В психологии стрессоустойчивость: Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса

Содержание

Стрессоустойчивость личности. Стресс и стрессоустойчивость человека

Что такое стресс и стрессоустойчивость человека? Стресс представляет собой неспецифическую реакцию человеческого организма на разного рода раздражители. Что сопровождает стресс? Классическая физиологическая реакция – это увеличение надпочечников, снижение массы вилочковой железы и увеличение концентрации кортизола в крови. Еще один признак стресса – разрушение слизистой оболочки желудка, что влечет за собой образование язв.

Стрессоустойчивость личности – термин, который активно применяется в психологии. Трактуется он следующим образом: сочетание личностных характеристик человека, которые позволяют ему противостоять психологическим перегрузкам. По мнению психологов, сформировавшаяся личность должна уметь противостоять стрессам, ограждая свою психику от негативных последствий.

Плохое настроение – только один из многих симптомов стресса, а возможно уже и депрессии. Формирование стрессоустойчивости зависит во многом от нас самих. Необходимо приучить себя больше двигаться, вести активный образ жизни. Умение правильно дышать – также крайне важно. Вы замечали, что в стрессовых ситуациях дыхание сбивается и становится поверхностным? Главная причина кроется в напряжении мышц грудной клетки и живота. Поэтому важно уметь контролировать дыхание. В стрессовых ситуациях дышите глубоко и медленно.

Стрессоустойчивость мужчин и женщин нельзя считать в одинаковой мере развитой. Все дело в том, что представители сильного пола намного лучше переносят сильные потрясения. В связи с этим профилактика стрессоустойчивости является более актуальной все же для слабой половины человечества.

Отдельного изучения требует структура стрессоустойчивости. Это динамическая структура, которая состоит из следующих компонентов:

1. Эмоциональные. Накапливаются в процессе преодоления человеком сложных ситуаций. Это уверенность, чувство удовлетворения от выполненных задач.

2. Волевые. Выражаются в самоконтроле, самообладании, сознательной саморегуляции действий.

3. Интеллектуальные. Они отражают тип мышления, умственную работоспособность.

Чтобы повысить стрессоустойчивость, специалисты рекомендуют принимать специальные препараты (нормотимики). Они помогают подавлять негативные эмоции, стабилизировать эмоциональный фон. К числу подобных препаратов относится и Нормотим. Его прием позволит снизить влияние всевозможные раздражители, оставаться безмятежным и спокойным в любых ситуациях.

Лекарство абсолютно безвредно и не вызывает привыкания. Его основной компонент – аскорбат лития. Умеренные дозы этого вещества помогут не только успокоить нервы, но и выйти из затяжной депрессии. Купить Нормотим можно без рецепта, ведь это не сильнодействующий антидепрессант, а биологически активная добавка.

Настроение


в норме!

Стабилизирует настроение, существенно снижая амплитуду аффективных колебаний; подавляет тревогу, беспокойство, снижает эмоциональное напряжение и повышает приспособительные реакции и устойчивость
к эмоциональному стрессу. Обладает мягким антидепрессивным действием,
в тревожно-депрессивных случаях.

НОРМОТИМ® – является источником лития с высокой биодоступностью (новая соль лития, обладающая уникальными свойствами), витамина С и витаминов группы В (В1, В6).

Препарат прошел добровольную
сертификацию по итогам клинических испытаний.

Полезная информация

Феномен стрессоустойчивости в различных психологических категориях и понятиях

Феномен стрессоустойчивости в различных психологических категориях и понятиях
Лекции и практикум по психологии — Клиническая психология

В современной литературе не существует единого понимания содержания стрессоустойчивости, а следовательно, нет ее единого определения. Под термином «стрессоустойчивость» понимают такие частные ее составляющие, как эмоциональная устойчивость, психологическая устойчивость к стрессу, стрессрезистентность, фрустрационная толерантность. С.В. Субботин считает, что все эти наименования суть одно явление.
По мере развития науки, в частности становления системного подхода, исследователей все больше стала интересовать проблема устойчивости — изменчивости систем. С точки зрения системно-структурного подхода, устойчивость системы рассматривалась как способность сохранять себя в условиях изменяющейся среды. Стрессоустойчивость — это «момент сопротивления, который проявляет данная система к внешним воздействиям» (Генковская В.М., 1990). Таким образом, в психологической науке стрессоустойчивость стала рассматриваться как необходимая характеристика целостного процесса адаптации.

Стрессоустойчивость — это способность быть эмоционально стабильным, психически устойчивым (Левитов Н.Д., 1967; Рейковский Я., 1979; Платонов К.К., 1986; Марищук В.Л., 2001).
Стрессоустойчивость также связывали с саморегуляцией, рассматривая ее как особую психическую деятельность, направленную на сохранение или преобразование наличного или текущего состояния в потребное психологической системе. С развитием субъектно-деятельностного подхода, когда психологические механизмы саморегуляции стали рассматривать как важнейшее системное субъектное качество (Конопкин О.А., 1989, 2004; Брушлинский А.В., 1994; Абульханова-Славская К.А., 1999; Дикая Л.Г., 1999; Знаков В.В., 2003), стрессоустойчивость определялась в качества свойства личности, которое интегрирует отношение между компонентами психической деятельности в трудной ситуации и способствует успешному выполнению деятельности, изменению обстоятельств, самоизменению (Зильберман П.Б., 1974; Бодров В.А., Обознов А.А., 2000; Маклаков А.Г., 2001, Леонтьев Д.А., 2002).

Переход от исследовательской парадигмы каузального редукционизма к трансакциональной позиции существенно продвинул научное изучение проблемы стрессоустойчивости. Трансакциональная теория стресса и копинга Р. Лазаруса показала необходимость рассмотрения совладания как составного компонента стресса, который видится не как статическое состояние, а как процесс взаимодействия человека и среды. Кроме того, трансакциональная модель взаимовлияния предполагает идею развития психики и организма в результате этого взаимодействия.
Предметом психологии совладания как специальной области исследования стало изучение механизмов эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями (Ли- бина Е.В., 1998; Либин А.В., 2000). Сущность термина «копинг» (преодоление, совладание) заключается в наиболее эффективной адаптации человека к требованиям трудной, экстремальной ситуации (реальной или воображаемой). Понятие «преодоление стресса» включает в себя совокупность действий, усилий по предотвращению, устранению, ослаблению воздействия стрессоров и сдерживанию их влияния на организм и психику наименее травмирующим образом (Бодров В.А., 2006а, с. 131).
Теоретические подходы к проблеме преодоления стресса основываются на различных схемах взаимосвязи личности, ситуации и самого процесса преодоления.
Выделяются личностноориентированный, проблемно-ориентированный и когнитивный подходы в понимании преодоления стресса. Личностноориентированный подход предполагает постоянство ситуации, успешность преодоления здесь определяется личностными характеристиками (Фрейд З., 1993; Эриксон Э., 1995; Перлз Ф., 1995;
Юнг К., 1996; Хорни К., 1997; Адлер А., 1997; Салливан Г.С., 1999; Vaillant G., 1977; Haan N., 1977; Costa, McCrae, 1992 и др.).
В проблемно-ориентированном подходе к преодолению стресса акцент делается на зависимости используемых стратегий преодоления от требований среды. Предполагается, что различным типам стрессоров соответствуют разные виды решений и процессов преодоления (Wethington E., Kessler R.C., 1986; Pearlin L.I., 1991; Thomae H., 1993). Как замечает Л.И. Анцыферова (1994), не существует таких стратегий, которые были бы эффективны во всех трудных ситуациях. Такого же мнения придерживается и B.E. Compas (1988), заявляющий, что «ни один-единственный стиль не является адаптивным для всех ситуаций».

Когнитивный подход (Р. Лазарус, С. Фолькман и др.) к преодолению стресса учитывает роль оценочных суждений о характере требований ситуации к человеку и о его личностных возможностях по преодолению; формирование представлений о субъективной значимости проблемы и последствий воздействия стресс-факторов; поиск и выбор стратегий преодоления, наиболее адекватных характеру ситуации и индивидуальным ресурсам организма и психики.
Изучая проблему совладания с позиций субъектнодеятельностного подхода, Т.Л. Крюкова (2004) приходит к выводу, что в отечественной психологии психологическое предназначение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации. Ее теоретикоэмпирическое исследование позволило обосновать взгляд на процесс социальной адаптации, важной стороной которой у здоровых людей выступает совладающее поведение. Она относит совладающее поведение к факторам активности личности, называя его дескриптором и поведением субъекта. Однако остается непонятным, что является существенным отличием поведения субъекта, т.
е. в чем заключаются его субъектные характеристики, если не субъект, а ситуация предъявляет к нему требования, к которым он вынужден адаптироваться?
С понятием стрессоустойчивости можно соотнести (на основании одинакового функционального назначения) такие разрабатываемые в зарубежной психологии понятия, как выносливость (Kobasa S., Pucetti M. C., 1983), сопротивляемость (Antonovsky A., 1987; Carver C. S., 1998), разрастание (O Leary V.E., 1998), неуязвимость (Anthony E.J., 1982;
Garmezy N., 1982), жизнестойкость (Мадди С., 2005). Эти понятия разрабатывались в контексте научных идей гуманистического и экзистенциального подходов в психологии. Выносливость, жизнестойкость включают в себя комплексную систему убеждений по поводу самого себя и окружающего мира, которые поддерживают человека в его взаимодействиях со стрессовыми событиями (Kobasa S.C., Maddi S.R., 1982). Для этой системы убеждений характерны следующие измерения: смысловая и целевая ориентация человека, контроль (локус контроля) и способность принять вызов (убежденность в том, что изменения — это часть жизни, и что в них содержится возможность роста). Все эти элементы изменяют воздействие стрессоров, влияя на их когнитивную оценку и тем самым способствуя повышению самоценности, активируют ресурсы совладания (Maddi S., 1997). Таким образом, жизнестойкость формирует у людей мотивацию, которая необходима, чтобы заниматься экзистенциально эффективными способами совладания и включаться в поддерживающее социальное взаимодействие.
В многочисленных работах (Петровский В.А., 1982; Ротенберг В.С., Аршавский В.В., 1984; Василюк Ф.Е., 1984; Дорожевец А.Н., 1998; Анцыферова Л.И., 1999; Жданов О.И., 2000; Леонтьев Д.А., 2002; Шакуров Р.Х., 2003; Магомед-Эминова М.Ш., 2005; Кабрин В.И., 2005; Франкл В., 1990; Donahue, Robins, Roberts, John, 1993; Yetim, 1993; Lavallee, Campbell, 1995; Diener, Fujita, 1995; Brunstein J., 1998; Мэй Р., 2001; Эммонс Р., 2004) проявление стрессоустойчивости связывают с принятием ответственности, трансцендентностью, контролем, управлением выбором, творчеством, принятием решений, целевой ориентацией, выходом на новые смыслы и цели, риском новых установок по отношению к жизни и достижением чувства контроля над ситуацией, активной вовлеченностью в жизнь, открытостью новому опыту, саморазвитием, здоровым образом жизни.
Как следует из всех приведенных определений, стрессоустойчивость рассматривается с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности, как характеристика, обеспечивающая гомеостаз психики, личности, индивида, как активный процесс преобразования себя и своей действительности, как условие, процесс и результат развития человека. Показано также, что стрессоустойчивость можно рассматривать как многоуровневое и в этом плане системное явление, где личности принадлежит связующая роль между всеми включенными в нее разноуровневыми компонентами.
В развитие представлений о стрессоустойчивости проникают идеи, связанные с процессами гуманизации и онтологизации, которые определяют противоречия в представлениях о стрессоустойчивости. Исследователи, с одной стороны, оставались на позициях принципов гомеостаза, адаптации, психического отражения, а с другой — рассматривали субъектную активность, устойчивость системы, ее развитие, что позволяет изучать проблему стрессоустойчивости как проблему человека. Ю.В. Клочко отмечает, что психологическую науку интересуют сейчас не только (и не столько) психологические проявления, свойственные адаптации (дезадаптации) субъекта, но и сам механизм устойчивости человека и его подвижности, особенности которого, в конечном счете, определяют то, что принято понимать под психологическими признаками адаптации (дезадаптации). Многообразие представлений о стрессоустойчивости расширяет знания об этом феномене, свидетельствуя о его сложности и многоаспектности, и ставит задачи его целостного понимания, интеграции этих знаний. Уровень развития психологической науки, связанный с распространением постнеклассического мышления (О.К. Тихомиров, Л.И. Воробьева, В.Е. Клочко, В.П. Зинченко, А.Г. Асмолов, В.В. Знаков, П.А. Мясоед), позволяет решить эту задачу и выявить принципиально новые ракурсы в психологическом феномене стрессоустойчивости человека.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Что понимается под стрессоустойчивостью и каковы ее основные детерминанты в существующих представлениях о стрессе и стрессоустойчивости (психоаналитический, бихевиоральный, деятельностный, системный, когнитивный, культурно-исторический, субъектный, экзистенциальный подходы)?
2. Что можно отнести к психологическим ресурсам стрессоустойчивости и каковы условия их развития в онтогенезе?
3. В практической деятельности психолога на какие психологические структуры может быть направлено психологическое воздействие по развитию стрессоустойчивости с учетом возрастного аспекта? Обоснуйте свои ответы с опорой на теоретические знания.

Литература

Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань : КГУ, 1987. 261 с.
Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях : переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 1. С. 3-18.
Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Ч. 1 : «Coping stress» и теоретические подходы к его изучению // Психологический журнал. 2006а. Т. 27, № 1. С. 122-133.
Бодров В. А. Проблема преодоления стресса. Ч. 2 : Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал. 2006b. Т. 27, № 2. С. 113-123.
Вальдман А. В. Психофизиологическая регуляция эмоционального стресса // Актуальные проблемы стресса. Кишенев : Штиинца, 1976. С. 34-43.
Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Кузьменко Т.С. Антистрессорные реакции и активационная терапия. Реакция активации как путь к здоровью через процессы самореализации. М. : Имедис, 1998. 656 с.
Генковская В.М. Особенности саморегуляции как нормы психической устойчивости личности в стрессовых ситуациях : автореф. дис. … канд. психол. наук. Киев, 1990. 18 с.
Дикая Л.Г. Системно-деятельностная концепция саморегуляции психофизиологического состояния человека // Проблемность в профессиональной деятельности : теория и методы психологического анализа. М. : Ин-т психологии РАН, 1999. С. 80-104.
Дьяченко М.И., Пономаренко В. А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Военно-медицинский журнал. 1989. № 5. С. 106— 112.
Ионеску Ш. Сопротивляемость и родственные понятия // Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма : сб. науч. статей по материалам Первого международного форума (Санкт- Петербург, 5-7 июня 2006 г.) / под общ. ред. И.А. Баевой, Ш. Ионеску, Л.А. Регуш ; пер. Л.А. Регуш, С.А. Чернышевой. СПб. : Книжный дом, 2006. 304 с.
Кабрин В. И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности. М. : Смысл, 2005. 248 с.
Карапетян Л. Профессиональная стрессоустойчивость… : автореф. дис. … канд. психол наук. Красноярск, 2000. 22 с.
Крюкова Т.О. Психология совладающего поведения. Кострома : Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004. 344 с.
Лазарус Р. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. Москва ; Женева, 1989. С. 121-126.
Либина Е. В., Либин А. В. Стили реагирования на стресс: Психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? // Стиль человека: психологический анализ / под ред. А.В. Либина. М. : Смысл, 1998. 215 с.
Мадди С. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 6. С. 87-101.
Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал : его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1. С. 16-25.
Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб., 2001. С. 81-101.
Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1, № 2. С. 110-111.
Мэй Р. Смысл тревоги. М. : Класс, 2001. 379 с.
Нартова-Бочавер С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18, № 5. С. 20-30.
Никитина Н. Н. Развитие смысложизненных ориентаций личности как условие формирования ее стрессоустойчивости и духовной культуры // Антикризисное поведение: сущность, проблемы, тенденции / под общ. ред. Н.В. Калининой, М.И. Лукьяновой. Ульяновск : ИПК ПРО, 2000. 108 с.
Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М. : Горбунок, 1992. 224 с.
Писаренко В.М. Роль психики в эмоциональной устойчивости человека // Психологический журнал. 1986. № 1. С. 62-72.
Рассказова Е.И. Динамика смысла в процессе совладания с тревогой // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию В. Франкла) : материалы междунар. конф. / под ред. Д.А. Леонтьева. М. : Смысл, 2005. С. 176-179.
Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М. : Наука, 1984. 193 с.
Селигман М. Э. Как научиться оптимизму. М. : Вече, 1997. 429 с.
Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу. М., 1998. 263 с.
Торчинская Е.Е. Роль ценностно-смысловых образований личности в адаптации к хроническому стрессу // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 2. С. 27-29.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс, 1990. 368 с.
Шакуров Р.Х. Психология преодоления // Вопросы психологии. 2003. Вып. 4. С. 21-29.
International journal of stress management.

Источник: Бохан Т. Г. Психология стресса: системный подход: учеб. пособие. — Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. — 140 с.

Толерантность к дистресу: теория, измерение и связь с психопатологией

  • Список журналов
  • Рукописи авторов HHS
  • PMC7978414

В качестве библиотеки NLM предоставляет доступ к научной литературе. Включение в базу данных NLM не означает одобрения или согласия с содержание NLM или Национальных институтов здравоохранения. Узнайте больше о нашем отказе от ответственности.

Curr Dir Psychol Sci. Авторская рукопись; доступно в PMC 2021 19 марта. 2010 1 декабря; 19(6): 406–410.

Опубликовано в Интернете 14 декабря 2010 г. doi: 10.1177/0963721410388642

PMCID: PMC7978414

NIHMSID: NIHMS1031947

PM ID: 33746374

, 1 , 2, 3 , 4 и 1

Информация об авторе Информация об авторских правах и лицензии Отказ от ответственности

В этой статье мы представляем теоретические и эмпирические основы исследования устойчивости к бедствию. Хотя толерантность к дистресу предлагает многообещающую линзу, через которую можно лучше понять различные психологические симптомы и расстройства, необходимы дальнейшие теоретические разработки и эмпирические исследования, чтобы способствовать нашему пониманию этого конструкта. В целом, ряд вопросов, касающихся его теоретической концептуализации и измерения, ассоциаций с соответствующими конструктами и психопатологией, а также роли (ролей) в терапевтических изменениях и вмешательствах, остаются без ответа. Обсуждаются направления будущих исследований, чтобы стимулировать дальнейшие эмпирические исследования по этой теоретически и клинически многообещающей теме.

Ключевые слова: толерантность к дистрессу, психопатология, уязвимость, механизм, оценка

Толерантность к дистрессу постоянно привлекает внимание ученых-клиницистов и практиков (Zvolensky, Bernstein, & Vujanovic, в печати). Существующие исследования толерантности к бедствию включали различные концептуальные и измерительные модели конструкции. Растущий исследовательский интерес к толерантности к дистрессу сопровождался распространением психосоциальных вмешательств при психологических расстройствах, направленных на повышение толерантности к дистрессу. Настоящая статья призвана представить научную информацию о природе толерантности к дистрессу и ее связи с психопатологией, а также выделить будущие направления исследований по этой теме.

Были сформулированы две широкие, концептуально разные формы толерантности к бедствию (Leyro, Zvolensky, & Bernstein, 2010). В частности, толерантность к дистресу определяется как (а) воспринимаемая способность противостоять негативным эмоциональным и/или другим аверсивным состояниям (например, физическому дискомфорту) и (б) поведенческий акт противостояния тревожным внутренним состояниям, вызванным некоторыми тип стрессора. Соответственно, существует две методологических литературы, посвященных толерантности к дистрессу. А именно, литература по самоотчетам сосредоточена на обобщенных воспринимаемая способность противостоять аверсивным состояниям, в то время как литература без самоотчета (иногда называемая биоповеденческой) сосредоточена на поведенческой способности терпеть острые аверсивные состояния. В каждой литературе есть множество тактик оценки; в данной статье мы представляем только ряд иллюстративных примеров (см. Leyro et al., 2010, для всестороннего обзора и психометрии этой методологической литературы).

Несмотря на то, что концептуально вложенная в более широкую сеть рисков и защитных процессов, устойчивость к дистресу теоретически связана с другими переменными, хотя концептуально отличается от них (например, избегающее совладание, чувствительность к тревоге, регуляция эмоций, эмпирическое избегание; Leyro et al. , 2010). Люди с более низким уровнем толерантности к дистрессу могут быть склонны к неадекватной реакции на дистресс и контексты, вызывающие дистресс. В результате люди с более низкой толерантностью к дистрессу могут пытаться избегать негативных эмоций и/или связанных с ними аверсивных состояний. Напротив, люди с более высоким уровнем толерантности к дистрессу могут быть более способны адаптивно реагировать на дистресс или контексты, вызывающие дистресс. Теоретически толерантность к дистресу может влиять на различные процессы, участвующие в саморегуляции, включая внимание, когнитивные оценки тревожных эмоциональных и физических состояний, а также эмоциональные и поведенческие реакции на дистресс. Например, индивидуальные различия в переживании эмоций — как их силы, так и частоты — могут, возможно, влиять на характер толерантности к дистрессу.

В настоящее время всеобъемлющей интегративной модели стрессоустойчивости не существует. Большинство точек зрения на толерантность к бедствию основываются на литературе по личности, саморегуляции и преодолению трудностей. Ряд авторов описали возможные латентные структурные модели, которые пытаются интегрировать работу над этой и родственными конструкциями (Bernstein, Zvolensky, Vujanovic, & Moos, 2009). Эти точки зрения предполагают, что толерантность к бедствию может быть иерархической по своей природе и состоять из глобальной иерархической эмпирической (не)толерантной конструкции и ряда конкретных измерений более низкого порядка, специфичных для предметной области (см. Ресурсы). Альтернативная, но эмпирически неисследованная интерпретация этих результатов заключается в том, что фактор «эмпирического избегания» более высокого порядка может состоять из ряда конкретных параметров устойчивости к бедствию более низкого порядка, специфичных для предметной области.

Открыть в отдельном окне

Эвристическое описание глобальной эмпирической конструкции (не)терпимости к дистрессу и низших, специфичных для предметной области измерений.

Также был выражен интерес к созданию концептуальной модели для понимания толерантности к стрессу на функциональном и нейробиологическом уровнях. Здесь Трафтон и Гиффорд (в печати) установили, что стрессоустойчивость (а) включает в себя способность не реагировать на возможность отрицательного подкрепления (например, избавление от стресса представляет собой возможность отрицательного подкрепления), (б) отражает самоконтроль над собой. реагирование на возможности немедленного вознаграждения и (в) может быть понято как аспект импульсивности в ответ на немедленное подкрепление. Эта точка зрения предполагает, что нейробиологические субстраты, лежащие в основе обучения и реагирования на вознаграждение, могут опосредовать толерантность к дистрессу.

Воспринимаемая способность переносить дистресс

Воспринимаемая способность переносить дистресс проявляется пятью основными способами, включая терпимость к (а) неопределенности, (б) двусмысленности, (в) фрустрации, (г) негативным эмоциональным состояниям и ( д) физические ощущения (Leyro et al., 2010). Хотя теоретически предполагается, что эти конструкты сосредоточены на толерантности к той или иной форме эмпирического дистресса, они получены из различных концептуализаций и еще не интегрированы в одну всеобъемлющую модель. Тем не менее, каждый из этих аспектов толерантности к бедствию был измерен с использованием индексов самоотчета, и предполагается, что он в целом стабилен в разных контекстах и ​​​​время.

Толерантность к неопределенности определяется как индивидуальные различия в склонности эмоционально, когнитивно или поведенчески реагировать на неопределенные ситуации (Buhr & Dugas, 2002). Наиболее широко непереносимость неопределенности изучалась в отношении генерализованного тревожного расстройства (ГТР). Например, различия в способности человека переносить неопределенность могут быть связаны со степенью, в которой он или она беспокоятся и испытывают эмоциональный стресс в ответ на жизненные неопределенности. Действительно, нетерпимость к неопределенности (а) одновременно связана с более выраженными симптомами тревоги среди неклинических групп населения, (б) повышена у лиц с ГТР по сравнению с другими тревожными расстройствами и (в) является активным элементом изменений, лежащих в основе положительных результатов лечения ГТР. Бур и Дугас, 2002).

Толерантность к двусмысленности отражает индивидуальные различия в воспринимаемой толерантности к сложным, чуждым и/или неясным ситуациям или стимулам (Furnham & Ribchester, 1995). Этот конструкт отличается от толерантности к неопределенности тем, что он нацелен на неоднозначные стимулы (ср. непредсказуемые стимулы). В той мере, в какой человек имеет относительно более низкий уровень терпимости к двусмысленности, ожидается, что он или она будет реагировать с большим эмоциональным дистрессом, сталкиваясь с двусмысленной ситуацией. Хотя психометрические свойства шкал, используемых для измерения толерантности к двусмысленности, подвергались сомнению, эта конструкция в значительной степени одновременно связана с поведенческой ригидностью и беспокойством (Leyro et al., 2010).

Толерантность к фрустрации отражает индивидуальные различия в воспринимаемой способности противостоять обострению (например, нереализованным жизненным целям). Толерантность к фрустрации одновременно связана с множеством самоконтроля и аффективных переменных. Например, толерантность к фрустрации одновременно связана с проблемами прокрастинации и членовредительства и, вероятно, связана с усилением симптомов тревоги и депрессии (Leyro et al. , 2010).

Толерантность к негативным эмоциональным состояниям отражает индивидуальные различия в воспринимаемой способности противостоять внутреннему дистрессу (Simons & Gaher, 2005). Более низкие уровни толерантности к негативным эмоциональным состояниям одновременно и проспективно связаны с повышенным риском расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, употреблением наркотиков, ориентированным на преодоление стресса, симптомами булимии и симптомами посттравматического стресса (Vujanovic, Bernstein, & Litz, в печати). Во многих исследованиях толерантность к стрессу для негативных эмоциональных состояний продемонстрировала возрастающую прогностическую ценность по сравнению с другими установленными факторами (например, невротизмом; Leyro et al., 2010).

Толерантность к физическим ощущениям отражает индивидуальные различия в воспринимаемой способности противостоять неприятным физическим ощущениям (Schmidt, Richey, & Fitzpatrick, 2006). Так называемые нетерпимые к дискомфорту люди, менее способные противостоять неприятным физическим ощущениям (например, головокружению), могут быть более заинтересованы в том, чтобы избегать или избегать ситуаций или действий, которые могут вызвать эти ощущения. Непереносимость дискомфорта (а) повышена среди людей с паническим расстройством по сравнению с неклиническими группами населения, (б) одновременно и проспективно связана с более интенсивными симптомами тревоги и (в) предсказывает самоотчет страха и тревоги в ответ на лабораторные стрессовые задачи. Лейро и др., 2010).

Поведенческая способность переносить дистресс

Был использован ряд подходов к поведенческому измерению толерантности к различным формам дистресса с помощью физических и когнитивных экспериментальных задач. Эти подходы измеряют продолжительность времени, в течение которого человек может выдержать воздействие определенного типа аверсивной задачи или стимула, из чего делается вывод о толерантности к эмпирическому дистрессу, вызванному такими стимулами/задачами.

В одной области исследований переносимость дистресса оценивалась с помощью задач, вызывающих симптомы физиологического возбуждения и беспокойства. Эти процедуры (например, добровольная гипервентиляция, CO 2 — проба с обогащенным воздухом) используются для резкого изменения уровня кислорода и CO 2 , чтобы вызвать физиологические ощущения, связанные с тревожным возбуждением (например, одышка, головокружение). Уровни толерантности к процедурам, вызывающим резкое тревожное возбуждение, индексируются тем, сколько времени требуется участнику, чтобы прекратить выполнение задачи (латентность). Такие исследования предполагают, что более низкая толерантность к стрессу, вызванная этими экспериментальными задачами, может быть связана с большими трудностями воздержания от употребления психоактивных веществ среди активных потребителей. На эту работу большое влияние оказала область табачной зависимости и прекращения курения. Например, Браун и его коллеги (2009 г.) обнаружили, что уровни толерантности к стрессу до отказа от курения, индексированные по продолжительности задержки дыхания и настойчивости при вызове CO 2 , предсказывают повышенный риск раннего рецидива курения после попытки бросить курить самостоятельно. Таким образом, могут быть сегменты курящего населения, которым помогают специализированные вмешательства по прекращению курения, направленные на толерантность к стрессу (Brown et al. , 2009).

В другом направлении исследований стрессоустойчивость оценивалась с помощью сложных или разочаровывающих когнитивных задач. Наиболее известные меры в этой области включают тест последовательного добавления слуховых импульсов (PASAT), зеркальное отслеживание и задачи сохранения анаграммы. Уровни толерантности к дистрессу, вызванному этими процедурами, измеряются задержкой до прекращения задачи. Исследования, использующие эти методологические подходы, в основном сосредоточены на аддиктивном поведении. Выполнение этих задач связано с проблемным употреблением алкоголя, злоупотреблением психоактивными веществами в анамнезе и неспособностью бросить курить. Например, Daughters, Lejuez, Kahler, Strong и Brown (2005) обнаружили, что латентный период прекращения PASAT был связан с продолжительностью самой последней попытки отказа от наркотиков/алкоголя. Таким образом, продолжительность выполнения задачи, по-видимому, связана со способностью поддерживать воздержание от употребления психоактивных веществ.

Конструктивная валидность

Существует ряд неотложных вопросов по конструкционной валидности, занимающих центральное место в исследованиях толерантности к стрессу. Один вопрос, находящийся на стыке нашего концептуального понимания толерантности к дистрессу и стратегий измерения, связан с отношениями между воспринимаемой толерантностью к дистрессу и поведенческими актами терпимости к дистрессу. В самом деле, еще не ясно, как самоотчетные и несамоотчетные показатели устойчивости к дистрессу соотносятся друг с другом или с всеобъемлющей конструкцией (конструкциями). Показатели самоотчета и поведенческой толерантности к дистрессу, как правило, не демонстрируют значительной связи друг с другом, но связаны с каждой модальностью измерения (McHugh et al., в печати). Это наблюдение требует рассмотрения, по крайней мере, двух возможных направлений: (а) разработка и оценка мультиметодного измерения предполагаемой всеобъемлющей конструкции толерантности к бедствию и (б) разработка и оценка альтернативного теоретического описания толерантности к бедствию, в котором воспринимаемый дистресс толерантность и поведенческая способность противостоять стрессу отражают различные латентные факторы индивидуальных различий.

Связанные факторы и процессы

Другим важным пробелом в литературе по толерантности к дистрессу является отсутствие теории и эмпирических исследований, касающихся предполагаемых ассоциаций между толерантностью к дистрессу и другими факторами риска и защиты (например, чувствительностью к тревоге, эмоциональной (дис)регуляцией, эмпирическими избегание, избегание или преодоление отстранения, а также внимательность и принятие). Будущие исследования могут быть сосредоточены на изучении функционально уникальных и перекрывающихся отношений между устойчивостью к дистресу и факторами, которые, как предполагается, структурно и функционально различны.

Уязвимость к психопатологии

Исследования, оценивающие отношения между стрессоустойчивостью и различными формами психопатологии, ограничены. Одним из центральных вопросов для будущих исследований является степень, в которой толерантность к дистресу может быть связана с конкретными психологическими расстройствами или множественными формами психопатологии. Этот тип знаний занимает центральное место в разработке стратегий профилактики и лечения, направленных на толерантность к стрессу и связанные с ним процессы. Может быть полезно изучить возможность того, что, хотя некоторые аспекты толерантности к дистресу могут иметь трансдиагностическую связь, другие могут быть более тесно связаны с уязвимостью к конкретным расстройствам.

Гибкость и контекст

Роль гибкости и контекстуальной чувствительности в стрессоустойчивости и связанной с ней психопатологической уязвимости также может представлять собой важную область для будущих исследований. Например, более низкие уровни толерантности к бедствию не обязательно могут быть неадекватными во всех контекстах; аналогично, более высокие уровни устойчивости к бедствию не обязательно могут быть адаптивными во всех контекстах. Гибкость степени терпимости к дистресу в зависимости от его контекстуальной адаптивности и роль такого контекстуального взгляда на терпимость к дистресу для понимания уязвимости к психопатологии могут отражать важное направление исследований (например, Lynch & Mizon, в печати).

Также не хватает данных о степени устойчивости к бедствию во времени и/или контексте. В частности, стрессоустойчивость может характеризоваться контекстно-зависимым или контекстно-зависимым выражением (Bernstein, Trafton, Ilgen, & Zvolensky, 2008). Исследования могут с пользой для дела сосредоточиться на продвижении нашего понимания того, как контекст может формировать толерантность к дистрессу и его выражение, а также его связь с психопатологией.

Истоки и процессы развития

Наше эмпирическое понимание развития и поддержания устойчивости к стрессу до сих пор в значительной степени неизвестно. На толерантность к стрессу могут влиять история обучения, генетические/биологические факторы или стрессоры окружающей среды. Поразительно мало исследований по этой теме. Кроме того, ни временное влияние изменений в толерантности к дистрессу на психопатологию, ни влияние изменений в психопатологии на толерантность к дистрессу не подвергались обширным эмпирическим исследованиям. Изучение этих вопросов, ориентированных на развитие, вероятно, существенно продвинет теорию относительно природы толерантности к дистрессу и психопатологических отношений. Здесь может быть особенно полезно опираться на смежные работы, например, по регуляции эмоций.

Терапевтический механизм(ы) и эффективные терапевтические стратегии

Прямые исследования толерантности к дистрессу в контексте клинического вмешательства были ограничены (исключение см. Dugas & Ladoucer, 2000). Это отсутствие исследований примечательно, учитывая, что многие программы психосоциального лечения психопатологии прямо или косвенно включают толерантность к дистрессу в терапевтические подходы (Зволенский и др., в печати). Изучение роли(ей) изменений в толерантности к дистрессу и терапевтических изменений при различных психологических расстройствах является необходимой и важной областью для будущих исследований. Кроме того, нам не хватает изучения эффективных и действенных терапевтических средств, с помощью которых можно было бы способствовать изменению толерантности к дистрессу; такое исследование может оказаться важным для улучшения нашего понимания толерантности к дистресу и определения его потенциального клинического значения.

Терпимость к стрессу все чаще рассматривается как важная для развития и поддержания множественных форм психопатологии и как многообещающая мишень в различных психотерапевтических подходах. Доступен ряд многообещающих способов концептуализации и измерения толерантности к дистрессу, и все больше исследований изучает природу толерантности к дистрессу и ее связь с психопатологией. Хотя теоретически и клинически многообещающие во многих отношениях, необходима дальнейшая работа, чтобы разъяснить множество вопросов, касающихся природы толерантности к дистрессу и ее потенциальной роли (ролей) в исследованиях и практике психопатологии.

Мнения, выраженные здесь, принадлежат авторам и не обязательно представляют Департамент по делам ветеранов.

Финансирование

Это исследование было поддержано несколькими грантами Национального института здравоохранения (NIH) (1 R01 DA027533–01; 1 R01 MH076629–01), предоставленными доктору Зволенски. Доктор Бернстайн признателен за финансовую поддержку со стороны израильского совета по высшему образованию, стипендии имени Игаля Алона, международного гранта по реинтеграции стипендии Марии Кюри Европейского союза FP-7 и проекта «Возвращение ученых» Фонда Ротшильда-Кесарии в Хайфском университете. Эта работа также была поддержана стипендией Национального института здравоохранения, присужденной г-же Лейро (1 F31 DA024919–01).

Декларация о конфликте интересов

Авторы заявили об отсутствии конфликта интересов в отношении их авторства или публикации этой статьи.

  • Бернштейн А., Трафтон Дж., Ильген М. и Зволенски М.Дж. (2008). Оценка роли контекста курения на биоповеденческий индекс толерантности к дистрессу. Аддиктивное поведение, 33, 1409–1415. [PubMed] [Google Scholar]
  • Бернштейн А., Зволенский М.Ю., Вуянович А.А., Моос Р. (2009 г.). Чувствительность к тревоге, толерантность к дистресу и непереносимость дискомфорта: иерархическая модель чувствительности и толерантности к аффектам. Поведенческая терапия, 40, 291–301. [PubMed] [Google Scholar]
  • Brown RA, Lejuez CW, Strong DR, Kahler CW, Zvolensky MJ, Carpenter L, et al. (2009). Проспективное исследование толерантности к дистресу и раннего отказа от курения у взрослых, бросивших курить самостоятельно. Исследование никотина и табака, 11, 493–502. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
  • Buhr K, & Dugas MJ (2002). Шкала нетерпимости к неопределенности: Психометрические свойства английской версии. Поведенческие исследования и терапия, 40, 931–945. [PubMed] [Google Scholar]
  • Дочери SB, Lejuez CW, Kahler CW, Strong DR и Brown RA (2005). Терпимость к психологическому стрессу и продолжительность последней попытки воздержания среди лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами, обращающихся за лечением. Психология аддиктивного поведения, 19, 208–211. [PubMed] [Google Scholar]
  • Dugas MJ, & Ladouceur R (2000). Лечение ГТР: устранение нетерпимости к неопределенности при двух типах беспокойства. Модификация поведения, 24, 635–657. [PubMed] [Академия Google]
  • Фернхэм А. и Рибчестер Т. (1995). Терпимость неоднозначности: обзор концепции, ее измерения и приложений. Текущая психология, 14, 179–199. [Google Scholar]
  • Leyro TM, Zvolensky MJ, & Bernstein A (2010). Переносимость стресса и психопатологические симптомы и расстройства: обзор эмпирической литературы среди взрослых. Психологический бюллетень, 136, 576–600. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
  • Lynch TR и Mizon GA (в печати). Чрезмерная терпимость к стрессу и непереносимость стресса: поведенческая перспектива. В Зволенски М.Дж., Бернштейн А. и Вуянович А.А. (ред.), Терпимость к бедствию Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гилфорд. [Академия Google]
  • McHugh RK, Daughters SB, Lejuez CW, Murray HW, Hearon BA, Gorka SM и Otto MW (в печати). Общая разница между самооценкой и поведенческими показателями нетерпимости к бедствию. Когнитивная терапия и исследования [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
  • Schmidt N, Richey J, & Fitzpatrick K (2006). Непереносимость дискомфорта: разработка конструкции и меры, относящиеся к паническому расстройству. Журнал тревожных расстройств, 20, 263–280. [PubMed] [Google Scholar]
  • Simons J, & Gaher R (2005). Шкала толерантности к бедствию: разработка и проверка меры самоотчета. Мотивация и эмоции, 29, 83–102. [Google Scholar]
  • Trafton JA, & Gifford EV (в печати). Биологические основы стрессоустойчивости. В Зволенский М.Дж., Бернштейн А. и Вуянович А.А. (ред.). Терпимость к бедствию Нью-Йорк: Гилфорд. [Google Scholar]
  • Вуянович А.А., Бернштейн А. и Литц Б.Т. (в печати). Стрессоустойчивость и травматический стресс. В Зволенски М.Дж., Бернштейн А. и Вуянович А.А. (ред.), Терпимость к бедствию Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гилфорд. [Google Scholar]
  • Зволенский М.Ю., Бернштейн А. и Вуянович А.А. (ред.). (в прессе). Терпимость к бедствию Нью-Йорк: Гилфорд. [Академия Google]

Устойчивость, стрессоустойчивость и гибкость

КЕЙТ СОЛОМОНС

Кейт является клиническим директором фонда TraumaClinic Foundation и имеет степень магистра социальных наук в области психологии. Mail & Guardian включила ее в список 200 лучших молодых южноафриканцев.

Стойкость! Стрессоустойчивость! Гибкость! Грит! – Вы, наверное, много раз слышали эти термины за последние несколько месяцев, когда их использовали в мире труда, когда мы движемся вперед во время пандемии. Но что именно означают эти выражения?

Устойчивость — это способность, которую мы развиваем, чтобы противостоять невзгодам и которая позволяет нам довольно быстро восстанавливаться после тяжелых событий. Стрессоустойчивость — это порог, при котором мы можем эффективно и последовательно справляться со стрессовыми ситуациями. И, наконец, гибкость, которая в данном контексте означает способность адаптироваться к изменениям. Все это объединяется, чтобы сформировать важный предсказатель успеха: мужество. Выдержка — это способность быть мужественно стойким, даже когда жизнь сурова, трудна или неприятна.

Анджела Дакворт, автор книги «Выдержка: сила страсти и настойчивости», определяет выдержку как страсть и настойчивость в достижении очень долгосрочных целей. «Грит обладает выносливостью. Мужество — это придерживаться своего будущего изо дня в день, не только в течение недели, не только в течение месяца, но и в течение многих лет, и очень усердно работать, чтобы сделать это будущее реальностью. Выдержка — это прожить жизнь так, будто это марафон, а не спринт».

Все мы знаем, что пандемия может стать образцом для развития и совершенствования этих способностей. Итак, как мы можем их развивать и расширять?

Повышение устойчивости

1. Взгляните в лицо своим страхам

Когда мы постепенно подвергаемся тому, чего боимся, наш мозг узнает, что мы способны справляться с препятствиями и преодолевать их.

2. Измените повествование

Переосмыслите свою негативную ситуацию – чему вы научились из этого? Как вы можете вырасти из этого? Как вы можете использовать то, что вы теперь знаете, чтобы помочь другим?

3. Практикуйте сострадание к себе

Подарите себе столько же любви, терпения и заботы, сколько и другим. Помните о том, что вы чувствуете в такие моменты, и помните, что то, что вы чувствуете, действительно.

Развитие стрессоустойчивости

1. Ухаживайте за собой

Регулярно занимайтесь спортом, выходите на улицу (для нормального функционирования людям нужен витамин D!), хорошо питайтесь и много спите. Найдите время, чтобы как следует отдохнуть (переключите телефон в режим «Не беспокоить», если необходимо).

2. Назовите свой стресс, а затем действуйте

Игнорируя свой стресс, вы усугубите его. Возьмите на себя ответственность за свой стресс, распознайте триггеры и посмотрите, как вы можете использовать его для роста.

3. Найдите поддержку

Честно расскажите друзьям и семье о том, через что вы проходите. Поговорите со своим врачом о том, как уменьшить стресс и напряжение в теле, и запишитесь на прием к терапевту в качестве дополнительной поддержки.

Будьте гибкими

1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *