Узнадзе психология: Теория установки Дмитрия Николаевича Узнадзе

Содержание

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Д.Н. Узнадзе Философия. Психология. Педагогика: наука о психической жизни. Узнадзе: известный и неизвестный — Культурно-историческая психология — 2013. Том 9. № 3

Культурно-историческая психология
2013. Том 9. № 3. С. 106–115
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)

‘; for (var i = 0; i

3491

Имедадзе И. В., Сакварелидзе Р.Т.

* Название выходящего в этом году в издательстве «Смысл» нового сборника работ выдающегося грузинского психолога Д.Н. Узнадзе (под редакцией И.В. Имедадзе, Р.Т. Сакварелидзе. Перевод с грузинского Е.Ш. Чомахидзе). Как говорится в Предисловии, «большую часть сборника составили специально переведенные работы или выдержки из работ, никогда не издававшихся на русском языке». Здесь мы публикуем Предисловие к книге и две работы Д.Н. Узнадзе, связанные с проблемами психологии развития.

Рубрика издания: История науки

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Имедадзе И. В., Сакварелидзе Р.Т. Д.Н. Узнадзе Философия. Психология. Педагогика: наука о психической жизни. Узнадзе: известный и неизвестный // Культурно-историческая психология. 2013. Том 9. № 3. С. 106–115.

Фрагмент статьи

Имя Дмитрия Николаевича Узнадзе, видного уче- ного, основателя грузинской психологической школы, создателя общепсихологической теории установки пользуется заслуженным авторитетом пси- хологической общественности. Признанного классика советской психологии до сих пор изучают в вузах России. Тем более странно выглядит не раз отмеченное обстоятельство, что российскому читателю доступна лишь малая часть обширного научного наследия Узнадзе. Причин тому множество как объективных, так субъективных; их анализ может составить содержание отдельного историко-психологического исследования. Спешим отметить, что данная книга, как следует из ее названия, ставит целью в некотором роде исправить положение.

Имедадзе Ираклий Владленович, доктор психологических наук, профессор факультета психологии и образования ТГУ, член-корреспондент Национальной АН Грузии, Тбилисский госсударственный Университет имени И.

Джавахишвили (ТГУ), руководитель отдела центра исследования и коррекции психологической установки, отдел общей психологии установки, Центр исследования и коррекции психологической установки при Тбилисском государственном медицинском Университете, Тбилиси, Грузия, e-mail: [email protected]

Сакварелидзе Рамаз Тариелович, кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Тбилисского медицинского государственного университета, e-mail: [email protected]

Транскультурные исследования, том 10, выпуск 3 (2014 г.)

Заголовок:
Момент в концепции неклассической рациональности Мамардашвили: его рецепция психологической теории установки Узнадзе
Тип статьи:
исследовательская статья
DOI:
https://doi. org/10.1163/23751606-01003003
Язык:
Английский
Страницы:
1–15
В:
Транскультурные исследования
В:
Том 10: Выпуск 3
Издатель:
Брилл
E-ISSN:
2375-1606
Распечатать ISSN:
1930-6253
Предметы:
литература, искусство и наука, Литература и культурология

Все время Прошлый год Последние 30 дней
Абстрактные представления 323 29
1
Полнотекстовые просмотры 20 0 0
Просмотры и загрузки PDF 21 0 0

Заголовок:
Момент в концепции неклассической рациональности Мамардашвили: его рецепция психологической теории установки Узнадзе
Тип статьи:
исследовательская статья
DOI:
https://doi. org/10.1163/23751606-01003003
Язык:
Английский
Страницы:
1–15
В:
Транскультурные исследования
В:
Том 10: Выпуск 3
Издатель:
Брилл
E-ISSN:
2375-1606
Распечатать ISSN:
1930-6253
Предметы:
литература, искусство и наука, Литература и культурология

Все время Прошлый год Последние 30 дней
Абстрактные представления 323 29 1
Полнотекстовые просмотры 20 0 0
Просмотры и загрузки PDF 21 0 0

Блог о гуманитарных науках

Interviews

Podcasts

Videos

Guest Posts

Podcast Series

Across the Rainbow

In Chains

Migration

Quality Education

Survival by Degrees

War and Peace

Contribute

Когнитивный атлас

совместная база знаний, характеризующая современное состояние когнитивной науки.

  • Концепты / 886
  • Задания / 787
  • Фенотипы / 241
  • Коллекции / 44
    • О

В руки участников многократно кладут два шара разного размера и просят сравнить размеры; при окончательной презентации они заменяются сферами одинакового размера.

Определение предоставлено Anonymous

Задача тактильной иллюзии Узнадзе была утверждена для измерения следующих ПОНЯТИЙ

смещение набора

по контрасту:

  • одинаковый размер-разный размер

Фенотипы связан с Задача тактильной иллюзии Узнадзе

Нарушения

Никаких ассоциаций не добавлено.

Черты

Никаких ассоциаций не добавлено.

Поведение

Никаких ассоциаций не добавлено.


РЕАЛИЗАЦИИ из Задача тактильной иллюзии Узнадзе

Реализации не добавлены.

ВНЕШНИЕ НАБОРЫ ДАННЫХ для задачи тактильной иллюзии Узнадзе

Имя набора данных*

URI*

набора данных

Реализации не добавлены.

УСЛОВИЯ

Экспериментальные условия — это подмножества эксперимента, которые определяют соответствующие экспериментальные манипуляции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *