Важнейшими элементами психологической структуры личности являются: Лекция по психологии: Структура личности в психологии

Содержание

Психологическая структура личности — это что такое? Понятие, особенности, структура

Знание основ психологии может пригодиться в жизни каждому из нас. Они позволят максимально продуктивно достигать поставленных целей. Понимание психологической структуры личности при этом даст возможность эффективно взаимодействовать с людьми. Понадобится для этого и представление о том, как происходит развитие каждого индивидуума, и какими особенностями обладает данный процесс. Сделать жизнь более гармоничной, комфортной и продуктивной позволят и знания о составляющих элементах, а также типах личности. Попробуем освоить эти столь важные для каждого из нас основы.

Что такое личность?

Та реальность, которая описывается данным понятием, находит свое проявление в самой этиологии термина. Первоначально словом «личность», или persona, называли актерские маски, закрепленные за теми или иными типами действующих лиц. В римском театре название было несколько иным. Там актерские маски называли «личинами», то есть лицами, обращенными к аудитории.

Позже слово «личность» стало означать роль, а также самого актера. А вот у римлян термин persona приобрел более глубокий смысл. Это слово употреблялось с обязательным указанием той социальной функции, которая была присуща роли. Например, личность судьи, личность отца и т. д. Какой из этого может быть сделан вывод? По своему первоначальному значению понятие «личность» указывало на определенную функцию человека или его социальную роль.

Сегодня психология трактует этот термин несколько иначе. Она указывает на личность как на социально-психологическое образование, сформировавшееся благодаря жизни индивида в обществе. Человек, являясь существом коллективным, при вступлении в отношения с окружающими его людьми непременно приобретает новые качества, которые прежде у него отсутствовали.

Стоит отметить, что феномен личности является уникальным. В связи с этим у этого понятия на сегодняшний день нет однозначного определения. Так, личностью называют человека, обладающего некоторым набором психологических свойств, являющихся основанием для его поступков, значимых для общества. Этот же термин означает и внутреннее отличие человека от всех остальных.

Также под личностью понимают социальный субъект в совокупности с его социальными и индивидуальными ролями, привычками и предпочтениями, имеющимся у него опытом и знаниями.

Означает это понятие и человека, самостоятельно выстраивающего и контролирующего свою жизнь, полностью отвечающего за нее.

Сопутствующие понятия

Термин «личность» часто употребляют с такими словами, как «человек» и «индивид». По своему содержанию все эти термины не являются тождественными, но при этом отделить их друг от друга просто невозможно. Дело в том, что анализ каждого из этих понятий позволяет более полно раскрыть значение личности.

Что такое человек? Понятие это относят к родовым. Оно указывает на нахождение существа на самой высшей ступеньке развития природы. Данное понятие утверждает собой генетическую предопределенность в развитии человеческих качеств и признаков.

Под индивидом понимают отдельного члена общества, рассматриваемого в качестве уникальной совокупности имеющихся у него врожденных и приобретенных качеств. Те специфические свойства и способности, имеющиеся у людей (сознание и речь, трудовая деятельность и т. д.), не передаются им по биологической наследственности. Они формируются в течение всей жизни при усвоении той культуры, которая создана предшествующими поколениями. Ни один человек не способен самостоятельно выработать у себя систему понятий и логическое мышление. Для этого он должен участвовать в труде и в различных видах общественной деятельности. Результатом этого является развитие специфических особенностей, которые уже были ранее сформированы человечеством. Будучи живыми существами, люди подчиняются основным физиологическим и биологическим законам. Если рассматривать их жизнь с социальной точки зрения, то здесь они находятся в полной зависимости от развития общественных отношений.

Еще одним понятием, тесно связанным с «личностью», является «индивид». Данный термин указывает на единичного представителя homo sapiens. В этом качестве все люди имеют отличия не только по своим морфологическим признакам (цвету глаз, росту, телесной конституции), но и по психологическим свойствам, выражающимся в эмоциональности, темпераменте и способностях.

Под термином «индивидуальность» понимают единство имеющихся у человека уникальных личностных свойств. Данное понятие означает своеобразие психофизической структуры каждого из нас, в которое входит тип темперамента, интеллект, психические и физические особенности, жизненный опыт и мировоззрение. Эту многогранность понятия «индивидуальность» сводят к обозначению духовных качеств человека, а его сущность связана со способностью человека быть самим собой, проявляя самостоятельность и независимость.

Этапы исследования личности

Проблема понимания сущности человека как социально-психологического образования не решена и до настоящего времени. Она продолжает оставаться в списке самых интригующих тайн и трудных задач.

В целом в понимание личности и путей ее формирования вносят свою лепту различные социально-психологические теории. Каждая из них дает свое объяснение тому, почему имеют место индивидуальные различия между людьми и как происходит развитие и изменение индивида на протяжение всей его жизни. Однако ученые утверждают, что адекватной теории личности создать пока еще никому не удалось.

Теоретические исследования в этом направлении велись с древнейших времен. Их исторический период можно разбить на три этапа. Это философско-литературный и клинический, а также экспериментальный.

Истоки первого из них можно найти в трудах древних мыслителей. Причем длился философско-литературный этап вплоть до начала 19-го в. Основными проблемами, которые рассматривались в данный период, являлись вопросы, касающиеся социальной и нравственной природы человека, его поведения и поступков. Первые данные мыслителями определения личности были весьма широкими, включая в себя все то, что имеется в человеке, и все то, что он считает своим.

В начале 19-го в. проблемы психологии личности стали предметом интереса врачей-психиатров. Они занялись систематическими наблюдениями за личностью пациентов в клинических условиях. При этом исследователи изучали жизнь больного. Это позволяло им более точно объяснить его поведение. Результатами таких наблюдений стали не только профессиональные заключения, непосредственно связанные с диагностикой душевных заболеваний и их лечением. Свет увидели и общенаучные выводы, касающиеся природы человеческой личности. При этом принимались во внимание различные факторы (биологический, психологический). Структура личности на данном этапе стала проявляться более полно.

Клинический период продолжался до начала 20-го в. После этого проблемы личности попали в поле зрения профессиональных психологов, которые ранее обращали свое внимание только на изучение состояний и познавательных процессов человека. Эти специалисты придали исследованиям в описываемой области экспериментальный характер. При этом для точной проверки выдвигаемых гипотез и получения максимально достоверных фактов проводилась математико-статистическая обработка данных. На основе полученных результатов и строились теории личности. Они включали в себя уже не умозрительные, а экспериментально проверенные данные.

Теории личности

Под этим термином понимают совокупность предположений или гипотез о механизмах и природе развития человека как социально-психологического образования. Причем каждая из существующих теорий личности делает попытки не только объяснить поведение индивида, но и предсказать его. На сегодняшний день их существует несколько.

В их числе:

  1. Психодинамическая теория личности. Ее вторым, более известным названием является «классический психоанализ». Автор этой теории – ученый из Австрии З. Фрейд. В своих трудах он рассматривал личность как систему агрессивных и сексуальных мотивов. При этом он разъяснял, что эти факторы уравновешиваются защитными механизмами. Чем является психологическая структура личности по Фрейду? Она выражается в индивидуальной совокупности отдельных защитных механизмов, свойств и блоков (инстанций).
  2. Аналитическая. Эта теория личности по своей сути близка к выводам З. Фрейда и имеет с ними большое количество общих корней. Самым ярким представителем аналитического подхода к этой проблеме можно назвать швейцарского исследователя К. Юнга. Согласно высказанной им теории, личность является совокупностью врожденных, а также реализованных ею архетипов. При этом психологическая структура личности определена индивидуальным своеобразием соотношений. Они касаются определенных блоков сознательного и бессознательного, свойств архетипов, а также интровертированной и экстравертированной установки индивида.
  3. Гуманистическая. Основными представителями этой теории личности являются А. Маслоу и К. Роджерс. По их мнению, главным источником в развитии индивидуальных качеств человека являются врожденные тенденции, предполагающие самоактуализацию. А что означает понятие «личность»? В рамках гуманистической теории данный термин отражает тот внутренний мир, который характерен для человеческого «Я». Что при этом можно назвать психологической структурой личности? Это не что иное, как индивидуальное соотношение между реальным и идеальным «Я». При этом в понятие психологической структуры личности этой теории включается и тот индивидуальный уровень развития, которым обладает потребность к самоактуализации.
  4. Когнитивная. Суть этой теории личности близка к рассмотренной выше гуманистической. Но при этом у нее все же имеется ряд довольно существенных отличий. Основоположником данного подхода, американским психологом Дж. Келли, было высказано мнение о том, что каждый человек в своей жизни хочет знать лишь то, что с ним уже произошло, и какие события ждут его в будущем. Согласно данной теории, под личностью понимают систему индивидуальных организованных конструкторов. В них и происходит переработка, восприятие и интерпретация полученного человеком опыта. Если рассматривать кратко психологическую структуру личности, то, согласно мнению, высказанному Дж. Келли, ее можно выразить в качестве индивидуальной и своеобразной иерархии конструкторов.
  5. Поведенческая. Эту теорию личности называют еще и «наученческой». Данный термин имеет свои объяснения. Дело в том, что главным тезисом поведенческой теории является утверждение о том, что личность человека представляет собой продукт научения. Она является системой, в которую входят, с одной стороны, социальные навыки и условные рефлексы, а с другой – совокупность внутренних факторов, в числе которых самоэффективность, субъективная значимость и доступность. Если изложить кратко психологическую структуру личности согласно поведенческой теории, то, по мнению ее автора, она представляет собой сложно организованную иерархию социальных навыков или рефлексов. Ведущая роль в ней отдана внутренним блокам доступности, субъективной значимости и самоэффективности.
  6. Деятельностная. Эта теория личности наиболее популярна в отечественной психологии. Наибольший вклад в развитие деятельностной гипотезы внесли А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская и С. Л. Рубинштейн. В рамках данной теории личность представляет собой сознательный объект, который занимает некоторое положение в обществе. При этом она выполняет определенную социально-полезную функцию. Что представляет собой при этом психологическая структура личности человека? Она является сложно организованной иерархией определенных блоков, состоящих из направленности, самоконтроля, характера и способностей, отдельных свойств, а также системных бытийных и экзистециональных качеств индивида.
  7. Диспозициональная. Сторонники этой теории полагают, что личность в качестве своих главных источников для развития, использует факторы, характерные для генно-средового взаимодействия. Причем у этой гипотезы существуют различные направления. Представители некоторых из них полагают, что основное влияние на личность оказывает генетика. Существует и явно противоположное мнение. Представители несколько иных направлений диспозиционной теории утверждают, что основное влияние на индивида оказывает все же среда. Но тем не менее диспозициональное рассмотрение проблемы указывает на личность как на сложную систему темперамента или формально-динамических качеств. Сюда же входят основные черты человека и его социально-обусловленные свойства. Психологическая характеристика структуры личности, данная представителями диспозициональной теории, выражается в организованной иерархии определенных биологически детерминированных качеств. Причем все они включены в некие соотношения, что позволяет образовывать определенные типы черт и темперамента. Кроме того, одним из элементов структуры психологических свойств личности является совокупность, включающая в себя содержательные свойства. Они также оказывают влияние на индивидуальность человека.

Структура личности

Данное понятие в психологии никоим образом не затрагивает отношения индивида с окружающим миром и социумом. Оно рассматривает их только с сточки зрения определенных свойств.

Понятие и психологическая структура личности наиболее детально стали изучаться во второй половине 20-го в. В этот период каждого человека исследователи стали представлять эпицентром социального и индивидуального. Все большее количество отечественных психологов стало склоняться к мысли о том, что личность представляет собой сложный узел, в который вплетены общественные отношения. Это позволило сделать вывод, что данное понятие является определенной мерой самовыражения, индивидуальной активности, творчества, самоутверждения. Кроме этого, личность стала рассматриваться как субъект истории, способный существовать лишь в социальной целостности.

Главной предпосылкой для ее становления при этом является деятельность. Этот факт окончательно признан отечественными исследователями. Каковы взаимоотношения деятельности и личности? Психологическая структура деятельности позволяет судить о ней как о субъективном факторе. При этом ее основным продуктом и условием существования является сам человек, определенным образом относящийся к окружающему миру. Сознание людей формируется исходя из структуры деятельности, основная цель которой состоит в удовлетворении потребностей. Те блага, которые человек получает в результате своего труда, прежде всего имеют место в его представлении. Сюда же заложено и то, что определяет структуру личности каждого из нас.

Так что же означает данное понятие? Психологическая структура личности в психологии – это системное целостное образование. Оно представляет собой совокупность определенных социально значимых качеств, отношений, позиций, поступков и алгоритмов действий человека, которые сложились у него прижизненно и которые определяют его деятельность и поведение.

Важнейшими элементами психологической структуры личности являются такие ее свойства, как характер и направленность, способности и темперамент, жизненный опыт, персональные особенности происходящих в индивиде психологических процессов, психические состояния, характерные для конкретного человека, самосознание и проч. Причем все эти черты приобретаются людьми постепенно, параллельно с процессом обучения социальным навыкам.

Развитие психологической структуры личности является продуктом жизненного пути, пройденного человеком. Каким образом функционирует данное образование? Это становится возможным при взаимодействии всех компонентов психологической структуры личности. Они представляют собой индивидуальные качества человека. Рассмотрим их подробнее.

Направленность

Это один из основных элементов психологической структуры личности. Что же представляет собой направленность?

Это первый компонент в психологической структуре личности. Направленность личности олицетворяет собой ее интересы, установки и потребности. Один из этих компонентов и определяет всю деятельность человека. Он играет ведущую роль. Все же другие элементы психологической структуры личности в области направленности лишь подстраиваются к нему и на него опираются. Так, у человека может быть потребность в чем-то. Однако никакого интереса к определенной вещи он не проявляет.

Способности

Это второй из существующих элементов психологической структуры личности. Способности предоставляют человеку возможность самореализации в определенной сфере деятельности. Они представляют собой индивидуально-психологические качества личности, обеспечивающие успех человека в общении и работе. При этом способности нельзя сводить к навыкам, умениям и знаниям, которые есть у человека.

Ведь этот элемент в социально-психологической структуре личности лишь обеспечивает их более легкое приобретение, дальнейшую фиксацию, а также эффективное применение на практике.

Способности классифицируют на:

  1. Естественные (природные). Такие способности связаны с врожденными задатками человека и обусловлены его биологическими особенностями. Их формирование происходит при имеющемся у индивида жизненном опыте и при использовании механизмов научения, представляющих собой условно-рефлекторные связи.
  2. Специфические. Эти способности бывают общими, т. е. определяющими успехи человека в различных направлениях деятельности (память, речь и т. д.), а также специальными, характерными для определенной области (математики, спорта и т. д.).
  3. Теоретические. Эти способности в психологической структуре личности определяют склонность индивида к абстрактному и логическому мышлению. Они лежат в основе успехов человека к осуществлению конкретных практических действий.
  4. Учебные. Эти способности оказывают непосредственное влияние на успех педагогического воздействия на человека, усвоение им навыков, умений и знаний, приходящих к формированию основных жизненных качеств.

Существуют также способности к общению с людьми, предметной деятельности, связанные со взаимодействием людей с техникой, природой, художественными образами, знаковой информацией и т. д.

Стоит отметить, что способности являются образованиями не статичными. Они находятся в динамике, а их первоначальное формирование и дальнейшее развитие является следствием организованной определенным образом деятельности, а также общения.

Характер

Это третий по значимости из всех существующих компонентов психологической структуры личности. Характер проявляется через поведение человека. Именно поэтому определить его и наблюдать в дальнейшем является задачей несложной. Недаром человека чаще всего судят только по его характеру, не учитывая при этом способности, направленность и прочие качества.

При изучении особенностей психологической структуры личности характер выступает как довольно сложная категория. Ведь он включает в себя эмоциональную сферу, волевые и моральные качества, а также интеллектуальные способности. Все они в совокупности главным образом и определяют поступки.

Отдельные компоненты характера связаны друг с другом и находятся во взаимной зависимости. В целом они образуют единую организацию. Ее и называют структурой характера. Данное понятие включает в себя две группы черт, то есть тех или иных особенностей личности, которые регулярно проявляются в самых различных сферах деятельности человека. Именно по ним и можно давать предположение о возможных поступках индивида в определенных условиях.

В первую группу входят черты, которые выражают направленность личности, то есть ее цели и идеалы, склонности и интересы, установки и устойчивые потребности. Это целая система отношений между человеком и окружающей действительностью, представляющая собой характерные только для этого индивида методы осуществления подобных отношений. Во вторую группу входят волевые черты характера. Рассматриваются в ней и эмоциональные проявления.

Воля

Понятие и психологическая структура личности включают в себя и этот компонент. Что такое воля? Это способность человека сознательно регулировать свои поступки и действия, требующие определенного преодоления внешних и внутренних трудностей.

На сегодняшний день понятие воли начало терять научную ценность в области психологии. Вместо этого термина все чаще ставят мотив, сущность которого определена потребностями человека и теми явлениями, которые непосредственно с ними связаны.

Воля является одним из специфических и существенных свойств в поведении людей. При этом она имеет сознательный характер. Подобное обстоятельство позволяет человеку находиться на недоступном для животных уровне. Присутствие воли дает возможность людям осознавать поставленную цель, а также средства, необходимые для ее достижения, которые определяются еще до начала деятельности. Большинством психологов воля рассматривается в качестве сознательного характера поведения. Подобное мнение позволяет дать определение всякой активности человека. Ее можно считать одним из направлений волеизъявления, так как такая деятельность предполагает наличие осознанной цели. Причем основную природу данного компонента можно обнаружить в структуре всего поведения человека в целом, а для ее выяснения понадобится выявить особенность содержательной стороны поступков, их мотива и источника.

Темперамент

Данный элемент в психологической структуре личности представляет собой динамику и энергию поведения человека. Исходя из темперамента, проявляются скорость, сила и яркость эмоционального реагирования индивида.

Этот элемент психологической структуры личности является врожденным. Его физиологические основы были изучены академиком И. П. Павловым. В своих работах ученый обратил внимание на то, что темперамент зависит от типа нервной системы, которые были охарактеризованы им следующим образом:

  1. Безудержный. Этот тип высшей нервной деятельности является неуравновешенным, подвижным и сильным. Он соответствует темпераменту холерика.
  2. Живой. Это уравновешенный, но в то же время подвижный и сильный тип нервной системы. Он характерен для сангвиников.
  3. Спокойный. Под ним понимают инертный, уравновешенный и сильный тип НС. Такой темперамент можно встретить у флегматиков.
  4. Слабый. Малоподвижный, неуравновешенный и слабый тип НС. Данный темперамент встречается у меланхоликов.

Те различия, которые имеют место между людьми, довольно многоплановы. Именно поэтому порой становится так сложно понять человека, избежать конфликтов с ним и принять правильную линию поведения. Для того чтобы глубже понять других людей, и нужны приведенные в этой статье психологические знания, которые стоит применять в сочетании с наблюдательностью.

Практическое занятие. Основные психологические теории личности

Практическое занятие. Основные психологические теории личности
Лекции и практикум по психологии — Общая психология

Цели занятия:
1. Обучающая: формирование представлений будущего врача о современных психологических теориях личности, новейших тенденциях в теоретической и практической разработке психологических проблем личности.
2. Развивающая: развивать способности к аргументированному анализу, синтезу и обобщению разнообразных теоретических положений и фактов в контексте психолого-педагогических аспектов деятельности врача.
3. Воспитывающая: способствовать воспитанию интереса к самопознанию, к самосовершенствованию, а также формированию нравственных качеств личности будущего врача.

Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих компетенций:
ОК-1. Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу.
ОК-5. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала.
ОК-8. Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
Для формирования указанных компетенций обучающиеся должны знать:
— психологические феномены, понятия, методы изучения и описания закономерностей развития личности с позиций, существующих в отечественной и зарубежной науке подходов;
— основные технологии целенаправленного психологического воздействия на индивида, личность и индивидуальность;
— взаимодействие биологических и социальных факторов в процессе развития человека и формирования его личностных свойств.

Обучающиеся должны уметь:
— анализировать психологические теории становления и развития личности в процессе онтогенеза;
— адекватно оценивать изменения и динамику развития различных свойств личности в норме и при психических деформациях;
— эффективно воздействовать на характер и направленность развития личностной сферы с целью гуманизации деятельности, общения и поведения.
Обучающиеся должны владеть:
— навыками логического и аргументированного анализа психологических проблем и явлений;
— навыками сравнения и выделения главного.


Контроль исходного уровня знаний
Выполните тестовые задания № 95-97, 100-102, 106 (Приложение 1).


Глоссарий темы: индивид, индивидуальность, личность, направленность личности, человек, структура личности, самооценка, социализация личности, психология личности.


Содержание основных понятий
Индивид — человек как единичное природное существо, представитель вида HomoSapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врождённого и приобретённого, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.

п.).
Индивидуальность — человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей, своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость (проявляется в чертах темперамента, характера, специфике интересов, качеств перцептивных процессов, интеллекта, потребностей и способностей индивида).
Личность — понятие, обозначающее совокупность психологических качеств человека как субъекта социальных отношений.
Направленность личности — понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения.
Человек — высшая ступень живых организмов на Земле; живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда.
Структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).
Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.
Социализация личности — принятие индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, связанное с формированием умений строить отношения с другими людьми.
Психология личности — это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности.
Современная психология не может сегодня предложить единого, общепринятого определения личности. Большое число различных концепций и гипотез о природе и механизмах развития личности объединены в основные теории личности.
Существует очень много разнообразных подходов к классификации теорий и концепций личности. Основаниями для классификации могут быть, например, способ объяснения поведения, способ получения данных о личности, структура личности, различные возрастные периоды в развитии личности и др.
Наиболее признанные теории личности в современной психологии. Поведенческие теории личности. В поведенческих теориях личности выделяют два основных направления. Первое представлено работами известных американских психологов бихевиористов Дж. Уотсона и Б. Скинера, согласно которым поведение человека детерминировано внешними обстоятельствами и может быть описано с помощью формулы: S-R (стимул-реакция. По мнению представителей второго направления, поведение человека регулируется не столько внешними, сколько внутренними факторами, такими как цели, ожидания, самовосприятие. Представители этого направления — А. Бандура и Д. Роттер.
Диспозиционалъная теория личности. Данное направление часто называют теорией черт, так как его представители предполагали, что люди обладают некими предрасположенностями (диспозициями) к реагированию определенным образом на различные ситуации, эти диспозиции были названы чертами. Другими словами каждая личность уникальна, понять ее можно через описание ее конкретных черт. Наиболее влиятельными представителями данного направления считают Г. Олпорта, Г. Айзенкаи и Р. Кэттэлла.
Когнитивные теории личности. Основоположником этого подхода был американский психолог Дж. Келли. Он считал, что на поведение человека большое влияние оказывают когнитивные и интеллектуальные процессы. Человек воспринимает и интерпретирует мир с помощью определенных моделей, которые Келли назвал конструктами. Дружба, любовь, нормальные взаимоотношения возможны только тогда, когда люди имеют сходные конструкты.
По теории социального научения (А. Бандура, Л. Берковиц и др.) основной причиной индивидуального различия людей является осуждение или одобрение поступков человека другими людьми. Развитие личности происходит условно-рефлекторно в результате наблюдения за поведением окружающих и подражания им.
Одной из наиболее распространенных теорий личности является психоаналитическая теория (З. Фрейд). Согласно его теории поведение личности детерминируется инстинктами и определяется потребностями. Раскрывая характер взаимодействия этих потребностей и возможности их удовлетворения, Фрейд выделял в структуре личности три компонента: ид («Оно»), эго («Я») и супер-эго («Сверх-я»). Эти компоненты находятся в постоянной борьбе, сильные конфликты между ними могут приводить к психическим и соматическим заболеваниям.
Когнитивная теория (У. Найссер, А. Пайвио) главную роль в объяснении поведения личности отводит знаниям. Согласно этой теории человек — это не машина, слепо и механически реагирующая на внешние или внутренние факторы. Напротив, человек анализирует информацию, сравнивает, принимает решения, решает проблемы.
Гуманистическая теория (А. Маслоу, К. Роджерс) базируется на целостном подходе к анализу личности. Согласно мнению А. Маслоу основная потребность человека — стремление к самосовершенствованию и самовыражению, или, как он назвал это, — к самоактуализации, процессу постоянного развития и практической реализации своих возможностей.
Теории личности отечественных психологов. В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы деятельностного подхода. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли, в частности, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.

Л.И. Божович определила личность как человека, достигшего определенного уровня психического развития, который характеризуется способностью воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я».
Выдающийся отечественный психолог Алексей Николаевич Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Эта теория, которую можно оценить как структурно-динамическую, охватывает всю жизнь человека и описывает личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах.
В отечественной психологии традиционно утвердились три основные понятийные категории, отражающие три аспекта существования человека: «индивид», «личность», «индивидуальность». Наиболее последовательно такое различение проведено в работах А.Н. Леонтьева.
1. Человек как индивид — это природное существо, испытывающее так называемые органические потребности: в пище, тепле, отдыхе и т.
д. Но принципиальное отличие человека от животных состоит в свободном отношении к переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно
значимых целей.
2. Личность — одна из базовых категорий психологической науки и одно из наиболее широко применяемых понятий.
Обобщая многообразие взглядов на природу и механизмы личностного развития, можно выделить некоторые общие моменты:
1) личность — это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех общественных по своей природе отношений, в которые он включается. Если индивидом рождаются, то личностью становятся;
2) личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т. е. взаимосвязей с другими людьми. Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека — существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы;
3) сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение — это поведение по собственному свободному выбору;
4) личность — это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие.
3. Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое) — высший уровень интеграции человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Индивидуальность одновременно фиксирует своеобразие и неповторимость человека как индивида и как личности. Развитие индивидуальности — это жизненный путь человека.


Контрольные вопросы:
1. Каково соотношение общего и индивидуального в психике человека?
2. Влияет ли самооценка и уровень притязаний на жизненную судьбу человека?
3. Какие мотивы поведения являются преобладающими у вас?
4. Что такое комплекс неполноценности? Можете ли вы осознать свой жизненный сценарий?
5. Что такое психосоциотип? Определите свой психосоциотип и укажите, с каким типом людей у вас будут отношения ревизии, дуальные и конфликтные отношения и почему?


Работа на занятии


Задание 1. Заполните таблицу. Какие из нижеприведенных особенностей характеризуют человека как личность, а какие как индивида?

Индивид

Личность

 

 

Целеустремленность, музыкальность, упрямство, вспыльчивость, вдумчивость, моральная воспитанность, высокая эмоциональность, низкая адаптация к темноте, стабильность, ригидность, старательность, трудолюбие, цельность, плохая пространственная координация, приятный голос, черные глаза, познавательная активность, хороший слух, критичность ума, внимательность, прекрасная дикция, подвижность, средний рост, артистичность

Задание 2. Из приведенных суждений отберите верные и аргументируйте свой выбор.
1. Человека как индивида характеризуют цвет глаз и волос.
2. Важнейшими элементами психологической структуры личности являются способности и темперамент.
3. Личностные свойства, обусловленные социально — это инстинкты.
4. Человека можно считать сложившейся личностью, если в его мотивах есть иерархия.
5. В становлении личности участвует процесс освоения социальных ролей.

Задание 3. Работая в паре, прокомментируйте нижеследующие определения личности. Какое из них кажутся вам наиболее правильным и обсудите правильность своего ответа (по Е.Е. Сапоговой).
1. Под личностью понимается совокупность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других.
2. Личность — это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению.
3. Личность — дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем.
4. Личность — совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.
5. Личность — ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино разные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Задание 4. Используя сравнительный анализ понятий «индивид» и «личность», решите ситуационные задачи (ОК-1, ОК-5):
«А был ли Маугли?»
«Журналисты и обыватели очень любят различные полуфантастические истории о том, как какой-нибудь ребенок, будучи похищен животным (волком, медведем и т.д.), воспитывался сравнительно продолжительное время в зверином логове, а затем, волею обстоятельств, оказался снова у людей. При этом утверждается, что психика такого ребенка была лишь незначительно отлична от психики нормального ребенка, росшего в условиях, например, детского сада. А иногда, может быть, и более развитой. Сформулируйте свою позицию по данной проблеме».
«Кто не изучает личность?»
Личность изучается многими дисциплинами. Какими? Как? А какими не изучается?

Задание 5. К какой подструктуре личности (согласно К.К. Платонову) относятся:
1. Подструктура биологических свойств
2. Подструктура форм отражения
3. Подструктура опыта
4. Подструктура направленности
5. Характер и способности

А. Убеждения, мировоззрения, интересы 
Б. Особенности познавательных процессов
В. Темперамент
Г. Умения, знания, привычки
Д. Особенности эмоциональных процессов


Задание 6. Найдите фразеологизмы (пословицы, поговорки), характеризующие человека как индивида, индивидуальность, личность (Работа по группам 3-4 человека).
Задание 7. Работая в паре, составьте таблицу: «Сравнительный анализ современных теорий личности»:

Автор теории или концепции

Название теории

Основные положения теории

 

 

 

 

Задание 8. Пользуясь интернет-ресурсами, выполните Тест на самооценку личности (методика Будасси С.А.) (см. Приложение № 4).
Итоговый контроль
Выполните тестовые задания № 19, 98, 99, 103-105, 149 (Приложение 1).


Литература
Основная:
1. Лукацкий М.А. Психология: учебник. — 2-е изд., испр.и доп. / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 704с.
2. Баданина Л.П. Основы общей психологии [Электронный ресурс]: учеб. пособие. / Л.П. Баданина. — М.: Флинта, 2012. — 448 с.


Дополнительная:
1. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч. Ч. 1.: курс лекций для студ. мед.вузов / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 119 с.
3. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Электронный ресурс]. В 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан) / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.
4. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч. : практикум для студ. мед.вузов / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 106 с.
5. Денисова О.П. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учеб. пособие / О.П. Денисова. — М.: Флинта, 2013. — 240 с.

Источник: Психология и педагогика: практикум для студ. мед. вузов. В 2-х ч. Ч.1. / Сост.: А.Ф. Амиров, А.В. Бехтерева, Ю.В. Ивановский, Ю.Е. Коньшина, О.В. Кудашкина, Е.Е. Липатова, С.М. Мочалов, Л.В. Мурзагалина, А.А. Хусаенова. — Уфа: ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2019. — 149 с.

Базовая модель личности — PMC

1. Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и Статистическое Руководство по Психическим Расстройствам. 5. Американская психиатрическая ассоциация; 2013. [Google Scholar]

2. Всемирная организация здравоохранения. Классификация психических и поведенческих расстройств по МКБ-10. Клинические описания и диагностические рекомендации. Всемирная организация здравоохранения; 1992. [Google Scholar]

3. Eysenck HJ. Определение расстройств личности и критерии, подходящие для их описания. J Перс. расстройство. 1987;1:211–219. [Google Scholar]

4. Livesley WJ. Классификация расстройств личности: I. Выбор понятия категории. Can J Психиатрия. 1985; 30: 353–358. [PubMed] [Google Scholar]

5. Widiger TA, Frances AJ. Расстройства личности DSM-III: перспективы психологии. Арх генерал психиатрия. 1985; 42: 615–623. [PubMed] [Google Scholar]

6. Кларк Л.А. Оценка и диагностика расстройства личности: вечные проблемы и возникающая переосмысление. Энн Рев Психол. 2007; 57: 227–257. [PubMed] [Академия Google]

7** Видигер Т.А., редактор. Оксфордский справочник пятифакторной модели. Издательство Оксфордского университета; 2017. Отредактированный текст, содержащий исчерпывающее резюме исследований, касающихся социального и клинического применения пятифакторной модели личности. [Google Scholar]

8** Widiger TA, Gore WL, Crego C, Rojas SL, Oltmanns JR. Пятифакторная модель и расстройство личности. В: Видигер Т.А., редактор. Оксфордский справочник пятифакторной модели. Издательство Оксфордского университета; 2017. С. 449.–478. Всеобъемлющее резюме огромного объема исследований, касающихся взаимосвязи и концептуализации расстройств личности с точки зрения пятифакторной модели личности в целом. [Google Scholar]

9. Widiger TA, Samuel DB, Mullins-Sweat S, Gore WL, Crego C. Интеграция нормальной и ненормальной структуры личности: пятифакторная модель. В: Видигер Т.А., редактор. Оксфордский справочник по расстройствам личности. Издательство Оксфордского университета; 2012. С. 82–107. [Академия Google]

10. Де Раад Б., Млачич Б. Лексическая основа факторной модели Большой пятерки. В: Видигер Т.А., редактор. Оксфордский справочник пятифакторной модели. Издательство Оксфордского университета; 2017. С. 191–216. [Google Scholar]

11. Коста П.Т., МакКрей Р. Описи NEO как инструменты психологической теории. В: Видигер Т.А. , редактор. Оксфордский справочник пятифакторной модели. Издательство Оксфордского университета; 2017. С. 11–37. [Google Scholar]

12. О’Коннор Б.П. Количественный обзор полноты пятифакторной модели по отношению к популярным опросникам личности. Оценивать. 2002;9: 188–203. [PubMed] [Google Scholar]

13. Маркон К.Е., Крюгер Р.Ф., Уотсон Д. Определение структуры нормальной и ненормальной личности: интегративный иерархический подход. J Pers Soc Psychol. 2005; 88: 139–157. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

14. Mullins-Sweatt SN, Widiger TA. Процедура оценки Шедлера-Вестена с точки зрения общей структуры личности. J Abnorm Psychol. 2007; 116: 618–623. [PubMed] [Google Scholar]

15. McCrae RR, Costa PT, Busch CM. Оценка полноты в системах личности: Калифорнийский Q-Set и пятифакторная модель. J Перс. 1986;54:430–446. [Google Scholar]

16** Oltmanns JR, Widiger TA. Самопатология, пятифакторная модель и раздутые специфические факторы: поучительная история. J Abnorm Psychol. 2016; 125:423–434. Эмпирическая поддержка понимания самопатологии с точки зрения общей личности. [PubMed] [Google Scholar]

17* Trull TJ, Brown WC. Пограничное расстройство личности: перспектива пятифакторной модели. В: Видигер Т.А., Коста П.Т., редакторы. Расстройства личности и пятифакторная модель. 3. Американская психологическая ассоциация; 2013. С. 118–132. Резюме исследований, касающихся взаимосвязи и концептуализации пограничных расстройств личности с точки зрения пятифакторной модели общей личности. [Академия Google]

18. Эдмундсон М., Квапил Т.Р. Пятифакторная модель шизотипического расстройства личности. В: Видигер Т.А., Коста П.Т., редакторы. Расстройства личности и пятифакторная модель. 3. Американская психологическая ассоциация; 2013. С. 147–162. [Google Scholar]

19. Дерефинко К., Линам Д.Р. Психопатия с точки зрения пятифакторной модели. В: Видигер Т.А., Коста П.Т., редакторы. Расстройства личности и пятифакторная модель. 3. Американская психологическая ассоциация; 2013. С. 103–118. [Академия Google]

20. Гор В.Л., Пинкус А.Л. Зависимость и пятифакторная модель. В: Видигер Т.А., Коста П.Т., редакторы. Расстройства личности и пятифакторная модель. 3. Американская психологическая ассоциация; 2013. С. 163–178. [Google Scholar]

21. Кэмпбелл В.К., Миллер Дж.Д. Нарциссическое расстройство личности и пятифакторная модель: описание нарциссического расстройства личности, грандиозного нарциссизма и уязвимого нарциссизма. В: Видигер Т.А., Коста П.Т., редакторы. Расстройства личности и пятифакторная модель. 3. Американская психологическая ассоциация; 2013. С. 133–146. [Академия Google]

22. Ливсли В.Дж. Концептуальные и таксономические вопросы. В: Livesley WJ, редактор. Справочник по расстройствам личности. Теория, исследования и лечение. Гилфорд; 2001. С. 3–38. [Google Scholar]

23* Маллинз-Свитт С.Н., Эдмундсон М., Зауэр-Завала С., Линам Д.Р., Миллер Д.Д., Видигер Т.А. Пятифакторная мера пограничных черт личности. J Pers Ass. 2012; 94: 475–487. Эмпирическая поддержка измерения пограничного расстройства личности DSM-5 с точки зрения пятифакторной модели общей личности. [PubMed] [Академия Google]

24. ДеШонг Х.Л., Ленгель Г.Дж., Зауэр-Завала С.Е., О’Мира М., Маллинз-Свитт С.Н. Сформулируйте достоверность пятифакторной пограничной инвентаризации. Оценивать. 2015;22:319–331. [PubMed] [Google Scholar]

25. Samuel DB, Riddell ADB, Lynam DR, Miller JD, Widiger TA. Пятифакторная мера обсессивно-компульсивных черт личности. J Pers Ass. 2012; 94: 456–465. [PubMed] [Google Scholar]

26. Crego C, Samuel DB, Widiger TA. FFOCI и другие меры и модели OCPD. Оценивать. 2015;22:135–151. [PubMed] [Академия Google]

27. Widiger TA, Lynam DR, Miller JD, Oltmanns TF. Меры по оценке неадаптивных вариантов пятифакторной модели. J Pers Ass. 2012;94:450–455. [PubMed] [Google Scholar]

28. Малдер Р.Т., Хорвуд Дж., Тайрер П., Картер Дж., Джойс П.Р. Проверка предложенных доменов МКБ-11. Личное здоровье. 2016;10:84–95. [PubMed] [Google Scholar]

29* Гор В.Л., Видигер Т.А. Модель черт характера DSM-5 и пятифакторные модели личности в целом. J Abnorm Psychol. 2013; 122:816–821. Эмпирическая поддержка связи многомерной модели признаков DSM-5 с пятифакторной моделью, а также демонстрация влияния альтернативных моделей и показателей на эту связь. [PubMed] [Академия Google]

30. Гриффин С.А., Самуэль Д.Б. Более пристальный взгляд на структуру низшего порядка в Личностном опроснике DSM-5: сравнение с пятифакторной моделью. Pers Disord Theory Res Treat. 2014;5:406–412. [PubMed] [Google Scholar]

31* Wright AGC, Simms LJ. О структуре признаков расстройства личности: совместный анализ моделей признаков CAT-PD, PID-5 и NEO PI-3. Pers Disord Theory Res Treat. 2014;5:43–54. Эмпирическая поддержка связи многомерной модели черт DSM-5 Раздела III с пятифакторной моделью личности в целом. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

32. Уотсон Д., Кларк Л.А., Хмелевски М. Структуры личности и их отношение к психопатологии: II. Дальнейшая формулировка комплексной унифицированной структуры признаков. J Перс. 2008; 76: 1485–1522. [PubMed] [Google Scholar]

33. DeYoung CG, Carey BE, Krueger RF, Ross SR. Десять аспектов Большой пятерки в Личностном опроснике DSM–5. Pers Disord Theory Res Treat. 2016;7:113–123. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

34. Samuel DB, Widiger TA. Метааналитический обзор отношений между пятифакторной моделью и DSM-IV-TR расстройства личности: анализ на уровне аспектов. Clin Psychol Rev. 2008; 28: 1326–1342. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

35** Crego C, Widiger TA. Концептуализация и оценка шизотипических черт: сравнение FFSI и PID-5. J Перс. расстройство. в прессе. Сравнение альтернативных концептуализаций и оценка психотизма и шизотипических черт DSM-5 на взаимосвязь с пятифакторной моделью личности в целом. [Академия Google]

36** Berghuis H, Kamphuis JH, Verheul R. Специфические черты личности и общая дисфункция личности как предикторы наличия и тяжести расстройств личности в клинической выборке. J Pers Ass. 2014;96:410–416. Эмпирическое исследование взаимосвязи общей личности, неадекватных черт личности и критерия А DSM-5 (например, самопатология) [PubMed] [Google Scholar]

37. Фью Л.Р., Миллер Дж.Д., Ротбаум А.О., Меллер С., Мэйплс С., Терри Дж., Коллинз Б., Маккиллоп Дж. Исследование диагностической системы Раздела III DSM-5 на расстройства личности в амбулаторном клиническом образце. J Abnorm Psychol. 2013;122:1057–1069. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

38. Mullins-Sweatt SN, Widiger TA. Жизненные проблемы, связанные с личностью: эмпирический подход. Pers Disord Theory Res Treat. 2010;1:230–238. [PubMed] [Google Scholar]

39. Krueger RF, Eaton NR. Черты личности и классификация психических расстройств: к полной интеграции в DSM-V и эмпирической модели психопатологии. Pers Disord Theory Res Treat. 2010;1:97–118. [PubMed] [Google Scholar]

40. Widiger TA, Trull TJ. Тектоника плит в классификации расстройств личности: переход к многомерной модели. Я психол. 2007; 62:71–83. [PubMed] [Академия Google]

41* Видигер Т.А., Преснолл Дж.Р. Клиническое применение пятифакторной модели. J Перс. 2013; 81: 515–527. Обзор клинической полезности пятифакторной модели общей личности. [PubMed] [Google Scholar]

42. Армстронг Л., Раймс К.А. Когнитивная терапия невротизма (уязвимость к стрессу), основанная на осознанности: пилотное рандомизированное исследование. Поведенческая терапия. 2016; 47: 287–298. [PubMed] [Google Scholar]

43** Зауэр-Завала С., Уилнер Дж. Г., Барлоу Д. Х. Борьба с невротизмом в психологической терапии. Pers Disord Theory Res Treat. в прессе. Программа лечения пятифакторного невротизма. [Академия Google]

44. Widiger TA, Mullins-Sweatt SN. Пятифакторная модель расстройства личности: предложение для DSM-V. Энн Рев Клин Psychol. 2009;5:115–138. [Google Scholar]

45. Lynam DR, Widiger TA. Использование пятифакторной модели для представления расстройств личности DSM-IV: консенсусный подход экспертов. J Abnorm Psychol. 2001; 110:401–412. [PubMed] [Google Scholar]

46. Oltmanns TF, Powers AD. Гендерные и личностные расстройства. В: Видигер Т.А., редактор. Оксфордский справочник по расстройствам личности. Издательство Оксфордского университета; 2012. С. 147–162. [Академия Google]

47. Линам Д.Р., Видигер Т.А. Использование общей модели личности для понимания половых различий в расстройствах личности. J Перс. расстройство. 2007; 21: 583–602. [PubMed] [Google Scholar]

48. Де Фрюйт Ф., Де Клерк Б. Предпосылки расстройства личности в детстве и подростковом возрасте: к интегративной модели развития. Энн Рев Клин Psychol. 2014; 10:449–476. [PubMed] [Google Scholar]

49. Де Клерк Б., Де Фрюйт Ф., Ван Леувен К., Мервильде И. Структура неадекватных черт личности в детстве: шаг к интегративной перспективе развития для DSM-V. J Abnorm Psychol. 2006;115:639–657. [PubMed] [Google Scholar]

50. Тайрер П. Дисфункция личности является причиной рецидивирующего некогнитивного психического расстройства: проверяемая гипотеза. Личное здоровье. 2015; 9:1–7. [PubMed] [Google Scholar]

История психоаналитической теории Фрейда

Большинство людей слышали о Зигмунде Фрейде, отце психоанализа, и многие слышали о некоторых из его наиболее противоречивых идей, таких как зависть к пенису и Эдипов комплекс.

Однако психоанализ — это гораздо больше, чем причудливый подход к пониманию человеческого разума. Это особая форма разговорной терапии, основанная на сложной теории человеческого развития и психологического функционирования.

В этой статье мы познакомим вас с историей психоаналитической теории, основными постулатами психоаналитической модели разума и клиническим подходом, называемым психоанализом. Мы объясним различия между психоанализом и психотерапией и рассмотрим некоторые критические замечания в адрес психоанализа.

Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших позитивных упражнения КПТ. Эти научно обоснованные упражнения предоставят вам подробное представление о позитивной когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) и инструментах для ее применения в терапии или коучинге.

Эта статья содержит

  • Что такое психоанализ? Определение и история психоаналитической теории
  • Подход: психоаналитическая перспектива
  • Методы психоаналитической терапии
  • Психодинамика против психоаналитической теории
  • Психоанализ против психотерапии
  • Психоаналитический тест: Фрейдистский тест личности
  • Критика психоаналитической теории
  • Сообщение на вынос
  • Ссылки

Что такое психоанализ? A Definition and History of Psychoanalytic Theory

Психоанализ — это разговорная терапия, направленная на лечение ряда проблем психического здоровья путем исследования взаимосвязи между бессознательными и сознательными элементами психологического опыта с использованием таких клинических методов, как свободные ассоциации и интерпретация сновидений (Pick, 2015). ).

Современный психоанализ во многом развился из своих корней в классическом фрейдистском подходе, который развивался в Вене в конце XIX века. век.

Сегодня существует несколько психоаналитических школ, придерживающихся различных моделей сознания и клинических подходов. К ним относятся школа объектных отношений, связанная с Кляйном и Винникоттом, аналитическая психология Юнга и лакановский психоанализ (Gaztambide, 2021).

Сегодня существует множество противоречий между этими различными подходами, хотя все они могут быть классифицированы как подходы к психоанализу.

Их объединяет то, что они сосредоточены на динамике переноса и контрпереноса между аналитиком и анализандом как средстве психологической трансформации и исцеления (Pick, 2015). Это поясняется ниже.

Теория Фрейда: Зигмунд Фрейд и психоанализ

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд родился в Австрии и провел большую часть своего детства и взрослой жизни в Вене (Gay, 2006). Он поступил в медицинскую школу и выучился на невролога, получив степень доктора медицины в 1881 году.

Вскоре после окончания учебы он открыл частную практику и начал лечить пациентов с психическими расстройствами. Интригующий опыт его коллеги, доктора Йозефа Брейера, с пациенткой «Анной О.», которая испытывала ряд физических симптомов без видимой физической причины (Breuer & Freud, 189).5/2001) привлек его внимание.

Доктор Брейер обнаружил, что ее симптомы уменьшились, когда он помог ей восстановить воспоминания о травмирующих переживаниях, которые она вытеснила из сознательного сознания. Этот случай пробудил интерес Фрейда к бессознательному и стимулировал развитие некоторых из его самых влиятельных идей.

Подробнее о клинических истоках психоанализа можно прочитать в оригинальном тексте Исследования истерии (Бройер и Фрейд, 1895/2001).

Модели разума: эго, ид и суперэго

Возможно, наибольшее влияние Фрейда на мир оказала его модель человеческого разума, которая делит разум на три слоя или области.

  • Сознание
    Вместилище наших текущих мыслей, чувств и восприятия
  • Подсознание (иногда называемое подсознанием)
    Дом всего, что мы можем вспомнить или извлечь из нашей памяти
  • Бессознательное
    На самом глубоком уровне нашего разума находится хранилище процессов, управляющих нашим поведением, включая биологически обусловленные инстинктивные желания (Pick, 2015).

Позже Фрейд предложил более структурированную модель разума, которая лучше отражала его первоначальные представления о сознательных и бессознательных процессах (Gaztambide, 2021).

В этой модели разум состоит из трех компонентов:

  • Ид
    Ид действует на бессознательном уровне как двигатель двух наших основных инстинктивных побуждений: Эроса, или инстинкта выживания, который побуждает нас участвовать в деятельности, поддерживающей жизнь, и Танатос, или инстинкт смерти, который побуждает к разрушительному, агрессивному и жестокому поведению.
  • Эго
    Эго действует как фильтр для Ид, который работает как проводник и проверка наших бессознательных побуждений. Эго обеспечивает удовлетворение наших потребностей социально приемлемым способом. Он ориентирован на навигацию в реальности и начинает развиваться в младенчестве.
  • Суперэго
    Суперэго — это термин, который Фрейд дает «сознанию», где обитают мораль и высшие принципы, побуждающие нас действовать социально и морально приемлемым образом (Pick, 2015).

Изображение предлагает контекст этой модели разума «айсберг», которая изображает наибольшее психологическое влияние как область бессознательного.

Защитные механизмы

Фрейд считал, что эти три компонента разума находятся в постоянном конфликте, потому что каждый из них преследует разные цели. Иногда, когда психологический конфликт угрожает психологическому функционированию, эго мобилизует множество защитных механизмов, чтобы предотвратить психологическую дезинтеграцию (Burgo, 2012).

К этим защитным механизмам относятся:

  • Подавление
    Эго полностью препятствует проникновению в сознание беспокоящих воспоминаний или угрожающих мыслей, вытесняя их в наше бессознательное.
  • Отрицание
    Эго блокирует огорчающие или ошеломляющие переживания осознания, заставляя нас отказываться признавать или верить в то, что происходит.
  • Проекция
    Эго пытается устранить дискомфорт, приписывая наши неприемлемые мысли, чувства и мотивы другому человеку.
  • Смещение
    Эго удовлетворяет бессознательный импульс, воздействуя на замещающий объект или человека социально неприемлемым образом (например, выражая гнев, который вы испытываете по отношению к своему начальнику на работе, вместо этого дома с супругом).
  • Регрессия
    Функционирование Эго возвращается к прежней стадии психологического развития, чтобы справляться со стрессом (например, у разгневанного взрослого впадает в истерику, как у маленького ребенка).
  • Сублимация
    Подобно перемещению, эго преодолевает конфликт, направляя избыточную энергию на социально приемлемую деятельность (например, направляя тревогу на упражнения, работу или другие творческие занятия).

Подход: Психоаналитический взгляд

Психоаналитический подход фокусируется на расшифровке того, как бессознательный разум управляет сознательными процессами таким образом, что это мешает здоровому психологическому функционированию.

Он основан на фундаментальной идее о том, что поведением человека управляют биологически детерминированные бессознательные силы, часто уходящие корнями в ранний опыт попыток удовлетворить наши основные потребности. Однако они остаются вне сознания (Pick, 2015).

Психоанализ занимается исследованием защит взрослых от неприемлемых бессознательных желаний, коренящихся в этих ранних переживаниях, и подчеркивает их важность как основы психологического функционирования взрослых (Frosh, 2016).

Загрузите 3 бесплатных пакета инструментов Positive CBT Tools Pack (PDF)

Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.

Методы психоаналитической терапии

Современный психоаналитик может использовать ряд различных вмешательств в зависимости от школы психоаналитического мышления (например, объектно-реляционные, лакановские, юнгианские и т. д.; Gaztambide, 2021).

Тем не менее, существуют четыре составные техники, специфичные для психоанализа, которые мы объясним ниже.

Каковы четыре идеи психоанализа?

Интерпретация

Интерпретация относится к выдвижению аналитиком гипотезы о бессознательных конфликтах своего клиента. Эти гипотезы устно сообщаются клиенту.

Как правило, аналитик пытается сделать своего клиента более осведомленным об их защитных механизмах и их контексте отношений, включая их бессознательные конфликты и мотивацию клиента для мобилизации определенного защитного механизма (Kernberg, 2016).

Существует три этапа интерпретации (Kernberg, 2016):

  • Прояснение
    Когда аналитик пытается прояснить, что происходит в сознании пациента
  • Конфронтация
    Аккуратно стремится довести до сведения клиента невербальные аспекты поведения
  • Интерпретация
    Когда аналитик выдвигает свою гипотезу о бессознательном значении, связывающем каждый аспект коммуникации клиента с другими
Анализ переноса

Перенос относится к повторению бессознательных конфликтов, уходящих корнями в реляционное прошлое клиента в отношениях с аналитиком. Анализ переноса включает в себя отслеживание элементов вербальной и невербальной коммуникации клиента с целью повлиять на поведение аналитика по отношению к клиенту (Racker, 1982).

Например, клиент с историей детской травмы может начать относиться к аналитику как к угрожающей или хищной авторитетной фигуре, выражая подозрение в мотивах аналитика, пропусках сеансов или злясь на аналитика.

Анализ переноса клиента является важным компонентом психоанализа и основной движущей силой изменений во время лечения. Он предоставляет исходный материал, на основании которого аналитик делает выводы (Racker, 1982).

Техническая нейтральность

Техническая нейтральность относится к приверженности аналитика сохранять нейтральность и избегать принятия какой-либо стороны во внутренних конфликтах клиента. Аналитик стремится оставаться нейтральным и непредвзятым, сохраняя клиническую дистанцию ​​от внешней реальности клиента.

Кроме того, техническая нейтральность требует, чтобы аналитики воздерживались от навязывания клиенту своих систем ценностей (Kernberg, 2016).

Технический нейтралитет иногда может показаться равнодушием или незаинтересованностью в клиенте, но это не цель; скорее, аналитики стремятся служить зеркалом для своих клиентов, отражая их собственные характеристики, предположения и поведение, чтобы развивать самосознание клиента.

Анализ контрпереноса

Контрперенос относится к ответам и реакциям аналитика на клиента и материал, который он представляет во время сеансов, особенно к переносу клиента.

Анализ контрпереноса включает в себя отслеживание элементов собственного диспозиционного переноса аналитика на клиента, который определяется клиентом (Racker, 1982).

Анализ контрпереноса позволяет аналитику поддерживать клинические границы и избегать отыгрывания в отношениях с клиентом.

Следуя приведенному выше примеру, аналитик, работающий с клиентом, у которого в анамнезе были детские травмы, может отреагировать на перенос клиента, испытывая пренебрежение или презрение к клиенту, который пропускает сеансы или выражает подозрения.

Однако анализ контрпереноса позволяет аналитику понять, что такие чувства являются реакцией на перенос клиента, уходящий корнями в его прошлые конфликты в отношениях. Тогда чувства аналитика рассматриваются как материал для интерпретации, а не как выражение (Racker, 1982).

Психодинамическая теория против психоаналитической теории

Психодинамическая теория является эволюционным ответвлением психоаналитической теории и сохраняет ключевые элементы психоаналитической теории человеческого развития, психологического функционирования и терапевтических методов (Berzoff et al., 2008).

Психодинамическая теория соглашается с тем, что клинические проблемы во взрослой жизни часто возникают в ранних отношениях клиента. Он также учитывает текущий социальный контекст клиента и его взаимодействие с непосредственным окружением.

Оба теоретических подхода сходятся в следующем:

  • Существование бессознательных влечений/инстинктов и защитных механизмов
  • Влияние бессознательного на личность и поведение человека
  • Важность нашего раннего опыта в формировании более поздних паттернов отношений
  • Влияние внутренних факторов на поведение, то есть поведение никогда не находится под полным контролем клиента (Berzoff et al. , 2008)

Может быть полезно провести дальнейшее различие между ними, приведя несколько примеров различий и сходств в клиническом подходе.

Во-первых, и психоаналитик, и психодинамический терапевт работают с переносом и контрпереносом. Фактически, любой терапевтический подход, который признает и работает с переносом и/или контрпереносом, может быть отчасти назван психодинамическим (Shedler, 2010).

Таким образом, психодинамический терапевт уделяет внимание сообщениям своего клиента, чтобы определить, как глубоко укоренившиеся бессознательные конфликты могут способствовать проблемному поведению, мыслям и чувствам в настоящем.

Однако они также обращают внимание на текущий социальный контекст жизни клиента, чтобы понять, как реальные ситуации, такие как бедность, горе, жестокое обращение, насилие, расизм, сексизм и т. д., способствуют страданиям клиента ( Берзофф и др., 2008).

Психоаналитик будет видеть своего клиента (обычно называемого пациентом) каждый рабочий день в течение неопределенного периода лет. Между тем, психодинамический терапевт будет встречаться с клиентом реже, возможно, один или два раза в неделю в течение нескольких месяцев или нескольких лет, в зависимости от потребностей клиента. В этом отношении психодинамическая терапия больше ориентирована на клиента (Berzoff et al., 2008).

Психодинамический терапевт может использовать техники, не являющиеся психоаналитическими, для работы с переносом и контрпереносом. Они могут включать коммуникативные навыки, такие как активное слушание, эмпатия и выразительное искусство. Психодинамические терапевты не ограничены в своем подходе традиционными столпами психоаналитической техники, упомянутыми выше (Шедлер, 2010).

Психоаналитик работает со своим клиентом на кушетке, чтобы стимулировать регрессию и получить доступ к бессознательному материалу (Pick, 2015), в то время как психодинамический терапевт работает лицом к лицу с клиентом, сидящим прямо.

Теперь, когда мы выяснили различия между психодинамической и психоаналитической терапией, давайте посмотрим на разницу между психоанализом и психотерапией в целом.

Психоанализ в сравнении с психотерапией

Психоаналитик обладает определенным набором навыков, полученных в результате специальной психоаналитической подготовки. Между тем, психотерапевты могут обучаться ряду терапевтических методов, включая психодинамические, когнитивно-поведенческие, гуманистические или интегративные подходы (Wampold, 2018).

Однако обе профессии сосредоточены на помощи людям с помощью разговорной терапии. Оба используют свои навыки, чтобы помочь своим клиентам проникнуть в их внутренний мир, решить свои психологические проблемы и исцелиться.

По сути, психоаналитик — это разновидность психотерапевта, специализирующегося на психоанализе. Поэтому каждый психоаналитик также является психотерапевтом, но не каждый психотерапевт является психоаналитиком (Wampold, 2018).

Психоаналитический тест: фрейдовский личностный тест

Если вы заинтересованы в том, чтобы пройти быстрый и простой тест для определения вашего типа личности в соответствии с классической психоаналитической теорией, подумайте о том, чтобы пройти тест Фрейда на стиль личности от Исследовательской лаборатории индивидуальных различий.

Хотя для получения более достоверной и надежной классификации вам потребуется консультация психоаналитика, этот тест может дать вам представление о том, как психоаналитики концептуализируют личность.

Тест состоит из 48 пунктов, оцениваемых по пятибалльной шкале от «Не согласен» до «Согласен». Результаты представлены в виде баллов от 0% до 100% по восьми типам личности:

  • Орально-рецептивный
  • Орально-агрессивный
  • Анально-выталкивающий
  • Удерживающий анал
  • Фаллически-агрессивный
  • Фаллико-компенсационный
  • Классическая истерика
  • Ретенционная истерика

Чтобы больше узнать о теории Фрейда о психосексуальном развитии и о том, как она связана с личностью, посмотрите видео ниже.

Объяснение психоаналитической теории Зигмунда Фрейда

Критика психоаналитической теории

Хотя психоаналитическая теория заложила основы большей части современной психологии, она не лишена недостатков. Психоанализ все еще практикуется сегодня, и с тех пор психоаналитическая теория была обновлена ​​​​благодаря нашему лучшему пониманию человеческого поведения, нейронауки и мозга (Frosh, 2016).

Однако серьезная критика теории и ее приложений остается (Eagle, 2007).

Основные критические замечания включают следующее:

  • Многие гипотезы и предположения психоаналитической теории не могут быть проверены эмпирически, что делает практически невозможным их фальсификацию или подтверждение.
  • Он подчеркивает детерминированную роль биологии и бессознательного и игнорирует влияние окружающей среды на сознательный разум.
  • Психоаналитическая теория глубоко укоренилась в сексистских идеях Фрейда, и следы этого сексизма все еще остаются в теории и практике сегодня.
  • Он глубоко европоцентричен и не поддерживается межкультурно и может применяться только к клиентам из западной иудео-христианской и светской культур.
  • Фрейд уделял особое внимание патологии и пренебрегал изучением оптимального психологического функционирования.
  • Теория была разработана не путем применения научного метода, а на основе субъективных интерпретаций Фрейдом небольшой группы пациентов, принадлежащих к определенному культурному фону и определенному историческому периоду (Eagle, 2007).

Учитывая эту обоснованную критику психоаналитической теории, было бы мудро относиться к Фрейду и его теориям со скептицизмом.

Хотя его работа легла в основу современной психологии, она не была разработана на основе научно обоснованной доказательной базы и не поддается фальсификации. Поэтому ученики и последователи Фрейда взяли на себя бремя попыток предоставить доказательства, подтверждающие научную и клиническую достоверность психоанализа.

Важная информация

В то время как классическая психоаналитическая теория Фрейда и традиционная клиническая техника заслужили широкую критику из-за отсутствия научной доказательной базы или возможности проверки, объяснительная сила психоаналитической теории стала частью популярной культуры на Западе.

Например, все мы знаем об оговорке по Фрейду и в целом согласны с тем, что люди часто остаются «неосознанными» в отношении определенных аспектов самих себя, своих мотивов, поведения и влияния, которое они оказывают на других.

Различные защитные механизмы стали частью повседневного языка популярной психологии, такие как отрицание, вытеснение и проекция.

Также нельзя отрицать, что интерпретация снов Фрейдом привела к широко распространенному убеждению, что наши сны на самом деле что-то значат, а не просто серия случайных событий, происходящих, когда мы спим.

Тем временем центральные терапевтические концепции переноса и контрпереноса легли в основу широко распространенного психодинамического понимания отношений, особенно в медицинских и социальных учреждениях. Эти идеи также повлияли на разработку методов защиты, поддерживающих профессиональные границы.

Некоторые идеи Фрейда могут показаться эксцентричными и актуальными для своего времени, но его наследие далеко простирается и повлияло на области мысли, выходящие далеко за рамки клинической практики психоанализа.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Для получения дополнительной информации не забудьте бесплатно загрузить три наших позитивных упражнения CBT.

Изд.: Обновлено в апреле 2023 г.

  • Берзофф, Дж., Фланаган, Л.М., и Герц, П. (2008). Наизнанку и снаружи в: Психодинамическая клиническая теория и психопатология в современных мультикультурных контекстах . Джейсон Аронсон.
  • Брейер, Дж., и Фрейд, С. (2001). Исследования истерии. В J. Strachey (Trans., Ed.), Полное собрание психологических сочинений Зигмунда Фрейда, Vol. II (1893–95) . Винтаж. (Оригинальная работа опубликована в 1895 г.)
  • Бурго, Дж. (2012). Зачем я это делаю? Механизмы психологической защиты и скрытые способы, которыми они формируют нашу жизнь . Новый Райз Пресс.
  • Орел, Миннесота (2007). Психоанализ и его критика. Психоаналитический психолог г, 24 (1), 10–24.
  • Фрош, С. (2016). За и против психоанализа . Рутледж.
  • Гей, П. (2006). Фрейд: жизнь для нашего времени . В. В. Нортон.
  • Газтамбиде, Д. Дж. (2021). Народная история психоанализа: от Фрейда до психологии освобождения . Лексингтонские книги.
  • Кернберг, О. (2016). Четыре основных компонента психоаналитической техники и производных психоаналитических психотерапий. Всемирная психиатрия , 15 (3), 287–288.
  • Рэкер, Х. (1982). Перенос и контрперенос . Рутледж.
  • Пик, Д. (2015). Психоанализ: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета.
  • Шедлер, Дж. (2010). Эффективность психодинамической психотерапии. American Psychologis т, 65 (2), 98–109.
  • Вамполд, Британская Колумбия (2018). Основы психотерапии: Введение в теорию и практику . Американская психологическая ассоциация.

Об авторе

Джо Нэш, доктор философии, писатель, редактор и писатель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *