В чем заключается социально психологический аспект адаптации: 3. В чем заключается социально-психологический аспект адаптации?

Управление персоналом. Тест 9 — ДЕКАН ТЕСТ

1. Что означает буквально «стимул» в переводе с латинского?
материальное поощрение за хорошо сделанную работу
приманка для животных, когда необходимо, чтобы они сделали что-либо
остроконечная палка, которой подгоняют животных
принуждение
манипулирование

2. Адаптация — это:
приспособление работника к новым профессиональным, социальным и организационно-экономическим условиям труда
взаимное приспособление работника и организации путем постепенной врабатываемости сотрудника в новых условиях
приспособление организации к изменяющимся внешним условиям
процесс повышения квалификации нового работника

3. В чем заключается социально-психологический аспект адаптации?
приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам
приспособление к относительно новому социуму
усвоение роли и организационного статуса рабочего места в структуре организации
полное и успешное овладение новой профессией, т. е. привыкание, приспособление к содержанию и характеру труда, его условиям и организации
адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого, результатом чего становятся меньшие изменения его функционального состояния

4. Для ускорения процесса адаптации нового сотрудника необходимо:
позволить ему самостоятельно во всем разобраться
познакомить его со спецификой организации и с сотрудниками
постоянно контролировать его работу и давать оценки и советы
изолировать его от влияния коллег
не вмешиваться в процесс адаптации нового работника

5. Какие два направления адаптации выделяют в управлении персоналом?
первичная, вторичная
основная, вспомогательная
внешняя, внутренняя
явная, скрытая

6. Какой из перечисленных пунктов является необходимым условием организации коллектива и существенным фактором организационно-административной адаптации?
настроение коллектива
традиции коллектива
морально-психологический климат
нравственность
мораль

7. Механизм управления профессиональной ориентацией и адаптацией осуществляется через …
формирование органов образования
формирование и развитие системы органов управления различного уровня
формирование и развитие системы органов контроля различного уровня
сокращение текучести рабочей силы
формирование и развитие технической системы

8. Обязанности, которые прежде выполнялись одним сотрудником, планируется распределить между двумя работниками. При этом один из них — новичок в организации. На ваш взгляд, следует:
позволить им самостоятельно разделить функции
посоветовать опытному сотруднику отдать новичку более легкую работу
составить должностные инструкции для обоих
дать новичку более сложную работу для ускорения процесса адаптации
изолировать нового сотрудника во избежание негативных последствий

9. Определите одну из стадий адаптации:
ассимиляция
выплата заработной платы
«акклиматизация»
конфронтация
легализация

10. Период адаптации к новым обязанностям:
более продолжителен в случае привлечения с помощью внутренних источников найма
более продолжителен в случае привлечения с помощью внешних источников найма
примерно одинаков по продолжительности для всех и не зависит от источников привлечения персонала
зависит только от уровня образования человека
зависит только от психологических особенностей личности

11. Под профессиональной адаптацией обычно понимают:
приобретение навыков, освоение новых приемов в выполнении работы
освоение правил и норм взаимоотношений в коллективе
привыкание к новым людям
адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого
адаптация к ближайшему социальному окружению

12. Психофизиологическая адаптация характеризует:
приспособление работника к относительно новому социуму, нормам поведения налаживание контактов
приобретение или доработку трудовых способностей (профессиональных знаний, навыков), изучение технологического процесса
приспособление к новым физическим и психологически нагрузкам, условиям труда
усвоение роли или организационного статуса рабочего места и подразделения в общей организационной структуре, понимание механизма управления
обсуждение новейших разработок и определение приоритетных направлений развития персонала, исходя из целей и задач инновации

13. С какого этапа должен начинаться процесс адаптации работника в коллективе?
с процесса ориентации, ознакомления
с процесса ассимиляции
с процесса приспособления
с процесса стереотипизации
с процесса аккредитации

14. Что подразумевается под процессом ориентации сотрудника?
получение сотрудником информации об организации, где он начинает работать
возможность работника выбрать организацию, где он хотел бы работать
выбор учебного заведения, где работник хотел бы пройти профессиональную подготовку
завершающий этап процесса адаптации
подготовка к уходу из организации

15. Ядро любого коллектива составляют:
безразличные работники
частично идентифицированные
полностью идентифицированные
не адаптированные работники
наименее квалифицированные работники

Наука

  • Сведения об образовательной организации
  • Абитуриентам
  • Студентам
  • Сотрудникам
  • Карьера
  • Профкомы
  • Документы
  • Военный учебный центр
  • Внутренняя система оценки качества образования
  • Бакалавриат
  • Магистратура
  • Аспирантура
  • Часто задаваемые вопросы
  • Перечень абитуриентов
  • Приказы о зачислении
  • История СмолГУ
  • Основные сведения
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Документы
  • Образование
  • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
  • Платные образовательные услуги
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
  • Доступная среда
  • Международное сотрудничество
  • Образовательные стандарты и требования
  • Стипендии и иные виды материальной поддержки
  • Внутренняя система оценки качества образования
  • Естественно-географический
  • Искусства и дизайна
  • Истории и права
  • Психолого-педагогический
  • Социологический
  • Физико-математический
  • Филологический
  • Общеуниверситетские кафедры
  • Дополнительного образования
  • Экономики и управления
  • Профком работников
  • Профком студентов
  • Центр ‘Модуль’ СмолГУ
  • Физико-математическая школа СмолГУ
  • Социально-психологический центр
  • Школа изобразительного искусства и дизайна
  • Ученый совет
  • Закупки СмолГУ
  • Абитуриентам
  • Международный отдел
  • Новости университета
  • Антитеррор
  • Противодействие коррупции
  • СмолГУ в СМИ
  • Прямая линия с ректором
  • Управление по связям с общественностью
  • Научно-методический центр сопровождения педагогических работников
  • Журнал ‘Известия Смоленского государственного университета’
  • Журнал ‘Региональные исследования’
  • Журнал ‘Туризм и региональное развитие’
  • Научно-образовательные центры
  • Диссертационные советы
  • Прикрепление лиц для подготовки диссертаций
  • Отдел сопровождения НИР
  • Студенческое научное общество
  • Гранты, конкурсы, премии, стипендии, мероприятия
  • Научный проект при поддержке Российского научного фонда
  • Национальный проект «Наука и университеты»
  • Стоимость обучения в СмолГУ по договорам
  • Комиссия по переводу студентов с платного обучения на бесплатное
  • Сведения о распределении стипендиального фонда
  • Гранты Президента Российской Федерации
  • Нормативные акты о студенческом общежитии
  • Внеучебная работа
  • Рейтинг преподавателей СмолГУ
  • Военный учебный центр

Социально-психологическая адаптация первокурсников к требованиям высшего образования Факторный анализ

Реферат

Социально-психологическая адаптация первокурсников к вузу и новой социальной группе всегда была актуальна, поскольку, как известно, является сложным процессом, отнимающим у новоиспеченного студента социальную, психическую и биологическую энергию. Теоретический анализ зарубежных исследований в области социально-психологической адаптации позволил выявить ряд тенденций: проблемы адаптации к требованиям вуза характерны для большей части студентов, в среднем у 1/3 из них. Дезадаптация сопровождается такими последствиями, как тревожность, депрессия, стрессоустойчивость, гневливость, предрасположенность, психические расстройства. Для успешной адаптации к требованиям высшего образования первокурсникам необходима поддержка психологов, тьюторов, семьи, создание психологически безопасной среды. Такие защитные механизмы, как избегающее поведение и рационализация, а также стратегии совладания, такие как «бегство/избегание» и «поиск социальной поддержки», являются причинами трудностей адаптации. Девочки более подвержены стрессу и депрессивному настроению, поэтому им труднее адаптироваться. Наше эмпирическое исследование выявило следующие результаты: 15 % студентов столкнулись с трудностями адаптации к требованиям вуза, основная трудность – «тайм-менеджмент», а значительная часть респондентов (43,5 %) ожидают поддержки со стороны педагогов и психологов.

Исследование помогло выявить организационные, социальные, дидактические и материальные трудности, с которыми сталкиваются студенты в процессе адаптации к высшему образованию.

Ключевые слова: Социально-психологическая адаптация первокурсниковФакторы адаптации

Введение

Социально-психологическая адаптация первокурсников к вузу и новой социальной группе всегда была актуальна, поскольку, как известно, является сложным процессом, отнимающим у новоиспеченного студента социальную, психическую и биологическую энергию.

Социально-психологическая адаптация студентов как социально-профессиональной группы в силу своих особенностей более подвержена влиянию социокультурной динамики. Социально-психологическая адаптация личности как научная категория не обделена вниманием ученых. Однако, несмотря на многочисленные теоретические и эмпирические исследования, проблема остается актуальной и требует дальнейшего изучения, поскольку социально-психологическая адаптация, в отличие от биологической, во многом связана с процессами индивидуальной идентификации, осмысления и интериоризации стремительных социальных и иных изменений в лицо.

Постановка проблемы

Перейдем теперь к анализу зарубежных исследований последних лет по социально-психологической адаптации первокурсников к требованиям вуза. Исследование Wu, Garza, and Guzman (2015) посвящено адаптации первокурсников в высших учебных заведениях США. По мнению авторов, основными проблемами, с которыми сталкиваются студенты, являются академические проблемы, социальная изоляция и культурная адаптация, в связи с чем учащимся нужна помощь не только по учебным предметам, но и в решении социальных и культурных проблем. При изучении процесса адаптации студентов первого курса к требованиям вуза Аурел (2013) обнаружил, что ко второму году обучения 25% студентов отсеиваются из-за трудностей адаптации. По мнению автора, негативная адаптация приводит к тревоге, депрессии, стрессоустойчивости, гневливости, диспозитивности, психическим расстройствам. Наоборот, позитивная адаптация приводит к высоким академическим достижениям и высокой самооценке, гибким стратегиям поведения, высоким коммуникативным способностям.

Результаты эмпирического исследования выявили, что девушки более уязвимы к проблемам адаптации, а юноши старше 20 лет наиболее склонны адаптироваться к требованиям высшего образования.

Изучая проблему адаптации эфиопских студентов к интуитивным требованиям зарубежного высшего образования, Esmael, Ebrahim, and Misganew (2018) обнаружили, что основными проблемами, с которыми сталкиваются студенты, являются эмоциональная дезадаптация и депрессия, плохая успеваемость, межличностные конфликты. Исследователи пришли к выводу, что для успешной адаптации к требованиям высшего образования первокурсникам необходима поддержка психологов, тьюторов, создание психологически безопасной среды. Мутамбара и Бхебе (2012) изучали факторы дезадаптации у студентов вузов Зимбабве, они выяснили, что 60% студентов имеют проблемы с адаптацией и эмоционально не готовы отойти от семьи и финансово зависят от нее, не в состоянии принимать важные решения самостоятельно, склонны к стрессу и индивидуальной тревожности.

Студенты, легко адаптирующиеся к требованиям вуза, как правило, устойчивы к стрессам, имеют хорошее психическое самочувствие и высокие академические результаты. Ученые констатировали, что девочки более уязвимы к проблемам адаптации, склонны к стрессам и депрессивному настроению, а основной причиной проблем с адаптацией являются финансовые трудности. Психологическая поддержка со стороны преподавателей и сотрудников вуза является ключом к помощи студентам.

При исследовании прогнозов социально-психологической адаптации турецких студентов к требованиям вуза под успешной адаптацией Buyukiscan (2018) понимается состояние личности студента, характеризующееся самостоятельностью, положительной самооценкой и адекватностью переживаний, устойчивостью эмоционального состояние, высокая эмоциональная отзывчивость, низкий уровень враждебности и агрессии, позитивный настрой. Ученый пришел к выводу, что положительной адаптации способствует положительное отношение со стороны других учащихся и преподавателей, эмоциональная реципиентность, создание благоприятной среды, копинг-стратегии «Планирование решения проблем» и «Самоконтроль».

Копинг-стратегии «бегство/избегание» и «поиск социальной поддержки», низкий уровень самоконтроля, ориентация на внешний локус контроля приводят к дезадаптации. Китайские ученые Tang and Dai (2018) выявили корреляцию между негативной адаптацией в высших учебных заведениях и признаками депрессии. Интропунитивность, заниженная самооценка, мечтательность, постоянное использование таких защитных механизмов, как избегающее поведение и рационализация, приводят студентов к трудностям адаптации. Ученые выявили, что проблемы адаптации чаще встречаются у студенток первого курса сельской национальности, а по гендерным различиям дезадаптация чаще встречается у девушек: они склонны к копинг-стратегиям бегства и поиска социальной поддержки. Украинские психологи Моисеенко и Сухобрус (2015) выявили пути оптимизации социально-психологической адаптации студентов: 1) осознание преподавателем и персоналом важности адаптационного процесса у первокурсников; 2) создание благоприятной социальной среды с помощью учителей и старшеклассников; 3) удовлетворение потребности первокурсников в общении; 4) субъект-субъектный тип взаимоотношений учащихся и преподавателей. Индийские ученые выявили корреляцию между дезадаптацией первокурсников и их дальнейшей неспособностью справляться со стрессом (Waghachavare, Dhumale, Kadam, & Gore, 2015). Американские ученые считают, что для большинства студентов адаптация в вузе является стрессовым опытом, дезадаптация характерна для студентов с избегающим поведением и копинг-стратегией (Dyson & Renk, 2006).

Южноафриканские ученые Daniels, Davids, and Roman (2018) считают, что успешная социально-психологическая адаптация является основой дальнейшего успешного образования, психического здоровья и благополучия учащихся. По результатам исследования семья играет ведущую роль в помощи учащимся в адаптации. Учащиеся из полных семей намного быстрее адаптируются к требованиям высшего образования, а учащиеся из неполных семей, наоборот, более уязвимы к дезадаптации. В результате четырехлетнего исследования психолого-социальных факторов адаптации студентов колледжей группа американских ученых Conley, Shapiro, Huguenel (2018) выяснила, что первые два года обучения у четверти студентов сохраняются проблемы адаптации. которые проявляются в снижении самооценки, тревоге, стрессе и депрессии, снижении активного эмоционального совладания и отсутствии социальной поддержки со стороны семьи. Впоследствии большинство студенток избавляются от этих проблем, но у девушек этот процесс занимает значительно больше времени. По мнению авторов, профилактическая работа, психологическое консультирование и тьюторская поддержка являются средствами борьбы с дезадаптацией.

Ряд ученых указывают на гендерные различия в процессе адаптации: все они сходятся во мнении, что девочкам процесс адаптации протекает тяжелее, так как они более подвержены стрессам и депрессивному настроению, что связано с их потребностью в одобрении, поиском внешней социальной поддержки и недостатком независимости (Clinciu, 2013; Mudhovozi, 2012; Zhang, Cui, Zhou, Cai, & Liu, 2018).

Основные направления социально-психологической адаптации студентов, выделенные зарубежными исследованиями:

проблемы адаптации к требованиям вуза имеют место у большинства студентов, в среднем у 1/3 из них;

дезадаптация сопровождается такими последствиями, как тревожность, депрессия, стрессоустойчивость, гневливость, предрасположенность, психические расстройства;

для успешной адаптации к требованиям высшего образования первокурсникам необходима поддержка психологов, тьюторов, семья и создание психологически безопасной среды;

такие защитные механизмы, как избегающее поведение и рационализация, а также стратегии совладания, такие как «бегство/избегание» и «поиск социальной поддержки», являются причинами трудностей адаптации;

девочки более подвержены стрессу и депрессивному настроению, поэтому им труднее адаптироваться.

Этот феномен индивидуальной социально-психологической адаптации изучался отечественной наукой и представлен в исследованиях Ю.А. Алекснадровский, Д.А. Андреева, С.Д. Артемов, А.А. Богданов, А.А. Журавлев, Б.Ф. Ломов, А.Н. Розенберг и др. А.А. В своих работах Налчаджян подробно исследовал проблемы индивидуальной классификации социальной адаптации. Он представил основные виды индивидуальной социальной адаптации. Теоретическая модель социальной адаптации личности в рамках системно-деятельностного подхода была предложена в работах М.В. Ромм. Процессуальные аспекты социальной адаптации личности представлены в работах Ф.З. Мейерсон, Л.Д. Столяренко и др. Ряд ученых – Ф.Б. Березин, О.И. Зотова, Л.В. Корель, И.К. Кряжева, В.А. Лабунская, Т.А. Немчин тщательно исследовал факторы и критерии эффективности исследований социальной адаптации личности.

Социально-психологический уровень адаптации обычно рассматривается как приспособление к условиям социальной среды, формирование адекватных отношений с социальной средой, интеграция личности в социальную группу, формирование социальной установки и мировоззрения, принятие групповых ценностей и норм (Большой энциклопедический словарь, 2002).

Таким образом, следует констатировать, что социально-психологическая адаптация личности как научная категория не обделена вниманием ученых. Однако, несмотря на многочисленные теоретические и эмпирические исследования, проблема остается актуальной и требует дальнейшего изучения, поскольку социально-психологическая адаптация, в отличие от биологической, во многом связана с процессами индивидуальной идентификации, осмысления и интериоризации стремительных социальных и иных изменений в лицо (Герцог, Данилова, Корнеев, Савченков, Уварина, 2017; Гнатышина, Уварина, Саламатов, Савченков, Пахтусова, 2018).

Исследовательские вопросы

Выделение группы студенческой молодежи как объекта исследования адаптационных процессов продиктовано рядом обстоятельств. Во-первых, как указывалось выше, именно социальная группа более динамично реагирует на изменения социальных норм, требований и правил, что приводит к необходимости выработки адекватного устройства усвоения и интериоризации норм социальной среды, в которой происходит процесс адаптации. . Во-вторых, молодежная студенческая группа является тем самым проводником к критическому осмыслению устаревшего социального опыта и динамичному обновлению его. Поэтому процесс социализации должен содержать статус-кво сохранения ранее накопленного человечеством положительного опыта и грядущей технологической революции, отвергающей этот опыт. Важным фактором выбора данной группы в качестве объекта исследования стало то, что в современных условиях глобализации количество контактов между представителями разных культур постоянно увеличивается. Эти контакты охватывают широкие сферы общественной жизни — от контактов на бытовом уровне до политических, экономических, культурных, профессиональных и т. д.

Цель исследования

Исследование социально-психологической адаптации студентов первого курса на начальном этапе обучения в педагогическом вузе, выявление факторов, влияющих на адаптационные процессы, рассмотрение условий успешной адаптации студентов средствами учебно-воспитательной и творческой деятельности.

Методы исследования

На протяжении последних двенадцати лет (2007 – 2019 гг.) в рамках мониторинговой деятельности в Профессионально-педагогическом институте ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный Гуманитарно-педагогический университет» (далее – ППИ ЮУГПУ), с целью информационного обеспечения управления качеством образования. Одной из важных задач управления качеством профессионального образования является создание условий для адаптации абитуриентов вуза. Исследование проводится на выборке студентов первого курса очной формы обучения всех направлений подготовки (100-процентная сплошная выборка). В данной статье будут представлены результаты исследования за последние 3 года.

Находки

Перейдем к анализу результатов нашего опроса. Анализ данных анкеты позволил выявить основные трудности, с которыми сталкиваются студенты первого курса, и проблемы, с которыми они сталкиваются в течение первого месяца обучения в вузе. Один из вопросов анкеты: «Трудно ли Вам привыкнуть к студенческой жизни?» Эти самооценки трудностей учащихся представлены на рисунке 1.

Как видно на рисунке 01 , каждый девятый студент не может самостоятельно оценить свои достижения и возможности. Это свидетельствует о неготовности определенной части первокурсников к саморефлексии и соотнесению своего учебного потенциала с ожидаемыми результатами обучения.

Более того, многие первокурсники верят в некую идею легкости процесса адаптации. Это говорит о том, что как те, кто затрудняется однозначно выделить личностные учебные проблемы, так и те, кто выделил их в каком-то сочетании, не вполне отчетливо представляют трудности учебно-творческой деятельности в вузе. Неадекватность оценки собственных возможностей и требований к учебной деятельности может повлечь за собой массу адаптационных проблем. На это обстоятельство следует обратить особое внимание

Рисунок 1: Восприятие студентами трудностей привыкания к студенческой жизни (в %) Посмотреть полный размер >

Однако за относительно благополучной картиной проступают факты, свидетельствующие о том, что первокурсники испытывают разного рода трудности в процессе приспособления к новым требованиям. Анкетирование выявило трудности, с которыми сталкиваются студенты, они представлены на рис. 02 .

Рисунок 2: Трудности, с которыми столкнулись первокурсники на момент обучения (в %) Посмотреть полный размер >

Следует отметить, что основную трудность для студентов составляет «организация и тайм-менеджмент». Эта трудность, несомненно, влияет на адаптацию первокурсников, так как обучение в вузе предполагает довольно плотный временной график.

Исследование показало, что значительная часть первокурсников нуждается в помощи и поддержке со стороны вуза, консультантов групп, сотрудников деканата, а точнее психологов и педагогов. Фигура 03 показаны ответы учащихся на вопрос «Чтобы справиться с трудностями, в чьей поддержке вы нуждаетесь?»

Большая часть респондентов (43,5%) рассчитывают на помощь педагогов и психологов.

Рисунок 3: Потребности студентов в поддержке для преодоления трудностей адаптации к требованиям вуза Посмотреть полный размер >

Студенты также отметили несколько проблем:

Расстояние до учреждения;

Трудности адаптации к общежитию;

Адаптация к городской жизни;

Трудности в общении с соседями по комнате.

Число студентов, указавших на необходимость получения психологической помощи сейчас, составляет 18,8%, а 37,6% сказали, что скорее будут обращаться к психологу только в случае необходимости. Одним из важнейших факторов адаптации первокурсников является психологическая готовность к высшему образованию, новому образу жизни и деятельности. Изменения в жизненной среде требуют от молодых людей активизации адаптационных механизмов, что нередко приводит к состоянию психологического напряжения. Среди других потребностей поддержки первокурсников отмечены следующие: поддержка друзей (2,1%) и родителей (8,3%).

Среди факторов, способствующих адаптации или дезадаптации учащихся к учебному процессу, большое значение имеют впечатления от первых занятий. Респонденты должны были поделиться ими с таблицей 1 представлены наиболее типичные из них.

Таблица 1 — Посмотреть полный размер >

По данным таблицы можно сделать вывод, что первые классы были приняты хорошо и трудностей не было много. Половина студентов заинтересовались первыми лекциями. Респонденты отмечают, что лекции читались ясно и понятно, с использованием ярких примеров и фактов (об этом заявили 34,8% опрошенных).

Из вышеизложенной информации можно сделать вывод, что первые впечатления от занятий не только придали учащимся положительное направление в их учебной деятельности, но и породили стремление к совершенствованию. Считаем важным отметить, что на первом этапе адаптационной группы очень важна работа эдвайзера, который помогает студентам в овладении навыками учебной работы, решает их психологические проблемы, знакомит с традициями и нормами вуза. Задача группового консультанта – сделать процесс адаптации новичков более быстрым и эффективным.

Деятельность эдвайзера предполагает создание и поддержание благоприятной психологической атмосферы в курируемом студенческом коллективе; структурирование внутригрупповых отношений; непосредственное участие в жизни группы в качестве формального лидера; посредничество с учителями, персоналом и службами образовательного учреждения. Контролируются посещаемость и успеваемость студентов, соблюдение правил внутреннего распорядка, функционирование групповой деятельности. Следует отметить, что на данном этапе начальной адаптации контроль осуществляется не только в целях проверки или надзора, а главным образом в целях своевременного выявления затруднений учащихся.

Наше исследование позволило выявить трудности, с которыми сталкиваются студенты в процессе адаптации к обучению в высших учебных заведениях. Мы разделили заявленные трудности примерно на 4 группы:

1) организационные трудности, связанные с новой организацией образовательного процесса в высшем учебном заведении и касающиеся планирования самоорганизации познавательной и информационной адаптации к новой среде, ее структуры, особенностей содержания образования в ней;

2) социальные трудности в общении и социализации иногородних студентов;

3) дидактические трудности, возникающие в связи с активным освоением новых форм занятий, видов работ, необходимых навыков, приемов, способов решения, отличных от школьных. При этом сложность адаптации зависит от уровня базовых учебных знаний, их широты и содержания, разнообразия деятельности и интереса к ней;

4) финансовые трудности в связи с проблемами, связанными со скромным материальным положением в семьях первокурсников.

Заключение

Теоретический анализ зарубежных исследований в области социально-психологической адаптации позволил выявить ряд тенденций: проблемы адаптации к требованиям вуза характерны для большинства студентов, в среднем у 1/3 из них. Дезадаптация сопровождается такими последствиями, как тревожность, депрессия, стрессоустойчивость, гневливость, предрасположенность, психические расстройства. Для успешной адаптации к требованиям высшего образования первокурсникам необходима поддержка психологов, тьюторов, семьи, создание психологически безопасной среды. Такие защитные механизмы, как избегающее поведение и рационализация, а также стратегии совладания, такие как «бегство/избегание» и «поиск социальной поддержки», являются причинами трудностей адаптации. Девочки более подвержены стрессу и депрессивному настроению, поэтому им труднее адаптироваться.

В течение последних 20 лет проблемы адаптации к требованиям вуза являются одними из приоритетных в российской науке. По мнению ученых, социально-психологическая адаптация во многом связана с процессами индивидуальной идентификации, осмысления и интериоризации быстрых социальных и других изменений лица.

Наше эмпирическое исследование выявило следующие результаты: 15 % студентов столкнулись с трудностями адаптации к требованиям вуза, основная трудность – «тайм-менеджмент», а значительная часть респондентов (43,5 %) ожидают поддержки со стороны педагогов и психологов. . Исследование помогло выявить организационные, социальные, дидактические и материальные трудности, с которыми сталкиваются студенты в процессе адаптации к высшему образованию.

Благодарности

Настоящая научная статья подготовлена ​​при поддержке РФФИ, ​​проект №19-013-00492А

Ссылки

  1. 1016/j.sbspro.2013.04.382″> Аурел, И.К. (2013). Адаптация и стресс у первокурсников вуза. Procedia — Социальные и поведенческие науки, 78, 718-722.
  2. Большой энциклопедический словарь [Большой энциклопедический словарь] (2002). Москва. Большая Российская энциклопедия. Санкт-Петербург. Издательство Норинт. [на рус.].
  3. Буюкискан, Э.С. (2018). Факторы, предсказывающие психологическую адаптацию среди студентов университетов в Турции. Международный журнал психологических исследований, 10(4), 25-32.
  4. Клинчу, А.И. (2013). Адаптация и стресс у первокурсников вуза. Procedia — Социальные и поведенческие науки, 78, 718-722.
  5. Конли, С.К., Шапиро, Б.Дж., и Хьюгенель, М.Б. (2018). Навигация в студенческие годы: траектории развития и гендерные различия в психологическом функционировании, когнитивно-эмоциональных стратегиях и социальном благополучии. Журналы SAGE.
  6. Дэниелс, В., Дэвидс, Э.Л., и Роман, В.Р. (2018). Роль структуры семьи и воспитания в адаптации первого года обучения в университете. Южноафриканский журнал психологии.
  7. Дайсон, Р., Ренк, К. (2006). Адаптация первокурсников к университетской жизни: симптомы депрессии, стресс и преодоление трудностей. Журнал клинической психологии, 62 (10), 1231-1244.
  8. Эсмаэль, А., Эбрахим, Дж., и Мисганью, Э. (2018). Проблема адаптации среди первокурсников университета в Эфиопии: межсекционный опрос. J Психиатрия, 21 (5), 1-6.
  9. Герцог Г.А., Данилова В.В., Корнеев Д.Н., Савченков А.В., Уварина Н.В. (2017) Профессиональная идентичность для успешной адаптации студентов – партиципативный подход. Журнал Rupkatha по междисциплинарным исследованиям в области гуманитарных наук, V.IX (1), 301–311.
  10. Гнатышина Е. А., Уварина Н.В., Саламатов А.А., Савченков А.В., Пахтусова Н.А. (2018). Анализ гендерных различий показателей профессиональной идентичности студентов педагогического вуза. Ревиста ЭСПАСИОС, 39 лет, 7.
  11. Моисеенко М. и Сухобрус М. (2015). Особенности адаптации первокурсников к обучению в техническом вузе Украины. Интеллектуальный архив, 4(4), 79-90.
  12. Мудховози, П. (2012). Социально-академическая адаптация первокурсников вуза. Журнал социальных наук, 33(2), 251-259.
  13. Мутамбара, Дж., и Бхебе, В. (2012). Анализ факторов, влияющих на адаптацию студентов в университете Зимбабве. Исследования в области международного образования, 5(6), 244-250.
  14. Тан, В., и Дай, К. (2018). Депрессивные симптомы среди китайских студентов-первокурсников: роль социально-демографических факторов, стиля выживания и социальной поддержки. Психиатрические исследования, 89–96.
  15. Вагхачаваре, Б.В., Дхумале, Б.Г., Кадам, Р.Ю., и Гор, Д.А. (2015). Исследование стресса среди студентов профессиональных колледжей из городских районов Индии. Университет медицины султана Кабуса Jm 13 (3), 429-436.
  16. Ву, Х.П., Гарза, Э., и Гусман, Н. (2015). Проблемы иностранных студентов и адаптация к колледжу. Образовательные исследования, 1, 9. DOI:
  17. Чжан Д., Цуй Ю., Чжоу Ю., Цай М. и Лю Х. (2018). Роль школьной адаптации и самооценки во влиянии на рост успеваемости китайских старшеклассников по математике. Фронт Психол, 2356.

Информация об авторских правах


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Об этой статье

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ МУЖЕЙ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Содержание основной статьи

Арапбаева Дамегуль Курбановна

Кандидат психологических наук, доцент Ташкентского государственного университета узбекского языка и литературы имени Алишера Навои; Независимый научный сотрудник Национального университета Узбекистана (доктор наук)

Уксукбаева Маржан

Старший преподаватель кафедры «Философия и теория культуры» Карагандинский университет им. Е.А.Букетова

Abstract

В статье анализируются социально-психологические особенности супружеской пары, влияющие на процесс семейной адаптации в современной психологии. Известно, что психологическая адаптация осуществляется через усвоение норм и ценностей в обществе. Проявляется во взаимодействии, в том числе в общении с окружающими, в активной деятельности. Адаптация к семье также включает в себя вышеперечисленные компоненты и начинается как процесс приобщения к семейной жизни и постепенного вхождения в нее. Этот период считается очень сложным, поскольку подчеркивается, что он требует не только перестройки поведения и деятельности, но и переосмысления их потребностно-мотивационных сфер, нового уровня самосознания, формирования новых отношений. с социальной средой.

Детали изделия

Как цитировать

Арапбаева Дамегуль Курбановна, Уксукбаева Маржан. (2023). СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧАСТИЯ МУЖЕЙ В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ. Международный междисциплинарный исследовательский журнал Galaxy , 11 (5), 635–638. Получено с https://giirj.com/index.php/giirj/article/view/5221

Раздел

Статьи

Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Литература

Антонов А.И. Семья: функции, структуры, теории семейных изменений. Курс лекций / А.И. Антонов. – Москва Знание, 2009. – 198 с.

Арапбаева Д.К. Эволюционные процессы семейной системы. Журнал образовательных открытий и обучения на протяжении всей жизни является международным рецензируемым научным журналом. Том 4, Выпуск 3, март 2023 г. – С. 109-112

https://ejedl.academiascience.org/index.php/ejedl/article/view/522

Арапбаева Д.К., Амирова Б.А. Личностная психологическая адаптация и ее особенности. Международный журнал инклюзивного и устойчивого образования. Том. 2. № 2. 2023. -С. 68-70.

http://inter-publishing.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *