Памяти Федора Василюка: счастье – это когда тебя учат пониманию
Федор Ефимович Василюк. Фото с сайта co-experiencing.org«Счастье – это когда тебя понимают». Фраза из фильма «Доживем до понедельника» от бесконечного повторения не стала банальной, за годы в ней не убавилось ни правды, ни мудрости. И ее саму понимают до конца не все. Какое же тут счастье – в обычном понимании? Оно должно быть более ярким, масштабным и блестящим. 17 сентября, в воскресенье вечером, немного не дожив до понедельника, ушел из жизни человек, который знал о понимании другого больше, чем кто бы то ни было – Федор Ефимович Василюк.
ТелеграфСоздатель «понимающей психотерапии» Федор Ефимович Василюк учил нас, как найти в понимании радость и душевный мир. Он не дожил до понедельника, умер поздно вечером в это воскресенье – «после тяжелой и продолжительной болезни», как пишут по шаблону некрологи.
С утра по соцсетям понеслись краткие сообщения от тех, кто знал его. Две-три строчки телеграфным стилем. А то и просто имя и даты. А то и вовсе без фамилии:
«Федор Ефимович умер в 22.30».
«Как фамилия?», «Напишите фамилию!» – врывались в комментарии люди со странным вопросом, повисавшем без ответа. Разве может быть другой Федор Ефимович?
Он единственный, он удивительный, потрясающий, гениальный, неповторимый – эпитеты можно и нужно нанизывать бесконечно. Именно поэтому большинство из нас, тех, кто знал Федора Ефимовича, ограничились сегодня этими телеграфными сообщениями.
Все, что ни начнешь писать – и лишнее, и недостаточное одновременно. Сказать надо так много, что не поместится даже в самый огромный пост, но для начала надо осознать случившееся. Банальное «нет слов» подходит лучше всего, но и оно лишнее. Рядом с Федором Ефимовичем не может быть банальности, шаблона и повтора.
Перечитайте коротенькую статью «Пережить горе», где Федор Ефимович предлагает в этом мучительном процессе сменить «забвение» на «памятование». Горе как работа, горе как творчество – вот чему учит нас «психология переживания».
Стадия шока Фото с сайта sinergia-lib.ruПервое занятие в магистратуре по консультативной психологии. Первая ступень «Понимающей психотерапии» (ППТ). Осень, вечер рабочего дня. Зачем я здесь? Я так устала. Тетрадка, ручка, впереди лекция – скучная, как все они. Соседка по парте признается, что проходит курс по второму разу. Странная женщина. Либо плохо усваивает знания, либо … влюблена в преподавателя, ха-ха. «Я и третий бы раз пошла, он все равно по-другому все расскажет», – говорит она, но тут мы все начинаем с грохотом двигать столы.
Преподаватель – декан факультета Психологического консультирования МГППУ Ф.Е.Василюк – с порога велит разобрать школьно-стройную шеренгу парт и стульев. Он легкий, улыбчивый, сверкает очками и, конечно, сам двигает вместе с нами казенную мебель с бирками.
Представить Федора Ефимовича без улыбки невозможно: попробуйте сегодня найти в интернете хотя бы одну его постную фотографию. И на некрологах улыбка. Царапает, от нее еще больнее – так кажется. Ведь сейчас мы все, кто любил Федора Ефимовича – переживаем первую стадию горя: шок.
Для этой фазы переживания горя характерно неверие. Потому и раздаются эти странные просьбы назвать фамилию покойного: «Вдруг не он? Вдруг был другой Федор Ефимович, который создал понимающую психотерапию? Бывают же разные совпадения, однофамильцы». Но нет, второго такого нет. А чудеса – есть.
Высокая планкаЭто мы поняли на том самом первом занятии. Ф.Е.В. сразу велел нам разбиться на группы, а тетрадки можно было спрятать, так как записывать было нечего, пришлось заниматься совсем другим: думать. Первым заданием было – ни много, ни мало – изобрести собственную психотерапевтическую методику. Как?! В магистратуре Федора Василюка не было ничего невозможного. Точнее, он любил ставить перед нами совершенно невыполнимые задачи – а мы … выполняли их. Куда деваться? Тем более, что на самом первом семинаре нам сразу продемонстрировали, где находится планка.
Масштаб соответствовал личности автора. Федор Ефимович настоятельно советовал нам непременно сохранить эти листки, чтобы потом достать в грустную минуту и посмеяться. Сегодня я пыталась найти свой. Не нашла, конечно. Зато прибралась в ящике со старыми бумагами. А в голове голос Василюка: «Ведь все мы знаем, что это прекрасное психотерапевтическое средство. Наводишь порядок в вещах, наводишь порядок в душе».
Цитаты нашего великого (да, это слово сегодня прозвучало уже не раз и будет теперь звучать всегда, я уверена) преподавателя, оказывается, сидят в моей памяти, словно клавиши музыкального инструмента в предназначенных им гнездах. В нужный момент нажимаешь – и слышишь, иногда даже не отдавая себе отчет, чье авторство. «Однажды он сказал мне фразу, которая стоила груды прочитанных книг», – признался сегодня один человек. Зная обоих, веришь: это не преувеличение, не образ, так и было.
И все-таки – психотерапия Фото с сайта pravoslavie.ruЯ не сразу поняла, насколько он велик, наш Федор Ефимович. Сколько метафорических столов он передвинул – и в системе оказания психологической помощи, и в науке. Он – один из людей, с которых в нашей стране вообще началась психотерапия для обычных людей, «населения». Хорошо, пусть «психологическое консультирование», Психологическая помощь. Жаркий спор о том, что есть что и кто имеет право заниматься психотерапией, а кто – нет, уже отполыхал.
Одним из главных действующих лиц в нем был Ф. Е.Василюк. Он рассказывал, как однажды предложил на какой-то конференции, чтобы его посадили в тюрьму, раз психолог не может быть психотерапевтом. «Ведь тогда я занимаюсь незаконной деятельностью, – сказал он, – я провожу со своими пациентами именно психотерапию». Сегодняшние некрологи, равнодушно тиражируя Википедию, восстанавливают справедливость: «…известный психотерапевт».
Лечить ногамиНо самое главное, конечно – это души и умы конкретных людей. Его клиентов/пациентов, учеников и просто тех, кому посчастливилось знать Федора Ефимовича, общаться с ним. Если вы поинтересуетесь в интернете, что такое «понимающая психотерапия», то наверняка прочитаете и такое: «одна из авторских методик, работающих исключительно в руках ее создателя». Это не так – говорю как человек, ППТ изучавший, применявший и испытывавший на себе.
Дважды, когда мне было очень плохо, я обращалась за помощью к одной из учениц Федора Василюка. И несмотря на то, что я знаю всею механику, понимаю, что стоит за тем или иным вопросом и куда меня сейчас ведет мой психотерапевт – метод помогает.
Но отчего так говорят о «понимающей психотерапии»? Причины, на мой взгляд, две. Во-первых, непохожесть ее на «методику». Слишком мягка, ненавязчива, человеколюбива. Во-вторых, невероятное обаяние ее создателя. Именно в таких случаях говорят о чудодейственных «авторских руках». Модное слово «харизма» – это про Федора Ефимовича.
Он мог просто молчать – и все равно лечить. И рассказывал смешную вещь про себя.
Одна маститая (маститей его на то время) психологическая дама сказала: «Ты лечишь … ногами». Мы сначала не поняли, он объяснил. В психотерапевте «все должно быть прекрасно». Даже то, как он сидит на кресле, как уверенно и вместе с тем расслабленно упирается ногами в пол, может иметь лечебный эффект. Мелочей здесь нет. «Нас здесь настраивают, словно музыкальные инструменты», – сказала одна из моих однокурсниц.
Любовь и трезвение Фото с сайта мгппу.рфВ конце первого курса в мы писали эссе о собственном переживании горя. Это было нелегко – во всех отношениях. Кто-то описывал утрату близкого, кто-то – смерть кота, кто-то – развод, – все больно. Наша учеба была одновременно и лечением, психотерапией и тогда, к концу первого курса, мы стали уже совсем другими. Первое, и самое главное – нас научили рефлексии, и это уже навсегда. Люди толстокожие называют ее «интеллигентской привычкой». Человеку чувствующему и думающему без нее никуда, для психотерапевта она – как отвертка-индикатор для электрика.
Православный интеллигент Федор Ефимович Василюк учил нас – верующих и неверующих, церковных и не слишком умению внутри-себя-пребывания.
Мы стонали и сопротивлялись (какая психотерапия без сопротивления), но постигали таинственное искусство заглядывать в глубь себя. Иначе не может быть понимания – ни себя, ни других. Не может быть и радости.
Конечно, все (признайтесь, девчонки!) были влюблены в нашего удивительного декана. В этом нет ничего удивительного или стыдного: людям свойственно влюбляться в психотерапевтов – тех, кто их понимает, как никто другой.
Сессии с мастеромСчастьем была и сама учеба, во время которой нас учили понимать других. Эмпатия, майевтика, кларификация – мы раскладывали гармонию чувств на почти что алгебраические уравнения, рисовали схемы, анализировали, разбирали по косточкам, с тем, чтобы потом воспроизвести все это в психотерапевтическом диалоге. В этом процессе было не больше механистичности, чем в записи музыки нотными знаками – чистое творчество, чистая радость!
Мы двигали парты уже без подсказки, мы разбивались на группы, мы менялись ролями: клиент, психотерапевт, супервизор, наблюдающие. «Что это было?!» – из группы, где терапевтом был Федор Ефимович, выходит наша отличница. Ситуации разбираем реальные, правило конфиденциальности работает, «как у взрослых». «Я не понимаю, как он делает это!» – она явно только что видела чудо, только не может рассказать, хотя ужасно хочется.
В следующий раз другое чудо – наш декан сам в роли клиента, и кто-то из простых смертных «психотерапевтирует» его.
А это – мое личное чудо. В качестве педагогической практики мы вдвоем с однокурсницей будем ассистировать на занятиях Федора Ефимовича у пятикурсников психфака МГУ! Чувствую себя немного Остапом Бендером и лопаюсь от счастья. Еще недавно мы сами проходили эти упражнения и вот уже делаем их со студентами. И это только первый курс заканчивается! Сколько еще чудес впереди!
«Плачут, значит, есть причина»О том, что Федор Ефимович болен, мы долго не знали. Обижались, что он все реже появляется на занятиях (преподавателей на семинарах было несколько).
Он вручил нам дипломы, посадил с нами дерево на заднем дворе Университета. Мы стали магистрами, и были жутко смешными в длинных мантиях и шапочках с кисточками. Кто-то и впрямь смеялся, глядя на нас, но нам было все равно: прекрасный день, настоящий праздник. И главное, он повторится. Дипломы нам выдали бумажные, «корочек» нужно было ждать до сентября (что-то где-то согласовывали, ведь мы были первыми).
Но на вручение «настоящих» дипломов Федор Ефимович не пришел. Погрустили, конечно, да не беда. Не пришел, значит, не смог. Не помню, что нам сказали, ведь я уже знала правду о его болезни и все усилия направила на то, чтобы не плакать.
Любимый преподаватель поздравлял нас по скайпу, у которого «отчего-то» не работало изображение. Федор Ефимович сказал, что не будет говорить речей.
Он прочел нам, 20 взрослым тетям, сказку Козлова про Ежика и Медвежонка.
«… — Вот слушайте, что мне сегодня приснилось, — сказал Заяц. — Будто я остался совсем один в лесу. Будто никого-никого нет — ни птиц, ни белок, ни зайцев, — никого. «Что же я теперь буду делать?» — подумал я во сне. И пошел по лесу. А лес — весь в снегу и — никого-никого. Я туда, я сюда, три раза весь лес обежал, ну, ни души, представляете?
— Страшно, — сказал Ёжик.
— Ага, — сказал Медвежонок.
— И даже следов нет, — сказал Заяц. — А на небе — вата.
— Как — вата? — спросил Ёжик.
— А так — ватное, толстое небо. И глухо. Будто под одеялом. И тут… Представляете? Из-под старого пня, что на опушке… вылез… Медвежонок.
— Что ж я там делал, под пнем?
— Ты лучше спроси, что ты сделал, когда вылез?
— А что я сделал?
— Ты вылез и так тихонько-тихонько сказал: «Не горюй, Заяц, все мы — одни». Подошел ко мне, обнял и ткнулся лбом в мой лоб… И так мне сделалось хорошо, что я — заплакал.
— А я? — спросил Медвежонок.
— И ты, — сказал Заяц. — Стоим и плачем.
— А я? — спросил Ёжик.
— А тебя не было, — сказал Заяц. — Больше никого не было…
— Так не бывает, — сказал Ёжик. — Я обязательно должен был появиться.
— Так это же во сне, — сказал Медвежонок.
— Все равно. Просто вы плакали и не заметили, как я вышел из-за куста. Вышел, стою, вижу — вы плачете; ну, думаю, плачут, есть, значит, причина, и не стал мешать…»
Екатерина Савостьянова, выпускница магистратуры факультета психологического консультирования МГППУ (руководитель программа Ф.Е.Василюк) 2011 года.
Отпевание Федора Ефимовича Василюка состоится 20 сентября, в среду, в 11:00 в храме преподобного Марона Пустынника Сирийского по адресу: ул. Большая Якиманка, д.32, стр.2 (м. «Октябрьская» или «Полянка»).Московский городской психолого-педагогический университет Ф.Е. Василюк МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В ПСИХОЛОГИИ Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии Москва МГППУ Смысл 2003 УДК 159. 95 ББК 88 В 194 В 194 Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ; Смысл, 2003.—240 с. ISBN 5-89357-144-4 («Смысл») ISBN 5-94051-018-3 (МГППУ) Рецензенты: Академик РАО, профессор В.П. Зинченко Доктор психологических наук Д.А. Леонтьев Кандидат психологических наук В.В. Умрихин В монографии рассматриваются три уровня методологического анализа в психологии. На первом уровне фокусом методологического внимания становится отдельная категория, на втором — психологическая концепция, на третьем — научная ситуация. Каждый из уровней представлен в книге образцами коротких методологических исследований, материалом для которых послужили концепты и концепции таких авторов, как И.П. Павлов, Г. Селье, Б.Ф. Скиннер, А.Н. Леонтьев, Н. А. Бернштейн, Д.Н. Узнадзе, В.Н. Мясищев и др. Пособие адресовано аспирантам и студентам старших курсов психологических факультетов. Навыки методологической работы особенно востребованы при подготовке к итоговым и кандидатским экзаменам, при написании диплома и диссертации. Книга обращена также к коллегам, которые, уже все сдав и защитив, продолжают с интересом вдумываться в теоретико-методологические проблемы психологии. ISBN 5-89357-144-4 («Смысл»), ISBN 5-94051-018-3 (МГППУ) © Ф.Е. Василюк, 2003 © Московский городской психолого-педагогический университет, 2003 © Издательство «Смысл» (оформление), 2003 Оглавление Предисловие 3 Часть 1. Методологический анализ психологических понятий 6 1.1. Введение 6 1.2. Методологический анализ понятия стресс 7 1.3. Историко-методологический анализ психотерапевтических упований 11 Часть 2. Методологический анализ психологических теорий 26 2.1. Введение 26 2.2. От Павлова к Бернштейну 27 2.3. Павлов и Скиннер: сравнительный методологический анализ теорий 45 2.4. К проблеме единства общей психологии 64 Часть 3. Методологический анализ научной ситуации в психологии 78 3. 1. Введение 78 3.2. От психологической практики к психотехнической теории 79 3.3. Методологический смысл психологического схизиса 88 Комментарии 101 Литература 105 1976 год. Москва. Моховая… прошу прошения — проспект Маркса. Крыльцо Института общей и педагогической психологии АПН СССР. М К. Мамардашвили и перерыве между лекциями набивает трубку табаком. — Мераб Константинович, какая сейчас самая актуальная проблема в психологии? Не торопясь, зажигает огонь. Раскуривает. Затягивается. Облачко ароматного дыма. Взгляд исподлобья: — Как и везде. Проблема выживания. Прошло четверть века. Выжила ли наша психология? Скажут, что за вопрос?! Полки книжных магазинов ломятся от психологической литературы. Вместо трех профессиональных журналов выходят десятки. Есть даже психологические газеты. В одной только Москве больше пятидесяти (!) психологических факультетов. Действуют сотни психологических центров разного профиля — и государственных, и общественных, и частных. Признаки роста налицо. Психологии много. (Иногда кажется даже, что слишком много.) И, тем не менее, вопрос о выживании не так прост.Живой организм — это не набор какого-то количества органов. Признаком «жизненности» является не только рост, но и целостность. Именно единства нашей психологии недостает для того, чтобы она не просто выживала, а полнокровно жила. Цельность в науке — это не монолитное единомыслие, а возможность сойтись в споре, значимость противостояния позиций и подходов. Сейчас же в нашей профессии камни разбросаны настолько, что они почти не сталкиваются между собой. Нет общего пространства мысли, где научное слово могло бы кого-то всерьез затронуть, возмутить или обрадовать, вдохновить и побудить к ответу и дискуссии. Слово перестало быть общезначимым событием. Не знаю, наступило ли время собирать камни. Но хорошо представляю образ «героя» новой психологии, которому эту задачу собирания камней предстоит решать. Это молодой коллега, получивший университетское психологическое образование и благодаря здоровой инертности всякой образовательной системы успевший приобщиться к живой традиции отечественной психологической мысли. Наш герой поступает в аспирантуру, справедливо надеясь на особую форму обучения, где ему не просто предоставят возможность подготовить и защитить диссертацию, но и помогут выработать осознанную, личную систему профессиональных взглядов, профессиональное мировоззрение. Однако этому-то его как раз никто и не учит. Курсы по психологии большей частью представляют собой подготовку к сдаче кандидатского минимума, то есть конспективное повторение дисциплин психологического цикла, которые он в развернутом виде уже прослушал на психологическом факультете. При этом сам принцип обучения совершенно не меняется. Жаль потому, что и магистральное направление, по которому пойдет развитие нашей психологии, и то, сможет ли отечественная психология снова собраться в целостную дисциплину, преодолеть раздробленность на тысячу мелких островков, — все это зависит именно от сегодняшнего аспиранта. Так было не всегда и так будет недолго. Сейчас в аспирантуру приходит первое поколение психологов, которые получили образование в небывалых до сих пор условиях — во-первых, в ситуации вполне сформировавшейся психологической практики, во-вторых, при обилии переводов западной психологической литературы, в-третьих, при живой еще отечественной психологической традиции. Такое сочетание условий встречается впервые. Поэтому позволю себе выдвинуть прогноз, что именно из аспирантов первого десятилетия нынешнего века должны выйти лидеры психологии, которые определят лицо нашей науки на следующем большом историческом этапе. Исходя из этих соображений, самым актуальным в развитии психологического образования сегодня является реформирование системы обучения в аспирантуре. И главная инновация, которая, на мой взгляд, должна быть внесена в эту систему, — обучение критическому методологическому мышлению. С таким пониманием исторической ситуации отечественной психологии связан замысел данной книги. Она задумана как учебное пособие по курсу «Техника методологического анализа в психологии», который автор планирует разработать и прочесть для аспирантов МГППУ. Цель этого курса, в отличие от традиционно читающегося в рамках пятилетней университетской программы курса «Методологические основы психологии» Можно выделить три рода таких задач и, соответственно, три уровня методологической работы: 1. Методологический анализ психологических понятий. 2. Методологический анализ психологических теорий. 3. Методологический анализ состояния данной области психологической науки. Так выглядит и общая структура книги. В каждой из трех частей мы приводим примеры, образцы методологических анализов, где методологический инструментарий показывается в действии. Это не хрестоматия и не учебник, а именно «учебное пособие» для авторского спецкурса. Автор подобрал для него собственные тексты так, чтобы они могли выпукло представить средства и технику методологического анализа на разных уровнях: уровне психологического понятия, отдельной теории и научной ситуации. Конечно, ни хрестоматии, ни учебника такое пособие не заменит, но и в нем есть нечто незаменимое и важное, то, что обычно не попадает в хрестоматии и учебники, — личное профессиональное мировоззрение. Почти все методологические средства, которые используются в этой книге, были созданы работой знаменитого Московского методологического кружка под руководством Г.П. Щедровицкого. Мне довелось посещать кружок в середине 1970-х годов, и особенное влияние на мое мышление оказали тогда В.Я. Дубровский и О.И. Генисаретский, которых я считаю своими учителями в области методологии. Первые, еще студенческие пробы применения освоенных в кружке методологических орудий на конкретном психологическом материале проходили в творческом диалоге с преподавателями факультета психологии МГУ В. П. Зинченко, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузыреем, А.А. Тюковым, А.Г. Асмоловым, В.В. Петуховым. С благодарностью вспоминаю интеллектуально напряженную и личностно раскрепощенную вдохновляющую атмосферу, в которой проходили их занятия. Я с удовольствием готовил это пособие для аспирантов, может быть, еще и потому, что собственные годы аспирантуры, прошедшие под руководством А.Н. Леонтьева, а после кончины Алексея Николаевича под руководством В.П. Зинченко, вспоминаются как один из самых радостных и насыщенных периодов жизни, когда профессиональные взгляды складывались в силовом поле между библиотекой и дружеским застольем, и психология причудливо переплеталась с обстоятельствами личной судьбы, литературными вкусами, спортивными увлечениями, политическими анекдотами и философией жизни. Благодарю за эти воспоминания моих учителей и друзей. Из последних особенно Н.А. Алексеева и В.Э. Реньге. Каталог: book -> common psychology Скачать 1.03 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Этические принципы работы практического психолога
Begjanova Aydana Nuratdinovna
Учитель, Университет Каракалпака, названный в честь Бердаха (Nukus, Республика Каракалпакстан)
Автор соответствующего (S): Begjanova aydana nuratdinovna
9008 na nuratdinal. co. Американский журнал социальных и гуманитарных исследований ,
Том. 3 № 8 (2022): Американский журнал социальных и гуманитарных исследований.
- Аннотация
- Укажите
- Каталожные номера
- Авторов Детали
Реферат
В статье рассматриваются этические принципы практического психолога в условиях работы.
Ключевые слова
Принципы практический психолог теория и практика психологии психопрофилактика
Нуратдиновна Б. А. (2022). Этические принципы работы практического психолога. Американский журнал социальных и гуманитарных исследований , 3 (8), 119–124. Получено с https://www.globalresearchnetwork.us/index.php/ajshr/article/view/1403
Скачать цитату
Сноска/Zotero/Mendeley (RIS)
БибТекс
Литература
- Василюк, Ф. Е. Методологический анализ в психологии [Текст] / Ф. Е. Василюк. — М.: МГППУ; Смысл, 2003. — 240 с.
- Кочнева, Е.М. Изучение мотивационной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности [Текст] / Е.М. Кочнева, Л.Ю. Пахомова // Вестник государственного университета управления. — 2010. — № 7. -С. 62-67.
- Новиков, А. М. Методология учебной деятельности [Текст] / А. М. Новиков. — М.: Издательство «Эгвес», 2005. — 176 с.
- Психологическая служба в современном образовании [Текст]: учебное пособие / под ред. И. В. Дубровина. — СПб. : Питер, 2009. — 400 с.
- Чиркова, Т. И. Методологические основы психологии [Текст] / Т. И. Чиркова. – Нижний Новгород: ВГИПУ, 2009. – 341 с.
Подробнее
Список литературы
Василюк, Ф. Е. Методологический анализ в психологии [Текст] / Ф. Е. Василюк. — М.: МГППУ; Смысл, 2003. — 240 с.
Кочнева, Е.М. Изучение мотивационной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности [Текст] / Е.М. Кочнева, Л.Ю. Пахомова // Вестник государственного университета управления. — 2010. — № 7. -С. 62-67.
Новиков, А. М. Методология учебной деятельности [Текст] / А. М. Новиков. — М.: Издательство «Эгвес», 2005. — 176 с.
Психологическая служба в современном образовании [Текст]: учебное пособие / под ред. И. В. Дубровина. — СПб. : Питер, 2009 г.. — 400 р.
Чиркова, Т. И. Методологические основы психологии [Текст] / Т. И. Чиркова. – Нижний Новгород: ВГИПУ, 2009. – 341 с.
Биографии авторов недоступны.
Селамат тинггал Федор Ефимович Василюк. Василюк Федор Ефимович
Кенанган Федор Ефимович Василюк олег мурид дан рекання Мария Гросицкая.
Сетахун ян лалу, ди авал мусим гугур, Федор Ефимович дан сайя берджалан мелевати таман дан mendiskusikan семинар ян акан датанг. Cuaca sangat menyenangkan, matahari bersinar lembut. Федор Ефимович тиба-тиба берхенти, менгелуаркан телепоння дан мемотреть похон берёза. Dia bersinar ди bawah sinar matahari. Dia berkata: «Dalam cuaca ини, tampaknya rahmat seperti itu akan bertahan selamanya…» Jelas bahwa dia terhibur oleh kenaifan seseorang yang siap menganggap hari musim panas India sebagai keabadian. Saat itu диа sudah sakit. Di depan adalah perjuangan, kesulitan, ketidakpastian. Намун диа мембиаркан kenaifan ини terjadi. Диа терсенюм. Di hadapannya itu menjadi ringan дан tenang. Dan bertentangan dengan akal sehat, sepertinya selamanya.
Ketika kami terakhir berbicara, dia dibebaskan sebentar дари rumah sakit untuk pulang. Dia senang bahwa дари jendela диа tidak bisa melihat dinding gedung tetangga dengan осина янь sepi, tetapi seluruh kolam, langit, pepohonan. Сая бертанья апа селенджутня. Selanjutnya adalah tahap pengobatan selanjutnya. FE менгела нафас: «Дан иту акан … панджанг».
Селама кематян.
Тапи тидак ада хабисня?
* * *
Сангат сулит баги сая унтук менггамбаркан Федор Ефимович. Tidak ada ян statis ди dalamnya — seperti patung plester, ян darinya nyaman untuk membuat sketsa. Langsung menurut Carl Rogers — seorang psikolog, yang sangat dihormati oleh F.E. dan dari siapa ia «menerima suksesi» — Федор Ефимович адалах прозы . Pikirannya bergerak, fantasinya, dan tubuhnya hidup dengan semacam dinamika yang tidak terlihat oleh mata.
Дан пада саат янь сама, perasaan damai sepenuhnya sering menyelimuti orang di sebelahnya. Берада ди хадапання берарти — менентух махлук янь менгатакан Я.А. — пада кеберадаання, пада тухан, пада лаван бичаранья. Dan itu adalah cinta: pengalaman konfirmasi mendasar — Anda adalah, saya melihat Anda. Бетапа сая селалу ингин менжаваб седемикян рупа сехингга сетидакня седикит менаиккан стандар «анда» сая, ян дитуюкан кепада Федор Ефимович. Mungkin аку sedang mencoba lagi sekarang.
* * *
Gaya hidupnya seperti berjalan di atas air. Dia mengambil янь mustahil дан tidak khawatir. Setidaknya диа tidak berbagi kecemasannya. Menjadi pelaksana sejumlah proyeknya, saya terkadang «tenggelam». Дан пада саат янь сама сая якин диа тидак акан тенгелам.
Тампакня баги сая Федор сангат перкая пада Тухан. Dia bertanya «dalam kesederhanaan hati» дан menerima. Ide-idenya янь mustahil menjadi kenyataan. Kebenarannya entah bagaimana secara bertahap melanggar aturan yang diterima. Terkadang sepertinya dia adalah kekasih nasib — оранг-оранг дан keadaan bertemu dengannya sedemikian rupa, semua orang sangat mencintainya. Tetapi berkat ини bukanlah keajaiban янь tidak disengaja, seperti янь terjadi Dalam dongeng: setetes нектар ilahi jatuh пада seorang anak, дан диа mendapatkan Hadiah ajaib. Tentu saja, seorang jenius bersinar di Федор Ефимович. Namun, itu tidak terlalu ajaib. Itu adalah pilihan, upaya kemauan, pekerjaan terus-menerus: untuk menciptakan ruang di dunia hidup Anda untuk Tuhan, untuk kehendak-Nya. Данные Дэна Тухана. Дан ками мераса диберкати.
* * *
Сая пикир Федор Ефимович мемилики псикотехник хусус, сая акан менебутня «псикотехник кекудусан». Далам арти bahwa диа menolak untuk menjadi kurang дари апа янг диа maksudkan sebagai pribadi. Baik dalam pekerjaan maupun dalam hidup (sejauh yang saya bisa lihat) dia tidak membiarkan dirinya «masuk ke dalam kebiasaan», untuk melakukan «jalan yang benar», «semudah», «seperti yang akan terjadi», «sepertibias», «karena kebiasaan», «seperti semua orang». Sehubungan dengan hal апа каламбур, dia mengambil posisi pribadi. Beberapa hal membuatnya acuh tak acuh — kecuali mungkin, судах дикетахуи . Dia secara sistematis menghancurkan situasi kepastian, menciptakan — dengan kata-katanya sendiri — «kekosongan yang mengkhawatirkan». Руанг унтук Тухан. Руанг унтук оранг лежал. Dia mendorong rekan-rekannya untuk melakukan hal yang sama.
Берапа кали, кетика менаваркан Ф.Э. солуси янг сепенухня логис унтук суату масала, сая пернах менденгар янг лембут: «Я, иту багус, тетапи багаймана джика Анда мелакукання. .. себаликня?» Дан секали лаги диа мемилих сесуату ян тидак тердуга, комплексы, тидак дапат дипахами … хидуп. Hanya «oksigen paradoks» semacam itu yang bisa bernapas dengan bebas di benaknya. Dan tampaknya pikiran sederhana saya juga harus menumbuhkan орган pernapasan tambahan.
* * *
Федор Ефимович menantang dirinya sendiri, kenyataan, dan orang-orang di sekitarnya. Tetapi sekali lagi, sebuah paradoks: penghiburan dan rekonsiliasi adalah kunci terpenting dari praktik psikoterapinya. Dia adalah master sejati — dia melihat esensi seseorang dan tahu bagaimana mengucapkan kata-kata yang paling hati-hati, paling akurat, sehingga jiwa dibangkitkan, seolah-olah dari air hidup. Иту адалах хадиахнья. Dan Itu Adalah Sebuah Profesi. Dia mengembangkan metode psikoterapi — Memahami psikoterapi, dan selama beberapa dekade memimpin lokakaryanya, mengajar psikolog. Saya beruntung bisa belajar дан bekerja dengannya ди bidang ини. Bagi saya, psikoterapi Vasilyuk adalah contoh sinergi yang sempurna. Saya pikir kita masing-masing yang belajar untuk «membangun garis empatik» pernah menyadari dengan kecewa bahwa ini tidak membawa kita lebih dekat ke gaya F.E yang cerdik. Di sisi lain, menguasai alat-alat ini, dengan susah payah mengerjakan teknik dan pengembangan, kami menjadi profesional, dan nada kita sendiri mulai terdengar di dalam diri kita, gaya penulis kita sendiri terungkap. Yaitu: bekerja, дан Tuhan akan menyalakan lilin yang Dia inginkan ди Dalam diri Anda. Tapi itu пасти акан terbakar.
* * *
Федор Ефимович хидуп далам дименси кебебасан. Apalagi, jadwalnya dijadwalkan per menit selama berminggu-minggu ke depan. Selain itu, dia terus-menerus bekerja pada dirinya sendiri dengan cara pertapa, dan tampaknya dia hampir tidak membiarkan kehidupan emosionalnya berjalan dengan sendirinya. Диа «мелакукан апа ян харус диа лакукан» — setiap saat aku mengingatnya. Намун диа Сангат Бебас. Олег Карена ИТУ, ди антара jadwal, сая entah bagaimana menemukan waktu untuk опсионал (ке мана Анда акан pergi ке laut? Апа янг orang tua Анда lakukan? Biarkan saya memberi таху Анда tenang kemungkinan слово). Dan untuk янь berbelas kasih: mendengarkan, menembus, membantu berbagai orang. Kebebasannya adalah untuk cinta.
Дан мунгкин ханья ини ян секаранг бердамай денган кематиання. Kematian menghentikannya — dalam gerakan, ringan, pernapasan bebas, dalam ironi yang tak habis-habisnya, memberontak melawan kelembaman «dunia ini». Tidak mungkin untuk menerima. Tetapi saya percaya bahwa melalui kematian yang sangat ketat, dia memasuki ruang itu, ke dalam kebebasan yang dia rindukan — kebebasan bersekutu dengan Tuhan.
Пада хари keberangkatannya, 17 сентября, икон Бунда Аллах «Неопалимая купина» дираякан. Pengingat tenang bagaimana masuknya Tuhan ке Dalam seseorang memurnikannya, membakar kotoran, tetapi tidak menghanguskan sesuatu ян пентинг. Membuat dirinya sendiri. Sekarang сказать sangat takut dengan апи ини. Дан кематиан иту бегиту лама…
Tapi cinta itu untuk selamanya.
Pada 17 September 2017, Fedor Efimovich Vasilyuk, Doktor Psikologi, Profesor, Kepala Peneliti Laboratorium Psikologi Konseling dan Psikoterapi PI RAO, Kepala Departemen Psikoterapi Individu dan Kelompok Universitas Psikologi dan Pendidikan Negeri Moskow, Presiden Asosiasi Pemahaman Psikoterapi, meninggal dunia. Хари ини, пада хари pemakaman дан pemakaman хамба Тухан Теодор, ситус Православие.Ru menerbitkan wawancara dengan seorang psikoterapis янь diberikan ке портал ками 3 тахун янь лалу.
Tentang apakah pendeta membutuhkan pengetahuan psikoterapi dan tentang pengalaman mengajar psikoterapi kepada siswa — percakapan dengan Fedor Efimovich Vasilyuk, psikoterapis, dokter ilmu psikologi, profesor, kepala departemen psikoterapi individu dan kelompok di Universitas Psikologi dan Pedagogis Kota Moskow .
— Федор Ефимович, sejauh yang saya tahu, pendeta juga menghadiri kelas Anda di universitas tempat Anda mengajar. Tolong beritahu kami tenang hal itu.
Kasus-kasus seperti itu tidak begitu sering, tetapi, bagaimanapun, kami senang ketika para imam menemukan diri mereka di kelas psikologi dan psikoterapi. Secara khusus, saya ingat seorang imam agung di dekat Moskow. Ia menjelaskan ketertarikannya pada psikologi sebagai berikut: «Saya tidak akan menjadi psikolog profesional, saya seorang pendeta. Saya memiliki banyak tugas di paroki, sekolah, pelayanan sosial, bekerja dengan keluarga anak-anak, dan saya membutuhkan spesialis yang berbeda — dan psikolog pada khususnya. Сая ингин мемахами апа янг дапат мерека лакукан, сая ингин менгелола прозес ини секара компетентен, дан итулах менгапа сая менерима пендидикан ян бегиту мендалам». Ини Салах Сату Мотивня.
— Dan mengapa orang lain membutuhkan psikoterapi?
Saya ingat seorang imam Moskow lainnya yang saat ini sedang menjalani программа jangka panjang bersama kami. Pertama-tama, dia ingin memperdalam dan, mungkin, membuat lebih tepat cara melakukan percakapan духовный dengan umat paroki. Tampaknya bagi диа bahwa dalam psikoterapi anak, keluarga дан orang dewasa dia akan menemukan beberapa alat yang dapat dia bangun ke dalam pelayanan imamatnya, ke dalam konseling.
— Sebenarnya konseling пастырской дан psikoterapi bukanlah hal yang sama.
Bukan untuk menganalisis dan memberi nasihat, tetapi untuk berpartisipasi dalam pengalaman seseorang tenang semacam kemalangan, masalah.
Ini adalah pedang bermata dua, karena psikologi terkadang dapat membayangkan dirinya begitu mandiri, membantu seolah-olah дари dirinya sendiri. Tetapi konseling gereja bagaimanapun membangun pekerjaan pertolongan ini sedemikian rupa untuk memanggil Tuhan untuk berpartisipasi, untuk berpartisipasi dalam hal ini, dalam mengatasi kemalangan, krisis, masalah keluarga, dll. Di sini, menurut saya, adalah perbedaan mendasar.
— Ceritakan, tolong, tenang kursus Anda yang Anda bacakan kepada para Workshopis.
Dibutuhkan secara umum, berdasarkan pendidikan psikologis yang lebih tinggi, tiga tahun — pelatihan «Memahami Psikoterapi». Kami melanjutkan дари fakta bahwa Dalam psikoterapi kami bertemu seseorang yang berada Dalam krisis, Dalam situasi tanpa harapan, dalam situasi ketidakmungkinan, ketika dia tidak dapat melakukan апа каламбур dengan kemalangannya, kehilangan, semacam pengkhianatan. Tidak ada янг bisa dilakukan, ITU telah menjadi kenyataan . .. Beberapa jenis kemalangan telah terjadi, tetapi Anda harus hidup. Dan apa yang tersisa untuk seseorang? Tetap baginya untuk bertahan dalam situasi ини. Bertahan hidup berarti melakukan pekerjaan mental yang akan memikirkan kembali beberapa nilai, sikap seseorang, sikap terhadap kehidupan. Pekerjaan mengalami inilah янь menjadi pokok Dalam Memahami Psikoterapi, maka tugas psikoterapis kemudian bukan menganalisis dan memberi nasehat, rekomendasi, dll, tetapi ikut serta dalam pekerjaan mengalami ини. Дан апа янь dilakukan psikoterapis adalah апа янь кита sebut empati. Ini bukan hanya отвечает emosional, tetapi juga partisipasi intelektual, ini juga termasuk dalam analisis situasinya. Empati adalah semua янь dilakukan terapis untuk membantu orang tersebut mengalaminya. Ини адалах макна утама, дан методе янь digunakan seseorang untuk melakukan ини адалах методе pemahaman. Dengan siswa, kami menguasai teknik dasar memahami orang lain. Ternyata itu bukan hal termudah untuk dilakukan; bahkan mungkin yang paling sulit — pemahaman. Untuk itulah kursus itu dikhususkan — abjad teknik untuk memahami orang lain yang berada dalam kesulitan.
— Дан апа янь berhasil Anda capai Dalam kursus sesingkat itu?
Yah, saya pikir para siswa mempelajari alfabet ini. Mungkin Anda ingat — dan saya ingat — kegembiraan itu ketika tiba-tiba untuk pertama kalinya di jalan sebuah kata terbentuk дари huruf-huruf yang sudah Anda ketahui. Ханья ада сурат, дан секаранг — себуах ката! «Роти», Анда мембака, «Сусу». Ини Adalah sukacita янь Бесар. Tampak bagi saya bahwa siswa tidak hanya menguasai huruf-huruf ini, tetapi juga belajar membaca «Roti» dan «Susu». Mereka berdiri ди langkah pertama bantuan psikologis profesional tersebut.
— Seberapa sukses mereka mencapai ini tanpa pendidikan psikologis?
Ada kesulitan ди sini, tetapi para seminiis dengan cemerlang mengatasinya. Tentu Saja, sejumlah konsep memerlukan persiapan, membaca buku. Namun, bagaimanapun, kurangnya pengetahuan ини dalam kasus ини dapat dikompensasi oleh dua hal, menurut saya. Пертама, карена логика. Namun, курс иту diajarkan kepada пара lulusan семинарис, mereka adalah оранг-оранг dengan pemikiran янь sangat baik. Penting untuk dapat berpikir dengan baik. Mereka memiliki pikiran янь terorganisir. Dan kedua, mereka cukup sensitif secara emosional. Di Sini sebenarnya kehadiran акал дан хати memungkinkan untuk mengatasi minimnya pendidikan ди bidang psikologi. Карена иту, сая senang dengan hasilnya.
Федор Ефимович, багаймана Анда меманданг семинарис бербеда дари махасисва психологи ди университетов секулер?
Tentu saja, kuliah di universitas tidak dimulai dengan «O Raja Surgawi…» Tetapi perbedaan external ini meninggalkan jejaknya pada ruang komunikasi internal. Махасишва регулер тампакня лебих тербука; сисва семинари пада авальня — джаух лебих менарик дири, сеола-ола серагам мерека диканчинг. Mahasiswabias lebih bersemangat secara emosional, dan mahasiswa семинари … orang merasa bahwa mereka memiliki banyak perasaan, emosi, kehidupan emosional, tetapi tampaknya mendidih dalam reaktor nuklir, begitu terkendali. Mahasiswa institusi sekuler дан mahasiswa семинари dapat memiliki banyak air, tetapi di sana airnya terciprat ke mana-mana, tetapi di sini dikumpulkan dalam sumur dan ada perasaan yang lebih dalam.
— Дэн апа янь частокол berkesan баги Анда?
Ternyata agak tidak terduga bagi saya bagaimana, di awal kursus, banyak семинарис, янг perlu menanggapi semacam keluhan pasien bersyarat, tiba-tiba mulai memberikan khotbah kecil, instruksi, penjelasan mengapa, karena orangterjaan, in. Dalam hal ini kadang-kadang ada kelebihan, menurut selera saya, peningkatan … Tapi itu berlalu agak cepat. Saya terkejut dengan betapa cepatnya mereka melalui beberapa sesi dengan cara ini untuk membiarkan diri mereka berkomunikasi lebih terbuka, bebas, dan hidup dalam situasi янг акан mereka temui setiap хари ketika mereka perlu mendukung seseorang.
Selama istirahat дан setelah kelas, saya tahu siswa mengajukan pertanyaan, mendekati Anda. Апа янг мерека танякан?
Пертаньянання сангат бербеда. Salah satu siswa hanyalah kasus ketika disiplin semacam itu tidak mencapai batas yang tidak manusiawi, dan mereka tetap menjadi manusiabias, hanya anak laki-laki, dan terima kasih Tuhan! — джади, салах сату siswa ди kuliah mengajukan pertanyaan, дан kemudian, ketika ками sedang mendiskusikan masalah lain, диа tertidur. Дан ketika saya mendapatkan jawaban atas pertanyaannya, saya meminta para Workshopis янь duduk ди dekatnya untuk membangunkannya. Мерека мембангункання. Dia bangun, malang, dan saya berkata: «Sekarang saya menjawab pertanyaan Anda, tetap bangun sebentar». Saya menjawab dan berkata: «Baiklah, sekarang Anda dapat melanjutkan tidur». Pria itu sepertinya lelah. Tapi kemudian диа datang dengan pertanyaan янь sangat pribadi. Dia memiliki semacam cacat, kekhasan pidatonya sendiri, yang ingin dia perbaiki sebagai imam masa depan, karena dia mengerti bahwa dia perlu berkhotbah. Dan dia meminta saya untuk menasihatinya tenang seorang kolega, seorang psikolog, ян акан membantunya mengatasi keanehan bicara ини, untuk mengatasinya. Artinya, ини adalah pertanyaan янь terkadang sangat pribadi янь ditujukan untuk membantu. Ада juga seperti: дари мана asalnya дан mengapa dibutuhkan? Apakah ITU tidak mengklaim untuk menggantikan Gereja? дан sejenisnya. Pertanyaan yang begitu tajam, penting, dan hidup. Jadi terima kasih banyak atas kesempatan untuk mengajar kursus ini.
Москва Кота Психологи-педагогика Университет, профессор, президент Asosiasi Pemahaman Psikoterapi.
Энциклопедия YouTube
1 / 2
Memahami psikoterapi, pengalaman dan empati. Василюк Ф. Е.
Бакаан Натал 2011 (Багиан 1)
Подзаголовок
Биография
1981 — 1987 — bekerja sebagai psikolog klinis di rumah sakit jiwa (Деса Строгоновка в Крыму).
1986 — 1988 — berpartisipasi dalam penciptaan salah satu pusat sosio-psikologis khusus pertama di negara itu, dan sejak 1988 — Далам Penciptaan Institut Manusia дари Akademi Ilmu Pengetahuan Uni Совета.
1990 — menyelenggarakan Pusat Psikologi dan Psikoterapi.
Kegiatan ilmiah
Ди бидан методологии ильму психологи, Ф.Э. Василюк menganggap skisma (pembelahan) menjadi psikologi akademis dan psikoteknik (praktis). Dia memperkenalkan дан mengembangkan konsep «praktik psikologis» dibandingkan dengan konsep «psykologi praktis». Psikologi praktis — berbeda dengan praktik psikologis (psikoterapi, konseling psikologis) — ini adalah partisipasi psikolog dalam praktik sosial lainnya, dalam kerangka Department lain (di bidang kedokteran, pendidikan, dll.).
Ф.Э. Василюк менгембангкан иде-иде теоретис тентанг пенгаламан себагай суату кегиатан. Dia mengembangkan konsep дан типологии «dunia kehidupan», situasi krisis, serta tipologi mengalami krisis tergantung пада «dunia kehidupan» seseorang. Atas dasar satu complex perkembangan teoretis dan praktis, ia menciptakan sistem psikoteknik penulis — pengertian psikoterapi (Hibah Yayasan Kemanusiaan Rusia «Memahami psikoterapi sebagai sistem psikoteknik»). Юга Ф.Э. Василюк адалах пенулис методе психотерапии практис асли — «пернятаан директур тентанг гейала», «псикотехник пилихан».
Dalam studi «Stratigrafi Kesadaran dan Pemodelan Dinamis Fungsional Proses Kesadaran» (грант РФФИ, 2010) Ф.Э. Василюк mengusulkan structurya tingkat kesadaran berfungsi : tingkat refleksi, kesadaran, pengalaman langsadaran dan ketidaksadaran. Untuk menganalisis aspek dinamis gambar, ia memperkenalkan konsep strategi kerja kesadaran . Dia juga menciptakan klasifikasi strategi untuk pekerjaan kesadaran, berdasarkan model tetrahedron psikosemiotik .
Кегиатан менгаджар
Ф.Э. Василюк менгембангкан дан менгаджаркан дисиплин академии берикут:
- Дасар-дасар консультация психологов и психотерапевтов,
- Пенгертианская психотерапия,
- Психологи кесадаран дан пенгаламан,
- Psikoteknik dunia kehidupan,
- Psikoteknik pengalaman,
- Didaktik dan supervisi psikoterapi (untuk mahasiswa pascasarjana)
Пенербитан
Пемимпин Редакси Журнал «Конселинг Психологи дан Псикотерапия» (hingga 2009inklusif — «Журнал Псикотерапии Москва»)
ФЕДОР ЕФИМОВИЧ ВАСИЛЮК
Пада 17 сентября 2017, Федор Ефимович Василюк, доктор психологов, профессор, Кепала Пенелити Лаборатория психологической консультации и психотерапии ПИ РАО, Кепала Кафедра индивидуальной психотерапии в Келомпок Университете психологии и Пендидикан Негери Психология, Президема Асосиас.
Федор Ефимович лахир пада тахун 1953 г. келуарга ахли геологи из Донецка. Pengalaman menaklukkan puncak gunung Dalam ekspedisi bersama ayahnya, seorang ветеран perang, jelas tumbuh menjadi keberanian untuk menaklukkan puncak psikologi Rusia янь sampai sekarang tidak diambil. Dia adalah pelopor praktik psikologis domestik: pencipta Pusat Konseling Psikologis dan Psikoterapi pertama di Rusia, jurnal psikoterapi pertama di Rusia — Jurnal Psikoterapi Moskow, fakultas konseling psikologis pertama di Russia, psikoterapi domestik perhami yang diakui secara internasional.
Ф.Э. Василюк белаяр дари янг тербайк: А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, М.К. Мамардашвили, В.П. Зинченко дан лаин-лаин Пертемуан прибади денган Карл Роджерс, митрополит Антоний дари Сурожский, архимандрит Виктор Мамонтов мемилики пенгарух ян куат пада кехидупан дан пекерджаання. Баги баняк оранг, бертему денган Федор Ефимович сендири адалах титик балык далам хидуп. Dengan segala upayanya untuk menciptakan psikologi yang hidup, dia adalah ahli terdalam dalam masalah methodologis psikologis modern dan psikoterapi. Монография, посвященная изучению дискуси актив, баняк ди антаранья, меняющий классик: Психология опыта (1984) telah diterjemahkan ke banyak bahasa, buku Experience and Prayer (2005) mendapat peringkat tertinggi di dunia. Banyak tex masih belum sepenuhnia dipahami. Lebih дари seratus artikel янь keluar дари bawah penanya bersaksi tenang karunia unik дари Firman — hidup, sensitif дан puitis. Dia secara mengejutkan tahu bagaimana melihat dan memberi nama pada hal-hal yang halus dan sulit dipahami дари pengalaman дан empati, mengungkapkan esensi mereka, memanggil seseorang untuk kehidupan дан perkembangan sejati.
Selain semua kelebihan ini — ribuan siswa, klien, kolega, yang masing-masing mengalami partisipasi, keyakinan, kejeniusan creatifnya, diilhami oleh kelembutan dan kekuatan, semangat dan selera юмор terbaik … Dia berhak disebut sebagai Pria. Федор Ефимович меньимпан баняк оранг далам ингатання, диа таху наманья, диа мемперлакукан семуа оранг денган сангат прибади. Ди мана каламбур диа berada, setiap хари диа berdiri ди hadapan Tuhan dengan cinta, memanjatkan doa untuk ян meninggal дан ян masih hidup. Ками juga акан menghargai дан menghargai ingatannya. Untuk melanjutkan perjuangannya дан tujuan manusiabias, untuk terus belajar darinya bagaimana hidup dan hidup secara nyata, tanpa rasa takut menghadapi cobaan, menegaskan dengan cinta apa yang kita yakini.
Kesedihan manusia tidak merusak (melupakan, merobek, memisahkan), tetapi konstruktif, ia dirancang untuk tidak menyebar, tetapi untuk mengumpulkan, bukan untuk menghancurkan, tetapi untuk menciptakan — untuk menciptakan memori.
Василюк Ф.Е. Селамат дари кеседихан, 1991
Мемори абади.
Teman, mahasiswa, kolega
Pada 17 September 2017, psikologi menderita kerugian yang tidak dapat diperbaiki — Fedor Efimovich Vasilyuk, Doktor Psikologi, Profesor, Kepala Departemen Psikoterapi Individu dan Kelompok dari Universitas Psikologi dan Pedagogis Negeri Moskow, pendiri Fakultas Konseling Psikologi dan permanennya dekan selama 15 tahun, Presiden Asosiasi, meninggal pemahaman psikoterapi, kepala peneliti Laboratorium yayasan ilmiah konseling psikologis dan psikoterapi, PI RAE.
Фёдор Ефимович Василюк далах пера янг пертама ди Пусат Консалтинг Психологии и Псикотерапии России, Журнал Пертама ди России Тентанг Псикотерапии — Журнал Псикотерапии Москва, Факультет Консалтинг Психологии Пертама ди России.
Федор Ефимович далах pendiri sekolah pemahaman psikoterapi, penulis salah satu monografi yang paling banyak dikutip dan berwibawa dalam psykologi Rusia, The Psychology of Experience, diterjemahkan ke dalam banyak bahasa, penulis buku Experience and Prayer. Федор Ефимович внес свой вклад в антропологию, психологию, психологию и психотерапию Кристен, а также в то, что ей удалось сфокусироваться на духовной науке.
Федор Ефимович далах сеоранг джениус биаса. Pria yang mengubah вектор домашней психологии. Mengarahkan minat penelitianna paling banyak
inti — untuk PENGALAMAN manusia. Dia memperkuat tesis bahwa pengalaman adalah aktivitas, прозы hidup yang memiliki structur dan polanya sendiri. Alat psikologis ян dikembangkan secara metodologis дан praktis untuk bekerja dengan pengalaman. Mendedikasikan hidupnya, пада kenyataannya, untuk menciptakan teknik psiko untuk mengalami kesedihan дан mengatasi раса sakit. Dia meninggalkan ками panduan untuk melewati situasi kehidupan янь kritis, sebagai peta percontohan untuk kehadiran mereka дан чара untuk mengatasinya.