В. Вундт (1832–1920). Век психологии: имена и судьбы
В. Вундт
(1832–1920)
Историю психологической мысли исследователи прослеживают с античных времен, анализируя психологические воззрения Платона, Аристотеля, Демокрита… Само понятие «психология» было введено в научный обиход в конце ХVI века. Однако на протяжении всей истории науки психология не выделялась в самостоятельную сферу научного знания, а развивалась в русле философской мысли. Как самостоятельная наука она существует сравнительно недавно – с конца ХIХ века. Ее рождение в этом качестве историки датируют 1879 годом, когда впервые в мире была основана исследовательская психологическая лаборатория. Эту лабораторию, преобразованную впоследствии в институт, основал Вильгельм Вундт, который по праву считается первым их психологов.
Вильгельм Максимилиан Вундт родился 16 августа 1832 г. в Неккерау близ Мангейма. Он был младшим из детей протестантского пастора Максимилиана Вундта и Мари Фредерики Вундт, урожденной Арнольд. В семье было четверо детей. Двое из них умерли в раннем возрасте, остались только Вильгельм и его брат Людвиг, который был на 8 лет старше. Жил Людвиг в Гейдельберге, его воспитанием занималась сестра матери. Таким образом Вильгельм оставался в семье в роли единственного ребенка.
Два года он обучался в народной школе, после чего его обучение было поручено викарию – помощнику отца, с которым Вильгельм до этого жил в одной комнате в доме родителей. В своей автобиографии «Пережитое и познанное» Вундт вспоминал: «Этот еще довольно молодой помощник моего отца по имени Фридрих Мюллер и был моим настоящим воспитателем. Он стал для меня ближе, чем отец и мать, и когда через несколько лет он получил собственный приход в близлежащем местечке Мюнцехайм, я настолько затосковал, что родители согласились, в ответ на его предложение, чтобы я жил у него в течение того года, который оставался до поступления в гимназию». За исключением воскресных дней Вильгельм все время проводил в доме викария.
При несомненных педагогических способностях викария, его влияние, как вспоминал позже Вундт, имело и негативные черты: обучение, не стесненное программой и дисциплиной, побуждение к безудержному фантазированию не готовило к условиям обучения в гимназии. В возрасте 13 лет Вундт поступил в католическую гимназию в Брухзале. После занятий с викарием гимназия стала для Вундта «школой страданий». Возможно, это объяснялось также ее католической направленностью, чуждой сыну протестантского пастора.Через год родители перевели его в гимназию в Гейдельберге. Здесь он приобрел друзей, интенсивно занялся чтением. Изучением древних языков – латинского, греческого, древнееврейского, – в общем, вступил на путь познания, на котором ему потом суждено было стать знаменитым.
Когда ему исполнилось девятнадцать, он был готов к поступлению в университет. С этой целью в 1851 г. он прибыл в Тюбинген. Здесь в университете работал его дядя, анатом Фридрих Арнольд. Однако проучившись здесь только один год, он перешел в Гейдельбергский университет, где проучился три с половиной года.
Первый год обучения в Гейдельберге Вундт посвятил изучению анатомии, физиологии, физики, химии и до некотрой степени практической медицины. Под влиянием интересных лекций и демонстраций опытов химика Бунзена Вундт в 1853 г. выполнил свою первую научную работу. На втором году он стал больше внимания уделять практической медицине. Возрос и его интерес к физиологии. Еще через год Вундт стал ассистентом в медицинской клинике в Гейдельберге. Тут ему стало окончательно ясно, что медицина не будет его профессией.
Весной 1856 г. Вундт отправился в Берлин к И.Мюллеру, чтобы изучать физиологию под руководством человека, считавшегося «отцом экспериментальной физиологии». Он нашел, что характер немецкой науки в Берлине отличается от университетов южной Германии. В Гейдельберге наука была слишком практична для его академического темперамента. В Берлине он встретил не только лучшую науку, но и лучшие умы. Помимо И.Мюллера, большое влияние на него оказал Э. Дюбуа-Реймон, стимулировавший его интерес к экспериментальным исследованиям.
В Гейдельберг Вундт вернулся в 1856 г. Здесь он защитил диссертацию по медицине на тему «Исследование нервов в воспаленных и вырождающихся органах». В 1856–1857 гг. он опубликовал три статьи (чисто физиологического содержания), а в 1858 г. – свою первую книгу «Очерки по изучению мускульного движения». В это время интересы Вундта были сосредоточены на проблемах физиологии, хотя психологические идеи занимали его все больше и больше.
В 1858 г. Г.Гельмгольц перешел из Боннского университета в Гейдельбергский. Вундт стал его ассистентом. Личных дружественных отношений между ними не сложилось, возможно – в силу различия темпераментов. Тем не менее их сотрудничество продолжалось 13 лет, пока в 1871 г. Гельмгольц не переехал в Берлин.
Вундт проработал в Гейдельберге до 1874 г. Здесь окончательно оформились его научные интересы. Теперь приоритетным направлением для него выступала психология.
Еще в 1858 г. Вундт опубликовал первую часть «Очерков по теории чувственных восприятий». Последний параграф содержал краткое обсуждение вопроса о бессознательных умозаключениях как механизме восприятия. «Очерки» выходили частями на протяжении 4 лет. А в 1862 г. книга была опубликована полностью с теоретическим введением к ней. Здесь по существу была изложена программа Вундта, подразделявшая психологию на три основных направления: экспериментальная психологи, этническая психология и научная метафизика.
В 1863 г. увидела свет очень важная работа – «Лекции о душе человека и животных», содержавшая введение ко многим проблемам экспериментальной психологии, разработка которых растянулась на долгие годы.
В 1867 г. Вундт начал читать лекционный курс по физиологической психологии, фактически положивший начало науке под таким названием. Полное изложение его концепции было дано в книге «Основания физиологической психологии» (в 2-х частях, 1873–74; при жизни Вундта увидело свет 6 изданий этой книги).
В 1874 г. Вундт получил приглашение на кафедру индуктивной философии в Цюрих. Рекомендацию ему дал Гельмгольц; в ней он подчеркивал, что философия должна опираться на естественные науки.
В Цюрихе Вундт проработал недолго. Уже в следующем году он становится профессором кафедры философии Лейпцигского университета. Отныне Лейпцигу предстояло на несколько лет стать колюбелью и столицей мировой психологии.
В 1879 г. состоялось открытие небольшой лаборатории. Оборудование ее составляли несложные приборы для экспериментальной работы, довольно скромной по масштабам. Неожиданно для вундта лаборатория вызвала огромный интерес. В ней собралась группа сотрудников, впоследствии сыгравших важную роль в развитии экспериментальной психологии. Это были ученые не только из Германии (Э.Крепелин, О.Кюльпе, Э.Мейман и др.), но и из Америки (Г. С. Холл, Дж. М.Кеттелл и др.) и других стран, в том числе из России. Через два года лаборатория превратилась в Психологический институт. А в 1883 г. стал выходить первый научный психологический журнал, первоначально носивший название «Философские исследования» (сказывалась давняя традиция развития психологии в рамках философии), измененное в 1905 г. на более адекватное – «Психологические исследования».
В. Вундт (сидит) с сотрудниками в лаборатории
Психологическая концепция Вундта была по сути структуралистской. Он пытался применить естественнонаучный метод в анализе осознаваемого внутреннего опыта, окрестив его «мыслительной материей» и стараясь выявить и описать его простейшие структуры. Таким образом, сознание было разбито на психические элементы, подобно тому как материя делится на атомы. В качестве таких элементов для Вундта выступали ощущения, образы и чувства.
Вундт, в отличие от многих психологов ХХ века, проживших наполненную яркими событиями жизнь, вел жизнь скромную, упорядоченную и размеренную.
По словам Х.Гефдинга, «история жизни Вундта – это история его научных работ». А важнейший ее итог – институционализация психологии в качестве самостоятельной науки.
Умер Вильгельм Вундт 31 августа 1920 г. в собственном доме в Гросботоне под Лейпцигом.
В его лаборатории ныне находится музей, известный психологам всего мира.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
1832
1832 I Вот краткий обзор событий по датам.17 февраля. Он заговаривает о возвращении.«Я уеду отсюда в начале мая», – писал он своему другу Гуне59.Благодаря доброжелательности (а вскоре даже, «сообщничеству») кроткого Ораса Вернэ Гектор уехал из Италии за шесть месяцев до
В.
Вундт (1832–1920)В. Вундт (1832–1920) Историю психологической мысли исследователи прослеживают с античных времен, анализируя психологические воззрения Платона, Аристотеля, Демокрита… Само понятие «психология» было введено в научный обиход в конце ХVI века. Однако на протяжении всей
1832
1832 9 июня. Варшава. После четырех лет кочующей жизни, в продолжение которой почти все связи мои были прерваны со всеми, исключая своей семьи, начинаю опять понемногу входить в прежний круг людей, с которыми в разные времена моей жизни я встречался и с коими я более или менее
ВУНДТ ВИЛЬГЕЛЬМ.
ВУНДТ ВИЛЬГЕЛЬМ. Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 г. в Бадене. В юношеском возрасте он заинтересовался медициной и с 1851 по 1856 г. изучал медицину в университетах Гейдельберга, Тюбингена и Берлина.
1832 ГОД
1832 ГОД 1 января.Цензурное разрешение отдельного издания брошюры А. Н. Царынного (А. Я. Стороженко) «Мысли малороссиянина по прочтении повестей пасичника Рудого Панька, изданных им в книжке под заглавием „Вечера на хуторе близ Диканьки и рецензий на оные“. СПб. В тип. Греча.
ЧАСТЬ III (апрель 1920 — октябрь 1920)
ЧАСТЬ III (апрель 1920 — октябрь 1920) Над Севастополем плескалось весеннее солнце. Токарь Баранов сошел по лестнице. На дворе остановился и, подойдя к окну, кивнул подпоручику Морозову.Подпоручик Морозов сидел на подоконнике. Рука его все еще была подвязана. Лицо осунулось.
Год 1832
Год 1832 Начало года. В Московском университете начал чтение курса теории изящных искусств и археологии Н. И. Надеждин. Его лекции привлекали в аудиторию много слушателей; среди них были В. Г. Белинский, Н. В. Станкевич, К. С. Аксаков, О. М. Бодянский, по всей вероятности бывал и
1832
1832 Четверг, 5 января 1832 г.*Мой друг Тёпфер из Женевы прислал несколько новых тетрадей с рисунками пером и акварелями. В большинстве это виды Италии и Швейцарии, запечатленные им во время пешего странствия по этим странам. Гёте был так поражен красотой этих зарисовок, и в
Глава V. 1830-1832
Глава V. 1830-1832 Болезнь Вальтера Скотта. – Поездка на континент. – Возвращение в Абботсфорд. – Последние дни и кончина Вальтера Скотта.Тяжелые заботы В. Скотта и усиленный умственный труд не могли не сказаться на его здоровье. Еще в 1827 году в его дневнике отмечено, что
Глава 9 Безумие (1832)
Глава 9 Безумие (1832) Пока правительственные войска подавляли мятеж в Париже, Бальзак уехал в Турень, надеясь обрести в Саше мир и покой. Его психическое здоровье стало предметом заботы и нездорового интереса других, и он хотел дать «славный отпор» сплетникам, уверявшим,
Очки. И Вундт
Очки. И Вундт Осень, год 1921. Богословский переулок. Дверь на мой звонок открывает Леночка, официантка из «Стойла Пегаса». Высокая, тоненькая, темноволосая, очень изящная. И строгого поведения.– Наденька! – вырвалось у нее.Вот уж не знала, что здесь я зовусь заочно
1832-1835
1832-1835 1 января, ночью, выехал я с женою на почтовых в Харьков. Здесь встретился с шурином моим Ланиным, который привез мне и жене годовые паспорта под именем кишиневских жителей Григорья и Елизаветы Кисловых. Отсюда втроем отправились в Могилев, что на Днестре. Тут с шурином
Год 1832-й
Год 1832-й Пушкин столь же умен, сколь практичен; он практик, и большой практик… С. Л. Соболевский – С. П. Шевыреву. 1832 Спрашиваю, по какому праву «Северная Пчела» будет управлять общим мнением русской публики; какой голос может иметь «Северный Меркурий»? Пушкин.
1832
1832 Начало года. В Московском университете начал чтение курса теории изящных искусств и археологии Н. И. Надеждин. Его лекции привлекали в аудиторию много слушателей; среди них были В. Г. Белинский, Н. В. Станкевич, К. С. Аксаков, О. М. Бодянский, по всей вероятности бывал и
ВУНДТ • Большая российская энциклопедия
Авторы: Б. М. Величковский
ВУНДТ (Wundt) Вильгельм (16.8.1832, Неккарау близ Мангейма, Баден – 31.8.1920, Гросботен близ Лейпцига), нем. психолог, физиолог, философ, логик, языковед, основатель экспериментальной психологии. Родился в семье лютеранского священника, изучал медицину в ун-тах Тюбингена, Гейдельберга, Берлина, Карлсруэ. С 1858 работал ассистентом в физиологической лаборатории Г. Л. Ф. Гельмгольца в Гейдельбергском ун-те, опубликовал ряд крупных работ по физиологии мышечного сокращения и гистологии. Занимаясь опытами по физиологии органов чувств, заинтересовался психологич. проблемами восприятия. В прочитанном в Гейдельберге первом курсе лекций по психологии («Vorlesungen über die Menschen-und Tierseele», Bd 1–2, 1863) стремился объединить естеств.-науч. подход к феноменам сознания с элементами эмпирич. философии И. Ф. Гербарта и Дж. С. Милля. С 1864 проф. антропологии и медицинской психологии в Гейдельберге, в 1874 проф. индуктивной философии (логики) в Цюрихе, с 1875 проф. философии в Лейпцигском ун-те, где в течение последующих 45 лет систематически работал над созданием науч. психологии и её институциональным отделением от философии. В 1879 на собств. средства организовал в Лейпциге первую в мире психологич. лабораторию (с 1882 Ин-т эксперим. психологии Лейпцигского ун-та). В этом ин-те учились, работали или прошли стажировку практически все основатели национальных психологич. школ, в т. ч. рос. – В. М. Бехтерев, Н. Н. Ланге и Г. И. Челпанов; по образцу ин-та В. строились все психологич. лаборатории того времени. Лекции В. пользовались огромной популярностью, собирали сотни слушателей.
По В., психология – наука о феноменах сознания, опирающаяся на эксперим. метод (эксперим. интроспекцию) и использующая в качестве теоретич. моделей аналогии из химич. исследований («ментальная химия»), напр. поиск простейших неделимых «элементов» психики и законов их взаимодействия. В. стремился отграничить психологию как от донаучных описаний «способностей души», так и от попыток физиологич. редукционизма: физиологич. и психологич. процессы несводимы друг к другу, они протекают параллельно, подчиняясь разным закономерностям (принцип психофизич. параллелизма). Предметом психологии является описание структуры непосредственного опыта, который открывается нам в интроспекции (см. Интроспективная психология), но может и должен исследоваться также опосредованно, с помощью объективных методов (измерение времени реакции, частоты пульса и т. п.). Вслед за Г. В. Лейбницем В. исходил из существования двух уровней сознания – перцепции и апперцепции. Если для перцепции характерно диффузное осознание с доминированием ассоциативных связей (см. Ассоциация), то процессы ясного сознания являются результатом апперцепции – творч. синтеза, в основе которого лежит волевое усилие, переводящее воспринимаемые содержания в «фокус» внимания. Возникающие при этом структуры ощущений и чувствований подчиняются законам особой психологич. причинности (напр., зависимость части от целого).
В. разработал трёхмерную теорию эмоций, согласно которой любое содержание сознания может быть локализовано в пространстве трёх координат: «удовольствие – неудовольствие», «напряжение – расслабление», «возбуждение – успокоение». В 20 в. эта теория получила подтверждение в исследованиях значений слов с помощью факторного анализа (см. Психосемантика).
В течение последних двадцати лет жизни В. работал над 10-томной «Психологией народов» («Völkerpsychologie» Bd 1–10, 1900–20), перспектива которой, как он пишет в автобиографии («Erlebtes und Erkanntes», 1920), была навеяна философией истории Г. В. Ф. Гегеля. «Психология народов» продолжает традицию культурной и лингвистич. антропологии K. В. фон Гумбольдта и «этнической психологии» нем. учёных М. Лацаруса и Х. Штейнталя (см. Психологическое направление в языкознании) и намечает контуры будущей культурно-исторической психологии, основанной на исследовании языка, мифов, обычаев и культурных артефактов. По В., в области такой «надындивидуальной психологии» использование эксперимента невозможно, да и не нужно, т. к. здесь уже «проэкспериментировала» сама история. В основе языка как проявления психич. активности лежит инстинкт самовыражения: стремление к сообщению своих представлений, чувств, аффектов. Язык представляет собой часть обширной сферы «выразительных движений» (Ausdrucksbewegungen), включающих мимику, жесты, звуковые сигналы. Целостный подход к языку проявился, в частности, в трактовке предложения как структурированного смыслового комплекса, из которого в ходе анализа могут быть вычленены лексич. и грамматич. элементы. Идеи В. оказали большое влияние на языкознание нач. 20 в., в частности на И. А. Бодуэна де Куртенэ, на раннего Л. Блумфилда, на философию языка и мифа Э. Кассирера.
В работах по логике В. подчёркивает психологич. природу нормативных для мышления человека логич. законов. В этике В. был сторонником «коллективизма», считая, что интересы личности должны подчиняться интересам общества, а нравственность целенаправленно формироваться в процессе социализации и воспитания воли.
В инициированной В. продолжит. дискуссии о границах применения эксперим. метода в психологии в числе его осн. оппонентов выступили исследователи памяти (Г. Эббингауз) и представители Вюрцбургской школы (К. Бюлер, О. Кюльпе).
Вильгельм Вундт – исторические влияния, текущие споры, учебные ресурсы
Образование
- Тюбингенский университет (1851)
- Гейдельбергский университет (доктор медицины, 1856 г.)
Карьера
- Приват-доцент физиологии (1857-1864)
- Профессор индуктивной философии Цюрихского университета (1874 г.)
- Профессор индуктивной философии Лейпцигского университета (1875-1917)
- Основана первая в мире экспериментальная лаборатория в области психологии, Institut fur Experimentelle Psychologie (1879 г.)
Основные взносы
- Часто упоминается как «отец экспериментальной психологии» и «основатель современной психологии»
Идеи и интересы
Вундт основал первую в мире лабораторию, посвященную экспериментальной психологии. Эта лаборатория стала центром внимания для тех, кто серьезно интересовался психологией, сначала для немецких философов и студентов-психологов, а затем и для американских и британских студентов. Все последующие психологические лаборатории в первые годы своего существования были тесно связаны с моделью Вундта.
Революционный подход Вундта к психологическим экспериментам переместил психологические исследования из области философии и естественных наук и начал использовать методы физиологических экспериментов в лаборатории. Для Вундта сущностью всех тотальных приспособлений организма был психофизический процесс, органическая реакция, опосредованная как физиологической, так и психологической. Он был пионером концепции констатации психических событий по отношению к объективно познаваемым и измеримым стимулам и реакциям. Вундт воспринимал психологию как часть сложной философии, в которой разум рассматривается как деятельность, а не как субстанция. Основная психическая деятельность была обозначена Вундтом как «апперцепция».
Физиологическая психология занималась процессом возбуждения от раздражения органов чувств через чувствительные нейроны к низшим и высшим мозговым центрам и от этих центров к мышцам. Параллельно с этим процессом шли события душевной жизни, познаваемые посредством интроспекции. Самоанализ стал для Вундта основным инструментом экспериментальной психологии. В издании Physiological Psychology Вундта 1893 года он опубликовал «трехмерную теорию чувств»: чувства классифицировались как приятные или неприятные, напряженные или расслабленные, возбужденные или подавленные. Данное чувство может быть в то же время комбинацией одной из каждой из категорий.
Метод интроспекции Вундта не оставался основным инструментом психологических экспериментов после начала 1920-х годов. Его самым большим вкладом было показать, что психология может быть полноценной экспериментальной наукой. Его влияние на развитие психологии как науки было огромным. Несмотря на плохое зрение, Вундт, по оценкам, опубликовал 53 000 страниц, что достаточно для создания полной библиотеки.
Как отмечалось выше, основная забота многих ранних психологов, таких как Вундт и Фехнер, была связана с измерением способностей сенсорного различения, что привело к теории и методологии психофизики, науки о количественных отношениях между физическими величинами и ощущениями. Этот интерес к измерениям привел Вундта к разработке того, что должно было стать основой для шкалы интеллекта Бине. Бине разработал шкалу, в которой конкретные задачи напрямую соотносились с разным уровнем способностей или умственным возрастом. Однако Бине не предполагал, что каждая задача будет точно и надежно соответствовать определенному ментальному уровню. По мере разработки шкалы Бине счел необходимым использовать ряд задач на каждом уровне для определения умственного возраста. В этот момент задача определения умственного возраста человека напоминала один из психофизических методов, разработанных Вундтом для определения уровня чувствительности человека к слабым раздражителям или к небольшим физическим различиям раздражителей.
Публикации
- Vorlesungen uber die Menschen und Tier-Seele (1863 г., английский перевод, Лекции по психологии человека и животных, 1896 г.)
- Grundzuge der physiologeschen Psychologie (1874 г., английский перевод, Принципы физиологической психологии, 1904 г. ).
- Philosophische Studien, первый журнал по психологии (1871 г.)
- Volkerpsychologie (социальная психология), (10 томов, 1911-1920)
Каталожные номера: 3, 10, 37
Изображение предоставлено Национальной медицинской библиотекой
| История онлайн-ресурсов психологии | ||||||
Вундт и его учителя и наставники
Профессор Вильгельм Вундт
|