В структуре качеств личности навыки это – —

Структура качеств личности

Вкачествах личности сочетаются наследственные (биологические) и приобретенные при жизни (социальные) составляющие. По их соотношению в структуре личности различают четыре иерархических уровня-подструктуры, носящих следующие условные названия (по К.К.Платонову).

1) Уровень темперамента включает качества, наиболее обусловленные наследственностью; они связаны с индивидуальными особенностями нервной системы человека (особенности потребностей и инстинктов, половые, возрастные, национальные и некоторые другие качества личности).

2) Уровень особенностей психических процессов образуют качества, характеризующие индивидуальный характер ощущений, восприятий, воображения, внимания, памяти, мышления, чувств, воли. Мыслительные логические операции (ассоциации, сравнения, абстрагирование, индукция, дедукция и т.п.), называемые способами умственных действий (СУДами), играют огромную роль в процессе обучения.

3) Уровень опыта личности. Сюда входят такие качества, как знания, умения, навыки, привычки. В них выделяют те, которые формируются в процессе изучения школьных учебных дисциплин — ЗУНы, и те, которые приобретаются в трудовой, практической деятельности — СДП (сфера действенно-практическая).

4) Уровень направленности личности объединяет социальные по содержанию качества, определяющие отношение человека к окружающему миру, служащие направляющей и регулирующей психологической основой его поведения: интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы и мировоззрение. Направленность (вместе с потребностями и Я-концепцией) составляет основу самоуправляющего механизма личности (условно — СУМ).

Морально-этические и эстетические взгляды и свойства личности вместе с комплексом соответствующих ЗУН представляют сферу эстетических и нравственных качеств (условно — СЭН).

Названные уровни можно представить в виде концентрических слоев, в центре которых находится ядро биологически обусловленных качеств, а оболочку образует «направленность» — социальная сущность человека.

Однако в структуре личности имеется ряд качеств, которые могут проявляться на всех уровнях, как бы «пронизывая» их по радиусам. Эти качества, точнее, группы качеств: потребности, характер, способности и Я-концепция личности образуют вместе с уровнями определенный «каркас» личности. Все группы качеств личности тесно взаимосвязаны, обусловливают и зачастую компенсируют друг друга, представляя сложнейшую целостную систему.


Похожие статьи:

poznayka.org

Структура качеств личности

Количество просмотров публикации Структура качеств личности — 242

Личность как содержательное обобщение высшего уровня

Академик РАО В.В. Давыдов ввел в науку термин ʼʼсодержательное обобщениеʼʼ, означающий теоретический образ, получаемый в человеческом сознании путем мыслительных операций, устанавливающих единство системы понятий и их взаимосвязей и представляющий, таким образом, обобщение обобщений. Обобщением такого уровня является и понятие личности. Человек-индивид представляет (условно) совокупность физического и психического содержания. Психика человека (в материалистической концепции -продукт высокоорганизованной материи), в свою очередь, делится (не резко) на’ две части: эмоции и сознание. Сознание отличает человека от животного, оно отражает окружающий мир в мозгу человека. Сознание составляет основу того, что называют личностью.

Существуя в определœенной социальной и материальной среде, взаимодействуя с окружающими людьми и природой, участвуя в общественном производстве, человек проявляет себя как сложная самоуправляющаяся система с огромны спектром различных качеств и свойств. Эта система и есть личность.

Объективное проявление личности выражается во всœех и всяческих взаимодействиях с окружающим миром. Субъективно же она проявляется как осознание человеком существования своего ʼʼЯʼʼ в .мире и обществе себе подобных (самосознание).

Личность — это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств:

— совокупность социально значимых свойств человека;

— система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой; -система деятельности, осуществляемых социальных ролей, совокупность поведенческих актов;

осознание окружающего мира и себя в нем;

система потребностей;

совокупность способностей, творческих возможностей; -совокупность реакций на внешние условия и т. д. Все это образует содержательное обобщение ʼʼличностьʼʼ.

Вкачествах личности сочетаются наследственные (биологические) и приобретенные при жизни (социальные) составляющие. По их соотношению в структуре личности различают четыре иерархических уровня-подструктуры, носящих следующие условные названия (по К.К.Платонову).

1) Уровень темперамента включает качества, наиболее обусловленные наследственностью; они связаны с индивидуальными особенностями нервной системы человека (особенности потребностей и инстинктов, половые, возрастные, национальные и некоторые другие качества личности).

2) Уровень особенностей психических процессов образуют качества, характеризующие индивидуальный характер ощущений, восприятий, воображения, внимания, памяти, мышления, чувств, воли. Мыслительные логические операции (ассоциации, сравнения, абстрагирование, индукция, дедукция и т.п.), называемые способами умственных действий (СУДами), играют огромную роль в процессе обучения.

3) Уровень опыта личности. Сюда входят такие качества, как знания, умения, навыки, привычки. В них выделяют те, которые формируются в процессе изучения школьных учебных дисциплин — ЗУНы, и те, которые приобретаются в трудовой, практической деятельности — СДП (сфера действенно-практическая).

4) Уровень направленности личности объединяет социальные по содержанию качества, определяющие отношение человека к окружающему миру, служащие направляющей и регулирующей психологической основой его поведения: интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы и мировоззрение. Направленность (вместе с потребностями и Я-концепцией) составляет основу самоуправляющего механизма личности (условно — СУМ).

Морально-этические и эстетические взгляды и свойства личности вместе с комплексом соответствующих ЗУН представляют сферу эстетических и нравственных качеств (условно — СЭН).

Названные уровни можно представить в виде концентрических слоев, в центре которых находится ядро биологически обусловленных качеств, а оболочку образует ʼʼнаправленностьʼʼ — социальная сущность человека.

При этом в структуре личности имеется ряд качеств, которые могут проявляться на всœех уровнях, как бы ʼʼпронизываяʼʼ их по радиусам. Эти качества, точнее, группы качеств: потребности, характер, способности и Я-концепция личности образуют вместе с уровнями определœенный ʼʼкаркасʼʼ личности. Все группы качеств личности тесно взаимосвязаны, обусловливают и зачастую компенсируют друг друга, представляя сложнейшую целостную систему.

referatwork.ru

Структура качеств личности

Педагогика Структура качеств личности

просмотров — 115

Вкачествах личности сочетаются наследственные (биологические) и приобретенные при жизни (социальные) составляющие. По их соотношению в структуре личности различают четыре иерархических уровня-подструктуры, носящих следующие условные названия (по К.К.Платонову).

1) Уровень темперамента включает качества, наиболее обусловленные наследственностью; они связаны с индивидуальными особенностями нервной системы человека (особенности потребностей и инстинктов, половые, возрастные, национальные и некоторые другие качества личности).

2) Уровень особенностей психических процессов образуют качества, характеризующие индивидуальный характер ощущений, восприятий, воображения, внимания, памяти, мышления, чувств, воли. Мыслительные логические операции (ассоциации, сравнения, абстрагирование, индукция, дедукция и т.п.), называемые способами умственных действий (СУДами), играют огромную роль в процессе обучения.

3) Уровень опыта личности. Сюда входят такие качества, как знания, умения, навыки, привычки. В них выделяют те, которые формируются в процессе изучения школьных учебных дисциплин — ЗУНы, и те, которые приобретаются в трудовой, практической деятельности — СДП (сфера действенно-практическая).

4) Уровень направленности личности объединяет социальные по содержанию качества, определяющие отношение человека к окружающему миру, служащие направляющей и регулирующей психологической основой его поведения: интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы и мировоззрение. Направленность (вместе с потребностями и Я-концепцией) составляет основу самоуправляющего механизма личности (условно — СУМ).

Морально-этические и эстетические взгляды и свойства личности вместе с комплексом соответствующих ЗУН представляют сферу эстетических и нравственных качеств (условно — СЭН).

Названные уровни можно представить в виде концентрических слоев, в центре которых находится ядро биологически обусловленных качеств, а оболочку образует «направленность» — социальная сущность человека.

При этом в структуре личности имеется ряд качеств, которые могут проявляться на всœех уровнях, как бы «пронизывая» их по радиусам. Эти качества, точнее, группы качеств: потребности, характер, способности и Я-концепция личности образуют вместе с уровнями определœенный «каркас» личности. Все группы качеств личности тесно взаимосвязаны, обусловливают и зачастую компенсируют друг друга, представляя сложнейшую целостную систему.


Читайте также


  • — Структура качеств личности. Профессиональная компетентность педагога

    Заметки на полях Кто неможет взять лаской, тот не возьмет и строго­стью. А. П. Чехов Легко правильно следовать за тем, кто правильно идет впереди. Я. А. Каменский Если ты знаешь средства укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить… [читать подробенее]


  • — Структура качеств личности

    Вкачествах личности сочетаются наследственные (биологические) и приобретенные при жизни (социальные) составляющие. По их соотношению в структуре личности различают четыре иерархических уровня-подструктуры, носящих следующие условные названия (по К.К.Платонову). 1)… [читать подробенее]


  • oplib.ru

    Навыки личности: формирование личностных навыков

    Уровень жизни человека и его успешность во многом определяются его личностными особенностями и навыками. Важно научиться развивать такие навыки личности, которые могут пригодиться в будущем, как для работы, так и для повседневной жизни. Для этого применяют различные методики.

    Краткое содержание статьи:

    Что такое навыки личности? Какие навыки к ним относятся?

    Навык это выработанное путем многократного повторения умение, сформированная способность, которая позволяет достигать результатов в определенном виде деятельности. Навыки человека являются исключительно приобретенными, любой деятельности необходимо учиться. Не существует людей, обладающих какими-либо навыками от рождения, но определенно, у каждого из нас есть больше склонностей к развитию одних навыков, и меньше к развитию других. Кому-то легче научиться рисовать или танцевать, кому-то программировать, а для кого-то быстрее всего окажется освоение языков или игра на музыкальном инструменте.

    Личностные навыки представляют собой набор индивидуальных умений, необходимых для жизни в современном обществе. Они помогают нам справляться с любыми повседневными задачами, взаимодействовать с окружающими и жить продуктивной, и насыщенной жизнью.

    Большую ценность для человека представляют также его профессиональные навыки, которые делают его экспертом в какой-либо области, и помогают овладев определенной профессией, найти хорошую работу, зарабатывать деньги, и приносить пользу обществу.

    Помимо личностных навыков каждый человек обладает набором индивидуальных личностных качеств. Совокупность личностных навыков и качеств личности создают человеческий характер, который в определенной мере заложен в нас от рождения, но также формируется и меняется под воздействием внешней среды и жизненных обстоятельств. Во многом это определяет наши будущие приоритеты и создает фундамент того, какой скорее всего будет наша жизнь. Человек может следовать своему предначертанному жизненному сценарию, либо проявив силу воли, и развивая необходимые личностные навыки и качества, менять его на свое усмотрение, в соответствии со своими целями или мечтой!

    Многие специалисты убеждены, что характер человека формируется в первые пять лет его жизни. В дальнейшем, характер подвергается лишь незначительным корректировкам под воздействием внешних обстоятельств. Но в пять лет вряд ли кто-то уже начинает в серьез задумываться о том, какие личностные навыки помогут ему или ей в жизни. Хотя есть и исключения. Например, маленький Вольфганг Амадей Моцарт уже в 4-х летнем возрасте садился за клавесин, и мог подолгу развлекаться подбором созвучий. Как оказалось позднее, именно эти навыки, а также развитие феноменального музыкального слуха, памяти и умения импровизировать, позволило Моцарту стать одним из самых известных композиторов в мире.

    Как навыки развития личности помогают в жизни?

    Современное общество является настолько сложным и многогранным, что для его функционирования необходимы сотни тысяч навыков различных людей. Вы только представьте любую профессиональную сферу деятельности, например строительство или медицину, и подумайте сколькими навыками должны обладать эксперты этих областей для успешного решения повседневных задач. И это только две области. А теперь предположите сколько всего в мире профессиональных областей, и умножте это число на необходимое количество навыков в каждой. Скорее всего вы не сможете этого посчитать, но говорят что ответ представляет собой цифру, состоящую более чем из десяти знаков.

    Мир нуждается в огромном количестве личностных навыков, и если бы все люди договорились между собой и каждый занимался бы развитием тех навыков, которые ему ближе, и помогал бы вносить вклад в общее дело, то мы бы давно уже раскрыли многие загадки мироздания и освоили бы жизнь в соседних галактиках.

    Но пока мы имеем огромное социальное неравенство в разных странах и растущую безработицу. Поэтому ваш выбор относительно того, какие свои личностные и профессиональные навыки развивать, является очень важным. Это либо может сделать вас востребованным и нужным специалистом в любой стране мира, либо обеспечит вам минимальную заработную плату и небольшую пенсию. Решать вам!

    В течение жизни мы осваиваем новые навыки и умения, в результате чего происходит коррекция характера и жизненных целей. Одним из важнейших качеств, которые принесут невероятную пользу своему обладателю, можно обозначить навык системного планирования собственной жизни. Иными словами, это способность человека придерживаться намеченной цели. Наличие этого навыка позволяет нам придерживаться образа той жизни, которую мы мечтаем построить для себя, и развиваться в тех областях которые мы избрал

    www.justbefirst.org

    Способности в структуре личности

    Факультет: «Психологии, педагогики и права»

    Специальность: «Психология »

    Контрольная работа

    По дисциплине Дифференциальная психология

    Тема: «Способности в структуре индивидуальных свойств»

    2011 г.

    Содержание

    Введение. 3

    Структура и виды способностей. 9

    Задатки способностей, талант, гениальность, мастерство. 12

    Развитие способностей. 15

    Список литературы.. 17

    В психологии под СПОСОБНОСТЯМИ понимают индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся УСЛОВИЕМ успешного осуществления определённой деятельности. Они не являются врождёнными и обнаруживаются только в конкретной деятельности. Именно деятельность является первой пробой способностей и условием их развития.

    Способности являются важным показателем потенциала личности. Однако, наличие способностей ещё не гарантирует успеха.

    При изучении способностей выделяются три основных проблемы:

    1. происхождение и природа способностей;

    2. типы и диагностика отдельных видов способностей;

    3. закономерности развития и формирования способностей.

    Идеалистическая философия и психология истолковывают способности как особые свойства «души».

    В отечественной психологии сегодня принят в основном диалектический подход, указывающий на единство внутреннего и внешнего. Способности есть понятие динамическое. Они существуют не только в движении, но и в развитии . Движущей силой развития способностей, как и всякого развития вообще, является «единство и борьба противоречий».

    Физиологической основой способностей являются ЗАДАТКИ – природные предпосылки способностей. Это некие органические особенности и свойства нервной системы (степень общей активности, повышенная чувствительность нервных структур и т.д.). Однако, задатки лишь обусловливают, но не предопределяют одарённости и возможностей развития человека.

    Выделенные Павловым свойства нервной системы (сила, уравновешенность и подвижность основных нервных процессов – возбуждения и торможения) в значительной степени относятся и к предпосылкам развития способностей.

    Способности складываются из ряда компонентов, в основе которых лежат психические процессы (восприятие, воображение, мышление), необходимые для осуществления деятельности. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами деятельности и их выполнения. Но деятельность является и условием их развития.

    Важным компонентом способностей является повышенная мотивация к соответствующей деятельности. Ибо она обеспечивает интенсивность деятельности, необходимую для развития способностей.

    В настоящее время наиболее употребительными в психологии определениями способностей считаются следующие.

    СПОСОБНОСТИ – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике (Теплов).

    СПОСОБНОСТИ – это закреплённая в индивиде система обобщённых психических деятельностей. В отличие от навыков, способности – это результаты закрепления не способов действия, а психических процессов (деятельностей), посредством которых действия и деятельности регулируются (Рубинштейн).

    В зарубежной психологии при изучении способностей делается акцент на путях выявления и прогнозирования способностей, их соотношения с природными задатками, на использовании тестов и элементов факторного анализа.

    И всё же вопрос о происхождении способностей – загадка тысячелетий – остаётся нерешённым до сих пор. Сегодня следует-таки признать, что к вопросу о происхождении способностей, кроме рассуждений о ЗАДАТКАХ, ничего существенного прибавить пока нельзя.

    Мы будем опираться на определение способностей, предложенное Тепловым Б.М. «Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике».

    Уточним его, пользуясь ссылками на работы Б.М.Теплова. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого… Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей… В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека»

    Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

    Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.

    Рассмотрим вопрос о классификации способностей человека. Их довольно много. В первую очередь необходимо различать природные, или естественные, способности и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например — у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.

    У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

    Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых не-обходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

    Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

    Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятелъностные, или предметно-познавательные, способности — в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в ко

    mirznanii.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *