Интерес и любопытство — это диаметрально разные понятия | by Natalia Tokar/Наталья Токарь
Я раньше всегда путала любопытство и интерес к себе. Друзей в школе у меня было немного, взгляды на обыденные вещи, увлечения и манера поведения были странные, скучные, непонятные.
Я хорошо училась, давала списывать. Думала, так можно получить взамен дружбу. Получала отстраненные взгляды, которые смотрели на меня, но мимо меня, громко напоминая: “Ты не как мы. Странная, тебя надо сторониться, а то еще друзья узнают, что мы общаемся. Но списывать давай, а то у меня два за четверть выйдет”.
Дружить мне хотелось, и малейшее проявление внимания я путала с интересом ко мне и во мне лично. Как личности.
Потом уже я начала понимать, что это щемящее чувство неспроста. Внимание к моему английскому, моему телосложению или моим способностям, даже если выражается в громких комплиментах словами — это не интерес. Так как я путала понятия, искренне считая это проявлением интереса, я старалась людям отдать то же самое — слова, очевидные комплименты, которые они очень ждут, также пребывая в нехватке внимания и искреннего человеческого отношения к себе. Этот обмен довольно странный, все вокруг умиленно щупают и поправляют твое платье, но тебя в упор никто не видит. Только бренд платья, цвет, “тебе идет”, и “где взять такое же”.
Любопытство увидеть легко. Это когда человеку не интересно, но любопытно, можно ли здесь для себя получить выгоду. И если можно, любопытство может расти. Если перспектива выгоды для себя становится туманной или вовсе уходит с горизонта, любопытство очень быстро заканчивается.
Чем вы можете быть мне полезны?
А я вам?
Кто-то продолжает обучать этим “основам” бизнес этикета, которые по сути представляют собой неприкрытое любопытство к возможностям человека, но отнюдь не интерес к человеку. Проявлять неподдельный интерес к человеку на первой встрече не учат, это даже считается несколько “вульгарным”. Как можно, мы едва знакомы!
А вот пощупать человека за выпирающую нехватку внимания на предмет полезности для себя можно, отчего нет? Можно даже сразу намекнуть, что это не просто праздное любопытство, это за деньги. Можно даже сразу заплатить, чтобы подтвердить свое намерение получать для себя выгоду от человека.
Человек, который путает интерес и любопытство, будет рад, что его ценят и даже сразу предлагают деньги.
Любопытные просят кейсы, доказательства, просят чтобы их убеждали в том, что им показалось любопытным. Они громко при всех могут тыкать сарказмом в то, что им показалось, требуя, чтобы их разубедили или согласились с поражением.
Интерес проявляется совсем по-другому. Человек, который интересуется, не требует доказать оправданность своего интереса кейсами. Ему интересно самому разобраться в том, что интересно. Когда интересно, хочется узнать больше, хочется общаться с тем, кто интересен по-настоящему, вне зависимости от того, как он сегодня одет, где живет, и где/чем он сегодня обедает.
Интерес к человеку не имеет ничего общего с получением выгоды от человека. Многие спикеры, например, “проявляют интерес” к своей аудитории взамен на выгоду потом или продажи прямо сейчас.
Но это не интерес. Это любопытное прощупывание выгоды для себя.
Когда интересно, человек пробует сам. Пробует, вдумывается, не спешит, спрашивает, пробует снова. Интересно же!
Когда любопытно, человек хочет сразу все понять (т.е. требует, чтобы ему сразу все объяснили) и если сразу непонятно, быстро разворачивается, разочаровывается, бросает, уходит. Ищет новые любопытные места, занятия, людей.
Я захожу в комнату, тут необычно приятно находиться. Мне любопытно, как оно тут, осматриваюсь. Я вроде нахожусь в комнате, но не до конца. Удовлетворив любопытство, я выхожу из нее и иду обратно в обычную жизнь, обычные комнаты. Рассказываю людям про необычные ощущения в той другой комнате, читаю статьи на тему, подтверждающие мои ощущения, пару дней, пока я на подъёме.
Я захожу в комнату, тут необычно приятно находиться. Мне интересно, почему. А могу я тут находиться все время, не возвращаясь в те обычные комнаты, где гулко и суета? Я исследую пространство, потому что мне интересно. Я исследую себя, чтобы понять, как мы совпадаем, и как через эту комнату пройти в следующую. Я знакомлюсь с людьми, которые уже тут, выясняю для себя, что они другие. И мне интересно, почему, как, и я принимаю решение остаться, изучать, пробовать быть тут дольше.
Интерес к человеку это не интерес к бренду его одежды, его возможностям или профессиональным качествам.
Человек это совсем другое.
Когда человек не знает, что он и кто он, но хочет узнать, пребывая в нехватке знаний, внимания, понимания себя, очень легко перепутать интерес и любопытство. Очень трудно понять, как проявлять интерес самостоятельно. Хочется, чтобы просто кто-то уже быстро дал и объяснил, потому что “мне же надо, что вам жалко?”.
Легче, когда учишься видеть эти процессы. Еще легче, когда учишься и умеешь ими управлять.
«Любопытство VS Любознательность» — Яндекс Кью
Оказывается, всё больше в обывательском сознании смешиваются эти два разных явления. Зачем-то пытаются доказывать, что это одно и то же, точнее — вымывается из лексикона слово «любознательность», а вместо него везде суют «любопытство» или «здоровое любопытство» (как будто любопытство заболело и его пытаются подлечить?☺ не надо)
Давайте разбираться основательно, иначе скоро будут спорить на эту тему как про курицу с яйцами☻yandex(точка)ru/q/question/chto_poiavilos_ranshe_kuritsa_ili_iaitso_c63c914a/?answer_id=f8902e93-f6ea-4886-bbd2-69e19691b2b1&utm_medium=share&utm_campaign=answer#f8902e93-f6ea-4886-bbd2-69e19691b2b1
Любознательность — любо знать — стремление к приобретению и усвоению новых знаний, желание познать суть вещей или физических процессов с разных точек зрения. Достоверно подтверждено, что свойственно только человеку, допускается вероятность осознанного познания у некоторых высших животных.
Любопытство — бессознательное стремление к познанию, присущее не только человеку, но и животным и не даёт никаких системных знаний.
Любознательный открывает окно в мир, упорядочивает свои знания и жадно стремится получить их как можно больше, расширяя свой кругозор.
А любопытный подглядывает за другими (в том числе в спальне, туалете, бане, копошится в грязном белье), лезет в трансформаторную будку, засовывает лампочку в рот, щупает концентрированную кислоту, запускает стиралку с кирпичом, облизывает ядовитую медузу… Из праздного любопытства можно испортить отношения и даже подгадить «без злого умысла», засунув нос куда не просили, задавая неуместные вопросы, подглядывая через замочную скважину, вторгаясь в личную жизнь другого человека. «От любопытства /не одна/ кошка сдохла».
Задумывались ли вы о смысле слова «любопытство»?
Возможно, многие задумывались, а многие и нет. Любопытство – это слово, состоящее из двух слов «любовь» и «пытка», следовательно, человек обладающий любопытством любит себя пытать. Часто это слово путают со словом «любознательность», но у данного слова другое значение – любит знания. Как могут быть синонимами два разных слова, пытка и знание? Человек обладающий любовью к знаниям, системно их обогащает, что позволяет ему проводить анализ, философствовать, делать открытия, быть интересным для окружающих, одним словом – это человек – космос. Человек обладающий любовью к пыткам, системно пытает себя и других, стремится ежедневно к новой порции пыток, но что самое интересное, пытки он себе создаёт сам, одним словом – это человек – терзание.
Остановимся подробно на любопытстве. Вы часто слышали такие поговорки «любопытство — не порок, но большое свинство», «любопытной Варваре на базаре нос оторвали». Таким образом, люди через поговорки пытались донести, что любопытный человек может только насвинячить другим и подарить себе пытку (оторванный нос)… Так вот, любопытствующий человек начинает терзания себя самого, питая свои страсти. Страсть – это доминирующее чувство над другими чувствами, забирающее у человека покой… Терзания в свою очередь будят в людях только низменные чувства (гордыню, гнев, зависть). Таким образом, «оторванный нос» начинает кровоточить и болеть.
Что касается свинства другим людям. Допустим человек начал писать книгу. И тут случайно об этом узнаёт его знакомый или друг, который проявил любопытство к данному действию человека. Начинаются бесконечные расспрашивания «когда закончишь?», «ну, что там у тебя с книгой?», «что нового написал?», таким образом любопытствующий начинает сбивать с пути проживания и концентрации того, кто пишет книгу. Человеку — творящему необходимо прожить свою мысль, пропустить её через себя и своё сознание, придать форму своим мыслям и воспроизвести эту форму через слово, подарить свою мысль другим людям. Но бесконечное вмешательство любопытствующего не даёт форме родиться, тем самым он свинячит не только творящему, но всему человечеству.
— proza(точка)ru/2019/05/04/1525?ysclid=l4l4cktzyo467633790
Любознательность — тяга к знаниям, причём — к полезным, а любопытство — хаотичное поглощение неких сведений, всего подряд без разбора, не всегда нужного и полезного. Хорошо оно для умильных животинок и полезно для детей-дошколят под родительским наблюдением. Для взрослых людей это признак невоспитанности, наглости или слабоумия. Такие любят допытываться, докапываться, навязчиво выведывают то, что их не касается — и разумеется, их избегают в общении.
Любознательность — поиск истины.
Любопытство — поиск проблем на свою голову, приключений на свою задницу и подглядывание, вынюхивание, подслушивание, а затем убегание, если успеешь☻
Мне упёрто пытались доказывать, что «любознательность это просто часть любопытства», но с таким же успехом можно сказать, что любопытство часть любознательности☺причём, дикая и тёмная часть, которую приручили и просветили как следует фонариком целенаправленного осознанного внимания
«Любопытство присуще не только человеку, но и животным. Это НЕцеленаправленная потребность в познании окружающей действительности. Так, появившийся на свет малыш демонстрирует бесконтрольный интерес к новым вещам. Он осматривает и ощупывает их, пробует на вкус, пытается найти предметам самое разнообразное применение.
Тогда как подросший ребенок тяготеет к знаниям и освоению различных областей. Он начинает посещать кружки и секции, читать книги, смотреть научные передачи и т. д. Все это – проявление любознательности. Таким образом, под данным понятием подразумевается целенаправленная потребность в овладении новой информацией. При этом человек отдает себе отчет в том, зачем он хочет получить те или иные сведения. Из всего вышеизложенного следует вывод, что главное отличие любопытства от любознательности заключается в целенаправленности.
К слову сказать, праздный интерес к новостям и сплетням таит в себе негативный смысл. Ведь зачастую под любопытством понимается желание знать все обо всех. Многие люди без особой надобности влезают в чужие дела, подвергают их обсуждению, плетут интриги. Все это является разрушительными сторонами любопытства. Тогда как любознательность носит лишь созидательный характер. Она подогревается не эмоциональной захваченностью, а рациональным стремлением к расширению кругозора.
Сделать вывод, в чем разница между любопытством и любознательностью, поможет сравнительная таблица. — thedifference(точка)ru/chem-otlichaetsya-lyubopytstvo-ot-lyuboznatelnosti/#h3_2″
«В развитии познавательного интереса можно выделить следующие уровни:
- любопытство,
- любознательность,
- познавательный интерес,
- творческий интерес.
Эти уровни обеспечивают степень включённости в процесс и соответственно направленности на достигаемый результат…
Любопытство это базовый уровень познавательного интереса, который проявляет себя через вопрос «что это?». В жизни человека себя проявляет, как стремление быть свидетелем чего-либо, что, по сути, не даёт никаких знаний. Никакого особого опыта, но в то же время пробуждает и питает определенное эмоциональное состояние, в которое собственно человек и погружается в акте любопытства, но короткое относительно кратковременное и поверхностное. Но если спросить человека, что именно он узнал в процессе реализации своего любопытства, то чаще всего можно услышать ответ – «мне было интересно чем это закончится», ну или может ответить иначе, но суть ответа будет – оправдание своего любопытства, вернее времени на него потраченного.
Любопытство можно обозначить следующей формулой:
любопытство = интерес + результат.
Любопытство – это врожденная, нецеленаправленная потребность в познании действительности.
Любознательность – сознательная целенаправленная потребность в познании, в приобретении новых знаний.
Обратите внимание, что разница в целенаправленности.
Любопытство не имеет цели, оно является самоцелью, любопытство ради любопытства. Смотреть, чтобы увидеть, узнать, чтобы знать. А зачем – это уже неважно.
Любознательность действует целенаправленно, человек понимает, — зачем он хочет что-то узнать.
Метафора: любопытство можно сравнить с туристом, а любознательность-путешественник. Турист посещая какое –либо место очень поверхностно включается в место в котором он находится, максимум просматривает достопримечательности. Путешественник более глубинно подготавливается к своему путешествию, изучает многие моменты связанные с местом, и умеет наслаждаться каждым мгновением своего путешествия.
…Знания должны иметь смысл, ведь если мы познаем только для того, чтобы быть умными то знания служат услаждению эгоизма. С другой стороны любознательность – это когда мы добиваемся своей цели, то есть, получаем результат. Любознательность – это сознательный разумный выбор. Желания есть продукт ума, которые, как правило, ведут к удовольствиям разного уровня, которые имеют срок и по природе своей ненасытны. В итоге вы рискуете стать заложником своих желаний. Желания — это внешние цели, внешние мотивы. Сознательный разумный выбор определяет вектор качества всей вашей дальнейшей жизни. Это внутренний мотив, исходящий из вашего сердца. Меняется и качество желаний, не сразу, но обязательно. Вы научаетесь быть благодарным и счастливым в том, что у вас есть здесь и сейчас, при этом вы постоянно совершенствуете и качеством наполняете то, что у вас есть и соответственно вы достигаете куда большего, нежели стремясь лишь выполнять материальные желания. Для того чтобы начать практиковать любовь к себе. стоит сделать разумный сознательный выбор и взять на него ответственность.
По сути, все люди на нашей планете осознанно или нет, хотят любить и быть любимым, хоть быть счастливыми. Но для ума это не реализуемое желание, ибо лежит вне области материального мира, над которым ум имеет власть, или является его заложником.
Любить себя — жизнь, наполненная качеством во всех сферах. Любить себя — наполнить смыслом всю свою жизнь. Любить себя = быть счастливым. И совершенно не важно, что вы делаете в этой жизни — обувь ремонтируете или работаете таксистом, или вы руководитель компании или собственник бизнеса или просто наёмный рабочий. Делайте то, что вы делаете любя себя в процессе каждого мгновения жизни, и вы будете счастливы. Любить себя –быть творцом своей реальности. Способность творчески решать все ситуации своей жизни, это активированный творческий интерес в познании мира. Творческий интерес-основа вашего саморазвития в любой сфере деятельности.
Если любознательность обозначать формулой, то она будет выглядеть следующим образом:
Любознательность = интерес сердца + воля + ответственность + развитие через действия + красивый результат +радость от созерцания собственного творения.
Любознательность — это активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям, это открытость души для получения нового опыта, и разума для получения новых знаний, это доверие по отношению к жизни и окружающим людям, это готовность учиться у знающих, прислушиваться к опытным и достигать желаемого.
Любознательность обеспечивает внутренний стимул – для получения новых знаний, дарит радость – больших и малых открытий, освобождает – от апатии и безучастности, даёт возможность – заглянуть за горизонт, даёт силы – для активных действий.
Проявления любознательности в повседневной жизни
- Наука. Любознательность движет вперед науку; только любознательные и при этом трудолюбивые люди способны к свершению научных открытий.
- Образование. Самые лучшие ученики получаются из людей любознательных, так как процесс получения знаний им искренне интересен и отнюдь не является тяжкой обязанностью. Межличностное общение. Любознательный человек виден в общении: его отличает интерес и внимание к собеседнику.
- Туризм и путешествия. Самый лучший отдых для любознательных людей.
Как научиться любознательности
- Обучение. Чем большими знаниями человек обладает – тем больше растет и его любознательность.
- Наблюдение. Подмечая детали и нюансы, легче разбудить в себе интерес и к целому; любознательность возрастает в прямой пропорциональности к наблюдательности.
- Информированность. Получая информацию о новостях, о событиях в жизни города, страны и миру – человек не только создает для себя целостную картину мира, но и «тренирует» свою любознательность.
- Профессиональная деятельность. Повышая свой профессиональный уровень – человек подстегивает и свою любознательность; без любознательности успех в профессии недостижим.» /b17(точка)ru/article/curiosity_vs_inquisitiveness/?ysclid=l4l2obfz7b674706820/
Остаётся только пожелать всем скучающим заняться своей жизнью и преображать её, а не тратить время и энергию на чужие жизни! Любите, творите, дарите, используйте свои возможности и ресурсы!
_____
Какие сомнения у кого остались? Носящиеся с популяризацией любопытства, вам теперь понятнее стало, что вы называете «здоровымлюбопытством» ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ?
Любопытство против интереса — supermemo.
guruСодержание
- 1 Определение
- 2 Интерпретация
- 3 Удар
- 4 Пример
- 5 Исследования
Определение
Любопытство и Интерес — это два независимых аспекта стремления к обучению, оказывающие совершенно разное влияние на обучение. Любопытство — это стремление исследовать. Интерес — потенциальная награда за обучение. Если мы сравним обучение с едой, любопытство — это аппетит, а интерес возникает из вознаграждения за счастливый акт поедания.
Различие слабо подчеркивается в литературе, и только хорошее формальное определение позволяет увидеть важность различия. Если вы представите, что столкнулись с загадочной коробкой, вы проявите любопытство и будете вынуждены заглянуть внутрь. Содержимое коробки может определить ваш интерес : это старый хот-дог, обручальное кольцо или, возможно, еще одна загадочная коробка в коробке.
Эта запись глоссария используется для объяснения текстов в серии SuperMemo Guru о памяти, обучении, творчестве и решении проблем
Интерпретация
С точки зрения психологии вознаграждения, любопытство эквивалентно желанию , а интерес эквивалентно симпатии .
С точки зрения побуждения к обучению, удовлетворенное любопытство дает награду, а неудовлетворенное любопытство дает штраф. Это может быть штраф разочарования или штраф, увеличивающий любопытство в будущем. Неудовлетворенное любопытство в форме животрепещущего вопроса усилит стремление к обучению и станет важным мотивирующим фактором в развитии.
С точки зрения сети оценки знаний, любопытство — это мимолетная оценка тайны, а интерес — это устойчивая оценка части знания (своего рода вечное любопытство ). Эта узкая интерпретация любопытства мог дать ему дурную славу. См.: Любопытство не в приоритете
С точки зрения обучения, только интерес является эффективным источником вознаграждения за исследования. В то время как любопытство может привести к тривиальным ответам, которые будут проигнорированы или быстро забыты из-за их низкой оценки, интерес генерирует вознаграждение, которое обеспечит сигнал, необходимый для кодирования прочной памяти.
С точки зрения SuperMemo, любопытство — это стремление узнать ответ на вопрос, а процент определяет вознаграждение от выяснения ответа. Только те пользователи, которые проявляют искренний интерес к обучению, добьются значительного успеха в интервальном повторении.
Если вам нравится метафора головоломки, вы можете понять
Воздействие
При просмотре веб-страниц мы используем обучающий диск, чтобы направлять исследование. Однако эффективность и результаты будут зависеть от основного сочетания любопытства и интереса . Например, при чтении новостей о знаменитостях нами может преобладать любопытство . Следовательно, мы можем быстро забыть сегодняшние новости и вскоре искать новые. Напротив, читая об изменении климата или науке о мозге, мы можем руководствоваться интересом 9.0022 с высокой степенью устойчивых оценок. Этот тип чтения с большей вероятностью создаст стабильные долговременные воспоминания. Различие не имеет ничего общего с фактической ценностью знания. Мелочи одного человека, изучаемые с любопытством , могут быть исследованиями другого человека, движимыми важным интересом .
При обучении состав обучающего диска будет определять результат. Например, недостаточно быть хорошо мотивированным или даже любопытным, чтобы преуспеть в курсе иностранного языка. С другой стороны, успех изучения языков за границей проистекает из прагматического воздействия погружения на оценку знаний (9).0021 проценты ).
Пример
Вас может заинтересовать влияние поздних приемов пищи на набор веса. Это может стимулировать ваши исследования, и этот компонент обучения будет помечен как любопытство . Однако ответы, которые вы найдете на свой вопрос, могут усилить или ослабить стремление к обучению. Их можно игнорировать или сохранять в памяти. Результат будет зависеть от выходных данных сети оценки знаний. Например, если вы обнаружите, что нет никакой связи между поздним приемом пищи и весом, оценка будет низкой, и вы можете быстро забыть вопрос и ответ. Ваш обучающий драйв будет погашен, и память может не сформироваться. Если вы обнаружите, что поздние приемы пищи вредны для вашего здоровья, и вам случается часто наслаждаться поздними приемами пищи, оценка может быть очень высокой.
Исследования
См.: Преимущество интереса над любопытством в формировании воспоминаний