Уровни способностей в психологии схема: одаренность, талант, гениальность. Уровни развития способностей, их характеристика

27.5. Структура способностей

Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру. Структура совокупности психических качеств, которая выступает как способность, в конечном счете, опреде­ляется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.

Так, структура математических способностей, по имеющимся дан­ным, включает ряд частных способностей:

□ вычислительные способности; Q логические способности;

□ способность к обобщению математического материала;

□ гибкость мыслительных процессов при решении математических задач;

□ изобретательность;

□ пространственное мышление и др.

Структура литературных способностей предполагает:

□ богатую фантазию;

□ наличие ярких наглядных образов памяти;

□ чувство языка;

□ глубокий интерес к психологии людей;

□ потребность в самовыражении;

□ высокий уровень развития эстетических чувств и др.

Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру кон­кретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, неко­торые — вспомогательное. С учетом этих особенностей структура педа­гогических способностей может выглядеть так (рис. 27.6).

При первом подходе к данному вопросу выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

При другом подходе к уровню развития способностей можно выявить градацию их развития от слабо развитых или еще не развитых способностей до их высшего развития (рис. 27.7 и табл. 27.2).

Рис. 27.7. Уровни развития способностей

Таблица 27. 2. Содержание различных уровней способностей человека

Уровень развития и проявления способностей

Описание

Задатки

Врожденные анатомо-физиологические особенности строения организма в целом и его периной системы, составляющие индивидуальные предпосылки формирования и развития способностей

Склонности

Первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении человека к занятиям определенным видом деятельности

Одаренность

Сочетание различных развитых способностей, обусловливающие особенно успешную деятельность человека в определенной области или в нескольких областях деятельности

Талант

Сочетание выдающихся способностей, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности

Гениальность

Высшая ступень талантливости.

Способность создавать что-то принципиально новое в общественной жизни, в науке, литературе, искусстве и т. п. Продукты творчества гениального человека являются важным этапом и развитии той или иной отрасли деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы с вами разобрали основные понятия науки психологии. Более детальная проработка этих тем осуществляется в рамках других психологических дисциплин. Например, тема «Деятельность» подробно разбирается в курсе «Психология труда», темы «Общение» и «Конфликты» являются предметами таких дисциплин, как «Социальная психология» и «Конфликтология», темы «Личность», «Темперамент» и «Характер» подробно изучаются в дисциплине «Психология личности».

В отличие от этих специальных отраслей психологии, курс «Общая психология» закладывает теоретический фундамент психологических знаний по разным направлениям. Теперь, после изучения основ этой науки, вы сможете более четко и определенно понимать психологические понятия и использовать их в процессе обучения и практической деятельности.

174

собственно способность, одаренность, талант, гениальность.

Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Но для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое называют задатками.

Под понимаются анатомо-физиологические задатками особенности развития нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.

Например, в качестве врожденных задатков могут выступать особенности развития различных анализаторов. Так определенные характеристики слухового восприятия могут выступать в качестве основы для развития музыкальных способностей. А задатки интеллектуальных способностей проявляются, прежде всего, в функциональной деятельности мозга — его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей и др.

, то есть в том, что И.П. Павлов назвал генотипом — врожденными особенностями нервной системы. К числу таких свойств относятся сила, подвижность и уравновешенность нервной системы. Эти врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, или врожденные задатки, и определяют природную основу индивидуальных различий между людьми.

Следует подчеркнуть, что наличие определенных задатков у человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности. Например, существенной предпосылкой для развития музыкальных способностей является тонкий слух. Но строение периферического (слухового) и центрального нервного аппарата является лишь предпосылкой к развитию музыкальных способностей.

Строение мозга не предусматривает, какие профессии и специальности, связанные с музыкальным слухом, могут возникнуть в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет для себя человек и какие возможности будут предоставлены ему для развития имеющихся у него задатков.

Следовательно, в какой степени будут развиты задатки человека, зависит от условий его индивидуального развития.

Исходя из этого, можем сделать вывод, что развитие задатков это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Задатки развиваются и трансформируются в способности при условии, если в обществе возникла потребность в тех или иных профессиях, в частности, где нужен именно тонкий музыкальный слух. Вторым существенным фактором развития задатков являются особенности воспитания.

Задатки неспецифичны. Наличие у человека задатков определенного вида не означает, что на их базе в благоприятных условиях обязательно должна развиться какая-то конкретная способность. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. Так, человек, обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать музыкальным исполнителем, дирижером, танцором, певцом, музыкальным критиком, педагогом, композитором и т. д. Вместе с тем нельзя считать, что задатки не влияют на характер будущих способностей. Так особенности слухового анализатора скажутся именно на тех способностях, которые требуют особого уровня развития данного анализатора.

В зависимости от того, существуют и м отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными. Потенциальные способности — не реализуются в конкретном виде деятельности, но могут актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. К актуальным способностям, как правило, относят те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.

Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности человека. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные.

Следующим уровнем развития способностей является одаренность. Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. При этом следует подчеркнуть то, что от одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения.

Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками. Какую бы феноменальную математическую одаренность ни имел человек, но если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области. Одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки.

Одаренность может проявиться уже в детстве. Исследуя проблему одаренности, Н.

С. Лейтес отмечает следующие особенности высокоодаренного ребенка:

-внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе;

— постоянная потребность трудиться без устали, срока и отдыха;

-быстрота мыслительных процессов, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, продуктивность умственной работы;

— широкий диапазон познавательных интересов, выступающих постоянным стимулом мыслительной активности ребенка.

Говоря об одаренных детях, вспоминаются имена людей, с детства проявивших свои способности и с молодых лет достигших высокого уровня признания. Известный математик Сергей Маргелян окончил университет в 19 лет, в 24 года стал лауреатом Государственной премии СССР, в 25 лет — членом-корреспондентом АН СССР, в 28 лет — академиком. Американский математик Норберт Винер в 12 лет стал студентом университета, в 14 лет — получил степень бакалавра, в 19 лет стал доктором философии Гарвардского университета.

Индивидуальные различия одаренных людей обнаруживаются главным образом в направленности интересов. Одни люди, например, останавливаются на математике, другие — на истории, третьи — на общественной работе. Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности.

Характеризуя способности человека, часто выделяют такой уровень их развития как мастерство, то есть совершенство в конкретном виде деятельности. Когда говорят о мастерстве человека, в первую очередь имеют в виду его способность успешно заниматься производительной деятельностью. Однако отсюда не следует, что мастерство выражается в соответствующей сумме готовых умений и навыков. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем. Недаром говорят: «Мастерство — это когда «что» и «как»

приходит одновременно», — подчеркивая, что для мастера нет разрыва между осознанием творческой задачи и нахождением способов ее решения.

Следующий уровень развития способностей человека — талант.

Слово «талант» встречается в библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб получил от господина на время его отсутствия и предпочел зарыть в землю, вместо того чтобы пустить в оборот и получить прибыль. Отсюда выражение — «зарыть талант в землю». В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т.д.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Пробуждение таланта, так же как и способности вообще, общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед данным обществом.

Следует отметить, что талант — это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа таланом. Например, среди выдающихся талантов можно найти много людей как с хорошей, так и с плохой памятью. Это связано с тем, что в творческой деятельности человека память — это лишь один из факторов, от которых зависит ее успешность. Но результаты не будут достигнуты без гибкости ума, богатой фантазии, сильной воли, глубокой заинтересованности. Талант — это такое сочетание способностей, которое дает человеку возможность успешно проявлять самостоятельность и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность.

Высшим уровнем развития способностей называют гениальность.

О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячелетшою историю цивилизации их было не более человек. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности.

Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. Лейбница, М.В.

Ломоносова. Например, М.В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию.

Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче. Кроме этого гениальность не приходит сама по себе, ее достижение требует колоссального напряжения интеллектуальных, волевых и эмоциональных усилий человека. Неслучайно американский изобретатель Т. Эдисон сказал, что «гениальность — это один процент вдохновения и 99 процентов пота».

14.3. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Вопрос о природе человеческих способностей до сих пор является спорным. Одна из наиболее распространенных точек зрения состоит в том, что способности обусловлены биологически и их проявление целиком зависит от наследственных характеристик.

Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом. В доказательство такой точки зрения приводятся факты индивидуальных различий, отмечающиеся в детском возрасте, когда воздействие обучения и воспитания, казалось бы, еще не могло быть определяющим. Так, например, музыкальная одаренность Моцарта обнаружилась в три года, Гайдна — в четыре. Талант в живописи и в скульптуре проявляется несколько позднее: у Рафаэля — в восемь лет, у Ван-Дейка — в десять.

Своеобразным развитием концепции наследования способностей является предположение о связи способностей человека с массой мозга. Как известно, мозг взрослого человека весит в среднем около 1400 г. Определение массы мозга выдающихся людей показало, что их мозг несколько больше средней величины. Так, масса мозга И.С.

Тургенева составляет 2012 г, мозга Д. Байрона- 1800 г и т.д. Однако в последствии это предположение оказалось несостоятельным, поскольку можно привести не меньше примеров знаменитостей, мозг которых был меньше средней величины. Например, у известного химика Ю. Либиха мозг весил 1362 г, а у писателя А. Франса — 1017 г.

Более того, оказалось, что самый большой и тяжелый мозг — более г — оказался у умственно отсталого человека.

С идеей наследования способностей связано и учение Франца Галля, получившего название френология, (от греч. френос — ум, логос — учение). Френологи пытались проследить зависимость психических особенностей человека от наружной формы черепа. Основная идея базировалась на том, что кора головного мозга состоит из ряда центров, в каждом из которых локализована определенная способность человека. Степень развития этих способностей находится в прямой зависимости от величины соответствующих частей мозга. На основе специальных измерений была составлена френологическая карта, где поверхность черепа разбивалась на 27 участков, каждый из которых соответствовал определенной индивидуальной особенности. Среди них выделялись «шишки способностей» к музыке, поэзии, живописи;

«бугры» честолюбия, скупости, храбрости и т. д. Однако этот подход \оказался несостоятельным. Многочисленные вскрытия показали, что череп вовсе не повторяет форму коры головного мозга, поэтому » определение по шишкам и впадинам черепа умственных и нравственных особенностей человека антинаучно и беспочвенно.

Широкую известность получили работы Ф. Гальтона, который объяснял наследование способностей исходя из принципов эволюционной теории Ч. Дарвина. Анализируя биографии выдающихся деятелей Англии, Ф. Тальтон пришел к выводу, что совершенствование человеческой природы возможно лишь путем выведения на основе законов наследственности расы особо одаренных, умственно и физически развитых людей.

Утверждения такого рода не лишены оснований. Особенно впечатляет история семьи Бахов. Впервые большие музыкальные способности в ней проявились в 1550 г. Родоначальником семьи был булочник В. Бах, который, как отмечал Т. Рибо в своем труде «Наследственность душевных свойств» отводил душу после работы музыкой и пением. У него было два сына, с них-то и начинается непрерывный ряд музыкантов, известных в Германии на протяжении двух веков. В семье Бахов бьшо около 60 музыкантов, из них более — выдающихся.

Установлено, что прабабушка Л.Н.Толстого — Ольга Трубецкая и прабабушка А.С. Пушкина — Евдокия Трубецкая, были родными сестрами. Пять крупнейших представителей немецкой культуры поэты И. Шиллер и Ф. Гёльдерлин, философы Ф. Шеллинг и Г. Гегель, а также физик Макс Плашс состояли в родстве: у них был общий предок — Иоганн Кант, живший в XV в.

Современные исследования, проводимые с применением близнецового метода, позволяют более точно оценить роль среды и наследственности в развитии способностей. Суть данного метода заключается в целенаправленном изучении близнецов. Так, в ряде исследований сравнивались между собой показатели способностей монозиготных близнецов и просто братьев и сестер (так наз. сибсов — от англ. sib — один из детей одних и тех же родителей). Бьшо установлено, что способности и уровень их развития внутри монозиготных пар совпадают в 70-80% случаев, а в парах сибсов — в 40-50%. Данные исследования позволили утверждать, что способности, или по крайней мере задатки, самым тесным образом связаны с наследственностью. Однако по-прежнему не ясно, что важнее для развития способностей — среда или наследственность.

Ответ на этот вопрос пытались дать в своих работах А. Басе и Р.

Плоумин, которые изучали отдельные характеристики гомозиготных (имеющих идентичную наследственность) и гетерозиготных (обладающих разной наследственностью) близнецов. Сравнительные исследованиягомозиготныхблизнецов, которые жили и воспитывались в разных семьях, показывают, что их индивидуальные психологические различия от этого не увеличиваются, а чаще всего остаются такими же как у детей, выросших в одной и той же семье.

Более того, в некоторых случаях индивидуальные различия между I ними даже уменьшаются. Дети-близнецы, имеющие одинаковую наследственность, в результате раздельного воспитания становятся’.

иногда более похожими друг на друга, чем в том случае, если их воспитывать вместе. Объясняется это тем, что детям-одногодкам, J постоянно находящимся рядом друг с другом, почти никогда не удается заниматься одним и тем же делом и между такими детьми;

редко складываются вполне равноправные отношения.

Другая, не менее распространенная точка зрения состоит в том,;

что особенности психики целиком определяются качеством воспитания и обучения. Сторонники этого направления ссылаются на случаи, когда;

дети самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. В рамках этого же подхода говорят о случаях социальной изоляции, ведущих к дефициту общения, в частности, о так называемых «детях-маугли». Эти случаи являются доказательством невозможности собственно человеческого развития вне общества. В;

пользу данного подхода также говорят факты массового развития некоторых специальных способностей в условиях определенных культур.

Пример такого развития был обнаружен в исследовании звуковысотного слуха, которое проводилось О. Н. Овчинниковой и Ю.Б. Гиппенрейтер под руководством А.Н.Леонтьева. Звуковысотный слух или восприятие высоты звука, составляет основу музыкального слуха. Исследуя эту перцептивную способность с помощью специального метода, ученые обнаружили сильную недоразвитость ее примерно у одной трети взрослых русских испытуемых. Как и следовало ожидать, эти же лица оказались крайне немузыкальны.

Применение того же метода к испытуемым-вьетнамцам дало противоположные результаты: все они по показателям звуковысотного слуха оказались в группе лучших. По другим тестам эти испытуемые обнаружили также 100% музыкальности. Эти удивительные различия находят объяснения в особенностях русского и вьетнамского языков русский относится к тембровым, а вьетнамский — к тональным языкам.

Во вьетнамском языке высота звука несет функцию смыслоразличения, а в русском языке такой функции у высоты речевых звуков нет. В русском, как и во всех европейских языках, фонемы различаются по своему тембру. В результате все вьетнамцы, овладевая в раннем детстве родной речью, одновременно развивают музыкальный слух, чего не происходит с русскими или европейскими детьми. Этот пример показывает роль условий среды и упражнений в формировании способностей.»

Конечным выводом этой концепции явилось положение о том, что у каждого человека можно сформировать любые способности.

Придерживаясь данного взгляда, американский психолог У. Ушби утверзкдает, что способности определяются прежде всего той программой интеллектуальной деятельности, которая была сформирована у человека в детстве. В соответствии со своей программой одни люди решают творческие задачи, а другие в состоянии выполнять только то, чему их научили. В настоящее время приверженцы этой концепции в США создают специальные центры «выращивания» одаренных детей. Так, в Филадельфийском институте наилучшего использования человеческого потенциала занятия по умственному развитию детей начинают с 4-5 лет, считая, что дорога каждая минута и мозгу нельзя позволять «бездельничать».

В свою очередь жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют о том, что нельзя отрицать наличие природных предпосылок способностей. Не признавая врожденности способностей, отечественная психология не отрицает врожденности задатков и особенностей строения мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения определенной деятельности.

В российской психологии проблема способностей отражена в исследованиях таких видных ученых как Б.М.Теплов, В.Д. Небылицын, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков и др. В сжатом виде позицию, сложившуюся в отечественной психологии, можно охарактеризовать так: способности человека по своей природе биосоциальны.

Таким образом, наследственность имеет большое значение для развития способностей, поскольку особенности анатомо физиологического строения нервной системы человека в значительной степени определяют его задатки. Но, с другой стороны, сами по себе задатки не означают, что у человека разовьются соответствующие способности. Развитие способностей зависит от условий воспитания, потребностей общества в той или иной деятельности, от системы образования и многих других социальных условий.

14.4. РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ i Перед психологией очень остро стоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей. Тонкие механизмы такого процесса еще неизвестны. Однако некоторые сведения могут быть привлечены к обсуждению этого вопроса.

В развитии способностей условно выделяют несколько этапов.

Каждый человек в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Например, у ребенка в возрасте 2-3 лет интенсивно развивается устная речь, в 5-7 лет дети наиболее готовы к овладению чтением. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети увлеченно играют в ролевые игры и обнаруживают чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию в роли.

Важно отметить, что эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно кончаются, и если какая-либо функция не получила своего развитая в благоприятный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а то и вовсе невозможно. Поэтому для развития способностей ребенка важны все этапы его становления как личности. Нельзя думать, что в более старшем возрасте ребенок сможет наверстать упущенное.

Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур. Обычно это происходит в период от рождения до 6-7 лет. На данном этапе происходят совершенствование работы всех аналшаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей.

В это же время начинается становление и развитие специальных способностей. Затем развитие специальных способностей продолжается в школе, особенно в младших и средних классах.

Поначалу развитию специальных способностей помогают различного рода детские игры, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность.

Как мы уже отметили, игры детей выполняют особую функцию.

Именно игры дают первоначальный толчок к развитию способностей.

В процессе игр происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других творческих способностей. Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс Способностей.. • Следует отметить;

что не все виды деятельности, которой занимается ребенок, будь то игра, лепка или рисование, имеют одинаковое значение для развития способностей. Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаруживанием в себе новых возможностей. Это становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей.

Более того, творческая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

Ели выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский называл зоной бяиокайшего развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, в гораздо меньшей степени способствует развитию способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей;

если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не проводит к формированию новых умений и навыков.

Как уже было сказано, развитие способностей в значительной мере зависит от условий, позволяющих реализоваться задаткам. Одним из таких условий являются особенности семейного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока, чем когда дети предоставлены сами себе.

Другую группу условий развития способностей определяют особенности макросреды. Макросредой принято считать особенности общества, в котором родился и растет человек. Наиболее позитивным фактором макросреды является та ситуация, когда общество проявляет заботу о развитии способностей у своих членов. Эта забота общества может выражаться в постоянном совершенствовании системы образования, а также в развитии системы профессиональной ориентации подрастающего поколения.

Необходимость профориентации обусловлена чрезвычайно актуальной проблемой, с которой сталкивается каждый человек, проблемой выбора жизненного пути и профессионального самоопределения. Исторически сложились две концепции профориентации, которые французский психолог А. Леон назвал диагностической и воспитательной. Первая — диагностическая — сводит выбор индивидом профессии к определению его профессиональной пригодности. Консультант при помощи тестов измеряет способности человека и путем сопоставления их с требованиями профессии делает заключение о его пригодности или непригодности к данной профессии.

Многими учеными данная концепция профориентации оценивается как механистическая. В ее основе лежит взгляд на способности как на стабильные образования, мало подверженные влияниям среды.

Субъекту в рамках данной концепции отводится пассивная роль.

Вторая — воспитательная — концепция направлена на подготовку индивида к профессиональной жизни, на его самоопределение в соответствии с запланированными воспитательными воздействиями.

Основное значение в ней придается изучению развития личности в процессе овладения разными видами деятельности. Значительно меньшее место в ней занимают тестовые испытания. Однако и здесь недооценивается личностная активность субъекта, возможности его самоопределения, саморазвития, самовоспитания. Поэтому в отечественной психологии к решению данной проблемы подходят комплексно. Считается, что решение проблемы профориентации возможно только тогда, когда оба подхода представляют собой звенья одной цепи: определение способностей индивида и помощь ему в подготовке к будущей профессии.

Теория схем: Резюме | IB Psychology

Основное утверждение теории схем состоит в том, что наш разум имеет ментальные рамки, которые помогают организовывать информацию — это схемы. Эти схемы помогают нам экономить когнитивную энергию при обработке миллионов единиц информации, с которыми мы сталкиваемся каждый день.

Обновлено, июль 2020 г.

Теория схем, пожалуй, самая сложная для понимания теория в психологии. Но как только вы это поймете, вы повсюду увидите последствия схемы. В этом посте мы разберем теорию шаг за шагом.

Что такое теория схем?

Основное утверждение теории схем состоит в том, что наши знания о мире организованы и классифицированы, что может влиять на наше познание и поведение. В отличие от других теорий в психологии, теория схем не принадлежит одному психологу, но в нее внесли вклад многие психологи за почти 100 лет исследований. Некоторые из наиболее известных авторов включают Бартлетта, Пиаже и Выготского.

Подобно тому, как картотечный шкаф хранит информацию по категориям, теория схем утверждает, что наш разум организует наши знания и воспоминания, чтобы сделать их легко доступными.

Подробнее:

  • Теория схем и стереотипы
  • Ключевое исследование: наводящие вопросы и эффект дезинформации – «исследование автокатастроф» (Лофтус и Палмер, 1974)
  • Давайте составим СЧЕТ – оцениваем теории в три простых шага

Что такое схема?

Схема — это кластер знаний или памяти, которые хранятся в уме. Их также называют «когнитивными рамками», поскольку они представляют собой систему классификации и организации информации и памяти.

Метафора, которую я использую для объяснения «схемы», заключается в том, чтобы представить, что ваш разум — это картотечный шкаф или жесткий диск вашего компьютера. Схемы похожи на отдельные файлы.

Если представить себе свой разум как компьютер, то схема — это папка, а отдельные фрагменты знаний и воспоминаний — файлы.

Каковы характеристики и функции схемы? (Это ключевые утверждения теории схем).

Наряду с существованием схем, еще одним центральным утверждением теории схем является то, что их функция состоит в том, чтобы помочь нам понять сложный мир информации, в котором мы живем. Они также позволяют нам делать обобщения о ситуациях, людях и местах. . Стереотипы — это пример социальной схемы и того, как мы можем обобщать группы людей, чтобы сохранить нашу когнитивную энергию.

Это мое видео на нашем канале ThemEd на YouTube дает подробный обзор всех пунктов в этом посте.

Как схема может влиять на наше мышление и/или наше поведение?

Наше пересмотренное руководство содержит полный обзор теории схем и соответствующих исследований для студентов и преподавателей IB Psych.

Одним из способов влияния схем на познание является то, что они могут влиять на нашу способность понимать новую информацию. Когда мы сталкиваемся с новой информацией, мы связываем ее с нашими существующими знаниями (нашими схемами), и это может улучшить наше понимание этой информации (как видно из исследования Брансфорда и Джонсона).

Этот процесс связывания новой информации с существующей схемой также может повлиять на нашу обработку новой информации и может привести к предвзятости подтверждения. Если у нас есть существующий стереотип (социальная схема) о группе людей, мы используем эту схему, когда обрабатываем новую информацию, и мы можем сосредоточиться только на деталях, которые согласуются с нашей схемой, поскольку это когнитивно легче. Это означает, что мы можем сосредоточиться и запомнить детали кого-то, которые соответствуют нашему существующему стереотипу, и именно так стереотипы могут укрепляться. Это видно в исследовании Коэна с использованием парадигмы официантки/библиотекаря.


В этом видео ускоренного курса под названием «Рост знаний» есть еще несколько пояснений о схемах. (Ссылка)

Каковы применения теории схем?

Из приведенных выше примеров видно, что идеи, связанные с теорией схем, имеют множество применений. Исследователи образования и особенно грамотности (навыки чтения и письма) используют многие элементы теории схем в своих исследованиях. Понимание того, как существующие знания могут влиять на понимание новой информации, может помочь разработать лучшие программы чтения и помочь детям развить лучшие навыки понимания прочитанного.

Мы также можем использовать теорию схем, чтобы объяснить, как стереотипы могут влиять на наше поведение. Хотя приведенные выше примеры могут не дать хорошего объяснения происхождения стереотипов, они показывают, как они могут привести к предвзятости подтверждения, которая может способствовать укреплению существующих стереотипов.

Каковы ограничения теории схем?
  • Хорошая теория должна быть проверяемой. Какие факторы могут повлиять на то, насколько легко проверить утверждения теории схем?

Совет по экзамену: Когда студентов просят описать теорию схем, они часто совершают ошибку, бегло просматривая теорию и сосредотачиваясь на исследованиях. Убедитесь, что вы можете полностью описать теорию, а также объяснить, как она может быть подтверждена. по учебе.

Три уровня осмысления теории схем

Чтобы точно описать теорию схем, вам необходимо знать:

  • Что такое теория схем? Что такое схема?
  • Каковы характеристики и функции схемы? (Это ключевые утверждения теории схем).
  • Как схема может влиять на наше мышление и/или наше поведение?

Чтобы объяснить теорию схем, вам необходимо понять:

  • Как утверждения теории схем могут быть продемонстрированы в исследованиях?

Чтобы оценить теорию схем, вы должны уметь объяснить:

  • Каковы применения теории схем?
  • Каковы ограничения теории схем?

Трэвис Диксон

Трэвис Диксон — преподаватель психологии IB, автор, руководитель семинара, экзаменатор и модератор IA.

Моторные программы и теория схем

21 сентября 2022 г.

Двигательные программы

Двигательная программа: ряд подпрограмм, организованных в правильной последовательности для выполнения движения. Хранится в долговременной памяти, извлекается, когда нам нужно применить навык.

Объявление

Например, двигательная программа для броска в крикет хранит подпрограммы в правильном порядке (стойка, захват, положение стопы, замах назад и завершение).

Двигательные программы — это способ, с помощью которого наш мозг контролирует наши движения. Есть две теории, касающиеся этой темы:

  • Проверьте себя с помощью викторины уровня обработки информации

Теория разомкнутого цикла (управление уровня 1)

Эта теория утверждает следующее:

Объявление

  • Решения принимаются в мозгу перед выполнением навыка
  • Вся информация для одного движения отправляется в одном сообщении
  • Сообщение принимается мышцами, выполняющими движение
  • доступна, но не контролирует действие

Эта теория хорошо объясняет быстрые непрерывные баллистические движения (например, замах в гольфе), поскольку у вас мало времени, чтобы отреагировать или изменить свое движение. Это не так хорошо работает для более медленных движений, которые могут включать реакцию и изменение положения (например, гимнастка на бревне).

Теория замкнутого контура

С другой стороны, эта теория хорошо объясняет медленные движения, но не быстрые движения.

  • Решения принимаются в мозгу
  • Не вся информация передается вместе
  • Мышцы получают информацию, чтобы инициировать движение
  • Обратная связь всегда доступна и жизненно важна для корректировки модели движения и адаптации к изменяющимся потребностям

После того, как двигательная программа для выполнения выбрана, необходимо отрегулировать и адаптировать движение. Теория разомкнутой и замкнутой петли предполагает, что мы контролируем движение на трех разных уровнях, в зависимости от того, в какой степени задействована центральная нервная система.

Уровень 2 будет небольшим изменением во время выполнения навыка, так что обратная связь будет через мышцы. Контроль уровня 3 потребует когнитивного процесса, поэтому обратная связь осуществляется через мозг. Уровень 3 займет немного больше времени, чем уровень 2.

Теория схемы

Схема: Вся информация, необходимая для принятия решения о перемещении. Он хранится в мозгу в виде долговременной памяти.

  • Проверьте себя с помощью викторины A-level по теории схем

Теория схем бросает вызов теориям разомкнутой и замкнутой петли и была разработана Шмидтом в 1977 году. Он предположил, что двигательные программы могут группироваться и изменяться в зависимости от ситуации.

Он также заявил, что чем больше двигательная программа достигается за счет практики, тем легче ее можно адаптировать к новым ситуациям. Например, во время теннисного матча игрок не может испытать каждый тип удара, с которым ему приходится сталкиваться, но он адаптирует требуемый удар в соответствии с конкретной ситуацией на основе предыдущего опыта.

Схема отзыва

Это происходит до начала движения и включает следующую информацию, которую должен знать исполнитель, чтобы сформировать схема:

Исходные условия:

  1. Где находится: Цель; Оппозиция; Товарищи по команде
  2. Каково окружение?: Трава; Астротурф; Мокрая или сухая; Ветер
  3. В каком я состоянии?: Свежий; Устала; Раненый

Спецификация ответа

  1. Как быстро мне нужно ехать?
  2. Куда передать мяч?
  3. Насколько сильно мне нужно ударить по мячу?
  4. Какие методы дадут наилучшие результаты?

Схема распознавания

Это происходит во время или после применения навыка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *