Устойчивость внимания это в психологии: устойчивость внимания | это… Что такое устойчивость внимания?

Основные характеристики свойств внимания

   Внимание — самостоятельный психический процесс, и поэтому у него есть ряд собственных свойств:

— объем,

— распределение,

— устойчивость,

— концентрация,

— переключение.

Объем внимания — количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Объем внимания развивается довольно тяжело. У большинства людей он составляет от трех до семи единиц включительно. Следует учесть, что это касается только зрительного восприятия. В опытах с кратковременной (несколько десятков миллисекунд) демонстрацией зрительных объектов разным людям был выведен этот диапазон в 3-7 единиц. Объем внимания здесь можно рассматривать как объем восприятия, потому что одно отделить от другого невозможно.

Устойчивость внимания — способность определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте, не отвлекаясь на другие объекты.

Устойчивость внимания — системообразующее его свойство. При полной неустойчивости внимания была бы невозможна любая интеллектуальная деятельность. На устойчивость внимания оказывает влияние:

— индивидуальные особенности человека,

— степень трудности материала,

— степень знакомства с материалом,

— понятность его,

— субъективное отношение.

Переключение — сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на

другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро

ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Если бы внимание было сверхустойчивым, тогда человек не смог бы обратить свой взор на более важное в настоящий момент. Именно поэтому без переключения внимания не обойтись.

Степень развитости переключения внимания неодинакова у людей, зависит от целого ряда условий:

— индивидуальных особенностей,

— соотношения между предшествующей и последующей деятельностью,

— субъективного отношения к каждому из двух направлений деятельности.

Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. Однако известно, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств. Переключаемость тренируется, например, у летчиков и операторов.

Однако устойчивости и переключения внимания недостаточно для сложных видов деятельности. Существует еще распределение внимания — в буквальном смысле это способность распределить ресурсы внимания между несколькими параллельно исполняемыми действиями. Как компьютер может одновременно выполнять сразу несколько приложений, так и человек может быт занят сразу несколькими делами, каждое из которых требует внимания. Пример: женщина, одновременно вяжущая шарф, разговаривающая по телефону, смотрящая по телевизору сериал и краем глаза следящая за готовящимся на плите борщом. Распределение внимания тесно связано с общей интеллектуальной активностью человека.

Для самых сложных видов деятельности требуется предельная мобилизация интеллектуальных возможностей. И именно в этой связи появляется такое понятие, как концентрация внимания — способность мобилизоваться на восприятие одного сложного объекта, участие в одной сложной деятельности.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Внимание

  • Виды внимания
  • Внимание как условие сознательной деятельности
  • Внимание, его диагностика и развитие
  • Концентрация внимания
  • Общие вопросы развития внимания
  • Определение внимания
  • Основные виды внимания
  • Основные свойства внимания
  • Понятие внимания
  •     … и другое

 


   RSS     [email protected] 

16. Свойства внимания. Общая психология

16. Свойства внимания. Общая психология

ВикиЧтение

Общая психология
Дмитриева Н Ю

Содержание

16.  Свойства внимания

Под устойчивостью понимают способность человека сосредотачиваться на объекте внимания, не отклоняясь от направленности психической активности. Устойчивость характеризуется временными параметрами, т. е. длительностью сохранения сосредоточенности на объекте внимания на одинаковом качественном уровне. Фактором, существенно влияющим на устойчивость внимания, является интерес к объекту. Кроме того, для создания устойчивого внимания необходимы яркость впечатлений от объекта или разнообразие действий, производимых с ним. При отсутствии данных условий устойчивость заметно понижается.

Концентрация внимания – это та же устойчивость, но при наличии помех. Например, длительность сосредоточения на чтении текста зависит от устойчивости внимания, а длительность того же сосредоточения на фоне громко работающего музыкального радиоканала – от степени концентрации.

Распределение внимания – это свойство, которое характеризуется способностью человека сосредотачиваться на нескольких объектах одновременно. Пример – воспитатель детского сада, который должен удерживать в поле внимания всех детей своей группы. Кстати, именно поэтому считается, что группа в детском саду или лагере летнего отдыха должна состоять не более чем из 8–9 детей, иначе воспитатель или вожатый не смогут эффективно контролировать поведение каждого.

Переключение – свойство, обусловливающее перемещение внимания с одного объекта на другой. Легкость или трудность переключения зависят как от характеристик объектов внимания, так и от индивидуальных особенностей человека. В частности, от подвижности нервной системы (параметры скорости перехода от возбуждения к торможению и обратно) и от личностных особенностей – степени заинтересованности в объектах, уровня мотивации, активности и т. п. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.

Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при воздействии на человека посторонних раздражителей в то время, когда он занят какой-либо деятельностью. Отвлекаемость бывает внешней и внутренней. Внешняя возникает при воздействии внешних раздражителей. При этом произвольное внимание сменяется непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость бывает вызвана либо сильными эмоциями, переживаниями, не связанными с текущей деятельностью, либо отсутствием интереса к данной деятельности.

Все перечисленные свойства внимания представляют собой функциональное единство. Их разделение является только приемом экспериментальной психологии, которая изучает свойства внимания, в лабораторных условиях изолируя каждое по мере возможности.

Важная роль внимания в процессах отражения и познания сделала это понятие особенно спорным. О его сущности дискутировали представители различных психологических школ и течений на протяжении многих десятилетий. Представления о внимании менялись подобно раскачивающемуся маятнику – из одной крайней точки в другую.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Темперамент и его свойства

Темперамент и его свойства Попробуем сначала разобраться с понятием «темперамент». По мнению большинства психологов, особенности темперамента являются врожденными. Уже в первые дни своей жизни младенцы сильно отличаются друг от друга: один малыш очень подвижен,

СВОЙСТВА ВРЕМЕНИ

СВОЙСТВА ВРЕМЕНИ Давайте подумаем о времени – его характеристиках и аспектах. Но при этом следует постоянно помнить, что эта задача сродни попытке вместить океан в бутылку. Понимая, что мы не сможем закупорить весь океан времени в сосуде, давайте же постараемся найти

32.

 Свойства внимания

32. Свойства внимания Внимание характеризуется следующими свойствами: а) объемом; б) распределением; в) концентрацией; г) устойчивостью; д) переключением.Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный

39. Свойства восприятия

39. Свойства восприятия Избирательность восприятия. Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать и на них реагировать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые мы выделяем с большой отчетливостью и

Выработка устойчивого внимания, снижение агрессии и формирование произвольности у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Психокоррекционная программа

Выработка устойчивого внимания, снижение агрессии и формирование произвольности у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Психокоррекционная программа Пояснительная запискаСиндром дефицита внимания с

Характер и его свойства

Характер и его свойства Как часто нам приходится слышать: слабохарактерный человек, сильный характер, безвольный или волевой человек, выработать свой характер, воспитать свою волю и т. д. Слова «характер», «воля» уходят своими корнями в глубокую древность. Уже тогда люди

§25. Основные свойства внимания

§25. Основные свойства внимания 1) Устойчивость вниманияУстойчивым мы называем такое внимание, которое способно в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. Противоположностью устойчивому вниманию будет

Основные свойства внимания

Основные свойства внимания Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем, прежде всего встает вопрос о степени этой сосредоточенности, т.  е. о концентрированности внимания.Концентрированностьвнимания — в

16. Свойства внимания

16. Свойства внимания Под устойчивостью понимают способность человека сосредотачиваться на объекте внимания, не отклоняясь от направленности психической активности. Устойчивость характеризуется временными параметрами, т. е. длительностью сохранения

Свойства обиды

Свойства обиды Свойства обиды, как вытекает из самого текста, следующие:1. Она искажает и переворачивает зрение (малое стали почитать за великое), значит, обида – это ложь.2. Она рождает безразличие и заставляет опустить руки, внутри больше нет желания сопротивляться

Свойства личности

Свойства личности Это второй по порядку, но первый по важности компонент, составляющий мужскую сексуальную привлекательность. Качества, которые иметь крайне нежелательно:• Бесхарактерность или предельная «мягкость» характера: всегда – повторяю «ВСЕГДА!» – женщина

УРОК № 7. Тема: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение.

УРОК № 7. Тема: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение. Этот урок состоит из трех частей. Каждую из них необходимо осваивать отдельно.Концентрация вниманияЭта тема уже частично знакома тебе. Все предыдущие уроки содержат в себе соответствующую

Врождённые свойства

Врождённые свойства Итак, ребёнок появляется в мир как дикий необузданный ослёнок. Так его у нас и определяют: «дикий ослёнок», толкаемый в разные стороны сильными «ослиными» желаниями, которые исходят из животного начала человека. Так по Б-жественному плану человек

Приобретённые свойства

Приобретённые свойства Теперь обратимся к качествам приобретённым. В момент появления в мир человек – как бы «чистый лист бумаги». Ещё ничего не прожито. Но постепенно события жизни, окружающая среда в активной и пассивной форме начинает формировать личность

Объем внимания | Psych 256: Cognitive Psychology FA16 — 002

Изображение предоставлено: https://ministrynutsandbolts.com

Текст нашего курса определяет внимание как «способность фокусироваться на определенных стимулах или местах», а избирательное внимание как «внимание к одно, игнорируя другое» (Гольдштейн, 2015, стр. 86-87). Мир полон информации, которую наш мозг способен обрабатывать, но существуют ограничения на то, сколько мы можем понять за раз или на способность обработки. Избирательное внимание — это способ, которым мы выбираем стимулы из нашего окружения для дальнейшей обработки и игнорируем другие существующие стимулы. При этом мы определяем приоритеты стимулов, которым мы подвергаемся, обрабатывая соответствующую информацию и отфильтровывая сообщения, которые отсутствуют в характеристиках более высокого уровня. Тем не менее, в комментарии к четвертому уроку мы также узнали о феномене коктейльной вечеринки, который может возникнуть в социальной среде, когда вы можете сосредоточить свое внимание на разговоре, в котором вы участвуете, но вы слышите, как кто-то в другом конце комнаты произносит ваше имя, и это также захватывает ваше внимание. Это означает, что мы не всегда отфильтровываем информацию, которую не посещали, особенно когда информация очень знакома или лична для нас, например, наше имя. (Пенн Стейт, nd)

Согласно Psychology Today (n.d.), продолжительность концентрации внимания — это количество времени, которое мы тратим на задачу, прежде чем мы начинаем терять фокус или «отключаться». Я прошел онлайн-тест на концентрацию внимания и набрал 36 баллов из 100, что означает, что у меня короткая продолжительность концентрации внимания. Мне трудно удерживать внимание на задачах при их выполнении, что верно. Мои результаты также показывают, что люди с коротким периодом концентрации внимания склонны к дезорганизации, что неверно в моем случае. Я также не испытываю затруднений с соблюдением большинства своих сроков или своевременной оплатой счетов, что также типично для людей с ограниченным вниманием. Однако я часто опаздываю на встречи. Людям, которые не могут концентрировать внимание в течение длительного времени, рекомендуется проконсультироваться с психологом для оценки синдрома дефицита внимания (СДВ). Меня никогда официально не обследовали на наличие СДВ, но я часто отключаюсь или мечтаю, и у меня есть небольшая семейная история этого расстройства. (Психология сегодня, nd)

В век технологий, а точнее, наших смартфонов, которые постоянно поддерживают связь с внешним миром, наше внимание сокращается. Согласно исследованию потребления медиа в Канаде, проведенному Microsoft, средняя продолжительность концентрации внимания составляет восемь секунд. Это число уменьшилось с двенадцати секунд в 2000 году.  Это означает, что у людей теперь продолжительность концентрации внимания меньше, чем у золотой рыбки! Статья The New York Times «Восьмисекундная продолжительность концентрации внимания» определяет продолжительность концентрации внимания как «количество времени, в течение которого человек концентрируется на задаче, не отвлекаясь» (Egan, 2016, параграф 4). По словам генерального директора Microsoft Сатьи Наделлы, в будущем человеческое внимание станет дефицитным товаром. Далее в статье предполагается, что наши цифровые устройства фактически «перемонтировали» наш мозг. Мы используем наши смартфоны во время выполнения многих повседневных задач, особенно в периоды ожидания или простоя, например, стоя в очереди. Когда мы используем наши мобильные телефоны, чтобы узнать счет вчерашней игры, посмотреть, что происходит в мировых новостях или зайти в социальные сети, мы ограничены в количестве других стимулов, которые мы можем обрабатывать в нашей среде, потому что мы отвлекаемся. (Иган, 2016)

Если вас беспокоит сокращение нашего внимания, не беспокойтесь слишком сильно. Тимоти Иган пишет, что не все потеряно. Он составил план для себя, чтобы справиться с сокращением продолжительности концентрации внимания, который включает в себя садоводство и углубленное чтение (Egan, 2016). Нет никаких научных исследований, подтверждающих корреляцию между этими действиями и продолжительностью концентрации внимания. Идея заключается в том, чтобы отойти от технологических устройств и заняться задачами, которые стимулируют мозговую активность или хобби, которые вам нравятся. Неврология, скорее всего, имеет другие представления о методах расширения или сохранения объема внимания или вычислительной способности, которые подтверждены эмпирически. Однако пока я предлагаю вам найти то, что работает для вас, и попытаться ограничить чрезмерное использование вашего смартфона.

 

Ссылки

Иган, Т. (2016, 22 января). Восьмисекундная продолжительность концентрации внимания. Нью-Йорк Таймс . Получено 16 октября 2016 г. с http://www.nytimes.com/2016/01/22/opinion/the-eight-second-attention-span.html

Goldstein, EB (2015). Когнитивная психология: соединение разума, исследований и повседневного опыта (4-е изд.). Австралия: обучение Wadsworth Cengage.

Всемирный кампус штата Пенсильвания (без даты) Урок 4: Внимание . Получено 16 октября 2016 г. с https://psu.instructure.com/courses/1804143/modules/items/21169306

Psychology Today (nd). Тест на концентрацию внимания. Получено 16 октября 2016 г. с http://psychologytoday.tests.psychtests.com/bin/transfer

Что случилось с нашим вниманием во время пандемии?

Продолжительность концентрации внимания широко применяется неправильно, используется неправильно и неправильно понимается. Классическое исследование концентрации внимания показало, что студенты колледжа могут концентрировать внимание в течение примерно 21-22 минут. На 22-й минуте их мозг внезапно превращался в желе, вытекал из головы и исчезал в своих неудобных креслах в лекционном зале, чтобы никогда не вернуться. Но другие исследования показали, что продолжительность концентрации внимания у детей в возрасте от 10 до 14 лет варьируется от 20 до 42 минут. Действительно ли студенты колледжей гораздо более рассеяны, чем их младшие братья и сестры? Мой опыт преподавания на университетском уровне говорит об обратном.

Совсем недавно Microsoft спонсировала исследование, которое, по-видимому, определило, что продолжительность нашего внимания сократилась до восьми секунд или меньше. Таким образом, мы не в лучшую сторону сравнивали с золотыми рыбками, которые показывают время в восемь секунд или, возможно, больше. «Невероятное сокращение концентрации внимания» вызвало немало беспокойства и заламывания рук, не говоря уже о рекламных текстах и ​​речах, направленных на то, чтобы удержать эту мгновенную продолжительность концентрации внимания дольше, чем сейчас считается возможным.

Вот что насчет вышеизложенного: все это неточно. Восьмисекундное исследование касалось не концентрации внимания, а скорее того, как долго люди склонны смотреть на веб-сайты во время просмотра веб-страниц. Интересный факт, но не о концентрации внимания.

И если вы потеряете внимание, не отправляйтесь на Марс и никогда не вернитесь, если только вам не очень-очень повезет и Международные космические силы не запустят ракету, чтобы спасти вас. Скорее, им нужно 30 секунд или меньше, чтобы освежиться, и они возвращаются, сильные, как всегда, готовые час за часом поднимать ваше сознание еще выше.

Быстрая растяжка, возможность задать вопросы, что-то новое посмотреть, множество быстрых и простых поворотов в содержании могут освежить внимание.

Объем внимания также зависит от характера материала, который мозг пытается усвоить. Большинство людей могут завороженно смотреть двухчасовой триллер, но с трудом читают больше нескольких страниц «Критики чистого разума» Иммануила Канта «». Хм. Кто знал?

В сети продолжительность концентрации внимания, кажется, стала короче — семь-десять минут кажутся правильными, — но пока вы должны принять во внимание мнение присяжных о продолжительности концентрации внимания, по крайней мере, до тех пор, пока не будут проведены дополнительные исследования, и мы не получим этот надоедливый маленький факт. вниз навсегда. К тому времени он все равно будет короче.

Но остается главный вопрос: как насчет пандемии и всего того времени, что мы провели в сети? Повлияли ли эти двойные изменения в наших повседневных привычках на нашу концентрацию внимания, скорее всего, в худшую сторону?

Быстрый ответ: «Нет». Что изменилось, так это не объем нашего внимания, а наша способность вовлекаться в новые идеи. Мы напряжены и перегружены информацией, и это не изменится в ближайшее время. Скорее, пандемия ускорила такое положение дел. Сначала сложнее привлечь наше внимание. Стресс сделает это с вами. С другой стороны, как только вы привлечете наше внимание, мы будем смотреть «Корону» вместе с лучшими из них.

Вот аналогия того, как это работает. Представьте, что у вас есть бюджет в 10 долларов в день, который вы тратите на еду и туалетные принадлежности. Вы, вероятно, будете проходить через это каждый день, и скорее раньше, чем позже. Было бы разумно тратить их по частям, чтобы вы могли регулярно покупать более крупные вещи, а не тратить их все на товары по 50 центов. В некоторые дни вы можете вообще не покупать еду — например, купить большую ванну шампуня в один день и Oreos на следующий день (не осуждайте меня).

Представьте, что у вас есть те же 10 долларов, чтобы накормить и убрать двух человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *