Уровни развития способностей и индивидуальные различия
Выделяют следующие уровни способностей:
-репродуктивный (обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью):
-творческий (обеспечивает создание нового, оригинального).
Следует, однако, иметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она невозможна.
Различают также теоретические и практические способности. Они различаются тем, что первые предполагают склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые к конкретным, практическим действиям. Часто они не сочетаются друг с другом.
Стадии развития способностей:
Задатки. Способности. Одаренность. Талант. Гениальность
В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей:
Одаренность — своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.
Индивидуальные различия одаренных людей обнаруживаются главным образом в направленности интересов. Одни люди, например, останавливаются на математике, другие — на истории, третьи — на общественной работе. Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности.
Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть одарённостью к разным видам деятельности.
Часто общая одарённость сочетается со специальной. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д.Следующий уровень развития способностей человека — талант.
Слово «талант» встречается в Библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб получил от господина на время его отсутствия и предпочел зарыть в землю, вместо того чтобы пустить в оборот и получить прибыль (отсюда и поговорка «зарыть свой талант в землю»).
Талант — высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Проявляется и развивается в деятельности, которая отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
Пробуждение таланта, так же как и способностей, вообще, общественно обусловлено (зависит от потребностей эпохи).
Талант — это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом.
Например, среди выдающихся талантов можно найти много людей как с хорошей, так и с плохой памятью. Это связано с тем, что в творческой деятельности человека память — это лишь один из факторов, от которых зависит ее успешность. Но результаты не будут достигнуты без гибкости ума, богатой фантазии, сильной воли, глубокой заинтересованности.
Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 человек.
Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова.
Например, М. В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию. Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.
Условия формирования способностей.
Б. М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» — проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный» — формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека).
Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности»[1] . Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.Соотношение биологических и социальных факторов развития способностей
Они не являются врожденными свойствами человека, не передаются по наследству. Большое значение имеют особенности структуры мозга. Эти особенности оказывают влияние на развитие других задатков и в дальнейшем на развитие способностей к любому виду деятельности, в задатках надо усматривать психофизиологические свойства, и прежде всего те, которые проявляются у человека в самом начале овладения какой-либо деятельностью. Большое значение в процессе формирования способностей имеют временные нервные связи, образующиеся в коре мозга. Особенно существенную роль играют быстрота образования и устойчивость условных рефлексов, быстрота процесса образования и устойчивость реакции торможения. Указанные особенности высшей нервной системы, как правило, обусловливают успешность выполнения какой-либо деятельности. Они влияют на быстроту и прочность овладения новыми знаниями, умениями, навыками.
Но само по себе наличие задатков еще не решает вопроса о появлении и развитии способностей. Необходимо занятие соответствующей деятельностью, только при этом условии возможно развитие задатков в способности.Рассматривая вопрос о соотношении биологического и социального факторов в развитии и формировании способностей С. Д. Смирнов отмечает, что, говоря о «…задатках как врожденной основе способностей, нужно, прежде всего, иметь в виду особенности нервной системы и организма в целом, определяющие легкость, скорость построения функциональных органов и их свойства». Исходя из такого представления о механизмах формирования человеческих способностей, можно предположить, что генотип, определяющие индивидуальные особенности физиологии человека, должен вносить существенный вклад в детерминацию развития этих способностей.
Уровни развития способностей | ||
Лекции и практикум по психологии — Общая психология | ||
Уровни развития способностей 1. СпособностиВспомним определение способностей, данное Б. М. Тепловым и поддержанное многими другими авторами. Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, имеющие отношение к успешности какой-либо деятельности (или многих деятельностей) и не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, которые выработаны у данного человека. В этом определении выделены три критерия способностей. Первый – это то, что способности – индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. В строгом, психологическом смысле слова к способностям не относятся те психические характеристики, которыми обладают все люди вообще и без которых невозможна связь субъекта с объективным миром. Например, чувствительность, способность ощущения и восприятия. Второй – успешность деятельности. Третий – отличие от знаний, умений, навыков. Поскольку проблема взаимосвязи способностей и знаний, умений, навыков обсуждалась ранее, остановимся более подробно на втором критерии. Вторая точка зрения заключается в том, что способности – это характеристика не вообще уровня успешности деятельности, а успешности выше среднего, нормативного для данной выборки респондентов, уровня. В таком случае говорить о способностях человека можно лишь тогда, когда результаты его деятельности отличаются от среднестатистических. Там, где мы имеем дело со средним, общечеловеческим уровнем успешности, говорить о способностях не приходится. Таким образом, критерием способностей является успешность деятельности выше среднего, нормативного уровня. То есть способный школьник быстрее учится и глубже усваивает материал, способный концертмейстер лучше играет, быстрее разучивает партии, способный спортсмен показывает более высокие результаты и т. д. 2. ОдаренностьПонятие одаренности рассматривается и как количественная, и как качественная характеристика. Рис. . Модель одаренности по Дж. Рензулли.: К интеллектуальному компоненту автор относит высокий уровень развития процессов внимания, памяти, мышления; к креативности – уровень развития творческого воображения, его оригинальность и продуктивность; к мотивацион-ному компоненту – познавательную и исследовательскую активность. Пересечение всех трех компонентов при достаточно высоком уровне их развития дает качественое своеобразие ярко выраженных способностей, которым и отличается одаренный ребенок. Рис Структурная модель одаренности «4 х 4» Р. Милграм Обобщая современные представления об одаренности, можно выделить ее основные характеристики: 3. ТалантСледующим уровнем проявления способностей и одаренности является «талант». Талант (от греч. talanton – вес, мера) – это высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных (музыкальных, математических, литературных и т. д.). О наличии таланта судят по результатам деятельности, которая отличается принципиальной новизной и оригинальностью. Приоритетной мотивацией талантливого человека является потребность в творчестве. В отличие от одаренности, для которой более важен сам процесс творческой деятельности, талант ориентирован как на процесс, так и на результат. Еще одним отличием таланта от одаренности является продуктивность деятельности. В случае одаренности продуктивность является желательным, но не обязательным компонентом. Талант предполагает не просто высокую продуктивность деятельности, но и создание нового, оригинального в рамках данной деятельности. 4. ГениальностьГениальность (от лат. genius – дух) – это высший уровень развития способностей. О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в науке, культуре, жизни общества в целом. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, создает новую эпоху в своей области деятельности. Материальные и духовные ценности, созданные гением, являются мировым достоянием и весьма часто опережают время. Выводы по главе:1. Уровнями развития способностей являются: способности – одаренность – талант – гениальность. |
8 стадий психосоциального развития Эрика Эриксона
Эриксон утверждал, что личность развивается в предопределенном порядке через восемь стадий психосоциального развития, от младенчества до взрослой жизни. На каждом этапе человек переживает психосоциальный кризис, который может иметь положительный или отрицательный результат для развития личности.Для Эриксона (1958, 1963) эти кризисы носят психосоциальный характер, поскольку они связаны с психологическими потребностями личности (т. е. психопатами), противоречащими потребностям общества (т. е. социальным).
Согласно теории, успешное завершение каждого этапа приводит к здоровой личности и приобретению основных добродетелей. Основные добродетели — это характерные сильные стороны, которые эго может использовать для разрешения последующих кризисов.
Неспособность успешно завершить этап может привести к снижению способности выполнять последующие этапы и, следовательно, к более нездоровой личности и самоощущению. Эти этапы, однако, могут быть успешно решены в более позднее время.
Этап | Психосоциальный кризис | Основная Добродетель | Возраст |
---|---|---|---|
1. | Доверие против недоверия | Надежда | 0 – 1½ |
2. | Автономия против стыда | Воля | 1½ – 3 |
3. | Инициатива против Вины | Назначение | 3 – 5 |
4. | Трудолюбие против неполноценности | Компетенция | 5 – 12 |
5. | Идентичность и путаница ролей | Верность | 12 – 18 |
6. | Близость против изоляции | Любовь | 18 – 40 |
7. | Генерация против стагнации | Уход | 40 – 65 |
8. | Целостность эго против отчаяния | Мудрость | 65+ |
Содержимое
1. Доверие против недоверия
Доверие против недоверия — первый этап теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Эта стадия начинается с рождения и продолжается примерно до 18-месячного возраста. На этом этапе младенец не уверен в мире, в котором он живет, и смотрит на своего основного опекуна за стабильностью и последовательностью ухода.
Если забота, которую получает младенец, постоянна, предсказуема и надежна, у него разовьется чувство доверия, которое перенесет его в другие отношения, и он сможет чувствовать себя в безопасности, даже когда ему угрожают.
Если эти потребности не удовлетворяются постоянно, могут развиться недоверие, подозрительность и тревога.
Если уход был непоследовательным, непредсказуемым и ненадежным, у младенца может развиться чувство недоверия, подозрительности и беспокойства. В этой ситуации у младенца не будет уверенности в окружающем мире или в своих способностях влиять на события.
Успех и неудача на первом этапе
Успех на этом этапе приведет к добродетели надежда . Развивая чувство доверия, младенец может иметь надежду на то, что по мере возникновения новых кризисов существует реальная возможность того, что другие люди окажутся рядом в качестве источника поддержки.
Неспособность обрести добродетель надежды приведет к развитию страха. Этот младенец перенесет с собой базовое чувство недоверия в другие отношения. Это может привести к беспокойству, повышенной неуверенности и чрезмерному чувству недоверия к окружающему миру.
В соответствии со взглядами Эриксона на важность доверия исследование Боулби и Эйнсворта показало, как качество раннего опыта привязанности может повлиять на отношения с другими людьми в более позднем возрасте.
2. Автономия против стыда и сомнения
Автономия в противовес стыду и сомнению — вторая стадия психосоциального развития Эрика Эриксона. Эта стадия происходит в возрасте от 18 месяцев до примерно 3 лет. По словам Эриксона, дети на этом этапе ориентированы на развитие чувства личного контроля над физическими навыками и чувства независимости.
Успех на этом этапе приведет к добродетели будет . Если детей на этом этапе поощрять и поддерживать в их растущей независимости, они становятся более уверенными и уверенными в своей способности выживать в мире.
Если детей критикуют, чрезмерно контролируют или им не дают возможности самоутвердиться, они начинают чувствовать себя неадекватными в своей способности выживать, а затем могут стать чрезмерно зависимыми от других, терять чувство собственного достоинства и испытывать чувство стыда или сомнения в своих силах.
Что происходит на этом этапе?
Ребенок развивается физически и становится более подвижным, и обнаруживает, что он или она обладает многими навыками и способностями, такими как надевание одежды и обуви, игра с игрушками и т. д. Такие навыки иллюстрируют растущее чувство независимости и автономии ребенка.
Например, на этом этапе дети начинают отстаивать свою независимость, уходя от матери, выбирая, с какой игрушкой играть, и делая выбор в отношении того, что им нравится носить, есть и т. д.
Что могут сделать родители, чтобы развить чувство контроля?
Эриксон утверждает, что очень важно, чтобы родители позволяли своим детям исследовать пределы своих способностей в благоприятной среде, терпимой к неудачам.
Например, вместо того, чтобы надевать на ребенка одежду, поддерживающий родитель должен иметь терпение и позволять ребенку пробовать до тех пор, пока он не добьется успеха или не попросит о помощи.
Итак, родители должны поощрять ребенка к тому, чтобы он становился более самостоятельным, и в то же время защищать ребенка, чтобы избежать постоянных неудач.
От родителя требуется тонкий баланс. Они должны стараться не делать все за ребенка, но если ребенок не справляется с определенной задачей, они не должны критиковать ребенка за неудачи и несчастные случаи (особенно при приучении к туалету).
Целью должен быть «самоконтроль без потери чувства собственного достоинства» (Гросс, 19 лет).92).
3. Инициатива против вины
Инициатива против вины — это третий этап теории психосоциального развития Эрика Эриксона. На стадии «инициатива против вины» дети чаще самоутверждаются, направляя игру и другие социальные взаимодействия.
Это особенно живые, бурно развивающиеся годы в жизни ребенка. По словам Би (1992), это «время энергичных действий и поведения, которое родители могут расценивать как агрессивное».
В этот период основной особенностью ребенка является регулярное взаимодействие с другими детьми в школе. Центральное место на этом этапе занимает игра, поскольку она дает детям возможность исследовать свои навыки межличностного общения посредством инициирующих действий.
Дети начинают планировать занятия, придумывать игры и инициировать занятия с другими. Если предоставляется такая возможность, дети развивают чувство инициативы и чувствуют себя уверенно в своей способности руководить другими и принимать решения.
И наоборот, если эта склонность подавляется посредством критики или контроля, у детей развивается чувство вины. Ребенок часто переступает черту в своей настойчивости, и опасность заключается в том, что родители склонны наказывать ребенка и слишком сильно ограничивать его инициативу.
Именно на этом этапе ребенок начнет задавать много вопросов по мере роста его тяги к знаниям. Если родители относятся к вопросам ребенка как к тривиальным, раздражающим или смущающим, а другие аспекты их поведения как к угрожающим, то у ребенка может возникнуть чувство вины за то, что он «причиняет неудобства».
Слишком сильное чувство вины может замедлить взаимодействие ребенка с другими людьми и помешать его творчеству. Некоторая вина, конечно, необходима; иначе ребенок не умел бы владеть собой или иметь совесть.
Важен здоровый баланс между инициативой и чувством вины. Успех на этом этапе приведет к добродетели цели , а неудача приведет к чувству вины.
4. Трудолюбие против неполноценности
Четвертый психосоциальный кризис Эриксона, связанный с трудолюбием (компетенцией) и неполноценностью, возникает в детстве в возрасте от пяти до двенадцати лет.
Дети находятся на этапе, когда они будут учиться читать и писать, считать, делать что-то самостоятельно. Учителя начинают играть важную роль в жизни ребенка, обучая его конкретным навыкам.
Именно на этом этапе группа сверстников ребенка приобретет большее значение и станет основным источником самооценки ребенка. Теперь ребенок чувствует потребность завоевать одобрение, демонстрируя определенные компетенции, которые ценятся обществом, и у него начинает развиваться чувство гордости за свои достижения.
Если детей поощряют и поощряют за их инициативу, они начинают чувствовать себя трудолюбивыми (компетентными) и чувствуют уверенность в своей способности достигать целей. Если эта инициатива не поощряется, если она ограничивается родителями или учителем, то ребенок начинает чувствовать себя неполноценным, сомневаться в своих силах и поэтому может не реализовать свой потенциал.
Если ребенок не может развить определенный навык, которого, по его мнению, требует общество (например, быть спортивным), у него может развиться чувство неполноценности.
Некоторые неудачи могут быть необходимы, чтобы ребенок мог развить некоторую скромность. Опять же, необходим баланс между компетентностью и скромностью. Успех на этом этапе приведет к достоинству компетентности .
5. Идентичность и путаница ролей
Пятая стадия теории психосоциального развития Эрика Эриксона — это идентичность против смешения ролей, и она возникает в подростковом возрасте, примерно с 12 до 18 лет. На этом этапе подростки ищут ощущение себя и личной идентичности посредством интенсивного изучения личных ценностей, убеждений и целей.
В подростковом возрасте наиболее важен переход от детства к взрослой жизни. Дети становятся более самостоятельными и начинают смотреть в будущее с точки зрения карьеры, отношений, семьи, жилья и т. д. Человек хочет принадлежать обществу и вписаться в него.
Подростковый ум — это, по сути, ум или мораторий, психосоциальная стадия между детством и взрослой жизнью, а также между моралью, усвоенной ребенком, и этикой, которую должен развить взрослый (Эриксон, 1963, с. 245).
Это основная стадия развития, на которой ребенок должен усвоить роли, которые он будет играть во взрослом возрасте. Именно на этом этапе подросток пересматривает свою личность и пытается точно выяснить, кто он или она. Эриксон предполагает, что задействованы две идентичности: сексуальная и профессиональная.
Согласно Би (1992), в конце этой стадии должно произойти «реинтегрированное ощущение себя, того, что человек хочет делать или кем он хочет быть, и своей соответствующей половой роли». На этом этапе образ тела подростка меняется.
Эриксон утверждает, что подросток может какое-то время чувствовать себя некомфортно в своем теле, пока не сможет адаптироваться и «врасти» в изменения. Успех на этом этапе приведет к добродетели верности .
Верность предполагает способность посвятить себя другим на основе принятия других, даже когда могут быть идеологические различия.
В этот период они изучают возможности и начинают формировать свою личность на основе результатов своих исследований. Неспособность установить чувство идентичности в обществе («Я не знаю, кем хочу стать, когда вырасту») может привести к путанице ролей. Путаница ролей предполагает, что человек не уверен в себе или своем месте в обществе.
В ответ на смешение ролей или кризис идентичности подросток может начать экспериментировать с другим стилем жизни (например, с работой, образованием или политической деятельностью).
Также давление на кого-то в идентичности может привести к бунту в виде установления негативной идентичности, а вдобавок к этому чувству несчастья.
6. Близость или изоляция
Близость против изоляции — шестой этап теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Этот этап происходит в молодом взрослом возрасте в возрасте примерно от 18 до 40 лет. На этом этапе основной конфликт сосредоточен на формировании близких, любовных отношений с другими людьми.
На этом этапе мы начинаем более тесно делиться собой с другими. Мы исследуем отношения, ведущие к долгосрочным обязательствам с кем-то, кроме члена семьи.
Успешное завершение этого этапа может привести к счастливым отношениям и чувству приверженности, безопасности и заботы в отношениях.
Избегание близости, боязнь обязательств и отношений может привести к изоляции, одиночеству, а иногда и к депрессии. Успех на этом этапе приведет к достоинству любовь .
7. Генерация против стагнации
Генерация против стагнации — седьмая из восьми стадий теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Этот этап происходит в середине взрослой жизни (в возрасте от 40 до 65 лет).
С психологической точки зрения генеративность означает «оставлять свой след» в мире, создавая или взращивая вещи, которые переживут человека. В среднем возрасте люди испытывают потребность создавать или развивать вещи, которые переживут их, часто имея подопечных или создавая позитивные изменения, которые принесут пользу другим людям.
Мы приносим пользу обществу, воспитывая наших детей, продуктивно работая и участвуя в общественной деятельности и организациях. Благодаря генеративности мы развиваем ощущение того, что являемся частью более широкой картины.
Успех приводит к ощущению полезности и достижения, а неудача приводит к поверхностной вовлеченности в мир.
Не находя способ внести свой вклад, мы становимся застойными и чувствуем себя непродуктивными. Эти люди могут чувствовать себя оторванными или оторванными от своего сообщества и общества в целом. Успех на этом этапе приведет к достоинству уход .
8. Целостность эго против отчаяния
Целостность эго против отчаяния — это восьмой и последний этап стадийной теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Эта стадия начинается приблизительно в возрасте 65 лет и заканчивается смертью. Именно в это время мы размышляем о своих достижениях и можем развить честность, если видим, что ведем успешную жизнь.
Люди, которые размышляют о своей жизни и сожалеют о том, что не достигли своих целей, будут испытывать чувство горечи и отчаяния.
Эриксон описал целостность эго как «принятие своего единственного жизненного цикла как чего-то, что должно быть» (1950, с. 268), а позже как «чувство связности и целостности» (1982, с. 65).
По мере того, как мы становимся старше (65+ лет) и становимся пожилыми гражданами, мы склонны снижать нашу продуктивность и исследовать жизнь как пенсионеры.
Эрик Эриксон считал, что если мы считаем свою жизнь непродуктивной, чувствуем вину за свое прошлое или чувствуем, что не достигли своих жизненных целей, мы становимся неудовлетворенными жизнью и развиваем отчаяние, что часто приводит к депрессии и безнадежности.
Успех на этом этапе приведет к добродетели мудрости . Мудрость позволяет человеку оглянуться на свою жизнь с чувством завершенности и полноты, а также принять смерть без страха.
Мудрые люди не характеризуются постоянным состоянием целостности эго, но они испытывают как целостность эго, так и отчаяние. Таким образом, поздняя жизнь характеризуется как целостностью, так и отчаянием как чередующимися состояниями, которые необходимо уравновешивать.
Критическая оценка
Распространяя понятие развития личности на всю жизнь, Эриксон описывает более реалистичную перспективу развития личности (McAdams, 2001).
Основываясь на идеях Эриксона, психология переосмыслила то, как рассматриваются более поздние периоды жизни. Средняя и поздняя взрослость больше не считаются несущественными, благодаря Эриксону, теперь они считаются активными и важными периодами личностного роста.
Теория Эриксона имеет хорошую внешнюю валидность. Многие люди обнаруживают, что могут относиться к его теориям о различных стадиях жизненного цикла через собственный опыт.
Однако Эриксон довольно расплывчато о причинах развития. Какой опыт должен быть у людей, чтобы успешно разрешать различные психосоциальные конфликты и переходить с одной стадии на другую? Теория не имеет универсального механизма выхода из кризиса.
Действительно, Эриксон (1964) признает, что его теория представляет собой скорее описательный обзор человеческого социального и эмоционального развития, который не объясняет адекватно, как и почему это развитие происходит. Например, Эриксон явно не объясняет, как результат одной психосоциальной стадии влияет на личность на более поздней стадии.
Однако Эриксон подчеркивал, что его работа была «инструментом для размышлений, а не фактическим анализом». Таким образом, ее цель состоит в том, чтобы предоставить основу, в которой можно рассматривать развитие, а не проверяемую теорию.
Одной из сильных сторон теории Эриксона является ее способность связать воедино важное психосоциальное развитие на протяжении всей жизни.
Хотя существует поддержка стадий развития личности Эриксона (McAdams, 1999), критики его теории приводят доказательства, свидетельствующие об отсутствии дискретных стадий развития личности (McCrae & Costa, 19).97).
Эриксон против Маслоу
Чем иерархия потребностей Маслоу отличается от стадий психосоциального развития Эриксона?
Маслоу | Эриксон |
---|---|
Маслоу предложил серию мотивационных стадий, каждая из которых основывается на предыдущей (т. е. не может развиваться, не удовлетворяя предыдущей стадии). | Эриксон предложил ряд предопределенных стадий, связанных с развитием личности. Стадии привязаны ко времени. |
Продвижение по этапам зависит от жизненных обстоятельств и достижений (т. е. является гибким). | Продвижение по этапам зависит от возраста человека (т. е. жесткого). На каждом этапе человек приобретает черты личности, полезные или патологические. |
Есть только одна цель достижения, хотя не все ее достигают. | Цель достижения варьируется от этапа к этапу и включает в себя преодоление психосоциального кризиса. |
Люди продвигаются вверх по мотивационным ступеням/пирамиде, чтобы достичь самореализации. Первые четыре стадии подобны ступенькам. | Успешное завершение каждого этапа приводит к здоровой личности и приобретению основных добродетелей. Базовые добродетели — это характерные сильные стороны, используемые для разрешения последующих кризисов. |
Сводка
Подобно Фрейду и многим другим, Эрик Эриксон утверждал, что личность развивается в заранее определенном порядке и опирается на каждую предыдущую стадию. Это называется эпигенетическим принципом.
Восемь стадий психосоциального развития Эриксона включают:
Доверие против недоверия
Эта стадия начинается с рождения и длится примерно до года. Младенец развивает чувство доверия, когда взаимодействие обеспечивает надежность, заботу и привязанность.
Отсутствие этого приведет к недоверию.
Автономия против стыда и сомнения
Эта стадия происходит в возрасте от 18 месяцев до примерно двух-трех лет. У младенца развивается чувство личного контроля над физическими навыками и чувство независимости.
Эриксон утверждает, что очень важно, чтобы родители позволяли своим детям исследовать пределы своих способностей в благоприятной среде, терпимой к неудачам.
Успех приводит к чувству самостоятельности, неудача вызывает чувство стыда и сомнения.
Инициатива против вины
Эта стадия происходит в дошкольном возрасте, в возрасте от трех до пяти лет. Ребенок начинает утверждать контроль и власть над своим окружением, планируя действия, выполняя задания и сталкиваясь с трудностями.
Успех на этом этапе ведет к целеустремленности.
Если инициатива отвергается или обескураживает посредством критики или контроля, у детей развивается чувство вины.
Трудолюбие против неполноценности
Эта стадия происходит в детстве в возрасте от пяти до двенадцати лет.
Именно на этом этапе группа сверстников ребенка приобретет большее значение и станет основным источником самооценки ребенка.
Ребенок справляется с новыми учебными и социальными требованиями.
Успех ведет к ощущению компетентности, а неудача — к ощущению неполноценности.
Идентичность и смешение ролей
Пятая стадия происходит в подростковом возрасте, примерно в 12-18 лет.
Подростки исследуют, кто они как личности, и стремятся установить чувство собственного достоинства, и могут экспериментировать с различными ролями, действиями и поведением.
По словам Эриксона, это важно для процесса формирования сильной личности и развития чувства направления в жизни.
Близость против изоляции
Этот этап происходит в юношеском возрасте в возрасте примерно от 19 до 40 лет.
В этот период основные конфликты сосредоточены на формировании близких, любовных отношений с другими людьми. Успех ведет к крепким отношениям, а неудача приводит к одиночеству и изоляции.
Генеративность против стагнации
Эта стадия происходит в середине взрослой жизни в возрасте примерно от 40 до 65 лет.
Люди испытывают потребность создавать или развивать вещи, которые переживут их, часто имея подопечных или создавая позитивные изменения, которые принесут пользу другим людям.
Успех приводит к ощущению полезности и достижения, а неудача приводит к поверхностной вовлеченности в мир.
Целостность эго против отчаяния
Этот этап наступает после 65 лет и включает в себя размышления о своей жизни и либо переход к чувству удовлетворенности и счастья своей жизнью, либо к ощущению глубокого чувства сожаления.
Успех на этом этапе вызывает чувство мудрости, а неудача вызывает сожаление, горечь и отчаяние.
Ссылки
Пчела, HL (1992). Развивающийся ребенок . Лондон: ХарперКоллинз.Эриксон, Э. Х. (1950). Детство и общество . Нью-Йорк: Нортон.
Эриксон, Э. Х. (1958). Молодой человек Лютер: исследование психоанализа и истории . Нью-Йорк: Нортон.
Эриксон, Э. Х. (1963). Молодежь: перемены и вызов . Нью-Йорк: основные книги.
Эриксон, Э. Х. (1964). Проницательность и ответственность . Нью-Йорк: Нортон.
Эриксон, Э. Х. (1968). Личность: Молодость и кризис . Нью-Йорк: Нортон.
Эриксон Э. Х . (1982). Жизненный цикл завершен . Нью-Йорк: WW Нортон и компания.
Эриксон, Э. Х. (1959). Психологические проблемы . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Международный университет
Press
Фрейд, С. (1923). Эго и Ид . СЭ, 19: 1-66.
Гросс, Р. Д., и Хамфрис, П. (1992). Психология: наука о разуме и поведении . Лондон: Ходдер и Стоутон.
МакАдамс, Д. П. (2001). Психология жизненных историй. Обзор общей психологии , 5(2), 100.
Маккрей, Р. Р. и Коста-младший, П. Т. (1997). Структура черт личности как человеческая универсалия. Американский психолог, 52(5) , 509.
Дополнительная информация
Эриксон – почему он был важен? Статья о психосоциальных стадиях
Психосоциальное развитие от колледжа до среднего возраста: 34-летнее последовательное исследование
Связь целостности Эго и отчаяния с чертами личности и психическим здоровьем
Психосексуальные стадии развития (Фрейд)
Интеллектуальное и когнитивное развитие детей и подростков
Когда родители обычно думают об интеллектуальном или когнитивном развитии, они больше думают об обучении академическим навыкам и создании базы знаний. Обычно они ограничивают свою концепцию знанием цветов, распознаванием форм, изучением алфавита и, конечно же, «3П», состоящими из чтения, письма и арифметики. Однако когнитивное и интеллектуальное развитие гораздо шире. Когнитивное развитие и интеллектуальное развитие действительно сосредоточены на том, как происходят изменения в мозге, связанные с тем, как мы думаем и учимся по мере нашего роста. Дети не просто знают меньше, чем взрослые, существуют различия в том, как они думают и понимают свой опыт. Приведенная ниже таблица дает лучшее представление о том, что мы подразумеваем под когнитивным развитием.
Веха | Описание | Приблизительный возраст |
Раннее постоянство объекта. | Следит за объектом вне поля зрения, ищет частично скрытый объект. | 4–8 месяцев |
Постоянство объекта | Поиск объекта, полностью скрытого от просмотра | 9–12 месяцев |
Причина и следствие | Понимает, что его/ее действие вызывает другое действие или ссылка на ответ | 9 месяцев |
Функциональное использование объектов | Понимает, какие объекты используются для | 12–15 месяцев |
Репрезентативная игра | Делает вид, что функционально использует объекты на других, или куклы | 18 месяцев |
Символическая игра | Использует объект для обозначения чего-то еще во время ролевая игра | 2–3 года |
Предакадемические навыки | Знает буквы, цифры, формы, цвета и считает | 3-5 лет |
Логическое мышление | Понимает закон сохранения материи, многошаговый решение проблем; понимает, что могут быть разные точки зрения | 6–12 лет |
Абстрактное мышление | Способен выдвигать гипотезы, мыслить абстрактно, делать выводы | >13 лет |
Жан Пиаже был швейцарским биологом и психологом, который разработал теории когнитивного развития на основе своих наблюдений за детьми и путем экспериментов с детьми, чтобы выяснить, как они учатся и развиваются, и определить, в каком возрасте они приобретают различные знания и навыки. Пиаже рассматривал интеллект как активный, конструктивный и динамичный процесс. Он заявил, что ошибки, которые дети совершают в своем мышлении, указывают на характер их мыслительных процессов. По мере развития детей структура их мышления меняется, и эти новые способы мышления основываются на прежних структурах, которые он назвал схемами. Согласно теории Пиаже, дети от природы любознательны и начинают исследовать, экспериментировать и наращивать базу знаний и набор навыков по мере продвижения вперед. В некотором роде дети и любят «маленьких ученых». В какой-то момент ребенок коснется предмета, например, чего-то на мобиле для кроватки, и заметит, что он движется. Затем он/она пробует это с другими объектами. По мере взросления их мозга и физического развития у них появляется больше возможностей для исследования окружающего мира. Благодаря игре и взаимодействию с другими людьми в их окружении маленькие дети изучают новые вещи и добавляют их в свою базу данных, потому что всегда существует несоответствие между тем, что они знают, и тем, что им нужно знать. Пиаже предположил, что ребенок использует два процесса, пытаясь лучше понять свой постоянно расширяющийся мир. Он определяет их как (1) ассимиляцию, при которой они продолжают открывать новую информацию, которую они пытаются вписать в одну из своих схем, и (2) адаптацию, когда новая информация не совсем вписывается в одну из их схем, ребенок модифицирует ее. схема размещения новой информации. Этот процесс повторяется каждый раз, когда ребенок открывает для себя что-то новое. Благодаря своим наблюдениям Пиаже выделил четыре стадии когнитивного развития:
- Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет)
- Предоперационный этап (2-7 лет)
- Бетонный этап эксплуатации (7-12 лет)
- Стадия формальной эксплуатации (12 лет и старше)
В то время как Пиаже считал, что дети запрограммированы переходить от одной стадии к другой по мере развития их мозга, другой теоретик, Лев Выготский, утверждал, что когнитивное развитие происходит в результате социального взаимодействия с другими людьми. Он называет это социальным конструктивизмом. Он описал три способа, которыми более опытный человек делится с ребенком знаниями и навыками. Он определил их как (1) Зону ближайшего развития, то есть то, что ребенок не может сделать в одиночку, но может сделать с небольшой помощью человека с большими навыками и знаниями, (2) Подмости, в которых участвует более знающий человек, помогающий ребенку приобрести получить новую информацию или освоить новый навык и (3) частную речь, при которой ребенок разговаривает сам с собой, часто вслух, чтобы направлять свои действия. Родители могут видеть, как их ребенок пытается что-то сделать, подойти и показать ему, как это делать, а затем рассказать ребенку о процессе, пока он не начнет делать это самостоятельно. В других ситуациях родитель может почувствовать, что ребенок готов научиться чему-то, например, решать простую головоломку на доске или изучать формы и цвета. Они представят ребенку материалы и позволят ребенку попробовать самостоятельно, а если у него возникнут трудности, они направят его. Во время этого опыта ребенок не только изучает новые вещи, но и продолжает общаться с родителями, а также общаться, благодаря чему они развивают навыки социализации и языковые навыки. Когда дети идут в школу, они получают более формальное обучение. Большинство школ основывают свой подход к обучению на основе теорий Пиаже и Выготского. Роль родителя заключается в том, чтобы проводить время, наблюдая за своим ребенком и взаимодействуя с ним, и предоставлять ему возможности учиться и развиваться, знакомя его с новыми вещами, водя его в интересные места или предоставляя материалы дома, включая предметы домашнего обихода, игрушки и книги. . Игра с родителями, игра в одиночку и игра с другими детьми являются ключом к развитию ребенка, что способствует не только когнитивному развитию, но и физическому, социальному и языковому развитию. Играть означает взаимодействовать с людьми и объектами, а не смотреть видео или играть в электронные игры. Игра также означает выход на улицу, чтобы исследовать и заниматься физической активностью. Исследования показывают, что отсутствие физических упражнений и чрезмерное воздействие электроники всех видов приводит к плохому физическому развитию, а также к ухудшению внимания и концентрации.
Советы для родителей
Несколько вещей, которые родители могут сделать для поощрения когнитивного развития
- Лучшее, что могут сделать родители, это поиграть с вашими детьми (от младенцев до подростков), занимаясь тем, что нравится вам обоим.
- Познакомьте ребенка с музыкой как можно раньше. Пойте им и с ними. Включите фоновую музыку разной музыки, пока вы играете с ребенком. Подарите ребенку музыкальный набор. Научите их играть на клавиатуре. Берите их на уроки музыки. Мы настоятельно рекомендуем программу Yamaha, которая начинается с дошкольного возраста и продолжается до средней школы. Они изучают теорию музыки, как играть на музыкальных инструментах и как писать собственную музыку. Ходите на детские концерты.
- Познакомьте своих детей с искусством. Мелки и другие художественные материалы должны быть доступны. У юного Рембрандта есть национальный справочник художественных классов.
- Проведите время с младшими детьми, читая им. Когда они смогут читать самостоятельно, поощряйте чтение и обсуждайте с ними то, что они читают. Задавать вопросы.
- Играйте с ребенком в игры, начиная с «погладить пирожное» и заканчивая карточными и настольными играми. Устройте семейный вечер игр.
- Поощряйте ребенка выходить на улицу. Упражнения и свежий воздух полезны для развития мозга. Возьмите их в парк, на пляж или в лес.
- Отправляйтесь на прогулку на природу и расскажите о том, что видите. Получить книги или информацию о вещах, представляющих интерес. Смотрите телепередачи на темы, которые им интересны, и говорите об этом позже. Вот 12 лучших телеканалов для детей: Discovery, Animal Planet, Science Channel, History Channel, Nickelodeon, Nick Jr, The Learning Channel, Disney Channel, PBS и Sprout.
- Познакомьте их с местной библиотекой. Получить карту. Поговорите с детским библиотекарем, чтобы он порекомендовал книги для вашего ребенка. Кроме того, спросите о программах, которые у них есть для детей.
- Узнайте в местном колледже и департаменте отдыха и парков о специальных программах для детей и подростков.
- Посетите музеи всех видов и любые другие достопримечательности вокруг вас.
- Совершите поездки в места, где можно развлечься и побыть на природе или посетить культурные или исторические центры.
- Пусть играют с вещами в доме. Принесите коробку или две домой и посмотрите, что они могут сделать.
- Выбирайте игрушки с игровой ценностью (с ними можно притворяться, строить что-то, чему-то учиться) и соответствующие возрасту. У Amazon есть отличный отдел игрушек, который предоставляет отличные инструменты для выбора правильных игрушек для вашего ребенка.
Книги, рекомендуемые для родителей
Ages and Stages: A Parent’s Guide to Normal Childhood Development Всеобъемлющее руководство для родителей по психологическому развитию вашего ребенка от рождения до 10 лет Написанное в увлекательном практическом стиле, Ages and Stages предлагает вам преимущества самых последних исследований в области развития детей, включая полезные советы и методы, способствующие взрослению вашего ребенка. Чарльз Шефер и Тереза Фой ДиДжеронимо расскажут вам, какого поведения вы можете ожидать, когда ваш ребенок вырастет, и как вы можете помочь ему или ей перейти на следующий уровень развития. Они включают в себя многочисленные примеры, истории и задания, которые вы можете использовать немедленно, чтобы положительно повлиять на развитие вашего ребенка.
Растущий ум вашего ребенка: развитие мозга и обучение от рождения до подросткового возраста Приветствуется родителями и педагогами, Растущий ум вашего ребенка – это окно в увлекательный процесс развития и обучения мозга. Он исследует корни эмоций, интеллекта и творчества, переводя самые современные научные исследования в практические предложения для родителей и учителей.
Доктор Хили также обращается к академическому обучению, предлагая бесчисленные предложения о том, как родители могут помочь, не навязываясь. Она объясняет основы чтения, письма, правописания и математики и показывает, как помочь детям всех возрастов развить мотивацию, внимание, критическое мышление и навыки решения проблем. Мозг «да»: как воспитать в ребенке мужество, любознательность и устойчивость , отвечая реактивностью вместо восприимчивости. Это то, что авторы бестселлеров New York Times Дэниел Дж. Сигел и Тина Пейн Брайсон называют реакцией без мозгов. Но наших детей можно научить подходить к жизни с открытостью и любопытством. Родители могут развивать у своих детей способность говорить миру «да» и приветствовать все, что может предложить жизнь, даже в трудные времена. Вот что значит культивировать мозг «да». Когда дети работают с мозгом «Да», они более склонны рисковать и исследовать. Они более любопытны и изобретательны, меньше беспокоятся об ошибках. У них лучше складываются отношения, они более гибкие и устойчивые, когда дело доходит до преодоления невзгод и сильных чувств. Они работают по четкому внутреннему компасу, который направляет их решения, а также то, как они относятся к другим. Руководствуясь своим мозгом «Да», они становятся более открытыми, творческими и устойчивыми. В «Мозге «да» авторы дают родителям навыки, сценарии, идеи и занятия, чтобы привести детей всех возрастов в исключительно полезное состояние «да». Вы научитесь.
Mind Benders: Навыки дедуктивного мышления Mind Bendersreg — это самые продаваемые головоломки на дедуктивное мышление, развивающие логику, понимание прочитанного и умственные организационные навыки, необходимые для достижения высоких оценок и лучших результатов тестов по всем предметам. Они также отлично подходят для развития реальных навыков решения проблем. Методы Ваши ученики научатся тщательно анализировать каждый Mind Bendersreg; головоломки и ее подсказки, определяя логические ассоциации между людьми, местами и вещами. Ключ в том, чтобы начать с наиболее очевидных ассоциаций, а затем вывести менее очевидные ассоциации, пока все, наконец, не совпадет. Преподавательская поддержка Включает пошаговые инструкции и подробные ответы. Уровни книги возрастают по сложности в пределах диапазона оценок. (от детского сада до 12-го класса)
Правила мозга для ребенка (обновленные и расширенные): как воспитать умного и счастливого ребенка с нуля до пяти Джон Медина показал нам, как на самом деле работает наш мозг, и почему мы должны перестроить наши рабочие места и школы. Теперь, в Правилах мозга для ребенка , он делится последними научными данными о том, как вырастить умных и счастливых детей от нуля до пяти лет. Этой книге суждено совершить революцию в воспитании детей. Только один из сюрпризов: как лучше всего отправить детей в выбранный ими колледж? Научите их импульсивному контролю.
«Правила работы мозга ребенка» преодолевает разрыв между тем, что знают ученые, и тем, что практикуют родители. С помощью увлекательных и забавных историй Медина, специалист по молекулярной биологии развития и папа, раскрывает, как развивается мозг ребенка, и что вы можете сделать, чтобы оптимизировать его.
Серия Gymboree «Занятия для детей» Мы настоятельно рекомендуем эту серию для родителей, потому что в книгах представлено множество игровых заданий «как это сделать», которые способствуют (обеспечивают основу) развитию ребенка. От младенцев до детей младшего возраста они охватывают когнитивное, языковое, физическое и социальное развитие. Эти занятия не только стимулируют развитие, но и укрепляют отношения между родителями и детьми. Кроме того, они интересны как родителям, так и детям.
Видео по когнитивному развитию
Другие статьи по когнитивному развитию
Камни вехи когнитивного развития:
Младенцы (от 0 до 18 м) Малыши (18 мес – 3 года) Дошкольники (3–5 лет) Школьный возраст (6 лет – 1 год) ) Подростки (13-18 лет)
От рождения до шести месяцев
- Внимательно слушает звуки и голоса (к 1 месяцу)
- Намеренно взывает о помощи (к 1 месяцу)
- Координирует движения глаз (к 2 месяцам)
- Обнаруживает руки и ноги как продолжение себя (к 3 месяцам)
- Любит повторять приятные действия (к 4 месяцам)
- Узнает и реагирует на имя (к 5 месяцам)
- Внимательно изучает предметы (к 6 месяцам)
- Распознает собственное имя и реагирует на него.
- Различает знакомые и незнакомые лица.
- Демонстрирует счастье и недовольство звуками.
- Демонстрирует память, ожидая, пока готовится кормление, и переставая плакать, когда человек входит в комнату.
- Ждет кормления на виду.
От шести до 12 месяцев
- Предвосхищает события (на 7 месяцев)
- Находит спрятанные предметы (к 10 месяцам)
- Может указывать на части тела
- Правильно собирает матрешки
- Развивает ожидания в отношении знакомых событий
- Волны до свидания
- Выполняет простые указания.
- Поиск исчезнувшего объекта.
- Высыпает предметы из контейнера и кладет их обратно.
- Имитирует действия других.
- Понимает основные причинно-следственные связи (прикосновение к горячей плите обжигает руку).
- Получает удовольствие от повторения событий.
- На короткое время наслаждается книгой с картинками.
- Собирает простые матрешки.
От 12 до 18 месяцев
- Идентифицирует членов семьи на фотографиях
- Получает удовольствие от причинно-следственных связей
- Может делать выбор между очевидными альтернативами
- Начинает решать проблемы
- Запоминает больше
- Учитесь, исследуя.
- Реагирует на простые указания.
- По запросу указывает на знакомые объекты.
- Помнит, где находятся вещи в разных частях дома (комнаты).
- Ищет спрятанную игрушку.
- Проявляет кратковременный интерес к книжке с картинками
- Дает воспитателю механическую игрушку для активации
- Помещает большую круглую фигуру в форму.
От 18 до 24 месяцев
- Сорта по форме и цвету
- Имитирует поведение взрослых
- Указывает на предметы и называет их
- Обращается к себе по имени
- Учится, помогая
- Изучает такие понятия, как размер, форма и вес, когда он/она двигается и играет с объектами в окружающей среде.
- Указывает на части тела по запросу.
- Подтверждает отсутствие знакомых (указывает на дверь, говорит, что ушел).
- Показывает и называет предметы в книге.
- Начинает распознавать формы.
- Увлекается причинно-следственными связями (барабанный бой, включение телевизора).
- Выполняет простые инструкции.
- Запрашивает названия предметов.
- Идентифицирует больше объектов с именами
От двух до трех лет
- Понимает размер
- Начало понимания временных последовательностей (например, перед обедом)
- Соответствует форме и цвету
- Считает и манипулирует объектами
- Начинает думать о последствиях
- Способен долго концентрироваться
- Выполняет простые указания.
- Любит рассказывать пальчиковые игры, детские стишки и песенки.
- Повторяет рекламу по радио и телевидению.
- Реагирует на ритмы.
- Изучает простые отношения, такие как большое и маленькое.
- Изобретает простые предложения для выражения мыслей.
- Использует имена знакомых людей и предметов.
- Запрашивает названия предметов.
От трех до четырех лет
- Любопытно, как все работает.
- Начинает понимать рассуждения опекунов.
- Интересует размер и форма.
- Определяет цвета.
- Считает от одного до десяти.
- Подсчитывает два или более объектов.
- Задает вопросы почему.
- Отвечает на вопросы как.
- Узнает имя, адрес, номер телефона, пол, возраст и имена родителей.
- Поднимает пальцы, показывая возраст.
- Использует слова из туалета и смеется.
- Любит делать что-то для себя.
- Развивает лучшее понимание причины и следствия.
- Отличает правду от вымысла
От четырех до пяти лет
- Понимает специальные понятия (например, вокруг, впереди, высоко, рядом)
- Ручной счет до 2
- Можно собрать пазл из 6-8 элементов
- Начинает понимать концепции времени
- Понимает простые математические понятия
- Вызывает основные детали магазина
- Улучшает их способность рассуждать.
- Знает день рождения.
- Обозначает такие монеты, как пенни, никель и десять центов.
- Понимает времена года.
- Начинает понимать необходимость правил.
- Понимает концепцию текстуры, размера, расстояния и температуры.
- Формирует логические выводы.
- Любит игры, проверяющие способности.
- Улучшает их способность запоминать прошлые события.
- С трудом понимает время.
От пяти до шести лет
- Учит правильное от неправильного.
- Принимает правила, но не всегда понимает причину.
- Любит рутину.
- Проявляет повышенное внимание и концентрацию.
- Следует инструкциям относительно чисел.
- Понимает такие термины, как больше и меньше.
- Использует много слов, не понимая определений.
- Разбирается просто. классификации, такие как группы деревьев и животных.
- Раскладывает кубики и игрушки по порядку (от маленького к большому).
- Задает много вопросов, особенно «Почему?»
От шести до девяти лет
- Задает более сложные вопросы.
- Ждет подробных ответов.
- Проявляет необычный интерес к числам.
- Принимает и понимает правила.
- Повышает концентрацию внимания.
- Любит активные соревновательные игры.
- Любит простые игры, такие как шашки и карты.
- Рисует символические картинки.
- Понимает ценность монет.
- Увлекается хобби и коллекционированием.
- Любит экспериментировать.
- Любит играть с куклами, кубиками и инструментами.
От 9 до 12 лет
- Распознает проблемы и может найти решения.
- Делает выводы из увиденного.
- Учит обобщать и делать выводы.
- Интересуется фактической информацией.
- Любит групповые проекты, такие как наука и искусство.