В чем ценность жизни человека – Ценность человеческой жизни — психология

Содержание

Жизнь – ценность. Но в чем ценность жизни?

В чем ценность жизни? Это очень сложный и всеобъемлющий вопрос, чтобы ответить на него, нужно сначала понять. Что есть жизнь и для чего она нужна.

Что такое жизнь? Набор сложнейших физико-химических процессов, происходящих на затерянной во Вселенной среди миллионов себе подобных планете, возникнет как побочный продукт производства черных дыр и поддерживающий сам себя. Для чего это все нужно, в чем смысл этого? Особенного смысла в этом нет и никогда не было, ведь в мире все происходит не для чего то, а потому что. Вряд ли кто-то во вселенной заметил бы, если бы мы исчезли. Для чего, с другой стороны, существует  Солнце? Это всего лишь еще одна звезда, но их сотни тысяч, и когда-нибудь она исчерпает запас топлива и исчезнет. Выходит, Солнце существует, чтобы исчезнуть? Нет, оно просто существует потому, что оно сформировалось, и смысла в этом существовании нет, хотя мы не представляем свою жизнь без него. А многие живые существа не мыслят без нас свое существование, а мы без них. Живые организмы, умирая, дают пищу для бактерий, червей и прочих организмов, дают материал для формирования почвы. Любой предмет, переставая существовать, дает возможность появиться другим предметам. Эти взаимосвязи занимают весомое место в природе, а каждый из нас – всего лишь пылинка в огромном океане беспорядочно движущихся из ниоткуда в никуда частиц материи, пешка в руках жестоких и неумолимых физических законов.

Все же нам воистину есть, чем гордится, есть, за что благодарить госпожу случайность, подарившую нам возможность к существованию. Ведь геном человека может иметь бесконечно огромное число состояний, во много раз больше, чем число всех людей, когда-либо существовавших на Земле. А это значит, что большинство из нас еще никогда не рождались и, возможно большее их количество так никогда и не родится. Поэтому надо ценить жизнь, эту великолепную возможность прикоснуться ко всем этим чудесам природы, таким невообразимо тонко и точно выстроенным, но рожденным буквально из ничего и чуточки случайности. Ради одного мгновения осознания совершенства этого мира стоит жить.

Вся суть природы, жизни, Вселенной есть бесконечное движение вперед, постоянное и беспрерывное стремление к высшему идеалу, пусть даже его не существует, так как любой высший идеал имеет в продолжении еще более значительный и высший идеал, и так до бесконечности. Не важно, что ждет в конце пути, важен сам процесс, когда-то волею случая запустившийся и ныне поддерживающий сам себя, и вершины, достигнутые в этом процессе. На этих принципах работает эволюция живых организмов, являющаяся главным фактором , определяющим все свойства земной жизни, и благодаря которой мы существуем.

В этом главная задача жизни – постоянное развитие и совершенствование, постоянное стремление к будущему, ставить перед собой все новые цели и достигать их. Одна из главных целей человека в жизни – продвинуть общество на шаг, пусть маленький, но ощутимый, помочь другим в развитии и развиваться самому. Наша сущность проявляется в наших делах, и у нас нет времени в этой жизни для безделья и отдыха, нужно стремиться и работать вместе на достижение общей цели.

В наше время самый ценный товар – не золото и не алмазы, а информация и технологии, и основная ценность современного человека – его знания, его разум, позволяющий творить воистину невероятные вещи и помогающий отыскать истинно правильные мысли, решения, суждения во тьме лжи и фальсифицированных ценностей и идей. Задача человека есть в торжестве разума, критического мышления и научного познания и покорения Вселенной над животными страхами, тысячелетними небылицами и предрассудками, над слепой бездоказательной верой, разрушающей любую логику и рациональность.

К сожалению, многие этого не понимают и продолжают жить по давно устаревшим морально-нравственным принципам древних пустынных кочевых народов, на протяжении веков эксплуатируемым и местами искаженным руками злых алчных людей ради личной выгоды и зомбированния истинной правды населения с целью превращения его в армию тупых юнитов, рабов, подчиняющихся беспрекословно и самоотверженно своему хозяину. По-настоящему разумный и свободный человек независим и принимает самостоятельно даже под давлением каких-либо внешних сил и борется против этого давления. Свобода же выбирать своего хозяина и место каторги не есть постоянная свобода рабства, а всего лишь мерзкая подмена понятий. Нравственность, основанная на страхе, фальшива и бесполезна, она является сильным извращением истинной, подлинной  нравственности, основанной на собственных принципах и идеях и логической их обоснованности и представляющей собой свободный волевой акт. Лишенный наигранной фальши и подхалимства. Сейчас таких истинно нравственных людей все меньше и меньше, современное общество потребления лишает человека творческого подхода, своеобразного протеста, но заставляет приобрести в сотый раз очередную популярность, но бесполезную безделушку по еще более низкой цене. Это очень опасно и ведет к деградации человека.

Наше будущее в наших руках и от нас зависит, исчезнем мы раз и навсегда, не оставив после себя ничего более-менее заметного или победим и возвысимся и будем возвышаться все выше и выше на бесконечной лестнице прогресса.

timix.nios.ru

Ценность человеческой жизни – главный смысл человека

Ценность человеческой жизни: главный смысл человека и человечества

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:

Человеческая жизнь — ценность, сама по себе, – это верно, но…

Ценность человеческой жизни, многим людям, представляется, как высшая и главная ценность самой человеческой жизни, как таковой.

Более того, если искать смысл жизни человека, то единственно, к чему можно прийти однозначно, в своих размышлениях и опыте: смысл жизни в том, — чтобы жить.

Всё это, конечно: хорошо и очень правильно, с точки зрения не только человечной морали, но и с точки зрения разумности.

Ибо, что есть жизнь человека, без самой этой жизни?

Но, это было бы так красиво и хорошо, если бы все люди были, хоть приблизительно, одинаковы – одинаково ценны, как куклы, выпускаемые с одного конвейера.

Но, люди — все разные, — это уже, и звучит тривиально, и не обсуждается, как аксиома.

А значит, это, положение о разности людей, само по себе, логически наводит на мысль, что, ценность человеческой жизни не может быть одинакова – безотносительна и безусловна.

А если добавить к этому, что все люди имеют СВОЁ положение не только в социуме, но и в жизни, как таковой.

То мы и получим то, что имеем в реалиях: ценность человеческой жизни, как минимум, — разная.

Ценность человеческой жизни в субъективной оценке

Проблема здесь возникает, когда мы спускаемся от рассуждений о «высоких материях» жизни человека к её практическим воплощениям — к конкретным жизням, тех или иных людей.

Ибо мы тут же видим, что ценность человеческой жизни весьма относительна и не безусловна.

И это не только в глазах отдельного человека или группы людей. Которые, исходя из своих представлений и интересов, решают:

— Вот этот человек, или вот эти люди – ценны, эти – менее ценны, а эти, вообще, — нет.

Такую ценностную градацию делают все люди, и на всех уровнях своей личной, общественной и государственной жизни.

Типа, вот этот: умнейший, достойный человек – приносит пользу всем.

Или, просто, он – государственный деятель – важная личность, значит: ценность его жизни высокая. Почёт ему, уважение, и охрана его жизни и здоровья.

А вот этот: таких много – «работяга», обыватель, «всё, как у всех» — ценность его человеческой жизни на порядки ниже.

Типа: ну, был, и в расход пошёл, — «бабы ещё нарожают».

А этот человек: ну, вообще никакой ценности не представляет — бездельник, нарушитель порядка и социально опасен, к тому же.

Ценность человеческой жизни в глазах других людей

Ценность человеческой жизни подвергается ещё большей градации, с точки зрения личных и личностных отношений отдельного человека.

Здесь уже играют роль не только доводы разума, но и чувства и даже эмоции, в виде личных пристрастий.

Типа: вот этот человек мне нравится, поэтому ценность его жизни высока. А этот: вообще, — мой родственник!

Ну, а вот этот, сосед, он «достал уже» — ценность его жизни для меня равна нулю и ниже. И так далее, и тому подобное.

Ещё большую субъективность, ценность человеческой жизни, приобретает в самооценке человека.

Притом, человек оценивает свою жизнь и как биологического существа, где работает инстинкт самосохранения. И как существо, наделённое духом сознания и самосознания.

И не обязательно духовная оценка своей человеческой жизни будет высшей ценностью, — когда человек воображает, что его жизнь бесценна.

Есть немало людей, которые вполне критически оценивают значимость своей жизни. В диапазоне: от – «да кто я, в общем-то, такой?». До – «да я, вообще, ничто и никто».

Ценность человеческой жизни в объективной оценке

А если мы откинем субъективность в оценке ценности человеческой жизни?

И возможно ли это вообще сделать, если, по сути, любое человеческое сознание априори субъективно, носит ли его отдельный человек или какая-либо социальная группа?

«Не мудрствуя лукаво», просто, мы должны признать, что, как везде и во всём, объективность человека и людей, возможна.

Если их воззрения и размышления будут стремиться к максимальному соответствию, представляемого ими, с действительным положением вещей и их явлений.

То есть, тогда, оценка ценности человеческой жизни будет более-менее объективна.

Если она будет соответствовать не пристрастиям, интересам и представлениям какого-то человека или группы людей. А будет соответствовать тому, «как оно есть на самом деле» — объективно, — фактически.

А что может быть объективным критерием или критериями ценности человеческой жизни, в таком случае?

Это, уже, философский вопрос, ибо требует некой философской методики осмысления, коих мы, вообще-то, знаем, по сути, всего две: метафизику и диалектику.

Об этом читать: Метафизика и диалектика, в сознании, в науке и в жизни

Ценность человеческой жизни с философских позиций

1. Стоя на позициях метафизики, грубо говоря, можно много что навоображать и напридумывать, рассматривая ценность человеческой жизни.

От: человек бесценен, потому что это единственное разумное существо или порождение высших сил, по своему подобию, как в религии.

До: человек – это букашка, бессмысленно ползающая по одной из планет космоса.

А в промежутке, типа таких представлений, что: есть сверхлюди, ценность которых неоспорима. И есть «недочеловеки» — жизнь которых не стоит ничего.

2. Стоя на диалектических философских позициях, нужно смотреть на СУЩНОСТЬ человека, чтобы оценить его ценность человеческой жизни.

Ибо, только познав и поняв сущность человека, притом вкупе с пониманием сущности мира, который его окружает и элементом которого он является, можно дать объективную оценку, что такое ценность человеческой жизни.

А в чём сущность человека, как и любого другого элемента мира?

Сущность человека в его СООТВЕТСТВИИ своему предназначению в системе мира: быть, именно ЧЕЛОВЕКОМ, а не чем-либо другим.

То есть, если букашке предназначено, в системе мира, быть букашкой, камню – камнем, то человеку – человеком.

И у каждого объекта, есть, объективно, свои параметры – свойства и качества.

Которые присущи только им, и которые и есть их показатели, раскрывают их сущность – делают их именно такими, а никакими другими.

Иначе говоря, человек, ценен лишь только тогда, когда он ЧЕЛОВЕК – обладает человеческими свойствами, проявляемыми в его качествах.

А не чем-то иным, даже будучи в форме – в образе человека.

В частности, человек не может быть человеком, если он не наделён человеческой психикой, сознанием, самосознанием. И, главное, духовностью – человечностью – моралью, нравственностью.

Иначе говоря, если психика человека не адаптирована к жизни среди людей, а, например, больна или неразвита, — как у животного.

И если его духовность – сознание, не содержит общечеловеческих принципов морали, то ценность человеческой жизни стремится к нулю.

Ибо, это, по сути, не есть человеческая жизнь. А её, жизни, носитель — не есть человек, нечто другое. Типа зверя, животного, в облике человека.

Ценность человеческой жизни, в свете человечности — морали и нравственности

Хочу напомнить ценности общечеловеческой морали, — собственно, того, что делает человека человеком:

1. Не убивай и не калечь человека, если он не покушается на твою жизнь и жизнь близких и окружающих тебя людей.

2. Не кради – не присваивай то, что не принадлежит тебе, не заработано твоим трудом и «кровью и потом».

В том числе: не заставляй, тем или иным образом, работать на себя людей, присваивая результаты и плоды их труда. Эксплуатация человека — это тоже кража.

3. Если человек осознаёт ценность человеческой жизни, в частности, своей, то он никогда не завидует другим людям.

Ибо зависть порождает порочный круг ощущения своей неполноценности, ущербности и вновь зависти и злобы: У них есть, а у меня нет!

Это, само по себе, противоречит осознанию и признанию своей личной ценности, как человека, и формирует комплекс неполноценности, со всеми последствиями.

4. Если человек признаёт ценность человеческой жизни, он старается не поддаваться своим животным инстинктам: похоти, жадности, врождённому эгоизму.

Ибо он ценит свою человечность и свою человеческую сущность, и не разменивает её на свои биологические потребности.

5. Главнейший регулятор человеческого поведения – правило: Относись к другому человеку так, как хотел бы, чтобы он отнёсся к тебе.

Это, даже, зафиксировано в постулатах всех мировых религий, ибо, без этого, человек, как таковой, несостоятелен.

6. Ценность человеческой жизни в том, что: он стремится жить ЧЕЛОВЕКОМ и как ЧЕЛОВЕК – духовное – человеческое, для него, превыше всего.

А не: самый распространённый заменитель человеческого – жить по животным, скотским понятиям, правилам и принципам.

Все эти правила человеческого жития давным-давно выработаны людьми и им известны. В частности, они записаны в постулатах, как заповеди, всех мировых религий.

В частности, они зафиксированы в заповедях Иисуса Христа. Смотрите: Общечеловеческие ценности и нравственность

Проблемы в оценке ценности человеческой жизни

Но, проблема ведь в том, как всегда, в трактовках:

Государственная власть и слившаяся с ней церковная власть, взяв в качестве идеологии религию, полностью её извратили.

Или, как бы, оставили за скобками, её содержание и смысл – истинное значение её постулатов, данное основоположниками.

Например, постулат человечности «не укради», превратился в правило: не смей покушаться на имущество хозяина, собственника.

И не думай о том, что это имущество и состояние, он создал благодаря твоему труду, крови и поту – обворовав тебя.

Или, например, что ценность человеческой жизни, не измеряется статусом, присвоенным человеку государством и обществом.

Ибо каждый человек равен другому человеку с рождения.

А не является изгоем или неполноценным, или избранным и элитой, по праву рождения, от кого-либо.

И по праву наследования привилегий, в социуме и в государстве, или по праву неполноценности в них.

Или, например, ценность человеческой жизни, никак не может быть измерима его, человека, государственным, материальным, финансовым, и даже социальным состоянием.

Ибо, человек с помойки – бомж, может быть неизмеримо богаче духовно – быть человеком, чем мажор, заполняющий эту помойку недоеденной икрой.

Ценность человеческой жизни, что делать, – как жить

Дамы и господа, «все мы живём одну жизнь», и, собственно, как ни крути, от нас зависит, прожить её по-людски или ещё как-нибудь.

То есть, по сути, вопрос в том, как осознать, понять ценность человеческой жизни, вообще, и своей, в частности.

На мой взгляд, кто-то живёт свою жизнь, в погоне за ложными идеалами жизни.

И, ещё при жизни, им, этим людям, воздастся бедами и несчастьями, самой их неправильной жизнью.

И это не мечты и утешения ими обиженных людей – обворованных и оскорблённых ими, — это закон человеческой жизни.

Ибо ценность человеческой жизни объективно существует.

И кто не понял и нарушил эту ценность, – тот выпал из системы человеческого жития, объективно. А значит: неизбежно наказание за это выпадение.

Ну, а проблемы каждого человека понять это или нет – прожить ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ жизнь или нет.

Итоги жизни, как правило, не на небесах, а ещё на «грешной земле» подводятся.

А как вы считаете, ценность человеческой жизни, в чём она?

Ещё статьи по этой тематике

Жизнь человека, как частный случай и элемент мира

Диалектика – спо

love-family-life.info

5 самых главных ценностей в жизни каждого человека

Поделиться на Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники

В чем смысл жизни? Как прожить полноценную и счастливую жизнь? Что по-настоящему ценно в жизни? Правильно ли я живу? Это главные вопросы, на которые мы все пытаемся найти ответ… В этой статье я предлагаю вам новую возможность пересмотреть свои жизненные приоритеты и найти для себя ответы на эти «вечные» вопросы.

Когда я серьезно заинтересовался этой темой и начал поиск, то обнаружил, что лучшие ответы на эти вопросы дают нам люди, которые в своей жизни столкнулись лицом к лицу со своей смертью.

Я изучил книги-бестселлеры о людях, которые узнали, что очень скоро умрут и поменяли свои жизненные приоритеты; собрал различные исследования на тему «о чем сожалеют перед смертью»; добавил немного восточной философии и в результате получился этот список из пяти истинных ценностей в жизни каждого человека.

Если бы не моя болезнь, то я никогда и не задумался бы над тем, как прекрасна жизнь.
Рэнди Пауш «Последняя лекция»

Итак, что же является самым важным в жизни каждого из нас? Прежде, чем читать далее, настройтесь и читайте сердцем, а не разумом. Слушайте и доверяйте своему сердцу, оно всегда точно знает ответ.

1. Самобытность

Все в жизни имеет свое назначение. У каждого живого существа на планете есть своя миссия. И у каждого из нас есть своя роль. Реализуя свои уникальные таланты и способности, мы обретаем счастье и богатство. Путь к своей уникальности и миссии лежит через наши желания и мечты еще с самого детства.

Индивидуальность – высочайшая ценность в мире.
Ошо.

Одна женщина (Бронни Вее) много лет проработала в хосписе, где ее задачей было облегчать душевное состояние умирающих пациентов. Из своих наблюдений она выявила, что наиболее частое сожаление у людей перед смертью, – это сожаление о том, что им не хватило смелости жить жизнью, правильной именно для них, а не жизнью, которую ожидали от них другие. Ее пациенты сожалели о том, что они так и не воплотили в жизнь многие свои мечты. И лишь в конце пути они осознали, что это было только последствием их выбора, который они сделали.

Составьте список своих талантов и способностей, а так же список любимых дел, в которых они выражаются. Так вы найдете свои уникальные таланты. Используйте их для служения другим. Для этого спрашивайте себя как можно чаще: “Чем я могу быть полезен (миру, людям, с которыми соприкасаюсь)? Как я могу служить?”

Смело бросайте нелюбимую работу! Не бойтесь нищеты, неудач и ошибок! Доверяйте себе и не беспокойтесь о мнении окружающих. Верьте всегда, что Бог позаботится о вас. Лучше один раз рискнуть, чем потом сожалеть о том, что вы прожили серую и бездарную жизнь, «убиваясь» при этом на нелюбимой работе в ущерб себе и своим близким.

Всегда помните, что вы уникальны, и ваша миссия – это дать максимум своей уникальности миру. Только тогда вы обретете истинное счастье. Так задумал Бог.

Откройте свою божественность, найдите свой уникальный талант, и вы сможете создать любое богатство, какое захотите.
Дипак Чопра

2. Самораскрытие и духовный рост

Перестаньте быть животным!.. Конечно, нам необходимо удовлетворять физиологические потребности, но только лишь для того, чтобы развиваться духовно. Люди в основном гоняются за материальным благополучием и озабочены, прежде всего, вещами, а не душой. Тогда, как первичный смысл и цель человеческой жизни заключаются в том, чтобы осознать, что он духовное существо и ничего материального ему, на самом деле, не нужно.

Мы не человеческие существа, получающие время от времени духовный опыт. Мы духовные существа, получающие время от времени человеческий опыт.
Дипак Чопра

Осознайте Бога внутри себя. Человек – это переходное существо от животного к духовному. И у каждого из нас есть ресурсы совершить этот переход. Чаще практикуйте состояние «Быть», когда у вас нет мыслей и вам ничего не нужно, когда вы просто ощущаете жизнь и наслаждаетесь ее полнотой. Состояние «здесь и сейчас» – это уже духовное переживание.

Среди нас есть люди, немного, но есть, которые понимают, что начинать откладывать деньги на старость надо еще в то время, пока она далеко, чтобы успела скопиться определенная сумма…Так почему бы заодно не позаботиться и о том, что важнее денег, о душе?
Юджин О’Келли, «В погоне за ускользающим светом»

И не надо самосовершенствоваться, вы уже совершенны, потому что вы духовные существа. Занимайтесь самораскрытием.

Познать себя как можно лучше, чтобы быть как можно большим для мира – это важнейшая задача человека.
Робин Шарма

Даже тогда, когда вы достигаете целей, истинный успех связан не с достижением, а с теми переменами в сознании, которые произошли, как неизбежное следствие вашего продвижения к этим целям. Дело не в реализации целей, а в том, что происходит с вами в процессе ее достижения.

3. Открытость

Как часто перед лицом смерти люди сожалеют о том, что им так и не хватило смелости выразить любовь своим родным и близким! Они сожалеют о том, что часто подавляли свои эмоции и чувства, потому что боялись реакции окружающих. Они сожалеют, что не позволили себе быть более счастливыми. Лишь в конце пути они осознавали, что быть счастливым или нет – это вопрос выбора.

Каждое мгновение мы выбираем реакцию на ту или иную ситуацию, и каждый раз по-своему интерпретирует события. Будьте бдительны! Следите за своим выбором каждое мгновение.

Что посеешь, то и пожнешь.
Народная мудрость

Что нужно сделать, чтобы стать более открытым?

  • Дайте волю своим эмоциям и чувствам. Покатайтесь на самом крутом аттракционе и покричите в свое удовольствие; поделитесь своими чувствами с другими людьми; станьте оптимистом – радуйтесь, смейтесь, веселитесь, несмотря ни на что.
  • Примите себя и жизнь такой, какая она есть. Позвольте себе быть таким, какой вы есть, а событиям случаться самим. Ваша задача мечтать, двигаться и наблюдать, какие чудеса преподносит вам жизнь. И если что-то складывается не так, как вы хотели, значит будет еще лучше. Просто расслабьтесь и получайте удовольствие.

Я умираю и веселюсь. И я собираюсь веселиться каждый отпущенный мне день.
Рэнди Пауш «Последняя лекция»

4. Любовь

Печально, но многие люди лишь перед лицом смерти осознают как мало было в их жизни любви, как мало они радовались и наслаждались простыми радостями жизни. Мир преподнес нам столько чудес! Но мы слишком заняты. Мы не можем оторвать взор от своих планов и насущных проблем, чтобы взглянуть на эти дары и насладиться ими.

Любовь – это питание для души. Любовь для души – это то же самое, что пища для тела. Без пищи тело слабо, без любви слаба душа.
Ошо

Самый лучший способ поднять волну любви в своем теле – это благодарность. Начните благодарить Бога за все, что он преподносит вам каждое мгновение: за эту пищу и крышу над головой; за это общение; за это ясное небо; за все, что вы видите и получаете. И когда вы поймаете себя на раздражении, сразу спрашивайте себя: “Почему я должен быть благодарен сейчас?” Ответ придет из самого сердца, и, поверьте, он вас воодушевит.

Любовь – это энергия, из которой соткан мир. Станьте миссионером любви! Дарите людям комплименты; заряжайте любовью все, к чему прикасаетесь; давайте больше, чем получаете…и двигайтесь по жизни от сердца, а не от головы. Именно оно подскажет вам самый верный путь.

Путь без сердца никогда не бывает радостным. Уже для того, чтобы на него выйти приходится тяжело работать. Напротив, путь, у которого есть сердце, всегда легкий; чтобы его полюбить, не нужно особых усилий.
Карлос Кастанеда

5. Отношения

Когда проходит жизнь и в повседневных заботах мы часто теряем из виду своих родных и друзей, в конце пути мы будем чувствовать опустошение, глубокую печаль и тоску…

Как можно чаще проводите время с теми, кого любите и цените. Они – это самое дорогое, что у вас есть. Всегда будьте открыты для общения и новых знакомств, это обогащает. Как можно чаще дарите людям свое внимание и восхищение ими, – все это вернется к вам. С радостью и бескорыстно помогайте, дарите и так же с радостью принимайте дары от других.

Блаженство тоже заразительно, как любая болезнь. Если ты помогаешь другим быть счастливыми, по большому счету ты помогаешь быть счастливым самому себе.
Ошо

Автор статьи: Максим Дудкин

Источник

Жми «Нравится» и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Поделиться на Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники

travel-z.ru

основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие

ЦЕННОСТИ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Впервые выявление своеобразии феномена ценности было осуществлено в 50 — 60-е годы XIX столетия немецким философом лейбницевской школы Р. Г. Лотце (1817–1881 гг.) в книге «Микрокосм» и в трактате «Основания практической философии». Именно Р. Лотце ввел в качестве самостоятельной категории понятие «значимость» («Geltung»), ставшей в последствии основой ценностного осмысления.

Сущность ценности

Концепции ценности:

1. Объективно-идеалистическая концепция (Н. Гартман, М. Шелер, Ф. Ринтлен). Она считает, что ценности имеют объективно-идеальную сущность по типу платоновских идей, что реальный-материальный мир является носителем ценностей. К этому взгляду примыкает и

2. Теологическая концепция (Н. Лосский, Ж. Маритен, Г. Марсель). Она утверждает, что ценность имеет божественное происхождение, а в своей крайней точке зрения, — Бог — это и есть ценность.

3. Феноменологическая концепция (Э. Гуссерль) Она двойственна. С одной стороны, сознание порождает предметный мир в его ценностном значении (свойство, которое называется интенциональность) и тем самым преувеличивается роль субъекта, но, с другой стороны, этот субъект, имея не чисто индивидуальное сознание, а сознание межсубъективное трансцендентальное, как бы уравновешивается своеобразной объективностью.

4. Экзистенциальная концепция (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр). Она приходит к утверждению о субъективности ценности через акт сознательного индивидуального выбора.

5. Биолого-натуралистическая концепция (Д. Дьюи, Дж. Лэрд). Она сводит все ценности к проявлению биологической полезности, к психофизиологическим оценкам, основным на удовольствии.

6. Социологическая концепция (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс). Она считает, что ценности — это порождаемые и обусловленные социальной средой системы идеологических представлений о настоящем или желаемом, которые входят в сложный комплекс социальной действительности, воздействуя на поведение человека и помогая переосмыслить и преобразовать социальную среду.

7. Особо следует выделить две концепции, сыгравшие выдающуюся роль в развитии ценностных представлений: марксистскую и неокантианскую. Обе заявили, что ценность предполагает не предмет (чем грешили многие философы и до, и после этого), а его значимость. Но вот сама значимость по-разному трактуется неокантианством и марксизмом. Если для первого значимость — есть до мира, над миром и вне его стоящая общезначимость, не относящаяся также и к области субъекта, то есть доопытная «чистая» духовная сущность, то для второго — значимость — это выражение человеческих отношений. Кроме того, и неокантианцы, и марксисты четко различали объективную и субъективную сторону ценностного отношения, ценность и оценку.

Ценность — это не есть предмет или его свойство, это общественная значимость объекта для оценивающего субъекта. Это внутренний, эмоциональный ориентир деятельности субъекта.

Ценностное отношение:

Для выявления ценности оценивающий субъект (им может быть личность, группа людей, класс, нация и т. д.) вступает в ценностное отношение, которое имеет как бы два слоя.

С одной стороны, перед нами только субъект — объективное отношение или оценка, то есть эмоционально-интеллектуальное выявление значимости объекта для субъекта, а с другой стороны, имеется и более глубокий пласт — это связь одного субъекта через значимость оцениваемого объекта с другим субъектом, то есть налицо субъект- субъектное отношении.

Методологические требования, относящиеся к аксиосфере:

1. Недопустимо смешивать ценность и истину, так как это разнородные по природе феномены, принадлежащие к разным сферам, первая — к ценностно-осмысляющей, вторая — к познавательной.

2. Неправомерно считать ценностью пользу, ибо это понятие выражает позитивное значение объекта для субъекта с точки зрения его интересов, и поэтому она столь же объективна, как и истина.

3. Нельзя отождествлять ценности и носители ценности — предметы (реальные или воображаемые), действия, события. Поэтому материальным или духовным может быть носитель ценности, но не сама она.

4. Требуется различать ценностные оценки от оценок иного рода — познавательных (оценка решения математической задачи) и утилитарных (оценка качества товара). Ценностная оценка бескорыстна и иррациональна (внепонятийна).

5. Было бы неправильно отождествлять ценность с целью и идеалом, так как они относятся к разным видам духовной деятельности. Если цель и идеал это модификации проектной, моделирующей, духовно — преобразовательной деятельности, то ценность является определением значимости для субъекта чего бы то ни было, в том числе и целей, и идеалов, и моделей, которые бывают и благими, и дурными.

6. Ценность является основой возникновения ценностной ориентации, то есть такого целенаправленного отношения человека к миру, в результате которого происходит выявление ценностей, их сознательное использование и следование им.

Классификация ценностей:

— по степени общности включает ценности личные, групповые и общечеловеческие;

— по формам культуры: материальные, духовные и художественные ценности;

— по формам сознания и видам деятельности ценности: эстетические, религиозные, политические, правовые, нравственные (этические), экзистенциальные, научные.

Нравственные и эстетические ценности:

выражают отношения к миру индивидуального субъекта, то есть выносятся индивидом от своего имени, на основании испытанного им чувства — эстетического наслаждения или отвращения, зова чувства долга или мучения совести.

Различие между этими формами состоит в том, что эмоционально оцениваются разные предметы: в одном случае носителем ценности является духовная сущность поведения, а в другом — материальная структура предмета.

Нравственными ценностями являются добро, благородство, справедливость, самоотверженность, бескорыстие, альтруизм и т. п. Они проявляются в поступках человека, совершенных по отношению к другому человеку, но характеризуют не внешний облик поступка, а его внутренний импульс, его духовную мотивацию. Поэтому нравственные ценности имеют совершенно иную природу, нежели нравственные нормы. Если последние навязываются человеку извне при помощи общественного мнения, то ценности регулируются другим орудием — совестью.

Говоря об эстетических ценностях следует иметь в виду, что природа сама по себе содержит только те или иные материальные структуры — симметрию, ритм, пропорции «золотого сечения», цветовые отношения, которые в определенных обстоятельствах могут стать носителями эстетических ценностей, но не являются самими этими ценностями, ибо ценность они приобретают лишь в отношении к человеку.

Эстетическими ценностями являются: прекрасное/безобразное; возвышенное/низменное; трагическое/комическое; поэтическое/прозаическое.

Политические и правовые ценности:

сверхличностны, поскольку соответствующие оценки выносятся индивидом не от собственного имени, а от имени той общности, к которой он принадлежит, однако они базируются на переживании — эмоциональном восприятии индивидом интересов и идеалов общности, к которой он принадлежит. И если правовые ценности по своей природе являются силой стабилизирующей и консервативной, то политические ценности могут иметь и консервативный и прогрессивный характер, могут обосновывать и реформаторскую, и реакционную и революционную практику.

Правовые ценности: общественный порядок, права представителей тех или иных социальных групп и законопослушание.

Политические ценности: патриотизм, гражданственность, национальное достоинство, сословная гордость, классовая солидарность, партийная дисциплина и т. п., т. е. духовные силы, объединяющие множество людей независимо от того, знакомы ли они, находятся ли в непосредственном контакте друг с другом.

Религиозные ценности:

Если право и политика рационально формируют свои ценности, то религия овладевает иррациональным уровнем человеческого сознания, объединяя людей не знаниями и рассуждениями, а верой и переживанием недоступного познанию. Религиозные ценности, кроме того, характеризуются мессианством, нетерпимостью и нравственной двойственностью. Они выражаются и передаются в заповедях.

Чаще всего религиозные ценности представляют из себя попытку по другому выразить более глубинные ценности, которые получили название экзистенциальных.

Экзистенциальные ценности — это ценности связанные с осмыслением своего бытия, с нахождением смысла жизни. Ценностное истолкование субъектом смысла своего бытия имеет две формы: либо утверждение уже обретенного субъектом способа существования, либо представление желаемого, но пока недоступного бытия.

Своеобразие экзистенциальной ценности состоит не только в ее содержании, но и в механизме ее порождения. Им является психологический закон самообщения, внутреннего диалога самим с собой, когда каждый участник этого диалога имеет свой смысл бытия.

Смысл человеческого бытия

Назначение жизни человекаэто функциональная категория, которая показывает для чего человек предназначен вне его воли и желаний, то есть чему служит человек как существо биосоциодуховное. Это многослойная система детерминант (обусловленностей) различной степени абсолютности и относительности. Пытаясь понять предназначение своей жизни, человек постепенно приходит к формирования смысла жизни.

Смысл жизни человекаэто осмысленное человеком назначение его жизни. Исходя из многослойности предназначения жизни такой же характер имеет и смысл его жизни. Поэтому широко мыслящим человеком является тот, кто охватывает своим сознанием всю гамму задач, поставленных перед ним жизнью и сложившимися обстоятельствами, начиная от «вечных истин» и заканчивая бытовыми проблемами и вопросами. Целостный смысл жизни приводит к постановке человеком правильных целей своей жизни.

Цель жизни человека — это должное, некий образ, сформированный им в своём сознании, который он хочет реализовать в объективной или субъективной жизни. Свои цели человек может ставить и без осмысления своего предназначения и иногда они даже могут приводить к позитивным результатам, но в конечном итоге человек тогда становиться по- настоящему деятельным и сознательным существом, когда предназначение, смысл и цель жизни человека соответствуют друг другу.

Гармония предназначения, смысла и цели жизни человека осмысляется человеком как счастье.

Счастье — это высшая степень ценного, значимого для человека; высшее благо, как завершенное самодостаточное состояние жизни.

Роль ценности в жизни человека

Историю культуры можно представить как исторический переход от доминирования внешне нормативного к безусловному преобладанию внутреценностного. В связи с этим особую актуальность приобретает процесс воспитания, т. е целенаправленного формирования системы ценностей человека, превращения ценностей социума в ценности личности.

Это может происходить только через приобщения к ценностному сознанию других людей, которое осуществляется (осознаваемое или неосознаваемое) в ходе общения человека с человеком. Общение порождает общность ценностей. Она достигается не внешним давлением, а внутренним приятием, переживанием ценностей другого, становящихся моими ценностными установками. Способом общения становится диалог- исповедь, когда происходит слияние смысложизненых позиций, устремлений, идеалов участников общения. Именно таким путем происходит внешнее функционирование ценностей, то есть их воздействие на человеческую деятельность, поведение, отношение к миру, общественную жизнь, развитие культуры.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Ценности и их роль в жизни человека

Содержание

Введение

1. Ценности: понятия, сущность, виды

2. Философия ценностей

3. Ценности в литературе

4. Ценности жизни и культура современной молодёжи (социологическое исследование)

Заключение

Библиографический список

Введение

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностного отношения, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.

1. Ценности: понятия, сущность, виды

Кибернетическое понимание общества заключается в представлении его как принадлежащего «к особому классу универсальных адаптивно-адаптирующих систем».

В известном ракурсе культура может рассматриваться как многомерная программа адаптивного управления, задающая основные параметры самоорганизации сообществ и координирующая совместную активность достаточно автономных индивидуумов. При этом культура может пониматься и как своего рода генератор структурности, присущей всякой высокоорганизованной системе: «Упорядоченность достигается ограничением разнообразия возможных состояний элементов системы за счет установления зависимости одних элементов от других. В этом отношении культура подобна биологическим и техническим программирующим устройствам».

Сама культура определяется аксиологически как совокупность материальных и духовных ценностей и способов их созидания и трансляции. Ценности как таковые неразрывно связаны с социокультурным контекстом и могут рассматриваться в качестве неких квантов общего культурного поля. Именно в этом смысле можно рассматривать ценности как структурные инварианты различных культур, определяющие не только содержательную специфику конкретной культуры как арсенала эффективных адаптивных стратегий, но и особенности ее динамики и развития. Чавчавадзе Н.З. так и определяет культуру как «мир воплощенных ценностей», различая ценности-средства и ценности-цели.

Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности — это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.

«Ценности, — писал В.П. Тугаринов, — это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала».

Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Именно падение значимости этих ценностей в тот или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство.

Ценность относится к числу таких общенаучных понятий, методологическое значение которых особенно велико для педагогики. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, оно используется в философии, социологии, психологии и педагогике для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе нравственные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностных отношений, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.

Ценность как понятие определяет «…значимость чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик».

Существует огромное количество ценностей и их можно разделить на две большие группы: на материальные и духовные:

— к материальным ценностям мы отнесли: автомобиль, аквариум, гараж, драгоценности, деньги, еду, дом, игрушки, косметику, музыкальные инструменты, книги, одежду, квартиру, магнитофон, компьютер, телевизор, телефон, мебель, спортивные принадлежности;

— к духовным: активно-деятельную жизнь, жизненную мудрость, жизнь, семью, любовь, дружбу, смелость, труд, спорт, ответственность, чуткость, честность, воспитанность, красоту, милосердие, творчество, свободу, человека, мир, справедливость, самосовершенствование, здоровье, знания.

Материальные ценности мы можем потрогать, увидеть, купить и они зависят от того времени в котором живет человек. Например, 300 лет назад не существовало автомобилей и значит, такой ценности не было.

Духовные ценности в отличии от материальных мы не всегда можем увидеть и они не покупаются, но мы можем их почувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей. Например, если для человека важна красота, то он будет стремиться создавать её вокруг себя, совершать красивые поступки. Таким образом, это более высокие ценности, которые являются общечеловеческими и значимы во все времена.

2. Философия ценностей

В философии проблема ценностей рассматривается в неразрывной связи с определением сущности человека, его творческой природы, его способности созидать мир и самого себя в соответствии с мерой своих ценностей. Человек формирует свои ценности, постоянно разрушает противоречия между сложившимся миром ценностей и антиценностей, использует ценности как инструмент поддержания своего жизненного мира, защиту от разрушающего воздействия энтропийных процессов, угрожающих рождаемой им реальности. Ценностный подход к миру требует рассмотрения объективной реальности как результата человеческого самоутверждения; мир при таком подходе, — прежде всего реальность, освоенная человеком, превращенная в содержание его деятельности, сознания, личностной культуры.

М.А. Недосекина в работе «К вопросу о ценностях и их классификации» (Интернет-ресурс) определяет ценностные представления, понимаемые как основания оценок и призмы целеориентированного видения реальности, как потребности и интересы, переведенные на язык мыслей и чувств, понятий и образов, представлений и суждений. Действительно, для оценки необходимо иметь развитые представления о ценностях, выступающих в качестве ориентационных критериев адаптивной и деятельностной активности индивидуума.

На основании своих ценностных представлений люди не только оценивают сущее, но и выбирают свои поступки, требуют и добиваются справедливости, осуществляют то, что является для них благом.

Е.В. Золотухина-Аболина определяет ценности как внерациональный регулятив. Действительно регулируемое обращением к ценностным критериям поведение в конечном счете ориентировано на достижение максимального эмоционального комфорта, являющегося психофизическим знаком достижения конкретной цели, связанной с утверждением той или иной ценности.

Н.С. Розов выделяет несколько эволюционных типов развития мировоззрения сообществ: мифологическое сознание, религиозное сознание и идеологическое сознание. Такого рода классификация более чем очевидна. Однако мало кто отваживается отказаться от окончательности последней формы общественного сознания и хотя бы предположить возможность рождения новой, совершенно не похожей на предшествующие. Н.С. Розов это сделал: «На роль ведущей формы мировоззрения в наступающей исторической эпохе с наибольшей вероятностью претендует ценностное сознание». Ценности в рамках ценностного сознания как новой формы мировоззрения, во-первых, выходят из подчиненного положения, во-вторых, вбирают в себя и переосмысливают все разнообразие имеющихся мировоззрений, поскольку становятся уже насущно необходимы коммуникация и поиск продуктивных компромиссов между представителями этих разных мировоззрений… Понятие ценностного сознания не сводится к сочетанию значений двух слов, составляющих это название. Это понятие строится, прежде всего, нормативно: ценностное сознание — основанная на ценностях форма мировоззрения, которая удовлетворяет установленным выше требованиям.

Мир ценностей, телеологически детерминирующих свой объект, на который он изначально направлен, не висит в воздухе. Он укоренен в аффективной жизни психики не в меньшей степени, чем витальные потребности. Первое соприкосновение с ценностями происходит благодаря общению со значимыми лицами — родителями. С начальных ступеней онтогенеза они вмешиваются в спонтанное функционирование витальных потребностей, внося в них порядок, необходимый для всего социума. И если становящееся сознание черпает свою силу в основном из аффективных образов значимых лиц, то в дальнейшем оно освобождается от необходимости в такой поддержке и в стремлении к цели-ценности самоорганизует и продуцирует свои структуру и содержание, двигаясь в русле объективных закономерностей. Существующая иерархия ценностей, телеологически определяя свой предмет — человеческое сознание, может породить такие ценности, которые выводят из сферы непосредственных жизненных потребностей данного социума. Такова аксиологическая основа прогресса.

mirznanii.com

Ценности человеческой жизни — МегаЛекции

Абсолютная ценность человека делает его жизнь как ценность особенной, не похожей на все другие. Выше обсуждался вопрос, как понимать абсолютную ценность человека. Теперь подошла очередь определить, что входит в содержание ценностей человеческой жизни. Признаком, по которому мы можем определять, входит ли та или иная ценность в число жизненно важных, будет такое проявление жизни, которое окажется самым глубоким, изначальным, полным и непосредственным, неделимым на части ее проявлением.

Поясним на примере. Скажем, под обломками обрушившегося дома обнаружили человека. Его спасают независимо от того, верующий он или атеист, образован или нет, герой он или обыкновенный гражданин. Его спасают, прежде всего, как живое существо, спасают его жизнь.

Такие ценности, как было отмечено выше, называются экзистенциальными, составляющими базис всех других жизнепроявлений и ценностей, что связано с фундаментальными смыслами человеческого существования. К числу этих ценностей принадлежат: жизнь, смерть (не сама по себе, а поскольку конечность жизни составляет ее важнейшую характеристику), любовь, секс, семья, рождение и воспитание детей, свобода, уединенность, участие, труд, отдых, творчество.

Жизнь как ценность

Жизнь или существование – это стержневая, базовая ценность человека. Она является общим условием всех его состояний и действий. Но важно подчеркнуть, что приоритетна не ценность жизни, а ценность человека, поскольку именно личность есть, личность живет, личность существует, тогда как жизнь, какой бы ценной и значимой сама по себе она нам ни казалась, есть не более чем самое непосредственное место, средоточие возникновения личности, способ ее бытия в мире.

Современная антропология, психология и философия показали, что рождение человека – это сложный, многоступенчатый процесс. Вначале нам дано наше непосредственное существование, жизнь. Личность рождается на ее основе, но не одновременно с нашим биологическим рождением, а позже.



Если личность – это сущность, а жизнь – существование, то наше существование предшествует нашей сущности. Сказать, что сущность существует, значит сказать, что личность живет. Но именно сущность, личностное начало является смысловым и ценностным центром человека.

Для правильного понимания человека нужно преодолеть опасность так называемого генетического редукционизма, т.е. сведения сущности последующего к сущности предшествующего, порождающего это последующее. Сведения лишь только на том основании, что одно предшествовало другому. Неправильно, скажем, считать человека «по существу» обезьяной лишь потому, что человек произошел от обезьяны. Также неправильно сводить сущность человека к его существованию, а личность – к ее жизни.

Жизнь, как ее понимает гуманизм, – это способ бытия личности как обладателя, владельца жизни, ее хозяина и властелина.

Если же имеет место обратная ситуация, то тогда личность превращается в раба своей жизни, а жизнь в радость превращается в жизнь в тягость.

Человек – это цель. Его жизнь – средство для этой цели.

Ценность жизни как таковой двойственна. С одной стороны, жизнь дана нам как высший дар, универсальная возможность, и потому мы должны высоко ценить жизнь, испытывать к ней благоговение и уважение. С другой стороны, жизнь дана тому, кто есть не просто жизнь, а человек – существо, живущее своей жизнью, существо свободное, мыслящее, творческое, знающее жизнь, ее начало и конец, ее безграничные возможности и ее биологические границы, существо, осознающее конечность жизни. И потому тот, кому она подарена, отдана (буквально ни за что!) для того чтобы быть им прожитой – приоритетнее, важнее жизни, является ее субъектом. Хорошим или плохим – это другой вопрос.

Бывают гениально, а бывают и бездарно прожитые жизни.

Возможно, существует даже закон жизни: мы либо выше жизни, если проживаем ее достойно, либо – ниже, т.е. оказываемся недостойны этого дара, если живем как-нибудь, плывя по течению. Но в любом случае, человек и его жизнь – это не одно и то же. Рождение личности – это акт выхода жизни за свои биологические пределы. Это значит, что в ее чреве рождается разум и свобода, порождающие целый фейерверк уникальных феноменов культуры, не сводимых к жизни как биологическому процессу.

Жизнь либо есть, либо ее нет. Но ее качество может быть различным. Если мы живем, поддерживаем нашу жизнь, любим и заботимся о ней во имя блага и не за счет жизней и ценностей других людей, то мы человечны, и наша жизнь есть благо и богатство. Если в нас берут верх бесчеловечные начала, то наша жизнь начинает деградировать, ослабляться, становиться все беднее и слабее. Ценность ее уменьшается в той мере, в какой ее прожигает, убивает бесчеловечное в нас.

Чем гуманнее, богаче наша жизнь, тем выше ее ценность. Жизнь в той мере ценность, в какой я человечный хозяин своей жизни.

«Просто жить», жить пассивной, растительной жизнью, отдаваясь потоку повседневности и сиюминутности, – значит бездумно растрачивать свой стартовый капитал, тот изначальный резерв жизни, который у всех у нас есть уже к моменту появления первых актов сознания и самосознания, к моменту пробуждения в нас личности и человечности. Есть высказывание: один человек живет, чтобы есть, другой – ест, чтобы жить. Гуманный человек может сказать, что он ест и живет, чтобы становиться и быть человечным человеком, чтобы творить самого себя и ценности личной, общественной и вселенской жизни, чтобы совершенствоваться и возвышать достоинство человека.

Жизнь есть ценность потому, что она является исходной базой, способом, процессом, в ходе которого мы только и можем проявлять, вызывать к деятельному бытию, реализовывать нашу человечность, все наши положительные качества и добродетели, все наши ценности.

От одного этого человеческая жизнь становится беспредельно ценной, становится универсальной ценностью. Безграничная ценность жизни проявляется уже в том, что на свой пир, на пир жизни она зовет всех и вся, для всех и всякого человеческого существа она находит место на своем празднике. Как наш бесценный дар и действительный шанс она без всяких предварительных условий говорит каждому из нас – живи!

Возможно, только что сказанное прозвучало слишком декларативно. Существуют болезни, делающие само существование испытанием, ранние смерти и т.п. И все же в бесконечной ценности жизни, покуда мы можем жить, как бы тонут все ее черные пятна. Каждый психически здоровый человек дорожит жизнью независимо от того, выглядит ли она по принятым меркам удавшейся или нет, – вот лишнее подтверждение нашей мысли.

Однако и сама жизнь, независимо от ее оценки, которая всегда вторична, требует к себе гуманного отношения. Чтобы реализоваться как ценность, она должна быть, должна сохраняться как таковая, она должна поддерживаться, укрепляться и обогащаться. Но одних внутренних резервов жизни, инстинктов ее самосохранения недостаточно. И вот почему.

Жизнь – универсальная, всеохватывающая основа человеческого существования. Это значит, что она открыта и человечному, и бесчеловечному в нас. Именно поэтому она может быть и радостью, и горем, и крыльями, и ярмом на шее, и роскошью, удачей, и нищетой, неудачей и проклятием. Миллионы и десятки миллионов наркоманов и алкоголиков, беспризорных и бездомных детей, сирот, сотни миллионов бедняков, обреченных в разных странах на прозябание, голод и страдания по вине тоталитарных и невежественных правящих сил и по причине архаичных традиций несвободы и покорности, – все они оказались не в состоянии или были лишены возможности реализовать свой жизненный потенциал.

Но в любом случае жизнь сама по себе не может не быть ценностью. Она становится бременем или даже невыносимой не в силу своей собственной сущности, а лишь постольку, поскольку пронизывается, облекается негативом антигуманного в человеке или того существующего вне человеческого существа, что угнетает его, подрывает, лишает сил.

Если понимать под человеческой жизнью не одну только биологическую ее сторону, но и психическую и интеллектуальную (а только такую целостность и можно назвать человеческой жизнью), то легко представить себе, сколь широк диапазон вторжения античеловеческого в нас, в нашу собственную жизнь.

Когда почему-либо на пути этого вторжения не установлен надежный заслон, когда антигуманному не противостоит гуманное, то процесс жизни начинает приобретать отрицательный смысл, становится бесчеловечным и разрушительным и для самого человека, и для общества, и для среды обитания.

Одни лишь биологические начала жизни и примитивные инстинкты выживания могут еще поддерживать жизнь человеконенавистника, убийцы или насильника.

Жизнь тем более становится сумеречной, ущербной и ослабленной, чем более она поражена бесчеловечностью, цинизмом и нигилизмом.

Самое страшное, что может случиться с человеком – это победа антигуманного в нем. Его окончательная победа означает духовную деградацию и смерть, стимулирующие, так или иначе, деградацию и смерть физические. Ни один злодей не бывает по-настоящему счастлив, а средняя продолжительность жизни закоренелых преступников гораздо ниже среднестатистической продолжительности жизни.

У жизни есть не только внутренние враги в лице самого человека, но и враги внешние, существующие за пределами личности и общества. Особенно очевидны опасности, грозящие жизни как биологическому процессу: болезни, стихийные бедствия, нездоровая среда обитания. Хотя во многом эти враги могут быть социально обусловленными, и либо стимулироваться социальными факторами, либо ослабляться, а некоторые и побеждаться принимаемыми социальными мерами, сама природа этих угроз связана с физическими, общебиологическими или экологическими законами. В этом контексте возникает вопрос о той составляющей нашей жизни, которая связана с нашей плотью и с ее ценностью.

Ценность нашего тела не только биологическая, физическая и эстетическая. Она собственно жизненная, экзистенциальная, поскольку фундаментальным образом связана с нашим существованием как жизнью.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

В чём заключаются ценности жизни — МегаЛекции

В чем проявляется ценность жизни каждого человека. Для меня это что-то такое, что остается в памяти человечества даже после твоей смерти. То, когда говорят, что человек прожил не зря.

Я знаю много таких людей. Великие строители, изобретатели, химики, физики, поэты, художники и много других, которых уже давно нет в живых, но память о них вечна. Солдаты Великой Отечественной войны очень ценили свою жизнь, что даже были готовы за нее умереть. Но есть и просто люди, про которых мы можем и ничего не знать, но их жизнь для кого-то очень ценная. Родители всегда ценят жизнь своих детей, а они в свою очередь родителей. Влюбленные только и живут друг другом и в этом их ценность. Кто-то не представляет своей жизни без любимой работы, для кого-то очень важно его хобби, а некоторые просто ценят жизнь. Благодарят Бога за каждый прожитый день и радуются новому.

Я думаю, что каждая мелочь в жизни очень важна и ценна. Раз мы родились на свет, значит, уже несем какую-то ценность. И, возможно, мы не станем великими поэтами, писателями или ученными, не сделаем новое открытие и не спасем мир, но мы будем просто счастливыми людьми, которые ценят свою простую жизнь.

Каждый из нас немного философ. Мы пытаемся познать мир, задавая себе и окружающим вопросы: есть ли жизнь после смерти, в чём смысл жизни, что такое счастье, кто создал мир? Так или иначе, все они связаны с понятием «жизнь». А что есть жизнь? Кем и зачем она даётся? Жизнь – это великое чудо! Свою жизнь нужно принимать как великую ценность, беречь, любить, а также уважать и ценить чужие жизни. Жизнь – это счастливый лотерейный билет. Но выигрышем нужно уметь правильно распорядиться, чтобы он принёс счастье.
Так что такое жизнь? Наверное, смысл кроется в самой жизни, в таинстве её зарождения и таинстве смерти, в её продолжении в потомках. Жить – это прекрасно!

Слов.

Дорога к счастью.

Сложно рассуждать о таком понятии как счастье. Для каждого человека слово счастье имеет свое особое значение, связанное с тем, как складывается его жизнь. Что такое счастье и как его достичь? Заключается ли оно в ощущении легкости, радости, покоя или счастье измеряется достижениями человека? Каждый сам для себя определяет это, и это единственный универсальный рецепт того, как стать счастливым.



Для многих счастье — это материальные ценности, обеспеченную жизнь. Для духовно богатых людей большую ценность имеет возможность духовного роста. Иногда кажется, что счастье — это то, чего не хватает или совсем нет в жизни. Тогда человек пытается найти это, сделать так, чтобы сбылись его мечты, — и это уже для него счастья. Счастье поиска, действия, испытаний.

Однако, мне кажется, что в общем для всех понимании счастье — это гармония. Когда идет перекос в какую-то сторону, а чего-то совсем нет в жизни, это вызывает неудовлетворение.

Не так много нужно нам в современной жизни. У всех есть возможность работать и обеспечить себя всем необходимым. А вот без общения человек жить не может. Обмениваться новостями, делиться впечатлениями, узнавать о новых событиях и интересные факты — все это заложено в природе человека. Кроме того, общаться с интересными людьми — большое удовольствие.

Поэтому у каждого из нас (за исключением людей со сложным характером или тяжелой судьбой) есть друзья, а среди них обязательно самый лучший, самый близкий. Человек не может быть счастливым без возможности проявить свои чувства. Любить кого искренне, верно и получать в ответ то же самое — может ли человек желать большего?

Еще очень важно иметь работу, которая тебе интересна, свободное время, которое можно провести в соответствии со своими желаниями, семью, которая всегда тебя поддержит. Лично для меня счастье — близкие люди рядом, интересные занятия, развитие, возможность учиться новому.

В заключении следует сказать, что каждый человек достоин того, чтобы быть счастливым, несмотря на то, что счастье у каждого свое. Мне бы хотелось, чтобы люди не мешали быть счастливыми друг другу — не были коварными, не завидовали, не обманывали, потому что этим они делают очень больно. Мне неприятно, когда кто-то рядом со мной страдает. Я мечтаю жить в добром мире, где каждый свободен строить свое счастье.

Слов.

Кино в моей жизни

На жизнь каждого человека влияет очень много факторов, часто такое воздействие положительное, но иногда бывает, что и отрицательное. Только со временем становится понятно, чему научился человек. И видно это делается из поступков, мыслей и слов, за которыми идут последствия.

Поэтому, необходимо следить за тем, какую духовную пищу, мы впитываем, ведь позже она даст не только ростки, о которых уже говорилось, но и корни, то есть станет проявляться в привычках человека.

Кино, как источник информации, служит мощным стимулом для корректировки поведения любого из нас. Ведь знания преподносятся максимально приближенно к жизни. Мало того, когда человек «включает» эмоции, то есть начинает переживать за героев, сочувствовать им, страдать и радоваться с ними, реальность уходят на второй план.

Некоторые люди могут посмотреть фильм и подумать, что и они сумеют сделать что-то подобное. А последствия будут идентичные. Будет ли это стопроцентной правдой? Любой разумный человек понимает, что нет. Но в тот момент, когда фильм еще свеж в нашей памяти, сложно разобраться во всем.

Может быть вообще, объявить кино персоной нон грата? Нет, конечно же! Кино – это сила, и если ее контролировать, то эта сила будет принадлежать нам.

Смотря хороший качественный фильм, мы наполняемся полезными и важными для нас положительными эмоциями. А на что способен человек «с положительным зарядом энергии»? На подвиги! Он перестанет быть безразличным. Посмотрев какую-либо ленту про семейные устои и ценности, научится выражать свои мысли, свои добрые чувства. А веселая комедия наполняет шутками весь наш дом и даже нашу жизнь. Еще не раз вспомнятся юмористические сцены с полюбившихся кинолент, а перлы героев будут девизом многих наших дел.

Каждый, наверное, за свою жизнь успевает посмотреть не один десяток фильмов. Некоторые так нравятся, что пересматривают их не один раз. А есть категория фильмов, которые сопровождают каждое событие, дату, праздник.

Например, многие знают, что когда приближается Новый Год, значит, по всем каналам будет показаны «С легким паром», «Один дома», «За двумя зайцами». Как бы ни был занят человек, но традицию просмотра предновогодних фильмов, нарушать никто не будет. Мало того, подрастающее поколение перенимает эстафету обычаев, и, становясь взрослыми, тоже будет ожидать такой предпраздничной подготовки, которая давно уже стала наравне с крошением оливье.

Слов.

Что разрушает дружбу?

Друг — очень громкое слово, которое можно сказать далеко не каждому. Во-первых, у настоящих друзей должны быть общие интересы, чтобы им было увлекательно общаться друг с другом и заниматься одним делом

Для того, чтобы выяснить, что разрушает дружбу, обратимся к примерам из художественной литературы. В поэме Пушкина «Евгений Онегин» главный герой заводит друга «от делать нечего». Ленский – полная противоположность холодному и эгоистичному товарищу. Его пылкое сердце полно любви к Ольге Лариной, красивой, но ветреной особе. Евгений более проницателен, он видит, что девушка кокетничает с другом, не принимая его всерьез. Он пытается доказать влюбленному юноше, что его эталон – обыкновенная провинциальная дворяночка из тех, кто улыбается любому заезжему франту. В результате, Ленский вызывает друга на дуэль, не стерпев насмешки над своим чувством. Дружба погибла раньше, чем «невольник чести». Онегин остался в одиночестве. Зачем же ему понадобилось обижать приятеля? Герой знал, что горячий нрав поэта воспротивится его действиям. Скорее всего, в Евгении заговорила зависть. Сам он никого не любил и, судя по всему, не способен был полюбить. Увидев чужое счастье, он оправдывал свою эмоциональную немощь и искал в этих чувствах подвох. Поэтому Онегин без колебаний пошел на жестокий и несправедливый эксперимент, ухаживая за Ольгой. Ему нужно было доказать тщетность любви не Ленскому, а себе, чтобы зависть перестала его терзать. В итоге, он избавился не только от зависти, но и от дружбы.

Предательство – самый главный враг дружбы. Известно ведь, что «предавший однажды, предаст снова». Возможно, человек и будет раскаиваться всю жизнь и жалеть о том, что не устоял перед соблазном устроить карьеру за счет друга или разболтал всем о том, что доверено было только ему. Но былые доверительные отношения вряд ли удастся наладить. Друг может только простить и забыть обиду, но дружбу уже не вернуть.

Разрушительные последствия для самой крепкой дружбы таит зависть. Да, зависть именно таится до поры до времени. До того самого момента, когда друг взлетает по карьерной лестнице, когда у него складываются прекрасные отношения с партнерами по бизнесу, и его дела быстро идут в гору. Очень немногие умеют радоваться успехам других.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что дружбу разрушают зависть, трусость и предательство. В отличие от перемены обстоятельств, что повлекла за собой постепенный разрыв отношений, наличие таких свойств характера зависит только от нас. В наших силах как разрушить дружбу, так и сохранить ее, вовремя осознав свою неправоту.

Слов.

Книги уходят в прошлое?

«Всем хорошим я обязан книге», — так говорил Максим Горький. Я с ним полностью согласна. Я считаю, что книги играют очень важную роль в жизни человека. И сейчас я попытаюсь это доказать.
Во — первых, как вы вообще представляете жизнь без книг? Это же скучно и неинтересно! Как иногда противно смотреть на лежебок, которые целыми днями сидят за компьютерами и телевизорами. Какой от них толк? А книга – это ключ к знаниям. Читая, её ты узнаешь много нового и полезного для себя. Даже древние люди говорили: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Во – вторых, книга развивает кругозор. Ведь это так интересно заглянуть в неё и увидеть прошлое: сражения, царей, рыцарские турниры, походы, войны, географические и научные исследования, узнать об истории своей Родины и познать культуру и религию других народов.
В – третьих, книга развивает мышление и фантазию. Как здорово иногда бывает представить себя греческим героем или ученым, который вот – вот откроет новый закон физики, фараоном или царицей Египта! Мысленно побывать в других странах и городах, представить и очутиться в католическом храме, в протестантской церкви или в православном соборе.
В – четвёртых, книги помогают нам принимать правильные решения. Иногда, смотря на героев книги, мы узнаём самих себя или своих друзей, мы учимся на чужих ошибках и стараемся их не допускать.
В – пятых, читая любое произведение, мы становимся грамотнее, как в устной, так и в письменной речи. Мы пополняем свой словарный запас, тем самым делаем себя более интересным человеком.
Но нельзя забывать о том, что книги нужно читать предназначенные для своего возраста. Согласитесь глупо, если в шестнадцать лет человек читает сказки «Колобок» и «Курочка ряба», а пятилетнему малышу мама на ночь читает «Войну и мир» Толстого.
Я считаю, что смогла убедить вас в том, что книги – это ценные вещи, они необходимы людям и играют важную роль в жизни человека, так как они нас учат, дают советы, с помощью книг мы взрослеем и познаём и мир.

96. Природа просит защиты

Природа это та кто нас создала, наша мать. Она придумала нас, деревья вокруг, облака над головой и землю под ногами. Она прекрасна, но очень ранима. Природа не терпит что бы её обижали. Ведь если её обидеть, она может обидеть тебя. В один день цветы могут завянуть, небо станет серым, воздух станет грязным. А все из-за того, что мы за собою не следим . Нельзя загрязнять природу, ни вредными газами, ни простой бумажкой. Ведь если ты один раз выкинешь фантик от конфеты, кто-то последует твоему примеру. Многие заводы не утилизируют отходы, а просто сбрасывают их в речку. А потом в этой речке купаются люди….Представить гадко, что только не плавает в этой речке! Это все может вызвать болезни. Часто многие люди оставляют мусор на улице, а ведь он гниёт и превращается в жижу! Никогда нельзя ломать ветки деревьев, ведь может быть под твоим окном никогда не вырастет такое дерево. Не позволяй себе загрязнять природу и ограничивай других в этом .

Природа — это наш дом. Весной она просыпается, радуется приходу весны. Светит ярко солнце, начинает цвести мать-и-мачеха, птицы поют, деревья одевают свои наряды. Человек — это часть природы. Нас радует шелест листвы, прохлада реки, пение птиц. природа нам дает пищу, воздух, кров, все то, что нам необходимо для жизни.Природу надо беречь, любить и понимать. Нельзя вырубать леса, чтоб не высохли реки. чтоб не стала пустынной земля, чтоб животные не лишились своих домов. Заводы загрязняют реки, воздух. Их выбросы приводят к глобальному потеплению, которое вызывает таянье ледников, повышение уровня мирового океана.Чтобы защитить природу, люди создают заповедники, сажают деревья. заносят вымирающие виды растений и животных в Красную книгу.Дети тоже могут внести свой вклад в защиту природы. Надо бережно относиться к тому, что нас окружает: не рвать цветы, не разорять муравейники, не ловить бабочек, не вытаптывать траву, не бросать мусор куда попало. Если каждый из нас не пройдет равнодушно мимо сломанной ветки, голодного животного, то с природой мы станем добрыми друзьями.

Слов.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *