В вундт: Вундт Вильгельм

В. Вундт (1832–1920). Век психологии: имена и судьбы

В. Вундт

(1832–1920)

Историю психологической мысли исследователи прослеживают с античных времен, анализируя психологические воззрения Платона, Аристотеля, Демокрита… Само понятие «психология» было введено в научный обиход в конце ХVI века. Однако на протяжении всей истории науки психология не выделялась в самостоятельную сферу научного знания, а развивалась в русле философской мысли. Как самостоятельная наука она существует сравнительно недавно – с конца ХIХ века. Ее рождение в этом качестве историки датируют 1879 годом, когда впервые в мире была основана исследовательская психологическая лаборатория. Эту лабораторию, преобразованную впоследствии в институт, основал Вильгельм Вундт, который по праву считается первым их психологов.

Вильгельм Максимилиан Вундт родился 16 августа 1832 г. в Неккерау близ Мангейма. Он был младшим из детей протестантского пастора Максимилиана Вундта и Мари Фредерики Вундт, урожденной Арнольд. В семье было четверо детей. Двое из них умерли в раннем возрасте, остались только Вильгельм и его брат Людвиг, который был на 8 лет старше. Жил Людвиг в Гейдельберге, его воспитанием занималась сестра матери. Таким образом Вильгельм оставался в семье в роли единственного ребенка.

Два года он обучался в народной школе, после чего его обучение было поручено викарию – помощнику отца, с которым Вильгельм до этого жил в одной комнате в доме родителей. В своей автобиографии «Пережитое и познанное» Вундт вспоминал: «Этот еще довольно молодой помощник моего отца по имени Фридрих Мюллер и был моим настоящим воспитателем. Он стал для меня ближе, чем отец и мать, и когда через несколько лет он получил собственный приход в близлежащем местечке Мюнцехайм, я настолько затосковал, что родители согласились, в ответ на его предложение, чтобы я жил у него в течение того года, который оставался до поступления в гимназию». За исключением воскресных дней Вильгельм все время проводил в доме викария.

При несомненных педагогических способностях викария, его влияние, как вспоминал позже Вундт, имело и негативные черты: обучение, не стесненное программой и дисциплиной, побуждение к безудержному фантазированию не готовило к условиям обучения в гимназии. В возрасте 13 лет Вундт поступил в католическую гимназию в Брухзале. После занятий с викарием гимназия стала для Вундта «школой страданий». Возможно, это объяснялось также ее католической направленностью, чуждой сыну протестантского пастора.

Через год родители перевели его в гимназию в Гейдельберге. Здесь он приобрел друзей, интенсивно занялся чтением. Изучением древних языков – латинского, греческого, древнееврейского, – в общем, вступил на путь познания, на котором ему потом суждено было стать знаменитым.

Когда ему исполнилось девятнадцать, он был готов к поступлению в университет. С этой целью в 1851 г. он прибыл в Тюбинген. Здесь в университете работал его дядя, анатом Фридрих Арнольд. Однако проучившись здесь только один год, он перешел в Гейдельбергский университет, где проучился три с половиной года.

Еще в Тюбингене он принял решение стать физиологом. Считая, что именно эта область знания, а не профессия практического врача в наибольшей степени соответствует его интересам и склонностям (подобным образом до него рассуждал и Г.Гельмгольц).

Первый год обучения в Гейдельберге Вундт посвятил изучению анатомии, физиологии, физики, химии и до некотрой степени практической медицины. Под влиянием интересных лекций и демонстраций опытов химика Бунзена Вундт в 1853 г. выполнил свою первую научную работу. На втором году он стал больше внимания уделять практической медицине. Возрос и его интерес к физиологии. Еще через год Вундт стал ассистентом в медицинской клинике в Гейдельберге. Тут ему стало окончательно ясно, что медицина не будет его профессией.

Весной 1856 г. Вундт отправился в Берлин к И.Мюллеру, чтобы изучать физиологию под руководством человека, считавшегося «отцом экспериментальной физиологии». Он нашел, что характер немецкой науки в Берлине отличается от университетов южной Германии. В Гейдельберге наука была слишком практична для его академического темперамента. В Берлине он встретил не только лучшую науку, но и лучшие умы. Помимо И.Мюллера, большое влияние на него оказал Э. Дюбуа-Реймон, стимулировавший его интерес к экспериментальным исследованиям.

В Гейдельберг Вундт вернулся в 1856 г. Здесь он защитил диссертацию по медицине на тему «Исследование нервов в воспаленных и вырождающихся органах». В 1856–1857 гг. он опубликовал три статьи (чисто физиологического содержания), а в 1858 г. – свою первую книгу «Очерки по изучению мускульного движения». В это время интересы Вундта были сосредоточены на проблемах физиологии, хотя психологические идеи занимали его все больше и больше.

В 1858 г. Г.Гельмгольц перешел из Боннского университета в Гейдельбергский. Вундт стал его ассистентом. Личных дружественных отношений между ними не сложилось, возможно – в силу различия темпераментов. Тем не менее их сотрудничество продолжалось 13 лет, пока в 1871 г. Гельмгольц не переехал в Берлин.

Вундт проработал в Гейдельберге до 1874 г. Здесь окончательно оформились его научные интересы. Теперь приоритетным направлением для него выступала психология.

Еще в 1858 г. Вундт опубликовал первую часть «Очерков по теории чувственных восприятий». Последний параграф содержал краткое обсуждение вопроса о бессознательных умозаключениях как механизме восприятия. «Очерки» выходили частями на протяжении 4 лет. А в 1862 г. книга была опубликована полностью с теоретическим введением к ней. Здесь по существу была изложена программа Вундта, подразделявшая психологию на три основных направления: экспериментальная психологи, этническая психология и научная метафизика.

В 1863 г. увидела свет очень важная работа – «Лекции о душе человека и животных», содержавшая введение ко многим проблемам экспериментальной психологии, разработка которых растянулась на долгие годы.

В 1867 г. Вундт начал читать лекционный курс по физиологической психологии, фактически положивший начало науке под таким названием. Полное изложение его концепции было дано в книге «Основания физиологической психологии» (в 2-х частях, 1873–74; при жизни Вундта увидело свет 6 изданий этой книги).

В 1874 г. Вундт получил приглашение на кафедру индуктивной философии в Цюрих. Рекомендацию ему дал Гельмгольц; в ней он подчеркивал, что философия должна опираться на естественные науки.

В Цюрихе Вундт проработал недолго. Уже в следующем году он становится профессором кафедры философии Лейпцигского университета. Отныне Лейпцигу предстояло на несколько лет стать колюбелью и столицей мировой психологии.

В 1879 г. состоялось открытие небольшой лаборатории. Оборудование ее составляли несложные приборы для экспериментальной работы, довольно скромной по масштабам. Неожиданно для вундта лаборатория вызвала огромный интерес. В ней собралась группа сотрудников, впоследствии сыгравших важную роль в развитии экспериментальной психологии. Это были ученые не только из Германии (Э.Крепелин, О.Кюльпе, Э.Мейман и др.), но и из Америки (Г. С. Холл, Дж. М.Кеттелл и др.) и других стран, в том числе из России. Через два года лаборатория превратилась в Психологический институт. А в 1883 г. стал выходить первый научный психологический журнал, первоначально носивший название «Философские исследования» (сказывалась давняя традиция развития психологии в рамках философии), измененное в 1905 г. на более адекватное – «Психологические исследования».

В. Вундт (сидит) с сотрудниками в лаборатории

Психологическая концепция Вундта была по сути структуралистской. Он пытался применить естественнонаучный метод в анализе осознаваемого внутреннего опыта, окрестив его «мыслительной материей» и стараясь выявить и описать его простейшие структуры. Таким образом, сознание было разбито на психические элементы, подобно тому как материя делится на атомы. В качестве таких элементов для Вундта выступали ощущения, образы и чувства.

Вундт, в отличие от многих психологов ХХ века, проживших наполненную яркими событиями жизнь, вел жизнь скромную, упорядоченную и размеренную.

Будучи весьма популярным лектором (лекции он читал без конспектов), публичных выступлений не любил, а участия в каких-либо конгрессах просто избегал.

По словам Х.Гефдинга, «история жизни Вундта – это история его научных работ». А важнейший ее итог – институционализация психологии в качестве самостоятельной науки.

Умер Вильгельм Вундт 31 августа 1920 г. в собственном доме в Гросботоне под Лейпцигом.

В его лаборатории ныне находится музей, известный психологам всего мира.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

1832

1832 I Вот краткий обзор событий по датам.17 февраля. Он заговаривает о возвращении.«Я уеду отсюда в начале мая», – писал он своему другу Гуне59.Благодаря доброжелательности (а вскоре даже, «сообщничеству») кроткого Ораса Вернэ Гектор уехал из Италии за шесть месяцев до

В.

Вундт (1832–1920)

В. Вундт (1832–1920) Историю психологической мысли исследователи прослеживают с античных времен, анализируя психологические воззрения Платона, Аристотеля, Демокрита… Само понятие «психология» было введено в научный обиход в конце ХVI века. Однако на протяжении всей

1832

1832 9 июня. Варшава. После четырех лет кочующей жизни, в продолжение которой почти все связи мои были прерваны со всеми, исключая своей семьи, начинаю опять понемногу входить в прежний круг людей, с которыми в разные времена моей жизни я встречался и с коими я более или менее

ВУНДТ ВИЛЬГЕЛЬМ.

ВУНДТ ВИЛЬГЕЛЬМ. Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 г. в Бадене. В юношеском возрасте он заинтересовался медициной и с 1851 по 1856 г. изучал медицину в университетах Гейдельберга, Тюбингена и Берлина.

С 1858 г. Вундт выпускал статьи «Доклады по теории чувственного познания». В

1832 ГОД

1832 ГОД 1 января.Цензурное разрешение отдельного издания брошюры А. Н. Царынного (А. Я. Стороженко) «Мысли малороссиянина по прочтении повестей пасичника Рудого Панька, изданных им в книжке под заглавием „Вечера на хуторе близ Диканьки и рецензий на оные“. СПб. В тип. Греча.

ЧАСТЬ III (апрель 1920 — октябрь 1920)

ЧАСТЬ III (апрель 1920 — октябрь 1920) Над Севастополем плескалось весеннее солнце. Токарь Баранов сошел по лестнице. На дворе остановился и, подойдя к окну, кивнул подпоручику Морозову.Подпоручик Морозов сидел на подоконнике. Рука его все еще была подвязана. Лицо осунулось.

Год 1832

Год 1832 Начало года. В Московском университете начал чтение курса теории изящных искусств и археологии Н. И. Надеждин. Его лекции привлекали в аудиторию много слушателей; среди них были В. Г. Белинский, Н. В. Станкевич, К. С. Аксаков, О. М. Бодянский, по всей вероятности бывал и

1832

1832 Четверг, 5 января 1832 г.*Мой друг Тёпфер из Женевы прислал несколько новых тетрадей с рисунками пером и акварелями. В большинстве это виды Италии и Швейцарии, запечатленные им во время пешего странствия по этим странам. Гёте был так поражен красотой этих зарисовок, и в

Глава V. 1830-1832

Глава V. 1830-1832 Болезнь Вальтера Скотта. – Поездка на континент. – Возвращение в Абботсфорд. – Последние дни и кончина Вальтера Скотта.Тяжелые заботы В. Скотта и усиленный умственный труд не могли не сказаться на его здоровье. Еще в 1827 году в его дневнике отмечено, что

Глава 9 Безумие (1832)

Глава 9 Безумие (1832) Пока правительственные войска подавляли мятеж в Париже, Бальзак уехал в Турень, надеясь обрести в Саше мир и покой. Его психическое здоровье стало предметом заботы и нездорового интереса других, и он хотел дать «славный отпор» сплетникам, уверявшим,

Очки. И Вундт

Очки. И Вундт Осень, год 1921. Богословский переулок. Дверь на мой звонок открывает Леночка, официантка из «Стойла Пегаса». Высокая, тоненькая, темноволосая, очень изящная. И строгого поведения.– Наденька! – вырвалось у нее.Вот уж не знала, что здесь я зовусь заочно

1832-1835

1832-1835 1 января, ночью, выехал я с женою на почтовых в Харьков. Здесь встретился с шурином моим Ланиным, который привез мне и жене годовые паспорта под именем кишиневских жителей Григорья и Елизаветы Кисловых. Отсюда втроем отправились в Могилев, что на Днестре. Тут с шурином

Год 1832-й

Год 1832-й Пушкин столь же умен, сколь практичен; он практик, и большой практик… С.  Л. Соболевский – С. П. Шевыреву. 1832 Спрашиваю, по какому праву «Северная Пчела» будет управлять общим мнением русской публики; какой голос может иметь «Северный Меркурий»? Пушкин.

1832

1832 Начало года. В Московском университете начал чтение курса теории изящных искусств и археологии Н. И. Надеждин. Его лекции привлекали в аудиторию много слушателей; среди них были В. Г. Белинский, Н. В. Станкевич, К. С. Аксаков, О. М. Бодянский, по всей вероятности бывал и

ВУНДТ • Большая российская энциклопедия

Авторы: Б. М. Величковский

ВУНДТ (Wundt) Виль­гельм (16.8.1832, Нек­ка­рау близ Ман­гей­ма, Ба­ден – 31.8.1920, Грос­бо­тен близ Лейп­ци­га), нем. пси­хо­лог, фи­зио­лог, фи­ло­соф, ло­гик, язы­ко­вед, ос­но­ва­тель экс­пе­ри­мен­таль­ной пси­хо­ло­гии. Ро­дил­ся в се­мье лю­те­ран­ско­го свя­щен­ни­ка, изу­чал ме­ди­ци­ну в ун-тах Тю­бин­ге­на, Гей­дель­бер­га, Бер­ли­на, Кар­лс­руэ. С 1858 ра­бо­тал ас­си­стен­том в физио­ло­ги­че­ской ла­бо­ра­то­рии Г. Л. Ф. Гельм­голь­ца в Гей­дель­берг­ском ун-те, опуб­ли­ко­вал ряд круп­ных ра­бот по фи­зио­ло­гии мы­шеч­но­го со­кра­ще­ния и гис­то­ло­гии. За­ни­ма­ясь опы­та­ми по фи­зио­ло­гии ор­га­нов чувств, за­ин­те­ре­со­вал­ся пси­хо­ло­гич. про­бле­ма­ми вос­при­ятия. В про­чи­тан­ном в Гей­дель­бер­ге пер­вом кур­се лек­ций по пси­хо­ло­гии («Vorlesungen über die Menschen-und Tierseele», Bd 1–2, 1863) стре­мил­ся объ­е­ди­нить ес­теств.-на­уч. под­ход к фе­но­ме­нам соз­на­ния с эле­мен­та­ми эм­пи­рич. фи­ло­со­фии И. Ф. Гер­бар­та и Дж. С. Мил­ля. С 1864 проф. ан­тро­по­ло­гии и ме­ди­цин­ской пси­хо­ло­гии в Гей­дель­бер­ге, в 1874 проф. ин­дук­тив­ной фи­ло­со­фии (ло­ги­ки) в Цю­ри­хе, с 1875 проф. фи­ло­со­фии в Лейп­циг­ском ун-те, где в те­че­ние по­сле­дую­щих 45 лет сис­те­ма­ти­че­ски ра­бо­тал над соз­да­ни­ем на­уч. пси­хо­ло­гии и её ин­ститу­цио­наль­ным от­де­ле­ни­ем от фи­ло­со­фии. В 1879 на собств. сред­ст­ва ор­гани­зо­вал в Лейп­ци­ге пер­вую в ми­ре пси­хо­ло­гич. ла­бо­ра­то­рию (с 1882 Ин-т экс­пе­рим. пси­хо­ло­гии Лейп­циг­ско­го ун-та). В этом ин-те учи­лись, ра­бо­та­ли или про­шли ста­жи­ров­ку прак­ти­че­ски все ос­но­ва­те­ли на­цио­наль­ных пси­хо­ло­гич. школ, в т. ч. рос. – В. М. Бех­те­рев, Н. Н. Лан­ге и Г. И. Чел­па­нов; по об­раз­цу ин-та В. строи­лись все пси­хо­ло­гич. ла­бо­ра­то­рии то­го вре­ме­ни. Лек­ции В. поль­зо­ва­лись ог­ром­ной по­пу­ляр­но­стью, со­би­ра­ли сот­ни слу­ша­те­лей.

По В., пси­хо­ло­гия – нау­ка о фе­но­ме­нах соз­на­ния, опи­раю­щая­ся на экс­пе­рим. ме­тод (экс­пе­рим. ин­трос­пек­цию) и ис­поль­зую­щая в ка­че­ст­ве тео­ре­тич. мо­де­лей ана­ло­гии из хи­мич. ис­сле­до­ва­ний («мен­таль­ная хи­мия»), напр. по­иск про­стей­ших не­де­ли­мых «эле­мен­тов» пси­хи­ки и за­ко­нов их взаи­мо­дей­ст­вия. В. стре­мил­ся от­гра­ни­чить пси­хо­ло­гию как от до­на­уч­ных опи­са­ний «спо­соб­но­стей ду­ши», так и от по­пы­ток фи­зио­ло­гич. ре­дук­цио­низ­ма: фи­зио­ло­гич. и пси­хо­ло­гич. про­цес­сы не­сво­ди­мы друг к дру­гу, они про­те­ка­ют па­рал­лель­но, под­чи­ня­ясь раз­ным за­ко­но­мер­но­стям (прин­цип пси­хо­фи­зич. па­рал­ле­лиз­ма). Пред­ме­том пси­хо­ло­гии яв­ля­ет­ся опи­са­ние струк­ту­ры не­по­сред­ст­вен­но­го опы­та, ко­то­рый от­кры­ва­ет­ся нам в ин­трос­пек­ции (см. Ин­трос­пек­тив­ная пси­хо­ло­гия), но мо­жет и дол­жен ис­сле­до­вать­ся так­же опо­сре­до­ван­но, с по­мо­щью объ­ек­тив­ных ме­то­дов (из­ме­ре­ние вре­ме­ни ре­ак­ции, час­то­ты пуль­са и т. п.). Вслед за Г. В. Лейб­ни­цем В. ис­хо­дил из су­ще­ст­во­ва­ния двух уров­ней соз­на­ния – пер­цеп­ции и ап­пер­цеп­ции. Ес­ли для пер­цеп­ции ха­рак­тер­но диф­фуз­ное осоз­на­ние с до­ми­ни­ро­ва­ни­ем ас­со­циа­тив­ных свя­зей (см. Ас­со­циа­ция), то про­цес­сы яс­но­го соз­на­ния яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том ап­пер­цеп­ции – творч. син­те­за, в ос­но­ве ко­то­ро­го ле­жит во­ле­вое уси­лие, пе­ре­во­дя­щее вос­при­ни­мае­мые со­дер­жа­ния в «фо­кус» вни­ма­ния. Воз­ни­каю­щие при этом струк­ту­ры ощу­ще­ний и чув­ст­во­ва­ний под­чи­ня­ют­ся за­ко­нам осо­бой пси­хо­ло­гич. при­чин­но­сти (напр., за­ви­си­мость час­ти от це­ло­го).

В. раз­ра­бо­тал трёх­мер­ную тео­рию эмо­ций, со­глас­но ко­то­рой лю­бое со­дер­жа­ние соз­на­ния мо­жет быть ло­ка­ли­зо­ва­но в про­стран­ст­ве трёх ко­ор­ди­нат: «удо­воль­ст­вие – не­удо­воль­ст­вие», «на­пря­же­ние – рас­слаб­ле­ние», «воз­бу­ж­де­ние – ус­по­кое­ние». В 20 в. эта тео­рия по­лу­чила под­твер­жде­ние в ис­сле­до­ва­ни­ях зна­че­ний слов с по­мо­щью фак­тор­но­го ана­ли­за (см. Пси­хо­се­ман­ти­ка).

В те­че­ние по­след­них два­дца­ти лет жиз­ни В. ра­бо­тал над 10-том­ной «Пси­хо­логи­ей на­ро­дов» («Völkerpsychologie» Bd 1–10, 1900–20), пер­спек­ти­ва ко­то­рой, как он пи­шет в ав­то­био­гра­фии («Er­lebtes und Erkanntes», 1920), бы­ла на­вея­на фи­ло­со­фи­ей ис­то­рии Г. В. Ф. Ге­ге­ля. «Пси­хо­ло­гия на­ро­дов» про­дол­жа­ет тра­ди­цию куль­тур­ной и лин­гвис­тич. ан­тро­по­ло­гии K.  В. фон Гум­больд­та и «эт­ни­че­ской пси­хо­ло­гии» нем. учё­ных М. Ла­ца­ру­са и Х. Штейн­та­ля (см. Пси­хо­ло­ги­че­ское на­прав­ле­ние в язы­ко­зна­нии) и на­ме­ча­ет кон­ту­ры бу­ду­щей куль­тур­но-ис­то­ри­че­ской пси­хо­ло­гии, ос­но­ван­ной на ис­сле­до­ва­нии язы­ка, ми­фов, обы­ча­ев и куль­тур­ных ар­те­фак­тов. По В., в об­лас­ти та­кой «на­дын­ди­ви­ду­аль­ной пси­хо­ло­гии» ис­поль­зо­ва­ние экс­пе­ри­мен­та не­воз­мож­но, да и не нуж­но, т. к. здесь уже «про­экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ла» са­ма ис­то­рия. В ос­но­ве язы­ка как про­яв­ле­ния пси­хич. ак­тив­но­сти ле­жит ин­стинкт са­мо­вы­ра­же­ния: стрем­ле­ние к со­об­ще­нию сво­их пред­став­ле­ний, чувств, аф­фек­тов. Язык пред­став­ля­ет со­бой часть об­шир­ной сфе­ры «вы­ра­зи­тель­ных дви­же­ний» (Ausdrucksbewegungen), вклю­чаю­щих ми­ми­ку, жес­ты, зву­ко­вые сиг­на­лы. Це­ло­ст­ный под­ход к язы­ку про­явил­ся, в ча­ст­но­сти, в трак­тов­ке пред­ло­же­ния как струк­ту­ри­ро­ван­но­го смы­сло­во­го ком­плек­са, из ко­то­ро­го в хо­де ана­ли­за мо­гут быть вы­чле­не­ны лек­сич. и грам­ма­тич. эле­мен­ты. Идеи В. ока­за­ли боль­шое вли­я­ние на язы­ко­зна­ние нач. 20 в., в ча­ст­но­сти на И. А. Бо­ду­эна де Кур­те­нэ, на ран­не­го Л. Блум­фил­да, на фи­ло­со­фию язы­ка и ми­фа Э. Кас­си­ре­ра.

В ра­бо­тах по ло­ги­ке В. под­чёр­ки­вает пси­хо­ло­гич. при­ро­ду нор­ма­тив­ных для мыш­ле­ния че­ло­ве­ка ло­гич. за­ко­нов. В эти­ке В. был сто­рон­ни­ком «кол­лек­ти­виз­ма», счи­тая, что ин­те­ре­сы лич­но­сти долж­ны под­чи­нять­ся ин­те­ре­сам об­ще­ст­ва, а нрав­ст­вен­ность це­ле­на­прав­лен­но фор­ми­ро­вать­ся в про­цес­се со­циа­ли­за­ции и вос­пи­та­ния во­ли.

В ини­ции­ро­ван­ной В. про­дол­жит. дис­кус­сии о гра­ни­цах при­ме­не­ния экс­пе­рим. ме­то­да в пси­хо­ло­гии в чис­ле его осн. оп­по­нен­тов вы­сту­пи­ли ис­сле­до­ва­те­ли па­мя­ти (Г. Эб­бин­га­уз) и пред­ста­ви­те­ли Вюрц­бург­ской шко­лы (К. Бю­лер, О. Кюль­пе).

Вильгельм Вундт – исторические влияния, текущие споры, учебные ресурсы

  • Под влиянием:
  • Ученики: Дж. М. Кеттелл, Титченер, Спирмен
  • Под влиянием:
  • Период времени: Великие школы
  • Образование

    • Тюбингенский университет (1851)
    • Гейдельбергский университет (доктор медицины, 1856 г.)

    Карьера

    • Приват-доцент физиологии (1857-1864)
    • Профессор индуктивной философии Цюрихского университета (1874 г.)
    • Профессор индуктивной философии Лейпцигского университета (1875-1917)
    • Основана первая в мире экспериментальная лаборатория в области психологии, Institut fur Experimentelle Psychologie (1879 г.)

    Основные взносы

    • Часто упоминается как «отец экспериментальной психологии» и «основатель современной психологии»

    Идеи и интересы

    Вундт основал первую в мире лабораторию, посвященную экспериментальной психологии. Эта лаборатория стала центром внимания для тех, кто серьезно интересовался психологией, сначала для немецких философов и студентов-психологов, а затем и для американских и британских студентов. Все последующие психологические лаборатории в первые годы своего существования были тесно связаны с моделью Вундта.

    Революционный подход Вундта к психологическим экспериментам переместил психологические исследования из области философии и естественных наук и начал использовать методы физиологических экспериментов в лаборатории. Для Вундта сущностью всех тотальных приспособлений организма был психофизический процесс, органическая реакция, опосредованная как физиологической, так и психологической. Он был пионером концепции констатации психических событий по отношению к объективно познаваемым и измеримым стимулам и реакциям. Вундт воспринимал психологию как часть сложной философии, в которой разум рассматривается как деятельность, а не как субстанция. Основная психическая деятельность была обозначена Вундтом как «апперцепция».

    Физиологическая психология занималась процессом возбуждения от раздражения органов чувств через чувствительные нейроны к низшим и высшим мозговым центрам и от этих центров к мышцам. Параллельно с этим процессом шли события душевной жизни, познаваемые посредством интроспекции. Самоанализ стал для Вундта основным инструментом экспериментальной психологии. В издании Physiological Psychology Вундта 1893 года он опубликовал «трехмерную теорию чувств»: чувства классифицировались как приятные или неприятные, напряженные или расслабленные, возбужденные или подавленные. Данное чувство может быть в то же время комбинацией одной из каждой из категорий.

    Метод интроспекции Вундта не оставался основным инструментом психологических экспериментов после начала 1920-х годов. Его самым большим вкладом было показать, что психология может быть полноценной экспериментальной наукой. Его влияние на развитие психологии как науки было огромным. Несмотря на плохое зрение, Вундт, по оценкам, опубликовал 53 000 страниц, что достаточно для создания полной библиотеки.

    Как отмечалось выше, основная забота многих ранних психологов, таких как Вундт и Фехнер, была связана с измерением способностей сенсорного различения, что привело к теории и методологии психофизики, науки о количественных отношениях между физическими величинами и ощущениями. Этот интерес к измерениям привел Вундта к разработке того, что должно было стать основой для шкалы интеллекта Бине. Бине разработал шкалу, в которой конкретные задачи напрямую соотносились с разным уровнем способностей или умственным возрастом. Однако Бине не предполагал, что каждая задача будет точно и надежно соответствовать определенному ментальному уровню. По мере разработки шкалы Бине счел необходимым использовать ряд задач на каждом уровне для определения умственного возраста. В этот момент задача определения умственного возраста человека напоминала один из психофизических методов, разработанных Вундтом для определения уровня чувствительности человека к слабым раздражителям или к небольшим физическим различиям раздражителей.

    Публикации

    • Vorlesungen uber die Menschen und Tier-Seele (1863 г., английский перевод, Лекции по психологии человека и животных, 1896 г.)
    • Grundzuge der physiologeschen Psychologie (1874 г., английский перевод, Принципы физиологической психологии, 1904 г. ).
    • Philosophische Studien, первый журнал по психологии (1871 г.)
    • Volkerpsychologie (социальная психология), (10 томов, 1911-1920)

    Каталожные номера: 3, 10, 37

    Изображение предоставлено Национальной медицинской библиотекой


    Вундт и развитие психологии

    Ресурсы дом
    Psy315 дом
    Psy315 график

     

    История онлайн-ресурсов психологии
    Вундт и его учителя и наставники

    Обратите внимание на важную роль трех немецких университетов в формировании психологии: Берлин, Гейдельберг и Лейпциг.

    1. Йоханнес Мюллер

      Получив степень доктора медицины, в 1855 году Вундт отправился в Берлин. и учился у Йоханнеса Мюллера в течение года. Именно благодаря влиянию Йоханнеса Мюллера Вундт решил заняться экспериментальной психологией.

    2. Густав Фехнер

      Когда Фехнер опубликовал свои Элементы психофизики в В 1860 году он работал на факультете Лейпцигского университета. Вундт в время было в Гейдельбергском университете, работало с Гельмгольцем, но приехал преподавать в Лейпциге в 1875 году. После его смерти в 1887 году Фехнер оставил все свои бумаги Вундту, и Вундт также написал хвалебную речь Похороны Фехнера. Можно увидеть отголоски некоторых интересов Фехнера. в эстетике, а также в религиозных, социологических и культурных вопросах, во второй части Вундта Лекции о человеческом разуме и Животных (1863 г. ), а у Вундта монументальные и малоизвестные (у минимум в англоязычном мире) 10 томов Völkerpsychologie (1900-1920) (Народная психология, термин, введенный Вундтом для обозначения таких областях, как культурная психология, языковое развитие, социальная психология).

    3. Вильгельм Гельмгольц

      Именно во время работы с Гельмгольцем Вундт в 1862 году учил свой первый курс экспериментальной психологии и написал свою первую книгу Вклад в теорию чувственного восприятия и его второй в следующем году Лекции о разуме людей и животных (1863), первая часть которого посвящена экспериментальной психологии. Вундт работал с Гельмгольцем до 1864 г.

    Профессор Вильгельм Вундт

    В 1864 году Вундт стал доцентом и независимым преподавателем. в Гейдельбергском университете и был повышен до постоянного оплачиваемого положение в 1871 г. В этот переходный период, в 1966 Вундт также был избран во вторую палату баденского парламента на должность он ушел в отставку в 1969 году.

    В 1867 году он начал читать курс физиологической психологии. Из этих лекций вышло то, что часто считают самым важным для Вундта. работа: Физиологическая психология. Вышло в двух частях в 1873 и 1874 гг. и выдержал ряд изданий. 1902 год издание, переведенное на английский язык в 1904 ученика Вундта Эдварда Брэдфорда Титченер на связи.

    В 1874 году Вундту предложили место в Цюрихском университете в Швейцарии, где он пробыл всего несколько месяцев.

    В 1875 году он приехал в Лейпциг, чтобы сначала занять кафедру философии. В 1876 году он начал преподавать экспериментальную психологию. 1879 год — это дата он начал проводить эксперименты в своей лаборатории, и это официальное основание дата для института экспериментальной психологии, которая сначала была частным институтом, но полностью вошла в состав Лейпцигского университета в 1883 г. , выросла до девятикомнатной лаборатории в 1884 г. и полного здания в 189 г.7.

    Психологическая модель Вундта не является строго эмпирической. Выше психические процессы не просто результат накопления внешних данные. Воля (привязана к мотивационной системе, целям и предназначению) играет центральную творческую роль в построении знания. Контуры of Psychology (1894) отражает его теоретизирование в этих вопросах.

    Хотя мы часто думаем о Вундте только как об экспериментаторе, и хотя он основал и организовал лаборатории и проводил исследования, он, безусловно, был не ограничивается экспериментальной стороной. он тоже был теоретиком и интересовался широкими теоретическими перспективами.

    Основной работой Вундта было 20 томов Völkerpsychologie (1900-1920). Почитайте Вундта. введение в эту работу, в котором он определяет свою работу, и переводчика Предисловие 1915 г. (Подробнее о Völkerpsychologie см. nartarpsych.com страница о Вундте, написанная доктором Хеверн из Университета Лемуана.)

    В 1881 году Вундт основал первый журнал, посвященный экспериментальным психология. Он был назван сначала Философские исследования (Philosophische Studien) , и позже был назван более подходящим Психологический Исследования (Psychologische Studien.)

    Помимо того, что он был плодовитым писателем (Вундт и Пиаже, вероятно, самые плодовитые писатели в этой области, каждый из которых написал более 50 000 страниц), Вундт также был наставником многих студентов (руководил 116 психологическими диссертаций и 70 диссертаций по философии.) Некоторые из учеников Вундта, такие как Джеймс
    Маккин Кеттелл, Фрэнк Энджелл, Дж. Стэнли Холл, Эдвард Титченер и Лайтнер Уитмер оказал большое влияние на развитие психологии в Соединенные штаты.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *