Подростки в современной школе
ПЕРВУШКИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ
ЧОУ «Санкт-Петербургская Школа «Тет-а-Тет»
Учитель Математики Высшей категории
Замдиректора по УВР
ПОДРОСТКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Содержание
Введение
§1. Возрастные особенности учащихся-подростков
§2. Модели взаимоотношения учителя и учащегося-подростка
§3. Причины негативного отношения подростка к школе
§4. Результаты исследования отношения подростков к школе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Современное состояние человеческого общества всё более высвечивает значение образования и воспитания человека. Мир, в котором мы живём, становится сложным и противоречивым. Изменяются социально-экономические системы, приобретают новые измерения наука, техника и культура, происходит переход от индустриального общества к постиндустриальному. Характерное для человеческой цивилизации быстрое усложнение целей, средств и условий деятельности делает необходимым соответствующее наращивание усилий людей по формированию динамичного ценностного основания для решения сложных социально-экономических проблем, для выработки новых смыслов жизнедеятельности.
В сложный переходный период полем формирования человека могут стать образование и воспитание. Посредством образования и воспитания человека включается в жизнь, наполняет её ценностными смыслами и значениями. Образование, благодаря тому, что оно общечеловечно по своей сути, способно противостоять разрушительным тенденциям, устранять условия, дегуманизирующие человека, общество, поддерживать созидательные тенденции. Образование, как сфера духовной жизни общества, располагает возможностями формирования субъекта культуры и морали, формирования у него системы ценностей как осознанных смыслов жизни, которые определяют его гуманистическую направленность.
Новая структура школьного образования ведёт к изменениям в системе воспитательной деятельности, в том числе и в области нравственного воспитания учащихся. Насколько значительными будут эти изменениями, покажет время. Однако сейчас, когда воспитательная работа строится по-новому, необходимо обратить особое внимание на бережное и заботливое сохранение всего лучшего, чем располагает воспитательная практика. «Следует более всего иметь ввиду при новых реформах, — писал К. Д. Ушинский, — чтоб неосторожными преобразованиями не попортить корней того дерева, которое столько уже принесло плодов и продолжает ещё их приносить».
В настоящее время важным аспектом подготовки к вступлению в активную производственную и общественную деятельность является забота о приобретении учениками новых знаний, умений, навыков. Концентрация внимания на познавательном аспекте развития личности не случайна. Она связана с тем, что механизация и автоматизация производства, усовершенствование технологии труда, усложнение всех сфер производственной деятельности предполагает более высокую квалификацию каждого работника. И поэтому нужно убеждать учащихся, что их главная задача — приобретать знания и осваивать свою будущую профессию.
Дети знакомы с элементами высшей математики, просвещены музыкально, размышляют о тайнах мироздания, стремятся достичь успехов в науке, искусстве, спорте. Но при всём этом они остаются детьми, с неустойчивой психикой и ещё не до конца развитой нравственностью, а значит, требуют постоянной заботы и внимания со стороны старших.
Таким образом, актуальны вопросы педагогического влияния на учащихся. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы заставляют походить к этому вопросу по-новому. Школа может считать свои педагогические функции успешно реализованными лишь в том случае, если ученики будут чувствовать определённую психологическую готовность к принятию на себя социальной ответственности, способными осуществлять правильный моральный выбор в сложных и противоречивых жизненных ситуациях.
Если говорить о роли школы в воспитании подростков, то она просто безгранична, и недооценивать ее глупо и непростительно. Во-первых, школа — это источник знаний. Во-вторых, школа — это место, где дети учатся своим первым взаимоотношениям. В-третьих, в школе дети учатся определенным моделям поведения, способности отличать хорошее от плохого. В-четвертых, школа учит дисциплине. Ведь дети учатся вставать, когда им этого не хочется, делать уроки вместо просмотра интересного фильма и многому другому, они учатся сдерживать свои эмоции, которые их так переполняют. То есть роль школьного воспитания постепенно переходит в главную функцию школы, которая заключается в подготовке детей к непростой взрослой жизни, в которую они так рвутся.
Тем не менее, школьное советское и воспитание современное разительно отличаются друг от друга. В советские времена российское школьное образование давало сто очков фору образованию иностранному. Потому что роль школы была не только в закладывании большого количества знаний, но и прежде всего в воспитании. Чего нельзя услышать от некоторых современных педагогов, которые считают, что их роль заключается только в обучении, напрочь исключая воспитательный процесс. Но этого в школе быть не должно, да и не может быть. Школа просто не возможна без воспитания.
Именно школа, в тандеме с родителями позволяет воспитывать гармоничную личность, которая в дальнейшем принесет неоценимую помощь государству своим трудом и навыками, своими знаниями, которые ребенок получил в школьное время. Ребенок, приходит в школу, будучи еще ребенком, а заканчивает полноценным гражданином. Насколько полноценным будет ребенок, зависит именно от школы и от воспитания родителей.
Вместе с тем, сегодня нередко от современных школьников можно услышать, насколько школа им надоела, нелюбима и даже ненавистна. Почему? В чем кроются причины такого отношения? И каково истинное положение дел в этом вопросе? На эти вопросы мы постараемся найти ответ.
Цель исследования: изучить проблему отношения современных учащихся-подростков к школе.
Объект исследования: процесс школьного обучения учащихся-подростков.
Предмет исследования: отношение современных учащихся-подростков к школе.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать возрастные особенности учащихся-подростков.
2. Описать модели взаимоотношений учителя и учащихся-подростков.
3. Выявить причины негативного отношения подростка к школе.
4. Изучить отношение учащихся-подростков к школе.
Методы исследования:
изучение научной литературы;
анкетирование и обработка результатов.
§1. Возрастные особенности учащихся-подростков
Современные дети по-другому воспринимают мир и мыслят по-другому, чем их сверстники еще 10-15 лет назад, они проявляют агрессию, когда их заставляют что-то делать, они требовательные и настойчивые.
С одной стороны, они демонстрируют уникальные способности, быстро схватывают информацию, легко общаются с информационными носителями, а с другой стороны, за последнее время резко увеличилось число детей с ослабленным здоровьем, с синдромом нарушенного внимания или гиперактивностью, с нарушением эмоционально-волевой сферы.
Подростки — это дети, которые находятся на пути к взрослой жизни. Современные подростки живут в очень сложном мире, который отличается от того, в котором жили их родители в подростковом возрасте.
Всех подростков обычно делят на младших (10-12 лет) и старших (12-15 лет), которые хотя и имеют много общего, отличаются друг от друга.
Остановимся на физическом развитии подростка. Прежде всего, следует отметить, что в этом возрасте происходит интенсивное и в то же время неравномерное физическое развитие. Интенсивность проявляется в бурном росте (у девочек максимум роста приходится на 13 лет, у мальчиков примерно на 15 лет), увеличение веса, совершенствование мускульного аппарата, в процессе окостенения скелета.
Мы хорошо знаем, каким нескладным, угловатым выглядит подросток. Это объясняется неравномерным физическим развитием, особенно интенсивно происходит рост скелета и конечностей в длину, а грудная клетка в развитии отстает. Это вызывает и некоторые психологические изменения: подросток осознает свою угловатость, стесняется ее, старается иногда вычурной позой, бравадой, напускной грубостью отвлечь внимание от своей наружности. Даже легкая ирония и насмешка в отношении его фигуры, позы или походки вызывают часто бурную реакцию подростка угнетает мысль, что он смешон и нелеп в глазах людей, поэтому все замечания о внешнем виде надо делать ребенку наедине и только в вежливой тактичной форме. Недопустимы такие замечания в присутствии товарищей, мнением которых ребенок дорожит больше, чем мнением взрослых.
В младшем подростковом возрасте наблюдается ярко выраженное несоответствие в развитии сердечно сосудистой системы, сердце увеличивается в объеме, становится сильным, а диаметр кровеносных сосудов в развитии отстает, это приводит к временным нарушениям кровообращения, повышению кровеносного давления и быстрой утомляемости.
Повышенная утомляемость приводит к тому, что во второй половине рабочего дня дети совершают большое количество необъяснимых, с точки зрения взрослых, поступков, проявляют грубость, раздражительность. Если младший подросток в ответе на незначительное замечание проявляет агрессивную реакцию, не стоит в этот момент стремиться родительской властью подавить бунт. Дайте ребенку успокоиться, а потом спокойно поговорите с ним. Иначе может возникнуть конфликт, который гораздо труднее разрешить, чем предотвратить.
В старшем подростковом возрасте развитие сердца и сосудов выравнивается, вместе с тем происходит конец и пресловутому малокровию мозга. Теперь на место потребности в щадящем режиме труда и отдыха приходит новая потребность в энергетической разрядке. Старший подросток поистине неутомим. Он способен нести большие нагрузки и проявляет завидную выносливость по отношению к разного рода перегрузкам. Избыток энергии влечет за собой такую особенность. Старший подросток не переносит ситуации ожидания. В таких ситуациях у многих детей наблюдаются изменения в поведении, причем изменения в худшую сторону.
Очень важным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, которое вызывает появление чувства взрослости, стимулирует развитие интереса к другому полу, появление новых ощущений чувств, переживаний.
Особенности физического развития сказываются на некоторой неуравновешенности характера, повышенной возбудимости, частой смены настроения. Это необходимо учитывать в воспитании подростков. А теперь поговорим о некоторых особенностях формирования личности. Важнейшей характеристикой подросткового возраста является интенсивное формирование нравственного сознания, овладение морально этическими нормами поведения, возникновение жизненного идеала. Необходимо помнить, что порой в сознании подростка могут сформироваться нравственные понятия и убеждения, противоречащие тем, которые нам хотелось бы воспитать. Неэтичный поступок взрослого, его несправедливость, выбор неправильного средства воздействия — все это может отрицательно сказаться на развитии нравственного сознания. Наказывают, например, дома ребёнка трудом: не выполнил какое-то требование — мой пол, стирай, занимайся уроками. У ребёнка возникает отношение к труду как к чему-то неприятному. Когда же приятным наказывают? Как трудно будет потом сформировать положительное отношение к труду. Сколько сил надо будет затратить!
Как показали исследования, подростки хорошо понимают сущность нравственных понятий: настойчивость, скромность, гордость, но некоторые понятия они оценивают неверно. Например, очень распространена у подростков положительная оценка упрямства. Это связано с неправильным представлением о принципиальности, независимости и самостоятельности. Надо в ненавязчивой беседе без всякого морализирования показать ребятам, что упрямство граничит с глупостью. В этом может помочь совместное обсуждение книг, кинофильмов, жизненных фактов. Одним из важных моментов в развитии личности подростка является формирование. Он начинает всматриваться в самого себя, стремиться познать свои положительные и отрицательные стороны.
Очень важным компонентом самосознания является самооценка. Было обнаружено, что в подавляющем большинстве случаев самооценка подростков завышена. В то же время, взрослые люди имеют тенденцию занижать оценку возможностей подростков. Ситуация, когда взрослые недооценивают подростка с завышенной оценкой, может привести к негативным формам поведения — подросток становится подозрительным, недоверчивым, нередко агрессивным. Заниженная самооценка приводит к застенчивости, неуверенности в себе, редко встречаясь в этом возрасте, она, тем не менее, может дать нежелательные последствия. Люди с заниженной самооценкой не проявляют высокой активности, не выбирают для себя деятельность с элементами соревнования, стесняются высказать собственную точку зрения.
Родители должны стремиться к формированию у своих детей адекватной самооценки, излишне не критикуя и одновременно не захваливая их, предъявляя разумную требовательность, включая посильные виды деятельности. Надо помнить о том, что чувство собственного достоинства, чести, уважения к самому себе нельзя воспитать, если человек не хозяин в своем собственном духовном мире, если нет в нем границы, которую никто не имеет право переступить. Если родители видят, что ребенок неверно оценивает себя, нужно идти за советом к учителю, искать пути формирования адекватной оценки.
От характера самооценки зависит возникновение потребности самоусовершенствования, самовоспитания. Большинство подростков занимаются самовоспитанием, но не всегда оно систематично, не всегда выбраны удачные пути самовоспитания.
В соответствии с программой самовоспитания, в выборе его путей и форм контроля за своим поведением, подросткам, наряду с учителями, могут помочь и родители. Контроль за самовоспитанием, поощрение при победах над собой — это гораздо легче сделать в семье.
Центральным новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости. Это субъективное переживание подростком отношения к самому себе как к взрослому, переживания готовности жить в мире взрослых в качестве полноправного члена этой жизни.
В начале подросткового возраста ребята еще не похожи на взрослых. Они еще много играют, бегают, шалят. Они непосредственно активны, настойчивы в интересах и симпатиях. Но такая внешняя картина детскости обманчива. За ней скрываются важные процессы становления нового. Подростки могут взрослеть незаметно, во многом оставаясь детьми. Сознание собственной взрослости возникает у подростков не случайно. Он чувствует общее настроение своих сил и энергии, видит, как быстро увеличивается его рост, физическая сила и выносливость. Подросток начинает осознавать, что его знание и умение значительно расширяются, что кое-чем он начинает превосходить многих взрослых, например, своих родителей. Все это так, но подросток склонен переоценивать значение этих сдвигов и перемен, и претендует на то, чтобы взрослые относились к нему, как к равному себе. Полезное и хорошее стремление к самостоятельности, осложняющее чувство взрослости, может привести к таким негативным формам поведения, как грубость, игнорирование требований.
Чувство взрослости вызывает стремление к независимости. Поэтому подростки болезненно чувствительны к оценке взрослых, очень остро реагируют на попытки взрослых умалить их достоинство, игнорировать их взрослость. С появлением чувства взрослости связано возникновение стремления к самоутверждению, которое по разному проявляется у младших и старших подростков.
У младших подростков стремление к самоутверждению выражается в потребности занять достойное место в коллективе. Потребность в достойном положении в коллективе столь велика, что ребята не упускают ни одной возможности её удовлетворения. Если у ребёнка все в порядке с успеваемостью, то он не преминет воспользоваться успехами в учёбе, если он хороший спортсмен — это тоже будет использовано. К сожалению, для удовлетворения потребности в достойном положении младшие подростки порой прибегают и к негативным поступкам. Так уродливыми формами самоутверждения являются драчливость, упрямство, грубость, своеволие. К ним младший подросток прибегает до тех пор, пока они служат целям самоутверждения. Так, например, когда упрямство рассматривается у детей как проявление мужества, убеждать упрямого в том, что он стоит на ложном пути, значит, напрасно терять время. Если же, проявляя упрямство, ребёнок будет поставлен в смешное положение, которое будет угрожать его месту в коллективе, с упрямством нетрудно будет покончить.
Важно чтобы родители помогали детям в выборе путей самоутверждения. Строя свои взаимоотношения с младшими подростками, следует помнить, что они не адаптируются к заслуженной похвале, сколь бы часто не обращались к этому средству учителя и родители. Разносы же, устраиваемые некоторыми взрослыми, унижают достоинство младшего подростка, подрывают его авторитет, превращают в объект насмешек. Нанося ущерб положению младшего подростка, воспитатель в какой-то мере теряет влияние на его поведение.
У старших подростков возникает новый вариант потребности самоутверждения — потребность в самоопределении. Это проявляется в том, что старший подросток, в отличие от младшего, стремится утвердиться в собственном мнении куда в большей степени, нежели во мнении окружающих. Поиск самого себя, стремление обрести свое лицо являются олсобенностями возраста старших подростков. Чувство собственного достоинства проглядывает в каждом их шаге. Они бурно реагируют на ущемление своих прав, не терпят угроз в свой адрес, испытывают отвращение к поручениям. Вот почему так трудно приходится воспитателям со старшими подростками.
Ясно, что в общении с ними следует проявлять тактичность, нужно освобождать их от мелочной опеки, излишнего контроля, навязчивой заботливости, необходимо отказаться от категорических распоряжений, приказов. С подростком нужно разговаривать тоном убеждения, совета или просьбы. Только отказ подростка выполнить требование вынуждает взрослого к более твердой и жесткой форме обращения.
Интересной особенностью старшего подростка является его потребность к популярности. Подростки страстно мечтают стать знаменитыми: артистами, полководцами, спортсменами. Жажда популярности столь уж велика, что неутоленной остаться не может, и если ею пренебречь, в поведении старших подростков обнаруживается серия безрассудно дерзких выходок, единственное назначение которых — сделать их авторов знаменитыми. Покончить с такими проделками довольно легко. Для этого надо способствовать удовлетворению потребности популярности. Если имя старшего подростка гремит, так как он хороший пловец, нумизмат или член общества охраны памятников, то вреда в том нет, а польза огромная. Такой герой меньше будет прибегать к разного рода проделкам, чтобы достигнуть популярности.
Строя взаимоотношения с подростками. следует помнить, что подростки очень отзывчивы на доброту: даже самый ершистый старший подросток жаждет ласки. Он готов любить каждого, кто его ласкает. Добрые отношения в семье способствуют разрешению резких конфликтов.
Наблюдения показали, что в подростковом возрасте очень проявляется потребность в общении с товарищами. Изменяется дружба детей. Теперь дружат уже не только потому, что сидят на одной парте или живут в одном доме, а на почве общих интересов, увлечений, взаимного уважения, симпатий. В дружбе подростков наблюдается тесный контакт, доверительность отношений, готовность помочь друг другу, доброжелательная критика недостатков. Такая дружба способствует к взаимообогащению личности друзей, самовоспитанию и нравственному развитию.
Но не всегда дружба носит положительный характер. Иногда она возникает на почве нездоровых интересов, пустого времяпровождения. Хорошо, когда родители знают друзей своих детей, проводят с ними свободные минутки, направляя активность и самостоятельность подростков в нужное русло.
Огромное значение для подростка имеет и участие в жизни коллектива. В коллективе развивается чувство долга и ответственности, привычка подчинять свой интерес, привычка подчинять свои интересы интересам коллектива. Мнение сверстников для детей теперь важнее, чем мнение родителей и учителей. Поэтому родители должны интересоваться делами коллектива, членом которого является ребёнок, по возможности помогать в их коллективных делах.
У старших подростков меняются отношения между мальчиками и девочками. Теряется непосредственность, появляется скованность, робость, стеснительность. У одних это проявляется прямо, у других скрыто под напускным равнодушием, презрением к другому полу.
Интерес друг к другу чаще всего сосуществует с обособленностью мальчиков и девочек. Однако они с большим интересом относятся к возникающим отношениям, особенно к их развитию. В 6-7 классах многих, особенно девочек, занимает вопрос о том, кто кому нравится, хотя о собственных отношениях рассказывают только близким и друзьям. В 6 классе дружба между мальчиками и девочками возникает редко, но если она возникала, то может быть очень эмоциональной, занимать большое место в жизни. Это неплохо, вообще романтические симпатии вызывают желание быть лучше, пробуждают желание защитить, помочь.
Таким образом, общение с товарищами оказывает огромное, часто решающее влияние на формирование личности подростка. Поэтому в орбиту воспитания должны входить отношения с товарищами и друзьями. Многое могут сделать родители, но только в том случае, если у них здоровые, добрые отношения с детьми.
Старший подросток очень дорожит мнением товарищей о его родителях, иногда даже больше, чем мнением о себе. Heбезразлично ему, как они выглядят в глазах общества, пользуются признанием, уважением, не стали ли объектом обсуждения. Он хочет гордиться ими.
Подростки пристально присматриваются к родителям, предъявляют к ним высокие требования, очень волнуются, чтобы родители не уронили своего достоинства при тех или иных неблагоприятных для них обстоятельствах, боятся, что у друзей изменится к худшему мнение о родителях. Родители для установления эмоционального контакта должны убедить подростка, что ими можно гордиться. В семьях, где прислушиваться к мнению детей считают излишним, обычно не удается сохранить ни привязанности детей, ни власти над ними, и помочь школе в воспитании их детей такие родители не в состоянии, хотя помощь такая нужна. Зато как гордится подросток родителями, если есть к тому основания, как стремиться подражать им, как прислушивается к каждому слову! Вот почему ни одна из таких проблем этого возраста не может быть решена, если не уделяется внимание проблеме семейного климата, если семья не помогает школе.
§2. Модели взаимоотношений учителя и учащегося-подростка
Впервые ребенок начинает свое образование еще в дошкольном учреждении, но все же настоящее знакомство с систематическим обучением происходит при поступлении ребенка в школу. Школа имеет большое значение в жизни растущего человечка — приучает его к систематической умственной работе, к общению со сверстниками, воспитывает и развивает личность. В современной российской школе, к сожалению, выполняются не всегда или недостаточно функции воспитания — развитие гармоничной, самодостаточной, адекватно уверенной в себе и своих успехах личности. Происходит это чаще всего, потому что главной целью школа ставит передачу академических знаний, не всегда учитывая особенности возрастных периодов ребенка, способности к творчеству и самостоятельности.
Подросток находится между двумя мирами — он уже не ребенок, но и не взрослый. Этот возраст характеризуется неустойчивой самооценкой, повышенной ранимостью и критичностью, стремлением к самостоятельности. Не встречая понимания в случае, когда педагог не учитывает особенности подросткового возраста, подросток либо замкнется в себе, либо будет открыто идти на конфликт. На одни и те же вещи и явления подросток и учитель, в меру разного возраста, смотрят по-разному. И если педагог не стремится посмотреть на ситуацию глазами подростка, то между ними возможно выстраивание так называемого смыслового барьера, т.е. каждый вкладывает в происходящее свой смысл и диалог, в итоге, проходит на «разных» языках.
В действительности каждый учитель мечтает об идеальном ученике, а каждый ученик — об идеальном учителе. Все мы, повзрослев, имеем разные воспоминания о школьных учителях. Есть учителя, которых мы не помним — ни имени, ни внешности, есть учителя, которых мы вспоминаем с благодарностью (поддерживали, были интересными, справедливыми, с ними связаны какие-то истории из нашей жизни и т.п.). А были и такие учителя, о которых остались не самые лучшие воспоминания. В глазах ребенка, а тем более — подростка, идеальный учитель — это человек справедливый, готовый выслушать и понять, честный и искренний, способный сделать обучение интересным и увлекательным.
Для того чтобы суметь наладить отношения с подростком, учитель должен обладать такими качествами как эмоциональная устойчивость, эмоциональная зрелость и коммуникативная компетентность (умение общаться).
Эмоциональная устойчивость позволяет учителю адекватно и спокойно оценивать факты и быть готовым к любым вопросам и ответам со стороны подростка. Эмоциональная устойчивость позволяет учителю сохранять эмоциональное равновесие среди учеников.
Эмоциональная зрелость — это способность уважать мнение других, даже если эти другие — ученики, а также умение проявлять доброту, сочувствие и взаимопонимание. Это способствует более искренним и неформальным отношениям между учителем и учеником. В жизни немало примеров, когда ученик, уже взрослый, продолжает поддерживать отношения со школьными учителями и это общение приносит радость и удовольствие обеим сторонам.
Компетентность в общении позволяет уважать и принимать подростка такого, каков он есть, учитывая все особенности его возраста. Компетентный в общении учитель никогда не позволит себе постоянную критику, унижения и осмеивание недостатков подростка. Такой учитель будет строить общение на уровне «взрослый — взрослеющий» с уважением и поддержкой. Таким образом, хочется отметить, что учителя играют огромную роль в созревании самооценки и личностных характеристик каждого ученика, с которым сталкиваются.
Но все же, важным моментом является то, что процесс обучения — это движение «навстречу» и настроенность учителя на общение и обучение тоже зависит от противоположной стороны.
Чаще всего в представлении учителя, согласно нашему российскому менталитету, идеальный ученик — это тот ученик, который вовремя учит уроки, быстро соображает, проявляет инициативу и самостоятельность, и никогда не создает проблем своим поведением (соблюдает дисциплину, не спорит и т.п.), а также чуткий, честный и скромный. Образ ученика глазами педагога — это быстро взрослеющий, не создающий дополнительных хлопот человек. В общем-то, все то, что противоречит самому факту подросткового возраста.
Стереотипы в школьном воспитании. А теперь вспомним себя в школьные годы. Отличникам чаще многое прощалось, двоечники всегда оценивались отрицательно. Так происходит тогда, когда учитель не особо всматривается в личность ученика, и чем больше у такого педагога стаж работы, тем больше он склонен разделять своих учеников на «категории» и «типы». По поводу данного феномена хочется привести пример исследований (Митина Л.М., 1991, Реан А.А., 2003), который характеризует разделение учеников учителями на типы:
Первый тип. Ученики-отличники, сотрудничающие с учителем. Обычно, это школьники, являющиеся гордостью учителя. В общении с учениками-отличниками педагоги стремятся проявлять как можно больше положительных эмоций и чувств: их хвалят, побуждают остальных брать с них пример, к ним проявляют доверие, поручают почетные обязанности, предсказывают великолепные перспективы в учебе и в жизни и т.д. Случающиеся же неудачи воспринимаются как проявления временного недомогания или досадного недоразумения.
Второй тип. Ученики, которых учитель считает способными или просто талантливыми, но в определенном смысле трудными (ненадежными, недисциплинированными, работающими не систематически, ленивыми и т.д.). С учениками такого типа общение педагога происходит по двум направлениям:
. Учитель стремится не замечать недостатки в поведении ученика, компенсируя их своим восхищением способностями и перспективами возможных достижений школьника («если такой ребенок захочет, он все сможет»). В этом случае ему прощаются школьные недоделки и трудности характера.
. Второй вариант взаимодействия с таким учеником происходит по сценарию, когда плохое поведение и безответственное отношение к учебе задевают педагога и он, стараясь не замечать способностей школьника, использует любую возможность, чтобы показать, как «преступно и халатно» ребенок ими распоряжается. Более того, иногда конфликт заходит так глубоко, что учитель старается поставить подростка в такую ситуацию, в которой всячески демонстрирует отсутствие у него способностей.
Третий тип. Хорошие (послушные) ученики, благодарные учителю за каждое проявление симпатии и помощи, но считающиеся малоспособными и имеющие слабую успеваемость. Учителя не ждут от них больших успехов, но, тем не менее, проявляют к ним определенную симпатию и стремятся компенсировать их учебные неуспехи доброжелательным отношением к ним. Взаимоотношения с дисциплинированным, но считающимися малоспособным школьником, строятся по принципу сочувствия, содействия, в обмен на послушание и покладистость. Такой стиль взаимодействия с учителем вызывает у подростка привыкание к слабым результатам, а уверенность педагога в невозможности ребенка достичь большего приводит к осознанию учеником своей бесперспективности и формированию оценки себя как неспособного человека.
Четвертый тип. Явно проблемные ученики, с которыми у учителей постоянно возникают противоречия и конфликты. Складывается впечатление, что если бы их не было в классе, то все было бы хорошо. Проблемные ученики вызывают у учителя в подавляющем количестве случаев отрицательные эмоции и чувства: их наказывают, угрожают, недооценивают, оскорбляют и унижают, предсказывают жалкое будущее, приводят в качестве дурного примера, им не доверяют, игнорируют и лишают любых поощрений. Успех такого ученика в учебе или поведении расценивается учителем как ухищрение, уловка и воспринимается им с повышенной подозрительностью и недоверием.
Пятый тип. Это ученики, которые могут быть обозначены как неопределенная, слабо дифференцируемая группа. В эту группу входят ученики, которые практически не привлекают к себе внимания учителя. Таких школьников учителя обычно плохо запоминают, часто путают, из какого они класса, «А» или «Б», и как их зовут. С учениками, относящимися к пятому типу, у педагогов практически отсутствует какое-либо взаимодействие. Они просто их не замечают. Проблемы, достижения и трудности в обучении, поведении, взаимоотношениях с одноклассниками остаются за пределами внимания учителя. Такие школьники отсутствуют в его профессиональном сознании.
Каковы же последствия стереотипного восприятия учеников?
. Подчеркнуто положительное отношение к ученикам первого типа формирует у подростков такие черты как завышенная самооценка, заносчивость и надменность. Кроме того, к таким ученикам со стороны одноклассников, из-за постоянно испытываемого чувства несправедливости, формируется негативное отношение, чувство зависти. Одноклассники нередко радуются явным промахам «любимчиков», у них исчезает умение радоваться за успехи более сильного. Таким образом, отношение, казалось бы, к одному ученику, влияет на свойства личности сразу нескольких. «Любимчики» нередко становятся изгоями, что непременно отражается на восприятии окружающих, как злых и неотзывчивых людей. Окружающие воспринимаются в последующем как «завистливые бездарности».
.Систематическое «прощение» ученикам второго типа безалаберности и недисциплинированности, когда учителя «закрывают глаза» на невыученные уроки и плохо сделанную работу, способствует еще большему развитию этих качеств. У подростков этой группы формируется неприязненное, пренебрежительное отношение к систематическому обучению, а в последующем — к труду.
. В случае, когда подросток второй группы причисляется учителем к «проблемным ученикам» из-за недисциплинированности, неизбежны конфликты и выстраивание «пропасти» между сторонами, исчезает понимание друг друга.
. Если к подростку третьего типа учитель относится благосклонно и это проявляется в том, что ему прощаются невыполнение (или неправильное выполнение) любых заданий взамен на хорошее поведение, то это неизбежно ведет к тому, что подросток привыкает к низким результатам и укореняется в мыслях, что он — бездарная или неспособная на многое личность. Также такое отношение форl
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Подросток и школа — прочее, прочее
Подросток и школаПодростковый возраст всем известен своей сложностью. А связано это с очень простой вещью – перестройкой ценностей ребенка. Именно в этом возрасте главной ценностью человека становится общение и принадлежность к определенной группе людей. И вот именно здесь у многих подростков начинаются проблемы. И не только с учебой, но и часто с родителями.
Дело в том, что в зависимости от той группы сверстников, которая становится ценностью в глазах подростка, учеба может или стать одним из главных показателей успешности, или вовсе обесценится. В первом случае никаких дальнейших проблем со школой у ребенка не должно возникнуть. Ведь если для него важно быть в группе успешных школьников, то и он будет стараться соответствовать их уровню.
Обычно это ребята, еще в младшем школьном возрасте увлекшиеся каким-то делом: кружки, секции, школьное самоуправление или самодеятельность. К тому же при наличии подобного сильного увлечения у родителей появляется еще один рычаг воздействия на ребенка. Ведь лишение возможности заниматься любимым делом – одно из самых тяжелых наказаний. Именно ради посещения любимой секции многие ребята готовы сидеть на уроках, внимательно слушая учителя и выполнять домашнюю работу. Пусть и не всегда на отлично, но эти дети обычно стараются в меру своих способностей. А учителя обычно ценят такое старание и ответственное отношение к учебе.
КАК НЕ ЗАРАЗИТЬ РЕБЕНКА ГРИППОМ И ПРОСТУДОЙ?
Нередко возникают ситуации, когда угрозу для малыша представляют родители, заболевшие гриппом. Иммунная система детей формируется к 12 годам, а до этого они находятся в группе повышенного риска. Идеальный…
.
Труднее придется родителям, чьи дети не имеют стойкого увлечения или выбрали то увлечение, которое совсем не нравится родителям. Для начала придется оценить « опасность» увлечения. Если оно не несет угрозы жизни, здоровью ребенка и не связано с противоправными действиями, то не стоит пытаться переломить желание ребенка чем-то заниматься. В конце концов, подросток – тоже человек и он совершенно не обязан полностью соответствовать чьим-то представлениям о нем.
Если же увлечение влечет за собой снижение интереса к учебе и если родителей это беспокоит, то необходимо прежде всего поговорить с ребенком. Поговорить как со взрослым человеком. Спокойно объяснить родительскую точку зрения, обязательно аргументируя ее. Просто желание родителя – не аргумент для подростка. У него ведь тоже есть свои желания. И вполне резонно для него выполнение своих желаний предпочесть желаниям родителей.
В этом сложном возрасте главная задача родителей – не потерять доверие ребенка. Для этого следует слушать его и обязательно слышать. Говорить с ним следует как со взрослым, но и требования предъявлять выше, чем к младшему школьнику.
Подробнее: https://www.kakprosto.ru/kak-824660-podrostok-i-shkola#ixzz5ZSi6gCP9
Подросток в школе и в семье.
Возрастные особенности личности.
Подростковый возраст — это переходный этап от детства к юности. Строгих рамок и критериев для определения начала и окончания данного периода не существует, но принято считать, что для девочек он колеблется от 10-12 и до 15-16 лет, для мальчиков — от 12-14 и до 17-18 лет. 1 Взросление подростка сопровождается изменениями на физиологическом и психо- социальном уровнях: наступает период интенсивного роста организма, происходит гормональная перестройка, связанная с половым созреванием, а также изменяется социально-психологический контекст развития личности. В психологическом плане в этот период у подростка возможны резкие перепады настроения, импульсивность, раздражительность, эмоциональная нестабильность. Грамотный учитель, педагог знает о возрастных особенностях школьника и должен их учитывать в своей работе. Важнейшей характеристикой этого этапа развития личности является тот факт, что у подростка появляется потребность в освобождении от родительского и учительского контроля, в том числе от установленных ими норм и правил поведения. Психологи утверждают, что здесь происходят изменения в области интересов ребенка: учеба отходит на второй план, подросток сосредотачивается на общении со сверстниками, то есть происходит сдвиг в сторону социально-психологической и социально-педагогической проблематики. Например, Л.С. Выготский выделяет пубертатный возраст 14-18 лет и два кризиса: кризис 13 и 17 лет. По Э. Эриксону подростковый возраст приходится на стадию идентичности (диффузии идентичности), которую человек проходит с 15 до 20 лет. Л.Ф. Обухова говорит, что по современным данным подростковый период охватывает почти десятилетие – от 11 до 20. А.М. Прихожан указывает, что это период длится с 10-11 до 16-17 лет, совпадая в современной российской школе со временем обучения детей в V-XI классах.Распространенная проблема подростков и их родителей — это трудности взаимопонимания. Взрослый человек, родитель, как правило, имеет свою, сформированную ценностную систему. Вопрос того, что «хорошо», что «плохо», давно решен. Что касается подростка, то его понимание мира, в некоторых его аспектах, только формируется. В связи с этим, для родителя важно знать, каковы окружение и сфера интересов ребенка: кто его друзья, чем они увлекаются? Как ребенок учится, какие у него взаимоотношения с одноклассниками? с учителями? Посредством общения у ребенка происходит поиск себя, становление личностных качеств, формирование ценностных приоритетов, поэтому важно, чтобы его среда общения работала не на разрушение его личности, а на её гармоничное развитие. Если ребенок не имеет ни одного увлечения, не занимается в кружке, в спортивной секции, а проводит внеурочное время в обществе подростков с сомнительными интересами, то его шансы попасть в «группу риска» возрастают. Для того, чтобы скорректировать направленность интересов ребенка, необходима прямая заинтересованность родителей и поддержка со стороны школы: только при их участии и доброжелательном настрое возможен контакт с подростком. Подростковый возраст — это традиционный повод для семьи переосмыслить свои внутренние правила, особенно те, которые касаются вопросов самоопределения и дифференциации. Для родителей в данный период взросления ребенка важно, прежде всего, осознать «кризис подросткового возраста», который фактически представляет собой реальный кризис семейной системы. Родители должны принять то, что ребенок взрослеет и что с этим неминуемо связаны изменения в самой семье как психо-социальном и педагогическом институте. Это этап поиска новых авторитетов, который может восприниматься семьей либо как отчуждение ребенка от семьи, уход от контроля, либо как логичный этап взросления. Попытка «навязать» подростку свой родительский опыт будет, вполне возможно, малоэффективна. Человеческой природе свойственно стремление к познанию окружающего мира с опорой на собственный опыт, положительный или отрицательный. Понимание одной и той же проблемы подростком и его родителями может оказаться диаметрально противоположным. При этом, спектр вопросов, по которым может возникнуть конфликт, весьма непредсказуем. Часто бывает так, что подростку повод вовсе не нужен, важен сам спор, ради возможности поиска границ влияния на родителей и выяснения весомости своего слова в семье. И в этом противостоянии позиций и точек зрения может зародиться конфликт. Подчас, чтобы получить определеннуюэмоциональную независимость, подросток противопоставляет себя родителям, с которыми он до сих пор сохранял доверительные отношения. Способность сглаживать конфликт – это искусство, которому нужно учиться не только подростку, но и взрослому. Каждый человек индивидуален в физиологическом плане, а в личностно-психологическом плане он – часть не только малой социальной группы, какой является семья, но и всего социума в целом. Поэтому, в том случае, когда семья не в состоянии справиться с конфликтной ситуацией самостоятельно (в силу недостаточной компетентности и информированности родителей), необходимо обратиться к помощи специалистов, например, таких как психолог, социальный психолог и социальный педагог. Необходимо отметить, что данная проблема периодически освещается в психолого-педагогической литературе. К примеру, в недавно вышедшем номере журнала «Справочник классного руководителя» социально-психологической службой одной из Московских школ была представлена программа «Приобретаем навыки для жизни», обучающая детей «открыто говорить о том, что им не нравится, понимать и принимать настроение другого человека, жить, не конфликтуя с окружающими». Одно из занятий ставит перед собой цель научить детей жить в мире и согласии с учителями, одноклассниками, друзьями, членами своей семьи и другими людьми, а также подвести подростков к мысли о том, что в любых жизненных ситуациях разумно искать компромиссы, а не навязывать свои решения. В роли ведущего данного тренинга выступает классный руководитель, социальный педагог или психолог. Во вступительном слове заявляется о важности того, насколько необходимо принимать слова учителя и родителей с пониманием; как ребенок может сказать взрослому о том, что он с ним не согласен и думает иначе, но так, чтобы никого не обидеть. На обсуждение выносятся такие вопросы, как «Можно ли по внешнему виду человека определить его эмоциональное состояние? Обращаете ли вы внимание на эмоциональное состояние своих родителей, сестер или братьев? Спрашиваете ли, что случилось? Корректируете ли свое поведение с этим человеком в зависимости его эмоций и чувств? Почему?» Проводятся ролевые игры и серия упражнений, в результате которых делаются логические выводы о том, что необходимо быть внимательным и чутким к чувствам и эмоциональному состоянию другого человека, уметь сопереживать, отвлечь, оказать поддержку. Для того, чтобы взаимопонимание было возможно и в результате конфликта не потерять друзей и не приобрести врагов, нужно пытаться найти решение, которое устроило бы обе стороны. 2 2 Лаппо Л.П. Обучение школьников бесконфликтному поведению. // Справочник классного руководителя. 2012. №12/декабрь. С.51-62.Таким образом, трудности взаимопонимания в системе координат «подросток – взрослый (будь то родитель или учитель)» — это проблема, которая существует в разных социальных группах. Она естественным образом вытекает из возрастных, психологических и социальных особенностей личности, которые присущи человеку в подростковый период. Вместе с тем, поставленная проблема отнюдь не ограничивается вопросами подросткового восприятия таких трудностей. Она также является важным аспектом восприятия взрослыми людьми социально-психологических особенностей подростка, что может послужить предметом более детального
Подросток и школа — Женский журнал «SecretWomans»
Маленькие дети чрезмерно тянутся ко всему новому. Школа представляется им таким местом, где взрослые будут давать им полезные навыки, которые прекрасно найдут себе применение в мире. Первые четыре года проходят в игре, а малыш всё ожидает, когда начнётся то самое получение крайне важных и полезных знаний. Проходят учебные года, а пользы обучение даёт всё также мало. Естественно, что пытливому юному уму просто претит сидеть за партой. Тогда на поле выходит фантазия. И направлена она на изобретение методов прогула школы, чтобы можно было потратить это время на более полезные, по мнению самого подростка, вещи.
Глобальный парадокс заключается в том, что и родители прекрасно понимают всё несостоятельность системы современного обучения подрастающих поколений. Вот только взрослые люди уже представляют себе, насколько тернист будет путь, если по нему предстоит пройти без хорошего аттестата. А средств, чтобы адекватным образом разъяснить это юному максималисту, просто не хватает, ведь они не психологи и учителя. Школьные преподаватели совершенно снимают с себя такую задачу, перекидывая муки на семью. От общего бессилия на семью наваливается полоса конфликтов.
Если логичного и понятного объяснения не отыскать, в игру вступает крик. Только чем он громче, тем подросток хуже воспринимает информацию. Слова родителей превращаются для него в обычный белый шум, который не таит в себе смысла, а лишь режет уши. А всё от того, что юные люди видят настоящую ситуацию. Образование совсем не гарантирует хорошей жизни. Каждый нормальный человек имеет и аттестат, и диплом, но на работе интересуются лишь опытом, который негде получать. Как итог, не стоит слишком перегружать себя обучением в школе, ведь оно не станет достаточно прочной опорой в дальнейшем пути.
Школа превращена в такое место, где дети просто проводят время под присмотром, а чтобы хоть чем-то его занять, разные люди выдают порции теоретических фактов без возможности практического применения. Подростки мало в этом отличаются от малышей, их необходимо постоянно завлекать. Если учитель действительно любит преподаваемый предмет и желает его детям донести, он в состоянии оформить урок так, чтобы было не скучно его слушать, и время шло незаметно. Важно, чтобы обе стороны шли навстречу, тогда подростки перестанут полагать, что бесцельно тратят время.
Не нужно тратить уйму сил, чтобы прилично успевать по школьным предметам. Подросткам важно объяснить, что школа обучает умению общаться. Предполагается, что поступив в выбранный университет, молодой студент уже будет обладать приличными навыками общения. Есть люди, которым легко даётся заведение новых знакомств, но так умеют не все. Вот для этого и стоит использовать школьные годы, чтобы понять, какие люди могут встретиться на жизненной дороге, и как с ними себя лучше держать.
Чтобы разбудить в юных головах интерес к проведению времени на уроках и приобретению знаний, подросткам просто нужно на совершенно понятном им языке объяснить все выгоды, которые они смогут получить. Это должна быть польза не после окончания всех классов, а положительные перемены уже в обозримом промежутке. Тогда и исчезнет тот самый конфликт, связанный с образованием.
Вконтакте
Google+
secretwomans.ru
Статья по теме: Подросток в школе и в семье. Возрастные особенности личности.
Подросток в школе и в семье. Возрастные особенности личности.
Un roi avait un fils.
Et ce fils s’était détourné de son père.
On dit au fils : retourne auprès de ton père.
Le fils répondit : je ne peux pas.
Alors son père lui envoya un message en ces termes :
reviens aussi près que tu le peux, et c’est moi qui ferai le
reste du chemin.
(d’après le talmud)
Подростковый возраст — это переходный этап от детства к юности. Строгих рамок и критериев для определения начала и окончания данного периода не существует, но принято считать, что для девочек он колеблется от 10-12 и до 15-16 лет, для мальчиков — от 12-14 и до 17-18 лет.[1]
Взросление подростка сопровождается изменениями на физиологическом и психо-социальном уровнях: наступает период интенсивного роста организма, происходит гормональная перестройка, связанная с половым созреванием, а также изменяется социально-психологический контекст развития личности.
В психологическом плане в этот период у подростка возможны резкие перепады настроения, импульсивность, раздражительность, эмоциональная нестабильность. Грамотный учитель, педагог знает о возрастных особенностях школьника и должен их учитывать в своей работе.
Важнейшей характеристикой этого этапа развития личности является тот факт, что у подростка появляется потребность в освобождении от родительского и учительского контроля, в том числе от установленных ими норм и правил поведения. Психологи утверждают, что здесь происходят изменения в области интересов ребенка: учеба отходит на второй план, подросток сосредотачивается на общении со сверстниками, то есть происходит сдвиг в сторону социально-психологической и социально-педагогической проблематики.
Распространенная проблема подростков и их родителей — это трудности взаимопонимания. Взрослый человек, родитель, как правило, имеет свою, сформированную ценностную систему. Вопрос того, что «хорошо», что «плохо», давно решен. Что касается подростка, то его понимание мира, в некоторых его аспектах, только формируется. В связи с этим, для родителя важно знать, каковы окружение и сфера интересов ребенка: кто его друзья, чем они увлекаются? Как ребенок учится, какие у него взаимоотношения с одноклассниками? с учителями?
Посредством общения у ребенка происходит поиск себя, становление личностных качеств, формирование ценностных приоритетов, поэтому важно, чтобы его среда общения работала не на разрушение его личности, а на её гармоничное развитие. Если ребенок не имеет ни одного увлечения, не занимается в кружке, в спортивной секции, а проводит внеурочное время в обществе подростков с сомнительными интересами, то его шансы попасть в «группу риска» возрастают. Для того, чтобы скорректировать направленность интересов ребенка, необходима прямая заинтересованность родителей и поддержка со стороны школы: только при их участии и доброжелательном настрое возможен контакт с подростком.
Подростковый возраст — это традиционный повод для семьи переосмыслить свои внутренние правила, особенно те, которые касаются вопросов самоопределения и дифференциации. Для родителей в данный период взросления ребенка важно, прежде всего, осознать «кризис подросткового возраста», который фактически представляет собой реальный кризис семейной системы. Родители должны принять то, что ребенок взрослеет и что с этим неминуемо связаны изменения в самой семье как психо-социальном и педагогическом институте. Это этап поиска новых авторитетов, который может восприниматься семьей либо как отчуждение ребенка от семьи, уход от контроля, либо как логичный этап взросления. Попытка «навязать» подростку свой родительский опыт будет, вполне возможно, малоэффективна. Человеческой природе свойственно стремление к познанию окружающего мира с опорой на собственный опыт, положительный или отрицательный.
Понимание одной и той же проблемы подростком и его родителями может оказаться диаметрально противоположным. При этом, спектр вопросов, по которым может возникнуть конфликт, весьма непредсказуем. Часто бывает так, что подростку повод вовсе не нужен, важен сам спор, ради возможности поиска границ влияния на родителей и выяснения весомости своего слова в семье. И в этом противостоянии позиций и точек зрения может зародиться конфликт. Подчас, чтобы получить определенную эмоциональную независимость, подросток противопоставляет себя родителям, с которыми он до сих пор сохранял доверительные отношения.
Способность сглаживать конфликт – это искусство, которому нужно учиться не только подростку, но и взрослому. Каждый человек индивидуален в физиологическом плане, а в личностно-психологическом плане он – часть не только малой социальной группы, какой является семья, но и всего социума в целом. Поэтому, в том случае, когда семья не в состоянии справиться с конфликтной ситуацией самостоятельно (в силу недостаточной компетентности и информированности родителей), необходимо обратиться к помощи специалистов, например, таких как психолог, социальный психолог и социальный педагог.
Необходимо отметить, что данная проблема периодически освещается в психолого-педагогической литературе. К примеру, в недавно вышедшем номере журнала «Справочник классного руководителя» социально-психологической службой одной из Московских школ была представлена программа «Приобретаем навыки для жизни», обучающая детей «открыто говорить о том, что им не нравится, понимать и принимать настроение другого человека, жить, не конфликтуя с окружающими». Одно из занятий ставит перед собой цель научить детей жить в мире и согласии с учителями, одноклассниками, друзьями, членами своей семьи и другими людьми, а также подвести подростков к мысли о том, что в любых жизненных ситуациях разумно искать компромиссы, а не навязывать свои решения. В роли ведущего данного тренинга выступает классный руководитель, социальный педагог или психолог. Во вступительном слове заявляется о важности того, насколько необходимо принимать слова учителя и родителей с пониманием; как ребенок может сказать взрослому о том, что он с ним не согласен и думает иначе, но так, чтобы никого не обидеть. На обсуждение выносятся такие вопросы, как «Можно ли по внешнему виду человека определить его эмоциональное состояние? Обращаете ли вы внимание на эмоциональное состояние своих родителей, сестер или братьев? Спрашиваете ли, что случилось? Корректируете ли свое поведение с этим человеком в зависимости его эмоций и чувств? Почему?» Проводятся ролевые игры и серия упражнений, в результате которых делаются логические выводы о том, что необходимо быть внимательным и чутким к чувствам и эмоциональному состоянию другого человека, уметь сопереживать, отвлечь, оказать поддержку. Для того, чтобы взаимопонимание было возможно и в результате конфликта не потерять друзей и не приобрести врагов, нужно пытаться найти решение, которое устроило бы обе стороны.[2]
Таким образом, трудности взаимопонимания в системе координат «подросток – взрослый (будь то родитель или учитель)» — это проблема, которая существует в разных социальных группах. Она естественным образом вытекает из возрастных, психологических и социальных особенностей личности, которые присущи человеку в подростковый период. Вместе с тем, поставленная проблема отнюдь не ограничивается вопросами подросткового восприятия таких трудностей. Она также является важным аспектом восприятия взрослыми людьми социально-психологических особенностей подростка, что может послужить предметом более детального исследования.
Лаппо Л.П. Обучение школьников бесконфликтному поведению. // Справочник классного руководителя. 2012. №12/декабрь. С.51-62.
[1] Например, Л.С. Выготский выделяет пубертатный возраст 14-18 лет и два кризиса: кризис 13 и 17 лет. По Э. Эриксону подростковый возраст приходится на стадию идентичности (диффузии идентичности), которую человек проходит с 15 до 20 лет. Л.Ф. Обухова говорит, что по современным данным подростковый период охватывает почти десятилетие – от 11 до 20. А.М. Прихожан указывает, что это период длится с 10-11 до 16-17 лет, совпадая в современной российской школе со временем обучения детей в V-XI классах.
[2] Лаппо Л.П. Обучение школьников бесконфликтному поведению. // Справочник классного руководителя. 2012. №12/декабрь. С.51-62.
nsportal.ru
Актуальные проблемы подростков в школе
Подростки в школе
Переоценивая прожитый отрезок времени, нередко многие удивляются: «Неужели это было со мной? Почему я от этого так страдал?» К сожалению, только спустя голы кажется, что детские проблемы – пустяки. Но в период обучения все казалось так сложно – и на уроках, и вне класса. Давайте поговорим на эту тему.Я не ребенок!
Совсем не факт, что школьники, проучившись вместе определенное время, полностью осваиваются в коллективе, и причин для беспокойства быть не может. К тому же, к 12 годам подростки в школе ощущают себя взрослыми. Многие прежние авторитеты рушатся. А новые привязанности – не совсем отвечают нравственным критериям, которые близки взрослым.
Постулат «школьники должны учиться» – актуален во все времена и важность его никто не оспаривает. Но так непросто заставить себя хоть что-то делать, когда:
- «не хочу», «не могу», «отстаньте», «я не маленький» – основа протестов ребенка;
- появляется первая любовь, нередко – не платоническая;
- попытки самоутвердиться за счет дорогих вещей становятся мерилом успешности;
- наглядно выпячиваемая наглость и вседозволенность – важнее таких общепринятых моральных норм, как сдержанность и воспитанность;
- выяснения отношений даже между одноклассниками, с которыми знакомы не один год, приобретают совершенно другой характер, чем прежде;
- никакие оценки не важны, непонятно, зачем учиться: и так все есть, или нельзя достичь того, что хочется немедленно;
- учителя вызывают пренебрежение;
- давно потерян духовный контакт с родителями.
Помогите взрослеть
Все это важно для детей и для вас, если они вам дороги, и не безразлично их будущее. Переосмысление себя и всего вокруг до 18 летнего возраста – не всегда плавный и приятный процесс для ребенка и его родителей. Когда подростки в школе ощущают реально все признаки своего взросления (физиологического и психологического), так необходима помощь родителей. Только близкие люди в состоянии смягчить первые жизненные удары, если:
- стараются поддерживать дитя в любых ситуациях, не слепо веря в то, что ребенок не способен на плохой поступок, а изучив ситуацию, при которой возник конфликт;
- никогда не оскорбляют никого – ни подростка при учителях, ни учителей или одноклассников при нем;
- не забывают, уважая старших и прививая это чувство школьнику, что и взрослые могут быть не правы;
- не справляются – не отчаиваются. Набравшись терпения, больше времени оставляя на совместные прогулки, вылазки с одноклассниками, участвуют в организации мероприятий, проводимых в классе;
- общение с преподавателями – не от случая к случаю и когда придется, а постоянное.
Читайте также:
Проблемы в школеПроблемы подростков
www.ya-roditel.ru
Подросток и школа 🚩 школьные проблемы подростков 🚩 Школы
Дело в том, что в зависимости от той группы сверстников, которая становится ценностью в глазах подростка, учеба может или стать одним из главных показателей успешности, или вовсе обесценится. В первом случае никаких дальнейших проблем со школой у ребенка не должно возникнуть. Ведь если для него важно быть в группе успешных школьников, то и он будет стараться соответствовать их уровню.Обычно это ребята, еще в младшем школьном возрасте увлекшиеся каким-то делом: кружки, секции, школьное самоуправление или самодеятельность. К тому же при наличии подобного сильного увлечения у родителей появляется еще один рычаг воздействия на ребенка. Ведь лишение возможности заниматься любимым делом – одно из самых тяжелых наказаний. Именно ради посещения любимой секции многие ребята готовы сидеть на уроках, внимательно слушая учителя и выполнять домашнюю работу. Пусть и не всегда на отлично, но эти дети обычно стараются в меру своих способностей. А учителя обычно ценят такое старание и ответственное отношение к учебе.
Труднее придется родителям, чьи дети не имеют стойкого увлечения или выбрали то увлечение, которое совсем не нравится родителям. Для начала придется оценить «опасность» увлечения. Если оно не несет угрозы жизни, здоровью ребенка и не связано с противоправными действиями, то не стоит пытаться переломить желание ребенка чем-то заниматься. В конце концов, подросток – тоже человек и он совершенно не обязан полностью соответствовать чьим-то представлениям о нем.
Если же увлечение влечет за собой снижение интереса к учебе и если родителей это беспокоит, то необходимо прежде всего поговорить с ребенком. Поговорить как со взрослым человеком. Спокойно объяснить родительскую точку зрения, обязательно аргументируя ее. Просто желание родителя – не аргумент для подростка. У него ведь тоже есть свои желания. И вполне резонно для него выполнение своих желаний предпочесть желаниям родителей.
В этом сложном возрасте главная задача родителей – не потерять доверие ребенка. Для этого следует слушать его и обязательно слышать. Говорить с ним следует как со взрослым, но и требования предъявлять выше, чем к младшему школьнику.
www.kakprosto.ru
Работа с трудными подростками в школе
Сначала давайте поговорим о «трудных подростках». В регулярной работе с подростками я заметила, что слово «трудный» применительно к детям и подросткам неуместно и даже снижает качество работы специалиста с ними. Почему?
Во-первых, подростки бывают разные, ситуации в их жизни тоже очень разные. К сожалению, иногда детям приходится пройти через такие испытания, с которыми не каждый взрослый человек может справиться. То, что в непростой ситуации подросток стал проявлять неудобные для педагога качества, может быть адекватной реакцией на ненормальную ситуацию. В этом контексте словом «трудный» точнее будет обозначить ситуацию, в которой оказался подросток.
Во-вторых, когда специалист называет своего ученика «трудным подростком», он сужает спектр взаимодействия с ним, увеличивает дистанцию и существенно снижает вероятность оказания ему какой-либо помощи. Что можно сделать с «трудным подростком»? Можно отругать, поставить плохую оценку, выгнать. Если этот же специалист видит, что подросток оказался в трудной ситуации, меняется контекст. Он может помочь, посочувствовать, обсудить варианты решения. Без ярлыков увидеть за подростком человека, которому в данный момент может быть непросто.
По отзывам специалистов, одно только то, что они перестали называть подростков «трудными», в том числе для самих себя, дает качественный скачок в работе с подростками.
Читайте также:
Как завоевать доверие учеников и не потерять авторитет
«Удобные» ученики и качество обучения. Бывает, класс состоит в основном из послушных, внимательных учеников. Они слушают все, что им рассказывают, вовремя задают вопросы, кивают, все понимают. «Удобные» дети легче воспринимают сложную, не подходящую по возрасту, неинтересно поданную информацию. «Неудобные» подростки задают неудобные вопросы, например: «Зачем вы нам это рассказываете?», «Как нам это поможет в дальнейшем?» и другие. Педагогу приходится тщательно продумывать занятия. И в конечном итоге повышать качество образования.
Поэтому если вам приходится иметь дело с учениками, которые не «заглядывают в рот», а имеют свое мнение, которых не так-то просто заинтересовать учебной дисциплиной, у вас есть возможность повышения квалификации прямо на рабочем месте.
Что может помочь педагогу в работе с подростками, не заинтересованными в учебе?
Во-первых, человеческое отношение и сочувствие. Очень жаль, что подростки проводят довольно много времени там, где их держат только формальные требования, но нет их собственного интереса. К сожалению, у многих ребят в этой ситуации нет выбора: им просто надо «отсидеть» в школе полдня, и так каждый день. Многие из них не могут сменить учебное заведение, преподавателя, окончить школу экстерном, пойти работать и т. д. Если они встречают педагога, который это понимает, ситуация уже немного улучшается.
Во-вторых, обозначение минимальных требований к ученикам. Это базовые правила, они могут относиться как к поведению на уроках, так и к освоению учебной дисциплины. Правила могут касаться использования гаджетов, времени возможного опоздания, наличия домашних работ и т. д. Хорошо, чтобы правил было немного и они четко соблюдались. Правила задают структуру, внутри которой возможно договариваться с учениками о менее принципиальных вещах и проч. Также эти правила выполняют важную функцию – вы становитесь более предсказуемым, а значит, и более безопасным для учеников. Когда ученики понимают, что правила работают для всех одинаково, вне зависимости от обстоятельств, они перестают в этой точке сопротивляться, повышается ваш авторитет. Также часто подростки сами начинают поддерживать заданную рамку.
Читайте также:
Проблемы начинающих учителей: как выстроить отношения с учениками
Легализация требований к ученикам. Это продолжение темы про правила, но немного в другом аспекте. В каждой семье, в каждой школе и в каждом классе есть некоторые негласные правила. Это такие правила, которые все понимают, но их редко кто-то озвучивает. Когда дети становятся подростками, часто они начинают проверять все существующие правила. В этот период учителям сложнее всего с негласными, например яркой одеждой, отсутствием бумажного дневника, небольшим опозданием или чтением книги под партой. Потому что учителя это продолжают требовать «по умолчанию», хотя про это никогда не заявляли. Негласные правила лучше пересмотреть, и какие-то позиции отнести к базовым правилам, а какие-то, наоборот, разрешить. Например, иногда можно ходить по классу. Или, выступая у доски, можно использовать планшет и т. д.
Сотрудничество с учениками. Если ученики действительно не заинтересованы в учебе, то в чем они заинтересованы? Можно придумать довольно много вариантов, как именно время урока может быть полезным для конкретного ребенка. Это можно обсуждать вместе с учениками. Даже если вы не сразу получите ответ, то хотя бы ребята будут думать об этом. Что может дать обычный школьный урок? Кто-то может тренировать мастерство устного выступления, эффективную работу в малых группах, написание текстов, готовиться к поступлению в колледж и т. д. Один из вопросов, который можно задать ученикам (устно или письменно, лично, в классе или в мини-группах): «Подумай, как можно сделать это время максимально полезным для тебя?» Для учеников это будет также посланием, что вы цените то время, которое они проводят в одном с вами кабинете.
Адаптация материала для аудитории. Зачастую материал в учебниках сформулирован так, что даже «хорошие» ученики понимают его не с первого раза. Что говорить о подростках, которым учеба дается тяжело.
Читайте также:
Вся методическая помощь учителям на одной странице
Педагогу в этой ситуации пригодятся различные методики интерактивной работы с классом, например:
-
работа в малых группах,
-
работа со спорными утверждениями,
-
групповые дискуссии,
-
просмотр кино/фото/слайдов,
-
помощь более успевающих в учебе учеников менее успевающим,
-
тьюторская поддержка от старшеклассников,
-
ученики могут помогать ребятам из младших классов. И многое другое.
Методов может быть много, их можно заимствовать у коллег, придумывать самим или с подростками. Нововведения можно предлагать в формате эксперимента, когда вы пробуете новый формат работы и в зависимости от результата решаете, оставлять его или нет.
Поддержка учеников за их успехи. Стоит оценивать ученика по его заслугам. Не так важно, что другие знают больше, если сегодня «засидевшийся двоечник» постарался выступить у доски. Поддержите его в первую очередь своим отношением и только во вторую – оценкой. Мы можете сказать, например: «Знаю, было сложно, но ты постарался, я это вижу, и я это уважаю». При этом не стоит преувеличивать успех.
Не сравнивать с другими классами. Если у вас есть несколько классов, то какие-то ученики могут оказаться в ситуации «плохого класса». Подростки из таких классов могут терять мотивацию к учебе просто из-за того, что им говорят педагоги, что они неспособные или хуже, чем другие классы. Даже если класс в параллели самый слабый, ученики это и так понимают. Вы можете подчеркнуть, что ребята самые дружные/спортивные/веселые и т. д.
Читайте также:
Мотивация ученика и ее влияние на учебную деятельность
Внимание к «тихоням». В тени шумных подростков очень часто оказываются тихие неприметные ребята, которым также нужны помощь и внимание. Иногда учебные трудности таких ребят могут быть связаны с неловкостью или стеснительностью, им может быть сложно выступать перед всем классом. В этой ситуации можно их поддержать или предложить альтернативный вариант (например, письменную работу).
В работе с подростками, которые не заинтересованы в учебе, много нестандартных творческих решений, интересных открытий, иногда бессилия и точно много возможностей для профессионального развития. Педагогу важно быть достаточно авторитетным и стабильным, чтобы продолжать управлять классом, а с другой стороны – внимательным и сочувствующим, чтобы сохранять позитивные отношения с учениками.
rosuchebnik.ru