интересного и необычного увидели?

Кто сумел почувствовать прикосновение света?Каким оно было?

Нам всем приятно, когда рядом с нами человек с хорошим настроением. Всем вокруг становится тепло и радостно. Давайте все будем поддерживать доброе и хорошее настроение каждую минуту, каждый час, каждый день.

2.Проверка домашнего задания.

Рассказ « Детство» - Г. Гребеньщикова. О чем автор просит не забывать , общаясь с природой?

–Были ли в вашей жизни моменты , когда вам хотелось что-то сорвать, или кого-то поймать, но вы остановили себя. Почему?

–Как научиться радоваться природе как чуду?

–Как вы думаете, может ли природа чувствовать и понимать человека?

Тема урока: Радость созидательного труда

Анализ хода урока

3.Позитивное высказывание (цитата).

Труд – это любовь, ставшая зримой. Д. Джебран.

- Как понять слово « зримой» ?

-Как вы понимаете выражение : « труд – это любовь»

-Объясните смысл цитаты.

4. Рассказывание истории (беседа). Подарок учителя. ПОМОЩЬ МАДЫХАТ ТУРЕЖАНОВ

ДЕД АРГЫНА ЗАПРЯГ В ТЕЛЕГУ РЫЖУЮ КОБЫЛУ И ЕЗДИТ НА СЕНОКОС. С УТРА ОН СОБИРАЕТСЯ В ДОРОГУ. ТОЧИТ КОСУ, НАЛИВАЕТ КУМЫС В ТОРСЫК. ВЕЧЕРОМ ПО ПУТИ ДОМОЙ У НЕГО ВЕСЕЛО НА ДУШЕ, ТЕЛЕГА ДОВЕРХУ НАГРУЖЕНА ЗЕЛЕНОЙ ТРАВОЙ — БИДАИКОМ.

-НУ, ХОРОШО ТЕБЕ? — СПРАШИВАЕТ У НЕГО СЫН. И СТАРИК ОТВЕЧАЕТ:

-ЕЩЕ БЫ! ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ БОДРОСТЬ ПРИДАЕТ, КРОВЬ ПО ЖИЛАМ ХОДИТ, КАК У ОРЛА НА ЛЕТУ!

СЛУШАЕТ АРГЫН, И ЕМУ ТОЖЕ ХОЧЕТСЯ ПОЕХАТЬ НА СЕНОКОС, НО ОН ВСЕ НЕ РЕШАЕТСЯ ВЫСКАЗАТЬ ДЕДУ СВОЕ ЖЕЛАНИЕ.

КАК-ТО УТРОМ, КОГДА ДЕД ЗАПРЯГАЛ ЛОШАДЬ, МАЛЬЧИК ПОТИХОНЬКУ ПОДОШЕЛ К НЕМУ И ПОПРОСИЛ:

-ДЕДУШКА, ВОЗЬМИ МЕНЯ С СОБОЙ!

ТАМ ЖАРКО, ТЕБЕ НИТЬ ЗАХОЧЕТСЯ.

А Я ТОГДА КУМЫС ПИТЬ БУДУ!

А ЕСЛИ ПРОГОЛОДАЕШЬСЯ?

ХЛЕБА ПОЕМ.

-НЕ БУДЕШЬ ПРИВЕРЕДНИЧАТЬ, КАК ДОМА? ЧТО Я ЕМ, ТО И ТЫ БУДЕШЬ ЕСТЬ?

ДА, ДЕДУШКА.

ПОМОГАТЬ МНЕ БУДЕШЬ?

БУДУ! ,

И ОНИ ОБА В КОКТОМАРЕ. ТАМ ТРАВА ВЫСОКАЯ, МАЛЬЧИКА В НЕЙ НЕ ВИДНО. ДЕД РАСПРЯГ ЛОШАДЬ, ПОКАЗАЛ АРГЫНУ, ГДЕ МОЖНО СОБИРАТЬ ЗЕМЛЯНИКУ. ТОТ ВЗЯЛ ЧАШКУ ДЛЯ КУМЫСА И, НАБРАВ ПОЛНУЮ, ПРИНЕС ДЕДУ. МНОГО ЧАШЕК НАБРАЛ, И КАЖДЫЙ РАЗ УГОЩАЛ СТАРИКА. А ЯГОДЫ КРАСНЫЕ, СПЕЛЫЕ, ВКУСНЫЕ. АРГЫН И САМ ДОСЫТА НАЕЛСЯ. А КОГДА ПИТЬ ЗАХОТЕЛ — КУМЫСУ У ДЕДА ПОПРОСИЛ. И ЗА БАБОЧКАМИ УДАЛОСЬ ЕМУ ПОБЕГАТЬ, И БУКЕТ ЦВЕТОВ НАРВАЛ: БАБУШКЕ ПОДАРОК! И ТУТ АРГЫНУ ВСПОМНИЛОСЬ, ЧТО ДЕДУ НУЖНО ПОМОЧЬ. ПОДОШЕЛ ОН ПОБЛИЖЕ И ГОВОРИТ:

-ДАЙ, ДЕДУШКА, ПОМОГУ ТЕБЕ!

УДИВЛЕННО СМОТРИТ СТАРИК НА ВНУКА: ЧТО ТАКОЙ МАЛЕНЬКИЙ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ?

НАКОШУ ТРАВЫ, — ПРЕДЛАГАЕТ АРГЫН.

НЕ СМОЖЕШЬ НАКОСИТЬ, ПОРЕЖЕШЬСЯ!

НУ, ДАЙ ГРАБЛИ — БУДУ СГРЕБАТЬ.

ДЕДУШКА ДАЛ ВНУКУ ГРАБЛИ И ПОКАЗАЛ, КАК СГРЕБАЮТ СЕНО. ПОТОМ ОНИ НАГРУЗИЛИ ТРАВОЙ ТЕЛЕГУ. ВЕРНУЛИСЬ ДОМОЙ ТОЛЬКО ВЕЧЕРОМ. ВЫШЛИ ВО ДВОР БАБУШКА И ОТЕЦ АРГЫНА, ХВАЛЯТ СТАРИКА:

-ВОТ, АРГЫН, КАКОЙ ТВОЙ ДЕД МОЛОДЕЦ: СЕНО ДУШИСТОЕ, ТАК ЕГО МНОГО…

ЭТО СЕНО ОСОБОЕ, ОНО СКОТУ ЕЩЕ КАК ПОНРАВИТСЯ!

ПОЧЕМУ ОСОБОЕ, ТЫ ЕГО КАЖДЫЙ ДЕНЬ ПРИВОЗИШЬ?

-А ПОТОМУ, СЫНОК, ЧТО МНЕ СЕГОДНЯ АРГЫН ПОМОГАЛ! ДАВАЙ В ЕГО ЧЕСТЬ ПРАЗДНИК УСТРОИМ! — УЛЫБНУЛСЯ ДЕДУШКА. — Я В ДВЕНАДЦАТЬ ЛЕТ НАУЧИЛСЯ КОСИТЬ; КОГДА АРГЫНУ СТОЛЬКО ЖЕ БУДЕТ, МЫ И ЕГО НАУЧИМ. ПУСТЬ РАСТЕТ ТАКИМ ЖЕ ТРУЖЕНИКОМ, КАК ДЕД И ОТЕЦ. ТРУД -ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ, НА ЧЕМ ЗЕМЛЯ ДЕРЖИТСЯ.

БЕСЕДА:

1. ПОЧЕМУ БЫЛО ХОРОШО ДЕДУ АРГЫНА?

2. УДАЛОСЬ ЛИ АРГЫНУ ИСПЫТАТЬ РАДОСТЬ ТРУДОВОГО ДНЯ? КАК?

3.О чем эта притча и чему она нас учит?

-ВСПОМНИТЕ, КОГДА ВЫ ВПЕРВЫЕ ИСПЫТАЛИ РАДОСТНОЕ СОСТОЯНИЕ ОТ ПРИОБЩЕНИЯ К ТРУДУ.

-РАССКАЖИТЕ ОБ ЭТОМ. ЧТО ВЫ ЧУВСТВОВАЛИ ПРИ ЭТОМ?

- ЧТО ЧУВСТВОВАЛИ ОКРУЖАЮЩИЕ, КОТОРЫЕ ПОМОГЛИ ВАМ ОТКРЫТЬ РАДОСТЬ ТРУДА?

5.Творческая деятельность, групповая работа. Прочитайте отрывок из стихотворения А. Нетто. Раскройте смыл этих поэтических строк в небольшом эссе.

Созидать. Созидать. Созидать. Духом и полотью, Мыслью и делом, Сохраняя Мышцы - твердыми, Чуткими - нервы, Открытым - сердце!

Резюме

Трудолюбие – важнейшее средство самоутверждения личности, которое позволяет заниматься любым делом с интересом и любовью и достигать успехов в жизни.

6.Групповое пение. Песня « о труде.

7.Домашнее задание. Упр 3 в тетради.

- Подумайте , что самое главное для успешной работы? Объясните свой выбор. Я тружусь более успешно, если…..

1 делаю , то что мне нравится;

2 желаю принести радость своим близким;

3 хочу заработать больше денег.

8.Заключительная минута тишины. -Вы снова слышите лирическую музыку, закройте глаза . Мысленно расскажите своим друзьям или близким о сегодняшнем уроке.

infourok.ru

Урок по самопознанию "Любовь в моем сердце"

Тема: Любовь в моем сердце»

Цель : Раскрывать детям представления о мире любви и добрых чувств;

Задачи:

Развивать стремление проявлять любовь к родным, близким, друзьям, к окружающему миру.

Воспитывать позитивное восприятие мира.

Прививать любовь к ближнему, чувства патриотизма.

Оборудование: сердечки , лебеди, шары-сердечки, вазочки, сердечки на палочках, аудиозаписи, видеофильм.

Ход урока.

1. Круг радости

Перед занятием  вазочки  расставлены по кругу.

Учитель:

— Дети, я очень рада, что мы снова вместе на  уроке  «Самопознания». Я с большим удовольствием приглашаю вас в наш «Круг радости». Посмотрите, какой приятный сюрприз приготовил «Круг радости». Это самая настоящая радуга любви: красные сердечки — это любовь к семье, оранжевые — это любовь к друзьям, зеленые — это любовь к природе, желтые — это любовь к солнышку,  голубые - это любовь к Родине, а фиолетовые — это любовь к самому себе. Возьмите из каждого подноса по одному сердечку. Давайте подбросим сердечки вверх и вместе дружно скажем.

Дети:

«Прими планета наш салют,

Летит он выше крыши.
А мир наполнила любовь
Девчонок и мальчишек »

Любим, любим, любим, (руки вверх и в стороны)

Любим мир вокруг,

Рады, рады, рады,        (хлопают в ладоши)

Что рядом с нами друг!   (обнимают друг друга)

— Теперь ,покружитесь друг с другом, обнимитесь, улыбнитесь. Как здорово наш кабинет наполнился любовью и радостью.

2.Аппликация «Любовь»

3. Беседа-работа над понятием «Любовь»

— Давайте начнем день с Любви, наполним день Любовью, завершим день с Любовью.

1) — Прекрасное слово любовь, может быть вместе ,попробуем дать определение этому слову, используя эпитеты  (ученики по кругу называют слова: светлая, счастливая, верная, прекрасная, красивая, великая, исцеляющая, могущественная…)
— Спасибо!

2) — А что такое любовь?
— Попробуем ответить на этот вопрос вместе. (Ответы учащихся.)
(Любовь — это радость, печаль, умение отдавать, делиться, понимать сердцем окружающий мир.)
Любовь — большое, тёплое слово, оно обнимает своими ласковыми руками весь мир. Это самое главное чувство на Земле, во всей Вселенной.
Любовью создана вся жизнь.

—        Вы любите своих родных и близких?


-Как вы выражаете свою любовь?


-Бывает так, что человек не любит никого?

-Как поступает такой человек? А как об этом мы узнаем? (Рассуждения детей).

4. Минутка тишины

— Всегда приятно видеть, как дети улыбаются друг другу, улыбаются миру. Я приглашаю вас в очередное путешествие в прекрасное королевство, которое называется «Страна Любви» (звучит музыка). Если хотите, то можете закрыть глаза. Представьте себе красивую страну, где растут волшебные деревья, цветут дивные цветы, живут сказочные животные. В этом королевстве по-особенному светит солнце. Это солнце Любви (пауза). Все люди в этом королевстве любят друг друга. Матушка Природа любит каждого жителя королевства.

А люди дарят свою любовь природе (пауза). Птицы поют песни любви, дети любят родителей, родители любят детей (пауза). И у всех людей любовь живет в сердце. Всем в этом королевстве хорошо: и птичкам, и животным, и растениям, и солнышку, и звездам. Самое главное — очень хорошо всем людям этого королевства (пауза). Мы чувствуем, как хорошо уметь любить, как хорошо дарить любовь всему миру (пауза). Заполните эти чувства (пауза). Пусть эти прекрасные чувства останутся с вами навсегда (пауза). Вдохните аромат любви этого королевства.

— Ребята, какое прекрасное чувство «любовь» подарило нам это путешествие, расскажите о нем.

Учитель:

— Кого на Земле вы любите больше всего?

— Что значит любить маму и папу?

— А как ваш друг узнает, что вы его любите?

— Что такое любить природу

— Как человек проявляет свою любовь к Родине?.

5. Игра-упражнение «Аромат любви»

— Знаете, ребята, когда я вместе с вами путешествовала по королевству Любви, я познакомилась с одним замечательным мудрецом. Я рассказала ему о нашей стране, о нашей школе, о нашем классе, о каждом из вас. Он внимательно послушал меня и подарил вот этот хрупкий волшебный флакончик. Его волшебство в том, что он приходит на помощь тому, кто нуждается в любви. Для этого его нужно просто открыть и аромат принесет любовь тому, кто в ней нуждается. Но есть один секрет: для того, чтобы аромат любви не иссяк, каждый человек, который берет в руки флакончик, должен сказать добрые пожелания для тех, кого он больше всего любит, чтобы любовь никогда не кончалась. ( Учитель  открывает флакончик). Разрешите, я скажу первая — для мамы, чтобы она никогда не уставала. (Учитель передает флакончик по кругу).

Дети:

Я для бабушки, потому что она меня любит и всегда со мной гуляет.

Я для папы, чтобы он был сильным и добрым.

Я для птичек, чтобы они пели песни своим птенчикам.

Для нашего города, чтобы он был красивым, а люди всегда улыбались.

Для нашей страны, чтобы люди всегда жили в мире.

Для солнышка, чтобы оно согревало всех своим теплом.

Для осени, чтобы она радовала богатым урожаем.

Для сестренки, чтобы она быстрей росла и не болела.

Для себя, чтобы я был честным и справедливым.

Как хорошо и прекрасно, когда мир, в котором мы живем, наполнен волшебным чувством любви.

Разминка

Если любишь мир вокруг,

Делай так!        (хлопки в ладоши)

Если рядом с тобой друг,

Делай так!        (прыжки на месте)

Если дождик вдруг польется,

Делай так!        (хлопки над головой)

Если мама улыбнется,

Делай так!        (хлопки и прыжки одновременно)

6. . Упражнение «Шкатулка с сюрпризом» (музыка для души)

— Я приготовила для вас неожиданный сюрприз. В этой шкатулке находится самое дорогое, что есть на свете. Загляните в неё, и вы увидите, что является самым ценным. (Каждый ребёнок заглядывает в шкатулку и видит своё отражение.)
— Так, что вы увидели? (зеркало)
— А в зеркале вы увидели? (своё отражение, себя)
— Кто удивлён тем, что увидел? Почему? (ответы детей)
— Пока мы не научимся любить себя такими, какими мы есть, нам не суждено любить других людей. Любовь к миру начинается с любви к себе. Любовь начинается в сердце человека, светит в его глазах.

7 . Просмотр видеофильма

— Я предлагаю вам совершить путешествие в мир живой природы.
— Что вы почувствовали, смотря эти кадры? (Ответы учащихся).
— Всё живое на планете наделено этим чувством — любовь.

Любовь можно дарить не только тому, кто рядом с вами, но и тому, кто находится далеко от вас, кто живёт в другом городе или другом конце нашей планеты, потому что у любви нет границ, ведь Любовь — это могущественная и великая сила жизни.

Любовь — это свет, озаряющий мир. От этого света людям становиться тепло и уютно. Сердца их радуются. Люди поют песни, говорят друг другу тёплые слова. Любовь — это чувство, которое наполняет особым смыслом жизнь человека. У любящего человека добрый приветливый взгляд. Почувствуйте любовь в вашем сердце. Отправьте этот свет любви своим близким. Пусть они ощутят вашу любовь, и она согреет их своим теплом.

8. Работа над притчей.

— Я расскажу вам историю, которая произошла в селе Ново-Раевка. Там очень красивые места: речка, луга… И вот однажды осенью на зимовку летели лебеди. Держались не очень высоко. Может, хотели на луга присесть. Увидел дед Фёдор стаю, взял ружьё и выстрелил наобум. Ранил лебедицу,  перебил ей крыло. Дед схватил птицу, внёс в избу. Когда крыло срослось, вынес её во двор, и она ходила с гусями, так и прозимовала. Но крылышко оставалось повисшим. Подошла весна. Птицы стали возвращаться. И вот как-то утром гуси и с ними лебёдушка вышли на луг. А в небе летели лебеди. Закурлыкали. Лебёдушка начала подавать голос, и вдруг из стаи вниз колом пошёл лебедь. Опустился к лебёдушке, и стали они крыльями обнимать друг друга, слепились клюв с клювом. …. (остановка)

— Почему это произошло?

— Как вы считаете, что произойдёт потом? И умерли вместе. Выяснилось: у обоих был разрыв сердца. Вся деревушка сбегалась смотреть на мёртвых птиц, многие плакали. Расходились с грустью и долго не могли забыть этот случай.

— Чему учит нас эта история?

— О какой любви она нам рассказала? (верной)

9.  Стихотворение «Лебединая верность» .

Друзья, учитесь верности у лебедей!
Любите так, как любят эти птицы!
Ведь если взять Вселенную, ни с чем…
Любовь такая не сравнится.
Они не люди, но какая стать,
Какая нежность, преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному Чуду!
Ну как не чудо? Ведь всегда вдвоем,
Крылом к крылу. В красивом оперенье
Они скользят по чистому пруду. Божественны!
Остановись мгновенье! А преданность?
Ведь если роковой наступит час — один погибнет,
То жить не станет и другой, он тоже этот мир покинет.
Вот так плывут по жизни, по воде
Два нежных, преданных творенья!
Учитесь верности у лебедей!
Храните жизни чудные мгновенья!

— Любите и будьте любимы — это бесценный дар. Если мы правильно распоряжаемся этим даром, мы можем найти свое место в жизни и быть счастливыми.

10. Круг «От сердца к сердцу» (под музыку «для души»)

«Свеча любви»
Любовь сравнивается с огнем, который горит в сердце.
Представьте себе, что любовь в нашем сердце подобна свече.
— Давайте зажжем свечу любви.
Посмотрите, огонь разгорается…все ярче и ярче.
Нам передается его тепло.
Этот свет заполняет все пространство вокруг.
Нам хорошо вместе и мы любим друг друга.

— Давайте мысленно произнесём слова любви друг другу.

(По кругу дети передают свечу)

В народе бытует легенда, что огонь очищает мысли и чувства человека, принося в сердце мир, покой, добро, гармонию. Я желаю вам, мои дорогие ребята, чтобы вы в своей жизни могли сами определить жизненные приоритеты, всегда поддерживали своих родных и близких, помогали знакомым и незнакомым людям. Зажигали в их сердцах искры Любви, Добра и Мира.

— Спасибо за урок.

infourok.ru

Урок Самопознания "Добрата в моем сердце"

Технологическая карта организационной учебной деятельности

Раздел: Самопознание «Доброта в моем сердце»

Цель: - обобщать знания о нравственных качествах: милосердии, чуткости, отзывчивости, заботе; развивать стремление и совершать добрые поступки; воспитывать внимательное, чуткое отношение к окружающим людям.

Методы: беседа, ролевая игра, рассказ, объяснение.

Ресурсы: хрестоматия, корзинка с зерном, цветочный горшок.

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

учет

Мотивационно-побудительный

Круг радости

Доброе слово скажешь одно -

И доброты посеешь зерно.

Доброе дело сделаешь ты,

Тоже посеешь зерно доброты.

Зерна такие, помни и знай,

Самый богатый дают урожай!

Воспитатель предлагает детям взять из корзинки (мешочка, коробочки) по одному зернышку, сказать доброе, хорошее, ласковое слово своему другу и положить зерно в цветочный горшочек, сопровождая действия словами о том, что хорошие, добрые поступки и слова всегда умножаются.

-дети

-играют

Организационно-поисковый

Почитаем

«Рассказ про Маленькую девочку» (чтение с остановкой) Одна Маленькая девочка хотела скорее стать взрослой. Для этого она сначала решила, что если наденет такую же одежду, как у взрослых женщин, то сразу превратится в тетю. Девочка достала из шкафа мамино платье и туфли, нарядилась в них и сталасмотреться в зеркало. Ей показалось, что хорошо бы еще сделать прическу, как у мамы, и подкрасить реснички. Девочка так и поступила. После этого она снова посмотрела в зеркало и увидела...

- Как вы думаете, кого она там увидела?

«Нет, - решила Маленькая девочка, - одними платьями и прическами здесь не обойдешься. Надо подумать, что еще делают взрослые. Вот мама, например, варит обед. Надо и мне приготовить обед!» И она живо принялась за дело.

Но - странные вещи! Морковка никак не хотела мыться, а картофель - чиститься, капуста же так растопырила свои листья, что к ней вообще было страшно подступиться... А вода на плите хоть и вскипела, но была совершенно не похожа на мамин вкусный борщ—

«Нет. - решила Маленькая девочка, - папе такой обед вряд ли понравится!»

И она подумала, а не лучше ли пойти погулять во двор? Когда девочка спускалась по лестнице, навстречу ей поднималась бабушка с тяжелой сумкой.

Странное дело! Ноги сами остановились, а язык сказал: «Бабушка! Давайте, я вам помогу!» Старушка так устала нести тяжелую ношу вверх, что согласилась отдать один сверток из сумки. Когда девочка проводила бабушку до ее квартиры, та сказала: «Спасибо! Какая взрослая у твоих родителей дочка! Наверное, они этому очень рады».

И тут Маленькая девочка почувствовала себя и вправду взрослой, хотя не было на ней ни маминого платья, ни высоких каблуков. «Странное дело, - подумала девочка, - я совсем не выросла и почти ничего делать не умею так, как взрослые, а меня назвали взрослой!»

-И она спросила об этом у старушки. Та ответила: «Ты вела себя как взрослая».

-Ребята! Почему бабушка назвала поступок девочки взрослым?

Вы совершали хорошие, добрые поступки? Как вы думаете, нужно ждать благодарности за добрый поступок?

(Рассуждения детей).

Разминка

Разминка сопровождается движениями.

Встань, как только солнце встанет, И тихонечко в окошко

Солнца луч к тебе заглянет,

Ты подставь скорей ладошку, Пусть тебя увидит мама

И умытым, и обутым.

 Все прибрав, иди к ней прямо

И скажи ей: « С добрым утром!»

А потом, с улыбкой, с песней Выйди к травам, людям, птицам.

И тогда веселым, добрым

День твой должен получиться!

Ролевая игра «Едем в автобусе»

Все сидят в «автобусе», на остановках входят и выходят пассажиры.

Воспитатель не проговаривает детям варианты правильного поведения. После того, как автобус прибыл к месту назначения, воспитатель предлагает детям самим прокомментировать их действия, задавая вопросы:

-Почему вы уступили (или не уступили) место бабушке?
Как вы думаете, почему женщина с ребенком на руках вы
шла из автобуса грустная (улыбалась)?

Как вы поступаете в таких ситуациях? (Ответы детей)

Обобщаем

-Действительно, от добрых поступков тебе самому всегда хорошо. Даже если мы посеем крошечное зерно добра, оно прорастет удивительным цветком, который принесет радость не только нам, но и окружающим. Дарите доброту! Несите в мир
радость и любовь!

-Каким бывает сердце человека?

-Какое сердце у вас?
(Рассуждения детей).

-Плохо, когда сердце человека - равнодушное, холодное, злое, скупое. Прекрасно, когда сердце - любящее, горячее, щедрое, светлое.

Дело доброе найдется

Для людей всегда.

Сердце тут же отзовется, Если где беда.

Мы растем душой и телом, Повзрослеем в срок, Получив самопознанья

И добра урок.

Еще лучше и счастливей будут жить на земле все люди, если у них будут добрые, отзывчивые, чуткие и заботливые сердца.

Круг «От сердца к сердцу»

Воспитатель предлагает детям взяться за руки, сказав хором:

Радость подарить спешите с самого утра,

И сердце сразу отзовется на добрые дела.

Дополнительный материал к занятию

Игра «Старенькая бабушка»

Воспитатель делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Необходимо перевести слепого старичка через улицу с интенсивным движением. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда по улице. «Поводырю» нужно уберечь «старичков» от машин

В.Голявкин «Как я помогал маме мыть пол»

Я давно собирался пол вымыть. Только мама не разрешала мне. «Не получится, - говорит, - у тебя...»

- Посмотрим, как не получится!

Трах! - опрокинул ведро и пролил всю воду. Но я решил, так даже лучше. Так гораздо удобнее мыть пол. Вся вода на полу; тряпкой три - и все дело. Воды маловато, правда. Комната-то у нас большая. Придется еще ведро воды вылить.

Вылил еще ведро, вот теперь красота! Тру тряпкой, тру - ничего не выходит. Куда же воду девать, чтобы пол был сухой? Без насоса тут ничего не придумать. Велосипедный насос нужно взять. Перекачать воду обратно в ведро.

Но когда спешишь, все плохо выходит. Воды на полу не убавилось, и в ведре пусто. Наверное, насос испортился.

Придется теперь с насосом повозиться.

Тут мама в комнату входит.

-Что такое, - кричит, - почему вода?

-Не беспокойся, мама, все будет в порядке. Надо только насос починить.

-Какой насос?

-Чтобы воду качать...

Мама взяла тряпку, смочила в воде, потом выжала тряпку в ведро, потом снова смочила, опять в ведро выжала. И так несколько раз подряд. И воды на полу не стало.

Все оказалось так просто. А мама мне говорит:

-Ничего. Ты все же мне помог.

Игра «День помощника»

Воспитатель собирает с утра всю группу и говорит: «Сегодня у нас с вами необычный день.

Мы будем помогать друг другу, но так, чтобы это не было заметно. Сейчас я подойду к каждому из вас и скажу, кому он будет сегодня стараться помочь во всем. Не говорите об этом больше никому. Вечером мы с вами снова соберемся вместе, и вы попробуете догадаться, кто же вам сегодня помогал, и поблагодарите его».

В течение дня взрослый напоминает детям о задании. Вечером воспитатель вновь собирает группу и просит каждого ребенка по очереди рассказать.о том, как и кто помогал ему.

Рефлексивно-корригирующий

Итог занятия.

Домашнее задание

-Рассмотрите рисунки. Какие поступки ребят вам нравятся?

Раскрасьте рисунки с изображением этих поступков.

Ожидаемые результаты:

Знать: что такое доброта;

Иметь: представление  о милосердии, чуткости, отзывчивости, заботе;

Уметь: внимательно относится к окружающим людям;

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о