Теория установки Д. М. Узнадзе.
Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950) — выдающийся грузинский психолог и философ, создатель теории установки, позволившей по-новому взглянуть на глубинные механизмы человеческого поведения, языковую и познавательную деятельность.
Автор, которого мы рассмотрим в данной статье, стал одним из самых выдающихся представителей психологии, создав теорию установки. Дмитрия Николаевича Узнадзе прежде всего интересовала роль неосознанного в жизнедеятельности индивида. Все же он критиковал других авторов, предлагающих понятие бессознательного в том числе и Фрейда, за теоретическую и, что еще чаще, эмпирическую необоснованность их идей. Но он не остановился на критике, взамен предложив свое понимание бессознательного. Определяющие качество, которого, он обозначил, как установка.
Установка — целостное недифференцированным состояние, которое не только предвосхищает сознательную деятельность, но также и предопределяет ее. Как писал, сам Д.М. Узнадзе, психическая деятельность вторична по отношению к установке.
Установка возникает в момент контакта организма и среды. В этом случае происходит взаимодействие потребности и ситуации ее удовлетворения.
Из сказанного ясно, что установка возникает при двух условиях:
- Присутствие актуальной потребности.
- Присутствие ситуации реализации потребности.
Установка — целостное недифференцированным состояние, которое не только предвосхищает сознательную деятельность, но также и предопределяет ее. Как писал, сам Д.М. Узнадзе, психическая деятельность вторична по отношению к установке.
Установка возникает в момент контакта организма и среды. В этом случае происходит взаимодействие потребности и ситуации ее удовлетворения.
Из сказанного ясно, что установка возникает при двух условиях:
- Присутствие актуальной потребности.
- Присутствие ситуации реализации потребности.
Что такое когнитивная терапия и как она работает?
Гипноз — магия, искусство, лекарство? Краткий ликбез по гипнозу и гипнотерапии.
Установка и ее экспериментальное обоснование
Чтобы проиллюстрировать суть рассматриваемого понятия, мы рассмотрим с вами эксперименты, в которых было обнаружено явление установки. Большинство экспериментов были довольно типичны для психологии того времени и сводились к созданию иллюзий при сравнении различных предметов в разных модальностях.
Так, например, испытуемому предлагалось взвесить два шара и определить какой из них легче. Испытуемый делал это без проблем. Однако, если до контрольного взвешивания предложить испытуемому оценить определенное количество пар шаров, различающихся по весу, то при контрольном взвешивании практически всегда проявлялись два типа иллюзий. Один из них – это иллюзия контраста, когда легкий шар на фоне тяжелого кажется еще легче. Другой — ассимилятивный эффект, наоборот, проявляется, когда легкий шар кажется тяжелее.
Точно также можно предложить взвесить шары одинаковые по объему, но разные по весу. И тогда испытуемый может заявить, что более легкий шар меньше и объемом. Даже ребенка можно обмануть подобной загадкой, спросив, что легче килограмм пуха или килограмм железа.
Было проведено огромное количество модификаций данных опытов. Сравнивались иллюзии в разных модальностях, например, испытуемые определяли разницу не только по весу, но и визуально, иногда на слух. Д. М. Узнадзе с учениками, также смотрел, распространиться ли иллюзия с одного органа чувств на другой. И это действительно происходило.
Вывод из экспериментов
Экспериментатор заключил, что главное значение в создании иллюзий имели измерения, предваряющие контрольные. Таким образом, если не было предварительных измерений, то и иллюзии нельзя было наблюдать.
Отсюда вывод: в процессе контрольного замера у индивида формируется определенное внутреннее состояние, которое и изменяет его восприятие при дальнейших замерах в заданном направлении. Данное состояние, которое, хотя его и нельзя назвать сознательным, выступает определяющим фактором поведения и содержания сознания.
Виды установки
Экспериментаторами были обнаружены различные разновидности установки. Можно было отметить, что установка в начале опыта носит иной характер нежели при контрольном измерении. Отсюда появилось описание двух типов установок.
- Диффузная установка. Возникает при первом контакте с ситуацией. Она характеризуется расплывчатостью и не способна направлять активность индивида.
- Фиксированная (дифференцированная) установка. При неоднократной встрече со сходными ситуациями, установка начинает дифференцироваться и принимать более конкретные формы. Такая установка уже способна напрямую определять деятельность.
Процесс затухания установки
Д. М. Узнадзе в своих опытах пытался не только сформировать установку, но и устранить ее. В этом плане он обнаружил ряд закономерностей и описал стадии затухания установки
- Фаза контрастных иллюзий. На ней можно наблюдать наличия установки и проявление соответствующих иллюзий.
- Фаза ассимилятивных иллюзий. На этой фазе начинается процесс затухания установки. Это можно видеть в том факте, что наряду с контрастными начинают появляться и ассимилятивные иллюзии.
- Фаза констатации реальности. Наконец, мы наблюдаем фазу констатации реальности, когда испытуемый констатирует реальное соотношение объектов при контрольном замере.
Хотя схема довольна проста, она позволила выделить определенные разновидности установок характерных для разных типов людей.
Установка в зависимости от разнообразных личностных особенностей
В зависимости от особенностей процесса угасания установки, был выделен ряд возможных явлений и типов установки.
- Статичная установка (грубая и пластичная). Статичность подразумевает, что раз сформированная установка индивида больше не меняется. В грубом варианте, она не меняется в принципе. В пластичном, индивид все-таки подгоняет установку под реальность, но не достигает ее значений.
- Динамичная установка характеризует возможность индивида все же перестроить свое мировоззрение в соответствии с реальностью. В пластичном варианте перестройка происходит постепенно, проходя все этапы. В грубом происходит сразу.
- Нефиксируемая установка. В ходе экспериментов также выяснилось, что есть ряд индивидов, которые не способны к формированию какой-либо установки.
Характеристики индивидуальной установки
Мы уже отметили, что в ходе экспериментов с установкой, обнаружился факт индивидуальных различий. Представители рассматриваемой теории решили изучить и классифицировать возможные отличия установок и их параметры у разных личностей. Данная работа помогла поставить новые вопросы в рамках дифференциальной психологии. Итак, установка может обладать нижеперечисленными свойствами.
- Дифференцированность. Дифференцированность складывается из опыта индивида и означает точность, определенность, с которой установка переопределяет будущее поведение.
- Возбудимость. Это свойство предполагает, что разным людям может понадобиться разное количество повторений ситуации опыта до момента формирования установки.
- Прочность. Это, обратная предыдущей, характеристика. Она определяет сколько опытов необходимо для ликвидации установки.
- Динамичность, определяет принципиальную возможность изменить установку.
- Инертность и пластичность, определяет степень, с которой реальная ситуация и внешние факторы могут повлиять на текущее состояние установки.
- Иррадиированность и генерализованность. Иррадиированность предполагает распространение установки на другие области психической деятельности, помимо, той, в которой она была изначально сформирована.
- Константность и вариабельность фиксированной установки. Параметр обозначает характерность для данного индивида одного определенного типа установки. Например, вариабельная установка предполагает, что в одной ситуации индивид может демонстрировать динамическую установку, а в другой, статическую.
- Стабильность и лабильность фиксированной установки. Данный параметр характеризует способность установки сохраняться с течением времени (в отличии от прочности, которая определяется количеством контрольных измерений).
- Интермодальность установки. Это сохранение параметров формирования установки с использованием разных органов чувств.
Значение установки в психология индивида
Особое значение для Д. М. Узнадзе имело свойство генерализации установки. Исходя из него, ученый стал рассматривать установку, как общепсихологическое явление. Любое поведение – это реализация заранее сформированной готовности. Установка же выступает, как подготовленность индивида к соответствующему восприятию событий и реализации заранее определенных действий.
Рассматриваемый феномен, также представляется как опосредствующее звено между средовым воздействием и психикой, которое объясняет поведение индивида, его эмоциональные и волевые проявления, таким образом, составляя определяющий фактор любой активности.
Два типа поведения организма
Хотя Д. М. Узнадзе отводил серьезное значение в поведении индивида именно установке, он не утверждал, что она полностью определяет его. Отсюда, он вывел два типа поведения.
- Импульсивное, свойственное как животным, так и человеческим существам. Здесь направление поведения полностью предопределено установкой.
- Волевое, регулируемое сознанием поведение свойственно только человеку. Оно реализуется за счет, так называемой объективации. Данный механизм проявляется, когда индивид входит в конфронтацию с внешней средой, когда он начинает видеть реальность такой, какая она есть на самом деле, и, соответственно, объективировать свое поведение.
Мышление, также, как и прочие функции, отделяющие человеческий род от животных, возникает в случае, когда существуют препятствия для поведения, детерминированного установкой. Когда индивид попадает в положение, где установка не позволяет ему реализовать адаптивный, по отношению к внешнему воздействию, ответ, тогда и возникает человеческое сознание, что приводит, однако, к повторной выработке готовности к действию (установке).
Акт активации сознания был назван ученым объективацией.
Объективации — акт отделения действия от организма, переживание действительности вне зависимости от организма.
Характерная особенность человеческой личности – это осуществление отложенной мотивации, т.е. реализация таких действий, которые принесут выгоду лишь в будущем. Установка показывает себя только в текущем моменте, хотя сама и является своеобразной формой предвосхищения.
Изучив способности разных людей к объективации, ученый, также выделил ряд возможных вариантов типов личности.
- Динамическая. Личность, имеющая хорошую способность к объективации и обладающая способностью к легкому переключению в отношении объективированных целей.
- Статичная. Личность, проявляющая чрезмерную объективацию, что выражается в постоянном торможении своих установок и отборе способов деятельности лишь основываясь на волевых усилиях.
- Вариабельная. Личность, имеющая легкость объективации, но не обладающая необходимым волевым потенциалом для ее реализации.
Установка в гипнозе
Понимание теории установки имеет большое значение и в процессе гипнотерапии. Установкой на внушаемость определяется эффективность процесса гипнотерапии. Пока положительная установка на процесс гипнотерапии не выключит мотивы поведения пациента, выступающие против акта внушения, не будет наблюдаться и результатов терапии.
Положительная установка исключает мотив контроля своего поведения, приводя к гипнотическому состоянию, подразумевающему некритическое восприятие речи гипнотизера.
Интересно, что установка на процесс гипноза является, как бы высшим иерархическим уровнем установки, т.е. она реорганизует другие установки индивида.
Рассмотрим с вами составляющие установки на принятие внушения. Как мы с вами поняли установка формируется на основе прошлого опыта (также как в опытах Д.М. Узнадзе, на основе ряда измерений). Таким образом, у человека, для эффективности терапевтической сессии, либо уже должны иметься представления о взаимодействии с гипнотизером и его фигуре, либо их создает непосредственно сам гипнотизер. Именно для этого, например, в гипнотерапии проводится предварительная беседа. Она позволяет сформировать установку у индивида, которая и поможет в процессе сеанса.
Заключение
Таким образом, стоит сказать, что в независимости от лавины критики, которая в свое время хлынула в сторону Д.М. Узнадзе, он совершил прорыв психологии. Он ввел в учение о бессознательным экспериментальную и эмпирическую основу, и продемонстрировал наличие неосознаваемых процессов в реальных опытах, в отличии от того же Фрейда и других представителей теории бессознательного, чьи заявления так и остались необоснованными. Теория установки поражает и своим масштабам. Введя рассматриваемое понятие, Д.М. Узнадзе, по сути предвосхитил понятие схем из когнитивной психологии.
Кратко суммируя написанное, установка — это весь наш опыт, которым мы не оперируем целенаправленно, а используем автоматически. Если вы увидели своего друга где-то на улице, это уже запускает в вас тот или иной стереотип поведения и восприятия просто потому что у вас есть предыдущий опыт общения с этим человеком. Если врач говорит вам принять те или иные лекарства вы принимаете их, потому что доверяете ему, поскольку, в соответствии с вашими убеждениями, врач – это человек знающий и умеющий вылечить. А у кого-то таким человеком выступает цыганская гадалка, что и определяет его дальнейшее поведение.
© Материал подготовил Павел Авдеев (психолог-консультант и автор YouTube канала SimplePsyhology.
❂ Группа ВК «Лечение страхов и фобий. Обучение гипнозу»
❂ Группа FB «Психосоматика. Лечение страхов и фобий гипнозом»
Оценка статьи:
Загрузка…Поделиться с друзьями:
classicalhypnosis.ru
Теория установки Узнадзе
Московский Государственный Индустриальный Университет
Кафедра педагогики и креативного образования
Реферат по общей психологии
Теория установки Узнадзе
Гатилова О. В.
Группа 2171
1 курс
Москва, 2006 год
Оглавление:
Краткая биография
Общее учение об установке
Постановка проблемы установки
Иллюзия объема
Иллюзия силы давление
Иллюзия слуха
Установка как основа этих иллюзий
Основные условия деятельности
Разновидности состояния установки
Фиксированная установка
Диффузная установка
Краткая биография
Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886 – 1950) — грузинский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки, один из основателей Тбилисского университета, где сформировал отделение психологии, директор Института психологии АН Грузии. Автор работ „Основные положения теории установки“ (1961) и „Экспериментальные основы психологии установки“ (1966). Образование получил в Лейпциге (1909) и Харькове (1913). Дал собственную методологическую трактовку понятию установки как „границы“ между субъективным и объективным, которая связывает психическое не только с психическим же, но и с физическим. Установка описывается как целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее деятельности, и выступает опосредствующим звеном между психическим и физическим, позволяющим снять „постулат непосредственности“. Возникает при столкновении потребности субъекта и объективной ситуации ее удовлетворения.
Общее учение об установке
Концепция личности Узнадзе строится на понятии установки», которую он считал гл. психол. образованием. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерной особенностью личности является осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности – интеллект, моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции человека. Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и является определенной формой антиципации. Поведение личности может протекать на двух уровнях – как импульсивное и регулируемое сознанием. В первом случае направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей человека и ситуации, в которой они актуализируются. На более высоком уровне поведения человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму объективации, согласно которому человек противопоставляет себя внешней среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение.
Постановка проблемы установки
Иллюзия объема
Возьмем два разных по объему, но совершенно одинаковых в других отношениях предмета — скажем, два шара, которые отчетливо отличались бы друг от друга по объему, но по весу и другим свойствам были бы совершенно одинаковы. Предложим испытуемому два предмета, отличающихся друг от друга по объему, причем один (например, меньший) — в правую, а другой (больший) — в левую руку. Через определенное число повторных воздействий (обычно через 10-15 воздействий) субъект получает в руки пару равных по объему шаров с «заданием сравнить их между собой. И вот оказывается, что испытуемый не замечает, как правило, равенства этих объектов: наоборот, ему кажется, что один из них явно больше другого, причем в преобладающем большинстве случаев в направлении контраста, т. е. большим кажется ему шар в той руке, в которую в предварительных опытах он получал меньший по объему шар. Бывает и так, что объект кажется большим в другой руке, т. е. в той, в которую испытуемый получал больший по объему шар. В этих случаях мы говорим об ассимилятивном феномене. Так возникает иллюзия объема.
Испытуемым давали на этот раз пару кругов, из которых один был явно больше другого, и испытуемые, сравнив их между собою, должны были указать, какой из них больше. После достаточного числа (10-15) таких однородных экспозиций мы переходили к критическим опытам — экспонировали два равновеликих круга, и испытуемый, сравнив их между собою, должен был указать, какой из них больше. Результаты этих опытов оказались следующие: испытуемые воспринимали их иллюзорно; причем иллюзии, как правило, возникали почти всегда по контрасту. Значительно реже выступали случаи прямого, ассимилятивного характера. Мы не приводим здесь данных этих опытов. Отметим только, что число иллюзий доходит почти до 100% всех случаев.
Иллюзия силы давления
Но, наряду с иллюзией объема, обнаружили и целый ряд других аналогичных с ней феноменов и, прежде всего, иллюзию давления (1929г.). Испытуемый получает при посредстве барестезиометра одно за другим два раздражения — сначала сильное, потом сравнительно слабое. Это повторяется 10-15 раз. Опыты рассчитаны на то, чтобы упрочить в испытуемом впечатление данной последовательности раздражений. Затем следует так называемый критический опыт, который заключается в том, что испытуемый получает для сравнения вместо разных два одинаково интенсивных раздражения давления. Результаты этих опытов показывают, что испытуемому эти впечатления, как правило, кажутся не одинаковыми, а разными, а именно: давление в первый раз ему кажется более слабым, чем во второй раз. Табл. 1, включающая в себя результаты этих опытов, показывает, что число таких восприятий значительно выше, чем число адекватных восприятий.
Нужно заметить, что в этих опытах, как и в предыдущих, мы имеем дело с иллюзиями как противоположного, так и симметричного характера: чаще всего встречаются иллюзии, которые сводятся к тому, что испытуемый оценивает предметы критического опыта, т. е. равные экспериментальные раздражители как неодинаковые, а именно: раздражение с той стороны, с которой в предварительных опытах он получал более сильное впечатление давления, он расценивает как более слабое (иллюзия контраста). Но бывает в определенных условиях и так, что вместо контраста появляется феномен ассимиляции, т.е. давление кажется более сильным как раз в том направлении, в котором и в предварительных опытах действовало более интенсивное раздражение.
+ число случаев контраста; — число ассимиляций; = число адекватных оценок; ? — число неопределенных ответов. То же значение имеют эти знаки и во всех нижеследующих таблицах. Мы находим, что более 60% случаев оценки действующих в критических опытах равных раздражений давления нашими испытуемыми воспринимается иллюзорно. Следовательно, не подлежит сомнению, что явления, аналогичные с иллюзиями объема, имели место и в сфере восприятия давления, существенно отличающегося по структуре рецептора от восприятия объема.
Иллюзия слуха
Наши дальнейшие опыты касаются слуховых впечатлений. Они протекают в следующем порядке: испытуемый получает в предварительных опытах при помощи так называемого «падающего аппарата» слуховые впечатления попарно: причем первый член пары значительно сильнее, чем второй член той же пары. После 10-15 повторений этих опытов следуют критические опыты, в которых испытуемые получают пары равных слуховых раздражений с заданием сравнить их между собой.
Результаты этих опытов суммированы в табл. 2, которая показывает, что в данном случае число иллюзий доходит до 76%. Цифры, полученные в этих опытах, не оставляют сомнения, что случаи феноменов, аналогичных с феноменом иллюзий объема, имеют место и в области слуховых восприятий.
Мы видим, что по существу то же явление, которое было указано нами в ряде предшествующих опытов, имеет место и в области восприятия звука. Также были проведены эксперименты, доказавшие существование иллюзий освещения, количества, веса.
Установка как основа этих иллюзий
Что же, если не «ожидание», в таком случае определяет поведение человека в рассмотренных выше экспериментах? Мы видим, что везде, во всех этих опытах, решающую роль играет не то, что специфично для условий каждого из них,- не сенсорный материал, возникающий в особых ус
mirznanii.com
Теория личности Д.Н. Узнадзе.
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ Д. Н. УЗНАДЗЕ
Совершенно особое место в советской психологической науке занимал этот ученый – автор оригинальной теории установки. Получив высшее образование в Германии, занимаясь у В. Вундта, И. Фолькета и др., он защищает в 1909 г. докторскую диссертацию на тему «Метафизическое мировоззрение В. Соловьева и его теория познания», после чего возвращается в Грузию.
Стержневым предметом исследований Д. Н. Узнадзе на кафедре психологии и в лаборатории экспериментальной психологии в университете в Тбилиси была экспериментальная психология установки. Результаты исследований были опубликованы в обобщающей работе «Экспериментальные основы психологии установки», вышедшей накануне его смерти в 1949г.
Экспериментально изучая различного рода иллюзии, Д. Н. Узнадзе пришел к выводу, что решающая роль в их возникновении принадлежит так называемой установке. Он подчеркивал, что установка это «целостное состояние субъекта», его целостная направленность в определенную сторону, на определенную активность.
2 Зак.410
Согласно концепции Узнадзе в случае «наличия какой-нибудь потребности и ситуации ее удовлетворения в субъекте возникает специфическое состояние, которое можно охарактеризовать как установку – склонность, направленность, готовность к совершению определенной деятельности, направленной на удовлетворение актуальной потребности». Таким образом, установка, выражает готовность человека к активности, определяет его направленность и избирательность поведения. Установка как динамическое состояние включает в себя как момент мотивации, так и момент направленности.
По мнению Д. Н. Узнадзе установка регулирует поведение на двух уровнях регуляции психической активности: бессознательном и сознательном. Поведение на бессознательном или импульсивном уровне осуществляется на основе импульсивной (моментной) установки практического поведения целостного состояния индивида, которое возникает под действием ситуации, с одной стороны, и импульсов актуализированной потребности – с другой. Условиями такого поведения являются наличие потребности и ситуации ее реализации.
На сознательном уровне наличная ситуация становится предметом познания субъекта. Этот процесс Узнадзе назвал объективацией. Необходимость в ней возникает при задержке удовлетворения актуальной потребности в связи с изменившейся обстановкой, в результате чего перед субъектом встает вопрос о дальнейшей программе поведения. Ведущая роль при этом переходит от установки к «активированному на основе объективации мышлению». Иными словами, возникшая перед индивидом проблемная ситуация требует от него потребности познания (объективации) ее. Результатом объективации становится установка теоретического поведения или установка познания, которая составляет основу теоретической, познавательной деятельности субъекта.
Ш. А. Надирашвили – ученик Узнадзе – выделил еще один – социальный уровень психической активности, осуществляемый на уровне личности. В этом случае источником социального поведения личности, являются социальные установки (установки социального поведения), формирующиеся на основе социальных потребностей и воображенного приемлемого поведения. Социальные установки фиксируются в самосознании личности, в его «психологическом автопортрете».
Все это позволяет рассматривать установку в качестве основной общепсихологической характеристики личности. По мнению другого ученика Узнадзе – А. С. Прангишвили, с помощью понятия установки можно преодолеть понимание личности как некоторого конгломерата ее свойств и внести в исследование личности целостный и динамический подход.
Концепция личности Узнадзе строится на понятии (установки», которую он считал гл. психологическим образованием. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерной особенностью личности
является осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности – интеллект., моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции человека Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и является определенной формой антиципации.
Поведение личности может протекать на двух уровнях – как импульсивное и регулируемое сознанием. В первом случае направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей человека и ситуации, в которой они актуализируются. На более высоком уровне поведения человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму объективации, согласно которому человек противопоставляет себя внешней среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение.
В зависимости от способности человека к объективации Узнадзе описывает три типа личностей: 1) динамический – личность, имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей; 2) статичный – личность, проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит, волевых усилий; 3) вариабельный – личность, обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации.
Одной из важнейших характеристик личности в Теории установки является ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установке личности Период подготовки цели делится на две ступени: 1) выбор, который признается интеллект, актом и осуществляется на основе личностные ценности поведения для данного субъекта ; 2) мотивация, признаваемая волютивным процессом. Волевое поведение – это способность личности подчинить свою активность не только личностные ценности, но и объективной необходимости.
Изучением личности с позиций Теории установки занимались многие ученики школы Узнадзе: Ш. А. Надирашвили, В. Г. Норакидзе, А. С. Прангишвили, Н. И. Сарджвеладзе, Г. И. Цинцадзе, Ш. Н. Чхартишвили, А. Е. Шерозия и др.
В к. XIX в. обратили внимание на случаи ошибочного восприятия человеком объектов реальности в некоторых условиях. Например, Мюллер и Шуман выявили иллюзию веса (попросить ч-ка несколько раз поднять правой рукой тяжёлый предмет, левой – лёгкий – у него возникает иллюзия, что в пр. руке он держит более лёгкий предмет). Та же ситуация при восприятии пространства.
Это привело к мнению о том, что существуют предварительные психические явления, которые вмешиваются в непосредственное отражение реальности и не осознаются человеком. Дальнейшие исследования были направлены на поиск этого опосредованного звена (исследования до сер. XX в.)
Затем данный феномен привлёк внимание Д.Н,Узнадзе. Он сформулировал признаки, которым должно обладать данное явление:
- оно должно быть посредником между физическим и психическим миром, между 2-мя психическими процессами
- оно не должно быть только физическим или только физиологическим
- оно должно быть «переводчиком» событий внешнего мира в психические явления
- оно должно быть целостным и не разложимым на части
- оно должно предшествовать психическим сознательным процессам (т.е. быть первичным)
Сначала Узнадзе назвал это явление «биосфера», затем в результате экспериментальных исследований – установка. Эксперименты:
1. по изучению иллюзий объёма
2 шара разных по весу, но одинаковых в др. отношениях (цвет, материал) предлагали сравнить по объёму – более тяжёлый шар меньше по объёму. Затем условия эксперимента менялись – разные по объёму шары. И проводили 10-15 раз. Потом давали одинаковые по объёму. Он не замечал равенства шаров. Это явление было сильнее, чем до смены условий, т.е. в опытах по весу.
2. по изучению иллюзий силы давления
2 следующих др. за др. раздражения не одинаковой силы 10-15 раз. После этого одинаковой силы – не ощущал этого
3. по изучению иллюзий количества
2 круга с разным количеством точек на них – 10-15 раз. Потом круги с одинаковым количеством точек
Существовала теория обманутого ожидания, которая пыталась объяснить данный феномен. Суть: в результате многочисленных проб у человека формировались ожидания.
Для проверки теории Узнадзе провёл опыты в состоянии гипноза (неравные по весу шары, после гипноза – контрольная попытка – иллюзия возникла). Итак, сознательные ожидания не играют никакой роли в возникновении иллюзии.
Далее эксперименты проводились с целью исключить влияние материала, формы. Предъявляли не равные Иллюзия всё равно возникала. Вывод: у человека вырабатывается определённое состояние, которое является внесознательным. Это явление назвали феномен установки.
Установка – неосознаваемое личностью состояние готовности реагировать определённым образом на явления окружающей среды.
Чтобы объяснить понятие установки привлекают понятие «потребность» и «ситуация». Узнадзе выделяет 2 вида потребностей:
1. субстанциональные (для удовлетворения которых нужно нечто материальное)
2. функсированные (нет материального предмета удовлетворения)
Для возникновения установки необходима определённая ситуация. Установка связывает потребность человека с конкретной структурой окружающей реальности.
Виды установки:
фиксированная установка — неоднократное повторение ведёт к закреплению опыта и формированию фиксированной установки. При попадании человека в ту же ситуацию установка актуализируется
диффузная установка — чтобы возникла фиксированная установка, человеку необходимо выделить особенности ситуации. Для этого ему необходимы диффузные установки (они формируются в течение всей жизни)
Асмолов выделил 3 вида установки:
1. смысловая – форма выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определённым образом деятельности.
2. целевая – готовность совершать то, что соответствует цели.
3. операциональная – готовность к совершению определённого способа действия.
Запорожец выделил 2 вида:
1. предметная – отражает устойчивые отношения между признаками предмета
2. ситуационно-действенная – отражает отношение субъекта и объекта в конкретной ситуации.
Социальная установка в социальной психологии. Существует много определений, т.к. её понимание неоднозначно. Узнадзе не отличал её. В соц. психологию понятие стало проникать с Запада – «аттитюд» (Томас Знанецкий) – состояние сознания, которое регулирует отношение и поведение человека в определённой ситуации и психологическое переживание им социальной ценности, смысла объекта. В отечественной психологии понятие аттитюд совпадает с понятием социально-психологическое отношение.
В соц. психологии выделяют установку, связанную с уровнем организации взаимодействия:
1. установки на межгрупповой уровень (личность на группу)
2. установки на межиндивидуальный уровень (внутри группы)
students-library.com
Понятие установки и объективации в теории Д.Н. Узнадзе.
Концепция личности Узнадзе строится на понятии «установки», которую он считал гл. психол. образованием. Установка считается осн. регулятивным механизмом поведения чел., определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личности. Не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерной особенностью личн. явл. осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности – интеллект., моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции чел. Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и явл. определ. формой антиципации.
Поведение личности может протекать на двух уровнях – как импульсивное и регулируемое сознанием. В первом случае направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей чел. и ситуации, в которой они актуализируются. На более высоком уровне поведения человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму объективации, согласно которому чел. противопоставляет себя внеш. среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение.
В зависимости от способности чел. к объективации Узнадзе описывает три типа личностей: 1) динамический – личн., имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей; 2) статичный – личн., проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит, волевых усилий; 3) вариабельный – личн., обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации.
Одной из важнейших характеристик личн. в ТЕОРИИ УСТАНОВКИ явл. ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей осн., закрепленной в процессе жизни установке личн. Период подготовки цели делится на две ступени: 1) выбор, который признается интеллект, актом и осуществляется на основе личност. ценности поведения для данного субъекта ; 2) мотивация, признаваемая волютивным процессом. Волевое поведение – это способность личн. подчинить свою активность не только личност. ценности, но и объективной необходимости.
Концепция личн. Узнадзе строится на понятии «установки», к-рую он считал гл. психол. образованием. Установка считается осн. регулятивным механизмом поведения чел., определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личн. не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерной особенностью личн. явл. осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель к-рых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности — интеллект., моральные и эстетические — соответствуютЯ-концепции чел. Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и явл. определ. формой.антиципации.
Поведение личн. может протекать на двух уровнях — как импульсивное и регулируемое сознанием. В первом случае направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей чел. и ситуации, в к-рой они актуализируются. На более высоком уровне поведения человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за к-рый может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму объективации, согласно к-рому чел. противопоставляет себя внеш. среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение.
В зависимости от способности чел. к объективации Узнадзе описывает три типа личностей: 1) динамический — личн., имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей; 2) статичный — личн., проявляющая гиперобъективацию, к-рая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит, волевых усилий; 3) вариабельный — личн., обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации.
Одной из важнейших характеристик личн. в Т. у. явл. ответственность, благодаря к-рой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей осн., закрепленной в процессе жизни установке личн. Период подготовки цели делится на две ступени: 1) выбор, к-рый признается интеллект, актом и осуществляется на основе личност. ценности поведения для данного субъекта; 2) мотивация, признаваемая волютивным процессом. Волевое поведение — это способность личн. подчинить свою активность не только личност. ценности, но и объективной необходимости.
Изучением личн. с позиций Т. у. занимались многие ученики школы Узнадзе: Ш. А. Надирашвили, В. Г. Норакидзе, А. С. Прангишвили, Н. И. Сарджвеладзе, Г. И. Цинцадзе, Ш. Н. Чхартишвили, А. Е. Шерозия и др.
students-library.com
Теория установки Д. Н. Узнадзе
Пока
имеется факт иллюзорного переживания,
возможно говорить об активности, лежащей
в основе фиксированной установки. В зависимости
от того, как протекает это переживание,
открывается возможность судить об особенностях
этой установки, следить за процессом
ее протекания. Таким образом, наблюдение
иллюзии открывает возможность изучения
установок, лежащих в основе этих переживаний
[8].
3. Значение теории установки Д. Н. Узнадзе
В конце 20-х – начале 30-х годов психология испытывала методологический кризис. В силу отсутствия единой теоретической и методологической базы в психологии возникла тенденция накопления фактов и эмпирических закономерностей, которые не подвергались научному обобщении.
К
этому времени относится
Главной причиной успеха работы в этом направлении послужило то обстоятельство, что Д. Н. Узнадзе создал метод исследования указанного состояния. Существовавшие факты установки и создание методов их искусственного вызывания сделали возможным формирование теории установки, наметившей перспективы познания психологической активности человека. Если раньше психология была ограничена сферой переживания человека, то сейчас она вышла за пределы этой сферы и превратила в объект своего познания единые закономерности переживаний и деятельности человека. Это было новым шагом в развитии психологии переживания и психологии поведения [2].
Как известно, первая из них удовлетворялась описанием субъективных переживаний человека, тогда как его реальная деятельность оставалась в принципе неизученной, вторая же изучала лишь объективные движения индивида. Поэтому для обоих течений настоящая природа человека оставалась недоступной. Открытие сферы установки сделало возможным изучение переживаний и действий человека в единстве [3].
Помимо
этого Д. Н. Узнадзе путем
Данное обстоятельство проявляется в том, что испытуемые видят некоторое сходство между предъявленными им бессмысленными рисунками и комплексом звуков: для определенных рисунков они подбирают в качестве наиболее подходящих строго определенные названия. Открытие этой удивительной закономерности открывало совершенно новый путь в психологии как в деле изучения психологических вопросов языка, так и в понимании природы психической активности. После этого исследования процесс наименования превратился в объект интенсивного изучения.
Большое значение также экспериментальные исследования по вопросу формирования понятия. Были рассмотрены этапы овладения ребенком в раннем возрасте понятиями, которые представляют собой «функциональные эквиваленты» понятий взрослых и позволяют постичь единый и естественный путь развития мышления человека [9].
Помимо
этого были получены серьезные данные
о ступенях развития мышления, в
то же время был сформулирован
комплексный метод исследования
формирования понятия, который в
дальнейшем использовался многими
исследователями для изучения закономерностей
данного процесса. Полученные результаты
рассматривались и
Таким образом, Д. Н. Узнадзе
сформировал
Заслуга
Д. Н. Узнадзе состоит именно в
том, что «малую теорию» установки
он постепенно преобразовал в общепсихологическую
теорию, направленную на познание основных
закономерностей
Таким
образом, Д. Н. Узнадзе показал, что
особенности протекания деятельности
и сознания человека служат выявлением
установочного действия целостного
субъекта. На основе теории установки
впервые стало возможным
Наряду с фундаментальными вопросами психологии сало возможным изучение проблем психологической типологии, поскольку они оказались в существенной связи с типологией установки человека (многочисленные исследования подтвердили, что в основе типа темперамента и характера личности лежит типология установки) [8].
Достижением
теории установки считается также
и то, что она оказалась в
существенной связи с патопсихологическими
изменениями личности. Экспериментально
было доказано, что у больных шизофренией,
истерией, эпилепсией процесс выработки
и затухания установки
В 40-е – 50-е годы произошла реконструкция общепсихологической теории установки. Постепенно все более актуальным становилось изучение вопросов социальных взаимодействий людей. По сравнению с другими психологическими течениями теория установки имела определенные преимущества в деле изучения психических вопросов социальной природы человека. Однако использование этих преимуществ требовало выдвижения новых аспектов. Стала необходимой разработка с позиций теории установки таких психологических понятий, которые обязательны для познания социально-психологической активности человека: проблемы внимания, внутренняя форма языка, проблема объективации и др. [7].
В
этом аспекте установка уже
Библиография
- Ждан А. Н. История психологии: От античности до наших дней. – М., 1990. – С. 301 – 365.
- Немов Р. С. Психология. Кн. 1. – М., 1999. – С. 644 – 647.
- Петровский А. В. История советской психологии. – М., 1967.
- Психологические исследования, посвященные Д. Н. Узнадзе / Под ред. А. С. Прангишвили. – Тбилиси, 1973. – С. 20 – 24.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. I. – М., 1989. – С. 62 – 104.
- Теплов Б. М. Избранные психологические труды: В 2 т. – Т. II. – М., 1985. – С. 190 – 198.
- Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. – М., 1966. – С. 140 – 158, 179 – 180, 231 – 233.
- Узнадзе Д. Н. Теория установки / Под ред. Ш. А. Надирашвили, В. К. Цаава. – М., 1997.
- Хрестоматия по психологии / Под ред. Мироненко В. В. – М., 1977. – С. 229 – 236.
- Ярошевский М. Г. История психологии. – М., 1976. – С. 429 – 434.
- Ярошевский М. Г. Психология XX столетия: Теоретические проблемы развития психологической науки. – М., 1974. – С. 90 – 101.
stud24.ru
Узнадзе теория установки — это… Что такое Узнадзе теория установки?
- Узнадзе теория установки
(Узнадзе Д.Н.). Психологическая теория, согласно которой установка – это целостное изменение личности, возникающее в процессе взаимоотношений организма со средой и определяющее собой всю психическую деятельность. Отражение действительности осуществляется через посредство установки субъекта. Она рассматривается как ключ для понимания единства и целесообразности поведенческой деятельности живого существа. Образование и функционирование установки подчиняется физиологическим закономерностям. Различаются основные особенности установки: динамичность – инертность, пластичность – «грубость», вариабельность – контактность, стабильность – лабильность, легкость или трудность возбудимости.
Особенности фиксированной установки являются показателем типологических черт личности человека. Учениками и сотрудниками Д.Н. Узнадзе изучены характерные изменения установки при неврозах, психических заболеваниях, локальных органических поражениях головного мозга (Бжалава И.Т., Бежанишвили Б.И., Цуладзе С.В.).
Теория установки в отечественной психологии привлекается для изучения неосознаваемых форм психической деятельности и своей материалистической детерминированностью противопоставляется психоаналитической концепции бессознательного.
Толковый словарь психиатрических терминов. В. М. Блейхер, И. В. Крук. 1995.
- Узнавание
- Умозаключение
Смотреть что такое «Узнадзе теория установки» в других словарях:
Узнадзе теория установки — – теория Д.Н.Узнадзе (1951), согласно которой установка – это характеристика личности, обычно неосознаваемая и определяющая общее направление психической деятельности индивида. С нею автор теории связывает отражение индивидом действительности, то … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
теория установки — общепсихологическая система представлений, выделяющая в качестве центрального объяснительного понятия принцип установки. Создана в трудах грузинского советского психолога Д. Н. Узнадзе и его школы (А.С. Прангишвили, И. Т. Бжалава, В. Г. Норакидзе … Большая психологическая энциклопедия
Узнадзе Дмитрий Николаевич — [20.12.1886(1.1.1887), село Сакар, ныне Зестафонского района Грузинской ССР, ‒ 12.10.1950, Тбилиси], советский психолог и философ, академик АН Грузинской ССР (1941). Окончил философский факультет Лейпцигского университета (1909), историко… … Большая советская энциклопедия
Узнадзе — Дмитрий Николаевич [20.12.1886(1.1.1887), село Сакар, ныне Зестафонского района Грузинской ССР, 12.10.1950, Тбилиси], советский психолог и философ, академик АН Грузинской ССР (1941). Окончил философский факультет Лейпцигского университета … Большая советская энциклопедия
Узнадзе Дмитрий Николаевич — (1886–1950) грузинский советский психолог. Основатель теории установки (см. установки теория) как общепсихологической концепции, раскрывающей закономерности развития и функционирования психики в процессе целенаправленной активности субъекта.… … Большая психологическая энциклопедия
установки теория — общепсихологическая система представлений, выделяющая в качестве центрального объяснительного понятия принцип установки. У. т. создана в трудах выдающегося грузинского психолога Д. Н. Узнадзе и его школы. Категория установки была предложена Д. Н … Большая психологическая энциклопедия
УЗНАДЗЕ — Дмитрий Николаевич [20 дек. 1886 (1 янв. 1887) – 12 окт. 1950] – груз. сов. философ и психолог. После окончания филос. фак та Лейпцигского ун та в 1909 защитил докторскую диссертацию Метафизич. мировоззрение В. Соловьева… ( Die metaphysische… … Философская энциклопедия
УСТАНОВКА — – готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. В качестве объяснитeльного … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Установка — См. Узнадзе теория установки … Толковый словарь психиатрических терминов
Аттитюд — (фр. attitude поза; пригодность) готовность совершать определённые действия. Включает, согласно данным разных исследователей (Н.Тернстоун, М.Смит и др.), такие компонеты: 1. познавательный (убеждение, которого человек сознательно придерживается) … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
psychiatry.academic.ru
Теория установки (Д.Н.Узнадзе)
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 33Следующая ⇒Совершенно особое место в советской психологической науке занимал этот ученый – автор оригинальной теории установки. Получив высшее образование в Германии, занимаясь у В. Вундта, И. Фолькета и др., он защищает в 1909 г. докторскую диссертацию на тему «Метафизическое мировоззрение В. Соловьева и его теория познания», после чего возвращается в Грузию.
Стержневым предметом исследований Д. Н. Узнадзе на кафедре психологии и в лаборатории экспериментальной психологии в университете в Тбилиси была экспериментальная психология установки. Результаты исследований были опубликованы в обобщающей работе «Экспериментальные основы психологии установки», вышедшей накануне его смерти в 1949г.
Экспериментально изучая различного рода иллюзии, Д. Н. Узнадзе пришел к выводу, что решающая роль в их возникновении принадлежит так называемой установке. Он подчеркивал, что установка это «целостное состояние субъекта», его целостная направленность в определенную сторону, на определенную активность.
Согласно концепции Узнадзе в случае «наличия какой-нибудь потребности и ситуации ее удовлетворения в субъекте возникает специфическое состояние, которое можно охарактеризовать как установку – склонность, направленность, готовность к совершению определенной деятельности, направленной на удовлетворение актуальной потребности». Таким образом, установка, выражает готовность человека к активности, определяет его направленность и избирательность поведения. Установка как динамическое состояние включает в себя как момент мотивации, так и момент направленности.
По мнению Д. Н. Узнадзе установка регулирует поведение на двух уровнях регуляции психической активности: бессознательном и сознательном. Поведение на бессознательном или импульсивном уровне осуществляется на основе импульсивной (моментной) установки практического поведения целостного состояния индивида, которое возникает под действием ситуации, с одной стороны, и импульсов актуализированной потребности – с другой. Условиями такого поведения являются наличие потребности и ситуации ее реализации.
На сознательном уровне наличная ситуация становится предметом познания субъекта. Этот процесс Узнадзе назвал объективацией. Необходимость в ней возникает при задержке удовлетворения актуальной потребности в связи с изменившейся обстановкой, в результате чего перед субъектом встает вопрос о дальнейшей программе поведения. Ведущая роль при этом переходит от установки к «активированному на основе объективации мышлению». Иными словами, возникшая перед индивидом проблемная ситуация требует от него потребности познания (объективации) ее. Результатом объективации становится установка теоретического поведения или установка познания, которая составляет основу теоретической, познавательной деятельности субъекта. Сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерной особенностью личности является осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности – интеллектуальные, моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции человека. Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и является определенной формой антиципации.
В зависимости от способности человека к объективации Н.Д. Узнадзе описывает три типа личностей: 1) динамический – личность, имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей; 2) статичный – личность, проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значительных волевых усилий; 3) вариабельный – личность, обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации.
Одной из важнейших характеристик личности является ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной закрепленной в процессе жизни установке личности. Период подготовки цели делится на две ступени: 1) выбор, который признается интеллектуальным актом и осуществляется на основе личностной ценности поведения для данного субъекта ; 2) мотивация, признаваемая волютивным процессом. Волевое поведение – это способность личности подчинить свою активность не только личностной ценности, но и объективной необходимости.
Изучением личности с позиций теории установки занимались многие ученики школы Узнадзе: Ш. А. Надирашвили, В. Г. Норакидзе, А. С. Прангишвили, Н. И. Сарджвеладзе, Г. И. Цинцадзе, Ш. Н. Чхартишвили, А. Е. Шерозия и др.
Ш. А. Надирашвили – ученик Узнадзе – выделил еще один – социальный уровень психической активности, осуществляемый на уровне личности. В этом случае источником социального поведения личности, являются социальные установки (установки социального поведения), формирующиеся на основе социальных потребностей и воображенного приемлемого поведения. Социальные установки фиксируются в самосознании личности, в его «психологическом автопортрете».
По мнению другого ученика Узнадзе – А. С. Прангишвили, с помощью понятия установки можно преодолеть понимание личности как некоторого конгломерата ее свойств и внести в исследование личности целостный и динамический подход.
infopedia.su