В тюрьме эксперимент: Разоблачение Стэнфордского тюремного эксперимента — КритМышь

Стэнфордский эксперимент: как игра в тюрьму чуть не стала реальностью

Свободное время

Большинство людей утверждало, что подобные трюки крайне жестоки и бессмысленны. А ученые-психологи разводили руками, не понимая, в чем же их упрекают. Знаменитый Стэнфордский эксперимент, о котором пойдет речь, неожиданно вскрыл проблемы в человеческом обществе, которые, пожалуй, останутся неразрешимыми.

В 2015 году был снят фильм «Стэнфордский тюремный эксперимент»

Фото
Everett Collection/Legion Media

Это исследование, рассчитанное на две недели, было инициировано высокопоставленными офицерами Военно-морского флота США. Здесь уже давно были обеспокоены порядками в морской пехоте, схожими с тюремными. Вечные конфликты, связанные с унижениями, издевательствами и побоями, погасить удавалось с трудом.

Поэтому военные задались вопросом: где искать причины возникновения подобных ситуаций? За проведение необычного эксперимента рьяно взялся молодой социальный психолог Филип Зимбардо.

Роль Филипа Зимбардо сыграл Билли Крудап (в центре)

Фото
кадр из фильма «Стэнфордский тюремный эксперимент»

В августе 1971 года началась подготовительная работа, и в условную тюрьму, расположенную в подвале факультета психологии, должны были попасть 24 участника исследования. Был брошен клич: не желает ли кто за 15 долларов в день попробовать себя в роли охранников и заключенных.

Отозвались многие, но отбор был тщательным и строгим. В число счастливчиков в основном попали студенты колледжей, обладающие отменным здоровьем и психической устойчивостью. А с помощью монеты разыграли, кому из участников эксперимента пребывать в «тюрьме» в качестве охранника или заключенного. Стал известен также и надзиратель: им был назначен лаборант со старшего курса. Роль управляющего взял на себя Филип Зимбардо.

В 2010 году вышел мини-сериал «Эксперимент» с Эдрианом Броуди в главной роли

Фото
кадр из сериала

Охранникам выдали деревянные дубинки, военную униформу и темные очки. Заключенные довольствовались потрепанными халатами, резиновыми шлепанцами, нижнее белье не полагалось. Было еще одно «новшество», которое явно не понравилось заключенным. На лодыжках они должны были носить цепочку и при этом начисто забыть свои имена, помня лишь присвоенные номера. А чтобы заключенные выглядели бритоголовыми, как в настоящей тюрьме, они надевали на головы тугие колготки.

По мнению Зимбардо, эта предварительная часть эксперимента имела целью привести людей в удрученное состояние, вселить в их сердца неосознанный страх. Затем всех участников отправили домой ждать назначенного часа. В условленное время за каждым из них примчался с сиреной настоящий полицейский эскорт. В участке всех подвергли досмотру, взяли отпечатки пальцев, сфотографировали и зачитали права. Поначалу молодых участников эксперимента эта игра даже забавляла. Однако смех закончился, когда их привезли в «тюрьму». Здесь будущих узников раздели догола, провели дезинфекцию и заставили облачиться в тюремную форму с пришитыми номерами.

Фото
кадр из сериала

Но это еще были цветочки: впереди заключенных ждали испытания, которых не увидишь даже в кошмарном сне. В поведении охранников произошли удивительные метаморфозы. Почти каждый из них вошел в заданный образ. На охранников словно нашло затмение: власть над обитателями «тюрьмы» придала им изощренную жестокость по отношению к заключенным. Уже на второй день начались беспорядки, которые удалось подавить только с помощью огнетушителей.

И тогда Филип Зимбардо включил в действие один из пунктов своего эксперимента. Заключенных расселили в «плохой» и «хороший» корпуса. В первом размещались «бунтари», у которых отобрали матрасы, и они спали на голом полу. Вдобавок их отвратительно кормили, чтобы подавить волю и заставить чувствовать себя беспомощными. Потом, чтобы посеять всеобщее подозрение, публично заявили, что в каждом корпусе есть штатный «стукач».

Довольно быстро «тюрьма» превратится почти в настоящую: в грязном и пыльном помещении мнимых преступников будут заставлять до седьмого пота делать физические упражнения. А по ночам поднимать заключенных на перекличку, которая будет проводиться нарочито медленно. Мыться было дозволено лишь единицам, которые, по мнению охранников, вели себя примерно.

Работа Филипа Зимбардо вызвала осуждение в мире

Фото
East News/Legion Media

Однажды один из охранников, проявляющий почти садистские наклонности, заставит недовольного участника эксперимента драить голыми руками туалет. Надо сказать, что разрушение личности в подобных условиях шло семимильными шагами. Вскоре один из заключенных тронется умом, другой покроется нервной сыпью. Но даже это не насторожит великого экспериментатора Филипа Зимбардо.

Смятение и страх царили теперь в условной тюрьме: охранники уже были готовы перейти к более крутым мерам, чтобы показать свою силу и власть над заключенными. Конец этой научной вакханалии положит невеста Зимбардо — аспирантка Кристина Маслах. Когда она придет в «тюрьму» для бесед с заключенными, то содрогнется от ужаса от увиденного. Ее возмущению не будет предела, и эксперимент тут же закроют. Это исследование длилось всего шесть дней и дало пищу для многих размышлений. По крайней мере одно из них верно: загнать человека в угол, оказывается, не так уж сложно.

Марат Сафиулин


Теги

  • психология

Сегодня читают

Какие женские имена дворянские, а какими называли крестьянок — список вас удивит

Как бы выглядели дети известных киношных пар: 20 фото, которые удивят вас не на шутку

«Всего сантиметр ткани»: Деми Роуз продемонстрировала такое крохотное белье, что его даже не видно

«Это уж слишком!»: Юлия Высоцкая показалась без фотошопа в купальнике — ее снимки взорвали Сеть

Ведьмин час: что означает, если вы часто просыпаетесь в три часа ночи — будьте осторожны

Человек, баловавшийся с абсолютной властью / Хабр

В своём докладе на TED в 2008 году Филип Зимбардо для демонстрации сути своего выступления показал картину Эшера «Предел – круг IV», мозаику, составленную из ангелов и демонов. Зимбардо пояснил, что это изображение напоминает нам о том, как «добро и зло, словно инь и ян, сочетаются в человеке». Эти два качества проявляются довольно быстро.

Зимбардо стал знаменитым в 1971 году, проведя стэнфордский тюремный эксперимент, где студенты играли роли охранников и заключённых. Эксперимент был рассчитан на две недели, но его закончили через шесть дней, поскольку охранники начали издеваться над заключёнными, а у некоторых из последних случилось нервное расстройство.

Сам Зимбардо играл ключевую роль. «В этом эксперименте у меня была абсолютная власть, – говорит мне Зимбардо. – Именно я в итоге вмешался и остановил его, но я мог это сделать, и должен был сделать, раньше». Искушение властью может изменить личность, говорит он – и, без сомнения, именно эта мысль помогала ему выступать в суде в защиту Ивана «Чипа» Фредерика, сержанта армейского резерва США, обвинённого в скандале с пытками в тюрьме Абу-Грейб.


Филип Зимбардо

За годы, прошедшие со времени эксперимента, Зимбардо всё больше интересовался позитивной психологией, и основал некоммерческую организацию, продвигающую бытовой героизм и доброту. В декабре он дал интервью изданию Nautilus.


Наставления участников Стэнфордского эксперимента

Что вызвало ваш интерес к власти?

Он происходит из моего детства, когда я рос в гетто в Южном Бронксе. Один из базовых аспектов бедности – отсутствие любой власти. Если вы богаты, у вас есть власть денег; у вас есть социальные связи, власть людей. Если вы бедны, у вас нет ни того, ни другого. Меня всегда интересовал этот вопрос. Для меня образование стало формой власти.

Как вы определяете власть?

Власть – это сила, влияющая на события, хорошие и плохие. Она может быть внутренней, как сострадание, или внешней, как статус или богатство. Власть находится в центре моего представления о зле – о том, что люди вредят, делают больно и убивают других людей разными способами. В исследовании тюрьмы власть – основная тема, поскольку охранникам нужно убедить заключённых, что у них есть практически полная власть над жизнью заключённых.

Что побудило вас разработать стэнфордский тюремный эксперимент?

Стэнфордский тюремный эксперимент был разработан для описания ситуационной власти. Быть охранником в тюрьме – значит, демонстрировать заключённым, что у вас над ними есть власть разного рода, а у них её практически нет. Также я хотел организовать ситуацию, похожую на реальную жизнь, идущую 24 часа в сутки, день за днём, непосредственно наблюдая за изменениями личностей, в то время, как люди вживались в свои роли и становились ими.


Начало: заключённого арестовывают в процессе тюремного эксперимента

Как вы убедились в том, что набранные вами студенты изначально не были забияками?

На объявление в газете Пало-Альто ответило 75 студентов. Мы снабдили их набором личностных тестов и затем случайно выбрали две дюжины наиболее психологически стабильных, чтобы они могли сыграть роли заключённого или стражника. Остальные особенности одинаково распределились среди людей, игравших эти роли.

Пытались ли испытуемые сопротивляться своим ролям заключённых и охранников?

Пытались. Мы приблизили всё к реальности: слушания на совете по условно-досрочному освобождению, визиты родителей. Но в 1971 году студенты были активистами и не любили войну. Многие студенты протестовали против войны, и местная полиция била их или издевалась над ними. Поэтому сначала никто не хотел быть тюремным охранником. Изначально ребятам, играющим роль охранников, было очень трудно войти в неё. Но на второй день заключённые устроили бунт. Они не хотели негуманного обращения с ними, поскольку один из способов забрать у тебя власть – это забрать твоё имя, твой стиль, причёску, и т.п.

Как на бунт отреагировали охранники?

Все 12 охранников собрались и подавили бунт. В тот момент они говорили: «Это опасные преступники. Им нужно показать, кто тут главный». Это изменило всё. Именно тогда это и превратилось в тюрьму. Никто уже не использовал слово «эксперимент». Охранники использовали физическую силу – раздевали заключённых догола, заковывали их в цепи, закрывали в одиночных камерах. Были драки. Охранники использовали психологическое давление, чтобы заставить заключённых чувствовать себя беспомощными и отчаявшимися. Именно тогда мне нужно было вмешаться, но я этого не сделал.


В ожидании слушаний по условно-досрочному освобождению

Похожа ли ситуация в Абу-Грейб на стэнфордский эксперимент?

Абу-Грейб стала стэнфордским экспериментом на стероидах. Охранники работали по 12-14 часов в смену и не покидали территории тюрьмы. Абу-Грейб постоянно бомбили, поэтому охранники жили в камерах. А значит, они оказались полностью впутанными в ситуацию. Многие заключённые были не одеты, поскольку на всех не хватало униформ. Многие были грязными, так как им не хватало душевых. Никто не говорил по-английский. Иракская полиция контрабандой доставляла наркотики и помогала заключённым сбегать; тюрьму бомбили. В такой ситуации работа охранника превращается в кошмар.

Кроме того, у них каждую ночь было по 12 часов свободного времени. И они начали использовать заключённых как игрушки, чтобы скрасить скуку. Заключённые были обнажёнными, или они их раздевали, а потом было ещё хуже. Каждый охранник творил нечто унизительное, и травля продолжалась три месяца. Когда у вас есть власть, вы используете скуку как вам хочется. Линди Инглэнд, одна из женщин-охранниц, говорила: «Мы развлекались и играли». Они не считали, что делают что-то неправильно.

Какую роль в Абу-Грейб сыграло начальство охранников?

Глава военной разведки сказал главе военной полиции: «Мы хотим, чтобы охранники в ночную смену не церемонились. Мы хотим, чтобы они делали всё необходимое, чтобы заключённые рассказали всё».

В дневную смену никакого жестокого обращения не было – 100% злоупотреблений происходили в ночные дежурства. Исторически это самая ясная ситуационная переменная [в психологии – характеристика ситуации или окружения, способная повлиять на коммуникации – прим. перев.]. Ни разу такого не было, чтобы старший по званию спустился в подвал и посмотрел, что там происходит. Охране дали неограниченную власть без всякого надзора. Власть без ограничений – гарантия зла и бедствий.

Подпитывает ли анонимность недопустимое поведение?

В 1950-х в Нью-Йоркском университете я проводил исследования, в которых девушки-студентки надевали капюшоны, из-за чего они чувствовали себя анонимно. Если дать им возможность ударять током других женщин, они в среднем делали в два раза больше болезненных ударов током, чем женщины, не имевшие анонимности. Ощущение человеком анонимности и невозможности выделить его из толпы – ключевые факторы для появления ощущения власти.

Существует ли реальная анонимность?

В интернете. Там можно встретить кибер-хулиганов, людей, притворяющихся кем-то другим. Есть доказательства того, что русские хакеры повлияли на выборы американского президента, распространив ложь о Хиллари Клинтон и повлияв на выборы в демократический конгресс. Многие поверили в интернет-реальность, приняли интернет, как откровение. У интернета огромная власть, которую можно использовать для добра или зла. В случае выборов Трампа мы видим, как эта власть была использована во зло.


Раздетый участник стэнфордского эксперимента в одиночной камере

Почему люди ведут себя по-разному в разных социальных условиях?

У определённых физических условий есть свой набор правил функционирования. Когда вы попадаете в такую ситуацию, она диктует: «Таковы правила. Вот, что нужно делать, и если вы хотите играть в эту игру, вам придётся делать именно это в такой ситуации». Нет доказательств того, что в Абу-Грейб в течение 12 дневных часов происходили какие-либо ужасы. Всё становится очень конкретным, сконцентрированным, локализованным. Вы входите в класс, в тюрьму, в штаб-квартиру компании, и то физическое окружение определяет ваше поведение и устанавливает рамки того, что вы делаете там и тогда. И во многих случаях только там и тогда. Вы уходите оттуда, идёте домой. Вы продаёте ипотеку или займы на ужасных условиях — мы наблюдали случаи экономических коллапсов, и то, что люди делали в таком окружении, а потом вы можете пойти в церковь, быть хорошим отцом и хорошим мужем.

В чём цель проекта «героическое воображение» [Heroic Imagination Project]?

Мы можем воссоздавать ситуации так, чтобы они провоцировали сострадание, заботу, доброту и героические поступки, используя те же самые психологические принципы, только переиначивая всё для появления добра, а не зла. К примеру, обучаем людей, что из пассивного свидетеля вы можете превратиться в активного, умного, эффективного героя. Вместо ограниченного мышления у вас появляется динамически растущее. Мы с командой разработали набор обучающих уроков на основе социальной психологии и власти ситуации, только сейчас мы в каждом уроке учим ситуационному вниманию.

Если бы вы могли переделать стэнфордский эксперимент, что бы вы сделали по-другому?

Я бы назначил себе начальника. У меня был бы омбудсмен, способный прервать процесс. Изучение закончилось бы после второго случая нервного расстройства. Ещё я бы сделал так, чтобы охранники были натренированы в позитивной психологии и сострадании. Оказалось бы тренировки охранников в позитивном мышлении достаточно для того, чтобы переломить негативную ситуацию?

От переводчика: по мотивам эксперимента в 2001 году снят фильм The Experiment.

Стэнфордский тюремный эксперимент | Практическая психология

В 2015 году на экраны вышел фильм «Стэнфордский тюремный эксперимент ». В фильме подробно описан печально известный эксперимент 1971 года, в ходе которого 24 студента колледжа были «посажены в тюрьму». Хотя «эксперимент» должен был длиться две недели, он был прекращен всего через шесть дней из-за психологического воздействия, которое он оказывал как на «охранников», так и на «заключенных».

Так что же на самом деле произошло во время Стэнфордского тюремного эксперимента? Почему это так печально известно? В фильме все правильно, или это просто инсценировка? Узнайте сами.

Чем был Стэнфордский тюремный эксперимент?

После того, как эксперимент Стэнли Милгрэма потряс мир психологии, у многих людей остались вопросы о послушании, динамике власти и злоупотреблении властью. Филип Зимбардо, профессор Стэнфордского университета, хотел глубже изучить эти вопросы. Получив грант от военно-морского флота, Зимбардо организовал Стэнфордский тюремный эксперимент.

Может ли роль человека влиять на его поведение? На этот вопрос хотел ответить Филип Зимбардо.

Как проводился Стэнфордский тюремный эксперимент?

Зимбардо и его команда опросили 70 абитуриентов в Стэнфорде, которые были готовы участвовать в исследовании в течение 14 дней и получать 15 долларов в день. Они хотели убедиться, что выбрали самых ярких и психически здоровых участников. Сократив число претендентов до 24, исследователи подбросили монетку и распределили роли. Половина участников будут заключенными, а половина — охранниками.

Затем исследователи устроили подвал в Стэнфорде, чтобы он выглядел как настоящая тюрьма. Они очень серьезно относились к эксперименту как к симуляции. Заключенных публично «арестовывали» и доставляли в тюрьму. (У них даже брали протоколы, снимали отпечатки пальцев и обыскивали с раздеванием.) 

Команда Зимбардо также давала заключенным номера, которые они должны были использовать вместо своих настоящих имен. Они утверждали, что это поможет дать заключенным чувство анонимности и поможет эксперименту.

Охранники имели полную свободу действий в отношении обращения с заключенными, хотя у них было два основных правила:

  • Охранники не могли поразить заключенных
  • Охранники не могли поместить заключенных в одиночную камеру («дырку») более чем на час

Зимбардо исполнил роль начальника тюрьмы. Его аспиранты и партнеры по исследованиям также играли роли членов «комиссии по условно-досрочному освобождению» и тюремного надзирателя.

Заключенным поручали определенные действия, например, написать письмо домой своим «посетителям» и представить в комиссию по условно-досрочному освобождению дело о том, почему их следует отпустить. Охранники также подвергали заключенных «подсчетам», в ходе которых они заставляли заключенных выполнять прыжки, отжимания и унижающие достоинство действия.

Как долго длился тюремный эксперимент в Стэнфорде?

Стражам не потребовалось много времени, чтобы злоупотребить своей властью. В течение одного дня охранник ударил дубинкой одного из заключенных.

На второй день заключенные попытались взбунтоваться и у них отобрали кровати. Чтобы наказать заключенных, охранники выстрелили в камеру из огнетушителя. Охранники применяли физическое и психологическое насилие, включая лишение сна, для наказания и запугивания заключенных на протяжении всего исследования.

Заключенных заставляли все время носить перевязочные материалы и чулки. Иногда охранники надевали заключенным на головы мешки. После завершения исследования его сравнивали с действиями в центре содержания под стражей Абу-Грейб — с тех пор Зимбардо писал об этом случае и его параллелях с тюремным экспериментом.

Почему он был закрыт?

Очень быстро охранники начали злоупотреблять своей властью. Заключенные начали двигаться по спирали. На третий день заключенный №8612 начал неудержимо плакать и кричать. Он угрожал причинить себе вред и вызвать адвоката. Чтобы избежать потенциальной психологической травмы или судебного иска, его отпустили. Двое других заключенных были отпущены в течение следующих двух дней. Один отказался от еды.

На пятый день в гости к эксперименту пришла девушка Зимбардо (и бывшая ученица). Зимбардо и его команда наблюдали за экспериментом и играли в нем свои роли круглосуточно и без выходных. Увидев ужасы происходящего в тюрьме, она попросила Зимбардо немедленно прекратить «эксперимент». Она даже грозилась расстаться с ним.

На шестой день Зимбардо завершил эксперимент.

Стэнфордский тюремный эксперимент, фильм 

В 2015 году на Netflix был выпущен фильм о Стэнфордском тюремном эксперименте. Фильм больше не транслируется на Netflix, но вы можете заказать версию на DVD, если хотите его посмотреть. Хотя все фильмы, основанные на реальных событиях, рассматриваются с определенной точки зрения, критики говорят, что это очень точное изображение того, что происходило во время эксперимента.

Почему Стэнфордский тюремный эксперимент был неэтичным?

Этот эксперимент показал миру, насколько быстро люди могут злоупотреблять властью, когда она им дана. Но он остается одним из самых спорных экспериментов в мире социальной психологии. Есть несколько причин, почему.

Первое очевидное — это психологическое насилие, которому заключенные подвергались во время исследования. Этично ли подвергать людей таким страданиям и травмам, чтобы многие не смогли выдержать эксперимент?

(Зимбардо утверждает, что ни один из участников не страдал от долгосрочных психологических последствий своего участия. )

Был ли Стэнфордский тюремный эксперимент подделкой?

В последние годы критики также заявили, что результаты не были такими «естественными», как Зимбардо и его команда хотели бы, чтобы вы думали. Стенограммы и аудиозаписи Стэнфордского тюремного эксперимента показывают, что команда Зимбардо «тренировала» охранников. Они сказали им быть «жесткими» ради эксперимента.

Даже заключенные могли «фальсифицировать» свои ответы. Заключенный № 8612, наиболее известный своей леденящей кровь фразой «Я горю внутри!» заявил, что его пребывание в окружной тюрьме Стэнфорда было скорее «упражнением по импровизации». Многие критики сравнили эксперимент с драмой, а не с законным психологическим экспериментом.

Карло Прескотт, тюремный консультант эксперимента, также заявил, что более жестокие методы эксперимента не были придуманы и осуществлены в одиночку охранниками. В своей статье он написал следующее:

«Такие идеи, как надевание мешков на головы заключенных, связывание заключенных цепями и использование ведер вместо туалетов в их камерах, были моим опытом в старой «Испанской тюрьме» в Сан-Квентине и которым я покорно поделился с мозговым центром Стэнфордского тюремного эксперимента за несколько месяцев до начала эксперимента. Утверждать, что все эти тщательно выверенные, психологически крепкие кавказские «гвардейцы» из высшего среднего класса все это выдумали сами по себе, — абсурд».

Длительный эффект Стэнфордского тюремного эксперимента 

Стэнфордский тюремный эксперимент, похоже, поставил больше вопросов, чем дал ответов. Где психологи должны провести черту, когда дело доходит до того, чтобы подвергать участников стрессу? Насколько легко психологи могут размыть границы между «экспериментом» и «симуляцией» или «драмой»? И если Стэнфордский тюремный эксперимент не дал точного ответа на свои первоначальные вопросы о динамике власти и послушании, то какие подобные эксперименты могут дать? Как можно улучшить эксперимент в Стэнфордской тюрьме?

Это лишь некоторые из вопросов, с которыми сегодня сталкиваются психологи. Возможно, ваша работа поможет найти ответы!

Теодор Т.

Теодор — профессиональный преподаватель психологии с более чем 10-летним опытом создания образовательного контента в Интернете. «Практическая психология» начиналась как полезный сборник статей по психологии, чтобы помочь другим студентам, который расширился до канала Youtube с более чем 2 000 000 подписчиков и онлайн-сайта с более чем 500 сообщениями.

Стэнфордский тюремный эксперимент: роли определяют ваше поведение

Этот печально известный Стэнфордский тюремный эксперимент вошел в историю как печально известный пример неожиданных эффектов, которые могут возникнуть при проведении психологических экспериментов над человеческой природой.

Откройте для себя еще 27 статей по этой теме

Не пропустите эти статьи по теме:

  1. Эксперименты по социальной психологии
  2. Эксперимент Милгрэма
  3. Эксперимент с куклой Бобо
  4. Эксперимент Аша
  5. Эксперимент Милгрэма Этика

Как и в реальной жизни «Повелитель мух», он показал вырождение и разрушение установленных правил и морали, диктующих, как именно люди должны вести себя по отношению друг к другу.

Исследование породило больше новых вопросов, чем дало ответов, об аморальности и тьме, населяющих человеческую психику.

Как чисто научное предприятие, эксперимент потерпел неудачу, но он дал некоторые результаты, которые дают представление о человеческой психологии и социальном поведении. Этические последствия этого исследования до сих пор обсуждаются в колледжах и на курсах психологии по всему миру.

Во времена злоупотреблений в Абу-Грейб и Гуантанамо Стэнфордский тюремный эксперимент снова становится актуальным, показывая, что систематические нарушения и попрание прав человека не за горами в любом тюремном учреждении.

Это исследование настолько хорошо известно, что в 2009 году будет выпущен голливудский фильм о Стэнфордском тюремном эксперименте. Эксперимент также был основой многих подобных исследований на протяжении многих лет, но они имели гораздо более строгий контроль и контроль. на месте.

Предыстория

В 1971 году психолог Филип Зимбардо попытался показать, что тюремные охранники и осужденные склонны играть заранее определенные роли, ведя себя так, как они считают нужным, вместо того, чтобы руководствоваться собственными суждениями и моралью.

Зимбардо пытался показать, что происходит, когда у человека отнимают всю индивидуальность и достоинство, и его жизнь полностью контролируется.

Он хотел показать дегуманизацию и расшатывание социальных и моральных ценностей, которые могут произойти с охранниками, попавшими в такую ​​ситуацию.

Метод

Для проведения Стэнфордского тюремного эксперимента Зимбардо построил имитацию исправительного учреждения в подвале Стэнфордского университета.

В местных газетах были размещены объявления, предлагающие 15 долларов в день для участников этой программы. Из 75 ответов были отобраны 24 субъекта мужского пола, признанные наиболее психически и эмоционально стабильными. В основном средний класс и белые, они были случайным образом разделены на две группы: 12 заключенных и 12 охранников.

Группа, выбранная в качестве охранников, была облачена в устрашающую форму «военного образца». Они также были оснащены деревянными дубинками и зеркальными шторами, чтобы предотвратить зрительный контакт и сделать охранников менее человечными.

На вводном собрании Зимбардо, исполнявший обязанности надзирателя на время эксперимента, сообщил охранникам, что единственным правилом является запрет на физические наказания. Кроме этого, охранники должны были управлять тюрьмой по своему усмотрению и распределяться по регулярным рабочим сменам и графикам.

Заключенные, напротив, были одеты в дешевые халаты и не имели нижнего белья. К ним можно было обращаться и отвечать только по идентификационным номерам. У них также была небольшая цепочка вокруг лодыжки, чтобы напоминать им, что они заключенные в исправительном учреждении. Условия были тяжелыми, поставлялись только основные спальные матрасы и простая еда.

Заключенным было приказано ждать дома «позвонка» для начала эксперимента; их дома подверглись обыску без предупреждения, они были арестованы настоящим местным отделением полиции и обвинены в вооруженном ограблении.

Полиция Пало-Альто согласилась помочь с экспериментом. Как если бы они были настоящими подозреваемыми, заключенным зачитали их права, у них сняли фотографии и сняли отпечатки пальцев. После того, как их раздели, обыскали и избавили от вшей, их поместили в камеры, которые станут их домом на следующие две недели.

Зимбардо, выступая в роли тюремного надзирателя, сможет наблюдать и делать заметки о том, что происходило в ходе исследования.

Результаты

Стэнфордский тюремный эксперимент очень быстро пошел на убыль, и темная и бесчеловечная сторона человеческой природы очень быстро стала очевидной.

Заключенные стали подвергаться множеству унижений и наказаний со стороны охранников, у многих появились признаки психического и эмоционального расстройства.

На второй день эксперимента заключенные устроили массовый бунт и бунт в знак протеста против условий. Охранники работали сверхурочно и разработали стратегию разгона и подавления беспорядков с помощью огнетушителей.

Зимбардо не давал подсказок для этого действия; охранники использовали собственную инициативу, чтобы сформулировать план.

Стандартный подсчет заключенных и перекличка превратились для заключенных в пытку и ритуальное унижение, при этом принудительные упражнения и физические наказания становятся все более и более распространенным явлением. У заключенных конфисковали матрасы, и их заставили спать на холодных твердых полах.

Туалеты стали привилегией, а не основным правом человека, поскольку в доступе к туалету часто отказывают; заключенным часто приходилось чистить туалеты голыми руками. Заключенных часто раздевали и подвергали сексуальным унижениям как орудию запугивания.

Эксперимент показал, что одна треть охранников начала проявлять крайнюю и скрытую полосу садизма, а сам Зимбардо начал проникаться экспериментом. Двоих заключенных пришлось вывести досрочно, потому что они демонстрировали реальные признаки эмоционального расстройства.

Интересно, что ни один из заключенных не захотел выйти из эксперимента досрочно, даже когда им сказали, что им откажут в оплате за участие. Заключенных очень быстро институционализировали и адаптировали к своим ролям.

Был представлен новый заключенный, которому было приказано объявить голодовку в знак протеста против обращения с сокамерниками и в попытке добиться досрочного освобождения. Удивительно, но его сокамерники считали его возмутителем спокойствия, а не жертвой, пытающейся им помочь.

Когда сокамерникам сообщили, что, если остальные заключенные отдадут свои одеяла, он будет освобожден из одиночной камеры, все, кроме одного, отказались отдать свои одеяла.

Стэнфордский тюремный эксперимент продолжался в течение шести дней, пока посторонний человек, Кристина Маслах, аспирантка, которая позже стала женой Зимбардо, не была допрошена охранниками и заключенными и была потрясена сценами, свидетелем которых она была.

Зимбардо досрочно прекратил эксперимент и отметил, что из более чем 50 посторонних посетителей эта дама была единственной, кто выразил беспокойство по поводу происходящего.

Выводы

Зимбардо полагал, что эксперимент показал, как отдельные личности людей могут быть затоплены, когда они получают власть.

Зимбардо признал, что некоторые охранники пытались изменить систему. Позже он исследовал тему о «героях» — тех, кто не поддается системе.

Социальные и идеологические факторы также определяли поведение обеих групп, причем люди действовали так, как они считали нужным, а не руководствовались собственными суждениями.

Эксперимент показал, как испытуемые реагировали на конкретные нужды ситуации, а не ссылались на свои внутренние моральные принципы или убеждения.

Результаты эксперимента использовались во многих громких судебных делах на протяжении многих лет, чтобы попытаться показать, что тюрьма должна иметь четкие инструкции и указания от вышестоящих властей, иначе может иметь место жестокое обращение с заключенными.

Критика

Этика Стэнфордского тюремного эксперимента уже давно подвергается сомнению, и, конечно же, без более строгого контроля этот эксперимент сегодня не был бы санкционирован; это может представлять реальную опасность для людей, склонных к психическим и эмоциональным дисбалансам.

Справедливости ради Зимбардо, большинство этих дискуссий происходят задним числом, и он не мог предположить интернализации и институционализации, которые произойдут в ходе исследования.

Другие критические замечания включают достоверность результатов. Это был скорее полевой, а не научный эксперимент, поэтому есть только результаты наблюдений и никакой научной оценки.

Кроме того, кому-либо будет очень сложно воспроизвести условия эксперимента.

Выбор испытуемых подвергался большому сомнению из-за формулировки объявления «Требуется для тюремных экспериментов», что могло побудить людей с большей предрасположенностью к насилию подать заявку.

После исследования многие охранники и заключенные указали, что они только разыгрывали роли, которые, по их мнению, от них ожидали, поэтому нет единого мнения о том, действительно ли исследование изображало человеческую природу или нет.

Другой вопрос, относится ли Стэнфордский тюремный эксперимент к реальным тюрьмам. Хотя жестокое обращение с заключенными, несомненно, имеет место во всем мире, в большинстве учреждений охранники тщательно проверяются и проходят длительный и обширный процесс обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *