Условный рефлекс примеры у человека: Безусловные и условные рефлексы — урок. Биология, 8 класс.

Содержание

Условные рефлексы: понятие, примеры, виды, значение

Рефлекс является ответной реакцией живого организма на любые раздражители, затрагивающие нервную систему. Между собой они подразделяются на две большие группы: условные и безусловные. В этой статье разберемся с тем, что такое условный рефлекс, как он формируется и чем отличается от безусловного.

Что такое условный рефлекс?

Условный рефлекс — это приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду, и не закрепляющийся генетически (т.е. не передающийся по наследству). Формирование подобных рефлексов зависит от условий их возникновения, что и послужило причиной для появления названия группы. Фундаментом их появления выступает наличие связи между возникшим раздражителем и безусловнорефлекторным актом, выступающим для него в качестве подкрепления. При этом связь имеет определенные временные рамки. Отвечают за генерацию и проявление рефлексов головной мозг, как его кора, так и расположенные под ней образования.

Одним из первых ученых, всерьез занявшихся изучением данной темы, и предложившим определение «условного рефлекса» в 1903-м году, стал русский физиолог И. П.Павлов.

Биологически условий рефлекс предназначен для трансформации внешних раздражителей, имеющих нейтральный характер, в набор значимых сигналов, адаптирующих поведенческие особенности организма под текущие условия. Фактически они обеспечивают приспособление организма к возникающим явлениям с целью генерации полезного поведения и исключения негативного воздействия на организм. Условные рефлексы обеспечивают адаптацию, как к природному воздействию, так и действиям социальной среды нахождения индивида.

Примеры условных рефлексов

Наиболее ярким примером условного рефлекса является выделение слюны у домашних питомцев при звуках миски для еды. Аналогичные процессы могут вырабатываться и у человека. Условием для их возникновения является высокая повторяемость ситуаций с совпадением двух процессов, например, ударов по миске и выкладкой в нее корма.

Аналогичным образом у животных реакцией на звонок станет сгибание лапы, если ранее многократно повторялась процедура, при которой работа звонка совпадала с воздействием на животное электрическим током, стимулирующим сгибательный рефлекс лапы.

Для ребенка распространен условный рефлекс в виде одергивания рук от огня, но разовьется он только в случае, если ранее ребенок получил ожог, и организм защищается от повторного возникновения негативного воздействия на него.

Отличительные признаки условных рефлексов

  • Отсутствие у новорожденных. Безусловный рефлекс заложен природой, а условный является приобретаемым и индивидуальным.
  • Выработка подобных рефлексов является прерогативой высшего отдела центральной нервной системы.
  • Могут носить временный характер в случаях, когда раздражитель не имеет безусловного подкрепления.
  • Условные рефлексы не закрепляется генетически, т.е. не передаются по наследству;

Все условные рефлексы подразделяются на две составные категории: натуральные и искусственные. К первым относятся естественные свойства раздражителя, например, вид огня. Ко вторым относятся рефлексы на раздражители, не имеющие прямой связи с действием, например, работа лампочки для «собаки Павлова».

Принципы генерации условных рефлексов

Фундаментом приобретаемых навыков выступают условно-рефлекторные механизмы. Они в свою очередь обеспечивают возникновение связей ассоциативных нейронов мозговой коры и расположенных под ней в полушариях головного мозга ядер.

В основе появления условных рефлексов лежит трансформация незначимых сигналов в значимые через многократное повторение при наличии важного безусловного стимула, например, предоставления пищи или физического воздействия. В результате условные рефлексы выступают одним из критериев оценки организма, человеческого или животного.

Физиологически процесс возникновения условного рефлекса на примере опытов Павлова предполагает прохождение следующих стадий:

  1. Возникновение очага возбуждения в коре мозга в результате воздействия условного стимула, например, включение лампочки.
  2. Возникновение очага возбуждения, вызванного безусловным стимулом, например, предоставлением еды.
  3. При определенной периодичности и частоте возникновения стимулом, формируется временная взаимосвязь между двумя очагами возбуждения.
  4. В дальнейшем появление условного стимула (свет лампочки) ведет к возникновению рефлексов, первоначально испытываемых предоставлением безусловных стимулов (еда)

Основные критерии появления условного рефлекса

Выработка условного рефлекса требует наличия определенных условий:

  • Условный раздражитель должен обладать определенной силой.
  • Появление условного раздражителя должно предвещать появление безусловного стимула.
  • Безусловный раздражитель должен обладать большей силой.
  • Отсутствие иных раздражителей.
  • Отсутствие патологий в организме исследуемого субъекта.

В случае, если указанные условия соблюдены, возможно формирование практически любого условного стимула.

Классификация условных рефлексов

Существует большое число условных рефлексов, поэтому для них разработана система классификации на основе различных критериев.

  • Отталкиваясь от безусловных рефлексов, они подразделяются на: пищевые, половые, защитные и так далее.
  • В зависимости от задействованных рецепторов принято разделять условные рефлексы на экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные.
  • По структуре условного стимула рефлексы встречаются простые и сложные. При этом фактически большинство раздражителей имеет комплексный характер, сочетающий в себе различные, взаимосвязанные раздражители.
  • Условные рефлексы могут быть одного из трех порядков. К первому относятся стимулы, имеющие дополнительно безусловное подкрепление. Ко второму порядку относят стимулы, имеющие подкрепление со стороны условного раздражителя, уже обеспечившего ранее появление условного рефлекса. Продолжительность цепей рефлексов определяется возможностями нервной системы живого существа. Если у рыб она составляет не более двух элементов, то для приматов цепи могут формироваться двадцатью порядками.
  • В зависимости от источника происхождения раздражителя рефлексы встречаются естественные и искусственные. В первом случае раздражители имеют естественное, природного происхождение. На фоне искусственных раздражителей они более просты и понятны для исследуемого субъекта.

Торможение условных рефлексов

Для адекватности поведения организма и его максимальной адаптации к внешнему воздействию, только появления условных рефлексов мало. Требуется ответное действие, имеющее противоположную направленность возникающему раздражителю. Данный процесс носит название торможение, и призван отсечь возникающие реакции, потребность в которых фактически отсутствует. Проведенные И.П.Павловым исследования привели к выделению автором нескольких вариантов коркового торможения. Безусловное торможение является ответом на различные раздражители внешнего характера. Условное торможение определяется внутренними процессами.

При безусловном торможении происходит появление нового очага возбуждения, генерация которого связана с внешним раздражителем, например, появлением резкого и громкого шума. При его воздействии условный рефлекс становится существенно слабее или полностью исчезает.

Условное торможение по месту возникновения полностью соответствует точке, в которой располагается центр условного рефлекса. Развитие данного вида торможения предусматривает последовательность. Это можно проследить на примере «собаки Павлова». Если в первое время при включении лампочки без предоставления еды будет наблюдаться стабильное слюновыделение, то со временем оно будет последовательно угасать, то есть проявляется условное торможение.

Заключение

Условные рефлексы в контексте биологии играют огромную роль, как в жизнедеятельности человека, так и любых видов животных. Именно они обеспечивают возможность приспособления к условиям внешней среды, ориентироваться в пространстве, искать пищу, избегать опасностей и так далее. По мере накопления жизненного опыта общее количество условных рефлексов индивидуума только увеличивается. В результате взрослый человек имеет значительно большую приспосабливаемость, чем ребенок. Именно условные рефлексы выступают фундаментом дрессировочной работы с животными, когда за выполнение определенного действия происходит вознаграждение лакомством.

УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ • Большая российская энциклопедия

УСЛО́ВНЫЕ РЕФЛЕ́КСЫ, ин­ди­ви­ду­аль­ные при­спо­со­би­тель­ные ре­ак­ции жи­вот­ных, об­ла­даю­щих ЦНС, и че­ло­ве­ка; фор­ми­ру­ют­ся у ка­ж­дой от­дель­ной осо­би на ос­но­ве её жиз­нен­но­го опы­та. Тер­мин пред­ло­жен в 1903 И. П. Пав­ло­вым. У. р. воз­ни­ка­ют в со­стоя­нии бодр­ст­во­ва­ния толь­ко в оп­ре­де­лён­ных ус­ло­ви­ях (от­сю­да назв.) на ос­но­ве об­ра­зо­ва­ния вре́менной свя­зи ме­ж­ду ус­лов­ным (сиг­наль­ным) раз­дра­жи­те­лем (лю­бые из­ме­не­ния внеш­ней и внутр. сре­ды, вос­при­ни­мае­мые ор­га­низ­мом) и без­ус­лов­ным реф­лек­сом. Сов­па­дая по вре­ме­ни с осу­ще­ст­в­ле­ни­ем при­спо­со­бит. дея­тель­но­сти, раз­дра­жи­тель ста­но­вит­ся ус­лов­ным сиг­на­лом, под­го­тав­ли­ваю­щим ор­га­низм к этой дея­тель­но­сти, при этом он дол­жен пред­шест­во­вать по вре­ме­ни без­ус­лов­но­му раз­дра­жи­те­лю. При об­ра­зо­ва­нии У. р. про­ис­хо­дит схо­ж­де­ние воз­бу­ж­де­ний от ре­цеп­то­ров при воз­дей­ст­вии ус­лов­но­го и без­ус­лов­но­го раз­дра­жи­те­лей на од­них и тех же ней­ро­нах и син­хро­ни­за­ция ак­тив­но­сти про­стран­ст­вен­но уда­лён­ных уча­ст­ков го­лов­но­го моз­га. Воз­ни­ка­ет вре́менная связь ме­ж­ду дву­мя оча­га­ми воз­бу­ж­де­ния в ЦНС; боль­шее чис­ло по­вто­ре­ний воз­дей­ст­вия ус­лов­но­го раз­дра­жи­те­ля и его под­кре­п­ле­ния без­ус­лов­ным уп­роч­ня­ет эту связь. Впо­след­ст­вии дей­ст­вие ус­лов­но­го раз­дра­жи­те­ля бу­дет при­во­дить к воз­ник­но­ве­нию вто­ро­го оча­га воз­бу­ж­де­ния и вы­зы­вать от­вет­ную ре­ак­цию ор­га­низ­ма на без­ус­лов­ный раз­дра­жи­тель. Об­ра­зо­ва­ние и за­кре­п­ле­ние У. р. со­про­во­ж­да­ет­ся воз­ник­но­ве­ни­ем но­вой реф­лек­тор­ной ду­ги.

При по­ло­жи­тель­ных (под­кре­п­ляе­мых) У. р. ус­лов­ный сиг­нал вы­зы­ва­ет воз­бу­ж­де­ние и оп­ре­де­лён­ную дея­тель­ность ор­га­низ­ма (напр., пи­ще­вую), при от­ри­ца­тель­ных (не­под­кре­п­ляе­мых) уг­не­та­ет её вслед­ст­вие раз­ви­тия внутр. тор­мо­же­ния. На­ту­раль­ные У. р. вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся на ес­теств. свой­ст­ва без­ус­лов­но­го под­кре­п­ле­ния (напр., вид, за­пах пи­щи), ис­кус­ст­вен­ные – на раз­дра­жи­те­ли, пер­во­на­чаль­но не свя­зан­ные с под­кре­п­ле­ни­ем (звук, свет и др.). По осо­бен­но­стям от­вет­ных ре­ак­ций У. р. де­лят на ве­ге­та­тив­ные и со­ма­то­дви­га­тель­ные, по ле­жа­ще­му в ос­но­ве без­ус­лов­но­му реф­лек­су – на пи­ще­вые, за­щит­ные (обо­ро­ни­тель­ные) и др. В за­ви­си­мо­сти от струк­ту­ры ус­лов­ных раз­дра­жи­те­лей и от со­от­но­ше­ний во вре­ме­ни дей­ст­вия ус­лов­но­го и без­ус­лов­но­го ком­по­нен­тов, а так­же от осо­бен­но­стей под­кре­п­ле­ния, от вре­ме­ни от­вет­ной ре­ак­ции на сиг­нал раз­ли­ча­ют У. р. 1-го по­ряд­ка (об­ра­зую­щие­ся на ба­зе без­ус­лов­ных реф­лек­сов), выс­ше­го (2-го и бо­лее) по­ряд­ка, ко­то­рые воз­ни­ка­ют на ос­но­ве ра­нее вы­ра­бо­тан­ных вре­мен­ных свя­зей. У со­ба­ки мож­но вы­ра­бо­тать У. р. до 5-го, 6-го по­ряд­ка, у обезь­я­ны – до 10–12-го по­ряд­ка, у че­ло­ве­ка в ос­но­ве его аб­ст­ракт­но­го мыш­ле­ния ле­жит спо­соб­ность к об­ра­зо­ва­нию У.  р. 20-го и бо­лее вы­со­ко­го по­ряд­ка (напр., ра­бо­та на разл. при­бо­рах, управ­ле­ние ма­ши­на­ми и др. тру­до­вые и дви­га­тель­ные ак­ты, час­то свя­зан­ные с ре­чью). Для под­ра­жа­тель­ных У. р. под­кре­п­ле­ни­ем слу­жат по­ве­ден­че­ские ре­ак­ции дру­го­го жи­вот­но­го; для ас­со­циа­тив­ных – со­че­та­ние двух ин­диф­фе­рент­ных раз­дра­жи­те­лей, для ин­ст­ру­мен­таль­ных – ак­тив­ное со­дей­ст­вие по­лу­че­нию пи­щи или из­бе­га­ние вред­ных воз­дей­ст­вий (напр., бо­ле­вых). При дан­ной фор­ме У. р. от­вет на сиг­нал не вос­про­из­во­дит ре­ак­цию, на ба­зе ко­то­рой он был вы­ра­бо­тан. В про­цес­се ус­лов­но-реф­лек­тор­ной дея­тель­но­сти по­сто­ян­но со­вер­ша­ет­ся ана­лиз внеш­них и внутр. раз­дра­жи­те­лей, со­стоя­щий в раз­ли­че­нии сиг­на­лов, диф­фе­рен­ци­ро­ва­нии воз­дей­ст­вий на ор­га­низм, и син­тез раз­дра­жи­те­лей, про­яв­ляю­щий­ся в свя­зы­ва­нии, обоб­ще­нии, объ­е­ди­не­нии воз­бу­ж­де­ний, воз­ни­каю­щих в разл. уча­ст­ках ко­ры го­лов­но­го моз­га вслед­ст­вие взаи­мо­дей­ст­вия, ус­та­нав­ли­ваю­ще­го­ся ме­ж­ду ней­ро­на­ми и их груп­па­ми.

Био­ло­гич. зна­че­ние У. р. со­сто­ит в рас­ши­ре­нии адап­тив­ных воз­мож­но­стей ор­га­низ­ма и их бы­ст­рой ди­на­мич. сме­не, что при­да­ёт по­ве­де­нию вы­со­кую сте­пень пла­стич­но­сти. Ус­лов­ный сиг­нал, не­пра­виль­но ин­фор­ми­рую­щий о со­бы­ти­ях во внеш­ней сре­де, ут­ра­чи­ва­ет свой­ст­во пус­ко­во­го сиг­на­ла, ре­ак­ция на не­го уга­са­ет. У. р., не под­кре­п­ляе­мые раз­дра­жи­те­ля­ми, под­вер­га­ют­ся ак­тив­но­му тор­мо­же­нию, ино­гда ис­че­за­ют.

10 Примеры условной реакции (2023)

В поведенческой психологии условная реакция — это выученная реакция на условный раздражитель. Проще говоря, это ответ, который мы выбираем в той или иной ситуации, потому что считаем его правильным.

Примеры условных реакций включают бег кота за едой, когда звенит звонок, ученик, выкрикивающий правильный ответ, когда учитель задает вопрос о таблице умножения, и даже выученный ответ «пожалуйста!» когда кто-то говорит «спасибо».

Условная реакция часто противопоставляется безусловной реакции, когда наша реакция не заученная, а просто естественная или физиологическая реакция на раздражитель (например, подпрыгивание при звуке грома).

Определение условной реакции

Условная реакция не является естественной реакцией на что-либо. Это реакция, которой мы научились через повторение, положительное подкрепление, отрицательное подкрепление или наказания.

Концепция исходит из школы бихевиоризма в психологии. Он был разработан как часть теорий классического обусловливания и оперантного обусловливания Ивана Павлова, Б. Ф. Скиннера, Эдварда Торндайка и Джона Ватсона.

и регулярно используется в дрессировке животных, а также в классах людей. В дрессировке животных мы учим собаку переворачиваться, когда она слышит фразу «катись!». Естественно, собака бы так не отреагировала. Тем не менее, такая реакция обусловлена ​​положительным подкреплением, например, угощением всякий раз, когда собака выполняет трюк.

Условные реакции в образовании связаны с зубрежкой. Например, когда школьный учитель говорит «четыре раза четыре», а ученики отвечают «шестнадцать!» Здесь студенты на самом деле не делают суммы каждый раз. Вместо них выучил (или был приучен) давать этот ответ всякий раз, когда они слышат фразу «четыре раза четыре». Это условный, заученный ответ.

Примеры условной реакции

  1. Бег за едой, когда звонит звонок, является условной реакцией.
  2. Привык говорить, что тебе всегда рады, когда кто-то говорит тебе спасибо.
  3. Приучение к горшку.
  4. Бегите к двери, когда прозвенит звонок в перерыве.
  5. Изучайте таблицу умножения, повторяя ответы.
  6. Волнуюсь, когда играет вступительная музыка к комедийному сериалу.
  7. Рефлекторно откликается на собственное имя.
  8. Вы тянетесь к телефону, когда слышите звонок.
  9. Постоянное использование солнцезащитного крема после слишком большого количества солнечных ожогов.
  10. Собака учится переворачиваться по команде.

Объяснения

1. Бег за едой при звонке в колокольчик (для кошек и собак)

Стимул: Звонок
Реакция: Слюноотделение

Один из самых простых способов научить животное тому, что колокольчик означает еду. Для этого просто звоните в колокольчик каждый раз, когда даете питомцу немного еды. Благодаря повторению животное начнет ассоциировать колокольчик с едой.

Через некоторое время можно позвонить в колокольчик и животное прибежит за кормом.

В этой ситуации еда является безусловным раздражителем (что-то естественное, что нравится животным). Звонок – это условный раздражитель (раздражитель, который дополняется естественным – пищей). Наконец, бег животного за звонком — это условная реакция. Это реакция, которой животное научилось.

2. Перерывной звонок (Бег за дверью)

Стимул: Звонок
Реакция: Бег за дверью

Хотя нам нравится думать, что мы немного умнее животных, стимул и реакция обусловлены ассоциацией так же сильна для людей, как и для собак и кошек.

В школе мы все знаем, что звон колокольчика означает конец урока. Часто это означает, что нам разрешают пойти и взять что-нибудь поесть.

Здесь создается та же самая ассоциация стимула и реакции колокольчика, но для людей! Звонок является нейтральным раздражителем. Естественно, это не означает «еда». Но мы пришли к выводу, что это признак того, что пора есть. Условная реакция состоит в том, что ученики упаковывают свои книги и канцелярские принадлежности, взволнованно мчась к двери, чтобы сбежать из класса.

3. Заучивание таблиц умножения (проговаривание ответа)

Стимул: 4×4
Ответ: 16

Зубрежка — ключевая теория обучения, которая была доминирующей в 20 веке. Он заключался в том, чтобы заставить учеников выучить правильный ответ на вопрос наизусть, что позволило им дать ответ во время быстрого опроса учителем.

Этот стиль обучения требовал, чтобы учащиеся давали условный ответ на заданный вопрос. Например, учитель говорил «четыре раза четыре», а ученик быстро отвечал «шестнадцать».

Хотя в этом примере нет «естественного раздражителя», который заменяется условным раздражителем, он все еще имеет признаки механизма условной реакции. Это требует повторения, поощрений и наказаний, чтобы выработался заученный ответ.

Сегодня критики этого метода подчеркивают, что учащиеся не обязательно узнают , почему четырежды четыре равно шестнадцати. Процесс обучения не является приоритетным, вместо этого важен только правильный ответ.

4. Музыкальная тема комедии положений

Стимул: Музыка
Ответ: Увеличьте громкость

Комедии положений играют одну и ту же музыкальную тему в начале каждого эпизода. Примером из того времени, когда я рос, является телешоу Friends . Когда на заднем плане заиграла музыка, я сразу понял, что это важно.

То же самое и с выпуском новостей: каждую ночь в 18:00 звучит царственная вступительная музыка, прежде чем ведущий новостей начинает читать с телесуфлера.

В каждой из этих ситуаций музыка не имеет внутреннего смысла. Однако в культурном отношении мы привыкли знать, что каждая песня означает, что на телевидении вот-вот выйдет определенное шоу, и наша реакция обусловлена ​​этим культурным значением, придаваемым стимулу. Это может быть просто сесть и послушать или даже переключить канал, если вам не нравится шоу.

5. Добро пожаловать (когда кто-то говорит спасибо)

Стимул: «Спасибо»
Ответ: «Добро пожаловать»

Вы когда-нибудь ловили себя на том, что заикаетесь в ответ на обычный рефрен? Как правило, у нас есть речевые модели, которые мы изучаем, погружаясь в язык. Обычно люди отвечают на «спасибо» «пожалуйста», на чихание «будьте здоровы», а кто-то спотыкается на «с вами все в порядке?»

На других языках то же самое. Например, в испанском языке «спасибо» (gracias) получает в ответ обычное «de nada» (буквально: «это ничего»).

Здесь мы воспроизводим условный ответ на обычный раздражитель. Мы научились этому ответу, подвергаясь многократному использованию этих фраз в ассоциации друг с другом в обычном дискурсе.

6. Приучение к горшку

Стимул: Потребность в туалет
Ответ: Поход в туалет

Приучение к горшку также требует от ребенка выработки условной реакции на естественное желание. У младенцев не вырабатывается условный рефлекс идти в туалет, когда у нас возникает желание помочиться. Им нужно этому научиться.

Родители часто используют поощрения в виде угощений и наклеек, чтобы облегчить этот процесс. Когда ребенок говорит родителю, что ему нужно пописать, а затем идет в ванную, его вознаграждают наклейкой.

Со временем у ребенка вырабатывается условный рефлекс: позыв к мочеиспусканию приводит к автоматической реакции отправиться в туалет. Даже после удаления награды (наклейка каждый раз) поведение остается.

7. Реакция на свое имя

Стимул: Кто-то зовет вас по имени
Ответ: Вы поворачиваетесь к ним лицом

Не у всех естественно есть имя. Скорее всего, наши предки-обезьяны не давали друг другу имен. Но со временем общество решило, что имена — это полезная вещь, помогающая нам разговаривать друг с другом (и о) друг с другом.

Таким образом, когда кто-то кричит «Крис!», естественная несоциализированная версия меня не отвечает. В конце концов, это всего лишь звук. Но общество согласилось с тем, что меня зовут Крис, и я узнал, что когда кто-то произносит мое имя, он, вероятно, ищет моего внимания.

Здесь реакция на мое имя является глубоко укоренившейся, но тем не менее обусловленной реакцией. Звук «Крис!», нейтральный раздражитель, стал условным раздражителем из-за приписываемого ему культурного значения. Моя реакция на мое имя, в свою очередь, является условной реакцией.

8. Тянемся к нашим телефонам

Стимул: Телефонный шум
Ответ: Вы тянетесь к своему телефону

В 21 веке у большинства людей есть смартфоны, которые звонят и вибрируют всякий раз, когда вы получаете сообщение или уведомление. Вы можете обнаружить, что этот шум заставляет вас почти инстинктивно тянуться к телефону.

Если это вы, то у вас выработалась условная реакция на нейтральный раздражитель. Этот стимул — звон или вибрация — не имеет никакого внутреннего значения. Однако ваша телефонная компания заставила вас ассоциировать шум с социальным удовлетворением от получения сообщения от друзей или семьи.

Вы также можете обнаружить, что чей-то телефон , который издает звон или подобный шум, заставляет вас инстинктивно тянуться к вашему телефону . В этих ситуациях у вас развилась генерализация стимулов. Это означает, что все подобные звуки вызывают у вас одну и ту же реакцию: потянуться к телефону!

9. Нанесение солнцезащитного крема

Стимул: Солнечный ожог
Реакция: Учимся пользоваться солнцезащитным кремом

Если вы были на солнце слишком много раз, возможно, у вас выработалась условная реакция на солнце. Эта условная реакция, вероятно, заключается в том, чтобы нанести солнцезащитный крем перед выходом на улицу.

Стимулом в этой ситуации является солнечный ожог.

Часто люди забывают наносить солнцезащитный крем в начале лета и могут получить ранний летний ожог. Это происходит потому, что за зиму вы недостаточно повторили это действие, чтобы у вас выработалась связь между раздражителем (солнце) и условной реакцией (солнцезащитный крем).

Этот пример условной реакции, возможно, не самый чистый из примеров, потому что солнце является безусловным раздражителем, а не условным раздражителем. Тем не менее, вы развиваете условный, а не безусловный ответ на эту ситуацию.

10. Собака учится перекатываться по команде

Стимул: Команда «Перекатываться»
Ответ: Собака перекатывается

Мы не ограничиваемся звоном в колокольчики как способом общения с собаками. Мы также используем такие команды, как «кататься», «сидеть» и «ко мне», чтобы дрессировать наших собак.

В каждой ситуации собака буквально не знает, что означает «кувырок». Это просто шум для собаки. Однако путем повторения собака развивает навык различения стимулов. Он узнает, что «катиться» звучит иначе, чем «сидеть», и что «кувырок» требует другой условной реакции на «сидеть».

В этой ситуации фраза является нейтральным стимулом, но в сочетании с желаемыми действиями и наградами, такими как угощение, мы можем превратить ее в условный стимул, который имеет значение для собаки и может вызвать условный ответ.

Читать далее: Кондиционирование высшего порядка

Заключение

Условные реакции окружают нас повсюду, хотя мы не всегда осознаем их. В некоторых случаях наша реакция непроизвольна и бессознательна (например, подпрыгивание при звуке грома), что делает ее безусловным ответом. В других случаях, например, когда мы тянемся к телефону, реакция — это то, что мы научились делать сознательно, что делает ее условной реакцией.

Иногда условные реакции, которые мы вырабатываем, полезны, например, когда мы наносим солнцезащитный крем перед выходом на улицу. В других случаях они могут быть менее чем полезными, например, когда мы тянемся к нашим телефонам каждый раз, когда слышим звон или вибрацию.

В образовании механизм стимул-реакция может быть полезен для обучения студентов (и особенно для дисциплины в классе). Однако критики говорят, что он учит студентов не придумывать ответы , а только запоминать правильный ответ на вопрос.

Крис Дрю (доктор философии)

Веб-сайт | + сообщения

Доктор Крис Дрю является основателем Helpful Professor. Он имеет докторскую степень в области образования и опубликовал более 20 статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании».

20 Классических примеров обусловливания в повседневной жизни. Объяснение

Что такое обусловливание | Что такое классическое кондиционирование | Примеры | Основы | Свойства

В этой статье мы рассмотрим классическое обусловливание, простой процесс создания ассоциации между двумя разными стимулами для создания нового обучения.

Что такое обусловливание в психологии

В психологии обусловливание — это процесс объединения двух стимулов вместе таким образом, что если один раздражитель может вызвать реакцию, то другой тоже может вызвать то же самое, просто посредством усвоенной ассоциации.

Классические сценарии обусловливания легко найти в повседневной жизни.

Например, когда вы приходите домой в бейсболке, вы ведете своего ребенка в парк играть. Итак, всякий раз, когда ваш ребенок видит, что вы приходите домой в бейсболке, он взволнован, потому что у него ваша бейсболка ассоциируется с поездкой в ​​парк.

Это научение через ассоциации является классической обусловленностью.

Что такое классическое обусловливание в психологии

Классическое обусловливание, также называемое павловским обусловливанием и обусловливанием респондента, представляет собой обучение посредством ассоциации нейтрального стимула с биологически мощным стимулом. Биологически мощный раздражитель представляет собой непроизвольную реакцию, , также известный как рефлекс или рефлекторный ответ.

Классическая обусловленность была открыта русским физиологом Иваном Павловым при изучении пищеварительной системы собак в начале 1900-х годов ​1​ .

Вот знаменитый эксперимент Павлова с собакой, демонстрирующий классическую теорию условного обучения.

Павлов заметил , что у его собак выделялась слюна каждый раз, когда он входил в комнату, независимо от того, приносил он еду или нет, потому что собаки ассоциировали его вход в комнату с кормлением.

Затем Павлов провел серию экспериментов с использованием различных звуковых объектов для формирования поведенческих реакций собак. В эксперименте Павлова он звонил в колокольчик всякий раз, когда кормил своих собак.

После нескольких повторений у собак началось слюноотделение, как только они услышали звук — еще до того, как увидели еду.

Вскоре после этого он начал звонить в колокольчик, не дав им еды. Тем не менее, собака Павлова продолжала выделять слюну на звук, не видя еды.

Звук колокольчика стал ассоциироваться с едой, а реакция слюноотделения стала заученной реакцией. Звук колокольчика стал условным раздражителем.

Примеры классического обусловливания

Вот несколько примеров классического обусловливания Ивана Павлова в повседневной жизни.

1. Теплый и заботливый учитель мотивирует учеников

Теплый и заботливый учитель (США) заставляет учеников чувствовать себя связанными (UR). Учащиеся связывают поход в школу (CS) с учителем. Таким образом, учащиеся учатся получать удовольствие от посещения школы (CR) 2 .

Это один из положительных классических примеров обусловливания для студентов.

2. Резкий и строгий учитель демотивирует учеников

Жесткий и строгий учитель (США) заставляет учеников чувствовать себя плохо (UR). Учащиеся ассоциируют посещение школы (CS) с суровым учителем и учатся чувствовать себя плохо, когда ходят в школу (CR).

Это один из наиболее распространенных примеров классического обусловливания в классе, когда учащиеся не мотивированы учиться.

3. Боязнь собак

Ребенок видит, как собака нападает на человека. Это очень пугающий опыт (УР). Собаки, как правило, являются нейтральными раздражителями (США), которые многие люди находят очаровательными. Но для этого ребенка после этого инцидента он боится (CR) всякий раз, когда видит собаку (CS).

4. Отвращение к еде

Пищевое отравление может привести к фобии определенной пищи. В первый раз, когда кто-то ест определенную пищу (США) и заболевает, он может ассоциировать эту еду с ужасным чувством (УР). Внешний вид, запах или вкус пищи (CS) могут вызвать сильную неприязнь или даже страх у человека (CR).

5. Тревога из-за игл

Вот один из наиболее распространенных примеров классического обусловливания из реальной жизни родителей.

Прививка от гриппа (США) причиняет боль ребенку и заставляет его плакать (UR). Ребенок ассоциирует иглу (CS) с травмой и плачет при виде иглы (CR).

6. Боязнь сцены

Над ребенком смеялись (США), когда он делал презентацию в классе, и ему было стыдно (UR). Теперь всякий раз, когда ему приходится выступать перед людьми (КС), он нервничает и боится (КР).

7. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — это психическое расстройство, возникающее в результате воздействия травматического события, такого как стихийное бедствие или насильственное преступление (США).

Пациенты были жертвами или свидетелями, которые испытали сильный страх (UR) в случае. Местоположение, объекты или звуки — это сигналы, которые могут быть связаны с ним. Когда присутствует такой сигнал (CS), он может вызывать у больных воспоминания и навязчивые мысли (CR).

8. Обсессивно-компульсивное расстройство

ОКР характеризуется навязчивыми и нежелательными мыслями (обсессиями) и потребностью в повторяющемся поведении или мыслительных действиях (компульсиях). Навязчивые идеи обычно связаны с микробами, загрязнением, сомнениями, порядком и симметрией.

Навязчивая идея часто развивается через обусловливание респондента. Человек, который связал нейтральный раздражитель с безусловным раздражителем, вероятно, будет чувствовать тревогу и навязчивость при дальнейших встречах с нейтральным раздражителем. Эти навязчивые мысли являются классически обусловленными реакциями.

9. Похвала побуждает ребенка радоваться своему хорошему поведению

Похвала родителей за хорошее поведение ребенка (США) вызывает у них чувство гордости (УР). Ребенок связывает поведение (CS) с похвалой и испытывает чувство гордости (CR).

10. Родитель превращает домашнюю работу в страдание

Если родители кричат ​​на своих детей (США) за то, что они не делают домашнюю работу, они чувствуют себя несчастными (UR). Они научатся ассоциировать домашнее задание (CS) с страданием и не любить его (CR).

11. Родитель превращает домашнее задание в игру

Игры с родителями (США) делают ребенка счастливым (UR). Ребенок связывает домашнюю работу (CS) с играми и учится чувствовать себя хорошо, выполняя домашнюю работу (CR).

12. Беспокойство по поводу экзаменов

Всякий раз, когда ребенок проваливает экзамен, родители наказывают его (США). Затем ребенок связывает экзамены с плохими последствиями, которые вызывают тревогу (UR). Когда ребенок снова сдает экзамен (CS), он автоматически начинает нервничать (CR).

13. Получение пятерки

Ребенок, получивший все пятерки в своем табеле успеваемости, хвалится и вознаграждается родителями (США), что заставляет его чувствовать себя хорошо (УР). Экзамены (CS) связаны с гордостью и уверенностью (CR) вместо беспокойства и страха за него.

14. Тяга к хот-догам

Каждый раз, когда отец приводит сына на футбольный матч, он покупает ему хот-дог. Ребенку нравится ощущение (UR) от проведения времени с отцом (US). Даже будучи взрослым, он по-прежнему жаждет хот-догов (CR), когда посещает игру (CS).

15. Разгневанное выражение лица родителей

Когда родители злятся и собираются закричать, их лица и жесты выражают гнев. Крики и брань (США) могут напугать маленьких детей до плача (УР). Когда эти дети видят взрослого с таким выражением лица (CS), они спонтанно плачут (CR).

16. Реклама

Большинство детей любят играть с другими детьми (США). Это весело и заставляет их чувствовать себя счастливыми (УР). Когда ребенок видит в рекламе группу детей, играющих с игрушкой, он связывает игрушку (CS) со счастливыми чувствами (CR) и тоже хочет с ней поиграть.

17. Мелодия мобильного телефона

Рингтоны мобильных телефонов (США) у людей ассоциируются с разными чувствами. Если человек получает звонки от друзей, которые заставляют его чувствовать себя связанным и счастливым (UR), он научится чувствовать себя счастливым (CR), просто слыша звуки сам по себе (CS).

18. Аромат хлеба в дни открытых дверей

Давно известно, что риелторы пекут хлеб в дни открытых дверей. Аромат выпекаемого хлеба часто ассоциируется с воспоминаниями о детстве (УС), которые вызывают у людей воспоминания (УР). Почувствовав этот запах снова (CS) во время дня открытых дверей, человек с большей вероятностью почувствует себя как дома (CR).

19. Праздничная музыка

Сезон отпусков (США) обычно радостное время, наполненное музыкой, подарками и смехом (УР). Во время сезона праздничных покупок в универмагах часто играет праздничная музыка (CS), чтобы вызвать чувство праздника и щедрости (CR).

20. Прогулка с собакой

Прогулка с хозяином (США) доставляет удовольствие собаке (UR), которая остается дома весь день. Поэтому, когда он видит, что его владелец переодевается в толстовку, надевает пальто и берет ключи, он знает, что они уходят. Одни только эти действия (CS) могут возбудить собаку (CR).

См. также : Классическое обусловливание в сравнении с оперантным обусловливанием

Основы классического обусловливания

Давайте рассмотрим механику классического обусловливания. Есть несколько шагов классического кондиционирования. На каждом этапе стимулы и реакции обозначаются разной терминологией.

Три стадии классического обусловливания: до, во время и после приобретения.

Фаза 1: Перед приобретением

Перед началом классического обусловливания безусловный раздражитель (УЗ) вызывает безусловная реакция (UR) у человека естественным образом. Это рефлекторная реакция, которая не требует обучения или практики. Его также называют первичным подкреплением.

Например, в эксперименте Павлова кормление собак кормом (US) естественным образом вызывает у них слюноотделение (UR). Эта реакция была безусловным рефлексом.

На этой стадии нейтральных стимула (НС) не вызывают безусловной реакции. Новым нейтральным раздражителем может быть что угодно, например звук, запах, вкус, объект, сцена и т. д. Он не вызывает реакции, пока не будет соединен с безусловным раздражителем.

Например, звон в колокольчик (НС) сам по себе изначально не вызывал слюноотделения (СР) у собак Павлова.

Фаза 2: Приобретение

Во время приобретения нейтральный стимул неоднократно сочетается с безусловным стимулом, чтобы сформировать ассоциацию.

Как правило, для того, чтобы пара стимулов стала ассоциированной, требуется несколько пар. Но иногда ассоциация может быть сформирована одной парой NS-US без повторения.

Например, Собака залаяла (NS), а затем укусила (US) ногу ребенка. Ребенок был очень напуган (УР). Когда этот ребенок снова слышит лай собаки (CS), он дрожит от страха (CR). Для завершения этого процесса обучения потребовалось всего одно соединение.

Фаза 3: после приобретения

Нейтральный раздражитель становится условным раздражителем (УС) . Условный раздражитель может вызвать ту же реакцию, что и безусловный раздражитель, даже если его нет.

Когда непроизвольная реакция запускается условным раздражителем, она называется условной реакцией (CR) . Условная реакция — это выученная реакция. Условная реакция и безусловная реакция обычно являются одинаковыми или похожими реакциями.

Напр. После многократного сочетания с едой (US) звук колокольчика (NS), ранее нейтральный раздражитель, мог вызвать у собак слюноотделение (CR) самостоятельно.

Свойства классического кондиционирования

В зависимости от применения классического кондиционирования можно наблюдать различные результаты. Вот свойства и различные типы классического обусловливания.

Временные отношения

Обычно для возникновения классического обусловливания условный раздражитель должен предъявляться перед безусловным. Когда условный раздражитель предшествует безусловному, процесс обучения называется 9.0003 кондиционирование вперед ​2​ .

С другой стороны, обратное обусловливание

вводит условный стимул после того, как закончился безусловный стимул.

Существует три типа прямого классического кондиционирования. Они по-разному влияют на силу и эффективность обучения.

  • Задержка – представляет CS, за которым сразу следует US ​3​ .
  • Trace — вводит временной разрыв между окончанием CS и началом US.
  • Одновременный — два стимула, CS и US, появляются и исчезают одновременно.

Ассоциативное обучение обычно сильнее и быстрее при использовании условной задержки по сравнению с условной трассировкой. По мере увеличения разрыва в кондиционировании трасс становится сложнее сформировать ассоциацию ​4​ .

В большинстве случаев обработка с задержкой и трассировкой работает лучше, чем синхронная и обратная обработка. Исследования также показывают, что обратное обусловливание не работает во многих ситуациях

​5​ .

Угасание

  • Угасание – прекращение ранее обусловленных реакций.
    В эксперименте Павлова, если он перестанет давать своим собакам еду, когда звонит в колокольчик, у собак в конце концов перестанет выделяться слюна при этом звуке.
  • Спонтанное восстановление — внезапное возвращение ранее угасшего поведения.
    После того, как выученное поведение исчезнет, ​​оно может внезапно вернуться, и это явление называется спонтанным восстановлением.
  • Всплеск вымирания — временное увеличение частоты, продолжительности или масштаба вымирания.
    Иногда во время процесса угашения условное поведение может временно увеличиваться, а не уменьшаться, потому что индивидуум пытается вернуть безусловный раздражитель.

Обусловливание стимулом и страхом

  • Генерализация стимула – когда новый стимул, похожий на условный, может вызвать такую ​​же условную реакцию без необходимости обусловливания.
  • Различение стимулов – это противоположность генерализации. Это способность различать два похожих стимула.

Печально известный эксперимент Little Alert хорошо демонстрирует концепцию генерализации стимулов.

В этом противоречивом исследовании исследователь Джон Б. Уотсон приучил малыша Альберта бояться белой крысы (CS), сочетая ее с пугающим лязгающим звуком (US).

После многократного громкого звука всякий раз, когда ребенок прикасался к животному, малыш Альберт испугался, просто увидев животное (CR).

Уотсон обнаружил, что страх ребенка перед белой крысой не ограничивается только белыми крысами.

Малыш также стал бояться других мелких животных, таких как белые кролики или собаки.

Бедный ребенок также боялся мягких белых предметов, таких как белые ватные шарики. Таким образом, страх перед одним стимулом был обобщен до страха перед другими стимулами, обладающими сходными свойствами.

Выработка условного рефлекса страха не всегда требует повторения. Иногда одного травматического опыта достаточно, чтобы вызвать ассоциативное обучение и обобщение на другие стимулы.

Вот еще один пример классической обусловленности в повседневной жизни.

Проезжая перекресток, вы были сбиты автомобилем, проехавшим на красный свет, и получили серьезные травмы.

Теперь вы нервничаете, когда едете к перекрестку, к любому перекрестку, а не только к тому, на котором вас сбили.

Тревога может быть настолько сильной, что вы больше никогда не захотите садиться за руль. Именно так генерализация стимулов создает тревожные расстройства.

Классическое обусловливание, созданное экстремальным аверсивным событием, подобным этому, может быть очень сильным и привести к фобии, паническому расстройству или посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР)​7–9.

Исследования показали, что некоторые пациенты с посттравматическим стрессовым расстройством имеют более низкую дискриминацию стимулов ​6​ , что приводит к трудностям в угашении.

Обусловливание высшего порядка

  • Первый порядок – обучение достигается путем связывания нейтрального стимула с безусловным стимулом.
  • Обусловливание второго порядка — обучение путем сочетания нейтрального стимула со стимулом, который ранее был преобразован в условный раздражитель посредством обусловливания первого порядка.
  • Обусловливание высшего порядка – обучение достигается путем сочетания нейтрального стимула с другим ранее обусловленным стимулом. Обусловливание более высокого порядка по своей сути слабее, чем его аналог первого порядка. Но силу можно увеличить, используя мощный безусловный раздражитель ​7​ .

Кондиционирование второго порядка состоит из трех фаз.

На первом этапе обучения условный стимул CS1 предъявляется перед безусловным стимулом (УЗ) для установления условной связи.

Во второй фазе за вторым условным стимулом (CS2) следует CS1, так что, наконец, CS2 вызывает ту же условную реакцию (CR), хотя CS2 никогда не сочетался напрямую с US ​8​ .

Классическое обусловливание второго и более высокого порядка часто используется в маркетинге потребительских товаров.

Например, спортивная личность ассоциируется с увлекательной игрой. Когда производственная компания использует спортивную личность для продвижения своего продукта, она стремится создать ассоциации между продуктом и положительными эмоциями от посещения захватывающего спортивного матча ​5​ .

Как приобретается отвращение к вкусу

Чтобы выжить в мире с разнообразными видами пищи и источниками, люди и животные запрограммированы узнавать, какая пища безопасна, а какая нет.

Когда вы едите вызывающую тошноту пищу (US), которая вызывает тошноту (UR), сочетание запаха и вкуса пищи (CS) становится ассоциативным, и вы учитесь избегать или не любить пищу с таким запахом и вкусом.

Обучение отвращению к вкусу является одной из самых сильных реакций, которые могут повлиять на поведение человека.

Требуется только один экземпляр состояния, потому что, если оно сигнализирует об «опасности», у вас есть последний шанс воздержаться от приема пищи ​9​ .

Заключительные мысли о классической обусловленности

Реальные примеры классической обусловленности часто происходят бессознательно. Хотя бихевиоризм может быть полезен при правильном использовании, есть веская причина, по которой бихевиоризм потерял популярность — он слишком упрощен ​10​ .

Теория Павлова возникла в результате обширных исследований, проведенных на лабораторных животных.

Но люди не лабораторные животные.

Обучение с помощью ассоциаций намного сложнее, когда речь идет о людях, потому что наше поведение часто мотивируется не только окружающей средой.

Например, чрезмерная похвала может быть нехорошей.

Когда это возможно, родители должны использовать внутреннюю мотивацию для побуждения детей к обучению, а не внешнюю мотивацию.

Для объяснения обусловленности произвольного поведения американский психолог Б. Ф. Скиннер предложил теорию оперантного обусловливания.

Позднее Скиннер стал основоположником бихевиоризма, а закон Павлова стал важной опорой психологии бихевиоризма.

Каталожные номера

  1. 1.

    Clark RE. Классические истоки условности Павлова. Интегральное психологическое поведение . Опубликовано в Интернете в октябре 2004 г .: 279–294. дои: 10.1007/bf02734167

  2. 2.

    Андерсон М. Классическое кондиционирование. SUNY Cortland, Университет штата Нью-Йорк. https://web.cortland.edu/andersmd/ccond/clascon.html

  3. 3.

    Han CJ, O’Tuathaigh CM, van Trigt L, et al. Отследить, но не отсрочить обусловливание страха требует внимания и передняя поясная кора. Труды Национальной академии наук . Опубликовано в Интернете 10 октября 2003 г. : 13087-13092. doi:10.1073/pnas.2132313100

  4. 4.

    БАЛЬЗАМ П. Относительное время в следовом кондиционировании. Ann NY Acad Sci . Опубликовано в Интернете, май 1984 г .: 211–227. дои: 10.1111/j.1749-6632.1984.tb23432.x

  5. 5.

    McSweeney FK, Bierley C. Последние разработки в области классической обусловленности. Дж ПОТРЕБЛЯЕТ РЕЗ. . Опубликовано в Интернете в сентябре 1984 г .: 619. дои: 10.1086/208999

  6. 6.

    McFarlane AC, Lee Weber D, Clark CR. Аномальная обработка стимулов при посттравматическом стрессовом расстройстве. Биологическая психиатрия . Опубликовано в Интернете в сентябре 1993 г ​​.: 311–320. дои: 10.1016/0006-3223(93)

  7. 7.

    Гевирц Дж.С. Использование павловских парадигм обусловливания высшего порядка для исследования нейронных субстратов эмоционального обучения и памяти. Обучение и память . Опубликовано в Интернете 1 сентября 2000 г .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *