СЕМЬЯ — ОСТАТОК РАЯ НА ЗЕМЛЕ
Из века в век растёт тяжесть грехов рода человеческого. Жить на земле всё сложнее и сложнее. Потому не мудрено, что в нашем обществе становится всё труднее сохранить незапятнанной последнюю частичку эдемского рая — семью. Этой теме посвящён материал, основанный на разговоре журналиста нашей газеты с настоятелем Знаменского храма при ГУ МВД России по г. Москве отцом Александром и матушкой Галиной.
В ДНИ ЭДЕМА
Счастливый человек тот, который знает, зачем он живёт. И при этом не заблуждается. Говорят, что жизнь удалась, если после себя ты оставил посаженное дерево, построенный дом и своё потомство. Однако верующий человек в этом наследии может увидеть лишь признак жизни, прожитой впустую. Потому что для христианина жизнь — это возможность спасения души, приближения её к Господу. Именно это знание определяет все его поступки и деяния. И именно осознанность служения Господу делает человека счастливым в любых жизненных ситуациях. Семья же для верующего человека — это один из способов спасения души.
Вспомним древнюю историю, обратившись к первым главам Ветхого Завета. Мы увидим, что Бог создал человека в двух половинах. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их». При этом Господь благословил их на совместную жизнь: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею…»
В главе второй Бытия говорится о том, что Бог насадил сад в Эдеме и поместил там человека, который известен нам под именем Адам, чтобы он обрабатывал и сторожил сад. В этом саду Господь вырастил деревья, «приятные на вид и хорошие для пищи». А среди них Дерево Жизни и Дерево Познания добра и зла. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Бог создал зверей и птиц. Но не увидел Господь среди них помощника человеку и тогда, напустив сон на Адама, он взял одно из рёбер его и нарастил вокруг него плоть. По праву, данному Богом, человек назвал новое создание женщиной: «…вот, это кость от костей моих и плоть о плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть».
Как долго продолжалась жизнь Адама и его жены в Эдеме, сказать трудно. Но известно, что Змей поведал женщине свою версию тайны плодов Дерева Познания добра и зла: «…нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги…» Жена нарушила запрет мужа и Бога, отведав плод и дав его также мужу. Господь проклял Змея. А человеку сказал: «…за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; … в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».
После этого назвал человек свою жену именем Ева, что означает «жизнь». «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят». Вскоре после этого человек познал свою жену, и она родила первого ребёнка. Началась история человеческого рода вне Эдема.
ДВА ПУТИ ДОМОЙ
По мнению святых отцов, семья — это малая церковь, домашняя церковь. Всё человеческое существование зависит от того, насколько благополучны в обществе семьи. Христианин живёт на земле для того, чтобы успеть приблизиться к Господу, соединиться с ним. В этом его миссия. Создать семью такой, какой её видел Господь, — это один из путей спасения людей. Несмотря на то, что он самый доступный, путь этот очень не простой.
Существует два основных пути спасения — через семью и через монашество. Именно здесь проще найти дорогу к Богу, от которого мы далеко сегодня находимся. У бобыля и не монаха появляется очень много скорбей и трудностей на этом пути. Монаха поддерживают богослужения, данные обеты самоотречения, послушания, труд, молитвы. Ему некогда задумываться о суете. В монастырях её нет. Есть строгая подвижническая жизнь.
В основе брака также лежит отречение себя перед женой, перед мужем, прохождение через смирение. В семье человек трудится, воспитывая своих детей. Здесь тоже есть послушание. Гордость, гордыня — это главное, что стоит препятствием перед нами на пути к Богу. И в семье человек в первую очередь должен отказаться от своего «Я». Потому что часто проявления «Я» означают неосознанное стремление человека самим стать Богом. То есть тем, кому Бог не нужен.
В монастыре есть обряд, когда игумен или старший монах, который постригает (посвящает) инока, бросает ножницы несколько раз на землю. И инок много раз безропотно поднимает инструмент, демонстрируя повиновение воле старшего. Венчание — это не просто красивый обряд. Это получение благословения Господа. При этом люди отрекаются от своего «Я». Муж должен любить жену так же, как самого себя. Ведь жена его — плоть от плоти его. Они суть едины. Жена должна повиноваться мужу. Но это повиновение происходит не от какого-то страха рабского. Оно сходно повиновению перед церковью, перед Спасителем.
В ВЕК АНГЕЛОВ-СКИТАЛЬЦЕВ
Любовь освобождает человека от всякого эгоизма. Брак — это высокое подобие того, как Христос возлюбил людей и отдал за искупление их грехов Свою жизнь. Это идеал, к которому надо стремиться, ибо Господь говорит: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершен есть». Однако любовь без страсти — это посильно лишь высоко духовным людям. Человек дерзает взойти на эту ступень — управлять своей плотью, не зависеть от страстей. Это — стремление к совершенству Божьему. Поэтому, чтобы не разжигаться своей плотью, усмирить её, человек должен иметь жену. В семье медовый месяц может длиться до гроба. Но в реальности это бывает редко. Потому что истинно православных семей очень немного.
Мы наблюдаем сегодня нечто обратное идеалу. Браки в стране распадаются уже каждый второй. Дети остаются сиротами, обездоленными духовной заботы родителей. Происходит это потому, что общество, в котором мы живём, не отличается благочестивостью, а вера в Господа часто подменяется обрядоверием. Венчание не спасёт семью, если в душах мужа и жены не было хотя бы крупицы веры в Бога, если они не смогли осознать своей ответственности перед Господом, не выдержали пути совершенствования, трудностей продвижения к небесному свету. Как и Таинство крещения, оно останется втуне, если человек не стремится свои духовные силы реализовать, если его жизнь не отличается от жизни неверующего. Действительно то, что Таинство венчания может свершиться. Но его действенность будет зависеть от того, насколько человек живёт в Боге. Может случиться так, что Ангел¬хранитель семьи, данный Богом, да и Его благодать окажутся, что часто и происходит, просто невостребованными.
Говорят, мол, женись и жить легче станет. Не совсем верно, если ты слаб в вере. Семейная жизнь для православных людей — это счастье, маленький рай на земле. Для людей, которые лишь хотели бы верить в Бога, — это подвиг, для совершения которого нужны силы. А их в этой ситуации надо просить у Бога, прислушиваясь к голосу совести внутри себя — Гласу Божьему.
ГОРГОНА НАД ЗАПАДОМ
Человек, вступающий в брак, берёт на себя в большей степени не радости, а горести своей второй половины. Потому что сегодня скорбей у каждого гораздо больше, чем иного, светлого. Предстоит нести не только свой крест, но и крест избранника, избранницы. Без помощи Божией эта ноша непосильна. Но другого, более лёгкого пути к свету нет. Помощью же Своей Господь никого не насилует. Её надо просить, очищая сердце через исповеди и молитвы. Но ныне почти нигде не звучат такие понятия, как «смирение», «снисхождение», «великодушие», «сострадательность», «кротость». На Западе они уже вообще стерты из языка общения. Сегодня везде внушается: ты должен быть первым, уверенным в жизни, в себе, гордым, честолюбивым, сильным. Иначе ты ничего не достигнешь.
Чего же достигло так называемое благополучное общество Западной Европы и Америки, где в особенности приветствуется дух первенства? Того, что огромное число людей выхолостило свои души, не оставив в них места Господу. Сегодня в них поселились силы отчуждения, отторжения, навязчивое ощущение пустоты. Полной и абсолютной.
Чтобы понять действительность западного общества, нужно хотя бы немного в нём пожить. Очень скоро станет ясно, что в западной семье между мужем и женой всё очень чётко разграничено. Всё, до мелочей, поставлено на балансы — у каждого свой. Более того, браки всё чаще оформляются контрактом. У жены, порой, может быть легальный любовник. Также у мужа. Главное, чтобы всё это не касалось имущественных вопросов. Всё построено на принципах рационализма. Действительно, представители среднего класса США имеют дома, машины, хорошие продукты — как же не иметь, ведь Америка паразитирует на всем мире. Есть «чи¬из» на губах. Но нет Бога. Если обратить взгляд на Восток, мы вспомним о существовании полигамных семей… Говорить в этих случаях о браке в тысячелетнем понимании Православием на Руси невозможно.
Всё могло быть хорошо, если бы люди были на самом деле довольны тем свободным миром, который они создали. Человеку свойственно открывать свою душу тому, кто для него ближе. Так сложилось в России. Западному человеку её открывать сегодня некому. Там просто неприлично говорить о своих болячках, проблемах, ждать от кого-то сострадания и помощи. Бизнес обсуждается практически в любом разговоре, на любую тему и по любому поводу. В моде иметь психоаналитика, психиатра. А в сумочке, в кармане приходится носить транквилизаторы, которые должны корректировать психологическое состояние. То есть примирять сознание с абсурдом существования. До Господа уже не просто далеко. Проблемой становится вообще понять, что Он есть.
Между тем, Лос-Анджелес наводняют марши представителей секс-меньшинств, которые превращаются уже в секс-большинство. Это настоящие сатанинские шабаши! Запад стоит на первом месте в мире, по числу самоубийств. Чем «благополучнее» страна, тем больше в ней не вписавшихся в общество жизней. Особенно молодых. Ибо если к 20—25 годам молодой человек не находит себя в бизнесе, он считается неудачником. Этот груз возможен только в безбожном обществе, а выдержать его там невозможно.
СЕМЬЯ — ЭТО ДВОЕ
Сегодня путь семейного человека к Богу тернист и намного более труден, чем век или пять веков назад. Одна настоятельница монастыря сказала, что она не смогла бы понести семейный крест, настолько он для неё был бы труден. Возможно, труд человека в семье во славу Божию сегодня более тяжёл, чем монашеский подвиг. Сегодня надо быть подвижником, чтобы воспитывать детей чистыми и неосквернёнными. Потому что планка идеала, как и две тысячи лет назад, высока. Приземлить её невозможно. Невозможно изобрести новые правила существования семьи в соответствии с реалиями современности. Слова апостола Павла, когда он говорит о муже и жене, не устареют никогда. Не может муж — глава домашней Церкви — стать её рукой или ногой, чтобы приспособиться ко времени. Как Христос не может быть ныне Кем-то иным, кроме как Главой Церкви.
Окружающий мир полон страстей, постоянно распаляемых искусственно. Люди стремятся насладиться, прелюбодействуя, извращая то, что им было дано. Человеческие семьи, в коих нет веры, начинают походить на уродливые карикатуры наследников Эдема. Гордыня приводит ко вседозволенности. На поругание отдаётся самое святое, что дал Господь — таинство рождения нового человека. Интимная близость мужа и жены была, впрочем, и остаётся священной тайной. Приход ребёнка в этот мир не происходит помимо воли Божией. Совершается тайна, а не процесс деторождения, физиологии, потому что сам человек не властен дать комочку жизни душу. Вечную. Существование которой позволяет человеку считать себя созданным по образу и подобию Божию.
Сегодня самое святое пытаются вывернуть наизнанку. Сексуальность и эротичность приветствуются во всём. Но эротика — это всего лишь ступень к восприятию порнографии. Подобная страсть является болезненной, и присуща она может быть только расстроенной душе. Процветание в искусстве Ренессанса обнажённой натуры — это первое, самое яркое проявление религиозного упадка европейцев. Человеческий разум изворотлив. Эпоху Возрождения, как видно из названия, оправдали и возвеличили. Это было возрождением и возвращением образов языческих статуй рухнувшего под тяжестью разврата Рима.
Семью справедливо считают ячейкой общества. Пока в нём соблюдаются христианские устои семьи, обществу не грозит деградация. В верующей семье не может произойти ничего неестественного. Интим семьи — это покров, это тайна. Это не может быть достоянием других, потому что муж и жена — одна плоть. Иначе происходит разложение — не только семья исчезает, но по сути исчезает сам человек. Возникает уже не подобие Господа, а подобие подобия. Существо с распадающейся душой приближается к тому краю, за которым канул отрёкшийся от Бога ангел. Общество разложившихся семей идёт той же дорогой.
НАШЕ ВРЕМЯ — НАШ КРЕСТ
Как же воспитывать ныне детей? Не обречены ли они заведомо на вечное падение? Брось свежий огурец в банку с рассолом, что с ним будет? Однако нельзя отчаиваться. Если бы простой смертный увидел в миг хотя бы одну миллиардную часть всей мерзости, которая пребывает сегодня на земле, он тут же пожелал бы спалить мир дотла. Милосердие же Господа безгранично. Ему ведомы все движения в наших душах. Мучения детей, несущих на себе грехи родителей своих и предыдущих поколений, им зачтутся. И нельзя забывать, что Бог открыт всегда и для каждого.
Сегодня гораздо труднее развивать свою душу. Но Бог не оставляет нас даже тогда, когда кажется, что Его нет. Господь попустил атеистическую революцию в России, появление общества золотого тельца на Западе для того, чтобы мы прозревали. Сейчас не меньше возможностей стать на путь совершенствования, чем в России царской, когда делалось очень много для поддержания православной семьи. В любом обществе сохраняется некая критическая масса истинно верующих и молящихся за других людей. И сегодня при храмах появляются воскресные школы, детские дома берутся православными под опеку. А трудности и несчастья даются загордившемуся человеку, ушедшему от Бога, для того, чтобы напомнить ему о том, что не всё однозначно и просто в жизни.
Семью создать удаётся не всем. Не во всех семьях рождаются дети. Не каждому желающему удаётся стать монахом. Может быть, путь человека на земле не сразу им правильно определяется. Человек получает выбор в возможности совершенствовать свою душу. Но в семье ли, в монашестве или в иных, более трудных условиях и испытаниях — это зависит от призвания. Услышать это призвание в себе возможно. Нужно молиться об этом, прислушиваясь к голосу Божьему — к своей совести. Она подсказывает, как правильно поступать в непростых ситуациях. Так постепенно складывается путь. Нет трудного или лёгкого пути. Есть твой путь. Непосильного Господь не даст. Если берёшься за крест, который не твой, ты его не поднимешь. Но чем живей твоя душа, чем ближе ты к Богу, тем легче тебе твой крест. Хотя окружающим он кажется неподъёмным. Промысел Господа неисповедим.
ПОМНИ О МАТЕРИ,ТЕБЕ НЕ ДАВШЕЙ СПИЧКИ
Изначально ты сам выбираешь себе спутника или спутницу жизни. Потом почему-то муж или жена становятся плохими. И здесь не надо спешить разводиться с женой или мужем. У тебя есть человек, которого Господь приготовил быть твоей половиной. В православии нет понятия неразделённой любви. Охлаждение любви в семье — это грех, надо найти его корни в себе самом.
Если ребёнок просит у мамы спички поиграть, она ему их не даст. Так и Бог знает, какой человек нужен рядом с тобой для спасения твоей души. Господь, возможно, не пошлёт тебе длинноногую блондинку. Твой идеал — это лишь заблуждение. Как и то, что перед венчанием с будущей женой надо полгода-год пожить вместе, чтобы понять, подходит ли она к супружеской жизни. Сейчас это называется примеркой. Но ничего общего с мудростью Божией не имеет.
Врата ада не одолеют Церковь, так сказано. Даже если всё станет настолько плохо, что закроются храмы, или они превратятся в некий общественный институт с золочёными куполами, и духа Божиего там не будет. Всё равно Господь сохранит истинную Церковь и её чад, идущих тяжёлым путём самоотречения, до конца времён. Каждому из нас надо только осознать одну истину: для чего мы живём? Если это удастся — шаг за шагом продвигаться к Свету.
Алексей ГОЛОЛОБОВ,
фото из сети Интернет
«Главное в семейной жизни не получать, а отдавать»
Интервью епископа Пантелеимона «Православной Камчатке» — о том, в чем состоит предназначение семьи, о социальном служении и визите на Камчатку
— Уважаемый Владыка, хотелось бы поблагодарить Вас от лица наших прихожан за посещение нашей далекой Камчатки. Я очень надеюсь, что Ваше прибытие привлечет внимание к делам милосердия.
— Я хочу поблагодарить вас, за то, что меня пригласили. У вас замечательный край, хорошие люди. Я рад, что побывал у вас, познакомился с Владыкой Феодором, с губернатором, и мне еще предстоит познакомиться со многими другими людьми.
— Вы возглавляете Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Это, конечно, огромный масштаб работы. Он охватывает множество различных направлений, которые требуют больших ресурсов, времени и внимания. Однако остановиться хотелось бы на теме семьи. Это вопрос очень актуальный в наше время для многих. В чем состоит предназначение семьи? Почему Господь задумал именно такие отношения между мужчиной и женщиной?
— Во-первых, надо сказать, что работать в нашем Отделе легче, чем в любом другом Отделе, потому что каждый человек по природе своей создан как любовь. Главная проповедь, которую Господь принес на землю – это проповедь о любви. Поэтому свойство любить вложено в каждого человека. Нужно только пробудить его, напомнить о нем, и тогда оно будет двигать человеком и помогать ему найти свое место в этом служении.
Что касается семьи, конечно, это очень важная тема. Мы видим, как происходит трагедия во всем мире – как разрушаются семьи. Сначала мы потеряли единение с Богом, потеряли в своей душе всякие ориентиры, но семья все-таки сохранялась. Сейчас уже разрушается и она. Почему Бог так устроил человека? Мы с вами знаем, что человек был создан по образу и подобию Божию. Именно по образу Святой Троицы устраивается человечество. Каждая человеческая личность соединена с другой личностью одной природой, как соединены три ипостаси. И можно говорить о подобии человека Святой Троице в единстве, которое есть между тремя людьми: отцом, матерью и ребенком.
— Что бы Вы посоветовали молодым супругам, которые только начинают выстраивать свои отношения? Как создать крепкий фундамент, на котором бы можно было построить крепкую семью?
— Конечно, каждый человек хотел бы, чтобы его любили, чтобы о нем заботились, чтобы его уважали, слушались. Но главное в семейной жизни – это не то, чтобы тебя любили, а чтобы ты любил, чтобы ты уважал другого, чтобы ты научился слушаться. Главное в семейной жизни не получать, а отдавать. Если семья построена по этому принципу, тогда она, конечно же, не разрушится, а будет преуспевать в любви. Некоторые люди не знают об этом и часто думают, что отношения можно устроить на паритетных началах – составить договор, в котором распределить обязанности семейной жизни. Некоторые считают, что возможны либеральные отношения, где все поровну. Некоторые считают, что мужчина должен быть главным. Но семья – это не какая-то внешняя форма. Она всегда основывается на жертве. Если хотя бы один из супругов это понимает, тогда семья может удержаться и устоять.
— Церковь разграничивает роли мужа и жены. Однако зачастую такой подход вызывает непонимание. Многие женщины считают, что эта форма отношений ущемляет их права. Мужчины же боятся брать на себя много ответственности. Поэтому супруги пытаются выстроить свои отношения на равных. Возможна ли крепкая семья с таким «демократическим» подходом?
— Сейчас часто смешиваются роли в семье. Тех проблем, которые были в семейной жизни раньше, сейчас нет. Есть другие проблемы. Но еще раз повторю, семья должна быть основана на жертвенности одного и другого. А как сложится – кто будет мыть посуду, кто гулять с ребенком, кто будет ходить в магазин – это уже вторично. Настаивать на соблюдении каких-то внешних форм не стоит. Если мы хотим, чтобы было уважение, надо его заслужить. Если мы хотим, чтобы была любовь, мы должны сами стать любовью.
Конечно, есть правила, которые все-таки нужно соблюдать. Главой семьи обязательно должен быть мужчина. В наше время мужчины зачастую деградируют, и женщины очень часто занимают их место. Это нехорошо. Не может ромашка стать васильком, как ни старайся. Можно покрасить ее в другой цвет или выщипать листочки, однако ей лучше оставаться ромашкой. До сих пор слова Шекспира о том, что сила женщины в ее слабости, не потеряли своей актуальности. Но и мужчина не должен применять по отношению к женщине грубую силу, быть диктатором, а не любящим мужем. Очень хорошо было бы, если бы каждая православная семья находила помощника. Я думаю, им может быть священник, которому супруги вместе исповедаются– не психолог, не органы опеки. Священник должен помогать притереться друг к другу. Все семьи проходят трудный период, когда они начинают узнавать друг друга в семейной жизни. До брака нельзя узнать другого человека до конца. Как пел Высоцкий: «Придешь домой, ты там сидишь». Другой человек появляется рядом – и это на всю жизнь, поэтому это так трудно. Кроме того, страшно, что многие современные люди очень капризны, изнеженны, избалованы. Они часто не готовы к подвигу, не готовы слушаться, жертвовать собой. Поэтому семьи распадаются.
— Какие еще вы бы могли назвать причины неустойчивости современных браков?
— Есть еще одна очень важная причина: блудная страсть, которая борет очень многих и страшно действует в мире. На мой взгляд, она более страшна, чем наркотики, пьянство и другие пороки. И с ней труднее всего бороться. Очень плохо, когда семья создается ради удовлетворения своих плотских нужд. Такие отношения не могут быть до конца счастливыми, у супругов не будет единения в духе. Страсти, которые связаны с плотью, проходят со временем. Надо искать себе не партнера, а друга, спутника,того, кто будет с тобой рядом и в трудности, и в болезни, и в старости.
— Церковь всегда поощряла многодетность. Однако зачастую у людей идея о многодетности вызывает недоумение. Им кажется, что если детей в семье немного, то им легче уделить достаточное количество внимания, обеспечить достойным образованием, жильем и так далее. Что бы Вы ответили на такое мнение?
— Конечно, многодетность – это удивительная радость. Радость трудная, прямо скажем. Но дело даже не в этом. Церковь призывает людей не совершать противоестественных действий. Она призывает следовать Божиим заветам, жить по тем нормам, которые в человеческую природу вложил ее Создатель. Если Бог не дает детей – что поделаешь? Нельзя этим людям говорить о многодетности, укорять их, говорить, что они несчастны. Именно так это переживалось в прежние времена, но в наше время это будет неправильно. Однако если у людей могут рождаться дети, они не должны этому препятствовать. Отношения, в которые вступают супруги– это отношения, после которых естественным образом появляется новая жизнь.
Препятствовать появлению детей – значит искажать Божий замысел о мире. Сейчас человек готов исказить все: мы видим масштабные изменения природы, замену реального общения на виртуальное, в котором люди проводят большую часть своего времени. Но если уклониться от Божьего замысла, то последствия могут быть страшными. Если люди не готовы строить отношения в браке естественным образом, то начинаются страшные последствия: стареет население, рождается мало детей, уменьшается численность людей на Земле. Уменьшается численность христиан, хотя мусульмане продолжают рожать детей. Чем это кончится? Есть такая антиутопия «Мечеть Парижской Богоматери». Ужасный рассказ о том, как вымирает христианская цивилизация в Европе.
Кроме того, когда люди вмешиваются в механизм рождения детей, они потворствуют развитию блудной страсти. Все плотские удовольствия должны иметь какую-то меру. В нормальных отношениях рождаются дети. Таким образом, супружеская близость регламентируется, она не так довлеет над человеком. Человек вообще может прожить без супружеских отношений и быть счастливым.
Дети – это всегда возможность для супругов вместе любить кого-то. Это возможность воспитать новую личность, это удивительная творческая задача, несравнимая ни с какой другой. Я думаю, никакая другая работа для женщины не может быть важнее и интереснее, чем воспитание ребенка.
К сожалению, если человек не знает Бога, если он не имеет опыта общения со Христом, он не может устоять перед соблазнами. Нравственно-атеистические принципы в наше время никого не спасут — их обрушит гедонизм, желание удовольствий. Мы видим, как это происходит, как создаются нетрадиционные семьи. Недавно Папа Римский выступил с призывом узаконить гомосексуальные браки. Если католики отходят от своих принципов, то что говорить о людях, которые совсем ничего не знают о Христе. Наше время трудное и очень опасное.
— Как в воспитании детей найти баланс между строгостью и любовью?
— Старец, отец Павел Троицкий, которому я задал этот вопрос, очень просто на него ответил. Когда ребенок ведет себя неподобающим образом, не нужно его одергивать, читать мораль, наказывать. Нужно подождать, когда пройдет этот шквал, и тогда спокойно с ним поговорить. Строгость должна быть не в интонации, не в резких действиях, не в грубости. Строгость должна быть в соблюдении установленных правил.
Кроме того, в семье отец должен добиваться, чтобы уважали мать, и мать должна добиваться, чтобы уважали отца. Если они относятся так друг к другу, то дети неминуемо научатся этим отношениям.
— Очень пугает агрессивная информационная среда, в которой сейчас воспитывается подрастающее поколение. Есть родители, которые резко ограничивают своих детей в доступе к информационным ресурсам. Кто-то же считает, что ограждать детей от окружающего мира нельзя, ведь с ним все равно нужно будет взаимодействовать. Каким Вы видите решение этой проблемы?
— Воспитание – это искусство, не наука. Нельзя воспитать человека подобно тому, как выращивают огурцы на грядке, где достаточно соблюдать какие-то правила: поливать, удобрять. Некоторые родители воспитывают детей в строгости, и вырастают хорошие дети. А бывает, что мама не наказывает никогда — только плачет и терпит — и воспитывает замечательных детей. И наоборот. Поэтому очень трудно сказать, как делать всем. В каждом случае нужны какие-то особые действия.
Если говорить об информационном потоке, я думаю, в наше время очень важно научиться поститься не только в еде, но и в приеме информации. Тот грязный, исполненный страстей поток, который обрушивается на человека, страшен, и к нему быстро возникает привыкание. Если родители сами не пользуются гаджетами больше, чем нужно, они помогут и детям этого избежать. Важно проводить больше времени вместе со своим ребенком: например, играть в настольные игры, в футбол, волейбол, бегать с ним, создавать для него какую-то альтернативу гаджетам. Общение с человеком, который относится к ребенку с любовью, будет им оценено, и он начнет меньше пропадать в социальных сетях. Кроме того, ребенок должен быть постоянно чем-то занят.
Запретить гаджеты вряд ли удастся, но научить правильно пользоваться нужно. В какие-то дни можно забирать телефоны, маленьким детям давать кнопочные телефоны. В каждом конкретном случае нужно найти какой-то вариант борьбы с этим. И, конечно, нужно молиться Богу, просить у Него вразумления.
— Синодальный отдел проводит большую работу по привлечению людей к делам милосердия. Почему это так важно? Не достаточно ли просто посещать богослужения и помогать ближним при необходимости?
— Что значит покаяние? Иоанн Предтеча отвечал на это очень просто. Когда он призывал к покаянию, и люди спрашивали, что им нужно делать, он говорил, что те, кто имеет две одежды, должны дать тому, у кого нет ни одной. То есть если я чувствую себя грешником, я должен обязательно делиться с другим тем, что у меня есть. Каждому человеку нужно научиться служить другим: ухаживать за больными, помогать бездомным, проявлять милосердие.
Господь сказал слова, которые записаны в Деяниях Апостолов: «Блаженнее давать, нежели принимать». Если человек это ощутил, он узнал самое главное в этой жизни. Он узнал, какой радостной может быть жизнь, когда она исполнена любви.
— В завершение хотелось бы попросить Вас что-нибудь пожелать нашим читателям.
— Мне кажется, мы все очень мало думаем о Христе, мало стараемся Его понять, мало помним о Его словах.
Мы очень мало верим в то, что Он сопровождает нас во все дни нашей жизни, и мало жизненно участвуем в Церковных Таинствах. Я говорю, прежде всего, о Таинстве Причастия. Это очень важно, потому что без Него мы ничего сделать не можем. Осознание своей беспомощности, неумения не страшно, но даже нужно. Страшно, когда человек не ищет помощи Того, Кто пришел на землю, чтобы нас спасти, Кто любит нас, Кто умер за нас, Кто готов нам помочь. Вот этого хочется нам всем пожелать – чтобы мы всегда помнили о Христе, участвовали в Его Таинствах, в трудностях не унывали, а с верой обращались к Богу.
Православие и семья – слава Богу за все
Одной из мало обсуждаемых тем (даже среди православных) является феномен «смешанных семей». Я не уверен, что это правильный термин, но я его использую. Среди обращенных в православие многие являются единственными православными в своей большой семье. Иногда муж или жена входят в Церковь без другого, хотя это в некоторой степени обескураживает. Что еще сложнее, родители обращаются, в то время как дети, уже достигшие совершеннолетия, предпочитают не следовать за ними. У них есть своя собственная жизнь, и они работают над своим собственным спасением. Праздники делают эти напряжения еще более очевидными и трудными.
Это не просто феномен обращения. Во многих православных семьях дети женятся вне веры или переходят в другую церковь, что опять-таки приводит к феномену «смешанных семей». И, конечно же, это никогда не бывает просто. Это семья и вопрос любить и принимать (на каком-то уровне) не является и не может быть вопросом.
В православии (и, я уверен, в католицизме) это более сильная проблема, так как общение не открыто вне Церкви. Среди протестантов то, что сестра вышла замуж за методиста, может быть неприятным (в зависимости от того, какой вы протестант), но не является проблемой, усложняющей общение. В современном экуменическом мире один протестантизм примерно равен другому (по крайней мере, когда речь идет о таинствах).
В моей собственной семье наш путь к Православию сопровождали четверо детей, двое из них тогда были подростками, двое младше. Подростки явно могли выбрать что-то другое, чем они сделали. Эта перспектива была пугающей мыслью. Правда, мы отправляли наших детей в православные ретриты и возили их в православные приходы, чтобы они посещали их как можно чаще в течение почти четырех лет, прежде чем мы обратились. Как оказалось (это происходило так же медленно, как и мы), младший брат моей жены и семья обратились раньше нас. Наши дети вошли в Церковь вместе с нами и построили здесь свой собственный дом. Две дочери замужем за священниками.
Я имел честь крестить своих родителей в возрасте 80 лет и очень утешаюсь пастырской заботой, которую они получают в своем приходе, и православной жизнью, которую они ведут с должным усердием.
Однажды один греческий священник сказал мне пословицу: «Монах спасает свою семью в течение семи поколений». Я понятия не имею, что это значит. Когда я впервые услышал это, я задумался: «В каком направлении», что означает: «На семь поколений в прошлом или в будущем?» Конечно, пословицы интересны, но это всего лишь пословицы.
Но в сердце этого скрыт тот факт, что семья гораздо глубже, чем нам хотелось бы думать в современном мире. Ваша мать не просто владелица матки, в которой вы жили 9 месяцев или около того. Я вздрагиваю, когда слышу, как отца называют «донором спермы». Наша культура не только груба, но и глубоко обманчива.
Плоть от плоти моей и кость от кости моей относится не только к Адаму и Еве и последующим супружеским парам, но и к семье, которая действительно является «костью от кости моей и плотью от плоти моей». Мы связаны друг с другом гораздо глубже, чем мы обычно предполагаем в нашей одинокой, мобильной культуре.
В сербском православии люди празднуют не столько свои именины, сколько именины своей семьи, своего «Слава». Он знаменует собой день (со святым покровителем) принятия семьей православной веры. Наверное, даже другим православным трудно понять, насколько сильна эта родственная связь у сербов.
Но есть связь, которая выходит за пределы плоти и костей или, по крайней мере, включает их и выходит за их пределы. Как о. Томас Хопко несколько раз отмечал (я слышал), что святые имеют свойство «группироваться». Достаточно беглого взгляда на жития святых, чтобы найти примеры таких кластеров. Святой Василий Великий – оба его родителя святые, как и сестры и братья – просто святое семейство. Те, кто не знаком с Преданием, которое окружает Священное Писание, не знают, насколько «сгруппированной» была святость собственной семьи Христа. Иоаким и Анна (родители Девы Марии), Иосиф, его «братья» — но эти известны большинству. Но после небольшого исследования вы обнаружите, что семейные отношения касаются даже некоторых из двенадцати.
Я не уверен в эффекте монаха, но достаточно сказать, что один Спаситель может спасти свою семью (человеческую семью) для всех поколений.
Но я также хорошо знаю, насколько мы связаны друг с другом. Мое знакомство с церковью (как с баптистской церковью моего детства, так и с англиканской церковью в подростковом и взрослом возрасте) было результатом моего старшего брата. Он остается членом епископальной церкви, но всегда остается близким духовным другом.
В чем лично я убежден, так это в том, что в каком-то смысле я ношу свою семью внутри себя (не то чтобы я мог это объяснить). Я знаю, что когда я вхожу в алтарь и молюсь, я молюсь о них, вспоминаю их и несу их с собой. Я не мог стоять там, где стою, как будто я был создан там на месте. У меня есть история, и я предлагаю ее Богу всем, что я есть. Есть ли в таком поступке спасительная благодать, знает Бог, но не может быть, чтобы молитва всегда была бесполезной.
По той же причине я молюсь за свою семью в прошлых поколениях. Одному Богу известно, как я отмечен и сформирован выбором, который они сами сделали. Мы не одиноки.
Этот образ можно легко вывести за пределы плоти и крови или просто напомнить нам о том, что мы все одной крови. Мы живем во времена, когда семья легко усложняется. Это не может быть несложным, будучи менее соединенным с Богом. Ибо только смущение лежит вне нашего соединения с Богом. Но мы хорошо поступаем, когда помним всю нашу семью и семью других. Мы совершаем паломничество к Богу, и есть другие люди, которых мы хотели бы иметь с собой. Пусть Бог услышит наши молитвы, когда мы несем их в наших сердцах, и приведет нас всех в Его небесное Царство. И пусть я никогда не забуду, что мне нужны молитвы моей семьи, вероятно, гораздо больше, чем они нуждаются в моих.
ПРАКСИС | |
| |
См. также: Возвращение святых мощей | |
СЕМЬЯ — ЭТО ГДЕ МЫ ВСЕ НАЧАЛИ СВОЮ ЖИЗНЬ, где мы впервые ощущаем себя в отношениях с другими людьми и с Богом. Именно в семейной структуре мы научились есть, любить, смеяться, играть, говорить, ходить, работать вместе и т. д. обострилось религиозное сознание, мы осознали, что наша духовная душа говорит нам делать добро и избегать зла. Мы пришли к вере и любви к Богу и к общению с Ним через молитву, а также к тому, чтобы выучить самый важный словарный запас в любом языке – тот самый, религиозный, в котором есть такие слова, как Бог, Иисус, Христос, Богородица, Святые, д., а также вместе ходить в церковь. Таким образом, семья стала известна как основная ячейка общества. Именно этот институт берет слабых, беспомощных людей и мало-помалу превращает их в цивилизованных людей. Настолько, что семья является не только основной ячейкой нашего общества, но и будущим мира. | |
Однако сегодня семье угрожают. Этот основной человеческий институт находится в беде. Быстрые социальные изменения, затронувшие общество и культуру, также подорвали семью как институт, разрушение которого может означать крах нашего общества. Учреждение семьи было угодно Богу, о чем свидетельствует сам акт творения (Бытие 1:1-2): «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма был над бездною, и Дух Божий носился над водою». Брак и семья предопределены Самим Христом, ибо первое Его чудо было совершено на Бракосочетании в Кане, где Он претворил воду в вино, даровав Свое благословение соединившимся Святым Браком. | являются отношения друг друга с Иисусом Христом, в которых истинно каждый член семьи может сказать: « уже не я живу, а Христос, Который живет во мне». |
(Ефесянам 5:20-33) «Братья: благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям , как Господу. Ибо муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он Спаситель тела. Поэтому, как Церковь повинуется Христу, так и жены да будут мужей своих во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить и очистить ее банею водною посредством слова, чтобы представить ее Себе в славу Церкви, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так и мужья должны любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. плоть, но питает и лелеет ее, как и Господь церковь, ибо мы члены тела Его, из плоти Его и из костей Его. «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одна плоть». Это великая тайна, но я говорю о Христе и о церкви. Тем не менее пусть каждый из вас в особенности так любит свою жену, как самого себя, и пусть жена видит, что она уважает своего мужа. | |
В соответствии с Божьим планом (Матфея 19:5-6) «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одна плоть. Итак, они уже не двое, но одна плоть. … Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». В наше время, когда многие силы и ведомства (например, Верховный суд США) стремятся подорвать и разрушить семейную ячейку, на христианскую общину возложена священная обязанность охранять, защищать и укреплять эту основную ячейку, которая является основой… камень общества. Для этого мы должны быть готовы изучить и полностью понять социальные и культурные ситуации, в которых оказывается семья. Неизменность | |
сообщения о том, что «Иисус Христос вчера, сегодня и во веки Тот же» (Евреям 13:8), потребует служения всех, поскольку мы свидетельствуем об этом, ибо христианство есть движение в мир, а не движение от него, о чем свидетельствует пришествие Христа в мир. Глядя на американскую семью сегодня, мы видим, что она страдает от постоянно растущего количества разводов. Количество браков и повторных браков продолжает снижаться. Возрастают добрачные и внебрачные отношения. Традиционная роль семьи, то есть мужа, жены и детей, продолжает снижаться. На американской сцене, независимо от того, женат человек или нет, существует постоянно растущая тенденция к тому, чтобы человек максимизировал свое личное счастье, «делая свое дело», что не является христианским путем. Люди расточают деньги на материальные объекты, удовольствия и путешествия, постоянно в поисках развлечений или реализации своих фантазий. Другими негативными факторами, наблюдаемыми в американской семье, являются отсутствие уважения авторитета родителей со стороны их детей, отказ от привития основных моральных и социальных ценностей молодежи, давление со стороны сверстников на подростков, серьезное отношение аборты некоторыми, и всеобщее признание противозачаточных средств как жизнеспособного и уважаемого способа избежать рождения ребенка теми, кто не состоит в браке. Еще одним фактором, оказывающим негативное влияние на семью, являются пресса и телевидение. Джордж Ф. Уилл в своей статье «Этот банк заслуживает провала», опубликованной в номере «Вашингтон пост» от 22 июля 1982 г., отмечает, что «основатели «банка спермы» для умников хотят преподнести несколько сюрпризов». из жизни, планируя продолжение рода.- Но сюрприз!Первый ребенок, рожденный с помощью этого банка, родился у матери, которая, как и ее нынешний муж, отбывала тюремный срок за мошенничество и лишилась опеки над двумя детьми от предыдущего брака после обвинений в жестокое обращение с ребенком.» Банк спермы — еще одно проявление «этики качества жизни», которая противостоит «этике святости жизни». Верховный суд, рационализировавший свои 1973 решение об аборте в пользу детоубийства имеет большие разрушительные последствия». Эти симптомы являются выражением злоупотребления принципом свободы, игнорирования Божьего плана брака и семьи, чтобы служить своим эгоистичным, приятным желаниям. Американская семья пережила культурные сдвиги, а также сдвиг от сильной семейной жизни, сосредоточенной на церкви, к более фрагментарной светской жизни, то есть жизни, организованной отдельно от Бога, как если бы Бога не существовало. Это, к сожалению, знамения времени. Рассмотрев мрачное положение сегодняшней американской семьи, давайте теперь вернемся назад во времени — к Божьему плану для брака и семьи. Как известно, Бог сотворил человека по Своему образу и подобию из любви. Он создал человека из любви, потому что «Бог есть любовь». (Иоанна 1:4-8) Что объединяет Бога и человечество, так это любовь. Точно так же и то, что соединяет мужчину и женщину в состоянии Святого Брака, есть любовь. В качестве дальнейшего выражения Божьей любви к человечеству Он позволил Своему единородному Сыну, Иисусу Христу, принять человеческую природу. «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Иоанна 3:16) Божья любовь полностью раскрылась в воплощении Иисуса Христа. Плод взаимной любви мужа и жены – дети, дар Божий. Таким образом, они становятся семьей Бога. Христианская семья, осознавшая, что она из себя представляет, должна выполнить свою миссию, став тем, чем она является, — сообществом любви. Это сообщество любви состоит из мужа и жены, а также родителей и детей. Только когда любовь является главной характеристикой семьи, она может жить, расти и свидетельствовать о своей «причине существования». Семья обязана защищать, делиться и свидетельствовать об этой любви другим. Родители являются полноправными представителями христианской семьи в силу Божественной Благодати, которая была ниспослана им Святым Духом, когда они были соединены вместе в Таинстве Святого Брака. Следствием этой Божественной Милости служитель вызывает на них благословение: «Бог благословил их, и Бог сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею». (Бытие 1:28) | |
Пророческая роль семьи выражается знанием Православной Веры и свидетельством о ней. | Также в (Бытие 2:23) отмечены слова Адама: «Это кость от костей моих и плоть от плоти моей». Эти новые отношения между мужчиной и женщиной в иудео-христианском контексте требуют, чтобы они были подобны Христу для Церкви. |
Любовь мужчины к своей жене как к Матери своих детей и любовь к детям сама по себе есть выражение реализации своего отцовства. Наше общество слишком долго низводило его статус до статуса «кормильца». Теперь, когда матери вошли в состав рабочей силы, его уникальная роль в семье как образца для подражания и воспитателя молодежи должна проявляться более жизнеспособно. Любовь между мужем и женой должна быть исключительной и неповторимой, постоянно растущей во всех отношениях. Бог через священнослужителя Епископа или Священника в Таинстве Святого Брака дарует мужчине и женщине высокое положение. Мужчина становится мужем-королем; женщина становится женой-королевой. Взаимное уважение и уважение достоинства друг друга всегда должны соблюдаться. Супружеская любовь предполагает и требует, чтобы мужчина глубоко уважал равное достоинство своей жены. Св. Амвросий II века писал: «Ты ей не господин, а муж; она дана тебе не в рабыню, а в жену» (Гексемерон V, 7,19).). Да и равное достоинство и ответственность женщины с мужчиной. Муж призван обеспечить гармоничное и единое развитие всех членов семьи. Выполняя свои обязанности, он способствует единству, гармонии и стабильности в семье, подавая живой пример преданного христианина. Что касается Божьего порядка для жены, библейский источник должен быть (Ефесянам 5:21-24) «повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. есть глава жены, как и Христос глава церкви, и Он же Спаситель тела. Итак, как церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем». | |
В (Колоссянам 3:18), на какие основные аспекты послушания жены мужу указывает апостол Павел? «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как прилично в Господе». Кроме того, в (1 Петра 3:1-4) какова наилучшая тактика жены по отношению к мужу, который не интересуется духовными вещами? «Также и жены повинуйтесь своим мужьям, дабы те, которые и не покоряются слову, без слова приобретались поведением жен своих, когда они со страхом наблюдают ваше целомудренное житие. да будет украшением вашим только внешнее укладывание волос, золотое ношение или нарядность в нарядных одеждах, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред очами Боже В (Притчи 31:10-21) мы читаем, на какие награды может рассчитывать верная жена. Покорная роль жены запрещает ей иметь, высказывать твердое мнение? В каком пункте жена должна расходиться с мнением своего мужа? Есть ли предел послушанию жены мужу? Каковы возможные последствия для детей, когда роли мужа и жены перепутаны и поменялись местами? Что может сделать жена, если ее муж не возьмет на себя руководство в доме? | Кто может найти добродетельную жену? За нее стоит выше рубинов. Ей доверяет сердце мужа; Так что у него не будет недостатка в прибыли. Она делает ему добро, а не зло Все дни ее жизни. Она ищет шерсть и лен, И охотно работает руками. Она подобна торговым кораблям, Еду она приносит издалека. Она тоже встает, пока еще ночь, И обеспечивает еду для своей семьи, И часть ее служанкам. Она рассматривает поле и покупает его; На свои доходы она сажает виноградник. Она подпоясывается силой, И укрепляет руки. Она видит, что ее товар хорош, И светильник ее не гаснет ночью. Она протягивает руку к прялке, И ее рука держит веретено. Она протягивает руку бедным, Да, она протягивает руки к нуждающимся. Она не боится снега для своих домочадцев, Ибо весь дом ее одет в багряницу. Она делает гобелены для себя; Ее одежда из тонкого льна и пурпура. Ее муж известен в воротах, Когда он сидит среди старейшин земли. Она шьет льняную одежду и продает ее, . И поставляет створки для купцов. Сила и честь — ее одежда; Она будет радоваться в будущем. Она открывает рот с мудростью, И на ее языке закон доброты. Она следит за порядком в доме своем, И не ест хлеба праздности. Дети ее встают и называют ее благословенной; Ее муж тоже, и он ее хвалит: «Многие дочери преуспели, Но ты превосходишь их всех.» Очарование обманчиво, а красота проходит, А жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Отдай ей плоды ее рук, И да хвалят ее дела ее у ворот. |
Божий порядок для детей, перечислены в (Ефесянам 6:1-3): «Дети, повинуйтесь родителям вашим в Господе, ибо это правильно. «Почитай отца твоего и мать», что является первой заповедью с обещанием: «чтобы да будет тебе хорошо, и ты будешь жить долго на земле». Какое конкретное обещание дается послушному ребенку? На чем основывается власть отца над своим ребенком, согласно Притчам 23:22? Кроме того, что бы вы сказали ребенку, который говорит: «Почему я должен уважать и слушаться своего отца, если он подлый, несправедливый, злой и т. д.? В Притчах 4:1—27, какую основную причину приводит отец, чтобы сын послушался его? Подобно Иисусу, дети должны возрастать «в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков». (Луки 2:52) | |
Христианская семья находится в центре миссии церкви в мире. Фердинанд Клостерманн о роли родителей писал: «Ребенка вообще можно крестить только благодаря вере его собственной семьи. Вера ребенка является ответвлением веры родителей, и это их вера, которая должна питать новорожденную веру до тех пор, пока она не вырастет и не достигнет зрелости. личная вера и вместо этого останется в младенческом состоянии только для того, чтобы быть отвергнутым позже или постепенно исчезнуть Религиозное отношение и практика молодых людей находятся под влиянием семьи далеко за пределами их первых школьных лет, гораздо больше, чем товарищи или даже рабочая среда. .» Вестерхоф в своей книге «Будут ли наши дети иметь веру?» различая религию от веры, отмечает, что «вы можете учить религии, но вы не можете учить людей вере. Для многих сегодня христианская религия, которой учат в наших церковных школах, стоит между ними и Богом». Фр. Эндрю Грили обнаружил, что религиозность поведения взрослых была сильнее всего, когда они воспитывались в семье, где царила атмосфера веры. «Если наши данные из прошлого хоть как-то указывают на нынешнюю ситуацию, католическое образование фактически тратится на три четверти учащихся католических школ из-за отсутствия достаточно религиозной семейной среды». («ОБРАЗОВАНИЕ АМЕРИКАНЦЕВ-КАТОЛИКОВ» 1968, стр. 116). Фр. Эндрю Грили в своей книге: The New Agenda 1975, стр. 242, говорится: «Анализ данных о приходских школах, проведенный моим коллегой Уильямом Маккриди, не оставляет никаких сомнений в том, что наиболее важным предиктором религиозного поведения детей является религиозное поведение их родителей (и особенно их отцов) и качество воспитания. отношения между их матерями и отцами…» Исследование «Религия и американская молодежь». По Потвину, Хоге и Нельсон заключают: «Тем не менее, кажется, ничто не заменит религиозную домашнюю обстановку и религиозное обучение, если подростки хотят оставаться верными своему религиозному наследию». (стр. 21) Майкл Новак в своей статье о семье, опубликованной в «Harper’s Magazine», также заключает, что «семья является более сильным фактором образовательного успеха, чем школа». Оглядываясь назад, давайте посмотрим, что представляла собой хорошая греко-православная семья около 25 лет назад: 1. Оба родителя. 2. Оба родителя были православными греками. 3. Было 3 и более детей. 4. Мама была дома. 5. Это была приходская семья, получавшая образование, спорт, общественную и духовную жизнь от прихода. 6. По воскресеньям регулярно посещали церковь. 7. Было плодотворно посещать Школу катехизиса и Школу греческого языка. 8. Было много контактов родителей и детей. 9. Родители строго контролировали влияние своих детей. 10. Был более медленный темп жизни. 11. Окончательным приговором этой семьи был религиозный результат детей. 12. Семья была защитным агентством от внешних невзгод и систем ценностей, которые угрожали этому институту. Принимая во внимание, что греко-православная семья Тодава имеет следующие характеристики: 1. У него может быть 2 родителя. 2. В чуть более чем половине современных греческих православных семей оба родителя являются православными. 3. Меньше детей. 4. Мама будет иногда работать вне дома в годы воспитания детей. 5. Школа катехизиса по-прежнему имеет большую посещаемость, чем школа греческого языка. 6. Есть много других дел, которыми можно заниматься за пределами прихода. 7. Давление сверстников часто заменяет родительский авторитет. 8. У родителей и детей нарастает чувство скуки, апатии, опустошенности. Сегодня родители мало контролируют влияние на детей. Хотя родители по-прежнему оказывают основное влияние, давление со стороны сверстников берет верх после 12 лет, а телевидение сегодня остается вторым по распространенности фактором, формирующим детей. 10. Высшим суждением о сегодняшней греческой православной семье являются их карьерные достижения. Однако я не хочу, чтобы у вас сложилось впечатление, что православная семья больше не в состоянии использовать свои духовные и религиозные ресурсы, чтобы противостоять и бороться с текущими тенденциями, которые стремятся подорвать и привести к распаду семьи. . Православная семья не только имеет в своем распоряжении духовные ресурсы, но и должна свидетельствовать, евангелизировать и делиться ими с другими семьями, как это делалось в прошлом. Православная семья, как и всякая семья, есть семья Божия, ибо все мы созданы по образу и подобию Божию. Все мы братья и сестры нашего небесного Отца, который есть Бог. Как семья, мы являемся членами Царства Божьего, о котором св. Павел говорит в Послании к Римлянам 14:17: «Ибо Царствие Божие не есть и не питие, но праведность, и мир, и радость во Святом Духе». Вы не можете создать этот покой и радость. Но вы можете открыть его и испытать в своем супруге, родителях, детях, братьях и сестрах. Здесь мы видим священническую и царскую миссию Экклесии во всей ее полноте. Это единство в любви как живущая семья, как следствие, и на словах, и на деле свидетельствует о православной вере, которой верят все ее члены, как говорит св. Викентий Леринский: «ubique, quod semper, quod ab omnibus Creditum est» — « В то, что было хорошо, верили везде, всегда и всеми». Свидетельство и евангелизация своей веры начинаются дома. Совместная молитва, совместное чтение Священного Писания и Отцов Церкви, совместное проживание сакраментальной жизни – это разделение этих религиозных переживаний и практик достигает общения на всех уровнях в семье. Пророческая роль семьи выражается в приобщении к знанию Православной Веры и свидетельстве о ней. Расширенная семья – это приходская семья, стремящаяся к единству веры в любви и согласии, поскольку она становится освященной общиной. Освященная община становится видимой, когда вместе вступает в диалог с Богом через молитву и любовь, через Святое Причастие и жизнь нашей православной верой по Его заповедям. Освященная община – это община служения Богу и другим, как того требует от нас Иисус Христос, Который дал нам «заповедь любви». Приходская семья должна свидетельствовать о своем единстве воистину как Экклесия, единое тело, состоящее из многих частей. Пока люди не увидят, что приходская семья представляет собой единое тело, любящее Иисуса Христа и друг друга, православная вера не станет для них надежным образом жизни. Хотя Церковь едина, «у нас много частей в одном теле, и все эти части имеют разные функции». (Римлянам 12:4) В заключение, основой жизнеспособной православной семьи являются отношения друг друга с Иисусом Христом, при которых истинно каждый член семьи может сказать: «уже не я живу, но живет во мне Христос». (Галатам 2:20). Мы знаем, что Бог любит семьи, основываясь на библейском повествовании о Ное и его семье (Бытие 7:1), а также о спасенном тюремщике Филиппа. (Деяния 16:31). Маленькие дети могут войти в духовный опыт со Христом, ибо Иисус сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Матфея 18: 3) и «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18: 6). Только в том случае, если мы по отдельности и всей семьей посвятим себя любви к Иисусу Христу, мы духовно обогатимся и сможем оказать религиозное влияние на наше общество, чтобы произошло духовное преображение, обожение всего мира. где народы мира будут жить в мире, любви и согласии. Да благословит вас Бог, один и все! Его Высокопреосвященство епископ Аморионский Иоанн был первым епископом греческой православной архиепископии американского происхождения. Рукоположен во диакона в 19 г.55, а позже стал первым епископом Атлантской епархии и прослужил там в этом сане еще 9 лет. Он также был президентом храма Святого Фотия. Епископ Аморион сейчас на пенсии и живет в Атланте, штат Джорджия. | |
(дата публикации 25 мая 2006 г.) HCS ведет обширный постоянный архив, включая целый раздел религиозных новостей и объявлений Архиепископии: http://www.helleniccomserve.com/archivearchdiocese.html. Для получения дополнительной информации о Департаменте религиозного образования или Греческой православной архиепископии Америки посетите веб-сайт архиепископии по адресу http://www.goarch.org или обратитесь в офисы, расположенные по адресу: 8 East 79. |