В общении в приобретении новых знаний: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.ПРИМЕРЫ А) в приобретении новых знаний Б) в пище В) в общественном признании Г) в художественном творчестве Д) в общении ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ 1) духовные (идеальные) 2) социальные 3) биологические (естественные)

Практическая част по теме «Потребности»

1. Задание 3 

Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением двух, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека.

 

1) биологические; 2) физиологические; 3) социальные; 4) органические; 5) естественные; 6) эстетические

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

2. Задание 3 

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека».

 

1) воспроизводство рода

2) самореализация

3) питание

4) дыхание

5) движение

6) общение

7) отдых

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

3. Задание 6

Выберите среди предложенного социальные факты, содержащие проявление социальных потребностей личности.

 

1) В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела.

2) Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями.

3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых учёных.

4) Каждую последнюю субботу месяца профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки.

5) Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы надеваем варежки, тёплые сапоги и куртки.

4. Задание 3

Ниже приведены потребности человека. Все из них, за исключением двух, являются социальными потребностями.

 

1) в трудовой деятельности

2) в созидании

3) в творчестве

4) во взаимопонимании

5) в отдыхе

6) в пище

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

5. Задание 28

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль потребностей в деятельности человека». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

6. Задание 2 

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Потребность в признании со стороны других людей, стремление достичь высокого социального статуса, социальная потребность, потребность в общении, потребность в уважении со стороны своих коллег.

7. Задание 6

Гражданку А. отличает крепкое здоровье, тем не менее она любит ходить на приём к врачам и не только проходить профилактические обследования, но и беседовать с ними на темы, далёкие от болезней. Какие потребности реализуются в этих действиях гражданки А.? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) в поддержании своего здоровья

2) в физическом развитии

3) в материальной поддержке

4) в общении

5) в отдыхе

6) в профессиональном образовании

8.  Задание 28 

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Потребности и интересы человека в структуре деятельности». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

9. Задание 4 

Выберите верные суждения о потребностях человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Потребности человека являются побудительными мотивами его деятельности.

2) Современный уровень науки и техники позволяет полностью удовлетворить все потребности человечества.

3) Потребности человека носят безграничный характер.

4) В престижных потребностях отражается зависимость человека от материальных условий, необходимых для поддержания его жизни.

5) Потребности способны порождать эмоционально-волевые состояния, направленные на поиск путей и средств их удовлетворения.

10. Задание 1 

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

 

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Потребности в воспроизводстве рода

Институт семьи и брака

Потребности в … и социальном порядке

Политические институты

11. Задание 1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

 

ВИДЫ

ОБЪЕКТЫ ПОТРЕБНОСТИ

Биологические (естественные)

Пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.

Общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.

12. Задание 1 

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

 

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Потребности в воспроизводстве рода

Институт семьи и брака

Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения

Институт …

13. Задание 1 

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

 

УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Талант

Высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных

. ..

Наивысший уровень развития способностей как общих, так и специальных

14. Задание 5 

Установите соответствие между примерами и видами потребностей, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

 

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

А) в познании мира

Б) в поиске смысла жизни

В) в двигательной активности

Г) в общении

Д) в труде

 

1) естественные

2) социальные

3) идеальные (духовные)

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

15.  Задание 3 

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к биологическим потребностям человека.

 

1) потребность в питании; 2) потребность в движении; 3) потребность в самореализации; 4) потребность в самосохранении; 5) потребность в общении; 6) потребность в продолжении рода

 

Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.

16. Задание 5 

Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ

 

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

А) B общении

Б) B приобретении новых знаний

В) B пище

Г) B общественном признании

Д) B воздухе для дыхания

 

1) духовные (идеальные)

2) социальные

3) биологические (естественные)

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

17.  Задание 3

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют духовные (идеальные) потребности человека.

 

1) потребность в приобретении новых знаний; 2) потребность в художественном творчестве; 3) потребность в нравственном поведении; 4) потребность в труде; 5) потребность в общественном признании; 6) поиск смысла жизни.

 

Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.

18. Задание 22 

Какие социальные потребности, по мнению автора, выделили К. Маркс и Г. Спенсер? Чем этот перечень потребностей дополнили современные учёные?

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Одной из важных черт социального института является его соответствие «социальной потребности». Люди, видимо, не могут существовать без коллективных объединений — общностей и обществ, которые сохраняются в течение длительного времени. Эта тенденция, наверное, обусловлена биологической зависимостью людей друг от друга, преимуществами сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению с усилиями отдельных индивидов, а также исключительной способностью людей взаимодействовать друг с другом на основе символической коммуникации. Но, несмотря на явные преимущества коллективной жизни по сравнению с индивидуальной, общества сохраняются не автоматически. Часть энергии общества должна быть направлена на самосохранение и самовоспроизводство. В связи с этим исследователи ввели понятие «социальных потребностей», или «социальных функций».

Практически все теоретики общественных наук стремились определить, что необходимо для поддержания жизнедеятельности общества. Карл Маркс считал, что основой общества является потребность в материальном обеспечении выживания, которую можно удовлетворить только посредством совместной деятельности людей; без этого общество не может существовать…

Другие теоретики общественных наук иначе рассматривают социальные потребности. Герберт Спенсер, сравнивавший общество с биологическим организмом, выделял потребность в «активной обороне» (речь идёт о военном деле) для борьбы с «окружающими врагами и грабителями», потребность в деятельности, поддерживающей «основные средства существования» (сельское хозяйство, производство одежды)‚ потребность в обмене (т.е. в рынках) и потребность в координации этих различных видов деятельности (т.е. в государстве).

Наконец, более современные исследователи составили следующий перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества:

1. Коммуникация между членами общества. В любом обществе имеется общий разговорный язык.

2. Производство товаров и услуг‚ необходимых для выживания членов общества.

3. Распределение этих товаров и услуг.

4. Защита членов общества от физической опасности (штормов, наводнений и холода), от других биологических организмов (например, насекомых-вредителей) и врагов.

5. Замена выбывающих членов общества путём биологического размножения и посредством усвоения индивидами определённой культуры в процессе социализации.

6. Контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами.

Эти социальные потребности удовлетворяются не автоматически. Для их удовлетворения необходимы совместные усилия членов общества. Эти совместные усилия осуществляются институтами. Экономические институты, включающие рынки и такие производственные объединения, как фабрики, созданы для удовлетворения 2-й и 3-й потребностей. Семья и учебные институты связаны с организованной деятельностью ради удовлетворения пятой потребности… И наконец, правовые и правительственные институты (суды, полиция и тюрьмы) осуществляют контроль за поведением членов общества.

 

 

(Н. Смелзер)

19. Задание 4

Выберите верные суждения о потребностях и интересах человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) Потребности человека проявляются в мотивах его деятельности.

2) Интересы человека могут определяться его положением в социальной группе и обществе.

3) К духовным потребностям относятся потребности в самоактуализации, самовыражении, творческой самореализации.

4) Социальные потребности не могут господствовать над духовными потребностями.

5) Интересы носят только индивидуальный характер.

20. Задание 3 

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к социальным потребностям человека.

 

1) движение; 2) самоуважение; 3) самореализация; 4) самосохранение; 5) общение; 6) забота.

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

21. Задание 5 

Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕР ПОТРЕБНОСТЕЙ

 

ВИД ПОТРЕБНОСТЕЙ

А) потребность в пище

Б) потребность в тепле

В) потребность в признании

Г) потребность в отдыхе

Д) потребность в общении

 

1) социальные

2) биологические

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

22.  Задание 5

Установите соответствие между потребностями и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПОТРЕБНОСТИ

 

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

А) в общественном признании

Б) в общении

В) в утолении голода и жажды

Г) в самосохранении

Д) в труде

 

1) социальные

2) биологические (естественные)

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

23.  Задание 25 

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «потребность»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о видах потребностей;

− одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов потребностей.

 

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

24. Задание 25

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «потребность»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о видах потребностей;

− одно предложение, раскрывающее потребности, которые относятся к определенному виду.

 

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

25. Задание 25 

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «потребность»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о видах потребностей;

− одно предложение, раскрывающее потребности, которые относятся к определенному виду.

 

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

26. Задание 4

Выберите верные суждения о потребностях человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) К экзистенциальным потребностям относятся потребности в престиже и карьере.

2) Потребности — это необходимые для существования человека условия, нужды, на удовлетворение которых направлена человеческая деятельность.

3) Биологические потребности относятся ко вторичным потребностям.

4) Потребности являются одним из мотивов деятельности.

5) Идеальные потребности выражаются в реализации потенциала и способностей личности.

27. Задание 4 

Выберите верные суждения о потребностях человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Потребности могут меняться в течение жизни.

2) Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.

3) К социальным потребностям относятся потребности в одежде и жилище.

4) Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

5) Возможности современной науки позволяют полностью удовлетворить все потребности человека.

28. Задание 5 

Установите соответствие между действиями и видами потребностей, на удовлетворение которых они направлены: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ДЕЙСТВИЕ

 

ВИД ПОТРЕБНОСТЕЙ

А) удовлетворение жажды

Б) выбор более тёплой одежды при похолодании

В) отдых после рабочего дня

Г) создание литературного произведения

Д) разговор с одноклассником по пути в школу

 

1) естественные

2) социальные

3) идеальные

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Язык.

Знание. Аналитика. КОРН М.Г. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ -2022. Выпуск 5 (50) (сентябрь-октябрь) -Выпуски журналов

  В последние годы Интернет прочно вошел в жизнь людей, являясь не только источником информации, но и средством коммуникации. Пандемия способствовала своего рода информационной революции, которая случилась на наших глазах и повлекла за собой очень много изменений. В этот период  произошли существенные трансформации не только в жизни общества, но и в коммуникативных отношениях между людьми. Пандемия коронавируса привела к тому, что дистанционными стали учёба, работа, общение с друзьями и близкими. Сейчас это стало даже привычным для нас. Хотелось бы обратить внимание на то, что библиотеки довольно быстро адаптировались к данной ситуации и взяли на вооружение этот способ взаимодействия в сложный для всех нас период невозможности живого, непосредственного общения. Компьютерная коммуникация имеет ряд особенностей в сравнении с реальной. Одна из них в том, что практически обесценивается живое общение, превращаясь в виртуальное, удобное и доступное, позволяющее в кратчайшие сроки одновременно обрабатывать множество информации. В свою очередь компьютерное общение характеризуется некоторыми особыми чертами: невозможностью  полноценного визуального контакта, высокой степенью анонимности, зачастую отсутствием эмоционального компонента в тексте. В онлайн режиме стало проходить значительное число встреч, консультаций и конференций. Всё это поставило вопрос о приобретении новых навыков  ̶ выступлений в онлайн-формате. При реальном, непосредственном общении выступающий имеет более тесный контакт со своей аудиторией и может, исходя из реакции слушателей, вовремя внести коррективы в процесс изложения материала. В онлайн-режиме это довольно сложно.

  Состоявшийся уже переход человечества в цифровое информационное медиапространство ознаменовал и стремительные изменения подходов к речевым практикам, и к их изучению. Переход в онлайн потребовал переформатирования техники публичных выступлений, приобретения особых навыков и умений, как с технической точки зрения, так и коммуникативной.

Всё это поставило целый ряд вопросов, связанных с изменением процесса вербального общения при онлайн-коммуникации. Необходимо было определиться в использовании языковых средств для повышения эффективности онлайн — общения.

   Новые обстоятельства способствовали появлению инновационных форм, которые открывают другие возможности. Нельзя не считаться с тем, что происходит в сфере информационных технологий. Многие виды деятельности не представляются без интерактивной виртуальной среды, её огромного потенциала. В телекоммуникационное пространство Интернета уверенно вошли и библиотеки. Интернет, как информационная среда, помогает не только получить необходимую информацию, но и предоставить сведения о своей работе. Поставленную задачу, в том числе, решают онлайн-мероприятия, которые организуют библиотеки.

    Рассмотрим некоторые особенности подготовки и проведения публичных выступлений в онлайн формате.

 За последние десятилетия публичные выступления всё чаще и чаще сопровождаются презентациями, и мы уже привыкли к этому визуальному ресурсу, который при умелом использовании является удачным дополнением к речи оратора. При отсутствии офлайн общения презентационные материалы (слайды, фотографии, видео и аудиофайлы) приобретают особое значение. При этом важно иметь в виду, что для усвоения получаемой информации немаловажное значение имеет её оформление. Значительную роль играет выбор цвета, графические приёмы изображения материала. Специалисты советуют отдавать предпочтение  нейтральным или тёплым цветам. Связано это с тем, что эти цвета ассоциируются с энергией, жизнью, активностью, развитием, интеллектом. Предлагается использовать инфографику или обычные образы в виде метафоры. Всё это позволят легче создать ассоциации между осваиваемыми знаниями. Желательно придерживаться одной стилистики презентации в процессе всего выступления.

  Формат онлайн-мероприятий предполагает частую смену активности, в связи с тем, что слушатели не могут находиться у компьютера  в процессе обучения длительное время.  Поэтому рекомендуется варьировать разные форматы общения, при этом предпочтение стоит отдавать совместному решению задач, обсуждению, проведению  тестирования и т. д.

     Чтобы дать слушателям нужные эмоции, психологи советуют представлять, что мы общаемся со своими лучшими друзьями, просто они нас не видят. Таким образом, даже через экран люди лучше почувствуют наш настрой. «Современная аудитория — будь то пятнадцать человек на деловом совещании или тысяча человек под тентом — хочет, чтобы оратор говорил так же просто, как и в личной беседе, и вообще в той манере, как будто он беседует с одним человеком», — писал Дейл Карнеги. [1]

     Правильные инструменты могут помочь сделать виртуальное общение интересным. Например, функция чата даёт людям возможность комментировать выступление и вовлекать участников в обсуждение.  Очень часто мыслями и идеями делятся те, кто во время очных мероприятий предпочитают отмалчиваться. При этом ответы в письменной форме являются достаточно краткими, в виде неполных предложений или даже односложные.

     Для успешного выступления очень важно ощущение контакта с аудиторией. Слушатели должны чувствовать, что некое послание идёт непосредственно из головы и сердца оратора к их сознанию
 и к их сердцам. Оратор, который не выстраивает контакт с аудиторией, может в итоге её потерять. Такой выступающий меньше располагает к себе. Стоит помнить, что главное качество слушателя, особенно в онлайн-формате – это склонность отвлекаться на тысячу посторонних дел и мыслей. Во время выступления стоит стремиться к диалогу и постоянно вовлекать слушателя, чтобы он не выпадал из беседы. В качестве рекомендации при проведении онлайн-мероприятий в библиотеке или занятий со студентами специалисты советуют стараться как можно больше поддерживать зрительный контакт с участниками мероприятия, как можно чаще смотреть в камеру.

   Так же, как и при очных встречах, в онлайн существуют определенные культурные правила и нормы.

   Успех процесса коммуникации зависит не только от знания законов социального взаимодействия людей в той или иной области, от социально-психологической компетенции, жизненного опыта, но и от языковой компетенции участников общения, от их культуры речи. Владение культурой речи – это своего рода визитная карточка человека, своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых разных профессий.

  Изучая процесс виртуального общения  в процессе проведения вебинаров, учебных занятий, лекций и т.д. в сетевом пространстве, специалисты обратили внимание на более активное использование средств создания экспрессивности, прежде всего лексических, которые помогут компенсировать отсутствие личного контакта, повышенную утомляемость и сложность концентрации на предмете обсуждения, возникающие у многих участников при онлайн-общении. Особую значимость это приобретает в деловой и академической среде. Именно в данной среде общение происходит в течение длительного времени (часа и более, а иногда и нескольких часов). Оно  не может быть прервано по желанию участников. Анализируя процесс виртуального общения в академической среде, специалисты пришли к выводу, что выбор оратором или преподавателем экспрессивной лексики, фразеологизмов, использование в речи стилистических фигур, каламбуров способствует не меньшему привлечению внимания слушателей и их ответной реакции, чем демонстрация визуального контента.

Опыт показывает, что  при общении посредством видео и аудиосвязи в деловой и академической среде говорящему необходимо ещё более виртуозно владеть всем языковым богатством, чем при непосредственном общении. Таким образом, при интернет-общении собеседникам необходимо использовать  дополнительные языковые средства по сравнению с общением офлайн и выбирать их более продумано и  тщательно.

   Важнейший показатель речевой культуры оратора — это богатый словарный запас, точность и образность фраз и выражений, это умение лаконично и просто сформулировать свою мысль. Поэтому эксперты советуют:

  •     1) Попытаться сделать текст выступления как можно более доступным, понятным для слушателей. Разделить его на отдельные  блоки, стараться излишне не перегружать материал.
  •          2) Стоит обратить внимание на выразительные средства, например на употребление крылатых выражений, пословиц, поговорок. Важно, чтобы они были неожиданно, но к месту сказаны.

     Далеко не вся информация передаётся с помощью слов, довольно большая часть дополняется и поддерживается невербальными средствами. Одним из основных инструментов спикеров всегда являлся голос. Именно на него идёт основная содержательная и смысловая нагрузка в онлайн-режиме.  Правда возникают затруднения с использованием жестов, мимики и других визуальных сигналов, практически отсутствует контакт глаза в глаза.   Поэтому нужно особенно обращать внимание на звучание своего голоса. Необходимо учитывать, что в процессе онлайн общения возможно варьирование интонацией и изменение его тона. Сила голоса — это не только его громкость, но и сила воздействия на психику: волю, чувства, сознание слушателей. Полётность голоса — это длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся с определенной эмоциональной окраской, ясно, чётко и достаточно сильно, то речь оратора достигает самых дальних уголков аудитории. Тембр голоса — это звуковая окраска голоса, которая создаёт те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки речи. Для хорошей дикции и голоса возможно  выполнение  определённых артикуляционных упражнений.

    Если раньше люди могли спокойно жить, достигать успеха, оставаясь в тени, то сегодня успех во многом зависит от умения выступать перед публикой, причём и в Сети. Хоть экран и разделяет спикера и аудиторию, но, как утверждают психологи, напряжение от этого меньше не становится.  Чтобы не нервничать во время выступления, специалисты советуют выполнять простые дыхательные упражнения. Вдыхать нужно через нос, а выдыхать – через рот. При вдохе желательно расслабить живот, а при выдохе необходимо подтянуть мышцы живота, что снимет напряжение и улучшит говорение.

  Лексические особенности текста для онлайн-мероприятий, проводимых в библиотеке, это соотношение общеупотребительной и специальной, конкретной и абстрактной, книжной и разговорной, эмоциональной и нейтральной лексики. С этой точки зрения необходимо упомянуть о стилистических особенностях русского языка. В научном понимании язык — это форма общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения и передачи разного рода информации, новых знаний. Чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства слушателей, оратор — носитель данного языка, должен хорошо владеть им, т.е. обладать высоким уровнем речевой культуры. Совершенствованию речевой культуры, развитию связной устной и письменной речи способствует овладение теоретическими основами самостоятельных разделов науки о языке — стилистики и культуры речи, изучающих «языковое употребление».

    Чем более развито общество, тем в большей степени дифференцируются ситуации общения и передаваемая информация. В разных сферах общения язык функционирует по-разному, поэтому и выделяются функциональные разновидности языка, или функциональные стили. Существует несколько разновидностей стилей русского языка – научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный. Каждый стиль обладает характерными лишь для него отличительными признаками. Функциональные стили характеризуются определенной системой языковых средств, устойчивым употреблением нейтральных (т.е. общеупотребительных, не закрепленных за каким-нибудь одним стилем) и стилистически окрашенных элементов языка — лексических и грамматических. Языковая норма накладывает ограничения на варианты использования языковых средств в том или ином функциональном стиле речи. Каждый стиль требует особых средств выражения и содержит определенную систему правил употребления языковых средств. Здесь осуществляется переход к понятию стилистической нормы. Стилистической нормой можно назвать совокупность правил, определяющих целесообразность, правильность и уместность использования языковых средств в зависимости от функционирования их в речи с учетом сферы, целей и условий её реализации. Для ясной формулировки собственных мыслей важно уметь подобрать нужные слова, способные с точностью передать вкладываемый в них смысл.

    Язык всегда был орудием и средством общения. Нам хочется, чтобы язык был грамотным, правильным, а значит, понятным. Однако под нашим влиянием язык меняется. Рождённое ХХI веком сетевое общение, вписываясь в жизнь, изменяет и само понятие правильного, нормативного. Речь в интернет-коммуникации в одинаковой степени опирается и на письмо, и на графику, и на звучание, интонацию, мимику и жестикуляцию, а также на изображение, цвет, иные носители смысла, на всю культурную обстановку. Соединяя все виды передачи информации на основе цифровых технологий, сетевое общение охватывает всё наше языковое существование. В течение небольшого отрезка времени технический прогресс, поэтапно внедряя в нашу жизнь радио, телевидение, компьютер, мобильные устройства связи, лишает письмо монополии на фиксацию, передачу и хранение текстов. Онлайн-коммуникация обращена к возможностям обеих разновидностей языка. Став неотъемлемым видом языковой жизни, сетевое общение оказалось по большей части дисплейным. Тексты сочетают в себе буквы, звуки и изображение, в некоторых случаях – видеоряд. Дисплейные тексты знаменуют вхождение людей в новую эпоху общения, связанную не только со звуковой и письменной формами. Однако дисплей не отменит ни звучащую речь, ни письменную. Соединяя все виды передачи информации, сетевое общение развивается на базе цифровой электроники и пронизывает всё наше языковое существование. Язык в его дисплейном бытовании становится монолитнее, но внутренне богаче и разнообразнее в стилистическом отношении.

    О  логичности, выразительности и точности речи можно судить по соблюдению стилистических  норм. Языковая норма — это наиболее предпочтительная для общения система словоупотребления, словообразования и синтаксических средств. Она является отражением  тенденций к совершенствованию речевой культуры общества. Существующие  нормы литературного языка  представляют собой, общеупотребительность и соответствие традициям  языка. Особенностями развития современного русского языка являются демократизация литературного языка, более значительное влияние устной речи на письменную речь, стремление к экономии речевых средств. Говоря о лексической и стилистической норме, следует помнить, что норма — это не догма, которая претендует на тотальное господство и не допускает отклонений от установленных канонов. Норма — категория, предполагающая оценку того или иного средства языка в процессе общения в зависимости от сферы, условий и целей речевой деятельности.

  Завершая разговор об особенностях языка и стиля публичного выступления, отметим, что способов и средств обогащения языковой культуры, равно как и приёмов повышения эффективности речи, великое множество. Следует, прежде всего, со вниманием и пониманием относиться к тем компонентам языка, которые содействуют повышению восприятия  публичных выступлений и позволяют оказывать большее воздействие  на аудиторию.

  1. 1. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей выступая публично. – Москва: АСТ, 2019. – 256 с.

Корн Марина Григорьевна — кандидат философских наук, доцент кафедры теории и истории культуры Института кино и телевидения (ГИТР), преподаватель Московского Губернского колледжа искусств

 

К оглавлению выпуска

Обучение — приобретение, представление и организация знаний — информация, память, понятия и вопросы

Приобретение знаний — это процесс усвоения и сохранения новой информации в памяти, успех которого часто оценивается по тому, насколько хорошо эта информация может быть впоследствии обработана вспомнили (извлекли из памяти). Процесс хранения и извлечения информации в значительной степени зависит от представления и организации информации. Более того, на полезность знаний также может влиять то, как структурирована информация. Например, расписание автобусов можно представить в виде карты или расписания. С одной стороны, расписание обеспечивает быстрый и легкий доступ к времени прибытия каждого автобуса, но мало помогает определить, где находится конкретная остановка. С другой стороны, карта дает подробное изображение местоположения каждой автобусной остановки, но не может эффективно передавать расписание автобусов. Обе формы представления полезны, но важно выбрать представление, наиболее подходящее для поставленной задачи. Точно так же приобретение знаний может быть улучшено путем рассмотрения цели и функции желаемой информации.

Представление и организация знаний

Существует множество теорий того, как знания представлены и организованы в уме, включая модели производства на основе правил, распределенные сети и пропозициональные модели. Однако все эти теории в основном основаны на концепции семантических сетей. Семантическая сеть — это способ представления знаний в виде системы связей между понятиями в памяти.

Семантические сети

Согласно моделям семантических сетей знания организованы на основе значения, так что семантически связанные понятия взаимосвязаны. Сети знаний обычно представляются в виде диаграмм узлов (т. е. концепций) и связей (т. е. отношений). Узлам и ссылкам присваиваются числовые веса, чтобы представить их сильные стороны в памяти. На рис. 1 узел, представляющий ДОКТОРА, сильно связан со СКАЛЬПЕЛЕМ, тогда как МЕДСЕДТРА слабо связан со СКАЛЬПЕЛЕМ. Эти силы ссылок представлены здесь с точки зрения ширины линии. Точно так же некоторые узлы на рис. 1 выделены жирным шрифтом, чтобы представить их силу в памяти. Такие понятия, как ДОКТОР и ХЛЕБ, лучше запоминаются, потому что они

РИСУНОК 1

встречается чаще, чем такие понятия, как СКАЛЬПЕЛЬ и КОРА.

Психическое возбуждение, или активация, автоматически распространяется от одного понятия к другому родственному понятию. Например, мысль о ХЛЕБЕ распространяет активацию на связанные понятия, такие как МАСЛО и КОРОЧКА. Эти понятия загрунтованы, и, таким образом, легче распознаются или извлекаются из памяти. Например, в исследовании Дэвида Мейера и Роджера Шваневельда 1976 года (типичное исследование семантического прайминга) представлены ряды слов (например, МАСЛО) и не-слов (например, БОТТОР), и участники определяют, является ли каждый элемент словом. Слово распознается быстрее, если оно следует за семантически родственным словом. Например, МАСЛО быстрее распознается как слово, если ему предшествует ХЛЕБ, а не МЕДСЕСТРА. Этот результат подтверждает предположение о том, что семантически связанные понятия более тесно связаны, чем несвязанные понятия.

Сетевые модели представляют собой нечто большее, чем простые ассоциации. Они должны представлять идеи и сложные отношения, составляющие знание и понимание. Например, идею «Врач пользуется скальпелем» можно представить в виде предложения ЕГЭ (ВРАЧ, СКАЛЬПЕЛЬ), состоящего из узлов ВРАЧ и СКАЛЬПЕЛЬ и связи ЕГЭ (см. рис. 2). Педагоги успешно использовали подобные диаграммы, называемые картами понятий, для передачи важных отношений и атрибутов между ключевыми понятиями урока.

Типы знаний

Существует множество типов знаний, но наиболее важным является различие между декларативными и процедурными знаниями. Декларативное знание относится к запоминанию понятий, фактов или эпизодов, тогда как процедурное знание относится к способности выполнять различные задачи. Знание того, как водить машину, решать задачу на умножение или бросать футбольный мяч, — все это формы процедурных знаний, называемых процедурами 9.0008 или производства. Процедурное знание может начинаться как декларативное знание, но оно становится процедурным с практикой. Например, когда вы впервые учитесь водить машину, вам могут сказать «вставить ключ в замок зажигания, чтобы завести машину», что является декларативным утверждением. Однако после многократного запуска автомобиля это действие становится автоматическим и выполняется без особых размышлений. Действительно, доступ к процедурным знаниям имеет тенденцию к автоматическому доступу и не требует особого внимания. Кроме того, оно имеет тенденцию быть более устойчивым (менее восприимчивым к забыванию), чем декларативное знание.

Приобретение знаний

Ниже перечислены пять рекомендаций по приобретению знаний, которые вытекают из того, как знания представлены и организованы.

Семантическая обработка материала. Знания организованы семантически; следовательно, получение знаний оптимизируется, когда учащийся сосредотачивается на значении нового материала. Фергус Крейк и Эндел Талвинг были одними из первых, кто представил доказательства важности семантической обработки. В своих исследованиях участники ответили на вопросы, касающиеся

РИСУНОК 2

целевых слова, которые варьировались в зависимости от глубины обработки. Например, семантические вопросы (например, Какое слово, друг или дерево, подходит к следующему предложению: «Он встретил ____ на улице»?) требуют более глубокой обработки, чем фонематические вопросы (например, Какое слово , ящик или дерево, рифмуется со словом поздно ?), которые, в свою очередь, имеют большую глубину, чем вопросы о структуре слова (например, Какое слово пишется заглавными буквами: ДЕРЕВО или дерево ?). Крейк и его коллеги обнаружили, что слова, обработанные семантически, усваиваются лучше, чем слова, обработанные фонематически или структурно. Дальнейшие исследования подтвердили, что обучение выигрывает от большей семантической обработки материала.

Часто обрабатывать и извлекать информацию. Второй принцип обучения заключается в многократном тестировании и извлечении информации. Извлечение или самопроизводство информации можно противопоставить простому ее чтению или копированию. Десятилетия исследований феномена под названием «девятка».Эффект генерации 0007 показал, что пассивное изучение элементов путем их копирования или чтения мало что дает для памяти по сравнению с самопроизводством или созданием элемента. Более того, обучение улучшается в зависимости от того, сколько раз информация извлекается. В академической ситуации этот принцип указывает на необходимость частых практических тестов, рабочих листов или викторин. С точки зрения обучения также важно разбить или распределить попыток поиска. Распределенное извлечение может включать изучение или тестирование элементов в случайном порядке, с перерывами или в разные дни. Напротив, многократное последовательное повторение информации включает только однократное извлечение из долговременной памяти, что мало способствует улучшению запоминания информации.

Условия обучения и поиска должны быть одинаковыми. То, как представляются знания, определяется условиями и контекстом (внутренним и внешним), в которых они усваиваются, а это, в свою очередь, определяет, как они извлекаются: информация лучше всего извлекается, когда условия обучения и извлечения одинаковы. Этот принцип был назван специфичностью кодирования . Например, в одном эксперименте участникам показывали предложения с прилагательным и существительным, напечатанным заглавными буквами (например, «ЧИП ДИП был вкусным»), и говорили, что впоследствии их память на существительные будет проверена. В тесте на распознавание участникам показывали существительное либо с исходным прилагательным (CHIP DIP), с другим прилагательным (SKINNY DIP) или без прилагательного (DIP). Распознавание существительных было лучше, когда было представлено исходное прилагательное (CHIP), чем когда прилагательное не было представлено. Более того, представление другого прилагательного (ТОЖЕНЬКИЙ) привело к наименьшему признанию. Этот вывод подчеркивает важность соответствия условий обучения и тестирования.

Специфичность кодирования также важна с точки зрения вопросов, используемых для проверки памяти или понимания. Различные типы вопросов затрагивают разные уровни понимания. Например, формирование воспоминаний требует другого уровня понимания и других умственных процессов, чем распознавание информации. Точно так же эссе и открытые вопросы оценивают другой уровень понимания, чем вопросы с несколькими вариантами ответов. Эссе и открытые вопросы обычно используют концептуальное или ситуативное понимание материала, которое является результатом интеграции текстовой информации и предварительных знаний читателя. Напротив, вопросы с несколькими вариантами ответов включают процессы распознавания и обычно оценивают поверхностное или основанное на тексте понимание. Текстовое представление может быть бедным и неполным, потому что оно состоит только из понятий и отношений внутри текста. Такой уровень понимания, который, скорее всего, развился у учащегося, готовящегося к экзамену с несколькими вариантами ответов, был бы неподходящей подготовкой к экзамену с открытыми вопросами или вопросами для эссе. Таким образом, студенты должны извлечь выгоду из корректировки своей учебной практики в соответствии с ожидаемым типом вопросов.

В качестве альтернативы учащиеся могут получить пользу от повторения материала разными способами, например, узнавая информацию, вспоминая информацию и интерпретируя информацию. Эти последние процессы улучшают понимание и максимизируют вероятность того, что различные способы изучения материала будут соответствовать способам его проверки. С точки зрения учителя, включение различных типов вопросов в рабочие листы или экзамены гарантирует, что каждый учащийся будет иметь возможность передать свое понимание материала.

Свяжите новую информацию с предыдущими знаниями.

Знания взаимосвязаны; следовательно, новый материал, связанный с предыдущими знаниями, будет лучше запоминаться. Движущим фактором в понимании текста и дискурса являются предварительные знания. Опытные читатели активно используют свои предварительные знания во время понимания. Предварительные знания помогают читателю заполнить контекстуальные пробелы в тексте и развить лучшее глобальное понимание или ситуационную модель текста. Учитывая, что тексты редко (если вообще когда-либо) содержат все необходимое для успешного понимания, использование предварительных знаний для понимания текста и дискурса имеет решающее значение. Более того, размышления о том, что человек уже знает по теме, создает связи в памяти с новой информацией — чем больше связей образуется, тем больше вероятность того, что информацию можно будет извлечь из памяти.

Создание когнитивных процедур. Процедурные знания лучше сохраняются и к ним легче получить доступ. Поэтому при изучении информации следует разрабатывать и использовать когнитивные процедуры. Процедуры могут включать в себя упрощения для выполнения задачи (например, использование быстрых десятков для решения задач на умножение), а также стратегии запоминания, которые повышают четкость информации. Когнитивные исследования неоднократно демонстрировали преимущества стратегий памяти, или мнемоника, для улучшения запоминания информации. Существует множество типов мнемоники, но одним из наиболее известных мнемоник является метод локусов. Эта техника была первоначально изобретена для запоминания длинных речей во времена, когда такие предметы роскоши, как бумага и карандаш, не были легко доступны. Первая задача состоит в том, чтобы представить и запомнить ряд различных мест на знакомом маршруте, например, путь от одного здания кампуса к другому. Затем каждую тему выступления (или слово в списке слов) можно изобразить в определенном месте на маршруте. Когда приходит время вспомнить речь или список слов, элементов просто 9.0007 нашел , мысленно путешествуя по пути.

Мнемотехника, как правило, эффективна, потому что она увеличивает семантическую обработку слов (или фраз) и делает их более значимыми, связывая их со знакомыми понятиями в памяти. Мнемотехника также предоставляет готовые эффективные подсказки для извлечения информации. Другим важным аспектом мнемоники является то, что часто задействованы мысленные образы. Изображения не только делают информацию более значимой, но и обеспечивают дополнительный путь для поиска информации в памяти. Как упоминалось ранее, увеличение количества осмысленных ссылок на информацию в памяти увеличивает вероятность ее извлечения.

Стратегии также являются важным компонентом мета-познания, способности думать, понимать и управлять своим обучением. Во-первых, нужно развивать осознание собственных мыслительных процессов. Простое знание мыслительных процессов увеличивает вероятность более эффективного построения знаний. Во-вторых, учащийся должен осознавать, было ли понимание успешным. Понимание того, когда понимание потерпело неудачу, имеет решающее значение для обучения. Заключительный и самый важный этап метакогнитивной обработки — решение проблемы понимания. Человек должен знать и использовать стратегии для устранения трудностей с пониманием и обучением. Для успешного приобретения знаний должны происходить все три этих процесса. Не думая и не беспокоясь об обучении, учащийся не может понять, успешно ли он усвоил концепции. Не понимая, что информация не была понята, учащийся не может использовать стратегии для исправления ситуации. Если ничего не делать по поводу неудачи в понимании, осознание бесполезно.

Заключение

Приобретение знаний неразрывно связано с тем, как разум организует и представляет информацию. Обучение можно улучшить, если учесть фундаментальные свойства человеческого знания, а также конечную функцию желаемой информации. Важнейшее свойство знания состоит в том, что оно организовано семантически; поэтому методы обучения должны способствовать осмысленному изучению новой информации. Учащиеся также должны создать как можно больше ссылок на информацию. Кроме того, методы обучения должны соответствовать желаемому результату. Точно так же, как использование расписания автобусов для поиска автобусной остановки неэффективно, обучение распознаванию информации мало поможет на экзамене по сочинению.

A NDERSON , J OHN R. 1982. «Приобретение когнитивных навыков». Психологический обзор 89:369–406.

A NDERSON , J OHN R. и L EBIÈRE , C HRISTIAN . 1998. Атомные компоненты мысли. Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.

B RANSFORD , J OHN и J OHNSON , M ARCIA K. 1972. «Контекстные предпосылки для понимания некоторых исследований понимания и припоминания». Журнал вербального обучения и вербального поведения 11: 717–726.

C RAIK , F ERGUS I.M. и T ULVING , E NDEL . 1975. «Глубина обработки и сохранение слов в эпизодической памяти». Журнал экспериментальной психологии: Общие сведения. 194: 268–294.

C РОВИТЦ , H ЭРБЕРТ Ф. 1971. «Емкость локусов памяти в искусственной памяти». Психономическая наука 24:187–188.

G LENBERG , A RTHUR M. 1979. «Теория уровней компонентов влияния интервалов повторений на отзыв и узнавание». Память и познание 7:95–112.

G УАСТЕЛЛО , F РАНСИНЕ ; Б ИЗЛИ , М КОВЧЕГ ; и S INATRA , R ICHARD . 2000. «Влияние концептуального картирования на понимание научного содержания малоуспевающими семиклассниками из бедных районов города». RASE: Корректирующее и специальное обучение 21:356–365.

H ACKER , D OUGLAS J.; Д УНЛОСКИЙ , Д ОХН ; и G RAESSER , A RTHUR C. 1998. Метапознание в теории и практике образования. Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.

J ENSEN , M ARY B ETH и H EALY , A LICE F. 1998. «Сохранение процедурной и декларативной информации из Руководства для водителей штата Колорадо». В Искажения памяти и их предотвращение, изд. Маргарет Джин Интонс-Петерсон и Дебора Л. Бест. Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.

K INTSCH , W ИЗМЕНИТЬ . 1998. Понимание: парадигма познания. Кембридж, англ.: Издательство Кембриджского университета.

L IGHT , L EAH L. и C ARTER -S OBELL , L INDA . 1970. «Влияние измененного семантического контекста на память распознавания». Журнал вербального обучения и вербального поведения 9:1–11.

M C N AMARA , D ANIELLE S. и K INTSCH , W ALTER . 1996. «Обучение по тексту: влияние предшествующих знаний и согласованности текста». Дискурсивные процессы 22: 247–287.

M ELTON , A RTHUR W. 1967. «Повторение и извлечение из памяти». Наука 158:532.

M EYER , D AVID E., и S CHVANEVELDT , R OGER W. 1976. «Смысл, структура памяти и психические процессы». Наука 192:27–33.

P AIVIO , A LLEN . 1990. Ментальные представления: подход двойного кодирования. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

R UMELHART , D AVID E., и M C C LELLAND , J AMES L. 1986. Parallel Distributed Processing: Vol. 1: Фундаменты. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

S LAMECKA , N ORMAN J. и G RAF , P ETER . 1978. «Эффект поколения: описание явления». Журнал экспериментальной психологии: обучение человека и память 4: 592–604.

T ULVING , E NDEL и T HOMPSON , D ONALD M. 1973. «Специфичность кодирования и процессы поиска в эпизодической памяти». Психологический обзор 80: 352–373.

Y ATES , F RANCIS A. 1966. Искусство памяти. Чикаго: Издательство Чикагского университета.

Изучение языка по сравнению с изучением языка

Некоторые статьи:

Ambridge, B., & Lieven, E.V.M. (2011), Овладение языком: сопоставление теоретических подходов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

Арунг, Фернандес, (2016 г.), Изучение языка и обучение детей, Журнал английского образования , Vol. 1, № 1, март 2016 г., стр. 1-9.

Брукс, Патрисия и Вера Кемпе (ред.), Энциклопедия развития языка , Thousand Oaks, Sage.

Хомский, Н. (1965), Аспекты теории синтаксиса, MIT Press.

De Houwer, A. (в печати, 2019 г.) Самостоятельное овладение языком у изучающих несколько языков в Jeroen Darquennes, Joseph Salmons & Wim Vendenbussche, Language Contact. Международный справочник,  Берлин, Германия, Мутон де Грюйтер, 183-196.

Пекки, Джин Стиллвелл, 1994, Детский язык, Лондон, Рутедж.

Пайн, Дж. М., Конти-Рамсден, Г., Джозеф, К. Л., Ливен, Э. В. М., и Серратрис, Л. (2008). Время с течением времени: тестирование модели соглашения / опущения времени как описания модели предоставления маркировки времени в раннем детском английском языке, Journal of Child Language , 35 (1), 55-75.

Пинкер, С. (1994), Языковой инстинкт, Нью-Йорк, W.W.Morrow.

Пинкер, С. (1995), Новая наука о языке и разуме,  Пингвин.

Rowland, C.F., & Noble, C.L. (2010), Роль синтаксической структуры в понимании предложений детьми: свидетельство дательного падежа, Language Learning and Development , 7(1), 55-75.

Скиннер, Б. Ф. (1957). Вербальное поведение , Актон, Массачусетс, издательство Copley Publishing Group.

Смит, Н. (1989). Машина Твиттера: размышления о языке, Оксфорд, Блэквелл.

Theakston, A.L., & Lieven, E.V.M. (2005), Приобретение вспомогательных слов BE и HAVE: исследование выявления, Journal of Child Language , 32(2), 587-616.

Томаселло, М. (2005), Создание языка: основанная на использовании теория овладения языком . Издательство Гарвардского университета.

Другие статьи о изучении языка можно найти здесь.

«Языковая игра». Программа вторая: овладение человеческим языком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *