Вопрос 3. Уровни коммуникации
Уровень коммуникации — определённый способ взаимодействия между партнёрами, в котором отображаются цели этого взаимодействия и характер взаимоотношений между партнёрами. Выделяют следующие коммуникативные уровни:
1) Императивный
2) Манипулятивный
3) Формальный
4) Гуманистический
5) Игровой
6) Деловой
7) Духовный
Рассмотрим уровни коммуникаций.
1) Императивный (лат.imperativus — повелительный) уровень коммуникаций представляет собой, как правило, монологическое общение, когдаговорящий, обладая достаточными ресурсами (физической силой, статусом, властью, деньгами), открыто принуждает партнёра по общению к выполнению своей цели.
2) Манипулятивный уровень коммуникаций так же, как и императивный, предполагает неравенство в общении. Однако коммуникант, использующий манипулятивные техники, как правило, не обладает достаточными ресурсами, для того чтобы открыто принуждать партнёра к выполнению своей цели, в связи с чем вынужден прибегать к обману. Основная цель манипулятивных коммуникаций — оказать на сознание партнёра глубокое устойчивое воздействие и использовать данного партнёра для достижения собственных целей. Широко используется в создании рекламы, в процессе продажи услуг или продукции потребителям.
3) Формальный
уровень коммуникаций используется в том случае, когда коммуникация нежелательна или безразлична одному из партнёров, однако формальный «сценарий» требует поддержания контакта. Например, светское общение, которое, предполагает соблюдение норм этикета и ведение диалога независимо от субъективного отношения к личности партнёра.4) Гуманистический уровень коммуникаций отличается от вышеперечисленных коммуникативных уровней тем, что ожидаемым результатом общения является не поддержание социальных связей, как при формальном общении, не подчинение партнёра своей цели, как при императивном и манипулятивном общении, а совместное изменение представлений обоих партнёров. К ситуациям гуманистического общения относятся интимное, исповедальное, психотерапевтическое общение, где предполагается удовлетворение такой человеческой потребности, как потребность в сочувствии, понимании, сопереживании
На базе гуманистического уровня коммуникаций формируются еще два уровня коммуникативного взаимодействия: игровой и деловой.
5) Игровой уровень коммуникации является более сложным, чем гуманистический, так как предполагает более тонкую настройку на состояние партнера и на особенности его поведения. Конечно, наиболее полно он реализуется в межличностном общении, однако и в деловой сфере искусство «делового флирта» осуществляется именно на игровом уровне, позволяя установить и поддерживать более ярко эмоционально окрашенные отношения. Данный уровень коммуникации позволяет снять психическое напряжение, связанное со значительными физическими и психологическими нагрузками. Существенным отличием игрового уровня коммуникаций от других коммуникативных уровней является готовность к активному эмоциональному взаимодействию с партнером, искренний интерес к своеобразию партнера.
6)
Деловой уровень
коммуникаций — это общение, направленное
на согласование и объединение усилий
людей с целью налаживания отношений и
достижения общего результата. Деловой
уровень отличается от всех предыдущих
уровней коммуникаций повышенной
концентрацией партнёров на обсуждении
конкретных проблем (научных,
производственных, финансовых и др. ).
Поэтому эмоциональный фон делового
общения связан не с интересом к
индивидуальности партнёра, а с вниманием
к информации, которую он
сообщает.
7) Духовный уровень коммуникаций возможен между партнёрами, которые стремятся к внутреннему совершенствованию, к постижению тайн мироздания, к расширению собственных личностных возможностей в этом мире, к высоте духа. В основе духовного общения лежит доверие к личности собеседника — человека с богатым внутренним миром и большим жизненным опытом, восприятие его как носителя идеи, духовного начала. Духовное общение обогащает собеседников, выводит их из суеты будней, способствует духовному саморазвитию.
Коммуникации в организации: виды, уровни
Огромный объем информации обуславливает деятельность организации ежедневно, и коммуникация реализуется на всех ее уровнях. Например, информация может двигаться вверх по лестнице управления (руководителям), вниз (исполнителям), по горизонтали (коллегам в различных отделах). Помимо этого, люди коммуницируют друг с другом не только согласно своим должностям и положению в организации, но и из дружеских побуждений, согласно своим симпатиям и интересам.
Для систематизации большого числа видов общения в ходе рабочего процесса изучим уровни и виды коммуникаций, которые реализуются в ходе управления организацией. Стоит отметить, что существуют такие уровни коммуникации как внешние и внутренние; по видам – формальные и неформальные; вербальные и невербальные. Более подробно они будут изложены далее.
Внешние коммуникации
Внешние коммуникации осуществляются между организацией и ее внешней средой.
Пример 1Организации используют самые различные средства для осуществления коммуникации с окружающей их средой. Общение с потребителями происходит посредством рекламной продукции и разнообразных программ продвижения товаров/услуг на рынок.
В сфере отношений с общественностью главное внимание уделяется формированию желаемого имиджа, образа организации на различных уровнях: местном, общенациональном либо международном. Организации, в которых функционируют профессиональные союзы (профсоюз), должны поддерживать связь с законными представителями лиц, которые трудятся по найму.
Выше были описаны только небольшая часть примеров из всего многообразия способов взаимодействия организации с внешней средой.
Внутренние коммуникации
Внутренними коммуникациями называют общение в стенах организации между ее самыми разными уровнями и отделами (см. рис. 1). При этом информация может следовать по нисходящему каналу, то есть с более высоких уровней на более низкие. Данным образом, как правило, передают распоряжения, задания, инструкции к выполнению работы и проч.
Рис. 1 — Уровни коммуникаций в организации
Кроме передачи информации по нисходящему каналу, организации также нужны коммуникации и по восходящему, то есть передача информации с более низких уровней на более высокие.
С помощью данного способа, руководству поступает информация о положении дел в различных уголках организации, как выполняются распоряжения, какие имеются проблемы. Обмен информацией вида «снизу-вверх», как правило, осуществляется в виде отчетов, предложений, служебных и должностных записок и проч.
Стоит учитывать, что коммуникации восходящего типа зачастую характерны неточности. Причиной данного факта, как правило, становится умышленное редактирование реальной картины: подчиненные считают, что они должны приукрасить свои реальные достижения и преуменьшить свои промахи для получения благосклонности и избегания упреков со стороны своего руководства. Данное популярное нежелание передавать плохие новости получило название эффекта миманса.
Горизонтальные коммуникации
Помимо коммуникаций на различных уровнях в организации также имеют место, так называемые, горизонтальные коммуникации – общение между различными элементами и отделами организации.
Зачастую, эффективность горизонтальных коммуникаций составляет 90%. Такую высокую эффективность можно объяснить хорошим уровнем взаимопонимания трудящихся на одном и том же уровне сотрудников, знанием взаимных проблем, что дает возможность во многом предсказывать содержание управленческого сообщения, точнее его трактовать и приспосабливать к конкретным участкам работы.
Вертикальные коммуникации
Вертикальные коммуникации являются менее эффективными. По различным исследованиям, лишь 20–25% информации, которая исходит от руководства организации, дойдет до непосредственных исполнителей и будет ими верно интерпретирована. То есть в четырех из пяти случаев информация либо будет грубо искажена, либо и вовсе не дойдет до адресата.
Также принимая во внимание то, что руководитель организации до 40% своего рабочего времени тратит на рассмотрение деловой документации и на осуществление функции контроля за исполнением (главные инженеры – до 30–40%, начальники подразделений – до 15–30%), а также начальник среднего уровня, выходя из кабинета первого руководителя, выносит за его двери лишь 30% информации, то несложно представить трудности системы управления и глубину разрыва в связи между высшим уровнем руководства и обычными исполнителями.
Формальные и неформальные коммуникации
И внешние, и внутренние коммуникации делятся на такие виды: формальные и неформальные, которые будут описаны далее. Формальные каналы коммуникации идут через всю иерархию организации, а также распределяют ответственность за выполнение рабочих задач.
Неформальные же коммуникации не имеют связи с «узаконенными» каналами и структурой организации. Неформальное общение существует параллельно с формальным и интегрирует всех сотрудников организации, не завися от должностей и занимаемых постов.
Часто в практике управления можно встретить два типа внутренних неформальных каналов: «управление, которое основано на выходе в народ» и «виноградная лоза».
- Управление, которое основано на выходах в народ (сокр. «УВН»). В данном случае руководство получает информацию о работе организации и состоянии дел напрямую из общения со своими подчиненными. При этом руководитель посещает отделы и сотрудников на их рабочих местах и из первых уст получает информацию о положении дел, имеющихся проблемах и трудностях. Помимо этого, руководитель организации при данном виде коммуникации может передать людям свои идеи и замыслы. Разговоры с сотрудниками формируют плодотворную почву для хороших человеческих взаимоотношений и последующего сотрудничества.
- Виноградная лоза. Это неформальная коммуникативная сеть организации, которая объединяет всех ее членов и распространяет информацию по всем векторам. Данная сеть всегда имеет место, а также это каналы движения слухов по организации. Информация, которая передается по сети «виноградная лоза», посвящается организационным проблемам и, зачастую, является довольно достоверной.
По ряду данных, около 80% передаваемых данных, так или иначе, связаны с организацией и не имеют ничего общего со сплетнями, более того – 70–90% данных впоследствии подтверждается. Руководству стоит принимать во внимание, что пять из шести значимых сообщений в той или иной степени передается без помощи официальных каналов.
Слухи, которые можно назвать вредными, появляются только тогда, когда официальные каналы коммуникации недоступны.Один из наиболее серьезных промахов, совершаемых руководством – это утаивание правды и уход от ответа при общении с коллективом организации. Даже в случае отсутствия официального взаимодействия, все еще существует потребность в информации. Поэтому нечто непременно заполнит образовавшийся информационный «вакуум» – пересуды в коридорах, шепот за закрытыми дверями офисов, панические электронные письма…
Конечно, данные явления не принесут пользу организации, однако, это неизбежный исход любого обмана и отсутствия достоверной информации. Правдоподобной является лишь правда. Помимо этого, сотрудники всегда являются более умными, нежели их считает руководство, и всегда чувствуют неладное раньше самих менеджеров. Даже, если не делать никаких заявлений, истина все равно будет известной и для клиентов, и для сотрудников, и для поставщиков, и для компаний-партнеров.
Стоит принимать во внимание, что степень точности слухов зачастую меньше, когда речь идет о личной или о сильно эмоционально окрашенной информации. Помимо этого, вне зависимости от точности и положительной, либо отрицательной направленности слухов, все является свидетельством их большого влияния на трудовую атмосферу.
В связи с тему по каналам распространения слухов информация следует гораздо быстрее, нежели по официальным каналам, руководители используют первый для запланированной утечки и распространения определенной информации вида «только между нами». В таком случае доверенным лицом руководителя становится, как правило, секретарь либо помощник. Данное доверенное лицо в ходе неформального общения (после рабочего дня либо в перерывах, в «курилках») зачастую общается с другими сотрудниками.
Запланированная утечка информации, как правило, применяется в том случае, когда речь идет о вопросах, которые касаются изменений в организации производственной (управленческой) деятельности либо перемещениях в штате.
Вербальные и невербальные коммуникации
Можно определить еще один вид коммуникаций, встречающийся в любом межличностном общении, сопутствующий как формальным, так и неформальным коммуникациям — невербальное межличностное общение. Далее более подробно изучим явления вербального и невербального общения.
Общение людей посредством слов получило название вербального. Вербальное общение может быть устным, когда применяется разговорный язык (разговоры между людьми, по телефону, записи речи на различные носители) и письменным (письма, записи, бланки, использование электронной почты).
Замечание 3Речь — самое универсальное средство коммуникации, так как при передаче информации посредством речи смысл сообщения передается достовернее всего. Посредством речи происходит как кодирование, так и декодирование информации.
Структура речевого общения включает в себя значение и смысл слов, фраз. При этом важное значение имеет точность использования слов, их выразительность и доступность, корректность построения фраз и их доходчивость, верное произношение звуков, слов, выразительность и уместность интонации.
Пример 2На качество общения во многом влияет принятая в каждой конкретной организации терминология и так называемый «корпоративный сленг». К примеру, в организациях, которые занимаются информационными технологиями и программным обеспечением, существует свой стиль и язык общения, часто непонятный людям из других отраслей.
Основой невербальной коммуникации является информация, которая передана отправителем без применения слов, взамен которых используются любые иные символы. Основными функциями невербальной коммуникации стоит считать дополнение и замещение речи, отражение эмоциональных состояний партнеров по процессу коммуникации.
Невербальная коммуникация – довольно важный элемент делового общения. Он включает в себя жесты, мимику, позы, интонацию, стиль одежды, использование окружающего пространства и проч. Зачастую посредством данных средств передается довольно важная информация.
Пример 3К примеру, одна и та же фраза, которая была произнесена с различной интонацией и сопровождалась разными жестами, может выражать прямо противоположные значения. Существуют также жесты, которые сами по себе являются сигналами и не нуждаются в словах для их понимания. При этом стоит меть в виду, что почти любой, даже самый очевидный жест наделен национальной окраской, не говоря уже о жестах сугубо национальных, совсем непонятных представителям других народов и культур.
Хотя речь и универсальное средство общения, она приобретает значение лишь в сумме с применением невербальных символов для трансляции сообщений. Проведенные исследования подтверждают тот факт, что 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жестов, а 38% – через интонацию и модуляции голоса. Это свидетельствует о важности исследования невербальных сигналов.
Определенная часть невербальной коммуникации не поддается контролю и является проявлением бессознательных процессов психики. Воспринимая данные сигналы, участники общения способны, с помощью интуиции, жизненного опыт и определенных знаний, декодировать данную информацию, которая не предъявляется партнером или специально сокрывается им.
Пять уровней общения
Чем больше я узнаю о психологической тени, тем больше удивляюсь, как мы вообще можем общаться друг с другом.
Общение между двумя людьми происходит одновременно на многих уровнях, каждый со своими нюансами и сложностями.
К этим уровням общения относятся вербальный, физический, слуховой, эмоциональный и энергетический.
Содержание
- Вербальный уровень общения
- Физический уровень общения
- Аудиальный уровень общения
- Эмоциональный уровень общения
- Энергетический уровень общения
- Объединение всех уровней общения
- Список для чтения
- Читать обзоры лучших книг
- Читайте бесплатные руководства по личному развитию
Вербальный уровень общения
Хотя это, пожалуй, самый очевидный уровень человеческого общения, люди могут потратить всю жизнь, пытаясь освоить его.
Этот уровень включает в себя наш выбор слов, основанный на понимании значения между говорящим и слушателем.
Для большинства слов существует несколько определений, и немногие из нас придерживаются одинакового значения каждого слова.
Разные слова вызывают у разных людей разные образы, воспоминания и смысл.
Логика и аргументация утверждения или аргумента (логос Аристотеля) влияют на эффективность получаемого сообщения.
Для эффективного общения на вербальном уровне подбирайте «правильные» слова и их использование в контексте разговора (включая моральные, религиозные, этнические и религиозные различия). Будьте ясны и лаконичны. По возможности сформулируйте свои мысли, чтобы избежать бессвязности. Это само по себе искусство.
Физический уровень общения
Нейролингвистическое программирование (НЛП) привлекло внимание многих людей к важности визуальных подсказок в том, как мы общаемся.
Визуальные сигналы, такие как зрительный контакт, жесты, движения, позы, дыхание, поза и выражение лица, влияют на то, как мы себя чувствуем и как общаемся.
При честном использовании такие приемы, как «сопоставление и отражение» позы и жестов людей (а также некоторых слов), могут повысить их восприимчивость к вашему сообщению.
Чтобы эффективно общаться на физическом уровне, полезно физически выравниваться с другими, соединяясь с ними в форме и движении. Также полезно следить за своей осанкой, выражением лица и жестами рук.
Аудиальный уровень общения
Звук нашего голоса, включая тон, диапазон, громкость и скорость, влияет на то, как наши сообщения воспринимаются и интерпретируются другими.
Например, тем, кто быстро говорит, будет полезно замедлить свою речь при разговоре с задумчивым интровертом, иначе они рискуют быть не услышанными.
Кроме того, то, как мы произносим, склоняем и делаем акцент на определенных словах, влияет на то, как другие интерпретируют смысл того, что мы говорим.
Чтобы эффективно общаться на аудиальном уровне, узнавайте о различных слуховых сигналах, разговаривая с другими в манере, более похожей на их собственные (еще одна форма «совпадения и зеркального отражения»).
Эмоциональный уровень общения
Мало кто понимает, как наши эмоциональные состояния влияют на то, что мы сообщаем, и на то, как сообщение интерпретируется получателем.
В риторике аристотелевский пафос представляет собой обращение к эмоциям аудитории.
Вы более восприимчивы к тому, кто позитивен и жизнеутверждающ, или к тому, кто негативен и критичен? Восторженно или скучно?
Эмоции говорящего приводят получателя в определенное состояние ума и влияют на то, как слушатель интерпретирует сказанное.
Чтобы эффективно общаться на эмоциональном уровне, осознайте свое эмоциональное состояние, научитесь делать паузы и высвобождать негативные эмоции, прежде чем пытаться общаться с другими. Слова, произнесенные с гордостью, гневом или страхом, редко бывают хорошо приняты.
Энергетический уровень общения
Также называемый психическим уровнем, этот уровень общения охватывает широкий спектр невидимых факторов, включая уровень сознания человека, частоту или гармоники сообщения и другие тонкие энергии.
У некоторых людей есть «Х-фактор» — уникальное присутствие — которое естественным образом передает их сообщения другим с большей восприимчивостью и пониманием.
Чтобы общаться более эффективно, стремитесь к благополучию другого человека. Это требует уникального уровня внимательности, обычно развиваемого с помощью практик сострадания. Когда мы сосредоточены в состоянии мастерства, у нас больше шансов получить доступ к этому психическому измерению, которое хранит огромные сокровища понимания других, помогая нам общаться с большей легкостью.
Объединение всех уровней общения
Вербальный уровень — это содержание; это то, что мы говорим . Физический, слуховой, эмоциональный и энергетический уровни представляют то, как мы передаем сообщение.
Эти уровни коммуникации взаимозависимы, так как каждый уровень влияет на другой.
Например, наше эмоциональное состояние влияет на язык тела, а общее поле влияет на наше эмоциональное состояние.
Простое осознание этих различных уровней может быть полезным.
Когда мы видим сложности, присущие человеческому общению, мы можем стать более терпеливыми в своей речи и более сострадательными по отношению к другим и к себе.
Список для чтения
Важные инструменты для общения, когда ставки высоки
Керри Паттерсон и др.
Мягкая обложка | разжечь | Аудио
Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей
Дейл Карнеги
Печать | разжечь | Аудио
7 навыков высокоэффективных людей
Стивен Р. Кови
Мягкая обложка | Разжечь | Аудиокнига
Прочитать лучшие обзоры книг10 лучших книг по личностному развитию для успешных людей, которые хотят реализовать свой потенциал
10 лучших книг по психологии, которые помогут понять, что вами на самом деле движет
Прочтите бесплатные руководства по личному развитию Создайте вдохновляющее личное видение своей жизни ПРЯМО СЕЙЧАС
Полное руководство по самосовершенствованию, чтобы преодолеть сопротивление реальности оцените свой потенциал
Как развить лидерские качества, чтобы научиться управлять своим поведением и реализовать свой лидерский потенциал
5 уровней межличностного общения: подробный обзор
На этой странице могут быть партнерские ссылки, что означает, что мы получаем небольшую комиссию за все, что вы покупаете. Будучи партнером Amazon, мы зарабатываем на соответствующих покупках. Пожалуйста, проведите собственное исследование, прежде чем совершать какие-либо покупки в Интернете.
Коммуникация является жизненно важным аспектом моей работы. Я бы даже сказал, что моя подготовка и опыт терапевта ничего не значат без хороших коммуникативных навыков.
Общение позволяет мне развивать эмпатию, достигать глубокого понимания потребностей моего клиента, передавать свои знания в полезной форме и строить прочные терапевтические отношения.
Но, по правде говоря, я не всегда справлялся с пятью уровнями общения так хорошо, как думал.
Были времена, когда я бросался обсуждать острые темы, не тратя время на то, чтобы терпеливо построить разговор в этом направлении; или спрашиваю себя, готов ли клиент обсудить тот или иной вопрос.
Несмотря на то, что мои намерения были благими, каждое несоответствие между моим уровнем общения и уровнем общения клиента было похоже на вмятину в терапевтическом процессе.
Вот почему так важно понимать, что общение — это процесс, который вы калибруете в зависимости от того, насколько глубокого уровня вы хотите достичь и чем другой человек готов поделиться.
Содержание
Каковы 5 уровней общения?Иногда мы бросаемся в разговоры, к которым мы не готовы, или не в состоянии эмпатически слушать, потому что мы не на том же уровне общения, что и человек перед нами.
Несмотря на то, что общение является одним из самых естественных человеческих явлений, этот, казалось бы, простой обмен идеями и чувствами не всегда проходит так гладко, как хотелось бы.
К счастью, есть способ улучшить повседневное общение и вести беседы в эмпатической и ненавязчивой манере.
«5 уровней общения» — это элегантная система, которая помогает вам измерять и ориентироваться в глубине ваших социальных взаимодействий.
Впервые я столкнулся с этой моделью, когда прочитал статью Ричарда Франциско, преподавателя Высшей школы бизнеса Стэнфорда.
Вы можете найти похожую модель в книге Джона Пауэлла « Почему я боюсь сказать вам, кто я? »
По сути, модель «5 уровней» может упростить межличностное общение и помочь вам избежать недопонимания, вызванного отсутствием эмпатии или плохим слушанием.
Другими словами, знание уровня, на котором ведется разговор, дает вам лучшее представление о том, сколько вы можете поделиться, сопереживать и слушать, чтобы обеспечить гладкое взаимодействие.
Почему хорошее общение делает вас счастливее?Общение играет жизненно важную роль в нашем личном и профессиональном взаимодействии, и мы все согласны с этим.
Надежные коммуникативные навыки позволяют клиницистам предоставлять более качественные медицинские услуги [1], учителям работать более эффективно [2], а родителям способствовать академическим успехам своих детей [3].
Вам даже не нужно быть исследователем или психологом, чтобы понять неоспоримое влияние общения на ваше общее ощущение счастья и благополучия.
Но хорошее общение — это не только насыщенное и глубокое общение с людьми, которых вы встречаете каждый день.
Хотя такие взаимодействия могут укрепить связь между двумя людьми, счастье не всегда приходит от глубоких разговоров о жизни, любви и других значимых темах.
Иногда даже короткое и поверхностное « Привет, как дела?» может быть достаточно, чтобы вызвать улыбку на вашем лице.
Качество ваших повседневных взаимодействий сводится к насколько хорошо вы можете соответствовать настроению другого человека .
То, что человек не хочет переводить разговор на более глубокий уровень, не означает, что у вас не может быть хорошего общения.
5 уровней общения Уровень 1: ритуалПервый и самый базовый уровень называется «ритуальным». между двумя людьми.
Думайте о «ритуале» как о жесте признания или первом шаге к потенциально значимому взаимодействию. И я говорю « потенциально », потому что бывают случаи, когда взаимодействие между двумя людьми может никогда не выйти за этот уровень.
Ритуал может быть повседневным « Привет, как дела?» или даже простой кивок, который вы используете, чтобы поприветствовать кого-то, кого вы едва знаете.
Это уровень, на котором вы можете поговорить практически с кем угодно. Вы не делитесь чем-то важным и не ожидаете осмысленного ответа от другого человека. Вы просто следуете социальному протоколу.
Чтобы помочь вам лучше понять, как работают 5 уровней коммуникации, давайте рассмотрим следующий сценарий.
Эндрю и Майк — соседи. Последние пару лет они живут в одном многоквартирном доме. Поскольку оба работают с 9 до 5, они иногда сталкиваются друг с другом по пути на работу или с работы.
Всякий раз, когда они пересекаются в коридоре или делят лифт, они всегда обмениваются улыбками и дружеским «Привет!»
Несмотря на то, что они уже довольно давно живут в одном здании, ни один из них не чувствует необходимости переводить свое общение на более глубокий разговорный уровень.
Как следует из названия, этот уровень является продолжением предыдущего.
Несмотря на то, что они включают в себя случайный обмен любезностями, расширенные ритуалы поверхностны и не требуют никаких эмоциональных вложений.
Вы просто вежливы; ни меньше, ни больше.
В общем, второй уровень характеризует наши повседневные рабочие взаимодействия. Это также может быть уровень, на котором вы общаетесь с кассиром в местном супермаркете или курьером.
Как ритуалы, так и расширенные ритуалы предполагают безопасное взаимодействие. Вам не нужно быть эмпатичным слушателем или делиться аспектами своей личной жизни, чтобы вести разговоры первого или второго уровня.
Но то, что эти уровни связаны с поверхностным взаимодействием, не означает, что они не служат цели.
Ритуалы и расширенные ритуалы укрепляют доверие и знакомство, создавая основу для более глубокого взаимодействия.
Вот как будет выглядеть взаимодействие второго уровня между двумя соседями.
Эндрю: Привет, Майк!
Майк: Привет, как дела.
Андрей: Ничего особенного, только что вернулся с работы. Ты?
Майк: То же самое. Еще один день еще один доллар.
Андрей: Что ж, хорошего вечера!
Майк: Ты тоже!
Уровень 3: ПоверхностьТретий уровень знаменует собой начало более подробного и личного общения.
Когда вы ведете «поверхностный» разговор, вы уже не обмениваетесь любезностями с другим человеком, а обсуждаете темы и вопросы, которые интересуют вас обоих.
И снова мы говорим об уровне, на котором большинство мы работаем ежедневно, особенно на работе.
Другими словами, «поверхностные» разговоры включают обсуждение проблем, связанных с работой, участие в решении проблем, обсуждение планов или обсуждение хобби, планов на отпуск и политику.
Думайте о «поверхностных» разговорах как о первом шаге к тому, чтобы узнать кого-то немного лучше. Но если вы хотите, чтобы другие разделяли разные аспекты своей личности, убедитесь, что вы готовы сделать то же самое.
Если собеседник разделяет его взгляды или увлечения, а вы не отвечаете на жест, рано или поздно общение зайдет в тупик.
Посмотрим, как будет развиваться «поверхностный» разговор между Майком и Эндрю.
Майк: Привет. Как дела?
Эндрю: Привет. По пути на работу.
Майк: Знаешь, мы уже несколько месяцев здороваемся, а я до сих пор мало что о тебе знаю. Кем вы работаете?
Андрей: Разработка программного обеспечения. А ты?
Майк: Я пожарный.
Эндрю: Вау, звучит захватывающе.
Майк: Спасибо!
Эндрю: Что ж, я рад, что мы наконец узнали друг друга получше.
Майк: Я тоже. Увидимся!
Эндрю: Увидимся!
Уровень 4: СамоощущениеКак вы, возможно, поняли, взаимодействие на четвертом уровне придает разговору глубину и смысл.
Вы не просто болтаете; вы делитесь эмоциями и создаете пространство, где другой человек может сделать то же самое.
Поскольку вы уже знаете увлечения, интересы и мнения друг друга, вы чувствуете себя в достаточной безопасности, чтобы рискнуть и углубиться в более глубокое взаимодействие.
Речь идет об эмоциональных вложениях, которые могут проложить путь к потенциально значимым отношениям.
Но чем больше вложений, тем выше риск.
Общение четвертого уровня требует открытости и чуткого слушания.
Вы не знаете, как отреагирует другой человек, когда узнает вас настоящего.
Вы не уверены, понравится ли он вам или примет ли вы его.
Вот почему четвертый уровень — это уровень риска.
Давайте ненадолго вернемся к Эндрю и Майку.
Эндрю: Эй, мужик!
Майк: Привет…
Эндрю: Ты выглядишь расстроенным. Все ли в порядке?
Майк: Ну, вчера я чуть не умер.
Андрей: Ого! Что случилось!
Майк: Я эвакуировал жителей из горящего дома, и прямо рядом со мной упала деревянная балка. На мне был шлем и костюм, но все равно было страшно. Хотя такие вещи случаются довольно часто в моей сфере деятельности, к этому довольно сложно привыкнуть. Когда вас переполняет страх, вы начинаете сомневаться в своей карьере.
Уровень 5: Чувства друг к другуЭто самый глубокий и сложный уровень для прохождения.
Вы не просто делитесь своими чувствами и чутко выслушиваете другого человека; вы обмениваетесь отзывами, отражаете чувства или проясняете ситуацию, с которой сталкивается другой человек.
Общение на пятом уровне требует большего, чем просто сочувствие; это требует сострадания.
Поскольку делиться чувствами друг к другу сопряжено с риском и уязвимостью, вам нужен кто-то, кого вы хорошо знаете и кому доверяете. Кто-то, с кем вы чувствуете себя достаточно комфортно, чтобы поделиться интимными аспектами своей жизни.
Обычно это тип разговора с лучшим другом, членом семьи или спутником жизни.
Опираясь на предыдущий пример, давайте посмотрим, как выглядит взаимодействие пятого уровня между Эндрю и Майком.
Эндрю: Я знаю, что это должно быть страшно, и я даже не могу представить, каково это — рисковать своей жизнью, чтобы спасти других. Но я не думаю, что страх делает вас менее подходящими для этой работы. Самое главное, что вы можете делать свою работу, даже если иногда вас одолевает страх. И это мужество.
Майк: Думаю, ты прав. Может быть, мне следует напомнить себе, что страх не делает меня менее способным хорошо выполнять свою работу.
Эндрю: Я бы даже сказал, что иногда страх может сделать вас острым. Это держит вас в курсе опасности, с которой вы имеете дело.
Майк: Спасибо! Мне действительно нужно было на мгновение вырваться из своих мыслей, и ваша точка зрения оказалась чрезвычайно полезной. Я рад, что поделился этим с вами.
Андрей: Рад быть полезным. Для меня очень важно знать, что ты достаточно доверяешь мне, чтобы поделиться своей борьбой.
Заключительные мысли о 5 уровнях общенияВ то время как первые три уровня помогают вам завоевать доверие и создать комфортную атмосферу, последние два уровня добавляют глубину и цель вашему взаимодействию.
Но то, что первые три уровня связаны с несколько поверхностным взаимодействием, не означает, что вы должны приложить все усилия, чтобы сделать разговор более глубоким.
Имейте в виду, что каждый уровень имеет четкую цель в зависимости от контекста, а также потребностей и возможностей, которые каждый человек «приносит к столу».
Короче говоря, перемещаясь по 5 уровням общения, вы можете строить содержательные взаимодействия в стабильном темпе и наслаждаться приятными беседами, даже если вы не затрагиваете чувства или «глубокие» темы.
Наконец, если вы ищете дополнительные ресурсы о том, как лучше общаться, прочитайте следующие сообщения в блоге:
- 11 шагов по развитию практики осознанного общения
- 13 причин, почему вы должны думать, прежде чем говорить
- 13 причин никогда не заставлять никого говорить с вами
Александр Драгичи — лицензированный клинический психолог, специалист по когнитивно-поведенческой терапии и автор контента для различных веб-сайтов по психическому здоровью. Его работа сосредоточена в основном на стратегиях, призванных помочь людям справиться с двумя наиболее распространенными эмоциональными проблемами — тревогой и депрессией и предотвратить их.
Ссылки
[1] А. Л. Бэк, Э. К. Фромм и Д. Э. Мейер, «Обучение клиницистов коммуникативным навыкам, необходимым для сопоставления медицинского лечения с ценностями пациента», Журнал Американского общества гериатрии, том. 67, нет. S2, стр. 435-441, 2019.
[2] А. К. Околи, «Связь коммуникативной компетенции с эффективностью преподавания: значение для педагогического образования», Журнал образования и практики, том. 8, нет. 3, стр. 150–154, 2017.
[3] Ю. Чжан, «Качество важнее количества: общение родителей и детей и успеваемость подростков», Frontiers in Psychology, 2020.
Александр Драгичи является лицензированным клиническим психологом, специалистом по когнитивно-поведенческой терапии и автором контента для различных веб-сайтов, посвященных психическому здоровью.