Узнадзе теория установки: Теория установки Дмитрия Николаевича Узнадзе

Содержание

61.Теория установки д.Н. Узнадзе.

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886-1950) — грузинский психолог и философ, автор общепсихологической теории установки и глава грузинской психологической школы, директор Института психологии АН Грузии.

Автор трудов по теоретической и экспериментальной психологии установки, а также исследований по теории познания, общей и возрастной психологии, университетских учебников по психологии и др.

Концепция личности Узнадзе строится на понятии установки, которую он считал главным психологическим образованием. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации, согласно которой человек противопоставляет себя внешней среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение.

В зависимости от способности чел. к объективации Узнадзе описывает три типа личностей: 1) динамический; 2) статичный; 3) вариабельный.

Характерной особенностью личности является осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности – интеллектуальные, моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции человека. Установка же проявляется в настоящем времени.

Поведение личности может протекать на двух уровнях – как импульсивное и регулируемое сознанием. В первом случае направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей человека и ситуации, в которой они актуализируются. На более высоком уровне поведения человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность.

Одной из важнейших характеристик личности в теории установки является ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установке личности. Период подготовки цели делится на две ступени: 1) выбор; 2) мотивация. Волевое поведение – это способность личности подчинить свою активность не только личностной ценности, но и объективной необходимости.

Изучением личности с позиции теории установки занимались многие ученики школы Узнадзе: Ш. А. Надирашвили, В. Г. Норакидзе, А. С. Прангишвили, Н. И. Сарджвеладзе, Г. И. Цинцадзе, Ш. Н. Чхартишвили, А. Е. Шерозия и др.

Свою школу создал А.Р.Лурия (1902-1977). С самого начала в центре его исследовательских интересов была проблема взаимосвязи личности и культуры. Эта проблема принимала разные модификации в течение его богатой исследованиями и научными открытиями жизни.

До встречи с Выготским у Лурия проявились некоторые значимые научные ориентации и установки, в частности его стремление к поиску объективных методов исследования внутренних психических состояний и мотивов поведения личности, изуче-ние факторов, определяющих взаимосвязь человека и культуры, человека и общества.

В психоаналитическом институте наиболее важными для Лурии оказались направления, связанные с исследованием психологии художественного творчества, психоаналитического анализа эмоций, в том числе эстетических эмоций. Междисциплинарный подход (прежде всего соединение неврологических, патопсихологических и искусствоведческих исследований), оказался близким Лурии, поэтому он одним из первых понял и принял идеи Выготского.

Совместно с Выготским он разработал новую теорию организации и развития психической деятельности, названную культурно-исторической, поскольку определяющим для формирования сознания и его функций были признаны факторы культуры, изменяющиеся в процессе развития общества.

Всемирную славу принесли Лурии его работы по изучению влияния аффективных реакций человека на стрессовые ситуации.

Эти экспериментальные исследования проводились с помощью оригинальной методики, которая позволила зафиксировать возник новение эмоциональных состояний в динамике речевых и двигательных процессов субъекта даже в тех случаях, когда он пытался скрыть испытываемое им эмоциональное напряжение.

Данная методика использовалась, в частности, в криминалистике при изучении психологии подозреваемых лиц, а в дальнейшем получила широкое распространение на Западе (прежде всего в США) под названием «детектор лжи».

В совместном с Выготским труде «Этюды по истории поведения» (1929) Лурия рассмотрел различные планы психического развития, проанализировав ранние его стадии — овладение мышлением и языком, а также своеобразие памяти и числовых операций.

Наряду с этим он детально рассмотрел своеобразие поведения ребенка в качественном отличии от психических функций взрослого человека.

В дальнейшем он сосредотачивается на выяснении того, как изменялся строй психической жизни человека в результате овладения знаковыми средствами. Полученные им материалы нашли отражение в книге «Об историческом развитии познавательных процессов» (1974). Лурия считал, что сначала эти средства используются с целью общения (коммуникации) между людьми, а затем становятся регуляторами собственной психической активности индивида, неизмеримо расширяя возможности овладения им своей памятью, вниманием и другими процессами.

Наряду с общей психологией Лурия занимался детской, в частности соотношением между наследственностью и средой. Большую известность в этом плане приобрелиего исследования близнецовой пары, в которых сравнивались психические функции близнецов, либо подвергавшихся, либо не подвергавшихся целенаправленному развитию этих функций. Опыты показали, что генетическая обусловленность существенно сказывается на элементарных процессах, тогда как высшие функции в большей степени зависят от условий воспитания.

Новаторский характер носила обширная программа изучения зависимости психики людей от различий в социокультурных условиях их жизни. Важнейшей особенностью творчества Лурии является постоянное соотношение в анализе динамики поведения человека социально обусловленных влияний с функционированием нервной организации личности. Это обусловило разработку им направления, названного нейропсихологией.

Первые шаги в этой области он сделал в годы Великой Отечественной войны, когда острейшую практическую актуальность приобрели задачи диагностики и восстановления психических нарушений, вызванных ранениями головного мозга. Лурия выдвигает идеи о динамической локализации высших психических функций в коре больших полушарий головного мозга и подкорковых структурах. В итоговой работе «Основы нейропсихологии» (1973) Лурия изложил эту теорию системной динамической локализации, согласно которой мозг состоит из трех основных функциональных блоков (энергетического блока, блока приема и переработки информации и блока программирования и контроля произвольных психических актов).

Работы Лурии не потеряли своего значения и сегодня, инициируя исследования не только в нейропсихологии, но и в других областях, связанных с анализом социокультурных аспектов психики.

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Нейропсихологический потенциал метода «фиксированной установки» Д.Н. Узнадзе — Экспериментальная психология (Россия) — 2016. Том. 9, нет. 3

Экспериментальная психология (Россия)
2016. Том. 9, нет. 3, 91–102
doi:10.17759/exppsy.20160
ISSN: 2072-7593 / 2311-7036 (онлайн)

‘; для (var i = 0; i

1310

Реферат

Представлено нейропсихологическое исследование с использованием методики фиксированной установки в области тактильных ощущений, разработанной Д.Н. Узнадзе, демонстрирующее гибкость экспериментальной методики и возможности метода «фиксированной установки» при решении нейропсихологических задач.

Показано, что модификация экспериментальной методики фиксированной установки приемов в области гаптики позволяет использовать ее при анализе как минимум двух компонентов психической деятельности человека — мнестической и регулятивной. Описаны общие результаты опытов, показывающие возможности метода в изучении проблемы асимметрии и межполушарного взаимодействия у нормальных людей и больных с нарушениями головного мозга. Подчеркивается большой потенциал метода «фиксированной установки» в изучении нейропсихологических синдромов поражения белого вещества головного мозга.

Ключевые слова: нейропсихология, метод, методика, фиксированная установка в тактильных ощущениях, полушарная асимметрия, межполушарное взаимодействие

Рубрика журнала: Клиническая психология

Тип статьи: научная статья

DOI: https://doi. org/10.17759/exppsy.20160

Для цитирования: Ковязина М.С., Фомина К.А. Нейропсихологические возможности метода «фиксированной установки» Д.Н. Узнадзе. Экспериментальная психология = Experimental Psychology (Россия), 2016. Vol. 9, нет. 3, стр. 91–102. DOI: 10.17759/exppsy.20160

. (на рус., реферат на англ.)

Ссылки

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [ Человек как объект знание ]. Л.: ЛГУ, 1968. 339 с.
  2. Анохин П.К. Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и их значение для психологии. значение для психологии]. Вопросы психологии [ Вопросы психологии Психология ], 1955, вып. 6, стр. 16–38.
  3. Бекоева Д.Д. Нейропсихологический анализ фиксированной    установки: дис. ..канд. психол. наук [ Нейропсихологический анализ фиксированной установки: Дис. науч. диссертация . М., 1978. 123 с.
  4. Бекоева Д.Д., Киященко Н.К. О нейропсихологическом аспекте-исследования фиксированной установки. аспекты изучения фиксированного множества]. В А.С. Прангишвили (ред.), Бессознательное. Природа.Функции. Методы исследования : в 4 т. л. [ Без сознания. Природа. Функции. Методы. В 4 томах ]. Тбилиси: Mecniereba, 1978. Vol. 1, стр. 760–765.
  5. Бернштейн Н.А. О построении движения г [ О строительстве движения ]. М.: Медгиз, 1947. 254 с.
  6. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений у физиологии активности . [ Очерки по физиологии движений и деятельности физиология ]. Москва: Медицина, 1966. 349 с.
  7. Бжалава И.Т., Лурия А.Р. Нарушение фиксированной установки при Локально-поражениях мозга [Нарушение фиксированной установки мозга при локальных поражения]. В Н.И. Гращенков (ред.), Неврология военного времени [ Неврология военного времени ]. М.: Ин-т неврологии АММ СССР, 1947. Стр. 247–264.
  8. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. исторический смысл психологического кризиса. В А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевский (ред.), Л.С. Выготский. Собрание сочинений: В 6-ти т. н. Т. 1. Вопросы теории у истории психологии [ Л.С. Выготский. Собрание сочинений: В 6 тт. Том. 1. Теория и история психологии ]. М.: Педагогика, 1982. С. 291–436.
  9. Киященко Н.К. К нейродинамическим механизмам установки при амнестическом синдроме [Установка нервных механизмов с амнестический синдром]. В этом. Бжалава (ред.), Понятие установки и отношения в медицинской психологии [ Понятие множества и отношений на медицинская психология ]. Тбилиси: Мецниереба, 1970. С. 38–42.
  10. Киященко Н.К., Московичюте Л.И., Симерницкая Э.Г. Г., Фаллер Т.О., Филиппычева Н.А. Мозг у памы тел: (Нарушение произвольного и непроизвольного запоминания при локальных поражениях мозга) [ Мозг и память: (Нарушение произвольного и непроизвольного запоминания с локальными поражениями головного мозга) ]. Эд.
  11. А.Р. Лурия. М.: Изд-во Московского университета, 1975. 80 с.
  12. Ковязина М.С., Бабенко А.Е. Апробация методики фиксированной установки в гаптической сфере для исследования межполушарного взаимодействия. фиксированный набор методологии в оптическом поле для изучения взаимодействие полушарий]. В Материалы международной научно-практической конференции
  13. «клиническая психология: теория, практика и обучение» (Санкт-Петербург, 30 сентября-1 октября 2010 г.) [ Материалы международной научно-практической конференции «Клиническая Психология: теория, практика, обучение» (Санкт-Петербург, 30 сентября — 1 октябрь 2010 г.) ] Санкт-Петербург: ООО «СЕНСОР», 2010. С. 69–72.
  14. Ковязина М.С., Кузнецова Д.А. Регуляторные механизмы фиксированной установки при нарушениях межполушарного взаимодействия . [Обязательный механизмы фиксированного набора при нарушениях межполушарной кооперации. Вопросы психологии [ Вопросы психологии ], 2012а, вып. 4, с. 138–146.
  15. Ковязина М.С., Кузнецова Д.А. Мнестические механизмы фиксированной установки при нарушениях межполушарного взаимодействия [Мнемоника механизмы фиксированного набора при нарушении межполушарной кооперации]. Вопросы психологии [ Вопросы психологии ], 2012б, вып. 5, стр. 153–161.
  16. Ковязина М.С., Кузнецова Д.А., Бабенко А.Е. Применение методики фиксированной установки в гаптической сфере для исследования Применение фиксированной методики межполушарного взаимодействия оптическое поле для изучения взаимодействия полушарий]. Вопросы психологии [ Вопросы психологии ], 2013, вып. 6, с. 125–128.
  17. Кравков С.В. Взаимодействие органов чувств [ Взаимодействие органы чувств ]. Москва–Ленинград: Изд-во АН СССР, 1948. 128 с.
  18. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека у их нарушений при Локальных поражениях мозга [ Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях головного мозга ]. Москва: Изд-во МГУ, 19.62. 433 с.
  19. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии [ Основы нейропсихологии нейропсихология ]. М.: МГУ, 1973. 374 с.
  20. .
  21. Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов: объективное изучение дезорганизации поведения человека [ Природа человеческого конфликта: объективное изучение дезорганизации поведения человека ]. Эд. В.И. Белопольский. Москва: Когито-Центр, 2002. 527 с.
  22. Надирашвили Ш.А. Понятие установки в общей и социальной психологии [ Понятие установки в общей и социальной психологии ]. Тбилиси: Мицниереба, 1974. 170 с.
  23. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности [ методы исследования личности ]. Тбилиси: Издательство «Мечниереба», 1989. 304 с. п.
  24. Прангишвили А.С. Исследования по психологии установки [ Учеба по психологии множества ]. Тбилиси: Медицина, 1967. 340 с.
  25. Прангишвили А.С., Шерозия А.Э., Басина Ф. В. Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования [ Бессознательное. Природа. Функция. Методы исследования ]. Том. I. Тбилиси: Медицина, 1978. 788 с.
  26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [ Основы психологии Общая психология ]. М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.
  27. Симерницкая Е.Г. О перспективах исследования процессов памяти при О перспективах изучения процессов памяти с локальными поражениями головного мозга]. В А.Р. Лурия (ред.), Мозг и память: (нарушение произвольного и непроизвольного запоминания при локальных поражениях mozga) [ Мозг и память (нарушение произвольной и непроизвольной запоминание при локальных поражениях головного мозга) ]. М.: МГУ, 1975. с. 66–78.
  28. Симерницкая Е.Г. Доминантность полушария [ Доминантность полушарие ]. М.: МГУ, 1978. 98 с.
  29. Трауготт Н.Н. Межполушарное взаимодействие при локальных поражениях взаимодействия головного мозга с локальными поражениями головного мозга. В Э.Д. Хомская (ред.), Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии mozga [ Нейропсихологический анализ асимметрии головного мозга ]. Москва: Наука, 1986. С. 14–22.
  30. Узнадзе Д.Н. К вопросу об основном законе смены установки [К вопросу изменения основного закона множества]. Психология [ Психология ], 1930, вып. III, нет. 3, стр. 316–335.
  31. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. основы психологии установки]. В А.С. Прангишвили, З.И. Ходжава (ред.), Экспериментальные исследования по психологии установки [ Экспериментальные исследования по психологии множества ]. Тбилиси: Академия наук Грузии изд., 1958. С. 5–126.
  32. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования [ Психологические исследование ]. М.: Наука, 1966. 451 с.
  33. Узнадзе Д.Н. Психология установки [ Психология установки ]. Святой СПб: Питер, 2001. 416 с.
  34. Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование в деятельности мозга «Вероятностное прогнозирование активности мозга». Вопросы психологии [ Вопросы психологии ], 1963, вып. 2, стр. 59–67.
  35. Фейгенберг И.М. Мозг. Психика. Здоровье [ Мозг, Менталитет и Здоровье ]. М.: Наука, 1972. 52 с.
  36. Фейгенберг И.М. Клинические нарушения взаимодействия анализаторов [ Клинические нарушения взаимодействия анализаторов ]. Москва: Медицина, 1975, 168 с.
  37. Хомская Е.Д., Привалова Н.Н., Ениколопова Е.В., Ефимова И.В., Степанова О.Б., Горина И.С. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия: учебное пособие [ Методы оценка асимметрии и межполушарного взаимодействия: учебник ]. Москва: МГУ, 1995. 78 с.
  38. Катани М., Тибо де Шоттен М. Атлас связей человеческого мозга . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2012. 519 стр.

Ковязина Мария Сергеевна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры нейропсихологии и ненормальной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, член-корреспондент Российской академии образования; старший научный сотрудник НИЦ неврологии, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1795-6645, e-mail: [email protected]

Фомина К.А., студентка кафедры нейропсихологии и патофизиологии психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, e-mail: fomina.ksenia.a@gmail. ком

Формирование готовности учащихся к деятельности, направленной на здоровьесбережение

стр. 8281-8292   | Артикул: jese.2016.626
Опубликовано онлайн: 4 октября 2016 г.

APA 6th Edition
In-Text: (Tretyakova, Fedorov, Dorozhkin, Komarova & Sukhanova, 2016)
, ваш биография: , N., , N., . В.А., Дорожкин Е.М., Комарова М.К. и Суханова Е.И. (2016). Формирование готовности студентов к деятельности, направленной на здоровьесбережение. Международный журнал экологического и научного образования, 11 (15), 8281-8292.

Harvard
В тексте: (Третьякова, Федоров, Дорожкин, Комарова и Суханова, 2016)
Библиография: Третьякова Н., Федоров В., Дорожкин Е., Комарова М. и Суханова, Э. (2016). Формирование готовности студентов к деятельности, направленной на здоровьесбережение. Международный журнал экологического и научного образования , 11(15), стр. 8281-8292.

Чикаго 16-е издание
В тексте: (Третьякова, Федоров, Дорожкин, Комарова и Суханова 2016)
Ваша библиография: Третьякова, Наталья В., Владимир А. Федоров, Евгений М. Дорожкин, Мария К. Комарова и Елена И. Суханова (2016). «Формирование готовности студентов к деятельности, направленной на здоровьесбережение». Международный журнал экологического и научного образования 11 (15):8281-8292.

Актуальность изучаемой проблемы обусловлена ​​необходимостью формирования и развития у студентов образовательных организаций личностных качеств, направленных на актуализацию их потенциала в отношении сохранения и укрепления здоровья, организации собственного стиля здорового образа жизни, т. е. готовности к оздоровительно-ориентированной деятельности – ТСЖ. Цель статьи состоит в разработке концептуальных аспектов формирования готовности студентов к ТСЖ. Ведущим методологическим подходом к исследованию данной проблемы является личностный и деятельностный подходы, позволяющие раскрыть особенности организации учебного процесса, направленного на формирование готовности студентов к ТСЖ. Концептуальные аспекты формирования готовности студентов к ТСЖ заключаются в том, что здоровье рассматривается как целевой ресурс человека, которым можно управлять; в основе этого ресурса лежит здоровьесберегающий потенциал человека, представлены его компоненты и фазы развития; разработана модель готовности студентов к ТСЖ. Материалы статьи могут быть полезны педагогическим работникам в части организации деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в организациях образования, путем изменения сущностных и содержательных компонентов этой деятельности.

Ключевые слова: Здоровьеориентированная деятельность (ЗОД), здоровьесберегающая деятельность, здоровьесберегающий потенциал личности, готовность студентов к деятельности, направленной на сохранение здоровья

Айзен И. (1991). Теория запланированного поведения. Организационное поведение и процессы принятия решений человеком, 50, 179–211.

Ахметзянова А.И. , Сайтгалеева Г.Г. (2016). Образование для родителей с детьми-инвалидами: как принять участие в поддержке инклюзивного образования. IEJME-Mathematics Education, 11(4), 859-865.

Ананьев Б.Г. (2001). Человек как субъект познания . СПб.: Питер, 288 с.

Айзман Р.И. и Тернер А.А. (2001). Физиологические основы здоровья . Новосибирск: Лада, 524 с.

Бальсевич В.К. (2006). Спортивный вектор физического воспитания в российской школе . Москва: Теория и практика физической культуры и спорта, 114 с.

Бандура, А. (1997). Самоэффективность: осуществление контроля . Нью-Йорк: WH Freeman, 604 стр.

Бандура, А. (2001). Социальная когнитивная теория: агентная перспектива. Ежегодный обзор психологии, 52,  1–26.

Базарный В.Ф. (2004). Деструктивные воздействия современного образовательного процесса на телесное здоровье ребенка. Школьные технологии , 3 , 17–22.

Березовская Р. А. и Никифоров Г. С. (2003). Психология здоровья . СПб.: Петр, 275–29.1.

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. (1996) Экологическая педагогика и психология . Ростов-на-Дону: Феникс, 477 с.

Федоров В. А., Третьякова Н. В. (2015). Менеджмент качества образовательных учреждений по охране здоровья обучающихся: концептуальные и структурно-функциональные инновации. Научный вестник Национального горного университета , 6(150), 134–143.

Иванюшкин А.Я. (1982). «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека. Валеология , 1 , 49–58.

Хузиахметов А.Н. (2016). Формирование социальной компетентности студентов в процессе студенческого самоуправления. IEJME-Mathematics Education, 11(1), 81-89.

Кисляков П. А. (2014). Социальные компетенции личности: структура и интеграция в системе профессиональной подготовки в вузе. Научный поиск, 3 , 45–47.

Колбанов В.В. (2015). Основы педагогики здоровья. СПб.: Балтийская педагогическая академия, 155 с.

Кучма В. Р. (2005). Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей: Управление медико-педагогическими работниками образовательной, медико-профилактической и санитарно-эпидемиологической службы . Москва: ГЭОТАР-медиа, 528 с.

Леонтьев А. Н. (1977). Деятельность. Сознание. Личность . Москва: Политиздат, 304 с.

Левенталь, Х. (2003 г.). Модель саморегуляции здоровья и болезни, основанная на здравом смысле. Саморегуляция поведения в отношении здоровья и болезни . Нью-Йорк: Ратледж, 42–65.

Лисицын Ю.В. П. (1998). Концепция факторов риска и образа жизни. Здравоохранение Российской Федерации , 3, 49–52.

Малярчук Н. Н. (2013). Здоровье как нравственная ценность и экономический ресурс. Национальное образование , 10, 9–17.

Малярчук Н. Н. (2014). Актуальные пути преодоления факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье детей и подростков в образовательных учреждениях. Т Образовательно-научный журнал , 1, 116-125.

Манжелей И. В. (2014). Экологический подход к физическому воспитанию студентов вузов. Т Образовательно-научный журнал, 2 , 125-138.

Маткивский Р. А. (2009). Управление здоровьем школьников на основе здоровьесберегающей деятельности организаций образования : Автореф. Москва: Научный центр здоровья детей РАМН, 46 с.

Орехова Т. Ф. (2004). Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования . Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет, 352 с.

Платонов К.К. (1986). Строение и развитие личности . Москва: Наука, 255 с.

Прочаска, Дж. и Велисер, В. (1997). Транстеоретическая модель изменения поведения в отношении здоровья. Американский журнал укрепления здоровья, 12 (1), 38–48.

Розенсток, И. М., Стречер, В. Дж. и Беккер, М. Х. (1988). Теория социального обучения и модель убеждений о здоровье. Health Education Quarterly, 15(2), 175–183.

Третьякова Н.В., Андрюхина Т.В. (2012). Образовательные учреждения: анализ здоровьесберегающей деятельности. Педагогический журнал Башкортостана , 4(41), 69–75.

Третьякова Н.В., Федоров В.А. (2013). Качество медицинской деятельности в образовательных учреждениях: концептуальный аспект. Т Образовательно-научный журнал , 4 , 112-132.

Третьякова Н.В., Федоров В.А. (2014). Качество здоровьесберегающей деятельности организаций образования: теория и технология обеспечения . Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 208 с.

Третьякова Н.В. и Ле-ван Т.Н. (2015). Здоровье как ценность, ориентир и результат деятельности студентов: педагогическая модель. Вестник Института Образования Личности , 2 , 10-22.

Третьякова Н.В. (2014). Формирование готовности студентов общеобразовательных учреждений к оздоровительной творческой деятельности . Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 159 с.

Третьякова Н.В. (2014). Концепция формирования готовности студенческих образовательных организаций к сохранению и укреплению здоровья. Современные проблемы науки и образования , 4 . Прямой доступ: http://www.science-education.ru/118-14314

Третьякова Н.В., Федоров В.А., Абрамов Д.В., Калимулин Д.М. (2016). Управление службой здравоохранения образовательного учреждения: ключевые аспекты коммуникации и взаимодействия внутри коллектива. IEJME-Mathematics Education, 11 (8), 2841-2857.

Тюмасева З.И. (2006). Биономика, образовательная среда и модернизация образования . Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 322 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *