В вундт биография – Вундт, Вильгельм — Википедия

Содержание

биография, открытия и интересные факты

Вильгельм Вундт — учёный незаурядный. Его имя до сих пор на слуху благодаря многочисленным последователям, которые перенимали у него не только идеи, но и манеры поведения, чтения лекций и изюминки внешнего вида.

Детство

Вильгельм Макс Вундт родился 16 августа 1832 г. в Некарау. Он был последним, четвёртым ребенком в семье. Однако двое первых детей умерли в раннем детстве, а брат Людвиг учился и жил в Гейдельберге, у сестры матери. Получилось так, что Вильгельму досталась роль единственного ребёнка.

Отец Вундта был пастором, семья многим казалась дружной, однако позже Вундт вспоминал, что часто чувствовал себя одиноким и иногда получал наказания от отца за непослушание.

Почти все родственники Вундта были хорошо образованы и прославили семью в какой-либо науке. На Вильгельма подобных надежд никто не возлагал, его считали несерьёзным и неспособным к обучению. Подтверждал это и тот факт, что мальчик не смог сдать экзамены за 1-й класс.

Обучение

Во втором классе образованием мальчишки поручили заняться Фридриху Мюллеру, помощнику отца. Вильгельм полюбил наставника всей душой, он был ему даже ближе, чем родители.

Когда молодой священник был вынужден уйти в другой приход, Вильгельм был настолько сильно расстроен, что отец, видя страдания сына, разрешил ему пожить год до поступления в гимназию у любимого наставника.

В 13 лет Вундт начал обучаться в католической гимназии города Брухзаль. Учёба давалась ему с большим трудом, он значительно отставал от сверстников, отметки это подтверждали.

Вильгельм проучился в Брухзале всего год, потом родители перевели его в гимназию г. Гейдельберга, где он приобрёл настоящих друзей и стал пытаться быть прилежнее в учёбе. К 19 годам он освоил программу гимназии и был готов продолжить обучение в университете.

Вильгельм поступил в университет в Тюбингене, на медицинский факультет, затем получал медицинское образование ещё в трёх университетах.

Странный случай

Во время обучения в Гейдельберге у профессора Гассе Вильгельм Вундт работал ассистентом в женском отделении местной клиники, которой заведовал сам профессор. Из-за отсутствия денег студенту приходилось дежурить сутками, он так уставал, что его с трудом будили для обхода больных.

Однажды произошёл забавный случай. Ночью Вундта разбудили, чтобы он осмотрел больную тифом пациентку, находившуюся в бреду. Вундт отправился к ней в полусонном состоянии. Все действия он совершал механически: и разговаривал с сиделкой, и осматривал пациентку, и делал назначения. В результате вместо успокоительного молодой ассистент дал больной йод (тогда ему показалось, что это именно успокоительное). К счастью, пациентка сразу его выплюнула. Вундт понял, что произошло, только когда вернулся в свою комнату. Состояние полусна, в котором он действовал, не давало ему покоя. Утром он рассказал всё профессору и лишь тогда немного успокоился. Но этот случай произвёл на юношу очень глубокое впечатление. Вспоминая свои чувства, Вундт пришёл к выводу, что его восприятие тогда отличалось от действительности: расстояния казались больше, слова слышались как будто издалека, но в то же время на слух и зрительно он всё воспринимал правильно.

Вундт сравнил своё состояние с полуобморочным и охарактеризовал его как лёгкую степень сомнамбулизма. Это происшествие подтолкнуло Вильгельма Вундта к мысли отказаться от карьеры врача. Семестр будущий учёный провёл в Берлине, где обучался под руководством И. П. Мюллера, в 1856 году в Гейдельберге Вундт защитил докторскую диссертацию.

Карьера

В 1858 году Вундт стал ассистентом профессора Гельмгольца, принимал участие в исследовании различных проблем естественных наук.

Спустя 6 лет ему дали должность адъюнкт-профессора, Вундт проработал в родном университете ещё 10 лет. С 1867 года он начал читать лекции, которые пользовались большой популярностью у студентов.

В 1874 году Вильгельма Вундта пригласили в Швейцарию, в Цюрихский университет, и предложили преподавать там логику. Профессор принял приглашение, но через год вернулся в Германию и связал свою жизнь с Лейпцигским университетом, которому отдал почти 40 лет и в одно время даже занимал должность ректора.

Знаменитая лаборатория

В 1879 году Вундт на свои деньги создал первую в мире психологическую лабораторию.

Лаборатория Вильгельма Вундта стала образцом, по которому создавались аналогичные заведения в других университетах в разных точках земного шара.

Сначала она объединила всех, кто желал изучать психологию и философию в университетах Германии, а затем трансформировалась в центр для выпускников из Америки и Англии, заинтересовавшихся изучением психологических наук.

Позже Психологическая лаборатория Вильгельма Вундта стала Институтом экспериментальной психологии (прообраз современных исследовательских институтов).

Особенности работы лаборатории

Изначально в лаборатории проводились исследования по трём направлениям:

  • ощущения и восприятия;
  • психофизические особенности;
  • время реакции.

Позже Вундт предложил изучать ещё ассоциации и чувства.

Как отмечали ученики, сам Вильгельм Вундт эксперименты в лаборатории не проводил. Он не задерживался там дольше, чем на 5-10 минут.

Метод обучения был весьма своеобразен: Вундт выдавал ученикам листочки с экспериментальными задачами, проверял отчёты о работе и решал, чей труд достоин публикации в «Философских исследованиях». Этот журнал создал сам профессор для размещения в нём работ своих учеников.

Лекции

Почему студенты так любили посещать лекции Вундта? Давайте попробуем понять, в чём их магия. Для этого обратимся к воспоминаниям учеников великого профессора, попробуем перенестись на сто с лишним лет назад и окажемся сами на студенческой скамье перед автором бессмертных психологических трудов.

Итак… Распахивается дверь и входит Вундт. Он одет во всё чёрное, от обуви до галстука. Худой и немного сутулый, узкоплечий, он кажется намного выше своего реального роста. Густая шевелюра немного поредела на макушке, её прикрывают локоны, поднятые с боков.

Громко шагая, Вундт идёт к длинному столу, должно быть, для экспериментов. На столе стоит небольшая переносная полка для книг. Профессор несколько секунд выбирает подходящий кусочек мела, затем поворачивается к аудитории, опирается на полку и начинает лекцию.

Он говорит негромко, но в аудитории уже через минуту воцаряется мёртвая тишина. Голос Вундта не самый приятный на слух: густой баритон иногда переходит в нечто, похожее на лай, однако пламенность и выразительность речи не позволяли ни одному слову быть неуслышанным.

Лекция проходит на одном дыхании. Вундт не пользуется никакими записями, взгляд лишь изредка падает на руки, которые, кстати, ни секунды не лежат спокойно: они то перебирают бумаги, то совершают какие-то волнообразные движения, то помогают аудитории понять суть материала, иллюстрируя речь профессора.

Вундт завершает лекцию точно в срок. Так же сутулясь и громко топая, он покидает аудиторию. Завораживает, правда?

Книги

Вундт оставил после себя огромное научное наследие. За свою жизнь он написал более 54 000 страниц (не зря в детстве профессор мечтал стать знаменитым писателем).

Многие книги Вильгельма Вундта издавались и переиздавались при его жизни. Его вклад в науку был признан всем мировым научным сообществом.

  • Первая книга Вильгельма Вундта «Очерки по изучению мускульного движения» вышла в 1858 г. Эта книга была написана, когда интересы учёного ещё не выходили за рамки физиологии, хотя он уже начинал «подбираться» к изучению психологии.
  • В том же году была опубликована первая часть труда «Очерки по теории чувственного восприятия». Полностью книга «К теории чувственного восприятия» вышла в 1862 году, когда были опубликованы все 4 очерка.
  • 1863 г. — знаменательный год для всего психологического сообщества. Именно тогда была выпущена работа «Лекции о душе человека и животных», где Вундт очертил круг важных проблем экспериментальной психологии.
  • В 1873-74 гг. опубликованы «Основы физиологической психологии» — стержень нового направления в психологии.
  • Мечта о создании социальной психологии (культурно-исторической) привела к работе над фундаментальным трудом учёного, пожалуй, ключевого и самого важного в его жизни. «Психология народов» состоит из 10 томов, которые публиковались на протяжении 20 лет, с 1900-го по 1920-й.

Личная жизнь

Личная жизнь профессора сегодня почти никому неизвестна. Биография Вильгельма Вундта интересовала всех с точки зрения его вклада в науку. Вот так за занавесом профессии теряется незаурядная личность.

Вильгельм Вундт был очень скромным, в быту непритязательным. Всё в его жизни было чётко упорядочено, о чём свидетельствуют дневники его супруги, Софи Мау:

  • Утро — работа над рукописями, знакомство с новыми публикациями, редактирование журнала.
  • Полдень — работа в университете, посещение лаборатории, встречи с учениками.
  • Вторая половина дня — прогулка.
  • Вечер — приём гостей, разговоры, музицирование.

Вундт не был беден, его семья жила в достатке, имелась и прислуга. В его доме всегда были рады гостям.

Вклад в науку

Как бы банально это ни звучало, вклад в психологию Вильгельма Вундта действительно нельзя переоценить. Вокруг профессора и его лаборатории образовалась огромная школа студентов из разных стран, ей интересовались и коллеги-учёные. Постепенно психология приобрела статус отдельной опытной науки. В этом и заключалась заслуга профессора. Создание лаборатории, где исследуются не лягушки или крысы, а человек и его душа, стало революционным открытием. Начали создаваться сообщества учёных-психологов, исследователей, экспериментаторов, открылись лаборатории и кафедры, публиковались журналы. А в 1899 году состоялся первый международный конгресс.

Вильгельм Вундт умер в 1920 году. Но идеи его живы до сих пор.

«Отец экспериментальной психологии» Вильгельм Вундт был человеком интересным. В детстве он любил фантазировать, мечтал стать писателем, но смог «собрать волю в кулак» и, приложив немало усилий, окончил школу и заставил себя интересоваться наукой. Однако он всегда подходил к знаниям с точки зрения того, что можно получить опытным путём. Он во всём был последовательным, и в науке, и в жизни. Мы постарались показать вам Вундта как человека, хотя в его случае понятия «человек» и «учёный» слились воедино.

fb.ru

Вильгельм Вундт краткая биография и интересные факты 

 Вильгельм Вундт биография и интересные факты из жизни немецкого врача, физиолога и психолога, основателя экспериментальной психологии изложены в этой статье.

Вильгельм Вундт биография кратко

Будущий психолог Вильгельм Вундт появился на свет 16 августа 1832 года в семье пастора в городе Мангейм. Окончивши гимназию, он вступил в Тюбингенский университет на факультет медицины. Дальнейшее обучение Вильгельм продолжил в Гейдельберге. В 1855–1856 годах он служил ассистентом в медицинской клинике в женском отделении под руководством профессора Гассе, его учителя.

Карьера практического врача доктора Вундта шла вверх. Но после того как он прослушал семестр в Берлине  у известного естествоиспытателя И.П. Мюллера, Вильгельм отказался от карьеры. В 1856 году он защитил докторскую диссертацию в Гейдельберге  и занял пост преподавателя физиологии в данном университете.

Делая успехи в области психологии, он стал проводить физиологические занятия и выдал книгу под названием «Учение о мышечных движениях». Читает лекции и занимается исследованием социальной и экспериментальной психологии.

В 1875 году Вундт становится профессором философии в Лейпцигском университете. Кроме преподавания философии он в 1879 году организовал первую лабораторию в мире по экспериментальной психологии. Вскоре ее преобразовали в институт, двери которого были открыты для всех, кто желает заниматься изучением душевной деятельности. Также он создал первый психический журнал «Философские исследования» в 1881 году. В нем публиковались труды лаборатории.  В целом,  лаборатория занималась исследованиями в 5 направлениях:

  • Психофизика
  • Изучение восприятий и ощущений
  • Изучение времени реакции
  • Изучение ассоциации
  • Изучение чувства

Остаток своей жизни  Вундт посвятил изучению культурной и социальной психологии. До самой своей смерти он пишет 10-томный фундаментальный труд под названием «Социальная Психология».

Вильгельм Макс Вундт скончался  31 августа 1920 года близ Лейпцига, в Гросботене.

Вильгельм Вундт интересные факты

  • За период своей научной деятельности (за 68 лет) Вильгельм Вундт написал ни много, ни мало — 53 735 страниц. Получается, что в день он писал больше, чем две печатные страницы.
  • Он в совершенстве владел несколькими языками — латынью, греческим и древнееврейским.
  • В 1867 году Вильгельм  повстречал Софи Мау, старшую дочь профессора по богословию. Они сочетались узами брака 14 августа 1872 года в городе Киле. В браке у пары родилось трое детей — Элеонора, Лили и Макс.
  • В честь исследователя назвали оптическую иллюзию — Иллюзия Вундта
  • Доктор Вундт, нуждаясь в финансовых средствах, сутками напролет дежурил в клинике. Он настолько уставал, что засыпал просто на ходу. Очень часто Вундт делал обходы больных в полусонном состоянии – он был сомнамбулой.

kratkoe.com

Вильгельм Вундт — Психологос

Вильгельм Максимилиан Вундт (16 августа 1832 — 31 августа 1920) — немецкий физиолог и психолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии и когнитивной психологии. Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком (психологии народов), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.

Биография

Ранние годы

Вундт родился в городке Некрау недалеко от Мангейма и был сыном лютеранского пастора. Окончил школу в 1851 г. и до 1856 г. обучался в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах. На последнем году учебы в Гейдельберге Вундт был практически при смерти от серьезного заболевания. После получения диплома по медицине в Гейдельберге, Вундт короткое время учится у Иоганна Мюллера и вскоре стал сотрудником Университета — ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца, с 1858 по 1864 гг. В это время он пишет работу

Статьи по теории чувственного восприятия (1858-62). Также в Гейдельберге Вундт женится на Софи Мау.

В этот период Вундт начинает читать первый в мире курс по научной психологии, постоянно подчеркивая в нем использование экспериментальных методов, взятых из естественных наук. В своем курсе он подчеркивает физиологическую связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вунда в физиологии имели огромное значение для становления новой науки — психологии. Его лекции были опубликованы в виде книги Лекции о разуме человека и животных в 1863 г. В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге.

Вундт начинает работу, которая привела его к публикации в 1874 г. одной из самых важных работ в истории психологии, книги Принципы физиологической Психологии. Принципы строят психологию, как исследование непосредственного опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с помощью метода интроспекции, или самонаблюдения.

Годы в Лейпциге

В 1875 Вундт получает позицию профессора в Лейпцигском университете, а через 4 года основывает первую в мире психологическую лабораторию. Ученые со всего мира собираются в лаборатории Вундта, в том числе Эдвард Титченер. Позднее, студенты Вундта основывают психологические лаборатории в |Университете Пенсильвании, Колумбийском Университете и др.

Вундт жил в Лейпциге до самой смерти и был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам.

В последние годы жизни Вундт фокусируется на социальной и культурной психологии, и до самой смерти пишет фундаментальный 10-томный труд Социальная Психология.

Научное наследие Вундта колоссально по объему и составляет около 54000 страниц в виде книг и статей. Некоторые особо выдающиеся его работы: Лекции о психологии человека и животных

, Эссе, Этика: исследование фактов и законов моральной жизни, Гипнотизм и внушение (1892) и Введение в психологию.

Концепции Вундта в психологии

Вундт пытался понять человеческий разум изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Эти идеи Вундта были развиты Эдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепции структурализма в психологии. Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской науки функционализмом, созданным на основе идей Уильямa Джеймсa, и в настоящее время распространен, в основном, в европейской науке.

Хотя Вундт полагался в своих исследованиях на научный и физиологический методы, он часто использовал и метод интроспекции, который сегодня не рассматривается как научный, т.к. он не является эмпирическим и не дает воспроизводимые результаты.

www.psychologos.ru

Вундт, Вильгельм — Википедия

Вильгельм Максимилиан Вундт
нем. Wilhelm Maximilian Wundt
Имя при рождении нем. Wilhelm Maximilian Wundt
Дата рождения 16 августа 1832(1832-08-16)[1][2][…]
Место рождения Некарау, ныне Мангейм, Королевство Вюртемберг
Дата смерти 31 августа 1920(1920-08-31)
[4]
[1][…](88 лет)
Место смерти
Страна
Научная сфера психология, физиология
Место работы Гейдельбергский университет,
Лейпцигский университет
Альма-матер Тюбингенский, Берлинский и Гейдельбергский университеты
Учёная степень докторская степень[d] (1856) и хабилитация (1857)
Научный руководитель Г. Л. Ф. Гельмгольц
Известные ученики В. М. Бехтерев,
Владислав Витвицкий,
И. П. Павлов,
В. С. Серебреников
Известен как создатель экспериментальной психологии
Награды и премии
 Вильгельм Максимилиан Вундт на Викискладе

Вильге́льм Максимилиа́н Вундт (нем. Wilhelm Maximilian Wundt; 16 августа 1832, Некарау, ныне в составе Мангейма, Королевство Вюртемберг — 31 августа 1920, Лейпциг, Германия) — немецкий врач, физиолог и психолог. В области психологии использовал экспериментальной психологии

[5]. Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов (нем. Völkerpsychologie), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.

Биография

Ранние годы

Вундт родился в семье лютеранского пастора, окончил школу в 1851 году и до 1856 года обучался в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах. На последнем году учёбы в Гейдельберге Вундт был практически при смерти от серьёзного заболевания. После получения диплома по медицине в Гейдельберге Вундт короткое время учится у Иоганна Мюллера и вскоре становится сотрудником университета — ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца, с 1858 по 1864 гг. В это время он пишет работу

Статьи по теории чувственного восприятия (1858—1862). Также в Гейдельберге Вундт женится на Софи Мау.

В этот период Вундт начинает читать первый в мире курс по научной психологии, постоянно подчёркивая в нём использование экспериментальных методов, взятых из естественных наук. В своём курсе он подчёркивает физиологическую связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вундта в физиологии имели огромное значение для становления новой науки — психологии. Его лекции были опубликованы в виде книги Лекции о разуме человека и животных в 1863 г. В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге.

Вундт начинает работу, которая привела его к публикации в 1874 г. одной из самых важных работ в истории психологии, книги «Принципы физиологической психологии». Принципы строят психологию как исследование непосредственного опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с помощью метода интроспекции, или самонаблюдения.

Годы в Лейпциге

В 1875 году Вундт стал ординарным профессором философии в Лейпцигском университете, а через четыре года основал первую в мире психологическую лабораторию, в скором времени преобразованную в институт экспериментальной психологии

[6]. Позже студенты Вундта основали психологические лаборатории в Университете Пенсильвании, Колумбийском университете и других.

Вундт жил в Лейпциге до самой смерти и был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам. В числе его учеников был Иван Павлов.

В последние годы жизни Вундт фокусировался на социальной и культурной психологии, и до самой смерти писал фундаментальный 10-томный труд «Психологию народов»[7].

Научное наследие Вундта колоссально по объёму и составляет около 54000 страниц[8] в виде книг и статей. Некоторые особо выдающиеся его работы: Лекции о психологии человека и животных, Эссе, Этика: исследование фактов и законов моральной жизни

, Гипнотизм и внушение (1892) и Введение в психологию.

Концепции Вундта в психологии

Вундт пытался понять человеческий разум, изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Эти идеи Вундта были развиты Эдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепции структурализма в психологии. Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской науки функционализмом, созданным на основе идей Уильяма Джемса, и в настоящее время распространён, в основном, в европейской науке.

Хотя Вундт полагался в своих исследованиях на научный и физиологический методы, он часто использовал и метод интроспекции, который сегодня не рассматривается как научный, так как он не является эмпирическим и не дает воспроизводимые результаты.

Наследие Вундта

Вильгельма Вундта часто называют одним из отцов современной психологии. Несколько его работ, например, «Принципы физиологической психологии», являются классическими и фундаментальными трудами в области психологии. Но, со временем, психологическая наука ушла далеко вперед и влияние результатов Вундта на современные исследования ставится под сомнение многими экспертами.

Вундт работал в огромном количестве областей знания, он публиковал работы по философии, психологии, физике, физиологии. Необъятность его печатного наследия за продолжительную 65-летнюю научную карьеру такова, что даже трудно построить единую картину его деятельности.[9] Несомненно, однако, Вундт был верным поклонником фундаментализма, неустанно работая над построением непротиворечивой и единой картины естественного мира, понимаемого с точки зрения атомизма.[9]

В астрономии

В честь Вильгельма Вундта назван астероид (635) Вундция, открытый в 1907 году.

Переводы сочинений Вундта на русский язык

Примечания

Литература

Ссылки

wikipedia.green

Вундт, Вильгельм — это… Что такое Вундт, Вильгельм?

Вильгельм Максимилиан Вундт (нем. Wilhelm Maximilian Wundt; 16 августа 1832, Некарау, ныне в составе Мангейма, Королевство Вюртемберг, Германский союз — 31 августа 1920, Лейпциг, Германская империя) — немецкий врач, физиолог и психолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии[1]. Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов (нем. Völkerpsychologie), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.

Биография

Ранние годы

Вундт родился в городке Некарау недалеко от Мангейма в семье лютеранского пастора. Окончил школу в 1851 г. и до 1856 г. обучался в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах. На последнем году учебы в Гейдельберге Вундт был практически при смерти от серьёзного заболевания. После получения диплома по медицине в Гейдельберге Вундт короткое время учится у Иоганна Мюллера и вскоре становится сотрудником университета — ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца, с 1858 по 1864 гг. В это время он пишет работу Статьи по теории чувственного восприятия (1858—1862). Также в Гейдельберге Вундт женится на Софи Мау.

В этот период Вундт начинает читать первый в мире курс по научной психологии, постоянно подчёркивая в нем использование экспериментальных методов, взятых из естественных наук. В своём курсе он подчёркивает физиологическую связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вундта в физиологии имели огромное значение для становления новой науки — психологии. Его лекции были опубликованы в виде книги Лекции о разуме человека и животных в 1863 г. В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге.

Вундт начинает работу, которая привела его к публикации в 1874 г. одной из самых важных работ в истории психологии, книги «Принципы физиологической психологии». Принципы строят психологию как исследование непосредственного опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с помощью метода интроспекции, или самонаблюдения.

Годы в Лейпциге

В 1875 Вундт получает ставку профессора в Лейпцигском университете, а через 4 года основывает первую в мире психологическую лабораторию. 1879 год — год создания экспериментальной лаборатории — считается официальной датой рождения психологии как науки, и ее становление как самостоятельной области научных исследований по праву связывают с именем Вундта[1]. в Лейпцигском университете первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Учёные со всего мира собираются в лаборатории Вундта, в том числе Эдвард Титченер. Позднее, студенты Вундта основывают психологические лаборатории в Университете Пенсильвании, Колумбийском университете и др.

Вундт жил в Лейпциге до самой смерти и был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам.

В последние годы жизни Вундт фокусируется на социальной и культурной психологии, и до самой смерти пишет фундаментальный 10-томный труд «Психологию народов»[2].

Научное наследие Вундта колоссально по объёму и составляет около 54000 страниц[3] в виде книг и статей. Некоторые особо выдающиеся его работы: Лекции о психологии человека и животных, Эссе, Этика: исследование фактов и законов моральной жизни, Гипнотизм и внушение (1892) и Введение в психологию.

Концепции Вундта в психологии

Вундт пытался понять человеческий разум, изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Эти идеи Вундта были развиты Эдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепции структурализма в психологии. Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской науки функционализмом, созданным на основе идей Уильяма Джемса, и в настоящее время распространён, в основном, в европейской науке.

Хотя Вундт полагался в своих исследованиях на научный и физиологический методы, он часто использовал и метод интроспекции, который сегодня не рассматривается как научный, так как он не является эмпирическим и не дает воспроизводимые результаты.

Наследие Вундта

Вильгельма Вундта часто называют одним из отцов современной психологии. Несколько его работ, например, «Принципы физиологической психологии», является классическими и фундаментальными трудами в области психологии. Но, со временем, психологическая наука ушла далеко вперед и влияние результатов Вундта на современные исследования ставится под сомнение многими экспертами.

Вундт работал в огромном количестве областей знания, он публиковал работы по философии, психологии, физике, физиологии. Необъятность его печатного наследия за продолжительную 65-летнюю научную карьеру такова, что даже трудно построить единую картину его деятельности.[4] Несомненно, однако, Вундт был верным поклонником фундационализма, неустанно работая над построением непротиворечивой и единой картины естественного мира, понимаемого с точки зрения атомизма.[4]

В астрономии

В честь Вильгельма Вундта назван астероид (635) Вундция (англ.)русск., открытый в 1907 году.

Переводы сочинений Вундта на русский язык

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Вильгельм Вундт — это… Что такое Вильгельм Вундт?

Вильгельм Максимилиан Вундт (нем. Wilhelm Maximilian Wundt; 16 августа 1832, Некарау, ныне в составе Мангейма — 31 августа 1920, Лейпциг) — немецкий физиолог и психолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии и когнитивной психологии[1][2] . Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов (нем. Völkerpsychologie), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.

Биография

Ранние годы

Вундт родился в городке Некарау недалеко от Мангейма в семье лютеранского пастора. Окончил школу в 1851 г. и до 1856 г. обучался в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах. На последнем году учебы в Гейдельберге Вундт был практически при смерти от серьёзного заболевания. После получения диплома по медицине в Гейдельберге, Вундт короткое время учится у Иоганна Мюллера и вскоре стал сотрудником университета — ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца, с 1858 по 1864 гг. В это время он пишет работу Статьи по теории чувственного восприятия (1858-62). Также в Гейдельберге Вундт женится на Софи Мау.

В этот период Вундт начинает читать первый в мире курс по научной психологии, постоянно подчёркивая в нем использование экспериментальных методов, взятых из естественных наук. В своём курсе он подчёркивает физиологическую связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вундта в физиологии имели огромное значение для становления новой науки — психологии. Его лекции были опубликованы в виде книги Лекции о разуме человека и животных в 1863 г. В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге.

Вундт начинает работу, которая привела его к публикации в 1874 г. одной из самых важных работ в истории психологии, книги «Принципы физиологической психологии». Принципы строят психологию, как исследование непосредственного опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с помощью метода интроспекции, или самонаблюдения.

Годы в Лейпциге

В 1875 Вундт получает ставку профессора в Лейпцигском университете, а через 4 года основывает первую в мире психологическую лабораторию. Учёные со всего мира собираются в лаборатории Вундта, в том числе Эдвард Титченер. Позднее, студенты Вундта основывают психологические лаборатории в Университете Пенсильвании, Колумбийском университете и др.

Вундт жил в Лейпциге до самой смерти и был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам.

В последние годы жизни Вундт фокусируется на социальной и культурной психологии, и до самой смерти пишет фундаментальный 10-томный труд «Социальная психология».

Научное наследие Вундта колоссально по объёму и составляет около 54000 страниц[3] в виде книг и статей. Некоторые особо выдающиеся его работы: Лекции о психологии человека и животных, Эссе, Этика: исследование фактов и законов моральной жизни, Гипнотизм и внушение (1892) и Введение в психологию.

Концепции Вундта в психологии

Вундт пытался понять человеческий разум изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Эти идеи Вундта были развиты Эдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепции структурализма в психологии. Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской науки функционализмом, созданным на основе идей Уильяма Джемса, и в настоящее время распространён, в основном, в европейской науке.

Хотя Вундт полагался в своих исследованиях на научный и физиологический методы, он часто использовал и метод интроспекции, который сегодня не рассматривается как научный, так как он не является эмпирическим и не дает воспроизводимые результаты.

Наследие Вундта

Вильгельма Вундта часто называют одним из отцов современной психологии. Несколько его работ, например, «Принципы физиологической психологии», является классическими и фундаментальными трудами в области психологии. Но, со временем, психологическая наука ушла далеко вперед и влияние результатов Вундта на современные исследования ставится под сомнение многими экспертами.

Вундт работал в огромном количестве областей знания, он публиковал работы по философии, психологии, физике, физиологии. Необъятность его печатного наследия за продолжительную 65-летнюю научную карьеру такова, что даже трудно построить единую картину его деятельности.[4] Несомненно, однако, Вундт был верным поклонником фундационализма, неустанно работая над построением непротиворечивой и единой картины естественного мира, понимаемого с точки зрения атомизма.[5]

Примечания

Работы на русском языке

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Вундт, Вильгельм — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Вильгельм Максимилиан Вундт (нем. Wilhelm Maximilian Wundt; 16 августа 1832, Некарау, ныне в составе Мангейма, Королевство Вюртемберг — 31 августа 1920, Лейпциг) — немецкий врач, физиолог и психолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии[1]. Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов (нем. Völkerpsychologie), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.

Биография

Ранние годы

Вундт родился в семье лютеранского пастора, окончил школу в 1851 году и до 1856 года обучался в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах. На последнем году учёбы в Гейдельберге Вундт был практически при смерти от серьёзного заболевания. После получения диплома по медицине в Гейдельберге Вундт короткое время учится у Иоганна Мюллера и вскоре становится сотрудником университета — ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца, с 1858 по 1864 гг. В это время он пишет работу Статьи по теории чувственного восприятия (1858—1862). Также в Гейдельберге Вундт женится на Софи Мау.

В этот период Вундт начинает читать первый в мире курс по научной психологии, постоянно подчёркивая в нём использование экспериментальных методов, взятых из естественных наук. В своём курсе он подчёркивает физиологическую связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вундта в физиологии имели огромное значение для становления новой науки — психологии. Его лекции были опубликованы в виде книги Лекции о разуме человека и животных в 1863 г. В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге.

Вундт начинает работу, которая привела его к публикации в 1874 г. одной из самых важных работ в истории психологии, книги «Принципы физиологической психологии». Принципы строят психологию как исследование непосредственного опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с помощью метода интроспекции, или самонаблюдения.

Годы в Лейпциге

В 1875 году Вундт стал ординарным профессором философии в Лейпцигском университете, а через четыре года основал первую в мире психологическую лабораторию, в скором времени преобразованную в институт экспериментальной психологии[2]. Позже студенты Вундта основали психологические лаборатории в Университете Пенсильвании, Колумбийском университете и других.

Вундт жил в Лейпциге до самой смерти и был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам. В числе его учеников был Иван Павлов.

В последние годы жизни Вундт фокусировался на социальной и культурной психологии, и до самой смерти писал фундаментальный 10-томный труд «Психологию народов»[3].

Научное наследие Вундта колоссально по объёму и составляет около 54000 страниц[4] в виде книг и статей. Некоторые особо выдающиеся его работы: Лекции о психологии человека и животных, Эссе, Этика: исследование фактов и законов моральной жизни, Гипнотизм и внушение (1892) и Введение в психологию.

Концепции Вундта в психологии

Вундт пытался понять человеческий разум, изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Эти идеи Вундта были развиты Эдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепции структурализма в психологии. Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской науки функционализмом, созданным на основе идей Уильяма Джемса, и в настоящее время распространён, в основном, в европейской науке.

Хотя Вундт полагался в своих исследованиях на научный и физиологический методы, он часто использовал и метод интроспекции, который сегодня не рассматривается как научный, так как он не является эмпирическим и не дает воспроизводимые результаты.

Наследие Вундта

Вильгельма Вундта часто называют одним из отцов современной психологии. Несколько его работ, например, «Принципы физиологической психологии», являются классическими и фундаментальными трудами в области психологии. Но, со временем, психологическая наука ушла далеко вперед и влияние результатов Вундта на современные исследования ставится под сомнение многими экспертами.

Вундт работал в огромном количестве областей знания, он публиковал работы по философии, психологии, физике, физиологии. Необъятность его печатного наследия за продолжительную 65-летнюю научную карьеру такова, что даже трудно построить единую картину его деятельности.[5] Несомненно, однако, Вундт был верным поклонником фундаментализма, неустанно работая над построением непротиворечивой и единой картины естественного мира, понимаемого с точки зрения атомизма.[5]

В астрономии

В честь Вильгельма Вундта назван астероид (635) Вундция, открытый в 1907 году.

Переводы сочинений Вундта на русский язык

  • Вундт В. [minervium.com/psychology/Vundt-Vvedenie-v-psihologiju.html Введение в психологию] = Einführung in die Psychologie. — М.: КомКнига, 2007. — 168 с. — (Из наследия мировой психологии). — ISBN 978-5-484-00794-3.
  • Вундт В. [kolesnikovx.narod.ru/psychology/vundt_vilgelm/ Введение в философию]. — СПб., 1903 — PDF. [www.webcitation.org/65Pzaatui Архивировано из первоисточника 13 февраля 2012].
  • Вундт В. [kolesnikovx.narod.ru/psychology/vundt_vilgelm/ Очерк психологии]. — СПб., 1896 — PDF. [www.webcitation.org/65Pzaatui Архивировано из первоисточника 13 февраля 2012].
  • Вундт В. Проблемы психологии народов. — М.: Академический проект, 2010. — 136 с. — (Психологические технологии). — ISBN 978-5-8291-1284-4.
  • Вундт В. Этика: Принципы нравственности. Области нравственной жизни. — Изд.2. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. — 264 с. — (Из наследия мировой философской мысли: этика). — ISBN 978-5-397-01567-7.

Напишите отзыв о статье «Вундт, Вильгельм»

Примечания

  1. [books.google.com/books?id=wfjB9Blnk8kC&pg=PA10-IA2&dq=Wundt+%2B%22Father+of+Psychology%22&sig=gWJeyuPPFuxlyTh0Eg61zM90BFI 50 psychology classics: who we are … — Google Books]
  2. Борисова И. В. ВУНДТ // Новая философская энциклопедия. Том первый. М., 2000. ISBN 5-244-00961-3. [iph.ras.ru/elib/0682.html Интернет-версия статьи]
  3. Зборовский Г. Е. История социологии: Учебник. — М.: Гардарики, 2004. — с. 101
  4. Bringmann & Balk, 1992
  5. 1 2 [plato.stanford.edu/entries/wilhelm-wundt/ Wilhelm Maximilian Wundt (Stanford Encyclopedia of Philosophy)]

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Вильгельм Вундт
  • [plato.stanford.edu/entries/wilhelm-wundt Биография Вундта в Стэнфордской энциклопедии философии] (англ.)
  • [illusions.org.ua/content/view/55/4/ Биография Вундта] (укр.)
  • [www.ras.ru/win/db/show_per.asp?P=.id-49964.ln-ru Профиль Вильгельма Макса Вундта] на официальном сайте РАН

Отрывок, характеризующий Вундт, Вильгельм

Он не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру, – не веру в какие нибудь правила, или слова, или мысли, но веру в живого, всегда ощущаемого бога. Прежде он искал его в целях, которые он ставил себе. Это искание цели было только искание бога; и вдруг он узнал в своем плену не словами, не рассуждениями, но непосредственным чувством то, что ему давно уж говорила нянюшка: что бог вот он, тут, везде. Он в плену узнал, что бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитектоне вселенной. Он испытывал чувство человека, нашедшего искомое у себя под ногами, тогда как он напрягал зрение, глядя далеко от себя. Он всю жизнь свою смотрел туда куда то, поверх голов окружающих людей, а надо было не напрягать глаз, а только смотреть перед собой.
Он не умел видеть прежде великого, непостижимого и бесконечного ни в чем. Он только чувствовал, что оно должно быть где то, и искал его. Во всем близком, понятном он видел одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное. Он вооружался умственной зрительной трубой и смотрел в даль, туда, где это мелкое, житейское, скрываясь в тумане дали, казалось ему великим и бесконечным оттого только, что оно было неясно видимо. Таким ему представлялась европейская жизнь, политика, масонство, философия, филантропия. Но и тогда, в те минуты, которые он считал своей слабостью, ум его проникал и в эту даль, и там он видел то же мелкое, житейское, бессмысленное. Теперь же он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем, и потому естественно, чтобы видеть его, чтобы наслаждаться его созерцанием, он бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей, и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь. И чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив. Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? теперь для него не существовал. Теперь на этот вопрос – зачем? в душе его всегда готов был простой ответ: затем, что есть бог, тот бог, без воли которого не спадет волос с головы человека.

Пьер почти не изменился в своих внешних приемах. На вид он был точно таким же, каким он был прежде. Так же, как и прежде, он был рассеян и казался занятым не тем, что было перед глазами, а чем то своим, особенным. Разница между прежним и теперешним его состоянием состояла в том, что прежде, когда он забывал то, что было перед ним, то, что ему говорили, он, страдальчески сморщивши лоб, как будто пытался и не мог разглядеть чего то, далеко отстоящего от него. Теперь он так же забывал то, что ему говорили, и то, что было перед ним; но теперь с чуть заметной, как будто насмешливой, улыбкой он всматривался в то самое, что было перед ним, вслушивался в то, что ему говорили, хотя очевидно видел и слышал что то совсем другое. Прежде он казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям – вопрос: довольны ли они так же, как и он? И людям приятно было в его присутствии.
Прежде он много говорил, горячился, когда говорил, и мало слушал; теперь он редко увлекался разговором и умел слушать так, что люди охотно высказывали ему свои самые задушевные тайны.
Княжна, никогда не любившая Пьера и питавшая к нему особенно враждебное чувство с тех пор, как после смерти старого графа она чувствовала себя обязанной Пьеру, к досаде и удивлению своему, после короткого пребывания в Орле, куда она приехала с намерением доказать Пьеру, что, несмотря на его неблагодарность, она считает своим долгом ходить за ним, княжна скоро почувствовала, что она его любит. Пьер ничем не заискивал расположения княжны. Он только с любопытством рассматривал ее. Прежде княжна чувствовала, что в его взгляде на нее были равнодушие и насмешка, и она, как и перед другими людьми, сжималась перед ним и выставляла только свою боевую сторону жизни; теперь, напротив, она чувствовала, что он как будто докапывался до самых задушевных сторон ее жизни; и она сначала с недоверием, а потом с благодарностью выказывала ему затаенные добрые стороны своего характера.
Самый хитрый человек не мог бы искуснее вкрасться в доверие княжны, вызывая ее воспоминания лучшего времени молодости и выказывая к ним сочувствие. А между тем вся хитрость Пьера состояла только в том, что он искал своего удовольствия, вызывая в озлобленной, cyхой и по своему гордой княжне человеческие чувства.
– Да, он очень, очень добрый человек, когда находится под влиянием не дурных людей, а таких людей, как я, – говорила себе княжна.
Перемена, происшедшая в Пьере, была замечена по своему и его слугами – Терентием и Васькой. Они находили, что он много попростел. Терентий часто, раздев барина, с сапогами и платьем в руке, пожелав покойной ночи, медлил уходить, ожидая, не вступит ли барин в разговор. И большею частью Пьер останавливал Терентия, замечая, что ему хочется поговорить.
– Ну, так скажи мне… да как же вы доставали себе еду? – спрашивал он. И Терентий начинал рассказ о московском разорении, о покойном графе и долго стоял с платьем, рассказывая, а иногда слушая рассказы Пьера, и, с приятным сознанием близости к себе барина и дружелюбия к нему, уходил в переднюю.
Доктор, лечивший Пьера и навещавший его каждый день, несмотря на то, что, по обязанности докторов, считал своим долгом иметь вид человека, каждая минута которого драгоценна для страждущего человечества, засиживался часами у Пьера, рассказывая свои любимые истории и наблюдения над нравами больных вообще и в особенности дам.
– Да, вот с таким человеком поговорить приятно, не то, что у нас, в провинции, – говорил он.
В Орле жило несколько пленных французских офицеров, и доктор привел одного из них, молодого итальянского офицера.
Офицер этот стал ходить к Пьеру, и княжна смеялась над теми нежными чувствами, которые выражал итальянец к Пьеру.
Итальянец, видимо, был счастлив только тогда, когда он мог приходить к Пьеру и разговаривать и рассказывать ему про свое прошедшее, про свою домашнюю жизнь, про свою любовь и изливать ему свое негодование на французов, и в особенности на Наполеона.
– Ежели все русские хотя немного похожи на вас, – говорил он Пьеру, – c’est un sacrilege que de faire la guerre a un peuple comme le votre. [Это кощунство – воевать с таким народом, как вы.] Вы, пострадавшие столько от французов, вы даже злобы не имеете против них.
И страстную любовь итальянца Пьер теперь заслужил только тем, что он вызывал в нем лучшие стороны его души и любовался ими.
Последнее время пребывания Пьера в Орле к нему приехал его старый знакомый масон – граф Вилларский, – тот самый, который вводил его в ложу в 1807 году. Вилларский был женат на богатой русской, имевшей большие имения в Орловской губернии, и занимал в городе временное место по продовольственной части.
Узнав, что Безухов в Орле, Вилларский, хотя и никогда не был коротко знаком с ним, приехал к нему с теми заявлениями дружбы и близости, которые выражают обыкновенно друг другу люди, встречаясь в пустыне. Вилларский скучал в Орле и был счастлив, встретив человека одного с собой круга и с одинаковыми, как он полагал, интересами.
Но, к удивлению своему, Вилларский заметил скоро, что Пьер очень отстал от настоящей жизни и впал, как он сам с собою определял Пьера, в апатию и эгоизм.
– Vous vous encroutez, mon cher, [Вы запускаетесь, мой милый.] – говорил он ему. Несмотря на то, Вилларскому было теперь приятнее с Пьером, чем прежде, и он каждый день бывал у него. Пьеру же, глядя на Вилларского и слушая его теперь, странно и невероятно было думать, что он сам очень недавно был такой же.
Вилларский был женат, семейный человек, занятый и делами имения жены, и службой, и семьей. Он считал, что все эти занятия суть помеха в жизни и что все они презренны, потому что имеют целью личное благо его и семьи. Военные, административные, политические, масонские соображения постоянно поглощали его внимание. И Пьер, не стараясь изменить его взгляд, не осуждая его, с своей теперь постоянно тихой, радостной насмешкой, любовался на это странное, столь знакомое ему явление.

wiki-org.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *