Тема урока: «Деятельность человека: отличие от поведения животных; структура». | Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему:
Опубликовано 13.11.2017 — 18:56 — Шарина Ольга Александровна
Данный урок является составной частью темы «Сущность человеческой деятельности». На уроке используется групповая форма работы учащихся. Необходимое количество групп 5. Объем урока 1 час. Материал урока представляет для учащихся интерес, т.к. связан с личным опытом учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Открытый урок по обществознанию в 10 «Б» классе
Учитель : Шарина Ольга Александровна
Тема урока: «Деятельность человека: отличие от поведения животных; структура».
Данный урок является составной частью темы «Сущность человеческой деятельности». На уроке используется групповая форма работы учащихся. Необходимое количество групп 5. Объем урока 1 час. Материал урока представляет для учащихся интерес, т. к. связан с личным опытом учащихся.
Цель урока:
- Сформировать целостное представление о деятельности как характерном для человека отношении к внешнему миру и его преобразованию.
- Сравнить и определить различия между деятельностью человека и поведением животных.
- Научить составлять логическую схему структуры деятельности.
- С помощью реконструкции собственного эмоционально окрашенного представления жизненной цели способствовать актуализации необходимых знаний и умений.
Тип урока: учебно – практический.
Форма урока: лабораторное занятие по учебнику, работа в группах
Оборудование урока
Презентация в программе Power Point, необходимый раздаточный материал для работы в группах.
Учебник : А.И. Кравченко « Обществознание 11 класс».
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
М О Т И В А Ц И О Н Н Ы Й | Слайд 3. Организация деятельности детей на определение темы урока. (работа с эпиграфом). Обобщение высказываний учащихся, точное определение темы урока. Слова учителя: «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними», — говорили еще древние. Села, города, железные дороги, транспорт, предприятия, заводы, космические корабли, все «чудеса света»- все создано в результате деятельности человека. Все материальные блага человек добывает собственным трудом. При новом экономическом укладе деятельность укрепляет позиции человека в обществе, определяет независимость, конкурентоспособность на рынке труда, и поэтому темой нашего урока является сущность человеческой деятельности. Слайд 1. На уроке мы рассмотрим отличие человеческой деятельности от поведения животных и определим структуру деятельности. Слайд 3. | Вхождение в тему урока путем размышления над афоризмом. Слайд 2. Определение темы и целей урока. Слайд 1. Очерчивание круга рассматриваемых вопросов. Слайд 3. |
О П Е Р А Ц И О Н Н Ы Й | Ребятам предлагается выполнение проблемно – познавательных заданий (по учебнику), в заранее сформированных группах.( Задания на слайдах 4,5,6). |
Работа учащихся в группах по заданиям. Слайды 4. 5, 6. |
аналитический | Организация деятельности учеников на подведение итогов по теоретической части проблемы. Сравнение их с выводами, заготовленными на слайдах 7, 8,9. | Выводы ребят. Оформление их в виде таблиц, планов, тезисов. |
Р Е Ф Л Е К С И Я | Организация работы учащихся на оценивание своей собственной работы на уроке с трех позиций. Слайд 9. Обобщение учителя. Домашнее задание : параграф № 10. Эссе на тему : «Действия людей – лучшие переводчики их мыслей». | Оценивание собственной работы по трем параметрам предложенным учителем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных».
Урок с использованием ОМС- модуля и элементов методики развития критического мышления….
Разработка урока биологии в 11 классе по теме: «Доказательство происхождения человека от животных».
Данный урок – урок актуализации, систематизации знаний, закрепления нового материала. Метод обучения – проблемный.Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-см…
Реферат. Поведение, характер, структура личности
В данной работе рассматриваются понятия «Структура личности», «Поведение», «Характер», некоторые аномалии поведения и расстройства характера/. ..
Тема урока: Деятельность — способ существования
дАТА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: ______Тема урока: Деятельность – способ существования людейЦель:- образовательная: дать представление о деятельности человека и ее многообразии;- развивающая: формировать интелл…
ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ,ОКРАСКИ ТЕЛА И ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ.
BBBB…
Человечность в поведении животных и нечеловеческое поведение людей (роль анималистического образа в художественном произведении в формировании духовно-нравственного человека)
Исследовательская работа по литературе…
Технологическая карта урока биологии в 9 классе по теме «Приспособительные особенности строения и поведения животных»
Технологическая карта урока биологии в 9 классе по теме «Приспособительные особенности строения и поведения животных», УМК «Сфера жизни» под ред.Н.И. Сонина. Данная тема изуч…
Поделиться:
Глава 3. Сознательная деятельность человека и ее общественно-исторические корни // Общие принципы, Лурия А.
Р.Глава 3. Сознательная деятельность человека и ее общественно-исторические корни
Общие принципы
Сознательная деятельность человека по своим основным особенностям резко отличается от индивидуально изменчивого поведения животных.
Отличия сознательной деятельности человека сводятся к трем основным чертам, противоположным тем, которыми мы только что охарактеризовали поведение животного.
Первая из этих особенностей заключается в том, что сознательная деятельность человека не обязательно связана с биологическими мотивами. Более того, подавляющее число наших действий не имеет в своей основе каких-либо биологических влечений или потребностей. Как правило, деятельность человека направляется сложными потребностями, которые часто называют «высшими», или «духовными», к ним относятся познавательные потребности, толкающие человека на приобретение новых знаний, потребность в общении, Потребность быть полезным обществу, занимать в обществе определенное положение и т. п.
Нередко встречаются ситуации, при которых сознательная деятельность человека не только не подчиняется биологическим влияниям и потребностям, но входит в конфликт с ними и даже подавляет их. Широко известные случаи героизма, когда человек, движимый высшими мотивами патриотизма, прикрывает своим телом ствол орудия или бросается под танк и погибает, являются лишь примером независимости поведения человека от биологических мотивов.
Подобных форм «бескорыстного» поведения, в основе которых лежат не биологические мотивы, у животного нет.
Вторая отличительная черта сознательной деятельности человека заключается в том, что, в отличие от поведения животного, она вовсе не обязательно определяется наглядными впечатлениями, получаемыми от среды, или следами непосредственного индивидуального опыта.
Известно, что человек может отражать условия среды несравненно более глубоко, чем животное. Он может абстрагироваться от непосредственного впечатления, проникать в глубокие связи и отношения вещей, познавать причинную зависимость событий и, разобравшись в них, ориентироваться не на внешние впечатления, а на более глубокие закономерности. Так, выходя в ясный осенний день на прогулку, человек может взять с собой плащ, потому что, как он знает, осенняя погода неустойчива. Здесь он подчиняется глубокому знанию о закономерностях природы, а вовсе не непосредственному впечатлению от ясной солнечной погоды. Человек, которому будет сказано, что вода в колодце отравлена, никогда не будет пить ее, хотя бы он испытывал острую жажду; в этом случае он руководствуется в своем поведении не непосредственным впечатлением о воде, которая его привлекает, а более глубоким знанием ситуации, которое он имеет.
Сознательная деятельность человека может руководствоваться не непосредственным впечатлением от внешней ситуации, а более глубоким познанием стоящих за ней внутренних законов, поэтому есть все основания говорить, что поведение человека, основанное на познании необходимости, свободно.
Наконец, имеется и третья особенность, которая отличает сознательную деятельность человека от поведения животного. Поведение животного имеет лишь два источника:
1) заложенные в генотипе наследственные программы поведения;
2) результаты личного, индивидуального опыта.
Сознательная деятельность человека имеет еще и третий источник – подавляющее число знаний и умений человека формируется путем усвоения общечеловеческого опыта, накопленного в процессе общественной истории и передающегося в процессе обучения.
Ребенок уже с самого рождения формирует свое поведение под воздействием тех вещей, которые сложились в истории: он садится за стол, ест ложкой, пьет из чашки, а затем режет хлеб ножом. Он усваивает те навыки, которые были созданы общественной историей в течение тысячелетий. С помощью речи ему передают самые элементарные знания, а затем с помощью языка он усваивает в школе важнейшие приобретения человечества. Подавляющее число знаний, умений и приемов поведения, которыми располагает человек, не являются результатом его собственного опыта, но приобретаются путем усвоения общественно-исторического опыта поколений. Эта черта коренным образом отличает сознательную деятельность человека от поведения животного.
Философию и психологию давно занимал вопрос, чем можно объяснить только что перечисленные особенности сознательной деятельности человека?
В истории философии и науки можно выделить два совершенно различных пути решения этого вопроса.
Один из них – типичный для идеалистической философии – исходил из позиций дуализма. Основное положение этого направления сводилось не только к признанию резких принципиальных различий в поведении животных и сознании человека, но и в попытке объяснить эти различия тем, что сознание человека следует рассматривать как проявление особого духовного начала, которого нет у животного.
Положение, согласно которому животное следует рассматривать как сложную машину, поведение которой следует законам механики, а человека – как обладателя духовного начала со свободной волей, было в свое время высказано Р. Декартом и затем без значительного изменения повторялось идеалистической философией. Легко видеть, что, указывая на принципиальное различие в поведении животного и сознательной деятельности человека, это направление не дает никакого научного объяснения отмеченным фактам.
Второй путь решения вопроса о своеобразии сознательной деятельности характерен для естественнонаучного позитивизма. Согласно этой теории сознательная деятельность человека является прямым результатом эволюции животного мира, и все основы человеческого сознания можно наблюдать уже у животных. Первым ученым, сформулировавшим эти положения, был Ч. Дарвин, который в ряде своих трудов пытался показать, что у животных уже в зачаточной форме имеются все формы разумной деятельности, свойственной человеку, что четких и принципиальных границ между поведением животных и сознательной деятельностью человека нет.
Естественнонаучный подход, пытавшийся проследить линию развития сознания от животных до человека, в свое время сыграл свою положительную роль в борьбе с донаучными дуалистическими концепциями. Однако утверждения о том, что у животных имеются в зачатке все формы сознательной жизни человека, антропоморфический подход к «разуму» и к «переживаниям» животных, и нежелание признавать принципиальные отличия между поведением животных и сознательной деятельностью человека оставались слабой стороной естественнонаучного позитивизма. Вопрос о происхождении тех особенностей сознательной деятельности человека, которые были отмечены выше, оставался без ответа.
Научная психология, разработанная в Советском Союзе и исходящая из принципов марксизма, подходит к вопросу о происхождении сознательной деятельности человека совершенно с иных позиций.
Известно, что всякая психическая деятельность животных, создающая основу для ориентировки в окружающей среде, формируется в условиях тех форм жизни, которые характерны для данного вида животных.
Что же характерно для тех форм жизни, которые отличают сознательную деятельность человека от поведения животных и в которых нужно искать условия, формирующие эту сознательную деятельность?
Особенности высшей формы жизни, свойственной только человеку, надо искать в социально-исторической форме жизнедеятельности, которая связана с общественным трудом, употреблением орудий и возникновением языка. Таких форм жизни у животных нет, и переход от естественной истории животного к общественной теории человечества нужно считать важным скачком, так же как переход от неживой материи к живой или от растительной жизни к животной.
Поэтому корни возникновения сознания человека следует искать не в особенностях «души» и не в глубинах его организма, а в исторически сформировавшихся социальных условиях жизни.
Именно эти условия и приводят к тому, что с переходом к общественной истории коренным образом меняется структура поведения.
1. Наряду с биологическими мотивами поведения возникают высшие («духовные») мотивы и потребности, наряду с поведением, зависящим от непосредственного восприятия среды.
2. Возникают высшие формы поведения, основанные на абстракции от непосредственных влияний среды, и наряду с двумя источниками поведения – наследственно закрепленными программами поведения и влиянием прошлого опыта самого индивида, – возникает третий источник, формирующий деятельность, – передача и усвоение общечеловеческого опыта.
Остановимся подробнее на социально-исторических корнях сложной сознательной деятельности человека.
Человеческая деятельность увеличивает размер мозга у животных – журнал Yale Scientific Magazine
Белоногие мыши (Peromyscus leucopus), один из двух видов в исследовании Снелл-Руда, которые продемонстрировали разницу в размере мозга между городским и сельским населением. Предоставлено М.Л. Кэмпбелл.Из повседневных наблюдений влияние деятельности человека на окружающую нас среду не столь очевидно. Однако коллекция спутниковых снимков с 1984 по 2012 год говорит о многом: всего за три десятилетия большая часть зеленого ландшафта Земли постепенно уступила место серым городам, что свидетельствует о долгосрочном воздействии урбанизации. К лучшему или к худшему, люди явно изменили свое естественное окружение, вынуждая другие виды либо адаптироваться, либо вымереть.
Нелегко выработать новые привычки для новой среды. Многие животные были вынуждены корректировать свое поведение, постепенно учась избегать, перехитрить или даже дружить со своими новыми городскими соседями. Недавнее исследование, проведенное биологом из Миннесотского университета Эмили С. Снелл-Руд и студенткой Наоми Вик, предполагает, что некоторые животные адаптировались к присутствию людей, развивая больший мозг.
Ящерица-анол на Багамах развила более короткие ноги, чтобы приспособиться к городской растительности. Предоставлено Reptile Place.В своем исследовании Снелл-Руд и Вик сосредоточились на образцах местных животных, собранных в Музее Белла Университета Миннесоты. Измерив ширину, ширину и высоту черепов различных млекопитающих, они смогли оценить размер мозга этого вида. Примечательно, что у белоногой мыши и луговой полевки они обнаружили, что у городских особей объем мозга увеличился на 6 процентов по сравнению с их сельскими собратьями.
Снелл-Руд предлагает два возможных объяснения этих результатов. Увеличение количества и качества питания, которое в некоторой степени обеспечивает урбанизация, может дать животным энергию, необходимую для поддержания большего размера мозга. Однако увеличение размера черепа не сопровождалось увеличением размера тела, что делает эту теорию менее вероятной. Более вероятная и интересная гипотеза состоит в том, что адаптация к человеческой деятельности предъявляет более высокие требования к когнитивным навыкам, таким как поиск пищи и взаимодействие с людьми.
Снелл-Руд и Вик измерили черепа мышей, чтобы оценить размер их мозга. Предоставлено Дженнифер Симонсон.Растущее влияние городской среды на поведение животных, тенденция, получившая название «синурбанизация», хорошо задокументирована. Разрушая или радикально трансформируя естественную среду обитания, города создают новые незаполненные ниши и вынуждают местные виды приспосабливаться. Исследования результирующего поведения животных сообщают об изменениях, таких как повышенное дружелюбие по отношению к людям, новые предпочтения в отношении гнездования и более продолжительные часы бодрствования. Для некоторых городских животных люди также стали основным поставщиком пищи. Поскольку человеческие мегаполисы продолжают расти, последствия синурбанизации были заметными и глубокими. Однако исследование Снелл-Руда — первое, указывающее на возможную связь между изменением поведения и размером мозга.
Дополнительный результат нового исследования предполагает, что влияние человеческой деятельности распространяется и за пределы городов. Согласно измерениям Снелл-Руда, у четырех сельских видов увеличился размер мозга, что свидетельствует о том, что они тоже могли быть затронуты изменением окружающей среды. Например, такое воздействие, как вырубка лесов, может заставить летучих мышей в сельской местности изменить свои привычки кормления и ночлега.
Биолог-эволюционист Эмили Снелл-Руд исследует образцы землеройки в Музее Белла Университета Миннесоты. Предоставлено Дженнифер Симонсон.Открытие Снелл-Руда — не первый случай, когда ученые находят доказательства того, что человеческая деятельность управляет эволюцией животных. В Лондоне промышленное загрязнение дало темным бабочкам преимущество перед более светлыми, позволяя им сливаться со слоями сажи. Напротив, бабочки с белым перцем, которые когда-то смешались с корой деревьев и лишайниками, утратили свое эволюционное преимущество и стали менее многочисленными. Вторым примером эволюции, управляемой человеком, является тип ящерицы-анола, у которой развились более короткие ноги, чтобы приспособиться к городским районам на Багамах. В то время как длинные ноги подходят для того, чтобы сидеть на широких поверхностях, ящерица с более короткими ногами лучше приспособлена для лазания по узким стеблям, типичным для городских растений.
Хотя выводы Снелл-Руда имеют большое значение, необходимо провести дополнительные исследования на других образцах, чтобы определить, сохраняется ли эта тенденция в других регионах. Возраст музейных коллекций также является важным фактором, так как исследователи из Миннесоты могли изучать только образцы из прошлого века — размеры мозга животных, живших до масштабной индустриализации, остаются неизвестными.
Тем не менее, результаты поразительны. Эволюция увеличения мозга у животных проливает новый свет на то, насколько глубоко наши действия влияют на окружающую среду. Мы, люди, не единственные, кто приспособился к окружающей среде, разрабатывая инструменты и технологии для управления природой. Оказывается, окружающие нас животные тоже учатся — и, возможно, становятся умнее.
Человеческое вмешательство делает мир природы более ночным
Новое исследование, опубликованное в журнале Science , показывает, что млекопитающие становятся более ночными в ответ на деятельность человека.
14 июня 2018 г.Маккензи Смит
14 июня 2018 г.Согласно новому исследованию Калифорнийского университета в Беркли, деятельность человека заставляет млекопитающих планеты убегать от дневного света в защиту ночи.
Исследование, опубликованное сегодня в журнале Science и частично поддержанное Национальным научным фондом, представляет собой первую попытку количественно оценить глобальное влияние деятельности человека на повседневную активность диких животных. Его результаты подчеркивают мощный и широко распространенный процесс, посредством которого животные меняют свое поведение вместе с людьми: человеческое вмешательство создает более ночной мир природы.
«Катастрофические потери популяций диких животных и среды обитания в результате деятельности человека хорошо задокументированы, но более тонкие способы, которыми мы влияем на поведение животных, труднее обнаружить и количественно оценить», — сказала кандидат наук Беркли и ведущий автор исследования Кейтлин Гейнор.
Гейнор вместе с соавторами Джастином Брашерсом и Шерил Хойновски из Калифорнийского университета в Беркли и Нилом Картером из Университета штата Бойсе применили подход метаанализа, используя данные о 62 видах на шести континентах, чтобы найти глобальные сдвиги во времени суточной активности млекопитающих в ответ на действия человека. Эти данные были собраны с помощью различных подходов, включая камеры с дистанционным управлением, GPS и радиоошейники, а также прямое наблюдение. Для каждого вида в каждом изучаемом районе авторы количественно оценили разницу в ночном образе жизни животных при слабом и сильном беспокойстве человека.
В среднем млекопитающие ведут ночной образ жизни в 1,36 раза чаще в ответ на вмешательство человека. Это означает, что животное, которое естественным образом распределяет свою активность между днем и ночью, увеличило свою ночную активность до 68% среди людей. Этот вывод был одинаковым для всех хищных и травоядных видов с массой тела более 1 кг (мелкие млекопитающие не были включены в исследование). Эта закономерность также сохраняется для различных видов человеческого беспокойства, включая такие виды деятельности, как охота, походы, катание на горных велосипедах и инфраструктуру, такую как дороги, жилые поселения и сельское хозяйство.
«Хотя мы ожидали обнаружить тенденцию к увеличению ночного образа жизни диких животных вокруг людей, мы были удивлены постоянством результатов по всему миру», — сказал Гейнор. «Животные сильно реагировали на все виды человеческого беспокойства, независимо от того, представляли ли люди на самом деле прямую угрозу, предполагая, что одного нашего присутствия достаточно, чтобы нарушить их естественные модели поведения».
«Трудно поверить, что мы можем просто втиснуть природу в темную половину дня и ожидать, что она будет функционировать и процветать».Профессор Джастин Брашерс
По словам Брашерса, профессора кафедры экологических наук, политики и управления и главного автора исследования, последствия изменения поведения диких животных можно увидеть через контрастные линзы. «С положительной стороны тот факт, что дикая природа адаптируется, чтобы временно избегать людей, можно рассматривать как путь к сосуществованию людей и диких животных на все более густонаселенной планете», — сказал Брашерс. «Однако модели активности животных отражают миллионы лет адаптации — трудно поверить, что мы можем просто втиснуть природу в темную половину дня и ожидать, что она будет функционировать и процветать».
Авторы описывают ряд потенциальных негативных последствий изменений, о которых они сообщают, в дикой природе, включая несоответствие между окружающей средой и чертами животного, нарушение нормального поведения при поиске пищи, повышенную уязвимость перед нечеловеческими хищниками и усиление конкуренции. Они отмечают, однако, что, хотя во многих исследованиях, включенных в их анализ, задокументировано явное увеличение ночной активности, лишь немногие изучали последствия для отдельных животных, популяций или экосистем.
«Мы надеемся, что наши находки откроют новые возможности для изучения дикой природы в ландшафтах, где доминирует человек.