Тема 6. Социально-психологические явления и процессы
1Процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь – это … а) воспитание; б) отношение;
в) взаимодействие; г) влияние.
2Социальными объектами (субъектами) являются …
а) отдельные люди; б) неофициальные социальные группы;
в) официальные группы людей; г) отдельные люди и группы.
3Социальное взаимодействие включает … а) наличие совместной деятельности; б) влияние людей друг на друга; в) взаимопонимание;
г) наличие совместной деятельности и взаимное влияние людей. д) Все ответы верны.
е) Все ответы неверны.
4При оценке стиля межличностного взаимодействия не применяется такой критерий как … а) характер ответственности;
б) характер идентификации; в) характер выдвигаемых целей. г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.
5Продуктивный стиль взаимодействия характеризуется …
а) разработкой как близких, так и далеких целей; б) концентрацией внимания на близких целях; в) концентрацией внимания на далеких целях.
г) Цели заранее не выдвигаются, взаимодействие протекает спонтанно.
6 При непродуктивном стиле взаимодействия … а) отсутствует идентификация членов группы друг с другом, каждый несет
ответственность за свой участок работы;
72
б) члены группы идентифицируют себя с ней, с лидером группы, и всю ответственность несет лидер;
в) все члены группы слабо идентифицируют себя с ней, и поэтому всю ответственность за совместно выполненную работу возлагают на лидера;
г) участники взаимодействия устойчиво идентифицируют себя друг с другом, с группой в целом и несут коллективную ответственность за выполненную работу.
7Неверно, что социальное взаимодействие … а) недоступно для восприятия окружающими; б) предполагает наличие общей цели; в) по-разному воспринимается его участниками;
г) может осуществляться с использованием вербальных и невербальных средств;
д) приводит к изменению поведения его участников; е) может быть непреднамеренным.
8Термин «конгруэнтность» означает …
а) бесконфликтность; б) взаимопонимание, согласованность переживаний, ожиданий;
в) сходство темперамента и характера; г) содержательность и логичность.
9К низшему уровню взаимодействия не относятся такой признак как … а) наличие совместной деятельности; б) принятие-непринятие; в) полное взаимопонимание;
г) восприятие людьми друг друга.
10К низшему уровню взаимодействия относится …
а) анализ сходства — различий; б) эффективное влияние людей друг на друга;
в) способность предвидеть будущие действия партнера. г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.
11Главной характеристикой среднего уровня взаимодействия является … а) продуктивная совместная деятельность; б) наличие непосредственных контактов; в) наличие совместной деятельности; г) анализ сходства-различия партнеров.
12Кооперация – это тип взаимодействия, когда партнеры …
а) уважают друг друга;
73
б) имеют общие цели; в) достигли согласия о целях и стремятся его не нарушать;
г) имеют собственные цели и противоборствуют.
13Конкуренция – это тип взаимодействия, когда партнеры … а) уважают друг друга; б) имеют общие цели;
в) достигли согласия о целях и стремятся его не нарушать; г) имеют собственные цели и противоборствуют.
14В рамках каких систем могут возникать психологические отношения? а) Только «субъект — объект».
б) Только «субъект — субъект».
в) Как «субъект — объект», так и «субъект — субъект». г) В некоторых системах «субъект — субъект».
15Субъект – субъектные отношения – это …
а) отношение человека к другим людям; б) отношение человека к самому себе;
в) отношение человека к другим людям и самому себе. г) Нет правильного ответа.
16Отношения в психологическом понимании присутствуют при контактах человека с … а) людьми и их группами;
б) материальными вещами; в) идеальными понятиями и объектами. г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.
17Верно ли, что отношения возникают только при непосредственном взаимодействии?
а) Да. б) Нет.
в) По-разному, в зависимости от возраста человека. г) По-разному, в зависимости от пола человека.
18Отношение проявляется как …
а) готовность к определенному взаимодействию; б) физическое взаимодействие; в) «идеальное», «мысленное» взаимодействие. г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.
74
19Более устойчивыми, неизменными являются … а) субъект — субъектные отношения; б) субъект – объектные отношения.
в) Значимых различий нет. г) Все ответы неверны.
20Соотношение общественных и психологических отношений можно описать следующим образом:
а) психологические отношения включены в общественные; б) общественные отношения включены в психологические; в) это синонимы;
г) между психологическими и общественными отношениями нет ничего общего.
21Социальный и экономический строй общества является основой …
а) психологических отношений; б) общественных отношений;
в) психологических и общественных отношений; г) экономических и правовых отношений.
22Соотношение между параметрами «симпатия – антипатия» и «притяжение — отталкивание» выглядит следующим образом: … а) «симпатия – антипатия» представляет собой эмоциональный компонент
взаимоотношений, а «притяжение — отталкивание» — поведенческий; б) «симпатия – антипатия» и «притяжение — отталкивание» описывают эмо-
циональные компоненты взаимоотношений; в) «симпатия – антипатия» и «притяжение — отталкивание» описывают пове-
денческие компоненты «привлекательности — непривлекательности»; г) «симпатия – антипатия» описывает поведенческий компонент взаимоот-
ношений, а «притяжение — отталкивание» — эмоциональный.
23Верно ли, что сила притяжения (отталкивания) прямо пропорциональна степени симпатии (антипатии)?
а) Да.
б) Наоборот, чем сильнее симпатия (антипатия), тем слабее притяжение (отталкивание).
в) Степень притяжения (отталкивания) не всегда связана с силой симпатии (антипатии).
г) Все ответы неверны.
24Увеличение числа признаков, значимых для установления отношений, приводит к … а) увеличению избирательности отношений и уменьшению числа партнеров;
75
б) увеличению числа партнеров, так как чем больше признаков-критериев, тем больше людей соответствуют хотя бы одному из них;
в) уменьшению числа партнеров – снижению избирательности; г) снижению избирательности – круга лиц, соответствующим всем требова-
ниям-признакам.
25 Увеличение глубины отношений связано с … а) расширением функций отношений и, следовательно, увеличением дистан-
ции; б) уменьшением круга обсуждаемых вопросов и устранением ролевых кли-
ше, стереотипов; в) увеличением круга обсуждаемых вопросов и уменьшением дистанции в
общении; г) уменьшением функций и увеличением количества ролевых клише.
26 Ролевые клише – это … а) стереотипные фразы и формы поведения;
б) правила, нормы поведения, принятые в обществе; в) изменения в поведении человека; г) выражение согласия с собеседником.
27 Взаимопонимание предполагает … а) сходство точек зрения, оценок предмета общения;
б) положительную оценку и принятие целей собеседника; в) выбор взаимоприемлемого способа поведения.
г) Все ответы верны. д) Все ответы неверны.
28 Для достижения взаимопонимания важно … а) выдвигать гипотезы о точке зрения партнера и полностью ее принимать;
б) анализировать точку зрения партнера и соотносить ее со своей; в) выбрать свою точку зрения и твердо ее придерживаться, несмотря на об-
стоятельства; г) быть спонтанным в общении – не делать никаких прогнозов и предполо-
жений о точке зрения партнера, своих предпочтениях и т.п.
29Переживание состояния удовлетворения от реального или мысленного контакта с другим человеком – это … а) притяжение; б) симпатия; в) привязанность;
г) привлекательность.
30Совместимость людей определяется … факторами.
76
а) психологическими; б) психофизиологическими;
в) социально-психологическими; г) социологическими.
д) Все ответы верны.
31Межличностная привлекательность определяется … а) сходством установок, интересов, мнений; б) положительным эмоциональным фоном отношений; в) условиями сотрудничества; г) сходством главных качеств в Я-концепциях.
д) Все ответы верны.
32Межличностная непривлекательность определяется … а) различием установок, интересов, мнений; б) отрицательным эмоциональным фоном отношений; в) условиями соперничества; г) различием главных качеств в Я-концепциях.
д) Все ответы верны.
33Взаимодействие людей с целью обмена информацией познавательнооценочного или эмоционального характера – это … а) конфликт; б) принятие решений; в) общение;
г) субъектное отношение.
34В процессе общения человек …
а) сам изменяется; б) изменяет собеседника;
в) изменяются все участники общения. г) Все ответы неверны.
35Соотношение понятий «ролевое» и «деловое» общение можно представить следующим образом:
а) это синонимы; б) ролевое шире, чем деловое;
в) деловое шире, чем ролевое; г) это взаимоисключающие понятия.
36Эмоциональные процессы и состояния собеседников относятся к … стороне общения.
а) межличностной; б) конативной;
77
в) эмотивной; г) коммуникационно-информационной.
37Познание индивидуальных особенностей собеседника относится к … стороне общения.
а) межличностной; б) когнитивной;
в) коммуникационно-информационной; г) эмотивной.
38Обмен мнениями, идеями, относится к … стороне общения.
а) межличностной; б) когнитивной; в) конативной;
г) коммуникационно-информационной.
39 Согласование позиций, мнений, устранение противоречий описывается … стороной общения.
а) межличностной; б) конативной;
в) коммуникационно-информационной; г) когнитивной.
40Взаимодействие людей в процессе общения относится к … его стороне. а) межличностной; б) конативной; в) эмотивной;
г) коммуникационно-информационной.
41Общение по телефону является …
а) прямым вербальным; б) прямым невербальным;
в) опосредованным вербальным; г) опосредованным невербальным.
42Общение посредством писем является … а) прямым вербальным; б) прямым невербальным;
в) опосредованным вербальным; г) опосредованным невербальным.
43Интонация и громкость – относятся к … средствам общения. а) вербальным; б) невербальным;
78
в) прямым; г) опосредованным.
44В результате прохождения информации через фильтр доверия-недоверия
…
а) вся информация или принимается, или отвергается; б) ложная информация принимается, истинная – отвергается;
в) истинная информация принимается, ложная – отвергается. г) Нет правильного ответа.
45Психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению – это … а) конфликт; б) коммуникативный барьер; в) непонимание;
г) декодирование.
46К специфическим особенностям коммуникации между людьми не относится … а) возможность возникновения коммуникативных барьеров;
б) взаимное влияние партнеров друг на друга; в) наличие отношений партнеров.
г) Все ответы верны. д) Все ответы неверны.
47К коммуникативным барьерам понимания не относится …
а) семантический барьер; б) стилистический барьер; в) логический барьер; г) барьер пола и возраста.
48К коммуникативным барьерам социально-психологических различий не относится барьер … а) социальных различий;
б) политических различий; в) пола и возраста;
г) фонетического непонимания.
49К коммуникативным барьерам отношений не относится барьер …
а) противоборствующих желаний; б) межличностной несовместимости; в) отрицательных эмоций.
г) Все ответы верны. д) Все ответы неверны.
79
50 Какие из названных приемов не способствуют обеспечению взаимопонимания в общении?
а) Предвосхищение возможных ситуаций. б) Определение своей точки зрения на объект. в) Согласование общих точек зрения.
г) Нет правильного ответа.
51Социальная перцепция предполагает восприятие человеком (или группой) … а) самого себя и (или) другого члена группы;
б) своей и (или) чужой группы. в) Все ответы верны.
г) Все ответы неверны.
52Стремление воспринимающего оказать влияние на воспринимаемого человека проявляется в таком свойстве социальной перцепции как … а) активность; б) целостность;
в) мотивированность; г) доминантность.
53Зависимость восприятия от направленности личности воспринимающего, его отношения к воспринимаемому – это … социальной перцепции.
а) активность; б) целостность;
в) мотивированность субъекта. г) Все ответы неверны.
54Социальные стереотипы …
а) положительно влияют на социальную перцепцию и взаимодействие; б) отрицательно влияют на социальное взаимодействие; в) оказывают как положительное, так и отрицательное влияние;
г) свойственны только тем людям, которые не умеют анализировать поведение других.
55 Идентификация – это … а) отождествление себя с другим и подражание ему;
б) опознание, узнавание какого-то объекта; в) познание себя посредством сравнения себя с другим; г) подчинение другому.
56 Аттракция предполагает … а) развлечение, радость;
80
б) привязанность; в) познание на основе мышления;
г) общение, взаимодействие.
57 Эмпатия включает … а) сопереживание – единство эмоциональных состояний людей;
б) понимание чувств и эмоций другого; в) положительное отношение к другому человеку. г) Все ответы верны.
58 Рефлексия – это … а) синоним отражения;
б) познание другого — что я думаю о нем; в) познание себя через другого – что он думает обо мне; г) проявление рефлекса.
59Каузальная атрибуция – это … а) приписывание причин; б) описание ситуации; в) механизм самооправдания;
г) прогнозирование развития ситуации.
60При личностной атрибуции причиной случившегося считают … а) себя; б) другого человека;
в) человека, к которому испытывают отрицательные эмоции; г) себя или другого человека.
61При стимульной атрибуции причина случившегося видится в … а) действии какого-то внешнего фактора — стимула; б) действиях человека, который поступал вопреки своей воле;
в) объекте, с которым произошло анализируемое событие; г) действии «судьбы», «рока».
62Функцией социальной перцепции не является …
а) познание другого; б) познание себя;
в) познание предмета совместной деятельности. г) Все ответы неверны.
63 Рефлексия, идентификация, эмпатия – это … а) механизмы социальной перцепции; б) уровни познания другого;
в) уровни эмоционального отождествления с другим человеком;
81
г) механизмы каузальной атрибуции.
64Группы, которые не существуют в реальности, между членами которых отсутствуют взаимоотношения, называются … а) условными; б) естественными;
в) лабораторными; г) формальными.
65Группы, которые образуются на основе личных предпочтений и симпатий
– это … группы. а) естественные; б) неформальные; в) референтные; г) реальные.
66Эталонными называют … группы. а) формальные; б) неформальные; в) высокоразвитые; г) референтные.
67Для коллектива не обязательно(ны) … а) наличие общей цели; б) сплоченность;
в) сходство интересов, ценностных ориентаций; г) гибкость, изменчивость позиций доминирования-подчинения.
68Люди, которые вместе ждут автобус на остановке, представляют собой … группу.
а) условную; б) формальную;
в) неформальную; г) диффузную.
69Учащиеся 8-ых классов РБ образуют … группу.
а) условную; б) реальную; в) формальную; г) естественную.
70 Производственное подразделение представляет собой … группу. а) формальную; б) неформальную;
82
в) лабораторную; г) диффузную.
71Случайные группы, в которых люди объединены лишь общими переживаниями, эмоциями называются … а) условными; б) диффузными; в) формальными; г) референтными.
72Группы, на которые люди ориентируются при оценке своих действий, выборе стратегии поведения называются … а) формальными; б) неформальными; в) референтными; г) нереферентными.
73Соотношение симпатий – антипатий членов группы фиксируется в подструктуре …
а) композиционной; б) межличностных предпочтений; в) коммуникативной;
г) функциональных отношений.
74Осведомленность членов группы о событиях в данной и в других группах отражается в подструктуре …
а) композиционной; б) межличностных предпочтений; в) коммуникативной;
г) функциональных отношений.
75Социально-психологические характеристики членов группы составляют подструктуру …
а) композиционную; б) межличностных предпочтений; в) коммуникативную;
г) функциональных отношений.
76Поведенческий аспект взаимоотношений в группе, проявления взаимозависимости относятся к подструктуре …
а) композиционной; б) межличностных предпочтений; в) коммуникативной;
г) функциональных отношений.
83
77К психологическим характеристикам малой группы не относятся групповые … а) традиции; б) мнения;
в) настроения.
г) Все ответы верны. д) Все ответы неверны.
78Потребности и мотивы членов группы относятся к групповым …
а) мнениям; б) устремлениям; в) традициям;
г) взаимоотношениям.
79Оценка членами группы происходящих событий относится к групповым
…
а) мнениям; б) устремлениям; в) традициям;
г) взаимоотношениям.
80Субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия членов группы и сопровождающиеся различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих – это … а) служебные отношения; б) групповые взаимоотношения; в) групповые настроения; г) сплоченность группы.
81Групповое мнение – это совокупность …, в которых выражается общее или преобладающее отношение членов группы к определенным фактам или явлениям.
а) умозаключений; б) оценочных суждений;
в) понятийных терминов или оценок. г) Все ответы верны.
82Посредством функции воздействия групповое мнение оказывает влияние на … а) поведение членов данной группы;
б) поведение членов других групп; в) поведение лидера группы;
г) эмоциональное состояние членов других групп.
84
83Оценочная функция группового мнения проявляется в том, как … а) члены других групп оценивают стремления данной группы; б) сами члены данной группы оценивают свои стремления;
в) члены группы относятся к различным событиям, происходящим внутри и вне данной группы;
г) члены другой группы оценивают результативность действий, предпринятых данной группой.
84Информационная функция группового мнения позволяет получить разнообразные сведения о …
а) сплоченности группы; б) взаимоотношениях в группе; в) ценностях членов группы. г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.
85Групповое мнение оказывает влияние на убеждения отдельных ее членов
…
а) на уровне сознания; б) на бессознательном уровне;
в) на поведенческом уровне. г) Все ответы верны.
86Включает ли групповое мнение элементы принуждения по отношению к членам данной группы?
а) Да. б) Нет.
в) Только на лидера.
г) Только на руководителя.
87Групповое мнение …
а) неизменно, ригидно; б) очень изменчиво;
в) устойчиво, но способно реагировать на различные события внутри и вне данной группы;
г) изменяется только при смене лидера группы.
88 Групповые настроения … а) повышают эффективность совместной деятельности;
б) снижают эффективность совместной деятельности; в) не влияют на эффективность;
г) могут как повышать, так и снижать эффективность совместной деятельности.
85
89В группе быстрее распространяются … а) настроения; б) чувства;
в) высшие чувства.
г) Значимых различий нет.
90Действенность и живучесть традиции зависит от того, …
а) насколько следование данной традиции способствует удовлетворению потребностей членов группы;
б) как жестко контролируется следование данной традиции; в) насколько широкий круг ситуаций, событий регламентирует данная тра-
диция; г) как давно возникла данная традиция.
91 Сплочение малой группы не позволяет … а) достигнуть ценностно-ориентационного единства;
б) достигнуть наилучших результатов совместной деятельности; в) избегать конфронтации.
г) Все ответы неверны.
92 Функцией группового давления не является … а) обеспечение достижения целей группы;
б) уменьшение индивидуальных различий членов группы, обезличивание; в) сохранение группы как целого; г) регулирование поведения и взаимоотношений членов группы.
86
Основные виды деятельности педагога — психолога школы
Основные виды деятельности педагога — психолога школы
Основными видами деятельности школьного психолога являются:
- психологическое просвещение,
- психологическая профилактика,
- психологическое консультирование,
- психологическая диагностика,
- психологическая коррекция.
В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог.
1. Психологическое просвещение
В нашем обществе существует дефицит психологических знаний, отсутствует психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках и пр.
Психологическое просвещение – это приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям.
Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:
1) знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;
3) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
4) знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания, саморегуляции.
5) достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в учебном учреждении.
Формы психологического просвещения:
- лекции,
- беседы,
- семинары,
- выставки,
- подборка литературы,
- выступления на родительском собрании и пр.
2. Психологическая профилактика
Психопрофилактика – это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.
Психологическая профилактика предполагает:
1) ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;
2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;
3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.
Отечественные психологи считают, что смысл психопрофилактической деятельности в том, чтобы поддержать и укрепить психическое и психологическое здоровье детей и школьников.
Содержание психопрофилактической работы
· Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа.
· Психолог выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии.
· Психолог предупреждает возможные осложнения в психическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень.
· Психолог ведет работу по подготовке детей, подростков и старших школьников к постепенному осознанию тех сфер жизни, деятельностей, профессий, которые им интересны и в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания.
· Психолог заботится о создании психологического климата в детском образовательном учреждении. Комфортный психологический климат – результат взаимодействия многих компонентов, его составляющих, но центральным моментом здесь является общение детей со взрослыми и сверстниками, а также взрослых между собой.
· Психологу следует постараться создать человеческие отношения между родителями и педагогами.
3. Психологическая консультация
Консультативная деятельность – существенное направление работы практического психолога.
Консультативная работа в школе имеет принципиальное отличие от той, которую осуществляет психолог в районных или иных консультациях по вопросам обучения и воспитания детей и школьников. Психолог образования находится непосредственно внутри того социального организма, где зарождаются, существуют, развиваются как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений педагогов и детей, те или иные их качества, их успехи и неудачи и т. д. Он видит каждого ребенка или взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и при анализе всей ситуации в целом.
Консультации проводятся для воспитателей, учителей, администрации образовательного учреждения, учащихся, родителей: они могут быть индивидуальными или групповыми.
Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, повышенная рассеянность, неорганизованность, несамостоятельность, лень, агрессивность, повышенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость; профориентация, отношение ребенка к взрослым в семье, к младшим (старшим) сестрам или братьям.
К школьному психологу обращаются и сами учащиеся, главным образом по вопросам своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания, профессионального и личностного самоопределения, культуры умственного труда и поведения и т. п.
В непосредственном контакте с детьми психолог работает вместе с ними над решением возникающих у них проблем. Это так называемое прямое консультирование. Иногда он консультирует учителей или родителей по поводу тех или иных проблем детей, т. е. прибегает к непрямому, опосредованному консультированию, требующему соблюдения определенных условий.
Психологическую консультацию мы проводим тогда, когда к нам пришли с проблемой, т. е. проблема уже имеется, предупреждать ее появление уже поздно, нужно оказывать помощь. При этом необходимо: а) сначала уточнить и осмыслить проблему, найти средства для ее решения; б) только затем пытаться предупредить, предотвратить возникновение подобных проблем в будущем.
Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. Только таким образом он сможет накапливать опыт решения подобных проблем и в будущем.
Важно, чтобы консультация основывалась на добровольных началах. Многие психологи свидетельствуют, что очень трудно «заставить» воспитателя, учителя проконсультироваться. Лучше, когда инициатива исходит от них самих, так как в этом случае они сознают существование проблемы и мотивированы на ее решение. Кроме того, нужно понимать, что психолог – не волшебник, у которого в арсенале есть волшебная палочка, а также не врач, который может дать таблетку для снятия симптома. Поэтому самое главное при консультировании взрослых и детей – это принятие ответственности за то, что произошло, и желание работать над проблемой.
Если проблема требует глубинной проработки, то психолог может порекомендовать других специалистов, практикующих данное направление, чаще всего, ими оказываются психотерапевты. Психотерапевтическая работа в школе не осуществляется, даже если профессиональный уровень специалистов это позволяет.
Осуществляя консультативную работу в школе, психолог решает следующие конкретные задачи:
1. Консультирует администрацию школы, учителей, родителей по проблемам обучения и воспитания детей. Консультации могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Опыт свидетельствует, что учителя разных классов, с различным педагогическим опытом обращаются чаще всего к психологу по поводу неуправляемости отдельных учащихся, в которых видят злоумышленников и виновников осложненных взаимоотношений.
Не менее сложно консультировать родителей. Нередко родители приходят к психологу по настоятельной рекомендации директора или классного руководителя и в большинстве случаев трудно принимают версии психологических причин отклонений в поведении и обучении их детей. Они довольно часто стараются отвести разговор от поиска причин возникновения того или иного психологического качества ребенка в сферу семейных отношений, быта. Психологу всегда в центре внимания следует удерживать интересы ребенка и стараться избегать опасности погружения в разбирательство бесконечных супружеских или личностных проблем родителей. Хотя, конечно же, нужно понимать, что проблемы детей – это проблемы родителей. Ребенок выступает как симптом семьи. Если родители это видят и принимают – проблема решится, если не принимают и не хотят видеть – то вряд ли им кто-то поможет.
2. Проводит индивидуальные консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.
3. Консультирует группы учащихся и школьные классы по проблемам самовоспитания, профессиональной ориентации, культуры умственного труда и т. п.
4. Способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, методобъединениях, общешкольных и классных родительских собраниях.
5. По запросам народных судов, органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а также других организаций проводит психологическую экспертизу психического состояния ребенка, условий семейного воспитания с целью вынесения соответствующими инстанциями более обоснованных решений, связанных с определением дальнейшей судьбы учащихся (лишение родительских прав, направление школьника в специальные учебные заведения и пр.
4. Психологическая диагностика
В компетенцию и обязанности школьного психолога входит выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и др. Поэтому именно психодиагностика как деятельность по выявлению психологических причин проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных детей, по определению особенностей развития их интересов, способностей, сформированности личностных образований находится в центре внимания психологической службы образования и имеет свою специфику.
Задача психодиагностики – дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, – учителям, воспитателям, родителям.
Перед практическим психологом стоит задача изучения того, как конкретный ребенок познает и воспринимает сложный мир знаний, социальных отношений, других людей и самого себя, как формируется целостная система представлений и отношений конкретного ребенка, как происходит развитие его индивидуальности. Измерение той или иной психической функции или выявление личностной характеристики вне контекста целостного развития ребенка не имеет смысла для практического психолога.
Психолог должен владеть самыми разнообразными методами. Чтобы более глубоко и тонко определить причины того или иного психологического явления или образования, психологу нужно уметь соответствующим образом сочетать данные наблюдения и свои собственные впечатления с заключениями, полученными в результате применения тестов и других объективных методик.
С планом диагностического направления вы можете познакомиться здесь.
· Психологический диагноз
Важный этап психодиагностической работы психолога – формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности ребенка, иными словами – психологический диагноз. Это центральный этап, во имя которого развертываются все предшествующие и исходя из которого могут строиться последующие. Диагноз не просто ставится по результатам психологического обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных в обследовании данных с тем, как выявленные особенности проявляются в так называемых жизненных ситуациях (жизненные показатели). Большое значение при постановке диагноза имеет возрастной анализ полученных данных, причем с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
· Практические рекомендации
Последний этап – разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с детьми, составление долговременного (или иного) плана развития способностей или других психологических образований.
Программы коррекции и развития обычно включают психологическую и педагогическую часть. Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом и учителем, классным руководителем, директором образовательного учреждения, родителями – в зависимости от того, кто будет работать с ребенком, и выполняется педагогами и родителями с помощью и под постоянным наблюдением практического психолога.
Рекомендации, даваемые психологом педагогам, родителям, детям должны быть конкретными и понятными тем, кому они предназначены.
Теория систем / Терапия
Теория систем , также называемая наукой о системах, представляет собой междисциплинарное исследование систем для исследования явлений с целостного подхода. Системы, которые могут быть естественными или искусственными, живыми или неживыми, встречаются во многих аспектах человеческой жизни.
Люди, придерживающиеся системного мышления или системной точки зрения, считают, что невозможно по-настоящему понять явление, разбив его на основные компоненты. Скорее они считают, что для понимания всего явления необходима глобальная перспектива.
Развитие теории систем
Теория систем уходит своими корнями в биологические науки, поскольку некоторые из основателей ее основных концепций, в том числе Людвиг Берталанфи и Умберто Матурана, были биологами. Одной из основных точек зрения теории систем является рассмотрение человека или группы как собственной экосистемы с множеством движущихся частей, которые влияют друг на друга. Принципы теории систем были применены в области психологии для изучения и объяснения моделей поведения. Этот подход был инициирован несколькими людьми, включая Грегори Бейтсона, Мюррея Боуэна, Анатоля Рапопорта, У. Росс Эшби и Маргарет Мид.
Найти терапевта
Концепции теории систем
Система характеризуется группой частей, которые взаимодействуют, образуя единое целое. Системы имеют четкую границу, отделяющую их от внешних элементов и различающую входы или факторы, влияющие на систему, и выходы, или эффекты и продукты системы. Системы также могут иметь петли обратной связи, которые возникают, когда выходы системы возвращаются в качестве входов, образуя цепь. Изменения в одном компоненте системы повлияют на другие компоненты, а также на весь объект в целом. Эта динамика позволяет предсказать, что может произойти, когда в системе произойдет известное изменение.
Теория систем применяется в области психологии, где она называется системной психологией. Люди, рассматривающие психологию через призму системной теории, видят людей, стремящихся к гомеостазу внутри своих систем или групп. Чтобы создать систему, которая работает для всех участников, необходимо учитывать ожидания, потребности, желания и поведение каждого человека в ней. Когда возникают проблемы, они объясняются сбоями в системных взаимодействиях, а не дефицитом одного человека.
Теория систем и семейная системная терапия
В конце 1960-х годов доктор Мюррей Боуэн применил системное мышление к семейной ячейке и разработал теорию семейных систем. Эта теория рассматривает семью как эмоциональную единицу и предполагает, что людей нельзя полностью понять по отдельности. Вместо этого, теоретизировал Боуэн, людей следует рассматривать как часть их семьи происхождения. Позднее концепция Боуэна превратилась в эффективную и широко популярную форму лечения, называемую семейной системной терапией.
В семейной системной терапии семейные отношения, паттерны, общение и поведение изучаются во время сеанса терапии и за его пределами, что позволяет терапевту и другим членам семьи наблюдать, как определенное поведение может влиять на семью. Как только эти модели поведения будут распознаны и поняты, члены семьи смогут научиться новым моделям поведения, которые принесут пользу им самим и остальным членам их семьи.
Теория систем и системная психотерапия
Эффективность семейной системной терапии побудила исследователей и специалистов в области психического здоровья применить ее основные принципы к другим группам людей. Этот новый подход, называемый системной психотерапией или системной терапией, помогает группам понять, как роль каждого члена в группе может повлиять на ее функциональность. Его можно применять к организациям, сообществам или предприятиям. Системная психотерапия превратилась в недирективный, многогранный метод лечения, применяемый в настоящее время в различных обстоятельствах. Системная психотерапия доказала свою эффективность в решении таких проблем, как:
- Беспокойство
- Проблемы с изображением тела
- Проблемы с питанием
- Депрессия
- Злоупотребление психоактивными веществами
- Проблемы в отношениях
Примечательной динамикой системной психотерапии является акцент на том, что семья или сообщество играют жизненно важную роль в собственном выздоровлении и психологическом здоровье. В результате семьи, пары или члены организации принимают непосредственное участие в собственной терапии для решения проблемы, а отдельные участники могут начать трансформировать свое поведение, чтобы сделать его более адаптивным и продуктивным.
Системная психотерапия помогает членам группы обрести позитивные отношения, сохранить взаимоотношения и общее благополучие. Эффективное общение является ключевым инструментом в этом подходе к лечению. Диалог построен для получения знаний, силы и поддержки для всей сущности. Важно отметить, что тесная связь между системной психотерапией и семейной системной терапией привела к тому, что многие люди используют эти термины взаимозаменяемо.
Проблемы и ограничения
Одна из критических замечаний по поводу системной психотерапии заключается в том, что она игнорирует прошлую перспективу при решении проблем. В некоторых случаях изучение истории болезни человека с проблемами психического здоровья может иметь решающее значение для достижения решения.
Ссылки:
- Адамс, К.М., Хестер, П.Т., и Брэдли, Дж.М. (2013). Исторический взгляд на теорию систем. Конференция по исследованиям в области промышленного и системного проектирования. Получено с https://www.researchgate.net/publication/288782223_A_historical_perspective_of_systems_theory
- Меле, К., Пелс, Дж., и Полезе, Ф. (2010). Краткий обзор системных теорий и их управленческих приложений. Служба науки, 2 (1-2), 126-135. doi: 10.1287/serv.2.1_2.126
- Страттон, П. (2011). Доказательная база системной семейной и супружеской терапии. Ассоциация семейной терапии и системной практики . Получено с http://www.aft.org.uk/SpringboardWebApp/userfiles/aft/file/Training/EvidenceBaseofSystemicFamilyandCouplesTherapies (январь 2011 г.).pdf
- Системная психотерапия/Семейная терапия. (н.д.). Получено с http://www.svhf.ie/systemic-family-therapy.html .
- Системная терапия. (н.д.). Клинические партнеры. Получено с https://www.clinical-partners.co.uk/counselling-and-psychotherapy/ Different-Types-of-Trement/Systemic
Понимание ваших систем эмоциональных команд
Как ваш мозг устроен для связи с окружающим миром
Как ваш мозг устроен для связи с окружающим миром
Как ваш мозг взаимодействует с окружающим миром
Согласно исследованию, проведенному нейробиологом доктором Яаком Панксеппом, в мозгу каждого человека присутствует семь различных «эмоциональных командных систем». Каждая система команд координирует эмоциональные, поведенческие и физические реакции, необходимые для определенных функций, связанных с выживанием, включая отдых, размножение и самозащиту.
Доктор Готтман назвал эти системы (например, «Шут», «Сенсуалист» и т. д.), чтобы помочь людям понять, как работает каждая из них. Как он объясняет в «Лекарстве от отношений», признание эмоциональных сходств и различий в ваших отношениях является важной частью предложения и ответа на предложения об эмоциональной связи.
Семь систем эмоциональных команд
Что это за системы эмоциональных команд? Представьте, что ваша нервная система — это железная дорога, а ваши эмоции — поезд. Системы эмоциональных команд — это дорожки, по которым движутся ваши эмоции.
Семь систем управления эмоциями и то, за что они отвечают:
- Шут: игра и веселье
- Сенсуалист: влечение и похоть
- Строитель гнезд: принадлежность, дружба, забота и забота
- Главнокомандующий: господство, контроль и сила
- Проводник: поиск, обучение и постановка целей
- Царь энергии: отдых, поиск еды и поддержание здоровья
- Часовой: бдительность, защита и избежание опасности
Каждый человек имеет разный уровень комфорта в каждой системе. Например, Сьюзен не так нравится ее командная система Jester, как Дэвиду. В то время как Дэвиду нравится играть с их семилетним сыном, Сьюзен больше нравится ее система команд Sentry, которая сосредоточена на защите ее сына от травм.
Каждая система играет ключевую роль в вашей способности реагировать на угрозу, влюбляться или играть.
Эти различные системы команд часто работают вместе для достижения цели. Например, Царь Энергии может призвать Исследователя для поиска пищи, или Строитель Гнезда может использовать Часового, чтобы защитить своего ребенка и высматривать опасность.
Как формируются ваши эмоциональные системы управления
Ваши системы управления формируются в зависимости от вашего темперамента и происхождения. Итак, если вы выросли в семье, где ваши родители всегда были настороже, у вас, вероятно, более развита система Стражей, чем у кого-то, кто вырос в доме, где больше внимания уделялось играм, шуткам и смеху, в результате чего в более развитой системе Jester для этого человека.
Ваш жизненный опыт также влияет на развитие вашей эмоциональной системы управления. Как объясняет доктор Готтман, «наша среда на самом деле влияет на то, как строятся нервные пути в мозгу». Например, количество борьбы и щекотки ребенка может повлиять на формирование системы, которая координирует игру (Шут).
Когда вашими командными системами пренебрегают
Когда предпочитаемый вами уровень активации определенной командной системы не соблюдается, вы почувствуете себя огорченным. Например, если вы тот, кто нуждается в дружбе и общении (строитель гнезда), и вас перевели в новый город на работу, где вы никого не знаете, вы неизбежно испытаете стресс, потому что не удовлетворяете потребности. для связи и принадлежности.
Если вы главнокомандующий и жаждете власти и контроля, но вы встречаетесь с кем-то, кто любит брать на себя ответственность и командовать, тогда конфликт за власть обязательно произойдет.
Ваши системы управления влияют на эмоциональную связь в ваших отношениях. Например, Кейт больше похожа на царя энергетики, и она замужем за Джоном, который больше похож на шута. Часто Джон хочет пойти повеселиться, а Кейт беспокоится о том, чтобы не выспаться и не поправиться.
Обучив Кейт и Джона семи системам управления эмоциями, они смогли рассказать о своих различиях, чтобы лучше понять друг друга. Благодаря лучшему пониманию друг друга они перестали обижаться, когда другой партнер хотел выразить другую систему команд. Когда я работал с этой парой, я помог им настроиться на систему друг друга и помог им найти творческие способы сделать их брак более веселым, игривым и чувственным.
Это применимо даже в контексте дружеских и рабочих отношений. Если вас не устраивает ваша система главнокомандующего, но вы получаете внезапное повышение и теперь руководите большой командой людей, это может быть очень неудобно для вас. Если в душе вы исследователь, но работа, которая не способствует творчеству, любознательности или обучению, может стать скучной и вялой. Если вы Строитель Гнезда, а ваш лучший друг уезжает, вы можете почувствовать себя очень одиноким, потому что больше не удовлетворяете эту потребность в общении со своим лучшим другом.
Поняв свои системы эмоциональных команд, а также системы вашего романтического партнера, вы сможете научиться справляться с различиями таким образом, чтобы удовлетворить потребности обоих партнеров. В результате у вас будет более глубокая интимная связь друг с другом, потому что вы оба чувствуете, что вас понимают и ценят.
Рекомендуемая литература
«Лекарство от отношений» доктора Джона Готтмана
Пройдите тест, начинающийся на странице 101, чтобы узнать, на какие системы команд вы больше всего опираетесь, и прочтите рекомендации о том, как лучше удовлетворить свои потребности и потребности вашего партнера.
«Аффективная нейронаука» доктора Яака Панскеппа
Содержит самую свежую информацию об операционных системах мозга, которые организуют основные эмоциональные тенденции всех млекопитающих.
«Археология разума» доктора Яака Панскеппа
Представляет аффективный нейрофизиологический подход (который учитывает основные психические процессы, функции мозга и эмоциональное поведение, общие для всех млекопитающих) для обнаружения нейронных механизмов эмоционального выражения.
The Marriage Minute — это наш информационный бюллетень по электронной почте от Института Готтмана, который улучшит ваш брак менее чем за 60 секунд. Более 40 лет исследований с участием тысяч пар показывают простой факт: маленькие вещи часто могут со временем привести к большим изменениям. Есть минутка? Зарегистрируйтесь ниже.
Стейси Хаббард, LMFT
Стейси Хаббард, LMFT — сертифицированный терапевт Готтмана и мастер-тренер Готтмана из Ашленда, штат Орегон. До получения степени магистра консультирования в Портлендском государственном университете она работала гидом по приключениям и инструктором по скалолазанию. Вы можете просмотреть ее веб-сайт здесь.