Процессы мышления в психологии: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.

Содержание

анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.

К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение — мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ — мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез — обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность – у одних к анализу, у других к синтезу.

Бывают умы аналитические, главная сила которых— в широте синтеза.

Абстракция — выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение (или генерализация) — отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так, совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

43. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактное (словесно-понятийное).

Мышление и речь. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения дей­ствительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и да­леко выходит за его пределы.

Физиологической основой мышления являются временные нервные связи (условные рефлексы), которые образуются в коре больших полушарий. Эти условные рефлексы возникают под воздействием вторых сигналов (слов, мыслей), отражающих реальную действительность, но возникают обязательно на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, представлений).

В психологии распространена классификация видов мышле­ния: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теоретическое) мышление.

Наглядно-действенное мышление. В ходе исторического разви­тия люди решали встающие перед ними задачи сначала в плане практической деятельности, лишь затем из нее выделилась деятельность теоретическая.

Например, сначала наш далекий предок научился практически (шагами и т. д.) измерять земельные участки, и только потом на основе знаний, складывающихся в ходе этой практической деятельности, постепенно возникала и развивалась геометрия как особая теоретическая наука.

Наглядно-образное мышление. В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т. е. в возрасте четырех – семи лет. Связь мышления с практиче­скими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его пред­мет. Во многих случаях не требуется систематического практи­ческого манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно пред­ставлять этот объект.

Отвлеченное мышление. На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте развивается — сначала в простейших формах – отвлеченное мышление, т. е. мыш­ление в форме абстрактных понятий.

Мышление словесно-логическое — один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Мышление словесно-логическое функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре Мышления словесно-логического формируются и функционируют различные виды обобщений.

Основные формы мышления и их характеристика

Понятие — есть отражение существенных признаков и свойств предметов и явлений. При этом – уникальные характеристики каждого явления собираются воедино, синтезируются. Чтобы этот процесс понять, отобразить, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Образование понятий – результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления. Понятие – усвоенная конечная характеристика, даже абстрактная или обобщённая.

При возникновении нового понятия происходит его усвоение. Усвоить понятие – это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

Суждение это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо.

Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется Рассуждением.

Рассуждение – имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение – выведение субъективно нового суждения из уже известных суждений, имеющихся на данный момент в общественно-историческом опыте человечества и личном практическом опыте субъекта мыслительной деятельности. Умозаключение как форма получения знания возможно только при соблюдении законов логики. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЯ. Научите себя думать [Самоучитель по развитию мышления]

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЯ. Научите себя думать [Самоучитель по развитию мышления]

ВикиЧтение

Научите себя думать [Самоучитель по развитию мышления]
Боно Эдвард де

Содержание

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЯ

До того как мы приступим к подробному разбору каждого из пяти этапов, нелишне дать общее представление об основных процессах мышления. Эти процессы происходят на каждом этапе, поэтому неплохо предварительно рассмотреть их.

Основные процессы, протекающие в мышлении, которые мы с вами рассмотрим:

1. От общего к частному.

2. Планирование.

3. Привлечение внимания.

4. Узнавание.

5. Движение.

Я понимаю, что на эти предметы можно смотреть по-разному. Каждая из этих широких областей может быть разбита на более мелкие, которые могут претендовать на право считаться самостоятельным базовым процессом. Ради простоты я выделил только эти основные процессы.

Основные процессы научения через наблюдение

Основные процессы научения через наблюдение В соответствии с теорией социального научения моделирование влияет на научение главным образом через его информативную функцию. Во время наблюдения человек приобретает в основном символическое представление о поведении

Основные черты саногенного мышления

Основные черты саногенного мышления Прежде чем перейти к описанию этого мышления, нужно сделать предварительные замечания, которые избавили бы нас от возможных недоразумений в понимании этого термина. В психологии мышлением принято называть совокупность умственных

18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления

18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления Мышление определяется поставленной целью, задачей. Когда человек утрачивает целенаправленность мыслительной деятельности, мышление перестает являться регулятором человеческих

Глава 3 Музыка в психодраме: основные процессы

Глава 3 Музыка в психодраме: основные процессы Основное в музыкальной психодраме – это психодраматический музыкальный импровизационный ансамбль. Роль ансамбля состоит в том, чтобы в любой нужный момент создавать импровизационную музыку для поддержки широкого

§47. Основные мыслительные процессы

§47. Основные мыслительные процессы 1) Обобщение и абстракцияВ основе образования понятий лежит процесс обобщения, т. е. мысленного объединения предметов и явлений действительности, имеющих те или другие общие свойства.В наиболее полной форме обобщение осуществляется в

§48. Процессы мышления при решении задач

§48. Процессы мышления при решении задач Процесс мышления обычно начинается с того, что у человека возникает потребность справиться с каким-нибудь затруднением, что-либо понять, разрешить какую-нибудь задачу. Иначе говоря, мышление всегда начинается с вопроса.Нельзя

43. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ. ОБЪЕМ ПАМЯТИ, ТОЧНОСТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

43. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ. ОБЪЕМ ПАМЯТИ, ТОЧНОСТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запечатление, сохранение и воспроизведение информации, а также

47.

 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

47. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ Различают несколько основных типов мышления, каждому из которых соответствует один или несколько наиболее употребительных мыслительных инструментов. Эти основные типы являются в значительной степени условностью, упрощенным подходом к мышлению,

Основные виды мышления

Основные виды мышления Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней.Прежде всего весьма различным может быть их познавательное значение. Так, очевидно, неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт,

Основные психические процессы

Основные психические процессы К основным познавательным процессам психики человека относятся ощущение, восприятие, мышление, воображение и память.Психические процессы являются довольно устойчивыми образованиями, которые характеризуются латентным сензитивным

Основные психические процессы

Основные психические процессы К основным познавательным процессам психики человека относятся ощущение, восприятие, мышление, воображение и память.Психические процессы являются довольно устойчивыми образованиями, которые характеризуются латентным сензитивным

Основные психические процессы

Основные психические процессы К основным познавательным процессам психики человека относятся ощущение, восприятие, мышление, воображение и память. Ощущение. Первичный познавательный процесс, с помощью которого человек получает всю первичную информацию от внеш ней и

мысли | Определение, типы, примеры и факты

Б. Ф. Скиннер

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Леон Фестингер Джейкоб Молешотт Освальд Кюльпе Карл Бюлер
Похожие темы:
критическое мышление ассоциация изысканный овеществление реалистичное мышление

Просмотреть весь связанный контент →

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

мысль , скрытые символические реакции на стимулы, которые являются либо внутренними (возникающими изнутри), либо внешними (возникающими из окружающей среды). Мысль, или мышление, считается посредником между внутренней деятельностью и внешними раздражителями.

В повседневном языке слово мышление охватывает несколько различных психологических действий. Иногда это синоним «склонности верить», особенно при менее чем полной уверенности («Я думаю, что пойдет дождь, но я не уверен»). В других случаях оно обозначает степень внимательности («Я сделал это не думая») или того, что находится в сознании, особенно если оно относится к чему-то вне ближайшего окружения («Это заставило меня думать о моей бабушке»). Психологи сосредоточились на мышлении как на интеллектуальном усилии, направленном на поиск ответа на вопрос или решение практической проблемы.

Психология мыслительных процессов занимается деятельностью, подобной той, которую обычно приписывают изобретателю, математику или шахматисту, но психологи не пришли к какому-либо единому определению или характеристике мышления. Для одних это вопрос изменения «когнитивных структур» (т. е. перцептивных репрезентаций мира или частей мира), в то время как другие рассматривают это как внутреннее поведение, направленное на решение проблем.

Еще одна предварительная концепция мышления применяет этот термин к любой последовательности скрытых символических реакций (т. е. событий в человеческом организме, которые могут служить для представления отсутствующих событий). Если такая последовательность направлена ​​на решение конкретной задачи и удовлетворяет критериям рассуждения, она называется направленным мышлением. Рассуждение — это процесс объединения результатов двух или более различных предыдущих учебных опытов для создания новой модели поведения. Направленное мышление контрастирует с другими символическими последовательностями, которые имеют другие функции, такие как простое воспоминание (мнемологическое мышление) цепочки прошлых событий.

Исторически мышление ассоциировалось с сознательным опытом, но по мере развития научного изучения поведения (например, бихевиоризма) в рамках психологии стали очевидны ограничения интроспекции как источника данных; с тех пор мыслительные процессы рассматривались как промежуточные переменные или конструкции со свойствами, которые должны быть выведены из отношений между двумя наборами наблюдаемых событий. Эти события представляют собой входы (стимулы, настоящее и прошлое) и выходы (реакции, включая движения тела и речь). Для многих психологов такие промежуточные переменные помогают понять чрезвычайно сложную сеть ассоциаций между условиями стимула и реакцией, анализ которой в противном случае был бы чрезмерно громоздким. Другие, скорее, занимаются идентификацией когнитивных (или ментальных) структур, которые сознательно или бессознательно управляют наблюдаемым поведением человека.

Изменения в изучении мышления

Элементы мышления

Широкое использование слов в мышлении («молчаливая речь») породило убеждение, особенно среди психологов-бихевиористов и необихевиористов, что думать — значит подсознательно связывать лингвистические элементы. Ранние эксперименты показали, что мышление обычно сопровождается электрической активностью мышц органов артикуляции мыслителя (например, в горле). Благодаря более поздней работе с электромиографическим оборудованием стало очевидно, что мышечные феномены не являются реальными проводниками мышления; они просто облегчают соответствующую деятельность мозга, когда интеллектуальная задача особенно требовательна. Отождествление мышления с речью подвергалось критике со стороны русского психолога Льва Семёновича Выготского и швейцарского психолога Жана Пиаже, которые наблюдали истоки человеческого мышления в общей способности детей объединять невербальные действия в эффективные и гибкие комбинации. Эти теоретики настаивали на том, что мышление и речь возникают независимо друг от друга, хотя и признавали глубокую взаимозависимость этих функций.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Следуя различным подходам, три ученых — русский физиолог XIX века Иван Михайлович Сеченов; американский основатель бихевиоризма Джон Б. Уотсон; и Пиаже — независимо друг от друга пришли к выводу, что действия, служащие элементами мышления, являются интернализованными или «дробными» вариантами двигательных реакций. Иными словами, элементы рассматриваются как ослабленные или урезанные варианты нервно-мышечных процессов, которые, если бы они не подвергались частичному торможению, вызывали бы видимые телесные движения.

Чувствительные инструменты действительно могут обнаруживать слабую активность в различных частях тела, кроме органов речи, например, в конечностях человека, когда о движении думают или воображают, но оно на самом деле не происходит. Недавние исследования показывают существование желудочного «мозга», набора нейронных сетей в желудке. Такие открытия породили теории о том, что люди думают всем телом, а не только мозгом, или что, по словам американского психолога Б. Ф. Скиннера, «мысль — это просто поведение — вербальное или невербальное, скрытое или явное».

Логическим следствием этих и подобных утверждений стал периферийный взгляд. В работах Уотсона и американского психолога Кларка Л. Халла очевидно, что мышление зависит от событий в мускулатуре: этих событий, известных как проприоцептивные импульсы (т. е. импульсы, возникающие в ответ на физическое положение, позу, равновесие или внутреннее состояние). состояние), влияют на последующие события в центральной нервной системе, которые в конечном итоге взаимодействуют с внешними раздражителями, направляя дальнейшие действия. Однако есть свидетельства того, что мышление не предотвращается назначением препаратов, подавляющих всякую мышечную активность. Кроме того, такие исследователи, как американский психолог Карл С. Лешли, указывали, что мышление, как и другие более или менее квалифицированные виды деятельности, часто протекает так быстро, что не хватает времени для передачи импульсов от центральной нервной системы. системы к периферическому органу и обратно между последовательными этапами. Таким образом, централистский взгляд, согласно которому мышление состоит из событий, ограниченных мозгом (хотя часто сопровождаемых широко распространенной активностью в остальном теле), получил распространение в конце 20-го века. Тем не менее каждое из этих нейронных событий можно рассматривать и как ответ (на внешний раздражитель или на предшествовавшую нервно-опосредованную мысль или комбинацию мыслей), и как стимул (вызывающий последующую мысль или двигательный ответ).

Элементы мышления классифицируются как «символы» в соответствии с концепцией знакового процесса («семиотики»), выросшей из работ философов (например, Чарльз Сандерс Пирс), лингвистов (например, С. К. Огден и Айвор А. Ричардс), и психологи, специализирующиеся на обучении (например, Халл, Нил Э. Миллер, О. Хобарт Маурер и Чарльз Э. Осгуд). Суть этой концепции в том, что событие-стимул х можно рассматривать как знак, представляющий (или «обозначающий») другое событие y , если х вызывает некоторые, но не все, действия (как внешние, так и внутренние), которые были бы вызваны y , если бы они присутствовали. Когда стимул, квалифицируемый как знак, возникает в результате поведения организма, для которого он действует как знак, он называется «символом». Яркими примерами являются «реакции, вызывающие стимул», которые, как говорят, составляют мыслительные процессы (например, когда кто-то думает о том, чтобы поесть).

Эта трактовка, которой отдают предпочтение психологи теории стимул-реакция (S-R) или неоассоциационизма, контрастирует с трактовкой различных когнитивистских или неорационалистских теорий. Вместо того, чтобы рассматривать компоненты мышления как производные от вербальных или невербальных двигательных актов (и, следовательно, подчиняющиеся законам обучения и действия, которые применимы к усвоенному поведению в целом), когнитивисты рассматривают компоненты мышления как уникальные центральные процессы, управляемые принципами, которые свойственны им. Эти теоретики придают первостепенное значение так называемым структурам, в которых организованы «когнитивные» элементы, и они склонны видеть выводы, применение правил, репрезентации внешней реальности и другие составляющие мышления в действии даже в самых простых формах усвоенных знаний. поведение.

Школа гештальт-психологии считает, что составляющие мышления по существу имеют ту же природу, что и перцептивные паттерны, которые нервная система конструирует из сенсорных возбуждений. После середины 20 века аналогии с компьютерными операциями приобрели большое значение; как следствие, мышление стало описываться в терминах хранения, поиска и передачи единиц информации. Считалось, что рассматриваемая информация может свободно переводиться из одной «кодировки» в другую без ущерба для ее функций. Наибольшее значение имело то, как сочетались события и какие другие комбинации могли произойти вместо них.

Природа, инструменты и процессы| Психология

РЕКЛАМА:

Прочитав эту статью, вы узнаете о мышлении:- 1. Природа мышления 2. Инструменты мышления 3. Процессы.  

Природа мышления:
(i) Мышление представляет собой серию символических процессов:

Ч. Т. Морган рассматривает мышление как «последовательность символических процессов». Он использует символы, восприятие, образы и концепции. Образы бывают сенсорными или вербальными. Символы представляют или обозначают объекты или события в окружающей среде. Следовательно, мышление включает репрезентативные процессы.

Манн также рассматривает мышление как «последовательное пробуждение символов». Мы думаем об одном; это заставляет нас думать о другом; что еще один, и так далее. Таким образом, мы внутренне манипулируем миром с помощью символических процессов. Вудворт рассматривает мышление как мысленное исследование данных для эффективного взаимодействия с окружающей средой.

Это мыслительная деятельность, преднамеренно управляемая целью. Это отличается от мечтаний или ненаправленного мышления. Целенаправленное мышление в ментальном исследовании и поиске новой истины.

Мышление — это внутреннее манипулирование миром с помощью символических процессов. Он использует память, воображение и мышление для решения проблем. Мышление – это мыслительная деятельность, сознательно управляемая целью. Это мысленное исследование данных для эффективного взаимодействия с окружающей средой.

(ii) Этапы мышления:

Вудворт упоминает следующие этапы мышления:

(a) Ориентация на цель;

(б) Поиск того или иного пути для достижения цели;

(c) Припоминание ранее наблюдаемых фактов;

(d) Группировка этих припоминаемых фактов в новые модели;

(д) Внутренние речевые движения и жесты.

Все эти действия могут присутствовать не в каждом акте мышления. В праздном мышлении может не быть какой-либо конкретной цели. Но в целенаправленном мышлении всегда есть цель. Иногда мышление может осуществляться без внутренней речи.

Но обычно, когда мы думаем, чтобы решить теоретическую или практическую проблему, в мышлении присутствуют первые четыре элемента. Решение проблемы и есть цель мышления. Мышление обычно ориентировано на цель. Мы думаем о том или ином средстве решения проблемы. Мы вспоминаем факты прошлого опыта, имеющие отношение к проблеме.

Мы группируем их вместе в новые шаблоны для решения конкретной проблемы. Мы можем дать частичное выражение нашему мышлению с помощью неслышимых речевых движений; или мы можем принять определенный жест, чтобы облегчить мышление. Наконец, мы можем добиться решения проблемы. Память и воображение участвуют в мышлении.

(iii) Цель мышления: открытие или изобретение:

Мышление преследует две основные цели: открытие новой истины и изобретение нового устройства. Целенаправленное мышление ориентировано на цель. Он стремится решить теоретическую или практическую проблему. Он стремится узнать новую истину. Он пытается обнаружить новую взаимосвязь между наблюдаемыми или припоминаемыми данными, группируя их вместе в новые паттерны.

Он вспоминает важные факты, наблюдавшиеся в разное время и в разных местах, группирует их в новые закономерности и открывает в них что-то новое. Таким образом, мышление включает память и воображение. Он включает в себя анализ и синтез. Он включает анализ наблюдаемых или вспоминаемых фактов на составные элементы. Он включает в себя синтез элементов, выбранных в новый узор, соответствующий случаю.

(iv) Предусмотрительность и предвидение в мышлении:

Мышление предполагает предвидение и предвидение на языке Вудворта. Он оглядывается в прошлое и вспоминает соответствующие данные прошлого опыта. Это задним числом. Мышление также включает в себя предвидение. Он видит последствия объединения данных и делает новый вывод.

При рассуждениях релевантные наблюдаемые или вспоминаемые данные объединяются и исследуются, чтобы увидеть, какой новый вывод можно сделать из объединенной даты. Таким образом, мышление включает в себя ретроспективу и предвидение. Иногда мышление включает перенос. Принцип, правило или максима, полученные из прошлого опыта или полученные от более мудрых людей, применяются к новой проблеме. Это называется трансфером.

(v) Мышление включает абстракцию:

Оно идет от конкретного к абстрактному. Он упускает из виду конкретные детали чувственного восприятия и фиксирует общие черты объектов. Таким образом, оно восходит от отдельных воспринимаемых фактов к безобразным понятиям. Мышление сначала связано с чувственным восприятием.

Затем оно поднимается до уровня образного мышления, которое осуществляется посредством конкретных или словесных образов. Наконец, оно поднимается до уровня безобразного мышления. Мышление может осуществляться без чувственных образов. Безобразное мышление пронизывает нашу рациональную жизнь.

Сенсорные образы, вербальные образы, абстрактные или схематические образы обычно сопровождают процесс мышления. Но неверно считать, что оно всегда должно сопровождаться чувственными или хотя бы словесными образами. Чувственное воображение не обязательно для мышления. Это бесполезно даже для высшего абстрактного мышления.

Инструменты мышления:

Мышление использует восприятие, образы и понятия. Вы видите массу черных облаков, когда выходите на прогулку. Восприятие этого заставляет вас думать о приближающемся дожде, который может намочить вас, и вы вооружитесь зонтиком.

Здесь перцепт — это инструмент вашего мышления. Чувственный образ, визуальный или слуховой, часто является инструментом мышления. Очень часто словесный образ является орудием мышления. Образ памяти также является инструментом мышления.

Образ вашего полуразрушенного дома заставляет задуматься о его ремонте в сезон дождей. Мы продолжаем думать с помощью языка. Являются ли верблюды травоядными животными? Этот вопрос заставляет задуматься о «Все парнокопытные травоядны; все верблюды парнокопытные; следовательно, все верблюды травоядны». У вас есть три концепции верблюдов, парнокопытных животных, травоядных.

Вы связываете первое понятие с третьим через посредство второго, которое служит средним термином. Здесь концепции являются инструментами вашего мышления.

Математическое рассуждение осуществляется с помощью символов и знаков, обозначающих абстрактные понятия. Есть признаки сложения, вычитания, умножения, деления и т. д. Таким образом, рассуждение переходит от конкретного к абстрактному.

(i) Творческое мышление:

В творческом мышлении человека также есть процесс проб и ошибок. Это постепенно. Есть разные попытки произвести разные вещи. Происходит отказ от одних средств, а также выбор других средств. И все же творческое мышление включает понимание, которое освещает процесс проб и ошибок.

Креативное мышление включает следующие этапы:

(а) Подготовка к выполнению задачи на первом этапе творческого мышления. Предпосылками творческого мышления являются наличие общего образования и специальной подготовки для решения конкретных задач. Исследователь-медик должен обладать общими знаниями фундаментальных наук и специальными знаниями медицинской науки, чтобы открыть новую истину или новое лекарство.

Приобретение глубоких знаний соответствующих фактов об объекте творческого мышления является необходимой подготовкой к нему. Подготовка включает в себя процесс соотнесения фактов различными способами. Он включает в себя процесс проб и ошибок.

(b) Инкубация — второй шаг в творческом мышлении. Творческий мыслитель не думает о проблеме, а переключает свое внимание на что-то другое или думает о чем-то другом. Пока его внимание обращено на что-то другое, проблема решается бессознательным умом. В этом состоянии ассоциативная деятельность в какой-то степени продолжается. Это стадия инкубации.

(c) Вдохновение или озарение — это третий шаг в творческом мышлении. Многие творческие мыслители утверждают, что их творческие идеи приходят к ним внезапно после периода инкубации. Вдохновение сродни озарению в процессе обучения.

Метод проб и ошибок является частью подготовки, а не инкубации. Вдохновение приходит внезапно после инкубации, вероятно, из глубин бессознательного. Это не медленный процесс мышления или дискурсивного мышления.

(d) Проверка иногда необходима для проверки творческой идеи, внезапно пришедшей в голову творческому мыслителю. Его достоверность можно проверить, представив его в виде силлогизма. Возможно, его придется пересмотреть в свете свежего контролируемого наблюдения фактов. Таким образом, вдохновение проверяется, пересматривается или модифицируется дальнейшим опытом. Иногда вдохновение — это последний шаг в творческом мышлении.

(ii) Мышление и язык:

(a) Как правило, мышление выражается в языке. Когда мы думаем над сложной проблемой, очень часто мы внутренне разговариваем сами с собой. Если мы одни, мы можем говорить вслух жестами. Человек — мыслящее животное. Он также является говорящим животным.

Мышление и речь являются продуктами социального общения. Они развиваются вместе. Язык есть выражение мысли. А мысли помогает язык. Но мысль не тождественна языку. Мышление может осуществляться без языка.

(б) Мы можем записывать мысли на языке и через него передавать их другим. Когда наши мысли записаны на языке, они могут использоваться нами в будущем и дополнять знания других. Наше знание развивается в результате социального общения, которое осуществляется посредством языка.

(c) Дискуссия и аргументация стимулируют мышление. Чем больше мы выражаем наши идеи, тем яснее наши идеи становятся. Учитель, который должен объяснять свои идеи ученикам, имеет четкое представление о темах, которые он объясняет. Когда мы говорим с детьми, их мышление стимулируется. Обычно мы думаем в социальной ситуации. Даже когда мы думаем в одиночестве, мы мысленно продолжаем мыслить в социальной ситуации.

(d) Идеи расплывчаты, но имена точны. Поэтому факты и принципы, выраженные языком, легче запоминаются. Мы можем легко запомнить и вспомнить те факты и принципы, которым мы дали определенные имена и которые поэтому глубоко запечатлелись в уме.

(e) Идеи расплывчаты. Имена — это символы: они определенные и точные. Символами легче манипулировать, чем простыми идеями. Язык — это система символов, обозначающих факты. Ими легче манипулировать, чем фактами. Прогресс математического мышления стал возможен благодаря использованию символов.

(f) Развитию мышления в значительной степени способствует развитие языка. А развитию языка очень помогает развитие мысли. Ясные идеи ведут к ясному выражению. Определенные и точные мысли ведут к определенному и точному выражению. Точное выражение способствует большей точности мысли.

(iii) Понятие:

Понятия являются инструментами мышления. Рассуждение состоит в выведении суждения из других данных посылок или суждений. Суждение есть синтез идей или понятий. Идеи бывают частными или общими. Представления о конкретных вещах являются частными.

Представления о классах общие. Общие идеи называются понятиями. Понятия представляют собой общие качества многих различных воспринимаемых и вспоминаемых вещей. Они обусловлены обобщением. Это сокращения прошлого опыта. Как формируются понятия?

Зачатие – это процесс формирования понятий. Он состоит из следующих этапов:

(а) Наблюдение за несколькими людьми;

(b) Анализ или разделение каждого из них на составные качества;

(в) Сравнение их друг с другом с целью выявления их сходства и различия,

(г) Мысленное объединение общих признаков в понятие;

(e) Присвоение имени концепции. Чтобы сформировать понятие «человек», мы должны сначала понаблюдать за несколькими мужчинами и проанализировать их качества. Затем мы должны сравнить их друг с другом и выяснить их сходства и различия.

Затем мы должны устранить их различия и сосредоточить внимание на их сходстве (например, животность и рациональность) и сгруппировать их идеи в концепцию человека. Затем мы присоединяем к понятию имя «человек».

Понятие расплывчато и абстрактно, поэтому его нелегко запомнить и вспомнить. Но имя определенное и конкретное, поэтому его можно легко запомнить и вспомнить. Концепцией можно легко манипулировать с помощью имени и передать ее другому человеку.

Делается управляемым с помощью имени. Мы формируем представления о вещах, качествах, отношениях, действиях и т.п. Понятия образуются путем наблюдения, абстрагирования и обобщения. Выяснение общих характеристик отдельных вещей называется обобщением. Понятия — это инструменты рассуждения.

I. Восприятие и представление:

Представление состоит в наблюдении некоторого элемента, общего для конкретных фактов и ситуаций. Он основан на восприятии. Ребенок воспринимает красный дом, красный плащ, красную розу или красный флаг. Он думает об общем для всех качестве и называет его краснотой.

Краснота — обычное качество, отделенное в мысли от красных предметов. Он не существует отдельно от них. Но оно мысленно отделено от объектов. Этот психический процесс называется абстракцией.

Понятие красноты создано ментально. Это результат абстракции. Более сложные понятия формируются умом посредством аналогичного процесса абстракции. Понятия «человек», «стол», «дерево» и т. д. не могут быть образованы без созерцания отдельных людей, столов и деревьев соответственно, разбора их на составные качества и выяснения тех, которые им свойственны.

Таким образом, восприятие отдельных объектов и конкретных ситуаций является основой концепции.

II. Безобразное мышление Образ и понятие:

Понятие отличается от образа. Образ частный и конкретный, а понятие общее и абстрактное. У нас есть образ конкретного человека или животного. Но у нас есть понятие «человек» или «животное». Концепция — это ментальное творение; это продукт мыслительного акта, который схватывает общие элементы среди множества частных воспринимаемых объектов. Понятие не представимо; это невозможно представить.

Мы можем думать о классе «человек», но не можем иметь его образ. Зачатие есть более высокий психический процесс, чем воображение. Концепция — это не составная фотография. Если мы сфотографируем десять мужчин на одной тарелке так, чтобы они накладывались друг на друга, мы получим составную фотографию. Это размытый образ человека, представляющий только общие черты другого человека.

Особенности разных мужчин компенсируют друг друга. Точно так же общее изображение представляет собой размытое изображение, возникающее в результате наложения многих изображений. Это образ, который представляет общие черты многих людей. Он находится на полпути между понятием и образом. Концепт не представим, в то время как общий образ может быть представлен.

Понятие — это мысль об общих элементах многих индивидуумов. Общий образ представляет собой общий элемент многих индивидуумов. В этом заключается сходство между ними. Общий образ — это промежуточный этап между образом и понятием.

Есть безобразное мышление, которое не пользуется помощью образов. Реальность «безобразного мышления» экспериментально подтвердили психологи вюрцбургской школы.

III. Понятия, законы и принципы :

В мышлении или рассуждении используются не только отдельные понятия, но также законы и принципы, которые создаются путем объединения двух или более понятий друг с другом. «Три угла треугольника вместе равны двум прямым углам».

Этот геометрический закон представляет собой синтез понятий «угол», «треугольник» и «прямой угол». С помощью этого закона можно решить многие геометрические задачи. «Большое материальное тело притягивает меньшие тела». Этот закон представляет собой сочетание понятий «большое материальное тело», «малое материальное тело» и «притяжение».

С помощью этого закона мы можем объяснить падение тел на землю и обращение планет вокруг солнца. Таким образом, законы естественных, социальных и ментальных наук, правила игры и т. д. являются комбинациями понятий.

Принципы — это высшие законы, объясняющие низшие законы. Они также являются комбинациями понятий. Законы, правила и принципы — это инструменты рассуждений, с помощью которых мы можем эффективно взаимодействовать с окружающей средой.

В том или ином разделе явлений понятия должны быть взаимосвязаны друг с другом и образовывать систему понятий, с помощью которой мы можем удовлетворительно объяснить все входящие в нее явления». В физике, химии, геологии, ботанике, зоологии, физиологии, психологии, социологии и т. д. различные концептуальные системы объединяют и объясняют все явления в различных разделах.

Опять же, эти концептуальные системы в разных отделах объединены в единую систему. Это единство знания и есть цель научного исследования.

IV. Функция понятий :

Понятия играют важную роль в мышлении. Они являются важными инструментами в мышлении. Во-первых, они помогают нам систематизировать и унифицировать наши представления о вещах, классифицируя их. Понятие объединяет в мыслях всех индивидуумов одного класса.

Низшие понятия подводятся под высшие понятия, а те опять под еще более высокие понятия. Концепция лежит в основе классификации. Он систематизирует наши знания. Во-вторых, понятия экономят мысль.

Они освобождают ум от бремени запоминания сбивающего с толку разнообразия объектов опыта, заменяя их умеренным и управляемым количеством понятий. В-третьих, понятия распространяют мысль на прошлое, далекое и будущее.

Это мысли общих элементов всех людей, принадлежащих к разным классам во все времена и во всех местах. Наконец, понятия необходимы для рассуждений. Рассуждение состоит в переходе от данных суждений к заключающемуся в них новому суждению. А суждения состоят из понятий и идей. Более того, никакое рассуждение невозможно без понятия, служащего средним термином.

Процессы мышления:
(i) Суждение :

Суждение – это умственный процесс, с помощью которого ум сравнивает две или более идей или понятий друг с другом. Это понимание отношения между двумя вещами или качествами или между вещью и качеством.

Суждение – это процесс сознательного объединения двух или более различных понятий, восприятий, идей или понятий в более сложную идею. ‘Небо голубое’. Это суждение. Здесь ум сознательно соединяет восприятие неба с восприятием голубого, объединяет их в сложную идею голубого неба и верит в его реальность.

«Человек смертен». В этом суждении разум объединяет понятия «человек» и «смертность» в сложную идею «смертного человека» и верит в ее реальность.

(ii) Рационализация:

Рационализация – это процесс мышления, который приводит приемлемые причины неправильного действия человека, скрывая при этом тайный мотив, чтобы избежать самоупреков и упреков других.

Иногда мы рассуждаем, чтобы оправдать уже совершенный неправильный поступок, который противоречит общепринятой в обществе норме и вызывает критику со стороны нас самих и других людей. Так мы рассуждаем, чтобы выяснить разумный мотив нашего поступка.

Мы пытаемся найти какой-нибудь приемлемый общий принцип, объясняющий наши действия. Такой вид рассуждений называется рационализацией. Премьер-министр назначает своего неквалифицированного сына государственным министром при себе и оправдывает свой поступок тем, что хочет, чтобы под его началом работал надежный человек, и что надежность лучше квалификации, чем академическая награда. Таким образом, он рационализирует свой поступок.

Мы прибегаем к рационализации, чтобы также оправдать наши ошибочные убеждения. Консервативные индусы приводили правдоподобные или благовидные доводы в пользу своих любимых верований в детские браки, в сожжение вдов на погребальных кострах умерших мужей, в неприкасаемость и т. д. Они рационализировали свои ошибочные убеждения.

Рационализация свойственна детям и взрослым. Дети, которые опаздывают в школу, рассказывают учителям, что их задержали родители для срочной работы по дому. Они скрывают свое отвращение к школе или больший интерес к игре или сплетням.

Они оправдывают свои неправильные действия. Взрослые отказываются от приглашения на интеллектуальную дискуссию из-за нехватки времени, когда их истинным мотивом является отвращение к ней. Иногда люди не вполне осознают свои истинные мотивы, хотя они и известны другим.

Бред или стойкое ложное убеждение поддерживается пациентом с некоторыми интеллектуальными способностями путем рационализации. Он поддерживает свое ложное убеждение благовидными причинами. Бредовые идеи о его нормальных или ненормальных личностях всегда рационализируются.

(iii) Идентично ли мышление внутренней речи?

Согласно Уотсону и другим бихевиористам, мышление — это не умственный процесс; но это идентично явным или неявным речевым движениям. Мышление состоит в вокальной или субвокальной речи. Мышление — это «сдержанная речь», «негромкая речь или неявное речевое движение».

Эта гипотеза кажется правдоподобной, поскольку во время мышления мы более или менее разговариваем сами с собой. Мы часто осознаем нашу внутреннюю речь в ходе нашего мышления. Мы часто бормочем слова и делаем неслышные речевые движения, продолжая думать. Но эти факты доказывают, что мышление и внутренняя речь очень часто идут вместе. Они никак не могут доказать, что мышление тождественно внутренней речи.

Иногда мышление осуществляется без языка. Когда мысль очень активна, речь может стать фрагментарной. Некоторые мысли нелингвистичны. Иногда мы думаем об объекте, но не помним его названия. Иногда мы произносим готовую речь без соответствующего обдумывания.

Даже когда мы произносим импровизированную речь, наше мышление опережает речь. Мышление идет впереди, а речь следует за ним. Иногда мы читаем страницы, не понимая ни единого слога. Здесь наше мышление и чтение не согласуются друг с другом.

Мы читаем знакомый отрывок, не понимая его значения, а думая при этом совсем о другом. Мы можем про себя повторять знакомый стих, при этом быстро считая вслух. Здесь мышление отличается от сопровождающей его речи.

Мы можем представить себе последовательность сцен, не производя сенсорных и двигательных переживаний, связанных с первоначальным восприятием. Иногда нам трудно найти слово, необходимое для выражения значения, которое мы, несомненно, имеем в виду.

Мы часто застреваем даже на знакомом слове. Все эти факты ясно указывают на то, что мышление предшествует речи и не тождественно ей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *