В унынии или в уныние: Молитвы в унынии — Молитвослов

Об унынии. Часть 2 / Православие.Ru

Винсент Ван Гог. «На пороге вечности»
Из чего произрастают уныние и его порождения

Уныние возникает от недоверия к Богу, так что можно сказать, что это плод маловерия.

Но что такое, в свою очередь, недоверие к Богу и маловерие? Оно не возникает само собой, из ниоткуда. Оно является следствием того, что человек слишком сильно доверяет себе, потому как слишком высокого о себе мнения. И чем больше человек доверяет себе, тем меньше он доверяет Богу. А доверие себе более, чем Богу, – яснейший признак гордыни.

Первый корень уныния – гордыня

Поэтому, по словам преподобного Анатолия Оптинского, «отчаяние есть порождение гордости. Если ожидаешь от себя всего плохого, то никогда не отчаешься, а только смиришься и будешь мирно каяться».

«Отчаяние – обличитель находившихся в сердце неверия и самости: верующий в себя и уповающий на себя не восстанет из греха покаянием» (святитель Феофан Затворник).

Как только случается в жизни гордеца что-либо, что изобличает его бессилие и неосновательность доверия к самому себе, он тут же унывает и отчаивается.

А такое может произойти от самых разных причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по-нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами, чем он; или же от стеснительных обстоятельств жизни, как свидетельствует о том преподобный Амвросий Оптинский.

Человек смиренный, верующий в Бога, знает, что этими неприятными обстоятельствами испытывается и укрепляется его вера, как укрепляются мускулы спортсмена на тренировках; он знает, что Бог рядом и что Он не положит испытаний сильнее, чем можно вынести. Такой человек, надеющийся на Бога, никогда не унывает даже в тяжких обстоятельствах.

Гордец же, надеявшийся на себя, как только оказывается в тяжких обстоятельствах, которые он сам изменить не в силах, сразу же впадает в уныние, думая, что если он не может исправить случившегося, значит, это не может исправить никто; да еще при этом тоскует и раздражается из-за того, что эти обстоятельства показали ему собственную его слабость, чего гордец не может вынести спокойно.

Именно потому, что уныние и отчаяние есть следствие и, в определенном смысле, демонстрация неверия в Бога, один из святых сказал: «В минуту отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы Господа!»

Итак, гордость и маловерие есть одни из главных причин уныния и отчаяния, но все же далеко не единственные.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит о двух основных видах отчаяния, происходящих из разных причин: «Есть отчаяние, происходящее от множества грехов и отягчения совести и нестерпимой печали, когда душа, по причине множества сих язв, погружается и от тяжести их утопает во глубине безнадежия. Но есть отчаяние и другого вида, которое бывает от гордости и возношения, когда падшие думают, что они не заслужили своего падения… От первого исцеляют воздержание и благонадежие; а от последнего – смирение и то, чтобы никого не судить».

Второй корень уныния – неудовлетворенность страстей

Итак, что касается второго вида отчаяния, происходящего от гордости, мы уже выше показали, каков его механизм. А что подразумевается под первым видом, «происходящим от множества грехов»?

Этот вид уныния, по утверждению святых отцов, приходит тогда, когда какая-либо страсть не нашла себе удовлетворения. Как пишет преподобный Иоанн Кассиан, уныние «рождается от неудовлетворения желания какой-нибудь корысти,когда кто видит,что он потерял рожденную в уме надежду получить какие-нибудь вещи».

Например, чревоугодник, страдающий язвенной болезнью или диабетом, будет унывать, потому что не может услаждаться желаемым количеством пищи или разнообразием ее вкуса; скупой человек – из-за того, что не может избежать траты денег, и так далее. Унынием сопровождаются практически любые неудовлетворенные греховные желания, если человек не отказывается от них по тем или иным причинам.

Поэтому преподобный Нил Синайский говорит: «Кто связан печалью, тот побежден страстями, потому что печаль бывает следствием неудачи в плотском пожелании, а пожелание сопрягается со всякою страстью. Кто победил страсти, тем не владеет печаль. Как больной виден по цвету лица, так страстного изобличает печаль. Кто любит мир, тот много будет печалиться. А кто небрежет о том, что в мире, тот всегда будет веселиться».

По мере возрастания уныния в человеке конкретные желания утрачивают свое значение, и остается душевное состояние, которое отыскивает именно те желания, выполнения которых достичь невозможно, – уже именно для подпитки самого уныния.

Тогда, по свидетельству преподобного Иоанна Кассиана, «мы подвергаемся такой скорби,что не можем с обычной приветливостью принимать даже любезных лиц и родственников наших, и что бы ни было сказано ими в приличном разговоре,нам все кажется несвоевременным и лишним, и мы не даем им приятного ответа, когда все изгибы нашего сердца наполнены желчной горечью».

Потому уныние как болото: чем дольше человек в него погружается, тем тяжелее ему из него выбраться.

Другие корни уныния

Выше были описаны причины, которые возбуждают уныние в неверующих и в маловерных людях. Однако уныние нападает, хотя и менее успешно, на верующих людей. Но уже по другим причинам. Об этих причинах подробно пишет святитель Иннокентий Херсонский:

«Источников уныния много – и внешних и внутренних.

Во-первых, в душах чистых и близких к совершенству уныние может происходить от оставления их на время благодатью Божиею. Состояние благодати есть самое блаженное. Но чтобы находящийся в сем состоянии не возомнил, что оно происходит от его собственных совершенств, благодать иногда удаляется, предоставляя любимца своего самому себе. Тогда бывает со святою душою то же, как если бы среди дня наступила полночь: в душе является темнота, хлад, мертвость и вместе с тем уныние.

Во-вторых, уныние, как свидетельствуют люди опытные в духовной жизни, бывает от действия духа тьмы. Не могши прельстить душу на пути к небу благами и удовольствиями мира, враг спасения обращается к противному средству и наводит на нее уныние. В таком состоянии душа бывает как путник, вдруг застигнутый мглою и туманом: не видит ни того, что впереди, ни того, что позади; не знает, что делать; теряет бодрость, впадает в нерешимость.

Третий источник уныния есть наша падшая, нечистая, обессиленная, помертвевшая от греха природа. Доколе мы действуем по самолюбию, наполнены духом мира и страстями, дотоле сия природа в нас весела и жива. Но перемените направление жизни, сойдите с широкого пути мира на узкий путь самоотвержения христианского, примитесь за покаяние и самоисправление – тотчас откроется внутри вас пустота, обнаружится духовное бессилие, ощутится сердечная мертвость. Доколе душа не успеет наполниться новым духом любви к Богу и ближнему, дотоле дух уныния, в большей или меньшей мере, для нее неизбежен. Сему роду уныния больше всего подвергаются грешники после их обращения.

Четвертый, обыкновенный источник уныния духовного, есть недостаток, тем паче прекращение деятельности. Престав употреблять свои силы и способности, душа теряет живость и бодрость, становится вялою; сами прежние занятия ей противеют: является недовольство и скука.

Может происходить уныние и от различных печальных случаев в жизни, как-то: смерти сродников и любимых лиц, потери чести, достояния и других несчастных приключений. Все это, по закону нашей природы, сопряжено с неприятностью и печалью для нас; но, по закону же самой природы, печаль сия должна уменьшаться со временем и исчезать, когда человек не предается печали. В противном случае образуется дух уныния.

Может происходить уныние и от некоторых мыслей, особенно мрачных и тяжелых, когда душа слишком предается подобной мысли и смотрит на предметы не во свете веры и Евангелия. Так, например, человек легко может впасть в уныние от частого размышления о неправде, господствующей в мире, о том, как праведные здесь скорбят и страдают, а нечестивые высятся и блаженствуют.

Могут, наконец, источником уныния душевного быть различные болезненные состояния тела, особенно некоторых его членов».

Как бороться с унынием и его порождениями

Великий русский святой преподобный Серафим Саровский говорил: «Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный. По слову Сираха, “печаль многих убила, а пользы в ней нет (Сир. 31: 25)”».

Но как именно можно удалить от себя уныние?

Вспомним упомянутого в начале статьи несчастного молодого бизнесмена, который на протяжении многих лет ничего не может поделать с охватившим его унынием. Он на своем опыте убедился в справедливости слов святителя Игнатия (Брянчанинова): «Земные развлечения только заглушают скорбь, но не истребляют ее: они умолкли, и снова скорбь, отдохнувшая и как бы укрепленная отдохновением, начинает действовать с большею силою».

Теперь пришло время рассказать подробнее о том особенном обстоятельстве в жизни этого бизнесмена, о котором мы обмолвились ранее.

Его жена – глубоко верующий человек, и она свободна от той мрачной, непроглядной тоски, которой окутана жизнь ее мужа. Он знает, что она верующая, что она ходит в храм и читает православные книги, равно как и то, что у нее нет «депрессии». Но за все те годы, что они вместе, ему ни разу не пришло в голову связать эти факты воедино и попробовать самому сходить в храм, почитать Евангелие… Он по-прежнему регулярно ездит к психологу, получая кратковременное облегчение, но не исцеление.

Сколь многие люди изнемогают от этой душевной болезни, не желая поверить, что исцеление – совсем рядом. И этот бизнесмен, к сожалению, один из них. Нам хотелось бы написать, что в один прекрасный день он заинтересовался верой, которая дает его жене силы не поддаваться унынию и сохранять чистую радость жизни. Но, увы, пока что этого не произошло. И до тех пор он будет оставаться в числе тех несчастных, о ком сказал святитель Димитрий Ростовский: «Нет у праведных печали, которая не претворялась бы в радость, как нет и у грешников радости, которая не обращалась бы в печаль».

Но если бы вдруг этот бизнесмен обратился к сокровищнице православной веры, то что он узнал бы о своем состоянии и какие способы исцеления получил бы?

Он узнал бы, помимо прочего, что в мире есть духовная реальность и действуют духовные существа: добрые – ангелы и злые – бесы. Последние по своей злобе стремятся причинить как можно больший вред душе человека, отвратив его от Бога и от пути к спасению. Это – враги, стремящиеся убить человека как духовно, так и телесно. Для своих целей они пользуются разными способами, среди них наиболее распространенный – внушение людям определенных мыслей и чувств. В том числе помыслов уныния и отчаяния.

Хитрость состоит в том, что бесы силятся убедить человека, будто это его собственные мысли. Человек неверующий или маловерующий совершенно неподготовлен к такому соблазну и не знает, как относиться к таким мыслям, он их действительно принимает за свои. И, следуя за ними, все ближе подходит к погибели – точно так же и путник в пустыне, приняв мираж за истинное видение, начинает гоняться за ним и все дальше уходит вглубь безжизненной пустыни.

Человек же верующий и духовно опытный знает про существование врага и про его хитрости, умеет распознавать его помыслы и отсекать их, тем самым успешно противоборствуя бесам и побеждая их.

Унылый человек не тот, кто испытывает по временам помыслы уныния, но тот, кто побежден ими и не борется. И наоборот, свободен от уныния не тот, кто никогда таких помыслов не испытывал, – таких людей нет на земле, а тот, кто с ними борется и побеждает их.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Чрезмерное уныние вреднее всякого демонского действия, потому что и демоны, если в ком властвуют, то властвуют через уныние».

Но если человека глубоко поразил дух уныния, если демоны получили в нем такую власть, то значит, сам человек совершил нечто, что дало им такую власть над ним.

Выше уже было сказано, что одной из причин уныния у неверующих является отсутствие веры в Бога и, соответственно, отсутствие живой связи с Ним, источником всякой радости и блага. Но и отсутствие веры редко является чем-то прирожденным для человека.

Веру в человеке убивает нераскаянный грех. Если человек грешит и не желает каяться и отказываться от греха, то он рано или поздно неизбежно теряет веру.

И наоборот, вера воскресает в искреннем покаянии и исповедании грехов.

Неверующие сами лишают себя двух самых эффективных способов борьбы с депрессией – покаяния и молитвы. «Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге», – пишет преподобный Ефрем Сирин.

Стоит привести список основных средств борьбы с унынием, которыми располагает христианин. О них говорит святитель Иннокентий Херсонский:

«От чего бы ни происходило уныние, молитва всегда есть первое и последнее против него средство. В молитве человек становится прямо лицу Божию: но если, став против солнца, нельзя не озариться светом и не почувствовать теплоты, тем паче свет и теплота духовные суть непосредственные следствия молитвы. Кроме сего, молитвою привлекается благодать и помощь свыше, от Духа Святого, а где Дух Утешитель, там нет места унынию, там сама скорбь будет в сладость.

Чтение или слушание слова Божия, особенно Нового Завета, есть также сильное средство против уныния. Спаситель не напрасно призывал к Себе всех труждающихся и обремененных, обещая им успокоение и радость. Радость сию Он не взял с Собою на небо, а всецело оставил в Евангелии для всех скорбящих и унылых духом. Кто проникается духом Евангелия, тот престает скорбеть безотрадно: ибо дух Евангелия есть дух мира, успокоения и отрады.

Богослужения, и особенно святые таинства Церкви, также великое врачевство против духа уныния, ибо в церкви, яко доме Божием, нет для него места; таинства все направлены против духа тьмы и слабостей природы нашей, особенно таинство исповеди и причащения. Слагая с себя тяжесть грехов посредством исповеди, душа чувствует легкость и бодрость, а приемля в евхаристии брашно тела и крови Господа, чувствует оживление и радость.

Собеседования с людьми, богатыми духом христианским, также средство против уныния. В собеседовании мы вообще выходим более или менее из мрачной глубины внутренней, в которую душа погружается от уныния; кроме сего, посредством мены мыслей и чувств в собеседовании мы заемлем у беседующих с нами некую силу и жизненность, что так нужно в состоянии уныния.

Размышление о предметах утешительных. Ибо мысль в унылом состоянии или вовсе не действует, или кружится около предметов печальных. Чтобы избавиться от уныния, надо принудить себя мыслить о противном.

Занятие себя трудом телесным также прогоняет уныние. Пусть начнет трудиться, даже нехотя; пусть продолжает труд, хотя без успеха: от движения оживает сначала тело, а потом и дух и почувствуется бодрость; мысль среди труда неприметно отвратится от предметов, наводивших тоску, а это уже много значит в состоянии уныния».

Молитва

Почему молитва является самым эффективным средством против уныния? По многим причинам.

Во-первых, когда во время уныния мы молимся, мы тем самым боремся против беса, который пытается нас в это уныние повергнуть. Он делает это ради того, чтобы мы отчаялись и отошли от Бога, в этом его замысел; когда же мы обращаемся с молитвой к Богу, то разрушаем ухищрения врага, показывая, что мы не попали в его капкан, не сдались ему, а напротив, его козни используем как повод для того, чтобы усилить ту связь с Богом, которую бес пытался оборвать.

Во-вторых, поскольку уныние в большинстве случаев есть следствие нашей гордыни, то молитва помогает исцеляться и от этой страсти, то есть вырывает из земли сам корень уныния. Ведь каждая смиренная молитва с просьбой к Богу о помощи – даже такая короткая, как «Господи, помилуй!», – означает, что мы признаем свою слабость и ограниченность и начинаем доверять Богу больше, чем себе. Поэтому каждая такая молитва, даже произнесенная через силу, – это удар по гордыне, подобный удару огромной гири, которой крушат стены ветхих домов.

И, наконец, в-третьих, самое главное: молитва помогает потому, что это является обращением к Богу, Который единственный действительно может помочь в любом, даже самом безвыходном положении; единственный, Кто силен подать настоящее утешение и радость и свободу от уныния. «
В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их.
Если мы будем со Христом и во Христе, то никакая скорбь нас не смутит, а радость наполнит наше сердце так, что мы и при скорбях, и во время искушений будем радоваться» (преподобный Никон Оптинский).

Какие же именно молитвы советуется читать против уныния?

Некоторые советуют молиться ангелу-хранителю, который всегда невидимо рядом с нами, готовый поддержать нас. Другие советуют читать акафист Иисусу Сладчайшему. Также есть совет много раз подряд читать молитву «Богородице Дево, радуйся», с надеждой, что Господь непременно ради молитв Божией Матери даст мир нашей душе.

Но особого внимания заслуживает совет святителя Игнатия (Брянчанинова), который рекомендовал во время уныния как можно чаще повторять такие слова и молитвы.

«Слава Богу за все».

«Господи! Предаюсь Твоей Святой воле! Буди со мной Воля Твоя».

«Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня».

«Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

Святые отцы отмечали, что в унынии человеку молиться особенно тяжело. Поэтому исполнять сразу большие молитвенные правила не все смогут, но произносить те короткие молитвы, которые указал святитель Игнатий, может каждый, это не сложно.

Что же касается нежелания молиться в унынии и отчаянии, то нужно понимать, что это не наше чувство, а вселенное в нас бесом специально с той целью, чтобы лишить нас того оружия, которым мы можем его победить.

Святитель Тихон Задонский так говорит об этом нежелании молиться при унынии: «Советую тебе следующее: убеждай себя и принуждай к молитве и ко всякому доброму делу, хотя и не хочется. Как ленивую лошадь люди гонят плетью, чтобы она шла или бежала, так нам нужно принуждать себя ко всякому делу, а особенно к молитве. Видя такой труд и старание, Господь подаст охоту и усердие».

Из четырех фраз, предложенных святителем Игнатием, две являются фразами благодарственными. О том, почему они даны, он сам объясняет: «В особенности благодарением Богу отгоняются помыслы скорбные; при нашествии таких помыслов благодарение произносится в простых словах, со вниманием и часто – доколе не принесется сердцу успокоение. В скорбных помыслах никакого нет толку: от скорби не избавляют, никакой помощи не приносят, только расстраивают душу и тело. Значит – они от бесов и надобно их отгонять от себя… Благодарение сперва успокаивает сердце, потом приносит ему утешение, впоследствии принесет и небесное радование – залог, предвкушение радости вечной».

Во время отчаяния бесы внушают человеку мысль, что для него нет спасения и его грехи не могут быть прощены. Это величайшая бесовская ложь!

«Пусть никто не говорит: “Много я нагрешил, нет мне прощения”. Кто говорит так, забывает о Том, Кто пришел на землю ради страдающих и сказал: “…бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся” (Лк. 15: 10) и еще: “Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию” (Лк. 5: 32)», – учит преподобный Ефрем Сирин. Пока человек жив, для него действительно возможно покаяться и получить прощение грехов, какими бы тяжкими они ни были, и, получив прощение, преобразить свою жизнь, наполнить ее радостью и светом. И как раз этой возможности пытаются бесы лишить человека, внушая ему помыслы отчаяния и самоубийства, потому что после смерти уже покаяться невозможно.

Так что «никто из людей, даже дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться, даже если приобрел навык и вошел в природу самого зла» (святитель Иоанн Златоуст).

Святитель Тихон Задонский объясняет, что испытание унынием и отчаянием делает христианина более осторожным и опытным в духовной жизни. И «чем более продолжится» такое искушение, «тем большую душе пользу принесет».

Православный христианин знает, что насколько тяжелее печаль всех других искушений, настолько и больше воздаяния получат переносящие с терпением печаль. И в борьбе с унынием даруется самый большой венец. Поэтому «не будем унывать, когда приключатся с нами огорчения и скорби, а, напротив того, станем более радоваться, что идем путем святых», – советует преподобный Ефрем Сирин.

Бог всегда находится рядом с каждым из нас, и Он не дозволяет бесам поразить человека унынием настолько, насколько им бы хотелось. Он даровал нам свободу, и Он же заботится о том, чтобы никто у нас не отнял этого дара. Так что в любой момент человек может обратиться к Богу за помощью и принести покаяние.

Если человек этого не делает – это его выбор, бесы сами не в состоянии его к тому принудить.

В заключение хотелось бы привести молитву, составленную святителем Димитрием Ростовским как раз для людей, страдающих от уныния:

Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякаго утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей! Утеши каждаго скорбящаго, опечаленнаго, отчаявающагося, обуреваемаго духом уныния. Ведь каждый человек создан руками Твоими, умудрен премудростию, возвеличен десницей Твоею, прославлен благостию Твоею… Но вот посещены мы ныне Отеческим Твоим наказанием, кратковременными скорбями! – Ты сострадательно наказываешь тех, кого любишь, и милуешь щедро и призираешь на их слезы! Итак, наказав, помилуй и утоли печаль нашу; преложи скорбь на веселие и радостию раствори печаль нашу; удиви на нас милость Твою, дивный в советах Владыко, Непостижимый в судьбах Господи и благословенный в делах Твоих во веки, аминь.

Кипучее уныние, или Что кроется под маской сверхактивности

Кукрыниксы. Иллюстрация к рассказу А.П.Чехова «Человек в футляре.Изображение с сайта museum.ru

Человек в футляре, оказывается, унывал

— На что похоже уныние? Когда человек в своей квартире закрывает все двери и зашторивает все окна темными занавесками, чтобы туда не проникал свет. При этом изо всех сил старается соблюсти статус кво. Кого мы себе представляем, когда говорим «унылый человек»? Конечно, «человека в футляре» Чехова.

Уныние – это состояние полнейшего бесчувствия души. Это даже больше, чем когда тебе ничего не хочется. В состоянии уныния человек отказывается от любого проявления жизни, от любого ее переживания.

Ведь жить по-настоящему, глубоко, всеобъемлюще и полнокровно – очень тяжело. И любить очень тяжело, и сделать что-то, приносящее подлинную радость — нелегко. Всякое проявление настоящей жизни требует труда. Потому что жизнь – это труд.  Жизнь – это понуждение.  И радость – это плод понесения этих трудов.  А уныние – это избегание этого труда. Одна из форм подмены жизни.

Чем страшна активность унывающего

Мы иногда думаем, что уныние связано с бездействием человека. Мол, человек унывающий – это человек, который не способен ничего сделать, только лежит с утра до вечера на диване.  Но это не всегда так.

Да, человек, который не находит в себе оснований для жизни, часто бывает в полупаралитическом состоянии. Но, как ни парадоксально, гораздо чаще унылого человека можно встретить в состоянии кипучей деятельности. Со стороны уныние под ней едва различимо.

Впрочем, человек сам может не понимать, что его бесконечная активность – на самом деле всего лишь маска глубокого уныния.

Опять же, вспомним «человека в футляре». Страшно беспокоясь о том, «как бы чего не вышло» и тщательно защищая себя от любого проявления жизни, он, тем не менее, умудрялся разворачивать кипучую деятельность. Страшно нудную, но кипучую и тяжкую для окружающих.

Кукрыниксы. Беликов; иллюстрация к рассказу А.П.Чехова «Человек в футляре. Изображение с сайта apchekhov.ru

«…на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, — ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло, — и что если б из второго класса исключить Петрова, а из четвертого — Егорова, то было бы очень хорошо. И что же? Своими вздохами, нытьем, своими темными очками на бледном, маленьком лице, — знаете, маленьком лице, как у хорька, — он давил нас всех, и мы уступали, сбавляли Петрову и Егорову балл по поведению, сажали их под арест и в конце концов исключали и Петрова, и Егорова».

Чеховский Беликов доводил своих коллег бесконечными опасениями, но кипучая жизнедеятельность унывающего может выражаться по-разному.

Это может быть постоянное мельтешение,  вечная суета, постоянное желание куда-то пойти, куда-то позвонить, просто переложить предмет с места на место. Занять себя хоть чем-то, лишь бы не оставаться наедине с пустотой внутри, потому что человек не знает, что с этим делать.

Недаром так много людей ненавидит тишину в доме. Обязательно надо уничтожить ее музыкой, телевизором, чем угодно – лишь бы не остаться наедине с собой в этой оглушительной тишине.

Есть целое направление православных активистов, занятых такой кипучей деятельностью, в которой нет подлинного глубокого смысла. Она лишена любви, лишена смирения, поэтому прорывается агрессией ксенофобии и ненавистью.

Со стороны посмотришь – чего-то кричат, требуют, громят, запрещают, ратуют. А внутрь заглянешь – тоска и опустошенность.

Тест

Если человек хочет испытать себя, — в унынии он или просто грустит-тоскует, что нормально, можно провести простой эксперимент.

Остаться наедине с собой,  во внешнем бездействии, но в мыслях о себе. Попробовать привести себя в состояние внутреннего покоя. И посмотреть, каково ему вот так, в этом состоянии?

Если неприятно, тревожно, мучительно, если хочется заняться чем угодно, лишь бы отвлечься мыслями, — это тревожный сигнал. Вернейший признак уныния.

В унынии человек не может молиться. Ведь молитва и есть – самая настоящая жизнь, самая подлинная, — а человек не способен. У него не ворочается язык, он не может собрать ни мысли.

Человек в унынии не может даже по-настоящему порадоваться хорошей погоде. Он не заметит первого цветочка, выросшего под теплым солнцем.

В.Ван Гог, автопортрет (1889 г.). Изображение с сайта larahernandez.com

Дурацкие подбадривания не лечат

Как быть в ситуации, когда человек унывает, хочет выйти и не может? Как помочь?

Можно, конечно, призвать такого человека радоваться. Очень легко призывать радоваться других – точно так же, как легко смирять других, а не смиряться самому. Но заставить радоваться нельзя. Ведь радость – это плод. Плод некоего пути, труда, внутреннего созревания.

Радоваться – значит плодоносить. 

И лучше не выжимать изо всех сил из себя радость и не бросаться «плодоносить», если вдруг поняли, что унываете. Это обернется той самой пустопорожней активностью или лицемерием. Долго-то обманывать себя нельзя, и такой фальшивый плод душу никак не напитает. Более того, усталость и разочарование от этой фальши способно обрушить человека в еще более глубокое уныние, чем прежде.

Рецепт с «одеялом» от Исаака Сирина

Нужно просто признать, что в человеческой жизни не может быть сплошных подъемов. Жизнь состоит из разных периодов. Бывают времена наполненности и времена опустошения. Времена обнимать, и уклоняться от объятий. Собирать камни, и камни разбрасывать.

И если навалилось уныние, надо его терпеливо переживать. Признание проблемы и ее терпеливое переживание – это и есть труд, который, несомненно, принесет свой радостный плод.

Не надо вымучивать ничего из себя. Преподобный Исаак Сирин советовал монаху, который не может молиться, поесть, завернуться в мантию и лечь спать. Это монах советует монаху!

Преп. Исаак Сирин; современная икона. Изображение с сайта agios-icon.ru

И порой, такой совет вполне практичен: надо перестать что-то из себя вымучивать, не заниматься самокопанием, а просто лечь спать – утро вечера мудренее. Или вариант: «залечь» в смысле – перестать суетиться и активничать, затихнуть, искать свою внутреннюю, подлинную тишину.

Рецепт от барона Мюнхаузена

Однако без конца совет «поспать» применять нельзя. Поел, поспал – пора и потрудиться. Человек порой должен, как Мюнхгаузен, вытаскивать себя за шиворот из болота. Это прекрасный образ для христианина. Все время из болота тащить своего собственного бегемота. Уныние лечится деланием – очень спокойным, без пафоса, без надрыва, размеренным и постоянным.

Олег Янковский на съёмках фильма «Тот самый Мюнхгаузен». Фото: dubikvit.livejournal.com

Рецепт от неизвестного старца

Есть прекрасная притча о монахе, впавшем в уныние. Ему было поручено возделывать поля. Придя и увидев на поле маленькие сорняки, инок очень быстро их выполол и ушел довольный. То же и на другой день. На третий день пришел, посмотрел – солнышко светит, работать не хочется. А сорняки? Завтра прополю. Их ведь так мало. И лег в тенечек поспать. Поспал. Ушел. На следующий день пришел – та же история. Сорняки не слишком выросли, завтра прополю. Или послезавтра. Потом – послепослезавтра прополю, справлюсь, я же сильный, уже полол, растут они медленно.

Через какое-то время инок пришел, смотрит, а поле — одни сплошные сорняки, большие и колючие. И тут инок понял, что у него просто не хватит сил с ними справиться.

Вот таково состояние уныния. Когда человек понимает свое бессилие и не верит в то, что можно что-то изменить. И проще сделать вид, что проблемы не существует, и заняться чем-то еще – чем угодно, лишь бы не тем, что единственно требуется.

Но, будучи монахом, все-таки наш герой пошел к своему старцу  и признался, что поле он запустил. Старец дал ему такой совет: «каждый день выпалывай кусочек поля размером с твою постель». Монах послушался и стал каждый день усердно выпалывать поле  метра по два, не больше. И довольно быстро очистил так все поле от сорняков.

Также можно бороться и с унынием. Выпалывать потихонечку свои сорняки. Потихонечку, но — ежедневно. Потихонечку – но с понуждением. И в конце концов окажется, что поле-то очистилось. И теперь новые сорняки (они обязательно будут) хорошо видны и их гораздо легче выпалывать. Главное – не начать снова почивать на них.

Отчаяние Определение и значение — Merriam-Webster

1 из 2

отчаяние ди-ˈспер

1

: полная потеря надежды

крик отчаяния

сдался в отчаянии

2

: причина безнадежности

неисправимый ребенок — отчаяние родителей

отчаяние

2 из 2

непереходный глагол

: потерять всякую надежду или уверенность

отчаяние от победы

переходный глагол

устарело : потерять надежду

отчаявшийся сущ.

Синонимы

Существительное

  • отчаяние
  • уныние
  • уныние
  • уныние
  • одиночество
  • безнадежность

Глагол

  • унывать

Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе 

Примеры предложений

Имя существительное

По случаю трехсотлетия Джонсона Мартин ( Жизнь Джеймса Босуэлла ) ищет психологические элементы, спрятанные Босуэллом и другими: огромную неуверенность, приступы глубокой депрессии, разрушительную неуверенность в себе и, в его последние дни, отчаяние. для самой его души. — Publishers Weekly , 21 июля 2008 г. Игроки, которые были в олимпийской сборной 2004 года, шутили о том, равны ли их две бронзовые медали одной серебряной. Не было ни отчаяния, ни обвинений, которые последовали за чемпионатом мира в 2002 году, когда сборная США финишировала шестой. — Келли Андерсон, Sports Illustrated , 11 сентября 2006 г. Люди, пытающиеся спасти вымирающие виды на Гавайях, не впадают в отчаяние. Они должны быть, чтобы продолжать делать то, что они делают. — Лоуренс Даунс, 9 лет.0075 New York Times , 19 декабря 2004 г.

Его отчаяние чуть не свело его с ума. Меня охватило отчаяние от невозможности их найти. Наконец она сдалась в отчаянии . Народ был доведен до отчаяния ужасами войны. Эта последняя неудача довела ее до глубины отчаяния . Глагол

Возможно, что на этом этапе Цезарь не совсем отчаялся в консенсусном решении трудностей, с которыми столкнулась республика. —Энтони Эверитт, Цицерон , (2001) 2003 Иногда трудно не отчаиваться по поводу отношений между мужчинами и женщинами в американском обществе. Кажется, они достигли дна. — Элизабет Лаш-Куинн, 9 лет.0075 Новая Республика , 6 мая 2002 г. Тем не менее, до недавнего времени болезнь Альцгеймера была настолько плохо изучена, что ученые отчаялись найти лечение, а тем более лекарство. — Кен Гарбер, Technology , март 2001 г.

Сейчас все выглядит плохо, но не отчаяние . мы отчаялись когда увидели как мало времени у нас осталось на завершение нашего проекта Узнать больше

Последние примеры в Интернете

Таким образом, «Благословение» могло бы стать прекрасным двойным фильмом с «Банши», еще одним портретом Европы 1920-х годов, в котором бесценно колючие диалоги уравновешиваются глубоким отчаянием . — А.а. Дауд, хрон. , 15 декабря 2022 г. Как обычно, дуэт занимается своим делом из офиса в Западном Голливуде, где их задания обычно сопровождаются отрицанием и заканчиваются отчаянием . — Том Нолан, 9 лет0075 WSJ , 28 октября 2022 г. Так что Колм имеет право быть поглощенным отчаянием . — Джастин Чангфильм Критик, Los Angeles Times , 20 октября 2022 г. Значит, монохром будущего — это результат примирения с этим отчаянием ? — Billboard Japan, Billboard , 21 сентября 2022 г. Бапу называет себя сумасшедшей или лунатиком более дюжины раз в своих дневниках, но только иногда с отчаяние . — Джордан Киснер, The Atlantic , 13 сентября 2022 г. Во время визита на мост Митровица на прошлой неделе Милан Добрич, этнический сербский активист, который помог организовать проект настенной отчаяния, смотрел на осквернение творения его рук. — Эндрю Хиггинс, New York Times , 4 сентября 2022 г. Тем временем многие афганцы смотрят только вперед с отчаяние . — Ишаан Тарур, Washington Post , 12 августа 2022 г. Но столкнувшись с отчаянием как в личной, так и в профессиональной жизни, она поняла, что одна вещь всегда работает. — Эллен Макгирт, Fortune , 20 июля 2022 г.

Не отчаивайтесь , левши, которые только что в очередной раз размазали чернила по вашей бумаге. — Элизабет Престон, Discover Magazine , 31 октября 2013 г. Если ваш томат уже заражен, не отчаивайтесь . — Сьюзан Браунштейн, , Кливленд, , 21 июля 2022 г. Тем не менее, Близнецы глубоко независимы и вряд ли будут отчаяние слишком много, если отношения заканчиваются. — Анна Кауфман, USA TODAY , 20 октября 2022 г. Аналитики говорят, что хотя цены выросли по сравнению с предыдущими годами, потребителям не нужно полностью отчаиваться. — Эллисон Поле, WSJ , 11 августа 2022 г. Критики и онлайн-эксперты отчаиваются из-за того, что фильмы «Мир Юрского периода» считаются низшей точкой современного кинопроизводства блокбастеров (тем более, что «Мир Юрского периода» открылся как раз тогда, когда «Трансформеры» достигли своего пика), но молодые и старые зрители приходят и в основном хорошо проводят время. — Скотт Мендельсон, 9 лет.0075 Forbes , 10 июня 2022 г. Ну, ньюйоркцам, надеюсь, придется отчаиваться лишь немного дольше: ресторан вызвал интерес у ряда покупателей, и, надеюсь, город будет действовать быстро, чтобы заполнить пространство. — Тори Лэтэм, , отчет Робба , 15 августа 2022 г. Если покупатель не в состоянии финансировать вложение капитала в сделку (первоначальный взнос), не отчаяться или сдаться. — Ричард Паркер, Forbes , 10 июля 2022 г. Желающих читать столько же, сколько и читателей, поэтому, если ваша любимая книга 2022 года не попала в наш список, не отчаивайтесь . — Лизз Шумер, Good Housekeeping , 24 мая 2022 г. Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «отчаяние». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Этимология

Существительное

Среднеанглийское отчаяние, отчаяние, заимствовано из англо-французского отчаяние, отчаяние, существительное, производное от desperer (тоническая основа despeir- ) «потерять надежду или уверенность, отчаяние, вход 2»

Глагол

Среднеанглийское despeiren, отчаяние, отчаяние «потерять надежду или уверенность, разочароваться», заимствовано из англо-французского despeir-, тоническая основа desperer, восходит к латыни dēspērāre «отказаться от надежды». , отчаяние» из dē- de- + spērāre «с нетерпением ждать, надеяться, надеяться (что)» глагольная производная от *spēs-, предположительно альтернативная основа spēs, spem «надежда, ожидание», возможно, по аналогии с vīr-, vīs «сила, сила» — больше при вводе скорости 1

Первое известное употребление

Существительное

14 век, в значении, определенном в смысле 1

Глагол

14 век, в значении, определенном в непереходном смысл

Путешественник во времени

Первое известное использование отчаяния было в 14 веке

Посмотреть другие слова того же века

Словарные статьи Рядом с

отчаяние

презирать

отчаяние

отчаянный

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Отчаяние.

» Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/despair. По состоянию на 14 января 2023 г. 1 из 2 глагол

отчаяние di-ˈspa(ə)r 

-ˈspe(ə)r

: потерять всякую надежду или уверенность

отчаяние победы

отчаяние

2 из 2 Существительное

1

: Установленная потеря надежды : Ощущение полной безнадежности

2

: А. Причина безнадежности

Подробнее от Merriam-Webster на

Despair

. отчаяние для говорящих по-испански

Britannica English: Перевод отчаяния для говорящих на арабском языке

Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

отчаяние | значение отчаяния в словаре современного английского языка Longman Dictionary of Contemporary English

Из словаря современного английского языка Longman 1 НАДЕЖДА#ощущение, что у тебя совсем нет надеждыв отчаянии Она покончила с собой в отчаянии. Глубины отчаяния (= очень сильное чувство отчаяния) Шум соседей доводил его до отчаяния. К чьему-то отчаянию. К отчаянию рабочих компания объявила о закрытии фабрики.2 → быть отчаянием кого-то Примеры из Корпуса отчаяния• Я видел голод, истощение и отчаяние в их глазах.• Разлука с любимым человеком может принести одиночество и отчаяние. • Как отмечалось выше, Зелье Исцеления и Амулет Угля также могут вызвать отчаяние. • Я мог понять ее отчаяние из-за ее бездомности. • Сильные слова, которым никто не стал бы с уверенностью противоречить, даже если бы отчаяние рассматривалось как эмоция. чего ни в коем случае нельзя признавать. • Дэн был в отчаянии. Казалось, все идет не так.• Оставшись совсем одна в своей комнате, она была в отчаянии.• Крик отчаяния превратился в Декларацию демократии.• Кажется, что он достиг глубины отчаяния, и он, наконец, взял свое собственной жизни. • Он смотрел на суматоху вокруг себя, и его охватило чувство отчаяния. • Однажды, в момент отчаяния, он захлопнул свою Библию и раздавил их в кашицу. • Было настроение отчаяния в отношении качества городской и промышленной жизни. • Они часто остаются в состоянии отчаяния из-за того, что мир в целом и их ближайшие друзья и родственники так плохо относятся к ним. • Рейдеры осознают глубину своего отчаяния, вызванного потерей трех своих первых четыре игры. Слезы подступили и быстро превратили ее гневное выражение в крайнее отчаяние. в отчаянии• Снайдер повесился в отчаянии из-за проблем в своем браке.отчаяниеотчаяние2 глагол [непереходный] формальный НАДЕЖДА#чувствовать, что никакой надежды нет вообще Несмотря на свою болезнь, Рон никогда не отчаивался. Он отчаялся когда-либо найти ее. Мои учителя начали отчаиваться во мне.→ См. таблицу глаголовПримеры из Корпусаотчаяние• Он в отчаянии посмотрел на нее.• На самом деле, стареющим бумерам нет причин отчаиваться.• Музыка на некоторое время успокоила ее, но игла вонзилась в нее. вдруг канавка, и она заплакала в ответ, отчаявшись. • Еще ​​больше они отчаялись от его агитационных приемов. • Ты не должен отчаиваться. Нет ничего невозможного. • Многие физики отчаялись когда-либо найти такую ​​картину. • Кейт отчаялась когда-нибудь снова увидеть своего мужа. Все.• Дело не в плохом обучении, ибо такие ученики могут привести в отчаяние добросовестных учителей.• К концу дня я отчаялся когда-нибудь научиться кататься на лыжах.• Я не видел ее с той ночи в Клуб и я уже начинали отчаиваться, что когда-нибудь увижу ее снова. • Другая история: император отчаялся найти лошадь, способную пробежать тысячу ли. • Или эта конкретная учительница так отчаялась помочь Гарольду, что списала его со счетов? • И все же он мне нравился, даже когда я наполовину отчаялся в нем. • Именно в этот период президент начал разочаровываться в своем кабинете. • Я отчаиваюсь в тебе, мальчик. Латинское desperare, от sperare «надеяться».

Упражнения

Упражнения

  • Словарные упражнения помогут вам выучить синонимы, словосочетания и идиомы.
  • Практика грамматики среднего и продвинутого уровня с тестами прогресса.
  • Аудирование и произношение, подготовка к экзаменам и многое другое!

Другие результаты

  • быть отчаянием кого-то
  • пасть смерти/поражения/отчаяния и т.д.
  • погрязнуть в жалости к себе/отчаянии/поражении и т.д.
  • Быть картиной здоровья/невинности/отчаяния и т. д.
  • проникнуть в глубины (отчаяния/страдания/плохого вкуса и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *