Уровни сознания
Общее понятие о сознании человека
Определение 1
Сознание является главным психическим интегративным процессом, объединяющим внимание, память, имеющийся у человека опыт, эмоции, восприятие и другие психические проявления в деятельности человека.
Понятие сознания является одной из важнейших категорий в психологии, отражающей объективные свойства реальной действительности, которая окружает человека, и позволяющей ему сформировать свою внутреннюю модель окружающего, внешнего мира и овладеть умением преобразования окружающей действительности.
Также сознанием называют то состояние личности, в котором она приобретает способность испытывать субъективные переживания по поводу определенных явлений окружающей жизни. Данные переживания могут иметь отношение как к внешней реальности, окружающей человека, так и к внутреннему миру человека, с его индивидуальными установками.
Сознание необходимо человеку для того, чтобы он имел возможность формирования собственного индивидуального представления мире, формирования гармонично развитой личности. Чем выше уровень сознания у человека, тем более восприимчивым и целостным он становится.
В психологии существует несколько классификаций уровней сознания рассмотрим некоторые из них.
Основные уровни сознания личности
Замечание 1
Традиционной классификацией уровней сознания в психологии является разделение их на высокий, средний и низкий. В зависимости от имеющегося уровня сознания человек приобретает способность к рефлексии и способности мыслить и рассуждать глубоко и осознанно.
Высокий уровень сознания.
Для данного уровня характерны следующие особенности:
- высокий уровень развития интуиции у человека;
- способность человека прогнозировать определенные события и определять для себя имеющиеся новые перспективы и возможности;
- способность к рассмотрению какой-либо ситуации с различных точек зрения.
Чаще всего определенный уровень сознания у человека имеет тесную взаимосвязь со сферой деятельности человека. Как правило высокий уровень сознания присутствует у людей занимающихся интеллектуальной деятельностью, в связи с особенностями ее осуществления. Человека занимающийся умственным трудом находится во власти размышлений и склонен к рефлексии, что способствует развитию высокого уровня сознания.
Подобный внутренний анализ и рефлексия способствуют лучшему пониманию своих внутренних потребностей, а также пониманию нужд и потребностей окружающих людей.
Также к группе людей, обладающих высоким уровнем развития сознания, можно отнести людей творческих профессий. Представители данных профессий обладают способностями к чувствованию ситуаций изнутри, высоко развитой интуицией и в соответствии с этими особенностями анализируют ситуацию и определяют, как лучше поступить для эффективного ее разрешения.
Средний уровень сознания.
Данный уровень характерен для большего количества людей, обладающих среднестатистическим уровнем развития, живущих только насущными проблемами и не стремящихся к возвышенным поискам и активной мыслительной деятельности. Для данной группы людей характерно отсутствие интереса к вопросам бытия и смысла жизни и философским рассуждениям о бренности бытия.
Основными задачами на данном уровне развития сознания человека являются удовлетворение собственных потребностей, обеспечение себе и своим близким достойного уровня существования.
Низший уровень сознания.
Данный уровень сознания можно охарактеризовать как невежественный. Для людей, относящихся к данному уровню развития сознания, характерно полное отсутствие стремления к развитию собственной личности. Для низкого уровня развития сознания также характерно примитивное мышление и отсутствие способности к прогнозированию развития ситуации. Таким людям свойственно отсутствие мыслей о последствиях своих поступков и слов.
Бытийное и рефлексивное сознание
Еще одной классификацией уровней сознания человека является разделение их на бытийное и рефлексивное сознание:
- Для бытийного сознания характерны начальные проявления рефлексии, на данном уровне развития сознания рождаются образы и смыслы деятельности человека, происходят процессы отражения и решения мыслительных задач, которые возникают в процессе восприятия человеком особенностей окружающего мира.
- Для рефлексивного сознания характерны размышления о мире и его особенностях, осуществление регуляции собственного поведения, активное проявление самопознания, самооценки и размышлений о себе и своей роли в мире. Данный уровень развития сознания выполняет задачу анализа ситуации, дробления целого на части и выявление существующих причинно-следственных связей.
Уровни общественного сознания
Процесс возникновения и развития индивидуального сознания напрямую связан с процессами, происходящими в обществе, на данном этапе его развития и функционирования. Сознание отдельно взятого человека, объединяясь сознание других людей формирует общественное сознаний, которое также имеет определённые уровни развития. Рассмотрим их более подробно.
- Первый уровень развития общественного сознания это – обыденное сознание – которое характерно для всех жителей Земли и формируется благодаря совершению человеком ежедневных практических действий. Само по себе обыденное сознание является стихийным, не систематизированным и его основой является имеющийся у человека повседневный житейский опыт.
- Второй уровень – теоретическое сознание, для которого характерно отражение действительности на глубинном сущностном уровне, явления и концепции общественной жизни на данном уровне находят свое обоснование с учетом закономерностей развития общества.
- Третьим уровнем развития общественного сознания является уровень общественной психологии — который объединяет в себе все, что происходит в обществе, совокупность волнений, настроений, определенных традиций. Уровень общественной психологии способствует отражению настроения людей в связи с происходящими явлениями общественной жизни, проявлению их национального характера и менталитета.
- Четвертый уровень общественного сознания это — идеология – уровень который отражает имеющуюся в обществе систему взглядов и установок, уровень его духовности и имеющихся потребностей и интересов.
spravochnick.ru
Уровни развития сознания — Психология PRO
Уровни развития сознания в этой статье рассматриваются через призму инстинктов, интеллекта и интуиции. Эта классификация уровней развития может использоваться как глобальная лестница эволюции на планете, но здесь она применяется для рассмотрения конкретно человеческой эволюции. Социальные, психологические и духовные аспекты развития личности подробней рассматриваются в статье «этапы развития личности». А здесь я продолжаю тему «принятия решений» – это тема влияний – причин и мотивов, побуждающих нас действовать под руководством инстинктов, интеллекта и интуиции.
Каждый человек, в зависимости от уровня развития сознания имеет различные виды стимулов, причин для совершения тех или иных поступков, и вообще для принятия решений и выбора как такового. Ниже кратко опишу разновидности базовых стимулов.
Животный (инстинктивный) уровень развития сознания
Инстинкты – это реакции, направленные на удовлетворение базовых телесных потребностей. Животные как существа, еще не способные на разумные выводы и действия, вынуждены переживать почти постоянный страх, чтобы избегать опасностей: убегать, учуяв запах хищника, искать пропитание и кров. Животные на своем уровне развития имеют превосходную реакцию т.к. не тратят времени на анализ и обдумывание ситуации. Их действия можно назвать абсолютно искренними, прямыми. Животные действуют мгновенно, по ситуации, но их реакция ограничена размытым неглубоким инстинктивным уровнем сознания.
Человеческий (интеллектуальный) уровень развития сознания
Интеллект подразумевает осознание цели на ментальном уровне, логическое осмысление и выбор наилучшего пути осуществления. Для человека как существа более разумного страх уже не играет такой значительной роли, т.к. за большую часть работы психики, за принятие решений теперь отвечает интеллект. Страх сквозит где-то на уровне подсознания. Тем не менее, до абсолютной разумности обывателю еще далеко, и если предположить на его уровне развития сознания возможность полного устранения страха, эта неразумность проявится в полной мере – человек начнет совершать опрометчивые и опасные для жизни поступки. Подобное наглядно проявляется в поведении под действием алкоголя, когда чувства притупляются по причине сужения сознания.
Иначе говоря, в той сфере, где разум проявляет себя не в полную силу, на сцену выходят более грубые органы контроля, связанные с проявлением эволюционного прошлого (животного уровня развития сознания). И здесь я делаю одно смелое допущение: когда человек привносит в действия абсолютную разумность, страх и грубые эмоции уходят из жизни навсегда.
Физическая реакция на человеческом уровне развития сознания в сравнении с животным уровнем – заторможенная, потому что человек воспринимает реальность через слой ментального буфера, в котором происходит оценка и анализ ситуации. В зависимости от уровня разумности (силы различения) человек, в ходе анализа принимает верные, либо ошибочные решения, вытекающие в относительно эффективные действия.
Развитие сознания на человеческом уровне возможно лишь в состоянии дисбаланса, когда существует проблематика, когда настоящее не удовлетворяет и есть к чему стремиться. А состояние «удовлетворенности» в большинстве случаев не только останавливает развитие сознания на текущем уровне, но и приводит к деградации.
Возможно, вы слышали об известном эксперименте, где ученые, подключили к мозгу мыши электроды и сделали специальную педальку, нажимая на которую мышь переживала оргазм. После нескольких сотен оргазмов, пережитых в течение часа, мышь умерла от потери энергии. Иными словами, на определенном уровне развития в условиях непрерывного блаженства живой организм приходит к деградации и вымиранию.
Возникает вопрос: может ли человек развиваться без страданий? Получается, что на человеческом уровне развития, сознание вынуждено переживать дискомфорт лишь по той причине, что счастье без страданий в конечном итоге, приводит к вымиранию. К сожалению, на текущем уровне развития нашего общества, как это ни парадоксально, человек вынужден находиться в относительной опасности, чтобы выжить.
Чтобы понять истинные причины человеческого несчастья, необходимо проанализировать наш текущий уровень развития сознания, природу нашей самоидентификации. Реальность для обывателя выглядит, как своего рода серьезная стратегическая игра. В этой игре у нас есть личный расклад карт. Среди слабых карт: наши уязвимые места, страхи и долги. Среди козырей: способности, ресурсы, связи. Мы используем имеющийся расклад, чтобы достигать желаемых целей, преодолевая слабости. Все это – внешняя, поверхностная сторона человеческого уровня развития сознания. Внутренняя сторона неизмеримо сложней – она кипит бесчисленными переживаниями, чувствами, мыслями, множеством бессознательных влияний.
Человеческий интеллект представляет собой своеобразный психический магнит с полярностями плюса и минуса, хорошего и плохого, добра и зла. Интеллект устроен таким образом, чтобы человек тянулся к приятным переживаниям, и отталкивал неприятные. Именно интеллект разделяет реальность на двойственные спектры: счастья и страдания, добра и зла, светлого и темного, высокого и низкого и т.п. И до тех пор, пока мы отождествляемся с интеллектом, для нас принцип его работы является главенствующим. Страдания на человеческом уровне развития сознания неизбежны. И вся мудрость заключается в том, чтобы достойно прожить положенную порцию сложных переживаний – без подавления и зацикливания – с наименьшим сопротивлением.
В благоприятных условиях в каком-нибудь раю для двойственного ума перестают существовать какие-либо стимулы к дальнейшим действиям, т.к. все устраивает, и сознание на человеческом уровне развития в комфорте неминуемо засыпает, скатывается к более грубому, животному уровню – ниже порога вибрации интеллекта. Поэтому те небольшие препятствия и тот дискомфорт, который жизнь нам устраивает, можно воспринимать как благодать, как эффективнейший метод развития сознания на его текущем уровне эволюции. В раю обыватель тупеет и деградирует, в быту и в работе – растет и развивается.
Переживания нашего мира двойственны. Привязываясь к приятным переживаниям, мы неминуемо переживаем и страдания. С одной стороны подобная двойственность выглядит несправедливой. Неужели без страданий на человеческом уровне развития действительно нельзя? С другой стороны, если бы человек переживал лишь приятные переживания, у него бы не возникало стимулов к дальнейшему движению, он не смог бы оставить свой текущий уровень, ради более тонкого, и навсегда остался бы в тупом забытье. Страдание – инструмент развития.
Приятное состояние – это лишь частица истины, боль – ее противоположность, которая словно говорит нам, чтобы мы проснулись, оставили эту «полуистину», отпустили эти образы, иллюзии, и двигались к новым уровням развития сознания – к истине и свободе. Поэтому так важна сознательная, намеренная эволюция, когда движешься не из-под палки, а силой собственного разумения.
Возможно, самой природой нам предназначено познать суть происходящего, выйти за рамки собственного ума к более высокому уровню развития сознания; и только тогда может быть по-настоящему удовлетворена тяга к единству противоположностей, к гармонии и целостности.
Интуитивный уровень развития сознания
В ходе развития, сознание постепенно начинает рассматривать плоскость интеллекта, как глубоко вторичную, и перестает поглощаться мыслями. Интеллект является чрезвычайно эффективным фактором эволюции природы, тем преходящим звеном (уровнем развития), благодаря которому сознание осуществляет взаимодействие с миром объектов, заставляет нас, пребывая в неустойчивости постоянно двигаться к новому уровню комфорта. Но, как и любая система, ментальный механизм когда-нибудь начинает себя исчерпывать, достигает своего предела, и в определенных условиях уступает место новым более тонким и эффективным инструментам познания.
В ходе наблюдения за происходящим, у меня выработалась своеобразная эзотерическая концепция – брать на веру не советую, но имеет смысл понаблюдать за ее проявлением в своей жизни. Дело в том, что природа требует от человека роста и самопознания (постоянного перехода к новым уровням развития), а когда это происходит намеренно, сознательно, тогда силы свыше сокращают количество грубых «кармических» событий – неприятностей, которые побуждают расти над собой в силу отрицательных переживаний. Иными словами, хоть человек и находится под влиянием «закона» кнута и пряника, он может сознательно выбирать «пряник», тогда в «ударах» кнута уже нет особой необходимости. При сознательном подходе отработка кармы и выход стрессов происходят более гладко, нежели в случаях, когда человек не понимает причину возникающих событий и переживаний.
На человеческом уровне развития сознания мы склонны искать причину внутренних переживаний во внешнем мире, что в корне ошибочно, т.к. внешний мир несет лишь видимость этой причины. По этой теме на progressman.ru имеется ряд статей под тегом «проекции». События на самом деле сами собой выстраиваются в соответствии с той кармой, с теми переживаниями, для которых настало время проявиться на текущем уровне развития сознания. Событийный уровень в каком-то смысле вообще – иллюзорен т.к. без наших мыслей и чувств он не имеет «окраски», какого-либо значения. На самом деле за пределами мысли вообще ничего не существует, и никогда не было, кроме одного… Вне ума есть только одно событие и это событие – Бог. В зависимости от веры, или интеллектуальных предпочтений слово «Бог» можно заменить, например: абсолютом, непроявленной реальностью, безличным хаосом, парадоксальным объективным вечным «сейчас». Эта истина становится очевидной на интуитивном уровне развития сознания.
В контексте этих обстоятельств смысл жизни каждого человека – в развитии сознания. Когда человек по-настоящему достигает ступени разума, он обретает возможность выходить и за его пределы – за пределы двойственного мира, в котором все делилось на разные аспекты приятного и неприятного.
На более глубоком уровне развития сознания, разум разделяет свою роль с интуицией, со временем полностью уступая ей бразды правления. Интуиция проявляет себя как фактор доверия происходящей реальности. Возникает ощущение абсолютной спонтанности происходящего. Вы находитесь в «центре» существования, словно вся реальность вращается вокруг вас. Ваша природа – чистое существование, бесформеный зритель жизни. На этом уровне развития сознания ментальный буфер устраняется, и спонтанная реакция на каждый импульс следует мгновенно. С этого уровня начинается переживание, именуемое в восточных учениях термином «лила» – спонтанная игра.
Итак, можно выделить три уровня развития сознания и три уровня стимулов, которыми руководствуется наше поведение: животный, человеческий и божественный. Или другими словами: инстинктивный, интеллектуальный и интуитивный уровни. Инстинкт – следование рефлексу с целью осуществления цели, которая даже толком не осознается. Интеллект подразумевает осознание цели на ментальном уровне, логическое осмысление и выбор наилучшего пути к ней. Интуиция – сущностное, истинное осознание цели и пути. «Intuitio» с латинского языка переводится как созерцание. Чтобы видеть истину вне ума, необходима осознанность. Интуиция – это способность трезво оценивать ситуацию прямым сознанием, минуя ментальный буфер.
Основной посыл, который призвана дать эта статья о трех уровнях развития сознания – это понимание, хотя бы на уровне ума, что непрерывное развитие и самопознание – истинная цель нашего пребывания в текущих условиях жизни.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
progressman.ru
Уровни развития сознания — Психология PRO
Уровни развития сознания в этой статье рассматриваются через призму инстинктов, интеллекта и интуиции. Эта классификация уровней развития может использоваться как глобальная лестница эволюции на планете, но здесь она применяется для рассмотрения конкретно человеческой эволюции. Социальные, психологические и духовные аспекты развития личности подробней рассматриваются в статье «этапы развития личности». А здесь я продолжаю тему «принятия решений» – это тема влияний – причин и мотивов, побуждающих нас действовать под руководством инстинктов, интеллекта и интуиции.
Каждый человек, в зависимости от уровня развития сознания имеет различные виды стимулов, причин для совершения тех или иных поступков, и вообще для принятия решений и выбора как такового. Ниже кратко опишу разновидности базовых стимулов.
Животный (инстинктивный) уровень развития сознания
Инстинкты – это реакции, направленные на удовлетворение базовых телесных потребностей. Животные как существа, еще не способные на разумные выводы и действия, вынуждены переживать почти постоянный страх, чтобы избегать опасностей: убегать, учуяв запах хищника, искать пропитание и кров. Животные на своем уровне развития имеют превосходную реакцию т.к. не тратят времени на анализ и обдумывание ситуации. Их действия можно назвать абсолютно искренними, прямыми. Животные действуют мгновенно, по ситуации, но их реакция ограничена размытым неглубоким инстинктивным уровнем сознания.
Человеческий (интеллектуальный) уровень развития сознания
Интеллект подразумевает осознание цели на ментальном уровне, логическое осмысление и выбор наилучшего пути осуществления. Для человека как существа более разумного страх уже не играет такой значительной роли, т.к. за большую часть работы психики, за принятие решений теперь отвечает интеллект. Страх сквозит где-то на уровне подсознания. Тем не менее, до абсолютной разумности обывателю еще далеко, и если предположить на его уровне развития сознания возможность полного устранения страха, эта неразумность проявится в полной мере – человек начнет совершать опрометчивые и опасные для жизни поступки. Подобное наглядно проявляется в поведении под действием алкоголя, когда чувства притупляются по причине сужения сознания.
Иначе говоря, в той сфере, где разум проявляет себя не в полную силу, на сцену выходят более грубые органы контроля, связанные с проявлением эволюционного прошлого (животного уровня развития сознания). И здесь я делаю одно смелое допущение: когда человек привносит в действия абсолютную разумность, страх и грубые эмоции уходят из жизни навсегда.
Физическая реакция на человеческом уровне развития сознания в сравнении с животным уровнем – заторможенная, потому что человек воспринимает реальность через слой ментального буфера, в котором происходит оценка и анализ ситуации. В зависимости от уровня разумности (силы различения) человек, в ходе анализа принимает верные, либо ошибочные решения, вытекающие в относительно эффективные действия.
Развитие сознания на человеческом уровне возможно лишь в состоянии дисбаланса, когда существует проблематика, когда настоящее не удовлетворяет и есть к чему стремиться. А состояние «удовлетворенности» в большинстве случаев не только останавливает развитие сознания на текущем уровне, но и приводит к деградации.
Возможно, вы слышали об известном эксперименте, где ученые, подключили к мозгу мыши электроды и сделали специальную педальку, нажимая на которую мышь переживала оргазм. После нескольких сотен оргазмов, пережитых в течение часа, мышь умерла от потери энергии. Иными словами, на определенном уровне развития в условиях непрерывного блаженства живой организм приходит к деградации и вымиранию.
Возникает вопрос: может ли человек развиваться без страданий? Получается, что на человеческом уровне развития, сознание вынуждено переживать дискомфорт лишь по той причине, что счастье без страданий в конечном итоге, приводит к вымиранию. К сожалению, на текущем уровне развития нашего общества, как это ни парадоксально, человек вынужден находиться в относительной опасности, чтобы выжить.
Чтобы понять истинные причины человеческого несчастья, необходимо проанализировать наш текущий уровень развития сознания, природу нашей самоидентификации. Реальность для обывателя выглядит, как своего рода серьезная стратегическая игра. В этой игре у нас есть личный расклад карт. Среди слабых карт: наши уязвимые места, страхи и долги. Среди козырей: способности, ресурсы, связи. Мы используем имеющийся расклад, чтобы достигать желаемых целей, преодолевая слабости. Все это – внешняя, поверхностная сторона человеческого уровня развития сознания. Внутренняя сторона неизмеримо сложней – она кипит бесчисленными переживаниями, чувствами, мыслями, множеством бессознательных влияний.
Человеческий интеллект представляет собой своеобразный психический магнит с полярностями плюса и минуса, хорошего и плохого, добра и зла. Интеллект устроен таким образом, чтобы человек тянулся к приятным переживаниям, и отталкивал неприятные. Именно интеллект разделяет реальность на двойственные спектры: счастья и страдания, добра и зла, светлого и темного, высокого и низкого и т.п. И до тех пор, пока мы отождествляемся с интеллектом, для нас принцип его работы является главенствующим. Страдания на человеческом уровне развития сознания неизбежны. И вся мудрость заключается в том, чтобы достойно прожить положенную порцию сложных переживаний – без подавления и зацикливания – с наименьшим сопротивлением.
В благоприятных условиях в каком-нибудь раю для двойственного ума перестают существовать какие-либо стимулы к дальнейшим действиям, т.к. все устраивает, и сознание на человеческом уровне развития в комфорте неминуемо засыпает, скатывается к более грубому, животному уровню – ниже порога вибрации интеллекта. Поэтому те небольшие препятствия и тот дискомфорт, который жизнь нам устраивает, можно воспринимать как благодать, как эффективнейший метод развития сознания на его текущем уровне эволюции. В раю обыватель тупеет и деградирует, в быту и в работе – растет и развивается.
Переживания нашего мира двойственны. Привязываясь к приятным переживаниям, мы неминуемо переживаем и страдания. С одной стороны подобная двойственность выглядит несправедливой. Неужели без страданий на человеческом уровне развития действительно нельзя? С другой стороны, если бы человек переживал лишь приятные переживания, у него бы не возникало стимулов к дальнейшему движению, он не смог бы оставить свой текущий уровень, ради более тонкого, и навсегда остался бы в тупом забытье. Страдание – инструмент развития.
Приятное состояние – это лишь частица истины, боль – ее противоположность, которая словно говорит нам, чтобы мы проснулись, оставили эту «полуистину», отпустили эти образы, иллюзии, и двигались к новым уровням развития сознания – к истине и свободе. Поэтому так важна сознательная, намеренная эволюция, когда движешься не из-под палки, а силой собственного разумения.
Возможно, самой природой нам предназначено познать суть происходящего, выйти за рамки собственного ума к более высокому уровню развития сознания; и только тогда может быть по-настоящему удовлетворена тяга к единству противоположностей, к гармонии и целостности.
Интуитивный уровень развития сознания
В ходе развития, сознание постепенно начинает рассматривать плоскость интеллекта, как глубоко вторичную, и перестает поглощаться мыслями. Интеллект является чрезвычайно эффективным фактором эволюции природы, тем преходящим звеном (уровнем развития), благодаря которому сознание осуществляет взаимодействие с миром объектов, заставляет нас, пребывая в неустойчивости постоянно двигаться к новому уровню комфорта. Но, как и любая система, ментальный механизм когда-нибудь начинает себя исчерпывать, достигает своего предела, и в определенных условиях уступает место новым более тонким и эффективным инструментам познания.
В ходе наблюдения за происходящим, у меня выработалась своеобразная эзотерическая концепция – брать на веру не советую, но имеет смысл понаблюдать за ее проявлением в своей жизни. Дело в том, что природа требует от человека роста и самопознания (постоянного перехода к новым уровням развития), а когда это происходит намеренно, сознательно, тогда силы свыше сокращают количество грубых «кармических» событий – неприятностей, которые побуждают расти над собой в силу отрицательных переживаний. Иными словами, хоть человек и находится под влиянием «закона» кнута и пряника, он может сознательно выбирать «пряник», тогда в «ударах» кнута уже нет особой необходимости. При сознательном подходе отработка кармы и выход стрессов происходят более гладко, нежели в случаях, когда человек не понимает причину возникающих событий и переживаний.
На человеческом уровне развития сознания мы склонны искать причину внутренних переживаний во внешнем мире, что в корне ошибочно, т.к. внешний мир несет лишь видимость этой причины. По этой теме на progressman.ru имеется ряд статей под тегом «проекции». События на самом деле сами собой выстраиваются в соответствии с той кармой, с теми переживаниями, для которых настало время проявиться на текущем уровне развития сознания. Событийный уровень в каком-то смысле вообще – иллюзорен т.к. без наших мыслей и чувств он не имеет «окраски», какого-либо значения. На самом деле за пределами мысли вообще ничего не существует, и никогда не было, кроме одного… Вне ума есть только одно событие и это событие – Бог. В зависимости от веры, или интеллектуальных предпочтений слово «Бог» можно заменить, например: абсолютом, непроявленной реальностью, безличным хаосом, парадоксальным объективным вечным «сейчас». Эта истина становится очевидной на интуитивном уровне развития сознания.
В контексте этих обстоятельств смысл жизни каждого человека – в развитии сознания. Когда человек по-настоящему достигает ступени разума, он обретает возможность выходить и за его пределы – за пределы двойственного мира, в котором все делилось на разные аспекты приятного и неприятного.
На более глубоком уровне развития сознания, разум разделяет свою роль с интуицией, со временем полностью уступая ей бразды правления. Интуиция проявляет себя как фактор доверия происходящей реальности. Возникает ощущение абсолютной спонтанности происходящего. Вы находитесь в «центре» существования, словно вся реальность вращается вокруг вас. Ваша природа – чистое существование, бесформеный зритель жизни. На этом уровне развития сознания ментальный буфер устраняется, и спонтанная реакция на каждый импульс следует мгновенно. С этого уровня начинается переживание, именуемое в восточных учениях термином «лила» – спонтанная игра.
Итак, можно выделить три уровня развития сознания и три уровня стимулов, которыми руководствуется наше поведение: животный, человеческий и божественный. Или другими словами: инстинктивный, интеллектуальный и интуитивный уровни. Инстинкт – следование рефлексу с целью осуществления цели, которая даже толком не осознается. Интеллект подразумевает осознание цели на ментальном уровне, логическое осмысление и выбор наилучшего пути к ней. Интуиция – сущностное, истинное осознание цели и пути. «Intuitio» с латинского языка переводится как созерцание. Чтобы видеть истину вне ума, необходима осознанность. Интуиция – это способность трезво оценивать ситуацию прямым сознанием, минуя ментальный буфер.
Основной посыл, который призвана дать эта статья о трех уровнях развития сознания – это понимание, хотя бы на уровне ума, что непрерывное развитие и самопознание – истинная цель нашего пребывания в текущих условиях жизни.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
progressman.ru
7 уровней развития сознания
Экология сознания: Существуют различные уровни сознания, в соответствии с различными уровнями восприятия окружающего мира. Каждый уровень развития сознания является определённым уровнем способности любить и проявлять любовь.
Существуют различные уровни сознания, в соответствии с различными уровнями восприятия окружающего мира. Каждый уровень развития сознания является определённым уровнем способности любить и проявлять любовь.
1.На первом уровне восприятия мира находятся люди, для которых материальные приобретения являются смыслом жизни. Низшее проявление этого уровня – когда человек желает только получать, не желая ничего отдавать взамен. К сожалению, современные СМИ направлены на то, чтобы стаскивать и удерживать человека на этом уровне антропоцентризма, когда каждый человек считает себя центром мироздания и стремится эксплуатировать ресурсы планеты всех окружающих ради собственного эгоистического наслаждения. Сейчас усилия всех средств массовой информации направлены именно на то, чтобы люди видели смысл своего существования в приобретении, и строили взаимоотношения, главным образом, лишь на основе половой близости.
2. Те, кто возвысились над корыстными устремлениями, и находят счастье в достижении поставленных перед собой творческих целей, являются очевидными двигателями прогресса. Они совершают великие открытия, живут ради искусства, строят мосты через Ла-Манш, внедряют новейшие технологии, и всячески стремятся изменить внешнюю жизнь общества к лучшему. Такие личности могут привлекать значительные материальные ресурсы благодаря тому, что деньги они расценивают не как источник личного наслаждения, а как возможность для осуществления творческих целей.
Если первый уровень объединяет тех, чей смысл жизни — коллекционирование вещей, то на второй ступени находятся люди творчества. Благодаря тому, что деньги для них – не цель, а средство, они обладают сильной внутренней энергией, которая позволяет им добиваться успеха в жизни и проживать её более ярко и насыщенно.
3. Творческие люди постепенно приходят к пониманию, что путь к счастью и процветанию лежит не только через внешние изменения в обществе, а в большей степени — через развитие таких общечеловеческих ценностей, как милосердие, доброта, справедливость и простота, которые являются основой для начала духовной жизни. Те, кто искренне стремятся развить в себе возвышенные качества характера и всегда стараются приносить пользу окружающим, находят умиротворение и радость в чистых и возвышенных отношениях. Благородство души является главной отличительной чертой людей, находящихся на этом уровне и выше.
4. Духовное развитие сопровождается естественным исчезновением лени и увеличением ответственности. Человек с возвышенными качествами характера всегда стремится приносить пользу окружающим. Он совершенствует свой талант, внутренний мир, и все свои способности в духе служения обществу. На этом уровне человек понимает важность выполнения долга. Искренне и бескорыстно выполняя свои обязанности, человек обретает те качества, которые являются основой для стабильного материального процветания и быстрого духовного прогресса.
Практически все восточные культуры основывались на этом надёжном фундаменте бескорыстного служения обществу. «Бусидо» — древняя культура самураев является живым воплощением достижения внутренней и внешней гармонии через бескорыстное выполнение долга. Само слово «самурай» в переводе означает «слуга». Истинный самурай – это совершенный слуга, безупречно владеющий своими чувствами и лишённый даже тени корысти.
Приверженность дхарме – бескорыстное выполнение своих обязанностей являлось так же сутью культуры древней Индии и ведического мировоззрения в целом. Бескорыстное служение соответствует изначальной природе души и поэтому несёт с собой умиротворение и внутреннюю радость, которые являются причиной и следствием дальнейшего духовного просветления. Чем выше духовный уровень человека, чем он бескорыстнее, тем меньше его интересует богатство, но тем доступнее оно становится.
5. Люди, находящиеся на этом уровне, рассматривают духовное развитие как главную цель своей жизни, и действуют так, чтобы каждый их поступок приносил благо окружающим.
6. Духовным возвышением через самопожертвование называется такое состояние души, когда человек желает другим счастья больше, чем самому себе, и через это поднимается на ещё более высокий уровень святости. На этом уровне Любовь ко всем живым существам побуждает человека жертвовать своими интересами ради духовного возвышения окружающих. Практически все основатели истинных мировых религий действовали, исходя умонастроения, присущего данному уровню.
7. Достигнув самого высокого уровня развития, человек утрачивает двойственное восприятие мира и обретает квалификацию вернуться в духовный мир. Такой человек видит только любовь, считая всех окружающих гораздо лучше себя. Для такого человека уже не существует понятий врагов, горя и зла, поскольку каждый его поступок естественным образом несёт любовь и счастье всему миру.
По мере развития сознания у человека развивается бескорыстие и исчезает лень, и выполнение своих обязанностей доставляет ему всё больше и больше удовольствия. Когда человек сосредоточен только на личной выгоде и собственных удовольствиях, процесс работы ему никакой особенной радости не приносит, поскольку он сосредоточен лишь на результате – получении денег. Но на более высоких уровнях сознания та же самая деятельность становится наградой уже сама по себе, и работа воспринимается как хобби.опубликовано econet.ru
Автор: Александр Усанин
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet
econet.ru
уровни (не) понимания. Статья раздела ‘Вне течений’. Эзотерика и духовное развитие.
И ответил Бог человеку, но тот ничего не понял…
В психологической практике есть проблема, с которой приходится постоянно сталкиваться. Особенно очевидной она становится, когда случается общаться с группой людей разного возраста и разного уровня зрелости. Источник — Эзотерика. Живое Знание
Со стороны это выглядит так, будто психолог, отвечая на вопросы разным людям, путается в показаниях и противоречит сам себе.
На одни и те же вопросы порой даются полностью взаимоисключающие ответы, и это сильно сбивает с толку слушателей/читателей. Тот же эффект есть и в индивидуальной работе, но там все-таки проще преодолеть кажущиеся противоречия и показать взаимосвязь различных уровней понимания.
Если у вас сохранились хотя бы смутные воспоминания об уроках геометрии, то проще всего проиллюстрировать эту тему, используя пример пространств с различным числом измерений.
Помните эти мелкие «парадоксы» при переходе из двухмерного в трехмерное пространство? Параллельные прямые, которые на плоскости никогда не пересекаются, в объемном пространстве вполне могут оказаться перпендикулярными друг другу, а в более многомерном пространстве могут хоть в узел завязаться, оставаясь все такими же прямыми и параллельными в одной из своих проекций на плоскость.
Отсюда и возникает кажущееся противоречие: на простом (плоском) уровне восприятия ответ всегда прост и очевиден, но как только мы начинаем углубляться в понимание природы вещей, ответы становятся все более парадоксальными. Но, как и в геометрии, никакого противоречия на самом деле нет, вопрос только в том, понимают ли собеседники, о каком числе измерений в данный момент идет речь.
Теперь о том же самом подробнее и в психологическом контексте.
Есть такое мнение, хорошо согласующееся с практикой, что разные люди рождаются с разными начальными уровнями зрелости. В индийской традиции это отражено в кастовом строе, который предполагает, что каждый человек принадлежит к тому социальному слою, в котором он родился. На западе и во многих других культурах аналогичным образом происходит деление на аристократию и простых смертных.
Очевидно, что дело тут не в генетике и даже не в воспитании. В семье необразованных бедняков вполне может родиться царь по духу, а сколько в человеческой истории было дегенератов королевских кровей, и напоминать не нужно. Возможно, и есть какая-то корреляция между происхождением и начальным уровнем зрелости сознания, но зависимость это точно не прямая. То есть все, о чем мы можем говорить, это сам факт некоего врожденного различия.
Также можно предположить, что в течение жизни происходит какое-то продвижение по шкале зрелости. Но темп этого развития достаточно низок, поскольку основной движущей силой здесь являются острые столкновения с жизнью, заставляющие человека переосмыслять самые глубокие свои установки и воззрения.
Но никто не стремится к подобным столкновениям по доброй воле. Более того, для нас совершенно естественно избегать подобных столкновений, а уклад нашей современной жизни с ее комфортом и безопасностью, позволяет решать эту задачу без особых затруднений. В результате поводов для развития остается не так уж и много, и во многих случаях — если не в большинстве — люди так и остаются на своей начальной ступеньке зрелости.
Зрелость личности
Одномерное (зачаточное) сознание. Самая простая и инфантильная форма сознания. Человеку этого типа свойственны однозначные и потому крайне примитивные суждения о жизни. Восприятие грубое, эмоциональные реакции полярные (черно-белые), эстетическое чувство отсутствует.
В определенном смысле эти люди счастливы, поскольку у них не так много поводов и возможностей создать какой-либо внутренний конфликт. В их жизни все просто и понятно — надо работать, надо развлекаться, надо рожать детей, надо умирать. Не в чем сомневаться, не о чем спорить — они полностью убеждены в собственной жизненной позиции и не собираются ее менять.
Находясь на этом уровне зрелости, человек довольствуется самыми простыми радостями жизни и не ждет каких-либо великих свершений. Это классический тип простого и по-земному мудрого деревенского жителя, у которого полно забот по хозяйству и никаких личностных амбиций. Он просто живет день за днем, точно так же, как жили его родители и деды.
Ничего другого ему и не нужно. Но это не та простота и естественность, к которой приходит адепт дзэна на самом пике прозрения. Простота одноклеточного сознания все-таки ближе к примитивности, к неспособности вместить что-либо большее, воплощение невежества.
У этих людей никогда не возникают вопросы о природе бытия. У них вообще очень мало вопросов, потому что ответы для них всегда очевидны. По этой же причине у них нет ни единого повода обращаться за помощью к психологам или даже к духовникам — жизнь сама расставляет все по местам. А там, где нет вопросов, не нужны и никакие ответы, поэтому проблема объяснения и понимания на этом уровне полностью отсутствует.
В геометрической метафоре одномерное пространство подразумевает, что ни о каких параллельных прямых тут речи быть не может. Прямая здесь только одна, поэтому нет никаких вопросов, сомнений и проблем. Скорее всего, это самый затяжной этап, поскольку без конфликта нет развития.
Двухмерное (невротическое) сознание. Уровень сознания обычного среднестатистического гражданина. Эти люди целиком и полностью живут в мире догм и стереотипов. Конформисты — мнение большинства для них закон. Вкусы и эстетические предпочтения усредненно обычные, соответствующие конъюнктуре.
Параллельные прямые добра и зла на этом уровне никогда не пересекаются. Отсюда и огромное количество внутренних противоречий и конфликтов — душевный хаос никак не вписывается в прокрустово ложе примитивных и однобоких воззрений.
Условно говоря, это душевное состояние человека дофрейдовской эпохи, когда у среднего обывателя не было ни малейшего представления о наличии у себя неосознаваемых психических процессов. И главное их страдание вызвано несоответствием «плоских» сознательных представлений «объемным» процессам и мотивам, присущим бессознательному.
Классический пример из психоаналитической традиции — это случай молодой женщины, у которой начался психоз из-за конфликта между сознательной позицией и чувствами, возникшими на более глубоком уровне. Требование любить и заботиться о своем отце столкнулось с чувством облегчения, которое возникло в момент его смерти после продолжительной и утомительной для всех болезни. Противоречие между тем, что она должна была чувствовать, и тем, что она почувствовала в действительности, привело ее в психушку.
Соответственно, работа по развитию сознания на этом уровне происходит в направлении открытия для человека нового измерения — сферы его бессознательных чувств и мотивов. Это и есть постепенный переход от плоского восприятия жизни и внутреннего пространства к объемному.
Можете представить себе тот квантовый скачок в сознании, когда привычный уютный двухмерный мирок оказывается лишь пунктирной проекцией темного и пугающего трехмерного пространства. Весь мир в этот момент переворачивается вверх дном. То, что еще вчера было простым, понятным и однозначным, больше таковым не является. За каждым поверхностным мотивом, всегда находится что-то более глубокое и часто весьма неприглядное. Знакомые ориентиры утрачиваются, а новые еще не сформированы. Хаос, шок и трепет.
Трехмерное (выздоравливающее) сознание. Параллельные прямые привычных ценностей на этом уровне часто оказываются перпендикулярными друг другу. Такое положение дел требует куда большей гибкости ума и оперативной памяти, способной вместить в себя объемное восприятие внутренней реальности.
На этом этапе развития человек хоть и с неохотой, но все-таки признает, что центр тяжести психического аппарата находится не там, где всегда предполагалось. Бессознательные ранее чувства и реакции теперь становятся все более очевидными, но примирения с ними не наступает. Эгоистичное сознание все еще изо всех сил тянет одеяло на себя и пытается остаться у власти.
С одной стороны, человек теперь признает, что его мотивы далеко не так чисты, как это декларируется на уровне личностного сознания, с другой — сохраняется пока старая тенденция борьбы с собой. Основной внутренний конфликт остается незатронутым, и со стороны Эго долгое время не прекращаются еще попытки подчинить себе бессознательное с его звериными инстинктами.
Однако уже на этом этапе потихоньку начинается процесс индивидуации — высвобождение и отделение от толпы. Человек все глубже понимает свою природу, и это наконец-то дает ему возможность и основания прислушаться к своему собственному мнению и начать формировать свой собственный вкус в жизни.
Его взгляды долгое время еще остаются в рамках общепринятых стандартов, но все чаще у него возникает ощущение, что эти стандарты для него тесноваты. А обострившийся ум и более тонкое восприятие теперь постоянно наталкиваются на смутную пока догадку, что помимо трех уже известных измерений, вероятно, есть еще и четвертое — Бог, Самость, Судьба, Природа… что-то такое, что до сих пор оставалось за сценой, но фактически режиссировало все происходящее вокруг.
Многомерное (здоровое) сознание. Этап состоявшегося примирения с собой и последующего самоотречения. Личное «я» на этом уровне продолжает свое обычное функционирование, с той лишь разницей, что оно больше не озабочено собственной драмой. Некоторые внутренние конфликты все еще остаются, но в них больше нет прежнего ожесточения. Упираясь в границы познания, ум перегорает и вывешивает белый флаг — теперь уже больше не важно, параллельны прямые или нет.
Взгляды на жизнь становятся все более неопределенными, вера в непогрешимость вселенской механики постепенно превращается в глубокую убежденность, а значит, остается все меньше поводов для беспокойства и душевного смятения. Все идет своим чередом и именно так, как и должно идти, даже если сохранившиеся в памяти стереотипы кричат, что это дорога в ад.
Человек приходит к пугающему, но вместе с тем и освобождающему выводу, что, по большому счету, нет никакой возможности точно разобраться в собственных мотивах — они просто есть. И точно так же невозможно разобраться в том, как устроена жизнь, — она тоже просто есть. Единственный незыблемый факт — это факт самого бытия. Все остальное — только домыслы и концепции.
Мир все еще воспринимается дуалистично, но границы правильного и неправильного, доброго и злого все больше размываются. Очевидным становится, что единственный объективный ориентир в оценке окружающей действительности — это свое собственное субъективное ощущение. Объективное и субъективное меняются местами — теперь уже нет ничего более объективного, чем субъективное.
Результатом череды этих трансформаций становится одиночество без капли сожаления и свобода без капли страха. Процесс индивидуации можно считать завершенным — человек окончательно утверждается в том, чтобы быть собой, со всеми своими странностями и получать от этого максимум удовольствия.
Остается, однако, последняя ложка дегтя: смутное ощущение, что быть собой на личностном уровне — это еще не значит быть собой в абсолютном смысле. Примирение со своими демонами и осознание полной своей подчиненности божественной воле, поднимает последний вопрос — кто есть Я, кто есть Бог, где граница между первым и вторым, и не получится ли в итоге так, что никакой границы нет, а первое тождественно второму?
Безмерное (пробужденное) сознание. Эту песню мы петь не будем, потому что слова ее нам не известны… но пару слов все-таки скажем.
Если бы рыба спросила, как быть рыбой, мы бы без тени сомнения поняли всю анекдотичность этого вопроса. Но когда человек спрашивает, как быть человеком, мы погружаемся в философские раздумья и ощущаем интеллектуальную неполноценность в своей неспособности дать исчерпывающий академический ответ.
Следуя нашей пространственной метафоре, можно попробовать представить себе восприятие мира с бесконечным числом измерений. Задача кажется неразрешимо сложной, но это и есть та самая интеллектуальная западня с вопросом о том, как быть человеком. Есть ли у человека хоть малейшая возможность им не быть? Что такое может предпринять человек, чтобы перестать быть человеком?
То же самое и с нашим сознанием: может ли оно быть чем-то иным, кроме самого себя? И если в конечной или изначальной своей форме оно безмерно и безгранично, то могло ли оно хоть на мгновение перестать быть таковым? Очевидно, что не могло, а это значит, что наше привычное повседневное сознание — это и есть Оно.
Фокус только в том, что на долгие годы наше внимание прилипло к экрану с картинками, и искреннее сопереживание главному герою затмило собой восприятие более широкой реальности. Мы видим фильм, но больше не видим экрана, на котором его показывают. Как хорошая книга заставляет нас забыть о делах, сне и чувстве голода, так и история про самих себя, которую мы наблюдаем десятилетиями, заставляет нас забыть о своей настоящей природе. Но никто и никогда не переставал быть собой. Бог, играющий в шахматы, остается Богом… даже если с треском проигрывает партию.
Уровни непонимания
Теперь возьмем какой-нибудь простой насущный вопрос и посмотрим, как можно на него ответить на разных уровнях понимания. Допустим, сложилась какая-то спорная ситуация, где требуется совершить какой-то выбор, и этот выбор не кажется легким. Содержание самой ситуации нас не волнует. Это может быть проблема на работе, конфликт в отношениях, выбор своего пути в жизни и все, что угодно еще — ответ в любом случае будет тот же самый.
На самом первом уровне ответ на вопрос: «Что делать и как жить дальше?» — будет примерно таким: «Поступай, как проще и удобнее, избегай ответственности — будь поближе к кухне, подальше от начальства». Это вполне здравая и мудрая позиция, и, скорее всего, в вашем окружении достаточно людей, которые ее придерживаются и не собираются ее менять.
На втором уровне уже требуется некоторое самосознание, и ответ на тот же вопрос звучит так: «Живи по совести, будь разумным человеком, принимай решения и бери на себя ответственность — твоя жизнь в твоих руках и только тебе решать, как ты ее проживешь!» И снова совершенно здравая и обоснованная позиция.
Таких вот «сознательных» невротиков людей в нашем окружении еще больше, потому что именно они составляют костяк нашего общества. Именно на этом уровне формируются и укрепляются основные социальные стереотипы, с которыми приходится сталкиваться и бороться на следующем этапе.
На третьем уровне ответ выглядит так: «Жизнь одна, поэтому быть счастливым важнее, чем быть хорошим, — перестань оглядываться на других, будь честен с собой, поступай, как считаешь нужным, и неси полную ответственность за свой выбор».
Глубокое осознание такого взгляда на жизнь встречается реже, поскольку требует определенного мужества и внутренней стойкости. Но если человек укореняется в этой позиции, для него открываются многие двери, которые ранее были закрыты. Социальный успех, здоровые отношения, внутреннее равновесие и все прочие земные радости становятся доступны только с этого уровня зрелости.
На четвертом уровне ответ опять трансформируется: «Вопроса о том, как поступить, на самом деле нет — есть только пауза между возникновением ситуации выбора и тем моментом, когда выбор будет сделан за пределами сознания. Заполнять эту паузу беспокойством, сомнениями и размышлениями нет никакого смысла — в нужный момент решение придет само по себе в готовом виде, а нам остается только нести ответственность за сделанный выбор».
Такой ответ переварить гораздо сложнее, поскольку ценой, которую здесь придется заплатить, становится собственная личность — тот самый главный персонаж, сопереживание которому заставило нас покинуть рай и спуститься на грешную землю. Привычные ориентиры на этом этапе утрачиваются, и жизнь превращается в ту саму реку, по которой проплывают то друзья, то враги, то приятные события, то неприятные. Цена высока, но состояние счастливого благополучия того стоит.
На последнем уровне ответ так же прост, как и на первом: «Смотри кино, жуй попкорн». На этом этапе уже нет ни вопроса, ни ответа, ни вопрошающего, ни отвечающего, есть только тотальное функционирование вселенной, в котором мы одновременно являемся и режиссером за кулисами, и актером на сцене, и зрителем в зале. Бесконечное сновидение, в котором мы с огромным удовольствием снимся самим себе.
Вот и получается: вопрос один — ответы разные. Хуже того, ответы противоречат друг другу и, кажется, создают еще большую путаницу. Но в действительности никакого противоречия между ними нет, и ответ каждый раз дается тот же самый — отличается только интерпретация или уровень упрощения.
Всякий раз, на любом уровне понимания мы говорим об одном и том же — о доверии себе и своим суждениям, безо всякой оглядки на то, какими глубокими могут быть наши заблуждения в данный момент. Но даже и эта рекомендация, в сущности, абсурдна, поскольку это очередной совет рыбе оставаться рыбой.
Ничем и никем другим, кроме самих себя, мы быть не можем. Свобода и мужество быть собой — это не героическое свершение, а самая банальная вещь на свете. Ложный драматизм борьбы за самого себя — лишь попытка убежать от нелестной правды о себе и своих настоящих приоритетах.
Мы сколько угодно можем дурачить себя, что нам не хватает смелости жить по-своему, но правда в том, что никак иначе, кроме как «по-своему» мы жить не можем — нам просто не хватает духу признать, что всю свою жизнь мгновение за мгновением мы прожили именно так, как того и хотели.
P. s.
Очевидное проявление этой проблемы с разными уровнями объяснения — это та путаница, которая возникает, когда в тексте проблема рассматривается с одного уровня понимания, а читатель пытается ее осмыслить с какого-то другого.
Человеку, комфортно обитающему на уровне «плоского» невротического сознания, будет совершенно не понятно, о чем говорится в статье, если проблема там рассматривается «в объеме». Для него текст покажется полнейшей галиматьей. Точно так же и наоборот — зрелому человеку некоторые другие статьи покажутся слишком грубым упрощением, потому что изначально они были нацелены на другого читателя.
Поэтому, читая статьи и слушая семинары, держите в голове эту общую схему и старайтесь отслеживать, на каком уровне и для кого в данном случае идет повествование.
Рейтинг: 3.18 (Проcмотров: 4121)
Читайте раздел Вне течений на портале эзотерики naturalworld.guru.
naturalworld.guru
Уровни развития сознания — Психология PRO
Уровни развития сознания в этой статье рассматриваются через призму инстинктов, интеллекта и интуиции. Эта классификация уровней развития может использоваться как глобальная лестница эволюции на планете, но здесь она применяется для рассмотрения конкретно человеческой эволюции. Социальные, психологические и духовные аспекты развития личности подробней рассматриваются в статье «этапы развития личности». А здесь я продолжаю тему «принятия решений» – это тема влияний – причин и мотивов, побуждающих нас действовать под руководством инстинктов, интеллекта и интуиции.
Каждый человек, в зависимости от уровня развития сознания имеет различные виды стимулов, причин для совершения тех или иных поступков, и вообще для принятия решений и выбора как такового. Ниже кратко опишу разновидности базовых стимулов.
Животный (инстинктивный) уровень развития сознания
Инстинкты – это реакции, направленные на удовлетворение базовых телесных потребностей. Животные как существа, еще не способные на разумные выводы и действия, вынуждены переживать почти постоянный страх, чтобы избегать опасностей: убегать, учуяв запах хищника, искать пропитание и кров. Животные на своем уровне развития имеют превосходную реакцию т.к. не тратят времени на анализ и обдумывание ситуации. Их действия можно назвать абсолютно искренними, прямыми. Животные действуют мгновенно, по ситуации, но их реакция ограничена размытым неглубоким инстинктивным уровнем сознания.
Человеческий (интеллектуальный) уровень развития сознания
Интеллект подразумевает осознание цели на ментальном уровне, логическое осмысление и выбор наилучшего пути осуществления. Для человека как существа более разумного страх уже не играет такой значительной роли, т.к. за большую часть работы психики, за принятие решений теперь отвечает интеллект. Страх сквозит где-то на уровне подсознания. Тем не менее, до абсолютной разумности обывателю еще далеко, и если предположить на его уровне развития сознания возможность полного устранения страха, эта неразумность проявится в полной мере – человек начнет совершать опрометчивые и опасные для жизни поступки. Подобное наглядно проявляется в поведении под действием алкоголя, когда чувства притупляются по причине сужения сознания.
Иначе говоря, в той сфере, где разум проявляет себя не в полную силу, на сцену выходят более грубые органы контроля, связанные с проявлением эволюционного прошлого (животного уровня развития сознания). И здесь я делаю одно смелое допущение: когда человек привносит в действия абсолютную разумность, страх и грубые эмоции уходят из жизни навсегда.
Физическая реакция на человеческом уровне развития сознания в сравнении с животным уровнем – заторможенная, потому что человек воспринимает реальность через слой ментального буфера, в котором происходит оценка и анализ ситуации. В зависимости от уровня разумности (силы различения) человек, в ходе анализа принимает верные, либо ошибочные решения, вытекающие в относительно эффективные действия.
Развитие сознания на человеческом уровне возможно лишь в состоянии дисбаланса, когда существует проблематика, когда настоящее не удовлетворяет и есть к чему стремиться. А состояние «удовлетворенности» в большинстве случаев не только останавливает развитие сознания на текущем уровне, но и приводит к деградации.
Возможно, вы слышали об известном эксперименте, где ученые, подключили к мозгу мыши электроды и сделали специальную педальку, нажимая на которую мышь переживала оргазм. После нескольких сотен оргазмов, пережитых в течение часа, мышь умерла от потери энергии. Иными словами, на определенном уровне развития в условиях непрерывного блаженства живой организм приходит к деградации и вымиранию.
Возникает вопрос: может ли человек развиваться без страданий? Получается, что на человеческом уровне развития, сознание вынуждено переживать дискомфорт лишь по той причине, что счастье без страданий в конечном итоге, приводит к вымиранию. К сожалению, на текущем уровне развития нашего общества, как это ни парадоксально, человек вынужден находиться в относительной опасности, чтобы выжить.
Чтобы понять истинные причины человеческого несчастья, необходимо проанализировать наш текущий уровень развития сознания, природу нашей самоидентификации. Реальность для обывателя выглядит, как своего рода серьезная стратегическая игра. В этой игре у нас есть личный расклад карт. Среди слабых карт: наши уязвимые места, страхи и долги. Среди козырей: способности, ресурсы, связи. Мы используем имеющийся расклад, чтобы достигать желаемых целей, преодолевая слабости. Все это – внешняя, поверхностная сторона человеческого уровня развития сознания. Внутренняя сторона неизмеримо сложней – она кипит бесчисленными переживаниями, чувствами, мыслями, множеством бессознательных влияний.
Человеческий интеллект представляет собой своеобразный психический магнит с полярностями плюса и минуса, хорошего и плохого, добра и зла. Интеллект устроен таким образом, чтобы человек тянулся к приятным переживаниям, и отталкивал неприятные. Именно интеллект разделяет реальность на двойственные спектры: счастья и страдания, добра и зла, светлого и темного, высокого и низкого и т.п. И до тех пор, пока мы отождествляемся с интеллектом, для нас принцип его работы является главенствующим. Страдания на человеческом уровне развития сознания неизбежны. И вся мудрость заключается в том, чтобы достойно прожить положенную порцию сложных переживаний – без подавления и зацикливания – с наименьшим сопротивлением.
В благоприятных условиях в каком-нибудь раю для двойственного ума перестают существовать какие-либо стимулы к дальнейшим действиям, т.к. все устраивает, и сознание на человеческом уровне развития в комфорте неминуемо засыпает, скатывается к более грубому, животному уровню – ниже порога вибрации интеллекта. Поэтому те небольшие препятствия и тот дискомфорт, который жизнь нам устраивает, можно воспринимать как благодать, как эффективнейший метод развития сознания на его текущем уровне эволюции. В раю обыватель тупеет и деградирует, в быту и в работе – растет и развивается.
Переживания нашего мира двойственны. Привязываясь к приятным переживаниям, мы неминуемо переживаем и страдания. С одной стороны подобная двойственность выглядит несправедливой. Неужели без страданий на человеческом уровне развития действительно нельзя? С другой стороны, если бы человек переживал лишь приятные переживания, у него бы не возникало стимулов к дальнейшему движению, он не смог бы оставить свой текущий уровень, ради более тонкого, и навсегда остался бы в тупом забытье. Страдание – инструмент развития.
Приятное состояние – это лишь частица истины, боль – ее противоположность, которая словно говорит нам, чтобы мы проснулись, оставили эту «полуистину», отпустили эти образы, иллюзии, и двигались к новым уровням развития сознания – к истине и свободе. Поэтому так важна сознательная, намеренная эволюция, когда движешься не из-под палки, а силой собственного разумения.
Возможно, самой природой нам предназначено познать суть происходящего, выйти за рамки собственного ума к более высокому уровню развития сознания; и только тогда может быть по-настоящему удовлетворена тяга к единству противоположностей, к гармонии и целостности.
Интуитивный уровень развития сознания
В ходе развития, сознание постепенно начинает рассматривать плоскость интеллекта, как глубоко вторичную, и перестает поглощаться мыслями. Интеллект является чрезвычайно эффективным фактором эволюции природы, тем преходящим звеном (уровнем развития), благодаря которому сознание осуществляет взаимодействие с миром объектов, заставляет нас, пребывая в неустойчивости постоянно двигаться к новому уровню комфорта. Но, как и любая система, ментальный механизм когда-нибудь начинает себя исчерпывать, достигает своего предела, и в определенных условиях уступает место новым более тонким и эффективным инструментам познания.
В ходе наблюдения за происходящим, у меня выработалась своеобразная эзотерическая концепция – брать на веру не советую, но имеет смысл понаблюдать за ее проявлением в своей жизни. Дело в том, что природа требует от человека роста и самопознания (постоянного перехода к новым уровням развития), а когда это происходит намеренно, сознательно, тогда силы свыше сокращают количество грубых «кармических» событий – неприятностей, которые побуждают расти над собой в силу отрицательных переживаний. Иными словами, хоть человек и находится под влиянием «закона» кнута и пряника, он может сознательно выбирать «пряник», тогда в «ударах» кнута уже нет особой необходимости. При сознательном подходе отработка кармы и выход стрессов происходят более гладко, нежели в случаях, когда человек не понимает причину возникающих событий и переживаний.
На человеческом уровне развития сознания мы склонны искать причину внутренних переживаний во внешнем мире, что в корне ошибочно, т.к. внешний мир несет лишь видимость этой причины. По этой теме на progressman.ru имеется ряд статей под тегом «проекции». События на самом деле сами собой выстраиваются в соответствии с той кармой, с теми переживаниями, для которых настало время проявиться на текущем уровне развития сознания. Событийный уровень в каком-то смысле вообще – иллюзорен т.к. без наших мыслей и чувств он не имеет «окраски», какого-либо значения. На самом деле за пределами мысли вообще ничего не существует, и никогда не было, кроме одного… Вне ума есть только одно событие и это событие – Бог. В зависимости от веры, или интеллектуальных предпочтений слово «Бог» можно заменить, например: абсолютом, непроявленной реальностью, безличным хаосом, парадоксальным объективным вечным «сейчас». Эта истина становится очевидной на интуитивном уровне развития сознания.
В контексте этих обстоятельств смысл жизни каждого человека – в развитии сознания. Когда человек по-настоящему достигает ступени разума, он обретает возможность выходить и за его пределы – за пределы двойственного мира, в котором все делилось на разные аспекты приятного и неприятного.
На более глубоком уровне развития сознания, разум разделяет свою роль с интуицией, со временем полностью уступая ей бразды правления. Интуиция проявляет себя как фактор доверия происходящей реальности. Возникает ощущение абсолютной спонтанности происходящего. Вы находитесь в «центре» существования, словно вся реальность вращается вокруг вас. Ваша природа – чистое существование, бесформеный зритель жизни. На этом уровне развития сознания ментальный буфер устраняется, и спонтанная реакция на каждый импульс следует мгновенно. С этого уровня начинается переживание, именуемое в восточных учениях термином «лила» – спонтанная игра.
Итак, можно выделить три уровня развития сознания и три уровня стимулов, которыми руководствуется наше поведение: животный, человеческий и божественный. Или другими словами: инстинктивный, интеллектуальный и интуитивный уровни. Инстинкт – следование рефлексу с целью осуществления цели, которая даже толком не осознается. Интеллект подразумевает осознание цели на ментальном уровне, логическое осмысление и выбор наилучшего пути к ней. Интуиция – сущностное, истинное осознание цели и пути. «Intuitio» с латинского языка переводится как созерцание. Чтобы видеть истину вне ума, необходима осознанность. Интуиция – это способность трезво оценивать ситуацию прямым сознанием, минуя ментальный буфер.
Основной посыл, который призвана дать эта статья о трех уровнях развития сознания – это понимание, хотя бы на уровне ума, что непрерывное развитие и самопознание – истинная цель нашего пребывания в текущих условиях жизни.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
progressman.ru
Структура и уровни сознания
При описании структуры сознания обычно выделяются следующие ее особенности:
Сознание — двумерное явление:
во-первых, оно включает в себя информацию о внешнем мире, объекте;
во-вторых, оно направлено и на самого носителя, субъекта сознания, т.е. сознание выступает в качестве самосознания.
В ту картину мира, которую формирует сознание, включен и сам человек, его действия и состояния. Наличие у человека способности к самопознанию является основанием для существования и развития психологии, ибо без нес психические явления были бы закрыты для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.
Самосознание — это осознание человеком своей деятельности, мыслей, чувств, потребностей.
Способность осуществлять самопознание, т.е. направлять психическую деятельность на самого себя, — уникальное свойство человека, отличающее его от животных.
В процессе самосознания человек осознает смысл собственной жизни, развивает свои умственные, нравственные, а также профессиональные качества, самосовершенствуется.
Сознание, самосознание в психике человека тесно связаны с бессознательным. Бессознательное иногда, например во фрейдизме, резко противопоставляется сознанию. Причем решающая роль в жизни человека этой концепцией отводится не сознанию, а подсознанию, особенно сексуальным чувствам. Подсознание, по Фрейду, проявляется прежде всего в сновидениях, в состоянии гипноза.
Существует, однако, и другая трактовка соотношения сознательного и бессознательного, суть которой состоит в признании приоритета сознания, особенно рационального сознания, мышления. В философии эта трактовка представлена рационализмом (Декарт), а в психологии гештальпсихологией (Кёлер) и когнитивной психологией (Нейссер).
Современная психология считает, что сознательное и бессознательное в психике человека не отгорожены и постоянно влияют друг на друга. Кроме того, человек в состоянии контролировать всю свою психику на уровне сознания.
Сознание включает несколько основных структурных блоков, главными из которых являются:
познавательные процессы, к которым относятся ощущения, восприятия, представления, мышление, память, язык и речь;
эмоциональные состояния — позитивные и негативные, активные и пассивные и т.д.;
волевые процессы — принятие и исполнение решений, волевые усилия.
Все эти структуры сознания обеспечивают формирование знаний и предметно-практическую деятельность человека по удовлетворению его многообразных потребностей.
В завершение характеристики феномена сознания следует обратить внимание на некоторые его существенные черты, которые наиболее часто указываются в психологической литературе.
Сознание динамично, подвижно, изменчиво. В фокусе сознания непрерывно, с утра до вечера и даже во сне, у человека появляются, сменяя друг друга, то одни, то другие образы, мысли, представления. Сознание напоминает течение реки. Поэтому его иногда характеризуют термином «поток сознания». Эту черту сознания впервые подметил античный философ Демокрит, высказавший мысль о том, что в мире все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку, и души человеческие текут как ручьи.
Сознание никогда не существует в «чистом виде», само по себе, изолированно от его конкретного носителя. Эта особенность сознания выражается термином «субъектность сознания», а также отражается формулой: «Сознание — есть субъективный образ объективною мира». Все произведения человеческой культуры — материальные и духовные — первоначально возникли в сознании их творцов.
Но всякое индивидуальное сознание возникает не па пустом месте, не в вакууме. Важнейшей особенностью сознания, которую особенно настойчиво выделяла отечественная психология, является тесная связь индивидуального сознания с общественным. Эта связь осуществляется через язык и речь, которые в своем содержании воплощают весь опыт человеческой культуры. Каждый человек в ходе индивидуального развития через язык и речь так или иначе приобщается к общественному сознанию.
Сознание активно. Эта черта сознания проявляется не только в процессе создания и изменения «картины мира», но и в предметно- практической деятельности по удовлетворению потребностей человека, которому необходим адекватный образ мира для того, чтобы его деятельность была эффективной. Эта особенность сознания выражается формулой: «сознание не только отражает мир, но и творит его». Это означает, что если психика животных обеспечивает прежде всего приспособление животного к окружающему миру, то сознание человека может позволить ему изменить мир, приспособив его к своим потребностям.
Сознание может не только отражать реальный мир, но и создавать идеальные конструкции, представления, которым нет аналогов, прообразов в реальном мире. Человек способен, отвлекаясь от реального восприятия окружающей действительности, рисовать в своем воображении то, что в данный момент не существует, или даже то, что никогда не существовало и не будет существовать. Таково содержание религий, социальных утопий, а также некоторых гипотез, претендующих на статус научности.
studfiles.net