Условный рефлекс это в психологии: Условный рефлекс — Психологос

Условные рефлексы — Психология человека

Рефлексы бывают безусловными, то есть врожденными, и условными, то есть приобретенными в течении жизни человека, или животного. В этой статье мы с вами рассмотрим рефлексы условные, которые в нашей с вами жизни играют очень важную роль. Условные рефлексы изучал такой известный ученый и психолог как И.П. Павлов, уважаемый мною человек, его труды для меня бесценны. В принципе условные рефлексы перекликаются с темой так называемого якорения, термина используемого в НЛП, но я эти вещи вижу по-разному и по-разному к ним отношусь, условные рефлексы они ведь гораздо раньше были изучены и на их основе строилось изучение и управление человеческим поведением. Человеку или животному можно задать определенную реакцию на определенный внешний раздражитель, это будет так называемое индифферентное раздражение, которое в свою очередь вызовет возбуждение в соответствующих рецепторах, от них уже импульсы поступят в головной мозг в соответствующие анализаторы.

Сложного в понимании условных рефлексов нет ничего, достаточно понять что есть некая информация извне, которая ассоциируется у организма обладающего ЦНС, центральной нервной системой, человека или животного с конкретным видом действий со стороны как раздражителя, так собственно и его самого. С условными рефлексами мы сталкиваемся постоянно и повсюду, к примеру можно выработать у человека реакцию на определенный звук, на визуальный раздражитель, обонятельный и осязательный. Я не стану вдаваться в технические подробности теоретического характера, в конце концов в библиотеке и в интернете вы можете найти массу информации по условным инстинктам, я же дам вам лучше несколько практических рекомендаций по использованию этого рефлекса, или правильнее будет сказать по его выработке, что для нас с вами гораздо важнее. Из экспериментов Павлова известно, что в некоторых из них он использовал в качестве условного раздражителя звуковой сигнал, в качестве безусловного еду, а реакцией было слюноотделение у собак. После выработки у собак реакции в виде слюноотделения, перед собаками в короткое время перед начальным раздражителем перед собаками появлялся черный квадрат, то есть второй условный раздражитель.

И после десяти таких сочетаний, слюноотделение на один только квадрат начинала возникать с половинной интенсивностью. Это называется условный рефлекс второго порядка, условный рефлекс третьего порядка Павловым был обнаружен в случаях с оборонительным рефлексом, когда он использовал удары электрическим током. А теперь давайте попытаемся сопоставить всю эту цепочку действий и реакции на внешние раздражители, с нашей человеческой жизнью, в которой условные рефлексы мы называем своими привычками в том числе. Насколько современный человек может что-то делать в этой жизни, полностью продумывая каждый свой шаг? Это редкость друзья, я вас в этом уверяю, куда чаще люди действуют согласно тем стереотипам, которые у них накопились благодаря их жизненному опыту и их убеждениям, и следовательно, масса внешних раздражителей, влияющих на этих людей, задействуют их условные рефлексы, и мы в таком случае наблюдаем, относительно примитивное поведение а не хорошо продуманные поступки, которые можно назвать разумными, адекватными. Привычка друзья мои, вот ваш условный рефлекс, причем любую привычку можно выработать, если ее натренировать таким же образом, как Павлов добивался выделения слюны у собак одним лишь показом черного квадрата.

К примеру схожим образом поступают с новобранцами в армии, где крайне важно сделать из неуправляемого стада, организованных бойцов, действующих определенным образом при определенных условиях, вот почему и говорят что в армии умные солдаты не нужны. Дрессировка животных и дрессировка человека в принципе мало чем отличается, ведь центральная нервная система у нас одинаковая, а разница в интеллектуальном развитии практически незаметна, ведь как я уже сказал, большинство людей опираются на ранее полученный опыт и имеют готовый алгоритм действий на каждый случай. Стоит ли говорить о том, что при возникновении нестандартной ситуации, многие начинают паниковать, ведь у них срабатывает защитный рефлекс, когда надо просто спасаться, так как не знаешь что делать. Крайне важно найти закономерности всех своих действий, которые происходят исключительно после определенных внешних раздражителей, и те из них что не актуальны, разумеется должны быть пересмотрены. Еще как пример можно привести ситуацию, при которой людям очень сложно найти себе новую работу, потому что они просто привыкли к старой, она может быть ужасной и низкооплачиваемой, но они к ней привыкли, и ничего другого им не нужно.

Тоже и со страхами, смысла в которых нет вообще, и тем не менее люди реагируют именно рефлекторно на большинство опасных ситуаций, нередко только усугубляя ситуацию. Условные рефлексы применяют в отношении людей, начиная с детства, когда дети делают что-то не так, что-то что просто не нравится взрослым, то в отношении них применяют насилие, физическое или моральное. Ребенок может не понимать почему именно нельзя делать те или иные вещи, что может кстати негативно сказаться на его дальнейшем развитии, вопросы без ответов оставлять нежелательно, но он знает что это делать нельзя, потому что за это накажут. Подобно тому как Павлов применял удары электрическим током на своих подопытных животных, принуждая их действовать по нужному ему алгоритму, точно также поступают и в отношении человека, применяя в отношении него насилие. И это работает идеально, в принципе альтернативой выработке условных рефлексов посредством насилия могут быть только убеждения, но они применимы не к каждому. Взгляните на свою жизнь как бы со стороны, попробуйте поступить нестандартно в стандартной ситуации, и попытайтесь понять, почему вы всегда реагируете определенным образом на внешние раздражители, устраивает ли вас ваш алгоритм действий, или быть может они эти ваши действия устраивают больше кого-то другого?

Есть такое понятие как обучение и есть такое понятие как тренировка, в первом случае работа может проводиться с вашим сознанием, которое изучает и познает, если вы только учитесь не зубря и тупо запоминая. А вот в случаях с тренировками речь идет о выработке определенных реакций, смысл и актуальность которых вам может быть вовсе не понятна, но вы знаете что поступать необходимо так, а не иначе. Это вот и есть условные рефлексы, есть ситуация, есть вариант ваших действий на случай ее возникновения, и тут человек мало чем отличается от животных, и поэтому часто действует примитивно. Посмотрите теперь на наше образование, насколько оно похоже на обучение и насколько оно похоже на тренировку, по мне так именно тренировкой, или даже дрессировкой оно является более всего. Если человека заставляют запоминать, а не понимать, это дрессировка, это программирование если хотите, шаблонное мышление, шаблонный образ жизни, шаблонные реакции и поведение.

Конечно условиям общества такой человек хорошо отвечает, но часто этот человек является инструментом в руках тех, кто действительно понимает, кто не реагирует, не действует рефлекторно, а подходит творчески к каждой новой ситуации, к каждой новой проблеме. При этом такой подход может быть только в отношении своего собственного поведения и действий, в отношении же других людей можно и даже нужно действовать стандартно, для них стандартно, рисуют именно ту картину, которую они должны увидеть согласно вашим планам. Для кого-то черным квадратом будет слово, для кого-то деньги, или это может быть бутылка водки. У подавляющего большинства людей, можно выработать условный рефлекс социальной полезности, то есть такой рефлекс, который будет интересен вам, но не ему, не этому человеку. И сделать это можно, заинтересовав человека чем-то, что для него может быть интересным, учитывая особенности его характера, проще говоря каждому что-то нужно и на этом можно сыграть. Необходимо создать человеку такие условия, задействовав для этой цели нужные внешние раздражители, при которых он будет для вас полезен, а не вреден, при которых он будет вам другом а не врагом. И вы в принципе можете все это увидеть в каждом человеке, если просто повнимательнее присмотритесь к поведению людей вокруг вас. Каждого из нас можно чем-то, если можно так выразиться, завести, каждого можно определенным образом к чему-то побудить.

Как пример могу еще привести ситуацию с женщинами, которым достаточно будет сказать несколько ласковых слов в определенный момент, и любая из них будет вашей, может ненадолго но все же, и никакие золото и бриллианты ей будут не нужны, вам не надо будет ее покупать. Только вот чтобы управлять условными рефлексами других людей, чтобы их вырабатывать нужным вам образом, необходимо самому не быть жертвой бессознательного поведения, не идти на поводу своей центральной нервной системы, и действовать по шаблону, который находится в вашей базе данных в голове.

Условный рефлекс в поведении

Каждое существо окружает множество неизвестных ему объектов процессов, явлений и если оно начнет взаимодействовать со всеми объектами подряд, то силы его быстро иссякнут и оно не сможет обеспечивать и поддерживать свою жизнь. Следовательно, каждому существу, способному к поведению, необходимо иметь для него какой-либо надежный ориентир — механизм обнаружения во внешнем мире нужного и избегания ненужного, механизм выявления объектов которые могут послужить удовлетворению какой-либо из числа его потребностей. Однако иметь критерии полезности заранее для каждого вида объектов невозможно, поэтому природа избрала механизм локальной временной связи, если незнакомый объект находится в одном и том же месте или появляется одновременно со знакомым и полезным, молено надеяться, что и этот пока незнакомый объект понадобится. Так возник механизм условных связей (условных рефлексов).

Потомство каждого вида существ наследует от родителей как совокупность потребностей, так и видовой опыт их удовлетворения — информацию об объектах внешней среды, взаимодействие с которыми ведет к удовлетворению потребностей, и способы взаимодействия с такими объектами.

В основе данной информации лежат некоторые устойчивые, внеситуационные, характерные признаки, получившие название ключевых: однозначно соответствующие объектам и ситуациям, которые необходимы для удовлетворения потребностей.

Видовой опыт многократно апробирован предшествующими поколениями существ данного вида и вполне пригоден для ситуаций, не выходящих за определенные рамки. Закрепляется и передается по наследству только удачный опыт. Воспринимая объект — носитель ключевого признака, существо «знает», как на него реагировать, и отвечает реакцией, не зависящей от остальных параметров ситуации (включая и наличие каких-либо иных объектов с иными признаками), т.е. реагирует безусловно. Такой ответ получил название безусловного рефлекса, иначе — инстинктивной реакции.

Безусловный рефлекс — форма проявления инстинкта (форма наследственной передачи наиболее жизненно полезной информации об объектах окружающего мира и способах взаимодействия с ними).

Все более выраженная способность поднимающихся по эволюционной лестнице существ дополнять видовой опыт индивидуальным и тем самым расширять свой внешний мир (сферу значимого) реализуется посредством механизма условных связей — фактора повышения надежности существования в разнообразных и изменяющихся условиях среды. Условный рефлекс является приобретенным.

Изучение условных рефлексов связано в первую очередь с именем И.П. Павлова. Он показал, что новый условный стимул может запустить рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом.

Образование условных связей — это механизм нахождения существом потенциально значимых для него объектов и проявления в отношении к ним своей активности. Условные связи могут возникать лишь на основе безусловных, получая свою долю этой определенности применительно к конкретной разнообразной среде. Значимость объекта функционирует в ЦНС и психике в виде информации о способности удовлетворить какую-либо из потребностей.

Базисом условного рефлекса, то есть возникновения связи между двумя стимулами — новым (ситуационным) и уже имеющимся (внеситуационным) — является совпадение их во времени в одном и том же месте. Например, если собаке дать понюхать мясо, то у неё выделяется желудочный сок (это безусловный рефлекс). Если же одновременно с появлением мяса звенит звонок, то нервная система собаки ассоциирует этот звук с пищей, и желудочный сок будет выделяться в ответ на звонок, даже если мясо не предъявлено. При этом должна быть ясной последовательность первого и второго стимулов, ведь собака может услышать огромное множество звонков, и сами по себе они ей безразличны, а вот пища — важнейший фактор продолжения ее жизни, пища важна для нее в любой ситуации. И получается так, что благодаря совпадению ничего самого по себе незначащего сигнала (стимула) со значимым безусловно (т.е. всегда, в любой обстановке, в любой ситуации) первый из этих стимулов, сам по себе ничего животному не говорящий, начинает ему — впервые для него — говорить о мясе.

Механизм условных связей ценен еще и тем, что один и тот же безусловный стимул может подкреплять различные индифферентные (т.е. не выделяемые ранее существом из фона) сигналы (объекты, ситуации, события, явления), распространяя на них свою значимость, существо оказывается в состоянии удовлетворять одну и ту же свою потребность за счет различных объектов среды и в разных ситуациях. Здесь встает проблема выбора из них наиболее подходящего. Этому и служит появляющийся в ходе эволюции механизм оценки.

Соотношение первично значимого (безусловного) и значимого вторично (условного) стимулов, где стабильный внутренний круг — видовая (первичная, безусловная) значимость, а внешний, все расширяющийся круг — индивидуальная (вторичная, условная) значимость. Внутренний круг у всех представителей данного вида одинаков, внешний различен соответственно по условиям жизни и характеру жизненного опыта.

В элементарных поведенческих актах, особенно оборонительного характера, доминирует безусловная значимость, и рефлекторный ответ существа на стимул имеет характер «классической» рефлекторной дуги: замыкание этой дуги происходит не в центральной нервной системе, а ниже, и акцептора действия здесь нет, его роль играет сам факт прекращения контакта с опасным объектом (отдергивание руки).

Сложное поведение складывается из элементарных и первоначально в большинстве случаев условно-рефлекторных поведенческих актов.

При этом нейрофизиологическая схема поведения в ходе эволюции усложняется, а сами условные рефлексы обретают форму рефлекторного кольца, причем обязательно формируется «акцептор действия» (П.К. Анохин), который и задает меру, и оценивает (именно путем сравнения) то, что предполагалось совершить в данной ситуации, с тем, что реально совершилось. В случае несовпадения требуемого и осуществленного действия продолжаются, пока не наступит такое совпадение.

У каждого существа в процессе взаимодействия с окружающими и накопления следов этих взаимодействий в центральной нервной системе складывается индивидуальный жизненный опыт, который является одновременно и способом формирования вторичных потребностей на основе базисных путем формирования условных (пространственных и временных) связей с теми или иными объектами окружающей среды. Особенностью человека, в сравнении с животными, является его способность к формированию условных рефлексов высокого порядка (до седьмого), обусловливающему появление новых условных связей не только на базе безусловных, но и на базе выработанных ранее условных.

При этом данный процесс вовсе не безошибочен. Если индивидуальный опыт накапливается за счет проб и ошибок, то видовой — за счет гибели или выживания существ.

Выработка одного условного рефлекса на базе другого условного рефлекса, который и сам возник на основании еще одного условного рефлекса, — это характерная для человека цепочка значимости, процесс распространения потребностно необходимой информации от базисного ее носителя посредством многозвенного информационного процесса.

Теория условной реакции обучения

РЕКЛАМА:

В этой статье мы обсудим теорию условной реакции обучения.

Значение:

Кондиционирование означает модификацию естественной реакции. Естественный стимул вызывает естественную реакцию. Но естественный раздражитель иногда может быть заменен искусственным раздражителем (или условным раздражителем, как его называют). Таким образом создается новая связь искусственного раздражителя и естественной реакции.

Это объясняется следующими экспериментами:

Опыты:

(i) Опыт Павлова на собаке. Павлов, русский психолог, провел эксперимент. Он поместил собаку в звуконепроницаемую комнату с небольшим окном, через которое можно было наблюдать снаружи. Когда он давал собаке мясной порошок, у собаки автоматически выделялась слюна при одном лишь виде мяса. Каждый раз, когда подавали мясо, звонил колокольчик. Так звон колокольчика и вид мяса оказались взаимосвязаны. В следующий раз прозвенел только звонок, но мяса не было.

На этот раз, хотя естественный раздражитель (мясо) отсутствовал, только искусственный раздражитель (звонок) отвечал за естественную реакцию, т. е. выделение слюны. Мы можем проиллюстрировать это следующей диаграммой.

Используемые технические термины: стимул, реакция, безусловный раздражитель или естественный раздражитель, условный раздражитель или неестественный раздражитель, естественная обучающая условная реакция.

Еда является стимулом, поскольку она побуждает собаку реагировать. Его ответ — выделение слюны. Пища является естественным или безусловным раздражителем, поскольку она вызывает реакцию естественным образом. Звон колокола является искусственным или условным раздражителем. Реакция собаки при предъявлении одного лишь условного раздражителя называется условной реакцией.

(ii) Эксперимент Скиннера на крысах. Скиннер провел аналогичный эксперимент на крысе. Белая ставка помещается в 12-дюймовую квадратную коробку с уровнем на одном конце или планкой, выступающей из стены. При нажатии на планку пища падает. Крысу приучают к нажатию на планку, которая действует как искусственный раздражитель.

(iii) Эксперимент Уотсона «Кролик-ребенок». Эксперимент проводился на ребенке 11 месяцев. Малышу дали поиграть с кроликом. Мех кролика доставлял удовольствие малышу, пока к нему прикасались. Во время эксперимента производился громкий звук, чтобы напугать ребенка в тот момент, когда он касался кролика. Ребёнок испугался. Это повторялось несколько раз, пока ребенок не испугался кролика, даже без пугающего шума.

(iv) Классмайер упоминает ряд других экспериментов.

Человек впервые слышит звонок. Стимул (S 1 ,) вызывает любопытство (R 1 ,) в сознании человека. Сразу после звонка в глаз субъекта направляется луч света (S 2 ). Его зрачки сужаются в ответ на свет (R 2 ): после ряда таких предъявлений представляется только звон колокольчика (и никакого света), но зрачки все же сужаются.

Это схематично поясняется ниже:

Кондиционирование в домашней и школьной среде:

Примеры кондиционирования дома и в школе не являются лишними.

Когда родитель бьет ребенка пощечиной каждый раз, когда ребенок прикасается к радио или электроприборам (из-за риска поражения электрическим током), ребенок вырабатывает привычку и боится всех электроприборов. Или если ребенка один раз ударит током, он будет бояться любого электрического провода, будь то заряженный или незаряженный. Говорят, обожженный ребенок боится огня. Это старый пример обусловленности.

Когда учитель ценит хороший почерк ученика, он говорит «это нормально» и пишет в тетради букву «А». «Все в порядке» — это естественный стимул быть довольным. Но в следующий раз, когда ребенок увидит в тетради только написанное А и не услышит замечание, он все равно чувствует себя довольным. А, искусственный раздражитель заменяет естественный раздражитель.

Любое наказание и поощрение дома или в школе ведут к обусловленности. Перенос любви или ненависти с одного объекта на другой также обусловлен обусловленностью. Предположим, учитель географии относится к ребенку без сочувствия. Когда география (учитель входит в класс, ученик чувствует себя беспокойно и неловко. Позже, когда другой учитель входит, чтобы преподавать географию), все равно ученик чувствует беспокойство. Ненависть учителя переносится на предмет.

Иллюстрация:

Мать обращается в поликлинику для лечения своего ребенка, у которого высокая температура. После тщательного осмотра ребенка врач советует матери сделать ему укол. Во время инъекции, когда ребенок чувствует укол иглы, он начинает плакать от боли. Врач советует матери прийти на следующий день для повторного осмотра. В этот раз врач также делает укол ребенку, и ребенок снова плачет от боли.

Этот процесс повторяется еще несколько дней. Наступает день, когда ребенок начинает плакать просто при виде врача или при виде поликлиники, или даже одного слова «доктор» дома может быть достаточно, чтобы ребенок заплакал. Таким образом, у ребенка развивается реакция страха перед врачом.

На приведенном выше рисунке два стимула повлияли на поведение ребенка:

(i) Укол иглой для инъекций:

Это более сильный раздражитель. Это становится естественным стимулом.

(ii) Врач:

Доктор считается более слабым раздражителем. Он становится искусственным или нейтральным раздражителем.

Когда у ребенка появляется страх перед врачом, это означает, что реакция на более сильный раздражитель была заменена на искусственный или мысленный раздражитель. Таким образом, обусловливание означает модификацию естественной реакции. Это означает привязанность или ассоциацию исходной реакции с новыми стимулами.

Джон Уотсон (1878-1958), отец бихевиоризма, поддержал идеи Павлова об условных реакциях. С помощью своих экспериментов Уотсон пытался продемонстрировать роль условного рефлекса в возникновении, а также в устранении эмоциональных реакций, таких как страх. Его эксперимент с кроликом известен.

Эксперимент Ватсона «Кролик-ребенок»:

Эксперимент проводился на 11-месячном ребенке. Малышу дали поиграть с кроликом. Мех кролика доставлял малышу удовольствие, пока он к нему прикасался. Во время эксперимента в момент прикосновения к кролику производился громкий звук, чтобы напугать ребенка. Ребёнок испугался. Это повторялось несколько раз, пока ребенок не испугался кролика, даже без пугающего шума.

Свойства условной реакции:

1. Специфическая:

Условная реакция специфична, т. е. может быть вызвана только тем, чем она обусловлена. Другие раздражители не окажут на него никакого влияния.

2. Временная:

Условная реакция является временной и непостоянной, т.е. не является постоянной деятельностью. Его влияние уменьшается через некоторое время.

3. Сумма:

Условная реакция основана на суммировании, т. е. если СР вызывается многими раздражителями и когда все предъявляются одновременно, то сила условной реакции увеличивается.

4. Умирает из-за неиспользования:

Условная реакция умирает из-за неиспользования.

5. Возраст:

Условная реакция вырабатывается легче у детей, чем у взрослых.

6. Угашение:

Если условная реакция установлена ​​на многие раздражители, то угашение любого из них не окажет никакого влияния на условную реакцию.

Принципы обусловливания:

1. Предъявление двух раздражителей:

В классическом обусловливании два раздражителя предъявляются в быстрой последовательности, т. раздражитель и безусловный раздражитель.

2. Предъявление безусловного раздражителя:

Безусловный раздражитель должен предъявляться после условного раздражителя, иначе обусловливания не будет.

3. Сила безусловного раздражителя:

Безусловный раздражитель должен быть сильнее искусственного раздражителя.

4. Повторение раздражителей:

И условный, и безусловный раздражители должны предъявляться много раз, чтобы образовалось обусловливание.

5. Соответствующая согласованность:

Должна быть соответствующая согласованность между предъявлением условного раздражителя и безусловного раздражителя, т. е. они должны подаваться с одинаковой частотой.

6. Подкрепление безусловного раздражителя:

Естественный (безусловный) раздражитель должен подкрепляться через определенное время, т.е. уменьшится.

7. Угасание CR:

После кондиционирования, если после звонка в колокольчик несколько раз не последовала подача мяса (еды), у собаки может прекратиться слюноотделение. Павлов назвал этот процесс «угасанием СР» (условной реакцией). Угасание можно определить как временное забвение условной реакции.

8. Спонтанное обобщение:

Павлов обнаружил, что если собаку приучить к одному определенному звуку колокольчика, она будет давать более или менее реакцию слюноотделения на все виды колокольчиков. Ребенок, у которого выработалась условная реакция страха в школе по отношению к определенному учителю, может обобщить эту реакцию страха и на других учителей.

9. Спонтанное восстановление:

Павлов вывел собаку из экспериментальной лаборатории после вымирания. После перерыва в несколько дней он снова поместил собаку в ту же экспериментальную лабораторию. Неожиданно Павлов обнаружил, что происходит самопроизвольное восстановление угасшей реакции, т. е. у собаки снова выделяется слюна на звон колокольчика.

10. Дифференциация стимула:

Если собаке дают пищу (мясо) после определенного звука колокольчика и не дают корм (мясо) при других звуках колокольчика, у собаки может развиться дифференцировка стимула, т. е. он может выделять слюну на определенный звук, но не выделять слюну на другие звуки колокольчика. И генерализация стимула, и дифференциация стимула противоречат друг другу.

11. Интеллект:

Менее умных детей легче обучить по сравнению с более умными детьми. Павлов утверждал, что интеллект и обусловленность никогда не идут рука об руку. Если интеллект работает, обусловливание не происходит, а если обусловливание имеет место, интеллект не работает.

12. Пол:

У девочек кондиционирование проходит легче, чем у мальчиков.

13. Возраст:

У детей кондиционирование проходит легче, чем у взрослых.

Факторы, влияющие на обусловливание (условный рефлекс или реакцию):

1. Мотивация:

Обусловливание (условный рефлекс или реакция) сильно зависит от мотивации. Если субъект мотивирован на обусловливание, он будет легко обусловлен. Любое обучение является мотивированным обучением. Следовательно, мотивация необходима для всех видов обучения. В эксперименте Павлова с собакой еда является мотивом для собаки. Если собаку не держать голодной, она не будет утруждать себя ни звонком, ни даже едой. Следовательно, человек должен быть должным образом мотивирован на обучение.

2. Повторение:

По словам профессора Дэшила, «повторение необходимо для выработки условной реакции». Чем больше повторений процесса обусловливания, тем лучше обусловливание. В опыте Павлова перед кормлением собаки снова и снова звонят в колокольчик, чтобы она могла понять необходимую связь между колокольчиком и едой. Если в колокольчик звонят только один раз, собака может не понять связи между звонком и едой. Более того, процесс звонка в колокольчик и кормления собаки повторялся несколько раз.

3. Непосредственность:

На кондиционирование влияет непосредственность. По словам профессора Мерфи, «необходима непосредственная связь между естественным и искусственным стимулом». В опыте Павлова еда является естественным раздражителем, а звонок — искусственным раздражителем.

Еда выдается сразу после звонка. Если временной интервал между звонком и едой слишком велик, собака может не понять связи между звонком и едой. Следовательно, не может быть никакой обусловленности. Следовательно, если искусственные и естественные раздражители не даются одновременно, обусловливание может не иметь места.

4. Возраст:

Дети легче поддаются тренировке, чем взрослые.

5. Психическое здоровье и интеллект:

Хорошее психическое здоровье и высокий уровень интеллекта помогают в условной реакции или обусловливании.

6. Внешние барьеры:

Обусловливание или условная реакция будут отсрочены при наличии внешних барьеров (например, шума).

7. Угашение:

Подобно тому, как повторение сочетания условного и безусловного раздражителей усиливает связи, так и предъявление условного раздражителя без последующего безусловного приводит к прогрессирующему ослаблению реакции. . У собаки больше не выделяется слюна при звуке колокольчика после того, как звонок прозвучал определенное количество раз без еды.

Разобусловливание (угасание условного рефлекса или реакции):

Разобусловливание означает удаление условного рефлекса или реакции. С помощью разобусловливания можно убрать из сознания детей многие иррациональные страхи.

Для угасания условного рефлекса или реакции (деобусловливания) следует отметить следующие моменты:

1. Отсутствие мотивации:

Если нет мотивации, то не будет и обучения путем обусловливания. Если после звонка в колокольчик собаке не давать еды, то ей будет безразлично звонить в колокольчик.

2. Отсутствие повторения:

Условная реакция умирает из-за неиспользования или отсутствия повторения. Отсутствие повторения вызывает разобусловливание.

3. Увеличение временного интервала:

Обусловливание будет удалено, если увеличить временной интервал между естественным и искусственным стимулом. В опыте Павлова, если корм дается после длительного звонка в колокольчик, собака может не установить связи между звонком в колокольчик и получением еды.

4. Удаление естественного раздражителя:

Если после искусственного раздражителя (скажем, звонка) не давать естественный раздражитель (скажем, еду), то сила условного раздражителя уменьшится, и обусловливание может отсутствовать.

Образовательное значение классической теории обусловливания:

1. Изучение языка и формирование понятий:

Язык можно выучить с помощью обусловливания. Формирование понятий в период раннего детства происходит в результате обусловливания. Методы использования кукол, мячей, кубиков, плакатов с картинками, карточек и т. д. для изучения языка и формирования понятий основаны на условном рефлексе.

Перед учащимся предъявляется изображение слона или верблюда, и учитель произносит слово. Но ребенок начинает узнавать птиц, животных, овощи и фрукты по их названиям на основе формирования понятий и обучения.

2. Теория вознаграждения и наказания:

Теория вознаграждения и наказания основана на обусловленности, т.е. плохой поступок должен быть связан с наказанием, а хороший – с соответствующей наградой или похвалой. Поощрения усиливают поведение, а наказания ослабляют его. Желаемое поведение учащихся всегда должно быть связано с вознаграждением, а их нежелательное поведение должно быть связано с наказанием. Более того, поощрение или наказание должны даваться в нужное время, то есть сразу после желаемого или нежелательного поведения.

3. Формирование установок и чувств:

Положительные установки, установки, ценности и убеждения можно формировать и развивать с помощью обусловливания. Большая часть обусловленности происходит в социальной среде. Поэтому родители и учителя должны создавать здоровые и благоприятные условия, чтобы у детей могли развиться положительные и благоприятные отношения и чувства по отношению к ним и обществу.

4. Формирование хороших привычек:

Хорошие привычки можно сформировать с помощью обусловливания. Привычки трудолюбия, пунктуальности, послушания, сотрудничества, искренности, уважения к старшим, самодисциплины и т. д. могут быть выработаны у детей с помощью процедуры обусловливания.

5. Избавление от негативных установок и вредных привычек:

Нездоровые установки и вредные привычки, такие как пьянство, курение, азартные игры, можно разрушить с помощью «Разусловления».

6. Суеверия и фобии:

Суеверия и фобии можно расформировать. Например, у ребенка развилось суеверие, согласно которому, если он увидит кошку, переходящую улицу, он получит наказание. Такие суеверия можно устранить путем дальнейшего обусловливания (разобусловливания). Пусть ребенок не получит наказания за несколько раз, когда ему заставят перейти дорогу кошке. Так суеверия, страхи, фобии, тревожность, нервозность у детей можно снять или минимизировать с помощью деобусловливания.

7. Приязнь и неприязнь к учителю и предмету:

Человеку может нравиться или не нравиться объект или человек, если это связано с хорошими или плохими последствиями. Учитель с непсихологическим методом обучения или авторитарным (жестким) поведением может не понравиться учащимся. У учеников может развиться чувство ненависти к учителю, а также к предмету из-за обусловленности.

С другой стороны, учитель с эффективными и психологическими методами обучения и ласковым и дружелюбным поведением может понравиться ученику. У учащихся появится чувство любви, привязанности и симпатии к учителю.

8. Принципы ассоциации:

Законы ассоциации (смежности или близости, сходства и контраста и т.п.) получают практическое применение в процессе обусловливания.

9. Повторение (практика):

Повторение помогает в воспитании. Если бы еда не повторялась, никакого обучения не произошло бы. Изучение физических наук, биологических наук, социальных наук, математики, языка и навыков требует повторения или практики. Поэтому учащимся должны быть предоставлены широкие возможности для повторения и повторения своих уроков.

10. Использование аудиовизуальных средств:

Кондиционирование делает акцент на использовании аудиовизуальных средств в процессе обучения. Использование аудиовизуальных средств можно сделать более эффективным путем кондиционирования. Например, если детям в классе нужно научить слову «ворона», то нужно показать им изображение «вороны» вместе со словом, написанным на доске. Дети произносят это слово после просмотра картинки. Затем картинка убирается и дети повторяют только написанное слово. Таким образом, дети могли научиться произносить слово «ворона» в результате обусловливания.

11. Лечение правонарушителей, проблемных и неадаптированных детей:

Теория также помогает в лечении правонарушителей, проблемных и многих других видов неадаптированных детей. Эта теория помогает учителям и психологам изучать условные реакции страха, фобии, тревоги или эмоционально неустойчивых детей. Таким образом педагог может подготовить кейс и разобраться в болезненных поступках ребенка.

12. Полезно в психиатрических больницах:

Психически больных и эмоционально нестабильных детей лучше всего лечить с помощью процесса обусловливания. Кондиционирование играет важную роль в лечении психически больных. Шкала атмосферы Уорда Мооса является пионером в этом отношении. В нем говорится, что благодаря любви, привязанности и хорошему лечению многие комплексы и страхи могут быть устранены из сознания таких пациентов, и такой тип обусловливания помогает их скорейшему выздоровлению.

13. Полезно при настройке:

Метод кондиционирования очень полезен для того, чтобы помочь детям приспособиться к окружающей среде. Начало этому происходит с приспособлением ребенка к школьным условиям и школьным обстоятельствам. Позже он применяет все это, чтобы приспособиться к реальным жизненным ситуациям. Только обусловленность позволяет ребенку уступить дорогу в трудных и странных обстоятельствах.

Ни один ребенок или взрослый не может избежать тех или иных условий. Взрослого пациента оперировали врачи в белых халатах и ​​белых масках, закрывающих лицо. Больной боялся операции. Позже у него появился подсознательный страх даже при виде врачей в погонах. Другой человек попал в аварию на обочине возле персидского колеса (Рахат). Позже он всегда ненавидел присутствие персидского колеса.

Воспитательное значение:

(i) Поощрения и наказания:

Они тесно связаны с обусловливанием. Награды укрепляют связь, а наказания ослабляют. Следовательно, награды и наказания могут быть даны прямо во время действия, а не отсрочены.

(ii) Любовь и ненависть:

Ребенок может любить или ненавидеть объект, если он связан с другим объектом, который в действительности является объектом любви или ненависти. Ребенок может ненавидеть географию не потому, что география — трудный предмет, а потому, что учитель географии — объект ненависти. Ребенок может избегать угла улицы или вида определенного предмета или человека, так как ранее он имел горький опыт.

(iii) Суеверия:

У ребенка могут развиться суеверия путем обусловливания. Он увидел кошку, переходящую улицу, а потом получил наказание в школе. Так что кошачий переход зловещий. Так рождаются суеверия. Такой может опять же он удалить путем дальнейшего кондиционирования. Если создается искусственная ситуация, при которой старый искусственный раздражитель не дает прежнего типа реакции, старую обусловленность можно снять. Пусть ребенок не получит наказания за несколько раз, когда ему заставят перейти дорогу кошке. При отсутствии какого-либо наказания он не будет полагаться на прежнее суеверие. Таким образом, суеверие может быть деобусловлено.

(iv) Повторение и формирование привычки:

Повторение способствует формированию привычки, и таким образом формируются привычки. Изучение истории, географии и других предметов требует повторения.

(v) Ассоциация:

Преемственность, сходство и контраст, три фактора ассоциации, получают практическое применение в процессе кондиционирования.

(vi) Формирование установок:

Дети часто формируют установки путем обусловливания. Педагог и родители должны создавать ситуации, чтобы дети их любили и относились к ним благосклонно.

(vii) Психологическая терапия:

Педагог и психолог могут получить массу информации о неадаптированном ребенке, проблемном ребенке или правонарушителе, изучая болезненные страхи и условные рефлексы. Он может подготовить полный случай и понять действия ребенка, которые были обусловлены в прошлом.

Психолог может не только обнаружить причины страхов, отвращений, невротического поведения ребенка, но и декондиционировать их, используя «Экспериментальный принцип угасания». Приведенный выше пример кошачьего суеверия поясняет это.

Сообщалось о случаях энуреза (ночного недержания мочи), излеченных с помощью кондиционирования. Кровать ребенка при намокании вызывает звонок через короткое замыкание. В тот момент, когда ребенок начинает мочиться, звенит звонок, и он просыпается, чтобы помочиться. Позже он привычно просыпается, чтобы помочиться, даже без звонка.

(viii) Изучение языка:

Самый современный метод использования карточек, кукол, картинок и кубиков для изучения алфавита – после процесса кондиционирования. Ребенок произносит попугай, когда предъявляется изображение попугая, и слово также пишется учителем. В дальнейшем картинка не предъявляется, а предъявляется только символ, а символ ассоциируется у ребенка с птицей и звуком слова.

Главная ›› Психология образования ›› Обучение ›› Теория ›› Теория условной реакции обучения

Условная реакция в классическом обучении

  • Что такое условная реакция
  • Собака Павлова
  • Условная и безусловная реакция
  • Примеры
  • Угасание условной реакции

Что такое условная реакция?

Условная реакция (CR) запускается условным раздражителем (CS) после кондиционирования. До обусловливания CS представляет собой нейтральный стимул (NS), который не может вызвать целевую реакцию. После неоднократного сопряжения с безусловным стимулом (УС) НС становится КС, который может вызвать ПР.

CR не встречается в природе. Они усваиваются с течением времени посредством ассоциативного обучения с использованием классического условного рефлекса или оперантного условного рефлекса. Процесс обусловливания обычно включает предъявление нейтрального стимула непосредственно перед или одновременно с безусловным стимулом ​1​ .

Собака Павлова

Русский физиолог Иван Павлов разработал концепцию условных реакций. В ходе своих исследований пищеварения собак Павлов обнаружил, что повторяющиеся ассоциации между поведением и стимулами могут вызывать усвоенное поведение посредством классического обусловливания. Эта концепция также известна как обусловливание Павлова или обусловливание респондента.

Его исследования сосредоточены на классической обусловленности и лучше всего иллюстрируются «собакой Павлова». 0562 ​2​

Собаки обычно выделяют слюну в качестве физиологической реакции, вызванной видом или запахом пищи. Еда — естественный раздражитель, а слюноотделение в ответ на еду — безусловная реакция. Этот рефлекс вызывается автоматически без внешней помощи, условного рефлекса или предыдущего опыта.

Однако звон колокольчика естественным образом не вызывает у собак слюноотделения.

В своих экспериментах по выработке условного рефлекса Павлов неоднократно сочетал звон колокольчика с едой, чтобы вызвать одинаковую биологическую реакцию. Затем собак обучали выделять слюну при звуке колокольчика — условной, автоматической реакции.

Условная реакция в сравнении с безусловной реакцией

Основное различие между безусловной реакцией и условной реакцией заключается в том, что безусловная реакция является естественной реакцией, вызванной безусловным раздражителем, тогда как условная реакция представляет собой усвоенное поведение путем повторного предъявления нейтрального стимула. с безусловным раздражителем ​3​ .

Например, у собаки выделяется слюна при виде еды — это безусловная реакция. Это биологически мощная реакция, которая не требует обучения. Слюноотделение при звуке колокольчика является условной реакцией, потому что обычно звук колокольчика не вызывает слюноотделения. Только после процедуры условного рефлекса он становится условным раздражителем, а выделение слюны при прослушивании звонка становится условной реакцией.

Этот звенящий шум начинался как нейтральный раздражитель (НС) и со временем стал условным раздражителем (УС). В следующем разделе исследуются другие примеры этого фантастического явления.

Примеры условной реакции

Собака Павлова — самый известный классический эксперимент в современной психологии.

Вот еще примеры реальных условных реакций.

Страх и фобии

Обусловливание страхом — это классический процесс обусловливания, необходимый для обнаружения опасности, включения механизмов самозащиты и обеспечения выживания видов.

Ошибочное обусловливание страха, однако, может трансформировать изначально безобидные стимулы в угрожающие и вызывающие страх стимулы, что приводит к неадекватному поведению или расстройствам (ПР), таким как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), фобии или паническое расстройство ​4​ .

При обусловливании страха одной пары CS-US часто бывает достаточно, чтобы вызвать сильное чувство страха. Это аверсивное обучение является мощным, и нежелательные условные реакции могут существенно влиять на человека на протяжении всей жизни.

Например, ребенка удерживали во время вакцинации (США). Он узнал, что парная ассоциация игла плюс врач (CS) равняется боли и дистрессу (UR). Возвращение к этой ситуации (обусловливающая ситуация) вызывает дистресс (КР), заставляя страдающих вообще избегать его. При тяжелой фобии игл пациенты могут не обращаться за помощью даже в самых тяжелых обстоятельствах ​5​ .

Классное руководство

Модификация поведения — это тип оперантного обусловливания в бихевиоризме. Он часто используется для управления поведением учащихся в классе ​6​ .

Например, учителя могут давать баллы (поощрения) учащимся, демонстрирующим желательное поведение (CR) в классе ​7​ .

Дрессировка животных

Люди — не единственный вид, который можно обучить. Животных можно научить принимать желаемое поведение в виде условных реакций 8 .

Например, когда собака выполняет трюк в качестве правильной реакции (CR), для закрепления поведения дается лакомство.

Обобщение стимулов

Генерализация стимула – это склонность человека одинаково реагировать на сходные стимулы, не идентичные исходному стимулу.

Когда это происходит, аналогичный раздражитель действует как условный раздражитель, вызывая условную реакцию.

Например, человек, испытывающий беспокойство при посещении стоматолога, испытывает дрожь при посещении любого стоматолога.

Различение стимулов

Различение стимулов — это различение сходных вещей и различная реакция на них. Условные реакции будут результатом одних раздражителей, но не других.

Например, люди с тревогой по-разному реагируют на разные типы триггеров. У одного пациента нервозность может проявляться как условная реакция, когда он выступает перед шумной толпой, но не в тихом месте.

Угасание условной реакции

Условная реакция не является естественной. Они индуцированы и изучены с течением времени. В результате некоторые условные реакции могут со временем исчезнуть, особенно из-за отсутствия подкрепления. Этот процесс называется угасанием.

Если собаке Павлова неоднократно не давать еду после звонка в колокольчик, ассоциация между звуком и едой может исчезнуть через некоторое количество раз. Поведение считается вымершим.

Однако некоторые условные реакции, такие как реакция страха на иглы, труднее устранить после того, как они выучены ​9​ .

Спонтанное восстановление

Спонтанное восстановление — это повторное появление условной реакции, которая ранее была угасшей.

Например, человек, который бросил курить на несколько месяцев, снова начинает курить, побывав в обществе курящих друзей. Курение было ранее усвоенным поведением, и человек успешно бросил. Но эта условная реакция возвращается, когда человека соблазняют курящие друзья.

Ссылки

  1. 1.

    Павлов ИП. Условные рефлексы: Исследование физиологической деятельности коры головного мозга. ОТВЕТ . Опубликовано в сети 1 июня 2010 г. doi:10.5214/ans.0972-7531.1017309

  2. 2.

    Кларк Р.Э. Классические истоки условности Павлова. Интегральное психологическое поведение . Опубликовано в Интернете в октябре 2004 г .: 279–294. дои: 10.1007/bf02734167

  3. 3.

    Дэвис М., Шлезингер Л.С., Соренсон, Калифорния. Временная специфичность кондиционирования страха: влияние различных интервалов между условным стимулом и безусловным стимулом на эффект испуга, потенцированный страхом. Журнал экспериментальной психологии: процессы поведения животных . Опубликовано в Интернете 1989: 295-310. дои: 10.1037/0097-7403.15.4.295

  4. 4.

    Sehlmeyer C, Schöning S, Zwitserlood P, et al. Обусловливание человеческого страха и угасание в нейровизуализации: систематический обзор. Гендельман Х.Э., изд. ПЛОС ОДИН . Опубликовано в сети 10 июня 2009 г.: e5865. doi:10.1371/journal.pone.0005865

  5. 5.

    Дженкинс К. II. Боязнь иголок: психологическая перспектива. Британский журнал анестезии . Опубликовано в Интернете в июле 2014 г .: 4–6. doi:10.1093/bja/aeu013

  6. 6.

    Кристоферсон М., Салливан А.Л. ОБУЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО УПРАВЛЕНИЮ КЛАССОМ: ОБЗОР ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ, СООБЩЕННОГО САМИ, СОДЕРЖАНИЕ И ГОТОВНОСТЬ. Психол Схс . Опубликовано в Интернете 12 января 2015 г .: 248–264. doi:10.1002/pits.21819

  7. 7.

    Filcheck HA, McNeil CB, Greco LA, Bernard RS. Использование жетонной экономики всего класса и обучение учителей навыкам в дошкольном классе для управления деструктивным поведением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *