Успешность выполнения любой деятельности определяется: Маклаков А. Г. М15 Общая психология

132735 (Способности и их развитие) — документ, страница 2 (151696)

Документ из архива «Способности и их развитие», который расположен в категории «». Всё это находится в предмете «психология» из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «рефераты, доклады и презентации», в предмете «психология» в общих файлах.

Таким образом, развитие задатков — это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Задатки развиваются и трансформируются в способности при условии, если в обществе возникла потребность в тех или иных профессиях, в частности, где нужен именно тонкий музыкальный слух. Вторым существенным фактором развития задатков являются особенности воспитания.

Задатки неспецифичны. Наличие у человека задатков определенного вида не означает, что на их базе в благоприятных условиях обязательно должна развиться какая-то конкретная способность.

На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. Так, человек, обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать музыкальным исполнителем, дирижером, танцором, певцом, музыкальным критиком, педагогом, композитором и т. д. Вместе с тем нельзя считать, что задатки не влияют на характер будущих способностей. Так, особенности слухового анализатора скажутся именно на тех способностях, которые требуют особого уровня развития данного анализатора.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что способности в значительной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности человека. В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными.

Под потенциальными способностями понимаются те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий.

К актуальным способностям, как правило, относят те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности. Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности человека. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные.

Под способностями понимаются такие индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения каких-либо видов деятельности. Поэтому способности рассматриваются в качестве основных свойств личности. Однако никакая отдельная способность не может сама по себе обеспечить успешное выполнение деятельности. Успешность выполнения любой деятельности всегда зависит от ряда способностей. Одной лишь наблюдательности, как бы она ни была совершенна, недостаточно, чтобы стать хорошим писателем. Для писателя первостепенное значение имеют наблюдательность, образная память, ряд качеств мышления, способности, связанные с письменной речью, способность к сосредоточению внимания и ряд других способностей.

С другой стороны, структура любой конкретной способности включает в себя универсальные или общие качества, отвечающие требованиям различных видов деятельности, и специальные качества, обеспечивающие успех только в одном виде деятельности. Например, изучая математические способности, В. А. Крутецкий установил, что для успешного выполнения математической деятельности необходимо:

1) активное, положительное отношение к предмету, склонность заниматься им, переходящая на высоком уровне развития в страстную увлеченность;

2) ряд черт характера, прежде всего трудолюбие, организованность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, а также устойчивые интеллектуальные чувства;

3) наличие во время деятельности благоприятных для ее выполнения психических состояний;

4) определенный фонд знаний, умений и навыков в соответствующей области;

5) отвечающие требованиям данной деятельности индивидуально-психологические особенности в сенсорной и умственной сферах.

При этом первые четыре категории перечисленных свойств следует рассматривать как общие свойства, необходимые для всякой деятельности, а не считать их компонентами способностей, так как иначе компонентами способностей должны считаться интересы и склонности, черты характера, психические состояния, а также умения и навыки.

Последняя группа качеств является специфической, определяющей успешность только в конкретном виде деятельности. Это объясняется тем, что эти качества,прежде всего проявляются в специфической сфере и не связаны с проявлением способностей в других областях. Например, судя по биографическим данным А. С. Пушкин много слез пролил в лицее над математикой, но заметных успехов не показал; Д. И. Менделеев в школе отличался большими успехами в области математики и физики, а по языковым предметам имел твердую «единицу».

К специальным способностям необходимо отнести также музыкальные, литературные, сценические и т. п.

Следующим уровнем развития способностей является одаренность. Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.

В этом определении необходимо подчеркнуть то, что от одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, по и овладение необходимыми знаниями и навыками. Какую бы феноменальную математическую одаренность ни имел человек, но если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области. Одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки.

Индивидуальные различия одаренных людей обнаруживаются главным образом в направленности интересов. Одни люди, например, останавливаются на математике, другие — на истории, третьи — на общественной работе. Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности.

Следует отметить, что в структуре способностей можно выделить две группы компонентов. Одни занимают ведущее положение, а другие являются вспомогательными. Так, в структуре изобразительных способностей ведущими свойствами будут высокая природная чувствительность зрительного анализатора — чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма, а также сенсомоторные качества руки художника, высокоразвитая образная память и т. д. К вспомогательным же качествам можно отнести свойства художественного воображения, эмоциональную настроенность, эмоциональное отношение к изображаемому и т. д.

Ведущие и вспомогательные компоненты способностей образуют единство, обеспечивающее успешность деятельности. Однако структура способностей — это весьма гибкое образование. Соотношение ведущих и вспомогательных качеств в конкретной способности у разных людей неодинаково. В зависимости от того, какое качество у человека является ведущим, происходит формирование вспомогательных качеств, необходимых для выполнения деятельности. Более того, даже в рамках одной и той же деятельности люди могут обладать различным сочетанием качеств, которые позволят им одинаково успешно выполнять данную деятельность, компенсируя недостатки.

Следует отметить, что отсутствие способностей еще не означает непригодности человека к выполнению той или иной деятельности, поскольку существуют психологические механизмы компенсации отсутствующих способностей. Часто заниматься деятельностью приходится не только тем, кто имеет к ней способности, но и тем, кто их не имеет. Если человек вынужден продолжать занятия этой деятельностью, он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности. По мнению Е. П. Ильина, компенсация может осуществляться через приобретаемые знания или умения, либо через формирование индивидуально-типического стиля деятельности, либо через другую, более развитую способность.

Возможность широкой компенсации одних свойств другими ведет к тому, что относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения деятельности, наиболее тесно связанной с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. Вероятно, именно это обеспечивает возможность успешной деятельности человека в самых различных областях.

Проявление способностей всегда строго индивидуально и чаще всего неповторимо. Поэтому свести одаренность людей, даже занимающихся одной и той же деятельностью, к набору конкретных показателей представляется невозможным. С помощью различных психодиагностических методик можно лишь установить Наличие тех или иных способностей и определить относительный уровень их развития. Почему относительный? Потому что никто не знает абсолютных порогов, или уровней развития, той или иной способности. Как правило, суждение выносится для конкретного человека путем сопоставления его результатов со средними результатами той или иной выборки обследуемых.

Такой подход к оценке способностей основывается на применении количественных методов.

Характеризуя способности человека, часто выделяют такой уровень их развития, как мастерство, т. е. совершенство в конкретном виде деятельности. Когда говорят о мастерстве человека, в первую очередь имеют в виду его способность успешно заниматься производительной деятельностью. Однако отсюда не следует, что мастерство выражается в соответствующей сумме готовых умений и навыков. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем. Недаром говорят: «Мастерство — это когда «что» и «как» приходят одновременно», — подчеркивая, что для мастера нет разрыва между осознанием творческой задачи и нахождением способов ее решения.

Следующий уровень развития способностей человека — талант. Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед данным обществом.

Следует отметить, что талант — это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Например, среди выдающихся талантов можно найти много людей, как с хорошей, так и с плохой памятью. Это связано с тем, что в творческой деятельности человека память — это лишь один из факторов, от которых зависит ее успешность. Но результаты не будут достигнуты без гибкости ума, богатой фантазии, сильной воли, глубокой заинтересованности.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 человек. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова. Например, М. В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию. Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.


3. Развитие способностей

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с рождения человека и, если он продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца жизни.

В развитии способностей условно можно выделить несколько этапов. Каждый человек в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Например, у ребенка в возрасте двух-трех лет интенсивно развивается устная речь, в пять-семь лет он наиболее готов к овладению чтением. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети увлеченно играют в ролевые игры и обнаруживают чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию в роли. Важно отметить то, что эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно кончаются, и если какая-либо функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а то и вовсе невозможно. Поэтому для развития способностей ребенка важны все этапы его становления как личности. Нельзя думать, что в более старшем возрасте ребенок сможет наверстать упущенное.

Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Обычно это происходит в период от рождения до шести-семи лет. На данном этапе происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей.

В это же время начинается становление и развитие специальных способностей. Затем развитие специальных способностей продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию специальных способностей помогают различного рода детские игры, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность.

Игры детей выполняют особую функцию. Они являются эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Именно игры дают первоначальный толчок к развитию способностей. В процессе игр происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других творческих способностей. Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей.

Сайт кадровой психологии и педагогики

togethe.narod.ru

ГлавнаяМой профиль Выход

Четверг, 23.02.2023, 07:24

Способности — это такие психологические особенности человека, от кото¬рых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
Способности, а также знания, умения и навыки не тождественны друг дру¬гу, но едины, поскольку по отношению к знаниям, умениям и навыкам способ¬ности выступают как некоторая возможность для их приобретения.
Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без их наличия. Они обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т. е. в том, на сколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется про¬цесс овладения знаниями, умениями и навыками, существенно важными для данной деятельности.
Исследованиями установлено, что способности — прижизненные образова¬ния, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что среда и вос¬питание активно формируют их.
Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М.Тепловым. Соглас¬но разработанной им концепции, врожденными свойствами человека являются задатки, т. е. анатомо-физиологические и функциональные особенности чело¬века, создающие определенные предпосылки для развития способностей. За¬датки весьма многозначны, они лишь предпосылки развития способностей. Способности развиваются на их основе, обуславливаются, но не предопределя¬ются ими. Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены.
Задатки влияют, но не решающим образом, на процесс формирования и развития способностей, которые формируются прижизненно в процессе дея¬тельности и воспитания. Задатки обуславливают разные пути формирования способностей, влияют на уровень достижения и быстроту развития.
Задатки многозначны. На основе одного задатка могут формироваться многие (самые различные) способности. Например, такой задаток как подвиж¬ная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любых видах деятельности, где требуется быстро реагировать на ситуацию, ак¬тивно перестраиваться, менять темп и ритм работы.
Различают два вида способностей: общие и специальные. Первые обеспе-чивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности, вторые являются системой свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Общие способности важны для многих видов дея¬тельности (например, возможности развития у человека находчивости, сообра¬зительности и т. п.), специальные — важны для какого-то конкретного вида дея¬тельности (поэтому их называют также профессиональными, например, воз¬можность развития педагогической внимательности — это важная специальная способность, необходимая педагогу).
Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.
Выделяют следующие уровни способностей:
• репродуктивный, обеспечивающий высокое умение овладевать зна¬ниями, осваивать деятельность;
• творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального.
У одного и того же человека могут быть разные способности, при этом од¬ни из них могут быть значительней, чем другие. С другой стороны, у разных людей могут наблюдаться одни и те же способности, но различающиеся по уровню развития. Иными словами, способности людей могут существенно раз¬личаться.
С начала ХХ века предпринимались попытки измерить способности. Для измерения способностей использовались различные тесты. Однако более вер¬ный путь определения способностей — это выявление динамики успехов в про¬цессе деятельности.
Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-то отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием способностей, присущим каждому человеку. При этом успех в овладении деятельностью мо¬жет достигаться различными путями. Например, недостаточное развитие той или иной отдельной способности может быть компенсировано развитием дру¬гих способностей, от которых также зависит успешное выполнение той же са¬мой деятельности.
Развитие общих способностей у человека предполагает прежде всего раз¬витие его познавательных процессов (памяти, восприятия, внимания, мышле¬ния, воображения).
Совокупность общих и специальных способностей, свойственных кон¬кретному человеку, составляет одаренность.
Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интел-лектуальной, учебной, творческой, художественной, в сфере общения. Одарен¬ность определяется прежде всего общими способностями, обеспечивающими относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности.
Одаренных людей отличает прежде всего: внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности; им свойственна настойчивость в дости¬жении цели, а также интеллект, превышающий средний уровень.
Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом. Талант представляет собой высокий уровень развития специальных способностей. Так же как и способности, талант прояв¬ляется и развивается в деятельности.
Высший уровень развития способностей называют гениальностью. Гени-альность всегда проявляется в выдающихся результатах, достигнутых одновре¬менно в различных областях деятельности.

10. Планирование расписания проекта – Управление проектом – 2-е издание

Основная часть

Эдриенн Уотт; Мерри Бэррон; и Эндрю Бэррон

Нажмите кнопку воспроизведения в следующем аудиоплеере, чтобы слушать, пока вы читаете этот раздел.

Чтобы разработать расписание, нам сначала нужно определить действия, упорядочить их в правильном порядке, оценить необходимые ресурсы и оценить время, необходимое для выполнения задач.

Процесс определения операции представляет собой дальнейшую разбивку элементов рабочего пакета WBS. Он документирует конкретные действия, необходимые для выполнения результатов, подробно описанных в WBS. Эти действия являются не самими результатами, а отдельными единицами работы, которые должны быть выполнены для достижения результатов. В определении деятельности используется все, что мы уже знаем о проекте, чтобы разделить работу на действия, которые можно оценить. Возможно, вы захотите просмотреть все уроки, извлеченные из аналогичных проектов, реализованных вашей компанией, чтобы получить хорошее представление о том, что вам нужно сделать в текущем проекте.

Экспертная оценка в виде членов проектной группы с предыдущим опытом разработки заявлений о содержании проекта и WBS может помочь вам определить действия. Если вас попросят управлять проектом в новой области, вы также можете привлечь экспертов в этой конкретной области, чтобы помочь определить задачи, чтобы вы могли понять, какие действия будут задействованы. Вы можете создать список действий, а затем попросить эксперта просмотреть его и предложить изменения. В качестве альтернативы вы можете привлечь эксперта с самого начала и попросить провести с ним или с ней беседу об определении деятельности еще до того, как вы составите свой первый черновой вариант списка.

Иногда вы начинаете проект, не зная много о работе, которую вы будете делать позже. Планирование набегающей волны позволяет планировать и планировать только ту часть, о которой вы знаете достаточно, чтобы планировать хорошо. Когда вы недостаточно знаете о проекте, вы можете использовать заполнители для неизвестных частей, пока не узнаете больше. Это дополнительные элементы, которые помещаются на высокие уровни в WBS, чтобы вы могли планировать неизвестное.

Сьюзен и Стив решили связать себя узами брака, но у них не так много времени, чтобы спланировать свою свадьбу. Они хотят, чтобы большой день был незабываемым. Они хотят пригласить много людей и прекрасно провести время. Они всегда мечтали о свадьбе в июне, но уже январь. Просто думать обо всех деталях, связанных с этим, невыносимо. Сьюзен мечтала о важном дне с 12 лет, но кажется, что времени на выполнение всех задач так мало. Когда они выбирали бумагу для приглашений, пара поняла, что им нужна помощь.

Сьюзан : Стив, нам нужна помощь.
Стив : Не волнуйся. Организатор свадеб моей сестры был великолепен. Позвольте мне позвонить ей. [Стив звонит организатору свадеб Салли.]
Организатор свадеб : Здравствуйте, Сьюзен и Стив.
Стив : Мы хотим, чтобы все было идеально.
Сьюзен : Столько дел! Приглашения, еда, гости и музыка.
Стив : О нет, мы даже места не забронировали!
Сьюзан : И это нужно сделать правильно. Мы не можем распечатать приглашения, пока не спланируем меню. Мы не можем организовать рассадку, пока не получим RSVP. Мы не уверены, какую группу выбрать для приема, или это должен быть диджей? Мы просто ошеломлены.
Стив : Моя сестра сказала, что вы действительно спасли ее свадьбу. Я знаю, что она дала тебе больше года на планирование. Но я всегда мечтала о июньской свадьбе и не хочу отказываться от этого. Я знаю, что уже поздно, но Салли, ты не поможешь нам?
Свадебный переполох : Успокойся. У меня это под контролем. У нас есть много людей и действий, которые нужно взять под контроль. Ты действительно должен был позвонить полгода назад, но мы все равно успеем организовать эту свадьбу вовремя.

Много работы нужно сделать до июня. Сначала Салли выясняет, какую работу необходимо выполнить. Она начинает составлять список дел:

.
  • Приглашения
  • Цветы
  • Свадебный торт
  • Меню ужина
  • Группа

Поскольку в организации свадьбы задействовано много разных людей, требуется тщательное планирование, чтобы координировать всю работу в нужном порядке нужными людьми в нужное время. Поначалу Салли переживала, что ей не хватит времени убедиться, что все будет сделано как надо. Однако она знала, что у нее есть мощные инструменты тайм-менеджмента, когда она устроилась на работу, и эти инструменты помогут ей синхронизировать все необходимые задачи.

Для начала Салли организовала все действия в виде декомпозиции работ. В следующем упражнении представлена ​​часть WBS Sally, сделанная для свадьбы.

Расположите следующие действия в WBS (рис. 10.1), чтобы показать, как рабочие элементы разбиваются на действия.

  • Магазин обуви
  • Создать список гостей
  • Сделать пошив и примерку
  • Магазин платьев
  • Найти поставщика провизии
  • Угостить свадьбу
  • Дождитесь ответа на приглашение
  • Отправить приглашения по почте
  • Завершить меню
  • Распечатать приглашения
  • Выбрать букет
Рисунок 10.1 Структура распределения работ (WBS) в зависимости от фазы проекта.

Решение упражнения:

Рис. 10.2 WSB Wedding Exercises Solution. [Описание изображения]

Теперь, когда определения действий для рабочих пакетов завершены, следующей задачей является завершение списка действий. Список действий по проекту — это список всего, что необходимо сделать для завершения вашего проекта, включая все действия, которые необходимо выполнить для выполнения каждого рабочего пакета. Далее вы хотите определить атрибуты деятельности. Здесь хранится описание каждого действия. Он включает в себя всю информацию, необходимую для выяснения плюс порядок работы. Все предшествующие действия, последующие действия или ограничения должны быть перечислены в атрибутах вместе с описаниями и любой другой информацией о ресурсах или времени, которые вам нужны для планирования. Три основных типа предшественников: «окончание-начало» (FS), «начало-начало» (SS) и «окончание-окончание» (FF). Наиболее распространенный вид предшественника — «от начала до конца». Это означает, что одна задача должна быть завершена, прежде чем можно будет начать другую. Когда вы думаете о предшественниках, вы обычно думаете об этом; одна вещь должна закончиться, прежде чем может начаться следующая. Это называется «от конца к началу», потому что окончание первого действия ведет к началу второго действия (рис. 10.3).

Рисунок 10.3: Пример предшественника «окончание-начало» (FS).

Предшественник start-to-start встречается немного реже, но иногда вам нужно скоординировать действия, чтобы они начинались одновременно (рис. 10.4).

Рисунок 10.4: Пример предшественника start-to-start (SS).

Предшественник «от конца до конца» показывает операции, которые заканчиваются одновременно (рис. 10.5).

Рис. 10.5: Пример предшественника «чистовая отделка» (FF).

Можно иметь сквозные (SF) предшественники. Это происходит, когда действия требуют, чтобы другая задача была запущена до завершения последующей задачи. Например, музыканты не могут закончить игру, пока гости не начнут покидать церемонию. Кроме того, необходимо учитывать некоторые особые типы предшественников.

Внешние предшественники

Иногда ваш проект будет зависеть от вещей, не связанных с вашей работой. На свадьбе мы рассчитываем на то, что свадебная вечеринка перед нами выйдет из зала для приемов вовремя, чтобы мы могли ее украсить. Оформление приемного зала зависит от этого как от внешнего предшественника.

Дискреционные предшественники

Обычно это методы, основанные на процессах или процедурах, или передовые методы, основанные на прошлом опыте. В примере со свадьбой Стив и Сьюзен хотят, чтобы подружки невесты прибыли на прием до прибытия пары. Нет необходимости; это просто вопрос предпочтений.

Обязательные предшественники

Вы не можете адресовать приглашение, которое еще не распечатано. Так что распечатка приглашений является обязательным предшественником их адресации. Обязательные предшественники — это виды, которые должны существовать только из-за характера работы.

Опережения и отставания

Иногда нужно выждать дополнительное время между действиями. Время задержки — это когда вы намеренно устанавливаете задержку между задачей-предшественником и задачей-преемником. Например, когда невеста и ее отец танцуют, остальные некоторое время ждут, прежде чем присоединиться к ним (рис. 10.6).

Рис. 10.6. Задержка означает, что одна задача ожидает некоторое время, прежде чем она будет запущена.

Время выполнения — это когда вы даете последующей задаче некоторое время, чтобы начать работу до того, как завершится предыдущая (рис. 10.7). Таким образом, вы можете захотеть, чтобы поставщик готовил десерт за час до того, как все едят ужин.

Рис. 10.7. Лид — это когда вы позволяете задаче начаться до того, как предыдущая задача будет выполнена.

Все важные контрольные точки вашего проекта отслеживаются как вехи. Некоторые из них могут быть указаны в вашем контракте как условия успешного завершения; некоторые могут быть просто важными моментами в проекте, которые вы хотите отслеживать. Список вех должен сообщать всем, какие вехи необходимы, а какие нет.

Некоторые вехи для свадьбы Сьюзан и Стива могут быть следующими:

  • Приглашения отправлены
  • Меню завершено
  • Место забронировано
  • Платья подружек невесты приталенные

Выяснив, какие действия нужно будет выполнить, вы, возможно, поймете, что объем необходимо изменить. Когда это произойдет, вам нужно создать запрос на изменение и отправить его через систему управления изменениями.

Что может пойти не так:

Свадебный переполох : Мы только что получили программы из принтера, и все они неверны.
Стив : Квартет отменен. В тот день у них была еще одна свадьба.
Сьюзан : Тетя Джейн должна петь на службе, но после того, что произошло на похоронах ее дяди, я думаю, что хочу, чтобы это пел кто-то другой.
Стив : Нам действительно нужен флейтист? Я начинаю думать, что это может быть лишним.
Сьюзан : Очевидно! Возможно, нам следует отложить печать приглашений, пока все не будет решено.
Свадебный переполох : Хорошо, давайте подумаем, как именно мы хотим это сделать. Я думаю, что мы должны быть уверены в том, как мы хотим, чтобы служба работала, прежде чем мы начнем печатать дальше.

Теперь, когда мы знаем, что нужно сделать, чтобы свадьба удалась, нам нужно сосредоточиться на порядке работы. Салли уселась со всеми мероприятиями, которые она определила для свадьбы, и решила выяснить, как именно они должны происходить. Вот где она использовала процесс последовательности действий.

В списке атрибутов действий, созданном Салли, было записано большинство необходимых предшественников и потомков. Именно здесь она подумала о том, что будет первым, вторым, третьим и т. д. В списке этапов Салли были записаны основные части работы, и было несколько изменений в области, которые она обнаружила по пути, которые были одобрены и готовы к работе. .

Пример списка этапов: Стив и Сьюзан попросили распечатать приглашения как минимум за три месяца, чтобы у всех было время ответить на приглашение. Это важная веха в списке Салли.
Пример запроса на изменение: когда Салли поняла, что Стиву и Сьюзен понадобится еще один лимузин, чтобы отвезти подружек невесты в зал для приемов, она провела это изменение через контроль изменений, в том числе управляя всем матерью Сьюзен, и оно было одобрено.

Диаграмма Ганта — это тип гистограммы, разработанный Генри Ганттом, который иллюстрирует график проекта. Диаграммы Ганта легко читаются и обычно используются для отображения запланированных действий. На этих диаграммах отображаются даты начала и окончания конечных элементов и итоговых элементов проекта. Терминальные элементы и сводные элементы составляют структуру разбиения работ по проекту. На некоторых диаграммах Ганта также показаны отношения зависимости (например, сеть приоритетов) между действиями.

Диаграммы Ганта

показывают все ключевые этапы проекта и их продолжительность в виде гистограммы со шкалой времени вверху. Ключевые этапы расположены на гистограмме последовательно, начиная с верхнего левого угла и заканчивая нижним правым углом (рис. 10.8). Диаграмму Ганта можно нарисовать быстро и легко, и часто это первый инструмент, который руководитель проекта использует для приблизительной оценки времени, необходимого для выполнения ключевых задач. Иногда бывает полезно начать с целевого срока завершения всего проекта, потому что вскоре становится очевидным, является ли временная шкала слишком короткой или излишне длинной. Подробная диаграмма Ганта обычно строится после определения основных целей.

Рисунок 10.8 Диаграмма Ганта для производства каталогов

В этом примере на рисунке 10.8 ключевой этап K (организация распространения) начинается на 23-й неделе, так что его конечная точка совпадает с ключевым этапом L (распространение каталога). Однако К может начаться уже на 17-й неделе, как только завершится ключевой этап J. Поэтому говорят, что ключевой этап К имеет «слабину». Ключевой этап H (согласование контракта на печать) должен завершиться на 12-й неделе. Однако он может закончиться и на 22-й неделе, поскольку ключевой этап I (печать каталога) начинается только на 23-й неделе. иметь «поплавок». Плавающее время можно указать на графике, добавив линию перед полосой до последней возможной конечной точки. Slack и float показывают, где в расписании есть гибкость, и это может быть полезно, когда вам нужно выиграть время после того, как проект запущен и запущен.

На диаграмму Ганта можно добавить другую информацию, например:

  • Вехи могут быть обозначены с помощью символа, например ромба или треугольника.
  • Совещания по проекту могут быть обозначены другим символом, например кружком.
  • Обзоры прогресса могут быть обозначены квадратом.

Для сложного проекта вы можете создать отдельную диаграмму Ганта для каждого из ключевых этапов. Если вы сделаете это незадолго до начала каждого ключевого этапа, вы сможете учесть любые непредвиденные обстоятельства в последнюю минуту. Эти диаграммы представляют собой полезный инструмент для наблюдения и контроля за ходом проекта.

Диаграммы Ганта

относительно легко рисовать вручную, но они не обеспечивают такой же уровень гибкости во время мониторинга, который можно было бы получить с помощью программного пакета. Существуют различные программы, помогающие руководителям проектов в планировании и контроле. После ввода данных программа помогает вам работать над сценариями «что, если», показывая, что может произойти, если ключевой этап будет отложен или ускорен. Это сложнее, если вы работаете вручную.

Многие руководители проектов используют сетевые диаграммы при планировании проекта. Сетевая диаграмма — это способ визуализации взаимосвязей действий проекта. Сетевые диаграммы обеспечивают графическое представление задач и того, как они связаны друг с другом. Задачи в сети являются рабочими пакетами WBS. Все задачи WBS должны быть включены в сеть, поскольку они должны учитываться в расписании. Исключение даже одной задачи из сети может изменить общую продолжительность расписания, расчетные затраты и обязательства по распределению ресурсов.

Первый шаг — упорядочить задачи из вашей WBS в последовательность. Некоторые задачи могут быть выполнены в любое время в рамках проекта, тогда как другие задачи зависят от ввода другой задачи или ограничены временем или ресурсами.

Рисунок 10.9: Взаимосвязь между структурой декомпозиции работ (WBS) и сетевой диаграммой.

WBS — это , а не расписание, но оно является его основой. Сетевая диаграмма является расписанием, но используется главным образом для определения ключевой информации планирования, которая в конечном итоге переходит в удобные для пользователя форматы расписания, такие как вехи и диаграммы Ганта.

Сетевая диаграмма содержит важную информацию для проектной группы. Он предоставляет информацию о том, как задачи связаны между собой (рис. 10.9), где в расписании находятся точки риска, сколько времени потребуется для завершения проекта, как запланировано в настоящее время, и когда каждая задача должна начинаться и заканчиваться.

В нашем примере со свадебным планировщиком Салли будет искать отношения между задачами и определять, что можно делать параллельно, а какие действия должны ждать завершения других. В качестве примера на рис. 10.10 показано, как действия, связанные с созданием приглашений, зависят друг от друга. Отображение действий в прямоугольниках и их взаимосвязей в виде стрелок называется методом построения диаграмм приоритетов (PDM). Этот тип диаграммы также называется диаграммой активности на узле (AON).

Еще один способ показать взаимосвязь задач — использовать диаграмму действий на стрелке (AOA). Хотя AON используется чаще и поддерживается всеми программами управления проектами, PERT является наиболее известной диаграммой типа AOA и исторической основой построения всех сетевых диаграмм. Основное отличие заключается в том, что диаграмма AOA традиционно рисуется с использованием кругов в качестве узлов, где узлы представляют начальную и конечную точки стрелок или задач. В сети AOA стрелки представляют действия или задачи (рис. 10.11).

Рисунок 10.10: Пример диаграммы активности на узле (AON).

Преимущество всех сетевых диаграмм состоит в том, что они показывают взаимозависимости задач, время начала и окончания, а также критический путь (самый длинный путь в сети), но сетевая диаграмма AOA имеет некоторые недостатки, которые ограничивают использование метода.

Рисунок 10.11: Пример сетевой диаграммы со стрелкой активности (AOA).

Три основных недостатка метода AOA:

  • Сеть AOA может отображать только взаимосвязь «окончание-начало». Невозможно показать опережение и отставание, кроме как путем добавления или вычитания времени, что затрудняет отслеживание проекта.
  • Существуют случаи, когда в сети AOA могут возникать фиктивные действия. Фиктивные действия — это действия, которые показывают зависимость одной задачи от других задач, но не по техническим причинам. Например, одна задача может зависеть от другой, потому что было бы более выгодно использовать одни и те же ресурсы для двух задач. в противном случае эти две задачи могли бы выполняться параллельно. У фиктивных действий нет связанных с ними продолжительностей. Они просто показывают, что задача имеет некоторую зависимость от другой задачи.
  • Диаграммы AOA не так широко используются, как диаграммы AON, просто потому, что последние несколько проще в использовании, и все программы управления проектами могут работать с сетями AON, тогда как не все могут работать с сетями AOA.

Критический путь описывает последовательность задач, которая позволит завершить проект в кратчайшие сроки. Он основан на идее, что некоторые задачи должны быть завершены, прежде чем можно будет приступить к другим. Диаграмма критического пути — полезный инструмент для планирования зависимостей и управления проектом. Чтобы определить критический путь, необходимо рассчитать продолжительность времени, которое займет каждая задача.

Давайте рассмотрим пример. Продолжительность времени в неделях для каждого ключевого этапа оценивается:

Таблица 10.1 Этапы критического пути
Ключевой столик Расчетное время в неделях
A. Обеспечение средств 0
B. Переговоры с другими агентствами 4
C. Форма консультативной группы 4
D. Разработка плана сбора данных 6
E. Сбор данных 4
F. Запись текста каталога 4
G. Идентификация принтера 2
H. Согласовать контракт на печать 2
I. Печать каталога 4
J. Согласовать план распределения 12
K. Организация распространения 4
L. Каталог распространения 2

Мы определили для ключевого этапа «Надежные средства» ориентировочное время в ноль недель, потому что проект не может начаться без наличия определенного финансирования, хотя расчеты дадут подробную информацию на более позднем этапе. Теперь этапы можно выстроить в ряд, чтобы создать сетевую диаграмму, показывающую, что существует три пути от начала до конца и что линии, составляющие каждый путь, имеют минимальную продолжительность (рис. 10.12).

Если теперь мы проследим каждый из возможных путей к «Каталогу распространения» (конечная точка) с учетом зависимостей, маршрут с наибольшей продолжительностью будет известен как критический путь. Это минимальное время, за которое можно будет завершить проект.

Рисунок 10.12: Диаграмма критического пути

В этом примере критический путь — это A–B–C–D–E–F–I–L, а самая ранняя дата завершения проекта представляет собой сумму предполагаемых времен для всех стадий. на критическом пути – 28 недель – с момента обеспечения финансирования. Все ключевые этапы критического пути должны быть завершены вовремя, если проект должен быть завершен в срок.

Если прогнозируемое общее время намного превышает ожидания спонсора проекта, вам потребуется пересмотреть временную шкалу. Отображение критического пути помогает определить действия, которые необходимо отслеживать наиболее тщательно.

Описания изображений

Рисунок 10.2 описание изображения:

0.0 Свадьба

  • 1.0 Приглашения
    • 1.1 Создать список гостей
    • 1.2 Дождитесь ответа на приглашение
    • 1.3 Отправка приглашений по почте
    • 1.4 Распечатать приглашения
  • 2. 0 Еда
    • 2.1 Поиск поставщика
    • 2.2 Обслуживание свадьбы
    • 2.3 Завершение меню
  • 3.0 Свадебный
    • 3.1 Магазин обуви
    • 3.2 Пошив и примерка
    • 3.3 Магазин одежды
    • 3.4 Выберите букет

[Вернуться к Рисунку 10.2]

Атрибуты текста

Эта глава адаптирована и переработана Эдриенн Уотт из следующих источников:

  • Текст в разделах «Определение действий», «Пример из практики», «Список действий», «Вехи» и «Создание сетевой диаграммы» был адаптирован из «Планирования проекта» в Управление проектами Мерри Бэррон и Эндрю Бэррон. Под лицензией CC BY 4.0.
  • Текст в разделе «Создание диаграммы Ганта» был адаптирован из «Диаграммы Ганта» из Википедии. Под лицензией CC BY-SA (Attribution-ShareAlike) и Planning a Project от OpenLearn Labspace. Под лицензией CC BY-NC-SA (Attribution-NonCommercial-ShareAlike).

Media Attributions

  • org/content/col11120/1.4/»> Управление проектами Wedding WBS © Barron & Barron Управление проектами для ученых и инженеров лицензировано по лицензии CC BY (Attribution)
  • Решение для упражнений WBS Wedding © Barron & Barron Лицензия CC BY (Атрибуция)
  • FS Predecessor © Barron & Barron Управление проектами для ученых и инженеров лицензируется в соответствии с лицензией CC BY (Attribution)
  • SS Predecessor © Barron & Barron Управление проектами для ученых и инженеров лицензируется в соответствии с лицензией CC BY (Attribution)
  • FF Predecessor © Barron & Barron Управление проектами для ученых и инженеров лицензируется в соответствии с лицензией CC BY (Attribution)
  • WBS Lag © Barron & Barron Управление проектами для ученых и инженеров лицензируется в соответствии с лицензией CC BY (Attribution)
  • WBS Lead © Barron & Barron Управление проектами для ученых и инженеров лицензируется в соответствии с лицензией CC BY (Attribution)
  • open.edu/openlearn/money-business/business-strategy-studies/planning-project/content-section-6.2″> Диаграмма Ганта © Открытый университет лицензируется в соответствии с лицензией CC BY-NC-SA (Attribution NonCommercial ShareAlike)
  • WBS и сетевая диаграмма © Barron & Barron Управление проектами для ученых и инженеров лицензируется в соответствии с лицензией CC BY (Attribution)
  • Диаграмма AON © Barron & Barron Управление проектами для ученых и инженеров лицензируется в соответствии с лицензией CC BY (Attribution)
  • Стрелочная диаграмма деятельности © Barron & Barron Управление проектами для ученых и инженеров лицензируется в соответствии с лицензией CC BY (Attribution)
  • Диаграмма критического пути © Открытый университет лицензируется в соответствии с лицензией CC BY-NC-SA (Attribution NonCommercial ShareAlike)

Метод критического пути: основы управления проектами

Метод критического пути (CPM) представляет собой алгоритм использования ресурсов для планирования набора операций проекта. Важным методом использования CPM является построение модели проекта, которая включает список всех задач, необходимых для завершения проекта, зависимости между задачами и оценку времени (длительности), которое потребуется для выполнения каждой операции.

С помощью этой информации вы можете определить критический путь, определяя самый длинный отрезок зависимых действий и измеряя их от начала до конца.

В этой статье мы подробно расскажем об этапах использования метода критического пути для управления проектами, объясним, как рассчитать продолжительность вашего проекта, объясним, как поддержание актуального графика проекта позволяет вам быть гибкими. в пределах вашего критического пути и поделитесь нашим полезным шаблоном планирования проекта, чтобы вы могли начать работу.

Использование метода критического пути в проекте

Теперь попробуем продемонстрировать концепцию метода критического пути на простом примере из реальной жизни: планирование убойной вечеринки. Как вы должны спланировать и реализовать этот проект?

1. Определить объем проекта

Во-первых, нам нужно определить все задачи, которые должны быть выполнены для завершения проекта. Для нашего примера вечеринки это может выглядеть так:

  • Выберите дату и место проведения
  • Создайте лучший плейлист
  • Настройка звуковой системы
  • Пригласи друзей
  • Купить еду и напитки
  • Приготовь свою знаменитую запеканку
  • Устроить вечеринку

Когда мы рассматриваем эти задачи по отдельности, мы понимаем, что некоторые из них нельзя начать до тех пор, пока другие не будут выполнены. То есть одни задачи зависят от других. Мы обозначили эти отношения в таблице ниже:

  Имя задачи   Зависит от
 Выберите дату и место проведения  — 
 Создайте идеальный плейлист  —
 Настройте звуковую систему  —
 Пригласите друзей  Выберите дату и место проведения
 Купить еду и напитки  Пригласите друзей
 Приготовьте свою знаменитую запеканку  Купить еду и напитки
 Устроить вечеринку  Кастрюля и акустическая система 

Действия «пригласить друзей», «купить еду и напитки», «приготовить запеканку» и «устроить вечеринку» образуют последовательность задач, которые необходимо выполнять в определенном порядке, одну сразу после другие, чтобы обеспечить успешный результат. Такие задачи называются последовательными действиями.

Эти задачи вместе с началом нашего проекта («выбрать дату и место») являются наиболее важными этапами в завершении нашего проекта. Таким образом, эти действия будут размещены на критическом пути.

2. Анализ и идентификация критического пути

Основная концепция анализа критического пути заключается в том, что вы не можете начать определенные задачи, пока не будут завершены другие. Эти задачи должны выполняться в последовательности, при этом каждый этап должен быть завершен до начала следующего этапа.

Мы использовали диаграмму Ганта Wrike, чтобы показать, как может выглядеть примерное расписание:

Критический путь состоит из самой длинной последовательности действий от начала до конца, которые необходимо выполнить, чтобы гарантировать завершение проекта к определенному времени. Действия на критическом пути должны очень тщательно контролироваться. Если задания на критическом пути отстают, примите немедленные меры, чтобы вернуть проект в график. В противном случае весь проект может затянуться.

Представьте, что у вас есть проект, на выполнение которого уйдет 30 дней. Если первое действие на критическом пути задерживается на один день, выполнение проекта займет 31 день, если другое действие на критическом пути не может быть завершено на день раньше. Критический путь по существу определяет дату окончания в расписании вашего проекта.

3. Различные пути проекта

В проекте может быть более одного критического пути, чтобы несколько путей выполнялись одновременно. Это может быть результатом нескольких зависимостей между задачами или отдельными последовательностями, которые выполняются в течение одной и той же продолжительности.

Критический путь в управлении проектами может содержать все важные действия, связанные с проектом, а может и не содержать. На самом деле действия на критическом пути не всегда являются самыми важными частями проекта. В то же время будут задачи, которые не находятся на критическом пути, но все же определяют успех вашего проекта.

Понимание метода критического пути включает в себя определение того, какие действия критически важны для своевременного завершения. Но другие действия, лежащие за пределами критического пути, также могут быть очень важными и требовать дополнительного внимания.

Что такое ограничения ресурсов и почему они важны?

Традиционные графики критического пути в управлении проектами основаны только на причинно-следственных связях. Мы уже отметили эти зависимости в нашем плане. (например, невозможно приготовить запеканку, не купив ингредиенты). Однако у проекта могут быть ограниченные ресурсы, которые необходимо учитывать, например, как рассчитать нагрузку при планировании ресурсов. Эти ограничения создадут больше зависимостей, часто называемых ограничениями ресурсов.

Если вы работаете в команде, вы можете разделить работу над проектом между членами команды. В нашем примере, пока вы выбираете дату и место проведения и приглашаете людей, один из ваших друзей может составить плейлист, а другой получить еду и напитки. Задачи можно выполнять параллельно, как показано на нашей диаграмме выше.

Однако, если вы единственный человек, ответственный за проект, у вас есть ограничение по ресурсам, потому что вы не можете находиться в двух местах одновременно. В этом случае ваш критический путь будет выглядеть иначе.

На графике выше мы предполагаем, что вам сначала нужно выбрать дату и место, и только потом вы можете составить плейлист. Однако в зависимости от условий проекта эти задачи могут выполняться в другом порядке.

Такой критический путь называется критическим путем ресурсов. Этот метод был предложен в качестве расширения традиционного анализа критического пути, позволяющего включать ресурсы, связанные с каждым видом деятельности. Расписание на уровне ресурсов может включать задержки из-за нехватки ресурсов (т. е. недоступности ресурса в требуемое время) и может привести к удлинению ранее более короткого критического пути.

Расчет продолжительности вашего проекта

В управлении проектами критический путь — это последовательность зависимых задач, которые формируют наибольшую продолжительность, позволяя вам определить наиболее эффективный временной график для завершения проекта. Вот краткое изложение расчета критического пути в вашем проекте.

Возвращаясь к нашему примеру с вечеринкой, давайте предположим, что вы должны делать все сами. Мы оценили продолжительность каждого действия. Также мы определили примерное время начала каждой задачи на критическом пути. Вот что у нас получилось:

  Задача   Продолжительность   Начало
 Выберите дату и место проведения  2 часа  Понедельник
 Создайте идеальный плейлист  3 часа  Понедельник
 Настройте звуковую систему  1 час  Понедельник
 Пригласите друзей  2 дня  Понедельник
 Купить еду и напитки  1 день  Вторник
 Приготовьте свою знаменитую запеканку  2 часа  Среда
 Устроить вечеринку  2 часа  Среда

Теперь, если мы суммируем длительность всех наших критических задач, мы получим приблизительное время, необходимое для завершения всего проекта. В нашем случае три дня и шесть часов, так как «составить окончательный плейлист» и «настроить звуковую систему» ​​не на критическом пути. Если мы добавим продолжительность ко времени начала, мы сможем рассчитать самое раннее время завершения проекта. Понимание цены за тысячу показов позволяет нам сделать этот расчет быстро и точно.

Гибкость метода критического пути

Метод критического пути был разработан для сложных, но достаточно предсказуемых проектов. Однако в реальной жизни нам редко удается управлять такими проектами. График, созданный с использованием методов критического пути, часто не соблюдается точно. Как мы уже упоминали, любая задержка действия на критическом пути напрямую влияет на дату завершения. Могут появиться новые технические требования и новые ограничения ресурсов.

Допустим, вы планируете сделать ремонт в своей гостиной с другом. Ваш список задач может выглядеть так:

  1. Избавьтесь от старой мебели
  2. Покрасить стены
  3. Закрепить потолок
  4. Установить новую мебель

В обязанности вашего друга входит:

  1. Выбрать новые шторы
  2. Повесьте новые шторы

Параллельные задачи на критическом пути

В нашем примере задачи занавеса образуют подпроект и могут рассматриваться как некритический путь. Ваш друг может «выбрать новые шторы» и «повесить новые шторы» в любое время до окончания вашего проекта. Задачи шторки имеют гибкие даты начала и окончания, которые считаются «плавающими». Эти задачи параллельны и не будут размещены на критическом пути. Вот как этот проект будет выглядеть на диаграмме Ганта:

Если какая-либо из параллельных задач будет значительно отложена, это помешает своевременному завершению всего нашего проекта. Поэтому вы всегда должны следить за параллельными задачами.

Изменения критического пути

Предположим, что выбор штор занял у нашего друга больше времени, чем мы изначально ожидали. Это отсрочит завершение проекта.

Наш косметический ремонт неполный без новых штор, поэтому путь, который ранее был некритичным, становится критическим. Изменяется начальный критический путь.

Чтобы следить за своими некритическими задачами, расписание вашего проекта должно быть актуальным. Только так вы будете точно знать, где находится ваш проект в данный момент и будет ли он реализован в соответствии с первоначальным планом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *