В психологии выделяют два вида воображения творческое фантазию и: 6.2. Виды воображения

Виды воображения

Воображение – глаза души. Это слова французского писателя, а писателям можно верить в вопросах о мысленной работе. Вся информация, которую способны улавливать наши органы восприятия, преобразуется мозгом в некие, более или менее реалистичные, образы. Это и есть воображение – отображенная реальность внутри нас. Понятие объединяет очень разные формы, и в этой статье мы рассмотрим возможные виды и функции воображения.

Классификация видов воображения

В психологии выделяют два вида воображения: активное и пассивное.

  1. Пассивное, или непроизвольное воображение. Небывалые события, путешествия, пейзажи, общение – реальные и придуманные образы могут посещать человека помимо его воли. В детстве только так и происходит – пока ребенок не научится контролировать течение своих мыслей. Но и с взрослым такое случается – человек замирает, вглядываясь в никуда, переживая некие внутренние события.
  2. Пассивное воображение, в свою очередь, может быть:

  • преднамеренное;
  • непреднамеренное.

Преднамеренное пассивное воображение человека – это грезы и фантазии, возникающие помимо воли человека. То есть человек не сосредоточивает свои усилия на том, чтобы вызвать эти образы в своем сознании, они возникают сами собой. Но они носят отпечаток личности человека – например, соответствуют его предпочтениям или тревогам.

Лучший пример непреднамеренного пассивного воображения – это сновидение. Именно во сне образы и события могут нарушать все законы логики и физики, а их изменение не зависит от желания человека. Этот же вид наблюдается и в результате болезни, когда нарушена работа мозга, или как следствие воздействия некоторых веществ. Пример – галлюцинации.

  • Активное, или произвольное воображение. Это осознанная, целеустремленная работа человека с мыслительными образами. Именно оно является тем инструментом, который позволяет человеку разумному сначала представить преобразование реальности, а потом воплотить его в жизнь.
  • Активное воображение начинает формироваться в детстве, когда у ребенка появляется первая осознанная деятельность. Современная педагогика делает большой упор на развитие в младенческом и младшем дошкольном возрасте способности различать и сопоставлять образы, а также производить манипуляции с предметами. Мелкая и крупная моторика развиваются взаимозависимо с умением оперировать мысленными формами.

    К этому виду воображения относятся:

    • мечтания;
    • воссоздающее воображение;
    • творческое воображение.

    Мечта, как особый вид воображения. В отличие от непроизвольных грез, мечта представляет собой осознанную мыслительную работу. Человек создает в уме образы желанных целей, а затем ищет способы воплотить их в жизнь.

    К активному виду относится воссоздающее воображение. Оно подразумевает способность человека представить себе нечто по описанию. Любители художественной литературы способны воссоздавать в воображении героев, страны, события, о которых читают. Ученики на уроках истории представляют события, которые происходили в прошлом.

    Творческое воображение также относится к активному виду.

    Виды и приемы творческого воображения можно наблюдать в научной работе, в искусстве, в созидательной деятельности. С его помощью дизайнер представляет образ будущего костюма, а модельер в уме представляет раскрой ткани, который позволит создать этот костюм. Он помогает конструкторам создавать новые технические решения. И даже ученые сначала творчески генерируют гипотезы, а потом уже занимаются их доказательством.

    Именно воображение, его формы, свойства и функции сделали возможным создание окружающей нас социальной, технической и культурной среды.

     

    Статьи по теме:

    Как унизить человека?

    Существуют два полярных мнения по поводу унижений: одни говорят, что унижать достоинство другого человека – недопустимо ни при каких обстоятельствах, другие утверждают, что иногда не только можно. Но и нужно унизить другого. Так все таки – стоит ли унижать другого в принципе и как это сделать грамотно?

    Состояние аффекта

    Иногда, совершая преступление, человек не может вспомнить ни единой его детали. Даже само событие как будто стирается из памяти. Только спустя какое-то время человек начинает понимать, что же он совершил. Это явление называется состоянием аффекта. В чем же его особенность и почему за него уменьшают срок наказания?

    Панические атаки — как бороться?

    Представьте обычное доброе утро самого обычного дня. Человек едет в метро или находится на вокзале. Он занимается своими делами и вдруг в какой-то момент начинает ощущать как волнение и страх сковывают все тело, не дают дышать и двигаться, а пульс начинает зашкаливать. Это не описание фильма ужасов. С подобными недугами может столкнуться каждый. Имя им — панические атаки.

    Панические атаки -причины

    Такое явление как паническая атака давно признали проблемой жителей современных мегаполисов. Именно среди большого скопления людей, в транспорте и даже при выходе из собственного дома каждого второго может застать этот недуг. В чем же причина его возникновения?

    Понятие о воображении. Связь мышления и воображения


    База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
    обратиться к администрации


    ВООБРАЖЕНИЕ

    Вопросы для изучения


    1. Понятие о воображении. Связь мышления и воображения

    2. Виды воображения

    3. Психологические приемы воображения

    Понятие о воображении. Связь мышления и воображения

    Воображение, как и мышление, принадлежит числу высших познавательных процессов, где ясно обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Воображение необходимо в любой дея­тельности— не представив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу.

    Функции воображения многообразны:

    * оно позволяет представить результат выполняемой деятельности до ее начала и таким образом служит основой творчества;

    * оно позволяет составить программу поведения, когда нет достаточно информации для осмысления проблемной ситуации;

    * оно позволяет нам создавать образы, соответствующие описанию и, таким образом, способствует взаимопониманию в общении.

    Воображать — значит, преображать, В пси­хологии воображением (фантазией) называют познавательный психический процесс, основанный на комбинирующей способности мозга преобразовывать и создавать новые образы

    .

    Психология отводит воображению очень важ­ное место в жизни человека и всего человечества в целом. Несомненно, сохранение и воспроизведение прежнего опыта имеет для человека огромное значе­ние, но не будь творческой деятельности, человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и не умел бы обращаться к будущему.

    Благодаря воображению люди преобразуют мир. Воображение позволяет человеку представить себе картину того, чего он в действительности никогда и не видел; и даже то, чего вообще не было (предвосхищая, пожег быть, будущее).

    Восприятие действительности часто преобразу­ется воображением под влиянием чувств, желаний, симпатий и антипатий. Сложная связь существует между продуктами фантазии и явлением действитель­ности. Не обязательно побывать в пустыне, чтобы иметь представление о ней и использовать ее образ в своей фантазии. Здесь помогает чужой или соци­альный опыт. В этом смысле воображение важно для личности, ведь оно помогает усваивать этот опыт. Во­ображение и опыт, таким образом, взаимозависимы.

    Одной из наи­более значительных его функций является гностичес­кая, заключающаяся в том, что воображение активно способствует познанию. Как часто школьнику или сту­денту, чтобы понять неизвестное явление, приходится вообразить его. Созданный воображением образ облег­чает процесс усвоения, особенно если учащийся име­ет образное мышление. Таким образом, воображение достаточно часто «подменяет» мышление, помогая субъекту познавать и понимать. В этом смысле можно оценить шутливое определение А.Р. Лурии, назвавше­го воображение ВРИО (временно исполняющим обя­занности) мышления.

    Каталог: 2012
    2012 -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н.

    М
    2012 -> Методические рекомендации для преподавателей 12 Методические рекомендации для аспирантов
    2012 -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения»
    2012 -> Управление образования администрации Красногорского района
    2012 -> О самообследовании самарского государственного экономического университета
    2012 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «семьеведение» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата
    2012 -> Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
    2012 -> Клинико-психологические предикторы неблагоприятного течения агорафобии с паническим расстройством. 19. 00. 04 «Медицинская психология» (медицинские науки) 14. 01. 06 «Психиатрия»
    2012 -> Технология литографических процессов
    2012 -> Мбоу «Лицей-интернат №1» с проблемными детьми, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних


    Скачать 52 Kb.


    Поделитесь с Вашими друзьями:

    Воображение — ваша суперсила | Саммит-центр

    13 декабря 2022 г. | Творчество, воспитание детей

    Сьюзен Дэниелс, доктор философии.

    Да, воображение — твоя суперсила! Воображение позволяет нам использовать наши способности к творчеству и визуальному мышлению — для выхода за пределы того, что есть , до того, что могло бы быть. Креативность, образное мышление и воображение позволяют нам представить возможности. В своем воображении мы можем исследовать идеи, вещи, людей и места, которые не являются частью нашего нынешнего окружения. Мы можем представить себе вещи, которые произошли в прошлом, и мы можем думать о вещах, которые не реальны — или не реальны

    еще .

    Мы можем использовать наше творчество и визуальное мышление для создания новых возможностей. Например, мы можем представить себе торт, который хотим испечь для особого случая, и то, как его украсить. Мы можем представить космический корабль, прибывающий из другого измерения и появляющийся на земной орбите. Мы можем представить персонажа для короткого рассказа или графического романа. Мы можем представить, как мы хотим провести время в отпуске. О, сколько возможностей для использования нашего воображения!

    Воображение и обучение

    Живое воображение — одна из отличительных черт творческого мышления. Маленькие дети источают воображение и часто составляют воображаемых персонажей, которые ведут воображаемые разговоры в воображаемых мирах. Воображение естественно для детей. Тем не менее, хотя некоторые считают воображение «просто причудливым времяпрепровождением для маленьких детей», воображение также лежит в основе обучения.

    Лев Выготский — один из первых и выдающихся психологов развития 20-го века — считал, что воображение необходимо для любого обучения и развития. Он описал два типа когнитивного поведения: те, которые воспроизводят наш прошлый опыт, которым не хватает творческого качества, и те, которые он назвал образными. Согласно Выготскому, образное поведение основано на способности мозга извлекать, комбинировать и рекомбинировать элементы из нашего предыдущего опыта, генерируя идеи для чего-то нового. Он сказал:

    Мозг — это не только орган, хранящий и воспроизводящий наш предыдущий опыт; это также орган, который комбинирует и творчески перерабатывает элементы этого прошлого опыта и использует их для создания новых предложений и нового поведения… Эта творческая деятельность, основанная на способности нашего мозга комбинировать элементы, в психологии называется воображением или фантазией.

    Кроме того, многие современные психологи, занимающиеся развитием и когнитивной психологией, считают воображение центральным элементом любого мышления. Воображение помогает нам усваивать новые концепции; воображение дает возможность расслабиться в моменты мечтаний и задумчивости; а воображение подпитывает нашу креативность и способность решать проблемы.

    Прикладное воображение – место встречи творчества и визуального мышления

    Мы можем активно применять воображение для поддержки творческого мышления ребенка. Например, родители, учителя и другие опекуны могут поддерживать и стимулировать активное воображение детей, задавая вопросы и вовлекая их в творческие игры. Например, они могут спросить:

    • Что, если бы собаки помещались на ладони?
    • Что, если бы люди не ходили, а прыгали, как пого-стики?
    • Что, если бы люди могли летать, как птицы?
    • Что, если бы насекомые могли говорить? Что бы они сказали нам?
    • Как должна выглядеть пушистая лоллапалуза и станет ли она хорошим питомцем?
    • Если бы у вас были магические способности, какими бы они были? И что бы вы сделали?
    • Что, если бы люди были всего два дюйма ростом? Каким будет мир для них? Как бы они жили по-другому?
    • Какое изобретение вы могли бы создать, которое больше всего помогло бы людям в их повседневной жизни?

    Эти открытые вопросы будят детское воображение. Вы также можете предложить детям придумать свои собственные вопросы для удвоения творческой игры. Кроме того, эти вопросы можно использовать в качестве подсказок для создания рисунков, рассказов, иллюстраций, рисунков и изобретений.

    О книге

    Узнайте больше о поддержке воображения и творческого мышления вашего ребенка в книге «Развитие естественного творчества вашего ребенка», написанной в соавторстве с доктором Сьюзен Дэниелс и доктором Дэном Питерсом. Книга теперь доступна в Gifted Unlimited LLC или Amazon.

    Доктор Сьюзен Дэниелс является соучредителем Центра Саммита и почетным профессором педагогической психологии и консультирования Калифорнийского государственного университета в Сан-Бернардино. Она является международно признанным экспертом в области образования и творчества для одаренных, соредактором журнала Living with Intensity (Gifted Unlimited, 2008 г.) и автором книги «Визуальное обучение и преподавание: основное руководство для преподавателей K-8» (2018 г. , Free Spirit). Издательский).

    Признаки, причины, психическое здоровье и преодоление

    Люди с гиперактивным воображением вовлекаются в яркие, продолжительные фантазии, которые могут казаться такими же реальными, как и реальная жизнь.

    Для многих людей, особенно для детей, мечты и фантазии являются полезным времяпрепровождением.

    Став взрослыми, вы можете мечтать об отношениях, об отпуске мечты или о работе, которую вы действительно хотите. Это может помочь вам решить проблемы и проявить творческий подход.

    Однако мечтательность может стать вредной чертой, когда начинает мешать повседневной жизни и причинять страдания.

    Вот как узнать, есть ли у вас такие состояния, как дезадаптивное расстройство мечтаний или склонность к фантазиям (FPP), и как с этим справиться.

    Люди со сверхактивным воображением проводят большую часть своего времени в созданном ими мире.

    Эти люди обладают богатым и ярким воображением, интенсивным сенсорным опытом и сильной способностью придавать значение этим образам и чувствам. Они, как правило, хорошие рассказчики и ролевые игроки, и могут погрузиться в свои мечты.

    Фантазии также могут отвлекать их от реальной жизни и иметь последствия для психического здоровья.

    Люди с гиперактивным воображением могут быть отнесены к категории людей с неадекватным мечтанием или FPP. Однако ни одно из состояний не признается в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам, 5-е издание (DSM-5).

    Дезадаптивное мечтание

    Основное различие между этими двумя состояниями заключается в том, что люди с неадекватным мечтанием осознают, что их фантазии отделены от реальности, но люди с FPP могут этого не осознавать.

    Люди с дезадаптивной мечтательностью мечтают избавиться от стресса и травмы, подняв настроение. Для многих их яркие мечты помогают им испытать чувство близости и товарищества и являются способом почувствовать себя сильнее.

    Склонная к фантазиям личность

    FPP считается чертой личности, которая была впервые выявлена ​​в начале 1980-х благодаря исследованию Жозефины Хилгард, которая наблюдала способность людей поддаваться гипнозу.

    Исследователи обнаружили, что те, кого легко загипнотизировать, с большей вероятностью подолгу предавались ярким фантазиям. Некоторые исследования показывают, что людям, склонным к фантазиям, трудно отличить свои фантазии и ложные воспоминания от реальности.

    Подсчитано, что от 2% до 4% людей склонны к фантазиям.

    Человек со сверхактивным воображением может испытывать следующие признаки и симптомы:

    • большое количество времени, проведенное в сложных и детализированных фантастических мирах
    • фантазии живые, как кино
    • трудности с контролем желания фантазировать
    • фантазирование мешает отношениям и целям
    • стыд и попытки скрыть свое поведение от других
    • проблемы с различением фантазии и реальности
    • чувствует и действует как другой человек
    • никогда не бывает скучно, потому что фантазирование избавляет от скуки
    • психосоматические симптомы, т. переключение между двумя или более идентичностями
    • внетелесный опыт

    Некоторые исследователи полагают, что оба состояния являются разными диагнозами, в то время как другие исследования предполагают, что они являются симптомами других состояний психического здоровья, таких как диссоциативное расстройство идентичности (ДРИ) или обсессивно-психическое расстройство. компульсивное расстройство (ОКР).

    Другие исследователи считают, что длительное фантазирование является формой поведенческой зависимости.

    Хотя ведутся постоянные споры о том, как классифицировать неадекватные мечтания и FPP, это правда, что они могут вызывать нездоровое поведение и последствия в повседневной жизни, такие как:

    • неспособность сосредоточиться на разговорах или обязанностях от общественной деятельности и хобби
    • отсутствие контроля над мечтательностью, даже когда жизнь требует концентрации
    • полагаться на мечтания, чтобы чувствовать себя эмоционально стабильным
    • негативные последствия на работе и в школе и в отношениях из-за мечтаний

    Неясно, что именно вызывает гиперактивное воображение, но исследователи предоставили информацию о потенциальных причинах или факторах риска.

    Люди, склонные к фантазиям, чаще страдают от одиночества или чаще подвергаются физическому наказанию, как показывают исследования.

    Гиперактивное воображение может быть связано со следующими состояниями или личностными чертами:

    • диссоциативные симптомы (ощущение оторванности от себя и своих эмоций)
    • обсессивно-компульсивные симптомы, такие как магическое мышление
    • аномальные уровни серотонина
    • шизотипия или черты, которые могут повышать риск развития шизофрении

      галлюцинации 90389038

    • креативность
    • невротизм или быстрое переживание негативных эмоций
    • деперсонализация или внетелесные переживания

    Поскольку FPP и неадекватная мечтательность не являются официальными состояниями, не существует наилучшей практики для их лечения. Если вы обнаружите, что ваше чрезмерно активное воображение мешает вашей жизни и причиняет страдания, примите во внимание следующие советы: 9.0003

    1. Определите свои триггеры

    Определите, когда вы начинаете мечтать. Это ночью в постели? Когда вы едете в машине? Старайтесь проводить меньше времени в местах, где вы склонны фантазировать. Попробуйте послушать подкаст или образовательную аудиокнигу, чтобы отвлечься.

    2. Найдите внешнее хобби, которое вам нравится

    Выберите хобби, предпочтительно такое, которое использует ваш высокий уровень творчества. Подумайте о том, чтобы написать историю, над которой вы могли бы работать каждый день и поддерживать сюжетную линию. Это позволит вам использовать свой дар рассказчика и, возможно, даже опубликовать что-нибудь.

    Подумайте о том, чтобы присоединиться к онлайн-группе фантастов, где вы сможете поделиться своей историей и творчеством с другими.

    3. Сохраняйте более плотный график

    Если вы обнаружите, что много фантазируете, потому что у вас слишком много свободного времени, подумайте о том, чтобы запланировать больше внешних занятий, которые помогут вам быть вовлеченными в реальный мир. Когда у вас есть свободное время, подумайте о том, чтобы почитать научно-популярную книгу или посмотреть документальный фильм.

    4. Практикуйте осознанность

    Подумайте о практике осознанности. В состоянии осознанности вы сосредотачиваете свое внимание на настоящем моменте, мягко признавая и принимая свои чувства, мысли и телесные ощущения.

    5. Позвоните другу

    Проводя время с другими, вы всегда будете в курсе событий. Позвоните другу или сходите поужинать. Старайтесь планировать больше встреч в дни, когда у вас много свободного времени.

    6. Попробуйте терапию

    Если вы не можете избавиться от фантазий самостоятельно, подумайте о том, чтобы обратиться к терапевту, который поможет вам развить навыки присутствия.

    Ищете психотерапевта, но не знаете, с чего начать? Ресурс Psych Central «Как найти поддержку в области психического здоровья» может помочь.

    7. Ознакомьтесь с лекарствами

    Одно тематическое исследование показало, что флувоксамин, лекарство от обсессивно-компульсивного расстройства, помогает уменьшить симптомы дезадаптивного мечтания. Вы можете поговорить со своим лечащим врачом, чтобы обсудить этот вариант.

    8.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *