Валидность внешняя это: Внутренняя валидность психологического исследования — Психологос

Внешняя валидность — Психологос

Внешняя валидность (англ. external validity) — вид валидности, определяющий то, насколько результаты конкретного исследования можно распространить на весь класс подобных ситуаций/явлений/объектов. Данное понятие можно рассматривать как междисциплинарное: оно широко применяется в экспериментальной психологии, а также в других сферах науки.

Общие сведения

Внешняя валидность определяет то, в какой мере результаты, полученные в эксперименте, могут соответствовать тому типу жизненной ситуации, которая была исследована, и то, насколько возможно обобщить эти результаты на все подобные жизненные ситуации. Например, критику психологов-экспериментаторов в том, что о студентах-второкурсниках и белых крысах они знают очень много, а обо всём остальном — очень мало, можно рассматривать как критику внешней валидности.

Как и в отношении любой другой валидности, о внешней валидности в исследовании, вероятно, невозможно сказать, что она абсолютно соблюдена, можно указать только на её нарушение. Абсолютным соблюдение внешней валидности считалось бы тогда, когда результаты исследования можно обобщить на любые популяции при любых условиях и в любое время, поэтому учёные говорят не о соблюдении либо несоблюдении внешней валидности, а о степени её соблюдения.

Критерии внешней валидности

Чтобы исследование обладало наивысшей степенью валидности, должна существовать возможность генерализации его результатов на

  • другие популяции,
  • другие условия,
  • другое время.

Пример нарушения внешней валидности

Исследование Лоренса Колберга, посвящённое изучению нравственного развития детей, было подвергнуто критике за низкую степень внешней валидности. В 1963 году Колберг предложил мальчикам-подросткам разрешить различные коротко сформулированные дилеммы. На основании полученных ответов он разработал теорию о шести стадиях морального развития.

Критика внешней валидности этого исследования в частности состояла в том, что учёный не учитывал половых различий в особенностях мышления способах принятия моральных решений и, следовательно, неправомерно генерализовал свою модель на представителей обоих полов.

Колберг также исходил из предпосылки о том, что существуют некие «универсальные принципы справедливости и соблюдения прав личности», однако он не учёл межкультурных различий, следовательно, выводы, которые он сделал, не могут восприниматься как универсальные.

Соблюдение внешней валидности

Чтобы увеличить степень внешней валидности, в исследованиях могут не ограничиваться лишь экспериментальным методом, но также использовать и другие — например, наблюдение, межкультурные исследования и т. д.

При современном научном подходе в психологии соблюдение внешней валидности в исследованиях играет ведущую роль, так как наиболее ценным считается создание общих теорий, моделей и алгоритмов, применимых к психике в целом, независимо от контекста, — то есть моделей, обладающих крайне широкими предсказательными возможностями; поэтому исследования, результаты, которых можно применить только к какой-то определённой ограниченной ситуации, обладают нисходящей ценностью.

Внутренняя и внешняя валидность

Внешняя и внутренняя валидность.

Боровкова Виктория И-01

ВАЛИДНОСТЬ (validity)—достоверность (или степень достоверности) вывода, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами безупречного эксперимента. “В.”—центральное понятие словаря экспериментатора: оно объединяет основные цели исследования с идеальными эталонами их достижения и реальными процедурами проведения экспериментах

Глобальной целью любого экспериментального исследования является обобщение полученных результатов и вывода об экспериментальной гипотезе. Однако полное достижение этой цели возможно лишь в мысленном, безупречном эксперименте, невыполнимом на практике. Реальный эксперимент в той или иной мере репрезентирует (представляет) безупречный, и чем лучше эта репрезентативность, тем выше В. эксперимента. Таким образом, повышение В., т. е. планирование проведения эксперимента в соответствии с его безупречным образцом, является конкретной задачей исследователя, успешность решения которой зависит, во-первых, от характера, реальных условий и, во-вторых, от адекватности выбора средств.

Так, источники нарушения В., (прежде всего, ненадежность и смешение) отдаляют реальный эксперимент от безупречного, а способы их контроля, позволяют приблизиться к нему, т. е. обеспечить высокую В. для обобщения экспериментальных результатов. В. полученных данных можно оценить статистически: например, В. теста (в корреляционном исследовании) определяется степенью корреляции результатов его .выполнения с изучаемым видом деятельности испытуемых.

В соответствии с различными типами безупречного эксперимента различают внутреннюю и внешнюю В.:

внутренняя В. — достоверность выводов, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами идеального бесконечного экспериментов. Повышение внутренней В. связано с устранением результатов действия побочных переменных и с усреднением их изменчивости и нестабильности. Внутренняя В. — первое и необходимое требование к экспериментальным выводам: эксперимент, не обладающий внутренней В., названы автором просто неудачным.

При обладающем внутренней валидностью исследовании исследователь уверен, что результаты, полученные измерением зависимой переменой, непосредственно связаны с независимой переменной, а не с каким-нибудь другим неконтролируемым фактором[2].

Однако, фактически, в науке (особенно в психологии) невозможно со стопроцентной уверенностью утверждать, что внутренняя валидность соблюдена. Например, невозможно изучить какой-то психический процесс отдельно от психики в целом. Поэтому всегда при любом психологическом эксперименте учёный может лишь максимально (но не абсолютно) удалить или минимизировать разнообразные факторы, угрожающие внутренней валидности.

Пример нарушения внутренней валидности

Допустим, мы хотим проверить лекарство, от которого люди будут становиться выше. Допустим, для своих исследований мы отбираем в качестве испытуемых 13-летних подростков, измеряем их рост, и даём им лекарство. Два года спустя мы возвращаемся к теперь уже 15-летним детям и фиксируем их текущий рост. Несомненно то, что они стали выше, но без сомнения и то, что мы не можем сделать из этого вывод, что эффект роста был вызван лекарством, так как мы не учли в своём теоретическом эксперименте естественных процессов взросления. Здесь внутренняя валидность нарушена следующим образом: мы не учли побочного для нашего исследования влияния других (в данном случае — очевидных) факторов, тогда как надо было их учитывать.

внешняя В. — достоверность выводов, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами эксперимента полного соответствия. Повышение внешней В. обеспечивается достижением соответствия уровней дополнительных переменных в эксперименте уровням этих переменных в изучаемой реальности. Эксперимент, не обладающий внешней В., является неверным, не соответствующим поставленной гипотезе (но, быть может, пригодным для проверки, другой гипотезы).

Внешняя валидность определяет то, в какой мере результаты, полученные в эксперименте, могут соответствовать тому типу жизненной ситуации, которая была исследована, и то, насколько возможно обобщить эти результаты на все подобные жизненные ситуации[1].

Например, критику психологов-экспериментаторов в том, что о студентах-второкурсниках и белых крысах они знают очень много, а обо всём остальном — очень мало, можно рассматривать как критику внешней валидности.

Как и в отношении любой другой валидности, о внешней валидности в исследовании, вероятно, невозможно сказать, что она абсолютно соблюдена, можно указать только на её нарушение. Абсолютным соблюдение внешней валидности считалось бы тогда, когда результаты исследования можно обобщить на любые популяции при любых условиях и в любое время, поэтому учёные говорят не о соблюдении либо несоблюдении внешней валидности, а о степени её соблюдения.

Критерии внешней валидности

Чтобы исследование обладало наивысшей степенью валидности, должна существовать возможность генерализации его результатов на:

-другие популяции,

-другие условия,

-другое время.

Пример нарушения внешней валидности

Исследование Лоренса Колберга, посвящённое изучению нравственного развития детей, было подвергнуто критике за низкую степень внешней валидности. В 1963 году Колберг предложил мальчикам-подросткам разрешить различные коротко сформулированные дилеммы. На основании полученных ответов он разработал теорию о шести стадиях морального развития.

Критика внешней валидности этого исследования в частности состояла в том, что учёный не учитывал половых различий в особенностях мышления способах принятия моральных решений и, следовательно, неправомерно обобщил свою модель на представителей обоих полов.

Колберг также исходил из предпосылки о том, что существуют некие «универсальные принципы справедливости и соблюдения прав личности», однако он не учёл межкультурных различий, следовательно, выводы, которые он сделал, не могут восприниматься как универсальные.

Соблюдение внешней валидности

Чтобы увеличить степень внешней валидности, в исследованиях могут не ограничиваться лишь экспериментальным методом, но также использовать и другие — например, наблюдение, межкультурные исследования и т. д.

При современном научном подходе в психологии соблюдение внешней валидности в исследованиях играет ведущую роль, так как наиболее ценным считается создание общих теорий, моделей и алгоритмов, применимых к психике в целом, независимо от контекста, — то есть моделей, обладающих крайне широкими предсказательными возможностями; поэтому исследования, результаты, которых можно применить только к какой-то определённой ограниченной ситуации, обладают нисходящей ценностью.

Следует отметить, что любую переменную (фактор), отличную от независимой, также оказывающую влияние на зависимую переменную, автор называет просто “ other ” — другая. При переводе для обозначения таких переменных используются два разных термина: “побочная” — применительно к переменной, нарушающей внутреннюю В., и “дополнительная” — переменная, уровень которой входит в экспериментальную гипотезу и должен быть адекватно представлен с целью достижения внешней В. Иногда одни и те же факторы могут выступать в эксперименте и как побочные (нарушающие внутреннюю В.), и как дополнительные (влияющие на внешнюю В.). Устранение и унификация побочных факторов, повышающая внутреннюю В., может приводить к несоответствию уровней дополнительных переменных, что снижает внешнюю В. (см. Соответствие).

-операциональная В.—разновидность внешней В. для лабораторного эксперимента; соответствие (или степень соответствия) применяемых методических процедур тем теоретическим понятиям, которые входят в экспериментальную гипотезу.

Угрозы внутренней валидности

«Угрозы внутренней валидности» — выражение, относящееся к плану исслед., к-рое интерпретаторы данных используют для описания ряда вопросов, возникающих в связи с возможными неточностями при интерпретации причинно-следственных связей между изучаемыми переменными. Некоторые из этих угроз уже упоминались, в частности, при описании квазиэкспериментов. Выражение регрессия к среднему показателю используется для описания эффекта неточного измерения текущего и будущих наблюдений, и она представляет собой серьезную угрозу для внутренней валидности плана психол. исслед.

Другой угрозой является естественное развитие, поскольку испытуемые подвержены естественным процессам созревания и развития с течением времени независимо от манипуляций, которые совершает над ними исследователь. Эта последняя гипотеза, в частности, объясняет необходимость использования в исслед. контрольных групп, позволяющих осуществлять сравнения с естественно развивающимися испытуемыми.

Еще одной угрозой является отсев. Систематическое сокращение количественного состава групп вследствие выбывания, неявок, переезда людей в другой город, незаполненных критериальных опросников, и т. д. может делать менее заметной в результатах исслед. роль тех оставшихся участников, к-рые оказываются в меньшей степени подвержены эксперим. воздействию. А ведь чем более заметны улучшения по критерию, тем лучше выглядит эффективность самого изучаемого воздействия.

Угроза отбора возникает на этапе формирования исслед. состава групп участников. Систематический отбор или пассивный отбор (собственное желание) участников для изучаемого воздействия или условия может приводить к возникновению различий среди некоторых групп перед началом исслед. Эти группы будут по-прежнему отличаться от других и после реализации воздействия — даже когда они сами не подвергались воздействию. Поэтому, для достижения высокой внутренней валидности (причинно-следственных) утверждений в отношении взаимосвязей переменных, необходима формулировка и проверка альтернативной гипотезы о том, какими могли бы быть эти эффекты в отсутствие такого воздействия или условия.

Фон относится к тем изменениям контекста проводящегося исслед., которые могут смешиваться с самими изучаемыми воздействиями. Подобное смешение делает невозможным отнесение изменений в испытуемых на счет исследуемого воздействия или внешних изменений.

Инструментальная погрешность являются угрозой внутренней валидности, почти исключительно присущей психологии, поскольку она возникает в результате происходящих со временем изменений стандартов наблюдателя или условий наблюдения. Эти изменения вызывают различия в оценках. Проблема состоит в том, что подобные расхождения в стандартах измерения могут приводить к ошибочным оценкам тех изменений, которые являются следствием изучаемых воздействий.

Эффект тестирования являются примером другой, почти исключительно присущей психологии, угрозы внутренней валидности. Она связана с эффектом улучшения показателей испытуемых просто в результате предыдущего прохождения теста.

Нестабильность, как было указано выше, вытекает из попыток интерпретировать происходящие непосредственно после эксперимента воздействия или спустя к. -л. время естественные изменения испытуемых и измерений.

Существуют также четыре аффективных угрозы внутренней валидности: подражание, компенсаторное соперничество, компенсаторное уравнивание, и деморализация. Они также присущи исключительно психол. науке, поскольку возникают в результате эмоциональных изменений у испытуемых и проводящего измерения персонала как формы адаптации к тому факту, что они не попали в число «избранных» участников исследования, получающих и осуществляющих эксперимент

Внешняя валидность и метаанализ

Наконец, существует понятие внешней валидности — суммы характеристик исследований, к-рая позволяет осуществлять обобщение или распространение получаемых в исследованиях (как результат высокой внутренней валидности) причинно-следственных утверждений на сходные категории людей, воздействий и критериев за пределами данного исследования.

Метаанализ. Внешняя валидность результатов исследования, существенно усиливается, когда объединяется и обобщается целый ряд исследований одной и той же воздействующей переменной. Такая процедура называется метаанализом. В метаанализе определяются величина эффекта, оказываемого эксперимента, воздействием и основными условиями исследования на критериальные переменные. Последние выбираются в зависимости от теоретических интересов проводящего метаанализ исследователя. Т. о., если основной анализ предполагает сравнение связей всех пар переменных, то набор интересующих метааналитика связей является набором из переменных-условий и критериальных переменных, который позволяет судить о величине эффекта изучаемого воздействия на эти критериальные переменные. Величина эффекта для каждого исследования определяется простым делением разности между средними показателями по критериальной переменной в эксперименты группах и контрольной группе на меру изменчивости индивидуальных показателей в этих группах. В результате такого анализа можно продемонстрировать, что целый ряд изучавшихся переменных условий не оказывают влияния на набор критериев, что позволяет исследователям обобщать результаты своих исследований, не оглядываясь на эти, как было установлено в ходе метаанализа, посторонние условия.

Наконец, можно определить степень влияния каждой переменной-воздействия и их различных сочетаний на критерии. Это представляет особый интерес для прикладных областей, где важно знать не только о том, что одна переменная влияет на другую, но и насколько велико такое влияние.

Внутренняя и внешняя валидность | Понимание различий и угроз

Опубликован в 15 мая 2019 г. от Раймо Стрифкерк. Отредактировано 19 декабря 2022 г.

Внутренняя и внешняя валидность — это два способа проверки причинно-следственных связей.

Внутренняя валидность относится к степени уверенности в том, что проверяемая причинно-следственная связь является достоверной и не подвержена влиянию других факторов или переменных.

Внешняя валидность относится к степени, в которой результаты исследования могут быть применены (обобщены) к другим ситуациям, группам или событиям.

Достоверность исследования во многом определяется планом эксперимента. Чтобы гарантировать достоверность инструментов или тестов, которые вы используете, вы также должны учитывать достоверность измерений.

Содержание

  1. Компромисс между внутренней и внешней валидностью
  2. Угрозы внутренней валидности
  3. Угрозы внешней валидности
  4. Часто задаваемые вопросы о внутренней и внешней валидности

Компромисс между внутренней и внешней валидностью

Лучшая внутренняя валидность часто достигается за счет внешней валидности (и наоборот). Тип исследования, который вы выбираете, отражает приоритеты вашего исследования.

Пример компромисса
Причинно-следственная связь может быть проверена в искусственных лабораторных условиях или в реальном мире. Лабораторная настройка обеспечивает более высокую внутреннюю достоверность, поскольку внешние влияния могут быть сведены к минимуму. Однако внешняя валидность снижается, потому что лабораторная среда отличается от внешнего мира (в котором есть внешние факторы влияния).

Решение этого компромисса состоит в том, чтобы сначала провести исследование в контролируемой (искусственной) среде, чтобы установить наличие причинно-следственной связи, а затем провести полевой эксперимент, чтобы проанализировать, верны ли результаты в реальном мире.

Угрозы внутренней действительности

Есть восемь факторов, которые могут поставить под угрозу внутреннюю достоверность вашего исследования. Они объясняются ниже на следующем примере:

Пример исследования
Руководство популярной джинсовой компании хочет узнать, повысит ли гибкий график работы удовлетворенность сотрудников работой. Они поставили эксперимент с двумя группами: 1) контрольная группа сотрудников с фиксированным рабочим днем ​​2) экспериментальная группа с сотрудниками с гибким графиком работы. Эксперимент продлится шесть месяцев. Все сотрудники заполняют анкету, измеряющую их удовлетворенность работой до эксперимента (предварительное тестирование) и после эксперимента (посттестирование).
Угрозы внутренней действительности
Угроза Пояснение Пример
История Непредвиденные события изменяют условия исследования и влияют на результат. Новый (лучший) менеджер запускается во время учебы, что повышает удовлетворенность работой.
Созревание Течение времени влияет на зависимую переменную (удовлетворенность работой). Во время шестимесячного эксперимента сотрудники становятся более опытными и лучше выполняют свою работу. Таким образом, удовлетворенность работой может улучшиться.
Тестирование Предварительное тестирование (используемое для установления базового уровня) влияет на результаты последующего тестирования. Сотрудники чувствуют необходимость быть последовательными в своих ответах во время предварительного и последующего тестирования.
Выбор участников Участники контрольной и экспериментальной групп существенно различаются, поэтому их нельзя сравнивать. Вместо случайного распределения сотрудников по одной из двух групп сотрудники могут добровольно принять участие в эксперименте по повышению удовлетворенности работой. Экспериментальная группа теперь состоит из более вовлеченных (более удовлетворенных) сотрудников, но это может привести к предвзятости самоотбора.
Истощение В ходе (более длительного) исследования участники могут выйти из него. Если отсев вызван экспериментальным лечением (а не совпадением), это может поставить под угрозу внутреннюю валидность и привести к систематической ошибке отсева. Действительно недовольные сотрудники уволились с работы во время исследования. Средняя удовлетворенность работой теперь улучшится не потому, что «лечение» сработало, а потому, что неудовлетворенные сотрудники не включаются в пост-тест.
Регрессия к среднему Экстремальные значения, как правило, ближе к среднему значению при втором измерении. Сотрудники, набравшие очень низкие баллы в первом опросе об удовлетворенности работой, вероятно, демонстрируют больший прирост удовлетворенности работой, чем сотрудники, набравшие средние баллы.
Приборы Изменился способ измерения зависимой переменной в ходе исследования. Анкета в пост-тесте содержит дополнительные вопросы по сравнению с анкетой, используемой для предварительного теста. Это приводит к искажению информации.
Социальное взаимодействие Взаимодействие между участниками из разных групп влияет на результат. Группа сотрудников с фиксированным рабочим днем ​​обижается на группу с гибким рабочим днем, в результате чего снижается их удовлетворенность работой.

Предотвратите плагиат, запустите бесплатную проверку.

Попробуй бесплатно

Угрозы внешней валидности

Есть три основных фактора, которые могут угрожать внешней валидности примера нашего исследования.

Угрозы внешней валидности
Угроза Пояснение Пример
Тестирование Участие в предварительном тесте влияет на реакцию на лечение. Анкета об удовлетворенности работой, использованная в предварительном тесте, побуждает сотрудников более осознанно размышлять об удовлетворенности своей работой, что приводит к характеристикам спроса.
Систематическая ошибка выборки Участники исследования существенно отличаются от населения. Сотрудники, участвующие в эксперименте, значительно моложе сотрудников других отделов, поэтому результаты нельзя обобщать.
Эффект Хоторна Участники меняют свое поведение, потому что знают, что их изучают. Сотрудники прилагают дополнительные усилия на своей работе и испытывают большее удовлетворение от работы, потому что знают, что участвуют в эксперименте.

Существуют различные другие угрозы внешней валидности, которые могут относиться к различным видам экспериментов.

Часто задаваемые вопросы о внутренней и внешней валидности

org/FAQPage»>
Каковы угрозы внутренней валидности?

Существует восемь угроз внутренней валидности: история, созревание, инструментирование, тестирование, систематическая ошибка отбора, регрессия к среднему, социальное взаимодействие и истощение.

Каковы угрозы внешней валидности?

Существует семь угроз внешней валидности: предвзятость выбора, история, эффект экспериментатора, эффект Хоторна, эффект тестирования, обработка со способностями и эффект ситуации.

Что такое экспериментальный дизайн?
org/Answer»>

Планирование эксперимента означает планирование набора процедур для исследования связи между переменными. Чтобы спланировать контролируемый эксперимент, вам нужно:

  • Проверяемая гипотеза
  • Хотя бы одна независимая переменная, которой можно точно управлять
  • Хотя бы одна зависимая переменная, которую можно точно измерить

При планировании эксперимента вы решаете:

  • Как вы будете манипулировать переменными
  • Как вы будете контролировать любые потенциальные смешанные переменные
  • Сколько субъектов или образцов будет включено в исследование
  • Как субъекты будут назначены на уровни лечения

Экспериментальный план необходим для внутренней и внешней достоверности вашего эксперимента.

 

Процитировать эту статью Scribbr

Если вы хотите процитировать этот источник, вы можете скопировать и вставить цитату или нажать кнопку «Цитировать эту статью Scribbr», чтобы автоматически добавить цитату в наш бесплатный генератор цитирования.

Стрифкерк, Р. (2022, 19 декабря). Внутренняя и внешняя проверка | Понимание различий и угроз. Скриббр. Проверено 24 января 2023 г., с https://www.scribbr.com/methodology/internal-vs-external-validity/

Процитировать эту статью

Полезна ли эта статья?

Вы уже проголосовали. Спасибо 🙂 Ваш голос сохранен 🙂 Обработка вашего голоса…

Раймо пишет статьи для Scribbr с 2017 года. Его специализация — плагиат и цитирование. Помимо написания статей, Раймо неустанно работает над улучшением инструментов Scribbr Citation Generator и Plagiarism Checker.

Внешняя валидность — Обобщение результатов исследований

Внешняя валидность — это один из типов валидности, которого труднее всего достичь, и он лежит в основе каждого хорошего экспериментального плана.

Откройте для себя еще 21 статьи по этой теме

Не пропустите эти связанные статьи:

  1. Достоверность и надежность
  2. Типы достоверности
  3. Определение надежности
  4. Достоверность содержимого
  5. Достоверность конструкции

Многие научные Дисципплины. особенно социальные науки, сталкиваются с долгой борьбой за то, чтобы доказать, что их результаты представляют более широкие слои населения в реальных ситуациях.

Основным критерием внешней валидности является процесс обобщения, а также возможность распространения результатов, полученных на небольшой выборке, часто в лабораторных условиях, для прогнозирования всей популяции.

Реальность такова, что если исследовательская программа имеет низкую внешнюю валидность, результаты не будут восприниматься всерьез, поэтому любой план исследования должен обосновывать выборку и методы отбора.

Что такое внешняя валидность?

В 1966 году Кэмпбелл и Стэнли предложили общепринятое определение внешней валидности.

«Внешняя валидность ставит вопрос об обобщении: на какие группы населения, условия, переменные лечения и переменные измерения можно распространить этот эффект?»

Внешняя валидность обычно подразделяется на два различных типа: популяционная валидность и экологическая валидность, и оба они являются важными элементами при оценке надежности плана эксперимента.

Психология и внешняя достоверность

Начерчены линии фронта

Внешняя достоверность часто вызывает небольшие разногласия между клиническими психологами и психологами-исследователями.

Клинические психологи часто считают, что психологи-исследователи проводят все свое время в лабораториях, тестируя мышей и людей в условиях, мало похожих на внешний мир. Они утверждают, что полученные данные не имеют внешней достоверности и не принимают во внимание явную сложность и индивидуальность человеческого разума.

Пока нас не разозлили психологи-исследователи, истина лежит где-то между двумя крайностями! Психологи-исследователи выявляют тенденции и делают широкие обобщения, которые предсказывают поведение групп. Клинические психологи в конечном итоге собирают осколки и изучают людей, которые лгут вне предсказаний, отсюда и враждебность.

В большинстве случаев исследовательская психология имеет очень высокую валидность для населения, потому что исследователи тщательно и случайным образом выбирают группы и используют большие размеры выборки, что позволяет проводить содержательный статистический анализ.

Однако искусственный характер исследовательской психологии означает, что экологическая достоверность обычно низка.

Клинические психологи, с другой стороны, часто используют сфокусированные тематические исследования, которые вызывают минимальное нарушение предмета и имеют высокую экологическую достоверность. Однако небольшие размеры выборки означают, что валидность популяции часто бывает низкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *