Уровни бессознательного – Уровни бессознательного

Уровни бессознательного

Бессознательное в личности — загадочный феномен, на который обратили внимание еще древние философы. Обширному внедрению этого термина в психологию и, теперь уже, в нашу повседневную жизнь мы обязаны Зигмунду Фрейду, основателю психодинамического направления в психологии.

Эта статья посвящена обзору уровней бессознательного. В ее основу легла первая концепция личности З. Фрейда, где он описывал разные слои бессознательного. Теперь же в психологии различаются понятия «бессознательное» и «личность». Бессознательное представляет из себя совокупность всех внутриличностных процессов, свойств и состояний, о существовании которых личность не отдает себе отчет.

Уровни бессознательного

Несколько абсурдно включать сознание в статью о бессознательном, но не включить его сюда невозможно. Понятие о сознании — отдельная обширная тема, здесь у нас нет задачи говорить о сознании.

С точки зрения концепции уровней бессознательного, сознание — самый верхний пласт психики, «острие копья», передний край, которым психика встречается с миром.

З. Фрейд не уделял особенно много внимания сознанию в своих работах и отождествлял его с фокусом внимания личности.

У сознания есть его фокус (или центр) и периферия. В фокусе сознания всегда находится текущая деятельность человека. Предмет, на котором человек сконцентрирован непосредственно в данный момент времени.

Например, сейчас для вас в фокусе сознания находится чтение этой строки.

На периферию сознания попадают те явления, предметы или мысли, о которых мы тоже знаем в данный момент времени, но не сконцентрированы непосредственно на них.

Например, если чтение этой строки сейчас находится в фокусе вашего сознания, то смысл предыдущих нескольких строк уходит на периферию сознания.

Предсознательное — это в некотором смысле служебный слой. Предсознательное защищает сознание от перегрузки. В предсознании содержатся те впечатления, которые в данный момент человек не осознает, но в любой момент может к ним обратиться.

Например, для вас начало этой статьи уже наверняка ушло в область предсознания: читая эту строку, вы не помните, что было в начале. Но если сосредоточитесь и поставите себе задачу вспомнить, у вас непременно получится.

В предсознательном находится весь неактуальный в данный момент опыт, который не несет в себе никакой травматичности. Согласно З. Фрейду, предсознательно служит своеобразным буфером между сознанием и бессознательным.

Условно названный нами «вытесненным», этот уровень бессознательного и является основным предметом внимания психодинамических концепций личности.

На третьем уровене бессознательного находятся такие компоненты психики, которые когда-то осознавались, но были вытеснены в область бессознательного в силу определенных причин.

Основная причина вытеснения в бессознательное заключается в том, что некий опыт для личности травматичен, непереносим, болезненен. Психика, не имея ресуров на интеграцию этого опыта, надежно вытесняет его. Степень этой надежности тоже может быть различной.

Данная область бессознательного, согласно З. Фрейду, наиболее обширна. Личностный рост и психотерапевтическая работа с личностью возможны за счет осознавания различных элементов психики, заключенных в этом слое.

Этот уровень бессознательного — самый глубинный пласт психических явлений, самый архаический и близкий к психофизиологическим и биологическим процессам в организме.

Здесь содержатся такие психические явления, которые личностью никогда не осознавались и не могли быть осознаны. Например, инстинкты жизни и смерти, наличие которых постулировал З. Фрейд. Или различного рода рефлекторная деятельность.

Строго говоря, явления этого уровня уже выходят за рамки понятия о личности и включены в функционирование психики на более древних уровнях.

psy-resource.com

Уровни нашего Подсознания и его действие.

Понятие бессознательного, будучи предметом интереса еще древних мыслителей, приобрело наибольшую популярность благодаря Фрейду, основателю психоанализа. “Дедушка Зиги” считал его неким “психическим Адом”, куда посредством защитного механизма вытеснения попадают недопустимые для общества влечения и инстинкты.

С его помощью личность может успешно функционировать в социуме, при этом, не подвергая опасности себя и других. Иными словами, соблюдается некий паритет – и овцы целы, и волки сыты. Однако, такое описание оспаривается не только специалистами современной психологической науки – еще в начале XX века дискуссии о бессознательном велись с огромным размахом и страстью.

Первые расхождения с моделью Фрейда мы обнаруживаем в трудах Карла Густава Юнга, который одним из первых предложил достойную концепцию реабилитации бессознательного. Он выделял в его структуре не только индивидуальную, но и коллективную ипостась, в которой в форме архетипов содержалось огромное количество ресурсов, знаний и опыта. Таким образом, согласно Юнгу, бессознательное не является опасной и скрытой “бякой”, а наоборот, чрезвычайно ценно и необходимо для развития личности.

Следующая, еще более убедительная концепция бессознательного отражена в  психосинтезе под авторством Роберто Ассаджиоли. Как и Юнг, Ассаджиоли признавал существование коллективного бессознательного – единого пространства, частью которого является каждый индивид. На схеме эта связь изображена с помощью внешней пунктирной линии овала, что символизирует диффузность (проницаемость) наших личностных границ. “Ее (разграничительную линию) следует рассматривать как аналог клеточной мембраны, которая обеспечивает постоянный активный обмен веществ между организмом и клеткой. Между нами и другими людьми все время протекают процессы «психического осмоса», протекают они также между нами и окружающей нас психической средой.” (Психосинтез. Часть первая: принципы.)

Что касается других составляющих “яйца”, то имеем дело со следующим:

  1. Нижнее бессознательное – координирует телесные функции, примитивные побуждения, неконтролируемые процессы, а так же фобии, мании и комплексы.
  2. Среднее бессознательное – обеспечивает повседневную деятельность и функционирование в социуме.
  3. Высшее бессознательное – источник высших чувств, сверхспособностей, духовных энергий.
  4. Поле сознания – мысли, чувства, ощущения, образы, желания и влечения, доступные для самонаблюдения.
  5. Сознательное Я – структура, которая производит самонаблюдение в поле сознания.
  6. Высшее Я – истинный, самотрансцендирующий (выходящий за рамки) источник нашей личности.

Однако меня интересуют не теоретические выкладки без сомнения талантливого Роберто Ассаджиоли, а некоторое практическое приложение уровневой структуры бессознательного к нашей жизни. В первую очередь, давайте примем пресуппозицию (гипотезу) о том, что бессознательное является структурой, которая обеспечивает выживание и функционирование человека в отношениях с собой, другими и миром. И каждое из его уровней ответственно за нашу витальность и благополучие с различных точек зрения.

Если точка сборки и тактовая частота сознания человека соответствуют уровню только низшего бессознательного, то получится, что выживание подобного индивида будет поддерживаться лишь до определенного периода. Иными словами, с запуском механизма старения, наступления климакса (у женщин) и андропаузы (у мужчин) низшее бессознательное понимает, что наступило время отправить просроченную “тушку” на помойку истории. Ведь если она не может продолжить род, то она лишь заполняет экологическую нишу, “отъедает” часть ресурсов у более молодых представителей рода человеческого. Следовательно, поддержание такой жизни не имеет никакого смысла (с точки зрения неумолимой и прямолинейной логики низшего бессознательного).

К счастью, жизнь лишь небольшого количества людей обусловлена исключительно задачами биовыживания. В условиях современной цивилизации многие стремятся к достижениям в общественном плане, имеют определенный набор ролей, планов и деятельностей. Точка сборки на среднем бессознательном отменяет процесс быстрого старения и скоропостижной кончины до тех пор, пока не выполнена социальная задача человека. Но как только наступает пенсия, и человек становится уже бывшим “инженером, военным, электриком, бухгалтером, т.д”, жизнь утекает от него так же стремительно, как песок сквозь пальцы. Как говорит С.В.Ковалев, это происходит “в предвкушении собственной ненужности и никчёмности”.

Однако, выход из этого положения есть, и он всегда находиться рядом с нами. Даже не так – он не рядом, а всегда был и будет внутри нас. Его сущность заключается в переходе на качественно иной уровень функционирования, который не ограничивается категориями биологического выживания и социального успеха. Это область духовных смыслов, глубокого познания своей личности, постижения своего предназначения.

Тернистый путь к своему Высшему Я – вот что дает гореть огоньку нашей души, не смотря на возникающие препятствия и трудности. И это то, что превращает жалкое существование в достойную и счастливую Жизнь.

Байда А. | источник

ezopage.com

Характеристики бессознательного.

Ввиду того, что сущность бессознательного определить очень трудно, выделяют характеристики бессознательного (по Асмолову А.Г.):

— нечувствительность к противоречиям. Данная характеристика является одной из главных. На уровне бессознательного познание мира не связано с выделением строгих логических признаков. Преобладает эмоциональная логика. Главное — это переживание, и, как следствие, человек становится нечувствительным к противоречиям;

— вневременный характер бессознательных явлений. В бессознательном нет прошлого, настоящего и будущего. Все времена перепутаны;

— отсутствие в бессознательном противопоставления субъекта и объекта. На уровне бессознательного человек и мир не разделены, а слиты в едино целое. Сознание в этом случае выступает как разрушитель этой связи.

Виды неосознаваемых процессов.

Кратко остановимся на видах неосознаваемых процессов.

Все неосознаваемые процессы можно разбить на 3 класса (Ю.Б. Гип-пенрейтер):

1 класс. Неосознаваемые механизмы сознательных действий. В него, данный класс, входят три различных подкласса:

а)        неосознаваемые автоматизмы. Под неосознаваемыми автоматизмами понимают те действия, которые совершаются сами собой, без участия сознания. Автоматизмы разделяются на первичные и на вторичные, или навыки.

Первичные автоматизмы никогда не осознавались или были приобретены в первый год жизни (мигание, сосательные движения, ходьба). Вторичные — прошли через сознание и перестали осознаваться. Ко второму виду автоматизмов относятся письмо, игра на музыкальных инструментах, вождение автомобиля. Если на пути привычных действий встречается препятствие, то возникает потребность в осознании. Возможность при необходимости осознать действия является отличительной чертой навыков от первичных автоматизмов, которые осознанными быть не могут.

б)        явления неосознаваемой установки. Понятие «установка» занимает важное место в психологии. В отечественной психологии существует целое направление, — грузинская школа — которое разрабатывает проблему установки. Данное направление было создано Д.Н. Узнадзе. Установка — это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагированию в определенном направлении. Иногда механизмы установки вводят человека в заблуждение (в случае необоснованного страха). Не всякая установка неосознаваемая.

в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Слушая музыку, большинство из нас покачивает или постукивает ногой. Человек, орудующий ножницами, одновременно с этим двигает челюстями. Значение данных механизмов велико. Они рассматриваются как дополнительные средства коммуникации, общения между людьми, придавая речи эмоциональную окраску, а иногда заменяют саму речь.

Кроме того, они могут быть использованы как объективные показатели психологических характеристик человека. В основе создания детектора лжи лежит понятие о неосознаваемых сопровождениях сознательных действий.

2 класс. Неосознаваемые побудители сознательных действий. Эти явления  изучались 3.Фрейдом и К.Г. Юнгом. По Фрейду — это инстинкты и комплексы, вытесненные из сферы сознания, среди которых существенное место занимают сексуальные инстинкты. По Юнгу — это коллективное бессознательное, подпитывающее и наполняющее содержание индивидуального бессознательного.

3 класс. Надсознательные процессы. Они развертываются в форме работы сознания, результатом которой является новая идея, отношение, чувство. С этим явлением мы сталкиваемся, когда пытаемся, например, вспомнить имя своего знакомого. Мы долго перебираем различные имена, но никак не можем вспомнить, как же его зовут. И вдруг неожиданно, иногда спустя некоторое время, мы вспоминаем имя.

В отличие от сознательных процессов, субъект не знает конечного итога, к которому приведет надсознательные процесс. Кроме того, неизвестен момент, когда надсознательный процесс закончится, часто он завершается внезапно.

К рассматриваемому классу относятся также процессы творческого мышления, процессы переживания значимых жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы.

Иногда выделяют четвертый класс неосознаваемых процессов. Не-осознанные резервы органов чувств. Этот класс можно описать с помощью понятий «шестое чувство», «интуиция». Вы наверняка знаете множество примеров подобного явления. Человек, не зная, что ему угрожает, избегает опасность, неосознанно изменив привычный маршрут пути домой, например. Речь идет о том, что человек способен отражать воздействия даже очень слабых раздражителей Он их не осознает, но, тем не менее, реагирует на них, то есть возникает реакция на подпороговые стимулы. Явления этого класса выполняют адаптивную функцию.

Вслед за Фрейдом выделяют три формы проявления бессознательного:

— сновидения — субъективно переживаемые представления, в основном зрительные, возникающие во сне,

— ошибочные действия (забывание вещей, имен, оговорки, описки),

— невротические симптомы — это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в бессознательном сильный энергетический заряд, который нарушает психическое состояние человека.

Бессознательное разгружает сознание от монотонных, однообразных операций (чтения, письма, ходьбы и т.д.). Сознание же, в свою очередь, одухотворяет, окультуривает побуждения бессознательного. Все наши побуждения мы приводим в соответствие с принятыми в обществе нормами, требованиями (процесс еды, ухаживания и пр.).

students-library.com

понятие, классы, методы проявления и проблемы

Впервые понятие появилось еще во времена Древней Греции, когда философ Платон разрабатывал учение о познании-воспоминании. Именно так возникла общая идея определения, которая не подвергалась существенным изменениям вплоть до наступления нового времени. Первую концепцию же предложил Лейбниц в 1720 году. Он считал, что бессознательное является низшей формой душевной деятельности.

Возникновение определения в психологии

Серьезным изучением данного вопроса занялся известный австрийский психолог Зигмунд Фрейд. В ходе своей деятельности он стал проводить экспериментальную разработку понятия бессознательного. В психологии того времени было принято считать, что под этим термином понимались многие действия, в реализации которых человек не отдает себе полный отчет. Это означало, что определенные решения не имеют сознательного характера. Фрейд вкладывал в смысл понятия вытеснение наших тайных желаний и фантазий, противоречащих устоявшимся нормам общественной морали и нормам поведения. Кроме того, по мнению психолога, такие действия и решения в реальности слишком тревожили индивида, а потому он предпочитал, чтобы они не были осознанными.

Зигмунд в те годы был также практикующим лечащим врачом. Если говорить кратко, психология бессознательного в его понимании явно соотносилась с тем, что главным регулятором человеческого поведения испокон веков служат желания и влечения индивидов. Доктор отметил, что неосознаваемые полностью переживания способны достаточно сильно влиять на качество жизни. По причине такого внутреннего конфликта вполне могут развиваться различные нервно-психические заболевания. Фрейд начал искать решение, которое могло бы помочь его пациентам. Таким образом на свет появился его собственный метод исцеления души под названием «психоанализ».

Методы проявления бессознательного

Основной проблемой для людей при наличии данных переживаний принято считать отсутствие субъективного контроля. Бессознательное в психологии или подсознание обозначает такие психические процессы, которые не могут найти отражение в сознании индивида, то есть абсолютно не управляются его волей. Среди основных видов проявления можно выделить представленные в списке ниже.

  1. Неосознаваемая мотивация или побуждение к действию. Настоящий смысл поступка не принимается индивидом по каким-либо причинам, к примеру, общественной и социальной неприемлемости, внутренних противоречий или конфликтов с другими мотивами.
  2. Надсознательные процессы. К таковым относят творческое озарение, интуицию, вдохновение и другие подобные проявления.
  3. Атавизмы и поведенческие стереотипы. Проявляются по той причине, что отработаны индивидом до полного автоматизма, а потому не требуют осознания в том случае, если ситуация привычна.
  4. Подпороговое восприятие. Подразумевает наличие большого объема информации, из-за чего она не может быть полностью осознана.

Классы бессознательного в психологии

Карл Густав Юнг продолжил изучение вопроса после Фрейда. На основе определения бессознательного как предмета психологии он создал целую отдельную дисциплину — аналитическую психологию. В сравнении с трактовками в психоанализе теоретическая база и измышления на ее основе были значительно расширены. В частности, появилось подразделение на новые классы. Юнг разделял личное или индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное.

Последнее определение подразумевало под собой возможность наполнения архетипов каким-либо содержанием. По умолчанию коллективное бессознательное несло в себе пустые формы, иначе называемые проформами. Индивидуальная часть, в свою очередь, имела информацию о психическом мире отдельно взятого человека. По мнению Юнга, личное бессознательное оказывало на сознание индивида аттрактивное влияние, но при этом не ассимилировало его.

Наличие языковой основы

Французский исследователь и философ Жак Мари Эмиль Лакан также принял активное участие в развитии существующих на тот момент идей, а позднее сформировал собственную теорию. В основе его гипотезы понятие бессознательного в психологии с точки зрения своей структуры было весьма похоже на языковые формы. Он предполагал, что психоанализ Фрейда было допустимо рассматривать как работу с речью пациентов.

Впоследствии Лакан создал особую технику под названием «клиника означающего». Он обозначил, что в первую очередь следует работать со словом, необходимостью и возможностью перевода. Терапия позволяла помогать людям с наиболее сложными психическими расстройствами. Тем не менее далеко не все современные специалисты разделяют данную теорию. Некоторые из них полагают, что бессознательное в психологии вполне может функционировать по схожему с языковым алгоритму, однако оно не подвержено влиянию каких-либо лингвистических законов.

Основные уровни структуры

Идеи Фрейда и Юнга позволили расширить представление о понятии силами итальянского психолога и психиатра Роберто Ассаджиоли. На основе заключений эксперта появилась новая дисциплина — психосинтез. Исследователь представил в своем труде три главных уровня, которые демонстрируют бессознательное в психологии человека.

  1. Низший. Под этим уровнем подразумеваются наиболее простые формы деятельности психики. С их помощью индивид управляет собственным телом, маниями, фобиями, желаниями, сновидениями, комплексами, влечениями и побуждениями.
  2. Средний. Основным содержанием принято считать все элементы, свободно проникающие в сознание в состоянии бодрствования человека. Предназначение среднего уровня бессознательного заключается в развитии умственной деятельности, повышении возможностей фантазирования и усвоении полученного опыта.
  3. Высший. Также называется сверхсознательным уровнем. Роберто полагал, что здесь проявляются человеческие героические устремления, интуиция, созерцание, вдохновение и альтруизм.

Отношения между сознательным и бессознательным

Общая характеристика таких отношений на сегодняшний день стала гораздо более прозрачной, чем это было при жизни ученых умов, впервые пытавшихся описать подобные связи. Изучение сознания и бессознательного в психологии во многом продвинулось вперед благодаря применению современных технологий, которые пролили свет на многие происходящие в человеческом мозгу процессы. К примеру, научно доказан тот факт, что индивид способен принимать решения за счет наличия определенной усвоенной информации, которая не была им в какой бы то ни было степени осознанна.

Психолог Бион в 1970 году вывел умозаключение о том, что рассудок является всего лишь рабом эмоций. По его мнению, существование сознания необходимо только для рационализации поступающей информации. Стоит отметить, что подобную мысль повторяли многие другие ученые до и после публикации высказывания Биона.

Бессознательное и адаптивность

Проследить проявление той или иной части рассудка в человеческом поведении порой бывает достаточно непросто. В структуру сознания принято включать переживания, чувства, мышление, волю, эмоции, познание, рефлексию и отношение к окружающему миру. Огромная невидимая работа бессознательно происходит в определенный момент деятельности индивида. Каждый человек периодически задается вопросом о том, почему на какой-либо стимул у него проявилась какая-то конкретная мысль или эмоция. В этом и заключается труд неосознаваемой части рассудка.

Младенцы имеют очень развитые способности к имитации действий других людей. Инстинкт подражания заложен как раз в области бессознательного. В психологии принято считать, что такое поведение позволяет индивидам учиться и выживать. Адаптация проявляется и по сей день в форме имитации определенных жестов, поз, манер и привычек у людей. Ученые еще в 2005 году провели эксперимент и доказали то, что всем индивидам в определенной степени свойственно бессознательно копировать модели поведения окружающих.

Влияние на идеи и интуицию

Специалисты полагают, что именно глубинные области психики в ответе за так называемую «эврику», которая в течение жизни хотя бы раз посещала практически любого человека. Порой людям кажется, что новая идея как бы возникает абсолютно ниоткуда, совершенно невероятным образом упорядочивая всю хаотичность мыслей. Однако в психологии сознательное и бессознательное считается единым целым, которое постоянно действует в тандеме. Одно не может нормально функционировать без другого.

Та же генерация идей по большей части является заслугой бессознательного, но их последующая оценка и выбор наиболее перспективных уже регулируется сознательной частью рассудка. Именно поэтому многие руководства, тренинги и эксперты советуют при решении сложных проблем прибегнуть к одному испытанному веками методу — на некоторое время полностью абстрагироваться от этой деятельности. Бессознательная часть на этот период займется своим делом, а человек по истечении определенного срока при проведении досуга может внезапно найти решение сложной проблемы.

Текущее изучение вопроса

На сегодняшний день появилось множество новых дисциплин, которые в разной степени заинтересованы в продвижении исследования данной проблемы. Бессознательное в психологии до сих пор досконально не изучено, а многие знания все еще основываются на учениях, разработанных специалистами в прошлых веках. В частности, современные исследования обычно опираются на концепцию Зигмунда Фрейда. Из наиболее перспективных теорий в настоящий момент можно упомянуть разработку применения кибернетических способов моделирования бессознательного.

Автор: Денис Дмитриев

labuda.blog

Сознательное, подсознательное и бессознательное в структуре психики человека

Психическая деятельность человека, его психика функционирует одновременно в трех взаимосвязанных уровнях — бессознательном, подсознательном и сознательном.

Бессознательный уровень психической деятельности — врожденная инстинктивно-рефлекторная деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей — самосохранение организма и вида (продолжение рода).

Однако биологически обусловленная программа поведения человека не автономна — она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) сфера бессознательного может перейти в режим автономной саморегуляции. Структурно она локализована в нижних отделах мозга.

Подсознательный уровень психической деятельности — обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения — умения, навыки, привычки, интуиция. Это — поведенческое ядро индивида, сложившееся на ранних стадиях его развития; непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, неосознаваемых манер поведения данного человека. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера индивида, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки.

Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру — автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуицию — на высшем.

Автоматизмы подсознательного уровня — комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы — цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические особенности). Все это образует набор готовых поведенческих блоков, которыми пользуется индивид при регуляции своей деятельности. Поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач.

В подсознание вытесняются и различные комплексы — нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплексы нарциссизма, неполноценности, застенчивости и др.). Эти комплексы имеют тенденцию к гиперкомпенсации. Черпая большой энергетический потенциал в сфере подсознания, они формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности.

Высшая сфера подсознания — интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) — процесс мгновенных озарений, всестороннего охвата проблемной ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта. Однако интуитивные решения не возникают только в сфере подсознания. Интуиция — удовлетворение запроса сознания на определенный комплексный блок ранее полученной информации.

Связь сознания и подсознания проявляется в интегративном психическом качестве — в интеллекте человека, комплексе его умственных способностей, когнитивном стиле поведения, в непроизвольном запоминании.

Внесознательная сфера психики человека — глубинная сфера его психики, конгломерат архетипов, сформированный, по Юнгу, в значительной мере в процессе эволюции человека. Сновидения, интуиция, аффект, паника, гипноз — таков далеко не полный перечень бессознательных и подсознательных явлений.

В сфере внесознательного таятся и корни такого человеческого феномена, как вера. Сюда же, очевидно, примыкают надежда и любовь, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены). Фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие — все это также сфера подсознания. Готовность индивида действовать в различных ситуациях определенным образом, без предварительного обдумывания, импульсивно — это также проявления внесознательной сферы психики.

Доминанты подсознания модифицируют сознательную деятельность индивида, создают малопонятные для него психологические барьеры и труднопреодолимые влечения. Сфера подсознательного очень устойчива, неподвижна. Его механизмы в значительной степени типизируют поведение личности, которое поддается некоторой корректировке лишь методами психотерапии и гипноза.

Психоанализ — теория подсознания, созданная 3. Фрейдом, — оказался столь живучим, несмотря на ожесточенную его критику, не в силу безупречности построений венского психиатра и психолога, а в силу базовой сущности сферы человеческого подсознания.

Критерием в несознательного является его безотчетность, непроизвольность, невербализованность (словесная неоформленность).

Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу. Взаимодействие сознательного и внесознательного может осуществляться согласованно — синэргично или антагонистично, противоречиво, проявляясь в разнообразных несовместимых поступках человека, внутриличностной конфликтности.

Внесознательная сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного 3. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. Запреты социальной сферы создают, по Фрейду, «цензуру” сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, которые проявляются в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам — вытеснению, сублимации, замещению, рационализации и регрессии. 3. Фрейд преувеличивал роль подсознательного в поведении личности, а в сфере подсознательного — роль сексуальных влечений, темных сил природы. Однако его понимание подсознания как мощной сферы влияния на сознание не лишено оснований[1]. .

В отличие от 3. Фрейда другой психоаналитик — К.Г. Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах — представлениях, сформированных в далеком прошлом. Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивидуализации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образцов находятся все наши непроизвольные реакции. Перед человеком возникает проблема приспособления не только к внешнему, но и к своему внутреннему миру[2].

Сознание вооружено понятиями, подсознание — эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит и то, что Гельмгольц назвал «умозаключение глазом» — мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании.

Наряду с подсознанием 3. Фрейд различает и сверхсознание («супер-эго«) — фундаментальные сущностные механизмы человеческой психики, такие, как способность человека к социальному содействию, нравственному самоконтролю. Вся духовная сфера человека — сфера его сверхсознания, идейной возвышенности, нравственного совершенства, сфера, противостоящая эгоистической ограниченности индивида.

Сфера сознания — сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мере контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки личности. Однако этот контроль ограничен. Произвольная деятельность человека, сознательные программы его поведения взаимодействуют с другими сферами психики — с генетически унаследованными и сформированными на ранних стадиях его онтогенетического (прижизненного) формирования. Отбор информации для сознательной саморегуляции проходит через субъективно-эмоциональные фильтры.

Известный грузинский психолог Д.Н. Узнадзе (1886 — 1950 гг.) и его последователи (А.С. Прангишвили, И.Т. Бажалава, В.Г. Наракидзе, Ш.А. Надирошвили) выделили в качестве объяснительного принципа психологии принцип установки как целостной модификации субъекта, его готовность воспринимать действительность определенным образом. В установке, по Узнадзе, объединяются сознательная и внесознательная сфера психики. Каждая поведенческая ситуация вызывает функционирование ранее сформированных поведенческих комплексов.

wiki.1vc0.ru

2.5. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного

Психическая
деятельность человека, его психика
функционируют одновременно в трех
взаимосвязанных уровнях: бессознательном,
подсознательном
и
сознательном.

Бессознательный
уровень
психической
деятельности

представляет
собой врожденную инстинктивно-рефлектор
ную
деятельность.
Поведенческие
акты на бессознательном уровне
регулируются неосознаваемыми
биологическими механизмами. Они
направлены на удовлетворение биологических
потребностей — самосохранение организма
и вида (продолжение
рода).

Однако
генетически обусловленная программа
поведения человека
не автономна, она находится под контролем
более высоких
и более поздно сформированных мозговых
структур.
И лишь в отдельных критических для
индивида ситуациях
(например, в состоянии аффекта) данная
сфера психики человека
может перейти в режим автономной
саморегуляции. Эта
врожденная эмоционально-импульсивная
сфера индивида
структурно локализована в таламусе и
гипоталамусе.

Подсознательный
уровень
психической
деятельности

обобщенные,
автоматизированные в опыте данного
индивида стереотипы его поведения —
умения, навыки, привычки, интуиция.
Это
поведенческое ядро индивида, сформированное
на ранних стадиях его развития. Сюда же
относится импульсивно-эмоциональная
сфера, структурно локализованная
в лимбической (подкорковой) системе
головного мозга. Здесь формируются
неосознаваемые устремления индивида,
его влечения, страсти, установки. Это
непроизвольная сфера личности,
«вторая натура человека», «центр»
индивидуальных поведенческих
штампов, манер поведения.

Подсознание
имеет многоуровневую структуру:
автоматизмы
и
их комплексы на нижнем уровне и интуиция

на высшем.

Автоматизмы
подсознательного уровня

это
ком
плексы
стереотипно совершающихся действий в
типовых ситуациях,
динамические
стереотипы — цепные последовательности
реакций в привычной обстановке (привычное
управление техникой, выполнение привычных
обязанностей, манера обращения
с привычными предметами, речевые и
мимические
штампы). Все это образует набор готовых
поведенческих блоков,
которыми пользуется индивид при регуляции
своей деятельности.
Эти поведенческие автоматизмы разгружают
сознание
для более квалифицированной деятельности.
Сознание
освобождается от постоянных повторных
решений стандартизированных задач.

В
подсознание вытесняются и различные
комплексы
нереализованные
желания, подавленные стремления,
различ
ные
опасения и беспокойства, амбиции и
завышенные претен
зии
(комплекс
Наполеона, неполноценности, застенчивости
и
др.). Эти комплексы формируют устойчивую
подсознательную
направленность поведения личности.

Подсознание

это сфера внушенных состояний и установок,
в том числе и установок высшего,
нравственного уровня.
Подсознание активно включается во всех
случаях, когдаисчерпываются
возможности сознательной деятельности
(при аффектах, стрессовых состояниях,
в ситуациях крайнего психического
перенапряжения).

Высшая
сфера подсознания — интуиция
(называемая
иногда
даже сверхсознанием) — это
процесс мгновенных оза
рений,
комплексного охвата проблемной ситуации,
всплыва
ния
неожиданных решений, неосознанное
предвидение развития
событий
на основе спонтанного обобщения
предшествующего
опыта.

Внесознательная
сфера психики человека — это глубинная
сфера его психики, сформированная в
значительной мере в процессе
эволюции человека. В сферу подсознания
входят следующие
явления: сновидения,
интуиция, аффект, паника, гипноз,
вера,
различные парапсихические явления
(ясновидение, те
лепатия,
экстрасенсорные феномены), фобии, страхи,
истери
ческие
фантазии, спонтанная тревожность и
радостное пред
чувствие.
Готовность индивида действовать в
различных ситуациях
определенным образом, без предварительного
обдумывания,
импульсивно также относится к проявлениям
внесознательной
сферы психики.

Критерием
внесознательного является его
безотчет
ность,
непроизвольность, невербализованность
(словесная
неоформленность).

Доминанты
подсознания модифицируют сознательную
деятельность
индивида, создают малопонятные для него
психологические
барьеры и труднопреодолимые влечения.
Механизмы
подсознания в значительной степени
типизируют поведение
личности. Сфера
подсознательного очень устойчива,
неподвижна.
Поведение
на подсознательном уровне поддается
некоторой
корректировке лишь методами психотерапии
и гипноза.

Процессы,
начинающиеся в неосознаваемой сфере,
могут иметь продолжение в сознании. И
наоборот, сознательное может
вытесняться в подсознательную сферу.

Внесознательная
сфера психики не является объектом
реф
лексии,
самоотражения, произвольного самоконтроля.
Сферу
бессознательного
3. Фрейд
считал
источником мотивационной
энергии, находящейся в конфликте с
сознанием. Запреты
социальной
сферы создают, по З. Фрейду, «цензуру»
сознания, подавляют
энергию подсознательных влечений,
которые проявляются
в невротических срывах. Стремясь
избавиться от конфликтных
состояний, индивид прибегает к защитным
механизмам
— вытеснению, сублимации (замещению),
рационализации
и регрессии.

В
отличие от 3. Фрейда, другой психоаналитик
К. Г. Юнг
не
только не
противопоставлял сознание и подсознание,
но
считал,
что сознание основано на глубинных
пластах коллективного бессознательного,
на
архетипах
— представлениях,
сформированных
у человечества в далеком прошлом.

Индивид,
по Юнгу, стремится к самореализации
(индивидуации)
на основе подсознательных устремлений,
обусловленных
коллективным подсознанием. Не мысль,
не сознание,
а чувство, подсознание говорят нам, что
для нас хорошо,
а что плохо. Под влиянием глубинных
структур, врожденных программ,
универсальных образов (символов)
находятся
все наши непроизвольные реакции.

Сознание
вооружено
понятиями,
подсознание

эмоциями
и чувствами.
На
уровне подсознания происходит мгновенная
оценка воспринимаемого объекта или
явления, их соответствия нормам,
зафиксированным в подсознании.

Наряду
с подсознанием 3. Фрейд различает и
сверхсознание
— супер-эго

фундаментальные сущностные механизмы
человеческой психики, такие как
способность человека
к социальному содействию, нравственному
самоконтролю. Вся
духовная
сфера человека

это сфера
сверхсознания,
противостоящая
эгоистической ограниченности индивида,
сфера
его идейной возвышенности, нравственного
совершенства.

Сфера
сознания

сфера
знаний, культурной социализации личности.
Она
в значительной мере контролирует и
тормозит
инстинктивные влечения и привычки.

Известный
грузинский психолог Д. Н. Узнадзе
(1886-1950)
и его последователи выделили в качестве
центрального
объяснительного принципа психологии
принцип
установки
как
целостной модификации субъекта, его
го
товности
воспринимать действительность и
действовать
определенным
образом.
В
установке, по Д. Н. Узнадзе,
объединяются сознательная и внесознательная
сферы психики. Каждая
поведенческая ситуация вызывает
функционирование ранее
сформированных поведенческих комплексов.

Итак,
психическая
самоорганизация индивида, его адапта
ция
к внешней среде осуществляются тремя
типами относи
тельно
автономных программ поведения:

  1. эволюционно
    сформированными бессознательно-инстинктивными;

  2. подсознательными,
    субъективно-эмоциональными;

  3. сознательными,
    произвольными, логико-семантическими
    программами.

Сознательные
программы поведения для социализированной
личности являются доминантными
поведенческими схемами.
Однако две другие сферы психической
жизни человека
всегда выполняют фоновую роль в его
поведении. В экстремальных ситуациях
и в условиях десоциализации индивида
они могут перейти в автономный режим
функционирования.

Наличие
сознания, подсознания и сферы
бессознательного в
психике человека обусловливает
относительную самостоятельность
следующих разновидностей человеческих
реакций и
действий:

  1. бессознательно-инстинктивные,
    врожденные реакции;

  2. импульсивно-реактивные,
    малоосознанные эмоциональные
    реакции; привычно-автоматизированные
    подсознательные
    действия; действия-навыки;

  3. сознательно-волевые
    действия; эти действия являются ведущими
    во взаимодействии человека со средой.

Сознание
человека — механизм понятийной регуляции
его
деятельности и поведения.
Деятельность
представляет собой специфически
человеческую форму активности. От
поведения
животных эта человеческая активность
отличается созидательной
продуктивностью и структурной
дифференцированностью — осознанием
мотивов и целей деятельности, использованием
орудий и средств, созданных в процессе
культурно-исторического
развития человечества, применением
полученных
в процессе социализации умений и навыков.

Сознание,
психика человека формируются и проявляются
в его деятельности, будучи ее
мотивационно-ориентировоч
ным
компонентом.

В
деятельности, ее объекте и результате,
происходит воплощение
предварительно сформированного в
сознании психического
образа, идеальной модели предметной
деятельности.
Само психическое отражение предметов
действительности
зависит от их места в структуре
деятельности. Деятельностный охват
предметов и обеспечивает адекватность
их психического отражения. Деятельность
человека связана с прояснением значений
предметов, а используемые в ней орудия
несут в себе исторически выработанную
схему человеческого
действия.

studfiles.net

Само бессознательное имеет три основных уровня.



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса — ваш вокал


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

1. неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением простейших нужд и потребностей.

2. более высокий уровень бессознательного — это процессы и состояния, которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться в сферу бессознательного и осуществляться автоматически и т.д.

3. высший уровень бессознательного проявляется в художественной, научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества. Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой энергией чувств и разума человека. Для самосознания личности эта информация оказывается «закрытой», но она существует, поступает в мозг, перерабатывается, и на ее основе осуществляются многие действия. Неосознанное отражение, играя вспомогательную роль, освобождает сознание для реализации наиболее важных, творческих функций. Так, многие привычные действия мы выполняем без контроля сознания, бессознательно, а сознание, освобожденное от решения этих задач, может быть направлено на иные предметы.

Крупным представителем неофрейдизма, указавшим на неспособность ортодоксального психоанализа решить проблему взаимодействия личности и общества, является Эрих Фромм (1900 – 1980). Он предпринимает попытку интерпретировать динамику всей человеческой истории с социально-психологической точки зрения, раскрыть психологический механизм общественного развития. Отвергнув биологизм Фрейда, Фромм пересматривает сим­волику бессознательного, смещая акцент с подавления сексуальности на конфликтные ситуации, обусловленные социокультурными причинами, разрабатывает понятие «социального характера» как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества.

Общая конфликтная ситуация, полагает Фромм, обусловлена возникновением человеческого сознания, которое разрывает естественные связи человека со средой, разрушает его чувственную гармонию с ней, порождает противоречие, составляющее основу человеческого существования. С одной стороны, человек – часть природы и подвластен ее биологическим законам; с другой – благодаря своему разуму он возвышается над ней, противостоит ей как самостоятельный субъект. Человеческое самосознание, считает Фромм, «сделало его чужаком в этом мире, породило чувство одиночества и страха». Человек не в силах вернуться к состоянию дочеловеческой гармонии с природой, что заставляет его искать формы единения с ней. Из этого противоречия Фромм и выводит фундаментальные психологические потребности, которые возводятся им в статус вечных, неизменных, внеисторических по своему происхождению побуждений.

Фромм считает, что типы социального характера зависят от типов социальной структуры. Анализируя эту взаимосвязь, он выводит следующие типы социальных характеров: рецептивный, эксплуататорский, накопительный и рыночный. При мазохизме и садизме человек приобретает иллюзию собственной идентичности, добровольно подчиняясь или, напротив, господствуя над чем-либо или над кем-либо. Деструктивизм компенсирует чувство неуверенности, бессилия и беспомощности стремлением уничтожить, разрушить причину тревожного состояния индивида. Психологический механизм конформизма уравновешивает тревожное состояние отказом человека от собственного Я посредством растворения себя в общей массе, толпе. Эти способы человеческого поведения, считает Фромм, являются универсальными, однако предпочтительный выбор того или иного способа определяется типом общества. Социальные условия всегда вызывают преобладание и господство какого-то одного из типов характера, свойственного большинству членов общества.

Модификации психоаналитического учения Фрейда позволила углубить представление о человеке, внести личностно-психологический ориентир в теорию культурного и социального процесса. Трансформация фрейдизма представителями неофрейдизма обусловила выведение личностной проблематики из узких параметров психоаналитических воззрений на проблему человеческого существования, его подлинного и неподлинного бытия.

 

Концептуальные различия психоанализа и неофрейдизма

 

  Фрейд Юнг Фромм
1. Онтологический статус личности Человек – эротическое существо Человек – архе-типическое существо Человек – психосоциальное существо
2. Природа бессозна-тельного Индивидуальный пансексуализм Коллективно-бессознательный архетип Совокупность социально-психологичес-ких свойств, неизмен-ных в своей сущности
3. Механизмы развития психики Вытесненная сексуальность Оборачиваемость единого жизненного потока энергии Конфликтная ситуация, обусловленная социокультурными причинами
4. Механизм адаптации личности в окру-жающей среде Сублимация Синхронность беспричинных и причинных связей Выработка социального характера
5. Проблема гармонии личности и мира Рациональное подавление сексуальности Соответствие различных типов культур архетипу бессознательного Формирование продуктивного социального характера

 


megapredmet.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о