2.1.Абстрагирование и идеализация. Мысленный эксперимент
Процесс познания всегда начинается с рассмотрения конкретных, чувственно воспринимаемых предметов и явлений, их внешних признаков, свойств, связей. Только в результате изучения чувственно-конкретного человек приходит к каким-то обобщенным представлениям, понятиям, к тем или иным теоретическим положениям, т.е. научным абстракциям. Получение этих абстракций связано со сложной абстрагирующей деятельностью мышления.
В процессе абстрагирования происходит отход (восхождение) от чувственно воспринимаемых конкретных объектов (со всеми их свойствами, сторонами и т. д.) к воспроизводимым в мышлении абстрактным представлениям о них.
Абстрагирование, таким образом, заключается в мысленном отвлечении от каких-то — менее существенных — свойств, сторон, признаков изучаемого объекта с одновременным выделением, формированием одной или нескольких существенных сторон, свойств, признаков этого объекта.
В научном познаний широко применяются, например, абстракции отождествления и изолирующие абстракции. Абстракция отождествления представляет собой понятие, которое получается в результате отождествления некоторого множества предметов (при этом отвлекаются от це-
22
лого ряда индивидуальных свойств, признаков данных предметов) и объединения их в особую группу. Примером может служить группировка всего множества растений и животных, обитающих на нашей планете, в особые виды, роды, отряды и т. д. Изолирующая абстракция получается путем выделения некоторых свойств, отношений, неразрывно связанных с предметами материального мира, в самостоятельные сущности («устойчивость», «растворимость», «электропроводность» и т. п.).
Переход от чувственно-конкретного к абстрактному всегда связан с известным упрощением действительности. Вместе с тем, восходя от чувственно-конкретного к абстрактному, теоретическому, исследователь получает возможность глубже понять изучаемый объект, раскрыть его сущность.Конечно, в истории науки имели место и ложные, неверные абстракции, не отражавшие ровным счетом ничего в объективном мире (эфир, теплород, жизненная сила, электрическая жидкость и т. п.). Использование подобных «мертвых абстракций» создавало лишь видимость объяснения наблюдаемых явлений. В действительности же никакого углубления познания в этом случае не происходило.
Развитие естествознания повлекло за собой открытие все новых и новых действительных сторон, свойств, связей объектов и явлений материального мира. Необходимым условием прогресса познания стало образование подлинно научных, «не вздорных» абстракций, которые позволили бы глубже познать сущность изучаемых явлений. Процесс перехода от чувственно-эмпирических, наглядных представлений об изучаемых явлениях к формированию определенных абстрактных, теоретических конструкций, отражающих сущность этих явлений, лежит в основе развития любой науки.
Мысленная деятельность исследователя в процессе научного познания включает в себя особый вид абстрагирования, который называют идеализацией. Идеализация представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований.
В результате таких изменений могут быть, например, исключены из рассмотрения какие-то свойства, стороны, признаки объектов. Так, широко распространенная в меха-
23
нике идеализация, именуемая материальной точкой, подразумевает тело, лишенное всяких размеров. Такой абстрактный объект, размерами которого пренебрегают, удобен при описании движения. Причем подобная абстракция позволяет заменить в исследовании самые различные реальные объекты: от молекул или атомов при решении многих задач статистической механики и до планет Солнечной системы при изучении, например, их движения вокруг Солнца.
Изменения объекта, достигаемые в процессе идеализации, могут производиться также и путем наделения его какими-то особыми свойствами, в реальной действительности неосуществимыми. Примером может служить введенная путем идеализации в физику абстракция, известная под названием абсолютно черного тела. Такое тело наделяется несуществующим в природе свойством поглощать абсолютно всю попадающую на него лучистую энергию, ничего не отражая и ничего не пропуская сквозь себя. Спектр излучения абсолютно черного тела является идеальным случаем, ибо на него не оказывает влияния природа вещества излучателя или состояние его поверхности. А если можно теоретически описать спектральное распределение плотности энергии излучения для идеального случая, то можно кое-что узнать и о процессе излучения вообще. Указанная идеализация сыграла важную роль в прогрессе научного познания в области физики, ибо помогла выявить ошибочность некоторых существовавших во второй половине XIX века представлений. Кроме того, работа с таким идеализированным объектом помогла заложить основы квантовой теории, ознаменовавшей радикальный переворот в науке.
Целесообразность использования идеализации определяется следующими обстоятельствами.
Во-первых, идеализация целесообразна тогда, когда подлежащие исследованию реальные объекты достаточно сложны для имеющихся средств теоретического, в частности, математического, анализа. А по отношению к идеализированному случаю можно, приложив эти средства, построить и развить теорию, в определенных условиях и целях эффективную, для описания свойств и поведения этих реальных объектов. (Последнее, в сущности, и удостоверяет плодотворность идеализации, отличает ее от бесплодной фантазии).
24
Во-вторых, идеализацию целесообразно использовать в тех случаях, когда необходимо исключить некоторые свойства, связи исследуемого объекта, без которых он существовать не может, но которые затемняют существо протекающих в нем процессов. Сложный объект представляется как бы в «очищенном» виде, что облегчает его изучение.
На эту гносеологическую возможность идеализации обратил внимание Ф. Энгельс, который показал ее на примере исследования, проведенного Сади Карно: «Он изучил паровую машину, проанализировал ее, нашел, что в ней основной процесс не выступает в чистом виде, а заслонен всякого рода побочными процессами, устранил эти безразличные для главного процесса побочные обстоятельства и сконструировал идеальную паровую машину (или газовую машину), которую, правда, также нельзя осуществить, как нельзя, например, осуществить геометрическую линию или геометрическую плоскость, но которая оказывает, по-своему, такие же услуги, как эти математические абстракции.
В-третьих, применение идеализации целесообразно тогда, когда исключаемые из рассмотрения свойства, стороны, связи изучаемого объекта не влияют в рамках данного исследования на его сущность. Выше уже упоминалось, например, о том, что абстракция материальной точки позволяет в некоторых случаях представлять самые различные объекты — от молекул или атомов до гигантских космических объектов. При этом правильный выбор допустимости подобной идеализации играет очень большую роль. Если в ряде случаев возможно и целесообразно рассматривать атомы в виде материальных точек, то такая идеализация становится недопустимой при изучении структуры атома. Точно так же можно считать материальной точкой нашу планету при рассмотрении ее вращения вокруг Солнца, но отнюдь не в случае рассмотрения ее собственного суточного вращения.
Будучи разновидностью абстрагирования, идеализация допускает элемент чувственной наглядности (обычный процесс абстрагирования ведет к образованию мысленных абстракций, не обладающих никакой наглядностью). Эта особенность идеализации очень важна для реализации такого специфического метода теоретического познания, како-
25
вым является мысленный эксперимент (его также называют умственным, субъективным, воображаемым, идеализированным).
Мысленный эксперимент предполагает оперирование идеализированным объектом (замещающим в абстракции объект реальный), которое заключается в мысленном подборе тех или иных положений, ситуаций, позволяющих обнаружить какие-то важные особенности исследуемого объекта. В этом проявляется определенное сходство мысленного (идеализированного) эксперимента с реальным. Более того, всякий реальный эксперимент, прежде чем быть осуществленным на практике, сначала «проигрывается» исследователем мысленно в процессе обдумывания, планирования. В этом случае мысленный эксперимент выступает в роли предварительного идеального плана реального эксперимента.
Вместе с тем мысленный эксперимент играет и самостоятельную роль в науке.
При этом, сохраняя сходство с реальным экспериментом, он в то же время существенно отличается от него. Эти отличия заключаются в следующем.Реальный эксперимент — это метод, связанный с практическим, предметно-манипулятивным, «орудийным» познанием окружающего мира. В мысленном же эксперименте исследователь оперирует не материальными объектами, а их идеализированными образами, и само оперирование производится в его сознании, т. е. чисто умозрительно.
Возможность постановки реального эксперимента определяется наличием соответствующего материально-технического (а иногда и финансового) обеспечения. Мысленный эксперимент такого обеспечения не требует.
В реальном эксперименте приходится считаться с реальными физическими и иными ограничениями его проведения, с невозможностью в ряде случаев устранить мешающие ходу эксперимента воздействия извне, с искажением в силу указанных причин получаемых результатов. В этом плане мысленный эксперимент имеет явное преимущество перед экспериментом реальным.
В научном познании могут быть случаи, когда при исследовании некоторых явлений, ситуаций проведение реальных экспериментов оказывается вообще невозможным.
26
Этот пробел в познании может восполнить только мысленный эксперимент.
Научная деятельность Галилея, Ньютона, Максвелла, Карно, Эйнштейна и других ученых, заложивших основы современного естествознания, свидетельствует о существенной роли мысленного эксперимента в формировании теоретических идей. История развития физики богата фактами использования мысленных экспериментов. Примером могут служить мысленные эксперименты Галилея, приведшие к открытию закона инерции.
Реальные эксперименты, в которых невозможно устранить фактор трения, казалось бы, подтверждали господствовавшую в течение тысячелетий концепцию Аристотеля, утверждавшую, что движущееся тело останавливается, если толкающая его сила прекращает свое действие. Такое утверждение основывалось на простой констатации фактов, наблюдаемых в реальных экспериментах (шар или тележка, получившие силовое воздействие, а затем катящиеся уже без него по горизонтальной поверхности, неизбежно замедляли свое движение и в конце концов останавливались). В этих экспериментах наблюдать равномерное не прекращающееся движение по инерции было невозможно.
Галилей, проделав мысленно указанные эксперименты с поэтапным идеализированием трущихся поверхностей и доведением до полного исключения из взаимодействия трения, опроверг аристотелевскую точку зрения и сделал единственно правильный вывод. Этот вывод мог быть получен только с помощью мысленного эксперимента, обеспечившего возможность открытия фундаментального закона механики движения.
Метод идеализации, оказывающийся весьма плодотворным во многих случаях, имеет в то же время определенные ограничения. Развитие научного познания заставляет иногда отказываться от принятых ранее идеализированных представлений. Так произошло, например, при создании Эйнштейном специальной теории относительности, из которой были исключены ньютоновские идеализации «абсолютное пространство» и «абсолютное время». Кроме того, любая идеализация ограничена конкретной областью явлений и служит для решения только определенных проблем. Это хорошо видно хотя бы на примере вышеуказанной идеализации «абсолютно черное тело».
27
Сама по себе идеализация, хотя и может быть плодотворной и даже подводить к научному открытию, еще недостаточна для того, чтобы сделать это открытие. Здесь определяющую роль играют теоретические установки, из которых исходит исследователь. Рассмотренная выше идеализация паровой машины, удачно осуществленная Сади Карно, подвела его к открытию механического эквивалента теплоты, которого, однако, «…он не мог открыть и увидеть лишь потому, — отмечает Ф. Энгельс, — что верил в теплород. Это является также доказательством вреда ложных теорий»5.
Основное положительное значение идеализации как метода научного познания заключается в том, что получаемые на ее основе теоретические построения позволяют затем эффективно исследовать реальные объекты и явления. Упрощения, достигаемые с помощью идеализации, облегчают создание теории, вскрывающей законы исследуемой области явлений материального мира. Если теория в целом правильно описывает реальные явления, то правомерны и положенные в ее основу идеализации.
20. Общенаучные и частнонаучные методы в научном познании
Общенаучные методы познания. Классификация общенаучных методов. Основой классификации являются фиксация двух уровней познания: эмпирического и теоретического, тогда все общенаучные методы познания поделятся на три группы: 1. Методы эмпирического познания (используются только на эмпирическом уровне). 1. Методы эмпирического познания. Основополагающим, изначальным методом является наблюдение — это чувственное (преимущественно визуальное) отражение предметов и явлений внешнего мира для получения научных фактов, с использованием материальных средств и приборов. Наблюдение это не пассивное созерцание, а целенаправленная деятельность (с определённой фиксацией некоторых параметров). Эта деятельность опирается на чувственные способности человека, что и позволяет фиксировать внешние свойства и признаки предметов. Три особенности: 1) целенаправленность наблюдения (обусловлена наличием предварительных идей или гипотез, которые ставят задачи наблюдения), 2) планомерность (наблюдения проводятся строго по плану, составленному строго в соответствии с задачей исследования) 3) активность наблюдения (исследователь осуществляет активный поиск, привлекая для этого свои знания и опыт и привлекая средства наблюдения). Перечисленным особенностям соответствуют следующие исследовательские процедуры наблюдения (за формальной записью стоит проявления таланта исследователя и творческая работа): определение целей и задач исследования, выбор объекта и предмета исследования, выбор способа наблюдения минимально влияющего на состояние объекта наблюдения, выбор способа регистрации наблюдаемых параметров объекта, обработка и интерпретация данных наблюдения. Эмпирическое описание. Всякое научное наблюдение всегда сопровождается описанием объекта познания, поэтому метод эмпирического описания выделяется отдельно. Эмпирическое описание — это фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, полученных в результате наблюдений (перевод чувственной информации на язык понятий, язык знаков, схем, рисунков, графиков). Описание результатов образует эмпирический базис науки. Требования к описанию — максимально полное, научное и объективное. Эмпирическое описание подразделяется на качественное и количественное. Количественное описание осуществляется с применением языка математики и различных измерительных процедур. Из этой формулировки извлекаем понятие метод измерения. Измерения есть определение отношения измеряемой величины к другой величине, принятой за эталон. И лишь с проведением измерений естествознание превращается в науку. Эксперимент. Эксперимент — более сложный метод по сравнению с наблюдением, но он включает наблюдение. Предполагается активное, направленное, целенаправленное участие. Эксперимент обладает рядом важных присущих только ему особенностей (по сравнению с наблюдением). 1. Позволяет изучать объект в «чистом» виде путём устранения всякого рода побочных факторов, наслоений (например, Галилей бросал твёрдые шарики, пытался уменьшить трение, обматывав чем-то шарик). Эксперимент — это метод эмпирического познания, позволяющий учёным преобразовывать исследуемый объект, создавать искусственные условия его изучения, вмешиваться в естественное течение процессов и воссоздавать исследуемую ситуацию столько раз, сколько необходимо для получения адекватного и достоверного научного результата. 2. Общелогические методы научного познания. Анализ и синтез. Анализ — это метод познания, состоящий из логических приёмов теоретического или эмпирического расчленения предмета исследования на его элементы, свойства и отношения. Анализ относится к начальной стадии всякого исследование, эта стадия проводится с целью выяснения свойств элементов, как основания для последующего раскрытия закономерных связей между ними. К целевым формам анализа относят: Завершение процедуры анализа даёт возможность перейти к воспроизведению предмета или системы к целостности путём логического синтеза, входящих в них частей с целью раскрытия причин и закономерностей существования этих целостностей. Синтез (греч. соединение, сочетание, составление) — это метод познания, состоящий из логических приёмов теоретического или эмпирического соединения выделенных элементов предмета в целое (или в систему). Происходит не просто механическое объединение ранее выделенных предметов, они обобщаются и тем самым достигаются цели по выявлению структурных закономерностей, причинных и других механизмов его …(?) Синтез предполагает свои формы обобщения результатов: В ряде случаев результаты синтеза могут стать эмпирической теорией (например, Менделеев синтезировал таблицу и появился эмпирический класс теорий). Эмпирические теории раскрывают сущность первого порядка, а знания более высокого порядка (2-го и 3-го), то это получается качественно иными процедурами (например, абсолютно чёрное тело не получить анализом и синтезом). Методы анализа и синтеза взаимосвязаны, диалектически предполагают и дополняют друг друга. Анализ — момент познания целого, с другой стороны, предварительное условие синтеза — это совокупное эмпирическое наличие частей из которых состоит предмет синтеза. Всякое синтезированное знание относится к сущности первого порядка. Индукция и дедукция. Индукция (лат. наведение) — это метод научного исследования, связанный с движением мысли от отдельных фактов (частных посылок) к общему выводу (обобщающей гипотезе). Основой индуктивного умозаключения является повторяемость признаков в ряду предметов определённого класса. Поэтому индуктивные умозаключения — вывод об общих свойствах всех предметов данного класса на основе изучения большого количества отдельных событий. Направлены на выявление в предметах чего-то общего, выступающего в качестве объективной закономерности. Индукция разделяется на полную и не полную. В полной общий вывод базируется на знании всех изучаемых предметов; однако, если в силу пространственно временного ограничение исследователь может изучить только часть предметов — неполной индукция. Выделяют три типа неполной индукции: Индукция изначальный вид умозаключений, с её помощью выведено много знаний (принцип неопределённости, закон сохранения вещества). Индуктивное обобщение стимулирует мысль учёного. Изолированно она не работает и взаимодействует с ранее доказанным знанием. Когда накоплено достаточное число обобщающих фактов, гипотез, принципов появляется возможность к дедукции. Дедукция — логическое выведение нового (научного) знания из ранее полученных знаний. (Это все следователи — Шерлок Холмс, Коломбо — раскрывают преступление по уликам). Умозаключение по дедукции строится по схеме: все предметы относятся к классу m…(?) (например, все люди смертны, Сократ человек => смертен). Дедуктивный метод не сводится к дедуктивному умозаключению. Направленность от общего к частному может формировать целую систему. Например механика — закон инерции, механики материальной точки и …(?) Дедукция (как метод научного познания) — это метод научного исследования, заключающийся в том, что новые знания выводятся на основании эмпирических теорий, законов, принципов, аксиом или гипотез, полученных ранее путём индуктивного обобщение данных наблюдения и эксперимента. Индукция и дедукция неразрывно связаны друг с другом, диалектически дополняют и взаимоопределяют друг друга. Это лишь способ развёртывания некоторых положений на знании исходного знания и т.к. индукция может нести ошибку, то и дедукция тоже. Дедукция не даёт возможности получить содержательно нового знания. Роль научной дедукции тем не менее непрерывно возрастает, в особенности в двух направлениях: Абстрагирование. Абстрагирование — это особый вид мышления, заключающийся в отвлечении (устранение) от ряда свойств и отношений изучаемого предмета с одновременным выделением только интересующих субъекта свойств и отношений. Результатом является различного рода абстракции. Использую эту закономерность можно выделить те свойства, которые важны. Математическая абстракция — отвлечение от всех чувственных свойств (мягкости, жесткости, вкуса), но сохраняется количественная определённость. Абстракция выступает в виде чувственно наглядного образа (атом), в форме идеализированного объекта (абсолютно чёрное тело) или в форме суждения (этот предмет белый), понятия (?) (категория движения, пространства), в форме закона (отрицание отрицания). Классификация. Классификация — это метод научного исследования, в основе которого лежит деление и распределение множества объектов на подмножества, подклассы по определённым признакам. В основе классификации — лежит логическая операция деления объёма понятия. Объём понятия — класс объектов, обозначающиеся данным понятием. Выделяют следующие виды классификации: Моделирование. Методом моделирования называется изучение объекта (оригинала) посредством создания и исследования его копии, которая и называется его моделью. Модель замещает оригинал только в тех характеристиках, которые составляют предмет познания. Модель всегда соответствует оригиналу только в тех свойствах, которые подлежат изучению, она исключает все остальные свойства и отношения оригинала, которые на данном этапе не является актуальными, это и делает модель удобной для исследования. Моделирование, как процедура включает следующие этапы: Модели бывают материальные (физические, социальные) и идеальные (математические). В связи с повышением теоретического уровня, физическое моделирование теряет своё место и актуальным становится математическое моделирование, которое подразделяется на: Характеристики. 1. Абстрактное моделирование основывается на возможности описания изучаемого явления или процесса на языке некоторой научной теории (чаще на математическом языке). В начале дают по возможности более чёткое и однозначное описание того, что происходит, почему, при каких условиях, т.е. строят информационную (описательную) модель процесса, которая далее переводится на математический язык (мат. язык определённой теории). Т.е. определяется логико-математическая модель, и она исследуется как функционирующее явление. Например, в физической модели системы выделяют признаки, описывают поведение элементов дифурами и начинают исследовать. Такая модель изоморфна конкретному классы систем. Обобщение. Этот метод пронизывает все остальные методы. Обобщение — это способ выделения общих свойств, связей и закономерностей некоторой предметной области путём перехода на более высокий уровень абстракции и определения соответствующих понятий. Включает все ранее рассмотренные методы, при этом они накладывают свой существенный отпечаток на определённых уровнях и этапах обобщения. В зависимости от задач и уровня исследования выделяют эмпирическое и теоретическое обобщение. Обобщение часто называют особым видом абстрагирования или обобщающая абстракция. Однако их нельзя отождествлять, т.к. познавательная задача существенно отличается. Операция обобщения — переход от частного или менее общего понятия или суждения к более общему, расширяя класс предметов и позволяет добиться новых понятий. 3. Методы теоретического познания. Эти методы применяются для раскрытия причин и сущности явления (идеализация, мысленный эксперимент…) Идеализация. Идеализация — это вид абстрагирования, при котором осуществляется мысленное конструирования предельно абстрактных объектов, наделённых минимальным числом сущностных свойств, необходимых для решения теоретических задач. Идеализированные объекты, идеализации не существуют в действительности, но у них есть прообраз в материальном мире. Например, материальная точка — брошенный камень, или абсолютно чёрное или твёрдое тело. Цель идеализации — создать конструкции для моделей мысленного эксперимента. Как процесс идеализация характеризуется двумя теоретическими процедурами: 1) отвлечение от реальных свойств и отношений, изучаемых фрагментов действительности и 2) введение в содержание понятия мысленно сконструированного объекта таких признаков, которые не могут принадлежать реальному прообразу. Так Галилей понимал, что нельзя искусственно воспроизвести природный процесс => надо построить модель. Мысленный эксперимент. Мысленный эксперимент — методы теоретического исследования объекта, в своей совокупности, образующих идеализированную модель, состоящую из мысленных схем и их взаимодействия. В ходе такого эксперимента объекты мысленно ставятся в различные ситуации и в ходе этого можно установить такие законы, которые нельзя получить экспериментально. Классические методы исследования: метод Галилея, Эйнштейна при выведении положения теории относительности о тождестве инерциальной силы и силы тяжести тела. Это тождество он вывел путём мысленного эксперимента — представил лифт, движущийся от поверхности Земли к центру в нём сидит наблюдатель и вдруг лифт обрывается, и вопрос — что чувствует наблюдатель? Наблюдатель и не знает, что трос оборвался, и не отличает, что это сила тяжести или ускорение от падения. Далее Са?до Карно? при исследовании паровой машины. Он считал что там есть теплород и уподобляет его воде и разность температур — разность уровней, и тогда работа не зависит от природы вещества, а измеряется произведением количества теплорода на разность температур, т.е. ограничена температурой нагревателя и холодильника, которые оба важны. Далее это стало вторым началом термодинамики. Такие эксперименты сопровождают всю современную науку. Метод формализации (Формализация). Формализация — это метод исследования содержания объекта с помощью выявленных закономерностей и связей между элементами его формы. В процессе формализации какая-либо содержательная область (рассуждения, доказательства, поиск научной информации и т.д.) представляется в виде формальной системы. В этой системе форма отделяется, абстрагируется от содержания, изучаемая предметная область отображается в знаковой системах искусственных языков (формулах). Такая модель позволяет исследовать структурные закономерности происходящего в ней процесса, при этом происходит отвлечение от качественных характеристик. Подвергаются преобразованиям с формальными знаками. Оперируя формулами и получая конечное содержание, далее субъект может опять вкладывать в него содержание. Формализация осуществляется на базе абстракций, формализаций и т.п. осуществляется на базе математики и частный случай этого метода — метод математизации — внедрение математики в область. Логика, лингвистика имеют свои «упаковки» метода формализации. При этом, используются искусственные языки, которые называются исчислениями. Исчисление — это система изучения тех или иных областей …(???) установления соответствия между знаками и предметами области теоретического исследования. В мат логике: исчисление предикатов, классов, высказываний и т.п. Метод аксиоматизации (аксиоматизация). Гипотетико-дедуктивный метод. Гипотетико-дедуктивный метод — это метод, выдвижения абстрактно теоретического предположения (научная гипотеза) для объяснения причин непосредственно не наблюдаемых форм связей между изучаемыми объектами. Такая конструкция далее дедуктивно развёртывается. Т.е. гипотеза развёртывается от начального предположения, подвергается проверки, а далее знание уточняется и анализируется. Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приёмов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук. ============================================================================================================ 2 ВАРИАНТ Общенаучные методы – используются в самых разных областях науки. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие только на теоретическом уровне (формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод). Некоторые (анализ и синтез, моделирование) — как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. Частные методы – методы, которые используются только в рамках исследований какой-нибудь конкретной науки или какого-нибудь конкретного явления. Характерны для отдельных наук или областей практической деятельности. Это методы химии или физики, биологии или математики, методы металлообработки или строительного дела. Высокая степень общности (присущая общенаучным методам в отличие от частных) – характерный признак философии: её категорий, принципов, законов, концепций. Вследствие этого некоторые из общенаучных методов претендовали (и претендуют) на роль философского метода. Анализ процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения). Процедурой, обратной анализу, является синтез. Синтез — это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое. Индукция – способ обобщения данных опыта, при котором происходит движение от общего к частному. Дедукция – движение мысли от общего к частному. В отличие от индукции, с которой дедукция тесно связана, она в основном используется на теоретическом уровне познания. Классический пример дедукции: Все люди смертны, Сократ является человеком, Следовательно, Сократ смертен. Анало́гия – подобие, равенство отношений; сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах, а также познание путём сравнения. Между сравниваемыми вещами должно иметься как различие, так и подобие; то, что является основой сравнения, должно быть более знакомым, чем то, что подлежит сравнению. Умозаключение, в котором от внешней подобности предметов за одними признаками, делается вывод про возможность их схожести по другим признакам. Сущность моделирования состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект. Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект либо труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно и т. д. Наблюдение — это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования. Наблюдение используется, как правило, там, где вмешательство в исследуемый процесс нежелательно либо невозможно. Наблюдение в современной науке связано с широким использованием приборов. Эксперимент в отличие от наблюдения — это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов. Преимущества эксперимента в сравнении с наблюдением состоят в том, во-первых, что оказывается возможным изучать явление, так сказать, в «чистом виде», во-вторых, могут варьироваться условия протекания процесса, в-третьих, сам эксперимент может многократно повторяться. Измерение – это процесс определения количественных значений тех или иных свойств объекта при помощи специальных приборов. |
Написание рефератов | Факультет биологических наук
- Бакалавриат
- Исследования и стажировки
- Написание рефератов
Перейти к реферативному формату или предложениям преподавателей
Что входит в реферат?
Люди используют ваше резюме, чтобы понять ваш проект и решить, захотят ли они посетить ваш постер или посмотреть ваше выступление. Их может заинтересовать тема, результаты или конкретные методы, которые вы использовали. Таким образом, аннотация должна кратко описывать общую картину и цель исследования, вопрос, который вы исследовали/гипотезу, которую вы проверили, проведенные вами эксперименты, полученные вами результаты и актуальность ваших выводов. Yikes в 250 словах (обычно) или меньше! Один абзац. |
Тезисы должны обобщать то, что вы планируете представить, поэтому сначала решите, что вы будете представлять, и затем напишите аннотацию. Не рассчитывайте на результаты, которые вы думаете, надеетесь или уверены, что будете иметь к собранию; упоминайте только то, что вы уже сделали. Конечно, вам предлагается показать самые свежие данные в презентации, но вы не будете обещать результат, которого могли бы не получить. Обсудите свой план с лаборантом (PI, Post doc и т. д.) , прежде чем вы начнете писать . |
Ваш реферат должен быть написан ВАШИМИ словами, а не кем-то другим в вашей или другой лаборатории. Замечательно читать рефераты, написанные другими, но отложите их, прежде чем писать свои собственные. |
~50% РЕЗЮМЕ ОПИСЫВАЕТ, ЧТО ВЫ УЖЕ СДЕЛАЛИ |
Формат тезисов для научно-исследовательского симпозиума бакалавриата кафедры биологических наук
|
Тезисы будут напечатаны в буклете, распространяемом на постерной сессии. Перед отправкой проверьте свой PI в своей лаборатории! Не включайте реферат на плакат. |
Предложения преподавателей
Секреты написания рефератов доктором БродскимВаш реферат должен отвечать на следующие вопросы:
|
Доктор Пиблз предлагает следующее взвешивание вашего реферата
|
Основы абстракции | уд
В этой главе вы изучите основы абстракции на примерах.
Определение
В словаре сказано, что абстракция означает отвлечение
, удаление характеристик от чего-либо, чтобы свести его к набору существенных характеристик. Это инструмент для упрощения. Мы находим суть, игнорируя несущественные детали.
В своей статье Является ли абстракция ключом к вычислениям ?, Джефф Крамер говорит, что абстракция также означает:
- Процесс формулирования общих понятий путем абстрагирования общих свойств экземпляров и;
- Общая концепция, образованная путем извлечения общих черт из конкретных примеров.
Пример 1
Химия — это абстракция физики.
против
Биология — это абстракция химии.
против
Генетика — это абстракция биологии.
против
Пример 2
Карта лондонского метро, накладывающая систему метро на обычную географическую карту.
На этой карте вы видите:
- Река Темза
- Относительные расстояния между станциями.
Упрощенная карта Гарри Бека.
- Подходит для навигации в лондонском метро.
- Это вводит в заблуждение для других целей.
Рассмотрим две крайности:
Слишком абстрактно
Карта не содержит достаточной информации для этой цели.
Слишком подробно
Карта становится запутанной и менее понятной.
Уровень, польза и ценность конкретной абстракции зависят от ее назначения.
Абстракция в программном обеспечении
Цитировать Буча в Объектно-ориентированный анализ и проектирование с приложениями :
Абстракция обозначает существенные характеристики объекта, которые отличают его от всех других видов объектов и, таким образом, обеспечивают четко определенные концептуальные границы относительно точки зрения наблюдателя».
Термин перспективы зрителя нуждается в объяснении. Давайте рассмотрим объект «Дом». Когда банкир видит этот дом, он думает с точки зрения стоимости собственности, возможностей для оценки и т. д., тогда как когда декоратор рассматривает его, он думает с точки зрения того, в какой цвет следует покрасить дом. общая площадь, подлежащая окраске, и т. д. Один и тот же объект Дом можно рассматривать с разных точек зрения, что может привести к совершенно разным абстракциям у разных людей.
Booch, Fairsmith, Henderson-Sellers определяют абстракцию как:
Любая модель, которая включает наиболее важные, существенные или отличительные аспекты чего-либо, подавляя или игнорируя менее важные, несущественные или отвлекающие детали.
Coad, Fairsmith, Henderson-Sellers, Rumbaugh определяют абстракцию как:
Когнитивный инструмент для рационализации мира путем рассмотрения только тех деталей, которые необходимы для текущей цели.
Итак, абстракция — это то, какие детали мы выбираем, чтобы подчеркнуть, а какие — игнорировать. То, что мы выбираем, чтобы подчеркнуть, продиктовано приложением. Это упрощает то, на что мы смотрим в реальном мире. Например, стул может быть сделан из разных материалов, ручки регулировки высоты, ручки регулировки наклона и т. д. Если бы мы каждый раз смотрели на стул, если бы нам приходилось разбираться, из какого материала он сделан, какова высота предназначены ручки регулировки и другие не относящиеся к делу детали, связанные с нашей целью использования стула, чтобы сидеть, наши мозги будут истощены. Таким образом, процесс абстракции упрощает вещи и позволяет нам управлять сложностью в процессе решения проблем.
Информатика — это наука об абстракции: создание правильной модели для осмысления проблемы и разработка подходящих механизированных методов для ее решения. Любая другая наука имеет дело со Вселенной такой, какая она есть. Задача физика, например, состоит в том, чтобы понять, как устроен мир, а не изобретать мир, в котором физические законы были бы проще или приятнее для исполнения. Компьютерщики, с другой стороны, должны создавать абстракции реальных проблем, которые могут быть поняты пользователями компьютеров и в то же время могут быть представлены и обработаны внутри компьютера.
Абстракция в том смысле, в каком мы ее используем, подразумевает упрощение, замену сложной и детализированной реальной ситуации понятной моделью, в рамках которой мы можем решить проблему. То есть мы «абстрагируемся» от деталей, влияние которых на решение проблемы минимально или отсутствует, тем самым создавая модель, позволяющую разобраться в сути проблемы.
— Из книги «Основы информатики» Альфреда В. Ахо и Джеффри Д. Ульмана
Почему Абстракция?
Абстракция имеет решающее значение для создания четких, элегантных проектов и программ. Полезно управлять сложностью. Мы можем диагностировать компоненты на интерфейсах, а не исчерпывающим образом отслеживать функции всех компонентов.
Преимущества обработки систем по уровням абстракции
- Каждый уровень имеет собственное определение и спецификацию. Таким образом, развитие может происходить одновременно на каждом уровне.
- Мы можем распределить работу по силе.
- Система может развиваться, развивая компоненты по отдельности. Нет необходимости заново внедрять всю систему при изменении одного компонента. Это позволяет избежать синдрома второй системы .
Абстракция в повседневной жизни
Вы используете абстракцию в повседневных вещах своей жизни. Например, вы говорите: «Я иду на рок-концерт в эти выходные». Вы не говорите: «Я иду на музыкальное представление с электрогитарой, электробас-гитарой и барабанами в эти выходные».
Как реферировать
Чтобы изучить процесс абстрагирования, вам нужно научиться находить суть чего-либо. Оксфордский словарь определяет сущность как:
Внутренняя природа или обязательное качество чего-либо, определяющее его характер.
Давайте теперь подумаем над следующим вопросом, чтобы проиллюстрировать нахождение сути.
- Что такое стул?
Стул — это вещь, у него есть форма и функция. Если вы предполагаете, что сидение является функцией стула, то у вас есть такие атрибуты, как количество ножек, материал стула, наличие опоры для спинки и т. д. в качестве переменных, которые можно варьировать в определении стула. Теперь вопрос в том, какое наименьшее количество этих атрибутов нам нужно, но при этом сохраняется концепция стула? Может ли стул быть без поддержки спинки? Да. Таким образом, мы можем считать это не относящимся к концепции стула. Мы можем продолжить этот процесс для других атрибутов, чтобы создать сущность стула.