В здоровом теле здоровый – В здоровом теле здоровый дух — Википедия

В здоровом теле здоровый дух — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«В здоровом теле здоро́вый дух» (лат.  «Mens sana in corpore sano») — крылатое латинское выражение. Его автор — Децим Юний Ювенал, ок. 61— ок. 127 (Сатира Х, строка 356). Этой фразой он подчёркивал необходимость гармоничного развития тела и духа человека.

Выражение часто трактуют ошибочно: будто бы здоровье тела само по себе ведёт к душевному здоровью. Однако это противоречит первоначальному смыслу, вложенному автором.

Фраза вырвана из контекста и на самом деле не представляет собой законченного предложения; в ней также не должно быть тире между двумя частями. На самом деле ход мысли Ювенала был совсем другим. Вот как звучит эта цитата в более развёрнутом варианте

Órandúm (e)st ut sít mens sán(a) in córpore sáno.
Fórtem pósc(e) animúm, mortís terróre caréntem,
Quí spatiúm vit(ae) éxtrem(um) inter múnera pónat
Náturáe, qui férre queát quos cúmque labóres,
Nésciat írascí, cupiát nihil ét potióres

Hérculis áerumnás credát saevósque labóres
Ét Vener(e) ét cenís et plúma Sárdanapálli.

(Перевод Д. Недовича и Ф. Петровского)

Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состояньи терпеть затрудненья какие угодно, —
Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,
Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса
Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапала.

(перевод Ф. А. Петровского):

Если ты просишь чего и святилищам жертвы приносишь —
Там потроха, колбасу, что из белой свиньи приготовил, —
Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состоянье терпеть затрудненья какие угодно…

Orandum est, ut sit mens sana in corpore sano [орандум эст, ут сит менс сана ин корпоре сано] — Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом.

Фраза Ювенала стала популярной после того, как её повторили английский философ Джон Локк (1632—1704) и французский писатель-просветитель Жан Жак Руссо (1712—1778). Все авторы исходили из того, что наличие здорового тела отнюдь не гарантирует наличие здорового духа. Напротив, они говорили о том, что должно стремиться к этой гармонии, поскольку она в реальности встречается редко. Иносказательно о стремлении к гармоничному развитию человека.

Таким образом, традиционное понимание этого крылатого выражения является полно

ru.wikipedia.org

В здоровом теле — здоровый дух, взаимосвязь тела и ума

Выражение «в здоровом теле — здоровый дух» — далеко не новое понятие. Оно подразумевает, что все в нас взаимосвязано. Нравится нам это или нет, наш дух, душа, разум, эмоции и тело работают вместе.

Если тело не функционирует должным образом, то и ум. Если душе плохо — то плохо и телу. Всякий недуг влияет не только на организм в целом и его функции, но и на наши чувства.

Как известно, каждая клетка в нашем теле страдает или растет, получает жизнь или погибает, и это прямо или косвенно отражается на нашем самочувствии. И наоборот — когда в нашем разуме появляется какая-то мысль, наше тело следует за умом и производит соответствующие изменения.

Важность здоровья

Люди часто думают, что быть богатым и иметь много денег — это самое радостное событие в жизни. Но, что такое иметь деньги без здорового тела? Какая радость в том, чтобы иметь возможность купить самые вкусные блюда, но не в состоянии съесть их? Каковы ощущения, когда вы можете иметь свой собственный большой дом, но вы можете только сидеть там, в одной из комнат, переживая все время о болезни, которую имеете?

В поисках денег и славы многие из нас игнорируют ценнейшее богатство нашей жизни. Да, это ЗДОРОВЬЕ. Не напрасно, поэтому, говорят: в здоровом теле — здоровый дух.

Слишком часто мы принимаем наше здоровье как должное, и осознаем его значение только тогда, когда мы заболеваем или нам становится плохо. Быть счастливым означает, что у нас и здоровое тело и здоровый дух. Они тесно взаимосвязаны друг с другом, а наши эмоции играют большую роль в определении состояния здоровья.

Как обрести здоровое тело

Наша душа не существует отдельно от тела (пока тело функционирует), поэтому нам нужно убедиться, что мы заботимся и о нашем теле, как и о нашей душе. Как лучшее программное обеспечение не будет работать должным образом в плохом оборудовании, так и разум не будет успешен в нездоровом теле.

Ваш жизненный тонус и уровень энергии зависят от того, как вы относитесь к вашему телу. Ваше тело находится под влиянием:

  • пищи, которую вы едите,
  • жидкости, которую вы пьете,
  • и физической активности (что вы делаете).

Все это в свою очередь влияет на уровень счастья, что у вас есть в жизни… По крайней мере, иметь здоровое тело — это предпосылка для счастливой жизни.

Правильно питайтесь

Пищу для вашего тела желательно выбирать питательную, насыщенную витаминами и минералами. Очень важно иметь в рационе цельные зерна, овощи, бобовые, курицу и рыбу.

Пить важно чистую воду и здоровые напитки, такие как натуральные соки и чаи. Рекомендуется отказаться от употребления искусственно подслащенных напитков: газированных или напитков с кофеином.

Регулярно упражняйтесь

Важно обеспечить своему телу достаточную физическую активность и найти для этого любимые занятия — те, которые являются «правильными» для вас. Вы можете записаться в тренажерный зал в вашем районе или вы можете ходить пешком, например, в парке, или же вы можете пойти в танцевальный класс. Приятно заниматься физической активностью вместе с кем-то еще, чтобы вы могли мотивировать друг друга.

Вы можете значительно повысить вашу уверенность в себе вследствие регулярных занятий спортом. Ваша самооценка будет на более высоком уровне после тренировок. К тому же, тренированное тело поможет вам справиться с многочисленными стрессами в нашей скоростной жизни.

Ставя себе цели по упражнениям и имея решимость добиться их — этим вы тренируете и свой ум, привнося новые способы мышления. Если вы хотите иметь здоровое и подтянутое тело, это предполагает определенный уровень дисциплины и концентрированных усилий. Они являются хорошими качествами во многих областях вашей жизни, и помогут в работе и делах.

У вас появится больше уверенности в том, что вы можете достичь целей, продвинуться по службе и решить другие жизненные проблемы. Находиться в лучшей физической форме означает, что у вас есть возможность сделать много вещей, даже без особой мотивации вашего ума.

Исследования показали, что регулярные упражнения могут привести к улучшению функций мозга. Люди работают лучше в умственном плане, если они регулярно занимаются интенсивной деятельностью, такой как спорт, бег, плавание или тренировка в тренажерном зале.

Широко признано, что в здоровом теле — здоровый дух. Убедитесь, что вы заботитесь о своем теле, получаете достаточно сна ночью, правильно питаетесь, избегаете алкоголя, табака и других наркотиков, а также занимаетесь физической культурой. Это является основными шагами для вашего благополучия, здоровья вашего ума и тела.

Влияние эмоций на наше тело

Каждое изменение в мыслях передается физическому телу через активность нервной системы. Эта деятельность в нервных клетках вызывает многочисленные электрические и химические изменения. Состояние ума является отправной точкой для многих физических реакций.

Если ум думает о падении с высоты, тело сразу готовит себя, показывая внешние признаки. Страх, беспокойство, печаль, бодрость, веселье, гнев — все эти эмоции и впечатления отражаются на теле и лице человека.

Например, когда спокойное состояние ума нарушается, наше мышление становится несколько искаженным. Это происходит зачастую из-за химического дисбаланса в одной определенной части тела или общего дисбаланса организма в целом.

Исследования показывают, что отрицательные эмоции подавляют иммунную функцию. Постоянный стресс истощает ресурсы тела и способность человека к адаптации. Ослабевают функции выживания и, наконец, человек заболевает. Здоровый же разум уменьшает напряжение гормонов и сохраняет психическое состояние. Позитивное мышление ведет к здоровью и успешному исходу любых ситуаций и действий.

headlife.ru

В здоровом теле здоровый дух? |

Иеромонах Иов (Гумеров)

Крылатое латинское выражение «Mens sana in corpore sano» впервые встречается в 10-й сатире (356-я строка) римского поэта Ювенала (I в. по Р.Х.).

Взятая вне контекста произведения, она получила неверную интерпретацию: здоровье тела понимается как условие здоровья духовного. Однако у римского поэта мысль совсем другая:

«Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состоянье терпеть затрудненья какие угодно,
Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,
Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса
Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапала

».

Ясно выражена назидательная мысль: имея здоровое тело, позаботься о духовном и душевном здоровье.

Христианская антропология, в отличие от обыденного сознания, не считает физическое здоровье условием духовно-нравственного здоровья. Оно может быть как в здоровом теле, так и в человеке, страждущим болезнями. Духовная крепость зависит от правильной веры и исполнения заповедей Божиих. Если этого нет, то грех постепенно разрушительно действует и на тело. «Недуги тела человеческого суть естественные последствия повреждения естества грехом и злоупотребления телом» (святитель Игнатий (Брянчанинов). Когда человек ведет греховную жизнь и не думает ее оставить, то Господь врачует такую душу болезнями. Об этом пишут святые отцы, и это подтверждается многовековым опытом.

«Иногда для грешников лучше болеть, чем быть здоровыми, когда болезнь содействует им ко спасению. Ибо болезнь притупляет и врожденные побуждения у человека ко злу, и тем, что человек переносит страдания, связанные с болезнью, она, как бы уплачивая долг за соделанные грехи, делает человека способным к принятию сначала здравия души, а затем и телесного здоровья. В особенности это бывает тогда, когда больной, понимая, что здравие зависит от Бога, доблестно переносит беду и с верою припадает к Богу и делами, насколько это позволяют его силы, умоляет о милости» (святитель Григорий Палама)

«Духовный разум научает, что недуги и другие скорби, которые Бог посылает человекам, посылаются по особенному Божию милосердию; как горькие целительные врачевания больным, они содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию гораздо вернее, нежели чудесные исцеления» (святитель Игнатий (Брянчанинов).

Нередко Господь, видя, что неразумие и греховные наклонности человека могут привести его к бедствиям, удерживает его от этого с помощью болезней: «Бывает, что Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы» (святитель Феофан Затворник).

Для христианина болезни (как телесные, так и духовные) окружающих его людей – обширное поле для возделывания, чтобы иметь спасительные плоды: «Потрудились над больными? Благословенный труд, ибо и тут приложимо утешительное слово: “Болен бех и посетисте Мене”(Мф. 25: 36)» (святитель Феофан Затворник).

 

Источник: http://www.pravoslavie.ru

azbyka.ru

В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ

«В здоровом теле здоровый дух» — известный спортивный девиз, искаженный перевод древнеримского афоризма.

Автором данного афоризма (Mens sana in corpore sano) является древнеримский поэт Децим Юний Ювенал, профессиональный ритор-декламатор и яркий приверженец стоической морали. При этом смысл, который Ювенал вкладывал в это выражение, на самом деле разительно отличается от того толкования, которое афоризм получил по прошествии веков. В X книге своих «Сатир» среди общих рассуждений о нравственности он говорит: Orandum est ut sit mens sana in corpore sano — Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом (перевод Д.С. Недовича и Ф.А. Петровского). Стих Ювенала был направлен против одностороннего увлечения телесными упражнениями. Дальше поэт писал: «Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью, что почитает за дар природы предел своей жизни…». Переводчики же несколько «переиначили» эту фразу, ведь, вдумываясь в смысл общеизвестной трактовки, можно сделать вывод, что физически здоровый человек по определению обладает прекрасной душой (то есть, переиначив другое известное выражение, «сила есть — остальное приложится»), тогда как Ювенал имел в виду прямо противоположное: хорошо бы, чтобы физические упражнения шли параллельно с нравственным развитием…

Российская история переводов Ювенала началась в эпоху Петра Великого. Во время своего путешествия по Европе, русский царь увидел в руках у одного немца сборник римского поэта и заинтересовался его содержанием. Ему зачитали отрывок из десятой сатиры с этим знаменитым афоризмом (возможно именно тогда прозвучал первый русский вариант «неправильного» перевода). Эти стихи настолько понравились великому государю, что он выписал себе Ювенала в голландском переводе. С присущим ему рвением Петр стал изучать сатиры, и вскоре о древнеримском поэте заговорили многие.

Ювенал был чрезвычайно популярен среди российских стихотворцев, которые, к их чести, следили за верным истолкованием слов поэта. Ему во многом подрожал Антиох Кантемир, некоторые стихи которого звучат как очень близкий и почти дословный перевод великого сатирика. Среди достоинств Евгения Онегина Пушкин выделяет умение «потолковать о Ювенале». Сам же Александр Сергеевич еще с лицейских лет занимался творчеством римлянина, а в конце своей жизни собрался всерьез заняться переводом его стихов, начал он с его десятой сатиры, так заинтересовавшей в свое время Петра I (к сожалению, из пушкинского перевода уцелело всего несколько стихов). К середине XIX века имя Ювенала становится нарицательным для обозначения образцового сатирика вообще.

В 1856 году Н. Г. Чернышевский в рецензии на русский перевод од Горация писал о необходимости перевода на русский язык сатир Ювенала: «Ювенал, без всякого сомнения, будет у нас чрезвычайно популярен, лишь бы только был хорошо переведен».

Переводом сатир занимались многие отечественные поэты, в числе удачных переводов можно выделить работы А.А. Фета (1885 г.), Д.С. Недовича и Ф.А. Петровского (1937 г.).

Интересно, что в связи со сменой эпох афоризм Ювенала начали толковать по-другому. В первые годы Советской власти, когда наркомат здравоохранения возглавлял Н.А.Семашко, это выражение считалось реакционным и опровергалось примером Николая Островского, у которого при больном теле дух был здоровым. В 1988 году писатель Леонид Леонов в заметке «Искаженная истина» (Литературная газета, 16.03.88) призвал пристальнее вглядеться в привычные аксиомы и отвергнуть в качестве констатации: «В здоровом теле здоровый дух», иначе духовное здоровье будет принадлежностью лишь спортсменов.

Сатиры Ювенала не имели ни воспитательной, ни философской цели — это резкое обличение, вызванное негодованием и раздражением. Поэт показал читателю Рим как место вырождения и беспросветной порочности. Позднее переводчики превратили сатирика в борца за здоровый образ жизни…

Литература

  • Дуров В. С. Ювенал. М., 1995г.
  • Ювенал в переводе Фета. СПб., 1996г.
  • Д.С. Недовича и Ф.А. Петровского. Переводы.Спб,1999 г.

drevo-info.ru

В здоровом теле здоровый дух — Википедия. Что такое В здоровом теле здоровый дух

«В здоровом теле — здоро́вый дух» (лат.  «Mens sana in corpore sano») — крылатое латинское выражение. Традиционное понимание: поддерживая тело здоровым, человек тем самым поддерживает в себе и душевное здоровье.

Выражение взято у Децима Юния Ювенала, ок. 61— ок. 127 (Сатира Х, строка 356).
Фраза вырвана из контекста, на самом деле ход мысли Ювенала был другим. Вот как звучит эта цитата в более развёрнутом варианте

Órandúm (e)st ut sít mens sán(a) in córpore sáno.
Fórtem pósc(e) animúm, mortís terróre caréntem,
Quí spatiúm vit(ae) éxtrem(um) inter múnera pónat
Náturáe, qui férre queát quos cúmque labóres,
Nésciat írascí, cupiát nihil ét potióres
Hérculis áerumnás credát saevósque labóres
Ét Vener(e) ét cenís et plúma Sárdanapálli.

(Перевод Д. Недовича и Ф. Петровского)

Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состояньи терпеть затрудненья какие угодно, —
Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,
Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса
Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапала.

(перевод Ф. А. Петровского):

Если ты просишь чего и святилищам жертвы приносишь —
Там потроха, колбасу, что из белой свиньи приготовил, —
Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состоянье терпеть затрудненья какие угодно…

Orandum est, ut sit mens sana in corpore sano [орандум эст, ут сит менс сана ин корпоре сано] — Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом.

Фраза Ювенала стала популярной после того, как её повторили английский философ Джон Локк (1632—1704) и французский писатель-просветитель Жан Жак Руссо (1712—1778). Все авторы исходили из того, что наличие здорового тела отнюдь не гарантирует наличие здорового духа. Напротив, они говорили о том, что должно стремиться к этой гармонии, поскольку она в реальности встречается редко. Иносказательно о стремлении к гармоничному развитию человека.

Таким образом, традиционное понимание этого крылатого выражения является полной противоположностью изначально вкладываемого в него смысла: люди воспринимают вторую часть в качестве следствия из первой. Правильнее было бы говорить о том, что автор данного изречения стремился сформулировать мысль о гармонично развитом человеке, которому присуще и то, и другое.

В народе

Игорь Иртеньев придумал для фразы рифмованное продолжение.[1][2]

В здоровом теле — здоровый дух.
На самом деле — одно из двух.

Продолжение отражает бытовые наблюдения автора — человек достигает развития либо тела (здоровья), либо духа (разума).

Примечания

Ссылки

wiki.sc

В здоровом теле — здоровый дух

«  Здоровье – это самое ценное , что есть у  людей, а значит его надо беречь.» 

День здоровья проводится для того, чтобы широкая общественность задумывалась насколько важно и ценно здоровье и как нужно себя вести, чтобы сохранять его не только себе, но и окружающим. ВОЗ посвящает каждый ежегодный Всемирный день здоровья определенным темам и проводит различные пропагандистские мероприятия, как в этот день, так и длительное время после 7 апреля. В частности, им уделяют внимание Генеральный секретарь ООН и Генеральный директор ВОЗ в своих ежегодных посланиях, посвящённых этому дню. Ежегодно 7 апреля по всему миру отмечается Всемирный день здоровья — праздник, утвержденный в ознаменование даты основания Всемирной Организации Здравоохранения. Уже по традиции в этот день организаторы проводят глобальные кампании, которые привлекают внимание каждого небезразличного человека к какой-либо основной проблеме здравоохранения. 
        Основной целью организаторов мероприятия является привлечение мировых лидеров, а также общественности, к возникающим проблемам из области здравоохранения, что дает возможность проводить совместные действия, направленные на защиту здоровья и благополучия обычных людей. Ежегодно в День здоровья ВОЗ проводятся различные пропагандистские мероприятия, связанные с одной, самой актуальной проблемой здравоохранения.

Быть здоровым — это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитой человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красоты. Великие поэты, вдохновляющие нас гимном прекрасному, часто отождествляют красоту и здоровье. Целостность, гармония человеческой личности проявляются, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма, гармонии самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя «душе» лениться.
       Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства. И для этого в настоящее время есть различные пути и возможности.

Здоровье – это самое ценное , что есть у людей, а значит его надо беречь. 

«В здоровом теле – здоровый дух» Так говорят, когда хотят подчеркнуть, что только физически здоровый человек обладает высоким зарядом энергии, бодрости. И одним из источников бодрости является зарядка. Она так называется, потому что заряжает нас энергией и хорошим настроением на весь день, помогая организму проснуться и активно включиться в работу.

Физкультура и спорт  Нет необходимости убеждать кого-то в пользе спорта. Спорт любят все, только одни у телевизора, а другие — в спортзале. Без физкультуры и спорта не будет ни гармоничного развития, ни здоровья, ни изящной осанки. Во время перемен не нужно оставаться в сидячем положении, нужно двигаться. Если дома готовим уроки нужно через каждые 45 минут делать перерыв для активной мышечной деятельности. Такая смена умственной и физической нагрузки приносит отдых и сохраняет трудоспособность. Наш век — век гиподинамии, т.е. ограниченной двигательной деятельности. Поэтому утро нужно начинать с зарядки. Это займёт 5 — 10 минут и будет являться зарядом бодрости на весь день. На выходных лучше погулять по лесу, по парку. Нужно укреплять свой организм, чтобы быть всегда энергичным и бодрым.

Питание  Правильно налаженное питание помогает сохранить здоровье и жизнерадостность. Правило первое: нужно соблюдать разнообразие в питании. В пище должно быть достаточное количество белков (мясо, рыба, творог, яйца, грибы, фасоль, горох), жиров (сливочное и растительное масло, сало и т.д.), углеводов (мука, сахар, крупы, крахмал), витаминов.  Каждый должен знать какие витамины содержаться в том или ином продукте питания:  — витамин «С» — в апельсинах, белокочанной и цветной капусте, сладком перце, хрене, укропе, петрушке, зелёном салате, шиповнике, грецких орехах, чёрной смородине, лимоне, яблоках;  — витамин «А» — в рыбьем жире, печёнке, сливочном масле, яичных желтках, молоке, рыбе, моркови, помидорах, тыкве, шпинате, салате, петрушке, вишне, малине, сливе;- витамин «В» — в дрожжах, муке крупного помола, молодом горохе, фасоли и т. д.

Конечно, нельзя накопить в организме витамины на целый год вперёд. Человеку они необходимы каждый день. Правило второе: помните об умеренности. Не переедайте. Это не только перегрузка для желудка, но и прямой путь к ожирению. «Кто жаден до еды, дойдёт до беды» — гласит вьетнамская пословица. В умеренных количествах следует употреблять животные жиры, сладости, мучные изделия, острые и солёные блюда, жареную пищу. Правило третье: правильное распределение пищи в течение дня. Утром — сытный завтрак, после полудня — обед, вечером, часа за два до сна, — скромный ужин. Медики советуют не менее чем четырёхразовое питание, а для полных людей — и шестиразовое, естественно, понемногу и в определённое время. Избегайте спешки, недостаточного пережёвывания, еды всухомятку и т.д. Отучайте себя жевать при чтении или у телевизора (конфеты, печенье, орехи).

Правила здорового образа жизни

Существует много различных правил здорового образа жизни:
— отказ от вредных привычек;
— активный умственный труд;
— закаливание;
— физическая активность;
— приятная работа;
— следить за осанкой;
— избегать гнева, страха, злобы;
— правильное питание;
— позитивное настроение;
— умеренный секс;
— соблюдать режим дня;
— следить за гигиеной;
— периодически употреблять сладости;
— не носить узкую, толстую, чрезвычайно теплую одежду;
— следить за чистотой в доме;
— пока молодой и здоровый спать не на перинах, а на войлоках и тюфяках;
— стараться не употреблять лекарств, доколе здоров. 

  «Надо стремиться к тому, чтобы в здоровом теле  был здоровый  дух»

                      БУДЬТЕ  ЗДОРОВЫ! 

Фельдшер – валеолог  Юркова Г.В.

www.16gp.by

В здоровом теле здоровый дух Википедия

«В здоровом теле здоро́вый дух» (лат.  «Mens sana in corpore sano») — крылатое латинское выражение. Его автор — Децим Юний Ювенал, ок. 61— ок. 127 (Сатира Х, строка 356). Этой фразой он подчёркивал необходимость гармоничного развития тела и духа человека.

Выражение часто трактуют ошибочно: будто бы здоровье тела само по себе ведёт к душевному здоровью. Однако это противоречит первоначальному смыслу, вложенному автором.

Контекст[ | ]

Фраза вырвана из контекста и на самом деле не представляет собой законченного предложения; в ней также не должно быть тире между двумя частями. На самом деле ход мысли Ювенала был совсем другим. Вот как звучит эта цитата в более развёрнутом варианте

Órandúm (e)st ut sít mens sán(a) in córpore sáno.
Fórtem pósc(e) animúm, mortís terróre caréntem,
Quí spatiúm vit(ae) éxtrem(um) inter múnera pónat
Náturáe, qui férre queát quos cúmque labóres,
Nésciat írascí, cupiát nihil ét potióres
Hérculis áerumnás credát saevósque labóres
Ét Vener(e) ét cenís et plúma Sárdanapálli.

(Перевод Д. Недовича и Ф. Петровского)

Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состояньи терпеть затрудненья какие угодно, —
Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,
Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса
Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапала.

(перевод Ф. А. Петровского):

Если ты просишь чего и святилищам жертвы приносишь —
Там потроха, колбасу, что из белой свиньи приготовил, —
Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состоянье терпеть затрудненья какие угодно…

Orandum est, ut sit mens sana in corpore sano [орандум эст, ут сит менс сана ин корпоре сано] — Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом.

Фраза Ювенала стала популярной после того, как её повторили английский философ Джон Локк (1632—1704) и французский писатель-просветитель Жан Жак Руссо (1712—1778). Все авторы исходили из того, что наличие здорового тела отнюдь не гарантирует наличие здорового духа. Напротив, они говорили о том, что должно стремиться к этой гармонии, поскольку она в реальности встречается редко. Иносказательно о стремлении к гармоничному развитию человека.

Таким образом, традиционное понимание этого крылатого выражения является полной противоположностью изначально вкладываемого в него смысла: люди воспринимают вторую часть в качестве следствия из первой. Правильнее было бы говорить о том, что автор данного изречения стремился сформулировать мысль о гармонично развитом человеке, которому присуще и то, и другое.

Использование[ | ]

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *