Важнейшие элементы структуры личности: Психологическая структура личности — это что такое? Понятие, особенности, структура

Психологическая структура личности — это что такое? Понятие, особенности, структура

Знание основ психологии может пригодиться в жизни каждому из нас. Они позволят максимально продуктивно достигать поставленных целей. Понимание психологической структуры личности при этом даст возможность эффективно взаимодействовать с людьми. Понадобится для этого и представление о том, как происходит развитие каждого индивидуума, и какими особенностями обладает данный процесс. Сделать жизнь более гармоничной, комфортной и продуктивной позволят и знания о составляющих элементах, а также типах личности. Попробуем освоить эти столь важные для каждого из нас основы.

Что такое личность?

Та реальность, которая описывается данным понятием, находит свое проявление в самой этиологии термина. Первоначально словом «личность», или persona, называли актерские маски, закрепленные за теми или иными типами действующих лиц. В римском театре название было несколько иным. Там актерские маски называли «личинами», то есть лицами, обращенными к аудитории.

Позже слово «личность» стало означать роль, а также самого актера. А вот у римлян термин persona приобрел более глубокий смысл. Это слово употреблялось с обязательным указанием той социальной функции, которая была присуща роли. Например, личность судьи, личность отца и т. д. Какой из этого может быть сделан вывод? По своему первоначальному значению понятие «личность» указывало на определенную функцию человека или его социальную роль.

Сегодня психология трактует этот термин несколько иначе. Она указывает на личность как на социально-психологическое образование, сформировавшееся благодаря жизни индивида в обществе. Человек, являясь существом коллективным, при вступлении в отношения с окружающими его людьми непременно приобретает новые качества, которые прежде у него отсутствовали.

Стоит отметить, что феномен личности является уникальным. В связи с этим у этого понятия на сегодняшний день нет однозначного определения. Так, личностью называют человека, обладающего некоторым набором психологических свойств, являющихся основанием для его поступков, значимых для общества. Этот же термин означает и внутреннее отличие человека от всех остальных.

Также под личностью понимают социальный субъект в совокупности с его социальными и индивидуальными ролями, привычками и предпочтениями, имеющимся у него опытом и знаниями.

Означает это понятие и человека, самостоятельно выстраивающего и контролирующего свою жизнь, полностью отвечающего за нее.

Сопутствующие понятия

Термин «личность» часто употребляют с такими словами, как «человек» и «индивид». По своему содержанию все эти термины не являются тождественными, но при этом отделить их друг от друга просто невозможно. Дело в том, что анализ каждого из этих понятий позволяет более полно раскрыть значение личности.

Что такое человек? Понятие это относят к родовым. Оно указывает на нахождение существа на самой высшей ступеньке развития природы. Данное понятие утверждает собой генетическую предопределенность в развитии человеческих качеств и признаков.

Под индивидом понимают отдельного члена общества, рассматриваемого в качестве уникальной совокупности имеющихся у него врожденных и приобретенных качеств. Те специфические свойства и способности, имеющиеся у людей (сознание и речь, трудовая деятельность и т. д.), не передаются им по биологической наследственности. Они формируются в течение всей жизни при усвоении той культуры, которая создана предшествующими поколениями. Ни один человек не способен самостоятельно выработать у себя систему понятий и логическое мышление. Для этого он должен участвовать в труде и в различных видах общественной деятельности. Результатом этого является развитие специфических особенностей, которые уже были ранее сформированы человечеством. Будучи живыми существами, люди подчиняются основным физиологическим и биологическим законам. Если рассматривать их жизнь с социальной точки зрения, то здесь они находятся в полной зависимости от развития общественных отношений.

Еще одним понятием, тесно связанным с «личностью», является «индивид». Данный термин указывает на единичного представителя homo sapiens. В этом качестве все люди имеют отличия не только по своим морфологическим признакам (цвету глаз, росту, телесной конституции), но и по психологическим свойствам, выражающимся в эмоциональности, темпераменте и способностях.

Под термином «индивидуальность» понимают единство имеющихся у человека уникальных личностных свойств. Данное понятие означает своеобразие психофизической структуры каждого из нас, в которое входит тип темперамента, интеллект, психические и физические особенности, жизненный опыт и мировоззрение. Эту многогранность понятия «индивидуальность» сводят к обозначению духовных качеств человека, а его сущность связана со способностью человека быть самим собой, проявляя самостоятельность и независимость.

Этапы исследования личности

Проблема понимания сущности человека как социально-психологического образования не решена и до настоящего времени. Она продолжает оставаться в списке самых интригующих тайн и трудных задач.

В целом в понимание личности и путей ее формирования вносят свою лепту различные социально-психологические теории. Каждая из них дает свое объяснение тому, почему имеют место индивидуальные различия между людьми и как происходит развитие и изменение индивида на протяжение всей его жизни. Однако ученые утверждают, что адекватной теории личности создать пока еще никому не удалось.

Теоретические исследования в этом направлении велись с древнейших времен. Их исторический период можно разбить на три этапа. Это философско-литературный и клинический, а также экспериментальный.

Истоки первого из них можно найти в трудах древних мыслителей. Причем длился философско-литературный этап вплоть до начала 19-го в. Основными проблемами, которые рассматривались в данный период, являлись вопросы, касающиеся социальной и нравственной природы человека, его поведения и поступков. Первые данные мыслителями определения личности были весьма широкими, включая в себя все то, что имеется в человеке, и все то, что он считает своим.

В начале 19-го в. проблемы психологии личности стали предметом интереса врачей-психиатров. Они занялись систематическими наблюдениями за личностью пациентов в клинических условиях. При этом исследователи изучали жизнь больного. Это позволяло им более точно объяснить его поведение. Результатами таких наблюдений стали не только профессиональные заключения, непосредственно связанные с диагностикой душевных заболеваний и их лечением. Свет увидели и общенаучные выводы, касающиеся природы человеческой личности. При этом принимались во внимание различные факторы (биологический, психологический). Структура личности на данном этапе стала проявляться более полно.

Клинический период продолжался до начала 20-го в. После этого проблемы личности попали в поле зрения профессиональных психологов, которые ранее обращали свое внимание только на изучение состояний и познавательных процессов человека. Эти специалисты придали исследованиям в описываемой области экспериментальный характер. При этом для точной проверки выдвигаемых гипотез и получения максимально достоверных фактов проводилась математико-статистическая обработка данных. На основе полученных результатов и строились теории личности. Они включали в себя уже не умозрительные, а экспериментально проверенные данные.

Теории личности

Под этим термином понимают совокупность предположений или гипотез о механизмах и природе развития человека как социально-психологического образования. Причем каждая из существующих теорий личности делает попытки не только объяснить поведение индивида, но и предсказать его. На сегодняшний день их существует несколько.

В их числе:

  1. Психодинамическая теория личности. Ее вторым, более известным названием является «классический психоанализ». Автор этой теории – ученый из Австрии З. Фрейд. В своих трудах он рассматривал личность как систему агрессивных и сексуальных мотивов. При этом он разъяснял, что эти факторы уравновешиваются защитными механизмами. Чем является психологическая структура личности по Фрейду? Она выражается в индивидуальной совокупности отдельных защитных механизмов, свойств и блоков (инстанций).
  2. Аналитическая. Эта теория личности по своей сути близка к выводам З. Фрейда и имеет с ними большое количество общих корней. Самым ярким представителем аналитического подхода к этой проблеме можно назвать швейцарского исследователя К. Юнга. Согласно высказанной им теории, личность является совокупностью врожденных, а также реализованных ею архетипов. При этом психологическая структура личности определена индивидуальным своеобразием соотношений. Они касаются определенных блоков сознательного и бессознательного, свойств архетипов, а также интровертированной и экстравертированной установки индивида.
  3. Гуманистическая. Основными представителями этой теории личности являются А. Маслоу и К. Роджерс. По их мнению, главным источником в развитии индивидуальных качеств человека являются врожденные тенденции, предполагающие самоактуализацию. А что означает понятие «личность»? В рамках гуманистической теории данный термин отражает тот внутренний мир, который характерен для человеческого «Я». Что при этом можно назвать психологической структурой личности? Это не что иное, как индивидуальное соотношение между реальным и идеальным «Я». При этом в понятие психологической структуры личности этой теории включается и тот индивидуальный уровень развития, которым обладает потребность к самоактуализации.
  4. Когнитивная. Суть этой теории личности близка к рассмотренной выше гуманистической. Но при этом у нее все же имеется ряд довольно существенных отличий. Основоположником данного подхода, американским психологом Дж. Келли, было высказано мнение о том, что каждый человек в своей жизни хочет знать лишь то, что с ним уже произошло, и какие события ждут его в будущем. Согласно данной теории, под личностью понимают систему индивидуальных организованных конструкторов. В них и происходит переработка, восприятие и интерпретация полученного человеком опыта. Если рассматривать кратко психологическую структуру личности, то, согласно мнению, высказанному Дж. Келли, ее можно выразить в качестве индивидуальной и своеобразной иерархии конструкторов.
  5. Поведенческая. Эту теорию личности называют еще и «наученческой». Данный термин имеет свои объяснения. Дело в том, что главным тезисом поведенческой теории является утверждение о том, что личность человека представляет собой продукт научения. Она является системой, в которую входят, с одной стороны, социальные навыки и условные рефлексы, а с другой – совокупность внутренних факторов, в числе которых самоэффективность, субъективная значимость и доступность. Если изложить кратко психологическую структуру личности согласно поведенческой теории, то, по мнению ее автора, она представляет собой сложно организованную иерархию социальных навыков или рефлексов. Ведущая роль в ней отдана внутренним блокам доступности, субъективной значимости и самоэффективности.
  6. Деятельностная. Эта теория личности наиболее популярна в отечественной психологии. Наибольший вклад в развитие деятельностной гипотезы внесли А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская и С. Л. Рубинштейн. В рамках данной теории личность представляет собой сознательный объект, который занимает некоторое положение в обществе. При этом она выполняет определенную социально-полезную функцию. Что представляет собой при этом психологическая структура личности человека? Она является сложно организованной иерархией определенных блоков, состоящих из направленности, самоконтроля, характера и способностей, отдельных свойств, а также системных бытийных и экзистециональных качеств индивида.
  7. Диспозициональная. Сторонники этой теории полагают, что личность в качестве своих главных источников для развития, использует факторы, характерные для генно-средового взаимодействия. Причем у этой гипотезы существуют различные направления. Представители некоторых из них полагают, что основное влияние на личность оказывает генетика. Существует и явно противоположное мнение. Представители несколько иных направлений диспозиционной теории утверждают, что основное влияние на индивида оказывает все же среда. Но тем не менее диспозициональное рассмотрение проблемы указывает на личность как на сложную систему темперамента или формально-динамических качеств. Сюда же входят основные черты человека и его социально-обусловленные свойства. Психологическая характеристика структуры личности, данная представителями диспозициональной теории, выражается в организованной иерархии определенных биологически детерминированных качеств. Причем все они включены в некие соотношения, что позволяет образовывать определенные типы черт и темперамента. Кроме того, одним из элементов структуры психологических свойств личности является совокупность, включающая в себя содержательные свойства. Они также оказывают влияние на индивидуальность человека.

Структура личности

Данное понятие в психологии никоим образом не затрагивает отношения индивида с окружающим миром и социумом. Оно рассматривает их только с сточки зрения определенных свойств.

Понятие и психологическая структура личности наиболее детально стали изучаться во второй половине 20-го в. В этот период каждого человека исследователи стали представлять эпицентром социального и индивидуального. Все большее количество отечественных психологов стало склоняться к мысли о том, что личность представляет собой сложный узел, в который вплетены общественные отношения. Это позволило сделать вывод, что данное понятие является определенной мерой самовыражения, индивидуальной активности, творчества, самоутверждения. Кроме этого, личность стала рассматриваться как субъект истории, способный существовать лишь в социальной целостности.

Главной предпосылкой для ее становления при этом является деятельность. Этот факт окончательно признан отечественными исследователями. Каковы взаимоотношения деятельности и личности? Психологическая структура деятельности позволяет судить о ней как о субъективном факторе. При этом ее основным продуктом и условием существования является сам человек, определенным образом относящийся к окружающему миру. Сознание людей формируется исходя из структуры деятельности, основная цель которой состоит в удовлетворении потребностей. Те блага, которые человек получает в результате своего труда, прежде всего имеют место в его представлении. Сюда же заложено и то, что определяет структуру личности каждого из нас.

Так что же означает данное понятие? Психологическая структура личности в психологии – это системное целостное образование. Оно представляет собой совокупность определенных социально значимых качеств, отношений, позиций, поступков и алгоритмов действий человека, которые сложились у него прижизненно и которые определяют его деятельность и поведение.

Важнейшими элементами психологической структуры личности являются такие ее свойства, как характер и направленность, способности и темперамент, жизненный опыт, персональные особенности происходящих в индивиде психологических процессов, психические состояния, характерные для конкретного человека, самосознание и проч. Причем все эти черты приобретаются людьми постепенно, параллельно с процессом обучения социальным навыкам.

Развитие психологической структуры личности является продуктом жизненного пути, пройденного человеком. Каким образом функционирует данное образование? Это становится возможным при взаимодействии всех компонентов психологической структуры личности. Они представляют собой индивидуальные качества человека. Рассмотрим их подробнее.

Направленность

Это один из основных элементов психологической структуры личности. Что же представляет собой направленность?

Это первый компонент в психологической структуре личности. Направленность личности олицетворяет собой ее интересы, установки и потребности. Один из этих компонентов и определяет всю деятельность человека. Он играет ведущую роль. Все же другие элементы психологической структуры личности в области направленности лишь подстраиваются к нему и на него опираются. Так, у человека может быть потребность в чем-то. Однако никакого интереса к определенной вещи он не проявляет.

Способности

Это второй из существующих элементов психологической структуры личности. Способности предоставляют человеку возможность самореализации в определенной сфере деятельности. Они представляют собой индивидуально-психологические качества личности, обеспечивающие успех человека в общении и работе. При этом способности нельзя сводить к навыкам, умениям и знаниям, которые есть у человека.

Ведь этот элемент в социально-психологической структуре личности лишь обеспечивает их более легкое приобретение, дальнейшую фиксацию, а также эффективное применение на практике.

Способности классифицируют на:

  1. Естественные (природные). Такие способности связаны с врожденными задатками человека и обусловлены его биологическими особенностями. Их формирование происходит при имеющемся у индивида жизненном опыте и при использовании механизмов научения, представляющих собой условно-рефлекторные связи.
  2. Специфические. Эти способности бывают общими, т. е. определяющими успехи человека в различных направлениях деятельности (память, речь и т. д.), а также специальными, характерными для определенной области (математики, спорта и т. д.).
  3. Теоретические. Эти способности в психологической структуре личности определяют склонность индивида к абстрактному и логическому мышлению. Они лежат в основе успехов человека к осуществлению конкретных практических действий.
  4. Учебные. Эти способности оказывают непосредственное влияние на успех педагогического воздействия на человека, усвоение им навыков, умений и знаний, приходящих к формированию основных жизненных качеств.

Существуют также способности к общению с людьми, предметной деятельности, связанные со взаимодействием людей с техникой, природой, художественными образами, знаковой информацией и т. д.

Стоит отметить, что способности являются образованиями не статичными. Они находятся в динамике, а их первоначальное формирование и дальнейшее развитие является следствием организованной определенным образом деятельности, а также общения.

Характер

Это третий по значимости из всех существующих компонентов психологической структуры личности. Характер проявляется через поведение человека. Именно поэтому определить его и наблюдать в дальнейшем является задачей несложной. Недаром человека чаще всего судят только по его характеру, не учитывая при этом способности, направленность и прочие качества.

При изучении особенностей психологической структуры личности характер выступает как довольно сложная категория. Ведь он включает в себя эмоциональную сферу, волевые и моральные качества, а также интеллектуальные способности. Все они в совокупности главным образом и определяют поступки.

Отдельные компоненты характера связаны друг с другом и находятся во взаимной зависимости. В целом они образуют единую организацию. Ее и называют структурой характера. Данное понятие включает в себя две группы черт, то есть тех или иных особенностей личности, которые регулярно проявляются в самых различных сферах деятельности человека. Именно по ним и можно давать предположение о возможных поступках индивида в определенных условиях.

В первую группу входят черты, которые выражают направленность личности, то есть ее цели и идеалы, склонности и интересы, установки и устойчивые потребности. Это целая система отношений между человеком и окружающей действительностью, представляющая собой характерные только для этого индивида методы осуществления подобных отношений. Во вторую группу входят волевые черты характера. Рассматриваются в ней и эмоциональные проявления.

Воля

Понятие и психологическая структура личности включают в себя и этот компонент. Что такое воля? Это способность человека сознательно регулировать свои поступки и действия, требующие определенного преодоления внешних и внутренних трудностей.

На сегодняшний день понятие воли начало терять научную ценность в области психологии. Вместо этого термина все чаще ставят мотив, сущность которого определена потребностями человека и теми явлениями, которые непосредственно с ними связаны.

Воля является одним из специфических и существенных свойств в поведении людей. При этом она имеет сознательный характер. Подобное обстоятельство позволяет человеку находиться на недоступном для животных уровне. Присутствие воли дает возможность людям осознавать поставленную цель, а также средства, необходимые для ее достижения, которые определяются еще до начала деятельности. Большинством психологов воля рассматривается в качестве сознательного характера поведения. Подобное мнение позволяет дать определение всякой активности человека. Ее можно считать одним из направлений волеизъявления, так как такая деятельность предполагает наличие осознанной цели. Причем основную природу данного компонента можно обнаружить в структуре всего поведения человека в целом, а для ее выяснения понадобится выявить особенность содержательной стороны поступков, их мотива и источника.

Темперамент

Данный элемент в психологической структуре личности представляет собой динамику и энергию поведения человека. Исходя из темперамента, проявляются скорость, сила и яркость эмоционального реагирования индивида.

Этот элемент психологической структуры личности является врожденным. Его физиологические основы были изучены академиком И. П. Павловым. В своих работах ученый обратил внимание на то, что темперамент зависит от типа нервной системы, которые были охарактеризованы им следующим образом:

  1. Безудержный. Этот тип высшей нервной деятельности является неуравновешенным, подвижным и сильным. Он соответствует темпераменту холерика.
  2. Живой. Это уравновешенный, но в то же время подвижный и сильный тип нервной системы. Он характерен для сангвиников.
  3. Спокойный. Под ним понимают инертный, уравновешенный и сильный тип НС. Такой темперамент можно встретить у флегматиков.
  4. Слабый. Малоподвижный, неуравновешенный и слабый тип НС. Данный темперамент встречается у меланхоликов.

Те различия, которые имеют место между людьми, довольно многоплановы. Именно поэтому порой становится так сложно понять человека, избежать конфликтов с ним и принять правильную линию поведения. Для того чтобы глубже понять других людей, и нужны приведенные в этой статье психологические знания, которые стоит применять в сочетании с наблюдательностью.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ | это… Что такое ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ?

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации. В диспозиционной структуре личности Ц.О. образуют высший (как правило, осознаваемый — в отличие от социальных установок) уровень иерархии предрасположен-ностей к определенному восприятию условий жизнедеятельности, их оценке и поведению как в актуальной (здесь-и-теперь), так и долгосрочной (прежде всего) перспективе. Ц.О. наиболее четко эксплицируются в ситуациях, требующих ответственных решений, влекущих за собой значимые последствия и предопределяющих последующую жизнь индивида. Ц.О. обеспечивают целостность и устойчивость личности, определяют структуры сознания и программы и стратегии деятельности, контролируют и организуют мотивационную сферу, инструментальные ориентации на конкретные объекты и (или) виды деятельности и общения как средство достижения целей. Таким образом, Ц.О. — это прежде всего предпочтения или отвержения определенных смыслов как жиз-неорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии в ними. В этом отношении содержание, вкладываемое в понятие «Ц.О.», соответствует изначальному значению слова «ориентация» (лат. oriens, orientis — восток) как имеющему значение определения своего положения в пространстве прежде всего по отношению к востоку — доминантно означенной точке восхода Солнца, но переносимом в пространство смысловое, а через него — и в социальное. Ц.О., следовательно, задают: общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) к реализации собственного «проекта» жизни. Ц.О. проявляются и раскрываются через оценки, которые человек дает себе, другим, обстоятельствам и т.д., через его умение структурировать жизненные ситуации, принимать решения в проблемных и выходить из конфликтных ситуаций, через избираемые линии поведения в экзистенциально и морально окрашенных ситуациях, через умение задавать и изменять доминанты собственной жизнедеятельности. Личностные кризисы (часто дополнительно провоцируемые кризисами социальными) вызывают, как правило, необходимость в подтверждении или переосмысливании систем Ц.О., преодоления возникающих в них противоречий, т.к. связаны со сменой векторов активности, пересамоидентификацией и рефлексией меры самореализации, обнажением смысловых оснований жизни. В этих случаях успешность разрешения кризисов и минимизация потерь во многом зависят от степени отреф-лексированности, динамизма и открытости Ц.О. Непротиворечивость и цельность систем Ц.О. может расматриваться как показатель устойчивости и автономности личности. Соответственно их противоречивость и «разорванность» — как свидетельство незрелости и маргинальности личности, что фиксируется через неспособность человека вынести оценку и принять решение (или, наоборот, готовности действовать по раз и навсегда установленному стереотипу), с одной стороны, и расхождение вербального и невербального поведения — с другой. Проблематика Ц.О. требует своего существенного переосмысления в условиях современных динамичных социальных систем, предполагающих одновременное самоопределение человека в разных локусах культурного пространства, подчиняющихся разным культурным нормам и задаваемых, соответственно, разными ценностями, далеко не всегда согласующимися между собой. Таким образом, ключ к пониманию Ц.О. следует искать не в субъект-объектных, а в интерсубъективных отношениях людей. Истоки концепции Ц.О. усматривают в работах У. Томаса и Знанецкого, впервые категориально употребивших сам термин, переинтерпретировав понятие attitude (отношение) в переживание личностью значимости какого-либо явления. В качестве теоретического основания концепции Ц.О. называют учение М. Вебера о ценностнорациональном действии. В качестве разработки проблематики Ц.О. могут быть рассмотрены работы Узнадзе по фиксированным социальным установкам.

Глава 19, Часть 2: Пятифакторная теория личности — PSY321 Текст курса: Теории личности

Коста и Маккрей признали важную роль, которую сыграл Айзенк, когда он определил экстраверсию и невротизм как факторы личности второго порядка, а также для разработки опросника личности Модсли, опросника личности Айзенка и опросника личности Айзенка (последний тест, разработанный с его участием). жена Сибилла, первой включила психотизм, см. S. Eysenck, 1997) в качестве инструментов для измерения этих факторов. Однако они не согласились с Айзенком в отношении психотизма. Первоначально они предложили другой фактор, названный открытостью . Когда они обсуждали этот вопрос с Айзенком, он чувствовал, что открытость может быть противоположным полюсом психотизма, но МакКрей и Коста считали, что факторы существенно различаются (см. Costa & McCrae, 1986). С тех пор Коста и МакКрей вышли за рамки третьего фактора открытости и добавили еще два фактора второго порядка:0003 доброжелательность

и добросовестность (см. Costa & McCrae, 1989; Costa & Widiger, 1994; McCrae & Allik, 2002; McCrae & Costa, 2003). Вместе Коста и МакКрей разработали NEO Personality Inventory (или NEO-PI) для измерения невротизма, экстраверсии и открытости, а позже они разработали Revised NEO-PI или NEO-PI-R, который также измеряет доброжелательность. добросовестность (см. McCrae & Costa, 2003).

Пятифакторная модель личности
Коэффициент Низкая оценка Описание Описание рекорда
Нейротизм Спокойный, Уравновешенный, Самодовольный, Комфортный, Безэмоциональный, Выносливый Тревожный, Темпераментный, Жалкий к себе, Застенчивый, Эмоциональный, Уязвимый
Экстраверсия Сдержанный, Одиночка, Тихий, Пассивный, Трезвый, Бесчувственный Ласковый, Столярный, Разговорчивый, Активный, Веселый, Страстный
Открытость опыту Приземленный, нетворческий, традиционный, предпочитающий рутину, нелюбопытный, консервативный Творческий, оригинальный, предпочитающий разнообразие, любопытный, либеральный
Приятность Безжалостный, Подозрительный, Скупой, Антагонистический, Критический, Раздражительный Мягкий, Доверчивый, Щедрый, Покладистый, Снисходительный, Добродушный
Добросовестность Небрежный, Ленивый, Неорганизованный, Опоздавший, Бесцельный, Увольняющийся Добросовестный, Трудолюбивый, Хорошо организованный, Пунктуальный, Амбициозный, Настойчивый
Взято из McCrae and Costa (2003)

Многие психологи считают, что общее количество личностных черт можно свести к пяти факторам, при этом все остальные личностные черты укладываются в эти пять факторов. Согласно этой модели, фактор является более крупной категорией, которая включает в себя множество более мелких черт личности . Пятифакторная модель была разработана независимо несколькими разными психологами в течение ряда лет (Boundless, n.d.).

История и обзор

Исследование пятифакторной модели началось в 1949 году, когда Д.В. Фиске не смог найти подтверждение обширным 16 факторам личности Кеттелла, но вместо этого нашел поддержку только пяти факторов. Исследования увеличились в 1980-х и 1990-х годов, предлагая растущую поддержку пятифакторной модели. Пять факторов личности демонстрируют постоянство в интервью, самоописаниях и наблюдениях, а также среди широкого круга участников разного возраста и из разных культур. Сегодня это наиболее широко принятая структура среди теоретиков черт и в психологии личности, а также наиболее точное приближение основных параметров черт (Funder, 2001) (Boundless, nd).

Поскольку эта модель была разработана независимо разными теоретиками, названия каждого из пяти факторов и то, что каждый фактор измеряет, различаются в зависимости от того, какой теоретик на него ссылается. Однако версия Пола Косты и Роберта МакКрэя сегодня наиболее известна и именно ее вспоминает большинство психологов при обсуждении пятифакторной модели. Аббревиатура ОКЕАН часто используется, чтобы напомнить о пяти факторах Косты и МакКрэя, или личностных чертах Большой пятерки:

O жалость к E опыт, C добросовестность, E экстреверсия, A приветливость и N евротизм (Безграничный, n.d.).

Открытость опыту (изобретательный/любопытный vs. последовательный/осторожный)

Эта черта включает в себя признательность за искусство, эмоции, приключения, необычные идеи, любопытство и разнообразие опыта. Открытость отражает степень интеллектуальной любознательности, творчества и предпочтения человека новизне и разнообразию. Это также описывается как степень изобретательности или независимости человека; он описывает личное предпочтение различных видов деятельности строгому распорядку. Те, у кого высокие баллы по открытости к опыту, предпочитают новизну, а те, у кого низкие баллы, предпочитают рутину (Boundless, n.d.).

Источник изображения: Free-Photos. Получено с сайта Pixabay по адресу https://pixabay.com/photos/mountain-canyon-landscape-travel-1031130/. Лицензия CCO.

Добросовестность (эффективность/организованность vs легкость/небрежность)

Эта черта относится к склонности человека к самодисциплине, исполнению долга, компетентности, вдумчивости и стремлению к достижениям (например, к целенаправленному поведению). Оно отличается от моральных последствий «наличия совести»; вместо этого эта черта фокусируется на количестве преднамеренных намерений и мыслей, которые человек вкладывает в свое поведение. Люди с высокой совестливостью предпочитают планомерное, а не спонтанное поведение, часто организованы, трудолюбивы и надежны. Люди с низким уровнем добросовестности придерживаются более расслабленного подхода, спонтанны и могут быть неорганизованными. Многочисленные исследования выявили положительную корреляцию между добросовестностью и успеваемостью (Boundless, n.d.).

Экстраверсия (общительная/энергичная против уединенной/сдержанной)

Человек с высокими показателями экстраверсии характеризуется высокой энергией, положительными эмоциями, разговорчивостью, напористостью, общительностью и тенденцией искать стимуляцию в компании других. Те, у кого экстраверсия низкая, предпочитают одиночество и/или небольшие группы, наслаждаются тишиной, предпочитают занятия в одиночестве и избегают больших социальных ситуаций. Неудивительно, что люди с высокими показателями экстраверсии и открытости с большей вероятностью будут участвовать в приключенческих и рискованных видах спорта из-за своей любознательности и стремления к азарту (Tok, 2011) (Boundless, n.d.).

Исходное изображение: 895K. Получено с Pixabay по адресу https://pixabay.com/photos/meditation-mountains-thoughtful-3000172/. Лицензия CCO.

Доброжелательность (дружелюбие/сочувствие против холодного/недоброго)

Эта черта измеряет склонность человека к состраданию и сотрудничеству, а не к подозрительности и враждебности по отношению к другим. Это также показатель доверчивого и полезного характера человека, а также того, в целом ли он уравновешен или нет. Людей с низким уровнем приятности обычно описывают как грубых и несговорчивых (Boundless, n.d.).

Нейротизм (чувствительный/нервный vs. безопасный/уверенный)

Высокий невротизм характеризуется тенденцией испытывать неприятные эмоции, такие как гнев, тревога, депрессия или уязвимость. Нейротизм также относится к степени индивидуальной эмоциональной стабильности и контроля импульсов. Люди с высоким уровнем невротизма, как правило, испытывают эмоциональную нестабильность и характеризуются гневом, импульсивностью и враждебностью. Уотсон и Кларк (1984) обнаружили, что люди, сообщающие о высоком уровне невротизма, также склонны сообщать о чувстве беспокойства и несчастья.

Напротив, люди с низким уровнем невротизма, как правило, спокойны и уравновешены (Boundless, n.d.).

Источник изображения: Free-Photos. Получено с сайта Pixabay по адресу https://pixabay.com/photos/girl-lavender-asleep-happiness-1208307/. Лицензия CCO.

Важно помнить, что каждый из пяти факторов представляет диапазон возможных типов личности. Например, человек обычно находится где-то посередине между двумя крайностями «экстраверт» и «интроверт» и не обязательно полностью определяется как один или другой. Большинство людей находятся где-то посередине между двумя полярными концами каждого измерения. Также важно отметить, что черты «большой пятерки» относительно стабильны на протяжении всей нашей жизни, но есть некоторая тенденция к незначительному увеличению или уменьшению этих черт. Например, исследователи обнаружили, что добросовестность возрастает от юношества до среднего возраста, поскольку мы становимся более способными управлять своими личными отношениями и карьерой (Donnellan & Lucas, 2008).

Доброжелательность также увеличивается с возрастом, достигая пика между 50 и 70 годами (Terracciano, McCrae, Brant, & Costa, 2005). Нейротизм и экстраверсия с возрастом немного снижаются (Donnellan & Lucas; Terracciano et al.) (Boundless, n.d.).

Эти пять факторов различны, и ни низкие, ни высокие баллы не обязательно являются лучшими, «хорошими» или «плохими»:

…все черты прошли эволюционную проверку на выживание, и с точки зрения общества необходимы все типы людей: те, кто хорошо работает с другими, и те, кто может выполнить задачу самостоятельно; тех, кто придумывает новые творческие способы ведения дел, и тех, кто поддерживает лучшие решения прошлого. Вероятно, в невротизме есть даже преимущества [sic], поскольку общество исключительно добродушных людей может не конкурировать с другими обществами подозрительных и враждебных личностей. Культурам нужны члены, пригодные как для войны, так и для мира, для работы и для развлечения… (стр. 51-52; McCrae & Costa, 2003)

Критика пятифакторной модели

Критики подхода, основанного на чертах, утверждают, что закономерности изменчивости в различных ситуациях имеют решающее значение для определения личности — что усреднение таких ситуаций для поиска всеобъемлющей «черты» маскирует критические различия между людьми (Boundless, n. d.).

Критики пятифакторной модели, в частности, утверждают, что эта модель имеет ограничения как объяснительная или предсказательная теория и что она не объясняет всю человеческую личность. Некоторые психологи не согласны с этой моделью, поскольку считают, что она игнорирует другие области личности, такие как религиозность, манипулятивность/макиавеллизм, честность, сексуальность/обольстительность, бережливость, консервативность, мужественность/женственность, снобизм/эгоизм, чувство юмора и склонность к риску. поиск/поиск острых ощущений (Boundless, n.d.).

Факторный анализ, статистический метод, используемый для определения размерной структуры наблюдаемых переменных, не имеет общепризнанной основы для выбора среди решений с разным количеством факторов. Пятифакторное решение в некоторой степени зависит от интерпретации аналитика. На самом деле в основе этих пяти факторов может лежать большее число факторов; это привело к спорам об «истинном» количестве факторов. Сторонники пятифакторной модели ответили, что, хотя другие решения могут быть жизнеспособными в одном наборе данных, только пятифакторная структура последовательно воспроизводится в разных исследованиях (Boundless, n. d.).

Другая частая критика заключается в том, что пятифакторная модель не основана на какой-либо лежащей в ее основе теории; это просто эмпирический вывод о том, что определенные дескрипторы группируются вместе при факторном анализе. Это означает, что хотя эти пять факторов существуют, лежащие в их основе причины неизвестны (Boundless, n.d.).

В качестве основы для изучения личности пятифакторная модель оказалась достаточно всеобъемлющей. Пять факторов хорошо себя зарекомендовали при измерении с помощью множества других тестов и в рамках других теоретических точек зрения, включая тщательное сравнение со списком человеческих потребностей, предложенным Генри Мюрреем. Пятифакторная модель, особенно важная в современной психологии, также очень хорошо зарекомендовала себя при изучении разных культур — тему, которую мы рассмотрим далее.

Связи между культурами: большая пятерка между культурами

Чтобы оценить межкультурное применение Пятифакторной модели (FFM), Роберт МакКрэй предложил решить эту проблему тремя способами. Транскультурный анализ ищет личностные факторы, выходящие за рамки культуры. Другими словами, личностные факторы, которые являются универсальными или общими для всех людей. Внутрикультурный анализ рассматривает специфическое выражение черт в культуре. И, наконец, межкультурный анализ сравнивает характеристики признаков между культурами (см. Allik & McCrae, 2002). В 2002 году Маккрей и Аллик опубликовали «Пятифакторная модель личности в разных культурах» , сборник исследований, в которых различные исследователи изучали применимость пятифакторной модели (ПФМ) в самых разных культурах. Различные исследования, содержащиеся в этой книге, изучают структуру личности, а также обоснованность и обобщаемость использования NEO-PI-R для измерения личности примерно в сорока культурах, проживающих на пяти континентах. МакКрей и Аллик признают, что личность — это гораздо больше, чем просто черты, но черты, выявленные в FFM, по-видимому, предлагают прочную межкультурную основу для понимания личности во всем мире.

Потенциальная достоверность перевода NEO-PI-R и изучения FFM в различных культурах основана на идее, что наиболее важные факторы человеческого взаимодействия будут закодированы в языках большинства, если не всех, культур (см. Pervin, 1999). Учитывая озабоченность по поводу этой лексической гипотезы и проблемы перевода, Пибоди (1999) использовал описания черт с контрастными терминами, чтобы помочь прояснить вопросы в исследовании суждения о национальном характере. У него были судьи из 12 разных европейских стран, плюс Америка, Филиппины, Япония и Китай оценивали друг друга. Изучив данные с точки зрения FFM, Пибоди обнаружил сильную поддержку полезности этой модели в кросс-культурных исследованиях. Другие исследователи добились значительных успехов, используя NEO-PI-R в прямом переводе. Rolland (2002) собрал данные исследований, в которых NEO-PI-R применяли к людям из культур, говорящих на 16 различных языках (включая китайско-тибетский, индоевропейский, уральские, хамито-семитские и австронезийские языки, а также на одном неклассифицированном языке). [Корейский]). В целом он подтвердил обобщаемость структуры личности, выявленной с помощью FFM, в этих различных культурах. Аналогичные благоприятные результаты, относящиеся к структуре личности, были выявлены как у взрослых, так и у подростков в чешской, польской и словацкой группах (Hrebickova, et al., 2002), а также среди шона в Зимбабве (Piedmont, et al., 2002). что касается отношений между личностью и эмоциями у канадских, испанских, китайских, японских и корейских субъектов (Yik, et al., 2002) и отношений между личностью и культурными целями у американцев и вьетнамцев (Leininger, 2002). Эти исследования, а также многие другие, которые не упоминаются, обеспечивают существенную поддержку согласованности FFM в самых разных культурах, по крайней мере, в отношении структуры личности. Однако остается неясным, эквивалентны ли оценки, полученные от двух разных культурных групп (см. Poortinga, Van de Vijver, & Van Hemert, 2002). Другими словами, если Культура А набрала больше баллов, чем Культура Б, скажем, в отношении приемлемости, возможно, перевод, используемый для Культуры А, более ответственен за результат, чем фактическое различие между Культурами А и Б. Потребуются дальнейшие исследования в этой области. для решения подобных вопросов.

Источник изображения: OpenClipart-Vectors. Получено с сайта Pixabay по адресу https://pixabay.com/vectors/art-borders-boy-child-chromatic-2026073/. Лицензия CCO.

Несмотря на многочисленные исследования, поддерживающие кросс-культурное применение FFM, есть психологи, в целом благосклонно относящиеся к FFM, которые, тем не менее, подчеркивают осторожность. Фундаментальный вопрос заключается в том, соответствуют ли описания черт тому, как люди в других культурах описывают другого человека. Хотя это правда, что использование абстрактных названий признаков является обычной практикой в ​​американской культуре, в других культурах, таких как Индия и Китай, более распространено описание людей с точки зрения действий, зависящих от контекста. Чтобы вписать такие данные в FFM, требуются некоторые манипуляции, которые оставляют правомерность работы открытой для некоторых дискуссий (см. Pervin, 19).99). Однако, сравнивая китайских и американских студентов, FFM дает адекватную оценку стереотипов каждой группы относительно друг друга (Zhang, et al. , 1999). Что ясно, так это необходимость продолжения исследований кросс-культурных перспектив, а также потребность в кросс-культурных учебных программах. В связи с этим Брислин (1999) предложил способы, с помощью которых FFM можно использовать в качестве основы для разработки таких программ, в частности, рассказывая нам что-то о каждом человеке в программе межкультурного обучения и, следовательно, о том, какой тип программы может работать на них лучше всего (см. также McCauley, Draguns, & Lee, 1999). Независимо от того, предпочитаете ли вы FFM или какую-либо другую модель структуры личности, важность кросс-культурных исследований очевидна:

Человеческая природа не может быть независимой от культуры. Как и человеческая личность. Люди разделяют определенные социальные нормы или правила в рамках своих культурных групп. Более 2000 лет назад Аристотель считал, что человек по своей природе является социальным животным. Точно так же Сюнь Гуан (298–238 гг. до н. э.), китайский философ, указывал, что люди в социальных группах не могут функционировать без общего руководства или правил. Поэтому каждая культура или культурная группа устанавливает свои собственные нормы. Эти нормы и правила постоянно связаны с поведением и личностью членов культуры и общества. (стр. VII; Ли, Макколи и Драгунс, 19 лет)99)

Предлагая пятифакторную теорию личности, Маккрей и Коста обратились к самой природе теорий личности:

Теория личности — это способ объяснения того, на что похожи люди и как они действуют; хорошая теория объясняет широкий спектр наблюдений и указывает исследователям правильное направление для будущих исследований. Теория Фрейда указала исследователям на изучение снов, но десятилетия исследований дали очень мало подтверждающих доказательств… Теория черт указала исследователям на общие стили мышления, чувств и действий и привела к тысячам интересных и полезных открытий. Вот почему большинство психологов личности сегодня предпочитают психоанализу теорию черт… Но… человеческая личность — это нечто большее, чем черты. (стр. 184–185; МакКрей и Коста, 2003 г.)

Они предполагают наличие трех центральных компонентов личности: основных тенденций (которые представляют собой пять личностных факторов), характерных адаптаций и самооценки (высоко адаптированная и широко изученная форма характерной адаптации). Базовые тенденции взаимодействуют с тремя периферийными компонентами, маркирующими интерфейс с системами вне личности. Существуют биологические воздействия на основные тенденции, внешняя среда и объективная биография (все, что человек делает и переживает). Все эти компоненты связывают динамических процесса , таких как восприятие, преодоление трудностей, ролевые игры, рассуждение и т. д. Хотя эта теория новее, она объясняет один из самых важных вопросов, бросающих вызов теориям черт в целом: как объяснить для общей согласованности черт, но возможность и случайное наблюдение изменения личности? Проще говоря, основные тенденции постоянны, тогда как характерные адаптации подвержены изменениям как в результате драматических воздействий окружающей среды, так и в связи с изменениями, связанными со старением (McCrae & Costa, 2003).

Стабильность на протяжении всего срока службы

За более чем 25 лет преподавания мой опыт показывает, что большинство студентов колледжей хотят верить, что взрослая личность может легко измениться. Точно так же большинство психологов, особенно клинических психологов, помогающих людям изменить свою дисфункциональную жизнь, хотят, чтобы верили, что личность может измениться. Тем не менее, теоретики черт неоднократно показывали, что черты очень устойчивы к изменениям после достижения зрелости (см., например, Costa & McCrae, 19).89; МакКрей и Коста, 2003 г.). Это особенно верно для невротизма, экстраверсии и открытости как для мужчин, так и для женщин, а также для черных и белых. Хотя Коста и МакКрей признают, что люди иногда резко меняются, как правило, постоянство важнее. Они также предполагают, что это должно быть возможностью для оптимизма. С возрастом люди не должны бояться стать другими людьми, например, кем-то изолированным или подавленным. Однако, если человек более молодого возраста находится в изоляции, находится в депрессии или страдает каким-либо другим психологическим заболеванием, он также должен понимать, что время или старение сами по себе вряд ли изменят его, а, скорее, психотерапия может быть желательным и эффективным курсом лечения. действие. Еще раз Коста и Маккрей подчеркивают новизну этих теорий и предполагают необходимость систематических проспективных исследований пятифакторной теории на протяжении всей взрослой жизни. К счастью, NEO-PI-R предоставляет инструмент, необходимый для оценки пятифакторной теории на протяжении всей жизни и в разных культурах. Учитывая неуклонный рост продолжительности жизни в западных обществах и растущий процент пожилых людей в нашем обществе, это исследование, вероятно, станет приоритетным в области личности.

Дополнительные материалы

Пятифакторная модель или Большая пятерка

В этом видео [5:50] рассматриваются пять основных аспектов личности, описанные МакКрэем и Костой. Оценка NEO-PI-R также кратко обсуждается в видео.

Источник: https://youtu.be/NAJHRQOmjv8

 

Пятифакторная модель личностных черт, также известная как «Большая пятерка»

В этом видео [11:48] описывается пятифакторная модель личностных качеств, известная также как модель личности «Большая пятерка». Видео объясняет и исследует каждую из пяти личностных черт, определенных в модели.

Источник: https://youtu.be/aLx8EASkSeQ

 

Объяснение пятерки особенностей ОКЕАНА

В этом видео [6:23] рассматривается каждая из 5 личностных черт, определенных в модели «большой пятерки» МакКрэя и Косты.

Источник: https://youtu.be/KCwHV9HCxH0

Каталожные номера

Текст:   Безграничный. (nd) Пятифакторная модель. Получено с http://oer2go.org/mods/en-boundless/www.boundless.com/psychology/textbooks/boundless-psychology-textbook/personality-16/trait-perspectives-on-personality-79./the-five-factor-model-311-12846/index.html. Лицензия CC-BY-SA-4.0.

Келланд, М. (2017). Теория личности. ООР Commons. Получено 28 октября 2019 г. с https://www.oercommons.org/authoring/22859-personality-theory. Лицензия CC-BY-4.0.

PsychExamReview. (2017, 8 августа). Пятифакторная модель или большая пятерка (введение в психологию № 138). [Видеофайл]. Получено с https://youtu.be/NAJHRQOmjv8. Стандартная лицензия YouTube.

Доктор Тодд Гранде. (2017, 21 ноября). Пятифакторная модель личностных качеств, также известная как «Большая пятерка». [Видеофайл]. Получено с https://youtu.be/aLx8EASkSeQ. Стандартная лицензия YouTube.

Практическая психология. (2019, 7 мая). Объяснение 5 больших черт ОКЕАНА — Личностные викторины. [Видеофайл]. Получено с https://youtu.be/KCwHV9HCxH0. Стандартная лицензия YouTube.

Изучение структуры личности на 11 языках Южной Африки

%PDF-1.3 % 1 0 объект > эндообъект 6 0 объект > эндообъект 2 0 объект > эндообъект 3 0 объект > транслировать PDFlib PLOP 2.0.0p6 (SunOS)/Acrobat Distiller 7.0.5 (Windows)XyEnterprise XPP 8.0C.1 Patch #32012-09-03T14:29:33+02:002012-06-26T15:40:16+08:002012 -09-03T14:29:33+02:00application/pdf

  • Изучение структуры личности на 11 языках Южной Африки
  • uuid:c58d74ad-d654-4705-b1be-cff3d4209fe0uuid:77ec095d-ea68-47ad-b2cc-4144ba71956910. 1111/j.1467-6494.2011.00751.x10.1111/(ISSN)1467-64942 конечный поток эндообъект 4 0 объект > эндообъект 5 0 объект > эндообъект 7 0 объект > эндообъект 8 0 объект > эндообъект 90 объект > эндообъект 10 0 объект > эндообъект 11 0 объект > эндообъект 12 0 объект > эндообъект 13 0 объект > эндообъект 14 0 объект > эндообъект 15 0 объект > эндообъект 16 0 объект > /XОбъект > >> /Анноты [60 0 R 61 0 R 62 0 R] /Родитель 10 0 Р /MediaBox [0 0 595 842] >> эндообъект 17 0 объект > эндообъект 18 0 объект > эндообъект 19 0 объект > эндообъект 20 0 объект > эндообъект 21 0 объект > эндообъект 22 0 объект > эндообъект 23 0 объект > эндообъект 24 0 объект > эндообъект 25 0 объект > эндообъект 26 0 объект > эндообъект 27 0 объект > эндообъект 28 0 объект > эндообъект 290 объект > эндообъект 30 0 объект > эндообъект 31 0 объект > эндообъект 32 0 объект > эндообъект 33 0 объект > эндообъект 34 0 объект > эндообъект 35 0 объект > эндообъект 36 0 объект > эндообъект 37 0 объект > эндообъект 38 0 объект > эндообъект 39 0 объект > эндообъект 40 0 объект > эндообъект 41 0 объект > эндообъект 42 0 объект > эндообъект 43 0 объект > эндообъект 44 0 объект > эндообъект 45 0 объект > эндообъект 46 0 объект > эндообъект 47 0 объект > эндообъект 48 0 объект > эндообъект 49 0 объект > эндообъект 50 0 объект > эндообъект 51 0 объект > эндообъект 52 0 объект > эндообъект 53 0 объект > эндообъект 54 0 объект > транслировать xVKs6ƌouN6I|IzkرNG~M|HHBL2H%D{_ضKÄccaӎAE\h}qڥnΞCqՀBIgLf|}Ji:F$ 0B2SMt,bD?»пFY]v&yG>MAdXwI{=叒»#HN5].

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *