Условный рефлекс – это реакция, выработанная организмом в результате систематически и многократно повторяющегося действия.
Условный рефлекс вырабатывается в определенных условиях, связан с обстоятельствами, временем, частотой воздействия раздражителя и наличием стимула.
Основателем теории является И.П. Павлов – ученый, начавший изучение условных и безусловных рефлексов и сформулировавший классические методики изучения данного рефлекса. “Павловский эксперимент” начинают изучать в рамках школьного курса.
Цели исследования
Павлов проводил исследования с целью изучения поведенческих реакций, возможностей организма и степени влияния на рефлексы различных факторов.
В ходе работ он доказал, что условный рефлекс формируется в результате систематического и частого наложения случайного сигнала на безусловный рефлекс, и является индивидуальным для каждой особи.
Объектом первоначального исследования ученого стало изучение функции органов желудочно-кишечного тракта (эксперимент проводился на собаках), и эта работа принесла И.П.Павлову Нобелевскую премию, потому что помимо узкоспециализированных задач, работа Павлова показала широкие аспекты возможностей организма животного и человека.
Как шел эксперимент?
Серия экспериментов по изучению работы пищеварительного тракта была основана на формировании условного рефлекса на прием пищи у собак, при этом использовались безусловный раздражитель (пища) и нейтральный стимул (включение лампочки). Получение пищи, подкрепленное вспышкой света, вызывало слюноотделение, через определенное количество таких повторяющихся циклов слюноотделение вызывалось лишь включением лампочки (нейтральный стимул).
Исследователи наблюдали за временем появления слюноотделения при помощи фистулы (сформированного канала, позволяющего секрету выделяться во внешнюю среду). Эксперимент показал, что слюноотделение у собаки длительно сохранялось на вспышку света и при отсутствии пищи. Именно этот эксперимент лег в основу изучения условных рефлексов.
В дальнейшем меняли раздражители, которые бы предваряли прием пищи, например, шаги хозяина, звуковые сигналы. Это позволило говорить о взаимосвязи психофизиологических процессов в организме, в том числе, и человека.
В еще один эксперимент был реализован через «ложное кормление». Для этой цели в нижней челюсти собаки оперативным путем формировали отверстие, и корм попросту не попадал в желудок, выпадая наружу, однако из фистулы желудка выделялся пищеварительный сок.
Вывод, сделанный учеными — условный рефлекс руководит сознанием, может управлять работой внутренних органов и систем. При этом, условный рефлекс возникает у особи в течении жизни и не закрепляется генетически, то есть не передается по наследству.
Используя принцип формирования условных рефлексов можно воспитывать и дрессировать животных, обучать их необходимым навыкам.
Например, в результате очередных экспериментов удалось отучить койотов нападать на овец: в месте обитания хищников разбрасывали баранину, пропитанную отравляющим веществом. Хищники не погибали, но страдали от недомогания с тошнотой, рвотой, диареей, расстройством аппетита. И через некоторое время у койотов полностью пропало желание употреблять баранину, и они прекратили нападение на овец.
Эффект «собаки Павлова» широко применяется в жизни, охватывая культурную, социально-политическую, экономическую сферы. Например, бар, казино, заведения для азартных игр, реклама — принцип действия основан на выработке условного рефлекса.
Условные рефлексы используют в некоторых методиках психотерапевтического воздействия (метод положительного и отрицательного подкрепления).
Уникальные наблюдения и опыты легли в основу многих научных трудов и работ по неврологии, психиатрии, физиологии.
Физиология высшей нервной деятельности.
Учение об условных рефлексах
Российские нобелевские лауреаты: Иван Петрович ПАВЛОВ
Академик Иван Петрович ПАВЛОВ
Путь в науку
Физиология кровообращения
Физиология пищеварения
Физиология высшей нервной деятельности. Учение об условных рефлексах
Социально-политические взгляды И.П. Павлова
Личность И. П. Павлова. Свидетельства современников
Традиции
Заключение
Путь И.П. Павлова к Нобелевской премии
Физиология как экспериментальная наука
Учителя, наставники и предшественники
В университете
Филипп Васильевич Овсянников (1827–1906)
Николай Игнатьевич Бакст (1842–1904)
Илья Фаддеевич Цион (1842–1912)
Константин Николаевич Устимович (1838 – после 1917)
В Бреслау у Гейденгайна
Сергей Петрович Боткин (1832–1889)
Докторская диссертация
Рудольф Гейденгайн (1834–1897)
Карл Людвиг (1816–1895)
Клод Бернар (1813–1878)
После заграницы
Врач для командировок
«Год Великого перелома»
Предыстория
Хронический эксперимент
Мнимое кормление
Павловский желудочек
Финишная прямая
Конкуренты Павлова
Экспертиза номинированных работ Павлова
Письмо ректора Каролинского института
Из воспоминаний Серафимы Васильевны Павловой
Реакция прессы
Нобелевская церемония
Реакция физиологов на присуждение премии
Денежная сумма премии и ее судьба
Пожелания Альфреда Нобеля
Переход к изучению высшей нервной деятельности
Вторая Нобелевская попытка
Досадный промах
Павловские Колтуши
Развитие исследований в Колтушах
Заключение
Увековечивание памяти Ивана Петровича Павлова
100-летний юбилей И. П. Павлова: 1849-1949
Увековечивание памяти Ивана Петровича Павлова
Страница 14
Учение об условных рефлексах
И.П. Павлов
«Пробная экскурсия физиолога в область психиатрии».
Статья. Автограф. 1-й лист.
[1920-е гг. ]
СПФ АРАН. Ф.259. Оп.1. Д.61. Л.1.
на контактные раздражители безусловным рефлексом, деятельность же слюнной железы, вызванную дистантными раздражителями (вид и запах пищи, обстановка) – условным рефлексом. Безусловные рефлексы видовые, характерны для всех животных данного вида, условные вырабатываются при определенных условиях, в результате личного опыта. Условные рефлексы осуществляются при участии коры головного мозга.
В лабораториях Павлова были изучены во всех деталях правила образования условных рефлексов: их специфические особенности, выработка в течение индивидуальной жизни, непостоянство, изменчивость в зависимости от факторов окружающей среды. Вместе взятые эти особенности условных рефлексов обеспечивают организму совершенную индивидуальную приспособленность. В условном рефлексе Павлов увидел механизм, благодаря которому расширяются возможности организма к бесконечному усовершенствованию. Индивидуальное приспособление, подчеркивал Павлов, существует на всем протяжении животного мира, условный рефлекс есть универсальное физиологическое явление.
На основе общих нейрофизиологических представлений в павловских лабораториях были изучены закономерности распространения и взаимодействия процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий мозга. Исходя из основных свойств нервных
Иван Павлов и условный рефлекс
Иван Петрович Павлов (1849-1936)
27 сентября 1849 года родился русский физиолог, лауреат Нобелевской премии Иван Петрович Павлов . Он прежде всего известен прежде всего своей работой в классической обусловленности. И о чем вы в первую очередь подумаете, когда услышите имя Павлова? Ну, вероятно, его эксперименты с собаками, когда он приучал собак выделять слюну, когда они слышали звон колокольчика, потому что они ожидали получить еду. Но давайте поближе познакомимся с Павловым и его творчеством.
«Наука требует от человека всей его жизни. Если бы у вас было две жизни, этого бы вам не хватило. Будьте страстными в своей работе и в своих поисках». – Иван Павлов
Иван Павлов Происхождение и образование
Иван Павлов, старший из одиннадцати детей, родился в Рязани Российской империи в семье Петра Дмитриевича Павлова, сельского священника, и Варвары Ивановны Успенской, преданной домохозяйки. Хотя Павлов умел читать к 7 годам, он был серьезно ранен, когда упал с высокой стены на каменный тротуар, и из-за полученных травм он не проходил формального обучения до 11 лет. Павлов учился и окончил Рязанское церковно-приходское училище, прежде чем поступить в местную духовную семинарию. Но, не окончив его, он отправился в университет в Санкт-Петербурге, где поступил на физико-математический факультет. На четвертом курсе его первый исследовательский проект по физиологии нервов поджелудочной железы принес ему престижную университетскую награду. Он поступил в Медико-хирургическую академию, где получил должность лаборанта у профессора Устимовича на физиологическом отделении Ветеринарного института. В 1879 г.Павлов окончил Военно-медицинскую академию с золотой медалью за научно-исследовательскую работу. В 1883 году он защитил докторскую диссертацию на тему «Центробежные нервы сердца» и сформулировал идею нервизма и основные принципы трофической функции нервной системы.
Теоретическая и практическая медицина
В 1890 г. Павлов был приглашен для организации и руководства кафедрой физиологии в Институте экспериментальной медицины. Под его руководством, которое продолжалось в течение 45 лет до конца его жизни, этот институт стал одним из важнейших центров физиологических исследований. Также в 1890 Павлов был назначен профессором фармакологии Военно-медицинской академии, а через пять лет был назначен на тогда еще вакантную кафедру физиологии, которую занимал до 1925 г. Там Павлов разработал хирургический метод
хронического эксперимента с широким использованием свищи, которые позволяли непрерывно наблюдать за функциями различных органов в относительно нормальных условиях. Это открытие открыло новую эру в развитии физиологии, поскольку до этого основным методом была острая вивисекция, а функция организма определялась только в процессе анализа. Своим методом исследования Павлов открыл путь новым достижениям теоретической и практической медицины.[1]
Условный рефлекс
Наблюдения Павлова привели его к формулировке его понятия об условном рефлексе. Исследуя пищеварительную функцию собак, он заметил, что у его испытуемых выделяется слюна перед доставкой еды. В своем самом известном эксперименте он издавал звук непосредственно перед тем, как дать собакам еду, заставляя их выделять слюну каждый раз, когда он издавал звук. Павлов опубликовал свои результаты в 1903 году и в том же году выступил с докладом «Экспериментальная психология и психопатология животных» на 14-м Международном медицинском конгрессе в Мадриде, Испания.[2] Павлов также обнаружил, что эти рефлексы возникают в коре больших полушарий головного мозга.[3]
Павлов получил широкое признание за свою работу, включая назначение в 1901 году в Российскую академию наук и Нобелевскую премию по физиологии 1904 года. Советское правительство также оказало существенную поддержку работе Павлова, и вскоре Советский Союз стал известным центром физиологических исследований.[3] Находясь в сознании до последнего момента, Павлов попросил одного из своих учеников сесть рядом с его кроватью и записать обстоятельства его смерти. Он хотел создать уникальные свидетельства субъективных переживаний этого терминального этапа жизни. Павлов умер от двустороннего воспаления легких в возрасте 86 лет9.0003
Ссылки и дополнительная литература:
[1] Биография Ивана Павлова на Nobelprize.org
[2] Иван Петрович Павлов на Biographies.com
[4] Неоткрытое Я — К. Г. Юнг и психология, блог SciHi
[5] Вы не можете не общаться, блог SciHi
[6] Оговорки по Фрейду и прочие мелочи, SciHi Blog
[7] Психолог должен изучать человечество с исторической или сравнительной точки зрения – Мориц Лазарус, SciHi Blog
[8] Несчастный случай Финеаса Гейджа и наука о разуме и мозге, блог SciHi
.
[9] Иван Павлов в Викиданных
[10] Павловские реакции не только для собак — Бенджамин Н. Уиттс, TED-Ed @ youtube
[11] Анреп Г. В. (1936). «Иван Петрович Павлов. 1849–1936». Некрологи членов Королевского общества . 2 (5): 1–18.
[12] Моргулис, С. (1921). «Профессор Павлов». Наука . 53 (1360): 74,
[13] Павлов И. П. (1927). Условные рефлексы: исследование физиологической активности коры головного мозга. Перевод и редакция Г. В. Анрепа . Лондон: Издательство Оксфордского университета.
[14] Хронология Ивана Павлова через Wikidata
Павлов и его школа: Теория условных рефлексов | JAMA
Павлов и его школа: теория условных рефлексов | ДЖАМА | Сеть ДЖАМА
[Перейти к навигации]
Эта статья доступна только в формате PDF. Загрузите PDF-файл, чтобы просмотреть статью, а также связанные с ней рисунки и таблицы.
Абстрактный
В этом томе представлены биографические сведения, краткий изложение теории условных рефлексов, отчет о работах предшественников Павлова, на которых основывались его исследования, и описание его методов работы и его школы. Автор, ученик Павлова, сначала написал произведение на русском языке, а перевод выполнил Ч. П. Датт. За годы учебы и исследований Павлов подытожил основные качества ума, необходимые ученому. Поскольку они были окончательно сформулированы, они были опубликованы посмертно и, безусловно, заслуживают повторения:
Что бы я хотел пожелать юношам и девушкам моей страны, посвятившим себя науке?