Уровни самооценки: Виды самооценки: повышенная, низкая, адекватная

Как повысить самооценку – уровни самооценки личности

Как повысить самооценку – уровни самооценки личности

Back to articles

Как повысить самооценку – уровни самооценки личности

Низкая самооценка – проблема, которая может оказать сильнейшее негативное влияние абсолютно на все области вашей жизни. Как принять и начать оценивать себя по достоинству, рассказывает наставник Lifeaddwiser Яна Лейкина:

Самооценка – ценность, которой человек наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Это основа для восприятия собственного успеха и неуспеха, уровня притязаний. Именно самооценка определяет уровень самоуважения! От нее зависит, насколько будет человек успешным в жизни, как будет относиться к себе и какое отношение к нему будет у окружающих.

Низкий уровень самооценки порождает такие проявления, как чрезмерную уязвимость, чувство одиночества, обидчивость, нерешительность, застенчивость, пассивность.

Люди с низкой самооценкой испытывают неловкость в общении, не умеют себя презентовать, боятся публичных выступлений, с трудом отстаивают свои права. Они недооценивают сами себя и часто вызывают такое же отношение у окружающих.

Низкая самооценка формируется в детстве, когда ребенок сталкивается с критическим отношением родителей, постоянным обесцениванием его усилий, сравнением с другими детьми не в его пользу. Ученые подсчитали, что в возрасте от 1 года до 5 лет дети обычно слышат от 15 до 20 тысяч раз слова «нет», «не делай», «нельзя», «лучше не надо», «не следует». Из-за такого количества негативных посланий от значимых для него взрослых ребенок начинает думать: «я не смогу», «у меня не получится», «я не справлюсь». Только для того чтобы нейтрализовать это негативное программирование, понадобилось бы от 15 до 25 тысяч «да», «ты можешь», «почему бы нет», «мог бы». А для того чтобы осознать свои возможности и воспринимать себя позитивно, нужно еще от 15 до 25 тысяч положительных посланий!

Как повысить самооценку в сознательном возрасте, когда в прошлом нужно оставить претензии к родителям и взять все в свои руки? Чтобы получить прекрасный результат, необходимо провести работу на нескольких уровнях: тела, мыслей, чувств и поведения.

  1. Телесный уровень

На этом уровне важна систематическая физическая активность и здоровый образ жизни. Занятия фитнесом и спортом способствуют выработке дофамина – нейромедиатора, ответственного за поощрение. Улучшается фигура, тело становится более молодым, подтянутым, привлекательным: распрямляются плечи, появляется хорошая осанка. Все это положительно влияет на самооценку. К тому же занятия спортом требуют систематических усилий, за которые люди начинают уважать себя.

Забота о теле – его здоровье и привлекательности – еще один фактор повышения самооценки. При этом важно обращать внимание на свою привлекательность, научиться смотреть на себя в зеркало с одобрением, принимать комплименты и всячески подбадривать себя.

2. Эмоциональный уровень

На этом уровне нужно научиться отслеживать свои эмоции и чувства. Как правило, люди с низкой самооценкой все время недовольны собой, часто пребывают в подавленном настроении. Так вот, нужно научиться управлять своим настроением – больше улыбаться (в том числе и самому себе), ловить себя на положительных эмоциях и искать возможности улучшать свое настроение.

3. Мыслительный уровень

Необходимо научиться думать о себе хорошо, искать свои положительные стороны, обращать внимание на свои достоинства. Очень полезно работать с аффирмациями, которые помогают правильно перепрограммировать собственное сознание. Например, мои любимые аффирмации: «Я люблю и принимаю себя», «Я хозяин/хозяйка своей жизни», «У меня получается все, чем я занимаюсь. Мне нравятся результаты моей деятельности», «Я успешный и здоровый человек», «Со мной все в порядке». Важно сформулировать аффирмацию на своем языке и под конкретные задачи.

4. Поведенческий уровень

Поставить достижимые и вдохновляющие цели перед собой и двигаться к их достижению. Делать то, что нравится, находить время для любимых хобби и увлечений. Фиксировать внимание на успехах и отмечать свои достижения. Обновить круг общения, исключив из него людей, которые постоянно критикуют и понижают самооценку. Общаться с уверенными в себе, благополучными, счастливыми людьми, чтобы с помощью зеркальных нейронов усваивать новые модели поведения. Расширять кругозор, получать новые знания, наращивать профессиональную компетентность. Укреплять волю, доводить начатое до конца и гордиться своими результатами. Налаживать/улучшать личную жизнь. Поставить запрет на критику в свой адрес (на время – даже конструктивную) – нужно укрепиться. Пробовать что-то новое в своей жизни, экспериментировать, играть…

Но главное – поддерживать себя во всем!”

Больше рекомендаций можно найти в нашем приложении: https://itunes.apple.com/ru/app/lifeaddwiser/id1171623583?l=en&mt=8

#Lifeaddwiser #самооценка #благополучие

 

Исследование уровня самооценки у лиц с аддиктивным поведением

Гладышев Дмитрий Иванович,магистрант факультета психологии, ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарнопедагогический университет», г. Челябинск[email protected]

Научный руководитель:КапитанецЕлена Германовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарнопедагогический университет», г. Челябинск[email protected]

Исследование уровня самооценки у лиц с аддиктивным поведением

Аннотация.Статья посвящена феномену самооценки, ее изучению у лиц с аддиктивным поведениемв условиях реабилитационного центра. Представлены результаты исследования по методикам: ДембоРубинштейн в модификации А.М.Прихожан,В. В. Новикова «Кто я есть в этом мире», опросника Г.Н.Казанцевой.Ключевые слова: аддиктивное поведение, самооценка, адекватная самооценка, заниженная самооценка, завышенная самооценка.

На сегодняшний день исследованиеуровнясамооценки у лиц с аддиктивным поведением представляют огромный интерес для психологов, как в теоретическом, так и в практическом аспекте.Понятие «самооценка» в психологии было сформировано не сразу. Ученые на протяжении долгого времени уточняли этопонятие. Результаты изучения этой проблемы представлены в трудах таких авторов, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, Л.А.Рыбак, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Р. Бернс, 3. Фрейд, и др.Самооценка, по мнению Т. В. Слотиной,представляет оценку личностисебя самой, своих качеств, возможностейи своего места среди окружающих её людей [1].От того, какая у человека самооценка зависит многое в его жизни, его отношение к окружающему миру, отношения с другими людьми, требовательность к себе, уровень притязаний, его реакция на достижения и неудачи[2].Расхождение между уровнем притязаний и реальностью, приводит к искаженному представлению о своих возможностях, способностях, о себе, в результате чего его поведение приобретает неадекватные формы (возникают повышенный уровень тревожности, агрессивности, бурные эмоциональные реакции, эмоциональные срывыи др.) [34].Многочисленные исследования, проведенные зарубежными и отечественными учеными, дают четкое понимание, что аддиктивное поведение, проявляющееся в изменении сознания путем приема психоактивных веществ формируется в подростковом возрасте, а не редко и в раннем детстве.

Если рассматривать возрастные особенности самооценки, то важно отметить, что у подростков восприятие себя принимает негативную тенденцию и как следствие занижается уровень самооценки. Психологи объясняют такое явление несколькими факторами [5]:–подросток, оценивая себя и свою жизнь, зачастую смотрит на то, чего он достиг на данном жизненном этапе и, увидев, что реальные достижения пока еще не такие серьезные, как требует подростковый уровень притязаний и желание многого достичь здесь и сейчас, то адекватное восприятие себя, уровень самооценки очень чувствительны иподвержены серьезным колебаниям в основном в сторону занижения;–подростки зачастую ориентируются на идеальное «Я», и если оно отличается от реального «Я», то, как следствие появляется неуверенность в себе, нерешительность, ложное представление о себе и своем потенциале, недовольство собой, растет желание уйти от реальности. Подростками очень важно чувствовать себя взрослым, они хотят выглядеть старше, чем на самом деле, для них очень важно равноправие и уважение к себе.
Их абсолютно не устраивает, когда с ними обращаются как с детьми. Желание стать взрослым проявляется в поведении, когда подросток, во что бы то ни стало, стремиться оградить себя от опеки родителей и зависимости от кого либо, считая,что он уже достаточно взрослый, чтобы самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свою жизнь, что говорит об искаженном представлении о себе и неадекватности его самооценки. Подростки, пытаясь повысить свой уровень самооценки и показаться самостоятельными в глазах своих сверстников, демонстрируют взрослое, с их точки зрения, поведение [3].Такое «взрослое поведение» выражается в том, что подростки принимаются употреблять различные психоактивные вещества. Подростковый возраст является существенным фактором риска формирования неадекватной самооценки и как следствие развития аддиктивного поведения[6].Аддиктивное поведение –это девиантная форма поведения, которое выражается в стремлении уйти от реальности с помощью искусственного изменения своего психического состояния.
Изменение состояния психикипроисходит намеренно посредством веществ, изменяющих сознание, а также путем вовлечения в разные виды активности[7].В настоящее время в психологиинакоплен большой опыт изучения различных форм аддиктивного поведения, индивидуальноличностных качеств, межличностных отношений лиц с аддиктивным поведением (Н.В. Антонова,У.А.Абшаихова, Е.В.Баранова, B.C. Битенский, A.B. Гоголева,Е.Л. Григоренко,Т.А.Донских,Т.Б.Дмитриева,В.Ю. Завьялов,М.В. Заковоротная, Е.В. Конева,Д.В. Колесов, С.А. Кулаков,Ю.В. Попов, Т.В. Румянцева,Э.В. Сайко, H.A. Сирота, Т.В.Темиров,Т.В. Чернобровкина,В.М.Ялтонскийи др.), однако, изучение самооценки у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра остается актуальным.В исследовании уровня самооценки, приняли участие 24 пациента реабилитационного центра коррекции поведения для лиц, зависимых от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголягорода Челябинска в возрасте 2530 лет.Физическое и психическое развитие пациентов не соответствует норме, так, у трех пациентов диагностирован вирус иммунодефицита человека, более половины испытуемых имеют вирус гепатита С, многие пациенты состоят на учете у нарколога и психиатра, 10 пациентов отбывали наказание в местах лишения свободы или привлекались к уголовной ответственности.
Большинство пациентов имеют только среднее образование,не имеют семей, постоянной работы и многие вообще никогда не работали.Этапу проведения психологического обследования уровня самооценки у лиц с аддиктивным поведением предшествовала индивидуальная беседа с каждым пациентом, в ходе которой выяснилось, что у большинства есть страх перед будущим, так как многие не адаптированы ксоциуму, не умеют жить трезво, присутствуют такие чувства как подавленность, безвыходность, беспомощность, отчаяние и уныние.Психологический климат в группе напряженный, это объясняется тем, что пациентам приходиться жить в закрытом учреждении, соблюдатьправила и распорядок дня центра, делать уборку и готовить еду. Кроме того, у большинства испытуемых есть годами сформированные стереотипы, которые ставят серьезные барьеры в общении и восприятии информации, что провоцирует конфликтные ситуации.Изначальноиспытуемые подходили к исследованию с недоверием, пытаясь найти какойнибудь подвох, боялись, что не будет соблюден принцип анонимности, тем не менее, в ходе бесед, получилось убедить их в полной конфиденциальности исследования, путем беседы. Результаты исследования уровня самооценки по методике ДембоРубинштейнав модификации А.М. Прихожан представлены на рисунке 1.

Рис. 1.Результаты диагностики уровня самооценки по методике ДембоРубинштейн в модификации А.М. Прихожан

В результате диагностики уровня самооценки у пациентов реабилитационного центра по методике ДембоРубенштейн было выявлено, что у 8,5% испытуемых наблюдается завышенная (высокий уровень) самооценка.Они, как правило, ставят себя выше других и имеют ложноепредставление о себе. Они убеждены в своей правоте, не принимают какихлибо альтернативных точек зрения кроме собственных, склонны обвинять в неудачах окружающих людей и обстоятельства, так как не способны принять реальность жизни.У людей с завышенной самооценкой очень часто происходят конфликты в коллективе, в них преобладает чувство соперничества и желание всегда и во всем быть первыми. Высокомерие, перфекционизм, эгоцентризм, эгоизм и гордыня не дают им наладить нормальные отношения с обществом, в результате чего эти люди, в глубине души, очень одиноки и несчастны[8]. Со средним уровнем самооценки было выявлено 33,5% испытуемых, имеющие реальное представление о себе и принимающиесебя такими, какие они есть, они открыты, воспринимают любую информацию и достигают успехов.Люди с адекватной самооценкой уверенно принимают решения и несут ответственность за свою жизнь, они реалистичны в уровне притязаний, менее подвержены стрессам и неврозам, способны поддерживать позитивные отношение с окружающими людьми и обществом, лучше переносят неудачи, чем люди с завышенной или заниженной самооценкой.В результате проведенной диагностики, выявлено, что у 58% пациентов реабилитационного центра наблюдается низкая (заниженная) самооценка. Для них характерно чувство жалости к себе и нерешительность, ярко выраженное чувство вины.Они неспособны принимать решения, брать ответственность, обвиняютдругих в собственных неудачах, не умеют отказывать, занимаются самобичеванием, чрезмерно переживают по поводу своего внешнего вида.Активность личности ее настроение, эмоции зависят от ее самочувствия, психического и физического здоровья[9]. Человек с низкой самооценкой испытывает тревожность, неуверенность, напряженность.Результаты исследованияуровня самооценки по методике В.В. Новикова «Кто я есть в этом мире» представлены на рисунке 2.

0,00%20,00%40,00%60,00%80,00%100,00%Высокий Средний Низкий Очень высокий8,50%33,50%58%0%Количество испытуемых%Уровни самооценки

Рис. 2.Результаты исследования уровня самооценки по методике В.В. Новикова«Кто я есть в этом мире»

Прослеживается неустойчивость самооценки в выборе лиц с аддиктивнымповедением, выявлена ориентация на неадекватность оценивания себя, по принципу занижения.При исследовании уровня самооценки у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра, было выявлено, что у 54% испытуемых наблюдается адекватная самооценка, то есть эти люди адекватно оценивают себя, свои способности и окружающий мир.У 12% пациентов в ходе диагностики был обнаружен высокий уровень самооценки. Такие люди пренебрегают потребностями и мнением других людей, у них присутствует чувствопревосходства над окружающими и искаженное представление о себе. В ходе проведения исследования, у 34% испытуемых была диагностирована заниженная самооценка.Результаты исследования уровня самооценки по методике изучения общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Г.Н. Казанцевой) представлены на рисунке 3.

0%20%40%60%80%100%0%12,0%54%34%0%Количество испытуемых%Уровни самооценки

Рис. 3.Результаты исследования уровня самооценки по методике изучения общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Г.Н.Казанцевой)

При исследовании уровня самооценки у пациентов реабилитационного центра с помощью процедуры тестирования (опросник Г.Н. Казанцевой), было выявлено, что у 42 % испытуемых наблюдается низкая самооценка, а у 58% был диагностирован средний уровень самооценки.В результате анализа данных, полученных при исследовании уровня самооценки у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра, было выявлено, что у 50% (12 человек) наблюдается средний уровень самооценки, а у остальных 50% (12 человек) –низкий уровень самооценки. Уровень самооценки обусловлен расхождением между «Я» идеальным и «Я» реальным, уровнем притязания и реальной ситуацией[10].Заниженнаясамооценкаявляетсясигналомнеблагополучияличностиинеобходимопереосмыслитьсвоипритязанияиприоритеты, изменитьжизнедеятельность, своеотношениесмиром.Выводы: Результаты исследования показали, что у лиц с аддиктивным поведением 2530 лет преобладает заниженная самооценка. В этом возрасте происходит переосмысление своих жизненныхцелей, ценностей, принципов. Выбранная профессия, сфера деятельности не приводит к удовлетворению, ощущению успеха. Нарушаются межличностные и семейные отношения. На этом фоне возникает повышенное желание поиска новых впечатлений, уход от реальности путемизменения своего психического состояния и, в конечном счете, патологические проявления личности.Поэтому, важным становится вопрос профилактикиаддикций в среднем возрасте.

Ссылки на источники1.Слотина Т.В. Психология личности: Учебное пособие/Т.В. Слотина. –СПб.: Питер, 2016. –304с.2. Долгова В.И. Исследование динамики самооценивания младших подростков с расстройствами поведения/В.И. Долгова//Современные наукоемкие технологии.–2016. № 12 (2). С. 333338.3.КапитанецЕ.Г., Девятова К.М. Влияние тревожности на агрессивное поведение подростков/ Е.Г. Капитанец., К.М. Девятова// Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2016. Т. 7. –С. 61–65.4.Капитанец Е.Г. Профилактика эмоциональных нарушений/Е.Г. Капитанец//Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы/ сборник статей Международной научнопрактической конференции. 2015. С. 312 –314.0,00%10,00%20,00%30,00%40,00%50,00%60,00%70,00%80,00%90,00%100,00%Высокий Средний Низкий 0,00%58,00%42%Количество испытуемых%Уровни самооценки5.Болотова, А. К., Молчанова, О. Н. Психология развития и возрастная психология : учеб. пособие / А. К. Болотова, О. Н.Молчанова. —М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. —526 с. 6.Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Гладышев Д.И. Моделирование психологопедагогической коррекции самооценки у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра/В. И. Долгова, Е.Г. Капитанец, Д.И. Гладышев//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 5 (135). С. 267272. 7.Карпан К.Н. Аддикция и особенности зависимой личности: Методическое пособие/К.Н. Карлан. –Б.Ц.: 2015. –43с.8.Майерс Д. Социальная психология/Д. Майрос.–СПб.:Питер, 2013. –800 с.

9.Dolgova V.I., Baryshnikova E.V., Kapitanets E.G., Popova E.V., Rokitskaya Yu.A. Psychocorrection Of Health, Activity and Mood of Patients with Coronary Artery Disease at The Stage of Sanatorium Therapy. RJPBBPRJPBCS Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. —2016. —№ 7(6). —С. 322–328.10.Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования :учеб. пособие / О.Н. Молчанова. –М.: Флинта: Наука, 2010. –392 с.

Дебаты о самооценке: черта или состояние?

Самоуважение характеризуется общей оценкой человеком своей ценности и ценности как личности. В этом посте мы рассмотрим, как лучше всего рассматривать самооценку как черту и состояние.

Восприятие самооценки как черты

Самоуважение, рассматриваемое как черта, относится к стабильной характеристике общей оценки человеком самого себя. Это относительно устойчивый аспект личности человека, который может влиять на то, как он чувствует, думает и ведет себя в различных ситуациях. Люди с высокой самооценкой, как правило, имеют позитивные убеждения о себе, своих способностях и ценности. Тем не менее, люди с низкой самооценкой часто негативно относятся к себе.

Некоторые отмеченные исследования были сосредоточены на понимании природы и развития самооценки как черты. Одно классическое исследование изучало стабильность и изменение самооценки на протяжении всей жизни. Это исследование показало, что самооценка имеет тенденцию быть относительно стабильной на протяжении всей взрослой жизни, хотя она может немного повышаться в более старшем возрасте.

В другом исследовании изучалась взаимосвязь между самооценкой и социальной идентичностью. Это важное исследование показало, что люди, которые сильно идентифицируют себя с социальной группой, как правило, имеют более высокую самооценку, предполагая, что социальная идентичность играет важную роль в развитии самооценки как черты.

Дальнейшие исследования изучали взаимосвязь между самооценкой и эмоциональным интеллектом. Это известное исследование показало, что люди с более высоким уровнем эмоционального интеллекта, как правило, имеют более высокую самооценку, предполагая, что эмоциональный интеллект может быть важным фактором в развитии и поддержании самооценки как черты.

В целом эти исследования показывают, что самооценка является устойчивой чертой личности, на которую влияют различные факторы, включая возраст, социальную идентичность и эмоциональный интеллект.

Взгляд на самооценку как на состояние

Как на состояние, самооценка относится к текущему уровню самооценки или самоуважения человека. Он может колебаться в зависимости от ситуации, настроения и социального контекста. Например, у человека может быть высокая самооценка в одной ситуации, например, он преуспевает в работе, но низкая самооценка в другой, например, в новых социальных условиях.

В одном исследовании самооценки как состояния участников попросили выполнить стрессовое публичное выступление, после чего была измерена их самооценка. Результаты показали, что участники, которые участвовали в кратком вмешательстве с сочувствием к себе перед выполнением задания, после этого имели более высокую самооценку, чем те, кто не подвергался вмешательству.

Аналогичным образом, в некоторых других исследованиях участников просили выполнить когнитивное задание, вызывающее негативное настроение, после чего измерялась их самооценка. Результаты показали, что участники, которые участвовали в вмешательстве, основанном на осознанности, до выполнения задачи, после этого имели более высокую самооценку, чем те, кто не получал вмешательства.

В другом исследовании, связанном с состоянием, участников попросили выполнить творческое письменное задание, после чего была измерена их самооценка состояния. Результаты показали, что участники, которые писали о своих ценностях, впоследствии имели более высокую самооценку, чем те, кто писал на нейтральную тему.

В этой связи я обсуждаю в Набор инструментов для борьбы с тревогой, депрессией и гневом для подростков , как я обнаружил из своих клинических наблюдений, что опыт самооценки у подростков может быть благоприятным образом изменен с помощью стратегий позитивной психологии, таких как осознание личных сильных сторон, выработка упорства, обучение оптимистическому мышлению, участие в действиях, способствующих потоку, и обретение благодарности.

В целом, вышеуказанные исследования показывают, что различные вмешательства и контекстуальные факторы могут влиять на самооценку состояния и что можно улучшить самооценку состояния посредством целенаправленных вмешательств.

Собираем все вместе

Люди с высокой самооценкой, как правило, имеют лучшее общее психологическое функционирование и более устойчивы к стрессу. Напротив, люди с низкой самооценкой более уязвимы к депрессии, тревоге и другим проблемам с психическим здоровьем.

Колебания самооценки состояния могут быть нормальной и адаптивной частью человеческого опыта. Например, чувство гордости и уверенности в себе после выполнения сложной задачи может быть положительным и мотивирующим опытом. Однако, когда самооценка состояния становится слишком зависимой от внешней проверки или слишком резко колеблется, это может стать фактором риска возникновения проблем с психическим здоровьем.

Подводя итог, можно сказать, что самооценка черт характера и состояния являются важными аспектами психологического функционирования, и оба могут иметь серьезные последствия для психического здоровья и благополучия. Понимание различий между этими понятиями может помочь отдельным лицам и специалистам в области психического здоровья разработать более эффективные стратегии повышения самооценки и преодоления негативных последствий низкой самооценки. В целом самооценку можно рассматривать как многомерную конструкцию, которая может различаться по уровню, стабильности и зависимости от контекста.

Стабильность самооценки — IResearchNet

Стабильность самооценки Определение

Некоторые люди обладают непосредственным чувством собственного достоинства, которое значительно колеблется изо дня в день или даже в течение одного дня. Говорят, что у таких людей нестабильная самооценка. Другие люди обладают сиюминутным чувством собственного достоинства, которое редко, если вообще меняется. Говорят, что у этих людей стабильная самооценка. Возьмем Эшли, которая, когда ее попросили подумать над вопросом «Насколько достойным человеком вы себя чувствуете в данный момент?» каждое утро и вечер в течение 5 дней дает ответы, которые значительно варьируются от «я чувствую себя очень достойным» до «я чувствую себя бесполезным». Эшли обладает нестабильной самооценкой. Напротив, ответы Хизер на тот же вопрос в течение того же периода практически не изменились («Я чувствую себя очень достойным»), как и ответы Марка («Я чувствую себя довольно бесполезным»). И Хизер, и Марк обладают стабильной самооценкой. Важно отметить, что значительные исследования показывают, что степень стабильности или нестабильности самооценки человека имеет важные последствия для его психологического здоровья и благополучия.

Нестабильная самооценка

Нестабильная самооценка отражает хрупкое и уязвимое чувство собственного достоинства, на которое влияют положительные и отрицательные переживания, которые либо генерируются внутри (т. Более того, говорят, что люди с нестабильной самооценкой сильно эгоистичны в своей повседневной деятельности, а это означает, что их самооценка постоянно находится под угрозой в течение всей их жизни. Например, в то время как человек с нестабильной самооценкой чувствует себя глупым и никчемным (реакции, подразумевающие негативное чувство собственного достоинства) после получения плохой оценки, человек со стабильной самооценкой плохо себя чувствует (например, чувствует разочарование или разочарование) по поводу своей работы, не затрагивая его или ее общего чувства собственного достоинства. Исследователи изучили ряд последствий завышенной самооценки людей с нестабильной самооценкой.

Во-первых, ежедневные негативные события оказывают большее неблагоприятное воздействие на людей с нестабильной, чем со стабильной самооценкой. Исследователи обнаружили, что ежедневные неприятности (раздражающие события, с которыми люди иногда сталкиваются, например, слишком много работы или недостаточно денег, чтобы купить то, что они хотят) или плохая успеваемость на важном экзамене вызывают большее усиление депрессивных симптомов у людей с нестабильной самооценкой, чем у людей со стабильной самооценкой.

Во-вторых, люди с нестабильной самооценкой особенно обеспокоены потенциальными угрозами самооценке и реагируют на них. Среди шестиклассников те, у кого нестабильная самооценка, сообщают, что они чаще злятся из-за угрозы самооценке (например, из-за чувства слабости), а не из-за негативного межличностного события (например, из-за того, что кто-то бодается впереди вас в очереди к фонтану).

В-третьих, повседневные позитивные и негативные события оказывают большее непосредственное влияние на самочувствие людей с нестабильной самооценкой, чем со стабильной. Когда студентов попросили оценить, в какой степени их самые позитивные и негативные ежедневные события заставляли их чувствовать себя лучше или хуже в течение двухнедельного периода, студенты колледжа с нестабильной, а не стабильной самооценкой сообщили, что положительные события заставляли их чувствовать себя лучше, а негативные события заставляли их чувствовать себя хуже в большей степени.

В-четвертых, люди с нестабильной самооценкой имеют более слабое чувство собственного достоинства (т. е. менее самоопределяющие, имеют относительно запутанные представления о себе), чем люди со стабильной самооценкой. Обладание сильным чувством собственного достоинства является маркером положительного психического здоровья. Исследования показали, что люди, которые чувствуют себя автономными и самостоятельными (т. е. делают выбор в отношении того, как себя вести, исходя из своих собственных ценностей и интересов), имеют более положительное психическое здоровье, чем люди, которые чувствуют контроль и давление со стороны посторонних людей и событий. То же самое верно для людей, которые имеют ясное, а не смутное чувство своей идентичности. Исследователи показали, что по сравнению с людьми со стабильной самооценкой люди с нестабильной самооценкой сообщают о том, что они чувствуют себя менее автономными и самоопределяющими и имеют менее четкое представление о себе, чем люди со стабильной самооценкой.

Факторы стабильности самооценки в детстве

Большое значение имеет роль семейного окружения в развитии самооценки детей. Исследователи попросили 12- и 13-летних детей индивидуально рассказать о том, как их матери и отцы общались с ними. Важно отметить, что восприятие детьми многих аспектов паттернов общения между родителями и детьми (особенно в отношении отцов) связано со степенью неустойчивости их самооценки. Например, дети, которые считали своих отцов крайне критичными, оскорбляющими и использующими в качестве методов контроля пробуждение вины и отказ от любви, имели более нестабильную (а также более низкую) самооценку, чем дети, которые не воспринимали своих отцов подобным образом. Более того, по сравнению с детьми со стабильной самооценкой дети с неустойчивой самооценкой показали, что их отцы реже говорили о хороших поступках, которые они (дети) сделали, и реже использовали методы подтверждения ценности (например, обнимали или проводили с ними время), когда они выражали свое одобрение. Другие результаты показали, что, по сравнению с отцами детей с низкой самооценкой, отцы детей со стабильно высокой самооценкой, но не с нестабильной высокой самооценкой, воспринимались как использующие лучшие методы решения проблем для разрешения разногласий со своими детьми. Восприятие стилей общения матерей более последовательно связано с уровнем самооценки детей, чем с устойчивостью их самооценки. Однако полученные данные о стабильности самооценки в значительной степени совпадали с теми, которые были получены для отцов.

Уровни самооценки

Уровень самооценки относится к общему или типичному чувству собственного достоинства людей, в то время как стабильность самооценки относится к тому, демонстрируют ли непосредственные чувства собственного достоинства людей значительные краткосрочные колебания. Эти два компонента самооценки (уровень, устойчивость) относительно независимы друг от друга. Таким образом, люди могут иметь высокую самооценку, которая является стабильной или нестабильной, или низкую самооценку, которая является стабильной или нестабильной. Значительные исследования показывают, что в то время как неустойчивая высокая самооценка хрупка, стабильная высокая самооценка безопасна. Например, люди с нестабильно высокой самооценкой более склонны к обороне и саморекламе, чем их коллеги со стабильно высокой самооценкой, но их психологическое здоровье и благополучие ниже. Чувство собственного достоинства более хрупкое у нестабильных людей по сравнению со стабильными людьми с высокой самооценкой. По сравнению с людьми со стабильно высокой самооценкой, люди с неустойчивой высокой самооценкой более (а) склонны к гневу и враждебности, (б) склонны к усилению депрессии перед лицом повседневных неприятностей, (в) вербально защищаются, когда их спрашивают о потенциально угрожающих событиях в их прошлом, (г) с большей вероятностью сообщают о повышенных тенденциях отомстить в ответ на гипотетические романтические проступки партнера и (д) с большей вероятностью сообщают о более низком качестве романтических отношений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *