Виды воображения
Воображение – глаза души. Это слова французского писателя, а писателям можно верить в вопросах о мысленной работе. Вся информация, которую способны улавливать наши органы восприятия, преобразуется мозгом в некие, более или менее реалистичные, образы. Это и есть воображение – отображенная реальность внутри нас. Понятие объединяет очень разные формы, и в этой статье мы рассмотрим возможные виды и функции воображения.
Классификация видов воображения
В психологии выделяют два вида воображения: активное и пассивное.
- Пассивное, или непроизвольное воображение. Небывалые события, путешествия, пейзажи, общение – реальные и придуманные образы могут посещать человека помимо его воли. В детстве только так и происходит – пока ребенок не научится контролировать течение своих мыслей. Но и с взрослым такое случается – человек замирает, вглядываясь в никуда, переживая некие внутренние события.
Пассивное воображение, в свою очередь, может быть:
- преднамеренное;
- непреднамеренное.
Преднамеренное пассивное воображение человека – это грезы и фантазии, возникающие помимо воли человека. То есть человек не сосредоточивает свои усилия на том, чтобы вызвать эти образы в своем сознании, они возникают сами собой. Но они носят отпечаток личности человека – например, соответствуют его предпочтениям или тревогам.
Лучший пример непреднамеренного пассивного воображения – это сновидение. Именно во сне образы и события могут нарушать все законы логики и физики, а их изменение не зависит от желания человека. Этот же вид наблюдается и в результате болезни, когда нарушена работа мозга, или как следствие воздействия некоторых веществ. Пример – галлюцинации.
Активное воображение начинает формироваться в детстве, когда у ребенка появляется первая осознанная деятельность. Современная педагогика делает большой упор на развитие в младенческом и младшем дошкольном возрасте способности различать и сопоставлять образы, а также производить манипуляции с предметами. Мелкая и крупная моторика развиваются взаимозависимо с умением оперировать мысленными формами.
К этому виду воображения относятся:
- мечтания;
- воссоздающее воображение;
- творческое воображение.
Мечта, как особый вид воображения. В отличие от непроизвольных грез, мечта представляет собой осознанную мыслительную работу. Человек создает в уме образы желанных целей, а затем ищет способы воплотить их в жизнь.
К активному виду относится воссоздающее воображение. Оно подразумевает способность человека представить себе нечто по описанию. Любители художественной литературы способны воссоздавать в воображении героев, страны, события, о которых читают. Ученики на уроках истории представляют события, которые происходили в прошлом.
Творческое воображение также относится к активному виду.
Именно воображение, его формы, свойства и функции сделали возможным создание окружающей нас социальной, технической и культурной среды.
Статьи по теме:
Как унизить человека? Существуют два полярных мнения по поводу унижений: одни говорят, что унижать достоинство другого человека – недопустимо ни при каких обстоятельствах, другие утверждают, что иногда не только можно. Но и нужно унизить другого. Так все таки – стоит ли унижать другого в принципе и как это сделать грамотно? |
Состояние аффекта Иногда, совершая преступление, человек не может вспомнить ни единой его детали. Даже само событие как будто стирается из памяти. Только спустя какое-то время человек начинает понимать, что же он совершил. Это явление называется состоянием аффекта. В чем же его особенность и почему за него уменьшают срок наказания? |
Панические атаки — как бороться? Представьте обычное доброе утро самого обычного дня. Человек едет в метро или находится на вокзале. Он занимается своими делами и вдруг в какой-то момент начинает ощущать как волнение и страх сковывают все тело, не дают дышать и двигаться, а пульс начинает зашкаливать. Это не описание фильма ужасов. С подобными недугами может столкнуться каждый. Имя им — панические атаки. | Панические атаки -причины Такое явление как паническая атака давно признали проблемой жителей современных мегаполисов. Именно среди большого скопления людей, в транспорте и даже при выходе из собственного дома каждого второго может застать этот недуг. В чем же причина его возникновения? |
ВООБРАЖЕНИЕ Вопросы для изучения
Понятие о воображении. Связь мышления и воображения Виды воображения Психологические приемы воображения Понятие о воображении. Связь мышления и воображения Воображение, как и мышление, принадлежит числу высших познавательных процессов, где ясно обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Воображение необходимо в любой деятельности— не представив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. Функции воображения многообразны: * оно позволяет представить результат выполняемой деятельности до ее начала и таким образом служит основой творчества; * оно позволяет составить программу поведения, когда нет достаточно информации для осмысления проблемной ситуации; * оно позволяет нам создавать образы, соответствующие описанию и, таким образом, способствует взаимопониманию в общении. Воображать — значит, преображать, В психологии воображением (фантазией) называют познавательный психический процесс, основанный на комбинирующей способности мозга преобразовывать и создавать новые образы Психология отводит воображению очень важное место в жизни человека и всего человечества в целом. Несомненно, сохранение и воспроизведение прежнего опыта имеет для человека огромное значение, но не будь творческой деятельности, человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и не умел бы обращаться к будущему. Благодаря воображению люди преобразуют мир. Воображение позволяет человеку представить себе картину того, чего он в действительности никогда и не видел; и даже то, чего вообще не было (предвосхищая, пожег быть, будущее). Восприятие действительности часто преобразуется воображением под влиянием чувств, желаний, симпатий и антипатий. Сложная связь существует между продуктами фантазии и явлением действительности. Не обязательно побывать в пустыне, чтобы иметь представление о ней и использовать ее образ в своей фантазии. Здесь помогает чужой или социальный опыт. В этом смысле воображение важно для личности, ведь оно помогает усваивать этот опыт. Воображение и опыт, таким образом, взаимозависимы. Одной из наиболее значительных его функций является гностическая, заключающаяся в том, что воображение активно способствует познанию. Как часто школьнику или студенту, чтобы понять неизвестное явление, приходится вообразить его. Созданный воображением образ облегчает процесс усвоения, особенно если учащийся имеет образное мышление. Таким образом, воображение достаточно часто «подменяет» мышление, помогая субъекту познавать и понимать. В этом смысле можно оценить шутливое определение А.Р. Лурии, назвавшего воображение ВРИО (временно исполняющим обязанности) мышления. Каталог: 2012 2012 -> Методические рекомендации для преподавателей 12 Методические рекомендации для аспирантов 2012 -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения» 2012 -> Управление образования администрации Красногорского района 2012 -> О самообследовании самарского государственного экономического университета 2012 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «семьеведение» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата 2012 -> Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» 2012 -> Клинико-психологические предикторы неблагоприятного течения агорафобии с паническим расстройством. 19. 00. 04 «Медицинская психология» (медицинские науки) 14. 01. 06 «Психиатрия» 2012 -> Технология литографических процессов 2012 -> Мбоу «Лицей-интернат №1» с проблемными детьми, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Скачать 52 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Воображение — ваша суперсила | Саммит-центр
13 декабря 2022 г. | Творчество, воспитание детей
Сьюзен Дэниелс, доктор философии.
Да, воображение — твоя суперсила! Воображение позволяет нам использовать наши способности к творчеству и визуальному мышлению — для выхода за пределы того, что есть , до того, что могло бы быть. Креативность, образное мышление и воображение позволяют нам представить возможности. В своем воображении мы можем исследовать идеи, вещи, людей и места, которые не являются частью нашего нынешнего окружения. Мы можем представить себе вещи, которые произошли в прошлом, и мы можем думать о вещах, которые не реальны — или не реальны
Мы можем использовать наше творчество и визуальное мышление для создания новых возможностей. Например, мы можем представить себе торт, который хотим испечь для особого случая, и то, как его украсить. Мы можем представить космический корабль, прибывающий из другого измерения и появляющийся на земной орбите. Мы можем представить персонажа для короткого рассказа или графического романа. Мы можем представить, как мы хотим провести время в отпуске. О, сколько возможностей для использования нашего воображения!
Воображение и обучение
Живое воображение — одна из отличительных черт творческого мышления. Маленькие дети источают воображение и часто составляют воображаемых персонажей, которые ведут воображаемые разговоры в воображаемых мирах. Воображение естественно для детей. Тем не менее, хотя некоторые считают воображение «просто причудливым времяпрепровождением для маленьких детей», воображение также лежит в основе обучения.
Лев Выготский — один из первых и выдающихся психологов развития 20-го века — считал, что воображение необходимо для любого обучения и развития. Он описал два типа когнитивного поведения: те, которые воспроизводят наш прошлый опыт, которым не хватает творческого качества, и те, которые он назвал образными. Согласно Выготскому, образное поведение основано на способности мозга извлекать, комбинировать и рекомбинировать элементы из нашего предыдущего опыта, генерируя идеи для чего-то нового. Он сказал:
Мозг — это не только орган, хранящий и воспроизводящий наш предыдущий опыт; это также орган, который комбинирует и творчески перерабатывает элементы этого прошлого опыта и использует их для создания новых предложений и нового поведения… Эта творческая деятельность, основанная на способности нашего мозга комбинировать элементы, в психологии называется воображением или фантазией.
Кроме того, многие современные психологи, занимающиеся развитием и когнитивной психологией, считают воображение центральным элементом любого мышления. Воображение помогает нам усваивать новые концепции; воображение дает возможность расслабиться в моменты мечтаний и задумчивости; а воображение подпитывает нашу креативность и способность решать проблемы.
Прикладное воображение – место встречи творчества и визуального мышления
Мы можем активно применять воображение для поддержки творческого мышления ребенка. Например, родители, учителя и другие опекуны могут поддерживать и стимулировать активное воображение детей, задавая вопросы и вовлекая их в творческие игры. Например, они могут спросить:
- Что, если бы собаки помещались на ладони?
- Что, если бы люди не ходили, а прыгали, как пого-стики?
- Что, если бы люди могли летать, как птицы?
- Что, если бы насекомые могли говорить? Что бы они сказали нам?
- Как должна выглядеть пушистая лоллапалуза и станет ли она хорошим питомцем?
- Если бы у вас были магические способности, какими бы они были? И что бы вы сделали?
- Что, если бы люди были всего два дюйма ростом? Каким будет мир для них? Как бы они жили по-другому?
- Какое изобретение вы могли бы создать, которое больше всего помогло бы людям в их повседневной жизни?
Эти открытые вопросы будят детское воображение. Вы также можете предложить детям придумать свои собственные вопросы для удвоения творческой игры. Кроме того, эти вопросы можно использовать в качестве подсказок для создания рисунков, рассказов, иллюстраций, рисунков и изобретений.
О книге
Узнайте больше о поддержке воображения и творческого мышления вашего ребенка в книге «Развитие естественного творчества вашего ребенка», написанной в соавторстве с доктором Сьюзен Дэниелс и доктором Дэном Питерсом. Книга теперь доступна в Gifted Unlimited LLC или Amazon.
Доктор Сьюзен Дэниелс является соучредителем Центра Саммита и почетным профессором педагогической психологии и консультирования Калифорнийского государственного университета в Сан-Бернардино. Она является международно признанным экспертом в области образования и творчества для одаренных, соредактором журнала Living with Intensity (Gifted Unlimited, 2008 г.) и автором книги «Визуальное обучение и преподавание: основное руководство для преподавателей K-8» (2018 г. , Free Spirit). Издательский).
Признаки, причины, психическое здоровье и преодоление
Люди с гиперактивным воображением вовлекаются в яркие, продолжительные фантазии, которые могут казаться такими же реальными, как и реальная жизнь.
Для многих людей, особенно для детей, мечты и фантазии являются полезным времяпрепровождением.
Став взрослыми, вы можете мечтать об отношениях, об отпуске мечты или о работе, которую вы действительно хотите. Это может помочь вам решить проблемы и проявить творческий подход.
Однако мечтательность может стать вредной чертой, когда начинает мешать повседневной жизни и причинять страдания.
Вот как узнать, есть ли у вас такие состояния, как дезадаптивное расстройство мечтаний или склонность к фантазиям (FPP), и как с этим справиться.
Люди со сверхактивным воображением проводят большую часть своего времени в созданном ими мире.
Эти люди обладают богатым и ярким воображением, интенсивным сенсорным опытом и сильной способностью придавать значение этим образам и чувствам. Они, как правило, хорошие рассказчики и ролевые игроки, и могут погрузиться в свои мечты.
Фантазии также могут отвлекать их от реальной жизни и иметь последствия для психического здоровья.
Люди с гиперактивным воображением могут быть отнесены к категории людей с неадекватным мечтанием или FPP. Однако ни одно из состояний не признается в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам, 5-е издание (DSM-5).
Дезадаптивное мечтание
Основное различие между этими двумя состояниями заключается в том, что люди с неадекватным мечтанием осознают, что их фантазии отделены от реальности, но люди с FPP могут этого не осознавать.
Люди с дезадаптивной мечтательностью мечтают избавиться от стресса и травмы, подняв настроение. Для многих их яркие мечты помогают им испытать чувство близости и товарищества и являются способом почувствовать себя сильнее.
Склонная к фантазиям личность
FPP считается чертой личности, которая была впервые выявлена в начале 1980-х благодаря исследованию Жозефины Хилгард, которая наблюдала способность людей поддаваться гипнозу.
Исследователи обнаружили, что те, кого легко загипнотизировать, с большей вероятностью подолгу предавались ярким фантазиям. Некоторые исследования показывают, что людям, склонным к фантазиям, трудно отличить свои фантазии и ложные воспоминания от реальности.
Подсчитано, что от 2% до 4% людей склонны к фантазиям.
Человек со сверхактивным воображением может испытывать следующие признаки и симптомы:
- большое количество времени, проведенное в сложных и детализированных фантастических мирах
- фантазии живые, как кино
- трудности с контролем желания фантазировать
- фантазирование мешает отношениям и целям
- стыд и попытки скрыть свое поведение от других
- проблемы с различением фантазии и реальности
- чувствует и действует как другой человек
- никогда не бывает скучно, потому что фантазирование избавляет от скуки
- психосоматические симптомы, т. переключение между двумя или более идентичностями
- внетелесный опыт
Некоторые исследователи полагают, что оба состояния являются разными диагнозами, в то время как другие исследования предполагают, что они являются симптомами других состояний психического здоровья, таких как диссоциативное расстройство идентичности (ДРИ) или обсессивно-психическое расстройство. компульсивное расстройство (ОКР).
Другие исследователи считают, что длительное фантазирование является формой поведенческой зависимости.
Хотя ведутся постоянные споры о том, как классифицировать неадекватные мечтания и FPP, это правда, что они могут вызывать нездоровое поведение и последствия в повседневной жизни, такие как:
- неспособность сосредоточиться на разговорах или обязанностях от общественной деятельности и хобби
- отсутствие контроля над мечтательностью, даже когда жизнь требует концентрации
- полагаться на мечтания, чтобы чувствовать себя эмоционально стабильным
- негативные последствия на работе и в школе и в отношениях из-за мечтаний
Неясно, что именно вызывает гиперактивное воображение, но исследователи предоставили информацию о потенциальных причинах или факторах риска.
Люди, склонные к фантазиям, чаще страдают от одиночества или чаще подвергаются физическому наказанию, как показывают исследования.
Гиперактивное воображение может быть связано со следующими состояниями или личностными чертами:
- диссоциативные симптомы (ощущение оторванности от себя и своих эмоций)
- обсессивно-компульсивные симптомы, такие как магическое мышление
- аномальные уровни серотонина
- шизотипия или черты, которые могут повышать риск развития шизофрении
галлюцинации 90389038
- креативность
- невротизм или быстрое переживание негативных эмоций
- деперсонализация или внетелесные переживания
Поскольку FPP и неадекватная мечтательность не являются официальными состояниями, не существует наилучшей практики для их лечения. Если вы обнаружите, что ваше чрезмерно активное воображение мешает вашей жизни и причиняет страдания, примите во внимание следующие советы: 9.0003
1. Определите свои триггеры
Определите, когда вы начинаете мечтать. Это ночью в постели? Когда вы едете в машине? Старайтесь проводить меньше времени в местах, где вы склонны фантазировать. Попробуйте послушать подкаст или образовательную аудиокнигу, чтобы отвлечься.
2. Найдите внешнее хобби, которое вам нравится
Выберите хобби, предпочтительно такое, которое использует ваш высокий уровень творчества. Подумайте о том, чтобы написать историю, над которой вы могли бы работать каждый день и поддерживать сюжетную линию. Это позволит вам использовать свой дар рассказчика и, возможно, даже опубликовать что-нибудь.
Подумайте о том, чтобы присоединиться к онлайн-группе фантастов, где вы сможете поделиться своей историей и творчеством с другими.
3. Сохраняйте более плотный график
Если вы обнаружите, что много фантазируете, потому что у вас слишком много свободного времени, подумайте о том, чтобы запланировать больше внешних занятий, которые помогут вам быть вовлеченными в реальный мир. Когда у вас есть свободное время, подумайте о том, чтобы почитать научно-популярную книгу или посмотреть документальный фильм.
4. Практикуйте осознанность
Подумайте о практике осознанности. В состоянии осознанности вы сосредотачиваете свое внимание на настоящем моменте, мягко признавая и принимая свои чувства, мысли и телесные ощущения.
5. Позвоните другу
Проводя время с другими, вы всегда будете в курсе событий. Позвоните другу или сходите поужинать. Старайтесь планировать больше встреч в дни, когда у вас много свободного времени.
6. Попробуйте терапию
Если вы не можете избавиться от фантазий самостоятельно, подумайте о том, чтобы обратиться к терапевту, который поможет вам развить навыки присутствия.
Ищете психотерапевта, но не знаете, с чего начать? Ресурс Psych Central «Как найти поддержку в области психического здоровья» может помочь.
7. Ознакомьтесь с лекарствами
Одно тематическое исследование показало, что флувоксамин, лекарство от обсессивно-компульсивного расстройства, помогает уменьшить симптомы дезадаптивного мечтания. Вы можете поговорить со своим лечащим врачом, чтобы обсудить этот вариант.