Задача психологии обучения | Студент-Сервис
Обучение – деятельность, обеспечивающая овладение знаниями, умениями и навыками. Обучение всегда процесс активного взаимодействия обучающего и учащегося. Обучение имеет много сторон. Психологическая сторона обучения выражается в структуре учения, его механизмах, как особой специфической деятельности; в психологических особенностях личности ученика и учителя; в психологических основах методов, способов и форм обучения.
Обучение представляет собой форму организации процесса передачи знаний, социальную систему, направленную на передачу новому поколению опыта предшествующих. Организация обучения развертывается в пространстве и времени. В системе обучения активно взаимодействуют обучающий и учащийся. Это взаимодействие осуществляется путем общения, в результате которого осуществляется учебная деятельность. В ходе исторического развития общества накопленные знания фиксируются в различных материальных формах: предметах, книгах, орудиях труда.
Процесс превращения идеального знания в материальную форму называется опредмечиванием. Для того чтобы воспользоваться этим знанием, последующее поколение должно вычленить, понять закрепленную в орудии труда или объекте познания идею. Данный процесс носит название распредмечивания. Потребовался неординарный ум и особые способности, чтобы изобрести и создать, например, паровой двигатель. Использование требует понимания его работы, т.е. осознания той идеи, которая опредмечена в двигателе. Таким образом, поколение, которое стало пользоваться паровыми двигателями, должно распредметить идею создателя, иначе говоря, понять принцип устройства. Только при этом условии возможно использование данного предмета (парового двигателя).
Учебная деятельность выступает средством, с помощью которого распредмечивается идеальное знание и формируется Общественный опыт. Познавательный характер учебной деятельности – ее существенная характеристика.
Она определяет все остальные компоненты учебной деятельности, создает ее направленность:
- потребности и мотивы;
- цели и действия;
- средства и операции.
Компоненты учебной деятельности могут превращаться друг в друга. Например, действие может стать целью или потребностью, операция выполнения контрольной работы превратиться в мотив, стимулирующий дальнейшее обучение и т.д. В таких превращениях заключена динамика учебной деятельности, стержнем которой является ее предметность. Понятие предметно-практической деятельности как преобразователя действительности служит основой научного подхода к анализу познавательных процессов.
Психологическое содержание всех составляющих учебной деятельности раскрывается в разделе педагогической психологии – «психологии обучения».
Психология обучения – это научное направление, исследующее психологические закономерности усвоения знаний, умений и навыков, психологические механизмы научения и учебной деятельности, возрастные изменения, обусловленные процессом научения.
Основная практическая цель психологии обучения направлена на поиск возможностей управления процессом учения. При этом учение рассматривается как специфическая деятельность, включающая мотивы, цели и учебные действия. В конечном итоге она должна привести к формированию психологических новообразований и свойств полноценной личности. Учение – универсальная деятельность, ибо составляет основу овладения любой другой деятельностью. Центральная задача психологии обучения – анализ и разработка требований к учебной деятельности, осуществляемой учеником в педагогическом процессе.
Она конкретизируется в комплексе более частных задач:
- выявление связи обучения и психического развития и разработка мер оптимизации педагогических воздействий процесса;
- выявление общесоциальных факторов педагогического воздействия, влияющих на психическое развитие ребенка;
- системно-структурный анализ педагогического процесса;
- раскрытие особенностей природы индивидуальных проявлений психического развития, обусловленных особенностями учебной деятельности.
В психологии еще не сложился единый теоретический фундамент, позволяющий проводить анализ и классификацию психолого-педагогических требований, предъявляемых к учебной деятельности. Существуют различные подходы и теории, освещающие данный вопрос. Вместе с тем можно говорить об определенных научно-психологических наработках, позволяющих определить методологические основы такого анализа.
Анализ учебной деятельности может исходить из следующих принципиальных положений.
- Учебная деятельность отражает прогноз тех изменений, которые могут произойти в психическом развитии ученика, включенного в учебный процесс. Она определяет и систему оценки этих изменений.
- Организация учебной деятельности предусматривает соотнесение с личностными возможностями ученика и потенциалом их развития.
- Каждый уровень личностного развития обеспечивается специфическими формами и содержанием учебной деятельности.
Учебная деятельность имеет структурно-системный характер. Система – это единство компонентов и их взаимосвязей. Психологическая структура – это строение и свойство тех устойчивых факторов, которые действуют в условиях выполнения задачи организации учебной деятельности.
Структура включает в себя:
- Компоненты деятельности, без которых она неосуществима. Сюда входят задачи и цели деятельности; ее предмет, способы принятия решения и выполнения; действия контроля и оценки деятельности.
- Взаимосвязи между указанными компонентами. Взаимосвязаны могут быть воздействия, операции, элементы функциональной организации, оперативные системы отображения и т.д.
- Динамика установления указанных взаимосвязей. В зависимости от регулярности активизации связей формируются симптомокомплексы психических процессов, функционально важных свойств.
Все структурные элементы соединены многочисленными связями. Элементы структуры – условно неделимые ее части. Любая структура обеспечивает реализацию какого-то функционального свойства, ради которого она собственно и была создана, т.е. своей основной функции (например, система образования создана, чтобы реализовать функцию обучения). Функция -это процесс осуществления определенного результата.
Сочетание структуры и функции приводит к образованию системы.
Основные характеристики системы:
- это нечто целое;
- носит функциональный характер;
- дифференцируется на ряд элементов с определенными свойствами;
- отдельные элементы взаимодействуют в процессе выполнения определенной функции;
- свойства системы не равны свойствам ее элементов.
- имеет информационную и энергетическую связь с окружающей средой;
- система адаптивна, изменяет характер функционирования в зависимости от информации о получаемых результатах;
- разные системы могут давать одинаковый результат.
Система носит динамичный характер, т.е. развивается во времени. Говоря о психологической системе деятельности, мы понимаем под ней единство психических свойств, обслуживающих деятельность и связи между ними.
С позиций системного подхода отдельные психические компоненты ( в том числе функции и процессы) в деятельности выступают в виде целостного образования, организованного в плане выполнения функций конкретной деятельности (т.
е. достижения цели), т.е. в форме психологической системы деятельности (ПСД). ПСД есть целостное единство психических свойств субъекта и их всесторонних связей.Учебный процесс во всех своих проявлениях реализуется исключительно психологической системой деятельности. В ее рамках происходит перестройка индивидуальных качеств личности путем их построения, переструктурирования, исходя из мотивов, целей, условий деятельности. Собственно так и возникает накопление индивидуального опыта, формирование знаний и развитие личности ученика.
Тема3.1. Основные понятия психологии обучения
⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒
Психология обучения — это научное направление, исследующее психологические закономерности усвоения знаний, умений и навыков, психологические механизмы научения и учебной деятельности, возрастные изменения, обусловленные процессом научения.
Таблица 5
Основные понятия психологии обучения
№п/п | Название понятия | Определение понятия |
1. | Обучение | Это процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта обучающимся, организация формирования у них знаний, умений и навыков. |
2. | Учение | Это специфическая форма индивидуальной активности, проявляющаяся в регуляции собственной деятельности и направленная на усвоение знаний, умений и навыков, а также на развитие самого ученика. |
3. | Научение | Это результат учения, характеризующийся фактом приобретения обучающимся психологических качеств и свойств |
4. | Учебная деятельность | Это активность человека, направленная на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных по форме теоретических знаний. |
5. | Развитие | Это изменение количественных и качественных свойств личности: ее мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта. |
Таблица 6
Разграничение понятий «обучение», «учение», «научение»
№п/п | Название понятия Осно- вания разграни- чения понятия | Обучение | Учение | Научение |
1. | По степени организованности процесса | Организованный процесс, планомерно и сознательно управляемый | Как организованный, так и неорганизованный процесс | Может быть организованным, а может быть и стихийным |
2. | По осознанности процесса | Сознательный процесс | Сознательный процесс | Может быть сознательным, а может осуществляться и на бессознательном уровне |
3. | По готовности осуществления процесса ребенком | Готовность к обучению у ребенка появляется в 4-5 лет | Готовность к самостоятельному учению появляется в 7-8 лет | Готовность к научению — с младенчества по типу импринтинга, условно-рефлекторному |
Таблица 7
Научение и его виды
№п/п | Вид научения | Основные характеристики |
1. | Импринтинг (англ. запечатлевать, оставлять след) | Быстрое, автоматизированное, почти моментальное приспособление организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения. Через механизм импринтинга формируются многочисленные прирожденные инстинкты, включая двигательные, сенсорные и другие. Такие формы поведения генетически запрограммированы и мало поддаются изменению. |
2. | Условно-рефлекторный | Данный вид научения предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал. Условные стимулы обычнобывают нейтральными с точки зрения процесса и условий удовлетворения потребностей организма, но он научается реагировать на них прижизненно в результате систематического ассоциирования этих стимулов и удовлетворением соответствующих потребностей. Впоследствии условные стимулы начинают выполнять сигнальную или ориентирующую роль. Например, слово как некоторое сочетание звуков, ассоциированное с предметом, находящемся в поле зрения, может приобрести способность автоматически вызывать в сознании человека образ данного предмета. |
3. | Оперантный | При данном виде научения знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок. |
4. | Викарный | Это научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. |
5. | Вербальный | Это приобретение человеком нового опыта (знаний, умений и навыков) через язык. Этот вид научения становится основным способом приобретения опыта с момента усвоения речи. |
7. | Сенсорный | В процессе данного вида научения формируется различение чувственных сигналов, формируются процессы восприятия, наблюдения, узнавания (ребенок научается переходить улицу на зеленый свет светофора). |
8. | Моторный | В процессе данного вида научения ребенок начинает ходить, произносить звуки. |
9. | Сенсомоторный | Это синтез сенсорного и моторного научения, что обеспечивает выполнение сложных действий под контролем восприятия и представления, например, чтение вслух. |
10. | Интеллектуальный | Данный вид научения способствует формированию понятийного мышления. |
Вопросы и задания для самопроверки
1. Что Вы понимаете под психологией обучения?
2. Охарактеризуйте основные понятия психологии обучения.
3. Разведите понятия «обучение», «научение», «учение».
4. Какие виды научения Вы знаете? Охарактеризуйте каждый из них.
Основная литература
Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991.
Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. — М., 1974.
Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. — М., 1981.
Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение // Психологические основы развивающего обучения. — М., 1995.
Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. — М., 1996.
Дополнительная литература
Брайн С. Общество и образование. — М., 1989.
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. — М., 1994.
Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М., 1995.
⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒ |
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 11578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Принципы психологии обучения, которые вы должны знать
Jorm S/Shutterstock. com
Резюме: Как психология может помочь специалистам в области обучения и развития заинтересовать своих учеников? Откройте для себя 6 принципов психологии обучения для успешного обучения!
Понятия психологии и обучения не чужды друг другу. Тысячи лет назад греческие философы, такие как Платон и Аристотель, интересовались внутренней работой разума в связи с обучением. В более современной истории такие теоретики, как Павлов и Выготский, пытались объяснить, как люди приобретают знания и какие факторы влияют на процесс обучения. Хотя мы не будем говорить о том, как заставить ваших учеников выделять слюну при звуке звонка, есть много уроков, которые мы можем извлечь из принципов психологии обучения, сформулированных психологами-педагогами недавних — или не очень — лет.
В этой статье мы объясняем 6 принципов психологии, которые должны знать все специалисты по обучению и развитию. Знание теории, лежащей в основе разработки учебных курсов, поможет вам понять, как повысить успеваемость учащихся и сохранить знания.
Принципы психологии для специалистов L&D
1. Предыдущие знания влияют на обучение
Если и есть что-то, что, как мы можем сказать, негативно влияет на вовлеченность учащихся, так это то, что преподаватели неправильно оценивают уровень предварительных знаний учащихся. Если они думают, что ничего не знают о предмете, учебный материал становится слишком базовым для обучаемых и не способствует их развитию. В противном случае преподаватель опускает данные, которые необходимы учащимся для глубокого понимания учебного материала. Чтобы не оказаться ни в одной из двух позиций, начните с оценки базового уровня. Затем используйте эти результаты, чтобы определить сильные и слабые стороны, и сформулируйте учебный материал таким образом, чтобы он был интересным и не повторялся для учащихся.
2. Обучение на практике
Если ваша цель — создать стимулирующую и обучающую среду для обучения, то модель «сиди и работай» не подходит. Исследования показали, что учащиеся способны запоминать больше информации, когда они являются активными участниками учебного процесса. Это будет означать участие в практических занятиях, симуляциях, групповых дискуссиях и викторинах, а также в любой другой деятельности, которая заставляет их двигаться и размышлять над рассматриваемой темой. Нетрудно догадаться, что такие занятия поддерживают интерес учащихся, развивают их уверенность и креативность, а также успешно кодируют новую информацию в их долговременной памяти.
3. Мотивация вождения
Еще один принцип психологии обучения, который вы должны учитывать, заключается в том, что успешное обучение равносильно мотивированным учащимся. Равнодушные ученики сделают минимум и, вероятно, забудут большую часть того, чему их учили сразу после программы. К счастью, есть много способов мотивировать учащихся. Один из них объясняет важность и практическое применение обучения, чтобы они не задавались вопросом, есть ли что-то лучшее, что они могли бы сделать со своим временем. Еще один полезный инструмент — мотивация через постановку целей. В частности, вы можете поощрять учащихся ставить личные цели мастерства, чтобы они чувствовали, что работают над важным для них достижением.
4. Будьте общительны
Этот принцип исходит из социальной психологии, но мы можем использовать его и для наших целей, поскольку обучение — это фундаментально социальный процесс. Создайте учебную среду, которая способствует сотрудничеству и командной работе, и наблюдайте, как ваши учащиеся извлекают пользу из идей и различных мнений команды. Просто не забывайте поощрять здоровую конкуренцию, так как вы не хотите, чтобы участники пугались и замыкались в себе. Вместо этого развивайте культуру сотрудничества, направленную на то, чтобы помочь всем двигаться вперед.
5. Предоставление обратной связи
Инструктор готов поделиться знаниями, объяснить концепции и подготовить организацию учебных занятий. Но есть еще одна вещь, которую учащиеся ожидают от них, и это отзывы об их прогрессе. Обратная связь позволяет учащимся оценить свою работу, определяя свои сильные стороны и области для улучшения. Как инструктор, важно не забывать давать четкие, позитивные и своевременные советы. Таким образом, вы помогаете им применять его и внести позитивные изменения в их учебный процесс.
6. Содействие саморегулированию
Роль инструктора, несомненно, важна, но этот принцип психологии обучения напоминает нам о том, что учащиеся должны нести ответственность за свой учебный опыт. Когда мы говорим о саморегуляции, мы имеем в виду такие навыки, как организация, самоконтроль, внимание, стратегии запоминания и многое другое, которые можно развивать с помощью моделирования или прямого обучения. Некоторые примеры побуждают учащихся ставить личные цели, выбирать предпочтительный метод обучения, организовывать свое расписание, воздерживаться от отвлекающих факторов или разбивать учебный материал на более мелкие части. Это также может означать предоставление им возможности делать адекватные перерывы, чтобы поддерживать свою вовлеченность и внимание на высоком уровне.
Заключение
По мере того, как учебные программы становятся все более ориентированными на учащихся, понимание других принципов, таких как психология, определенно станет предметом споров. Хотя мы могли бы рассказать о многих других принципах психологии обучения, мы считаем, что они охватывают основные элементы, которые сделают вашу программу обучения успешной.
5 Теории обучения в психологии
Теории обучения во многом повлияли на то, как люди преподают, создают учебный план и объясняют вещи своим детям. Возникли теории, отражающие меняющиеся ценности в нашем социальном окружении и популярные влияния дня. В 19В 60-е годы когнитивизм выдвинулся на передний план теории обучения, как раз тогда, когда популярная культура приняла принцип «делать свое дело». Бихевиорализм, более простой постулат вознаграждения и обучения, в то время стал немного менее популярным.
Теории обучения очень настойчивы. Для определения одного и того же явления было разработано множество объяснений, возможно, потому, что обучение сложно, и одна теория не подходит для всех или каждой ситуации. Вот пять известных теорий, которые пытаются объяснить, почему мы ложимся спать немного умнее, чем когда проснулись утром.
1. Бихевиоризм
Бихевиоризм восходит к концу 19 -го -го века и как таковой родился в эпоху, когда естественные науки были в авангарде научных открытий. Он объясняет обучение как условную или оперантную реакцию на окружающую среду, которая приводит к положительным или отрицательным последствиям для любого поведения. Он также постулирует, что обучение завершается только тогда, когда его можно рассматривать как изменение поведения.
Бихевиоризм постулирует, что обучение начинается с чистого листа. Американский психолог Б. Ф. Скиннер (1904-1990) утверждал, однако, что теория была неполной, потому что она не объясняла, как мы преодолеваем первоначальные неудачи, например, при езде на велосипеде. Скиннер добавил концепцию, что предшествующие мысли и эмоции также играют роль в человеческом обучении. Из-за этого работу Скиннера иногда называли «радикальным бихевиоризмом».
2. Когнитивизм
Когнитивизм на практике часто связывают с бихевиоризмом, но теории полярно противоположны. Когнитивизм объясняет обучение как основанное на понимании. Разум, восприимчивый к новым идеям, активно обрабатывает новую информацию, чтобы прийти к пониманию, основанному на включении предыдущих знаний и предположений. Это ставит мышление на передний план процесса обучения. Об обучении свидетельствует новое понимание, а не изменение поведения.
Когнитивизм опирается на процесс, в котором новая информация сопоставляется с предыдущими знаниями. Как новая информация соотносится с ранее полученной информацией? Это приводит в действие такие процессы, как решение проблем, анализ и память.
Понимание определяется как когнитивная «схема», аналогичная осознанию или значению. Обучение определяется как изменение установленной схемы.
3. Конструктивизм
Подобно когнитивизму, конструктивизм рассматривает обучение как активный мыслительный процесс. Согласно теории конструктивизма, люди строят или конструируют знания на основе социального или ситуационного опыта. Это позволяет людям накапливать информацию и проверять ее посредством социальных взаимодействий.
Таким образом, казалось бы, знание в конечном счете станет однородным. Но это не так. Конструктивизм говорит, что люди строят знания на основе субъективных соображений. Затем люди приходят к индивидуальным субъективным выводам. Знание по-прежнему рассматривается как концептуальный процесс, а обучение рассматривается как результат взаимодействия с окружающей средой и постоянного тестирования, на которое мы полагаемся при обработке информации.
4. Гуманистическая
Гуманистическая теория также отражает ценности своего времени. Укоренившись в 1960-х годов гуманистическая теория постулирует, что обучение связано с мотивацией, потенциалом и свободой воли. Именно эта теория дала нам термин «самореализация».
Гуманистический подход, ориентированный на человека, не признает изменение поведения или изменение значения как свидетельство обучения. Он опирается на то, что люди реализуют свой потенциал, что достигается посредством наблюдений и накопленного опыта.
Вместо дидактического обучения гуманисты считают, что образцы для подражания являются лучшими учителями. Они дают повод для поиска новой информации и помогают сохранять реалистичность целей. Когда учитель говорит: «Разбейтесь на более мелкие группы и обсудите между собой», он использует гуманистический подход.
5. Experiential
Поддерживаемая педагогическим теоретиком Дэвидом Колбом, эмпирическая теория рассматривает обучение как четырехэтапный процесс, включающий конкретный опыт, рефлексивное наблюдение, абстрактный концептуализм и активное экспериментирование. Здесь опыт ведет к размышлению, затем к осмыслению, затем к тестированию, которое включает в себя новый опыт. Это рассматривается как самоподдерживающийся цикл с каждым из четырех шагов, необходимых для обучения.
Колб также говорит, что здесь задействованы эмоции, предварительное обучение и стиль обработки. Таким образом, существует четыре стиля обучения. Некоторые люди предпочитают действовать; другие предпочитают смотреть. Некоторые предпочитают читать и размышлять. Другие предпочитают реакцию на внутреннем уровне, за которой следует эксперимент. Эта теория породила мультимодальное обучение. Опытные учителя используют практические методы обучения, размышлений, чтения, просмотра слайдов или фильмов, лекций, экскурсий и других методов, чтобы приспособить все стили обучения своих учеников.
Бихевиоризм, когнитивизм, конструктивизм, гуманистическая и основанная на опыте теория являются одними из наиболее известных теорий обучения, повлиявших на нашу повседневную жизнь. Другие известные теории включают иерархию потребностей Маслоу, теорию проработки, ADDIE (анализировать, проектировать, разрабатывать, внедрять и оценивать) и таксономию Блума.
Эти теории оказали большое влияние на преподавание, воспитание детей и на так называемые помогающие профессии, к которым относятся клинические психологи, терапевты и консультанты. Иерархия потребностей Абрахама Маслоу, например, постулирует, что людям необходимо удовлетворить свои основные потребности — пищу, кров и безопасность — прежде чем они смогут искать более трансцендентные потребности, такие как любовь, уважение и самореализация. Терапевт, использующий принципы Маслоу, попытается удовлетворить основные потребности клиента, прежде чем пытаться работать над более высокими целями.
На практике, конечно, некоторые из этих теорий применяются в сочетании с другими. Когнитивно-поведенческая терапия использует одновременно две теории, а рационально-эмоционально-поведенческая терапия, поддержанная нью-йоркским психиатром Альбертом Эллисом (1913-2007), объединяет три различных модальности, чтобы помочь излечить эмоциональные расстройства и поведенческие проблемы.
Окружающая среда и социальные процессы также влияют на науку обучения. Например, как раз вовремя появляется теория коннективизма, которую часто называют теорией обучения цифровой эпохи. Эта теория говорит, что информация случайна, даже хаотична, но те, кто может установить связи в этой среде, преуспеют. «Как влияет на теории обучения, когда знания больше не приобретаются линейным образом?» — спрашивает Джордж Сименс в статье, опубликованной elearnspace в 2004 году.