Как заставить ребёнка учиться? 5 способов от психолога | ОБЩЕСТВО
Примерное время чтения: 4 минуты
2727
Сюжет Спецпроект «АиФ-Урал»: День знанийwww.pexels.com
Уже на следующей неделе учебные заведения Екатеринбурга откроют двери, и начнётся новый учебный год. Только вот не для всех школьников первое сентября — праздник. Некоторые дети уже сейчас капризничают и топают ногами: «Не хочу учиться».
Как заставить, а лучше — убедить ребёнка учить уроки, рассказала психолог Ирина Щербакова.
Если ребёнок не хочет идти в первый класс
Заставлять ходить в школу и учить уроки силой — бесполезное занятие. Тяги к знаниям это не прибавит, а хуже сделать может. Родители должны стремиться к созданию правильной мотивации: «Что учёба даст ребёнку? Что хорошего он получит за «пятёрки»?
Это может быть профессия, о которой он мечтает, или путешествие, на которое сможет в будущем заработать, устроившись в престижную компанию.
«Желание получать новые знания нужно формировать в раннем возрасте. Если у ребёнка в начальной школе не сформируется любовь к учёбе, а также навыки самоорганизации, то эти сложности будут ярко представлены в средних и даже старших классах. Когда ребёнок идёт в первый класс, у родителей есть возможность заранее подготовить его к школе жизни. Делать это надо в игровой и поддерживающей форме. Ты собрал ранец? Молодец, посмотри, как здорово уложены тетрадки. Пишешь буквы? Посмотри, как красиво у тебя получается. А если не получилось, то это тоже нормально. Потому что только через тренировку ты сможешь сделать так, как хочешь».
Если ребёнок не хочет идти в школу
У многих родителей рано или поздно возникает ситуация, когда дочь отказывается идти в школу, а сын прогуливает уроки и совершенно не внимателен на занятиях. Одни взрослые наказывают детей и лишают обещанных подарков, другие — стараются поговорить и выяснить причины такого поведения.
Среди них:
- нет стимула к учёбе,
- стрессы в школе из-за бесконечных контрольных,
- заниженная самооценка,
- отсутствие времени на отдых и любимые занятия вне уроков,
- ссоры в семье,
- комплексы,
- плохая компания и т.д.
Если правильно понять причину плохого обучения, то можно быстро справиться с трудностями и правильно замотивировать своё чадо.
1. Хвалите ребёнка за успехи. Минимальная похвала мотивирует школьника продолжать делать что-то дальше и не опускать руки при первой же неудаче, даже если сейчас получается недостаточно хорошо. Ругать за ошибки не надо — благодаря им мы учимся. Ошибаться — естественно даже для взрослых, а для детей тем более.
Многие мамы и папы считают необходимым как-то вознаграждать ребёнка за хорошие отметки, и это нормально, если не переусердствовать. Пусть это будут развивающие настольные игры, конструктор, кроссовки для занятий футболом или полезные сладости.
Тёмный шоколад со смородиной не только поднимет настроение школьнику, но и даст энергию для уроков. А желейные конфеты с биоспирулиной повысят иммунитет и обогатят организм ребёнка витаминами и микроэлементами: железом, магнием, кальцием, бета-каротином, цинком и другими.
2. Не требуйте слишком много. Школьника впереди ждёт взрослая жизнь, а пока он только учится. Не требуйте, чтобы в первом, пятом, десятом классах он умел сворачивать горы. Современная программа обучения сложная и требует внимательности, концентрированности, сил. Естественно, что может наступить переутомление. И это нормально, потому что необязательно быть идеальным и отличником во всём.
Объясните ребёнку, что на некоторые предметы потребуется больше времени, чтобы понять их, и стыдиться этого не надо
3. Учитывайте желания ребёнка.Пение, танцы, гимнастика, бассейн… Всё ли из секций нравится школьнику? Или решение ходить везде и всюду исключительно ваше? Если малыш интересуется музыкой или рисованием, не нужно навязывать ему посещение класса с математическим уклоном. Даже если вы заставите его заниматься нелюбимым предметом, он не достигнет большого успеха в нём.
4. Подавайте пример для подражания. Ребёнок не захочет делать уроки, если родители в это время будут лежать на диване и смотреть сериал. Если хотите, чтобы он читал книги и учил математику, делайте сами так. Не давайте повод думать, что безделье поможет хорошей учёбе.
5. Указывайте на хорошие качества ребёнка. Школьник должен знать свои сильные стороны также хорошо, как и слабые. Говорите ему о них: «Ты помогаешь другим людям, ты обаятельный, умеешь договариваться с учителями и одноклассниками, дружелюбный и т.д.». Это поможет в создании адекватной самооценки.
школа1 сентябряДоктор Хаушка
Следующий материал
Новости smi2.ru
Как заставить ребенка учиться и делать уроки? Советы психолога
Начинается учебный год, и Интернет взрывается от родительских запросов: «ребёнок не хочет учиться», «как заставить ребёнка делать уроки?», «что делать, если ребёнку надоела учёба?». Каждый родитель хочет видеть в сыне или дочери примерного ученика, с радостью бегущего в школу и прилежно выполняющего домашние задания. Но что делать, если у ребёнка вдруг пропало желание учиться? Стоит ли его заставлять или есть другие способы? Ответы вы найдёте в данной статье.
Перестаньте гиперопекать ребёнка и дайте разумную свободу формирующейся личности. При это не беспокойтесь за ребёнка, всегда знайте, где он находится, каким маршрутом следует, и что происходит вокруг него с помощью приложения «Где мои дети» из AppStore и GooglePlay.
Содержание:- Выясняем причину
- Правильная позиция родителей
- Как помочь ребёнку?
- Советы психолога
- 8 эффективных способов мотивации на хорошую учёбу
- Стоит ли делать уроки с ребёнком?
Выясняем причину
Prostock-studio/Shutterstock.com
Чтобы разобраться, почему вдруг у ребёнка пропало всякое желание получать новые знания в школе, нужно найти причину такого поведения. Это может быть:
1. Отсутствие мотивацииРебёнок не понимает важности и нужности процесса обучения. На уроках ему скучно, учителя он не слушает, предпочитает заниматься своими делами или болтать с одноклассниками.
2. Проблемы во взаимоотношениях «учитель – ученик»Prostock-studio/Shutterstock.com
Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption]
Почему дети не хотят делать уроки? Ответ самый простой. Им не интересно.
К сожалению, школа имеет мало практического опыта для жизни и успеха, а гаджетов и «отвлечений» много. Поэтому школьники часто не понимают – зачем? Для чего им это надо? И как это пригодится в жизни? Важно разговаривать с детьми, отвечать на эти вопросы. Показывайте, рассказывайте на примере известных «молодёжных» людей. Попробуйте вместе использовать эти знания в жизни. Хвалите действия школьника.
Например, можно собрать друзей ребёнка и устроить квест «Зачем нам математика?» Команда, которая найдёт больше практических примеров, получает пиццу,
Случай из практики. Даша всегда была прилежной ученицей, ей нравилось ходить в школу, получать хорошие оценки, радовать родителей. Но внезапно поведение девочки изменилось. Она стала замкнутой, раздражительной, перестала выполнять домашние задания. А однажды сказала родителям, что в школу больше ходить не будет. Встревоженные мама и папа никак не могли добиться от дочери, что с ней произошло. Пришлось обратиться за помощью к психологу. Оказалось, что незадолго до этого учительница показала Дашину тетрадь всему классу со словами, что задания девочка выполняет хорошо, но вот пишет как курица лапой. Все дети засмеялись. После этого случая Даша изменила своё отношение и к школе, и к учительнице.
⠀
Даже одно неосторожное слово учителя может обидеть ребёнка и повлиять на его отношение к обучению, не говоря уже о явных конфликтах. Особенно это касается тревожных и ранимых детей.
3. Конфликты с одноклассниками, насмешки, буллингProstock-studio/Shutterstock. com
Случай из практики. Ванины родители переехали в новый район, и мальчику пришлось пойти в новую школу. Сначала ему всё нравилось, и учителя, и одноклассники, но вскоре родители заметили, что сын стал прогуливать уроки. Попытки узнать, почему он так делает, не привели к успеху. Мальчик продолжал врать родителям, что ходит в школу, а сам в это время гулял по городу. Вскоре родителей вызвал директор и объявил, что за систематические прогулы их сын может быть исключен из школы. В тот же день позвонила мама Ваниной одноклассницы. Она рассказала, что Ваня стал жертвой буллинга – травли. Ребята издевались над ним за то, что он не курит, как все остальные мальчики в классе, и носит немодную одежду. Её дочери стало жалко Ваню, и она обо всём рассказала матери, надеясь, что та сможет помочь. Ванины родители были в шоке. Оказалось, что сын просто не хотел посвящать их в свои проблемы и предпочитал терпеть издевательства и насмешки со стороны новых одноклассников.
⠀
Родителям важно обращать внимание на все изменения в поведении сына или дочери и суметь вовремя помочь ребёнку, если он стал жертвой буллинга.
4. Неблагоприятная семейная обстановкаКогда родители постоянно ссорятся и выясняют взаимоотношения, ребёнку трудно сосредоточиться на учебной деятельности. Ну как можно решить задачу по физике, когда папа кричит, что уйдёт из семьи, а мама вторит, что потратила свою жизнь на никчемного человека?
5. Родительский сверхконтрольProstock-studio/Shutterstock.com
Есть такие родители (это, в основном, мамы), которым важно контролировать всё, что происходит в семье. В том числе, и школьную жизнь ребёнка. Вплоть до обложек тетрадей и подарка однокласснице на день рождения. О какой мотивации может идти речь у ребёнка, если мама лучше знает, мама всё решит?
Prostock-studio/Shutterstock.com
6. Низкая самооценка, неуверенность в себеТаким детям тяжело проявлять себя в школьной жизни. Поднять руку, чтобы ответить на вопрос учителя, позвонить однокласснику и узнать домашнее задание для них – целая проблема. Если при этом ещё и родители предъявляют к ребёнку завышенные требования и критикуют его за малейшую провинность, то сын или дочь замыкаются в себе и идут по пути наименьшего сопротивления. Ребёнок начинает прогуливать уроки, перестаёт выполнять домашние задания, приносит плохие оценки. Зачем стараться, если твои усилия всё равно не будет оценены?
7. Чрезмерная загруженность ребёнка после школыProstock-studio/Shutterstock.com
В понедельник и среду – бассейн, в среду и четверг – танцы, в остальные дни – художественная школа. Знакомо? Многие родители стремятся организовать ребёнку сверхнасыщенный досуг. В результате психика включает защитные механизмы, ограждая мозг от переутомления. Ребёнок начинает лениться и откладывать выполнение уроков на поздний вечер.
8. Физиологические причиныГиперактивность, слабая волевая регуляция поведения, соматические заболевания – вот неполный список того, что также может повлиять на отсутствие у ребёнка желания сидеть за партой и делать домашние задания.
Сочетание причинСледующая история как раз об этом.
Случай из практики. Стёпа с детства имел лишний вес и очень из-за этого переживал. Уроки физкультуры превращались для него в пытку. Стёпе не удавалось ни пробежать большую дистанцию, ни залезть по канату, ни отжаться от пола. Учитель постоянно ругал его, одноклассники смеялись. На других уроках мальчику тоже приходилось несладко. У него не было друзей, никто не хотел с ним сидеть за одной партой. Стёпины родители собирались разводиться, и им было не до переживаний сына. Замкнутый и неуверенный подросток находил себя лишь в компьютерных играх. Но однажды его судьба резко изменилась. Через онлайн-игру он познакомился с компанией ребят, которые обманывали пожилых людей и забирали у них деньги. Вскоре мошенники решили «взять в дело» и Стёпу. Сначала было страшно, но постепенно он «вошёл во вкус» и стал продолжать дело своих «друзей». Наконец-то Стёпа занимался делом, в котором был успешен, и никто над ним не смеялся и не унижал.
⠀
Как видите, причин нежелания учиться у ребёнка может быть достаточно. И чаще всего, это не одна конкретная проблема, а целый набор, в котором родителям предстоит разобраться.
Правильная позиция родителей
Prostock-studio/Shutterstock.com
Дорогие мамы и папы! Если вы будете именно заставлять ребёнка учиться, то вряд ли из этого получится что-то хорошее. Всё, что делается по принуждению или под страхом наказания, не принесёт пользы. Поэтому давайте всё-таки не заставлять детей учиться, а побуждать их к этому. И в этом вам поможет грамотная позиция родителя.
Адекватное восприятие ситуацииProstock-studio/Shutterstock.com
Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption]
Заставить ребёнка учиться, конечно, можно. Но этим придётся заниматься все 9-11 лет.
Когда мы заставляем детей, мы берём их ответственность на себя. А мы же так хотим, чтобы дети были самостоятельными и делали уроки сами. Поэтому, если есть возможность, устанавливайте правила обучения в первом классе. Не надо делать уроки с первоклассником – функция родителя помочь не отвлекаться от деятельности. Если школьник старше, решайте задачу мотивацией и поощрением,
Что делают большинство родителей, если ребёнок не хочет учиться? Правильно, берутся за ремень. Наверняка, и ваши родители так поступали, и вы тоже нередко этим грешите.
Крики, ругань и наказания оставляем за дверью. Они ничем не помогут. «Страшилки» про профессию дворника – тоже.
Родителям необходимо понять, что нежелание ребёнка учиться всегда имеет под собой конкретную причину.
О том, как правильно реагировать на непослушание, читайте в статье 10 способов наказать ребенка без крика, ремня и унижения.
ПоддержкаProstock-studio/Shutterstock.com
Чтобы ребёнок стал самостоятельнее и научился справляться со своими проблемами, ему важно слышать от родителей:
- «Я в тебя верю»;
- «Всё получится»;
- «Мы вместе решим эту проблему»;
- «Не бывает безвыходных ситуаций».
Родители могут:
- объяснить непонятный материал сами;
- нанять репетитора;
- поговорить с учителем;
- скорректировать родительскую позицию;
- сходить вместе с ребёнком на приём к невропатологу;
- найти совместное решение школьных трудностей сына или дочери.
Узнайте, не обижают ли вашего ребёнка в школе и хорошо ли с ним обращаются учителя, чтобы вовремя помочь и решить проблему. Слушайте звук вокруг и отслеживайте местоположение ребёнка в режиме реального времени с приложением «Где мои дети» из AppStore и GooglePlay.
Prostock-studio/Shutterstock.com
Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption]
Заключите с ребёнком договор, прямо письменный, настоящий. Чётко пропишите, что полагается за «добровольное» выполнение уроков и какое «наказание» за невыполнение заданий. Отлично работают со старшими школьниками поощрительные мероприятия, например, всю неделю ребёнок делал уроки сам, в выходной вся семья едёт туда, куда хотел школьник.
Наклейки, собирание по буквам слово «молодец» прекрасно работают с младшими школьниками,
Как помочь ребёнку?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Советы психолога
Из поколения в поколение переходит у нас нелюбовь к учёбе. Детей ещё в детском саду начинают пугать: «Вот пойдёшь в школу, учительница не будет смотреть на твои капризы, сразу двойку влепит», «вот будешь плохо вести себя – пойдешь к директору в кабинет». Ребёнок заранее готов к тому, что учиться будет сложно, неинтересно, тягостно.
- Старайтесь говорить о школе и учителях в позитивном ключе. Школа – основа, база, фундамент всей будущей жизни ребёнка.
Когда чувства ребёнка отрицаются, он быстро теряет интерес к любому делу, в том числе и к учёбе. Ребёнок говорит: «Эта очень сложная задача. Я её никогда не решу» и получает в ответ: «Ты просто очень ленивый, для тебя всё сложно».
- Позвольте детям делиться с вами своими страхами и опасениями, даже если они вам кажутся беспочвенными.
- В семье ребёнок может найти всё, что ему нужно. Больше слушайте и меньше осуждайте, тогда дети сами захотят поделиться с вами своими проблемами.
Желание вырастить из ребёнка гения с отличными оценками по всем предметам приводит к нервным срывам и заниженной самооценке, ведь сын или дочь не всегда могут дотянуться до планки, поставленной родителями. То же касается и нереализованных родительских ожиданий, когда мама так мечтала стать балериной и решила, что дочь обязательно должна воплотить её мечту в жизнь.
Бич всех родителей – сравнение ребёнка с другими детьми. «А Машенька одни пятёрки получает, а ты только двойки да тройки приносишь», «а Светочка давно уже сама уроки делает, а ты все маму просишь помочь». И ребёнок начинает тихо ненавидеть Машеньку со Светочкой, считая себя полным неудачником.
- Если сравнивайте ребёнка, то только с самим собой: «Вот видишь, в том году тебе было сложно запомнить таблицу умножения, а в этом году ты её как орешки щёлкаешь!»
8 эффективных способов мотивации на хорошую учёбу
- Чаще хвалите за успехи, даже за самые незначительные.
- Объясните, почему так важно учиться в школе, что это даст ребёнку в будущем.
- Не стоит ругать за плохие оценки, ребёнок и так расстроен этим фактом. Постарайтесь сначала выяснить причину.
- Не «покупайте» хорошие оценки гаджетами и модными вещами.
- Чаще говорите со школьником о его мечтах и планах на будущее.
- Важно научить ребёнка правильному распределению времени после школы, чтобы его хватало и на отдых, и на домашние задания.
- Позиция «важны не оценки, а знания» полезна как для родителей, так и для детей.
- Делайте уроки с ребёнком только в том случае, если он попросит вас о помощи.
Стоит ли делать уроки с ребёнком?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Теперь затронем вопрос, тревожащий многих родителей. Стоит ли помогать ребёнку делать уроки? Если не помогать, он же наделает в тетради кучу ошибок, забудет выучить стихотворение и даже не вспомнит о поделке из листьев.
В 2018 году портал «Mail.ru Дети» провёл опрос среди российских родителей на тему выполнения заданных на дом уроков. Оказалось, что большинство родителей (70%) вместе с детьми каждый вечер садятся за домашние задания, и только у 30% мам и пап дети делают уроки самостоятельно.
А вот что вспоминают сегодняшние мамы и папы о своём детстве:
⠀
Как мы видим, попытки родителей контролировать процесс выполнения уроков не всегда идут ребёнку во благо.
Что рекомендуют специалисты:
- В первом классе родителям действительно нужно делать уроки с ребёнком, но только для того, чтобы организовать сам процесс. Научите сына или дочь нехитрым приёмам: сначала делаются письменные задания, затем – устные; сложная задача сначала решается на черновике; к контрольной работе и экзамену нужно готовиться заранее.
- Выделите вместе с ребёнком специальное время для уроков, например, с 17:00 до 19:00. Помогите ему организовать рабочее место и пространство, сделайте хорошее освещение.
- Не отказывайте, если ребёнок попросит вас о помощи. Но старайтесь делать не за него, а вместе с ним.
- Домашние задания – это та же работа ребёнка, и только он должен быть за неё в ответе. А не мама с папой, которые свои уроки давным-давно уже выучили.
Запомните, дорогие родители! Ваша задача – не заставлять сына или дочь учиться, а создать в семье такую атмосферу, где ребёнок сможет поделиться любыми проблемами, где его оценивают не по отметкам в дневнике, и где ему помогут обрести новые знания для будущей взрослой жизни.
Детское образование:
- Самое важное о школьных каникулах 2020-2021: сроки, даты и возможные изменения
- Как перестать нервничать и ругать ребёнка во время ДЗ?
- О школьных нагрузках: как не допустить переутомления у ребёнка?
- Лучшие смартфоны для детей (младших, средних и старших щкольников) в 2020 году
Готовимся к школе на следующий год:
- С какого возраста ребёнок может ходить в школу один? Мнение экспертов
- Адаптация ребёнка к школе
- Как быстро и легко выучить алфавит с ребёнком
- Как быстро выучить таблицу умножения с ребёнком
Оцените, пожалуйста, статью
Это нам очень важно
Рейтинг статьи: 5 / 5. Подсчет голосов: 1
Оценок пока нет. Оцените первым!
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик
Учебный цикл – Учебный центр
У вас есть проблемы с включением учебного времени в расписание? Вы ловите себя на том, что ждете до последней минуты, чтобы подготовиться к экзаменам? Учебный цикл, адаптированный на основе системы PLRS Фрэнка Христа Центром академического успеха ЛГУ и обсуждаемый Саундрой МакГуайр в ее книге «Научи себя учиться », представляет собой руководство, которое поможет вам сделать учебу эффективной в вашей повседневной жизни. На первый взгляд каждый шаг может показаться очевидным, но слишком часто учащиеся идут коротким путем и упускают важные возможности извлечь выгоду из взаимодействия каждого шага цикла. В учебном цикле каждый шаг строится на предыдущем и распределяет ваше обучение по всему семестру, что намного эффективнее, чем ждать дня до экзамена, чтобы учиться.
Шаг 1: предварительный просмотр
Взгляните на то, что вы будете освещать на лекции, прежде чем идти на занятия. Это поможет вам получить представление об общей картине и предвидеть, как концепции сочетаются друг с другом. Вы получите больше пользы от посещения лекции (шаг 2), если у вас уже есть некоторый контекст для того, что вы собираетесь изучать, и вы можете прийти в класс с вопросами, на которые, как вы ожидаете, будут даны ответы.
Обязательно сделайте чтение перед уроком. Даже если ваш учитель специально не назначает чтение, вы можете использовать расписание курса в программе, чтобы узнать, что будет охвачено, и предварительно просмотреть содержание. Если у вас мало времени, можно пробежаться по тексту — сосредоточьтесь на заголовках, вступлении и кратком изложении. Если ваш преподаватель заранее предоставляет вам цели обучения или слайды PowerPoint, обязательно просмотрите их и, возможно, даже распечатайте их, чтобы делать заметки. Здесь важно помнить, что ни беглый просмотр, ни чтение, ни посещение занятий сами по себе не являются невероятно эффективными, но сочетание (а иногда и повторение) этих двух факторов приводит к хорошему обучению. Если вы слышали, как ваш друг говорит: «Я не читаю перед уроком, потому что профессор рассказывает обо всем на уроке», он упускает прекрасную возможность узнать больше из лекции — это означает, что ему нужно будет больше учиться позже, чтобы чтобы выучить материал.
Шаг 2: Посетите занятие
Конечно, посещение занятий — важный шаг в учебном цикле, но просто физического присутствия недостаточно. Внимательность и заинтересованность помогут вам получить максимальную отдачу от опыта. Время занятий важно, потому что именно тогда вы получаете представление об ожиданиях преподавателя и областях его внимания (например, что будет на тесте), что поможет вам понять, на чем следует сосредоточиться во время учебных занятий позже (этапы 3 и 4). Это также прекрасная возможность получить представление и интуицию от вашего преподавателя и других учащихся в вашем классе, задавая вопросы и участвуя в обсуждениях.
Во время занятий делайте заметки удобным для вас способом. Делая заметки от руки, вы сможете запомнить информацию, особенно если попытаетесь перефразировать ее своими словами. Старайтесь не пользоваться телефоном/компьютером во время урока, если только он вам не нужен для выполнения задания. Следите за своими вопросами, и если вы не можете задать их во время занятий, составьте план посещения занятий или занятий с репетиторами.
Шаг 3. Обзор
Найдите время после занятий, чтобы вернуться к своим заметкам. Вам не придется тратить на это много времени, но чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Просматривая материал вскоре после занятия, пока материал еще свежий, вы можете заполнить пробелы и выяснить, в чем вам может понадобиться помощь.
Когда вы перечитываете свои заметки, убедитесь, что вы активно взаимодействуете с материалом. Пассивно позволяя своим глазам сканировать материал, на самом деле мало что поможет. Вместо этого объясните материал самому себе, обобщите ключевые моменты, задайте вопросы и подумайте об общей картине. Начните планировать, как вы могли бы захотеть изучить материал, который вы узнали. Если вы выполнили шаги 1 и 2, это будет уже третий раз, когда вы взаимодействуете с этим контентом. Повторное знакомство с материалом помогает лучше запомнить и понять его.
Шаг 4: Изучение
Запланируйте несколько целенаправленных учебных занятий в неделю для каждого из ваших классов. Эти сеансы не должны быть длинными; на самом деле, короткие, но интенсивные учебные занятия, как правило, более эффективны, чем попытки заниматься много часов подряд. Выясните, как долго вы сможете оставаться сосредоточенными и эффективными — это может быть всего 20–30 минут, но, вероятно, это время будет варьироваться в зависимости от материала, — а затем запланируйте учебные занятия такой продолжительности на всю неделю. Распределяя свое обучение по времени, вы тренируетесь намного эффективнее (это называется «распределенной практикой») и вам не придется пытаться делать менее эффективные марафонские учебные занятия перед экзаменом (также известные как «массовая практика»). . Распределенная практика помогает вам усвоить материал на более глубоком уровне, потому что у вас есть больше времени, чтобы обработать его, увидеть связи и задать вопросы.
При планировании учебных занятий важно ставить перед собой конкретные и реалистичные цели. Наличие плана того, что вы делаете во время учебной сессии, поможет вам использовать свое время более эффективно. Для получения дополнительной информации о том, как структурировать свои учебные занятия, ознакомьтесь с этим раздаточным материалом об интенсивных учебных занятиях. Во время учебы обязательно используйте активные методы обучения. Например, вы можете решать проблемы, создавать концептуальную карту или объяснять концепции вслух. Между короткими учебными занятиями сделайте перерыв, который освежит вас. После продуктивной учебной сессии вознаградите себя.
Шаг 5: Проверка
Последний шаг, о котором многие забывают. Важно проверить себя, чтобы убедиться, что то, что вы делаете, работает, и быть открытым для изменения ваших методов, если это не так. В конце концов, вы бы не хотели тратить много времени на то, что не помогает вам учиться. Чтобы убедиться, что ваше обучение эффективно, регулярно делайте шаг назад и задавайте себе несколько метакогнитивных вопросов. Регулярно проводите самопроверку. Обсудите то, что вы изучаете, с одноклассниками. Ознакомьтесь с целями обучения и убедитесь, что вы их выполняете.
Хотите узнать больше об учебном цикле и составить план внедрения этих практик? Запишитесь на прием к академическому тренеру в Учебном центре, чтобы поработать над этой или любой другой вашей академической целью.
Консультационные работы
Христос, Флорида (1997). «Семь шагов к лучшему управлению своим учебным временем». Клируотер, Флорида: H&H.
Государственный университет Луизианы, Центр студенческих успехов (2015 г.). «Цикл обучения: путь к совершенствованию методов обучения». По состоянию на 9 июня, 2020. https://www.lsu.edu/cas/earnbettergrades/vlc/CAS_VLC_StudyCycleFSS.pdf
Макгуайр, С.Ю. (2018). Научитесь учиться: стратегии, которые вы можете использовать, чтобы пройти любой курс на любом уровне. Стерлинг, Вирджиния: Stylus Publishing, LLC.
Макгуайр, С.Ю. и Макгуайр, С. (2016). Научите студентов учиться: стратегии, которые вы можете включить в любой курс для улучшения метапознания студентов, навыков обучения и мотивации. Стерлинг, Вирджиния: Stylus Publishing, LLC.
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 License.
Вы можете воспроизвести его для некоммерческого использования, если вы используете весь раздаточный материал и указываете источник: The Learning Center, University of North Carolina at Chapel Hill
Если вам нравится использовать наши раздаточные материалы, мы благодарим вас за благодарность.
Сделайте подарок
Стратегии метакогнитивного обучения – Учебный центр
Вы тратите много времени на учебу, но чувствуете, что ваша тяжелая работа не помогает вашей успеваемости на экзаменах? Вы можете не осознавать, что ваши методы обучения, которые, возможно, работали в старшей школе, не обязательно соответствуют тому, как вы должны учиться в колледже. Но не волнуйтесь — мы покажем вам, как анализировать ваши текущие стратегии, посмотрим, что работает, а что нет, и придумаем новые, более эффективные методы обучения. Для этого мы познакомим вас с идеей «метапознания», расскажем, почему метапознание помогает вам учиться лучше, и познакомим вас с некоторыми стратегиями включения метапознания в ваше обучение.
Что такое метапознание и почему меня это должно волновать?
Метапознание — это размышления о том, как вы думаете и учитесь. Ключом к метапознанию является задавание себе саморефлексивных вопросов, которые эффективны, потому что позволяют нам провести инвентаризацию того, где мы сейчас находимся (думая о том, что мы уже знаем), как мы учимся (что работает, а что нет) и где мы хотим быть (точно оценивая, усвоили ли мы материал). Метапознание помогает вам стать самосознательным решателем проблем и взять под контроль свое обучение.
Используя метапознание во время учебы, вы можете стратегически подойти к своему подходу. Вы сможете подвести итоги того, что вы уже знаете, над чем вам нужно поработать и как лучше всего подойти к изучению нового материала.
Стратегии использования метапознания при изучении
Ниже приведены некоторые идеи о том, как использовать метапознание во время учебы. Подумайте, какие из них находят отклик у вас, и планируйте регулярно включать их в свою учебную рутину.
Используйте свою учебную программу в качестве дорожной карты
Посмотрите на свою программу. Ваш профессор, вероятно, включил расписание курса, список литературы, цели обучения или что-то подобное, чтобы дать вам представление о структуре курса. Используйте это как дорожную карту для курса. Например, для курса, основанного на чтении, подумайте, почему ваш преподаватель мог назначить чтение именно в таком порядке. Как они соединяются? Какие ключевые темы вы заметили? Какие предварительные знания у вас есть, которые могли бы помочь вам в чтении этого нового материала? Вы можете делать это несколько раз в течение семестра, поскольку вы получаете дополнительные знания, которые можно собрать воедино.
Призовите свои предыдущие знания
Перед тем, как прочитать учебник или посетить лекцию, просмотрите затронутую тему и спросите себя, что вы уже знаете о ней. Какие вопросы у вас есть? Что вы надеетесь узнать? Ответы на эти вопросы дадут контекст тому, что вы изучаете, и помогут вам начать создавать основу для новых знаний. Это также может помочь вам глубже погрузиться в материал.
Подумай вслух
Обсудите свой материал. Вы можете поговорить со своими одноклассниками, друзьями, репетитором или даже домашним животным. Простое словесное изложение своих мыслей может помочь вам лучше понять материал и глубже усвоить его. Говорить вслух — отличный способ проверить, насколько хорошо вы действительно знаете материал. На курсах, требующих решения проблем, объяснение шагов вслух гарантирует, что вы действительно их понимаете, и выявит любые пробелы в знаниях, которые у вас могут быть. Задайте себе вопросы о том, что вы делаете и почему.
Задайте себе вопросы
Саморефлексивные вопросы являются ключом к метапознанию. Потратьте время на то, чтобы быть самоанализом и честным с самим собой в отношении вашего понимания. Ниже приведены некоторые предложения метакогнитивных вопросов, которые вы можете задать себе.
- Имеет ли смысл этот ответ, учитывая предоставленную информацию?
- Какую стратегию я использовал для решения этой проблемы, которая оказалась полезной?
- Как эта информация противоречит моему предыдущему пониманию?
- Как эта информация связана с тем, что мы узнали на прошлой неделе?
- Какие вопросы я задам себе в следующий раз, когда буду работать над такими задачами?
- Что смущает в этой теме?
- Каковы отношения между этими двумя понятиями?
- Какие выводы я могу сделать?
Попробуйте также обдумать некоторые из ваших собственных вопросов.
Используйте запись
Письмо может помочь вам организовать свои мысли и оценить то, что вы знаете. Точно так же, как мысли вслух, письмо может помочь вам определить, что вы знаете и чего не знаете, и как вы думаете о концепциях, которые вы изучаете. Запишите, что вы знаете и какие у вас есть вопросы о целях обучения по каждой теме, которую вы изучаете.
Организуйте свои мысли
Использование понятийных карт или графических органайзеров — еще один отличный способ визуализировать материал и увидеть связи между различными понятиями, которые вы изучаете. Создание вашей концептуальной карты по памяти также является отличной стратегией обучения, поскольку это форма самопроверки.
Делать заметки по памяти
Многие студенты делают заметки во время чтения. Часто это может превратить ведение заметок в пассивное занятие, так как можно легко впасть в простое копирование прямо из книги, не думая о материале и записывая свои заметки своими словами. Вместо этого попробуйте читать короткие отрывки за раз и периодически делать паузы, чтобы резюмировать прочитанное по памяти. Этот метод гарантирует, что вы активно взаимодействуете с материалом, когда читаете и делаете заметки, и помогает вам лучше оценить, сколько вы действительно помните из прочитанного; это также задействует вашу память, что повышает вероятность того, что вы сможете запомнить и понять материал, когда закончите.
Просмотрите свои экзамены
Повторение недавно сданного экзамена — отличный момент для использования метапознания. Посмотрите, что вы знали и что упустили. Попробуйте использовать этот раздаточный материал, чтобы проанализировать свою подготовку к экзамену и отследить элементы, которые вы пропустили, а также причины, по которым вы их пропустили. Затем найдите время, чтобы заполнить те области, в которых у вас все еще есть пробелы, и составьте план того, как вы могли бы изменить свою подготовку в следующий раз.
Взять тайм-аут
Когда вы учитесь, важно периодически делать перерыв, чтобы убедиться, что вы используете метакогнитивные стратегии. Мы часто можем быть настолько поглощены «деланием», что не всегда задумываемся о причинах того, что мы делаем. Например, если вы решаете математическую задачу, полезно делать паузы и думать о том, почему вы делаете каждый шаг и как вы узнали, что он следует из предыдущего шага. В течение семестра вы должны продолжать делать перерывы до, во время или после заданий, чтобы увидеть, как то, что вы делаете, связано с курсом в целом и с целями обучения, которые поставил ваш преподаватель.
Проверь себя
Вы не хотите, чтобы на экзамене вы впервые точно оценили, насколько хорошо вы знаете материал. Самопроверка должна быть неотъемлемой частью ваших учебных занятий, чтобы иметь четкое представление о том, что вы делаете и чего не знаете. Многие из описанных методов касаются самопроверки (например, размышления вслух, письменные записи, заметки по памяти), потому что они помогают вам отличить, что вы делаете, а чего на самом деле не знаете. Другие распространенные методы включают тренировочные тесты и карточки для запоминания — все, что требует от вас использования ваших знаний и проверки их правильности.
Выясните, как вы учитесь
Важно выяснить, какие стратегии обучения подходят именно вам. Вероятно, это зависит от типа материала, который вы пытаетесь изучить (например, химию или историю), но будет полезно быть открытым для новых вещей и обращать внимание на то, что эффективно для вас. Если флэш-карты никогда не помогают вам, прекратите их использовать и попробуйте вместо этого что-нибудь другое. Запись на прием к академическому тренеру в Учебном центре — это отличный шанс подумать о том, что вы делали, и выяснить, что лучше всего подходит для вас.
Консультационные работы
Макгуайр, С.Ю. и Макгуайр, С. (2016). Научите студентов учиться: стратегии, которые вы можете включить в любой курс для улучшения метапознания студентов, навыков обучения и мотивации. Стерлинг, Вирджиния: Stylus Publishing, LLC.
Центр инноваций и передового опыта в обучении. Десять метакогнитивных стратегий обучения. Университет острова Ванкувер. Получено с https://ciel.viu.ca/sites/default/files/ten_metacognitive_teaching_strategies.docx
Андерсон, Дж. (2017, 09 мая). 15-минутный лайфхак исследователя из Стэнфорда поднимает учащихся с четвёркой + до уровня А. Кварц. Получено с https://qz.com/978273/a-stanford-professors-15-minute-study-hack-improves-test-grades-by-a- Third-of-a-grade/
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.