Уровень культуры: Уровень культуры — Психологос

Уровень культуры — Психологос

17 апреля 2014 г., 15:30

Фильм «Собачье сердце»

Как некоторая высота, культура не каждым человеком освоена в одинаковой мере. Поэтому говорят об уровне культуры: уровне общей культуры и уровне культуры в каком-то определенном отношении, уровне той или иной частной культуры.

Частных культур много, перечислим только те, которые ближе и интереснее нам в рамках практической психологии. Есть культура физическая, есть культура мышления, есть культура речи. Уровень психологической культуры говорит о том, насколько теоретически и практически конкретный человек освоил лучшие достижения психологической науки и практики.

Кроме частных культур, характеризующих уровень развития культуры в конкретной области, есть «Культуры» как разные способы жизни, характерные для определенного общества или группы людей. Мы знаем, что есть разные национальные культуры, есть особенности корпоративной культуры той или иной компании, есть культура той или иной семьи.

Уровень общей культуры включает в себя:

  • Образованность как достаточный уровень усвоения систематизированных знаний и умений. Среднее образование школьника из Бузулука обычно отличается от образованности выпускника МГУ или Гарварда. Если человек не знает, кто написал «Муму», не в курсе, где и когда жил Леонардо да Винчи, не отличит Манэ от Кандинского и не знает ни одного стихотворения наизусть, кроме «Белая береза под моим окном» (автора забыл), его образованием занимались недостаточно.
  • Воспитанность — свидетельствует о том, насколько человек знаком с хорошими манерами, умеет адекватно вести себя в обществе и привык уважать окружающих людей. Если человек шмыгает носом за столом, перебивает окружающих и не знает, в какой руке держать вилку, а в какой котлету — скорее всего, его уровень воспитанности вам покажется недостаточным.
  • Самостоятельность мышления, развитость способности мыслить самостоятельно, не ограничиваясь рамками стереотипов и предубеждений.
    Если все свои убеждения человек взял из рекламных роликов по телевизору и далее думать ему не интересно, такой собеседник едва ли будет интересен вам.
  • Высота мотивов и ценностей, развитость потребностей по пирамиде Маслоу. Действительно, люди, плотно находящиеся в рамках шаблонов и имеющие потребности на уровне только заботы о безопасности, обычно интересуются телевизором и по пиву, а не практической психологией. Ценности Паразита — примитивны, ценности Романтика — ничем не обеспечены. Ценности и интересы Потребителя обычно ограничиваются заботой только о себе и своих близких, ценности Творца — выше, поскольку он заботится не только о себе и своих, но и в целом об окружающих людях.

Как повышать уровень общей и психологической культуры?

Уровень культуры в первую очередь зависит от того, что человек читает. Заботливые родители заранее продумывают список книг для своих детей, взрослые люди такие списки составляют себе сами. Нет задачи читать много, важно читать то, что обязан знать каждый культурный и воспитанный человек.

Телевизор и компьютерные игры — вам помеха, как и друзья невысокого уровня. Именно ваше окружение — та среда, которая питает вашу культуру или то, что ее у вас заменяет. Пусть вас окружают люди, на которых вы сами хотели бы походить, люди, чей образ жизни работает на ваше развитие. Посещение качественных тренингов — хороший способ окружить себя такими людьми.

При этом важно учесть, что не все люди стремятся к повышению своей культуры, хотя бы потому, что снижение культуры — простой способ сделать жизнь более легкой и удобной.

Сутулиться и шаркать ногами — удобнее и легче, чем держать спину и следить за походкой. Умываться — лишние хлопоты, выговаривать слова — для кого-то тоже напряг. Убирать за собой вещи, улыбаться окружающим — пусть маленькая, но тоже работа. А надо? Бриться, утром рано вставать, а вечером вовремя ложиться, днем трудиться — и это работа, от которой иногда хочется уйти. Может, не будем? И превратимся в дауншифтеров. Дауншифтинг — красивое название убегания от труда жизни.

Когда люди идут на упрощение жизни за счет снижения культуры — каждому отдельно становится жить легче и удобнее, но скоро пространство человеческой жизни становится все меньше и меньше. Постепенно исчезает основа собственно человеческой жизни, мы возвращаемся в дикость к бытовому хамству, плохо пахнущим лифтам и разбитым стеклам окон.

  • Культура
  • Уровень культуры
  • Автор Н.И. Козлов
  • 7. Жизнь, деятельность

Комментарии (3):

Гость, 17 апреля 2014 г., 17:49

Очень полезная статья! Я узнал из этой статьи для себя очень многое, в частности я делаю проектную работу по культуре и культурному человеку. Эта статья помогла мне найти критерии культуры.

Елена К., 29 ноября 2015 г., 21:51

К сожалению, убегание от труда жизни — это кредо стало болезнью и бичом для многих в наше время. Те, кто пытаются насадить культуру Творца — в лучшем случае вызывают недоумение. Мы своим же руками разрушаем мир вокруг себя, а потом жалуемся на правительство — не создали нам условий для жизни. Большое спасибо за тему. Есть о чем подумать. Кто же мы на самом деле: Творцы или ДАУНшифтеры?

Гость, 21 июня 2016 г., 14:05

Творцы, заботящиеся об окружающих… В условиях, когда каждый взрослый сам должен следить за своей обезьяной, в которой сидит, ухаживать ещё и за чужой обезьяной в то время, пока её хозяин радуется жизни или отказывается меняться – безрассудство и наивная вера в то, что все всегда стремятся измениться к лучшему. Мы же не ходим делать ремонт в квартире к соседу-грязнуле или полоть ему сорняки в запущенном саду. Так с какой стати мы должны следить за его обезьяной, в которой он сидит?

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Дауншифтинг

Дауншифтинг — сленговый термин, обозначающий жизненную философию «жизни ради себя», «отказа от чужих целей». Причисляющие себя к дауншифтерам склонны отказываться от стремления к пропагандируемым общепринятым благам наподобие постоянного увеличения материального капитала, карьерного роста и т. д., взамен ориентируясь на жизнь ради себя или семьи. Уходя из бизнеса или со стрессовой работы, кто-то хочет иметь больше количества времени на увлечения или на семью, кто-то — просто поменьше работать, сделать свою жизнь проще и легче.

0Подробнее

01 янв. 2006 г.

Как менять себя, меняя свое окружение

«Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу тебе, кто ты» — да, это так. Ваша жизнь, ваш стиль жизни формируется вашим ближайшим окружением. Размер ваших доходов всегда стремится к среднему арифметическому от доходов вашего окружения. — Интересная подсказка!

9Подробнее

01 окт. 2022 г.

Книги для детей (рекомендует Дм. Морозов)

​Для меня чтение – это способ прожить несколько жизней, опробовать разные пути, набрать лучшего материала для выстраивания Образа мира, соответствующего задачам самосовершенствования личности. Исходя из этой задачи, я и отбирал книги для своего сына Святослава.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Культура

Культура — созданные многими поколениями людей способы жизни, которые делают жизнь более красивой, доброй и достойной. Культура — вторая природа человека.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Теория разбитых окон

​В 1980-х годах Нью-Йорк представлял собой адский ад. Там совершалось более 1 500 тяжких преступлений КАЖДЫЙ ДЕНЬ. 6-7 убийств в сутки. Ночью по улицам ходить было опасно, а в метро рисковано ездить даже днем. Грабители и попрошайки в подземке были обычным делом. Грязные и сырые платформы едва освещались. В вагонах было холодно, под ногами валялся мусор, стены и потолок сплошь покрыты граффити.

19Подробнее

Рейтинг «Культуры». Человек культурный: среда обитания

Что определяет уровень культуры каждого конкретного человека? В каких счастливых странах обитают «самые культурные» граждане? Об этом — в рейтинге «Культуры», посвященном культурному уровню населения государств мира.

МЕТОДИКА: КАК МЫ СЧИТАЛИ

Чтобы составить рейтинг, для начала надо было определить, по каким критериям можно оценить культурный уровень населения. После продолжительной дискуссии мы в редакции сошлись на том, что культура определяется следующими факторами: уровень интеллекта и образования, уровень стремления к культурному досугу и этический уровень жителей страны. В рамках этих трех больших блоков мы выделили по несколько категорий. В блоке «Интеллект и образование» это доля населения с высшим образованием, количество ученых на 1 млн населения и количество людей, работающих в сфере культуры, на 1 млн населения. В блоке «Стремление к культуре» — расходы домохозяйств на культуру и отдых и расходы государства на культуру в процентах от ВВП. Наконец, в разделе «Этика» мы рассмотрели уровень доверия людей друг к другу, уровень расслоения общества, объем благотворительных средств за год, количество волонтеров и уровень насилия в обществе.

По каждой категории мы составили топ-10 стран и присвоили им баллы за каждый критерий. За первое место мы давали странам по 10 баллов, за второе место — по 9 баллов и так далее до 1 балла за 10-е место. В «отрицательных» категориях (как, например, уровень насилия в обществе) наибольшее количество баллов получили, понятное дело, страны, где этот показатель самый низкий. Страны с одинаковыми показателями в той или иной категории получали равное количество баллов. После этого в трех крупных блоках «Интеллект и образование», «Стремление к культуре» и «Этика» мы просуммировали полученные баллы каждой страны.

Рассмотрим методику подробнее, на примере интеллектуального уровня населения различных стран (таблица 1). Наибольшая доля населения с высшим образованием в возрастной категории 25–64 года пришлась на Канаду — там высшее образование получают 59,4% жителей. За этот показатель присваиваем Канаде 10 баллов.

Второе место по этому показателю заняла Россия, где высшее образование есть у 56,7% населения в возрасте 25–64 года — за это даем России 9 баллов. Высшее образование действительно широко распространено в нашей стране: во многом это заслуга советских времен, где оно было бесплатным и массово доступным. Несмотря на то, что большая часть российской молодежи по-прежнему стремится к получению высшего образования, опросы последних лет свидетельствуют: доля выпускников, желающих поступить в вуз и считающих, что высшее образование пригодится им в будущих поисках работы, уменьшается. Поэтому, вероятно, в ближайшие десять–двадцать лет позиции России в рейтинге по охвату высшего образования будут снижаться. На третьем месте по доле населения с высшим образованием оказался Сингапур — 55,8% и 8 баллов.

В качестве второго показателя уровня интеллекта и образования мы изучили количество ученых на 1 млн населения. Здесь лидирует Израиль, где на 1 млн жителей страны приходится 8250 исследователей, — 10 баллов в копилку Израиля. Ничего удивительного в этом нет: известно, что в Израиле сильно развиты исследования и разработки, в первую очередь в оборонном секторе и медицине. На втором месте — с 9 баллами — Дания, 8066 ученых на 1 млн населения. Третье место здесь заняла Южная Корея: 7980 исследователей на 1 млн человек и 8 баллов в нашем рейтинге.

Наконец, мы изучили, сколько людей в каждой стране работает в сфере культуры (в пересчете на 1 млн населения). Как вы можете увидеть, данные по двум странам, попавшим в сводный рейтинг, Сингапуру и Японии, оказались недоступны, однако картина все равно представляется достаточно наглядной. Первое место заняла Исландия, где на 1 млн населения приходится 63,8 тыс. работников культуры. Присуждаем Исландии 10 баллов. На втором месте Мексика — 56,8 тыс. работающих в сфере культуры на 1 млн жителей и 9 баллов. Третье место досталось Финляндии: 51,1 тыс. работников культуры на 1 млн населения и 8 баллов.

Итак, в сводном рейтинге по уровню культуры и образования лидирует Южная Корея, которая заняла достаточно высокие позиции по всем трем показателям блока. Второе место у России — благодаря хорошим показателям по распространенности высшего образования и большому числу работников культуры на 1 млн населения. Наконец, третье место досталось Израилю, что обусловлено его лидерством по числу исследователей на 1 млн жителей и высокой распространенностью высшего образования.

Интересно, что такие крупные западные экономики, как США или Германия, не вошли в топ-10 стран по уровню образованности населения. США, например, при составлении рейтинга в этой категории заняли только 12-е место: несмотря на то, что почти половина американцев (48,3% населения от 25 до 64 лет) получили высшее образование, Соединенные Штаты не получили баллов за количество ученых на 1 млн населения (4412 ученых) и долю людей, занятых в сфере культуры (всего 15,2%).

ЛЮБОВЬ К ПРЕКРАСНОМУ

Если говорить об уровне культуры населения той или иной страны, важно учитывать, насколько жители страны стремятся к культуре — иными словами, какую долю средств из своего бюджета они готовы тратить на культурный досуг. Не менее важно и то, насколько само государство поддерживает это стремление своих граждан к потреблению культурного продукта — здесь необходимо смотреть, какую долю расходы на культуру занимают в бюджете страны. Именно эти показатели мы и проанализировали во втором блоке нашего рейтинга.

Бросается в глаза то, что в этом блоке много скандинавских стран. Судя по официальной статистике, жители Скандинавии и Северной Европы в целом тратят внушительную долю своих средств на культуру и досуг. Лидирует здесь Швеция, тут у населения в среднем уходит 18,7% бюджета на культурные развлечения — более чем на 7 процентных пунктов больше, чем у Германии, занимающей второе место, и у Исландии (третье место по этому показателю).

Что касается государственных расходов на поддержку культуры, то здесь первое место досталось Исландии (3,2% к ВВП), а второе — Венгрии (3,1%). За ними с достаточно большим отрывом следует Эстония, где государство ежегодно тратит на культуру в среднем 2% от ВВП.

По сумме баллов в этом блоке лидирует Исландия (16), на втором месте оказалась Швеция (13), а на третьем — Эстония с 12 баллами. Россия в топ-10 не попала: в нашей стране на культуру и досуг жители тратят в среднем 8,4% средств из своего бюджета. При этом почти треть бюджета среднего россиянина уходит на продукты питания (для сравнения: в Исландии это всего 13,1%), а государственные расходы на поддержку культуры составляют лишь около 0,6% ВВП. В наш рейтинг здесь не попали и США — там жители тратят на культуру и досуг в среднем 8,9% бюджета, а государство поддерживает культуру совсем слабо (всего 0,3% ВВП). Однако следует учитывать, что для США, где сильна роль частного капитала, госзатраты на культуру могут быть не столь показательны.

КТО НА СВЕТЕ ВСЕХ ЭТИЧНЕЙ

Этика — важная составляющая уровня культуры отдельного индивида. В то же время это еще и крайне сложноизмеримая составляющая: мир не черно-белый, и объективно оценить, насколько этично ведут себя жители той или иной страны, очень сложно. Однако и здесь мы выделили несколько измеримых показателей, по которым можно проанализировать уровень этичности общества.

Во-первых, мы проанализировали индекс Джини — статистический показатель степени расслоения общества, используемый для оценки экономического неравенства. Чем выше показатель индекса Джини, тем в большей степени доходы общества сконцентрированы в руках одной группы населения. Соответственно, чем индекс Джини ниже, тем ниже уровень расслоения общества по доходам. Интересно, что, согласно данным World Bank, наименьшая степень расслоения общества наблюдается на Украине (индекс Джини равен 25), за ней следуют Беларусь со Словенией (по 25,4) и Чехия (25,9). Кроме того, в топ-10 по низкому уровню расслоения общества вошли многие постсоветские страны (Молдавия, Азербайджан, Киргизия, Казахстан) и ряд стран европейского региона (Финляндия, Бельгия, Норвегия).

Во-вторых, в поле нашего внимания оказался уровень доверия в обществе. Чтобы проанализировать его, мы использовали данные опроса населения, в котором респондентам предлагали оценить утверждение: «Большинству людей можно доверять». Наибольшая доля населения, согласного с этим утверждением, пришлась на Норвегию — 73,73%. На втором месте по этому показателю оказались Нидерланды (66,18%), а на третьем — Швеция (63,76%).

В-третьих, мы рассмотрели объем средств, который жители стран передают на благотворительность. Больше всего на благотворительность передают жители США — 1,44% к ВВП. За США следуют три другие англоязычные страны: Новая Зеландия (0,79%), Канада (0,77%) и Великобритания (0,54%). Можно предположить, что готовность отдавать средства на пожертвования заложена в англосаксонской культуре, однако это, безусловно, было бы слишком смелым утверждением. Есть также версия, что здесь существует связь с налоговым законодательством.

Наконец, в-четвертых, мы изучили уровень насилия в обществе, проанализировав количество предумышленных убийств, совершаемых в год в расчете на 1 млн человек. Самое миролюбивое население, как выяснилось, проживает в Японии и Сингапуре (2 предумышленных убийства на 1 млн человек), на втором месте — Швейцария и Норвегия (5 убийств на 1 млн), а на третьем — Китай, Чехия и Южная Корея (6 убийств на 1 млн).

В итоговом рейтинге по этике лидирующую позицию заняла Норвегия с 22 баллами, за ней следуют Новая Зеландия (21 балл), Чехия и Нидерланды (по 16 баллов).

И здесь Россия тоже не вошла в топ-10: у нашей страны относительно высокие показатели по средствам, переданным на благотворительность (0,34% к ВВП), однако по остальным категориям мы отстаем от других стран. Так, индекс Джини в нашей стране равен 37,5, готовы доверять большинству людей только 27,74% россиян, а на 1 млн человек у нас приходится 92 предумышленных убийства (почти как в Панаме или Ираке).

ПОДВОДИМ ИТОГИ

Лидером нашего сводного рейтинга по уровню культуры населения стала Норвегия, набравшая 35 баллов: это обусловлено высокими позициями страны в категориях «Стремление к культуре» и «Этика», где она входит в топ-10. Второе место разделили Южная Корея и Финляндия с 32 баллами: Южной Корее это удалось благодаря высокому уровню образования населения и высоким этическим показателям, а Финляндии — благодаря вхождению в топ-10 сразу по трем категориям. Наконец, третье место досталось Исландии, жители которой стремятся получать высшее образование и культурно проводить досуг.

Материал опубликован в  № 1 печатного номера газеты «Культура» от 28 января 2021 года в рамках темы номера «Культурный человек XXI века: каким он должен быть?».

Уровни культуры

2.

9 Уровни культуры

Один из основных постулатов культуры состоит в том, что она состоит из уровней и подуровней. Полезно рассматривать культуру с точки зрения пяти основных уровней: национального, регионального, организационного, командного и индивидуального. Внутри каждого из этих уровней есть материальные и нематериальные подуровни культуры.

Национальная культура

Деловая женщина из США находится в Германии для переговоров по контракту между ее работодателем и крупным немецким банком. Встреча назначена на девять часов утра. Когда она приходит на встречу за несколько минут до ее начала, она поражена тем, что все ее немецкие коллеги уже сидят и готовы начать встречу. Несколько дней спустя, по возвращении в Соединенные Штаты, она рассказывает своим американским коллегам о своем опыте знакомства с немецкой культурой. В частности, она отмечает уровень их внимания к пунктуальности и планированию и говорит: «Я думала, что мы пунктуальны здесь, в США! Это ничто по сравнению с тем, как немцы относятся к пунктуальности».

Этот пример иллюстрирует национальные различия между двумя культурами: американской и немецкой. Национальные различия относятся к культурным влияниям нации, которые приводят к ее национальным особенностям. Хотя национальные государства имеют региональные и политические различия, национальная культура — это ценности, в значительной степени неосознаваемые и формируемые в детстве, которых придерживается большинство населения внутри нации. можно рассматривать как ценности, которых придерживается большинство населения страны. Эти ценности в значительной степени бессознательны и развиваются в детстве. Ценности выдвигаются на уровень сознания, когда они противопоставляются культурным ценностям другой нации.

В национальных культурах ценности обычно считаются стабильными во времени. Национальные ценности, поскольку они отражают традиции национального государства с течением времени, будут немного меняться от поколения к поколению, но общие ценности останутся прежними. Например, немец, рожденный в культуре пунктуальности и путешествующий по делам в Италии, заметит национальную культурную разницу в том, как итальянцы относятся к времени (более неторопливо и расслабленно), по сравнению с их собственной национальной культурой.

Региональная культура

Интересным моментом жизни в Соединенных Штатах являются региональные различия, которые делают каждую часть страны уникальной. Когда я учился в колледже в Бостоне, я довольно часто слышал выражение «злой». Спросив своих друзей из Новой Англии, что означает слово «злой», я узнал, что оно используется для того, чтобы подчеркнуть мысль. Если бы я был на концерте, который мне очень понравился, я бы сказал: «Этот концерт был потрясающим!» Жители Новой Англии сказали бы: «Этот концерт был просто потрясающим». Прожив четыре года в районе Бостона, это слово стало частью моего лексикона. Когда я использовал это слово в разговорах со своими друзьями и членами семьи в Миннесоте, они не поняли, что я имел в виду.

Все национальные культуры состоят из региональных субкультур Подгруппа национальной культуры, в которой характеристики этой подгруппы отличаются от характеристик другой подгруппы. которые влияют на характеристики одной группы от другой в национальном государстве. Слово «поп» относится к безалкогольному напитку на Среднем Западе, но если вы отправитесь на Восточное побережье, его называют «газировкой». В других регионах США безалкогольный напиток называют «кола». Ниже приведен пример региональных культурных различий и один из способов их выражения:

Диана переезжает из Техаса в поисках работы в Джорджию. Она живет в Грузии уже 25 лет и считает, что это ее родной штат. Однако ее соседи и сослуживцы не считают ее грузинкой. Хотя Дайанна думает, что она с юга, другие напоминают ей, что она «не южанка».

Диана переживает региональный культурный сдвиг, о котором она не знала до своего переезда. Хотя она считает себя грузинкой, ей постоянно напоминают, что она не южанка. На сознательном и бессознательном уровне ее региональный культурный опыт будет диктовать ее мысли о себе и других. В результате региональных культурных влияний у нее могут развиться следующие предположения и убеждения:

  • Лучше просто скажу людям, что я из Техаса.
  • Грузины думают, что нужно быть выходцем из определенных штатов, чтобы считаться «южанином».
  • Если вы с юга, у вас должно быть происхождение или корни, которые напрямую связывают вас с югом. А «переселенец» не считается истинным южанином.

Каковы региональные различия и сходства, с которыми вы сталкивались или в которых участвовали? Ниже приведена таблица, которая поможет вам определить региональные сходства и культурные особенности. В столбце с надписью « Названия региональных культур », запишите два региона нации или страны, например Западное побережье и Новая Англия. Затем для каждого перечисленного выражения культуры запишите региональные сходства и различия, которые вы заметили в каждом регионе, который вы выбрали для идентификации.

Таблица 2.1 Упражнение для выявления региональных культурных различий и сходств

Названия региональных культур Культурное самовыражение Региональные различия Региональные сходства
Еда
Дресс-код
Язык
Корпус
Музыка

Организационная культура

Когда вы заходите в Target Store, что вы видите? На что это похоже? Какие товары они продают? Что вы видите, когда заходите в Wal-Mart? На что это похоже? Какие люди делают покупки в Wal-Mart? Кто там работает?

Покупатели по-разному воспринимают вход в магазин Target и магазин Wal-Mart, потому что, несмотря на то, что они оба являются розничными торговцами, их здания отличаются друг от друга, типы продуктов, которые они продают, отличаются друг от друга, работники носят разную одежду, планировка Магазин Wal-Mart сильно отличается от магазина Target, и поведение работников каждой организации уникально для каждого розничного продавца. Эти элементы придают организации особую культуру, которая отличает ее от других.

Организационная культура Культура, которая специфична и уникальна для организации и отличает эту организацию от конкурентов и неконкурентов. говорит о культуре, характерной для организации — культуре, которая отличает ее от конкурентов и неконкурентов. Организационные культуры часто называют «корпоративными культурами» и отражают убеждения, ценности и предположения организации. Например, культура одной школы в школьном округе может отличаться от культуры другой школы, расположенной в том же районе, просто из-за того, чего придерживаются и на что реагируют люди в одной школьной культуре.

Культура команды

Лупе руководит бизнес-подразделением, в которое входят продавцы, инженеры, исследователи и сотрудники службы поддержки клиентов. Все команды работают по-разному для реализации своих бизнес-стратегий, но у них также есть работа, которая является кросс-функциональной, полагаясь друг на друга, чтобы выполнить свою работу. Временами Лупе поражает культурные различия команд и их влияние на производительность и продажи. Она знает, что у каждой команды есть свой стиль работы, но она не представляла, насколько эти стили могут мешать повседневной работе подразделения.

Отдел продаж кажется более общительным и энергичным, чем ее инженеры, которые в целом кажутся замкнутыми и серьезными. Ее исследования подробны и научны по своей природе, они всегда ставят под сомнение тактику продавцов. Ее сотрудники по обслуживанию клиентов, которые по своей природе люди и доброжелательны к обслуживанию и всегда хотят убедиться, что все ладят. Эти отделы работают хорошо, но Лупе знает, что разрозненность в организации может препятствовать росту и творчеству.

Приведенный выше пример иллюстрирует культуру на уровне командыЦенности, убеждения и нормы культуры, демонстрируемые на уровне команды. Ценности, убеждения и нормы культуры присутствуют в командной среде, диктуя действия и эффективность команды. Культурные нормы в командах определяют их одежду и внешний вид, их язык, то, как они относятся друг к другу и как они ладят. Некоторые команды очень серьезны, а другие используют юмор в своей работе. Отделы, команды или рабочие группы могут и будут действовать совершенно по-разному, даже если они расположены в одном здании и в одной организации. Хотя вы можете не думать о личности или темпераменте как о культурных элементах, они могут формировать и формируют культуру команды.

Индивидуальная культура

Индивидуальные культурные различия связаны с вашими предпочтениями в отношении вещей через ваш личный опыт, который включает влияние вашей семьи, ваших сверстников, школы, СМИ, коллег и так далее. Вы можете разделять национальную культуру, например быть американцем, с другим человеком и жить в той же региональной культуре, на Среднем Западе. Вы даже можете работать с человеком в одной организации и отделе, таким образом разделяя организационную и командную культуру, и даже если у вас общие интересы, у вас, вероятно, будут различия в индивидуальной культуре. Индивидуальные различия, связанные с предпочтениями человека в отношении вещей, основанных на культуре и личный опыт, включая влияние семьи, сверстников, школы, средств массовой информации, коллег и географического региона. в зависимости от того, кто вы есть, и вашего социального воспитания. Следующий пример иллюстрирует эти индивидуальные различия:

Бао, 31 год, и Хуа, 32 года, оба китайско-американские менеджеры, живущие в Сан-Франциско. Они оба выросли в этом районе как американцы китайского происхождения в третьем поколении. Оба учились в университетах Восточного побережья в одном городе и специализировались на государственной политике. Бао и Хуа работают в национальной некоммерческой организации, которая финансирует проекты массового лидерства в китайско-американских сообществах в Соединенных Штатах. Оба работают в отделе программирования своей организации и проработали там по четыре года каждый.

Бао и Хуа, хотя и схожи по своему культурному происхождению, имеют разные точки зрения, основанные на их индивидуальных культурах. Мать Бао скончалась, когда она была очень маленькой, и ее воспитывали отец и тети. Ее отца не было рядом из-за долгих рабочих часов. Бао с помощью своих теток вырастила своих младших братьев и сестер. Смерть ее матери была значительным событием в ее жизни, поскольку она чувствовала, что у нее не было отношений матери и дочери, как у многих ее сверстников. В результате она чрезмерно защищает.

Хуа — младший ребенок в семье. Оба ее родителя живы. Хуа выросла в окружении многих своих родственников, которые заботились о ней, пока ее родители работали. Ей всегда давали то, что она хотела или в чем нуждалась. Всякий раз, когда у Хуа возникала проблема, ее старшие братья и сестры позаботились о ситуации. В результате Хуа довольно расслаблена в своем поведении и подходе к жизни.

Когда Бао и Хуа принимают программные решения, Бао подходит к процессу принятия решений методично и тщательно, всегда обращая внимание на потребности программы и организации. Хуа, с другой стороны, более расслаблена в своем подходе, более склонна к гибкости и двусмысленности.

Культурный опыт Бао и Хуа превратил их в разных личностей и повлиял на их стиль управления и лидерства. Несмотря на то, что у них много общего культурного опыта, их индивидуальный культурный опыт оказывает на них сильное влияние. Методичный и тщательный процесс принятия решений Бао является результатом того, что ей приходится нести ответственность в очень раннем возрасте. Расслабленный подход Хуа обусловлен тем, что она была младшим ребенком и всегда знала, что о ней позаботятся, что в конце концов все будет хорошо.

Эти пять уровней культуры важно учитывать и осознавать, но следует также понимать, что каждая из этих культур может выражаться в субкультурах или микрокультурах. Не все действуют или ведут себя одинаково в национальной культуре, такой как Соединенные Штаты. В национальной культуре быть «американцем» существуют региональные, окружные и городские различия. Существуют религиозные различия, а также гендерные культуры, культуры способностей и инвалидности, культуры, вращающиеся вокруг сексуальной ориентации, и даже культуры, сосредоточенные вокруг концепций или состояний бытия, например, культура бездомности или культура преступности среди несовершеннолетних.

Уровни организационной культуры | Организационное поведение и человеческие отношения

Результаты обучения

  • Опишите уровни организационной культуры

Эдгар Шейн представил три уровня организации в своей статье 1991 года «Что такое культура?» Он сгруппировал организационную культуру в три уровня, включая артефакты, ценности и лежащие в их основе предположения.

Посмотрите видео ниже, чтобы узнать больше о Шейне и его интерпретации организационной культуры.

Напомним, Шейн создал три уровня организационной культуры. Во-первых, на вершине пирамиды находятся артефакты. Хотя они были определены как видимая часть айсберга, их трудно расшифровать. Артефакты включают очевидные и видимые организационные структуры и процессы. Прямо под вершиной айсберга, в середине его культурной пирамиды находится уровень ценностей. Ценности включают в себя «почему», стоящее за тем, почему компания работает именно так, а не иначе. Он включает в себя цели компании, стратегии и философию, которые определяют миссию компании. Наконец, уровень, который труднее всего понять, — это основание пирамиды, которое Шейн называет «базовыми предположениями». Эти базовые предположения создают основу для уровней значений и артефактов. Они требуют времени и энергии, чтобы полностью расшифровать и понять и включить мысли, убеждения и представления, которые формируют культуру (Организационный коммуникационный канал, 2017).

В 2019 году Грантер использовал идею пирамиды Шейна и добавил уровень над уровнем артефактов. Вот разбивка его интерпретации пирамид организационной культуры:

Таблица 1. Уровни организационной культуры (Источник: Granter, 2019)
Уровни организационной культуры Проявлен через
1. Надстройка/идеологическая Принятие доминирующих национальных экономических режимов. Реакции на социальные и экономические изменения.
2. Символические (Артефакты) Корпоративные логотипы, униформа, ритуалы, истории, события, «герои», плакаты, здания, макет, предполагаемая организационная структура.
3. Дискурсивный (Ценности) Модные словечки и фразы, переименование ролей/объединений, «изменение культуры», ценности и культура, явно поддерживаемые организацией, технические или профессиональные нормы и правила. Правила, установленные организацией.
4. Эмоциональные и когнитивные (Основные предположения) Чувство идентичности работников, отношение и чувства по поводу проявлений уровней 1–3, доверие к поддерживаемым организациями версиям 2–3, понимание «реальности» работы в организации. Неявное знание того, как все работает.

Как видите, Грантер утверждает, что существует еще более широкая версия культуры, чем артефакты. По Грантеру, надструктурный уровень учитывает социальные и экономические изменения и их влияние на всю организационную культурную пирамиду. И Шейн, и Грантер представляют новый уровень сложности организационной культуры и помогают объяснить ее тонкости и внутреннюю работу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *