Узнадзе д н: Узнадзе Дмитрий Николаевич

Содержание

УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ.. 100 великих психологов

УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ.

Дмитрий Николаевич Узнадзе родился в 1888 г. в селе Сакара Кутаисской губернии в крестьянской семье. В 1896 он поступил в Кутаисскую гимназию, где проявил себя как способный и прилежный ученик. Но несмотря на это, он был исключен из последнего класса за активное участие в революционном движении.

Для продолжения учебы Узнадзе уехал в Швейцарию, а затем в Германию, где поступил на философский факультет Лейпцигско-го университета. В то время там работал один из основоположников экспериментальной психологии Вильгельм Вундт, который не только читал лекции по философии и психологии, но и работал в собственной лаборатории. И в этом учебном заведении Узнадзе был одним из лучших. Подтверждением этому служит премия, полученная им за работу, посвященную философии Лейбница, которую он написал, учась на третьем курсе. В 1909 г. он окончил университет и в том же году получил звание доктора философии в университете города Галль. Его диссертация была посвящена исследованию творчества Владимира Соловьева, его теории познания и метафизике.

После окончания учебы Дмитрий Николаевич вернулся в Кутаиси, где работал одновременно в различных гимназиях, преподавал историю, психологию, историю педагогики и логику. Европейский диплом не считался действительным в Грузии, а потому ему пришлось экстерном сдавать экзамены на факультете истории философии Харьковского университета, в 1913 г. он получил диплом первой степени. В это время Узнадзе много печатался, его статьи были посвящены в основном проблемам педагогики, философии, эстетики.

В 1917 г. Д.Н. Узнадзе переехал в Тбилиси, где сразу же активно включился в работу по организации тбилисского университета. По его инициативе в 1918 г. в созданном университете открылась кафедра психологии и педагогики, а в 1920 г. — психологическая лаборатория. Кроме этого, Узнадзе еще руководил педагогическим институтом. Для обучения психологов нужны были учебники, которых в то время в Грузии не существовато. Решение этой проблемы он тоже берет на себя и выпускает несколько учебных пособий.

В 1919 г. выходит в свет первая книга Д.Н. Узнадзе, посвященная исследованию творчества Лейбница, а в 1920-м — его первая монография «Анри Бергсон», в которой он критически рассматривает интуитивизм Бергсона. Мистические и интуитивные представления, по мнению Узнадзе, не подходят для понимания сущности познавательной и психической активности человека. Должна быть создана система научных понятий, с помощью которой могут быть поняты и объяснены даже мистические и интуитивные представления человека.

Д.Н. Узнадзе пытается решить эту проблему, создав такую систему, чтобы не объяснять психические процессы через психическое или физическое, а установить иную детерминацию психики. В его работах, издаваемых в это время, появляются такие понятия, как «биосфера», «ситуация» и «подпсихическое». Они имеют у него сходное значение, описывают особую реальность, которая является де-терминантой целесообразности поведения. Биосфера — это особый вид отражения действительности, а ситуация — положение, вызываемое в биосфере, т.е., по сути, ее частный случай. Биосферу можно назвать и подпсихическим, поскольку речь идет об исследовании сознания.

Таким образом, подпсихическое — это особая сфера действительности, и если процессы человеческого сознания определяются законами объекта, то к подпсихическому неприменимы понятия как субъекта, так и объекта. Именно оно определяет содержание сознания, психики, и отсюда Узнадзе делает вывод, что «бессознательное» Фрейда по своей природе является подпсихическим, не принадлежащим к психике.

В 1923 г. издаются такие работы Д.Н. Узнадзе, как «Имперсона-лия» и «Психологические основы наименования». Основанием для создания последней послужили исследования, проведенные в его психологической лаборатории. Они показали, что наименование предмета или явления происходит не случайно и имеет под собой психологическую основу. Испытуемые видели сходство между предлагаемым им бессмысленным рисунком и набором звуков, причем для каждого рисунка разные люди подбирали строго определенные звуковые комплексы.

В 1924 г. вышла еще одна книга Д.Н. Узнадзе — «Мотивы интереса к учебным предметам», посвященная проблемам педагогики. В это время, в 1920-е гг., происходит формирование одного из фундаментальных понятий теории Узнадзе — понятия установки. Это понятие подразумевает реальное психическое состояние человека, выражающее его готовность к определенному поведению. Установка не только определяет отношение человека к какому-либо событию, мнению, лицу, но и показывает, в каком виде эти последние реализуются в мире его восприятий. Помимо разработки самого понятия, Узнадзе работает над созданием метода исследования указанного состояния. В результате возникает теория установки, предполагающая возможность познания психической активности человека с помощью системы научных понятий.

Тот смысл, который Д.Н. Узнадзе вкладывал в понятие установки, несколько отличается от обычного, принятого в психологии того времени. Установка у него — это не психический процесс и не поведенческий акт, а особый вид отражения действительности. Ее возникновение обусловлено как объектом, так и субъектом: с одной стороны, установка возникает как реакция на определенную ситуацию, а с другой — в результате удовлетворения определенной потребности.

В этой концепции психология переживания соотносится с психологией поведения. Перед осуществлением любой деятельности, считает Д.Н. Узнадзе, человек психологически готовится к ее осуществлению, причем этот процесс может им даже не осознаваться. Этот факт подготовки Узнадзе и назвал установкой.

В лаборатории при Тбилисском университете он провел эксперименты, в ходе которых было определено, что установка, созданная в какой-либо одной сфере, проявляется не только в ней, но и в других сферах жизни. Кроме того, Узнадзе выяснил, что установка также свойственна и животным. Это открытие стало для него очень важным, поскольку послужило основой для создания в дальнейшем двухуровневой модели психики.

Основываясь на результатах опытов, ученый сделал вывод о том, что установка является первичным свойством организма, т.е. это самая примитивная реакция на внешние раздражения. Естественно, что в этом случае должен существовать еще один, более высокий уровень организации психики.

На основании этого Д.Н. Узнадзе впервые ввел в психологию принцип иерархиии, рассмотрев два уровня психической активности: уровень установки и уровень объективации. На первом уровне поведение определяется воздействием ситуации, происходит удовлетворение непосредственных и актуальных потребностей. Что касается уровня объективации, то здесь деятельность приобретает уже более обобщенный, не зависящий от ситуации характер. Человек же в своих действиях учитывает потребности других людей, а также социальные требования.

В 1940 г. вышла «Общая психология» Узнадзе, которая стала, по сути, обобщением его взглядов и теорий. Эта книга стала значимой для создания грузинской психологической школы, т.к. послужила основой для обучения нового поколения психологов. Во время Второй мировой войны он несколько приостановил педагогическую деятельность и, подобно многим психологам в Европе и России, открыл кабинет патопсихологии, где руководил работой по восстановлению нарушенных психических функций воинов.

В 1941 :. в Грузинской ССР создается Академия наук, и Д.Н. Узнадзе становится ее действительным членом, возглавляет сектор психологии. Это время можно считать началом второго этапа развития теории установки, поскольку теперь ученый уделял много внимания не самому явлению установки, уже тщательно разработанному, а эффектам и иллюзиям, сопровождающим ее возникновение. В 1947 г. были изданы сразу несколько работ, посвященных этой теме («К проблеме сущности внимания», «Внутренняя форма языка», «Проблемы объективации»).

В лаборатории Д.Н. Узнадзе проводил исследования, связанные со сравнениями количественных характеристик предметов. Вот пример одного из таких опытов. Человеку несколько раз показывали два шара, совершенно одинаковых по цвету и материалу, из которого они были изготовлены, и отличавшихся только размерами. Каждый раз испытуемому предлагалось выбрать тот шар, который, по его мнению, больше. Когда наконец ему показывали два совершенно одинаковых шара, он тем не менее выбирал один из них. Установка, возникшая у него во время опыта, создала зрительную иллюзию различия. Таким же образом были исследованы и многие другие иллюзии: слуховые, вкусовые, тактильные.

Исследования Д.Н. Узнадзе вызвали огромный интерес в европейском научном мире. Жан Пиаже даже назвал явление иллюзии, выявленное им в зрительной сфере с помощью установки, эффектом Узнадзе.

В 1949 г. вышла в свет книга «Экспериментальные основы психологии установки», в которой были собраны и обобщены экспериментальные данные. Узнадзе охарактеризовал психические особенности человека в зависимости от скорости возникновения установки, ее сохранности во времени, силы воздействия и скорости смены. На основании этого он выделил три основных типа личности:

— динамический, к которому относятся уравновешенные, гармоничные люди, легко приспосабливающиеся к окружающим;

— статичный, к нему можно отнести тех людей, чье поведение не импульсивно, а опирается на объективацию, для них характерно проявление неуверенности;

— вариабельный, к которому относятся люди дела, люди сильных стремлений, но с конфликтной структурой характера.

Дмитрий Николаевич Узнадзе стал основателем грузинской школы психологии, многие его ученики впоследствии развивали и критиковали его идеи, создавая на этой основе собственные теории. В Европе его взгляды также привлекали к себе внимание многих психологов и психоаналитиков. Сейчас теория установки используется в социальной, медицинской психологии, психологии труда и в психоанализе.

Дмитрий Николаевич Узнадзе скончался 12 октября 1950 г.

установка мышления, творчество, креатив, интуиция: VIKENT.RU

Теория установки Д.Н. Узнадзе

Первая публикация на русском языке по данной теории вышла в Тбилиси в 1925 году: Узнадзе Д. Н., Основы экспериментальной психологии, том I, Тбилиси, 1925 г. (до этого вышли две публикации на грузинском языке).

Начиная с 1927 г. Д.Н. Узнадзе в г. Тбилиси вместе с сотрудниками приступает к экспериментальному изучению эффектов установки. Позже результаты экспериментов были изложены в книге: Узнадзе Д. Н., Экспериментальные основы психологии установки, Тбилиси, 1949 г. 

Вот авторское описание опыта, считающегося классическим:

«Возьмём два разных по весу, но совершенно одинаковых в других отношениях предмета — скажем, два шара, которые отчётливо отличались бы друг от друга по весу, но по объёму и другим свойствам были бы совершенно одинаковы. Если предложить эти шары испытуемому с заданием сравнить их между собой по объёму, то, как правило, последует ответ: более тяжёлый шар меньше по объёму, чем более лёгкий. Причём иллюзия эта обычно выступает тем чаще, чем значительнее разница по весу между шарами. Нужно полагать, что иллюзия здесь обусловлена тем, что с увеличением веса предмета обычно увеличивается и его объём, и вариация его по весу, естественно, внушает субъекту и соответствующую вариацию его в объёме. Но экспериментально было бы продуктивнее разницу объектов по весу заменить разницей их по объёму, т. е. предлагать повторно испытуемому два предмета, отличающихся друг от друга по объёму, причём один (например, меньший) — в правую, а другой (больший) — в левую руку.

Через определённое число повторных воздействий (обычно через 10-15 воздействий) субъект получает в руки пару равных по объёму шаров с заданием сравнить их между собой. И вот оказывается, что испытуемый не замечает, как правило, равенства этих объектов; наоборот, ему кажется, что один из них явно больше другого, причем в преобладающем большинстве случаев в направлении контраста, т. е. большим кажется ему шар в той руке, в которую в предварительных опытах он получал меньший по объёму шар. При этом нужно заметить, что явление это выступает в данном случае значительно сильнее и чаще, чем при предложении неодинаковых по весу объектов. Бывает и так, что объект кажется большим в другой руке, т. е. в той, в которую испытуемый получал больший по объёму шар. […] Так возникает иллюзия объёма».

Узнадзе Д.Н., Психология установки, СПб, 2001 г., «Питер», с. 11-12.

Здесь важно, что опыт демонстрирует формирование установки, не всегда осознаваемой человеком, но влияющей на его действия.

Сторонники данной теории считают, что деятельность человека – в том числе и при решении творческих задач – можно рассматривать как последовательность этапов:

потребности личности    →    установка   →   деятельность

 

Дмитрий Узнадзе | PSYERA

Дмитрий Николаевич Узнадзе родился в 1888 г. в селе Сакара Кутаисской губернии в крестьянской семье. В 1896 г. он поступил в Кутаисскую гимназию, где проявил себя как способный и прилежный ученик. Но несмотря на это, он был исключен из выпускног о класса за участие в революционном движении.

Для продолжения учебы Узнадзе уехал в Швейцарию, а затем в Германию, где поступил на философский факультет Лейпцигского университета, где в то время работал один из основоположников экспериментальной психологии Вильгельм Вундт. В этом учебном заведении Узнадзе был одним из лучших студентов.

После окончания учебы Дмитрий Николаевич вернулся в Кутаиси, где работал одновременно в нескольких гимназиях и преподавал историю и психологию. Европейский диплом в Грузии не считался действительным, потому Узнадзе пришлось экстерном сдавать экзамены на факультете истории философии Харьковского университета. В 1913 г. он получил диплом первой степени. В это время Узнадзе мною печатался, его статьи в основном были посвящены проблемам педагогики, философии, эстетики.

В 1917 г. Узнадзе переехал в Тбилиси, где сразу же активно включился в работу по организации тбилисского университета.

В 1919 г. выходит в свет первая книга Узнадзе, посвященная исследованию творчества Лейбница, а в 1920 — его первая монография под названием «Арни Бергсон», в которой он критически рассматривает интуитивизм Бергсона. В 1923 г. издаются его работы «Имперсона-лия» и «Психологические основы наименования».

В 1924 г. вышла еще одна книга Узнадзе — «Мотивы интереса к учебным предметам», посвященная проблемам педагогики. В это время происходит формирование одного из фундаментальных понятий теории Узнадзе — понятие установки. Установка — это не психический процесс и не поведенческий акт, а особый вид отражения действительности. Ее возникновение обусловлено как объектом, так и субъектом: с одной стороны, установка возникает как реакция на определенную ситуацию, а с другой — в результате удовлетворения определенной потребности. Он провел эксперименты, в ходе которых было определено, что установка, созданная в какой-либо одной сфере, проявляется не только в ней, но и в других сферах жизни. Кроме того, Узнадзе выяснил, что установка также свойственна и животным. Ученый сделал вывод о том, что установка является первичным свойством организма, т.е. это самая примитивная реакция на внешние раздражения.

Естественно, что в этом случае должен существовать еще один, более высокий уровень организации психики.

На основании этого Д.Н. Узнадзе впервые ввел в психологию принцип иерархии, рассмотрев два уровня психической активности: уровень установки и уровень объективации. На первом уровне поведение определяется воздействием ситуации, происходит удовлетворение непосредственных и актуальных потребностей. Что касается уровня объективации, то здесь деятельность приобретает вес более обобщенный, не зависящий от ситуации характер. Человек же в своих действиях учитывает потребности других людей, а также социальные требования.

Ученый уделял много внимания не только самому явлению установки, тщательному разработанному к тому времени, но и эффектам и иллюзиям, сопровождающим ее возникновение. Были исследованы многие иллюзии: слуховые, вкусовые, тактильные и т.д.

На основании возникновения установки, ее сохранности во времени, силы воздействия и скорости смены Узнадзе выделил три типа личности:
-динамический, к которому относятся уравновешенные, гармоничные люди, легко приспосабливающиеся к окружающим;
-статичный, к нему можно отнести тех людей, чье поведение не импульсивно, а опирается на объективацию, для них характерно проявление неуверенности;
-вариабельный, к которому относятся люди дела, люди сильных стремлений, но с конфликтной структурой характера.

В 1940 г. вышла книга Д.Н. Узнадзе «Общая психология, в 1947 г. — «Проблемы объективации», 1949 г. — «Экспериментальные основы психологии установки».

Дмитрий Николаевич умер 12 октября 1950 г.

Теория установки Узнадзе | Понятия и категории

ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ УЗНАДЗЕ  (от греч. theoria). Общепсихологическая концепция, объясняющая явления восприятия и поведения живого существа, разработанная в Тбилисской школе психологии Д. Н. Узнадзе и его учениками {Узнадзе Д. Н. Общая психология. Тбилиси, 1940; Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961; Узнадзе Д. Н. Основные положения теории установки. Труды. Тбилиси: Мецниереба, 1977. Т. 6). Основным выступает понятие установки, которая определяется как конкретное состояние целостного субъекта, выражающее готовность к совершению определенной деятельности, направленной на удовлетворение актуальной потребности, и определяющее психофизиологическую организацию и ее модификации в той или иной конкретной ситуации. Введение этого понятия было обусловлено необходимостью преодоления постулата непосредственности традиционной психологии и поисками опосредствующего звена между физическим (физиологическим) и психологическим. В установке выделяются два аспекта: каузальный, как побуждение к деятельности (потребность), и целеподобный, в виде общей модели будущей деятельности, отражающей в неразвернутой и проспективной форме ее конечный результат. Тем самым установка выступает синтезом субъективных (актуальная потребность, прошлый опыт, индивидуальные особенности) и объективных (конкретная ситуация) факторов поведения. Считается, что установка выступает в качестве опосредствующего звена между отдельными состояниями, функциями, элементами психической сферы индивида и объективной реальностью, связанной с окружающим миром. Так, по мнению А. Е. Шерозия, установка выполняет функцию связи между: а) психическим и внепсихическим; б) отдельными сознательными психическими актами; в) сознательными и бессознательными психическими процессами. При этом он считает установку и бессознательное психическое отдельными, но взаимосвязанными реалиями. Одной из основных тем дискуссий, разворачиваемых в рамках школы установки, является понимание онтологического статуса установки или как психического, или как внепсихического образования, при том что сам Д. Н. Узнадзе в разное время своей научной деятельности по-разному отвечал на этот вопрос. А. С. Прангишвили делает заключение, что установка выступает промежуточной переменной, — с одной стороны, является отражением объективной ситуации поведения, а с другой — определяет направленность процессов сознания и деятельности — и относится к сфере психического, не принимая тем не менее форм, характерных для сознания. Другую позицию занимает Ш. Н. Чхартишвили, защищая позицию, согласно которой сущность установки не сводится ни к психической, ни к физиологической реальности. При этом, ссылаясь на Д. Н. Узнадзе, он утверждает, что установка — первичная, реально нерасчлененная целостность, из которой наука путем абстракции выделяет психическое и физиологическое. М. А. Сакварелидзе определяет установку как досознательное, а именно как предварительное досознательное отражение объекта в состоянии субъекта, осуществленное на основе взаимоотношения живого существа (носителя всех своих психических и биологических возможностей, всего уже закрепленного у него опыта) и тех объективных условий, в которых он нуждается для реализации имеющихся у него в данный момент потребностей. Адекватность активности в отношении объекта обеспечивается именно тем, что она строится на базе, отражающей этот объект в форме установки. Именно отраженный в установке объект и становится предметом мышления субъекта, содержанием его активного сознания. Однако при взаимодействии с этим объектом, под воздействием определенного установкой содержания сознания, дифференцируется и перестраивается сама установка. На основе использования понятия установки, как объяснительного принципа, были построены многочисленные исследования восприятия, эмоциональных процессов, целенаправленных действий, волевого поведения и пр. В области социальной психологии и психологии личности была сформулирована концепция «социальной установки» Ш. А. Надирашвили.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 592-593.

Литература:

Иосебадзе Т. Т., Иосебадзе Т. Ш. Проблема бессознательного и теория установки школы Узнадзе // Бессознательное: природа, функции, методы исследования / Под общей редакцией А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. Тбилиси: Мецниереба, 1985. Т. 4; Прангишвили А. С. К проблеме бессознательного в свете теории установки: школа Д. Н. Узнадзе. Бессознательное: природа, функции, методы исследования / Под общей редакцией А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. Тбилиси: Мецниереба, 1978. Т. 1; Прангишвили А. С., Шерозия А. Е., Бассин Ф. В. Основные критерии рассмотрения бессознательного в качестве своеобразной формы психической деятельности. Вступительная статья редакции // Бессознательное: природа, функции, методы исследования / Под общей редакцией А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. Тбилиси: Мецниереба, 1978. Т. 1; Сакварелидзе М. А. Проблема бессознательного на международном симпозиуме «Бессознательное» // Бессознательное: природа, функции, методы исследования / Под общей редакцией А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. Тбилиси: Мецниереба, 1985. Т. 4; Чхартишвили Ш. Н. К вопросу об онтологической природе бессознательного // Бессознательное: природа, функции, методы исследования / Под общей редакцией А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. Тбилиси: Мецниереба, 1978. Т. 1; Шерозия А. Е. К проблеме сознания и бессознательного психического. Опыт исследования на основе данных психологии установки. Тбилиси, 1969. Т. 1; Шерозия А. Е. Психоанализ и теория неосознаваемой психологической установки: итоги и перспективы // Бессознательное: природа, функции, методы исследования / Под общей редакцией А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. Тбилиси: Мецниереба, 1978. Т. 1.

Вклад Д.Н. Узнадзе в развитие отечественной психологии.

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886-1950) — грузинский психолог и философ, автор общепсихологической теории установки. Автор трудов по теоретической и экспериментальной психологии установки, а также исследований по теории познания, общей и возрастной психологии, университетских учебников по психологии и др.

Автор работ «Основные положения теории установки» (1961) и «Экспериментальные основы психологии установки» (1966), в которых вводится и обосновывается понятие установки как «границы» между субъективным и объективным. Возникая при столкновении потребности субъекта и объективной ситуации её удовлетворения, установка, по Узнадзе, представляет собой целостное, недифференцированное состояние субъекта, предшествующее деятельности. В советской психологии «установка» Узнадзе была легальной формой «бессознательного», о котором писали сторонники запрещённого в СССР психоанализа.

Особое направление в психологии представляет система взглядов грузинского психолога Д. Н. Узнадзе, его учеников и сотрудников. Это направление известно под именем теории установки. Сам факт установки (предуготовленности субъекта к восприятию или определенной направленности действия) отмечался психологами еще до Узнадзе. Однако в теории Узнадзе установка представляет собой не частное явление, возникающее в процессе восприятия или деятельности, а общепсихологическое явление.

Перед осуществлением любой деятельности человек психологически готовится к ее осуществлению, причем этот процесс может им даже не осознаваться. Этот факт подготовки Д.Н. Узнадзе и назвал установкой.

Установка является первичным свойством организма, т.е. это самая примитивная реакция на внешние раздражения.

Установка понимается как всеобщее явление в жизни людей, играющее в ней основную определяющую роль. Исходный пункт психологии, согласно Узнадзе, составляют не психические явления, а сами личности. Фундаментальную роль при изучении жизнедеятельности личности играют, по Узнадзе, потребности.

Для удовлетворения потребности необходима соответствующая ситуация. В окружающей среде должно быть средство, позволяющее удовлетворять имеющуюся потребность. При наличии потребности и средства ее удовлетворения у субъекта возникает особое состояние, которое можно характеризовать как склонность, направленность, готовность совершить акт, ведущий к удовлетворению потребности. Это и есть установка – готовность к совершению определенного действия.

Установка, таким образом, является необходимым определяющим звеном между действием внешней среды и психической деятельностью человека. По мнению Узнадзе, установка не отражается в сознании субъекта в виде какого-либо самостоятельного переживания, не является отдельным актом сознания и вообще феноменом сознания.

В субъекте перед каждым актом его поведения возникает своеобразное динамическое состояние – установка, которая, оставаясь бессознательной, целесообразно, в соответствии и со структурой, и с предметным содержанием данной ситуации, направляет развертывание процессов сознания и актов практического поведения. После своей реализации в поведении и удовлетворения потребности данная установка перестает существовать, уступая место иной установке.

Узнадзе охарактеризовал психические особенности человека в зависимости от скорости возникновения установки, ее сохранности во времени, силы воздействия и скорости смены. На основании этого он выделил три основных типа личности:

— динамический, к которому относятся уравновешенные, гармоничные люди, легко приспосабливающиеся к окружающим;

— статичный, к нему можно отнести тех людей, чье поведение не импульсивно, а опирается на объективацию, для них характерно проявление неуверенности;

— вариабельный, к которому относятся люди дела, люди сильных стремлений, но с конфликтной структурой характера.

“Не существует почти ни одной более или менее значительной сферы отношения субъекта к действительности, в которой участие установки было бы вовсе исключено. Установка, касаясь материала, получаемого объектом при помощи всех его реципирующих органов, должна быть понимаема не как их специальная функция, а как общее состояние индивида… Она должна представлять собой скорее некоторое общее состояние, которое касается не отдельных каких-нибудь органов субъекта, а деятельности его как целого”. Установка лежит вне сферы сознания. Можем утверждать, что наши сознательные переживания могут находиться под определенным влиянием наших установок, которые со своей стороны вовсе не являются содержаниями нашего сознания…

Мы можем заключить, что деятельность человека может быть активирована помимо участия его отдельных, сознательных психических функций, помимо его познавательных, эмоциональных и волевых актов,— может быть активирована на базе его установки, выражающей не какие-нибудь из отдельных психических функций, а состояние всего субъекта, как такового… Факту выступления активности непосредственно предшествует установка действующей личности, как целостное ее состояние, и вся деятельность ее в дальнейшем протекает под знаком направляющего влияния этой установки. Активность личности, ее деятельность для разрешения данной задачи представляет собой, по существу, ни что иное, как процесс реализации ее установки.

Без такой направляющей установки индивид был бы растерян и сбит с толку. Никакая деятельность не может актуализироваться без готовности к определенной форме реагирования, побуждающей его действовать именно таким образом, а не каким-то иным. Индивид постольку является субъектом деятельности, поскольку он организуется не в самый момент деятельности, а предуготовлен к ней.»

Вся сознательная активность субъекта направлена не на выработку в себе соответствующей установки, а на разрешение возникшей перед ним задачи. Точно так же и в случаях волевого поведения – волевое усилие субъекта сознательно направлено не на актуализацию в себе той или иной установки, а на выполнение поставленной перед собой цели. Конечно, согласно Узнадзе, в этих случаях установка актуализируется вследствие активности самого субъекта. Путем активных познавательных процессов он анализирует ситуацию, в которой должны найти свою реализацию сложившиеся в течение всей его жизни высшие осознанные им познавательные или моральные потребности, которым он должен подчинить имеющиеся у него в данных конкретных условиях актуальные потребности. Следовательно, необходимые для возникновения установки условия в случаях волевого поведения создаются в результате активности самого субъекта. Однако указанная активность вовсе не заключается в том, что субъект сам непосредственно вызывает в себе установку – «этого он и не может и не старается делать». Таким образом, и в случаях мышления, и в случаях волевого поведения, т.е. на высшем уровне психической активности субъекта, факторами установки, обеспечивающей адекватное течение указанных процессов, становятся вполне осознанные психические содержания. Однако из признака осознанности последних вовсе не следует осознанность возникшей на их основе установки.

В соответствии с основными структурными единицами деятельности (деятельность, действие, операция) выделяются уровни смысловых, целевых и операционных установок, а также уровень психофизиологических механизмов установки. “Общая функция установок любого уровня в регуляции деятельности характеризуется тремя следующими моментами:

а) установка определяет устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности и выступает как механизм стабилизации деятельности личности, позволяющий сохранить ее направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях;

б) установка освобождает субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;

в) (фиксированная) установка может выступать в качестве фактора, обусловливающего инерционность, косность динамики деятельности и затрудняющего приспособление к новым ситуациям.»

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

61.Теория установки д.Н. Узнадзе.

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886-1950) — грузинский психолог и философ, автор общепсихологической теории установки и глава грузинской психологической школы, директор Института психологии АН Грузии.

Автор трудов по теоретической и экспериментальной психологии установки, а также исследований по теории познания, общей и возрастной психологии, университетских учебников по психологии и др.

Концепция личности Узнадзе строится на понятии установки, которую он считал главным психологическим образованием. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации, согласно которой человек противопоставляет себя внешней среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение. В зависимости от способности чел. к объективации Узнадзе описывает три типа личностей: 1) динамический; 2) статичный; 3) вариабельный.

Характерной особенностью личности является осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности – интеллектуальные, моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции человека. Установка же проявляется в настоящем времени.

Поведение личности может протекать на двух уровнях – как импульсивное и регулируемое сознанием. В первом случае направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей человека и ситуации, в которой они актуализируются. На более высоком уровне поведения человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность.

Одной из важнейших характеристик личности в теории установки является ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установке личности. Период подготовки цели делится на две ступени: 1) выбор; 2) мотивация. Волевое поведение – это способность личности подчинить свою активность не только личностной ценности, но и объективной необходимости.

Изучением личности с позиции теории установки занимались многие ученики школы Узнадзе: Ш. А. Надирашвили, В. Г. Норакидзе, А. С. Прангишвили, Н. И. Сарджвеладзе, Г. И. Цинцадзе, Ш. Н. Чхартишвили, А. Е. Шерозия и др.

62.Нейропсихология а.Р. Лурия. Анализ фрагмента «Мозг и психика».

Свою школу создал А.Р.Лурия (1902-1977). С самого начала в центре его исследовательских интересов была проблема взаимосвязи личности и культуры. Эта проблема принимала разные модификации в течение его богатой исследованиями и научными открытиями жизни.

До встречи с Выготским у Лурия проявились некоторые значимые научные ориентации и установки, в частности его стремление к поиску объективных методов исследования внутренних психических состояний и мотивов поведения личности, изуче-ние факторов, определяющих взаимосвязь человека и культуры, человека и общества.

В психоаналитическом институте наиболее важными для Лурии оказались направления, связанные с исследованием психологии художественного творчества, психоаналитического анализа эмоций, в том числе эстетических эмоций. Междисциплинарный подход (прежде всего соединение неврологических, патопсихологических и искусствоведческих исследований), оказался близким Лурии, поэтому он одним из первых понял и принял идеи Выготского.

Совместно с Выготским он разработал новую теорию организации и развития психической деятельности, названную культурно-исторической, поскольку определяющим для формирования сознания и его функций были признаны факторы культуры, изменяющиеся в процессе развития общества.

Всемирную славу принесли Лурии его работы по изучению влияния аффективных реакций человека на стрессовые ситуации.

Эти экспериментальные исследования проводились с помощью оригинальной методики, которая позволила зафиксировать возник новение эмоциональных состояний в динамике речевых и двигательных процессов субъекта даже в тех случаях, когда он пытался скрыть испытываемое им эмоциональное напряжение. Данная методика использовалась, в частности, в криминалистике при изучении психологии подозреваемых лиц, а в дальнейшем получила широкое распространение на Западе (прежде всего в США) под названием «детектор лжи».

В совместном с Выготским труде «Этюды по истории поведения» (1929) Лурия рассмотрел различные планы психического развития, проанализировав ранние его стадии — овладение мышлением и языком, а также своеобразие памяти и числовых операций.

Наряду с этим он детально рассмотрел своеобразие поведения ребенка в качественном отличии от психических функций взрослого человека.

В дальнейшем он сосредотачивается на выяснении того, как изменялся строй психической жизни человека в результате овладения знаковыми средствами. Полученные им материалы нашли отражение в книге «Об историческом развитии познавательных процессов» (1974). Лурия считал, что сначала эти средства используются с целью общения (коммуникации) между людьми, а затем становятся регуляторами собственной психической активности индивида, неизмеримо расширяя возможности овладения им своей памятью, вниманием и другими процессами.

Наряду с общей психологией Лурия занимался детской, в частности соотношением между наследственностью и средой. Большую известность в этом плане приобрелиего исследования близнецовой пары, в которых сравнивались психические функции близнецов, либо подвергавшихся, либо не подвергавшихся целенаправленному развитию этих функций. Опыты показали, что генетическая обусловленность существенно сказывается на элементарных процессах, тогда как высшие функции в большей степени зависят от условий воспитания.

Новаторский характер носила обширная программа изучения зависимости психики людей от различий в социокультурных условиях их жизни. Важнейшей особенностью творчества Лурии является постоянное соотношение в анализе динамики поведения человека социально обусловленных влияний с функционированием нервной организации личности. Это обусловило разработку им направления, названного нейропсихологией.

Первые шаги в этой области он сделал в годы Великой Отечественной войны, когда острейшую практическую актуальность приобрели задачи диагностики и восстановления психических нарушений, вызванных ранениями головного мозга. Лурия выдвигает идеи о динамической локализации высших психических функций в коре больших полушарий головного мозга и подкорковых структурах. В итоговой работе «Основы нейропсихологии» (1973) Лурия изложил эту теорию системной динамической локализации, согласно которой мозг состоит из трех основных функциональных блоков (энергетического блока, блока приема и переработки информации и блока программирования и контроля произвольных психических актов).

Работы Лурии не потеряли своего значения и сегодня, инициируя исследования не только в нейропсихологии, но и в других областях, связанных с анализом социокультурных аспектов психики.

Узнадзе, Дмитрий Николаевич — Экспериментальные основы психологии установки [Текст]


Поиск по определенным полям

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND.
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак «доллар»:

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

«исследование и разработка«

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку «#» перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду «~» в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как «бром», «ром», «пром» и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2.4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения — положительное вещественное число.
Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO.
Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

воскресенье — день рождения Выготского! | Блог Центра Каммингса

Воскресенье — день рождения Выготского!

15 ноября 2013 г. by chp65

— Предоставлено Екатериной Редькиной.

В ближайшее воскресенье, 17 ноября, родился советский психолог Лев Семенович Выготский (1896-1934). Выготский наиболее известен разработкой культурно-исторической теории и вкладом в различные области психологии: педагогическую психологию, психологию развития, психологию искусства и другие.

Выготский принадлежит к той группе авторов, о которых должен знать каждый изучающий психологию в России. Находясь в архивах на ТЭЦ, я, естественно, хотел узнать, какой контент можно здесь найти. Свои поиски я начал с того, что по разыскным пособиям и описям отыскивал материалы о членах так называемого кружка Выготского. Наиболее известные ее представители — советский психолог и нейрофизиолог А.Н. Леонтьев.

Я нашел несколько записей об этих людях в различных материалах, включая переписку, тесты, материалы конференций, рисунки и открытки.

Автор Количество записей
Л.С.Выготский 30
Леонтьев А.Н. 5
А.Р.Лурия 72

Эскиз мозга, сделанный Лурией, без даты.

Изображения Москвы 1959 года. Они принадлежали Лурии и были переданы Уорду С. Холстеду.

На втором этапе этого проекта я решил расширить свои поиски, чтобы отыскать в архивах как можно больше советских и российских психологов и физиологов.

Этот проект еще не завершен; однако уже есть список из более чем 200 записей. Список пока включает:

  • Советские физиологи: И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, П.К.Анохин .
  • Советские психологи: Д.Н.Узнадзе, А.А. Смирнов, А.В.Запорожец .
  • Русские ученики Курта Левина: Блюма Зейгарник, Тамара Дембо и Гита Биренбаум .
  • Российские иммигранты-психологи: Мария Рикерс-Овсянкина, Григорий Разран, Яков Касанин, Глеб Анреп, Евгения Ганфман, Н.И. Осерецкий .

Спецвыпуск «Новых масс» от 10 ноября 1942 г. Выпуск посвящен 25-летию СССР.

Первая страница статьи об Иване Павлове в «Новых массах».

Очень часто советская психология изображается обособленной и обособленной, тогда как различные материалы свидетельствуют о множественных связях между советскими, американскими и европейскими психологами. Влияние было взаимным: с одной стороны, многие достижения советской науки стали популярными и приемлемыми за рубежом, а с другой стороны, зарубежные психологи оказали влияние на развитие советской психологии. Что особенно интересно, сколько таких связей установилось: личная переписка, профессиональные отношения, переросшие в длительную дружбу, поездки и личные визиты.

Письмо Лурии Молли Харроуэр.

Письмо Харроуэра Лурии.

Новогодняя открытка, отправленная Лурией Харроуэру.

Прослеживание этих связей между психологией на международном уровне может многое добавить к нашему пониманию истории этой области. Для меня изучение архивных записей советской психологии дало мне представление об истории советской психологии, но это также действительно изменило мой взгляд на советских ученых. Просматривая документы известных ученых, они почему-то кажутся не такими далекими гениями, которыми восхищаешься в учебниках и опубликованных материалах, а больше реальными, интересными людьми!

Нравится:

Нравится Загрузка…

Родственные

6411712

Идентификатор записи Действие Время
ЛК|n 86059386 добавить 2009-03-03T12:03:37+00:00
ДНБ|172488532 добавить 2011-12-15T07:58:59+00:00
СУДОК|103176373 добавить 2011-12-15T07:58:59+00:00
НТА|071709754 добавить 2012-12-19T19:11:18+00:00
LNB|LNC10-000033546 добавить 2013-08-19T18:59:48+00:00
ИСНИ|0000000084218090 добавить 2013-09-16T16:15:07+00:00
NLA|000035729448 добавить 2014-01-15T05:38:27+00:00
ВКП|Q1225942 добавить 2015-04-14T18:56:54+00:00
WKP|Димитрий_Узнадзе удалить 2015-04-14T18:56:54+00:00
ДНБ|186311109 удалить 2017-06-25T18:31:52.033698+00:00
НУКАТ|n 2017123886 добавить 2017-09-11T16:28:50.926879+00:00
НИИ|DA11091846 добавить 2017-11-26T09:19:19.512538+00:00
LIH|LNB:o4/;=BU удалить 2018-12-03T08:13:08.866157+00:00
LIH|LNB:_o_4,;=BU добавить 2018-12-03T10:23:16.826983+00:00
PLWABN|9810687779705606 добавить 2019-06-09T14:12:04.081427+00:00
НЛП|a25440044 удалить 2019-07-14T15:15:01.646863+00:00
J9U|987007460074305171 добавить 2020-02-02T18:25:44.643153+00:00
НЛИ|002221198 удалить 2020-04-12T13:41:27.698969+00:00
РЭРО|vtls021834458 удалить 2020-06-17T09:47:48.110429+00:00
РЭРО|A021834458 добавить 2020-06-18T00:13:51.531895+00:00
КАООНЛ|ncf10711994 добавить 2020-07-14T15:23:22.646228+00:00

Утомление и установка личности

Кекчуасвили, г. п.. «утомление и установка личности: дмитрий николаевич узнадзе классик советской психологии. психолог. исследования, посвященные 100-летию со дня рождения дн узнадзе. наук грузин. сср, инст. 1986. 387 с. [in kyrill.schrift]». IJBF Online: Internationale Jahresbibliographie der Festschriften .Берлин, Бостон: KG Saur, 2009. https://www.degruyter.com/database/IJBF/entry/ijbf.ID288840031/html. Проверено 15 января 2022 г. Кекчуасвили, г. (2009). утомление и установка личности: дмитрий николаевич узнадзе классик советской психологии. психолог. исследования, посвященные 100-летию со дня рождения д. н. узнадзе. наук грузин. сср, инст. психол. я. д. н. узнадзе.- тбилиси. изд. мечиереба 1986. 387 с. [в кирилл.шрифт]. В IJBF Online: Internationale Jahresbibliographie der Festschriften .Берлин, Бостон: KG Saur. https://www.degruyter.com/database/IJBF/entry/ijbf.ID288840031/html Кекчуасвили, г. 2009. Утомление и установка личности: Дмитрий Николаевич Узнадзе классик советской психологии. психолог. исследования, посвященные 100-летию со дня рождения д. н. узнадзе. наук грузин. сср, инст. психол. я. д. н. узнадзе.- тбилиси. изд. мечиереба 1986. 387 с. [в кирилл.шрифт]. IJBF Online: Internationale Jahresbibliographie der Festschriften [онлайн].Берлин, Бостон: KG Saur. Доступно по адресу: https://www.degruyter.com/database/IJBF/entry/ijbf.ID288840031/html. [Проверено 15 января 2022 г.] Кекчуасвили, г. п.. «утомление и установка личности: дмитрий николаевич узнадзе классик советской психологии. психолог. исследования, посвященные 100-летию со дня рождения дн узнадзе. наук грузин. сср, инст. 1986. 387 с. [in kyrill.schrift]» В IJBF Online: Internationale Jahresbibliographie der Festschriften .Берлин, Бостон: KG Saur, 2009. https://www.degruyter.com/database/IJBF/entry/ijbf.ID288840031/html. Кекчуасвили г. утомление и установка личности: дмитрий николаевич узнадзе классик советской психологии. психолог. исследования, посвященные 100-летию со дня рождения д. н. узнадзе. наук грузин. сср, инст. психол. я. д. н. узнадзе.- тбилиси. изд. мечиереба 1986. 387 с. [в кирилл.шрифт]. In: IJBF Online: Internationale Jahresbibliographie der Festschriften .Берлин, Бостон: KG Saur; 2009. Доступно по адресу: https://www.degruyter.com/database/IJBF/entry/ijbf.ID288840031/html [Проверено 15 января 2022 г.].

Калибровка карт кожи: как представлены показатели тела?

Чтобы точно двигаться, необходима проприоцепция, ощущение того, где наши конечности находятся в пространстве. Хотя мы много знаем о том, как возникают проприоцептивные сигналы на периферии, меньше известно о том, как эти сигналы интегрируются, чтобы их можно было понять в пространственных координатах тела.Нейронная активность, отражающая эту систему координат, часто называется репрезентацией тела (или картой). Эти представления должны обновляться по мере того, как тело меняется с возрастом. Как эти представления согласуются с метрическими свойствами тела?

Эти репрезентации тела могут быть трудны для изучения, поскольку философ Уильям Джеймс указал, что стимул интереса, тело, всегда присутствует. Следовательно, в отличие от зрения и других органов чувств, непросто просто спросить участников, что они чувствуют в ответ на добавление или удаление сенсорной информации.К счастью, представления о теле также формируются с помощью внешних сенсорных данных, и мы можем узнать о них больше, используя иллюзии восприятия.

Иллюзия, известная как последействие Узнадзе (Uznadze, 1966), может пролить свет на то, как воспринимается тактильная дистанция. В каждой руке держат по большому и маленькому мячу, многократно сжимают, а затем меняют местами. Это кондиционирование производит сильное последействие, когда маленький мяч кажется намного больше, и наоборот.

Calzolari и коллеги (2017) использовали вариант эффекта Узнадзе, ограниченный активацией сенсорных рецепторов, в отличие от традиционного эффекта, который включает сенсорный ввод от моторных команд, мышечных рецепторов и сенсорных рецепторов.Участники с завязанными глазами получили по десять секунд кондиционирования каждой рукой с прикосновениями разной длины. Впоследствии они судили, какая рука получила большую из двух тестовых длин.

 

ЧТО ОНИ НАШЛИ?

В основном состоянии наблюдались сильные последействия, как и в исходном эффекте Узнадзе. Затем экспериментаторы использовали серию искусно разработанных элементов управления, чтобы подтвердить, что тактильная дистанция возникает в ранних соматосенсорных областях. В частности, последействие ограничивалось стимулируемой поверхностью кожи и не распространялось на противоположную сторону.

На этапе адаптации модифицированной иллюзии Узнадзе участникам поочередно прикасаются к тыльной стороне каждой руки двумя разными раздражителями. На этапе тестирования каждая рука получает один и тот же стимул, но воспринимается как разная длина.

Хотя это и не упоминается авторами, их результаты согласуются с сохранением последействия Узнадзе у пациента, страдающего поражением головного мозга в областях головного мозга более высокого порядка (Maravita, 1997). Таким образом, короткие тактильные расстояния почти наверняка обрабатываются в ранней соматосенсорной коре.

 

ЗНАЧЕНИЕ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Калзорали и др. не сообщайте, как долго сохраняется последействие после окончания стимуляции. Предполагается, что постоянная стимуляция приведет к длительным изменениям представлений о теле посредством корковой реорганизации. Если это так, мы можем предсказать, что последействие изменяет воспринимаемую длину стимулируемой конечности. Однако другие продемонстрировали, что тактильное восприятие расстояния и длины конечностей возникает из-за разных репрезентаций тела, при этом репрезентации длины конечностей обслуживаются когнитивными областями мозга более высокого уровня (Longo et al., 2015), поэтому из этого не обязательно следует, что изменения в представлении кожи распространяются на представления более высокого порядка.

В наших текущих экспериментах мы разрабатываем задачу для надежного измерения тактильного расстояния и длины конечностей. После установления мы будем использовать другую тактильную иллюзию, которая, как известно, модулирует воспринимаемое тактильное расстояние (Seizova-Cajic and Taylor, 2014), чтобы увидеть, изменяет ли она представление о длине конечностей. У нас также проводятся эксперименты по изучению механизмов возникновения тактильного восприятия расстояния.Похоже, что задействованы ранние соматосенсорные области, но мы не знаем, как развиваются репрезентации в результате обработки тактильной информации.

 

ПУБЛИКАЦИЯ

Кальцолари Э., Асаньон Э., Дэнверс М., Валлар Г., Лонго М.Р. (2017). Последствия адаптации показывают, что тактильная дистанция является основным соматосенсорным признаком. Proc Natl Acad Sci U S A 114(17), 4555-4560.

Если вы не можете получить доступ к документу, нажмите здесь, чтобы запросить копию.

 

КЛЮЧЕВЫЕ ССЫЛКИ

Лонго М.Р., Маттиони С., Ганеа Н. (2015).Перцептивные и концептуальные искажения неявных карт рук. Front Hum Neurosci  9,656, DOI: 10.3389/fnhum.2015.00656.

Маравита А (1997). Неявная обработка соматосенсорных стимулов, раскрываемая перцептивным последействием. НейроОтчет 8(7), 1671-1674.

Сейзова-Кайич Т., Тейлор Дж.Л. (2014). Соматосенсорное пространство сокращено: быстрая смена тактильной локализации с помощью двигательного стимула. PloS one  9(3), DOI: 10.1371/journal.pone.0090892.

Узнадзе Д.Н. Психология установки. Нью-Йорк: бюро консультантов, 1966 г.

Динамика формирования учебно-профессиональных установок будущих социальных работников в процессе обучения в вузе

Айзен, И. (1991). Теория запланированного поведения. Организационное поведение и процессы принятия решений человеком. Организационное поведение и процессы принятия решений человеком. 50 (2): 179-211.

Андреева Г.М. (2001). Социальная психология.Москва: Аспект Пресс. Андреева, Г. М. (2001). Социальная психология. Москва: Аспект Пресс.

Асмолов А.Г., Ковальчук М.А. (1977). О соотношении понятия установки вообще и социальной психологии. Теоретико-методологические проблемы социальной психологии. Москва: Издательство Московского университета: 143-163. Асмолов А.Г., Ковальчук М.А. (1977). О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии.Теоретические и методологические проблемы социальной психологии – Теоретические и методологические проблемы социальной психологии: 143-163. Москва: Издательство Московского университета https://istina.msu.ru/publications/article/1070212/

Остин, М.Дж., и Эзелл, М. (2004). Обучение будущих социальных работников. Администрация в социальной работе, 28: 1-3. https://doi.org/10.1300/J147v28n01_01.

Берон Р. и Ричардсон Д. Д. (2001).Агрессия. СПб: Питер. Берон, Р., и Ричардсон, Д. (2001). Agressiya [Агрессия]. СПб: Питер.

Клик, Х., Роулстон, А., и Вройгденхил, А. (2016). Внутренняя история: обзор надзора за учащимися социальной работы и возможностей обучения при размещении. Британский журнал социальной работы, 46 (7): 2033-2050. Дои: 10.1093/bjsw/bcv117

Горишна Н., Слозанская Х., Сорока О. и Романовская Л. (2019). Изучение лидерских навыков студентов до службы социальной работы: последствия для образования социальной работы.Проблемы образования в XXI веке, 77 (5): 598-615. doi: https://doi.org/10.33225/pec/19.77.598

Капони, В., и Новак, Т. (1998). Психолог для себя. СПб.: Питер. Капони, В., и Новак, Т. (1998). Сам себе психолог [Психолог для себя]. СПб.: Питер.

Кац, Д. (1960). Функциональный подход к изучению отношений. Общественное мнение Ежеквартально, 24 (2): 163-204.

Климов Е.А. (1990). Как выбрать профессию: Книга для старшеклассников.Москва: Просвещение. Климов, Э.А. (1990). Как выбрать профессию: Книга для учащихся старших классов средней школы. Москва: Просвещение.

Колено, Р. Т., и Фолсом, Дж. (2012). Преодоление пропасти между прямой социальной работой практики и управлением путем повышения переносимости основных навыков. Администрация социальной работы, 36: 390-408. https://doi.org/10.1080/03643107.2011.604402.

Кон, И.С. (1978). Открытие «Я». Москва: Политиздат. Кон, И.С. (1978). Открытие «Я». Москва: Политиздат.

Майерс, Д. (1997). Социальная психология. Спб.: Питер. Майерс, Д. (1997). Социальная психология. Спб.: Питер.

Моргун В.Ф. и Титов И.Г. (2013). Основы психологической диагностики: Основы психологической диагностики: навч. поиб. для шпильки.выщ. навч. закл [учебник для студентов высших учебных заведений]. К.: Выдающийся Дом «Слово».

Натадзе Р.Г. (1960). Экспериментальные основы теории установок Д. Н. Узнадзе. Психологическая наука в СССР. II, М. Натадзе, Р. Г. (1960). Экспериментальные основы теории установок Д. Н. Узнадзе. Психологическая наука в СССР.II, м.

Норакидзе, В. Г. (1966). Типы характера и фиксированное отношение. Тбилиси: Мечниереба. Норакидзе, В. Г. (1966). Типы характера и фиксированная установка. Тбилиси: Мечниереба.

Прангишвили, А.С. (1967). Исследование ментальной установки. Тбилиси: Мечниереба. Прангишвили, А.С. (1967). Исследования по психологии установки. Тбилиси: Мечниереба.

Райгородский, Д.Я.А. (2002). Практическая психодиагностика. Методологии и тесты: Учебное пособие. Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М. Удаляем этот источник

Роттер, Дж. В., Чанс, Дж. Э. и Фарес, Э. Дж. (1972). Приложения социальной теории обучения личности. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.

Шапар, В.Б. (2005). Современный интерпретационный психологический словарь. – Харьков: Прапор. Шапар, В.Б. (2005). Современный толковательный психологический словарь.– Харьков: Прапор.

Томпсон, Дж., Менефи, Д., и Марли, М. (1999). Сравнительный анализ деятельности макропрактик социальных работников. Журнал социального образования, 35 (1): 115-124. https://doi.org/10.1080/10 437797.1999.10778951

Унгуру, Э. (2017). Благодарные перспективы надзора в социальной работе. Постмодернистские открытия, 8 (1): 123-139. Doi: 10.18662/po/2016.0701.09 Удаляем этот источник

Унгуру, Э.и Санду, А. (2017). Надзор. От административного контроля к непрерывному образованию и подготовке специалистов по социальной работе. Revista Romaneasca pentru Educatie Multidirectionala, 9 (1): 17-35. DOI: http://dx.doi.org/10.18662/rrem/2017.0901.02

Узнадзе Д. Н. (1961). Экспериментальные основы психологии отношения. Тбилиси. Узнадзе, Д. Н. (1961). Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси.

Василенко О.В., Грач Ю., Гудзь Т., Романовская Л. и Кравчина Т. (2019). Анализ сформированности личностно-профессиональных качеств будущих социальных работников для уличной социальной работы. Revista Romaneaska Pentru Многомерное образование. 11 (4): 288-303. Дои: 10.18662 / рем / 170

Ядов В.А. (1994). Социальная идентичность личности. Москва: Наука. Ядов, В.А. (1994). Социальная идентичность личности. Москва: Наука.

Заброцкий, М.М. (1998). Возрастная психология: учебник. Киев: МАУП. Заброцкий, М. М. (1998). Викова психология: навчальный посибник. Киев: МАУП.

Структура и функции психической установки в формировании системы ценностей профессионального музыканта | Мозгот

Структура и функции психической установки в формировании системы ценностей профессионального музыканта

Мозгот Валерий Георгиевич, Хунагов Рашид Думаличевич, Мозгот Светлана Анатольевна

Аннотация

На современном уровне развития психологии понятие «установка» привлекает внимание ученых самых разных направлений.Активно разрабатывается в психологии, социологии и ряде других наук; однако до сих пор для него характерна определенная терминологическая неопределенность. В работах отечественных и зарубежных ученых Ф.В. Басин, С.К. Бондырева, И. Инеско, И. Солбес, В. Свами, Д.Н. Узнадзе, Д.И. Психическая установка по Фельдштейну (einstellung, bewustseinlage, установка и др.) определяется как готовность, склонность, предрасположенность субъекта к определенной деятельности, обеспечивающие целенаправленный характер ее развития, осуществления.Суть проблемы в том, что, несмотря на значительное количество исследований психологии отношения в различных видах деятельности, она во многом остается terra incognita. Таким образом, его роль в контексте развития различных видов человеческой деятельности в сфере музыки, искусства выглядит недостаточно разработанной. И еще более неясна роль установки как моста между теоретической и практической деятельностью в сознании личности музыканта-инструменталиста.Данная статья направлена ​​на определение структуры и функций ментальной установки в формировании системы ценностей профессионального музыканта. В работе использовались следующие методы: восприятие, исполнение музыкальных произведений, создание «проективных ситуаций» в учебной деятельности учащихся, анализ продуктов деятельности. Отношение и музыкальные ценности составляют психический план проявления особенностей эстетического восприятия современного молодого человека в сфере музыки.Механизм действия психической установки развивается как готовность, предрасположенность к исполнению, восприятию и анализу музыкальных и эстетических произведений. Его действие характеризуется тесным единством сознательного (реализованного) и бессознательного (подсознательного). В функционировании установки выделяют три стадии (фазы): подсознательная, переходная фаза, сознательная. Последовательность включения стадии включения может быть разной: как от бессознательного («вверх») к сознательному, так и от сознательного («вниз») к бессознательному.Чередование этапов определяется определенной ситуацией, задачей, поставленной перед исполнителем, зрителем, слушателем. Совокупность установленных эстетических ценностей составляет ось музыкально-эстетического сознания как психики человека в сфере музыкального искусства. Она определяет условия и особенности протекания процесса музыкального общения, восприятия и переживания музыки, проявляющиеся в соответствующих суждениях, оценках, мнениях и идеалах, основанных на ментальной установке.

DOI: 10.5901/mjss.2015.v6n5s1p488


Средиземноморский журнал социальных наук ISSN 2039-9340 (печатная версия) ISSN 2039-2117 (онлайн)

Чтобы убедиться, что вы можете получать от нас сообщения, добавьте домен mcser.org в «безопасный список» вашей электронной почты. Если вы не получаете сообщения электронной почты в папку «Входящие», проверьте папки «Массовая почта» или «Нежелательная почта».

Когнитивный контроль сверху вниз у студентов с жесткой установкой на выражение лица

Исследовали когнитивный контроль сверху вниз у студентов по модели фиксированной установки на мимику.У испытуемых с ошибками в фиксации установки она ослаблена в наибольшей степени. Рассмотрена гипотеза о влиянии на нисходящий когнитивный контроль функционального состояния испытуемых, обусловленного признаками вегетативной дисфункции, личностной тревожности, депрессии и качества сна.


Ключевые слова: нисходящий когнитивный контроль, эмоциональное выражение лица, распознавание ошибок, ЭЭГ, альфа-колебания

[1] Алипов Н.Н., Гордеев С.А., Присуха Н.С. и др. (2017) Вегетативное и психометрическое состояние у студентов-медиков второго курса: результаты трехлетнего исследования.Весн. неврология, психиатрия и нейрохирургия, т. 12 (на русском языке). Получено с http://panor.ru/magazines/vestnik-nevrologii-psikhiatrii-i neyrokhirurgii/numbers/228501.html

[2] Bar, M.A., Kassam, K.S., Ghuman, A.S., et al. (2006)Облегчение визуального распознавания сверху вниз. Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки, том. 103, нет. 2. Получено с http://www.pnas.org/content/103/2/449. long

[3] Базар, Э. (2012). Обзор альфа-активности в интегративной функции мозга: фундаментальная физиология? сенсорное кодирование? сознания и патологии.Международный журнал психофизиологии, том. 86. Получено с https://www.sciencedirect. com/science/article/abs/pii/S0167876012003492

[4] Черемушкин Е.А., Петренко Н.Е., Яковенко И.А., et al. (2017). Нейрофизиологические маркеры высокого уровня тревожности у человека в процессе подготовки к зрительному узнаванию. Журнал интегративной нейронауки, препринт. Получено с https://content.iospress.com/articles/journal-of-integrative-neuroscience/jin074

[5] Экман, П.и Фризен, В. В. (1976) Картины лицевого аффекта. Пало-Альто (Калифорния), Consulting Psychologist Press.

[6] Kohler, C.G., Hoffman, L.J., Eastman, L.B., et al. (2011). Восприятие эмоций лица при депрессии и биполярном расстройстве: количественный обзор. Психиатрические исследования, том. 188. Получено с http://www.psy-journal.com/article/S0165-1781(11)00350-7/fulltext

[7] Костандов Е.А. (2015). Роль неявной оценки временных интервалов и пластичности установки в обработке мимики.Монографии по когнитивным системам, том. 25. Получено с https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-19446-2_21

[8] Костандов Э.А., Черемушкин Э.А. (2017) Нарушения нисходящего когнитивного контроля у учащихся с трудностями в обучении. Физиология человека, том. 43, нет. 4. Получено с https://link.springer.com/article/10.1134/S0362119717040065

[9] Костандов Э.В. А., Черемушкин Е.А., Козлов М.К. (2010). Вызванная синхронизация/десинхронизация электрической активности коры в ответ на мимические стимулы при формировании установки на эмоционально-негативное выражение.Неврология и поведенческая физиология, том. 40, нет. 4. Получено с https://link.springer.com/
. article/10.1007/s11055-010-9273-9

[10] Костандов Е.А., Черемушкин Е.А., Яковенко И.А., и соавт. (март 2012 г.) Роль контекста когнитивной деятельности в распознавании эмоциональных выражений лица. Неврология и поведенческая физиология, том. 42, нет. 3. Получено с https://link.springer.com/article/10.1007/s11055-012-9565-3

[11] Климеш, В., Саусенг, П.и Ханслмайр, С. (2007). Альфа-колебания ЭЭГ: гипотеза времени торможения. Обзоры исследований мозга, том. 53, нет. 1. Получено с https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S016501730600083X

[12] Князев Г.Г., Бочаров А.В., Савостьянов А.Н. (2016). Выраженность депрессивных симптомов и колебательных реакций на эмоциональную мимику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *