Вебера фехнера: Закон Вебера — Фехнера — Психологос

Содержание

Лакокрасочникам о цвете…продолжение разговора

Цвет очень важный компонент в краске. Цветные эмали получаются в процессе производства, путем добавления пигментов. Закон Вебера-Фехнера (о восприятие цвета и света), гласит о том, что глаза и иные анализаторы способны к психофизическим свойствам. К таким свойствам относятся: • Повышенная чувствительность к раздражителям. Единицей измерения чувствительности является пороговая интенсивность (минимальная интенсивность любого раздражителя), реакция такого раздражителя совершается благодаря ощущению.

Следовательно, чувствительность зависит от величины интенсивности. Чем ниже последняя, тем чувствительность, наоборот, выше. А при уменьшении чувствительности, в частности понижения резкости сравниваемых участков (света или частоты), пороговая интенсивность стремится к возрастанию.

• Контрастная чувствительность (дифференциальная чувствительность).

Особенное свойство анализаторов дает им возможность находить определенную разницу пороговой интенсивности между раздражителями. Также имеет место быть количественная взаимосвязь интенсивности ощущения с интенсивностью раздражителя. Еще в первой половине XIX века ученый Э. Вебер доказал, что воспринимается именно относительный прирост силы любого раздражителя, будь то звук, свет или вес, давящий на поверхность. Видимый порог является неотъемлемой частью раздражителя.

К примеру, при увеличении интенсивности раздражителя, начинает расти порог. Ученый психофизик Густав Фехнер еще в 1860 году дал понятие психофизическому закону. Такой закон назвали в честь немецких ученых Э. Вебера и Г. Фехнера. Формулировка Закона Вебера-Фехнера говорит о том, что оценка яркости света определяет соотношение между яркостью и светлотой в наиболее благоприятных условиях. Например, при плохом освещении яркость предметов не высока, так как освещенность понижена, в таком случае порог будет высок. Однако, при очень сильной, слепящей глаза яркости, порог также стремится к увеличению. Можно сделать вывод о том, что для цветов, находящихся на границе диапазона яркостей (условия сумерек или яркостной день), порог всегда будет возрастать. Человеческий глаз воспринимает яркость благодаря максимум контрастной чувствительности.

• Уровень чувствительности анализаторов адаптируется к интенсивности раздражителя. Такое условие называется адаптацией.

• Тренируемость анализаторов. Под этим понятием подразумевается повышение чувствительности, а также ускорение адаптационных процессов, которые направляет сенсорная деятельность человека. • Последовательные образы или последствие. Когда раздражитель прекратил свою работу, анализатор способен сохранять свои ощущения еще какое-то время.

• Нормальная работа анализаторов способствует их постоянному взаимодействию. Имеет место быть эффект синестезии – при раздражении какого-либо органа чувств, возникают такие ощущения, которые соответствую уже иному органу чувств. Другими словами происходит синтезирование или взаимосвязь смешения сигналов от разных органов чувств. Классическим примером понятия синестезии является «цветной слух». Такой термин подразумевает особенное мировоззрение, в котором чувствуются запахи зрительных образов, видятся их цветовые оттенки, звуки наполнены вкусом.

Адаптация глаза – это изменение чувствительности глаза при условиях другой освещенности. Зрительная система человека воспринимает цвета в диапазоне от 10-6 до 106 кд/м². 10-6 − это минимальный световой поток, который чувствует человеческий глаз, а 106 − это порог болевых ощущений, при котором яркость ослепляет глаза. Когда происходит изменение цветового диапазона, то автоматически в зрительной системе включатся механизмы, приводящие к адаптационной перенастройке.

Адаптация включает три параметра:

— уменьшение или увеличение диаметра зрачка;

— изменение реакции палочек и колбочек;

— движение темнового пигмента в сетчатке глаза. Благодаря адаптации, глаз с легкостью способен различать предметы при разном наличии света.

Адаптация бывает 3 видов: темновая, световая, цветовая. Темновая адаптация осуществляется на границе больших и малых яркостей. Происходит адаптация глаз к различным цветовым контрастам. К примеру, при заходе в тусклое помещение после яркого света, поначалу практически ничего не видно. Но через некоторое время глаза начинают различать все предметы в комнате, то есть глаз адаптируется к слабому свету. Световая адаптация, наоборот, происходит на границе малых и больших яркостей.

Например, при выходе из плохо освещенной комнаты на улицу, в солнечную погоду, сразу слепит глаза. Человек рефлекторно начинает жмуриться и видит окружающие объекты через узкий разрез в глазах. Спустя какое-то время (5-7 минут) глаза начинают привыкать к такому яркому свету, и человек смотрит вокруг уже обычным взглядом. Быстрая адаптация происходит благодаря сужению зрачка при ярком освещение. Меняется чувствительность сетчатки оболочки глаза, при значительном свете она (чувствительность) падает. Из-за вышеперечисленных адаптаций, глаз полностью не будет воспринимать все нужные цвета, следовательно, специалистам,производящим цветные эмали и работающим с цветом, нужно избегать ярких контрастов, исключая необходимость адаптации. Человеческий глаз больше воспринимает светлые участки.

Такие пятна обладают большим влиянием на чувствительность сетчатки глаза. Например, если смотреть в окно при солнечной погоде, то окно будет основным источником света, а окружающая поверхность близ него, станет серым, холодным пятном. Цветовая адаптация. Такая адаптация похожа на световую, но происходит за более короткий промежуток.

Это явление объясняется тем, что при продолжительном действии того или иного цвета на глаз, уменьшается чувствительность к этому цвету, тем самым он становится менее ярким. На красные и фиолетовые цвета требуется больше времени для адаптации, а на желтые, зеленые − соответственно меньше. К примеру, у работников с красными тканями через какое-то время пропадает чувствительность, и они не могут различить оттенки этого цвета. Подобная проблема решается наличием синего или зеленого цветов вблизи красных оттенков, тем самым быстро восстанавливается ощущение полноценной цветности. При частых вынужденных адаптациях возникают нарушения функции глаз, мигрени, нервозность. Константность цвета. Еще с самых давних времен человек начал развивать свое цветовое восприятие для распознания тех или иных предметов.

Такое восприятие помогает различать окраску объектов в разных условиях освещенности. К примеру, зеленая трава будет всегда зеленой, даже если она освещается красным закатом. Под константностью цвета понимают способность зрения оценивать цвет предметов в разных условиях освещения, основываясь на цветности этого предмета в естественном свете. То есть наше зрение обладает уникальным свойством видения мира в естественных красках, а не в меняющихся излучениях.

Для того чтобы сравнить светлоту необходимо сравнить коэффициенты разложения (константность восприятия светлоты). Благодаря такому явлению человек может отличать черные цвета от белых при различной степени освещенности. Цветовая константность подразумевает изменение чувствительности сетчатки глаза путем сужения или расширения зрачка. Человек воспринимает окружающее в трехмерном изображении, хотя изображения предметов на сетчатке глаз двухмерны.

Так в чем же дело? Оказывается, в системах итоговой оценки видимого цвета участвует также и головной мозг, который и способен воспринимать трехмерные изображения. На протяжении всей нашей жизни мы постоянно рассматриваем совокупность предметов, сравнивая при этом их цветность и оттенки, которые указаны в ral каталоге цветов.

Приближенная константность, в общем, является уникальным фактором физиологической оптики. Яркий этому пример – шахматная доска, на которую падает тень, от поставленного на нее цилиндра. Черные клетки на свету и белые в тени, практически одной яркости. Но человеческий глаз не замечает этого факта, он видит черные и белые клетки, не зависимо от их освещенности.

Без уникальной способности восприятия цвета, кусок угля в яркий солнечный день виделся бы человеку таким же цветом, как и кусочек мела в пасмурную, холодную погоду. Из всего изложенного видно, что значение константности цвета, величины, формы очень важно. Без константности человеческий мозг не смог бы воспринимать свойства, по которым возможно узнавать предметы, то есть при малейшем изменении освещения или повороте головы, все объекты меняли бы свой цвет, мерцали, постоянно двигались. На истоках человеческого существования световым режимом для людей являлось небо. Днем оно было ярко голубым, издавало солнечный свет, вечером цвет неба менялся на красно-желтый, а ночью − на черный с многочисленными огоньками. Последнее ассоциировалось с лампами и светильниками, которые дают слабую освещенность. Следует отметить, что при ярко-насыщенном свете, не воспринимаемым глазом человека, перестает нормально функционировать зрительный аппарат и константность не действует.

Например, зеленая трава при нормальном свете будет зеленой, а при насыщенном ярко-красном освещении зеленый цвет «превратится» в черный. Известно, что яркое цветное освещение сильнее действует на человека, чем, к примеру, цветная мебель или яркие стены. При ядовито-пронзительном свете человек абсолютно по-другому видит интерьер комнаты. Если световой спектр имеет прерывистую картину, а длины волн представлены широким диапазоном, в этом случае константность имеет право на существование. При монохроматичном (соответствует узкому спектру, воспринимающему один цвет) излучении, напротив, происходит нарушение цветовой константности. В том случае, когда наблюдаемые предметы находятся на темном фоне и изолированы друг от друга, происходит нарушение константности восприятия и цвета.

Это объясняется отсутствием цветности фона, следовательно, длину волны, отраженную от наблюдаемого предмета сравнивать не с чем. Константность также стремиться к нарушению при узком зрительном поле. Это факт исходит из придуманного правила: чтобы сохранялась константность, нужно наличие в зрительном поле предметов, с различными спектральными коэффициентами отражения, кроме этого важен непрерывный спектр, принадлежащий излучаемому источнику.

Если хотя бы одно из этих условий не соблюдается, то возможно нарушение константности восприятия цвета, а также приступ галлюцинаций, пространственное искажение.

В первой половине XX века психолог В. Метцгер пришел к такому выводу, что при длительном смотрении на пустое поле происходят изменения в мозге, ведущие к галлюцинациям. Это явление получило название ганцфельд («пустое поле»).

Причина такого нарушения в том, что человеческие мозг начинает отключать однообразные сигналы, посылаемые глазом, смотрящим на пустое поле одного цвета. При этом увеличивается невральный шум, ищущий несуществующие визуальные сигналы. Такой шум служит началам галлюцинаций.

Примерами этих нарушений могут быть миражи в пустынях, галлюцинации в снежной местности (на экспедициях в Арктике), или под землей (работающие шахтеры в кромешной темноте, не редко сообщают о помутнении сознания и видениях).

По материалам статьи к.ф.-м.н. И.В.Пенова «Как мы видим и воспринимаем цвет, как научиться ориентироваться в мире цвета».

Закон Вебера — Фехнера — Блог Викиум

    • Дмитрий Ершов

      Автор Викиум

Закон Вебера — Фехнера гласит о том, что сила звука увеличивается в геометрической прогрессии, а громкость — в арифметической. В этой статье вы узнаете, как расшифровывается формулировка психофизического закона, и как он был создан.

Согласно закону, интенсивность ощущений прямо пропорциональна логарифму интенсивности стимула. Его авторами являются специалист в области психологии Г. Фехнер и психофизиолог Э. Вебер. В ходе своих экспериментов Вебер пришел к выводу, что новый раздражитель принесет другие ощущения, если он будет по интенсивности отличаться от старого, воздействуя на величину, пропорциональную интенсивности первоначального раздражителя.

Стоит отметить, что фундаментальной основой для закона Вебера — Фехнера стали законы физика Бугера и Стивенса, имеющие тесную связь.

Как расшифровывается закон?

Чтобы лучше понять суть закона, надо рассмотреть пример. Так, если в комнате будет находиться 3 люстры с 2, 4 и 8 включенными лампочками, то каждая из люстр будет светиться одинаково ярче предыдущей. Чтобы у человека было ощущение, что яркость становится больше, количество ламп должно в разы увеличиваться. Например, если человек будет смотреть на люстру с десятью лампочками, а потом посмотрит сразу же на люстру с одиннадцатью включенными лампами, то практически ничего не заметит. В ходе наблюдений выявили, что человек способен реагировать не на любой раздражитель, а только на достаточно интенсивный.

Понятие порогов чувствительности

Если порог чувствительности слишком мал, действие раздражителя будет практически незаметно. Также стоит отметить, что если в чувствительности есть нижний показатель, то существует и верхний. Ощущение изменений происходит при нахождении между этими двумя показателями.

Если говорить о порогах чувствительности, то тут различие очевидно. Например, если взять в одну руку пустую сумку, а в другую — сумку с листом бумаги, человек этого абсолютно не заметит, так как лист весит мало. В данном случае происходит допороговое раздражение. Если же раздражитель имеет значительный вес, то раздражение можно назвать запороговым. Чем выше будет чувствительность, тем ниже эффект различения.

Закон Вебера — Фехнера имеет формулу: Y(ощущение) = k(константа) * S(стимул) и n(показатель степени функции). При этом показатель степени функции может изменяться в зависимости от ощущений.

Основным отличием сенсорной системы является умение замечать различия при одновременно или постепенно действующих раздражителях. Сенсорная адаптация бывает глобальной и селективной. Если при глобальной адаптации происходит снижение абсолютной и повышение дифференциальной чувствительности, то при селективной происходит постепенное привыкание к раздражителю. Селективная адаптация распространяется на всю нервную систему, снижая чувствительность.

То, как человек воспринимает различные раздражители, влияет на его понимание окружающей действительности. А восприятие во многом зависит от активности и эффективности работы мозга. Тренажеры Викиум помогают держать мозг в тонусе и развивать когнитивные функции.

Закон Вебера-Фехнера: неправильное название, которое сохраняется, но от него следует избавиться

. 2021 июль; 128 (4): 757-765.

DOI: 10.1037/rev0000278. Epub 2021 22 апр.

Даниэль Алгом 1

принадлежность

  • 1 Школа психологических наук.
  • PMID: 34242050
  • DOI: 10.1037/rev0000278

Даниэль Алгом. Психолог преп. 2021 июль

. 2021 июль; 128 (4): 757-765.

DOI: 10.1037/rev0000278. Epub 2021 22 апр.

Автор

Даниэль Алгом 1

принадлежность

  • 1 Школа психологических наук.
  • PMID: 34242050
  • DOI: 10.1037/rev0000278

Абстрактный

Термин «закон Вебера-Фехнера», возможно, является наиболее широко используемым неправильным употреблением в психологической науке. Объединение отражает неспособность оценить логическую независимость и несопоставимые последствия закона Вебера и закона Фехнера, а также некоторых тесно связанных между собой. Настоящее заявление, давно назревшее, призвано исправить эту ситуацию. Я обсуждаю корни и происхождение соответствующих законов, отказываясь от формализма в пользу самого необходимого ради более широкой доступности. Три наиболее важных вывода: (а) закон Вебера не обязателен для вывода закона Фехнера; (b) возможно, сам Фехнер не использовал закон Вебера в своих первоначальных выводах; и (c) многие исследователи ошибочно принимают принцип, согласно которому субъективное расстояние определяется физическим отношением, за закон Вебера.

На самом деле принцип, названный здесь принципом Вебера, и закон Вебера различны и независимы. Я подчеркиваю важность проведения различия и иллюстрирую путаницу в литературе, возникающую из-за неправильного применения закона Вебера и использования неправильного названия. (Запись базы данных PsycInfo (c) 2021 APA, все права защищены).

Похожие статьи

  • Фехнеровская идея.

    Джафаров Э.Н., Колониус Х. Джафаров Э.Н. и соавт. Ам Джей Психол. 2011 Лето; 124(2):127-40. doi: 10.5406/amerjpsyc.124.2.0127. Ам Джей Психол. 2011. PMID: 21834399

  • Ранние альтернативные выводы закона Фехнера.

    Масин СК, Зудини В., Антонелли М. Масин С.К. и соавт. J Hist Behav Sci.

    2009 Зима; 45 (1): 56-65. дои: 10.1002/jhbs.20349. J Hist Behav Sci. 2009. PMID: 19137615

  • О психофизическом законе: интерпретация теории информации.

    Сиомопулос В. Сиомопулос В. Навыки восприятия. 1975 г., февраль; 40 (1): 8–10. дои: 10.2466/pms.1975.40.1.8. Навыки восприятия. 1975 год. PMID: 1118295

  • Нейронное кодирование и основной закон психофизики.

    Джонсон К.О., Сяо С.С., Йошиока Т. Джонсон К.О. и др. Нейробиолог. 2002 апр;8(2):111-21. дои: 10.1177/107385840200800207. Нейробиолог. 2002. PMID: 11954556 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Закон Фехнера: откуда берется логарифмическое преобразование?

    Лэминг Д. Лэминг Д. Видеть Воспринимать. 2010;23(2):155-71. дои: 10.1163/187847510X503579. Видеть Воспринимать. 2010. PMID: 20550824 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Типы публикаций

термины MeSH

БАЛЛОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ЗАКОНУ ВЕБЕРА-ФЕХНЕРА. СЕТЧАТКА; МЫШЦА; НЕРВ | Мозг

Фильтр поиска панели навигации МозгЭтот выпускЖурналы о мозгеНеврологияНеврологияКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации МозгЭтот выпускЖурналы о мозгеНеврологияНеврологияКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

Журнальная статья

Получить доступ

А. Д. ВОЛЛЕР, Д.М., Ф.Р.С.

А. Д. ВОЛЛЕР, доктор медицинских наук, Ф.Р.С.

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

пабмед

Google Scholar

Мозг , том 18, выпуск 2–3, 1895 г., страницы 200–216, https://doi.org/10.1093/brain/18.2-3.200

Опубликовано:

01 апреля 1895

    • Содержание статьи
    • Рисунки и таблицы
    • видео
    • Аудио
    • Дополнительные данные
  • Цитировать

    Cite

    A. D. WALLER, M.D., F.R.S., ПУНКТЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ЗАКОНА ВЕБЕРА-ФЕХНЕРА. СЕТЧАТКА; МЫШЦА; НЕРВ, Мозг , том 18, выпуск 2-3, 1895 г., страницы 200–216, https://doi.org/10.1093/brain/18.2-3.200

    Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

    Закрыть

  • Разрешения

    • Электронная почта
    • Твиттер
    • Фейсбук
    • Подробнее

Фильтр поиска панели навигации МозгЭтот выпускЖурналы о мозгеНеврологияНеврологияКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации МозгЭтот выпускЖурналы о мозгеНеврологияНеврологияКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

Предварительный просмотр первой страницы статьи PDF

Закрыть

Этот контент доступен только в формате PDF.

© Издательство Оксфордского университета

Раздел выдачи:

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ И КЛИНИЧЕСКИЕ СЛУЧАИ

В настоящее время у вас нет доступа к этой статье.

Скачать все слайды

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Институциональный доступ

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Стоимость подписки и заказ этого журнала

Варианты покупки книг и журналов в Oxford Academic

Кратковременный доступ

Чтобы приобрести краткосрочный доступ, пожалуйста, войдите в свой личный аккаунт выше.

У вас еще нет личного кабинета? регистр

ПУНКТЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ЗАКОНА ВЕБЕРА-ФЕХНЕРА. СЕТЧАТКА; МЫШЦА; НЕРВ — доступ 24 часа

ЕВРО €48,00

42 фунта стерлингов

52 доллара США.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *