Влияние свойств внимания на успеваемость младших школьников
Крупник Ирина Викторовна,студентка факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск[email protected]Влияние свойств внимания на успеваемость младших школьников
Аннотация. В статье отражено влияние свойств внимания на успеваемость младших школьников, а также анализ результатов по трем методикам и графический показатель по данным результатам. Ключевые слова: младший школьный возраст, внимание, свойства внимания, успеваемость, концентрация внимания, распределение внимания, переключение внимания, устойчивость внимания, объем внимания. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6–7 до 9–11 лет. Научные исследования когнитивных процессов младшего школьника делают прямые и косвенные выводы о взаимосвязи свойств внимания с возрастом школьника (Выготский Л.
Кoнстатирующий экспeримент–этo экспeримент, устaнавливающий нaличие какоголибo непрелoжного фaкта или явлeния. Экспeримент станoвится констатирующим, если исследoватель ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свoйства или изучaемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых [8].
Цель констатирующего эксперимента–выяснить особенности изучаемого процесса или явления в данный момент без какоголибо воздействия. Полученные с помощью констатирующего эксперимента данные помогут определить задачи и разработать содержание и методы формирующего этапа исследования [9]. Метод эксперимента был реализован с помощью методик:1.Методика Мюнстенберга2.Корректурная проба». 3.Методика Шифровка ВекслераРезультаты и обсуждениеВ рамках исследования были проведены три методики для изучения свойств внимания младших школьников 2 «А» класса. Результаты методики Мюнстенберга представлены на рис. 1. Рис. 1.Результаты исследования по методике МюнстенбергаВ таблице представлены результаты методики Мюнстенберга в процентном соотношении. Высокий уровень переключения и концентрации внимания наблюдается у 8 школьников –это 33% всего класса. Средний уровень достигли 9 учеников –это 38% от всего класса. Низкий уровень внимания у 7 школьников –это 29% от всего класса. С целью проверки гипотезы о корреляционной связи между показателями свойств внимания и успеваемости младших школьников был выбран коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
В таблице представлены результаты методики «Корректурная проба» в процентном соотношении. Высокий уровень устойчивости и концентрации внимания наблюдается у 5 школьников –это 21%от всего класса. Средний уровень устойчивости и концентрации внимания достигли 6 учеников –это 25%от всего класса. Низкий уровень внимания у 13 школьников –это 54%от всего класса. Определим корреляцию между показателями устойчивости и концентрации внимания, полученной по методике Корректурная проба и средним баллом успеваемости. Гипотезы:Н0:Корреляция между показателями устойчивости и концентрации внимания и средним баллом успеваемости не отличаются от 0. Н1:Корреляция между показателями устойчивости и концентрации внимания и средним баллом успеваемости достоверно отличаются от 0,
где А –показатель устойчивости и концентрации внимания, В –средний балл успеваемости. Сопоставим rsэмпс критическими значениями для N=24P0,05=0,41P0,01=0,52Н0принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. Так как коэффициент корреляции отрицательный, значит корреляционная связь обратная. Результаты методики «Шифровка Векслера» представлены на рис. 3.
Рис. 3.Результаты исследования по методике «Шифровка Векслера»61%28%11%0%20%40%60%80%100%ВысокийСреднийНизкийКоличество испытуемыхУстойчивость и концентрация внимания61%28%11%0%20%40%60%80%100%ВысокийСреднийНизкийКоличество испытуемыхРаспределение и объем вниманияВ таблице представлены результаты методики «Шифровка Векслера» в процентном соотношении. Высокий уровень распределения и объема внимания наблюдается у 13 школьников –это 61%от всего класса. Средний уровень распределения и объема внимания достигли 7 учеников –это 28%от всего класса. Низкий уровень внимания у 4 школьников –это 11%от всего класса. Определим корреляцию между показателями распределения и объема внимания, полученной по методике шифровка Векслера и средним баллом успеваемости. Гипотезы:Н0: Корреляция между показателями распределения и объема внимания и средним баллом успеваемости не отличаются от 0. Н1: Корреляция между показателями распределения и объема внимания и средним баллом успеваемости достоверно отличаются от 0. где А –результаты методики, В –средний балл успеваемости. Сопоставим rsэмпс критическими значениями для N=24P0,05=0,41P0,01=0,52Н0принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. Так как коэффициент корреляции положительный, значит корреляционная связь прямая. ВыводыИсследование свойств внимания младших школьников проходило в 3 этапа: 1)поисковоподготовительный; 2) опытноэкспериментальный; 3) контрольнообобщающий. Был использован комплекс методов и методик: теоретические: анализ и обобщение психологопедагогической литературы; эмпирические: эксперимент (констатирующий) тестирования по методикам: методика Мюнстенберга, методика «Корректурная проба» и методика «Шифровка Векслера»; математикостатистический: коэффициент ранговой корреляции Спирмена, выборочное среднеезначение. Результаты методики Мюнстенберга представлены в процентном соотношении. Высокий уровень переключения и концентрации внимания наблюдается у 8 школьников –это 33%всего класса. Средний уровень достигли 9 учеников –это 38%от всего класса. Низкий уровень внимания у 7 школьников –это 29%от всего класса. С целью проверки гипотезы о корреляционной связи между показателями свойств внимания и успеваемости младших школьников был выбран коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Н0отвергается, принимается Н1. Корреляция между А и В статистически значима. Так как коэффициент корреляции положительный, то корреляционная связь прямая, высоким значением концентрации и переключения внимания соответствуют высокие значения успеваемости. Результаты методики «Корректурная проба» представлены в процентном соотношении. Высокий уровень устойчивости и концентрации внимания наблюдается у 5 школьников –это 21%от всего класса. Средний уровень устойчивости и концентрации внимания достигли 6 учеников –это 25%от всего класса. Низкий уровень внимания у 13 школьников –это 54%от всего класса. Определим корреляцию между показателями устойчивости и концентрации внимания, полученной по методике Корректурная проба и средним баллом успеваемости. Н0принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. Так как коэффициент корреляции отрицательный, значит корреляционная связь обратная. Результаты методики «Шифровка Векслера» представлены в процентном соотношении. Высокий уровень распределения и объема внимания наблюдается у 13школьников –это 61%от всего класса. Средний уровень распределения и объема внимания достигли 7 учеников –это 28%от всего класса. Низкий уровень внимания у 4 школьников –это 11%от всего класса. Определим корреляцию между показателями распределения и объема внимания, полученной по методике шифровка Векслера и средним баллом успеваемости. Н0принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. Так как коэффициент корреляции положительный, значит корреляционная связь прямая. Основные рекомендации по развитию внимания в младшем школьном возрасте сходятся в развитии основных форм проявления внимания в период раннего становления личности и формированию основ учебной деятельности, таких как сенсорноперцептивное, инеллектуальномыслительное и моторнодвигательное внимание, а также вовлечение ребенка в познавательноразвивающую деятельность.
Ссылки на источники1.Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. –4е изд., стер. –М.: Ось89, 2006. –272 с. 2.Блонский П. П. Психология младшего школьника: избранные психологические труды/П. П, Блонский; ред. А. И. Липина, Т. Д. Марцинковская. –М. ; Воронеж: МОДЭК, 2006. –631с. 3.Вергелес Г. И. Младший школьник: помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. –СПб.: Издво Рос. Гос. пед. унта, 2000. –158 с. 4.Волков Б. С. Психология младшего школьника: Учебное пособие.–М.: Пед. ово России, 2002. –126с. 5.Выготский Л. С. Лекции по психологии. –СПб.: Союз, 1997 –144с. 6.Выготский Л. С. Педагогическая психология/Лев Выготский под ред. В. В. Давыдова. –М.: АСЕ: Астрель: Люкс, 2005. –671с. 7.Долгова В. И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. №12. С. 1724. 8.Долгова В. И., Овчарова Р. В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. №6. С. 4048. 9.Долгова В. И., Цветкова Н. В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. №7. С. 8998.
Irina Krupnik,student of psychology Department, Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, [email protected] effect of attention on the academic performance of Junior schoolchildrenAbstract. The article reflects the effect of attention on the academic performance of primary school pupils and an analysis of the results from the three methods and graphical indicator according to the results. Keywords:primary school age, attention, properties, attention, academic performance, concentration, distribution of attention, attention switching, attention span, attention span.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В.,кандидатом педагогических наук
Исследование основных свойств внимания у студентов
Исследование основных свойств внимания у студентов
1 курса факультета Общей медицины МУА
- Введение – актуальность .
Нами был изучен один из важнейших познавателных процессов – внимание. Исследования проводились сос тудентами факультета Общая медцина МУА в психо-физиологической лаборатории.
Внимание – это психический процесс, обеспечивающий избирательность психики, говоря другими словами, это сосредоточение сознания человека на определенном объекте, явлении и т.д. Как исследовать внимание человека следует из свойств данного процесса. Основными важнейшими свойствами внимания являются концентрация, устойчивость, распределение, объем, переключаемость. Ниже представлена схема классификации свойств внимания.
Исходя из данной классификации можно осуществить оценку каждого его свойства. А именно я исследовала концентрацию, устойчивость, переключение и распределение. Для данных исследований я применила самые распространенные и знаменитые методы – тест Бурдона, таблицы Шульте и бланки счета по Крепелину.
Актуальность: В профессиональной деятельности человека большую роль играют свойства внимания – устойчивость, распределение, переключение, концентрация, которые несут различную нагрузку в разнообразных видах деятельности, в особенности деятельности врача, так как врач обязан проявлять исключительное внимание к своим пациентам, действиям, различным деталям в процессе лечения. Здесь внимание играет наиважнейшую роль, а значит, работа по исследованию свойств внимания у студентов медицинского ВУЗа является весьма актуальной.
Цель роботы: Исследование основных свойств внимания: концентрации, устойчивости, переключения и распределения у студентов МУА.
Задачи исследования:
- Установить средние показатели концентрации и переключаемости внимания у студентов МУА.
- Выявить уровни эффективности работы и степени врабатываемости у студентов МУА.
- Показать данные о психической устойчивости студентов МУА.
Участники исследования :
Студенты 1 курса 6 потока факультета Общая медицина МУА
- Методы исследования:
- Тест Бурдона [1]
Назначение теста: исследование степени концентрации и устойчивости внимания.
Описание теста:
Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.
В своем исследовании мы использовали два вида бланков: первый – с рядами близко расположенных букв вслучайном порядке, второй – текст (рассказ А. П.Чехова «Аптекарша)». Из каждого из бланков по заданию необходимо было вычеркивать встречающиеся буквы «и». Следует заметить, что всем участникам исследования я предоставляла текст с одинаковой длиной строк и одинаковое количество времени.
Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).
Концентрация внимания оценивается по формуле:
К = С2 / П, где С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым, П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).
Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.
Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:
A = S / t, где А – темп выполнения, S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы, t – время выполнения.
По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:
С = (So / S) * 100, где So – количество ошибочно проработанных строк, S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.
- Таблицы Шульте[2]
Назначение теста: определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов. Описание теста:
Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами. Основной показатель – скорость выполнения задания.
Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.
Таблица 3
Обработка результатов
- эффективность работы (ЭР),
- степень врабатываемости (ВР),
- психическая устойчивость (ПУ).
Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:
ЭР = (Т1 + Т2 + Т3) / 3, где
- Тi – время работы с i-той таблицей.
Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.
5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | |
30 и меньше | 31-35 | 36-45 | 46-55 | 56 и больше |
Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:
ВР= Т1 / ЭР
Результат меньше 1,0 – показатель хорошей вырабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.
Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:
ПУ= Т3 / ЭР
Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.
- Счет по Крепелину[3].
Описание теста
Обследуемому дают бланк таблицы Крепелина со следующей инструкцией: «На бланке напечатаны ряды цифр. Ваша задача – складывать пары цифр, напечатанных одна под другой. Результат сложения записывайте под ними. Старайтесь работать быстро и не допускать ошибок. В своем опыте я не ограничивала время, испытуемые производили расчеты как можно быстрее в силу своих возможностей. Время завершения для каждого фиксировалось на его бланке ответов.
5 | 3 | 9 | 7 | 4 | 2 | 7 | 1 | 8 | 5 | 3 | 6 | 2 | 8 |
2 | 7 | 4 | 1 | 8 | 9 | 6 | 2 | 7 | 3 | 4 | 2 | 5 | 7 |
8 | 5 | 3 | 6 | 2 | 7 | 3 | 8 | 1 | 4 | 1 | 9 | 4 | 2 |
Форма бланка:
- Проверить правильность выполнения сложения.
- Подсчитать количество правильных сложений и количество ошибок за каждые 30 секунд работы и в течение всего эксперимента в целом
3. Результаты и обсуждения.
3.1. По тесту Бурдона
В ходе исследования степени концентрации и устойчивости внимания по Бланку 1 были получены следующие результаты (см.Табл.1):
Таблица №1.
Номер участника | Число строк, С | Количество ошибок, П | Концентрация, К | Количество букв, S | Время выполнения, Т, секунды | Количество ошибочно проработанных строк, Sо | Темп выполнения, А | Переключаемость внимания, С |
04 | 10 | 2 | 50 | 300 | 60 | 2 | 5 | 20 |
14 | 9 | 1 | 81 | 270 | 60 | 1 | 4,5 | 11,1 |
16 | 9 | 1 | 81 | 270 | 60 | 1 | 4,5 | 11,1 |
02 | 7 | 1 | 49 | 210 | 60 | 1 | 3,5 | 14,3 |
31 | 12 | 3 | 48 | 360 | 60 | 2 | 6 | 16,7 |
10 | 9 | 1 | 81 | 270 | 60 | 1 | 4,5 | 11,1 |
27 | 11 | 1 | 121 | 330 | 60 | 1 | 5,5 | 9,1 |
22 | 8 | 1 | 64 | 240 | 60 | 1 | 4 | 12,5 |
24 | 12 | 6 | 24 | 360 | 60 | 4 | 6 | 33,3 |
25 | 10 | 2 | 50 | 300 | 60 | 2 | 5 | 20 |
17 | 9 | 1 | 81 | 270 | 60 | 1 | 4,5 | 11,1 |
20 | 10 | 1 | 100 | 300 | 60 | 1 | 5 | 10 |
Среднее Значение: | 69,2 | 4,8 | 15 |
рис.
1рис.2
На рис.1 показано соотношение результатов измерения концентрации внимания. Среднее значение составило 69,2 балла, что оценивается как «выше среднего». Однако 5 участников под номерами 04, 02, 31, 22 и 24 показали результат, лежащий чуть ниже средней отметки. Таким образом 40% участников имеют слабую концентрацию внимания, а у 60% она превышает среднестатистический показатель.
На рис.2 показано соотношение результатов измерения темпа выполнения работы участиками исследования. Согласно общепринятой шкале оценки с нормой в 4,5 балла студенты нашего университета показали результат, превашающий средний и равный 4,8 балла. Однако 3 участникам, что составило 25%, следует развивать навык быстрого темпа выполнения работы и скорой адаптации к деятельности, так как их результат оказался ниже среднего, но в пределах допустимых значений нормального развития. 75 % студентов справились с заданием отлично.
На рис.3 показано соотношение результатов измерения переключаемости внимания студентов МУА.
Как видно из рисунка, показатели переключаемости у участников вошли в большой диапозон от 9 до 33, со средним значением 15. 40% студентов, то есть номера 27,17, 20,16 и 10 обладают не высокой переключаемостью внимания, а 60 % справились с разными видами деятельности с высокой продуктивностью. рис.3Концентрация внимания.
Средний показатель составил в Бланк 1 = 69,2, Бланк2 = 19,9. Эта разница объясняется содержанием данных бланков и степенью их восприятия глазами: 1 – сплошной ряд случайных букв, 2 – осмысленный текст с отступами, абзацами, отвлекающий своим содержанием испытуемых.
Устойчивость внимания.
Средний показатель составил в Бланк 1 = 4,8 Бланк2 = 14,3. Я думаю, что легко воспринимаемый текст Бланка 2 позволил испытуемым быть более устойчивыми, не отклоняться от объекта, нежели монотонный набор одинаковых букв Бланка1.
Переключаемость внимания.
Средний показатель составил в Бланк 1 = 15, Бланк2 = 54,5. При исследовании этого свойства внимания опять-таки главную роль сыграл однородный характер Бланка 1, не имеющий вариаций для переключения.
3.2. Таблицы Шульте.
В ходе исследования устойчивости внимания и динамики работоспособности по таблицам Шульте были получены следующие результаты (см. Табл.3):
Номер испытуемого | Время Табл.1 | Время Табл.2 | Время Табл.3 | ЭР | ВР | ПУ |
04 | 46 | 46 | 50 | 47,3 | 0,97 | 1,1 |
14 | 45 | 37 | 53 | 45 | 1 | 1,2 |
16 | 27 | 25 | 36 | 29,3 | 0,92 | 1,2 |
02 | 31 | 34 | 27 | 30,6 | 1,01 | 0,8 |
31 | 33 | 32 | 39 | 34,6 | 0,95 | 1,1 |
10 | 26 | 38 | 32 | 32 | 0,81 | 1 |
27 | 27 | 26 | 30 | 27,6 | 0,97 | 1,1 |
22 | 30 | 29 | 29 | 29,3 | 1,02 | 0,9 |
24 | 30 | 28 | 35 | 31 | 0,96 | 1,1 |
25 | 34 | 22 | 24 | 26,6 | 1,27 | 0,9 |
17 | 32 | 36 | 40 | 36 | 0,88 | 1,1 |
20 | 21 | 19 | 27 | 22,3 | 0,94 | 1,2 |
Среднее значение по группе | 31,8 | 31 | 35,2 | 32,7 | 0,98 | 1,1 |
На рис.
6 показано соотношение результатов измерения эффективности работы. Среднее значение составило 32,7 балла, что оценивается как «выше среднего». 33% участников под номерами 16, 10, 27 и 20 показали результат, не достигающей хорошей отметки по эталонной шкале оценки эффективности работы. Однако у 67% участников отмечается высокая эффективность работы, преващающая значение 32 балла, а самый высокий показатель отмечен у участника под номером 04 и равняется 45баллам.Рис.7
На рис.7 показано соотношение результатов измерения вырабатываемости работы участиками исследования. Согласно общепринятой шкале оценки с нормой, не превышающей 1 балл, 67% студентов нашего университета показали высокий результат.Это номера 04,16,02,31, 10,22,24,17 и 20. Однако 4 участникам, что составило 33%, следует развивать навык быстрой подготовки к работе и вырабатываемости при различных видах деятельности.
Рис.8
На рис.8 показано соотношение результатов измерения психической устойчивости у студентов МУА. Как видно из рисунка, показатели психической устойчивости у участников примерно равны и колеблются в небольшом диапозоне, со средним значением 1,1 балла при среднестатистическом показателе в 1 балл. 35% студентов, то есть номера 27,17 и 10 обладают не высокой психической устойчивостью. 65 % справились с разными видами деятельност, показав повышенную устойчивость психики.
- Счет по Крепелину.
В ходе исследования устойчивости внимания и динамики работоспособности по таблицам Шульте были получены следующие результаты (см. Табл.4):
Таблица 4.
Номер испытуемого | Время | Количество ошибок |
04 | 35 | 1 |
14 | 38 | 0 |
16 | 34 | 0 |
02 | 33 | 0 |
31 | 25 | 0 |
10 | 26 | 0 |
27 | 33 | 0 |
22 | 28 | 0 |
24 | 34 | 1 |
25 | 40 | 0 |
17 | 50 | 0 |
20 | 37 | 1 |
Среднегрупповое значение | 34,4 | 0,25 |
- Среднегрупповое время выполнения теста = 34,4. Большинство показало средние результаты= 1,3,4,7,9,12. Хорошее время зафиксировано у номеров 5,6,8. Но номерам 2,10,11 надо тренировать скорость умственной деятельности, так как скорость работы в большей степени связана с темпом умственной деятельности испытуемого.
- Среднегрупповое количество ошибок оказалось очень низким = 0,25, что говорит о хорошем уровне устойчивости внимания. Только три человека из 12 допустили 1 ошибку, это номера – 1, 9, 12. То есть их устойчивость внимания снижена возможно из-за внешних раздражителей, усталости, рассеянности внимания и т.д.
- Заключение.
В результате исследования концентрации внимания получены следующие результаты : среднее значение составило 69,2 балла, что оценивается как «выше среднего». 40% участников имеют слабую концентрацию внимания, а у 60% она превышает среднестатистический показатель.
По результатам исследования темпа выполнения работы участиками – согласно общепринятой шкале оценки с нормой в 4,5 балла студенты нашего университета показали результат, превашающий средний и равный 4,8 балла.
75 % студентов справились с заданием отлично.Переключаемость внимания у студентов МУА оказалсь в большом диапозоне от 9 до 33, со средним значением 15. 40% студентов обладают не высокой переключаемостью внимания, а 60 % справились с разными видами деятельности с высокой продуктивностью.
Исследование эффективности работы внимания показало , что 33% участников следует развивать этот навык, так как их результат невысок. Однако у 67% участников отмечается высокая эффективность работы.
Вырабатываемость работы участниками исследования согласно общепринятой шкале оценки с нормой, не превышающей 1 балл, у 67% студентов нашего университета показана высокой.
Средняя продолжительность концентрации внимания человека (по возрасту, полу и расе)
Средняя продолжительность концентрации внимания человека составляет всего 8,25 секунды — это меньше, чем золото!
Средняя продолжительность концентрации внимания человека уже давно является предметом дискуссий. С развитием технологий, социальных сетей и смартфонов неудивительно, что многие люди считают, что продолжительность нашего внимания становится короче. Но так ли это на самом деле?
Key Средняя статистика концентрации внимания
- Средняя продолжительность концентрации внимания человека составляет всего 8,25 секунды – на 4,25 секунды меньше, чем в 2000 году. имеет продолжительность концентрации внимания от 28 до 42 минут .
- Средняя продолжительность концентрации внимания 16-летнего от 32 до 48 минут .
- У золотой рыбки продолжительность концентрации внимания 9 секунд , что выше, чем у среднего человека.
Какова средняя продолжительность концентрации внимания?
Согласно исследованию, проведенному Microsoft в 2015 году, средняя продолжительность концентрации внимания человека составляет всего 8,25 секунды . Это меньше, чем 12 секунд в 2000 году. Однако важно отметить, что в этом исследовании оценивалась только наша способность сосредоточиться на одной задаче.
Когда дело доходит до более сложных задач, наше внимание может быть намного дольше. Например, если мы разговариваем с кем-то, кто нам небезразличен, мы часто можем сохранять концентрацию гораздо дольше, чем 8 секунд.
Стоит также отметить, что объем нашего внимания может варьироваться в зависимости от ряда факторов. Например, если мы устали или находимся в состоянии стресса, наша способность сосредоточиться может значительно снизиться.
С другой стороны, если мы заняты чем-то, что находим интересным или приятным, мы можем сохранять концентрацию гораздо дольше, чем обычно.
Итак, что все это значит? Хотя продолжительность нашего внимания может в некоторых отношениях сократиться, важно помнить, что это еще не все. Наша способность сосредоточиться может сильно различаться в зависимости от поставленной задачи и наших личных обстоятельств.
В заключение отметим, что средняя продолжительность концентрации внимания человека составляет 8 секунд. Однако это только один маленький кусочек головоломки. Наша способность сосредотачиваться может сильно различаться в зависимости от ряда факторов, и важно учитывать эти факторы при рассмотрении продолжительности нашего внимания.
Средняя продолжительность концентрации внимания по возрасту
Продолжительность концентрации внимания по возрасту Инфографика
Влияние социальных сетей на концентрацию внимания
Социальные сети стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мы используем его, чтобы общаться с друзьями и семьей, обмениваться фотографиями и видео и быть в курсе последних новостей и тенденций. Тем не менее, социальные сети также обвиняют в том, что они способствуют сокращению продолжительности внимания.
Постоянный поток информации и уведомлений, которые предоставляют социальные сети, может быть ошеломляющим. В течение дня нас засыпают сообщениями, обновлениями и предупреждениями, что может затруднить концентрацию на какой-либо одной задаче в течение длительного периода времени.
Кроме того, платформы социальных сетей, такие как Instagram и TikTok, в значительной степени полагаются на краткий контент, предназначенный для быстрого привлечения нашего внимания.
Этот тип контента часто визуально стимулирует, но ему не хватает глубины или содержания.
В результате мы можем обнаружить, что бездумно просматриваем наши каналы, не участвуя в них каким-либо осмысленным образом.
Имеются данные, свидетельствующие о том, что чрезмерное использование социальных сетей может негативно сказаться на концентрации нашего внимания. Исследование, проведенное Калифорнийским университетом, показало, что активные пользователи социальных сетей хуже справлялись с задачами когнитивного контроля, чем те, кто использовал социальные сети реже.
Однако важно отметить, что не все виды использования социальных сетей одинаковы. Умеренное использование социальных сетей может не оказать существенного влияния на нашу концентрацию внимания.
Кроме того, некоторые типы контента в социальных сетях могут улучшить нашу способность концентрироваться, например образовательные или информационные сообщения.
В заключение, хотя есть некоторые свидетельства того, что чрезмерное использование социальных сетей может способствовать сокращению продолжительности концентрации внимания, важно учитывать нюансы того, как мы используем эти платформы.
Помня о наших привычках в социальных сетях и потребляя контент в умеренных количествах, мы можем смягчить любое негативное влияние, которое это может оказать на нашу способность сосредоточиться.
Как улучшить концентрацию внимания
Если вы хотите улучшить концентрацию внимания, вы можете попробовать несколько стратегий. Вот несколько советов для начала:
1. Практикуйте осознанность
Медитация осознанности — это техника, которая может помочь вашему мозгу сосредоточиться на настоящем моменте. Это включает в себя внимание к своему дыханию и телесным ощущениям и освобождение от отвлекающих мыслей. Регулярная практика может привести к улучшению концентрации и уменьшению блуждания ума.
2. Делайте перерывы
Это может показаться нелогичным, но перерывы в течение дня действительно улучшают вашу способность концентрироваться. Исследования показали, что короткие периоды отдыха могут помочь восстановить умственную энергию и повысить производительность.
3. Высыпайтесь
Сон играет решающую роль в нашей способности сосредотачиваться и концентрироваться. Старайтесь спать не менее 7-8 часов каждую ночь и постарайтесь установить постоянный график сна.
4. Сведите к минимуму отвлекающие факторы
Такие отвлекающие факторы, как уведомления в социальных сетях, оповещения по электронной почте и фоновый шум, могут мешать сосредоточиться на задаче. Попробуйте отключить уведомления во время работы или учебы и найдите тихое место, где вы можете сосредоточиться, не отвлекаясь.
5. Практикуйте активное слушание
Активное слушание предполагает полное вовлечение собеседника во время разговора, уделение ему полного внимания и вдумчивый ответ. Этот навык требует практики, но может значительно улучшить вашу способность сосредотачиваться на том, что кто-то говорит.
Включив эти стратегии в свой распорядок дня, вы обнаружите, что со временем ваша концентрация внимания улучшается. Помните, что улучшение вашей способности концентрироваться — это непрерывный процесс, поэтому будьте терпеливы и настойчивы в своих усилиях!
Роль технологий в сокращении концентрации внимания
Поскольку технологии продолжают развиваться, не секрет, что наше отношение к ним резко изменилось.
Благодаря распространению смартфонов, планшетов и других устройств мы сейчас более связаны, чем когда-либо прежде. Однако эта постоянная связь может иметь свою цену.
Исследования показывают, что чрезмерное использование технологий может привести к сокращению продолжительности концентрации внимания. Одно исследование показало, что интенсивное использование смартфона было связано со снижением концентрации внимания и плохой успеваемостью у студентов колледжей.
Кроме того, постоянный шквал уведомлений и предупреждений с наших устройств может мешать сосредоточиться на какой-либо одной задаче в течение длительного периода времени.
Эта культура «всегда на связи», возможно, способствовала появлению поколения людей, которые изо всех сил пытаются удерживать внимание более нескольких секунд за раз.
Хотя технологии, несомненно, полезны и имеют много преимуществ, важно учитывать их влияние на нашу способность концентрироваться.
Помня о том, как мы используем технологии и устанавливая границы их использования, мы можем помочь смягчить любые негативные последствия, которые они могут оказать на нашу концентрацию внимания.
В заключение, хотя технология имеет много преимуществ, важно признать ее роль в сокращении продолжительности концентрации внимания. Зная о том, как мы используем технологии, и делая сознательный выбор в отношении их использования в нашей повседневной жизни, мы можем работать над улучшением нашей способности сосредотачиваться и концентрироваться.
Влияние многозадачности на нашу способность концентрироваться
Многозадачность — это термин, обозначающий одновременное выполнение нескольких задач. Многие люди считают, что многозадачность может повысить производительность и эффективность, но исследования говорят об обратном.
На самом деле, исследования показали, что многозадачность может негативно сказаться на нашей способности сосредоточиться. Когда мы пытаемся сделать слишком много дел одновременно, нашему мозгу приходится постоянно переключаться между задачами, что может привести к снижению производительности и увеличению количества ошибок.
Кроме того, многозадачность также может привести к повышенному уровню стресса.
Когда мы постоянно пытаемся совмещать несколько задач, наш мозг вырабатывает гормоны стресса, такие как кортизол, из-за которых нам еще труднее сосредоточиться.
Хотя может показаться, что мы делаем больше, работая в режиме многозадачности, на самом деле мы часто просто слишком распыляемся. Сосредотачиваясь на одной задаче за раз и уделяя ей все свое внимание, мы действительно можем выполнить ее быстрее и точнее.
В заключение, хотя многозадачность может показаться эффективным способом сделать больше за меньшее время, важно осознавать ее негативное влияние на нашу способность концентрироваться. Приоритизируя задачи и сосредотачиваясь на чем-то одном, мы можем работать над улучшением нашей концентрации и производительности.
Взаимосвязь между стрессом и концентрацией внимания
Стресс — обычное явление в нашей повседневной жизни, и он может оказывать существенное влияние на нашу способность концентрироваться. Когда мы находимся в состоянии стресса, наш мозг вырабатывает гормоны, такие как кортизол, которые могут мешать нашей способности концентрироваться.
Кроме того, хронический стресс может привести к долговременным изменениям в мозге, влияющим на концентрацию внимания. Исследования показали, что люди, которые испытывают высокий уровень стресса в течение длительного периода времени, могут иметь пониженную способность концентрироваться и удерживать внимание.
Однако не все виды стресса одинаковы. Острый стресс, который носит кратковременный характер и обычно связан с конкретным событием, на самом деле может улучшить нашу способность концентрироваться в данный момент.
Этот тип стресса вызывает выброс адреналина, который может повысить ясность ума и помочь нам сохранять бдительность.
Чтобы найти баланс между острым и хроническим стрессом, важно практиковать методы ухода за собой, которые могут помочь снизить общий уровень стресса. Эти методы могут включать в себя физические упражнения, медитацию, времяпрепровождение на природе или занятия хобби или деятельностью, которые приносят нам радость.
Эффективно управляя уровнем стресса, мы можем улучшить нашу способность сосредотачиваться и удерживать внимание в течение более длительных периодов времени.
Ссылки
- https://www.wyzowl.com/human-attention-span/
- https://en.wikipedia.org/wiki/Attention_span
- https://www. ambitionsaba.com/resources/average-human-attention-span-statistics
- https://www.mpowerwellness.com/ blog/average-attention-span
- https://www.brainbalancecenters.com/blog/normal-attention-span-expectations-by-age
Продолжительность нашего внимания короче, чем у золотой рыбки. Вот что мы можем с этим сделать
Есть так много кризисов, которые попадают в новости, и все они перевариваются по кусочкам: политические разногласия, преступность и полиция, расовые отношения, защита окружающей среды, и этот список можно продолжить. Чего нет в списке, но должно быть? Наша короткая и постоянно сокращающаяся продолжительность концентрации внимания. Я бы с радостью попробовал маленькую версию нашего расстройства концентрации внимания.
Подумайте вот о чем: средняя продолжительность концентрации внимания человека теперь меньше, чем у золотой рыбки. Недавнее исследование показало, что средняя продолжительность концентрации человеческого внимания сократилась с 12 секунд в 2000 году до восьми секунд сегодня. Сообщается, что у золотых рыбок продолжительность концентрации внимания составляет 9 секунд.
Джилл Эбштейн, проживающая в Массачусетсе, является редактором серии книг «В моем темпе».Даже если мы хотим оспорить данные — а отчасти именно умные люди из Microsoft внесли свой вклад в количественную оценку продолжительности нашего внимания — почти все согласятся с тем, что каким бы ни было число, оно становится меньше с каждым днем. С каждым новым смартфоном и каждым новым приложением для социальных сетей мы реагируем мгновенно.
Я знаю это как писатель. Моя статистика Medium говорит мне, что читатели лучше всего справляются с материалами продолжительностью четыре минуты или меньше, которые будут читаться в среднем две минуты и 46 секунд. Когда я вижу статью, среднее время чтения которой превышает три минуты, я выпиваю пиво.
Я замечаю сокращение продолжительности нашего внимания и другими способами. Мой книжный клуб, представляющий собой преданную группу читателей, попросил более короткие подборки. Они открыто признают, что трудно придерживаться длинных книг. Редкий человек может пробиться через «Моби Дика» или «Анну Каренину». Это также помогает объяснить, почему короткие рассказы становятся все более популярными, особенно если рассказы связаны между собой и образуют сообщество персонажей, как «Олив Киттеридж» Элизабет Страут.
Короткая продолжительность концентрации внимания может также объяснить цикл новостей, который становится все более коротким, когда истории испаряются в мгновение ока. Чтобы добиться удобочитаемости, информация была фиктивна и, если она представлена на экране, представлена артистами. Мы заменили Уолтера Кронкайта на Майкла Страхана, которого мне нравилось смотреть в качестве звездного защитника, но в утренних новостях у меня, в лучшем случае, смешанные чувства.
Чтобы мы не думали, что наше сокращение продолжительности концентрации внимания не имеет большого значения, подумайте еще раз. Проблемы дня сложны, и необходимы навыки критического мышления, чтобы переваривать нюансы. Если вы хотите предложить что-то вдумчивое по сложной теме, вам нужно сопротивляться поиску этого быстрого потока информации, прежде чем двигаться дальше. Кроме того, на наших устройствах не должно быть открыто три окна, что позволяет нам работать в режиме многозадачности, пока мы обрабатываем вопрос.
Только подумайте о нашей сломанной системе здравоохранения. Большинство людей могут согласиться с целями обеспечения более широкого доступа и лучшей непрерывности помощи. Но как? Разглагольствования или лозунги не сработают, но если мы продолжим рассмотрение прошлых попыток, того, чему мы научились, как мы потерпели неудачу, и непредвиденных последствий различных подходов, насколько лучше будет наш диалог? И это даже не касается того, насколько лучше могут быть наши решения.
Средства массовой информации вполне могут способствовать нашей короткой продолжительности внимания. Журналисты, которые долго освещают тему с той полнотой, которой она заслуживает, рискуют потерять свою аудиторию.