Валеология предмет: IRZSMU: Invalid Identifier

Предмет и задачи валеологии. Здоровье. Признаки здоровья. Факторы риска для здоровья

№1 Предмет и задачи валеологии. Здоровье. Признаки здоровья. Факторы риска для здоровья.

 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ВАЛЕОЛОГИИ

Возникший в процессе эволюции органического мира феномен человека стал предметом исследования огромного множества естественных (биология, генетика, антропология, химия и др.) и общественных (история, философия, социология, психология, экономика и др.) наук. Однако до сих пор человек не может дать окончательные ответы на многие вопросы, касающиеся не только своей сущности, но и бытия. В полной мере это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности — здоровью. Вместе с тем, сама идея здоровья в последние десятилетия приобрела особую актуальность в связи с тем, что качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению. При этом все в большей степени становится понятным, что идти «от обратного», от болезни к обеспечению здоровья, — а на самом деле именно такой принцип, несмотря на декларируемую идею профилактики, исповедует медицина — и неправильно, и пагубно. Трудность, однако, заключается в том, что методологии здоровья пока не существует. В этом нет ничего удивительного, так как до самого недавнего времени не существовало, как это ни парадоксально, самой науки о здоровье!

Термин «валеология» впервые был введен в 1980 г. И.И. Брехманом в книге «Валеология — наука о здоровье». Он образован от латинского слова vale -«здравствовать», «быть здоровым».

Валеология — наука о закономерностях проявления, механизмах и способах поддержания, укрепления и сохранения здоровья человека.

Необходимость создания специального направления в медико-биологическом цикле наук вызвана тем, что проблема первичной профилактики заболеваний не укладывается в рамки медицины и возникает необходимость в содружественной медицине науке. Современная медицина, по мнению И.Й.Брехмана, занимается преимущественно болезнями — случайными явлениями, а не здоровьем, являющимся закономерным и необходимым. Знания о здоровом образе жизни человечество накапливало веками, но они были разрозненны, не систематизированы и порой не имели научного обоснования, а наука валеология занимается именно этими вопросами. Вооружившись знаниями валеологии, человек сможет целенаправленно и верно построить свою жизнь так, чтобы оградить себя от нервных стрессов, болезней и преждевременной смерти.

В предмет валеология включены знания по анатомии и физиологии человека, гигиене (личной, питания), сексуальной культуре, знания по профилактике различных заболеваний человека, в том числе и венерических, по профилактике употребления алкоголя, табака, наркотиков, знания по закаливанию, физической культуре, туризму и др.

Основополагающие позиции валеологии можно свести к следующим определениям:

Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека.

Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.

Объект валеологии — практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования. Именно такой человек оказывается вне сферы интересов здравоохранения до тех пор, пока он не перейдет в разряд заболевших людей. Имея же дело со здоровым или находящимся в группе риска человеком, валеология использует функциональные резервы человеческого организма для сохранения здоровья преимущественно через приобщение к здоровому образу жизни.

Методом валеологии является исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни и т. д. Здесь важную роль играют качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Если качественную оценку здоровья традиционно в своей практике использует медицина, то количественная оценка здоровья каждого конкретного человека является сугубо специфичной для валеологии и успешно развивает и дополняет качественный анализ. Благодаря этому специалист и сам данный человек приобретают возможность динамической оценки уровня своего здоровья и проведения, соответствующих корректив своего образа жизни.

Основной целью валеологии служат максимальное использование унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне адаптации организма к условиям внутренней и внешней среды. В теоретическом плане цель валеологии — изучение закономерностей поддержания здоровья, моделирование и достижение здорового образа жизни. В практическом плане цель валеологии можно видеть в разработке мер и определении условий для сохранения и укрепления здоровья.

Основные задачи валеологии:

1. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.

2. Формирование установки на здоровый образ жизни.

3. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.

Валеология принципиально отличается от других наук, изучающих состояние здоровья человека. Это отличие заключается в том, что в сфере интересов валеологии находится здоровье и здоровый человек, в то время как у медицины — болезнь и больной, а у гигиены — среда обитания и условия жизнедеятельности человека. Отсюда исходят и существенные различия в основополагающих посылках каждой из этих наук в предмете, методе, объекте, целях и задачах. Вот почему валеология должна взять основные посылки Сократа («человек, познай себя») и Конфуция («человек, сотвори себя») и определить свое основное стратегическое положение: «Человек, познай и сотвори себя!».

Здоровье

В связи со своими целями и задачами валеология имеет особое социальное значение, поскольку важнейшей функцией государства является забота о своих гражданах. Если Л. Фейербах считал, что «человек, включая сюда и природу как базис человека, — единственный, универсальный и высший предмет философии», то можно сказать, что высшим «предметом» государства должно быть благосостояние человека.

В ряду общечеловеческих ценностей, определяющих социально-экономическую политику государства, несомненен приоритет здоровья. Именно так было, например, в Древней Греции, где культ тела возводился в ранг государственных законов, а в Древней Спарте занятия физическими упражнениями предписывались (и строго контролировались государством) для всех граждан — высокий уровень их здоровья остается эталоном для многих десятков и сотен последующих поколений.

Пионер валеологии И.И. Брехман писал: «Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства». Вот почему все вопросы обеспечения, формирования, сохранения и укрепления здоровья должны красной нитью пронизывать каждый из аспектов деятельности государства. Естественно, что это требует серьезной планирующей, координирующей, регламентирующей и других видов работ, причем важно, чтобы сама эта работа строилась с ориентировкой на будущее.

Здоровье относится к универсальному, имеющему и материальный и духовный аспекты, феномену. Н.А. Добролюбов отмечал, что болезни и патологические расстройства не дают человеку «возможности исполнять своего назначения» и совершать «возвышенную духовную деятельность».

Для государства здоровье или болезнь каждого ее гражданина имеют определенное конкретное материальное выражение. Прежде всего, оно должно выплачивать больному деньги по больничному листу, оплачивать его лечение; кроме того, больной не вырабатывает материальных ценностей (либо за него должны работать другие люди), что сказывается на величине валового национального продукта. С другой стороны, работник, систематически занимающийся своим здоровьем, производит продукции значительно больше, чем тот, кто на свое здоровье не обращает внимания.

Право граждан России на здоровье утверждается Конституцией Российской Федерации. К сожалению, это право не находит своего реального подтверждения. Реализация права на здоровье требует разработки специальной комплексной программы поддержания и охраны здоровья, в которой было бы определено место каждого социально-экономического звена: семьи, школы, органов здравоохранении, предприятий, физкультурных организаций, государства и др. Но все это потребовало бы и нового мышления, переосмысления концептуальной модели здоровья с учетом того, что в формировании здоровья населения важное место принадлежит поведенческим факторам: режиму труда и отдыха, взаимоотношениям в семье и на производстве и т.д., а также условиям жизни и образу жизни. Функциональной же структурой понятия «образ жизни» являются такие аспекты, как трудовая, социальная, интеллектуальная (психологическая установка, характер умственной деятельности), физическая и медицинская активность. То есть в проблеме здоровья, прежде всего, выделяются социальные и личностные предпосылки и лишь в последнюю очередь — медицинские.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Благополучие касается всех аспектов жизни человека: необходимо гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, карьеристского, эмоционального и духовного элементов в жизни. Ни одним из них нельзя пренебрегать, если стремишься к здоровью и благополучию.

Хотя в последние годы наблюдается значительный интерес к этой проблеме, многие россияне мало, что делают для улучшения собственного здоровья. Если проанализировать главные причины смерти людей, то можно согласиться с тем заключением, что во многих случаях трагического исхода можно было избежать, если бы люди вели здоровый образ жизни.

Важным показателем благополучия нации является количество преждевременных смертей. Преждевременной принято считать смерть, наступившую до 65 лет. Конечно, это порог очень низкий, большинство из нас хочет жить дольше 65 лет.

Сколько же в среднем живет человек? Средняя продолжительность жизни в Древней Греции была 18 лет, в Риме к началу нашей эры — 21 год, в дореволюционной России — 32 года, в СССР — 72 года. В настоящее время средняя продолжительность жизни в экономически развитых странах достигла 80 лет и более (например, в Японии у женщин — 83 года, у мужчин — 76 лет). Средняя продолжительность женщин выше, чем у мужчин, так как у женщин более высокая биогенетическая выносливость, связанная с миссией продления рода, меньше вредных привычек, более благоприятный липидный обмен.

* Жирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании.

В России в 1995 г. средняя продолжительность жизни составляла 65 лет: у мужчин — 58 лет, у женщин — 72 года. Численность населения России сокращается, основной причиной этого является превышение смертности над рождаемостью, которое наблюдается с 1992 г.

Решение вопросов здоровья на государственном уровне требует учета, по крайней мере, следующих групп факторов:

Правовые: разработка законодательных и нормативных подзаконных актов, подтверждающих право граждан России на здоровье и регламентирующих механизмы его реализации через все государственные, хозяйственные и социальные институты от федерального до муниципального уровней, предприятий, учреждений и самих граждан.

Социально-экономические, обусловливающие виды, формы участия и ответственность различных звеньев социально-экономических структур в формировании, сохранении и укреплении здоровья своих членов, формирование такой работы и обеспечение нормативных условий для профессиональной деятельности.

Образовательно-воспитательные, обеспечивающие формирование жизненного приоритета здоровья, воспитание мотивации на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и обучение методам, средствам и способам достижения здоровья, умению вести пропагандистскую работу по здоровью и здоровому образу жизни.

Семейные, связанные с созданием условий для ЗОЖ в семье и ориентацией каждого из ее членов на здоровье, на финансирование в семье ЗОЖ.

Медицинские, направленные на диагностику состояния здоровья, разработку рекомендаций по ЗОЖ, эффективную первичную, вторичную и третичную профилактику.

Культурологические, связанные с формированием культуры здоровья, организацией досуга населения, популяризацией вопросов здоровья и ЗОЖ, этнических, общинных, национальных, религиозных и других идей, традиций, обрядов обеспечения здоровья и т. д.

Юридические, обеспечивающие социальную безопасность, защищенность личности от преступлений и угроз преступлений, грозящих жизни и здоровью граждан.

Экологические, обусловливающие адекватное для ЗОЖ состояние окружающей среды и рациональное природопользование.

Личностные, ориентирующие каждого конкретного человека на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья и устанавливающие ответственность личности за свое здоровье.

Представленный далеко не полный перечень факторов, обеспечивающих поддержку здоровья граждан со стороны государства, предполагает координацию усилий ведомств и структур, компетентных за решение тех или иных аспектов здоровья. Имеющиеся в настоящее время программы санитарного просвещения населения ориентированы лишь на медицинские аспекты здоровья, не учитывают психолого-педагогические проблемы развития личности, ее индивидуальные, типологические, возрастные и половые особенности.

Не вызывает сомнения культурологическая сторона проблемы, поскольку культура отражает меру осознания и овладения человеком своими отношениями к самому себе, к обществу, к природе, степень и уровень саморегуляции его сущностных потенций. Культура есть особый деятельностный способ освоения, человеком мира, включая как внешний мир — природу и общество, так и внутренний мир самого человека в смысле его формирования и развития. Последнее обстоятельство характеризует культуру как искусственный, отличный от природного мир явлений, который замечателен тем, в частности, что не может существовать без ухода, без человеческой заботы.

Если рассматривать культуру как способность видеть мир во всем многообразии его взаимоотношений, в которых особая роль принадлежит человеку, то не знать своей организм, не осознавать свое место в природе, не уметь регулировать свое состояние — недостойно культурного человека. Не зря, поэтому известный физиолог В.Я. Данилевский отмечал: «Культурность населения и его материальная обеспеченность понижают смертность и заболеваемость, удлиняют продолжительность жизни». Примечательно, что ученый отдал приоритет культуре, а не материальному достатку, так как социально-экономическое положение страны не всегда пропорционально здоровью ее граждан. Так, средняя продолжительность жизни в Японии составляет около 80 лет, хотя уровень жизни в этой стране ниже, чем в США или Западной Европе, а интенсивность труда выше. Однако в Японии существует традиционность жизненного уклада и специфическая диета, японцы меньше курят и употребляют алкоголя. Важно, что все эти особенности культуры и жизненного уклада являются результатом глубоко усвоенных в семье и в школе морально-этических установок.

Современный человек знает о здоровье достаточно много, как и о том, что надо делать для его поддержания и достижения. Однако для того, чтобы эти накопленные человечеством знания начали давать результат, необходимо учесть и устранить целый ряд негативных обстоятельств, препятствующих их реальному воплощению. Укажем на некоторые:

1. В стране не существует последовательной и непрерывной системы обучения здоровью. На различных этапах возрастного развития человек получает информацию о здоровье в семье, в школе, в больнице, из средств массовой информации и т. д. Однако информация эта отрывочна, случайна, не носит системного характера, зачастую противоречива и исходит иногда даже от некомпетентных людей, а порой и шарлатанов. Отсюда встает исключительной важности проблема разработки системы непрерывного валеологического образования, вооружающего человека от момента рождения до глубокой старости и методологией здоровья, и средствами и методами его формирования. Учитывая тенденции катастрофического падения уровня здоровья людей (и прежде всего детей и подростков) и неспособность органов здравоохранения справиться не только с профилактикой, но и с самим обвалом патологии, разработка системы непрерывного валеологического образования должна стать делом государственной важности. Такая система может и должна иметь своей основной задачей совместную работу валеологов, педагогов, врачей, психологов и других специалистов по сохранению и укреплению здоровья людей и профилактике различных форм социальной и профессиональной дезадаптации. Для этого должны быть разработаны концепция, программа, а отсюда — и организация валеологического образования на разных уровнях основного и дополнительного образования.

2. Формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Для этого необходимо создание у человека стойкой мотивации на здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Теперь почувствовав болезнь и получив временное облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Тем более что такой подход освобождает самого человека от необходимости «работать над собой», жить в постоянном режиме ограничений и нагрузок. Культурный же человек, как отмечал И.И. Брехман, «не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени: атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, диабет, ожирение, алкоголизм…»

3. В настоящее время существующая санитарно-просветительская работа, проводимая через средства массовой информации под непосредственным контролем Минздрава России, ориентирует население преимущественно на лечение, а не предупреждение заболеваний. При этом не раскрываются факторы риска и, главное, пути их преодоления, не показываются функциональные возможности организма в противодействии неблагоприятным влияниям и в устранении уже наступивших начальных признаков заболевания. Вместо этого упор делается на фармакологию и предупреждение каких-либо самостоятельных действий человека даже функционального характера без ведома врача. Однако последний не подготовлен к тому, чтобы давать эффективные рекомендации по этим вопросам, поэтому чаще всего следует категорический запрет с назначением фармакологического лечения на фоне функционального и психологического покоя.

4. В течение десятилетий в нашей стране не существовало приоритета здоровья. Более того, социальную защиту государство гарантировало, прежде всего, больным, даже, несмотря на то, что в подавляющем числе случаев в имеющейся у него патологии повинен, как показывает анализ, сам человек. Складывалась парадоксальная ситуация: кто меньше думал о своем здоровье и вкладывал меньше усилий в формирование валового национального продукта, от этого продукта получал больше, чем здоровый. В настоящее время ситуация изменилась мало. По-видимому, необходима разработка таких правовых актов, которые бы повысили ответственность человека за свое здоровье и установили бы его материальную зависимость от уровня здоровья так же, как и от уровня профессиональной подготовки.

5. Как следствие предыдущего положения, в стране отсутствует мода на здоровье. Средства массовой информации тиражируют вредные привычки, неконтролируемый и опасный секс, насилие, но мало внимания обращают на формирование гармонично развитого — физически и духовно — человека. Например, физический имидж человека среди важнейших личностных показателей назвали 85% респондентов в США и лишь 25% мужчин и менее 40% женщин — в России.

6. В стране недостаточно внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха, где бы особый акцент делался на его активных формах. Отсутствие такой культуры делает человека заложником непродуманного, не планируемого времяпрепровождения, толкает к стремлению «убить время» у телевизора, алкоголем, ничегонеделанием и пр. В результате имеющееся у него время для рекреации, снятия последствий профессионального утомления и подготовки к следующему этапу деятельности используется с малой эффективностью и зачастую с отрицательным результатом.

Физическое здоровье — состояние, при котором у человека имеет место совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

Психическое здоровье предполагает не только гигиену тела, но и психогигиену, самовоспитание духовной сферы, нравственную жизненную позицию, чистоту помыслов. Путь к психическому здоровью — это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнениями, неуверенностью в себе. Психическое здоровье предусматривает тренировку психики, развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения и др.), воспитание дисциплины ума и чувств.

Социальное здоровье подразумевает социальную активность, деятельное отношение человека к миру.

Признаки здоровья

Признаками здоровья являются:

— устойчивость к действию повреждающих факторов;

— показатели роста и развития в пределах среднестатистической нормы;

— функциональное состояние организма в пределах среднестатистической нормы;

—  наличие резервных возможностей организма;

— отсутствие какого-либо заболевания или дефектов развития;

—  высокий уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Норма определяется как диапазон оптимального функционирования организма (В.П.Петленко, 1998). При оценке состояния здоровья пользуются возрастными и индивидуальными нормами (рост и вес тела, жизненная емкость легких, частота пульса, уровень артериального давления, уровень глюкозы в крови и т.д.). Однако входящие в одну и ту же группу люди существенно отличаются друг от друга, что определяется многими факторами: полом, профессией, местом жительства, образом жизни и т.д. В связи с этим понятие нормы в здоровье строго индивидуально. Здоровье следует рассматривать в динамике изменений внешней среды, в процессе индивидуального развития организма в течение всей жизни.

И.И.Брехман указывал на то, что между здоровьем и болезнью лежит промежуточное «третье состояние», когда человек еще не болен, но уже и не здоров. Академик В.П.Петленко называет это состояние предболезнь или предпатология. Предпатология — это состояние крайнего напряжения нормального функционирования организма, это экстремальная норма (В.П.Петленко, 1998). В этом состоянии находится более половины всех людей, живущих на Земле. К находящимся в «третьем состоянии» относятся люди, подвергающие себя воздействию вредных химических веществ (смог, химикаты в продуктах сельского хозяйства, химические добавки в пищевых продуктах, синтетические лекарства), нерационально питающиеся (с излишней массой тела или ожиревшие, с кариесом зубов), регулярно употребляющие алкоголь; курильщики; работающие в ночные смены; подверженные трансмеридиональным перемещениям. По мнению И.И. Брехмана, в «третьем состоянии» человек располагает только половиной психофизических возможностей, заложенных в него природой. В третьем состоянии заключены истоки всех болезней. Предвидеть, распознавать, предотвращать и ликвидировать «третье состояние» организма человека — важнейшие задачи валеологии.

Информация в лекции «3.1. Методы изучения движения жидкости» поможет Вам.

Факторы риска для здоровья

Важным условием решения задач валеологии является выявление факторов риска для здоровья. К ним относят те факторы, которые способствуют развитию таких заболеваний как ожирение, атеросклероз, гипертония, сахарный диабет, иммунодепрессия, онкологические заболевания.

Основными факторами риска для здоровья человека являются

  • избыточная масса тела,
  • гиподинамия,
  • нерациональное питание,
  • психическое перенапряжение,
  • злоупотребление алкоголем,
  • курение.

Таким образом, здоровье человека — это его способность сохранять соответствующие возрасту и полу психическую и физиологическую устойчивость в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды.

Природа снабдила от рождения организм человека способностью к саморегуляции и поддержанию жизни с большим запасом прочности, дальнейшая его жизнь будет зависеть от того, как он распорядится природным даром, а именно от его образа жизни.

Если принять условно уровень здоровья за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% — от факторов внешней среды, т.е. от экологии, 10% — от здравоохранения, а 50% здоровья зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

валеология в школе – Учительская газета

Cами валеологи утверждают, что термин возник в России, а придумал его в 1980 году Израиль Брехман.

По Брехману, валеология – наука о путях и способах формирования, сохранения и укрепления здоровья человека.

Здоровье школьников давно вызывает тревогу. Согласно исследованию, проведенному НИИ по валеологии Ростовского государственного педуниверситета, в детских дошкольных учреждениях требуют внимания врачей до 30% детей. В школах 60% шестиклассников нуждаются в стационарном лечении, так как они уже стали хрониками. В вузах эта цифра вырастает до 85%.

Как же в такой ситуации обойтись без валеологии? Ведь целью валеологического образования, согласно мнению зав. кафедрой анатомии, физиологии и валеологии Новосибирского государственного педуниверситета Романа Айзмана, является “сохранение и укрепление индивидуального здоровья путем развития личностных, духовных, психических и физических возможностей, которые необходимы для успешной самореализации личности и ее адаптации к различным меняющимся социальным и экологическим условиям”. В основе подготовки специалиста-валеолога должен лежать прочный фундамент: философия, медико-биологические и психолого-педагогические науки, физическая культура.

Что же получается? Оторвали у разных наук по кусочку и слепили новую? “Валеология, по крайней мере в том виде, в котором она существует сейчас, на мой взгляд, не может претендовать на статус самостоятельной науки, – считает доцент Смоленского государственного института искусств Елена Плотникова. – Скорее она представляет собой эклектическое соединение отдельных тем из различных областей знаний по биологии, физиологии и т. д.”.

“Элементарная методологическая истина заключается в том, что новая наука возникает тогда, когда возникает новая реальность, требующая осмысления, – говорит доктор философских наук Ирина Силуянова. – Какая новая реальность возникла в конце XX века в России? Здоровье? Проблема болезней человека? Она существовала и существует тысячи лет!”

Выходит, что никакой науки нет? Но мировоззрение, которое не является научным, религиозно. Третьего не дано. Какую же религию предлагает валеология? Ответ легко можно найти в учебниках, насквозь пронизанных оккультизмом.

“Почему многие валеологи ссылаются на учение Порфирия Иванова? – спрашивает диакон Андрей Кураев. – Обливаться холодной водой – хорошее дело. Но это делали и до него. А дело вот в чем. Ивановец не просто обливает себя водой, он призывает: о учитель, помоги мне! Под учителем подразумевается Порфирий Иванов, который является воплощением Бога на земле. Иисус – это так себе. Сын. А тут Бог-отец пришел”.

Впрочем, многие видят в валеологии не религиозную, а “половую” опасность и говорят о “руке” РАПС (Российская ассоциация планирования семьи) в этом предмете. Не секрет, что рапсовцы пытаются любым способом пробраться в школу.

Профессор Московской медицинской академии Александр Недоступ зачитал обращение возмущенных родителей: “Валеология является антихристианским оккультным религиозным учением, ведущим к нравственному растлению детей и подростков. За термином “Здоровый образ жизни” скрывается пропаганда половой распущенности, попрание культурных ценностей и разрушение психического здоровья молодого поколения”. Ну оправдайтесь же, господа валеологи!

Оправдываться стал профессор Липецкого государственного пединститута, директор межвузовского центра по проблемам валеологического образования Минобразования России Эдуард Вайнер:

“К сожалению, есть случаи, когда под эгидой валеологии в школах и вузах начинают реализовывать совершенно не относящиеся к ней идеи и установки. Руководители образовательных учреждений озабочены здоровьем детей. Но не всегда они могут найти квалифицированного специалиста и допускают к преподаванию валеологии лиц, которые не имеют специального образования. Но можем ли мы говорить о том, что эти примеры, хотя и не единичные, являются основанием для того, чтобы полностью дискредитировать идеи валеологического образования?”

Тут уже и хочется воскликнуть вслед за директором 35-й гимназии г.Тольятти Людмилой Сураевой: “Господа ученые, разберитесь в своих терминах и дайте нам наконец работать!”

Подводя итоги “круглого стола”, зам. министра образования Елена Чепурных постаралась примирить стороны: “Как ни странно, и противники, и сторонники валеологии во многом сходятся. Я думаю, ни у кого не возникает сомнений, что, во-первых, необходимо провести тщательную экспертизу всех учебников по валеологии.

Во-вторых, принципиально важно, чтобы этими вопросами не занимались люди с улицы. В-третьих, нужно заново пролицензировать факультеты, ведущие подготовку специалистов-валеологов. И наконец, необходим жесткий контроль за тем, что преподается в школах”.

Министерство решило привлечь к этому процессу православную церковь, предложив ее представителям войти в состав научно-методического совета по валеологии. Священнослужители ответа пока не дали…

Наталья БУНЯКИНА

валеология – английское определение, грамматика, произношение, синонимы и примеры

Этот агай – как к учителям-мужчинам обращаются учащиеся казахстанских школ с преподаванием на казахском языке – был учителем физкультуры, замещавшим директора в « валеология ». , или урок «здоровья», который она обычно вела.

gv2019

Учебные программы, используемые для обучения биологии и конкретным предметам, таким как валеология (медицинские науки), науки о жизни и безопасный образ жизни, включают обучение по вопросам здоровья и гигиены, а также по воспитанию детей.

Учебные программы, используемые для преподавания биологии и специальных предметов, таких как валеология (науки о здоровье), науки о жизни и безопасном образе жизни, включают в себя обучение здоровью и гигиене и воспитанию детей

MultiUn

На стадионе планируется построить фитнес-центр центр (2500–3000 м2) и Валеологический центр (1500 м2), в котором будет организована система точек быстрого питания для обслуживания публики, а также будет ресторан на 200–300 мест.

ВикиМатрица

Валеологические основы воссоздания трудового потенциала (на базе Львовской области).

ParaCrawl Corpus

Здесь проходят обучение студенты по специальностям «Философия», «Культура», « Валеология ».

ParaCrawl Corpus

Успехи истории валеологии в Украине.0005 ParaCrawl Corpus

Следующие тематические семинары, представленные на конференции, охватили исследования актуальных проблем физического воспитания студентов и молодежи, научно-практических проблем подготовки спортсменов, валеологических основ физического воспитания.

ParaCrawl Corpus

В данной работе впервые проведено системное исследование валеологии с точки зрения ее философско–антропологического содержания.

Корпус ParaCrawl

Ключевые слова: категория «здоровье», философия здоровья, валеологическое слово – мировоззрение, очищение, осознание, ответственность, самосозидание.

ParaCrawl Corpus

Определены ключевые особенности парадигмы валеологического мышления:

ParaCrawl Corpus

В плане формирования выведены основания эффективности апробированного модельного комплекса форм и методов воспитания основ валеологической культуры как а также культура предотвращения бедствий, чрезвычайных ситуаций, аварий и пожаров.

ParaCrawl Corpus

IV Всеукраинская научная конференция «Актуальные проблемы физического воспитания, спорта и валеология » Главная

ParaCrawl Corpus

Валеологические аспекты физического воспитания студенческой молодежи (2006)

ParaCrawl Corpus

9000 (учение о здоровом образе жизни).

ParaCrawl Corpus

«Теория культуры и философия науки» Серия « Валеология » Серия

ParaCrawl Corpus

Валентина Билык. Теоретико-методические аспекты валеологическая ориентация будущего лечит основу формирования педагога.

ParaCrawl Corpus

учителя лечебной гимнастики, валеолога , учителя физической культуры в общеобразовательных учреждениях;

ParaCrawl Corpus

Основная цель исследования – раскрытие роли и значения высшего образования в процессе формирования валеологической культуры будущих социальных работников.

ParaCrawl Corpus

Ключевые слова: валеология , валеология образование, валеологическое культура, лечит.

ParaCrawl Corpus

Практическая подготовка студентов проводится на базе научно-исследовательских валеологических лабораторий В.Н. Каразина в составе валеологических центров и базовых школ Европейской сети Школ Здоровья.

ParaCrawl Corpus

Возможно, скоро кафедра валеологии и другие кафедры многих университетов, медицинских школ, санаториев и многих многих других организаций окончательно заинтересуются темой, и она перестанет носить налет «альтернативы» и станет самой самой общей и мейнстримоской, окончательно поставившей ее на место науки и общественного мнения.

ParaCrawl Corpus

Главный редактор «Украинского энтомологического журнала» с 2012 г.; член редколлегии журналов «Вестник Харьковского энтомологического общества», «Биология и валеология », «Энтомологическое обозрение»; научный редактор журнала «Вестник зоологии»

ParaCrawl Corpus

На кафедре педагогики действуют лаборатория гендерных исследований и валеологическая , ежегодно проводится серия педагогических олимпиад и турниров, студенческая волонтерская и другая методическая и просветительская деятельность.

ParaCrawl Corpus

Почему валеология не популярна в Украине

16 июля, 00:00

Поделиться:

Какое вложение лучше, в здорового или больного человека? С одной стороны, бросать больных людей на произвол судьбы негуманно, учитывая, какую мизерную помощь (если она вообще есть) они получают из скудного бюджета здравоохранения. С другой стороны, постоянное размышление о больных вполне может убедить человека в том, что смертность никогда не снизится и нация никогда не выздоровеет. Пока Минздрав решает проблему однозначно. «У меня эпидемия туберкулеза, 42 тысячи ВИЧ-инфицированных, 700 тысяч онкологических больных и миллион диабетиков. Где я возьму деньги на профилактическую медицину?» — вторит своим предшественникам министр здравоохранения Виталий Москаленко. В то же время ВОЗ настаивает на том, что приоритеты должны быть изменены с учетом мировых тенденций. Они считают, что медицина двадцать первого века должна забыть о защите и превратиться в конструктор здоровья. Кроме того, новый подход представляется прибыльным. Таким образом, доллар, вложенный в профилактику, позволяет сэкономить семь долларов на лечении.

После того, как экономные американцы поняли идею и начали вкладывать значительные суммы в немедицинские методы сохранения здоровья, они получили ошеломляющие результаты. Благодаря умелой пропаганде, убеждению и принуждению более 20 миллионов американцев за сравнительно короткое время бросили курить, изменили свои взгляды на питание и занялись физическими упражнениями. Одним из стимулов, несомненно, послужило то, что в противном случае им пришлось бы сокращать семейные бюджеты, поскольку многие фирмы просто отказывались брать на работу курящих и полных людей, а страховые компании стали платить меньше возмещений людям с низким индексом здоровья.

Мы в Украине не такие радикальные, но тоже время от времени практикуем эффективные методы. Стремясь выиграть призы, 78% участников регулярных конкурсов, проводимых в рамках Международной семейной программы, несколько месяцев не курили; в итоге 28,5% отказались от привычки и 34,5% сократили курение. Одним словом, формирование идеологии хорошего здоровья во многом связано с мотивацией, которая, по данным опросов, отсутствует у 75% студентов-медиков.

Валеология — наука, призванная исправить психику людей, мало заботящихся о своем физическом состоянии. Он также известен как жемчужина славянской мысли; никто никогда не думал о выделении здоровья в отдельную категорию. Планировалось включить валеологию в школьные и вузовские программы, с упором на младшие и средние классы, так как дети в этом возрасте более открыты новым идеям. Но потом машинист бежал впереди паровоза как в Украине, так и в России, как говорится. Подготовленных валеологов не было, а предмет уже был в программе, поэтому директора школ стали приглашать ясновидящих, сектантов и всяких знахарей в качестве «пропагандистов здорового образа жизни». Результат оказался весьма драматичным. Чиновник Минобразования России взял грант Сороса на половое воспитание в школах. Получившиеся лекции в младших и средних классах были, мягко говоря, несвоевременными, и родители яростно протестовали. Это было началом заката валеологии как школьного предмета, сопровождавшегося гневным письмом в адрес российского министерства, подписанным 140 наиболее влиятельными российскими деятелями. Практически идентичная ситуация сложилась в Украине, хотя и с меньшими отзвуками. Валеология была исключена из школьной программы по инициативе 13 депутатов. Ее до сих пор клеймят как лженауку и информационное оружие, предназначенное для разрушения традиционных национальных ценностей и навязывания чуждых практик.

На самом деле эта так называемая лженаука утверждает просто, что образ жизни человека является главным резервом его здоровья, что он на 50% определяет общественное здоровье (на 20% — среда, на 20% — наследственность, на 10% — органы здравоохранения). Геннадий Опанасенко, доктор медицинских наук, председатель комитета по проблемам валеологии Минздрава и Национальной академии наук, давно констатировал два феномена: индекс безопасного здоровья и саморазвивающийся патологический процесс. Первое сводится к определенной степени здоровья, когда болезни не развиваются. Последний имеет то, что болезни, выйдя из «безопасной зоны», начинают прогрессировать независимо от всех внешних факторов. Человек едва выздоравливает, когда снова заболевает. Исследование профессора Опанансенко показывает, что «безопасно здоровых» жителей Украины в 19 веке было 5-8%.90-х годов, а к 2001 году их число упало до менее одного процента. Правда, это характерно не только для Украины, аналогичную статистику показывает и Запад, и огромное количество больных выздоравливает только благодаря хорошо развитой системе здравоохранения.
В результате продолжительность жизни в Украине самая низкая, а смертность от сердечно-сосудистых заболеваний самая высокая в Европе.

Виктор Пономаренко, директор Института общественного здоровья, говорит, что они активно «работают над исправлением ошибок». В программе «Здоровье нации», принятой не так давно, есть отдельные пункты, касающиеся профилактики и пропаганды здорового образа жизни. Пересматриваются и стратегические задачи здравоохранения, появляются новые дисциплины, в том числе социальная медицина, культура здоровья, антитабачная и антиалкогольная кампании. Он считает, что семейная медицина также является очень важным фактором. Врачи будут заниматься семейной психологией и практиковать регулярные осмотры для прогнозирования заболеваний. Одним словом, человек будет активно участвовать в процессе построения своего собственного здоровья. Правда, некоторые уверяют, что процесс будет достаточно болезненным и сложным, потому что будут препятствия, оставленные украинским историческим прошлым и менталитетом.

Разделение празднично накрытого стола испокон веков было любимым славянским занятием, и казак, который не курил и не пил, не мог считаться членом братства. Спустя столетия болезни «поощрялись» советской системой больничных, льгот и курортных мест. Геннадий Опанасенко убежден, что нужно формировать новое общественное сознание, чтобы хотя бы медленно повышать индекс здоровья нации. На данном этапе, по его словам, мы можем использовать электоральные и другие манипулятивные технологии. Главное иметь решимость и мотивацию. Иными словами, психологам ученый придает первостепенное значение в деле возрождения здоровья нации, ибо они закладывают основу для врачей.

Что горстка психологов, практикующих в Украине (занимающих одно из последних мест в Европе по количеству на душу населения), соглашается с ним и подчеркивает необходимость подавления консерватизма и отстаивания психосоматических (каких? — Ред. ) методов. Они утверждают, что люди должны заботиться о своей психической гигиене, потому что понятие здорового образа жизни подразумевает поведение, направленное на сохранение здоровья и адекватного мышления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *