Психолог Ивановский рассказал, почему человек ищет смысл жизни и может ли он существовать без него| Новости общества
Многие люди живут, удовлетворяя лишь так называемые животные, базовые, потребности и не задумываются о высоком. Но когда они выходят за рамки утилитарных потребностей, то начинают задаваться банальным вопросом: «в чем заключается смысл жизни, и для чего я вообще живу»
От чего зависит поиск смысла жизни и стоит ли его искать, рассказал клинический психолог, основатель академии психологии Trietta Валерий Ивановский.
— Валерий Валерьевич, как вы считаете, нужно ли человеку искать смысл жизни или к этому следует относиться не более, чем к какой-то модной тенденции?
Человек, безусловно, является неотъемлемой частью биологического разнообразия Земли и подвержен тем же эволюционным законам, которые детерминируют жизнь других живых существ. Миллионы лет человек развивался как животное и только около 50 тысяч лет развивается по социальным законам. Если смысл жизни животного предопределен теми безусловными и условными инстинктами, которые он сначала принимает в рамках филогенеза, а потом в результате перипетий собственной жизни, то в ходе социальной эволюции давление условных и безусловных рефлексов на человека ослабевает, а на сегодняшний день практически сведено к нулю. Безусловные и условные рефлексы берут на себя управление человеческим поведением, например, в результате стрессовых ситуаций или определенных травм, когда поражаются высшие отделы головного мозга. Но в целом человек движим именно социальными инстинктами и потребностями.
Однако стоит отметить, что когда человек освобождается от давления биологических инстинктов, то он не приобретает социальные механизмы, которые становятся частью его генетической наследственности, поэтому каждый человек самостоятельно проходит путь социального становления. Каждый младенец рождается абсолютно беспомощным, поскольку те остатки безусловных рефлексов, которые присутствуют в нем, не могут обеспечить ему выживание, а альтернативной программы в виде социального инстинкта ещё нет. Поэтому ему необходим период социализации, который даст, в том числе, ответ на вопрос, для чего жить и в чем заключается смысл жизни.
Факт того, что некоторые люди движимы только животными инстинктами, несколько парадоксален, но, тем не менее, такое действительно бывает. Недаром всемирно известный психолог Маслоу в свое время придумал пирамиду потребностей, в основании которой находились потребности утилитарные, они же биологические (в сне, еде, сексе, безопасности), а верхнюю часть составляли потребности чисто социальные, на вершине которых находилась самореализация.
Наблюдая за жизнью людей, можно сделать вывод, что некоторые движимы только утилитарными инстинктами, которые выражаются в желании плотно поесть, сладко поспать и накопить большое количество богатств, а социальные инстинкты ему как будто не прививаются. Этому есть как минимум два объяснения. Первое из них заключается в том, что по сравнению с миллионами лет эволюции биологической, тысячелетия эволюции социальной являются ничтожным сроком для того, чтобы эта принципиально новая эволюционная схема работала без сбоев. Поэтому в случае стрессов и непредвиденных обстоятельств нервная система откатывается к уже заученному поведению. С другой стороны, мы живем в век социальных катаклизмов и потрясений, когда происходит огромный парадигмальный сдвиг во всем мире. То есть те социальные установки, ценности и ориентиры, которые были незыблемы еще 3-4 десятка лет назад, становятся все более размытыми и не могут управлять людьми и увлечь их за собой. Сейчас мы наблюдаем период, когда человечество пытается найти для себя новую систему ценностей, поэтому происходит некий откат к биологическим целям и биологизированному смыслу жизни, поскольку они, как минимум, обеспечивают выживание особи. Ведь когда определенные социальные ценности уже себя изжили, а другие еще не появились, человек теряет мерило правильности и неправильности своих поступков и свою путеводную нить. В этой связи поиск смысла жизни не является каким-то модным течением, это насущная необходимость. С третьей стороны, необходимо понимать, что когда мы говорим о том, что биологические инстинкты жестко детерминируют поведение и заставляют животных в тех или иных обстоятельствах действовать стереотипными схемами, а социальное научение в этом плане является входом в царство свободы, когда человек может реагировать более гибко и пластично, то в этом заключается диалектика развития. Ведь, по сути, биологический инстинкт и социальная схема поведения – это две стороны одной медали, потому что в результате социального научения человек получает те же самые жесткие схемы поведения, которые предопределяют всю его жизнь и, как правило, человеку очень трудно свернуть с этого пути социальных императивов.
— Как человеку понять, что он хочет от жизни?
— Смысл жизни состоит из двух неравноценных составляющих. Первая – это относительно небольшая часть, связанная с доставшимися нам в наследство от биологической эволюции инстинктами самосохранения, размножения, биологическими потребностями: безопасность, еда, сон, секс, которые занимают в мотивации человека 20-25%. Остальные 75-80% – это его социальные детерминанты.
Большую часть смысла жизни формируют те мотивы, которые человек впитывает в результате своей социализации. Они в свою очередь формируют иерархию установок, в вершине которой находится утверждение «человек ничто, социум всё». Для социума важно выживание рода, поэтому социально поощряемыми и одновременно необходимыми будут такие действия, которые укрепляют общество в целом и улучшают жизнь его членов. Поэтому и наибольшее счастье, чувство самоудовлетворения или удовлетворения, понимание полноты своей жизни приносят только такие социальные активности, результат которых направлен на других людей. Причем чем больше людей в результате деятельности конкретного человека оказываются облагодетельствованы, тем более счастливым этот человек себя чувствует и тем более социально поощряемой является такая активность. Поэтому смысл жизни заключается в том, чтобы содержать свое тело в здоровье и благости, и в том, чтобы делать как можно больше добра другим людям.
— То есть вы хотите сказать, что смысл жизни любого человека – это делать добро?
— У каждого человека, в зависимости от его личностных траекторий, смысл жизни конкретизируется в тех или иных достижениях: кто-то становится врачом, кто-то художником, кто-то пожарным. В ходе общей социализации, которую проходит человек, формируются конкретные смысловые линии, которые детерминируют поведение каждого человека, она же ответственна за то, что ее фрагментарность приводит к недосформированности иерархии социальных потребностей, которые субъективно воспринимаются как поиски смысла жизни, размытость ускользающих жизненных устремлений. Поэтому человеку порой очень сложно ответить, к чему он стремится и в чем смысл его жизни. Об этом достаточно много рассуждают в философской парадигме, но очень редко делают простой психолого-генетический анализ, который бы определял, как формируются потребности человека, куда они и зачем его ведут.
Считается, что высшим смыслом человеческого индивидуального существования, об этом написано во многих философских системах и художественных произведениях, является любовь. Влюбляясь, человек по собственной воле тратит огромное количество энергии на то, чтобы сделать хорошо другому человеку. Где-то он забывает про себя, и все его устремления направлены на то, чтобы его любимый человек ни в чем не нуждался и был счастлив. Именно в любви заключена квинтэссенция социального – забудь себя ради счастья другого. В этом и есть смысл жизни. Ведь чем бы ни занимался человек, когда он понимает, что результаты его труда благотворно воздействуют на многих, он чувствует себя нужным и счастливым.
В этой связи показательны судьбы людей, употребляющих все свои социальные навыки для увеличения материального состояния, как правило, они достаточно несчастные люди, потому что они обмануты дважды. С одной стороны, они считают, что деньги могут принести им какое-то счастье и успокоение, но практика показывает, что материальные богатства не делают их ни здоровее, ни умнее, ни увереннее в себе, при этом социум отторгает таких людей, поскольку интуитивно чувствует, что они живут не для общества, а сугубо для себя. То есть с точки зрения эволюции, они регрессируют, оборачивает свое развитие вспять, идут поперек социальной эволюции.
В русской и других культурах главной добродетелью является щедрость, желание помочь ближнему, широта души. В жизни мы встречаем много людей, которые готовы делиться и отдавать, щедры на эмоции, энергию, знания, они вызывают у нас невероятно положительные эмоции и желание общаться. Поэтому настолько трогательны те подвиги, когда, например, сотрудник МЧС, спасая из пожара других людей, отдает свою жизнь за них или когда ребенок спасает собаку из пруда. В этом и есть смысл жизни.
— А личностный рост и смысл жизни как-то взаимосвязаны между собой?
Мы уже говорили о том, что наше тело и социализация являются основой, предопределяющей, и мировоззрение, и возможные пути, по которым человек идет, и возможные реакции на те или иные вызовы со стороны окружающей среды. Личностный рост связан с процессом созревания, саморазвития человека и является знаком того, что его социальное развитие идет в правильном направлении. Но иногда мы сталкиваемся с тем, что заложенная социальная программа сбоит, и тогда человеку необходимо срочно найти какую-то иную систему координат, в рамках которой он мог бы двигаться. И тут на помощь человеку приходят курсы личностного роста, которые догружают эти ориентиры.
Виктор Франкл — о смысле жизни
Бывший узник концлагеря, прошедший тяжелые испытания и сохранивший волю к жизни, Виктор Франкл не раз задумывался о ее смысле и смог поделиться своими рассуждениями. В лекции, прочитанной в Народном университете Вены, психотерапевт рассказал историю одного молодого человека, которого настигла тяжелая болезнь.
Виктор Франкл
Издательство Альпина нон-фикшн, 2023
Наполнение смыслом возможно в трех основных сферах: человек может придать смысл своему существованию, прежде всего, какой-то деятельностью — чем-то занимаясь, что-то совершая, в творчестве и труде; во-вторых, в глубоких переживаниях — в восхищении красотой природы или искусства, в любви к другому человеку; и в-третьих, человек способен даже тогда, когда закрыты обе эти возможности, все же придать своей жизни ценность, обрести в ней смысл, а именно заняв определенную позицию по отношению к такому роковому, вынужденному, неумолимому ограничению своих возможностей. В этом случае важен взгляд человека на происходящее, его поведение, восприятие своей судьбы. С течением жизни человек должен подготовиться к тому, чтобы в соответствии с требованием «часа сего» изменить способ наполнения своего бытия смыслом, порой резко его изменить, ведь мы уже успели сказать, что смысл жизни бывает лишь конкретный, особый для каждого человека и для каждого часа в отдельности: вопросы, которые ставит перед нами жизнь, меняются от человека к человеку и от ситуа- ции к ситуации. Я хотел бы на одном примере показать, как такая «смена курса» может быть «навязана судьбой» и в то же время «покорно осуществлена» человеком.
Речь пойдет о довольно молодом человеке, которого ждала, казалось, увлекательная и плодотворная карьера — он был востребованным художником по рекламе, но внезапная болезнь нарушила все планы: у него обнаружилась неоперабельная, высоко расположенная на позвоночнике опухоль спинного мозга. Из-за опухоли пациент вскоре практически перестал владеть руками и ногами. Та сфера, в которой он прежде главным образом находил смысл своей жизни, то есть сфера активной деятельности, оказалась для него закрыта; он вынужден был обратиться к иной сфере, ведь любые занятия становились для него все менее доступны, и все более ему приходилось искать смысл своего ограниченного, стиснутого существования в пассивном переживании, и в этой ограниченной ситуации, с чрезвычайно урезанными возможностями, все же обретать смысл. Как же поступил наш пациент?
Лежа в больнице, он погрузился в интенсивное чтение, он осваивал книги, для которых прежде, в загруженной профессиональной жизни, не находил времени, он усердно слушал по радио музыку и вел увлекательные беседы с соседями по палате. Он также обратился к иной сфере бытия, где, по ту сторону активной деятельности, человек способен постичь смысл жизни, найти ответы на ее вопросы посредством пассивного восприятия мира в зеркале самости. То есть этот умный, отважный молодой человек ни в коей мере не ощущал, что его жизнь — при всех наступивших ограничениях — лишилась смысла.
Но настал момент, когда болезнь так прогрессировала, что наш пациент уже не мог держать книгу в руках — настолько ослабли мышцы, и наушниками тоже не мог больше пользоваться — они стискивали череп и причиняли боль, и даже говорить ему стало трудно, и он не мог более поддерживать оживленные беседы с соседями по палате. Итак, этот человек оказался еще более ограничен: судьба отказала ему не только в возможности творческой реализации, но и в значимых впечатлениях. В таком состоянии он прожил свои последние дни, однако и их он все же сумел наполнить смыслом именно благодаря позиции, которую занял по отношению к своему положению. Наш пациент ясно сознавал, что ему остались считаные дни или даже часы. Я отчетливо помню тот вечер моего дежурства, который для этого пациента оказался последним. Я проходил мимо его койки, и он поманил меня к себе. С трудом выговаривая слова, он объяснил, что утром, при обходе главного врача, он слышал, как профессор Г. назначил ему в последние часы инъекцию морфия, чтобы облегчить предстоящую агонию. Поскольку у него имелись основания полагать, сказал он, что в ближайшую ночь с ним «будет покончено», он попросил сделать укол уже сейчас, чтобы потом ночной медсестре не пришлось меня будить…
В последние часы жизни этот человек еще заботился о том, чтобы пощадить других, «не помешать». Сверх той отваги, с какой он принимал все свое страдание и всю боль — каким поступком (не профессиональным, но человеческим!) была эта скромная просьба, эта готовность принимать во внимание другого человека буквально вплоть до конца. Вы же поймете, если я сейчас заявлю: самая замечательная реклама, пусть даже очень красивая, превосходнейшая, какую наш пациент мог создать в пору профессиональной своей деятельности, и близко не сравнится с этим скромным человеческим поступком в последние часы жизни.
Итак, мы видим, что болезнь никоим образом не приводит к непременной утрате смысла, к обеднению бытия смыслом: она открывает возможности для все новых смыслов. А что утрата смысла не наступает с неизбежностью даже тогда, когда человек теряет часть тела, можно проиллюстрировать следующим примером: однажды в больницу, где я работал, поступил авторитетный австрийский юрист. Из-за сужения артерий началась гангрена, и пришлось провести ампутацию ноги. Оправившись от операции, пациент уже через несколько дней предпринял попытку самостоятельно передвигаться на одной ноге. С моей помощью он поднялся с кровати и неуклюже, с трудом, запрыгал по комнате, точно воробушек. И тут он расплакался, этот почтенный, знаменитый на весь мир старик, опиравшийся на мою руку, плакал тихонько, словно малое дитя. «Я не вынесу этого — жизнь калеки лишена для меня всякого смысла!» — восклицал он. Я посмотрел ему прямо в глаза и настойчиво, хотя и несколько насмешливо, спросил: «Господин президент, вы строили планы сделаться бегуном на короткие или дальние дистанции, мечтали о карьере в спорте?» Он изумленно глянул на меня. «Ведь только в таком случае, — продолжал я, — были бы пнятны ваше отчаяние и эти ваши слова: тогда ваша игра действительно была бы проиграна и дальнейшая жизнь могла бы показаться вам лишенной смысла, ведь вам уже не стать ни спринтером, ни марафонцем. Но как может жизнь утратить смысл для такого человека, кто, как вы, всю жизнь прожил чрезвычайно осмысленно, многого достиг, составил себе имя в профессии, — утратить смысл только потому, что он лишился ноги?» Мой пациент сразу понял, к чему я клоню, и на его заплаканном лице проступила улыбка. Итак, болезнь не должна приводить к утрате смысла. И более того: она может даже обернуться некой прибылью.
В рубрике «Открытое чтение» мы публикуем отрывки из книг в том виде, в котором их предоставляют издатели. Незначительные сокращения обозначены многоточием в квадратных скобках.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Любовь Карась
Теги
#открытое чтение
#психология
#эрудиция
Поиск смысла жизни
Поиск смысла жизни Определение
Поиск смысла жизни связан с идеей о том, что люди сильно мотивированы на поиск смысла в своей жизни, то есть на то, чтобы быть в состоянии понять природу своей жизни. личного существования, и чувствовать его значительным и целеустремленным. Жизнь кажется значимой для людей, когда они могут удовлетворительно ответить на важные вопросы о своей жизни, такие как кто я, почему я здесь, что действительно важно для меня, что я должен делать со своей жизнью. Это обретение смысла жизни считается в некотором роде фундаментальной мотивацией, согласно которой люди должны воспринимать достаточное количество смысла в своей жизни. Иными словами, ощущение значимости, понятности или целесообразности своей жизни может быть необходимо для психологического функционирования человека.
Предыстория и история поиска смысла жизни
На протяжении тысячелетий попытки понять, что делает жизнь значимой, были задачей художников, теологов и философов. После Первой мировой войны некоторые влиятельные философы утверждали, что жизнь по своей сути бессмысленна. Они считали, что у Вселенной нет высшей цели, и поэтому люди были в одиночестве, пытаясь понять, в чем заключается их индивидуальная жизнь. Однако люди пойдут на многое, чтобы защитить свои представления о том, что такое жизнь на самом деле. Другими словами, они крепко держатся за свои жизненные смыслы. Например, многие люди стремятся защитить определенные религиозные, моральные или научные убеждения перед лицом противоречивых мнений или убеждений. Исходя из этого наблюдения, несколько психологов предположили, что люди должны быть мотивированы, чтобы найти смысл в своей жизни.
Альфред Адлер сказал, что люди врожденно стремятся достичь цели своей жизни, особенно посредством участия в общественной деятельности. Эрик Эриксон предположил необходимость самоинтеграции в дальнейшей жизни. При таком подходе поиск смысла фокусируется на попытках понять свой жизненный опыт и то, что все это означает в общей картине. Эрик Фромм подчеркивал важность смысла в человеческой жизни и предположил, что чувство отчужденности от других и бездумное чувство, мышление и действие в повседневной и рабочей деятельности снижают нашу способность находить жизнь значимой. Абрахам Маслоу считал, что смысл возникает в результате самореализации или полного раскрытия своего потенциала.
Идеи Фромма об отчуждении и автоматизации в современной жизни перекликаются с работами Виктора Франкла, человека, наиболее тесно связанного с психологической работой над смыслом жизни. Опыт Франкла, пережившего немецкие концлагеря Второй мировой войны, убедил его в важности поиска цели жизни. Он чувствовал, что самая большая разница между теми, кто выжил и не выжил в ужасных лагерях, заключалась не в том, сколько их заставляли работать, как мало им приходилось есть или насколько они подвергались воздействию стихии (каждый должен был работать до изнеможения, ни у кого не было достаточно еды, и все были сильно подвержены неблагоприятной погоде). Наоборот, Франкл считал, что принцип Фридриха Ницше — «имея собственное «зачем в жизни», мы уживемся практически с любым «как»» — имел решающее значение. Франкл считал, что все люди должны найти свое собственное, уникальное «почему» — иными словами, свою цель в жизни. Он писал, что те, кто нашел какой-то смысл или цель, с большей вероятностью выжили в концентрационных лагерях, а те, кто потерял свою цель, почти наверняка были обречены. После работ Франкла и его основания логотерапии (буквально, исцеления смысла) психологическая работа над важностью поиска смысла резко ускорилась. Аргумент Роя Баумайстера о том, что смысл жизни в значительной степени коренится в стремлении людей к ощущению цели, ценности того, что они делают, контролю и способностям, а также самооценке, открыл современную эру социально-психологических исследований в поисках смысла.
Необходимо провести два важных различия между поиском смысла жизни и связанными с ним психологическими процессами. Во-первых, хотя Франкл писал, что воля к смыслу побуждала каждого человека находить уникальный смысл своей жизни, другие проводили различие между поиском смысла и наличием смысла. Распространено мнение, что его будут искать только люди, не имеющие смысла жизни. По сути, предполагалось, что поиск и ощущение наличия смысла в жизни являются противоположными концами одного и того же континуума.
Несколько направлений исследований, тем не менее, показывают, что поиск смысла отличается от его наличия. Психологические показатели того, насколько люди ищут смысл и сколько смысла люди ощущают в своей жизни, очень мало пересекаются. Кроме того, предположение о том, что поиск и обретение смысла являются противоположными версиями одного и того же, может быть связано с культурой. Иными словами, среди американцев европейского происхождения (которые часто мыслят категориями индивидуальности и дихотомии) существует небольшая обратная зависимость между ними (чем меньше у вас есть, тем больше вы ищете, и наоборот), тогда как некоторые данные свидетельствуют о том, что что среди людей из более традиционно коллективистских или холистических культур (которые часто думают в терминах отношений или гармонии, например, в Японии) эти две переменные могут быть положительно связаны (чем больше вы ищете, тем больше вы чувствуете, что у вас есть, и наоборот). наоборот). Те, чье культурное влияние находится где-то посередине (например, испанцы), по-видимому, не сообщают о какой-либо связи между ними. Наконец, некоторые данные также указывают на то, что поиск смысла и наличие смысла колеблются в своем отношении друг к другу в зависимости от возраста и этапов жизни. Например, связь может быть менее сильной в юности и более сильной в пожилом возрасте. Молодой человек может искать больше смысла и также чувствовать, что жизнь имеет смысл, тогда как пожилой человек с большей вероятностью будет искать смысл в жизни, если он или она чувствует, что жизнь несколько бессмысленна.
Второе важное различие, которое необходимо провести, — это поиск смысла жизни и поиск какого-либо смысла в травматическом или неприятном событии. Те, кто пережил травматические события, такие как нападение, потеря любимого человека или выкидыш, часто задаются вопросом, почему это произошло. Часто попытки ответить на такие вопросы называют поиском смысла. Вероятно, правильнее будет назвать их попытками найти ситуативное значение или атрибуцию. Поиск смысла жизни относится к попыткам понять, что означает жизнь человека в целом, а не к более ограниченным попыткам понять конкретное событие.
Важность поиска смысла жизни
Если поиск смысла жизни является важной психологической мотивацией, он должен быть важен для благополучия человека. Мы точно знаем, что наличие смысла в жизни связано с большим благополучием в отношениях, работе и жизни в целом, а также с меньшим психологическим стрессом. Однако мы не можем предполагать, что люди, которые ищут смысл жизни, просто менее счастливы и более огорчены. Поиск смысла жизни может побуждать людей погрузиться в религию, волонтерство, приключения в дикой природе или философию точно так же, как и доводить их до отчаяния. Даже люди, которые уже чувствуют, что их жизнь полна смысла, могут искать более глубокое понимание этого смысла, или пытаются приспособиться к большой перемене в жизни, такой как рождение детей, или они могут искать новые источники смысла. Например, успешный спортсмен может извлечь смысл из спортивных соревнований. Травма, завершающая карьеру, может лишить этот источник смысла, и спортсмен может обратиться к семье, друзьям, религии или социальному служению как к потенциальным новым источникам смысла.
Те, кто находится на самом высоком уровне в поиске смысла, кажутся несколько менее счастливыми, более тревожными и более подавленными, но они также кажутся более открытыми и вдумчивыми в некоторых отношениях, размышляя о своем прошлом опыте и задавая вопросы о природе своих религиозных верований. . То, насколько люди ищут смысл, также меняется изо дня в день. В дни, когда люди ищут смысл жизни, они на самом деле счастливее. Таким образом, хотя люди, которые обычно ищут смысл, менее счастливы, люди, которые ищут смысл на мгновение, наслаждаются процессом в краткосрочной перспективе. В некотором смысле это поддерживает теорию о том, что поиск смысла является важной психологической мотивацией: те, кто способен удовлетворить временно сильные потребности в смысле в течение дня или двух, довольны своим успехом, в то время как те, кому приходится искать более длительное время или которые почти всегда пытаются удовлетворить эту потребность, несчастливы.
Индивидуальные различия в поисках смысла жизни
Люди различаются по силе и интенсивности поиска смысла жизни. В последние годы психологи разработали опросники для измерения этих различий. Недавние усилия по разработке психометрически обоснованных показателей поиска смысла жизни кажутся многообещающими, хотя необходимы дополнительные исследования и развитие теории. Люди, набравшие высокие баллы в поиске показателей смысла, обычно ищут больше смысла и цели в своей жизни. Люди с низким баллом редко ищут смысл и цель. Показатели по этой шкале стабильны даже в течение 1 года, а это означает, что люди, которые обычно ищут смысл жизни сейчас, вероятно, продолжат поиск в следующем году.
Ссылки:
- Baumeister, RF (1991). Смыслы жизни. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
- Франкл, В. Е. (1963). Человек в поисках смысла: Введение в логотерапию. Нью-Йорк: Washington Square Press.
- Стегер, М.Ф., Фрейзер, П., Оиси, С., и Калер, М. (2006). Опросник смысла жизни: оценка наличия и поиска смысла жизни. Журнал консультативной психологии, 53, 80-93.
Позитивная психология смысла жизни и благополучия
Накопляются данные, свидетельствующие о важной роли личного смысла в благополучии и качестве жизни. В этой статье представлена смыслоцентрированная модель благополучия, состоящая из трех факторов: положительного аффекта, личностного роста и снижения негативности. Я предлагаю, чтобы полная позитивная психология процветания включала в себя три пересекающиеся системы: (а) три фактора благополучия, (б) положительную триаду устойчивости и (в) двойную систему управления приближением и избеганием.
Правильное понимание взаимосвязи между смыслом жизни и благополучием должно различать конкретное значение и глобальное значение (Park & Folkman, 1997), ситуативное значение и окончательное значение (Frankl, 1985) или ситуативное значение и экзистенциальное значение. (Reker & Chamberlain, 2000; Reker & Wong, в печати). В этой статье смысл жизни относится как к ситуационному, так и к экзистенциальному смыслу.
Рекер и Вонг (1988) определяют личностный смысл как «осознание порядка, согласованности и цели своего существования, стремление к стоящим целям и их достижение, а также сопутствующее чувство удовлетворения» (стр. 221). Вонг (1989) определяет личностный смысл как социально и индивидуально сконструированную систему, наделяющую жизнь личностным значением. Эта система значений включает пять компонентов: аффективный, мотивационный, когнитивный, реляционный и личностный (т. е. личностные характеристики и жизненный статус (Wong, 1998)). ) и мотивационные (целевые) компоненты.В качестве альтернативы смысл жизни может быть осмыслен как удовлетворение четырех основных потребностей: цель, эффективность или контроль, ценность и оправдание и самооценка (Baumeister, 19).91).
Структура и функции смысла
Всеобъемлющий способ определения смысла основан на модели PURE (Wong, 2010, 2011), которая подчеркивает четыре основных компонента: Цель, Понимание, Ответственное действие и Наслаждение/Оценка. Жизнь не имела бы смысла без любого из этих компонентов.
Функционально эти компоненты включают в себя четыре основных психологических процесса для обеспечения хорошей жизни: мотивационный (цель, жизненные цели, потребности), когнитивный (понимание, осмысление жизни), социальный/моральный (ответственность, подотчетность, приверженность) и аффективные (наслаждение/оценка, положительные эмоции).
Меры смысла жизни
Целевой аспект смысла измерялся по шкале «Цель жизни» (PIL; Crumbaugh & Maholick, 1969). Измерение понимания можно измерить по шкале чувства когерентности (SOC; Антоновский, 1983). Профиль личного значения (PMP) (Wong, 1998; McDonald, Wong, & Gingras, в печати) измеряет общий уровень смысла жизни, а также источники смысла.
Индекс отношения к жизни (LRI; Battista and Almond, 1973) измеряет личное значение независимо от априорных представлений об «истинной природе» личного значения. Он состоит из двух подшкал: шкала Framework измеряет, есть ли у человека необходимые рамки для разработки жизненных целей; а шкала выполнения показывает, в какой степени эти цели выполнены. Опросник смысла жизни (MLQ; Steger, Frazier, Oishi, & Kaler, 2006) измеряет как наличие смысла, так и поиск смысла. Имеются убедительные доказательства того, что вышеуказанные показатели смысла жизни связаны с благополучием и психическим здоровьем (Wong, in press b; Wong & Fry, 19).98). Измерения благополучия, психического здоровья и качества жизни
Качество жизни часто используется как общее понятие, охватывающее весь спектр определения здоровья Всемирной организации здравоохранения: «физическое, психологическое и социальное благополучие». ». Например, исследование Kane et al (2003) по самоотчетным показателям качества жизни жителей домов престарелых включает комфорт, функциональную компетентность, автономию, достоинство, индивидуальность, конфиденциальность, отношения, значимую деятельность, чувство защищенности и защищенности, удовольствие. , и духовное благополучие.
Я предлагаю, чтобы показатели качества жизни включали измерения субъективного благополучия и личного значения. Я хочу доказать, что глобальный индекс качества жизни должен включать некоторые показатели смысла жизни и субъективного благополучия. Другими словами, нельзя иметь высокое качество жизни, лишенное смысла и цели.
Различные типы благополучия
Снайдер и Лопес (2007) правильно предложили формулу: Счастье + Смысл = Благополучие. Динер (1984, 2000) использует термины «счастье» и «субъективное благополучие» взаимозаменяемо, отражая гедонистическую точку зрения на субъективное благополучие. Эвдемонический взгляд на субъективное благополучие фокусируется на значении и добродетели (Waterman, 1993; Ryan and Huta, 2009).
Согласно Ryff and Keyes (1995), психологическое благополучие основывается на нескольких измерениях: самопринятии, личностном росте, цели в жизни, управлении окружающей средой, самостоятельности и позитивных отношениях с другими. Эти измерения охватывают большую часть той же области, что и источники значения (Вонг, 1998). Согласно Keyes (1998), социальное благополучие состоит из пяти аспектов: социальная интеграция, социальный вклад, согласованность, актуализация и принятие. Полное психическое здоровье включает эмоциональное, социальное и психологическое благополучие (Keyes & Magyar-Moe, 2003) в дополнение к отсутствию симптомов психического заболевания (Keyes & Lopez, 2002).
Духовное благополучие, измеряемое по Шкале духовного благополучия (SWBS; Paloutzian & Ellison, 1982), измеряет субъективные и сугубо личные аспекты жизни. Он состоит из экзистенциальной и духовной субшкал: первая — это поиск личного смысла, а вторая — отношения человека с Богом. Исследования показали, что SWBS также является полезным индикатором глобального здоровья и благополучия, поскольку он связан с физическим, психологическим благополучием и благополучием в отношениях (Ellison & Smith, 19).91).
Недавно Seligman (2011) предложил пятикомпонентную модель, используя аббревиатуру PERMA: положительные эмоции, вовлеченность, смысл, достижения и отношения. Эта модель охватывает как гедонистическое, так и эвдемоническое благополучие. PERMA Селигмана является расширением его более ранней концепции подлинного счастья (2002). Тем не менее, акцент PERMA по-прежнему ориентирован на счастье, а не на смысл, как это различает Вонг (2011).
Большинство приведенных выше моделей благополучия включают компонент смысла и цели. Нынешний подход, ориентированный на смысл, делает смысл всеобъемлющей основой для благополучия и психического здоровья. Модель Вонга подчеркивает модель PURE, а также восемь источников значения: положительные эмоции, достижения, отношения, близость, религия/духовность, самопревосхождение, самопринятие и справедливость/социальная справедливость (Вонг, 19 лет).98). Для людей со смысловым мышлением их стремление к благополучию подчеркивает смысл и добродетель не только для них самих, но и для человечества. Даже при отсутствии положительного аффекта и активного участия можно все же наслаждаться определенным уровнем благополучия, основанным на смысле, добродетели и духовности. Согласно Хейброну (2000), «удовольствие само по себе не имеет большого значения, будучи просто побочным продуктом, сопровождающим достижение того, что действительно стоит» (стр. 20).
Я полагаю, что смысл выполняет по крайней мере три важные функции: (а) смысл как фактор благополучия, (б) смысл как защитный и предупредительный фактор и (в) смысл как основание для надежды в безнадежных ситуациях. Эта трехфакторная теория изображена на рис. 1. Я также рассматриваю значение как конечную меру благополучия.
Источники смысла как факторы благополучия
Многочисленные исследования связывают смысл жизни с положительными эмоциями и удовлетворенностью жизнью (Chamberlain & Zika, 1988; King, Hicks, Krull, & Del Gaiso, 2006; Ryff, 1989; Zika и Чемберлен, 1992). Более поздние исследования показали, что опросник смысла жизни (MLQ; Steger et al., 2006) и индекс отношения к жизни (LRI; Battista and Almond, 1973) также связаны с различными показателями благополучия и психического здоровья. Стегер, в прессе; Дебаты, 1998).
Источники значения, измеренные Вонгом (1998), связаны как с наличием благополучия, так и с отсутствием психических заболеваний. Маскаро (2006) обнаружил, что чувство личного смысла, измеренное с помощью Профиля личных значений (PMP; Wong, 1998), отрицательно связано с депрессивными симптомами, депрессией и безнадежностью и положительно связано со смысловым удовлетворением, надеждой и внутренним локусом контроля. . Было обнаружено, что голландский перевод PMP, применяемый к больным раком, положительно коррелирует с психологическим благополучием и отрицательно коррелирует с дистрессом (Jaarsma, Pool, Ranchor, & Sanderman, 2007). Исследование Simms (2005) показало, что психическое здоровье и благополучие состоят из пяти основных факторов: личного смысла, субъективного благополучия, личностного роста, стойкости и позитивных отношений.
Хотя все эти исследования являются корреляционными, есть некоторые перспективы и лонгитюдные исследования, которые показывают, что значение может предсказывать будущее благополучие (Mascaro, 2006; Mascaro & Rosen, 2008). В идеале необходимы экспериментальные исследования, чтобы более четко продемонстрировать, как различные источники смысла способствуют благополучию.
Значение как защитный/предупредительный фактор
Когда дела идут хорошо и люди наслаждаются приятной, увлекательной и успешной деятельностью, положительных эмоций, вероятно, достаточно для поддержания высокого уровня субъективного благополучия. Исследования ясно продемонстрировали пользу положительного воздействия для здоровья (Fredrickson, 2001; Любомирский, 2007). Однако, когда люди переживают очень трудные времена, смысл, а не положительные эмоции, становится более важным для поддержания определенного уровня благополучия (Франкл, 19).85; Вонг, 2010, 2011).
В соответствии со смыслоцентричным подходом к благополучию стратегия ABCDE выполняет функцию трансформации негатива в позитив, а также делает страдания более терпимыми. Аббревиатура ABCDE расшифровывается как принятие, вера, обязательство, открытие и оценка/наслаждение. Я дал подробный отчет о том, как эти компоненты способствуют устойчивости и благополучию в неблагоприятных ситуациях (Wong, 2010; Wong & Wong, в печати).
Смысл может способствовать эффективному преодолению и снижению стресса несколькими путями. Во-первых, адаптивная атрибуция и объяснение могут способствовать надежде и успеху (Seligman, 19).90; Вайнер, 1985; Вонг и Вайнер, 1981). Во-вторых, экзистенциальные стратегии выживания, такие как принятие и видение положительного потенциала негативных событий, важны для преодоления ситуаций, находящихся вне нашего контроля (Wong, Reker, & Peacock, 2006). В-третьих, четкое понимание смысла и цели способствует желанию жить в экстремальных ситуациях (Frankl, 1985; Wong, 2009). В-четвертых, модель конгруэнтности ресурсов Вонга (Wong, Reker, & Peacock, 2006; Wong, Reker, 1993; Peacock, 2006) также подчеркивает важность превентивного совладания с точки зрения культивирования ресурсов совладания.
Существует обширная литература о важности оценки и смысла в эффективном копинге и снижении стресса (Lazarus & Folkman, 1984; Wong & Wong, 2006). Например, Дебатс, Дрост и Хансен (1995) обнаружили, что LRI положительно коррелирует с эффективным преодолением стрессовых жизненных событий в прошлом. Короче говоря, смысл выполняет две важные функции: защита благополучия посредством эффективного преодоления трудностей и повышение благополучия посредством реконструкции смысла и развития психологических ресурсов.
Смысл как основа надежды в экстремальных ситуациях
Важная роль надежды в поддержании благополучия и здоровья хорошо документирована (Snyder, 2000). Надежда дает мотивацию стремиться и улучшать свою жизнь. Однако в экстремальных ситуациях, таких как Холокост, пребывание в ловушке на глубине 3000 футов под землей или смерть от неизлечимого рака, нужна иная надежда, которая не основана на уверенности в собственной компетентности или позитивных ожиданиях хорошего исхода. Виктор Франкл (1985) разработал концепцию трагического оптимизма, которая позволила ему выжить в нацистских лагерях смерти. Я определил ключевые компоненты трагического оптимизма, состоящие из принятия, утверждения, веры в Бога, самопреодоления и мужества. Только смысловая надежда может пережить невообразимые ужасы и страдания.
Значение как показатель результата
Я уже утверждал, что смысл должен быть включен в глобальные показатели благополучия и качества жизни. Очевидная причина в том, что положительные эмоции, как правило, приводят к восприятию смысла (King & Hicks, в печати). Другая причина заключается в том, что люди, которые преследуют значимые и добродетельные жизненные цели, все же могут достичь определенного уровня удовлетворения и благополучия, несмотря на трудности и страдания (Frankl, 19).85; Хайброн, 2000 г.; Вонг, 2011).
Подход к благополучию и психическому здоровью, основанный на значении, будет состоять из трех факторов, как показано на рисунке 1. Первый фактор относится к значению как результату или положительной эмоции, основанной на значении. Как таковая, она будет способствовать расцвету, как и любая другая положительная эмоция, как предсказывает Фредриксон (2001) модель положительных эмоций «расширяй и развивай».
Второй фактор относится к благоприятным последствиям поиска восьми источников личного смысла согласно Вонгу (19). 98) в улучшении личностного роста, психологического, социального и эмоционального благополучия, как это определено Риффом и Кизом (1995; Киз и Лопез, 2002; Киз и Мадьяр-Мо, 2003).
Третий фактор относится к уменьшению и трансформации негативности на основе глубокой и широкой теории смыслоцентрированного вмешательства ABCDE (Вонг, в прессе, 2010). Глубокая и широкая теория утверждает, что повторяющиеся столкновения с препятствиями заставят человека глубже копаться в своих внутренних ресурсах и более широко изучать решения и варианты. Я предоставил некоторую эмпирическую поддержку этой теории в другом месте (Wong, 1979, 1995). Третий фактор способствует устойчивости и уменьшению симптомов психических заболеваний. Вместе эти три фактора способствуют полному психическому здоровью, как это определено Кейсом и Лопесом (2002).
Управление смыслом относится к тому, как мы управляем своей внутренней жизнью, такой как чувства, желания, восприятие, мысли и интерпретация жизненного опыта. Качество внутренней жизни человека зависит от того, как мы управляем основными процессами смысла, поиска смысла, создания смысла и реконструкции смысла (Wong, 2007). Таким образом, это смыслоцентрированная теория саморегуляции или самоопределения. Управление смыслом состоит из регулирования двух перекрывающихся систем: трехфакторной модели благополучия, описанной ранее, и положительной триады устойчивости, описанной в другом месте (Wong & Wong). , в прессе). Кроме того, управление смыслом включает в себя двухсистемную модель, отвечающую за управление взаимодействием между приближением и избеганием; двойная система участвует как в защите благополучия, так и в повышении устойчивости.
Управление смыслом состоит из регулирования двух перекрывающихся систем: трехфакторной модели благополучия, описанной ранее, и положительной триады устойчивости, описанной в другом месте (Wong & Wong, в печати). Кроме того, управление смыслом включает в себя двухсистемную модель, отвечающую за управление взаимодействием между приближением и избеганием; двойная система участвует как в защите благополучия, так и в повышении устойчивости.