вундт является одним из первых кто создал
Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта
В разделе Образование на вопрос первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория Где кем и когда открылась заданный автором Sun лучший ответ это Вернувшись в Россию, Бехтерев создал в 1885 году при медицинском факультете (при клинике душевных болезней) Казанского университета первую в России лабораторию экспериментальной психологии.
Бехтерев Владимир Михайлович (1857 – 1927) — русский невропатолог, психиатр, физиолог, психолог, создатель в 1885 г. первой в России лаборатории экспериментальной психологии при клинике Казанского университета, основатель в 1908 г. Психоневрологического института в Санкт–Петербурге. Начиная с 10–х гг. ХХ в. приступил к построению собственной общепсихологической теории, названной им рефлексологией.
Корсаков Сергей Сергеевич (1854 – 1900) — русский психиатр, один из основателей экспериментальной психологической лаборатории в Москве в 1886 г. Дал клиническое описание нарушения памяти на актуально происходящие события, сопровождающееся пространственной и временной дезориентировкой, которое получило название „Корсаковского синдрома
Психология – наука относительно молодая. Сами психологи ведут отсчет с 1879 года, когда в Лейпциге была организована первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория.
Нина Дюк
Высший разум
(120835)
Психология – наука относительно молодая. Сами психологи ведут отсчет с 1879 года, когда в Лейпциге была организована первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория.
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория Где кем и когда открылась
Ответ от Кристина Минакова[активный]
Бехтерев
Ответ от Катерина[гуру]
Вильгельм Вундт считается «отцом экспериментальной психологии» и «основателем современной психологии» в целом. Он получил образование в Тюбингене и изучал физиологию в Берлине с Иоганнесом Мюллером и Дюбуа Раймондом, прежде чем получил в Гейдельберге докторские степени по философии и медицине. Он стал доцентом по физиологии в Гейдельберге незадолго до того, как Герман фон Гельмгольц получил там должность профессора и возглавил факультет физиологии. Считается, что в течение некоторого времени он был ассистентом в лаборатории у Гельмгольца. В 1874 он перешел в Цюрихский университет, а затем в Лейпциг, на должность профессора физиологии, где и проработал до самой смерти.
До этого момента изучение психологии продолжало оставаться достоянием философии и естествознания. У философии были позаимствованы теории интеракционизма, эмпиризма и материализма, гипотезы о природе сознания, о связи души и тела, а также о приобретении знаний. В области естествознания работа Иоганнеса Мюллера возвестила о новом подходе к изучению физиологии человека. Мюллер занимался более непосредственным и точным изучением человеческого тела, используя в изучении физиологии систематизированные экспериментальные процедуры. Именно эти методы вдохновили работу Вундта и написание его наиболее важной книги Grundzuge der physiologischePsychologie. Впервые опубликованная в 1873-4, она заложила основу его дальнейшей работы и впоследствии была переиздана шесть раз. В ней акцентируется роль психологического исследования, основанного на методах физиологической лаборатории. Вундт полагал, что суть общей приспособляемости организма заключается в психофизическом процессе — органической реакции, которая опосредуется как физиологически, так и психологически. Он был родоначальником концепции о том, что психические переживания должны соотноситься с объективными известными и поддающимися измерению стимулами и реакциями. Физиологическая психология занималась процессом возбуждения органов чувств в зависимости от воздействия на них тех или иных раздражителей; возбуждение поступало по сенсорным нейроным сетям в низшие и высшие мозговые центры и оттуда передавалось мышцам. Параллельно с этим процессом протекала внутренняя психическая жизнь, известная благодаря интроспекции. Благодаря Вундту интроспекция стала основным средством экспериментальной психологии. Его субъектами или наблюдателями обычно являлись взрослые люди, прошедшие соответствующую подготовку в том виде, как он ее понимал. Наблюдателям предъявлялись контролируемые стимулы, а они сообщали о своих скрытых психических процессах, сопутствовавших их восприятию. Теоретический взгляд на
Ответ от Аленка[гуру]
Немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт, став профессором философии в Лейпциге, создал там первую в мире лабораторию экспериментальной психологии в 1879 году. Затем она была преобразована в институт.
Ответ от 2 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с нужными ответами:
Вундт Вильгельм на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Вундт Вильгельм
Ответить на вопрос:
2oa.ru
Вильгельм Вундт — организатор первой психологической лаборатории
Вильгельм. Вундт (1832-1920), бесспорно, основателем современной психологии и в частности отцом экспериментальной психологии
Родился ученый в городке. Некарау в. Германии в дружной семье лютеранского пастора. Старший брат. Вундта учился далеко от дома в закрытой школе, поэтому. Вундт мог наслаждаться положением единой де заборы. Воспоминания о детстве однако не были полностью безоблачными и лишенными травматических переживаний. Вундт вспоминал, что однажды получил от отца пощечину за то, что не заметил своего учителя. Май щем психолог чувствовал себя одиноким и стать знаменитым писателемиком.
В детстве с. Вундтом произошла примечательное событие. Во втором классе его воспитателем был молодой священник, родителей помощник. Когда его перевели в другой приход, мальчик настолько переживал, что родители были с вынуждены разрешить ему поехать со своим наставником. В его доме. Вундт прожил до 13 рокиків.
Семья. Вундта была достаточно образованным, его родственники прославились в различных областях деятельности. Парень довольно рано начал разочаровывать своих родителей, он значительно отставал от сверстников, часто проваливал е экзамены. Впоследствии начал учиться лучше и в 19 лет смог поступить в университет, где в то же время учились. Иоганнес. Мюллер и. Дюбуа-Раймоон.
Ученый получил медицинское образование в четырех немецких университетах, в частности, в знаменитых. Тюбингене и. Берлине, однако практической медициной не занимался никогда. Научную деятельность. Вундт начал в. Гейдельбе ерзькому университете, где получил докторские степени по философии и медицины, а в 1858 г стал ассистентом профессора. Г. Гельмгольца и был привлечен к исследованию проблем различных естественных наук, интересоваться выли этого удивительного вченогого.
В 1864 г он получает должность адъюнкт-профессора и работает в. Гейдельберге еще 10 лет. В 1867 г. Вундт читает в университете первый на то время курс лекций по физиологической психологии
Вундт работал продуктивно. Первые его научные работы были посвящены физиологии человека. В 1863 г вышла в свет книга»Лекции о душе человека и животных», которая неоднократно переиздавалась еще при жизни. Вундта а. Она посвящена вопросам психофизики и главным образом проблеме определения времени реакции, ученый описывает свои эксперименты, проведенные в домашней плохо оборудованной лаборатории. В своих работах. Вундт впервые е высказывает мнение о необходимости создания экспериментальной психологии и ставит вопрос о разработке ее методетодів.
В 1874 г. Вундт получил приглашение преподавать логику в. Цюрихском университете (Швейцария), однако уже через год вернулся в. Германию, и в дальнейшем его научная деятельность полностью связана с. Лейп пцизьким университетом. Понаад
40 лет он преподавал в этом заведении философию и даже занимал должность ректора
В 1879 г. Вундт на собственные средства создает свою знаменитую первую в мире психологическую лабораторию, которая впоследствии превращается в. Институт экспериментальной психологии, прообраз современных исследовательских инстит ституциюй.
Лаборатория сначала сплотила всех желающих изучать философию и психологию в немецких университетах, а вскоре стала центром для выпускников американских и английских университетов, которые заинтересовали лись изучением психологии. Лаборатория. Вундта стала именно тем образцом, по которому создавались подобные заведения в других университетах миру.
Некоторое время шла дискуссия, кто же -. Вундт или. Джеймс был основателем первой психологической лаборатории. Ведь в 1875 г в. Гарварде у. Уильяма. Джеймса уже был маленький кабинет, где был расположен где емонстрацийне оборудования. Если считать, что лаборатория — это помещение, где хранится принадлежности, то все равно первенство остается за. Вильгельмом. Вундтом, поскольку еще в 1865 г у него в. Гейдельберге уже был маленький кабинет для хранения физиологической и психофизической аппаратуры. Стэнли. Холл также утверждал, что первой психологической лабораторией в мире была создана им в 1881 г лаборатория в. Унив рситети. Джона. Хопкинса. Все же круг учредителей весьма небольшое, и проблема определения первенства не представляется сложнокладною.
Еще до создания лаборатории. Вундт написал в 1873 г книгу»Основы психофизиологической психологии», в которой обосновывал значение психологического исследования. Эта работа по-настоящему заложила основы экспериментальной иментальнои психологии как отдельной науки с определенным кругом проблем и методами исследования. Она выдержала шесть изданий, постоянно дополнялась результатами экспериментальных исследований. Психофизиологич на психологию. Вундт понимал как изучение психофизического процесса, т.е. органической реакции, опосредованная как физиологически, так и психологически, и служит адаптированности организма. При воздействии раздражителей в органах чувств возникает процесс возбуждения, которое по сенсорным нервным путям достигает низших и высших мозговых центров, а оттуда передается мышцам. Этот процесс сопровождается внутренним психическим процесс ом, о котором можно получить информацию через интроспекципекцію.
В своей лаборатории. Вундт открыл процесс экспериментальных психологических исследований по общей схеме. Испытуемым презентовали контролируемые стимулы, после чего они сообщали о своем психическом ни процессы, сопровождающие восприятие. Участниками экспериментов были взрослые люди, которых. Вундт специально готуваав.
В основе таких исследований лежали определенные теоретические представления о психических процессах и интроспекции. Психическое опыт человека является комбинацией трех элементов: ощущений, образов и чувств. Ощущение — это первым инни элементы психического опыта, существенные его формы, которые являются воплощением непосредственной связи между возбуждением коры головного мозга и чувственными переживаниями. Согласно их модальности ощущения м ожна классифицировать на зрительные, слуховые, а также по таким параметрам, как интенсивность и продолжительностьсть.
Образы принципиально не отличаются от ощущений и соответствуют локальным возбуждением коры. Чувство содержат все качества опыта, полученного не из органов чувств и не из воспоминаний о чувственные переживания
Подход. Вундта получил название структуралистского. Ученый предполагал, что в психической жизни разворачиваются кумулятивные процессы: ощущения объединяются и формируют более сложные состояния (определенные качества чувств), чувства, соединяясь, тоже могут образовывать временные структуры соответствии с этим, эмоции — это характерные последовательности чувств с временной структурой. Воля тоже является временным актом, однако она су проводжуеться мыслямами.
Вундт считал, что психологи имеют дело с такими видами опыта субъекта: опосредованный опыт, дает нам знание или информацию, которые не содержатся в непосредственном переживании; непосредственный опыт д визуального восприятия, который не зависит от предыдущего опыта субъекта (защищен от интерпретаций, ученый рассматривал его как наиболее важный). Вундт считал, что работать над разработкой сист еми периодической таблицы мышлениемя.
По мнению ученого, психология должна была стать наукой об опыте сознания. Метод интроспекции предусматривает наблюдение за собственным сознанием, и если человек хочет изучать себя, он должен научиться проводить такие наблюдения за своим собственным мышлением и сознанием. Вундт использовал для исследования психических процессов те методы, которые сформировались на тот момент в физиологии. Фактически, как мы уже знаем, метод интроспекции использовал. Фехнер: он применял раздражители и спрашивал исследуемых об их ощущенияхття.
Вундт для проведения экспериментальных исследований разработал следующие правила:
1) наблюдатели должны правильно определять момент начала эксперимента;
2) наблюдатели никогда не должны снижать уровень своего внимания;
3) эксперимент всегда должен быть организован таким образом, чтобы его можно было провести несколько раз;
4) условия проведения эксперимента должны быть приемлемыми для изменений и контроля раздражителей
Вундт проводил сеансы качественной интроспекции, во время которых необходимо было описывать свой внутренний опыт. Однако чаще он пытался побудить участников эксперимента использовать интроспекции, когда дос слиджував их представления о величине, интенсивность и диапазон различных физических раздражителей. Исследуемые должны были вести за собой наблюдение и описывать восприятия различных раздражителейів.
В большинстве своих исследований. Вундт пытался провести объективные измерения, например, определение времени реакции. Вундт стремился сделать выводы о процессах сознания на основе объективных оценок
В процессе самонаблюдения. Вундт разработал трехмерную теорию чувств: удовольствие — неудовольствие, напряжение — расслабление, подъем — спад. Каждое чувство является комбинацией этих параметров. Проводя к ослидження с метрономом,. Вундт заметил, что определенные ритмические композиции является для него приятными, а другие — нет. Ученый определил, что приятное удовольствие просыпался одновременно с физическими ощущениями, которые возникают ли при восприятии ударов. Также. Вундт заметил, что ожидания следующего удара метронома сопровождается возникновением определенного напряжения, а когда удар прозвучит, — возникает расслабление, когда ритм ударов растет, он переживает нарастания возбуждения, и успокаивается, когда ритм замедляетсяться.
Таким образом ученый, изменяя раздражители и занимаясь самонаблюдением, исследовал свой непосредственный опыт и определил, что чувство характеризуются измерениями, как удовлетворение недовольство, н напряжения расслабления, подъем спад (затухание). Поэтому любое чувство находится в определенном диапазоне внутри определенного трехмерного пространства. Трехмерная теория чувств способствовала экспериментальным опыт изображением, однако со временем стало понятно, что она имеет значение для понимания психических процессеів.
Вундт также обращался к понятию стерцепции для того, чтобы объяснить, как один из элементов сознания возникает единый опыт. Этот термин ввел в научный оборот. Г. В. Лейбниц, который понимал апперцепция как осознанное е восприятия. Философы. И. Кант и. И. Ф. Гербарт определяли апперцепция как ассимиляцию и интерпретацию новых впечатлений. Вундт предоставил новые оттенки этому понятию. Он утверждал, что апперцепция — это активный. Мысли енневий процесс, с помощью которого происходит отбор, структурирование и осознание внутренних переживаний; наше сознание — это набор элементов ощущений и чувств, она действует творчески и творит с электронной ементив целое. Организация базовых элементов в единое целое обеспечивается процессам творческого синтеза, из комбинации элементов возникает новое качество, а характеристики любого психического процесса не определяется ются теми характеристиками, которые его образуют. Синтез элементов опыта приводит к образованию нового. В дальнейшем гештальтпсихологии в своих манифестах 1912 г заявили: целое не сводится к сумме время тыо суми частин.
В основном, хотя. Вундт провел работу по систематизации и определения психологических проблем, в его лаборатории изучали психологию и физиологию зрения и слуха. Проводились экспериментальные исследования ч времени реакции, поскольку ученый намеревался показать три этапа реакции человека на раздражители (восприятие, апперцепция и волю), последовательно воплощаются в моторные акти.
Вундт также изучал ассоциации: разработал метод единого предъявления словесного раздражителя в зрительной и слуховой форме и измерял время реакции между словом-раздражителем и ответом на него. При этом асоц циации он рассматривал как внутренние (когда смысл слова-ответа идентичен похож со словом-раздражителем) и внешние (когда между словом-раздражителем и словом-от-паводком оказываются случайные или поверх е связи). Вундт отмечал, что аперцептивни структуры являются образованиями высшего порядка по сравнению с автоматическими ассоциациями, поскольку в аперцентивних процессах участвует сознание, они являются»высшим классом ментальной функцииї».
Психологический закон, сформулированный. Вундтом — это закон творческого синтеза, который отвечает за осознанное (аперцептивне восприятия), что противопоставлялось ассоциативном перцептивного восприятию
В 1874 г. Вундт публикует свою разведку»Принципы психофизиологической психологии», а. Ф. Брентано труд»Психология с эмпирической точки зрения», в которой вступает в спор с. Вундтом
В 1881 г. Вундт начал издание журнала»Философские студии», который в 1906 г был переименован в»Психологические студии»
Лаборатория. Вундта стала центром для всех психологов мира. Сегодня в каждом университете действуют кафедры психологии, лаборатории, однако лаборатория. Вундта свое время вызвала неслыханный интерес ее от двидалы много студентов и молодых людей, которых привлекала новая наука. Впоследствии они сделали серьезный вклад в развитие психологии (в частности,. Стэнли. Холл,. Джеймс. Кеттел,. Эдвард. Титченер). Лаборатория. Ву ндта стала образцом для создания ячеек развития экспериментальной психологии в. Америке,. России,. Японии,. Италиалії.
В университетах. Германии вскоре стали возникать новые лаборатории. Ученые, которые развернули в них свои исследования, не разделяли полностью взгляды. Вундта, однако тоже стремились развивать психологию. Германий на конец XIX — начале XX в оставалась центром мировой психологиигії.
Большую популярность имели лекции. Вундта. На каждую из них в аудитории собиралось более 600 студентов. Е. Титченер так описал свое первое посещение лекции. Вундта:
«Вошел работник, распахнул дверь, и вошел. Вундт. Конечно, во всем черном, от ботинок до галстука, узкоплечий, худой, немного сутулится, он производит впечатление высокого человека, однако на рост т ему не больше 5 футов 9 дюймов. Он прогремел — по-другому и не скажешь — по боковому проходу: тук-тук — будто его подошвы были сделаны из дерева. Мне показалось, что в этом гриманни есть что-то недостойное, в днако кроме меня, кажется, на это никто не обратил вниманияаги.
Когда он прошел на кафедру, я мог его хорошо разглядеть. У него довольно густая шевелюра, только макушку скрывают аккуратно подняты со стороны пряди
На возвышении стоит длинный стол, наверное для демонстрации экспериментов, на нем переносная книжная полка. Вундт сделал пару чопорных движений — задумчиво поднес ко лбу указательный палец, выбрал мел а потом стал лицом к аудитории, опираясь на книжную полку. Такая поза усиливает впечатление, что это человек высокого возрту.
начал говорить тихим голосом, как бы извиняясь, однако уже после первых двух предложений в помещении воцарилась полная тишина, в которой раздавался только уверенный голос лектора — он прочитал лекцию на одном дых. Ханне. У него оказался густой баритон, не очень выразительный, порой будто лающий: однако слушать его было легко, в голосе чувствовалась убедительность, иногда даже пламенность, однако скорее напус. КНА для поддержания интереса слушателей. Ни в какие бумаги. Вундт не заглядывал; насколько я мог судить,. Вундт вообще не опускал взгляд, разве что раз ресниц посмотрел на полку, когда перебирал бумаги, там лежал и. Руки. Вундта ни минуты не лежали спокойно: локти были неподвижны, а плечи и кисти все время двигались, будто волны эти движения завораживали и каким-то таинственным образом иллюстрировали его речь. Он завершил лекцию в точно назначенное время и, все так же сутулясь, прогремел ботинками к выходу. И если бы не этот противный шум, я бы остался в полном восторгему захопленні».
О личной жизни. Вундта известно мало. Из опубликованных материалов можно составить впечатление, что в быту он был достаточно скромным и непритязательным человеком. Не так давно найдены дневники его жены. Софи свидетельствуют, что он вел упорядоченная жизнь: утром работал над своими рукописями, знакомился с публикациями, редактировал журнал; полдень шел в университет, где работал в лаборатории, однако дов го там не задерживался. Он воодушевлял своих последователей и учеников к экспериментальным исследованиям, однако не углублялся в экспериментальную работу. Американский исследователь. Дж.. Кеттел отмечал, что»не ввиду свою непоколебимую веру в экспериментальные исследования, сам он не был создан для работы в лаборатории»Во второй половине дня. Вундт совершал прогулку, в 16-часов он читал лекцию. Фин. Ансова положение. Вундта и его семьи было довольно приличным, в его доме была прислуга и происходили светские приемы вечерам в семье. Вундта любили поговорить, слушали музыку, вели дискуссии о правах рабочих и студентетудентів.
Исследователь много времени посвящал изучению философии, искусства, языка, пытался понять социально-психологические явления, антропологию и историю. Он охватил своим вниманием процессы гипноза, спиритуализма, психологию животн.
Вундт работал ученый в последний день успел завершить книгу воспоминаний
Общий объем научного наследия. Вундта поражает. За период своей научной работы (с 1853 по 1920 гг) он написал более 54 тысяч страниц. Американский ученый. Боринг, изучавший историю психологии, пи идрахував, что он писал по 2,2 страницы ежедневно, или каждые две минуты — по слову. Так в своеобразной форме воплотилась детская мечта. Вундта стать знаменитым писателем. Вундт, как свидетельствуют его биографы, мин ювався по поводу того, что его как ученого могут»не понять или понять неправильнольно».
выдающимся произведением стала его работа в 10-ти томах»Психология народов», изданная в 1900-1920 гг. В ней ученый определил две линии развития психологии — экспериментальную и социальную. Вундт считал, что эк кспериментальному изучению подлежат простые психические процессы (ощущения, восприятия), а не процессы высшего порядка (память, способность к обучению, овладению языком). Хотя он был основателем ветеринарная ентальнои психологии, однако рассматривал эксперимент лишь как способ улучшить интроспекции, не видел за ним будущего и считал, что использование эксперимента в психологии иметь ограниченное значение. С раз витком экспериментальной психологии эту мысль ученого было опровергнуто: высшие познавательные процессы начали исследовать экспериментальными методамдами.
При жизни заслуги. Вундта признавались научным обществом, его избирали членом многих европейских академий, в частности. Петербурзьськои академии наук в 1902 г. Вундта считают кабинетным ученым, однако у его трудах поднимались важные вопросы не только академического характера, в частности, в 1915 г он опубликовал книгу, которая была посвящена анализу причин. Первой мировой войнни.
Вундт имел определенные сомнения относительно экспериментального метода. Он считал, что такие феномены, как речь, мышление, воля находятся за пределами его досягаемости, однако чрезвычайно способствовал утверждению эмпиризма в пси ихологии. Вундт видел психологию как науку, изучал феномены сознания интроспективными и экспериментальными методами. Содержание произведений. Вундта ныне известный лишь специалистам, которые в последнее время вновь заинтересованным ились его научным наследием, однако он относится к тем психологов, о которых знают все, кто прослушал хотя бы один из университетских курсов по психологии. Вундт ставил вопрос о фундаментальных»зако ни психологической причинности», он стремился определить и объяснить закономерности психических явлений и показать необходимость психологии как отдельной науки. Вундт приобщился к возникновения психологии в ис. Торические момент: он упорядочил работу предшественников и предоставил сил последователяникам.
Исследовательская программа, которую сформулировал. Вундт для себя лично и для своих учеников, определялась теми взглядами, которые он разделял. Прежде всего он считал, что психология должна вести исследования в тех вопросах х, где уже есть эмпирические результаты. Вундт сам не обращался к исследованию новых проблеем.
В лаборатории. Вундта изучались психологические и физиологические проблемы зрения, слуха, тактильные ощущения, психофизика цвета, периферическое зрение, цветовой контраст, оптические иллюзии, восприятие объема, обр раза последействия, чувство времени, восприятия различных оттенков времени. Особое внимание уделялось экспериментам, направленным на исследования времени реакции. Эту тему разрабатывали также предшественники. Вундта. Г фон. Гельмгол ьц и. Ф. К. Дондерандерс.
Вундт стремился убедить, что в реакции на раздражитель проявляются три этапа: восприятие, апперцепция, проявления воли. Он стремился установить стандартные значения времени для человеческой мысли, анализируя, какое время нужен для различных психических процессов (познания, умение различать, желание). Сам замысел с современных позиций представляется бесперспективным, поскольку понятно, что такие процессы имеют индивидуальные отлично ости. А стремление. Вундта побудить испытуемых к тому, чтобы различить каждый из трех этапов реакции, не дали результатату.
в. Лейпцигской лаборатории проводились исследования внимания, продолжительности и устойчивости внимания. Внимание. Вундт рассматривал как яркое восприятие небольшого, однако целостного фрагмента сознания в определенный момент времени
Стремясь развить свою теорию трехмерности чувств,. Вундт использовал тоже достаточно конструктивный экспериментальный прием — попарное сравнение: испытуемым давали задание сравнить раздражители с то очки зрения тех чувств, которые эти раздражители у них вызывают. В отдельных экспериментах исследовалось, как физические показатели (частота пульса, скорость дыхания) связаны с соответствующими эмоциональными состояниями.
В лаборатории также исследовали вербальные ассоциации: участников просили дать ответ одним словом на слово-раздражитель. Вундт провел классификацию типов связи (ассоциаций), которые были установлены в проце. ЭСИ исследования реакций на раздражительи.
Ученый интересовался вопросами детской психологии и зоопсихологи, однако соответствующие исследования не проводил, поскольку понимал, что не сможет обеспечить контроль за чистотой эксперимента
Он писал:»Я всегда старался способствовать тому, чтобы психология заняла самостоятельное место как эмпирическая наука вне философией и чтобы при этом не потеряла помощь со стороны естественных методики, поскольку остальное ния к ней может использоваться, однако не менее я старался обычно и того, чтобы результаты, достигнутые подобным путем психологией, в свою очередь использовались философией.
Вундт создал новую психологию и оторвал ее от старой спекулятивной науки. Он показал тогдашним исследователям, что психология должна быть наукой, признает факты, что для проведения психологических иссл ень не нужно вести дискуссии о бессмертии души и ее связь с тленным телом.
Поэтому. Вундт развил новую сферу научной деятельности, создал лабораторию, проводил в ней исследования и публиковал в своем журнале полученные результаты. По примеру. Вундта другие исследователи пошли его дорогой, создали подобные лаборатории и достигли значительных результатов. Роль. Вундта как основоположника современной психологии является неоспоримым, он занимает особое, уникальное место в развитии современной науки. Для того, чтобы вывести психологию на путь современной науки,. Вундт проявил научный талант, самоотверженность и мужество настоящего вченогого.
Деятельность. Вундта была признанной, однако общая картина психологических исследований еще долгое время оставалась неизменной. У. Вундта были также и противники, поэтому психология не сразу заняла подобающее место в университетах как отдельная наука. Даже в. Германии в 1941 г ее рассматривали как раздел философии. Однако постепенно психология получила признание, особенно активно (создание факультетов, подготовка и привлечет ния специалистов) эта наука развивалась в. СШ. США.
Научная программа. Вундта не было также реализовано последовательно, поскольку в результате. Первой мировой войны немецкие университеты потеряли финансовую поддержку. Во времена. Второй мировой войны произошло трагическое на событие: во время бомбардировки. Лейпциге британской и американской авиацией, лабораторию. Вундта, в которой он учил первых психологов вести свои исследования, было уничтожениео.
Вундт, бесспорно, является выдающимся психологом, его слава как личности и основателя психологического экспериментирования не угасла. Большинство первых психологов. Америки училась у. Вундта в его лаборатории. Ученики и последователи усваивали не только взгляды. Вундта, но и его манеру вести себя как непререкаемый авторитет, деспотические манеры немецких профессоров, приемы чтения лекций и даже внешний вид. Психол оги и сегодня любят так вести себя и носить бородыоду.
uchebnikirus.com
Великие психологические эксперименты: семь слов доктора Вундта: med_history — LiveJournal
Почему в рекламных блоках используется не более девяти смысловых единиц, хорошо запоминаются телефоны без префикса, а в веб-дизайне хорошим тоном считается не включать в основное меню сайта слишком много разделов? Все дело в числе семь, которое играет важнейшую роль в жизни человечества. И, кстати, при этом никакой магии – сплошная наука.
Ведь эта самая семерка стала одним из первых результатов первых настоящих экспериментов молодой науки психологии.
Еще 150 лет для изучения такого понятия, как «душа» или «сознания» предполагалось всего лишь несколько инструментов. Либо обратить сознание на себя, фактически предаваясь медитации, либо рассуждать на эту тему. Так продолжалось до тех пор, пока на научную сцену не вышел ординарный профессор Лейпцигского университета Вильгельм Вундт. Этот человек решил применить к психологии главный прием естественных наук – эксперимент.
Надо сказать, что Вундт был даже по тем временам скучным и очень «правильным» человеком. В его жизни все было упорядочено – и работа, и личная жизнь. По воспоминаниям его жены Софи, он все время придерживался точного распорядка. Утром – писал, днем посещал cотрудников и лаборатории (не более 10 минут на каждого), затем – прогулка и лекция, вечером – прием гостей, музицирование и разговоры о политике.
Но именно эта упорядоченность позволила ему столь же методично перевести психологию на экспериментальные рельсы.
Лаборатория Вундта
Первые психологические эксперименты зрелищностью не отличались. Скажем прямо, для современного человека они показались бы откровенно скучными. Представьте себе типичный кабинет Лейпцигского университета. 1879 год. На столе стоит самый обычный метроном, он же практически первый психологический прибор, перед ним сидит человек. При помощи такого нехитрого прибора Вундт исследует свойства сознания. Вундт старался измерить объем сознания (как он сам писал). Его интересовало, сколько простых, «элементарных» впечатлений может уместиться в сознании одновременно.
Испытуемым в первой психологической лаборатории с небольшим промежутком предъявлялись два одинаковых ряда звуков и предлагалось определить, одинаковые ли это были звуки? Считать стимулы запрещалось – их надо было просто слушать и воспринимать каждый ряд целостно.
Оказалось, что удары метронома воспринимались, как разные звуки – наподобие тиканья часов: “тик-так”. Хотя, конечно, никакого “тик” и “так” этот прибор не издавал – все его щелчки были одинаковыми. Но Вундт объяснил это феноменом “ритмичности” сознания – тенденции к образованию групп из отдельных элементов.
А если звуки можно было организовать хотя бы в пары, то испытуемые могли сравнить между собой ряды, состоящие, в среднем, из 8 пар. Если количество пар оказывалось больше, ряды звуков переставали восприниматься, как единое целое. Вундт решил, что это и есть предельный объем сознания.
Кстати, в его последующих опытах выяснилось, что если звуки могли группироваться и дальше, то человек способен воспринимать, как целостный ряд, пять тактов по восемь звуков.
Именно этот факт натолкнул Вундта на мысль о том, что сознание способно организовывать информацию в более крупные единицы. По мнению профессора, благодаря этому человек способен понимать речь: предложения, состоящие из слов, которые, в свою очередь, состоят из отдельных звуков, непроизвольно воспринимаются, как единое целое. Кстати, именно поэтому, как выяснилось, гораздо легче учить стихотворения, нерифмованная часть которых (половина строфы) умещается в семь-восемь слов.
Лаборатория Вундта в скором времени превратилась в первый в мире институт экспериментальной психологии, а его студенты успешно создавали психологические лаборатории не только в Европе, но и за океаном. Наибольшую популярность при жизни он приобрел, как ни странно, в России. Именно на русском языке вышло больше всего переводов Вундта, а в 1912 году в Москве появилась точная копия его лаборатории.
Кстати, написал Вундт удивительно много. За 68 лет научной деятельности он написал 53 735 страниц – больше двух печатных страниц в день. Видимо, детская мечта стать знаменитым писателем не прошла даром.
Писатетем он не стал, зато стал классиком психологической науки и основателем экспериментальной психологии c огромной прижизненной славой (в честь него еще при жизни назвали астероид 635 Вундтия). А ныне благодаря ему современные студенты-первокурсники психфаков во всем мире начинают обучение по предмету “История психологии” с попыток понять, что же делал этот странный мужик с метрономом.
Исследователи не оставили в покое «объем сознания», описанный Вундтом. Сейчас та область сознания, где удерживается оперативная информация, принято называть кратковременной памятью.
Спросите, причем тут семерка, если речь до сих пор шла о сплошных восьмерках? В 1956 году свет увидела статья Джорджа Миллера «Магическое число семь, плюс-минус два: некоторые пределы нашей способности обрабатывать информацию», в которой он еще раз подтвердил результаты опытов Вундта. А заодно и уточнил их, подсчитав объем кратковременной памяти. На долгие годы это число стало своеобразной константой: 7, плюс-минус 2. И благодаря Миллеру открытие Вундта стали использовать на практике рекламщики, копирайтеры, дизайнеры интерфейсов… «Не более семи слов в рекламном слогане, не более семи элементов в презентации»… Плюс-минус два, и внимание такого невнимательного человечества вам гарантировано.
Текст написан замечательным медицинским журналистом Снежаной Шабановой в соавторстве с одним из авторов блога для журнала «Вокруг света».
Следить за обновлениями нашего блога можно и через его страничку в фейсбуке.
med-history.livejournal.com
вундт является одним из первых кто создал
Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта
В разделе Образование на вопрос первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория Где кем и когда открылась заданный автором Sun лучший ответ это Вернувшись в Россию, Бехтерев создал в 1885 году при медицинском факультете (при клинике душевных болезней) Казанского университета первую в России лабораторию экспериментальной психологии.
Бехтерев Владимир Михайлович (1857 – 1927) — русский невропатолог, психиатр, физиолог, психолог, создатель в 1885 г. первой в России лаборатории экспериментальной психологии при клинике Казанского университета, основатель в 1908 г. Психоневрологического института в Санкт–Петербурге. Начиная с 10–х гг. ХХ в. приступил к построению собственной общепсихологической теории, названной им рефлексологией.
Корсаков Сергей Сергеевич (1854 – 1900) — русский психиатр, один из основателей экспериментальной психологической лаборатории в Москве в 1886 г. Дал клиническое описание нарушения памяти на актуально происходящие события, сопровождающееся пространственной и временной дезориентировкой, которое получило название „Корсаковского синдрома
******
Психология – наука относительно молодая. Сами психологи ведут отсчет с 1879 года, когда в Лейпциге была организована первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория.
Нина Дюк
Высший разум
(120835)
Психология – наука относительно молодая. Сами психологи ведут отсчет с 1879 года, когда в Лейпциге была организована первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория.
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория Где кем и когда открылась
Ответ от Кристина Минакова[активный]
Бехтерев
Ответ от Катерина[гуру]
Вильгельм Вундт считается «отцом экспериментальной психологии» и «основателем современной психологии» в целом. Он получил образование в Тюбингене и изучал физиологию в Берлине с Иоганнесом Мюллером и Дюбуа Раймондом, прежде чем получил в Гейдельберге докторские степени по философии и медицине. Он стал доцентом по физиологии в Гейдельберге незадолго до того, как Герман фон Гельмгольц получил там должность профессора и возглавил факультет физиологии. Считается, что в течение некоторого времени он был ассистентом в лаборатории у Гельмгольца. В 1874 он перешел в Цюрихский университет, а затем в Лейпциг, на должность профессора физиологии, где и проработал до самой смерти.
Вундт был назначен профессором физиологии в Лейпциге в 1875, и в том же году он основал первую лабораторию, предназначенную для экспериментальных исследований по психологии. В 1882 Лейпцигский университет официально объявил ее Институтом экспериментальной психологии. Эта лаборатория стала центром для всех, кто испытывал серьезный интерес к психологии, — сначала в основном для тех, кто изучал философию и психологию в других немецких университетах, но вскоре и для выпускников нескольких американских и английских университетов. Все последующие психологические лаборатории в эти годы создавались по образцу лаборатории Вундта.
По этому поводу существовали некоторые разногласия. Некоторые утверждали, что если лабораторией можно считать помещение, где содержится демонстрационное оборудование, то еще в 1875 у Уильяма Джеймса был в Гарварде маленький кабинет. Да и у самого Вундта в 1865 в Гейдельберге было место для хранения физиологической и психофизической аппаратуры. Г Стэнли Холл утверждал в 1894, что первой значительной психологической лабораторией была та, которую основал он сам в Университете Джонса Хопкинса в 18 81. Разногласия относительно исторической точности, впрочем, не так важны, ибо они скорее отражают наличие потребности и научного потенциала для создания в то время подобных лабораторий.
До этого момента изучение психологии продолжало оставаться достоянием философии и естествознания. У философии были позаимствованы теории интеракционизма, эмпиризма и материализма, гипотезы о природе сознания, о связи души и тела, а также о приобретении знаний. В области естествознания работа Иоганнеса Мюллера возвестила о новом подходе к изучению физиологии человека. Мюллер занимался более непосредственным и точным изучением человеческого тела, используя в изучении физиологии систематизированные экспериментальные процедуры. Именно эти методы вдохновили работу Вундта и написание его наиболее важной книги Grundzuge der physiologischePsychologie. Впервые опубликованная в 1873-4, она заложила основу его дальнейшей работы и впоследствии была переиздана шесть раз. В ней акцентируется роль психологического исследования, основанного на методах физиологической лаборатории. Вундт полагал, что суть общей приспособляемости организма заключается в психофизическом процессе — органической реакции, которая опосредуется как физиологически, так и психологически. Он был родоначальником концепции о том, что психические переживания должны соотноситься с объективными известными и поддающимися измерению стимулами и реакциями. Физиологическая психология занималась процессом возбуждения органов чувств в зависимости от воздействия на них тех или иных раздражителей; возбуждение поступало по сенсорным нейроным сетям в низшие и высшие мозговые центры и оттуда передавалось мышцам. Параллельно с этим процессом протекала внутренняя психическая жизнь, известная благодаря интроспекции. Благодаря Вундту интроспекция стала основным средством экспериментальной психологии. Его субъектами или наблюдателями обычно являлись взрослые люди, прошедшие соответствующую подготовку в том виде, как он ее понимал. Наблюдателям предъявлялись контролируемые стимулы, а они сообщали о своих скрытых психических процессах, сопутствовавших их восприятию. Теоретический взгляд на
Ответ от Аленка[гуру]
Немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт, став профессором философии в Лейпциге, создал там первую в мире лабораторию экспериментальной психологии в 1879 году. Затем она была преобразована в институт.
Ответ от 2 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с нужными ответами:
Вундт Вильгельм на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Вундт Вильгельм
Ответить на вопрос:
22oa.ru
Вундтовская школа психологии | Психологическая энциклопедия 1vc0
Вундтовская школа психологии. Первым вариантом психологии как самостоятельной науки явилась физиологическая психология Вильгельма Вундта (1832-1920). Его первой книгой было «Учение о мышечных движениях» (1858), второй — «Материалы к теории чувственного восприятия» (1858-1862). В это время он работал в Гейдельбергском университете преподавателем физиологии, и ассистентом профессора Гельмгольца, который ввел понятие о «бессознательных умозаключениях». В 1962 году Вундт читает в этом же университете курс лекций на тему «Психология с точки зрения естествознания» и уже в следующем, 1863 году выходят его «Лекции о душе человека и животных». В этих лекциях содержалась программа построения двух психологий — экспериментальной и социальной (культурно-исторической). В 1873-1874 выходят его «Основы физиологической психологии», с 1875 года Вундт является профессором философии в Лейпциге, а в 1879 году Вундт создает первую в мире психологическую лабораторию в Лейпцигском университете, по ее образцу возникают аналогичные учреждения в России, Англии, США, Франции и других странах, на базе которой через два года создается Институт экспериментальной психологии, превратившийся в международный центр по подготовке психологов. Именно он утвердил эксперимент в качестве главного рычага превращения психологического знания в научное. Труды лаборатории публикуются в созданном Вундтом первом психологическом журнале, называвшемся «Философские исследования», который издавался с 1881 года. Вундт рассматривал психологию как науку о непосредственном опыте, открываемом посредством тщательной и строго контролируемой интроспекции, единственного метода изучения психики, наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания, и соединил интроспекцию с экспериментальным методом. При этом предполагалось, что ненадежность обычного, ненаучного самонаблюдения может быть преодолена путем специальной тренировки испытуемых, у которых вырабатывается навык самоотчета о том, что они непосредственно осознают в момент предъявления раздражителя. Сведения, о которых испытуемые сообщали, оценивались как научные факты лишь в том случае, если при постоянных внешних раздражителях возникали одни и те же субъективные феномены. На этом основании за структурные элементы психики были приняты ощущения, их копии это образы памяти и простейшие чувства, Эти «атомы» чувственной ткани сознания и изучались с точки зрения их качества и интенсивности. Целью Вундта было вычленение «сенсорной мозаики» сознания которая и есть та материя, из которой построено сознание, а также выявление связей между элементами и установление «законов» душевной жизни. Вместе с тем высшие психические процессы, согласно Вундту, должны были изучаться иными методами, в частности, путем исследования мифов, обрядов, нравах, религиозных представлений, анализа языка и других продуктов человеческого, народного духа. Этому посвящен фундаментальный 10-томный труд Вундта «Психология народов», издававшийся в 1900 -1920 годах. Огромное значение этого труда для психологии обусловлено не только актуальностью самого предмета исследования, появление этой работы знаменует собой разделение новой психологической науки на две ветви — экспериментальную и социальную. Вундт продолжал работать без перерыва до самой своей смерти в 1920 году, умер вскоре после завершения книги своих воспоминаний. Подсчитано, что в период с 1853 по 1920 годы Вундт написал более 54 тысяч страниц — то есть он писал по 2,2 страницы ежедневно. Сбылась его детская мечта стать знаменитым писателем.
В вундтовской школе формировалось первое поколение профессиональных психологов, у него учились Э. Титченер, О. Кюльпе, Ф. Крюгер, Э. Мейман, Г. Мюнстерберг, В. М. Бехтерев, Н. Н. Ланге, Э. Крепелин, Д. Кеттелл, Ст. Холл и другие, более 160 крупных ученых. С. Холл организовал в 1892 году Американскую психологическую ассоциацию, являющуюся самой влиятельной организацией психологов в мире, также он является одним из основателей педологии. Крепелин Эмиль (1856 – 1926 гг.) — немецкий психиатр, профессор психиатрии, предложил классификацию душевных заболеваний, в которой, наряду с прочим выделил деменцию и манию. Крепелин внедрил в психиатрическую клинику психологический эксперимент, ему принадлежит попытка составления схем исследования личности, начал исследования по психофармакологии. Бехтерев Владимир Михайлович (1857 – 1927 гг.) — русский невропатолог, психиатр, физиолог, психолог, создатель в 1885 г. первой в России лаборатории экспериментальной психологии при клинике Казанского университета, основатель в 1908 г. Психоневрологического института в Санкт–Петербурге. Г. Мюнстерберг один из основоположников «психотехники», занимался проблемами управления, профотбор, профессионального обучения, в 1913 г. издал «Психологию промышленной производительности». Также разработал стратегии исследования трудовых процессов в лабораторных условиях. Титченер Эдвард Брэдфорд (1867 – 1927 гг.) — американский психолог, развивал идеи Вундта и его направление психологии получило название структурализма. В 1904 г. выступил организатором Общества экспериментальной психологии. Проводил экспериментальные исследования ощущений и внимания. Автор многочисленных научных трудов, в частности «Очерков психологии» и «Учебника психологии». Трактовал предмет психологии как систему элементарных сознаваемых состояний (ощущений, представлений, чувствований) из которых формируется все многообразие душевной жизни. Мейман Эрнст (1862 – 1915 гг.) — немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики. Кеттел Джеймс Маккин (1860 – 1944 гг.) — американский психолог, один из основателей психологического тестирования.
Вундтовская школа строила свою экспериментальную программу по схеме психофизиологии органов чувств и психофизики. В экспериментальной психологии происходит расслоение, в пользу независимости психологического исследования от физиологического. Сферы научных интересов Вундта — включающие ощущения и восприятие, внимание, чувства, реакцию и ассоциации — стали основными главами во всех учебниках по психологии. То, что взгляды Вундта относительно психологии не во всем оказались верными, ни в коей мере не умаляет его достижений как основателя этой науки.
wiki.1vc0.ru
ВУНДТ ВИЛЬГЕЛЬМ.. 100 великих психологов
ВУНДТ ВИЛЬГЕЛЬМ.
Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 г. в Бадене. В юношеском возрасте он заинтересовался медициной и с 1851 по 1856 г. изучал медицину в университетах Гейдельберга, Тюбингена и Берлина.
С 1858 г. Вундт выпускал статьи «Доклады по теории чувственного познания». В этих ранних работах он отразил свои взгляды на основные понятия психологии. По его мнению, психология — это наука о природе, а ее предмет должен изучаться в соответствии с естественно-научными принципами и методами. Одним из самых важных принципов психологической науки Вильгельм Вундт считал неограниченное применение экспериментального метода. Основную задачу психологии он понимал как ответ на вопрос, каким образом физическое воздействие на органы чувств становится ощущением.
В следующих работах Вильгельм Вундт развивал рефлекторную и детерминистическую концепции психического и рассматривал теорию психических процессов как продуктов развития.
С 1864 г. Вильгельм Вундт — экстраординарный профессор физиологии в Гейдельберге, в 1874 г. он стал профессором философии в Цюрихе, а с 1875 г. еще и профессором философии в Лейпциге. До 1878 г. все его научные работы были посвящены проблемам физиологии. Наиболее фундаментальной в этом ряду была его работа «Основания физиологической психологии», написанная в 1873— 1874 гг. В ней Вундт подробно рассмотрел понятие психического, которое, по его мнению, является промежуточным звеном между внешними воздействиями на органы чувств и движением. Это спонтанное движение, наряду с чувственным представлением, он считал основными психологическими функциями.
В 1875 г. вышла еще одна его книга — «Теория материи». В ней Вундт показал свою приверженность созданной Гельмгольцем «теории знаков». Он считал, что представление подразумевает не сами вещи, а знаки, которые на них указывают. Таким образом, можно сказать, что Вундт придерживался теории параллелизма между внешним воздействием и ощущением.
В 1879 г. в Лейпциге Вильгельм Вундт организовал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, преобразованную вскоре в институт, который долгие годы был важнейшим международным центром и единственной в своем роде школой экспериментальной психологии для исследователей из многих стран Европы и Америки. В этой лаборатории изучались ощущения, время реакции на различные раздражители, ассоциации, внимание, простейшие чувства человека.
В процессе превращения психологии в экспериментальную науку Вундт заимствовал образец научного исследования в современном ему естествознании. Согласно его пониманию естественно-научного метода, всякое научное исследование должно удовлетворять ряд основных требований. Во-первых, подлежащее наблюдению явление должно некоторое время находиться в поле ясного и отчетливого восприятия наблюдателя. Поскольку же психические явления сложны и текучи, а время формирования ясного и отчетливого восприятия конечно и часто соизмеримо со временем протекания самого наблюдаемого процесса, то должна существовать возможность многократного воспроизведения явления при тождественных условиях.
Как считал Вундт, реализация этих требований в психологии предполагает прежде всего смену самого объекта изучения. Если со времен Д. Локка в качестве такого объекта признавался исключительно мир «внутреннего опыта» человека, то Вундт потребовал обратиться к анализу всей сферы переживаний, всего «непосредственного» опыта, безразлично, внутреннего или внешнего. Этот опыт Вундт противопоставлял опыту «опосредованному» — миру предметов и идеальных значений, который хотя и открывается человеку «посредством» его переживаний, но сам уже является объектом изучения не психологии, а других наук (физики, химии, биологии и т.д.).
В 1883 г. Вундт основал первый в мире журнал экспериментальной психологии «Философские исследования» («Philosophische Studien»).
Последние двадцать лет своей жизни Вильгельм Вундт посвятил изучению психологии народов, которую рассматривал как венец психологии Вундт изучал процессы, лежащие в основе общего развития человеческих обществ и возникновения совместных духовных продуктов, представляющих общечеловеческие ценности. В результате такого рассмотрения Вильгельм Вундт предпринял попытку свести развитие общества и культуры к психическим причинам и условиям. Таким образом, можно говорить о том, что Вундт идеализировал психологию, считая ее универсальной наукой.
Но, ограничивая предмет исследования психологии народов высшими психическими процессами, Вундт не уделял внимания социальной психологии. Тем не менее его можно назвать основателем психологии культуры. В основу созданной им психологии народов Вильгельм Вундт положил мысль о социальной детерминированности психического развития индивидов и об их взаимовлиянии. Частью своей работы он видел изучение таких социокультурных феноменов, как язык, религия, мифы и фольклор С этим связан тот факт, что приверженцы позитивизма в психологии отвергли вундтовский проект психологии.
В 1912 г. Вильгельм Вундт выпустил книгу, которая стала своеобразным итогом его научной деятельности В ней ученый рассмотрел основные понятия психологии в свете ее сравнения с естествознанием.
Проанализировав творчество многих психологов, Вундт выделил два основных определения понятия психологии Согласно одному, психология есть «наука о душе», а психические процессы трактуются как явления, из рассмотрения которых можно делать выводы о сущности лежащей в их основе метафизической душевной субстанции Согласно другому определению, психология есть «наука внутреннего опыта» Согласно этому, психические процессы принадлежат особого рода опыту, который отличается прежде всего тем, что его предметы предоставлены «самонаблюдению», или, по-другому, «внутреннему» чувству.
Однако, по мнению Вундта, ни одно из этих определений не удовлетворяет современной научной точке зрения Первое — метафизическое — определение соответствует тому состоянию, в котором психология находилась дольше, чем другие области человеческого знания, но которое и для нее отошло теперь окончательно в прошлое, после того как она развилась в эмпирическую дисциплину.
Второе — эмпирическое — определение, видящее в психологии «науку внутреннего опыта», по мнению Вильгельма Вундта, недостаточно, потому что оно может поддерживать то ошибочное мнение, будто бы этот внутренний опыт имеет дело с предметами, во всем отличными от предметов так называемого «внешнего опыта».
На основании этого Вильгельм Вундт разделял естествознание и психологию как два различных направления в обработке экспериментально полученного опыта. Первое — то, которому следует естествознание; Вундт считал, что естественные науки рассматривают объекты опыта в их свойствах, мыслимых независимо от субъекта. Второму направлению следует психология: она рассматривает совокупное содержание опыта в его отношениях к субъекту и в тех свойствах, которые ему приписываются непосредственно субъектом. Естественно-научную точку зрения, поскольку она возможна лишь благодаря отвлечению от субъективного фактора, содержащегося во всяком действительном опыте, Вундт называл точкой зрения опосредованного опыта, а психологическую — точкой зрения непосредственного опыта.
Поскольку естествознание исследует содержание опыта в отвлечении от испытующего субъекта, то задача естествознания определяется так же, как «познание внешнего мира», причем под внешним миром имеется в виду совокупность данных нам в опыте объектов. Соответственно, задача психологии определялась иногда как «самопознание субъекта». Однако это определение недостаточно, поскольку, кроме свойств субъекта, к предмету психологии относятся также различные взаимодействия между ним и внешним миром и другими подобными субъектами.
Вывод, который сделал Вильгельм Вундт в своей работе, заключался в том, что и естествознание, и психология являются эмпирическими науками, т.к. они имеют своей задачей объяснение опыта. При этом психология должна быть названа более строго эмпирической наукой ввиду особенностей, присущих ее задаче.
Вильгельм Вундт умер 31 августа 1920 г. в Гросботене близ Лейпцига. Вклад, который он внес в создание и развитие экспериментальной психологии, трудно переоценить. В его первой в мире лаборатории экспериментальной психологии работали многие ученые Европы и Америки. Среди них были и российские психологи: Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, Д.Н. Узнадзе. Кроме того, Вильгельм Вундт был основателем этнопсихологии.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
biography.wikireading.ru
ВУНДТ, ВИЛЬГЕЛЬМ МАКС | Энциклопедия Кругосвет
ВУНДТ, ВИЛЬГЕЛЬМ МАКС (Wundt, Wilhelm Max) (1832–1920), немецкий физиолог, психолог, философ и языковед. Родился в Неккарау близ Мангейма 16 августа 1832. Изучал медицину в университетах Тюбингена, Гейдельберга и Берлина. В 1857 стал преподавателем, а с 1864 – профессором Гейдельбергского университета, в 1874 – профессор философии Цюрихского университета; в 1875–1917 – ординарный профессор Лейпцигского университета (в 1889–1890 – его ректор). Умер Вундт в Гросботене близ Лейпцига 31 августа 1920.
В своих работах Вундт предложил программу построения психологии как отдельной, самостоятельной науки, опирающейся на эксперимент и в 1879 в Лейпциге основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, а в 1881 – первый психологический журнал «Философские исследования» («Philosophische Studien», с 1905 по 1918 – «Психологические исследования» («Psychologische Studien»). Почти все психологи начала 20 в. были его прямыми или косвенными учениками. Вундт считал, что психология – наука о непосредственном опыте, т.е. о постижении феноменов сознания с помощью интроспекции. Целью психолога является изучение «сенсорной мозаики» сознания и выявление законов психической жизни, а образцом для психологии в этом отношении является физиология. Вундт рассматривал ощущения и чувства как «простейшие элементы» сознания, уподобляя их «элементам», выделяемым классической физиологией того времени; именно поэтому ученый называл развиваемое им направление психологии «физиологическим».
Рассматривая психологию как естественнонаучную дисциплину, Вундт в то же время считал, что экпериментальные методы пригодны лишь для изучения простейших психических процессов, тогда как доступ к высшим формам психической жизни обеспечивается лишь через изучение мифов, верований, обрядов, языка. Психология при этом выступает как наука о духе, причем о духе народа, – Вундт принял идею Г.Штейнталя и М.Лацаруса (1824–1903) о необходимости дополнения индивидуальной психологией народов (Völkerpsychology).
Взгляды Вундта на соотношение психологии и языкознания первоначально были намечены еще в Основаниях физиологической психологии (Grundzüge der physiologischen Psychologie, 1873/1874). Через полтора десятилетия эта проблематика получила развитие в работе О целях и путях народной психологии (Über Ziele und Wege der Völkerpsychologie, 1888), а детальное изложение лингвистических взглядов Вундта, сделавшее его одним из крупнейших представителей психологизма в языкознании, стало доступным с выходом в свет первой части его 10-томного труда Психология народов. Исследование законов развития языка, мифов и обычаев (Völkerpsychologie. Eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze von Sprace, Mythos und Sitte, 1900–1920) – двух томов (объемом около 1400 страниц), посвященных языку (Die Sprache, 1900, 4-е изд. – 1922). В этих томах Вундт подробно рассматривал эволюцию человеческих форм выражения – от физиологических через жестовый язык (в изучение которого Вундт внес значительный вклад) до языка звукового. Он также рассматривал свою концепцию как психологическое обоснование сравнительно-исторического метода.
Публикация первых томов Психологии народов вызвала оживленную дискуссию, причем представителями наиболее влиятельной тогда, хотя уже и клонившейся к упадку школы младограмматизма взгляды Вундта приняты не были. Лишь в последней трети 20 в. в науке о языке снова стали актуальными некоторые положения, отчетливо сформулированные Вундтом в начале века, – в частности, идея о том, что первичной единицей языка следует считать предложение (точнее, с современной точки зрения, высказывание), которое не скаладывается из слов, а лишь разлагается на них и далее на более мелкие элементы. Созвучными более поздним этапам развития лингвистики стали также предложенные Вундтом психологические трактовки различных типов предложения, порядка слов, грамматических классов. Рассмотрение философии языка как части психологии народов оказалось близко идеям неогумбольдтианства и этнолингвистики.
Павел Паршин
Литература:
Вундт В. Душа человека и животных, тт. 1–2. СПб, 1865–1866
Вундт В. Основания физиологической психологии, тт. 1–2. СПб, 1880–1881
Вундт В. Система философии. СПб, 1902
Кениг Э. В. Вундт, его философия и психология. СПб, 1902
Вундт В. Введение в психологию. Одесса, 1912
Вундт В. Естествознание и психология. СПб, 1914
Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. М., 1975
Вундт В. Проблемы психологии народов. СПб, 2001
Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Знаменитые речи»
Какой римский политик каждую свою речь в сенате заканчивал словами «Карфаген должен быть разрушен»?
www.krugosvet.ru