Уроки по психологии в старших классах – Рабочая программа по психологии (10 класс) на тему: Программа уроков психологии для старшеклассников

Урок психологии для старшеклассников с элементами тренинга на тему «Креативность»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПСИХОЛОГИИ

Подготовила:

Практический психолог

ГБОУ ЛНР СОШ I-III ст. №1

Сальникова Татьяна Владимировна

ТЕМА: «Урок психологии для старшеклассников с элементами тренинга на тему «Креативность»

ЦЕЛЬ: Ознакомить старшеклассников с понятием «Креативность», развивать гибкость и нестандартность мышления, воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям.

ЗАДАЧИ:

  1. Образовательные:

II. Воспитательные:

  • формировать у старшеклассников приверженность высоким эстетическим ценностям;

  • формировать у школьников умение видеть красивое во всём, что их окружает;

  • формировать у учеников стремление к самовоспитанию и саморазвитию.

III. Развивающие:

  • развивать чувство юмора у старших подростках;

  • развивать воображение;

  • развивать скорость, точность, гибкость и оригинальность мышления;

  • развивать навык самообладания;

  • развивать уверенность в себе каждого ученика.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

1) Расставить в классе до начала урока стулья в тренинговый круг или полукруг.

2) Подготовить стимульный материал (видеоролики, презентации, мяч).

3) После звонка, перед началом работы, попросить учеников выключить или поставить на беззвучный режим свои мобильные телефоны (1мин).

2. Мотивационный этап.

1) Знакомство:

— Здравствуйте ребята, меня зовут Татьяна Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок психологии.

2) Принятие правил:

— А для того, чтобы мы смогли продуктивно с вами работать на нашем уроке, я предлагаю вам вспомнить или придумать новые правила работы на уроке:

  • Правило «Табу» 1 раз

  • Правило «Взаимного уважения»

  • Правило «Моё мнение» без оценочных суждений (3 мин)

3) Сообщение темы и цели урока:

— Правила приняты, и мы можем перейти к нашему уроку, тема которого «Креативность».

— В условиях современного времени, технологического прогресса и накопления информационной базы, ускоряется с каждым днём ритм жизни, появляются всё новые и новые задачи общества и требования к специалистам на рынке труда. Соответственно современный молодой человек вынужден приспосабливаться к новым условиям жизни. А вот одним из важных качеств человека, помогающих приспособиться, является креативность. Сегодня мы узнаем, что же такое креативность и как её развивать (1 мин).

3. Структура урока

1) Знакомство-разминка (3мин).

— Я вас не знаю ещё, и чтобы с вами познакомиться, предлагаю вам выполнить следующее задание:

Упражнение. Называя своё имя, скажите формулу, которая, на ваш взгляд, достаточно точно описывает вашу личность.

2) Информационный блок (5 мин)

— Теперь, когда мы познакомились мы можем с вами продолжить работу, и продолжим мы её с обсуждения понятия «креативность». Я по прошу вас каждого по очереди высказать свою точку зрения по поводу того, как вы понимаете значение этого понятия (назначение отвечающего). Обсуждение по кругу. Вывод:

Креативность — способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.
Проявления креативности: быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям. Условия актуализации: самообладание и уверенность в себе.

3) Основная часть урока.

— Итак, мы с вами выяснили, что же такое креативность, как она проявляется и при каких условиях. Теперь я предлагаю вашему вниманию просмотр слайдов, для разминки вашего воображения. Оно вам понадобится в выполнении следующего задания.

Просмотр «Презентация 1» (1 мин)

— Вот так эта презентация нам с вами демонстрирует проявление воображения, креатива его автора. А теперь вы продемонстрируете сой креатив. Для этого вы сейчас проиграете каждый свою роль в театре-экспромт. Я раздаю роли:

  • Деревья (4-6 человек),

  • Цыган,

  • Конь,

  • Воробей,

  • Пёс,

  • Хозяйка,

  • Хозяин

  • Шум ветра (2-4 человека)

  • Остальные задействованы в роли изгороди стойла.

Теперь я читаю текст сценки. А ваша задача, наиболее оригинально сыграть каждому свою роль, какой бы значимости она не была.

«…Ночь. Завывает Ветер. Раскачиваются Деревья. Между ними пробирается Цыган, он ищет конюшню, где спит Конь… Вот и конюшня. Спит Конь, ему что-то снится, он слегка перебирает копытами и тоненько ржёт. Недалеко от него пристроился на жёрдочке Воробей, он дремлет, иногда открывает то один, то другой глаз. На улице на привязи спит Пёс. Деревья шумят, из-за шума не слышно, как Цыган пробирается в конюшню. Вот он хватает Коня за уздечку… Воробей тревожно зачирикал…. Пёс отчаянно залаял… Цыган уводит Коня. Пёс заливается лаем. Выбежала из дома Хозяйка, заохала, закричала. Она зовёт мужа. Выскочил с ружьём из дома Хозяин. Цыган убегает. Хозяин ведёт коня в стойло. Пёс прыгает от радости. Воробей летает вокруг. Деревья шумят, и Ветер продолжает завывать. Хозяин гладит Коня и бросает ему сена. Хозяин зовёт Хозяйку в дом. Всё успокаивается. Спит Пёс. Дремлет воробей на своём прежнем месте. Стоя засыпает Конь, он изредка вздрагивает и тихо ржёт… Занавес!» (10 минут).

— Каждый справился со своей ролью, потому, что так сыграть её мог только он. И на сколько у каждого человека развито его воображение, его креативный подход к решению задач, настолько разными были сыграны роли одного вида.

— И следующее упражнение так же, как и предыдущее поможет вам в осознании понятия «креативность»

Упражнение. Предъявление рисунка с изображением куба… что вы видите на рисунке?
У нас возникли разные мнения, хотя на листе только 12 отрезков прямых. Как это объяснить? (Идея о влиянии опыта), (5 минут).

— Теперь, когда мы с вами закончили осознание сущности понятия «креативность», перейдём к тренировки этого качества. И для этого вам предлагается следующее упражнение:

Упражнение. Все знают примету: «Упал нож — придёт мужчина». Сейчас мы будем развивать эту область примет. Бросая мяч, говорите, что упало. Кто ловит, говорит, кто придёт и почему (10 минут).

4 Заключительная часть урока.

— Наш урок подходит к завершению. Я прошу вас каждого по очереди высказать своё мнение о том, что вы узнали нового, а что осталось неясным (назначение отвечающего). Обсуждение по кругу (3-5 минут)

— И для закрепления полученной информации на сегодняшнем уроке, я предлагаю вам просмотреть видеоролики с креативной рекламой (1-3,5 минут)

Видео «Кока-кола» 1 мин

Видео «Пежо» 2,5 минуты.

После просмотра видео: Урок закончен, все свободны. До свидания.

infourok.ru

Урок психологии для старшеклассников «Человек и его характер»

Урок психологии для старшеклассников.

Тема. Человек и его характер.

Цель урока: расширение представлений учащихся о характере человека, его проявлениях, возможностях человека в совершенствовании своего характера.

Задачи:

  • раскрыть значимость волевых усилий для познания человеком самого себя;

  • развить осознанное отношение к собственным личностным качествам;

  • воспитывать потребность в самосовершенствовании

Ресурсы: тест Будасси, тест «Дерево», презентация «Воспитание силы воли на примере великих людей современности», акварельные краски, мелки цветные.

Ход урока.

  1. Приветствие. Учащиеся берутся за руки и произносят фразу «Здравствуте МЫ!»

  2. Беседа.

Все мы очень разные. Чем еще, кроме своих увлечений, пристрастий, способностей мы различаемся?

Сегодня мы поговорим о характере. Что, по-вашему, означает характер?

Характер – это совокупность стержневых, более или менее устойчивых психических свойств человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки.

Характер, в переводе с греческого означает «чеканка, печать, особенность, манера». По сути, характер – это «отпечаток» воспитания и влияния окружающей среды. Он формируется в процессе общения людей между собой, в их деятельности и взаимоотношениях с окружающей средой и миром.

  1. Диагностика самооценки. Методика Будасси.

Вам роздан перечень черт характера личности. Отметьте в бланке черты характера, присущие идеальному человеку. Посчитайте количество, выбранных вами. Теперь выберите черты антиидеала. Посчитайте их количество. А теперь выберите из идеальных черт, и из черт антиидеала те качества, которые свойственны вам. Посчитайте свои положительные качества и отрицательные.

Рассчитайте коэффициент К. К = Положит. ваши качества делим на количество, выбранных вами качеств, присущих идеальному человеку

Если значение К от 0,4 до 0,5- самооценка адекватная.

Если К близко к 0, то вы недооцениваете себя.

Рассчитаем коэффициент М. М = ваши отрицательные качества делим на количество, выбранных вами качеств, присущих антиидеалу.

Если М стремится к 0 — самооценка завышенная.

Если М стремится к 1—- заниженная.

  1. Обсуждение результата теста.

Каких качеств вы выбрали больше? Положительных? Отрицательных?

Отрицательными чертами своего характера, какие качества назвали?

Мешают ли они вам в жизни?

Какие чувства испытываете, когда негативная черта берёт верх над вами? (внутриличностый конфликт)

  1. Человеком, какого характера можно восхищаться? Приведите примеры.

  2. Цитата урока.

«Посеешь поступок – пожнешь привычку,

Посеешь привычку – пожнешь характер,

Посеешь характер – пожнешь судьбу».

Восточная мудрость.

Обсуждение цитаты.

  1. Притча «Воспитание характера».

Важно ли воспитывать в себе положительные качества характера?

Кому это нужнее? Себе или окружающим?

  1. «Волшебный сундучок». Напишите на листоках те качества характера, которые будут мешать вам в осуществлении жизненных планов.

  2. Ведущий собирает листочки в сундучок и зачитывает их. Выбираются наиболее часто повторяющиеся качества.

  3. Класс делится на группы и им дается задание: написать рекомендации другу по коррекции негативных качеств характера. Например:

1 группа – лень

2 группа – неуверенность в себе

3 группа – вспыльчивость

За помощью учащиеся могут обратиться к психологу.

Презентация своих проектов.

  1. Слова Иммануила Канта ЧЕЛОВЕК — ТВОРЕЦ СЕБЯ.

…. Следует обратить внимание юноши на то, чтобы любое решение его, к коему он пришел по зрелому размышлению, претворялось им на практике: в противном случае уж лучше не затевать никаких планов и не принимать окончательного решения…

Юноше следует указать также:

  • На необходимость жизнерадостности и хорошего настроения, человек живет в радости сердца своего, когда ему не в чем упрекнуть себя;

  • На необходимость ровного, спокойного расположения духа. Самовоспитанием можно добиться того, чтобы всегда оставаться человеком оживленным, не отягощающим собой никакого общества;

  • На то, чтобы многое в жизни рассматривать как свой неизменный долг. Любой мой поступок должен обладать для меня ценностью не потому, что он отвечает той или иной моей склонности, а потому, что совершая его, я тем самым исполняю мой долг;

  • На необходимость любить других людей, а также помнить о том, что все мы – граждане мира…

  • На необходимость, наконец, отчитываться перед самим собой каждый день, чтобы иметь возможность в конце жизни подвести итог ее ценности и значения.

  1. Презентация. «Как воспитывать силу воли».

  2. Упражнение «строим автомобиль». Учащимся предлагается собрать автомобиль. Каждую деталь машины будет представлять ученик, выбираемый группой в соответствии с его личностными качествами. Н-р: роль мотора — лидер класса.

  3. Моя сильная черта характера…

И я хочу поделиться ею с тобой (Импульс по кругу)

infourok.ru

План-конспект по психологии на тему: занятия по психологии для учащихся старших классов

Занятие №1

Тесты, их особенности. Классификация тестов. Виды тестов, используемых в ЕГЭ

  1. Тестовые задания открытого типа
  1. Слог, который произносится с большей силой, называется ____________
  2. Прямоугольник, у которого все стороны равны, называется ____________
  1. Тестовые задания открытого типа
  1. Задания альтернативных ответов

а) Обведи ответ «ДА» или «НЕТ»( если согласен с ответом – «ДА», если не согласен «НЕТ»)

Вопрос: Биосфера – это…?

Да

Нет

Часть геологической оболочки Земли

Да

Нет

Часть биологической оболочки Земли

Да

Нет

Часть гидрологической оболочки Земли

Да

Нет

То, окружающее Землю, где присутствует воздух

Да

Нет

Часть оболочки Земли, населенная организмами

Да

Нет

Часть оболочки Земли, где возможна жизнь

б) Существительное «БРАТ»

а) одуш., собств.                        в) одуш., нариц.

б) неодуш., собств.                    г) неодуш., нариц.

  1. Задания множественного выбора

а) Найди лишний элемент в списке ответов и обведи кружком букву, его обозначающую:

А. Аорта

В. Вена

С. Сердце

Д. Артерия

Е. Капилляр

 

б) К какой группе веществ относится серная кислота:

А. не электролит

Б. слабый электролит

В. Электролит средней силы

Г.сильный электролит

  1. Задания на восстановление соответствия

а) Вопрос: Кто написал?

              Произведение                             Автор

 А. «Обломов»                                   1.Толстой

 В. «Капитанская дочка»                  2.Островский

 С. «Севастопольские рассказы       3.Пушкин

 Д. «Лес»                                            4.Чехов

 Е. «Крыжовник»                              5.Гончаров

б) Перед Вами фамилии людей, известных в различных областях человеческих знаний. Вам необходимо обвести кружком нужные буквы на бланке, соответствующие основной сфере деятельности того или иного лица.

Э – экономика

П – политика

Н – наука

Л – литература

И – живопись, музыка

Имена

Фамилии

Буквы

1. Лев

Толстой

Э П Н Л И

2. Борис

Ельцин

Э П Н Л И

3. Луи

Армстронг

Э П Н Л И

4. Томас

Эдисон

Э П Н Л И

5. Сергей

Прокофьев

Э П Н Л И

6. Василий

Леонтьев

Э П Н Л И

  1. Задания на восстановление последовательности

а) Расположи в правильной последовательности (в столбце ответов поставь соответствующие буквы)

 Вопрос: Этапы зародышего развития животных происходят в следующем порядке:

А. Дробление

В. Зигота

С. Бластула

Д. Закладка органов

Е. Гаструла

Задания на нахождение аналогии

а) Глагол так относится к слову «спрягать», как существительное к слову:

А) изменять

Б) образовывать

В) употреблять

Г) склонять

Д) писать

б) Жара : жажда = классы : ?

А) крестьяне

Б) капитализм

В) рабовладельцы

Г) государство
                             Д) неравенство

Задания на нахождение лишнего

а)

б) Сокол – орел – стриж – петух — индюк

nsportal.ru

План-конспект по психологии на тему: занятие №2 по психологии для учащихся старших классов

Занятие №2

«Как научиться самообладанию в стрессовых ситуациях»

1)Тест№1 «Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?»

       1.Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы иметь хорошие знания и высокие оценки.

      2.Меня больше беспокоит мысль, как бы не получить двойку.

      3.Меня беспокоит мысль, как бы получить пятёрку.

      4.Бывает, я отказываюсь отвечать ,хотя и подготовил задание.

      5.Я, бывает, чувствую, что всё забыл.

      6.Бывает, что «лёгкие» предметы я не могу ответить на 5, хотя считаюсь в лучших учениках.

      7.Когда я настраиваюсь отвечать, меня злит смех за спиной.

      8.Мне трудно выступать перед классом или большой аудиторией.

      9.Объявление оценок я всегда ожидаю с волнением.

      10.Я предпочёл бы отвечать знакомому преподавателю.

      11.Меня тревожит уже мысль об экзамене, контрольной или необходимости отвечать у доски.

      12.Перед занятиями или экзаменом у меня, непонятно почему, бывает внутренняя дрожь.

2) Тест№2 «Умеете ли вы справляться со стрессом?»

утверждение

часто

редко

никогда

1 Ячувствую себя счастливым

0

1

2

2 Я сам могу сделать себя счастливым

0

1

2

3 Меня охватывает чувство безнадёжности

2

1

0

4 Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к успокоительным таблеткам

0

1

2

5Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощью к специалистам

0

1

2

6 Я склонен к грусти

2

1

0

7 Мне хотелось бы стать кем- нибудь другим

2

1

0

8 Мне хотелось бы оказаться где- нибудь в другом месте

2

1

0

9 Я легко расстраиваюсь

2

1

0

3)График «Моя рабочая неделя»

День недели

Утро

День

Вечер

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье

4) Упражнение-игра «Эксперимент»

ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮ;

НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстаКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННо

ГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТО;

наКОнецПОСЛЫШАЛСяТопотбЕГУщихнОг.

5)Упражнение «Колпак»

Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак.

nsportal.ru

Презентация к уроку по психологии на тему: Введение в психологию. Элективный курс для старшеклассников.

Слайд 1

элективный курс по психологии Введение в психоанализ 3 занятие Составитель : Булахова В.А. – педагог-психолог, начальник психолого-педагогического отдела НОУ СОШ Образовательный Центр ОАО «Газпром» 2011

Слайд 2

Карл Густав Юнг 1875 — 1961 (86 лет) Место рождения: Швейцария 1907 г. – знакомство с Фрейдом 1910 г. – Президент Международной психоаналитической ассоциации 1913 г. – разрыв отношений с Фрейдом (больше не встречались) Место смерти: Швейцария Аналитическая психология

Слайд 3

Основные научные труды Карла Густава Юнга : Аналитическая психология 1. Аналитическая психология. 2. Брак как психологическое отношение. 3. Воспоминания, сновидения, размышления. 4. Проблемы души нашего времени. 5. Психологические типы. 6. Работы по психиатрии. 7. Тавистокские лекции. 8. Архетип и символ.

Слайд 4

Психологические типы Карла Густава Юнга В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру — другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой. Интроверт , напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом.

Слайд 5

Структура личности по Юнгу: Юнг считал , что душа то же самое, что и личность и состоит из 3 структур: — Эго (или сознание) — Личное бессознательное — Коллективное бессознательное

Слайд 6

Юнг ввел понятие КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — хранилище следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и явля­ющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Тема конфликта между Юнгом и Фрейдом.

Слайд 7

Содержание коллективного бессознательного АРХЕТИПЫ — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и ре­агировать на события определенным образом. (герой, мудрец, мать, бог или богиня, смерть и т.п.) Афродита, Артемида – женские архетипы Зевс, Посейдон – мужские архетипы

Слайд 8

Примеры АРХЕТИПОВ, описанных Юнгом: Архетип Определение Символы Анима Бессознательная женская сторона личности мужчины Женщина, Дева Мария, Мона Лиза Анимус Бессознательная мужская сторона личности женщины Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан Персона Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте Маска Тень Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании Сатана, Гитлер, Самость Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности Мандала Мудрец Персонификация жизненной мудрости и зрелости Пророк Бог Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир Солнечное око

Слайд 9

Важные Архетипы: Персона (от латинского слова, обозначающего “маска”) — это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соот­ветствии с социальными требованиями.

Слайд 10

Важные Архетипы: Тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума.

Слайд 11

Важные Архетипы: Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону. Анимус — внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона . Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские, и женские гормоны.

Слайд 12

Важные Архетипы: Самость — наиболее важный архетип в теории Юнга . Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости — это главная цель человеческой жизни. Символ архетипа Самости – Мандала .

Слайд 13

ВИДЫ МАНДАЛ:

Слайд 14

Создание собственной мандалы Инструкция . «Сейчас каждый из Вас создаст свою собственную мандалу . Когда вы создаете мандалу , вы создаете персональный символ, отражающий то, чем вы являетесь в данный момент. Круг, который вы рисуете, содержит все части вашей личности как осознаваемые, так и не осознаваемые. Начать рисовать можно от центра, а можно от края к центру. Можно использовать мелки, карандаши, фломастеры разных цветов. Круг может заполняться как различными геометрическими фигурами (квадраты, треугольники, овалы или круги), так и не иметь четких символов. Не нужно заранее планировать мандалу , можно просто выбрать один цвет который больше нравится и начать рисовать от центра, потом следующий … и так далее до заполнения всего пространства в круге.»

Слайд 15

ВИДЫ МАНДАЛ:

Слайд 16

Интерпретация Мандал :

Слайд 17

Интерпретация Мандал :

Слайд 18

Литература: Карл Густав Юнг. Психологические типы (под ред. В. Зеленского ), Спб ., Азбука, 2001 Копытин А. И., Б Корт «Техники аналитической арт-терапии . Исцеляющие путешествия» СПб, Речь, 2007

Слайд 19

Спасибо за внимание

nsportal.ru

Психологическая игра для старшеклассников «Бабочка»

Психологическая игра для обучающихся 10-11 классов «БАБОЧКА»

Цель: развитие способности понимать и принимать особенности другого человека, отличные от собственных.

Задачи:

обучение навыкам самопознания;

предоставление опыта межличностного взаимодействия в необычной ситуации игры;

развитие коммуникативных навыков, открытие новых форм сотрудничества друг с другом;

формирование умения понимать другого;

Необходимые материалы: ручки и по 2 листа формата А4 на каждого участника; цветные карандаши, фломастеры; музыка для релаксации.

Ход игры

Педагог-психолог и участники садятся в общий круг.

Приветствие

Педагог-психолог приветствует всех участников. Все присутствующие здороваются по кругу необычным способом.

Педагог-психолог: В школе мы все собираемся вмес­те, здесь нас ждут друзья, учителя. Каждый из вас — ин­тересная личность, достойная уважения, каждый вносит собственный вклад в наши отношения, в дела класса.

Передавая мяч друг другу, назовите свое имя, расскажите немного о себе, скажите о том, что каждый из вас любит делать и что у вас хоро­шо получается.

Составление правил группы

Педагог-психолог знакомит подростков с пра­вилами работы психотерапевтической группы, а именно: конфиденциальность, доверие, Я-высказывания, возможность сказать «нет», активность и пр.

Разминка

Педагог-психолог: продолжите пожалуйста, фразу «Если бы я был(а) насекомым, я был(а) бы…» (вре­мя на размышление — 2 минуты).

Теперь по кругу каждый из вас назовет то насекомое, которое он представил. Расскажите почему выбрали именно это насекомое.

Педагог-психолог: Возьмите лист бумаги и напишите в столбик 5 характеристик вашего насекомого, ответив на вопрос: «Какой(ая) я?»

Напротив каждой характеристики напишите проти­воположную ей (антоним). Рядом с каждой характери­стикой поставьте «+», если вам нравится эта черта, и «-», если нет.

Введение в сказку

Педагог-психолог: Сегодня вы познакомитесь со сказкой, ко­торая называется «Бабочка». Вы окажетесь на вол­шебной поляне и встретитесь там с разными насеко­мыми. У каждого из них свой характер и образ жизни, свои представления о «правильном» поведении. Но у всех есть что-то общее — то место, где они живут.

Итак, в путь.

Жила-была бабочка. Яркая и легкая.

Каждый день она летала над цветами, кружилась в прозрачном воздухе и радовалась жизни. С наступлени­ем темноты бабочка опускалась на землю, садилась под свою любимую травинку и засыпала. А с восходом солн­ца она снова пробуждалась к жизни и с радостью порхала в воздухе, перелетая от одного цветка к другому.

Однажды, опустившись на травинку, бабочка услы­шала:

— Вы только посмотрите на эту беззаботность! Только и знает что порхать! А трудиться кто будет?

Бабочка оглянулась и увидела жука-точильщика, недо­вольно смотрящего на нее.

Извините, это вы мне? — учтиво поинтересовалась Бабочка.

Вам, — буркнул Жук. — Мы тут кору точим в поте лица, а она летает и летает, порхает и порхает. Смотреть невозможно.

И он недовольно зашевелил своими усами.

Анализ характеристик

Педагог-психолог: Посмотрите на те два списка, которые вы составили, отвечая на вопрос «какая(ой) я»?

Первый список — особенности характера, наиболее присущие вам, а второй — те, которые есть как в вас, так и в других людях.

Может быть, сейчас вы их не проявляете в жизни, но очень отчетливо видите в других. И если рядом с какой-то характеристикой вы поставили «-», вполне вероятно, что с людьми, имеющими такие характери­стики, вы вступаете в явные конфликты или, не желая обострить отношения, переживаете конфликт внутри себя».

Продолжение сказки

Полет — моя жизнь, я наслаждаюсь им, — сказала Бабочка. — А еще я переношу на своих лапках пыльцу от одного цветка к другому и помогаю нашей поляне цве­сти. Хотите, будем вместе ее украшать?

Я? Переносить пыльцу? Что за вздор! — фыркнул Жук. — Я занят настоящим делом — челюсти развиваю. Посмотрите, какие они у меня сильные — любой прутик перекусить могу.

И точильщик активно задвигал челюстями.

А зачем перекусывать прутики? — поинтересова­лась Бабочка.

Ну, вообще-то я их не перекусываю, — уточнил Жук. — Я кору ем, потому что очень кушать люблю. А по­том толстею и добрею.

А я красоту люблю, — сказала Бабочка, — вот и по­могаю нашей поляне цвести.

Игра «Межгрупповая встреча»

Педагог-психолог: В нашей сказке встретились два разных харак­тера, два разных мира. У каждого свои интересы. А ведь часто так бывает и в жизни.

Сейчас я предлагаю вам разделиться на две группы. В одной будут те из вас, кто в начале занятия срав­нил себя с насекомыми, близкими к бабочкам, то есть, бабочки, стрекозы и др. Во второй — жуки, божьи ко­ровки и др.

(Группа делится на две подгруппы.)

Сейчас я предлагаю вам сосредоточиться на особен­ностях своих насекомых — тех, которые отличают вас от другой подгруппы насекомых, и прошу выполнить сле­дующие задачи:

Дать характеристику своим насекомым, отметив, что для них характерно и что вас объединяет.

Описать представление о вашей группе, которое, по вашему мнению, сложилось у другой подгруппы.

Описать представление, которое, по вашему мне­нию, сложилось у членов другой подгруппы о самих себе: как они видят свою группу, что думают о себе.

    Составьте три различных списка и постарайтесь написать их таким языком, чтобы с вашими записями смогли работать другие. Через 20 минут я пере­дам каждой группе три составленных другой группой списка, и у вас будет возможность познакомиться с точкой зрения ее участников.

    В течение 15-20 минут обе группы работают отдельно, а затем ведущий передает их списки друг другу.

    А теперь познакомьтесь с точкой зрения другой груп­пы и постарайтесь понять, в чем ваше представление о ней оказалось не вполне верным. Какая информация ока­залась для вас совершенно новой? Как вы можете объяс­нить обнаруженные несовпадения? В чем ошибались вы сами, а в чем — другие? У вас есть 10 минут.

    Педагог-психолог: Возвращайтесь на свои места. Давайте обменяемся впе­чатлениями.

    Продолжение сказки

    Итак, бабочка сказала, что любит красоту и помогает поляне цвести. На что жук ответил:

    Ну, уж не знаю, что там у вас получается, но это вечное порхание туда-сюда — несерьезно, баловство какое-то.

    А давайте полетим вместе, — предложила Бабоч­ка. — В полете и поговорим.

    И она закружилась над солнечной поляной. Жук расправил крылья и взлетел вслед за ней.

    Игра «Отражение»

    Педагог-психолог предлагает участникам разбиться на пары (желательно, чтобы один был из команды «Бабочки», а второй из команды «Жуки») и встать друг перед другом на расстоянии вытянутой руки. Они протягивают руки на высоте груди, ладони находятся на расстоянии 2-3 см от ладоней партнера. Для этого упражнения важно, чтобы ладони не соприкасались.

    Сначала более высокий игрок становится ведущим и начинает медленно двигать обеими руками, при этом руки партнера должны следовать за этими движениями настолько синхронно, как будто они — отражение. На выполнение задания отводится 2 минуты.

    Затем ведущим становится второй участник и выпол­няет то же упражнение, стараясь действовать так, чтобы партнер мог точно следовать за его движениями (2 ми­нуты).

    На следующем этапе инициатива в движении рук долж­на поочередно переходить от одного партнера к другому. В этом раунде особенно полезно установить зрительный контакт и действовать осторожно и медленно. На выпол­нение задания отводится 2 минуты.

    В течение следующих 5 минут игроки обмениваются впечатлениями о совместной работе (обсуждают, на­сколько успешно им удавалось взаимодействовать).

    Игра «Рисунок поляны»

    Педагог-психолог: Вот так Жук полетал и, посмотрев на поля­ну с высоты, с удивлением заметил множество ярких и красивых цветов. Я предлагаю сейчас каждой паре взять один лист бумаги на двоих и молча, не общаясь друг с другом, создать общий рисунок поляны. Вы можете най­ти на ней место для своего насекомого и изобразить его, а также то, что ваш герой видит на этой поляне.

    Педагог-психолог включает спокойную музыку, и участники рисуют свои поляны (10 минут).

    Я вижу, ваши рисунки готовы. Прошу вас поставить их так, чтобы они были хорошо видны другим. Посмо­трите, какие разные у вас поляны.

    А сейчас снова вернитесь к своей паре и обсудите друг с другом следующие вопросы:

    Комфортно ли вам было рисовать друг с другом? Почему?

    Есть ли у вашего рисунка общий сюжет?

    Можно ли сказать, что вы нарисовали одну поляну, или при взгляде на рисунок создается впечатление, что это две разные поляны?

    —Что вы можете добавить в свой рисунок, чтобы было видно, что у вас одна поляна?

    Педагог-психолог: Спасибо за замечательные рисунки, за активное обсуждение. Продолжим сказку

    Окончание сказки

    Впервые Жук посмотрел на поляну с высоты и с удив­лением заметил множество ярких и нежных цветов.

    — Сядем на колокольчик, — предложила Бабочка и изящно устроилась в самом центре цветка.

    Жук с восторгом опустился рядом с ней, но тонкий сте­белек колокольчика неожиданно наклонился и точильщик с шумом упал на землю.

    — Не тот вес, — сказал он и, посмотрев на бабочку, до­бавил: — Извини, порхающее создание. Я понял — ты со­здана для своей жизни, так же как я — для своей. Спасибо.

    Жук расправил крылья и полетел к знакомому дереву снова точить кусочек коры.

    Но с тех пор он все чаще отрывался от своего любимо­го занятия и смотрел в высокое голубое небо. И кто знает, о чем при этом думал этот сильный и большой Жук?

    Игра «Подарок»

    Педагог-психолог: Сейчас вы можете сделать друг другу по­дарки. Каждый по очереди средствами пантомимы изо­бражает какой-нибудь предмет и передает его своему соседу справа (цветок, мороженое, игрушку мягкую или эмоции и т.п.)

    Обсуждение игры

    Участники занятия обсуждают игру, делятся своими впечатлениями: что особенно понравилось и запомни­лось, чего им не хватило. Говорят, какой вывод для себя они сделали.

    Завершение занятия.

    Педагог-психолог: спасибо большое за продуктивную работу.

     

    Занятие составлено по материалам журнала «Школьный психолог»

     

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Психологическое занятие в 10 классе «Я в ситуации выбора»

    Психологическое занятие 10 класс.

    Тема: « Я в ситуации выбора».

    Цель: Формирование самосознания подростка, личностный рост.

    Задачи: Развитие навыка уверенного поведения, ответственности за свои поступки.

    Развитие коммуникативных навыков.

    Оборудование: Бумага, ручки, планшеты.

    Ход занятия:

    I часть. Разминка.

    1. Упражнение: «На что похоже моё настроение»

    Цель: Снятие внутреннего напряжения, настрой на взаимодействие в группе.

    Осознание своего эмоционального состояния «здесь и сейчас».

    Инструкция: «Прислушайтесь к себе. На какой цвет похоже сейчас ваше настроение?»

    Упражнение выполняется в кругу с мячиком. Варианты: «На какую погоду, (музыку, цветок, животное, фрукт, киногероя и.т.д.) похоже ваше настроение?».

    2. Упражнение: «Ты и твоё имя»

    Цель: Тренировка в самораскрытии и самопрезентации.

    Инструкция: Положите перед собой лист бумаги и напишите на нем по вертикали ваше имя. Сосредоточьтесь! У вас есть 5- 10 минут, чтобы написать против каждой буквы качество своего характера, которое вы в себе знаете и цените.

    М – мечтать (умею)

    И – интеллигентность

    Х – харизма

    А – активная позиция в общении

    И – интеллект

    Л – любовь к жизни

    После завершения работы участники представляют полученные результаты товарищам по группе.

    II часть. Основная работа по теме (объявить тему занятия).

    3. Психологическая игра «Дорога в горы»

    Цель: Выработка своей жизненной позиции. Самоанализ.

    Учащимся предлагается совершить путешествие в горы. В воображаемом пути у учащихся будет пять остановок. Каждая остановка предполагает два варианта ответа:

    1. вариант ответа – 10 баллов;

    2. вариант ответа — 5 баллов.

    Твой друг живёт в горах. Сегодня – выходной день, он пригласил тебя и твоих друзей в гости. Вы решили, что будет полезно прогуляться. К тому же в тех местах, где вы живёте, очень жарко и хотелось побыть там, где прохладно. Вы садитесь в машину, заезжаете за друзьями и вместе отправляетесь в путь.

    Первая остановка

    Часть дороги очень плохая, впереди – большая яма, полная воды.

    Варианты выбора:

    1. Вам удаётся объехать яму, и вы продолжаете путь.

    2. Вы застряли в яме. Выбраться без посторонней помощи невозможно. Придется ждать, пока кто – нибудь вытащит.

    Вторая остановка

    Встречная машина вытащила вас. И вы на автостраде. На часах – полдень. Друзья просят прибавить скорости, в машине очень жарко. Вам хочется прибавить скорости и показать возможности машины.

    Варианты выбора:

    1. Вы отказываетесь от этой идеи, опасаясь дорожных неприятностей.

    2. Вы поддаётесь на уговоры друзей и жмёте на газ. Но на дороге – работник автоинспекции и вас штрафуют за превышение скорости.

    Третья остановка

    У вас совершенно испортилось настроение, а дорога становится всё круче. Друзья шутят, смеются, требуют увеличить скорость.

    Общение с друзьями раздражает. У вас возникают неприятные ощущения.

    Варианты выбора:

    1. Вы открываете окно, включаете радио, и всё проходит.

    2. Вы останавливаете машину, выходите на обочину, ищете уголок, чтобы полежать и успокоится.

    Четвёртая остановка

    Раздражение прошло, стало легче. Вы отправляетесь в путь, горная дорога, свежий воздух, хорошая музыка, шутки друзей и вдруг – хлопок: прокол шины.

    Варианты выбора:

    1. Призвав на помощь друзей, вы меняете колесо и продолжаете путь.

    2. Вы в ярости. Настроение безнадёжно испорченно. Вы пинаете машину и ушибаете ногу. Пока боль не утихнет, вы не можете отправляться в путь.

    Пятая остановка

    Дорога становится всё круче. Много времени потеряно, хочется достичь цели быстрее, и немного отдохнуть.

    Варианты выбора:

    1. Вы обсуждаете с друзьями, как можно изменить план прогулки не в ущерб самой прогулке, ссора с друзьями.

    2. Вы решаете ехать быстрее, но ГАИ не дремлет….. Штраф, неприятные объяснения, ссора с друзьями.

    В конце игры ребята подсчитывают баллы и, (по желанию), рассказывают о своём выборе.

    Анализ результатов:

    Если ты набрал от 40 – до 50 баллов, то: это говорит о том, что даже в игровой ситуации ты не устаёшь размышлять над своими поступками.

    Ты понимаешь, что каждый твой поступок – это результат твоего отношения к самому себе, людям и миру. Ты осознаёшь, что любые твои действия предполагают, определённые последствия для тебя, и ты поступаешь так, как подсказывает тебе твой разум.

    Совершая определённые поступки, ты размышляешь о последствиях их не только для себя, но и для других людей.

    Если ты научишься рассуждать в игровой ситуации, то в жизни ты избежишь потерь и ошибок, которые поджидают тебя на пути.

    Если ты набрал от 30 – до 40 баллов, то: ты считаешь, что можно жить, не думая о последствиях своих поступков. Тебе очень трудно принимать свои собственные решения, очень часто поступок, совершенный необдуманно, вызывает позднее раскаяние, но, к сожалению, зачастую это бывает поздно.

    Тебе иногда трудно ладить с людьми, приспосабливаться к их мнению и желаниям. Однако очень хочется, чтобы окружающие люди следовали твоим интересам и желаниям.

    Если ты набрал 25 баллов, то:

    Твоё поведение — следствие безразличного отношения к себе и другим, что приводит часто к плохим последствиям. Нежелание прислушаться к голосу здравого смысла, единоличное принятие решений, необдуманность в отношениях с людьми может привести к тому, что человек останется в изоляции и страдает как физически, так и психически.

    Рефлексия игры.

    1. Дорога, по которой вы ехали. Напоминает нашу жизнь?

    2. Можно ли прожить жизнь без препятствий и неудач?

    3. Как к ним относится?

    4. Каким образом данная игра относится к теме нашего разговора?

    III. Заключительная часть.

    4.Релаксационное упражнение «Я расту».

    Цель: Физическое и эмоциональное расслабление.

    Участники в кругу садятся на корточки, голову сгибают к коленям, обхватывают её руками. С определённого момента они начинают «расти».

    Инструкция: Представьте себе, что вы – маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растёте, постепенно распрямляясь и устремляясь вверх. Я буду помогать, вам расти, считая до десяти. Старайтесь расти под счёт: на каждый счёт добавляйте следующую стадию вашего роста.

    Постарайтесь вырасти до счёта «восемь», а на счёт «девять» и «десять» постарайтесь ещё подрасти, мысленно отрывая пятки от пола, чтобы стать ещё выше.

    1. Упражнение «Коленвал»

    Цель: Помогает сконцентрировать внимание, получить положительные эмоции, сближает участников занятия.

    Инструкция: Участники садятся в круг.

    «Каждый участник кладёт свою правую руку на левое колено соседа справа, а левую руку – на правое колено соседа слева».

    «Волна пошла по часовой стрелке хлопают левой ладонью по колену соседу слева, волна должна вернуться к ведущему. Затем волна идет в право, а затем в право и в лево одновременно и коленвал заработал»

    1. Итог занятия

    Что понравилось?

    Что не понравилось?

    Изменилось ли сейчас твоё настроение?

    infourok.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *